Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Из какого колена был пророк Самуил? Значение самуил, пророк в православной энциклопедии древо

Значение САМУИЛ, ПРОРОК в Православной энциклопедии Древо

САМУИЛ, ПРОРОК

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Самуил (XI в. до н.э.), пророк, последний судия Израильский.

Пророк Самуил был пятнадцатый и последний судия Израильский.

Происходил от колена Левиина, был сыном Елканы из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой. Родился испрошенный у Господа молитвами своей матери Анны (почему и получил имя Самуил, что значит "испрошенный") и еще до рождения был посвящен Богу. Когда мальчику исполнилось 3 года, мать пошла с ним в Силом и по обету отдала его в скинию на попечение первосвященника Илия, который в то же время был и судьей над народом Израильским. Пророк возрастал в страхе Божием, и уже в 12 лет ему было откровение о том, что Бог покарает весь дом первосвященника Илия за то, что он не обуздывает своих нечестивых сыновей.

Пророчество сбылось, когда филистимляне, убив 30000 израильтян (среди них были и сыновья первосвященника Офни и Финеес), одержали победу и взяли Ковчег Божий. Услышав об этом, первосвященник Илий упал с седалища навзничь у ворот и, сломав хребет, умер. Жена Финееса, до которой слух о происшедшем дошел в тот час, когда рождался младенец, умерла со словами: "Отошла слава от Израиля, ибо взят Ковчег Божий" (1 Цар. 4, 22).

По смерти Илия Самуил сделался судьей народа Израильского. При нем Ковчег Завета был возвращен из плена самими филистимлянами, а после обращения израильтян к Богу они вернули себе и все города, которые взяли филистимляне.

Состарившись, пророк Самуил поставил своих сыновей - Иоиля и Авию - судьями над Израилем, но они не наследовали честности и правосудия отца, так как были корыстолюбивы. Тогда старейшины Израиля, желая, чтобы народ Божий был "как прочие народы" (1 Цар. 8, 20), потребовали у пророка Самуила поставить им царя. Пророк Самуил увидел в этом глубокое падение народа, которым до того времени управлял Сам Бог, возвещая волю через святых избранников. Оставляя должность судии, пророк Самуил спрашивал народ, не обидел ли он кого в продолжение своего правления, но никто не нашел за ним ничего. После обличения первого царя Саула в непослушании Богу, пророк Самуил помазал на царство святого Давида, который находил у него прибежище, спасаясь от преследований царя Саула.

Пророк Самуил скончался, достигнув глубокой старости. Жизнь его описана в Библии (1 Цар.; Сир. 46, 16 -23).

В 406 году мощи пророка Самуила были перенесены из Иудеи в Константинополь.

Использованные материалы

http://www.jmp.ru/svyat/aug20.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое САМУИЛ, ПРОРОК в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • САМУИЛ-ПРОРОК
    и судия народа Израильского. Елкана и Анна, родители Самуила, жили в Рамафаим-Цофиме, городе, расположенном на южной границе горы Ефремовой в …
  • САМУИЛ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (испрошенный от Бога) - имя трех лиц: Чис 34:20 - сын Аммиуда. Он был назначен представлять колено Симеоново, к которому …
  • ПРОРОК в Библейской энциклопедии Никифора:
    Под словом пророк вообще разумеются, во-первых, люди предсказывающие будущее, во-вторых, лица возвещающие людям слово назидания. увещания и утешения, по особому …
  • ПРОРОК
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пророк (гр. προφήτης, лат. propheta), сонм ветхозаветных святых, почитаемых Церковью как провозвестники воли Божией, предрекавшие …
  • САМУИЛ в Большом энциклопедическом словаре:
    (? - 1014) с 997 царь Зап. Болгарского царства. Укрепил его внутреннее положение, расширил …
  • САМУИЛ
    (год рождения неизвестен - 1014, Прилеп), царь Западно-Болгарского царства (997-1014). При С. укрепилось внутреннее положение царства, значительно расширилась его …
  • ПРОРОК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    библейский термин для обозначения особых провозвестников воли Божией — как в Ветхом, так и в Новом Завете. Еврейское название пророка …
  • ПРОРОК в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. В религии: избранник Бога на земле, открывающий его волю и смысл истории - прошедшее, настоящее и …
  • САМУИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    САМУ́ИЛ (?-1014), с 997 царь Зап. Болг. царства. Укрепил его внутр. положение, расширил …
  • ПРОРОК
    ? библейский термин для обозначения особых провозвестников воли Божией? как в Ветхом, так и в Новом Завете. Еврейское название …
  • ПРОРОК в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    проро"к, проро"ки, проро"ка, проро"ков, проро"ку, проро"кам, проро"ка, проро"ков, проро"ком, проро"ками, проро"ке, …
  • САМУИЛ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Библейский …
  • ПРОРОК в Словаре для разгадывания и составления сканвордов.
  • ПРОРОК в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • САМУИЛ в словаре Синонимов русского языка.
  • ПРОРОК в словаре Синонимов русского языка:
    амос, вещатель, вещун, даниил, духовидец, иезекииль, иеремия, избранник, измаил, исайя, моисей, мухаммед, наби, предвещатель, предсказатель, провидец, прозорливец, прорицатель, старец, …
  • ПРОРОК в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) а) Провозвестник и истолкователь воли Бога, богов (по воззрениям различных религий). б) перен. Тот, кто имеет непререкаемый авторитет …
  • ПРОРОК в Словаре русского языка Лопатина:
    прор`ок, …
  • САМУИЛ
    Самуил, (Самуилович, …
  • ПРОРОК в Полном орфографическом словаре русского языка:
    пророк, …
  • ПРОРОК в Орфографическом словаре:
    прор`ок, …
  • ПРОРОК в Словаре русского языка Ожегова:
    В религии: истолкователь воли божества, богов: провозвестник пророк тот, кто пророчит, предсказывает …
  • ПРОРОК в Словаре Даля:
    и пр. см. прорекать …
  • САМУИЛ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (? - 1014) , с 997 царь Зап. Болгарского царства. Укрепил его внутреннее положение, расширил …
  • ПРОРОК в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    пророка, м. 1. По воззрениям различных религий - провозвестник и истолкователь воли богов, божества (книжн.). Ветхозаветные пророки. С тех пор, …
  • ПРОРОК в Толковом словаре Ефремовой:
    пророк м. 1) а) Провозвестник и истолкователь воли Бога, богов (по воззрениям различных религий). б) перен. Тот, кто имеет непререкаемый …
  • ПРОРОК в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1. Провозвестник и истолкователь воли Бога, богов (по воззрениям различных религий). отт. перен. Тот, кто имеет непререкаемый авторитет в …
  • ПРОРОК в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. 1. Провозвестник и истолкователь воли Бога, богов (по воззрениям различных религий) . отт. перен. Тот, кто имеет …
  • САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ МАРШАК в Цитатнике Wiki:
    Data: 2007-07-20 Time: 20:20:44 =Лирические эпиграммы= Дорого вовремя время, Времени много и мало. Долгое время — не время, Если …
  • САМУИЛ (МИСЛАВСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Самуил (Миславский) (1731 - 1796), митрополит Киевский и Галицкий. В миру Миславский Симеон …
  • ИСАИЯ, ПРОРОК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Исаия (VIII в. до н.э.), пророк. Память 9 мая Происходил из царского рода. …
  • ИОИЛЬ, ПРОРОК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоиль (VIII в. до н.э.), пророк (из 12-ти малых пророков). Память 19 октября. …
  • МАРШАК САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Самуил Яковлевич , русский советский поэт. Родился в семье заводского мастера-мыловара. Рано начал писать стихи. В …
  • ЕВРЕИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? Е. (в антропологическом отношении) представляют собою один из наиболее характерных и обособленных антропологических типов), удерживающий веками свои особенности, несмотря …
  • ПРОР’ОК в Библейском словаре:
    — глашатай воли Божией. Греческое слово «профетес», как и еврейское «наби» означают одно: вестник, оратор, поэтому пророк — не предсказатель …
  • САМУ’ИЛ в Библейском словаре:
    (имя Бога) — а) (Чис.34:20) — сын (потомок) Аммиуда, представитель колена Симеонова среди участников раздела земли; б) сын Елканы, левита …
  • САУЛ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (выпрошенный, вымоленный) - имя четырех лиц, упоминаемых в Свящ. книгах Ветхого Завета. Быт 36:37-38 - князь Идумейский из Реховофа, что …
  • ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоанн Пророк, Предтеча и Креститель Господень (I в.), мученик. После Пресвятой Богородицы - самый …
  • ИЛИЯ ФЕСВИТЯНИН в Православной энциклопедии Древо.
  • ИЕР 28 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга пророка Иеремии. Глава 28 Главы: 1 2 3 4 …
  • ИЕР 23 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга пророка Иеремии. Глава 23 Главы: 1 2 3 4 …
  • ЕВСТАФИЙ МЦХЕТСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Евстафий Мцхетский (+ 589), мученик. Память 29 июля. Происходил из рода персидских жрецов-огнепоклонников …
  • ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Грузинская Православная Церковь - Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование - Грузинский Патриархат. Грузинская …

Его родители долго не имели детей. Однажды его мать, Анна, во время усердной молитвы дала Богу обет: если у неё родится сын, то она посвятит его Господу. Молитва Анны была услышана, и через год у неё родился сын. Анна назвала его Самуилом, что значит "испрошенный у Бога". Когда Самуил подрос, благочестивая мать исполнила своё обещание. Она привела его в скинию. Так назывался переносной храм евреев, устроенный по указанию Божьему. В то время он располагался в городе Силоме, в центре Обетованной земли. На долгие годы Самуил остался служить при храме. Однажды ночью, будучи ещё юным, Самуил услышал голос, называвший его по имени. Думая, что его зовёт первосвященник, он пошёл к нему в ожидании приказания. Но тот спал и не звал Самуила. Зов повторился несколько раз, и тогда юноша понял, что Сам Господь взывает к нему. Бог Израиля открыл Своему избраннику, ЧТО ожидает евреев в ближайшем будущем. За измену истинной вере, за развращение и идолопоклонство народ ждут многие беды. Несчастья постигнут и семью первосвященника. Ибо вместо святой и богоугодной жизни его сыновья избрали путь порока и сделались богоотступниками. С этого времени Господь не раз являлся Самуилу, предрекая ему грядущее. Слава о пророке разнеслась по всей земле израильской. Самуил возвещал народу всё, что открывал ему Господь. Слушая пророка, еврейский народ должен был вернуться на путь истинной веры и покаяния. Тогда страшные беды могли быть отведены от Израиля. Народ не внял голосу пророка, и предреченное совершилось. Полчища филистимлян - воинственного народа, соседнего с Израилем, - вторглись в пределы земли Обетованной. Это нашествие грозило окончательным порабощением богоизбранного народа и его уничтожением. Лишь перед лицом опасности евреи вспомнили о Боге - своём истинном Спасителе и Покровителе. В город Силом были посланы гонцы за Ковчегом Завета - главной святыней еврейского народа. Ковчег Завета символизировал пребывание среди евреев Самого Бога. Израильтяне надеялись, что присутствие этой святыни на поле битвы спасёт их от поражения. Но Ковчег не помог евреям. В битве при городе Афеке они были разбиты филистимлянами и понесли огромные потери. В этом сражении погибли сыновья первосвященника, а Ковчег был взят в плен. Это означало, что Бог не принял запоздалого раскаяния еврейского народа. Израильтяне должны были до дна испить чашу бед и напастей. Только так они могли понять, как низко пали, и встать на путь искреннего и глубокого покаяния. Будучи великой святыней Господней, Ковчег Завета недолго оставался у филистимлян. Жители филистимских городов, в которых пребывал захваченный Ковчег, стали болеть страшными болезнями. Их поля и пашни разорялись мышами. Идол, которому они поклонялись, был разбит. Поэтому через несколько месяцев испуганные филистимляне решили возвратить Ковчег евреям. Они водрузили Ковчег на колесницу, запряжённую двумя коровами, и пустили его из своей земли. Никем не управляемые, коровы привезли Ковчег в израильскую землю, где его с радостью встретили евреи. Шли тяжёлые годы рабства и унижения. Весь народ каялся и говорил: "Согрешили мы пред Господом". По молитве Самуила Господь избавил евреев от власти филистимлян. Во время его правления Израиль наслаждался миром и благоденствием. Центром религиозной жизни народа стал город Рама. Отсюда Самуил каждый год обходил все израильские города, исполняя обязанности первосвященника и судьи. Самуил управлял народом сорок лет. Когда же он состарился, то поставил судьями над израильским народом двух своих сыновей. Сыновья оказались нечестными судьями. Они брали подарки и выносили несправедливые приговоры. Тогда израильские старейшины пришли к Самуилу и сказали: "Вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов" (1 Цар. 8, 5). Ревностному стражу Господню Самуилу не понравилось желание народа. Пророк усмотрел в нём измену Богу - истинному Царю израильтян. Но Господь сказал Самуилу: "послушай голоса народа во всём, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними". По повелению Божию Самуил помазал на царство Саула, сына Кисова, возлив на его голову священный елей. И тогда Дух Святой сошёл на Саула, и Саул получил силу свыше управлять народом. Так завершился в истории Израиля период правления судей, последним из которых был Самуил.

Когда призывал я, услышал меня Бог, знающий правоту мою, в тесноте скорби дал мне простор.
Псалтирь (4:2)

По материалам сайта http://zakonbozhiy.ru/Zakon_Bozhij/Chast_2_Vethij_Zavet/Prorok_Samuil/

Был уроженцем Рамы (Рамафаим-Цофима), города колена Ефремова . Его мать Анна, одна из двух жен Елканы, оставалась бездетной и должна была выносить оскорбления от своей соперницы, когда они каждый год ходили всей семьей в святилище в Силом, дабы там совершить жертвоприношение. Но Бог услышал ее молитвы - она дала жизнь сыну, которого назвала Самуил, что означает «услышал Бог» . Когда ребенок был отнят от груди, его посвятили Господу. Мать доверила его священнику Илию в Силоме, дабы Самуил в святилище перед ковчегом Завета служил Богу во все дни своей жизни.

Самуил возрастал телом и благодатью пред лицом Божиим. Каждый год мать приносила ему малую верхнюю одежду, которую сама делала для него. Частые беседы со священниками и благочестивыми людьми позволили Самуилу обучиться Закону Моисееву, свободному от всякого влияния со стороны языческих культов, которые развращали народ, недавно обосновавшийся в земле Ханаанской.

В те времена вероотступничества редко случалось, чтобы Бог являл Себя, и видения случались нечасто. Но вот, когда Самуилу было 12 лет, он лег спать в храме, где горел светильник, обозначавший присутствие Божие. Мальчик услышал голос, который позвал его по имени. Подумав, что его зовет священник Илий, он подбежал к его изголовью, но тот отправил отрока снова спать. Когда призыв повторился, Илий понял, что это глас Божий, и ответил: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой». Как только Самуил дал такой ответ, Бог невидимо предстал перед ним и объявил, что собирается покарать род Илия за нечестивое поведение его сыновей, которые присваивали себе то, что народ приносил для всесожжения Богу. Утром, по настоянию Илия, мальчик рассказал все, что Бог явил ему, ничего не скрыв.

Впоследствии Господь продолжал открывать Себя Самуилу; весь народ Израилев признал его пророком, называя Видящим, и чтил слово пророка, как слово Самого Бога.

Когда же сыновья Илия совершенно развратились, приговор Божий не замедлил осуществиться. После того как филистимляне нанесли тяжелое поражение Израилю, евреи послали за ковчегом, который войско встретило громким криком. Враги испугались, но вместо того чтобы бежать, бросились вперед с силой отчаяния. 30 тысяч евреев пали в битве, и филистимляне захватили ковчег завета. Один из уцелевших прибежал в Силом с известием о полном поражении. Он нашел престарелого священника Илия, которому тогда было 98 лет, сидящим в тревоге на пороге своего дома. Когда ему сказали, что его сыновья погибли в битве, а ковчег похищен, Илий при упоминании ковчега, упав на спину, сломал себе позвоночник и умер.

Между тем филистимляне внесли ковчег в храм бога Дагона. Однако на следующий день они обнаружили, что идол лежит на земле разбитым. Рука Божия отяготела на их народе, и Он наказал их наростами на телах. Посоветовавшись, князья филистимлян решили вернуть ковчег израильтянам. Но святилище в Силоме было разрушено, народ израильский оказался лишенным религиозного центра, так что ковчег был поставлен в Кириаф-Иариме, в доме Аминадава, где он и оставался 20 лет.

Самуил стал преемником священника Илия - судьей Израиля, то есть верховным вождем, обязанностью которого было руководить народом, страдавшим под игом филистимлян. Он принялся за дело духовного возрождения, призывая по всей стране к покаянию, к соблюдению Закона и отказу от поклонения Ваалу и Астарте. «Расположите сердце ваше к Господу… и Он избавит вас от руки филистимлян» (1 Цар. 7: 3) - таковы были задачи его правления. Он созвал большое собрание в Массифе (Мицпе), во время которого израильтяне постились и всенародно признавали свою вину пред Богом, а пророк молился об их спасении. Филистимляне, узнав о собрании израильтян, напали на них. Тогда пророк по просьбе народа принес ягненка во всесожжение и воззвал к Господу - Бог тотчас ответил, возгремев громом на небе. Филистимляне, пораженные ужасом, были разбиты, а израильтяне вернули себе во владение захваченные врагами города.

После установления мира Самуил продолжал судить Израиль в Раме, где воздвиг жертвенник. Каждый год он объезжал страну, дабы разрешать споры и призывать народ к благочестию и соблюдению закона. Состарившись, Самуил передал свои обязанности сыновьям - Иоилю и Авии, которых поставил судьями в Вирсавии. Но они показали себя недостойными отца, принимали подарки и искажали правду. Старейшины Израиля пришли к Самуилу в Раму с жалобой и попросили поставить им царя, как у прочих народов, чтобы он судил их. Пророк был опечален этой просьбой и молился Богу. «И сказал Господь Самуилу: Послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1 Цар. 8: 7). Тогда судья торжественно объявил, что с установлением царской власти они потеряют прекрасную дарованную Богом свободу, ведь израильтяне - единственный народ, у которого царем и вождем является Сам Создатель.

После этого Бог послал Самуила к Саулу, сыну Киса, из колена Вениаминова, блистательному воину, превосходившему всех мужей своего народа как статностью, так и храбростью. Самуил, отведя его в сторону, возлил на его голову миро и объявил, что Бог выбрал его вождем Израиля и избавителем от врагов. Вскоре блистательная победа над аммонитянами подтвердила это божественное избрание, и ликующий народ провозгласил Саула царем в Галгале. Самуил объявил, что отныне он прекращает свое служение и оставляет во главе народа царя, а сам предается с этого момента молитве и наставлениям. Пророк призвал их быть верными Богу и Его помазаннику. Дабы запечатлеть свои слова, он помолился и вызвал гром и дождь, хотя небо было сияющим.

Саул начал войну против филистимлян. В то время, когда он находился в отчаянном положении, а Самуил запаздывал прийти и ободрить войско, готовое разбежаться, царь сам принес жертву всесожжения, превысив свои полномочия и присвоив себе священнические обязанности. Он заканчивал жертвоприношение, когда внезапно появился Самуил. Человек Божий отверг все доводы Саула и объявил, что, поскольку тот захотел действовать в одиночку и не соблюл закон Божий, царство отнимется у него.

Далекий от раскаяния, Саул упорствовал в гордыне. В другой раз, приготовившись дать сражение, он изгнал священника, которого позвали вопросить Бога, и начал битву. Саул развернул военные действия во всех направлениях: против моавитян, аммонитян, против Едома, Амалика и филистимлян - и благодаря своей доблести освободил Израиль. Однако эти победы были непрочными, поскольку в основании их лежали человеческие усилия. Отправившись против Амалика по повелению Бога, Который говорил через Самуила, Саул одержал новую победу. Но вместо того чтобы предать анафеме весь этот народ, он пощадил царя Агага и лучшую часть скота и принес Богу лишь малоценных животных. Снова выступив бескомпромиссным толкователем воли Божией, Самуил объявил царю, что это новое неповиновение скрепило его отстранение от власти. В нескольких словах подведя итог тому, что он проповедовал всю свою жизнь, Самуил сказал Саулу: «Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов… За то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем (над Израилем)» (1 Цар. 15: 22-23). Тщетно Саул умолял о прощении. Самуил, своими руками казнив Агага, вернулся в Раму.

Когда святой пророк оплакивал участь царя Саула, Бог послал его в Вифлеем к Иессею, из колена Иудина, чтобы он втайне помазал юного и прекрасного лицом Давида на царство Израильское. Дух Божий отступил от Саула, а злой дух овладел царем - он начал страдать припадками безумия. Именно в это время Давид поступил к нему на службу оруженосцем. Когда царем овладевал злой дух, он успокаивал Саула игрой на кифаре. Благоволение правителя доставляло ему радость, но после того как Давид одержал блистательные победы и вызвал восхищение народа, привязанность Саула обратилась в смертельную ненависть. Давид бежал и нашел убежище в Раме, у Самуила.

Пророк Самуил почил некоторое время спустя, насыщенный днями, и весь израильский народ собрался в Раме, чтобы его оплакать. Впоследствии его почитали в числе великих ветхозаветных заступников пред Господом, в той же степени, что и Моисея и Аарона: «Моисей и Аарон в иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его; призываху Господа, и Той послушаше их» (Пс. 98: 6).

Во времена императора Аркадия останки пророка Самуила были торжественно перенесены из Палестины в Константинополь (19 мая 406 г.). Первоначально их положили в Святой Софии, а затем (7 октября 410 г.) перенесли в церковь, которую освятили в его честь в квартале Евдомон, в предместье Константинополя.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Свящ. Александр Мень

§28. Пророк Самуил и основание монархии (1 Цар 1-15)

1. 1-2 Книги Царств являются продолжением Книги Судей. Первоначально в Библии они составляли одно целое и назывались Книгой Самуила. В Септуагинте и Вульгате они были разделены на две части и получили названия 1 и 2 Кн. Царств. Они описывают события ХI — начала Х веков: гибель священнической династии Илия, правление Самуила, правление Саула и жизнь Давида до последних дней его царствования.

1 и 2 Книги Царств входят в состав Второзаконнической истории, которая была завершена в эпоху Плена. Но построена она на базе древних преданий и подлинных документов. К ним относятся: сказания о Ковчеге, о Самуиле, два рассказа об основании монархии (см. ниже), биография Давида, написанная, вероятно, при его сыне Соломоне. С литературной точки зрения рассказ о Давиде является великолепным образцом художественной историографии, созданной за много веков до «отца истории» Геродота. Лица и события обрисованы ярко и лаконично, без излишней риторики. Объективный тон рассказа не ослабляет его драматизма.

Св. библейский писатель соединил свои первоисточники, руководствуясь внушением Духа Божия. Поэтому, например, он уделяет мало внимания военным победам Давида, зато подробно останавливается на истории его избрания Богом и его правах на престол. Рассматривая Давида как великого царя, Библия не скрывает его грехов и недостатков. Она стремится не возвеличивать вождей и монархов, а показать действие Промысла в истории народа Божия. Как и весь Второзаконнический цикл, 1 и 2 Кн. Царств ставят успехи Израиля в зависимость от его верности Завету.

«Книги Царств показывают, что Царство Божие не от мира сего и что его Домостроительство встречает для себя постоянные препятствия в мире со стороны человеческого греха, что, однако, не мешает Богу осуществлять на земле все поставленные Им цели (в данном случае рождение Спасителя из дома Давидова в Вифлееме, родном города Давида). В этих книгах не надо обязательно искать моральных истин. Ветхозаветная мораль исполнена и восполнена новозаветной заповедью любви. Но остается другое: принципы Божия действия в мире и хождения человека перед Богом. Об этом ветхозаветные книги свидетельствуют боговдохновенно, и это свидетельство сохраняет свою силу на все времена» (прот. А. Князев).

  • 1 Кн. Царств делится на две неравные по объему части:
    • правление пр. Самуила (1 Цар 1-7);
    • царствование Саула и возвышение Давида (1 Цар 8-31).
  • 2 Кн. Царств делится на пять частей:
    • воцарение Давида (2 Цар 1-4);
    • Давид — царь всего Израиля (2 Цар 5-10);
    • грех Давида (2 Цар 11-12);
    • бедствия дома Давидова (2 Цар 13-20);
    • последние годы Давида (2 Цар 21-24).

2. Филистимское иго явилось косвенной побудительной причиной основания израильской монархии. Филистимляне были наиболее серьезными из всех претендентов на господство в Ханаане, и в процессе борьбы с ними назрела нужда в реорганизации израильского общества.

По словам пророка Амоса, филистимляне пришли с острова Крит (9,7). Они принадлежали к конфедерации так называемых народов моря, которые в ХIII веке обрушились на страны Ближнего Востока. Теснимые греками, филистимляне и другие эгейские племена высадились в Малой Азии, разрушили Хеттское царство, двинулись на юг по Сирии и, наконец, вторглись в Египет. Фараоны Мернептах и Рамсес III с большим трудом остановили нашествие. Филистимлянам пришлось закрепиться на южном побережье Ханаана, которому они дали свое имя (Палестина от слова «пелесет» — филистимляне). Там они основали союз пяти городов (Газа, Азот, Аскалон, Геф и Екрон), откуда в ХII веке начали походы вглубь страны.

На египетских рельефах филистимляне изображены рослыми воинами в пернатых шлемах. Они хорошо вооружены: имеют боевые колесницы и морской флот. На повозках, запряженных быками, они везут свое имущество, женщин и детей. Этот народ уже владел секретом выплавления железа, что давало ему преимущество перед хананеями и израильтянами, у которых было только бронзовое оружие.

При раскопках археологи обнаружили филистимскую керамику характерного греческого типа. Но надписей от них не сохранилось. Пришельцы быстро освоили ханаанский язык и обычаи. Большинство филистимских имен и имена их богов, известные из Библии, — семитические.

Постепенно превращая местное население в своих вассалов, филистимляне строго сохраняли свою «железную монополию». Они опасались, как бы те «не сделали меча или копья» (1 Цар 13:19-22). Они вытеснили колено Даново с насиженных мест и продолжали медленно двигаться на восток. В середине ХI века над всей страной нависла угроза порабощения.

Хронологическая таблица
Ок. 1234 г. Мернептах отражает первое нападение «народов моря»
Ок. 1175 г. Рамсес III отражает второе нападение «народов моря». Филистимляне расселяются на западе Ханаана
Ок. 1100 г. Начало филистимского наступления на восток
Ок. 1050 г. Битва при Афеке. Начало филистимского ига
Ок. 1040г. Самуил — вождь и судья
Ок. 1030 г. Восстание Израиля против филистимлян.Основание монархии

Родители отдают отрока Самуила в силомский храм, и там ночью Господь призывает его на служение, предсказав конец роду Илия. Старый священник, узнав о Божием приговоре, принимает его с полным смирением.

Впоследствии и сыновья самого Самуила оказываются недостойными возглавлять народ Божий. Приводя оба эти факта, св. писатель указывает на несовершенство наследственной формы правления. Истинным вождем ветхозаветной Церкви может быть только тот, кого поставляет Сам Бог.

Повествование о юности и призвании Самуила прерывается рассказом о Ковчеге и начале филистимского ига. Выступив против врага, израильтяне решают взять с собой в битву Моисееву святыню. Они надеются, что ее присутствие среди войска принесет победу. Слух об этом пугает и самих филистимлян, которые считают, что в стан неприятеля пришел сам «Бог евреев». Библия развенчивает это суеверно-магическое представление о святыне, показывая, что сама по себе реликвия не может служить гарантией успеха. В битве при Афеке филистимляне побеждают и завладевают Ковчегом. Сыновья Илия убиты, а сам он, получив горестное известие, скоропостижно умирает. Как установили по раскопкам, Силом был захвачен и сожжен.

Но сказание отнюдь не имеет цели развеять ореол, окружающий ветхозаветную святыню. Языческие идолы падают, когда в их храме оказывается Ковчег Завета; эпидемия, разразившаяся в филистимских городах, побуждает их жителей вернуть Ковчег израильтянам. Его ставят на повозку, и волы привозят его в Кириаф-Иарим.

4. Саму ил — вождь и судья (1 Цар 7:3-15). Возглавив народ, Самуил вдохновляет его на восстание против филистимского ига. Его успех объясняется тем, что «обратился весь дом Израилев к Господу» (1 Цар 7:2). Пророк потребовал, чтобы люди удалили «из среды себя богов иноземных и Астарт» и вернулись к почитанию единого Бога.

Разумеется, одному ему совершить этот религиозный поворот народного сознания было не по силу. В союзе с ним действуют общины Сынов Пророческих. То были группы прорицателей, которые проповедовали борьбу против язычества и возвращение к вере Моисея. Их выступления носили экстатический характер и сопровождались игрой на музыкальных инструментах (1 Цар 10:5). По внешности они мало отличались от прозорливцев других народов, но их преемников ожидало великое будущее. «Подобно тому, — говорит Б. А. Тураев, — как религия Иеговы, очистившись от ханаанства, сделалась наиболее высокой верой в единого Бога, так из этих вещателей уже в Х веке выделились могучие личности, сделавшиеся духовными вождями народа и религиозными индивидуалистами, причем момент экстаза отступает, а то и совсем незаметен» (ИДВ, т. 2, с.67).

Самуил и Сыны Пророческие обходят страну, призывая народ к покаянию и готовя его к борьбе с филистимлянами. Около 1030 года под их влиянием происходит постепенная консолидация Израиля. Под знамена Самуила собирается все больше людей. В Массифе (евр. Мицпа), недалеко от Гаваона, был совершен общенародный обряд покаяния: «черпали воду и проливали пред Господом» в знак очищения от язычества и прежних грехов.

Слух о большом скоплении израильтян в Массифе доходит до филистимского гарнизона, и он спешит подавить начинающееся восстание. Приближение врага смущает израильтян, которые уже много лет не брали в руки оружия. Они просят Самуила усердно молиться, чтобы Господь укрепил их перед лицом врага. Самуил приносит жертву на алтаре, и как раз в это время неприятель подступает к городу.

В 1 Цар 7:10-11 мы читаем: «Господь возгремел в тот день сильным громом над филистимлянами и навел на них ужас, и они были поражены пред Израилем. И выступили израильтяне из Массифы и преследовали филистимлян и поражали их до места под Вефхором». Толковники расходятся в объяснении этих строк. Большинство полагает, что в момент битвы разразилась гроза, которая привела филистимлян в замешательство (см. А. П. Лопухин. Библейская история, т. 2, с.45). Но для боговдохновенного автора важно было прежде всего подчеркнуть, что победа была дарована свыше.

Самуилу удалось закрепить результаты победы. Часть городов, захваченных филистимлянами, были возвращены Израилю. Ханаанское население действовало заодно с израильтянами. Но, как пишет прот. А. Князев, «главное значение Самуила в том, что он явился последним собирателем воедино Израильского народа. Он даже указал на его политический путь: он оставил своих сыновей начальниками в Вефиле и в Вирсавии; появилась некая светская власть, а рядом с ней — пророческое служение в лице Самуила, который как бы контролировал светскую власть». Не случайно бл. Августин считал, что эпоха пророков началась «с тех пор, как начал пророчествовать святой Самуил» (О Граде Божием, 17,1).

5. Основание монархии . Саул (1 Цар 8:1-13:7). В Св. Писании ясно прослеживается двойственное отношение к монархической власти. С одной стороны, она признается как политическая необходимость (ввиду борьбы с внешними врагами); но с другой — идеалом остается свободный союз колен, построенный на теократии, то есть на подчинении всех воле Божией, выражаемой через пророков. Этот второй подход определяет отрицательное отношение к царской власти, которое в Библии господствует.

История воцарения Саула, как она описана в Св. Писании, отражает обе концепции. Два предания о начале монархии соединены в одно целое.

Древнейший рассказ (1 Цар 9:1-10:16 ; 1 Цар 11) изображает события следующим образом: некий израильтянин знатного рода по имени Саул, «молодой и красивый», отправляется на поиски пропавших ослиц. За помощью он обращается к «человеку Божиему», «прозорливцу» Самуилу. Бог же повелевает пророку помазать Саула, которого пророк ранее не знал, священным елеем в знак того, что он призывается быть «правителем» наследия Господня. После этого неожиданного помазания Саул встречает Сынов Пророческих, и Дух Господень сходит на него.

Некоторое время Саул хранит свое посвящение в тайне, но когда город его соплеменников-вениамитов Иавис осаждает аммонитский царь, Саул становится инициатором борьбы с врагом. По его призыву собираются воины и освобождают Иавис. После этого Самуил созывает народное собрание в Галгале, чтобы торжественно провозгласить Саула царем.

Согласно другому сказанию (1 Цар 8:1-22 ; 1 Цар 10:17-25:12 ;), когда Самуил состарился, народ выразил недовольство его сыновьями и потребовал, чтобы пророк помазал для Израиля царя, который будет править «как у прочих народов». Это требование вызвало гнев Самуила. Он увидел в нем отказ от духа теократии. «И сказал Господь Самуилу: послушай г`олоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними. Как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они и с тобою. Итак, послушай голоса их, только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними».

Таким образом, принятие монархического строя приравнивается здесь к греху идолопоклонства. Права царя, которые объявил пророк, вполне соответствуют законам, существовавшим на древнем Востоке. Хотя царь будет судить народ и возглавлять его войны с врагами, он наложит на Израиль тяжкое бремя поборов и угнетения.

Созвав собрание в Массифе, Самуил заявляет, что народ «отверг» своего Бога, требуя царя как земного избавителя. Но, уступая требованию, он готов помазать избранного человека. Называют Саула, сына Киса, вениамитянина. Он скрывается от толпы, но его находят и ставят перед собранием. Над Саулом совершают обряд помазания, и права его торжественно провозглашаются и записываются в свиток.

После этого Самуил слагает с себя звание судьи и удаляется в Раму. Когда он уходит, люди просят его молиться, чтобы гнев Господень, павший на них из-за греха монархии, был отвращен.

Ряд историков-библеистов утверждают, что реальным событиям соответствует лишь первый рассказ, а второй — отражает антимонархические тенденции более поздних времен. Однако есть все основания считать, что Самуил действительно был противником нового порядка и согласился помазать царя с трудом, лишь уступая народу. Светская монархия была изменой духу Моисеевой веры, которая ставила в основу правопорядка только Закон Божий.

Примечание. В древневосточных странах елей, масло оливы, употреблялся для сохранения пищевых продуктов. В связи с этим елей стал символом сохранения, защиты. Человек, помазанный освященным елеем (евр. машиах, арам. мешиха, греч. христос), получал посвящение на дело Божие как носитель харизматического дара. Помазание совершалось над царями, священниками и пророками.

6. Разрыв между Саулом и Самуилом (1 Цар 13:15). В сказаниях 1-2 Кн. Царств Саул первоначально выступает как харизматический вождь: он человек, руководимый Духом Господним. Именно Дух Божий вливает в него силы и делает мирного крестьянина военным вождем. Он учреждает регулярную армию и наносит ряд поражений филистимлянам. Перевес в борьбе за Ханаан начинает склоняться в пользу Израиля (который уже почти смешался с ханаанским населением). В боях Саулу помогает его сын Ионафан — человек благородной души, отважный и верный. Но пророк из Рамы пристально следит за тем, чтобы царь не узурпировал духовных прав над Израилем.

У других народов цари считались божественными существами, сынами богов и верховными жрецами. Ничего подобного не должно быть у народа Божия. Поэтому, когда Саул самовольно принес жертву в Галгале, не дождавшись пророка, тот сурово обличил его и предсказал, что его царство не устоит. В другой раз, после победы над амаликитянами, царь сохранил часть добычи вопреки правилу «священной войны». Это послужило поводом для окончательного разрыва между царем и пророком. Библия тем самым указывает на опасную тенденцию монархов сосредоточивать в своих руках и «кесарево» и «Божие».

Вопросы для повторения

  1. Как 1-2 Кн. Царств называются в еврейской Библии?
  2. Какой период и какие события описывают 1-2 Кн. Царств?
  3. Какие источники использованы в них и как они распределены?
  4. В чем заключено богословие 1-2 Кн. Царств?
  5. Что известно о филистимлянах?
  6. Что говорит Библия о рождении и призвании Самуила?
  7. В чем смысл сказания о Ковчеге?
  8. Кто такое Сыны Пророческие?
  9. Каково отношение Библии к идее монархической власти?
  10. Как оно отразилось на истории избрания Саула?
  11. Что символизировало помазание?
  12. В чем причина разрыва между царем и пророком?

- (испрошенный от Бога) имя трех лиц: а) (Чис.34:20) сын Аммиуда. Он был назначен представлять колено Симеоново, к которому принадлежал при разделе земли Обетованной при Моисее. б) (1Пар.7:2) сын Фолы и князь колена Иссахарова. в) (1Цар.1:20 ,… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Самуил (имя) - У этого термина существуют и другие значения, см. Самуил (значения). Самуил (имя) (שמואל) библейское Производ. формы: Шмулик Иноязычные аналоги: англ. Samuel арм. Սամվել, Սամուէլ белор … Википедия

Самуил - пророк и судья израильский. Его история подробно изложена в Первой книге Царств. Самуил вместе с Гадом и пророком Нафаном написал Первую и Вторую книги Царств (Первая книга Паралипоменон, 29, 29–30). Судивший народ израильский с самых юных летПравославная энциклопедия

Пророк Самуил - Самуил помазывает Давида на царство Пророк Самуил (фреска из Киева начала XII века, Русский Музей) Самуил (ивр. שְׁמוּאֵל‎, Шмуэль, «услышанный Господом») библейский пророк, последний и знаменитейший из судей израильских (XI век до н. э.).… … Википедия

Самуил (значения) - Самуил: Имя Самуил библейский пророк. Самуил (имя) личное имя древнееврейского происхождения. Фамилия Самуил, Александр Григорьевич (род. 1950) молдавский дирижёр. Отец Татьяны Самуил. Самуил, Татьяна Александровна (род.… … Википедия

Самуил - (евр. Шемуэл, вероятно, это слово образовано в результате стяжения гласных в словах шемуа эл, услышанный Богом, 1Цар 1:20): 1) сын Елканы (см. Елкана) (4) и Анны, левит. Мать С. посвятила его Господу и привела в Силом к первосвященнику Илию… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Пророк Даниил - Пророк Даниил, Микеланджело Буаноротти, Роспись свода Сикстинской капеллы Даниил (ивр. דָּנִיֵּאל‎, Даниэль, «Бог мой судья») библейский пророк (относящийся к так называемым «великим пророкам»), потомок знатного иудейского рода. Подростком, в… … Википедия

Пророк Захария - Захария (Захарьяху, ивр. ‎, «Господь вспомнил») один из 12 ти малых пророков. Родившись во время вавилонского плена, он пережил его и по возвращении из плена много содействовал нравственному возрождению народа. О жизни его известно очень мало.… … Википедия

САМУИЛ - (евр. Šìmû çl, «имя бога»?), в ветхозаветных преданиях великий пророк, последний из «судей израилевых». Рождение С. у Елканы и Анны описывается как чудо: Анна, будучи бездетной, изливала свою скорбь в Силоме перед скинией завета и услышала от… … Энциклопедия мифологии

Самуил - (Samuel) (11 в. до н.э.), великий израильский пророк, последний из судей израильских. При С. была установлена наследственная царская власть. Во время владычества филистимлян в Израиле С., обладавший верховным авторитетом, призвал свой народ к… … Всемирная история