Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Храм зевса афины. Храм Зевса в Олимпии — чудо света и хранитель священной рощи. Храм Зевса в Олимпии

Ном Элида.

Знаменитый археологический комплекс у подножья горы Кронос круглый год принимает туристов, приезжающих посмотреть на место первых олимпийских игр и его главную достопримечательность – Храм Зевса, где когда-то, много веков назад, поражая взоры, стояла невероятная статуя громовержца.

Храм Зевса в Олимпии, построенный в 471–456 годах до н. э. архитектором Либоном, является превосходным образцом раннеклассического, строгого в своей архитектуре, дорического храма.

Первые культовые сооружения появились в этом районе ещё в третьем тысячелетии до нашей эры, с 884 г. до н. э. здесь стали проводиться олимпиады в честь верховного божества.

Своего расцвета Олимпия достигла к V веку до н. э. К этому времени победой греков закончились персидские войны и необычайно возрос интерес к проведению Олимпийских игр. Благодаря строительству нового храма в честь Зевса, эта область древней Греции стала общеэллинским религиозным центром, который привлекал к себе множество паломников.

Несмотря на то что впоследствии храм Зевса был полностью разрушен, осталось описание древнегреческого историка Павсания и достаточно большое количество фрагментов. Работы археологов и учёных-историков по их изучению, позволили реконструировать внешний вид строения с большой степенью точности.

Храм представлял собой дорический периптер: 6 колонн по ширине и 13 по длине основания, построенный из твёрдого ракушечника. В отделке стен и крыши был использован мрамор.

Фронтоны украшали многофигурные скульптурные композиции, а вход во внутреннее святилище – целлу, скрытый за внешними колоннами фасадов, украшал фриз с метопами, посвящёнными подвигам Геракла.

В самой целле находилась грандиозная фигура Зевса, спрятанная от любопытных глаз занавесом, она открывалась восторженным зрителям только в особые моменты празднеств.

Скульптура сидевшего на троне божества имела не меньше 15 метров в высоту и вызывала у каждого, кто её видел, чувство благоговения перед его могуществом.

Это великолепное произведение древнегреческого искусства входило в знаменитый список 7 чудес света.

В Археологическом музее на территории парка сегодня можно увидеть основные сохранившиеся ценности и скульптурные произведения храма.
Всего до наших дней дошло 21 более-менее хорошо сохранившиеся частей, в том числе 3 метровые фигуры с фронтонов храма, части святилищ других божеств.
В музее также можно увидеть картину, на которой художник попытался воссоздать статую Зевса, некоторые работы великого Фидия, чудом дошедшие до наших дней и другие находки археологов.

Музей открыт с 9.00 до 19.00, но новых посетителей после 15.00 обычно уже не впускают.

Статуя Зевса в Олимпии — чудо света

Фигура Зевса Олимпийского служила центром всей архитектурной композиции храма. Выполненная великим скульптором античности, Фидием, в сложной технике сочетания слоновой кости и золота, она была выдающимся произведением классического искусства древней Греции.

Остатки храма обнаружили в 1875 году, а в 1950 была найдена мастерская Фидия, построенная по образу самого храма, где великий мастер и создавал свой шедевр.

Основа статуи Зевса Олимпийского была выполнена из дерева и покрыта пластинами из полированной слоновой кости, одежда из золота, а драгоценные камни служили глазами.

Зевс восседал на роскошном золотом троне, украшенном драгоценными камнями и многочисленными скульптурными изображениями.

В правой руке он держал изваяние Ники, высотой в человеческий рост, а в левой – золотой скипетр с сидящим на нём орлом.

Считается, что на создание этого великого творения потребовалось 200 кг золота.

По данным реконструкции подлокотники трона и правая ладонь Зевса находилась на уровне капителей первого яруса колонн.
Если бы Зевсу пришлось встать в полный рост, то он головой пробил бы потолок храма.

За пластинами из слоновой кости требовался особый уход: для защиты от влажного воздуха, жрецы храма смазывали её оливковым маслом, стекавшим в углубление, имевшееся в чёрном мраморе, которым было выстлано пространство пола перед статуей.

Считалось, что каждый эллин обязан один раз в жизни увидеть эту скульптуру, чтобы не считать свою жизнь прожитой зря.

О судьбе великого изваяния известно не так много. Одни источники считают, что согласно эдикту Теодориха, повелевавшего разрушить все свидетельства языческой веры, статуя Фидия Зевс Олимпийский в 394 г. н. э. была уничтожена вместе с храмом.

Другие сообщают, что до 475 г. н. э. скульптура была выставлена в одном из дворцов Константинополя и утрачена во время пожара.

Так, или иначе, это величайшее произведение человеческого гения, как и многие другие, к сожалению, исчезло безвозвратно.

Сегодня, приезжающие на экскурсию к храму Зевса туристы, вначале посещают археологический музей комплекса.
Небольшая дорога от музея до Древней Олимпии проходит в тени кипарисов, оливковых, яблочных и сливовых деревьев, а также мимо покрытых яркими цветами клумб.

Цена входа на территорию Олимпии – 6 евро, столько же стоит посещение музея, но возможно приобрести комплексный билет за 9 евро.
Ворота входа в комплекс открыты с 8.00 до 19.00 – в летний сезон (май–октябрь) и с 8.00 до 17.00 – в зимний (ноябрь–апрель).
В выходные – с 8.30 до 15.00.

После экскурсии можно отдохнуть и перекусить в кафе.
В жаркие часы желательно иметь средства защиты от солнца и воду. Вам понадобится часа 3–4, чтобы осмотр древнего сооружения не был беглым и поверхностным.
На входе есть фонтанчик с питьевой водой.

Это один из самых посещаемых исторических памятников в Греции .

Фронтоны храма

Верхняя часть храма Зевса, по его более узкой стороне оканчивается вверху треугольным фронтоном, ограниченным с двух сторон скатами крыши.

Западный фронтон посвящён кентавромахии : сцене битвы лапифов и кентавров.

Мифическое племя латифов, жителей Фессалии, пригласило соседнее племя кентавров, чтобы отпраздновать бракосочетание своего царя Пирифоя с Гипподамией.

Выпив лишнего, один из кентавров решился на похищение невесты, что привело к началу жестокой битвы.
Лапифы, не без помощи Тесея – друга Пирифоя, одержали победу.

В понимании древних жителей Эллады этот миф символизировал победу развитой культуры цивилизованных племён человека над диким природным началом кентавров.

Скульптурные изображения западного фронтона воспринимаются как реально существующие, вся сцена полна бурного движения, в котором, однако, отсутствует хаотичность.

Художник уравновесил обе части композиции центральной фигурой молодого прекрасного Аполлона, с лёгкой улыбкой на устах наблюдающего за происходящим.

Его властная, исполненная спокойного превосходства фигура не оставляет зрителям сомнения в исходе боя.

Восточный фронтон посвящён визуализации мифа о Пелопсе и царе Эномае , которому дельфийский оракул предсказал смерть от руки зятя.

Отец Эномая, бог войны Арес, оставил ему в наследство сказочно быстроногих коней и всем претендентам на руку своей дочери Гипподамии, Эномай предлагал соревнование на колесницах.
Никто не мог сравниться в быстроте с конями Ареса, и всех неудачников настигала смерть от руки царя.

Пелопс (от его имени произошло название полуострова Пелопоннес) оказался самым хитрым, он подговорил возницу и тот заменил одну из осей колесницы на восковую. Во время гонки она расплавилась и Эномай погиб.
Пелопс получил девушку и царство.

Скульптурная композиция восточного фронтона лишена бурного движения, все изображения статичны и более изолированы друг от друга.

Две группы мужественных фигур, прекрасно гармонирующих с ритмом мощных дорических колонн, симметрично расположены относительно центрального изображения верховного бога Зевса.

Такая заметная разница в динамическом решении композиций двух фронтонов привела историков к мысли, что они были выполнены разными мастерами.

Скульптурные композиции обоих фронтонов демонстрируют нам два разных подхода художников V века до н. э. к попытке создать универсальный монументальный образ.

Стоит добавить, что эти великолепные произведения искусства, как и многие древнегреческие скульптуры, были полихромными.

Сохранившиеся фрагменты находятся в археологическом музее Олимпии.

Они закреплены таким образом, чтобы максимально точно воссоздать их реальное положение, каким оно было на фронтоне античного храма.

Метопы

По всей длине верхняя часть античного храма над колоннами украшена фризом, состоящим из чередующихся каменных плит и триглифов (трёх параллельных линий).

Такие каменные плиты называются метопами , они часто украшались рельефами.

Большая часть сохранившихся изображений из святилища Зевса хранится в Лувре, и лишь некоторые находятся в музее Олимпии.

Двенадцать метоп храма изображают подвиги Геракла.

Выбор сюжета связан с тем, что в представлении эллинов образ этого героя олицетворял борьбу с окружающими их тёмными силами хаоса и символизировал победу рационального человеческого разума над мифическими силами зла, которым у древних греков ещё не было объяснения.

Эта тема служила продолжением героического пафоса, заданного скульптурными композициями на фронтонах и подготавливала к созерцанию статуи верховного божества.

Метопы располагались в соответствии с движением паломников вокруг храма.

Первый подвиг: сражение с Немейским львом, был изображён на метопе левого западного угла, а последнему подвигу, очистке Авгиевых конюшен, была посвящена метопа в правом углу восточной стороны.

Высота метоп составляет 1.6 м, ширина 1.5 м.

Некоторая их вытянутость в высоту согласуется с общим замыслом архитектора, который стремился придать храму максимальную величавость.

В относительно небольшом пространстве метопы, художнику удалось наполнить скульптуры динамикой подлинной жизни, сохранив при этом их гармонию с чёткой архитектурной формой.

Храм Зевса в Олимпии – один из самых значительных древнегреческих памятников архитектуры .

Здесь впервые наиболее полно был воплощён принцип синтеза архитектуры и скульптуры, который позднее стал классическим и до сих пор считается непревзойдённым.

Хотя от самого храма остались лишь руины, посещение музея, благодаря представленным там реконструкциям, позволит понять былое великолепие этого сооружения, а возможность прикоснуться к фрагментам колонн, возраст которых превышает две с половиной тысячи лет, вызовет прилив эмоций, трудно поддающихся описанию.

Руины города организация Юнеско внесла в списки всемирного наследия.
Поездка в древнюю Олимпию стоит того, чтобы оказаться перед лицом вечности.

Афинский храм Зевса Олимпийского – сооружение уникальное во многих аспектах. Рекорд по длительности сооружения, вдвое меньший период процветания и минимум оставшегося на обширной огороженной площади, и все это в самом центре греческой столицы. Многие скажут, что там нечего смотреть, но это вовсе не так – это историческое сердце Греции.

При первом, беглом взгляде немного странно видеть практически свободную от построек территорию размером в несколько футбольных полей. Однако сохранившееся основание храма и особенно полтора десятка высоченных колонн выглядят внушительно.

Устоявшие колонны соединены перемычками, все конструктивные элементы изготовлены из добытого поблизости мрамора. Месторождение на горе Пентеликон обеспечило поделочным камнем не только храм Зевса Олимпийского, из него построена и арка Адриана, и восстановленные трибуны стадиона Панатинаикос, где прошли первые Олимпийские игры в современной истории.

Среди божеств Древней Греции Зевс был верховным богом, повелевающим всем сущим на земной тверди. Морскими водами и их обитателями повелевал его брат Посейдон, еще один брат Аид ведал царством умерших. У Зевса было многочисленное потомство как от жены Геры, так и от других богинь и смертных женщин. Его дочь Афина олицетворяла мудрость, покровительствовала художникам и ремесленникам.

Она была и покровительницей Афин, где ей посвящен храм Парфенон на горе Акрополь. Однако храм Зевса Олимпийского намного превосходил все прочие святилища, вместе с прилегающей территорией только немного уступая площади всей скалы Акрополя.

Для ориентации будущих посетителей Афин в обзоре приводится схема основных сооружений, размещенных в районе храма. Ясно просматривается замысел создателей святилища сделать храм центром притяжения взглядов всех посетителей этого священного сооружения.

Вокруг храма оставлено достаточно места, чтобы рассмотреть его с достаточного удаления, ведь вблизи видны детали, но теряется ощущение величественности.

На схеме обозначены как сооружения, построенные в одно время с храмом и позднее, так и гораздо более ранние, еще за 400 с лишним лет до нашей эры. Именно в это время началось и строительство храма Зевса, но затянулось на долгих шесть веков.

Спецификация к приведенной схеме называет все окрестные сооружения и приводит даты окончания их строительства. Из таблицы видно, что самыми древними являются стена Фемистокла, дворец Аполлона Дельфийского и развалины древнего здания суда.

Обозначены и арка Адриана, около которой и проходит большинство направляющихся к храму Зевса Олимпийского, и другие постройки времен Адриана – римские бани, еще одно святилище Зевса, жилой поселок и более поздний дворец Кроноса и Реи, родителей Зевса.

По легенде, Кронос съедал своих детей из-за предсказания своей матери Геи о лишении ими власти своего отца. Однако Рея ребенка утаила, и предсказание сбылось.

С территории храма Зевса Олимпийского прекрасно просматривается величественный Акрополь, построенный за 5 веков до нашей эры, то есть раньше даже первых попыток строительства описываемого храма. При этом расположенные на неприступной скале культовые сооружения хотя и имеют повреждения, но сохранились достаточно полно по сравнению с несколькими колоннами на большом основании храма Зевса Олимпийского.

Длительность строительства храма Зевса Олимпийского объясняется неоднократными остановками из-за смены правителей либо смерти архитектора. Самая большая пауза произошла в период внедрения Римом христианской религии, что повлекло неприятие всех иных верований. Только приход к власти веротерпимого императора Адриана позволил закончить грандиозный долгострой.

Жемчужиной храма была гигантская статуя сидящего на троне Зевса, копия работы великого Фидия для храма с городе Олимпия, который с афинским часто путают, и осталось от него немного из-за пожара. Статуя Зевса считалась древними греками одним из семи чудес света и разделила судьбу большинства из них – ведь до наших дней из них сохранились только египетские пирамиды.

Описывают произведение Фидия как чудо из слоновой кости и золота (якобы драгоценного металла понадобилось 200 кг). Статуя была около 15 метров в высоту, при 17-метровых колоннах Зевс почти доставал головой перекрытие.

Разрушение храма произошло не из-за древности или ошибок строителей, это в основном дело человеческих рук. Сооружение имело большой запас прочности, в чем можно убедиться и в наши дни, осмотрев мощное основание из громадных толстых плит в несколько слоев.

Колонны по 2 метра в диаметре установлены на дополнительные подкладки, предусмотрены скрытые крепежные детали. Тем не менее из более чем сотни колонн осталось только то, что видят посетители во время экскурсии.

Древнейшие варианты строения разбирали для сооружения укреплений, защищающих Афины от набегов, а после воцарения римлян властители, имеющие обыкновение использовать сокровища покоренных стран для украшения собственных сооружений, демонтировали нужные им детали.

Когда Константин Великий в 300-х годах нашей эры фактически легализовал христианство, запрета на иные обряды и верования он не вводил, но Феодосий это сделал, что поставило храм вне закона и лишило государственной защиты.

Высокая сейсмическая активность и расхищения быстро превратили уникальное строение в руины.

В верхней части колонны оканчиваются декоративными капителями, одновременно служащими опорой горизонтальных соединительных балок. Эти конструктивные элементы соединяли колонны в продольном и поперечном направлении, обеспечивая жесткость всего сооружения.

Одновременно верхние горизонтальные балки служили опорой архитравам – главным элементам перекрытий и кровли зданий. Капители кроме их декоративного назначения несли и инженерные функции передачи нагрузок между составными частями зданий.

В храме Зевса Олимпийского применены капители коринфского ордера, сочетающие прочность и изящество.

Каменная ограда обозначает территорию храма, на которой не велось никакое другое строительство. Возле стен собраны различные составные части, найденные на месте разрушенного здания. Здесь находятся разной степени обработки элементы конструкций и заготовки для них, которые отображены на подборке слайдов.

Каменные блоки вытесывались древними каменотесами вручную, с использованием простейшего инструмента. Представленная коллекция показывает разные стадии обработки камня, от грубого придания формы до чистовой обработки, обеспечивающей плотное прилегание друг к другу без применения связующего раствора.

Конечная стадия выполняется камнерезами, способными воплощать в твердом материале плавные формы.

Помимо основной группы колонн, связанных верхними перемычками, которые посетители рассматривали в восточной оконечности храма Зевса Олимпийского, в его западной части чудом устояли две одиночные колонны и одна лежит, рассыпанная на составляющие элементы. Становится понятной конструкция, состоящая из отдельных дисков, соединяемых затем в вертикальное изделие. Подробности нужно рассматривать, подойдя ближе.

Римляне жили шикарно и их размах в строительстве порой удивляет очень сильно. Чего стоит только Храм Зевса Олимпийского — удивительное сооружение массивных размеров. Храм расположился по центру старой улицы, старинного города и является самой большой постройкой Пелопоннеса. Храм Зевса Олимпийского является главным показателем исторической архитектуры.

История постройки

Существует множество легенд насчет постройки Храм Зевса Олимпийского, самая распространённая говорит что постройкой занимался Адриане.

Адриане — император Рима 117-138 года, являлся огромным фанатом греческой культуры. Известны такие факты что с императором всегда в путь отправлялись художники, их главным делом было писать архитектурные строения и памятники, которые попадались на пути. Греция во 2 веке считалась провинцией Риса, но провинция эта родила немало художников, писателей, скульпторов и зодчих. При правлении Адриане, Афины начали строиться. Были возведены чудесные арки, построены больших размеров храмы и театры. В эти времена и был построен легендарный Храм Зевса Олимпийского — этот храм был образцом искусства, античный пример мастерства.

Если верить легенде, то храм был возведен на том месте где раньше находилось святилище Девкалиона, который был праотцем народа Греции. Демократии Афин отчасти было все равно на храм. Так Фемистокл во время греко-католической войны использовал храм для обороны и он достаточно сильно пострадал. Его принялись восстанавливать и в 132 г. он был официально открыт во второй раз.

Что посмотреть

Храм состоит из террасы с тремя ступенями размеры которых достигли 107.7 на 41.1 метров. Постройка выполнена из местного материала известняка, который покрыт гипсом. Размеры храма были 64,12 на 27,68 метров, он построен из 6 колон в торце и 13 по бокам. Но это все было давно, сейчас же можно увидеть только руины, которые остались от храма. Только чудом остались в живых несколько статуй и мастерская Фидия.

1. В храме ни один грек не посмел поднять меч на другого грека.
2. Храм был возведен на прямоугольной платформе, на которую было установлено 30 больших колон, державших крышу.
3. Полностью все святилище было украшено мрамором.
4. Входные двери были десяти метровой высоты и сделаны из бронзы.
5. Статуя Зевса была в высоту больше 13м, в ширину почти 7м.
6. Основным материалом для статуи были металлические листы и слоновьи кости.
7. У ног Зевса был бассейн с водой и оливковым маслом.
8. Статую периодически протирали оливковым маслом для того, чтобы слоновая кость не трескалась.
9. У статуи были золотые сандалии, борода и накидка.
10. В давние века статуе поклонялись и приносили дары.
11. В 4 веке нашей эры статуя Зевса присутствовала на олимпийских играх.
12. В 5 веке статуи Зевса не стало, так как ее перевез Феодосий 1 в Константинополь в поместье, которое вскоре сгорело вместе с ней.
13. Храм Зевса Олимпийского считался самым большим пока на земле греков, пока не возвели Парфенон.
14. Статуя является третьим чудом света.
15. Зевс был единственной скульптурой, которая располагалась под крышей.
16. Если взвесить все золото со статуи Зевса, то его вес достиг бы 200 кг.
17. Глаза Зевса выполнены из драгкамней размером с мужской кулак.

Как добраться

Располагается храм недалеко от центра Афин, в 500 метрах от Акрополя. Точный адрес храма: Греция, Афины, Vassilissis Olgas Street, 105 57. Можно добраться на общественном транспорте на трамваях 2, 4, 10, 11 или 206 и 550 автобусах.

Древняя Греция, которая является родиной современной демократии, страной, давшей миру множество философских учений, фундаментальных научных открытий и величайших произведений искусства, была не блистательным царством истины, а конгломератом больших и маленьких городов-государств и племён, беспрестанно воевавших между собой.

Компьютерная реконструкция Храма Зевса в Олимпии

Самые ничтожные поводы могли вызвать многолетнюю кровавую вражду. Однако раз в четыре года происходило событие, заставлявшее утихнуть этот кипящий котёл. Это были общегреческие спортивные состязания, знаменитые Олимпийские игры, названные по имени города Олимпия в области Элида (Пелопоннес), в котором они проходили.

Олимпия

На время Игр в Элладе прекращались все войны. Здесь собирались лучшие атлеты Греции, тысячи болельщиков, сюда же съезжались цари, дипломаты и другие государственные деятели, чтобы обсудить вопросы мира и войны. Они могли не опасаться за свою безопасность, поскольку все, прибывшие на Игры, считались «гостями Зевса». В первую очередь все они посещали главное и самое знаменитое святилище Эллады – храм Зевса Олимпийского.

Олимпия издревле была местом почитания Зевса. Священная роща, Альтис, была огорожена стеной ещё в микенскую эпоху. В пределах ограды располагался целый ряд святилищ, из которых храм Зевса был наиболее почитаемым. Сюда приезжали паломники из всех земель, населённых греками, в том числе из Италии, Причерноморья, Африки и персидских владений. В Альтисе были установлены многочисленные статуи богов и победителей Олимпийских игр, а также, по греческому преданию, арка, точно соответствовавшая по высоте росту основателя Олимпийских игр Геракла.

История постройки

Первый алтарь Зевса был воздвигнут здесь в X-IX вв. до н. э., а строительство ставшего легендарным грандиозного храма Зевса в Олимпии началось около 472 г. до н. э. Работами руководил местный зодчий Либон. В строительстве участвовали лучшие мастера Греции. Недавняя победа над персами объединила все города Эллады в патриотическом порыве, и денежные пожертвования на строительство прибывали со всех концов страны.

Средств при постройке не жалели. В Олимпию свозились лучшие породы камня и дерева всего эллинского мира. Даже кровельная черепица, которая всегда изготавливалась из глины, была мраморной. Основным материалом при постройке послужил местный твёрдый ракушечник, который был покрыт мраморной штукатуркой. Лучшие скульпторы Греции присылали свои творения для украшения храма.

Работы были закончены в 456 году до н. э. После завершения строительства храм Зевса в Олимпии предстал поистине величественным сооружением. Главным украшением храма стала гигантская статуя Зевса Олимпийского работы знаменитого афинского скульптора Фидия. Масштабы изваяния были столь грандиозны, что ради него пришлось менять первоначальный план здания.

Архитектура храма

От храма остались лишь руины, однако свидетельства очевидцев и сохранившиеся в большом количестве обломки каменных блоков и статуй позволяют реконструировать его внешний вид.

Реконструкция храма

Храм Зевса в Олимпии представлял собой классический периптер – тип четырёхугольного здания, окружённого со всех сторон колоннами. В землю был заглублён мощный четырёхметровый фундамент, на котором покоилось трёхступенчатое основание. Размер верхней платформы основания, стилобата, составлял 64 на 28 метров.

Колоннада храма насчитывала 38 стройных дорических колонн с 20 каннелюрами (продольными углублениями-желобками). На торцах здания располагалось по 6 колонн, на боковых сторонах – по 13, высота их составляла 10,43 метра. Некоторые колонны полностью воссозданы, и их внешний вид позволяет считать храм Зевса в Олимпии одним из самых ранних зданий классического стиля. В предшествующие эпохи колонны делались несколько утолщёнными в середине, словно им тяжело нести крышу и фриз с изображениями богов и героев. Колонны храма Зевса имеют совершенно ровные, прямые силуэты, они не поддаются под тяжестью кровли, но возносят её в небо. Это придало зданию невиданную ранее стройность.

Над торцевыми колоннами располагался ряд метоп – мраморных плит с изображениями богов и героев. Выше, на фронтонах, были представлены сцены из греческих мифов. На восточном фронтоне находилась скульптурная группа, изображавшая состязание мифических Эномая и Пелопса, за которым наблюдает Зевс, а на западном – битву лапифов с кентаврами в присутствии Аполлона. Многочисленные скульптуры фронтонов разной степени сохранности дошли до наших дней и поражают своей экспрессией и искусством исполнения.

Венчала всё строение позолоченная фигура Победы, установленная по центру фронтона, а по краям стояли позолоченные чаши. На боковых сторонах крыши были укреплены мраморные львиные головы, служившие оберегами храма.

Внутреннее помещение

В интерьере здание имело размеры 28 х 13 метров. Поднимались в храм не по ступеням, а по пологому пандусу. Войдя в наос, внутренний зал, посетитель оказывался перед одним из самых замечательных произведений греческой скульптуры, колоссальной статуей Зевса Олимпийского, которую считали одним из семи чудес света.

Зевс был изображён сидящим на троне, установленном на массивном ступенчатом пьедестале. Пьедестал символизировал Олимп, поэтому на его ступенях располагались позолоченные статуи богов. Сам Громовержец держал в одной руке скипетр, увенчанный орлом, на ладони другой руки стояла золотая статуя Ники. Высота изваяния Зевса составляла около 10 метров. Казалось, что, если бог встанет, то он окажется выше самого храма.

Трон был сделан из чёрного дерева, украшенного драгоценными камнями и накладками из золота и слоновой кости. Сама статуя была исполнена в так называемой хрисоэлефантинной технике. Каркас изготавливался из дерева, на котором крепились пластины из золота и слоновой кости. При этом золотые части изображали одежду, а слоновая кость – открытые части тела.

По боковым сторонам зала располагались галереи, с которых можно было лицезреть Громовержца, находясь буквально на уровне его головы. Чтобы удержать мощную кровлю, в помещении были установлены ещё 4 ряда по 7 колонн, между которыми размещались статуи богов и героев.

Слава о новом храме быстро разнеслась по всему античному миру. Сюда стекались дары как от эллинских городов и колоний, так и от варварских владык. Поэты представляли перед храмом свои стихи, скульпторы выставляли свои творения. Именно здесь «отец истории» Геродот впервые зачитал публично отрывки из своего труда.

Дальнейшая судьба храма

Много веков поток паломников в храм не иссякал. Завоевавшие Грецию римляне высоко чтили святилище, отождествляя Зевса со своим верховным богом Юпитером. Все императоры, побывавшие в Греции, считали своим долгом посетить Олимпию. В римскую эпоху фронтоны храма были украшены позолоченными щитами.











Развалины Храма Зевса

Конец существованию святилища Зевса, как и многих других, положило распространение христианства. Ревностный христианин император Феодосий в 406 году приказал разрушить все сооружения Олимпии, как языческие, а в VI веке мощные землетрясения довершили начатое Феодосием. Статуя Зевса была вывезена в Константинополь, где погибла при одном из частых в те времена пожаров.

Сейчас на месте храма лишь развалины. Однако многочисленные скульптуры, хранящиеся в музее Олимпии, и достаточно точные реконструкции позволяют представить, насколько грандиозным и величественным сооружением был храм Зевса в Олимпии.

Храм Зевса Олимпийского (Греция) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Грецию
  • Горящие туры в Грецию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Строительство самого внушительного сооружения древнего мира - знаменитого храма Зевса Олимпийского - началось задолго до нашей эры по инициативе тогдашнего правителя Афин - тирана Писистрата. Планы у владыки были воистину амбициозными: новое гигантское сооружение должно было непременно затмить все существующие на то время чудеса света, в частности, непревзойденный храм Артемиды. В общем-то мечта Писистрата впоследствии осуществилась, только вот не при его жизни.

В обществе затею с возведением самого большого в мире храма не оценили, сочтя ее просто актом высокомерия. А рядовые греки усматривали в храме лишь очевидный памятник тирании. Но между тем святость храма отрицать не приходилось, ведь он возводился на месте более древнего святилища Девкалиона - прототипа Ноя в греческой мифологии. Потому строительство храма Зевса Олимпийского хоть и с перерывами, но продолжалось.

Строительство самого внушительного сооружения древнего мира - знаменитого храма Зевса Олимпийского - началось задолго до нашей эры по инициативе тогдашнего правителя Афин - тирана Писистрата.

Завершил проект знаменитый воспеватель греческой культуры - император Адриан. С его легкой руки Афинская агора обзавелась не одним оригинальным шедевром архитектуры. Но время оказалось беспощадным. Храм Зевса Олимпийского просуществовал лишь три столетия (против шести веков строительных работ), прежде чем был основательно разрушен землетрясением.

До настоящего времени от некогда великого храма сохранились лишь руины, впрочем, весьма впечатляющие. Хорошо просматривается угол помещения, состоящий из четырнадцати колон. Еще одна колонна стоит немного поодаль, и последняя - шестнадцатая - завалена. В оригинале же храм Зевса Олимпийского состоял более чем из сотни 17-метровых коринфских колон, расположенных в несколько рядов по периметру здания. Длина и ширина помещения составляла, соответственно, 96 м и 40 м.

Храм Зевса Олимпийского

О внутреннем убранстве храма известно немного. Считается, что практически всю площадь зала занимала гигантская статуя бога Зевса, выполненная из слоновой кости и золота. Ходит легенда, что однажды сам Юлий Цезарь возжелал перевезти исполинскую скульптуру к себе в Рим, на что статуя лишь рассмеялась раскатистым громом. Кроме известного изваяния, зал храма Зевса Олимпийского украшала не менее впечатляющая статуя императора Адриана.