Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Какие нации и религии живут в сирии. Обычаи и традиции сирии. Государственное устройство современной Сирии

На вопрос, что является главной национальной чертой сирийцев, тот, кто хотя бы раз побывал в этой стране, ответит: жизнерадостность и доброжелательность. Даже последний уборщик мусора здесь старается быть довольным жизнью. Порой кажется, что хорошее настроение чуть ли не самоцель сирийцев. "Кейфак, мабсут?" ("Как ты, доволен?") - спрашивает он знакомого при встрече. Большинство сирийцев подсознательно стремится к душевному комфорту, несмотря ни на какие невзгоды. Возможно, отсюда происходит и определенная беспечность поведения, некий незадачливый эгоизм. Можно, например, видеть автомашины, оставленные так, что они чуть ли не перегораживают проезжую часть загруженной улицы, но водителю так ближе дойти до магазина. В то же время сирийцы за рулем гораздо чаще уступают дорогу женщине или просто прохожему (даже если тот переходит улицу, где не положено), чем в наших городах. А иные торговцы, узнав, что у вас при расплате не достает денег, отдадут товар и так, сказав, что деньги могут подождать, и вы их можете принести, когда будет удобно.

Бытовой язык сирийца изобилует вопросами о здоровье, настроении, детях, наполнен пожеланиями всяческих благ. Вступительная часть разговора ежедневно видящих друг друга местных жителей напомнила бы англичанину встречу родных братьев после многолетней разлуки.

Общеизвестно гостеприимство сирийцев. Гостя здесь обязательно угощают как минимум чаем, а также зхуратом (цветочно-травяной чай), кофе или другими освежающими напитками. От угощения отказываться не принято, поскольку отказ может обидеть хозяина. Сирийцы любят ходить в гости и любят сами принимать гостей.

Нарядно и весело проходит сирийская свадьба. В мусульманской среде торжество отмечается отдельно в доме невесты, куда съезжаются подруги и родственницы, и в доме жениха, собирающего мужскую часть гостей. Веселье сопровождается песнями, танцами, особым хоровым речитативом вслед за солистом, произносящим хвалебные и подбадривающие фразы. По этому случаю красиво оформляются цветами машины, и шумная кавалькада под аккомпанемент клаксонов, выкриков и улюлюканий пускается по городу. Лишь по завершении веселья невесту привозят в дом жениха. Примечательно, что модные современные ритмы не вытеснили у местной молодежи любовь к традиционной музыке, под которую она с удовольствием поет и танцует в минуты развлечений.

Благополучие сирийского общества зиждется на семье. Вся жизнь сирийца пронизана родственными отношениями. К браку относятся как к одному из главных дел в жизни человека. Поэтому, во избежание скоропалительных решений, общество выработало целый комплекс "защиты от неудачи". Во-первых, решение жениться с пристрастием обсуждается родственниками будущих супругов. Во-вторых, желание жениться юноша обязан подкрепить определенным уровнем материального достатка. Жених должен заранее подумать о жилье для будущей семьи, преподнести невесте достойные подарки (прежде всего золотые украшения), убедить родственников будущей супруги в том, что у него достанет возможностей содержать семью. Как правило, молодые люди начинают серьезно подумывать о женитьбе после 30 лет, девушки же выходят замуж довольно рано, как только найдется подходящая партия. Молодые, готовясь к свадьбе, отдают себе отчет в том, что брак не проверка характеров, а событие, определяющее всю их последующую жизнь. Развод у арабов - явление намного более редкое и болезненное, чем у европейцев, хотя мусульманский развод организационно оформлен очень просто - муж три раза говорит "талактик" (я с тобой развелся).

Про главенство супруга в арабской семье, подчас его деспотизм, мы много читали и слышали. Однако не все так "черно-бело", арабский "домострой" - это система, направленная прежде всего на сохранение четко разграниченных функций супругов: муж - добытчик и кормилец, жена - хранительница домашнего очага. Большинство сирийских женщин на самом деле великолепно себя чувствуют в окружении заботливого супруга и кучи детей и, наоборот, с настороженностью взирают на некоторые стороны европейской брачной культуры.

Конечно, в Сирии, хотя и редко, еще встречается и многоженство, а девушки из консервативных семей вынуждены отказывать себе во многих видах отдыха и развлечений. Выросшие в благополучных семьях дети являются компенсацией своим матерям за их преимущественно домашний образ жизни. Наверное, поэтому, когда мы выходим прогуляться по вечернему Дамаску, у нас не возникает даже мысли о том, что это может быть опасно. Ведь отсутствие уличных хулиганов, крайне редкие случаи воровства - тоже заслуга общества, в котором человек всю жизнь ежесекундно ощущает свою причастность к семье, роду.

Сирия занимает значительную территорию, площадь которой определяется в 181,3 тыс. км 2 ; в стране, по данным 1952 г., насчитывается 3361 тыс. жителей.

Подавляющее большинство населения Сирии - арабы. Национальные меньшинства (курды, армяне, айсоры, черкесы, турки, туркмены^ персы, евреи) численно сравнительно не велики и повсюду, кроме северных окраин, растворены в основном арабском массиве населения.

Около 300 тыс. сирийских арабов насчитывается в Александреттском округе, захваченном Турцией накануне второй мировой войны. Кроме того, большое число сирийских арабов находится в эмиграции - в Северной и Южной Америке, Египте и других странах.

В физико-географическом отношении территория Сирии весьма неоднородна. На западе Сирии расположен горный округ Латакия, образуемый Нусайритскими горами (Джебель-Нусайрия), не превышающими 1400- 1600 м над уровнем моря. Эти горы отделены от Средиземного моря узкой прибрежной равниной. Между Нусайритскими горами и Ливанским хребтом расположена долина Аккар, часть которой находится уже на территории Ливана. К востоку от Нусайритских гор находится долина реки Оронт и возвышающиеся параллельно ей невысокие горы Джебель-Завия (800-900 м над уровнем моря).

Большую часть страны занимает обширное Сирийское плато, расположенное к востоку от Джебель-Завия и Антиливана. Покатое в направлении с юго-запада к северо-востоку, к долине Евфрата, это плато не превышает 300-600 м над уровнем моря.

В своей центральной части оно пересечено рядом небольших и невысоких горных цепей; в южной части оно поднимается до 700-800 м над уровнем моря и образует Хауранское плато, окаймленное с востока горным массивом Джебель-Друз.

Таким образом, горные цепи, идущие в основном в меридиональном направлении, делят Сирию на четыре продольные зоны: прибрежную равнину; западное поднятие; впадину; восточное поднятие. Пятую зону образует основная часть Сирии - внутреннее нагорье,простирающееся вплоть до ее восточных границ.

Если для Западной Сирии характерен средиземноморский климат с дождливой осенью, мягкой зимой, жарким и засушливым летом, то внутренние районы страны образуют зону континентального степно-пустынного климата. На побережье выпадает до 700-800 мм осадков; чем дальше к востоку, тем меньше осадков; в Джебель-Друзе количество осадков не превы

шает 400-500 мм; в Дамаске оно еще меньше (200-250 мм в год); без искусственного орошения здесь никакое земледелие уже невозможно. К востоку от Дамаска количество осадков падает ниже 100 мм; это - пустыня. Во внутренних частях Сирии летом жара достигает 40-45°, зимой нередки морозы 5-10°. Резки и суточные колебания температуры.

Растительность внутренней Сирии значительно беднее, чем на побережье. Лесов нет; преобладает степной кустарниковый ландшафт, а в центральных районах Сирийского плато значительные пространства занимает хамад - пустыня, почти лишенная растительного покрова.

История Сирии уходит в глубокое прошлое. Археологические раскопки обнаружили здесь орудия ранненеолитического периода. Оседлое -земледельческое население, сосредоточенное на побережье Средиземного моря, в долинах рек и в оазисах, в IV-III тысячелетиях до н. э. выращивало зерновые культуры, лен, виноград, оливки. Из массы земледельческих племен рано выделились скотоводческие племена, кочевавшие в необъятных степях и пустынях. Выделение пастушеских племен, развитие ремесла и обмена ускорили формирование классовых рабовладельческих отношений. В III-II тысячелетиях до н. э. на территории Сирии сложился ряд раннерабовладельческих государств, народы которых создали высокую для своего времени культуру. В долине Оронта, в районе Дамаска и в других местах была сооружена сложная ирригационная сеть, орошавшая обширные пространства земли, построены плотины и водоподъемные колеса. На морском побережье и внутри страны выросли большие города, жители которых занимались различными ремеслами, торговлей, морскими промыслами. В незапамятные времена была основана столица Сирии Дамаск - один из древнейших городов мира. Раскопки в Рас-Шамра (Угарите) обнаружили остатки мощной крепости, дворца, храма, библиотеки, многочисленные предметы египетского, хеттского и Эгейского происхождения.

К концу I тысячелетия до н. э. основным языком населения страны был сирийско-арамейский язык и его диалекты, на которых говорило большинство населения, а также арабские племенные языки и диалекты, на которых говорили бедуинские племена, кочевавшие в Сирийской пустыне. Эти родственные между собой языки либо уже сложились как языки народностей, либо находились на стадии перехода от племенных языков к языкам народностей.

В отличие от Египта и Месопотамии, где объединение раннерабовладельческих государств было ускорено необходимостью поддержания крупнейшей оросительной системы, совместного регулирования вод Нила, Тигра и Евфрата,- мелкие рабовладельческие государства Сирии оставались разъединенными, что облегчало их завоевание рабовладельческими державами древности - Египтом, Хеттским царством, Ассирией, Ново- Вавилонским царством, Персией, а позднее Македонией и Римом. Завоеватели облагали население тяжелой данью; вывозили из страны рабов, зерно, скот, строительный лес. Вместе с тем эти завоевания наложили известный отпечаток на этногенез племен и народов, составлявших древнейшее население Сирии. Наибольший след оставило греко-македонское завоевание (IV в. до н. э.), сопровождавшееся интенсивной колонизацией. Колонизация носила, однако, преимущественно городской характер. Завоеватели основали на территории Сирии множество городов, иногда очень крупных (население Антиохии насчитывало до 800 тыс. человек, Апамеи - 400-500 тыс.), со значительным слоем греческого населения. В этот так называемый эллинистический период в сирийских городах преобладал греческий язык. Но деревенское население страны продолжало говорить на своих коренных языках; да и в городах, рядом с греческой, сохранялась древняя сирийско-арамейская культура 1 .

В результате греко-македонского завоевания Сирия стала центральной провинцией обширной Селевкидской державы, включавшей также Ливан, Палестину, часть Малой Азии, Месопотамию, Иран, Армению, Бактрию и Согдиану. Столицами этого государства были Антиохия (современная Антакья) и Селевкия на Тигре. Господствующим классом Селевкидской державы была греко-македонская рабовладельческая знать, осевшая в многочисленных как старых, так и основанных в этот период городах Сирии. Завоеватели, наряду с местной знатью, владели в Сирии обширными латифундиями, которые обрабатывались трудом рабов и арендаторов.

Общинные земли были объявлены «царскими»; свободные крестьяне- общинники облагались тяжелыми податями. К I в. до н. э. Селевкидс- кая держава, представлявшая собой конгломерат племен и народов, не объединенных прочными экономическими связями, распалась, и в городах-государствах Сирии (Дамаске, Эмессе, Пальмире) восстановилась власть местных царей.

Превращение Сирии в провинцию Римской империи (63 г. до н. э.) не изменило общественного строя страны. Наряду с императорскими землями сохранились латифундии римской, греческой и местной рабовладельческой знати. Римские завоеватели сохранили ряд местных государств, цари которых подчинялись римским наместникам - проконсулам и прокураторам. Влияние римской культуры ограничивалось лишь городами, но и здесь преобладали греческий язык и эллинистическая культура. Как и во время Селевкидов, коренное население сохраняло свои языки, обычаи, культуру 2 .

В III в. н. э. римское господство в Сирии испытало серьезные потрясения. Пальмира, восстав против римского ига, распространила свою власть почти на всю Сирию. Римлянам, однако, удалось уничтожить Пальмирское царство и восстановить свое господство над страной.

После раздела Римской империи на две части Сирия входила в состав Восточно-Римской империи. К этому времени в стране уже наметился кризис рабовладельческой системы,достигший наибольшей остроты в V-VI вв. Труд рабов все больше заменялся трудом колонов и крепостных крестьян. Обострение классовых противоречий и классовой борьбы проявилось в борьбе религиозных течений (ариан, несториан, монофизитов), объявленных официальной церковью «ересями».

Арабское завоевание внесло ряд перемен в жизнь страны и, в конечном счете, способствовало укреплению нового, феодального общественного строя. Арабы появились в Сирии задолго до ее завоевания. Их племена кочевали по Сирийской пустыне с древнейших времен. Арабами было основано Пальмирское царство; в VI в., накануне арабского завоевания, в южной Сирии было создано арабское государство Гассанидов со столицей в Дамаске. Но власть пальмирских царей над Сирией была кратковременным эпизодом, а Гассанидское царство охватывало лишь небольшой южный район страны. В VII в. арабы завоевали не только всю Сирию, но также ряд стран Передней Азии и Северной Африки; в результате арабских завоеваний возник халифат - крупнейшая мировая держава средневековья. С 661 г. Дамаск стал столицей этой державы, а Сирия - ее коронной провинцией.

В стране закрепились общественные отношения, сложившиеся в основном к моменту завоевания. Земли, пригодные для обработки, были объявлены собственностью государства и оставлены в пользовании прежних владельцев. Государство взимало с этих земель ренту-налог; с земель, находившихся во владении немусульман, - харадж, составлявший от трети до половины урожая, и с земель мусульман - угар, составлявший одну десятую часть урожая. Немусульманское население, кроме того, выплачивало тяжелую подушную подать - джизъя. Налоговая дискриминация способствовала массовому переходу населения в ислам; это снижало государственные доходы, и в конце VII в. была проведена налоговая реформа: новообращенные мусульмане не освобождались от подушной подати, а земли, объявленные при завоевании хараджными г подлежали обложению независимо от религии их владельцев. Эти меры возбудили недовольство народных масс и вызвали ряд антифеодальных восстаний, проходивших под знаменами шиизма и хариджизма - религиозных идеологий, враждебных официальному суннитскому исламу.

Сирия как коронная провинция халифата пользовалась налоговыми льготами. Но и здесь в середине VIII в. классовые противоречия и классовая борьба обострились в такой мере, что халиф МерванН, вынужденный перевести столицу из Дамаска в Харран (Месопотамия), приказал срыть стены сирийских городов и засыпать рвы, чтобы ими не воспользовались сирийские повстанцы. Эти меры не помешали победе народного восстания г охватившего в середине VIII в. все области халифата и приведшего к низложению халифской династии Омейядов. Власть перешла в другой династии - к Аббасидам.

Арабское завоевание оставило глубокий след в этногенезе народов Сирии. Оно привело к постепенной замене арабским языком древних языков страны: исчез финикийский, греческий был вытеснен из страны, чему способствовали упадок и гибель эллинистических городов. Сирийско-арамейский язык, наиболее распространенный, оказался и более устойчивым. В VII в. он, наряду с греческим, еще продолжал оставаться языком официальной переписки. В течение нескольких веков после арабского завоевания сохранялись школы (в том числе и высшие) с преподаванием на сирийско-арамейском языке; на этом же языке издавалась научная литература. Однако и он постепенно вытеснялся из жизни.

Таким образом, в течение средних веков коренное население Сирии было арабизировано. На базе древних народов и племен, населявших некогда Сирию (в том числе и древнеарабских племен), сложился араб" ский народ Сирии. Он унаследовал от своих предшественников культурные традиции, которые вошли как одна из составных частей в высокоразвитую культуру арабских народов.

В IX в. начался распад Арабского халифата, от которого в результате народных восстаний одна за другой отделялись покоренные страны. Пользуясь ослаблением центральной власти, наместники, халифов в отдельных провинциях провозглашали себя независимыми правителями. С конца IX в. Сирия находилась под властью различных мусульманских династий как арабского, так и тюркского происхождения. В конце XI - начале XII в. она вместе с Палестиной подверглась нашествию европейских рыцарей-крестоносцев, основавших в захваченных областях Иерусалимское королевство и ряд феодальных княжеств (в Эдессе, Антиохии); лишь во внутренней части страны сохранялись независимые местные княжества. В ходе народной борьбы с крестоносцами в Сирии сложилось новое феодальное государство, возглавленное сначала династией Зенджи- дов, а затем - Айюбидов. Это государство включило в свои пределы также Египет, ставший его центральной провинцией. В середине XIII в. власть в этом государстве была захвачена военачальниками гвардии, сформированной из иноземных невольников - мамлюков. Войска мамлюк- ских султанов отразили нашествие на Сирию монголов и к концу XIII в. окончательно изгнали из страны крестоносцев.

В начале XVI в. на Сирию обрушилось новое бедствие: страна была завоевана османскими феодалами и включена в состав Османской империи. В Дамаске и Халебе были посажены турецкие паши, нещадно грабившие сирийский народ. Часть местных феодалов служила завоевателям, помогая им взимать подати с крестьян и ремесленников. Турецкое завоевание и четыре века турецкого феодального грабежа нанесли стране еще больший ущерб, чем феодальные войны. Французский писатель XVIII в. Вольней сообщает, что при завоевании Сирии турками в начале XVI в. в Ха- лебском пашалыке по регистрам числилось 3200 деревень; к концу XVIII в. их осталось только 400 1 ; остальные были разрушены, их жители либо вымерли, либо бежали в другие районы.

Народные массы Сирии боролись против турецкого феодального гнета. Особенно широкий размах освободительная борьба приняла во второй половине XVIII и в XIX в. В многочисленных восстаниях этого времени ярко проявился кризис феодальной системы. Развитие товарно-денежного хозяйства вело к усилению феодальной эксплуатации, росту ренты, налогов, дани. Обострению кризиса способствовало также усиленное проникновение иностранного, преимущественно английского и французского, капитала на рынки Сирии. Европейские товары, ввоз которых резко увеличился в 40-х годах XIX в., вытесняли с рынка товары местного производства, что вело к разрушению сирийского ремесла, к упадку старинных ремесленных центров и катастрофическому разорению и обнищанию десятков тысяч ремесленников 2 . В то же время усилился вывоз из страны сельскохозяйственного сырья: хлопка, шерсти, табака. Сирийские феллахи и кочевники были поставлены в зависимость от мирового капиталистического рынка. Сирия превращалась в аграрно-сырьевой придаток развитых капиталистических стран.

В этих условиях в Сирии происходили почти непрерывные восстания крестьян, ремесленников и кочевников, направленные против привилегий феодального класса, против феодального грабежа, против проникновения иностранного капитала. Объективно эти восстания должны были расчистить путь для самостоятельного капиталистического развития Сирии. Однако они были подавлены турецкими и местными феодалами с помощью английских и французских интервентов.

В результате поражения народных восстаний развитие капитализма в Сирии пошло по наиболее медленному и мучительному для трудящихся масс колониальному пути. Во второй половине XIX в. экономика страны все в большей мере подчинялась иностранному капиталу. Иностранные капиталисты захватили внешнюю торговлю Сирии, порты, железные дороги (строительство которых началось в конце XIX в.), коммунальные предприятия, некоторые промышленные предприятия, занятые преимущественно первичной обработкой сырья. С 1880-х годов в Сирии, как и в других частях Османской империи, была установлена иностранная табачная монополия, получившая право на исключительную скупку у феллахов и переработку табачного сырья и продажу табачных изделий. Одновременно на Сирию, как и на другие части Османской империи, была взвалена огромная тяжесть внешнего долга Турции. Всевластная организация иностранных кредиторов - «Управление оттоманского долга» протянула свои щупальцы к Сирии, собирая здесь ряд налогов и тем самым взимая с населения этих стран колониальную дань. В Сирии были открыты отделения англо-французского Оттоманского банка.

Экономическое господство иностранного капитала препятствовало развитию национальной промышленности. К началу первой мировой войны в Сирии (включая Ливан и Палестину) не было ни одного промышленного предприятия с числом рабочих свыше трехсот; не больше двенадцати промышленных предприятий насчитывало свыше ста рабочих 1 .

Рабочий класс складывался очень медленно; в начале XX в. он был еще слаб, немногочислен, неорганизован, рассеян по мелким предприятиям, бесправен. Наиболее распространенной формой промышленного предприятия была рассеянная мануфактура. Владелец мануфактуры - купец раздавал сырье зависимым от него ремесленникам, работавшим на дому вместе с женами и детьми при помощи самых примитивных орудий труда, принимая от них продукцию и оплачивая их труд жалкими грошами.

Крайне замедленное развитие промышленности наложило свой отпечаток и на складывавшуюся в Сирии местную буржуазию. Она состояла преимущественно из купцов и ростовщиков, часть которых выступала в качестве компрадорской агентуры иностранного капитала. Отсутствие необходимых условий для капиталовложений в промышленность побуждало купцов Сирии приобретать земли и эксплуатировать феллахов-из- долыциков. Своеобразный характер в полуколониальных условиях принимало и расслоение крестьянства: как правило, богатые крестьяне не «становились капиталистическими фермерами, а превращались в мелких «феодальных эксплуататоров.

Гнет иностранного капитала и феодальных турецких властей вызывал отпор народных масс Сирии. В конце XIX и особенно в начале XX в. в ряде городов и сельскохозяйственных районов происходили стихийные волнения ремесленников и крестьян.

В 1905-1914 гг., в период пробуждения народов Азии, в Сирии возникло национальное движение, добивавшееся широкой автономии арабских стран или даже их отделения от Османской империи и образования независимого арабского государства. Это прогрессивное движение, охватившее широкие круги интеллигенции и национальной буржуазии, было направлено главным образом против турецкого гнета. Однако уже в то время арабские патриоты сознавали опасность захвата Сирии и других арабских стран Азии империалистическими державами и призывали к борьбе с этой опасностью.

Захватнические замыслы Англии и Франции были осуществлены в результате первой мировой империалистической войны. Использовав развернувшуюся во время войны борьбу арабских народных масс против турецкого гнета, англо-французские войска захватили ряд арабских стран.

При дележе военной добычи Сирия вместе с Ливаном отошла под французский мандат. Из полуколонии она была превращена в колонию французского империализма, оккупирована французскими войсками, поставлена под власть французского верховного комиссара. Французские завоеватели стремились сохранить существовавший в Сирии общественный строй. Они по-прежнему препятствовали развитию национальной промышленности. Опираясь внутри страны на отдельные слои феодалов и компрадоров, они сохранили феодальную собственность на землю и в еще большей мере укрепили ее, передав во владение феодалов значительную часть земель, принадлежавших раньше турецкому султану. Все же развитие капитализма, даже в колониальных условиях, неизбежно вело к росту промышленного и появлению сельского пролетариата, к росту национальной буржуазии и буржуазной интеллигенции, к развитию национально- освободительного движения.

После второй мировой войны народные массы Сирии добились вывода иностранных оккупационных войск. Сирия стала независимой республикой 1 . Перед ней открылся путь к самостоятельному экономическому, политическому и культурному развитию. На этом пути молодая Сирийская^ республика достигла значительных успехов. Преодолевая тяжелое наследие коллониализма - экономическую и культурную отсталость, вековук> нищету трудящихся масс, засилье иностранного капитала в ряде отраслей экономики, давая энергичный отпор всем заговорам и проискам западных держав, и прежде всего Соединенных Штатов Америки, решительно отвергая новые формы колониализма - участие в империалистических военных пактах, неравноправную «помощь», «доктрину Эйзенхауэра»,. Сирия отстояла свою независимость и заняла почетное место среди азиатских и африканских стран, ведущих национально-освободительную" борьбу.

Свободолюбивый народ Сирии продолжает освободительную борьбу* направленную на полную ликвидацию всех остатков колониализма и средневековья, на отстаивание и укрепление независимости, против вовлечения страны в империалистические блоки, против внутренних сил реакции. В этой борьбе патриотические.силы Сирии опираются на прочный союз с другими арабскими странами, прежде всего с Египтом, на поддержку и сочувствие Советского Союза, стран народной демократии, независимых и миролюбивых государств Азии и Африки.

107 000

Сири́йцы - семитский народ, основное население Сирийской Арабской Республики . Общая численность - около 50 млн человек . Большинство сирийцев (около 40 %) - мусульмане. Также проживают на территории Кувейта , Германии , Северной и Южной Америке , Африке , и Австралии . Говорят на сирийском диалекте арабского языка . Интенсивная арабизация произошла после присоединения Сирии к Арабскому халифату в VII веке, до этого население говорило на арамейском языке . На данный момент один из диалектов арамейского языка можно обнаружить в районе Каламун, находящийся западнее Дамаска . В составе сирийского населения приблизительно 90 % составляют мусульмане , из них около 80 % являются суннитами , остальные - шииты , остальные 10 % жителей Сирии христиане . Среди христиан здесь выделяют маронитов , православных , яковитов , грекокатоликов , несториан . и протестантов ,

Племенное деление

У сирийцев до сих пор сохраняется племенное деление. Крупнейшими племенами являются руала, шаммар, акейдат, валяд али, бени халед, мавали, хадеддийин, фадль и т.д . На востоке Сирии живут преимущественно бедуины , данный регион называют «страной бедуинов», где и по сей день действует обычное бедуинское право.

История

На протяжении долгого времени с XVI века по 1918 год Сирия была в составе Османской империи , затем в качестве мандатного региона перешла к Франции . В результате этого события в Сирии происходили многочисленные восстания и освободительные движения, переросшие в - гг. в национальное восстание. В 1943 году Сирия получила суверенитет и стала независимым государством . Именно в этот период у населения этой страны сложилось национальное самосознание .

Хозяйство

Одним из главных видов деятельности для сирийцев является сельское хозяйство, они заняты в сфере промышленности, торговли, земледелия и ремесла. Развиты традиционные ремесла: ткачество, столярное, кузнечное и ювелирное дело. Выращиваются различные технические культуры, зерновые, бобовые, огородные, садово - бахчевые. Полукочевники занимаются животноводством, также население некоторых сирийских регионов занимается верблюдством, в основном кочевники на юге страны. Часть сирийцев работает в сфере промышленности .

Русское
название
Арабское
название
Население Столица
1. Дамаск دمشق 4,500,000 Дамаск
2. Риф Дамаск ریف دمشق 2,235,000 Дамаск
3. Кунейтра القنيطرة 69,000 Кунейтра
4. Даръа درعا 858,000 Даръа
5. Эс-Сувейда السويداء 304,000 Эс-Сувейда
6. Хомс حمص 1,561,000 Хомс
7. Тартус طرطوس 720,000 Тартус
8. Латакия (Латтакия) اللاذقية 891,000 Латакия
9. Хама حماه 1,416,000 Хама
10. Идлиб ادلب 1,288,000 Идлиб
11. Алеппо حلب 4,120,000 Алеппо
12. Эр-Ракка الرقة 811,000 Ракка
13. Дейр-эз-Зор دير الزور 1,040,000 Дейр-эз-Зор
14. Эль-Хасеке الحسكة 1,225,926 Хасеке

Питание

Традиционной едой для сирийского крестьянина является каша из варёной дробленой пшеницы (бургуль), лепешки, приготовленные из ячменя или пшеницы, козье молоко и различного вида зелень. Молочные продукты, финики и мясо занимают особое место в пищевом рационе кочевников и полукочевников. Христианские общины также выращивают виноград для производства виноградной водки, настоенной на анисе (арак) .

Антропологический тип

Сирия – это большая страна, которая находится на Ближнем Востоке. Уже много лет на ее территории происходят войны. Несмотря на то, что на улицах страны не рвутся снаряды, жизнь тут во много подчинена законам ЧП (чрезвычайного положения). Особенно это касается полиции, у которой в настоящее время расширенные полномочия. Это означает, что в стране могут арестовать любого, препроводить в участок, и продержать там сколько угодно времени. К счастью, такие вещи случаются крайне редко.

Население в стране весьма неоднородно. Тут живут и христиане (православные, как правило) и друзы, и арабы-мусульмане, которые составляют 80% от общего населения страны. Армянская община в этой стране также сильна и многочисленна. Курды представляют национальные меньшинства. Они компактно живут на севере Сирии.

Страна считается мусульманской. Но это было ошибочное утверждение, ведь в стране проживает много других граждан, к примеру, около 400 000 палестинских беженцев, а также иракские беженцы. Безусловно, что традиции, обычаи, привычки и быт отличается от жизненно уклада коренных граждан страны.

Если вы выходите замуж за сирийца, то знайте, что вы купили лотерейный билет. Розыгрыш его произойдет тогда, когда молодая супруга переступает порог дома своего благоверного. Очень часто трудно предугадать, какая будет у него семья (бедная, богатая), насколько требовательная она будет к традициям и прочее. Зная этническую принадлежность будущего супруга, можно сделать хоть какие-то выводу. Сейчас об этом и поговорим.

Коренные сирийцы: какие они?

Быт и доходы

Как вы понимаете, Сирия не является зажиточной страной. Это значит, что и населения государства составляют небогатые люди, которые зарабатывают на еду в поте лица. Цены на одежду, еду и вещи первой необходимости низкие, поэтому и жизнь здесь дешевле, чем у соседних государств (Ливане, Турции и, конечно же, Израиле).

Хорошая сирийская зарплата – это двести долларов. Превосходным доходом считается 500 долларов и более. Престижными специальностями являются такие профессии, как инженер, военный и врач. Особый вес в сирийском обществе имеет военный. Люди с этой специальность пользуются большим уважением. Это значит, что и зарплата у офицеров неплохая, конечно же, по здешним меркам.

Те, кто привозит себе супругу из РФ или Украины, как правило, обеспечены, имеют диплом врача, инженера или офицерские погоны, что позволяет им хорошо обеспечивать семью (по здешних меркам).

Затраты

В одежде здешние граждане непритязательны. Это не значит, что они одеваются абы как. Здешняя легкая промышленно выпускает хорошую одежду, которая, кстати, стоит недорого.

Как правило, девушки, которые стали супругами местных мужчин, довольны жизнью. За «смешные» деньги по российским меркам могут показать достаточно качественную одежду.

Очень дешевые в стране продукты. Собственное сельское хозяйство покрывает потребность граждан государства на 100%.

В среднем одна здешняя семья на продукты тратит около 120 долларов в месяц. Это очень мало, если сравнивать с расходами на питание с соседними странами, такими как Турция и Израиль.

За обед в хорошем ресторане вам нужно будет заплатить долларов 15-20, а пообедать в среднем заведении можно долларов за пять.

В этой стране семейное авто – это небывалая роскошь. Если у граждан есть авто, то это говорит об их зажиточности, а также о принадлежности к высшему обществу.

Вода, газ и электричество тут дешевые. Причина этому собственные природные ресурсы, они позволяют властям страны удерживать цены на низком уровне.

Образование в школах бесплатно. Обучение в средней и начальной школах является обязательным (государство декларирует).

Отдых

Здешние граждане любят отдыхать и, кстати, умеют это делать. По вечерам тут никто дома не сидит. Если позволяют финансы, то сирийцы ужинают в ресторане. Для тех, кто предпочитается более дешевый отдых, есть кафе, где можно неплохо провести время. Некоторые люди просто прогуливаются по улицам города.

Не принято тут выезжать на отдых, так как традиции мусульман не особо располагают к пляжному отдыху. Здешние люди отдают предпочтение лесу, национальному парку. Кроме этого, они ездят навещать родственников в других городах. Принято ходить в гости к друзьям и родственникам.

Не пользуется популярность также отдых за границей. Вероятно, что это связано с отсутствием финансов, а также с положением страны в мире, ведь местный паспорт не жалуют многие развитые государства.

Семейные отношения

Официально власти страны поддерживают институт брака и семье. Как правило, здешние граждане создают крепкие семьи, в которых измены являются большой редкость. Число разводов, как вы понимаете, тоже невысоко.

Практически невозможно в этой стране развестись по желанию жены. В этом деле играют не последнюю роль исламские традиции, в которых не предполагается инициативы со стороны девушки, а также госполитика в отношении брака и семьи.

Еще более трудная задача – забрать детей в РФ, если развод все-таки состоялся. Все гос.инстанции, которые вам придется пройти, будут чинить разные преграды, а бывший муж приложит все усилия, дабы оставить ребенка (или детей) у себя.

Если вы решите уйти от сирийского супруга окончательно, лучше делайте это тихо. К примеру, вы едете домой в гости к родственникам. Если вам удастся выехать с детишками за пределы Сирии, то это прекрасно. Получить в РФ развод без присутствия супруга – процесс достаточно длительный, но реально выполнимый.

Национальные особенности

Национальные особенности быта и жизни здешней нации кардинально отличаются от иных народов, которые живут тут. К примеру, если вы попадете в православную семью, то вам, вероятнее всего, не придется сильно менять привычки, образ жизни. Вы выходите замуж за армянина? Не беспокойтесь за свое финансовое положение, так как многие граждане этого народа занимаются тут ювелирным бизнесом и живут на широкую ногу.

В сельских районах государства живут сирийские друзы. Многие из них занимаются сельским хозяйством или служат в армии. Традиции этого народа не предполагают особых прав женщины в семье, а законы в отношении разводов очень строгие. Если говорить о детях, то в случаи развода у вас не получится у мужа-друза забрать ребенка. У этого народа считается, что если человек лишился наследника, то это для него наивысший позор. По этому поводу вам придется воевать не только с благоверным, но и со всем кланом.

Заключение

Если вы собираетесь замуж за сирийца, то помните некоторые важные вещи. Первое, что вам нужно узнать, это к какой общине принадлежит ваш будущий супруг. Ведь это может сыграть огромное значение.

Нужно узнать о материальном положении семьи жениха. То, что ваш будущий супруг, учиться за рубежом не говорит о зажиточности родителей. Можно ненавязчиво спросить у него, если у семьи машина, где придется жить молодым и прочее. Это важный момент, так как жизнь в «муравейнике» не принесет никакого удовольствия.

Когда поедете жить к супругу, не прерывайте связи с «родной» страной. Всегда продлевайте паспорт РФ и регистрируйте детей. Если случится развод, то вам будет легче выехать, если все документы готовы, и оформлены необходимым образом.

В Сирии русские женщины очень много общаются друг с другом. Подобное общение – это бесценный источник достоверных сведений. Среди «русских супруг» традиционные дружеские отношения и моральная поддержка. Очень часто девушки помогают друг другу, выручают в трудных ситуациях. Поэтому не брезгуйте общением с земляками, даже если все прекрасно.

Cтраница 1


Сирийский народ может быть уверен в том, что Советский Союз будет и впредь оказывать Сирийской Арабской Республике, как и другим дружественным арабским государствам, поддержку в борьбе за справедливый и прочный мир на Ближнем Востоке.  

Сирийский народ, как и все арабские народы, хочет единства арабских стран на основе демократии и полного освобождения от империализма. Однако американо-английские империалисты, пытаясь продлить порабощение арабов и разграбление их богатств, особенно их огромных нефтяных богатств, стремятся сохранить разобщенность между арабскими странами и восстановить их друг против друга. Сегодня они стараются изолировать Сирию от Египта, потому что обе эти арабские страны проводят в жизнь независимую национальную политику и играют важную роль в срыве империалистических военных союзов и блоков на Среднем Востоке.  

Сирийский народ знает нас, сирийских коммунистов, более 30 лет. Не так легко заставить его поверить, что мы являемся врагами арабского национального движения, противниками арабского единства. Его трудно убедить, что коммунизм и сионизм - это одно и то же. Сирийский народ на собственном опыте убедился, что все коммунисты, а не только арабские коммунисты, являются самыми стойкими борцами против империализма и сионизма. Все арабы знают, что если бы не поддержка социалистического лагеря, возглавляемого коммунистическими партиями, то борьба арабов не увенчалась бы победой; они не смогли бы отразить агрессию империалистов и сорвать их заговоры, а арабские страны не смогли бы развивать свою национальную экономику.  

Сирийский народ хочет подлинного арабского единства. Протягивая руку братской солидарности всем арабским народам, он отлично понимает, что египетский народ не несет ответственности за те грубейшие ошибки, которые были допущены в период объединения. Наш народ желает, чтобы уроки этого испытания не пропали даром и чтобы отношения между Сирией и Египтом вновь стали такими, какими они были до объединения - отношениями дружбы и братской солидарности в борьбе против империализма, без вмешательства в дела друг друга.  

Сирийский народ требует проведения подлинно свободных выборов с тем, чтобы парламент правильно представлял волю народа.  

Сирийский народ настоятельно требует осуществления проектов, предусмотренных сирийско-советским соглашением 1957 г. Если бы в свое время была начата его реализация, задержанная отнюдь не по вине Советского Союза, то это изменило бы весь облик Сирии. Наш народ прекрасно понимает, что одной из главных гарантий успеха в его борьбе за сохранение независимости Сирии и строительство ее национальной экономики является укрепление дружбы с Советским Союзом и другими странами социалистического лагеря.  

Победа сирийского народа в деле избавления от режима господства тирании и диктатуры, одержанная благодаря сотрудничеству народа и армии, является событием большой важности также и для ливанского народа. Ливанский народ, включая самые различные его слои, боролся против опасности аннексии и расчленения, которая угрожала целостности его родины со стороны диктатуры Насера. Борьба Сирийской и Ливанской коммунистических партий слилась в великой битве, в ходе которой геройски погиб под пытками наш дорогой товарищ, секретарь нашей партии Фараджалла Хелу вместе со многими други-ми товарищами - борцами, физически уничтоженными диктатурой в Сирии.  

Эта программа встретила всеобщую поддержку сирийского народа, всех его патриотических слоев. Она стала как бы национальной хартией, ибо она действительно содержит единственно возможное и правильное решение накопившихся экономических, политических и социальных проблем, дает возможность выхода из тех огромных трудностей, которые переживает сейчас Сирия. Программа указывает путь к укреплению Объединенной Арабской Республики и поддерживает идею арабского единства во всем арабском мире.  

Желаем дружественной ПАСВ, всему сирийскому народу дальнейших успехов в укреплении национальной независимости своей родины, единства всех ее демократических и антиимпериалистических сил во имя дела мира, свободы и прогресса.  

Советским людям близки и понятны чаяния трудового сирийского народа.  

Советские люди с глубокой симпатией относятся к усилиям сирийского народа, направленным на справедливое переустройство общества и преодоление барьеров, которые пытаются воздвигнуть враги прогресса на избранном им пути свободы, социализма и благосостояния.  

В Советском Союзе с глубоким уважением относятся к сирийскому народу, к его руководителям. С нашим другом товарищем Хафезом Асадом мы встречаемся не в первый раз, и эти встречи неизменно проходят в обстановке доверия и взаимопонимания. Мы придаем большое значение сложившимся между нами отношениям дружбы и товарищества. В регулярных контактах советских и сирийских руководителей мы видим важное проявление нашего крепнущего содружества.  

Советская сторона высоко оценила стойкость сирийских вооруженных сил, мужество сирийского народа и его сплоченность вокруг своего руководства, что во многом способствовало усилению позиций Сирийской Арабской Республики в арабском мире и на международной арене и ее борьбы за возвращение оккупированных арабских земель.  

Стороны с удовлетворением отмечают, что для успешного выполнения планов Сирийской Арабской Республики в деле развития и укрепления экономической независимости и роста благосостояния сирийского народа большое значение имеет широкое советско-сирийское сотрудничество в строительстве крупных промышленных предприятий и объектов, особенно в области энергетики, нефтедобычи железнодорожного транспорта и ирригации. Важнейшим объектом советско-сирийского сотрудничества является Евфратский гидроэнергетический комплекс.  

От имени Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, Президиума Верховного Совета СССР, советского народа и от себя лично сердечно поздравляю Вас, товарищ Хафез Асад, и весь сирийский народ по случаю национального праздника Сирийской Арабской Республики - 34 - й годовщины со дня эвакуации ИНОСТ-рйННЫХ ВОЙСК.