Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Как побороть давнюю греховную связь. Как победить грех. Почему рукоблудие является грехом

Малакия — один из смертных грехов. За нее были покорены Содом и Гоморра — два древних библейских города.

В чем же заключается сущность греха? Что такое малакия вообще? И как быть человеку, совершившему этот грех? Можно ли ему надеяться на спасение?

Что это?

Малакию называют рукоблудием. Иными словами, это самоудовлетворение. В православии считается очень тяжким грехом. За него раньше накладывали епитимью: до 40 дней поста и 100 земных поклонов ежедневно.

Почему это грех?

Потому что является нарушением цели настоящего полового акта. Вступление в интимные отношения у христиан осуществляется после свадьбы. Основной их смысл — появление детей.

Самоосквернение (как еще называют рукоблудие) противоестественно. Это удовлетворение собственной похоти, не более того.

Разрушение девственности

Что такое малакия, мы выяснили. Святой Иоанн Постник отзывался об этом грехе как о потере целомудрия. Тот, кого можно назвать малакийцем, уже теряет свое девство, причем противоестественным путем.

Как физически, так и морально оскверняет себя человек.

Заразный грех

Нужно отметить, говоря о малакии, что это такой грех, который можно назвать очень прилипчивым. Как говорится, стоит только начать, а потом затянет.

Очень многие, даже выйдя замуж или женившись, не могут оставить малакию. Есть два ее вида: самоудовлетворение и чужой рукой. Да простит нас читатель за подробности, но это факты. Последний вид греха не менее скверен и тяжел, нежели первый. По словам Иоанна Постника, тот, кто вовлекает соратника в свое грязное дело, берет двойную ответственность.

Считается ли ночное самоосквернение малакией?

Что такое малакии по Библии, мы выяснили. Это тяжкий грех, за который были поражены два древних города (Садом и Гоморра). А что делать, если такой грех случился во сне? Как придется отвечать за него?

На исповеди необходимо покаяться, но человек же не совершал грех умышленно. То есть здесь так называемое "торжество плоти". Физические желания взяли верх над спящим разумом.

Что делать, если согрешил?

Говоря о том, что такое малакия в православии, нужно разобраться, что делать, если этот грех был совершен умышленно?

Отправляться на исповедь, каяться в содеянном и больше никогда не допускать этого греха. Если же снова допустили малакию, то опять придется идти на исповедь.

Какое наказание будет?

Имеется в виду епитимья от священника. Наложит ли он ее? Все зависит от батюшки, иные накладывают, а кто-то не делает этого. Когда чувство вины от содеянного очень сильно гложет, можно попросить епитимью. Но если батюшка говорит, что не будет ее накладывать, не настаивайте.

Мужская и женская малакия

Давайте выясним, что такое малакия у женщин и у мужчин. Иногда люди ссылаются на Библию, говоря о том, что там нет ничего на тему женского рукоблудия. А раз нет, значит, и не грех.

Мужское самоосквернение греховно тем, что семя извергается "не по делу". Семя для чего дано? Для того чтобы дети получались, правильно? А когда его просто так изливают, или в резиновом изделии №2 оставляют, это не правильно. Не по христианским установкам.

Женщина, в свою очередь, вынашивает ребенка. И исторгает его из собственного лона. Представительница прекрасного пола — будущая мать, и организм ее устроен так, чтобы процесс деторождения осуществлялся.

Когда женщина занимается онанизмом, она идет против воли Бога. Бог устроил ее тело для вынашивания и рождения потомства. А не для того, чтобы удовлетворять животные инстинкты.

Разжигание похоти

Мы не станем повторяться, что такое малакия - это не только осквернение своего тела, а еще и разжигание собственной плоти.

Казалось бы, о каком разжигании речь? Организм затребовал "разрядки". Человек разрядился таким образом, и на этом точка.

Как бы не так. Плоть будет восставать каждый раз, требуя новой "разрядки". И онанист, не в силах побороть ее, будет давать телу желаемое. Не случайно же онанизм относится к психическим отклонениям. Если открыть старые учебники по психиатрии, то там говорится об этом.

Что делать, если плоть восстает?

Бывает такое, что тело требует разрядки настолько, что на стенку хочется лезть. Особенно часто это начинается в период полового созревания. Но бывает и в более старшем возрасте.

Что делать в таких случаях? Не обращать внимания на требования тела. Пресекать мысли об этом. А еще лучше — читать молитву Иисусову. И просить Бога помочь в борьбе с грехом.

Только надо иметь в виду: когда читаете молитву, нечистый дух не дремлет. Он еще сильнее воздействует на плоть. Боритесь с ним, не поддавайтесь. Иначе, что это за вера? Вместо того чтобы стоять до последнего, сдались при первой возможности.

Важный момент

Как подготовиться к исповеди, если случился грех рукоблудия? Стыдно же признаваться.

Ох, лучше бы мы грешить стеснялись, чем каяться. Понимаете, что не сможете произнести этот грех вслух? Напишите на бумаге и честно признайтесь батюшке, что согрешили противоестественным грехом. А озвучивать его совестно, записали на бумаге.

Можно ли будет причаститься после исповеди? Все зависит от священника, если допустит, то можно. Если нет, придется потерпеть, когда батюшка позволит подойти к Чаше.

Заключение

Мы рассказали об одном из самых тяжелых и постыдных грехов. Напомним, что за него Господь покарал Содом и Гоморру. И люди, увлекающиеся онанизмом, не смогут попасть в Царство Небесное.

В том случае, если грех случился, в нем обязательно нужно покаяться. Отбросьте ложный стыд и идите на исповедь. Дальнейшие действия исповедующегося будут зависеть от того, что скажет священник.

Если батюшка наложил епитимью, радуйтесь. Лучше здесь, в этой жизни, претерпеть неудобства, чем в жизни вечной страдать.

Смертных грехов, как известно, семь. Ну, это не то чтобы отдельные семь поступков, которые можно было бы совершить, чтобы впасть во грех, а некие группы пороков, условно объединённые между собой по степени похожести.

Интересуясь данной темой, многие люди задают вопрос, сколько смертных грехов в православии. Смертных грехов в христианском учении насчитывается семь, а называются они так потому, что, несмотря на свою, казалось бы, безобидность, при регулярном занятии ими приводят к гораздо более тяжким грехам и, следовательно, к гибели бессмертной души, попадающей в ад. Смертные грехи не основываются на библейских текстах и не являются прямым откровением Бога – они появились в текстах богословов позднее.

Позволю себе напомнить эти грехи – может, кто-то вовремя осознает, что и он подвержен им.

  1. Сребролюбие. Человеку характерно хотеть много денег, прилагая все усилия для получения материальных ценностей. При этом он не думает, нужны ли они в целом. Эти люди копят драгоценности, деньги, имущество. Они стремятся заполучить нечто большее, чем у них есть, не имея понятия о пределе, даже без наличия желания его знать. Этот грех называют сребролюбием, или жадностью.
  2. Гордость, гордыня. Чувство собственного достоинства, самоуважения, которое иногда переходит всякие границы и в собственном мнении возвышает человека над всеми окружающими, заставляет его относиться к другим людям с презрением. Спустя некоторый промежуток времени человек неустанно начинает думать лишь о себе любимом.
  3. Блуд (половая жизнь до вступления в брак) и прелюбодеяние (супружеская измена). Распутная жизнь. Сквернословие, чтение сладострастных книг, просмотр такого же рода фильмов. Сладострастные мысли, неприличные разговоры, даже единый взгляд, обращённый с вожделением на женщину, причисляется к прелюбодеянию.

Если взирающий с вожделением на женщину грешит, то и женщина не невинна в том же грехе, если она наряжается и украшает себя с желанием, чтобы на неё обращали взгляды, прельщались ею, «ибо горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит».

  1. Зависть. Чувство зависти не всегда может быть белого цвета. Нередко оно может стать причиной, способствующей появлению разлада в отношениях. Не всякий может легко воспринять наличие того факта, что кто-то смог достичь лучших условий для проживания. История знает много примеров, когда чувство зависти приводило к преступлению.
  2. Чревоугодие. Люди, которые много едят, обжираясь при этом, не могут вызвать ничего приятного. Пища необходима для того, чтобы поддерживать жизнь. Но тот, кто подвергается чревоугодию, полагают, что их родили непременно для тех целей, чтобы они ели.
  3. Гнев. Вспыльчивость, раздраженность, принятие гневных помыслов: мечтание отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума (непристойный крик, спор, жестокие, бранные и колкие слова, клевета, злопамятность, возмущение и обида ближнего, ненависть, вражда, мщение, осуждение). К сожалению, не всегда нам удается удерживать себя, свой гнев, когда волна эмоций переполняет. Нужно бороться со своими страстями.
  4. Уныние (лень). Леность ко всякому доброму делу. Излишнее упокоение сном. Депрессия, отчаяние (что нередко доводит человека до самоубийства), отсутствие страха перед Богом, совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни.

Смертный грех – это наиболее тяжелый из возможных грехов, который можно искупить только покаянием. За совершение смертного греха душа человека может лишиться возможности попасть в рай.

Можно верить в это, можно не верить, но нельзя не согласиться, что описанные выше пороки человечества действительно могут испортить жизнь, причём не только тому, кто в этих пороках погряз, но и окружающим.

Сейчас многие скажут: ну вот, Северный начнёт нам проповеди читать, а сам-то, небось, не без греха! И то правда…

Как в Интернете многие ищут диагноз и находят у себя признаки всех самых страшных болезней мира, так и тут – ну все грехи есть в человеке, степень греховности только разная. Просто одни осознают это и пытаются исправить своё поведения, а другие бравируют: да, я такой!

Не согрешивши, как известно, не покаешься, а не покаявшись – не спасёшься. Идеальных людей нет и не было никогда. Но если этим оправдывать любой свой поступок, то уж до такого можно дойти! Вон у Достоевского студент Раскольников ишь какую теорию выдумал – чтоб убийство совершить, проверить себя на предмет величия. Только если каждый великим-то будет, кто ж тогда работать станет, создавать материальные блага, кормить, в конце концов, тех, кто по собственной воле возвеличил себя над остальными?

Все мы понимаем, что и заповеди Христовы из Нагорной проповеди, и описания смертных грехов, и даже уже канувший в лету моральный кодекс строителя коммунизма – всё это своды ограничений, призванные уберечь человека от человека, поместить страстную и буйную натуру в рамки, дать возможность существовать в обществе.

Не ставлю перед собой задачу рассказать о победе над всеми пороками разом, но на одном, как и обещал, остановлюсь подробнее. Это седьмой смертный грех – уныние, или лень. Это один из тех пороков, с которыми человеку по силам справиться без посторонней помощи и без каких-либо ограничений.

Каждый из нас ленив по натуре своей. Просто степень лени у всех разная. И сила воли тоже. Один может превозмочь себя и взяться за трудную работу, а другой найдёт тысячи причин, чтобы не делать этого. В результате один уходит вперёд в развитии, а другой остаётся на месте и жалуется всем на несправедливую судьбу.

Мой давний приятель постоянно жаловался в письмах на то, что государство такое-сякое, что он не оценён, что жить трудно – даже мороженого не могут себе позволить. Ну, я поделился мыслями, рассказал, как мы пытаемся противостоять особенностям времени (другого-то у нас нет и не будет!), на что получил такой ответ: мол, пахать, как ты, и день и ночь – увольте, я этого делать не буду. Так а чего ж ты тогда жалуешься, не пойму?

Ещё один мой знакомый, зарабатывает немного, тоже постоянно плачется, хотя, если говорить объективно, предпосылок к тому нет: и квартира какая-никакая без кредита, и машина приличная, и родители помогают. Ну, а денег не хватает всегда.

Как-то в выходной выпала ему шабашка. За день не успел – и ночь ещё прихватил. Потом как разнылся: не выспался, плохо, так тяжело было. Я его спрашиваю: заплатили, мол? – Да заплатили, и хорошо! – Так что ж ты (трам-парам-пам-пам)!

Часто слышу жалобы некоторых женщин. Есть у меня группа таких знакомых. Работой не перегружены. Вернее – она несколько неравномерная: то пусто, то густо. Зарабатывают для женщин неплохо. Но как соберутся, как начнут ныть: вон кто-то вообще ничего не делает, а такие же деньги получает, даже больше! И вот тут-то самое интересное. Завидуют-то чему? Не тому, что кто-то больше зарабатывает, а тому, кто делает меньше. Ну да, всякому хотелось бы за меньшие усилия получать большие деньги. И знаете, у некоторых баловней судьбы это как-то само собой выходит. Но подавляющему большинству деньги просто так не даются, их заработать надо, часто неадекватно тяжёлым трудом. Организм, конечно, изнашивается. Но не более ли он изнашивается в пьяных бессонных ночах, в обжорстве, в пристрастии к табаку или наркотикам?

Наверное, многие замечают, что часто так называемая «золотая молодёжь» идёт на нарушение закона, участвует в скандалах, провоцирует происшествия. Казалось бы, чего им не хватает – всё у них есть. А вот в том-то и дело, что всё есть. Хочется ещё чего-то, а есть уже всё! Люди просто не выдерживают такого испытания богатством. И иногда пускаются во все тяжкие.

Я заметил: чем умереннее живёт человек, чем больше он трудится, тем меньше дурацкие мысли и желания посещают голову. Забота о хлебе насущном не даёт нам впадать в депрессию (читай – в уныние) и лень.

Вот вы слышали про таких докторов – психотерапевтов? Это не психиатры и не психологи. Это как раз те, которые корректируют поведение человека, часто через беседы. Лечат фобии, депрессию, поведенческие отклонения. На весь Ростов их не больше десятка. А раньше и вообще не было. Зато смотришь западные фильмы – так там люди через одного ходят к этим самым психотерапевтам.

Нет, я за то, чтобы мы жили лучше, чтобы материально были обеспечены, как многие на Западе. Вот только, подчёркиваю, мало кто с достоинством выдерживает испытание деньгами.

Ну, а что делать, если ничего не хочется делать? Вот просто хочется тупо лежать, тупо сидеть, руки ни за что не берутся, пересилить себя невозможно? Знаете, надо симоронить.

В общем, есть такая техника – симорон, или самовнушение, самоубеждение, перевоплощение. С его помощью можно получить, прежде всего, позитивный настрой и оптимистичное отношение к жизни, а затем все, на что хватит вашей фантазии и желаний! Техника симорона помогает практически во всех сферах человеческой жизни: устроиться на хорошую работу и подняться по карьерной лестнице, найти свою половинку и удачно выйти замуж или жениться, решить квартирный вопрос и наладить взаимоотношения с финансами. В этой технике самое важное – то, что каждый ее последователь, усвоив принципы, свободен в творчестве и может создавать техники и симоронские ритуалы на любовь, привлечение финансов или исполнение желаний, наиболее подходящие именно для него. Ну, мысли материализуются, вы же знаете.

Одна моя знакомая попала под жернов времени. Только-только в 90-е годы закончила университет, а её родителей из квартиры в одной из закавказских республик выгнали. Люди в одночасье лишились жилья, имущества – осталась только жизнь.

Чтобы как-то пробиться, выйти из порочного круга уныния, эта девушка переезжает в Ростов, устраивается на работу, снимает квартиру. Одну, другую, третью, пятую… И так пятнадцать (!!!) лет. Любой бы с ума, наверное, сошёл!

Родила ребёнка от любимого человека, правда, совместная жизнь не задалась. И с ребёнком – тоже по чужим квартирам. Однажды хозяйка заставила срочно посреди зимы съезжать с младенцем, освобождать жильё. Знакомые помогли, перевезли вещи, подыскали новую квартиру.

Эта женщина потом рассказывала, что не раз посещали малодушные мысли…

Что сейчас? Всё у неё хорошо, живёт в собственной просторной квартире. И никто ей особо в этом не помог – только она сама! Просто всё время себя убеждала: «Я тот человек, который сделает то-то! Я тот, который купит квартиру в центре города».

В общем, от неё я и узнал о технике симорона. Может, несколько косолапо тут её пересказал, но принцип такой.

Не хочется вставать с дивана и начинать генеральную уборку? А вы убедите себя, что это дополнительные движения, которых нам сейчас не хватает, что сожжём лишние калории, что станет легче дышать и приятно находиться в чистой квартире.

Не хочется окучивать картошку – а вы вспомните, как приятно пахнет весенняя земля, как растёт эта ваша картошечка-рассыпушечка, без всяких там химикатов, что это вы её вырастили, а потом будете есть и сами, и родственников да гостей угощать.

Не хочется в понедельник идти на работу? А вы представьте, что, раз есть эта работа, значит, она нужна людям, что вы пользу приносите. Начальник злой? А вы подумайте, наоборот, что он добрый, только несчастный в чём-то, что он не хочет быть таким. Не обижайтесь на него, улыбнитесь раз, другой, выслушайте, выполните чётко и в срок, чего от вас хотят. И к тому же, когда вы поставите перед собой цель (ну, например, «Я тот человек, который быстро продвигается по службе», «Я тот, кто заработает больше денег для семьи» и т.п.), это обязательно сбудется. А если проходит длительное время и оно не сбывается, значит либо цель слишком велика, либо вам это не нужно. Начинайте с мелочей, а потом, когда начнёт получаться, идите и дальше.

Конечно, нужно во всём меру знать. А то захотите стать владычицей морскою, да ещё чтоб рыбка была у вас на посылках, - и останетесь у разбитого корыта. Ведь мало просто желать – нужно работать для исполнения этих желаний. Емеля на печи – это только в сказках. А вообще-то всё, чего добивается народ в России, это только благодаря своему труду. Ну, и везению. Но последнее крайне редко случается, главное всё-таки труд.

Игорь Северный

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или .

Что такое грех ? Грех есть беззаконие , — говорит апостол Иоанн Богослов (1 Ин 3, 4). То есть — нарушение законов духовной жизни. А нарушение как физических, так и духовных законов ведет к беде, к саморазрушению.

Человек — духовно-телесное существо, он состоит из души и тела. Для жизни и здоровья тела по законам физического мира нужны белки, жиры, углеводы, витамины и так далее. Что случится, если человек будет пренебрегать законами физического бытия, грубо нарушать нормы питания и питаться тем, что вредно организму? Например, вместо воды пить бензин или керосин? Такие действия являются противоестественными для организма человека и приводят к болезням или даже к смерти. Еще пример. Чтобы тело было защищено, люди с глубокой древности зимой носят теплую одежду. Если пренебрегать этими вековыми правилами и ходить в мороз раздетым, то болезнь неизбежна. Точно так же действует грех — он причиняет вред, действует разрушительно, но не на тело, а на душу, что гораздо хуже: ведь тело временно, тленно, а душа бессмертна.

Грех — это духовная болезнь. Человек нарушает данные Богом духовные законы, а душа его (а иногда и тело) страждет, болеет. От греха мучается не только сам согрешивший, но и окружающие его люди. Человек совершает грехи и заставляет страдать других, особенно своих близких. Постепенно он теряет мир с ближними и мир в душе. Поэтому грехи — причина очень многих наших скорбей и несчастий. Но самое главное, грех отдаляет человека от Бога, создает преграду, средостение, через которое все тяжелей и тяжелей бывает пробиться.

Слово грех по-гречески звучит как амартиа , то есть промах, мимо цели . И действительно, большинство грехов люди совершают неосознанно, не ведая что творят. Если бы люди знали, какие тяжелые последствия имеют грехи, многих грехов удалось бы избежать. Но даже несознательный грех наносит травму душе и приносит горькие плоды. Есть такая поговорка: «Благими намерениями вымощена дорога в ад».

С грехопадением первых людей в этот мир вошел грех, он очень сильно повредил, исказил природу человека. Но для того и сошел на нашу землю Христос Спаситель, чтобы спасти нас от греха, исцелить нашу природу. Он сказал: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф 9, 13). Господь разрушил власть диавола, власть греха, указал путь христианской жизни, установил Таинство покаяния и даровал возможность исцелиться от грехов в Церкви.

Как победить грех? Об этом сказано в Евангелии. И Господь наш Иисус Христос, и проповедник покаяния Иоанн Креститель начали свою проповедь словами: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3, 2). Первое: чтобы победить грех, нужно сначала очиститься от него, смыть его со своей души. Недаром Иоанн Креститель призывал людей покаяться и омыться в водах реки Иордан. Это было еще не новозаветное крещение, а крещение покаяния. В Таинстве исповеди мы, как в некой духовной бане, омываем свою душу от грехов, мы приходим к Богу и просим у Него прощения, каемся в наших дурных поступках и получаем прощение и разрешение от прегрешений. Грехи как грязь, как скверна лежат на нашей душе, и от этой нечистоты болеет, страдает наша душа.

Второе, что нужно помнить: недостаточно просто попросить прощения, поисповедовать грех. По-гречески покаяние будет метанойя , то есть изменение ума. Покаяние — это глубокое осознание греха, это перемена жизни. После покаяния нужно приложить все силы, чтобы больше не повторять исповеданное.

И, наконец, третье условие избавления от греха — это плоды покаяния . Иоанн Предтеча учил приходящих к нему: Сотворите же достойный плод покаяния (Мф 3, 8). Что это значит? Чтобы победить грех и его разрушительные последствия, нужно после покаяния принести плоды христианской жизни, исправить ошибки, исцелить язвы, нанесенные грехом. Недаром говорят: «Свято место пусто не бывает». Если грех изгнан из души, но его место не занято добродетелями, он очень скоро вернется. Об этом Господь говорит в притче. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого (Мф 12, 43-45).

Чтобы победить грех и склонность к нему, необходимо обращаться к Богу, просить Его о помощи. Своими немощными силами мы с грехами не справимся.

У всех нас есть «любимые грехи», которые по какой-то причине мы не можем побороть. И когда мы теряем последнюю надежду и перестаем верить в то, что мы когда-нибудь сможем с ними справиться, где нам найти силы преодолеть нашу слабость?

Когда я служил на миссии полного дня в Южной Калифорнии, член Церкви, в течение четырнадцати лет отслуживший в призвании епископа, поделился со мной одним секретом: «У всех нас грехи сводятся к нескольким самым „любимым“». Это меня очень обеспокоило. Неужели Святые последних дней действительно «любят» какие-то грехи и сознательно повторяют их, несмотря на их пагубные последствия? Я подумал: «Нечестие никогда не было счастьем» (Алма 41:10).

Однако, я вскоре осознал, что большую часть жизни я совершаю один и тот же грех. Давайте начистоту – не все ли мы это делаем? И Библия, и Книга Мормона утверждают, что «все согрешили» (Римлянам 3:23), и «Все мы, как овцы, заблудились» (Мосия 14:6). И хотя грехи, которые мы совершаем, разные, у каждого из нас есть «любимые» грехи, которые нам особенно трудно побороть.

Почему так происходит? Ведь такое поведение непонятно и опасно. Оно также может привести к тому, что мы перестанем верить, что с ними возможно справиться. Так как же мы это можем сделать?

Почему мы не можем перестать совершать один и тот же грех?

Давайте начнем с того, чтобы понять, почему мы вообще грешим. Во-первых, нам необходимо понять, что мы не только «делаем ошибки» (общепринятый мормонский эвфемизм), а так же и то, что грехи не случайны. Время от времени, все мы действуем против воли Бога. Мы грешим, потому что хотим этого сами. Возможно, что изначально мы просто хотели проверить вкус чего-то нового. И, может быть, какое-то время это манило нас, давление со стороны сверстников побуждало нас к этому, и казалось, что может быть даже и не будет никаких последствий. Мы знали, что само действие неправильно, но мы все равно шли на него.

Как ни странно, такой выбор может привести к тому, что в будущем нам будет труднее принять другое решение. Нефий заметил, что когда мы совершаем один и тот же грех, едва видимые хрупкие нити становятся «крепкими веревками навеки» (2 Нефий 26:22). Старейшина Джеймс Талмейдж объясняет этот особый принцип так: «Покаяние возможно не всегда. Если покаяние откладывается, способность покаяться слабеет. Пренебрегая возможностью воспользоваться чем-то священным, мы постепенно теряем такую возможность». Так, хотя поначалу мы грешим, потому что хотим этого, позднее мы начинаем совершать один и тот же грех, так как не можем справиться с ним сами.

Эта неспособность измениться – результат ожесточенного сердца. Мы не хотим, чтобы Дух заставлял нас чувствовать свою вину, и перестаем прислушиваться к Нему. И, в конце концов, себе же в ущерб, мы позволяем Ему оставить нас.

Когда один и тот же грех ожесточает наши сердца, одна только сила воли недостаточна

Когда армия Гедеона числом в 32.000 воинов была превышена в числе армией Мадианитян, состоявшей из 135.000 человек, Господь сказал Гедеону, что его армия слишком большая (см. Судьи 7:1-3). Он сказал: «Народа с тобою слишком много, не могу Я предать Мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: `моя рука спасла меня’» (7:2). Так Господь повелел Гедеону уменьшить его армию, пока в ней не осталось всего 300 воинов. В итоге, армия Гедеона составляла всего 1% от изначального числа, и на каждого воина Израилева приходилось 400 Мадианитян.

Уменьшив таким образом армию Гедеона, Бог хотел убедиться, что воины Гедеона доверятся Ему, а не «руке плоти». Гедеон и его воины знали, что это не они спасли себя, а их Бог.

Почему Бог хотел, чтобы воины Гедеона понимали, что Он их единственный источник сил? По той же причине, по которой Он хочет, чтобы это понимали и мы – Ему не нужна наша похвала: Он хочет, чтобы мы понимали, ради нашей же пользы, что мы не можем выжить духовно без Его помощи. Как сказал Президент Генри Б. Айринг, мы «нуждаемся в силе, большей, чем наша собственная, чтобы соблюдать данные нам заповеди при любых обстоятельствах, какие бы ни преподносила нам жизнь», потому что неважно как сильно мы стараемся, одной только личной дисциплины не будет достаточно.

К сожалению, мы много говорим о силе воли и повиновении, как будто «более усердное старание» является ключом к личной добродетели. Но это не так. Как и Аммон, нам нужно понимать, что мы «ничто», и что «касается силы [нашей], [мы] – слаб[ы]» (Алма 26:12). И в этом нет ничего плохого! Даже Христос не мог справиться в одиночку. Иногда Он уходил от людей, чтобы помолиться Отцу. А когда Он молился в Гефсиманском саду, к Нему явился ангел, который помогал Ему (см. от Луки 22:43). Даже совершенный Спаситель нуждался в силе, которая превосходила Его, а также в помощи Небесного Отца.

Возможно, что силы воли достаточно, когда дело касается следования заповедей. Но когда мы сталкиваемся с грехами, которые нам «нравятся», одной дисциплины недостаточно. Если бы вы могли преодолеть такие грехи самостоятельно, то вы бы уже давно это сделали. Но вы этого не сделали, вы не могли, потому что не можете. В одиночку у вас просто-напросто недостает сил.

Бог может превратить наши недостатки в преимущества

Когда-то я думал, что большая перемена сердца случалась только у древних пророков. Однако, старейшина Беднар объясняет: «Дать возможность Святому Духу так изменить наши сердца, чтобы у нас не было больше „намерения творить зло, но [было] постоянно совершать добро“ (Мосия 5:2), как это произошло с народом царя Вениамина, – вот ответственность, которую мы приняли через завет». Все мы приняли завет изменить наши сердца хотя бы раз. И когда, в результате этой перемены, мы больше не хотим грешить, наши слабости не просто уйдут, а сделают нас сильнее.

С милостью Божией, недостатки могут стать достоинствами. Более того, многие – если не все – самые большие духовные достоинства когда-то были недостатками.

В Ветхом Завете основа христианства раскрыта в словах двух пророков: Исаии и Моисея. Спаситель говорит: «Велики слова Исаии» (3 Нефий 23:1). И чаще всего Спаситель цитировал именно этого пророка. Из уст Моисея вышел Закон Моисеев, который включал 10 заповедей. По иронии судьбы, оба эти пророка были пристыжены за их недостатки произносить речи (Исход 6:30, Исход 4:10, Исаия 6:5). Это также было камнем преткновения и для Еноха. Однако, если судить по тому эффекту, который произвели его пророческие и вдохновенные изречения, ему нельзя найти равных среди других пророков (см. Моисей 7:69).

Тогда как Исаия, Моисей и Енох не обладали даром произносить речи, пророк Мороний отличался «неловкостью рук» и «слабостью» в письме (Ефер 12:24-25). Однако несмотря на этот недостаток, Господь выбрал именно его для редакции большой части Книги Мормона, а также титульного листа этой «самой верной книги на земле». Введение Книги Мормона содержит всего один стих – Мороний 10:3-5 – самый часто цитируемый миссионерами стих, дающий обещание, согласно которому мы можем знать об истинности Книги Мормона и восстановленного Евангелия.

И список таких примеров можно продолжить: апостол Павел, Алма-младший, сыновья Мосии – все они были миссионерами, которые начинали свое служение, имея слабую веру. Даже брат Иареда обрел силу веры, изначально будучи присмиренным своим недостатком. Независимо от того, насколько простыми или сложными нам кажутся грехи, которые мы совершаем снова и снова, все мы можем превратить наши слабости в достоинства.

Господь помогает нам изменить свое сердце через смирение и веру

Мороний пишет: «И если люди придут ко Мне, Я покажу им их слабость. Я даю людям слабость, чтобы они были смиренными; и Моей благодати довольно для всех людей, которые смиряют себя предо Мной; ибо если они смирятся предо Мной и уверуют в Меня, тогда Я сделаю так, что слабое станет для них сильным» (Ефер 12:27). Так Священные Писания указывают нам основные требования, необходимые для перемены сердца: полное смирение и твердая вера во Христа.

Полное смирение

Хотя мы не можем самостоятельно исцелить наши поврежденные сердца, Господь может «взять из плоти нашей сердце каменное» и заменить его «сердцем плотяным» (Иезекииль 36:26). И, так же как и в случае с гарантией от производителя, каменные сердца должны сначала сломаться, и только потом можно их заменить. Божественный «отзыв продукции производителем» возможен только при полном, искреннем смирении. Как Гедеоновы воины, мы должны понимать, что мы недостаточно сильны в одиночку, и чтобы перестать совершать один и тот же грех снова и снова, мы должны положиться на милость Спасителя, дающую нам нужные для этого силы.

Такой глубины смирения и покорности можно достичь быстрее, если мы поймем, что Господь знает лучше нас, как нам стать счастливыми и умиротворенными. Природа человека такова, что он помешан на знании о его будущем. Чтобы принять правильное решение, каждый из нас хотел бы знать, куда приведет нас тот или иной выбор, но к сожалению, мы этого не знаем. Однако эти знания доступны Богу, ведь только Он знает прошлое, настоящее и будущее. Поэтому следование указаниям безвозмездно любящего и всеведущего Отца целесообразно.

Полного смирения также проще добиться, если мы поймем, что Христос разделяет нашу ношу. Мы не должны страдать в одиночестве. Когда мы отдаем себя в руки Господа, Он может облегчить, а иногда и совсем освободить нас от нашей ноши, если мы попросим Его об этом в смирении (Мосия 24:15).

Твердая вера во Христа

Второе условие – твердая вера во Христа – похоже на смирение. Но, тогда как смирение означает осознание того, что мы зависим от Господа, вера берет это осознание еще дальше. Вера означает, что мы действуем, отталкиваясь от этого знания. Возможно потому, что «именно верой совершаются чудеса» (Мороний 7:37 , Ефер 12:12), многие из нас думают, что мы должны «заслужить» веру. Из-за этого мы фокусируемся только на том, что поддается счету и контролю – и это может означать, что когда мы взбираемся по лестнице к небесам, мы полагаемся на нашу собственную самодисциплину и послушание, основанное на силе воли.

Поймите меня правильно, послушание очень важно. Оно является подтверждением вашей покорности – условия, необходимого для полной перемены сердца и показывающего нашу любовь к Богу (от Иоанна 14:15, Учение и Заветы 42:29). Но нам нужно быть осторожными, так как повиновение, основанное на нашей собственной силе воли, может быть духовно опасным. Даже самые благие намерения могут привести к тому, что мы можем начать полагаться на «руку плоти», гордиться и снова начать совершать один и тот же грех (2 Нефий 4:34). Когда мы полагаемся на наши собственные силы, мы либо начинаем думать, что можем со всем справиться сами, либо впадаем в депрессию, так как думаем, что совершенно бессильны.

Дело в том, что мы не можем преодолеть повторяемый нами грех, полагаясь только на свои собственные силы, нашу логику или даже наше сердце. Вместо этого, нам следует полагаться на Бога.

Как писал пророк Мормон, чтобы вера была достаточной для перемены сердца, она должна быть «крепкой» (Геламан 3:35). Мы должны принять твердое и окончательное решение. Как-никак, если мы на самом деле не хотим, чтобы Господь изменил наше сердце и отношение к искушению, Он не сможет нам помочь. Он не будет нарушать границы Своего же дара нам – нашей свободы выбора.

Когда я служил миссионером полного дня, мне выдалась возможность обучать программе «Брось курить». Со временем, я стал замечать одну особенность – я увидел что отличало тех, кто окончательно бросил курить, от тех, кто снова вернулся к этой пагубной привычке.

Поначалу, все, кто начал эту программу, были серьезно настроены бросить курить. Я видел, как рыдали матери, обещая своим детям, что они больше никогда не будут загрязнять воздух их жилого автоприцепа пассивным курением. Я видел отцов, которые просили всех в семье не давать им сигарету, если они попросят. Некоторые приносили пакеты, полные конфет, литры апельсинового сока и обклеивали стены в доме и офисе напоминаниями. С точки зрения постороннего человека, все эти люди начали следовать программе, так как хотели измениться.

В основном, все условия программы выполнялись строго, кроме одного. Когда кто-то снова принимался курить, мы с напарником спрашивали у них, где они взяли первую сигарету. И как ни странно, каждый раз ответ был один и тот же: «Я на всякий случай припрятал пару сигарет в одном из ящиков».

Иными словами, если какая-то часть нас все еще держится за возможность повторить тот же самый грех, это значит, что вы не определились до конца. Господь сделает все возможное, чтобы помочь нам, но если мы не прибегаем к свободе выбора, чтобы хотя бы решить, чего мы хотим, Он не сможет помочь нам.

Господь укрепит нашу веру, когда мы искренне этого хотим

Непоколебимая вера – серьезное намерение следовать Спасителю, а не своим пристрастиям, – скажем мягко, пугает. Однако, помните историю об отце, который хотел, чтобы Христос спас его сына от немого духа, «многократно броса[ющего] его и в огонь и в воду, чтобы погубить его» (От Марка 9:17-27). Вместо того чтобы притвориться, что он верит, этот маловерный отец сквозь слезы сказал: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (От Марка 9:24). Несмотря на то, что ему не хватало веры, его желание было честным и искренним. И на этом основании, Иисус прогнал духа (От Марка 9:25-27).

Как часто это бывает, милостивый Господь смотрит на наше желание, а не на наши способности. Помните также слова царя Вениамина, который сказал, что мы должны быть «готовыми», а не «способными» покориться божественной воле Господа (Мосия 3:19). Те, кто был крещен в водах Мормона, заключили завет быть «готовы[ми] нести бремена друг друга», а также «готовы[ми] горевать с горюющими» (Мосия 18:8-9). В благословении хлеба во время причастия в нашей Церкви (в единственном, в котором упоминаются заповеди), спрашивается, «готовы ли мы… исполнять заповеди Его».

После того как Спаситель раздал причастие Нефийцам, Он снова подчеркнул важность именно желания (или готовности) быть послушным, а не стремления к совершенному послушанию. «Благословенны вы за то, что сделали так, ибо это – исполнение Моих заповедей» – говорит Спаситель, – «И это свидетельствует Отцу, что вы готовы делать то, что Я заповедал вам» (3 Нефий 18:10). Так, именно наше желание играет основную роль.

Когда мы смиряем себя и истинно имеем «искренние намерения», Господь поддержит и укрепит нас. Конечно, мы должны сразу же покаяться и делать это непрестанно, но это также доказывает смиренность нашего сердца и наше искреннее желание и стремление следовать Ему.

Так, ключом к тому, чтобы побороть наши «любимые» грехи, является всего лишь наше желание это сделать. Вы должны достаточно этого хотеть, чтобы раз и навсегда решить не полагаться на свою несовершенную логику и физические побуждения, а именно «руку плоти». Чтобы перестать совершать один и тот же грех, вам необходимо перестать надеяться на свою слабую силу воли.

Вам нужно раз и навсегда сделать так, чтобы эти грехи больше не были для вас привлекательными. Для этого, вместо того чтобы полагаться на ваши противоречивые желания и недостаток сил, вам необходимо покаяться и научиться смиренно просить Господа о том, чтобы Он помог вам изменить ваше окаменелое сердце, и позволить Господу дать вам Его наделяющую способностями силу.

Господь может изменить и изменит наши желания и сердца. И мы должны дать Ему эту возможность изменить нас. В конце концов, секрет того, чтобы остаться на истинном пути и перестать совершать один и тот же грех, заключается в нашем желании с этим справиться.

Давайте начистоту – есть ли у вас это желание?

Не льстите себе... – говорит апостол, – ни сквернителе, ни малакии – ...Царства Божия не наследят (1 Кор.6,9).

Вот приговор рукоблудникам. Отца же их – ветхозаветного Онана – Бог наказал смертью за совершение этого греха (Быт. 38,9-10). Зло было перед очами Господа то, что он делал, – гововорит Библия про Онана, – и Он (Бог) умертвил его. И в настоящее время Церковь, по правилу Иоанна Постника, назначает совершившему грех (мужчине и женщине одинаково) сухоядение и до 100 поклонов на день в продолжение 40 дней.

"Аще же не может сухоясти, да удержится от причастия (имело значение, когда люди причащались, если не ежедневно, то очень часто) одно лето (то есть год) и поклонов 50 на всяк день." Взаимное рукоблудие наказывается вдвое, то есть восемьюдесятью днями сухоядения (или двумя годами отлучения от Св.Тайн) и пятьюдесятью поклонами на день. С духовных лиц взыскивается еще, конечно, строже.

Бегайте блудодеяния, – повторяет апостол Павел (1 Кор.6,18), – всяк бо грех, егоже аще сотворит человек, кроме тела есть; а блудяй во свое тело согрешает – собственный организм расшатывает.

"Уже с давних пор половым излишествам приписывали очень серьезное значение, в смысле влияния на центральную нервную систему, – говорит известный психиатр профессор П.Ковалевский. – Дурное влияние этого деяния тем сильнее, чем в более молодом возрасте началось злоупотреболение и упорнее продолжалось упражнение. Это влияние злоупотребления отражается как на физической, так и на нравственной и умственной жизни человека. С физической стороны является слабость, разбитость, истощение. В характере – раздражительность, вспыльчивость, скрытность, наклонность к отчуждению и уединению, подозрительность и т.п. В умственном отношении – притупленение памяти, ограничение сообразительности и вообще умственная отсталость...

Некоторые авторы описывают случаи сумасшествия, обязанные своим происхождением онанизму и мастурбации. Мастурбаторное сумасшествие является преимущественно у мужчин между 13-20 годами жизни. Пациенты эти слабы, анемичны, с холодными конечностями... Очень часто у таких больных являются затылочные боли... Из психических признаков, крайне изменчивых, можно указать на отсутствие внимания, рассеянность, отсутствие выдержки при какой-либо работе, умственную лень и слабость, боязнь, чтобы по лицу не узнали о пороке, – вообще всякие страхи. В дальнейшем течении является: ребячество, собирание ненужных вещей, писанье глупых дневников и т.п. Иногда проявляется наклонность к самоубийству. В менее выраженных случаях является упадок и ослабление нравственности...

При онанизме появляется напряжение деятельности фантазии, отвращение от противоположного пола и так далее.

Диавол может довести человека до падения не иначе, как через громадный наплыв блудных помыслов до полного опьянения и отуманивания ими. Причину избегания рукоблудниками женского пола вскрывает ниже преп.Иоанн Лествичник.

"Бесы... ни о чем другом столько не веселятся, как о злосмрадии блуда, и никакой страсти не любят так, как оскверняющую тело". И понятно – почему: "Чистота нас усвояет Богу и, сколько возможно, делает Ему подобными".

Но ввергнуть только вообще в блуд им мало. И чем человек чище хочет быть и святее, тем, наоборот, более гнусными страстями бывает искушаем. Таким образом "диавол все усилие, старание, ухищрение, коварство и все свои козни устремляет к тому, – говорит св.Иоанн Лествичник, – чтобы проходящие монашеское житие и подвизающиеся на сем поприще, исполненном искушений, были боримы противоестественными страстями. Посему часто, находясь в одном месте с женским полом и не будучи боримы плотской похотью, или помыслами, некоторые ублажают себя; а того не разумеют несчастные, что где большая пагуба, там в меньшей нет нужды".

"Думаю, что всеокаянные убийцы, – продолжает святой отец, – по двум причинам обыкновенно низвергают нас, бедных, в противоестественные падения: потому что мы везде имеем удобность для таких согрешений и потому что они подвергают нас большей муке. Узнал сказанное тот, кто прежде повелевал дикими ослами, а потом сам был поруган и порабощен адскими ослами. И питавшийся некогда хлебом небесным после лишился сего блага. Всего же удивительнее то, что и после его покаяния наставник наш Антоний с горькой скорбью сказал: "Великий столп пал!" Но образ падения скрыл премудрый муж, ибо знал, что бывает телесный блуд и без участия иного тела".

Случай, на который ссылается св. Иоанн Лествичник, следующий.

Авва Антоний Великий услышал о некоем молодом монахе, что тот сотворил на пути такое чудо: увидев некоторых старцев, которые путешествовали и от пути утомились, он велел диким ослам подойти и на себе нести старцев, пока дойдут до Антония. Старцы рассказали об этом авве Антонию. А он отвечал им:

– Монах этот, как мне кажется, есть корабль, полный груза. Но не знаю, взойдет ли он в пристань.

Спустя несколько времени, авва Антоний вдруг начал плакать, рвать на себе волосы и рыдать. Ученики спросили его:

– О чем плачешь, авва?

– Сейчас пал великий столп Церкви! – отвечал им старец. Это он говорил о молодом монахе. – Но пойдите сами к нему, – продолжал он, – и посмотрите, что случилось!

Ученики идут и находят монаха сидящим на рогоже и оплакивающим сделанный грех. Увидев учеников Антония, монах говорит им:

– Скажите старцу, чтобы он умолил Бога дать мне только десять дней жизни, и я надеюсь очистить грех свой.

Но не прошло и пяти дней, как он скончался.

Видя такую злобу и коварство врагов и зная, что никто не застрахован от падения, мы должны быть крайне осторожны.

"Возлегши на постель, – предупреждает преп. Иоанн в своей "Лествице", – мы наиболее должны бодрствовать и трезвиться, потому что тогда ум наш один без тела борется с бесами; и если он бывает сластолюбив или исполнен сладострастных мечтаний, то охотно делается предателем".

Поэтому – "Память смерти да засыпает и да восстает с тобою, и вместе с нею Иисусова молитва единопомышляемая; ибо ничто не может тебе доставить столь сильное заступление во время сна, как сии делания".

Вообще же в то время, когда восстают на нас бесы, окружив тучею скверных помыслов и влекущие на грех, "великою помощью служат нам: худая одежда, пепел, стояние всенощное, голод, жажда, палящая язык и немногими каплями прохлаждаемая, пребывание при гробах, а прежде всего смирение сердца и, если есть возможность, отец духовный или усердный брат, скорый на помощь и старый разумом. Ибо я почитаю за чудо, чтобы кто-нибудь мог один сам собою спасти корабль свой от сей пучины".

Итак, пусть каждый хорошо помнит, что главное – в смирении и молитве. "Представь Господу немощь своего естества, сознавая во всем свое бессилие, и неощутительным образом получишь дарование целомудрия".

В заключение упомяну еще вкратце об одном молодом монахе древних времен, впавшем в грех с самим собою и чрез покаяние вчиненном со святыми отцами.

"Назад тому десять лет, – передавал преп.Иоанн, игумен Раифской пустыни, св.Иоанну, списателю "Лествицы", – я имел здесь брата весьма ревностного и такого подвижника, что видя его горящего духом, трепетал и боялся за него диавольской зависти, чтобы он в быстром течении как-нибудь не преткнул о камень ногу свою, что часто бывает с поспешно ходящими. Так и случилось. В глубокий вечер он приходит ко мне, показывает обнаженную язву, требует пластыря, просит прижигания и изъявляет великое смущение духа. Но видя, что врач хочет употребить не весьма жестокое резание (потому что он достоин был милосердия), повергает себя на землю, хватается за ноги врача, орошает их обильными слезами, просит заключения в Темницу, которую ты видел. "Невозможно мне, – взывал он, – не пойти туда". Наконец он убеждает врача изменить милосердие на жестокость, что в недугующих редко и удивительно. Немедленно поспешает он к тем кающимся и делается сообщником и сострадальцем их. От любви Божией уязвленный в сердце печалью, как мечом, он в восьмой день отошел ко Господу и просил, чтобы ему не делали погребения; но я вынес его сюда и положил с отцами, как достойного, потому что он, после семи дней рабства, в восьмой разрешился и получил свободу. Некто же (из святых) достоверно узнал, что он не прежде встал от худых и скверных ног моих, как умилостивив Бога. И не удивительно: потому что, восприяв в сердце веру евангельской блудницы, с таким же упованием, как и она, омочил слезами он смиренные мои ноги, а Господь сказал, что верующему все возможно (Мф.9,23)"