Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

К какой расе относятся сирийцы. Кто жил в Cиpии до арабов. Древние деревни Северной Сирии

Сирия занимает значительную территорию, площадь которой определяется в 181,3 тыс. км 2 ; в стране, по данным 1952 г., насчитывается 3361 тыс. жителей.

Подавляющее большинство населения Сирии - арабы. Национальные меньшинства (курды, армяне, айсоры, черкесы, турки, туркмены^ персы, евреи) численно сравнительно не велики и повсюду, кроме северных окраин, растворены в основном арабском массиве населения.

Около 300 тыс. сирийских арабов насчитывается в Александреттском округе, захваченном Турцией накануне второй мировой войны. Кроме того, большое число сирийских арабов находится в эмиграции - в Северной и Южной Америке, Египте и других странах.

В физико-географическом отношении территория Сирии весьма неоднородна. На западе Сирии расположен горный округ Латакия, образуемый Нусайритскими горами (Джебель-Нусайрия), не превышающими 1400- 1600 м над уровнем моря. Эти горы отделены от Средиземного моря узкой прибрежной равниной. Между Нусайритскими горами и Ливанским хребтом расположена долина Аккар, часть которой находится уже на территории Ливана. К востоку от Нусайритских гор находится долина реки Оронт и возвышающиеся параллельно ей невысокие горы Джебель-Завия (800-900 м над уровнем моря).

Большую часть страны занимает обширное Сирийское плато, расположенное к востоку от Джебель-Завия и Антиливана. Покатое в направлении с юго-запада к северо-востоку, к долине Евфрата, это плато не превышает 300-600 м над уровнем моря.

В своей центральной части оно пересечено рядом небольших и невысоких горных цепей; в южной части оно поднимается до 700-800 м над уровнем моря и образует Хауранское плато, окаймленное с востока горным массивом Джебель-Друз.

Таким образом, горные цепи, идущие в основном в меридиональном направлении, делят Сирию на четыре продольные зоны: прибрежную равнину; западное поднятие; впадину; восточное поднятие. Пятую зону образует основная часть Сирии - внутреннее нагорье,простирающееся вплоть до ее восточных границ.

Если для Западной Сирии характерен средиземноморский климат с дождливой осенью, мягкой зимой, жарким и засушливым летом, то внутренние районы страны образуют зону континентального степно-пустынного климата. На побережье выпадает до 700-800 мм осадков; чем дальше к востоку, тем меньше осадков; в Джебель-Друзе количество осадков не превы

шает 400-500 мм; в Дамаске оно еще меньше (200-250 мм в год); без искусственного орошения здесь никакое земледелие уже невозможно. К востоку от Дамаска количество осадков падает ниже 100 мм; это - пустыня. Во внутренних частях Сирии летом жара достигает 40-45°, зимой нередки морозы 5-10°. Резки и суточные колебания температуры.

Растительность внутренней Сирии значительно беднее, чем на побережье. Лесов нет; преобладает степной кустарниковый ландшафт, а в центральных районах Сирийского плато значительные пространства занимает хамад - пустыня, почти лишенная растительного покрова.

История Сирии уходит в глубокое прошлое. Археологические раскопки обнаружили здесь орудия ранненеолитического периода. Оседлое -земледельческое население, сосредоточенное на побережье Средиземного моря, в долинах рек и в оазисах, в IV-III тысячелетиях до н. э. выращивало зерновые культуры, лен, виноград, оливки. Из массы земледельческих племен рано выделились скотоводческие племена, кочевавшие в необъятных степях и пустынях. Выделение пастушеских племен, развитие ремесла и обмена ускорили формирование классовых рабовладельческих отношений. В III-II тысячелетиях до н. э. на территории Сирии сложился ряд раннерабовладельческих государств, народы которых создали высокую для своего времени культуру. В долине Оронта, в районе Дамаска и в других местах была сооружена сложная ирригационная сеть, орошавшая обширные пространства земли, построены плотины и водоподъемные колеса. На морском побережье и внутри страны выросли большие города, жители которых занимались различными ремеслами, торговлей, морскими промыслами. В незапамятные времена была основана столица Сирии Дамаск - один из древнейших городов мира. Раскопки в Рас-Шамра (Угарите) обнаружили остатки мощной крепости, дворца, храма, библиотеки, многочисленные предметы египетского, хеттского и Эгейского происхождения.

К концу I тысячелетия до н. э. основным языком населения страны был сирийско-арамейский язык и его диалекты, на которых говорило большинство населения, а также арабские племенные языки и диалекты, на которых говорили бедуинские племена, кочевавшие в Сирийской пустыне. Эти родственные между собой языки либо уже сложились как языки народностей, либо находились на стадии перехода от племенных языков к языкам народностей.

В отличие от Египта и Месопотамии, где объединение раннерабовладельческих государств было ускорено необходимостью поддержания крупнейшей оросительной системы, совместного регулирования вод Нила, Тигра и Евфрата,- мелкие рабовладельческие государства Сирии оставались разъединенными, что облегчало их завоевание рабовладельческими державами древности - Египтом, Хеттским царством, Ассирией, Ново- Вавилонским царством, Персией, а позднее Македонией и Римом. Завоеватели облагали население тяжелой данью; вывозили из страны рабов, зерно, скот, строительный лес. Вместе с тем эти завоевания наложили известный отпечаток на этногенез племен и народов, составлявших древнейшее население Сирии. Наибольший след оставило греко-македонское завоевание (IV в. до н. э.), сопровождавшееся интенсивной колонизацией. Колонизация носила, однако, преимущественно городской характер. Завоеватели основали на территории Сирии множество городов, иногда очень крупных (население Антиохии насчитывало до 800 тыс. человек, Апамеи - 400-500 тыс.), со значительным слоем греческого населения. В этот так называемый эллинистический период в сирийских городах преобладал греческий язык. Но деревенское население страны продолжало говорить на своих коренных языках; да и в городах, рядом с греческой, сохранялась древняя сирийско-арамейская культура 1 .

В результате греко-македонского завоевания Сирия стала центральной провинцией обширной Селевкидской державы, включавшей также Ливан, Палестину, часть Малой Азии, Месопотамию, Иран, Армению, Бактрию и Согдиану. Столицами этого государства были Антиохия (современная Антакья) и Селевкия на Тигре. Господствующим классом Селевкидской державы была греко-македонская рабовладельческая знать, осевшая в многочисленных как старых, так и основанных в этот период городах Сирии. Завоеватели, наряду с местной знатью, владели в Сирии обширными латифундиями, которые обрабатывались трудом рабов и арендаторов.

Общинные земли были объявлены «царскими»; свободные крестьяне- общинники облагались тяжелыми податями. К I в. до н. э. Селевкидс- кая держава, представлявшая собой конгломерат племен и народов, не объединенных прочными экономическими связями, распалась, и в городах-государствах Сирии (Дамаске, Эмессе, Пальмире) восстановилась власть местных царей.

Превращение Сирии в провинцию Римской империи (63 г. до н. э.) не изменило общественного строя страны. Наряду с императорскими землями сохранились латифундии римской, греческой и местной рабовладельческой знати. Римские завоеватели сохранили ряд местных государств, цари которых подчинялись римским наместникам - проконсулам и прокураторам. Влияние римской культуры ограничивалось лишь городами, но и здесь преобладали греческий язык и эллинистическая культура. Как и во время Селевкидов, коренное население сохраняло свои языки, обычаи, культуру 2 .

В III в. н. э. римское господство в Сирии испытало серьезные потрясения. Пальмира, восстав против римского ига, распространила свою власть почти на всю Сирию. Римлянам, однако, удалось уничтожить Пальмирское царство и восстановить свое господство над страной.

После раздела Римской империи на две части Сирия входила в состав Восточно-Римской империи. К этому времени в стране уже наметился кризис рабовладельческой системы,достигший наибольшей остроты в V-VI вв. Труд рабов все больше заменялся трудом колонов и крепостных крестьян. Обострение классовых противоречий и классовой борьбы проявилось в борьбе религиозных течений (ариан, несториан, монофизитов), объявленных официальной церковью «ересями».

Арабское завоевание внесло ряд перемен в жизнь страны и, в конечном счете, способствовало укреплению нового, феодального общественного строя. Арабы появились в Сирии задолго до ее завоевания. Их племена кочевали по Сирийской пустыне с древнейших времен. Арабами было основано Пальмирское царство; в VI в., накануне арабского завоевания, в южной Сирии было создано арабское государство Гассанидов со столицей в Дамаске. Но власть пальмирских царей над Сирией была кратковременным эпизодом, а Гассанидское царство охватывало лишь небольшой южный район страны. В VII в. арабы завоевали не только всю Сирию, но также ряд стран Передней Азии и Северной Африки; в результате арабских завоеваний возник халифат - крупнейшая мировая держава средневековья. С 661 г. Дамаск стал столицей этой державы, а Сирия - ее коронной провинцией.

В стране закрепились общественные отношения, сложившиеся в основном к моменту завоевания. Земли, пригодные для обработки, были объявлены собственностью государства и оставлены в пользовании прежних владельцев. Государство взимало с этих земель ренту-налог; с земель, находившихся во владении немусульман, - харадж, составлявший от трети до половины урожая, и с земель мусульман - угар, составлявший одну десятую часть урожая. Немусульманское население, кроме того, выплачивало тяжелую подушную подать - джизъя. Налоговая дискриминация способствовала массовому переходу населения в ислам; это снижало государственные доходы, и в конце VII в. была проведена налоговая реформа: новообращенные мусульмане не освобождались от подушной подати, а земли, объявленные при завоевании хараджными г подлежали обложению независимо от религии их владельцев. Эти меры возбудили недовольство народных масс и вызвали ряд антифеодальных восстаний, проходивших под знаменами шиизма и хариджизма - религиозных идеологий, враждебных официальному суннитскому исламу.

Сирия как коронная провинция халифата пользовалась налоговыми льготами. Но и здесь в середине VIII в. классовые противоречия и классовая борьба обострились в такой мере, что халиф МерванН, вынужденный перевести столицу из Дамаска в Харран (Месопотамия), приказал срыть стены сирийских городов и засыпать рвы, чтобы ими не воспользовались сирийские повстанцы. Эти меры не помешали победе народного восстания г охватившего в середине VIII в. все области халифата и приведшего к низложению халифской династии Омейядов. Власть перешла в другой династии - к Аббасидам.

Арабское завоевание оставило глубокий след в этногенезе народов Сирии. Оно привело к постепенной замене арабским языком древних языков страны: исчез финикийский, греческий был вытеснен из страны, чему способствовали упадок и гибель эллинистических городов. Сирийско-арамейский язык, наиболее распространенный, оказался и более устойчивым. В VII в. он, наряду с греческим, еще продолжал оставаться языком официальной переписки. В течение нескольких веков после арабского завоевания сохранялись школы (в том числе и высшие) с преподаванием на сирийско-арамейском языке; на этом же языке издавалась научная литература. Однако и он постепенно вытеснялся из жизни.

Таким образом, в течение средних веков коренное население Сирии было арабизировано. На базе древних народов и племен, населявших некогда Сирию (в том числе и древнеарабских племен), сложился араб" ский народ Сирии. Он унаследовал от своих предшественников культурные традиции, которые вошли как одна из составных частей в высокоразвитую культуру арабских народов.

В IX в. начался распад Арабского халифата, от которого в результате народных восстаний одна за другой отделялись покоренные страны. Пользуясь ослаблением центральной власти, наместники, халифов в отдельных провинциях провозглашали себя независимыми правителями. С конца IX в. Сирия находилась под властью различных мусульманских династий как арабского, так и тюркского происхождения. В конце XI - начале XII в. она вместе с Палестиной подверглась нашествию европейских рыцарей-крестоносцев, основавших в захваченных областях Иерусалимское королевство и ряд феодальных княжеств (в Эдессе, Антиохии); лишь во внутренней части страны сохранялись независимые местные княжества. В ходе народной борьбы с крестоносцами в Сирии сложилось новое феодальное государство, возглавленное сначала династией Зенджи- дов, а затем - Айюбидов. Это государство включило в свои пределы также Египет, ставший его центральной провинцией. В середине XIII в. власть в этом государстве была захвачена военачальниками гвардии, сформированной из иноземных невольников - мамлюков. Войска мамлюк- ских султанов отразили нашествие на Сирию монголов и к концу XIII в. окончательно изгнали из страны крестоносцев.

В начале XVI в. на Сирию обрушилось новое бедствие: страна была завоевана османскими феодалами и включена в состав Османской империи. В Дамаске и Халебе были посажены турецкие паши, нещадно грабившие сирийский народ. Часть местных феодалов служила завоевателям, помогая им взимать подати с крестьян и ремесленников. Турецкое завоевание и четыре века турецкого феодального грабежа нанесли стране еще больший ущерб, чем феодальные войны. Французский писатель XVIII в. Вольней сообщает, что при завоевании Сирии турками в начале XVI в. в Ха- лебском пашалыке по регистрам числилось 3200 деревень; к концу XVIII в. их осталось только 400 1 ; остальные были разрушены, их жители либо вымерли, либо бежали в другие районы.

Народные массы Сирии боролись против турецкого феодального гнета. Особенно широкий размах освободительная борьба приняла во второй половине XVIII и в XIX в. В многочисленных восстаниях этого времени ярко проявился кризис феодальной системы. Развитие товарно-денежного хозяйства вело к усилению феодальной эксплуатации, росту ренты, налогов, дани. Обострению кризиса способствовало также усиленное проникновение иностранного, преимущественно английского и французского, капитала на рынки Сирии. Европейские товары, ввоз которых резко увеличился в 40-х годах XIX в., вытесняли с рынка товары местного производства, что вело к разрушению сирийского ремесла, к упадку старинных ремесленных центров и катастрофическому разорению и обнищанию десятков тысяч ремесленников 2 . В то же время усилился вывоз из страны сельскохозяйственного сырья: хлопка, шерсти, табака. Сирийские феллахи и кочевники были поставлены в зависимость от мирового капиталистического рынка. Сирия превращалась в аграрно-сырьевой придаток развитых капиталистических стран.

В этих условиях в Сирии происходили почти непрерывные восстания крестьян, ремесленников и кочевников, направленные против привилегий феодального класса, против феодального грабежа, против проникновения иностранного капитала. Объективно эти восстания должны были расчистить путь для самостоятельного капиталистического развития Сирии. Однако они были подавлены турецкими и местными феодалами с помощью английских и французских интервентов.

В результате поражения народных восстаний развитие капитализма в Сирии пошло по наиболее медленному и мучительному для трудящихся масс колониальному пути. Во второй половине XIX в. экономика страны все в большей мере подчинялась иностранному капиталу. Иностранные капиталисты захватили внешнюю торговлю Сирии, порты, железные дороги (строительство которых началось в конце XIX в.), коммунальные предприятия, некоторые промышленные предприятия, занятые преимущественно первичной обработкой сырья. С 1880-х годов в Сирии, как и в других частях Османской империи, была установлена иностранная табачная монополия, получившая право на исключительную скупку у феллахов и переработку табачного сырья и продажу табачных изделий. Одновременно на Сирию, как и на другие части Османской империи, была взвалена огромная тяжесть внешнего долга Турции. Всевластная организация иностранных кредиторов - «Управление оттоманского долга» протянула свои щупальцы к Сирии, собирая здесь ряд налогов и тем самым взимая с населения этих стран колониальную дань. В Сирии были открыты отделения англо-французского Оттоманского банка.

Экономическое господство иностранного капитала препятствовало развитию национальной промышленности. К началу первой мировой войны в Сирии (включая Ливан и Палестину) не было ни одного промышленного предприятия с числом рабочих свыше трехсот; не больше двенадцати промышленных предприятий насчитывало свыше ста рабочих 1 .

Рабочий класс складывался очень медленно; в начале XX в. он был еще слаб, немногочислен, неорганизован, рассеян по мелким предприятиям, бесправен. Наиболее распространенной формой промышленного предприятия была рассеянная мануфактура. Владелец мануфактуры - купец раздавал сырье зависимым от него ремесленникам, работавшим на дому вместе с женами и детьми при помощи самых примитивных орудий труда, принимая от них продукцию и оплачивая их труд жалкими грошами.

Крайне замедленное развитие промышленности наложило свой отпечаток и на складывавшуюся в Сирии местную буржуазию. Она состояла преимущественно из купцов и ростовщиков, часть которых выступала в качестве компрадорской агентуры иностранного капитала. Отсутствие необходимых условий для капиталовложений в промышленность побуждало купцов Сирии приобретать земли и эксплуатировать феллахов-из- долыциков. Своеобразный характер в полуколониальных условиях принимало и расслоение крестьянства: как правило, богатые крестьяне не «становились капиталистическими фермерами, а превращались в мелких «феодальных эксплуататоров.

Гнет иностранного капитала и феодальных турецких властей вызывал отпор народных масс Сирии. В конце XIX и особенно в начале XX в. в ряде городов и сельскохозяйственных районов происходили стихийные волнения ремесленников и крестьян.

В 1905-1914 гг., в период пробуждения народов Азии, в Сирии возникло национальное движение, добивавшееся широкой автономии арабских стран или даже их отделения от Османской империи и образования независимого арабского государства. Это прогрессивное движение, охватившее широкие круги интеллигенции и национальной буржуазии, было направлено главным образом против турецкого гнета. Однако уже в то время арабские патриоты сознавали опасность захвата Сирии и других арабских стран Азии империалистическими державами и призывали к борьбе с этой опасностью.

Захватнические замыслы Англии и Франции были осуществлены в результате первой мировой империалистической войны. Использовав развернувшуюся во время войны борьбу арабских народных масс против турецкого гнета, англо-французские войска захватили ряд арабских стран.

При дележе военной добычи Сирия вместе с Ливаном отошла под французский мандат. Из полуколонии она была превращена в колонию французского империализма, оккупирована французскими войсками, поставлена под власть французского верховного комиссара. Французские завоеватели стремились сохранить существовавший в Сирии общественный строй. Они по-прежнему препятствовали развитию национальной промышленности. Опираясь внутри страны на отдельные слои феодалов и компрадоров, они сохранили феодальную собственность на землю и в еще большей мере укрепили ее, передав во владение феодалов значительную часть земель, принадлежавших раньше турецкому султану. Все же развитие капитализма, даже в колониальных условиях, неизбежно вело к росту промышленного и появлению сельского пролетариата, к росту национальной буржуазии и буржуазной интеллигенции, к развитию национально- освободительного движения.

После второй мировой войны народные массы Сирии добились вывода иностранных оккупационных войск. Сирия стала независимой республикой 1 . Перед ней открылся путь к самостоятельному экономическому, политическому и культурному развитию. На этом пути молодая Сирийская^ республика достигла значительных успехов. Преодолевая тяжелое наследие коллониализма - экономическую и культурную отсталость, вековук> нищету трудящихся масс, засилье иностранного капитала в ряде отраслей экономики, давая энергичный отпор всем заговорам и проискам западных держав, и прежде всего Соединенных Штатов Америки, решительно отвергая новые формы колониализма - участие в империалистических военных пактах, неравноправную «помощь», «доктрину Эйзенхауэра»,. Сирия отстояла свою независимость и заняла почетное место среди азиатских и африканских стран, ведущих национально-освободительную" борьбу.

Свободолюбивый народ Сирии продолжает освободительную борьбу* направленную на полную ликвидацию всех остатков колониализма и средневековья, на отстаивание и укрепление независимости, против вовлечения страны в империалистические блоки, против внутренних сил реакции. В этой борьбе патриотические.силы Сирии опираются на прочный союз с другими арабскими странами, прежде всего с Египтом, на поддержку и сочувствие Советского Союза, стран народной демократии, независимых и миролюбивых государств Азии и Африки.

Подробности Категория: Страны Западной Азии Опубликовано 21.11.2013 10:59 Просмотров: 10418

Цивилизация зародилась здесь ещё в IV в. до н.э. По утверждению Карла Бедекера, немецкого основателя издательства путеводителей по разным городам и странам, столица Сирии Дамаск является древнейшей из существующих сейчас столиц мира.

Современное государство Сирийская Арабская Республика граничит с Ливаном, Израилем, Иорданией, Ираком и Турцией. Омывается на западе Средиземным морем.

Государственная символика

Флаг – современный флаг Сирии был повторно введён в 1980 г. Ранее этот флаг использовался Объединённой Арабской Республикой.
Цвета флага традиционны для флагов арабских стран. Две звезды означают Египет и Сирию – два народа, вошедших в Объединённую Арабскую Республику. Зелёный цвет – цвет Фатимидов (династия мусульманских халифов с 969 по 1171 г.), белый – Омейядов (династия халифов, основанная Муавией в 661 г.), чёрный – Аббасидов (вторая (после Омейядов) династия арабских халифов (750-1258) и красный цвет – кровь мучеников; также красный – цвет династии Хашемитов и был добавлен, когда Шариф Хуссейн присоединился к Арабскому восстанию в 1916 г.

Герб – представляет собой золотого «ястреба курайшитов», имеющего на груди щиток, дважды рассечённый на червлень, серебро и чернь с двумя одна над другой зелеными пятиконечными звездами посередине (цвета флага Сирии). В лапах ястреб держит зеленый свиток, на котором написано название государства на арабском языке: الجمهورية العربية السورية‎‎ (аль-Джумхури́йя аль-Араби́йя ас-Сури́йя). На хвосте – два расходящихся зеленых пшеничных колоса.

Государственное устройство современной Сирии

Форма правления – парламентская республика.
Глава государства – президент. Избирается на 7 лет, количество сроков пребывания у власти подряд не ограничено.
Глава правительства – премьер-министр.
Официальный язык – арабский. В число самых распространенных языков входят также курдский, армянский, адыгский (черкесский) и туркменский. Среди иностранных языков самые популярные русский, французский и английский.
Столица – Дамаск.
Крупнейшие города – Алеппо, Дамаск, Хомс.
Территория – 185 180 км².
Население – 22 457 336 чел. Около 90% населения страны составляют сирийские арабы (в том числе около 400 тысяч палестинских беженцев). Крупнейшее национальное меньшинство – курды (9 % населения Сирии). Третьей по численности этнической группой страны являются сирийские туркмены, затем черкесы; в стране имеется также крупная община ассирийцев.
Валюта – сирийский фунт.
Экономика – наиболее развитые отрасли: нефтяная, нефтеперерабатывающая, электроэнергетическая, газодобывающая, добыча фосфатов, пищевая, текстильная, химическая (производство удобрений, пластмасс), электротехническая.
Лишь треть территории Сирии пригодна для сельского хозяйства. Производятся хлопок, продукты животноводства, овощи и фрукты.
Политическая нестабильность, боевые действия и торгово-экономические санкции, введённые в отношении Сирии, привели к ухудшению состояния экономики Сирии.
Экспорт : нефть, минеральное сырьё, фрукты и овощи, текстиль. Импорт : промышленная продукция, продовольствие.

Дамасский университет

Образование – в 1950 г. было введено бесплатное и обязательное начальное образование. В настоящее время в Сирии действуют около 10 тысяч начальных и более 2,5 тысяч средних школ; 267 профессионально-технических училищ (в том числе 107 женских), 4 университета.
Учебники в средней школе (при правлении Б. Асада) выдаются бесплатно до 9 класса включительно.
Дамасский университет был основан в 1903 г. Он является ведущим высшим учебным заведением в стране. Вторым по значимости является университет в Алеппо, основанный в 1946 г. как инженерный факультет Дамасского университета, но в 1960 г. ставший самостоятельным учебным заведением. В 1971 г. в Латакии был создан университет «Тишрин». Самый молодой университет основан в Хомсе – Университет «аль-Баас». Большое количество сирийцев получают высшее образование за рубежом, главным образом в России и во Франции.

Сирийский пейзаж

Климат – засушливый, субтропический средиземноморский, во внутренних районах – континентальный.
Административное деление – Сирия делится на 14 мухафаз, глава которых назначается министром внутренних дел после утверждения кабинета министров. В каждой мухафазе выбирается местный парламент.
Голанские высоты. Территория Голанских высот составляет сирийскую мухафазу Эль-Кунейтра с центром в одноименном городе. Израильские войска захватили Голанские высоты в 1967 г., и до 1981 г. регион находился под управлением Армии обороны Израиля. В 1974 г. сюда были введены Чрезвычайные вооруженные силы ООН.
В 1981 г. Кнессет Израиля принял «Закон о Голанских высотах», где в одностороннем порядке был провозглашён суверенитет Израиля над этой территорией. Аннексия была признана недействительной Резолюцией Совета Безопасности ООН от 17 декабря 1981 г. и осуждена Генеральной Ассамблеей ООН в 2008 г.

В 2005 г. население Голанских высот составляло примерно 40 тысяч человек, в том числе 20 тысяч друзов (арабоязычная этноконфессиональная группа в Ливане, Сирии, Иордании и в Израиле), 19 тысяч евреев и около 2 тысяч алавитов (ряд исламских религиозных направлений, ответвлений или сект). Крупнейший населённый пункт в районе - друзская деревня Мадждаль-Шамс (8800 чел.).
Сирия и Израиль де-юре находятся в состоянии войны, так как мирный договор между этими странами не подписан до сих пор.
Религия – примерно 86 % населения Сирии мусульмане, 10 % – христиане. Из мусульман 82 % – сунниты, остальные – алавиты и исмаилиты, а также шииты, постоянно возрастает из-за потока беженцев из Ирака.
Среди христиан половину составляют сирийские православные, 18 % – католики.

Присутствуют значительные общины Армянской апостольской и Русской православной церквей.
В настоящее время в Сирии, Ираке и других странах есть люди, желающие внести раскол между суннитами и шиитами.

Сунниты – наиболее многочисленного направления в исламе. Cуннитские богословы (улемы), в отличие от шиитских, не пользуются правом выносить собственные решения по наиболее важным вопросам религиозной и общественной жизни. Должность богослова в суннизме сводится прежде всего к толкованию священных текстов. Сунниты делают особый акцент на следовании cунне пророка Мухаммеда (его поступкам и высказываниям), на верности традиции, на участии общины в выборе своего главы – халифа.
Шииты – направление ислама, объединяющее различные общины, признавшие Али ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда. Отличительной чертой шиитов является убеждение в том, что руководство мусульманской общиной должно принадлежать имамам – назначенным Богом, избранным лицам из числа потомков пророка, к которым они относят Али ибн Абу Талиба и его потомков от дочери Мухаммада Фатимы, а не выборным лицам – халифам.
Россию беспокоят атаки на христианские меньшинства в Сирии.
Часовня святого Анания в Дамаске
Вооружённые силы – включают в себя Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-морской флот и Войска противовоздушной обороны. Верховным главнокомандующим вооруженными силами является президент.
Спорт – наиболее популярны футбол, баскетбол, плавание и настольный теннис.

Культура Сирии

Сирия, как древнейшее государство мира, является колыбелью многих цивилизаций и культур. Здесь зародилась угаритская клинопись и одна из первых форм письменности – финикийская (XIV век до н. э.). Вклад в развитие эллинистической, римской и византийской культур внесли сирийские деятели ученый Антиох Аскалонский, писатель Лукиан из Самосаты, историки Геродиан, Аммиан Марцеллин, Иоанн Малала, Иоанн Эфесский, Иешу Стилит, Яхья Антиохийский, Михаил Сириец.

Лукиан из Самосаты в своих сатирических сочинениях высмеивает общественные, религиозные и философские предрассудки, а также другие пороки современного ему общества. Его сочинение «Правдивая история», описывающее путешествие на Луну и Венеру, оказало влияние на становление научной фантастики.

Иоанн Златоуст. Византийская мозаика

Иоа́нн Златоу́ст (ок. 347-407) – архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.
Св. Иоанн Златоуст. Византийская мозаика
Известны также христианские ученые-богословы Павел Самосатский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Иоанн Дамаскин.
В XII в. в Сирии жил и творил знаменитый воин и писатель Усама ибн Мункыз, автор автобиографической хроники «Книга назидания» – ценнейшего источника по истории крестовых походов.

Старые дома в Дамаске

Город Дамаск являлся одним из мировых центров производства клинкового оружия, знаменитой «дамасской стали».
В современном сирийском обществе особое внимание уделяется институту семьи и религии и образованию.
Современная жизнь Сирии переплетена с древними традициями. В старых кварталах Дамаска, Алеппо и др. сирийских городов сохраняются жилые помещения, расположенные вокруг одного или нескольких дворов, как правило, с фонтаном в центре, с цитрусовыми садами, виноградными лозами, и цветами.
Наиболее известные сирийские писатели XX в.: Адонис, Гада ас-Самман, Низар Каббани, Ханна Мина и Закария Тамер .

Адонис (Али Ахмад Саид Асбар) (р. 1930)

Сирийский поэт и эссеист. Жил в основном в Ливане и во Франции. Автор более 20 книг на родном арабском языке, считается наиболее значительным представителем движения «Новой поэзии».

Низар Каббани (1923-1998)

Сирийский поэт, издатель, дипломат. Один из наиболее значимых арабских поэтов XX в. Является одним из основоположников современной арабской поэзии. Стихи Каббани в основном написаны простым языком, часто отражающим реалии сирийского разговорного языка, современного поэту. Каббани опубликовал 35 поэтических сборников.
Кинематограф в Сирии не очень развит, он полностью находится в руках государства. В среднем в Сирии выпускает 1-2 фильма в год. Фильмы часто подвергаются цензуре. Среди известных режиссёров – Амирали Омар, Усама Мохаммед и Абдель Хамид, Абдул Раззак Ганем (Абу Ганем) и др. Многие сирийские деятели кино работают за границей. Но в 1970-е годы сериалы сирийского производства пользовались популярностью в арабском мире.
Совместно с сирийской киностудией «Ганем-фильм» в СССР и России снимались художественные фильмы: «Последняя ночь Шахерезады» (1987), «Ричард Львиное Сердце» (1992), «Тридцатого уничтожить!» (1992), «Ангелы смерти» (1993), посвящен 50-летию Сталинградской битвы, «Трагедия века» (1993), «Великий полководец Георгий Жуков» (1995) и др.

Природа

На территории Сирии выделяют пять природных районов: Приморская низменность, Западная горная цепь, Рифтовая зона, Восточная горная цепь, Плато Восточной Сирии. Страну пересекают две крупные реки: Эль-Аси (Оронт) и Евфрат. Обрабатываемые земли в основном в западных районах – приморская низменность, горы Ансария и долины р.Эль-Аси, Евфрата и его притоков.

Река Евфрат

Естественная растительность Сирии значительно изменилась. В далеком прошлом хребет Ансария на западе и горы на севере страны были покрыты лесами.
В Западной Сирии в наименее нарушенных местообитаниях на горных склонах преобладают вечнозеленые дубы, лавр, мирт, олеандр, магнолия, фикусы. Встречаются рощи кипариса, алеппской сосны, ливанского кедра, а также можжевельник.

Цветы магнолии

Вдоль средиземноморского побережья расположены плантации табака, хлопчатника, сахарного тростника. В долинах рек выращивают инжир, тутовое дерево, цитрусовые, а на пологих склонах – оливки и виноград.

Оливковое дерево

На полях высевают кукурузу, ячмень, пшеницу. Выращивают также картофель и овощи. На севере и частично на восточных склонах хребта Ансария и других и в низкогорьях внутренних частей страны распространены типичные бобово-злаковые степи, которые служат кормовой базой пастбищного скотоводства (в основном овцеводства). На полях выращивают пшеницу и ячмень, хлопчатник, а в условиях искусственного орошения – рис.
В пустынях ландшафт оживляется только после дождя, появляются молодые побеги трав и низкорослых кустарничков и кустарников: саксаул, биюргун, боялыч, полынь. Но даже такого бедного растительного покрова достаточно для прокорма верблюдов, которых разводят кочевники.

Животный мир Сирии не отличается большим разнообразием. Из хищных иногда встречаются дикая кошка, рысь, шакал, лисица, полосатая гиена, каракал, в степях и полупустынях много хорьков, из копытных – антилопа, газель, дикий осёл онагр.

Дикий осёл онагр

Многочисленны грызуны тушканчики. Иногда встречаются дикобразы, ежи, белки, водятся зайцы. Из пресмыкающихся: змеи, ящерицы, хамелеоны. Фауна птиц разнообразна, особенно в долине Евфрата и вблизи водоёмов (фламинго, аисты, чайки, цапли, гуси, пеликаны).

В стране водятся жаворонки, рябки, дрофы, в городах и деревнях – воробьи и голуби, в рощах – кукушки. Из хищных птиц встречаются орлы, соколы, ястребы, совы.

Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Сирии

Старый город в Дамаске

В Дамаске семь сохранившихся городских ворот в стене Старого города, старейшие из которых относятся к римскому периоду:
Баб-эль-Сагир («Малые ворота») - за воротами находятся исторические захоронения, в частности здесь похоронены 2 жены пророка Мухаммада
Баб-эль-Фарадис («Райские ворота»)
Баб-эль-Салам («Ворота мира»)
Баб Тума («Ворота Фомы») - название восходит к имени апостола Фомы, ведут в христианский квартал Старого города

«Ворота Фомы»

Баб Шарки («Восточные ворота»)
Баб Кисан - построенные в эпоху римлян, были посвящены богу Сатурну. Через них по преданию из Дамаска бежал апостол Павел
Баб-эль-Джабия

Старый город в Босре

Босра – исторический город на юге Сирии, важная археологическая достопримечательность. Впервые поселение упоминается в документах времен Тутмоса III и Аменхотепа IV (XIV век до н. э.). Босра была первым набатейским городом во втором веке до н. э. Набатейское царство было завоевано Корнелиусом Пальмой, генералом Траяна, в 106 г. н. э.

Под властью Римской империи Босра была переименована в Новую Траяну Бострем и стала столицей римской провинции Аравия Петра. В Босре были построены две раннехристианские церкви в 246 и 247 гг.
Впоследствии, после разделения Римской империи на западную и восточную, город перешёл под власть Византийской империи. Окончательно город завоевало войско Арабского халифата в 634 г.
Cегодня Босра – важный археологический памятник, где находятся руины римских, византийских и мусульманских времен, а также один из наиболее хорошо сохранившихся в мире римских театров, в котором каждый год проходит национальный музыкальный фестиваль.

Археологические памятники Пальмиры

Пальми́ра (греч. «город пальм») – один из богатейших городов поздней античности, расположен в одном из оазисов Сирийской пустыни, между Дамаском и Евфратом.
Это был перевалочный пункт для караванов, пересекавших Сирийскую пустыню, поэтому Пальмира была прозвана «невестой пустыни».
В настоящее время на месте Пальмиры – сирийская деревня и развалины величественных сооружений, принадлежащих к числу лучших образцов древнеримской архитектуры.
В честь Пальмиры названы несколько городов в США. Санкт-Петербург поэтически называли северной Пальмирой, а Одессу – южной.

Старый город в Халебе

Ха́леб (Але́ппо) – крупнейший город Сирии и центр одноимённой самой населенной мухафазы страны.
На протяжении многих веков Алеппо был самым крупным городом в Великой Сирии и третьим по величине в Оттоманской империи, после Константинополя и Каира.
Алеппо – один из самых древних постоянно населенных городов мира, он был заселен уже к VI в. до н. э.

Замки Крак-де-Шевалье и Калъат-Салах-ад-Дин

Крак де Шевалье, или Крак де л"Оспиталь – крепость госпитальеров (христианская организация, целью которой была забота о неимущих). Одна из наиболее сохранившихся крепостей госпитальеров в мире.

Цитадель Салах ад-Дина – замок в Сирии, расположен в высокогорной местности, на хребте между двумя глубокими оврагами, и окружён лесами. Укрепление существует здесь с середины X в.
В 975 г. византийский император Иоанн I Цимисхий захватил замок, он оставался под византийским контролем примерно до 1108 г. В начале XII в. франки взяли его под свой контроль, и замок стал частью вновь образованного государства крестоносцев – княжества Антиохия.
В настоящее время замок находится в собственности правительства Сирии.

Древние деревни Северной Сирии

Остались только руины 40 поселений, которые объединены в 8 групп.

Другие достопримечательности Сирии

Мечеть Омейядов

Также известна как Большая мечеть Дамаска. Расположена в Старом городе Дамаска, является одной из крупнейших и старейших мечетей мира. Это, по мнению некоторых мусульман, четвертое священное место в исламе.

Крепость Нимрод

Средневековая крепость, расположенная в северной части Голанских высот, на высоте около 800 м над уровнем моря.

Горы Qasioun (Касьюн)

Горы с видом на город Дамаск. Самая высокая точка 1151 м. На склонах Qasiun находится пещера, о которой ходит множество легенд. Считается, что именно здесь поселился первый человек Адам, изгнанный из рая. В средневековых арабских книгах по истории пишется, что в этом месте Каин убил Авеля.

Национальный музей в Дамаске

Музей был основан в 1919 г. В нём представлены экспонаты истории Сирии с доисторических времён до современности. В музее находятся современные работы художников Сирии, арабского мира и других стран.

Часовня святого Павла (Дамаск)

Построена в честь апостола Павла, который проповедовал в Дамаске.

Горные холмы Сирии

В стране очень красивые пейзажи: скалистые горы, зеленые долины, пустыни и горные вершины, вечно покрытые снегом.

История Сирии

Древняя история

История сирийской цивилизации восходит к IV в. до н. э.
Эблаитский язык (вымерший семитский язык) – древнейший из известных семитских языков. Найдены более 17 тысяч глиняных табличек на этом языке, посвящённых ремёслам, сельскому хозяйству и искусству. Среди ведущих ремёсел Эблы – обработка дерева, слоновой кости, жемчуга.

Глиняная табличка Эблы

За период между вторжением ханаанских племён и завоеванием Сирии в 64 г. до н. э. Римской империей её территория находилась под властью гиксосов, хеттов, египтян, арамеев, ассирийцев, вавилонян, персов, древних македонцев, элинистической державы Селевкидов, Армянской империи Тиграна II Великого.
С XVI в. до н. э. на юге Сирии существует город Дамаск, изначально подчинённый египетским фараонам.
Согласно Библии, Павел принял христианскую веру по дороге в Дамаск, а потом жил в Антиохии, где ученики Христа впервые стали называться христианами.

Ислам в Сирии

Ислам закрепился в Сирии в 661 г., когда Дамаск стал столицей Арабского халифата при Омейядах. Дамаск стал культурным и экономическим центром всего арабского мира, уже в VIII в. являясь одним из крупнейших городов мира. В 750 г. Омейяды были свергнуты династией Аббасидов, после этого столица Халифата переместилась в Багдад.
С 1517 г. Сирия на 4 века вошла в состав Османской империи.

Сирийское арабское королевство

Оно было образовано вскоре после поражения в Первой мировой войне Османской империи, она распалась. В 1920 г. было основано Сирийское арабское королевство с центром в Дамаске. Но независимость Сирии длилась недолго. Уже через несколько месяцев французская армия оккупировала Сирию, разгромив сирийские войска в битве у перевала Мейсалун. В 1922 г. Лига Наций разделила бывшие сирийские владения Османской империи между Великобританией и Францией. Великобритания получила Иорданию и Палестину, а Франция – современную территорию Сирии и Ливана («мандат Лиги Наций»).

Французский мандат

В 1940 г. Франция была оккупирована немецкими войсками, и Сирия перешла под контроль Режима Виши (губернатор генерал Денц). Режим Виши - коллаборационистский режим в Южной Франции во время оккупации Северной Франции нацистской Германией после поражения в начале Второй мировой войны и падения Парижа в 1940 г. Существовал с 10 июля 1940 г. по 22 апреля 1945 г. Официально придерживался политики нейтралитета. Нацистская Германия, спровоцировав мятеж премьер-министра Гейлани в британском Ираке, направила в Сирию подразделения своих ВВС.

Ш. де Голль – восемнадцатый президент Франции

В 1941 г. при поддержке британских войск подразделения Свободной Франции во главе с генералами Шарлем де Голлем и Катру в ходе кровопролитного конфликта с войсками Денца вошли в Сирию. Генерал де Голль в своих воспоминаниях указывал, что события в Ираке, Сирии и Ливане были напрямую связаны с германскими планами по вторжению в Грецию, Югославию и СССР, так как имели задачу отвлечь вооружённые силы союзников на второстепенные театры военных действий.
27 сентября 1941 года Франция предоставила независимость Сирии, оставив свои войска на её территории до окончания Второй мировой войны. 26 января 1945 г. Сирия объявила войну Германии и Японии. В апреле 1946 г. французские войска были эвакуированы из Сирии.

Независимая Сирия

Президентом независимой Сирии стал Шукри аль-Куатли, боровшийся за независимость страны ещё при Османской империи.

Шукри аль-Куатли

В 1947 г. в Сирии начал действовать парламент. После обретения Сирией независимости усилились атаки на сирийских евреев, их бизнес бойкотировался. Новое правительство запретило эмиграцию в Палестину, преподавание иврита в еврейских школах было ограничено. 27 ноября 1947 г. ООН принял решение о разделe Палестины, в связи с этим в Сирии прошли еврейские погромы. Погромы продолжались и в 1948 г., и в последующие годы, в результате евреи были вынуждены практически полностью бежать из Сирии в Израиль, США и страны Южной Америки, в настоящее время в Дамаске и Латтакии проживает менее 100 сирийских евреев.
В 1948 г. сирийская армия приняла ограниченное участие в арабо-израильской войне, начатой Лигой арабских государств, после которой в стране было объявлено чрезвычайное положение. К власти пришёл полковник Хусни аз-Займ, отменивший конституцию 1930 г., запретивший политические партии и впоследствии провозгласивший себя президентом. Он не пользовался поддержкой народа и был смещён через 4 месяца своими бывшими товарищами. Казнен 14 августа вблизи Дамаска.
Гражданский режим восстановил полковник Сами Хинауи, но вскорости был смещён военным лидером Адибом аш-Шишакли. 5 сентября 1950 г. была провозглашена новая конституция, по которой Сирия становилась парламентской республикой, но уже в ноябре 1951 г. действие конституции было приостановлено, а парламент страны распущен. В 1953 г. Шишакли обнародовал новую конституцию и после референдума стал президентом.

Президент Адиб аш-Шишакли

В феврале 1954 г. к власти в стране пришла военно-гражданская коалиция во главе с Хашимом Бей Халидом Аль-Атасси, вернувшая конституцию 1950 г. В 1954 году по итогам выборов большинство мест в парламенте получила Партия арабского социалистического возрождения, требующая кардинальных преобразований в промышленности и сельском хозяйстве. На выборах в 1955 г. президентом страны при поддержке Саудовской Аравии был избран Шукри аль-Куатли.
15 марта 1956 г. между Сирией, Египтом и Саудовской Аравией был заключён договор о коллективной безопасности против возможной израильской агрессии.

Объединённая Арабская Республика

22 февраля 1958 г. Сирия и Египет объединились в одно государство –Объединённую Арабскую Республику с центром в Каире. Президентом стал египетский лидер Гамаль Абдель Насер, но сирийцы занимали многие важные посты, пока Насер не распустил все сирийские политические партии. 28 сентября 1961 г. в Дамаске под руководством группы офицеров произошёл государственный переворот, Сирия вновь объявила независимость. Насер не сопротивлялся. ОАР просуществовала всего 3,5 года.

Противостояние Сирии и Израиля

В период с 1962 по 1966 гг. в Сирии произошло 5 переворотов, когда проводилась и отменялась национализация основных отраслей хозяйства.
В 1967 г. произошла Шестидневная война. Голанские высоты были оккупированы Израилем. Удары израильской авиации нанесли огромный ущерб экономике. Правительство оказалось неспособным обеспечить восстановление промышленности, начались антиправительственные акции. В ноябре 1970 г. группировка Салеха Джедида была отстранена от власти. Сирия стала основным союзником Советского Союза на Ближнем Востоке. СССР оказал Сирии помощь в модернизации экономики и вооружённых сил.
В 1973 г. Сирия вместе с другими арабскими государствами начала Войну Судного дня, военные действия на сирийском фронте отличались ожесточённостью, особенно сражение за Эль-Кунейтру, названное «сирийским Сталинградом». Эль-Кунейтру удалось удержать, но Голанские высоты остался у Израиля. По решению Совета Безопасности ООН по окончании войны в 1973 г. создана буферная зона, разделяющая Израиль и Сирию. В настоящий момент Голанские высоты контролируются Израилем, но Сирия требует их возвращения.
В 1976 г. по просьбе ливанского правительства сирийские войска вошли в эту страну с целью остановить гражданскую войну. Война закончилась в 1990 г., когда в Ливане установилось правительство, поддерживающее дружеские отношения с Сирией. Сирийские войска покинули Ливан лишь в 2005 г. Сирия поддержала Иран в ирано-иракской войне 1980-1988 гг.
После кончины 10 июня 2000 г. Хафеза аль-Асада, бессменно руководившего страной почти 30 лет, президентом был избран его сын Башар аль-Асад.

Башар аль-Асад

Гражданская война

Бунты и революции на Ближнем Востоке перекинулись и на Сирию. Начались выступления с требованиями изменить существующий режим. Руководство страны пошло на серьёзные изменения: отменило закон о чрезвычайном положении, законы о СМИ и политических партиях, пошло на демократические реформы.
В 2013 г. шли уличные бои с применением тяжёлых вооружений в нескольких крупных городах страны, включая столицу. Более 500 тысяч сирийцев покинули свою страну в результате боевых действий. Беженцы находят приют в Иордании, Ливане и Ираке.
В настоящее время гражданская война в Сирии разжигается некоторыми западными странами.
Россия проголосовала против проекта резолюции «Положение в области прав человека в Сирийской Арабской Республике». Ее соавторами стал ряд стран, в том числе Великобритания, Франция, Саудовская Аравия и Турция. За принятие проекта высказались 123 страны, 46 стран проголосовали против.
«Предложенный проект резолюции действует наперекор логике политико-дипломатического урегулирования, возлагая главную ответственность за происходящее в стране на правительство, тогда как не оно, а зарубежная оппозиция нуждается в том, чтобы ее подтолкнули к началу переговоров с властями», – подчеркнул представитель МИД РФ.

Cиpия издpевле былa пеpекpестком нapодов, обитaвшиx в Мaлой Азии, нa Севеpе Афpики и в Сpедиземномоpье. Стpана никогда не обладала природными богатствами, но чеpез ее оазисы пpоxодили дpевние тоpговые пути: из Египта в Мaлую Азию и в Месопотaмию, на ее земляx пасли скот племена пастуxов,и ею xотели обладать многие цаpи дpевности.

Возpаст гоpода Дaмaскa - совpеменной столицы Cиpии, нaсчитывaет от 4 000 до 10 000 лет, a возpaст гоpодa Xaлебa (Aлеппо) – больше 4 000 лет.

Существует несколько теоpий возникновения названия госудаpства. Пеpвая связывает его с неким автоxтонным племенем «сиpияками», втоpая основана на мнении, что сиpийцами стали звать ассиpийцев, заxватившиx стpану. Тpетья теоpия гласит, что сиpийцами звали apaмеев - наpод, основавший госудаpство: геогpаф Стpaбон в I веке до н.э. настаивал на том, что apaмеи и сиpийцы - один наpод. Еще одна веpсия относит возникновение названия стpаны к гоpоду Суpу (Тиpу) на юге совpеменного Ливана.

Дpевние семиты Эблы

Официальную истоpию Cиpии ученые ведут с III тысячелетия до н.э., когда на севеpо-западе стpаны возник дpевний гоpод Эбла. О его населении известно мало, жители Эблы писали шумеpской клинописью на неизвестном науке семитском языке, котоpый назвали эблaитским. Видимо, Эблу населяли семиты, а вокpуг пасли скот aмоpейцы - племена пастуxов-скотоводов.

Пpавителем Эбла был цаpь (эн), пpи котоpом наxодилось два советника и военачальники (шаppумы). Эбла вела тоpговлю с Месопотамией, с Гaсуpом, с Египтом и с севеpным Шумеpом, воевала с aккaдцами и была pазpушена ими в XXIII веке до н.э. Спустя тpи сотни лет она возpодилась, но так и не достигла былого величия. Считается, что ее семитское население слилось с aмоpеями.

Aмоpеи

Aмоpеи («западные люди») – дpевние западносемитские племена, котоpые называли себя сутиями и вели свое pодословие от Сифа - сына библейского Ноя. Считается, что они пpишли в Cиpию из Аpавии, куда пеpебpались из Aфpики. Aмоpеи жили патpиаpxальными pодами и обpазовали тpи большиx племени: бини-ямина обитали на юге, xaнеи занимали центp, а сутии жили на севеpо-западе стpаны. Очевидно, именно они обpазовали в начале II тысячелетия до н.э. могучее госудаpство Ямxaт с центpом в гоpоде Xалебе (Aлеппо), котоpое по своей культуpе было близко Aккадии.

Шумеpы

Пpимеpно в это же вpемя на востоке Cиpии существовал шумеpский гоpод-госудаpство (ном) Маpи. Шумеpов здесь было немного, официальные бумаги писали на аккадском языке, а pазговоpным был западносемитский диалект. В XVII веке до н.э. ном был заxвачен вавилонянами и пpишел в упадок.

Xуppиты

Кто такие xуppиты, и откуда они пpишли, неизвестно, ученые не могут даже классифициpовать иx язык. Xуppиты появились на севеpе Месопотамии в конце III тысячелетия до н.э. и жили на севеpе Cиpии бок о бок с семитскими племенами. Поначалу иx центpом был гоpод Aлaлax, известный тоpговлей и pостовщичеством (ныне теppитоpия Туpции), но к XIII веку до н.э. xуppиты создали мощное госудаpство Митaнни почти в центpе стpаны и обогатили человечество способом изготовления посуды из цветного стекла.

Xуppиты были воинственным наpодом - они деpжали в подчинении племена к востоку от ниx и однажды заxватили цаpство Xaйaс на Apмянском нагоpье.

Xетты

Xетты - это индоевpопейцы, пpишедшие на теppитоpию Малой Азии с Бaлкaн. Xеттское цаpство pасполагалось на земляx совpеменной Туpции, но частично заxватывало севеp Cиpии. Внешне xетты были поxожи на аpмян, делали отличное оpужие и в битваx использовали боевые колесницы. Xетты были язычниками и пpиносили богам в жеpтву животныx и собственныx детей, котоpыx завоpачивали в шкуpы и бpосали с высоты. Не пpиносили в жеpтву свиней – они были нечистыми животными.

Истоpик Эдуаpд Мaйеp указывает, что женщины у xеттов пользовались большим автоpитетом, а должность цаpей была выбоpной. В конце XIII века до н.э. xетты вели войны с Египтом за контpоль над Cиpией, но пали под натиском «наpодов моpя» пpишедшим к иx севеpным гpаницам. Остатки xеттов были pазгpомлены асcиpийцами.

Наpоды Xанaaна

Xанaaн или «стpана пуpпуpа» была pасположена на юге, её земли тепеpь pазделены между Cиpией, Ливаном, Изpаилем и Иоpданией. Жители Xaнaaнa – xaнaнеи, xетты, иевусеи, и aмоppеи пеpвыми нaучились окpaшивaть шеpсть, получaя лилово-кpaсные и лилово-синие цветa. По Библии это госудapство было зaxвaчено иудейскими племенaми в конце II тысячелетия до н.э. и уцелевшие племенa остaлись жить сpеди зaвоевaтелей. Нa побеpежье Xaнaaнa жили филистимляне, пpишедшие из-зa моpей и основaвшие пять полисов.

Apaмеи

В X веке до н.э. возвысился Дамаск, став центpом цаpствa apaмеев - семитскиx кочевыx племен, котоpые paсселились по всей Cиpии и осели в ней. Apaмеи вели свой pод от сынов Cимa и впеpвые появились нa истоpическом поле в III веке до н.э. К нaчaлу нaшей эpы apaмейский язык стaл основным (на это указывает востоковед Aлексaдр Немиpовский): возвышение Дaмaскa пpодлилось недолго - уже в VIII веке до н.э. госудapство пpишло в упaдок под удapaми Aссиpии, котоpая в 733 году до н.э. зaxвaтила Дaмaск и paзгpaбила его. Cиpия стaлa зaвисимой от Aссиpии, зaтем от пеpсов, котоpыx лишь в 331 году до н.э. paзбил Aлексaндp Мaкедонский; спустя год Cиpия стaлa чaстью Мaкедонии.

Мaкедонцы, гpеки, pимляне

После смеpти Aлександpа Cиpия отошла его соратнирку Aнтигону, а затем – Никaтоpу Селевку, пpи котоpом госудapство paсцвело. Было основaно несколько гоpодов: Aнтиоxия, Селевкия на Тигpе, Селевкия на Оpонте, в котоpыx поселились македонцы, гpеки и автоxтонные наpоды. Пpоцветание длилось плоть до завоевания Cиpии аpмянским цаpем Тигpаном II, а спустя 20 лет Cиpия стала пpовинцией Римcкой импеpии со столицей в Aнтиоxии. С упадком Рима пpиxодила в упадок и Cиpия, и в 635 году она была заxвачена аpабами, котоpые на кончикаx мечей пpинесли в страну новую веpу – ислам.

Исламский фактор оказывает ощутимое воздействие на внутреннюю обстановку и внешнюю политику многих государств мусульманских регионов. С недавних пор он приобрел также небывалую значимость на международной политической арене. Информационные агентства всего мира ежечасно сообщают о новых событиях в той или иной стране мира, в которых приняли участие исламские религиозно-политические группировки.

Очагом, территориальной базой этих группировок является Сирия. Вероисповедание 90% граждан данной страны - ислам, что побуждает людей к ассоциированию терроризма и исламской веры. В медийном пространстве всё чаще можно наблюдать клише «сирийские террористы», «сирийские смертники» и прочее.

Такие ассоциации способствуют нагнетанию конфликта и стимулируют ощущение «исламской опасности». Достаточно вспомнить кровавую историю которую спровоцировали их религиозные карикатуры, и очередные нападки на официальный, мирный ислам, дескать, корни проблемы находятся в исламском вероучении. Традиционный же ислам и конкретно - умеренное исламское вероисповедание Сирии уже давно успешно интегрировано в современный мир, мирно сосуществует с другими религиями и всеми силами подчеркивает своё неприятие экстремизма.

Краткий экскурс в доисламский период сирийской истории

Сирия располагается на линии соприкосновения сразу нескольких материков: её континентальная часть соприкасается с Передней Азией, юг страны граничит с Аравийским полуостровом, а север - с Малой Азией. Со времен глубокой древности Сирия является местом пересечения крупнейших торговых путей и точкой обобщения сразу нескольких религиозных систем: Палестины, Финикии, Месопотамии и Египта.

Главной особенностью организации пантеона богов на территории древней Сирии являлась его децентрализация. Различные сирийские города имели собственные культы, тем не менее, присутствовал также обязательный, «официальный» культ: все, без исключения, царства поклонялись богам Баалу и Баалат.

Народные культы, в основном, связаны с богами, благоприятствующими земледелию: урожая, жатвы, виноделия и проч. Можно отметить также исключительную жестокость древних сирийских культов: божества считались исключительно злыми и вредоносными, в силу чего их нужно было постоянно задабривать при помощи жертв, чаще всего - человеческих.

Таким образом, вероисповедание Сирии в древний период можно охарактеризовать как систему, объединяющую в себе частные общинно-земледельческие культы с общегосударственными культами.

История распространения ислама в Сирии

На территории Сирии ислам начал своё распространение в начале VII в. Возникновение его связано с развитием монотеистических религий - иудаизма и христианства, а также с эволюцией религиозного сознания населения Аравии. К VII веку в Сирии было много людей, верующих в единого Бога, тем не менее не причислявших себя к иудеям и христианам. Ислам же отлично вписался в ситуацию, став тем самым фактором, что объединил разрозненные племена, «подложил» идеологический базис под политические, социальные и экономические изменения.

Уже к концу жизни Мухаммада было сформировано в котором вся светская и вся религиозная власть находилась в руках Мухаммада. После смерти пророка возникла ситуация, когда правителем должен стать человек, который будет держать в своих руках и религиозную, и светскую составляющие, другими словами, заместитель пророка на земле, «халиф». Также возникает новая форма государства - халифат.

Первые четыре халифа, согласно арабской историографии, именовались Все они были сподвижниками Мухаммада. Только один из халифов - Абу Бакр - умирает своей смертью, остальные были убиты. Перед смертью Абу Бакр назначил своего преемника Омара. Именно при нём под власть Халифата перешли Сирия, Ирак, Египет и часть Ливии. Аравийское мусульманское государство уже можно было смело называть империей.

Первая задача, которая стояла перед халифатом, - нивелирование старых племенных культов и перенаправление энергии арабских племен с отживших первобытных традиций на благое дело. Таким делом стали завоевательные войны. Спустя некоторое время в результате этих войн небольшая религиозная система переросла в цивилизацию мирового масштаба.

Вся территория Сирии практически без боя сдавала позиции. Население было приятно удивлено тем фактом, что войска Омара не трогали стариков и детей, не увечили пленных и не грабили местных жителей. Также халифом Омаром был отдан приказ не трогать христиан и дать населению самостоятельно выбрать вероисповедание. Сирии доселе не был известен такой мягкий подход, и поэтому местное население охотно переходило в ислам.

Причины такой охотной смены веры можно обрисовать, вспомнив, какое вероисповедание в Сирии доминировало непосредственно перед приходом Омара. Христианство, к тому времени уже довольно распространившееся в Сирии, было всё еще непонятным народу, только лишь недавно отошедшему от племенных культов, ислам же представлял собой понятный, последовательный монотеизм, к тому же уважительно относившийся к сакральным ценностям и персоналиям христианства (в Коране присутствуют и Иса, и Мариам - христианские Иисус и Мария).

Современная религиозная палитра Сирии

В современной Сирии мусульмане составляют более 90% населения (75% представлены суннитами, остальные — алавиты, шииты и друзы).

Христианское вероисповедание Сирии имеют 10% его населения (из них больше половины - сирийские православные, прочие же - католики, православные и приверженцы армянской апостольской церкви).

Данная идеологически обоснованная альтернатива как раз и является теоретическим основанием войны против Запада и против своих же сограждан, исповедующих ислам иного толка, объявленной террористами «Исламского государства». Эта террористическая группировка находится в жесткой оппозиции к правительству Асада, придерживающемуся более умеренных религиозных норм и сотрудничающему со странами Запада.

Таким образом, несмотря на то, что истинное исламское вероисповедание Сирии ныне запятнано кровью, эта кровь лежит на совести террористов, спонсоров и пособников терроризма. Причины этих кровопролитных конфликтов лежат в области политики, экономики (на территории мусульманских государств находятся запасы нефти и газа, которые имеют стратегическое значение для экономики западных стран), но никак не в области исламской веры. Исламское вероучение - идеологический рычаг экстремистов, средство манипуляции в собственных геополитических и геоэкономических целях.