Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Чарльз диккенс - одержимый или сделка с призраком. Школы магии

Переводчик Ольга Воейкова Режиссер дубляжа Инна Соболева Сценаристы Пол Харрис Бордман , Скотт Дерриксон Художники Дэвид Брисбин , Сэнди Танака , Тиш Монахэн , еще

Знаете ли вы, что

  • Действия картины основаны на реальной истории девушки по имени Аннелиз Мишель, молодой немки, которую постигла судьба вымышленной девушки Эмили Роуз в 1970-х годах. Существует рассказ автора Фелиситас Д. Гудмана, под названием «Экзорцизм Аннелиз Мишель». Родители Мишель и два священника, проводившие сеанс экзорцизма, были призваны к уголовной ответственности, даже несмотря на то, что сторона обвинения просила освободить родителей от наказания, поскольку они и так уже много натерпелись. В конечном итоге обвиняемые были признаны виновными в совершении непредумышленного убийства в результате халатности и приговорены к шести месяцам тюремного заключения, а также трем годам условного. Наиболее существенными различиями между двумя девушками является тот факт, что Мишель периодически постилась в течение нескольких месяцев. Это было частью ее «экзорцизма», а также оставалась на приеме лекарств до самой смерти. В то время, как вымышленная Роуз была неспособна потреблять пищу, поскольку ей овладели демонические силы, плюс от лекарств она отказалась самолично. История специально была сильно адаптирована для придания ей более кинематографического вида.
  • Прослушивание Дженнифер Карпентер было настолько убедительным и страшным, что режиссер утвердить ее на роль сразу же.
  • Для этого фильма были созданы две куклы. Первая нужна была в той сцене, когда Эмили Роуз заперла свои конечности. Вторая должна была использоваться во время сцены в общежитии, где девушка находится на полу в искривленном положении. В конечном итоге режиссер никогда не использовал куклу во второй сцене, поскольку понял, что Дженнифер Карпентер невероятно гибкая. Было принято решение использовать настоящие движения актрисы, поскольку они выглядели более тревожно и реалистично, чем те, что были получены с использованием куклы. Когда Эмили начинает наклоняться в церкви, на актрису Дженнифер Карпентер был надет специальный ремень безопасности, чтобы сделать этот эффект более бесчеловечным.
  • Чтобы подготовиться к своей роли, Дженнифер Карпентер проводила часы в комнате полной зеркал. Она опробовала различные положения тела и выражения лица, чтобы увидеть то, которое будет итоговым, максимально страшным.
  • В реальной жизни телевизор Лори Линни несколько раз включался посреди ночи во время съемок.
  • Лори Линни рекомендовала Дженнифер Карпентер на роль Эмили Роуз после совместной работы с ней в пьесе. Линни описала Карпентер следующим образом: «Она лучшая молодая актриса, которую я когда-либо видела. Она просто потрясающая».
  • «Тихий крик» помог Дженнифер Карпентер получить роль Эмили Роуз. Скотт Дерриксон нашел его просто ужасающим во время прослушивания.
  • Создатели фильма признавались, что не были заинтересованы в создании еще одного фильма ужасов. Они хотели сделать «умный фильм о рассуждениях на тему реальной одержимости демонами».
  • Скотт Дерриксон хотел, чтобы этот фильм заставлял людей задавать вопросы, а не думать, что они уже получили ответы.
  • Скотт Дерриксон планировал использовать множество визуальных эффектов, чтобы максимально передать одержимость главной героини. Но, увидев, как Дженнифер Карпентер может работать со своим телом, он решил, что прибегать к компьютерной графике едва ли понадобится.
  • Создатели фильма говорили, что картина «Расёмон» (1950) оказала огромное влияние на их работу. В этой картине четыре разных свидетеля рассказывают историю убийства в суде, каждый со своей точки зрения.
  • Фильм был снят в Ванкувере в 2004 году. Но Скотт Дерриксон хотел, чтобы действия выглядели так, будто показанное на экране разворачивается в любое время и где угодно.
  • С момента выхода этой картины в свет среди студентов Университета Миннесоты появилась городская легенда. Согласно ней, Пионер Холл – общежитие с привидениями, было тем местом, где Эмили Роуз была впервые «одержима», как это показано в фильме. Однако, поскольку Эмили Роуз является вымышленной версией реального человека Аннелиз Мишель, немецкой женщины, которая никогда не была в Университете Миннесоты, очевидно, что эта легенда ложная.
  • Спальня Эмили и царапины на стене были основаны на картине Фрэнсиса Бэкона.
  • Скотт Дерриксон находился под сильным влиянием работ Дарио Ардженто.
  • Скотт Дерриксон просил Дженнифер Карпентер посмотреть фильм «Страсти Жанны Д"Арк» (1928), чтобы подготовиться к одной из сцен.
  • Согласно одной расширенной сцене можно лицезреть реальный факт экзорцизма.
  • Согласно газетной статье, которую персонаж Эрин читает в начале повествования, Эмили было восемнадцать лет, и она училась в государственном университете Данбери.
  • Хотя настоящие события произошли в Гермнии, действия этой картины разворачиваются в Соединенных Штатах Америки.
  • Скотт Дерриксон говорил, что он, как христианин, больше расположен к персонажу Кэмпбелла Скотта.
  • Цвета во время сцен воспоминаний были сделаны так, чтобы выглядеть максимально реалистично.
  • Лора Линни была очень взволнована тем фактом, что ей выпала честь поработать с Томом Уилкинсоном. Дело в том, что актриса являлась его давней поклонницей.
  • Операторы подвешивали камеру на веревке, чтобы добиться странноватых ракурсов.
  • Перед подготовкой к съемкам создатели фильма изучали драмы, такие как «Вердикт» (1982) и «Анатомия убийства» (1959).
  • На самом деле бар располагался на первом этаже.
  • Чтобы снять одну из сцен, у Тома Уилкинсона была прикреплена камера на тело, которая смотрела прямо на его лицо. Другие сцены были сняты с использованием тележек, на которых размещалось оборудование.
  • Дженнифер Карпентер не смогла использовать оба набора своих голосовых связок. Необходимый эффект был получен путем редактирования звука.
  • Муж Мэри Бэт Хёрт, Пол Шрэйдер, снимался в фильме «Изгоняющий дьявола: Приквел» (2005).
  • По словам дизайнеров картины, зал суда был проектирован под влиянием архитектуры Фрэнка Ллойда.
  • Мадлен Зима рассматривалась на роль Эмили Роуз.
  • Дункан Фрейзер начал свою карьеру в фильме «Страсть к привидению» (1983).
  • Лора Линни и Кэмпбелл Скотт вместе принимали участие в картине «Lush» (1999).
  • Каждый раз, когда происходит что-то плохое или паранормальное, где-то появляется пурпурное свечение, которое отдает фиолетовыми оттенками. Чаще всего это бывает в окне.
  • Предполагалось, что у доктора Картрайта будет сердечный приступ, но студия хотела сделать его смерть более драматичной.

Больше фактов (+31)

Ошибки в фильме

  • Когда Эрин отключает свой будильник в первый раз, ее прическа и цвет волос отличаются от того, что было показано ранее в фильме.
  • Обвинитель лишь частично прав в том, что у людей есть два набора голосовых связок (они также известны, как голосовые «складки»). Он называет их набором «дублей», которые состоят из «превосходящих голосовых связок» и «ложных голосовых связок». Действительно, такое название применяется в настоящей практике. Одни из связок называются ложными, поскольку состоят из мембран, а настоящее связки имеют глубокий слой мышечной ткани, которую можно контролировать. Ложные связки приводятся в действие мощным потоком воздуха или специальными движениями в области горла. Тем не менее, они не могут быть задействованы в том случае, если не производят другой «голос». В большинство случаев это отражается в помехах и осечках во время разговора. Прокурор использует термин «двойной голос» так, будто речь о двух совершенно разных наборах голосовых установок, что невозможно чисто физиологически. Авторы перепутали это явление с другим, когда некоторые люди могут создавать две разные частоты, вибрируя голосовыми связками с разной скоростью. Но акт формирования слов определяется не на уровне голосовых связок, а резонансами, которые создаются в голосовом тракте.
  • Когда Эрин Брунер встречается с отцом Муром в тюрьме, весь блок камер кажется темным, едва освещенным. И, будучи адвокатом, Эрин встречается с отцом Муром в его тюремной камере без присутствия охранников или полиции. Из соображений безопасности во время таких встреч всегда должен присутствовать кто-то, кто сможет обеспечить должный уровень защиты.
  • Когда отец Мур читает молитву Господа, он неправильно цитирует строчку: «Да будет воля Твоя на земле, как на небесах». В оригинале используется слово «heavenly», хотя гораздо корректнее применять слово «heaven». В данном контексте первое слово просто не обладает таким мощным смыслом, как во втором. Священник точно учел бы этот факт, и не допустил бы такой грубой ошибки.
  • Во время сцены в зале суда один из людей нажимает на магнитофоне кнопку «стоп». Тем не менее лента, на которую записывается информация, все еще продолжает вращаться.
  • Когда Эрин Брунер просыпается в три утра из-за того, что кассета, на которую записывался сеанс экзорцизма, включилась, он идет к ней, чтобы нажать на кнопку «стоп». Но, когда зрителю удается увидеть магнитофон в кадре, катушки внутри него остаются в неподвижном состоянии. Затем герой нажимает на кнопку «стоп» и просто ничего не происходит (разве что звук заканчивается воспроизводиться).

Больше ошибок (+3)

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Идет подготовка к судебному процессу над католическим священником отцом Мором. Согласно полученным сведениям, он провел обряд экзорцизма, после которого в невероятных мучениях скончалась его подопечная – студентка Эмили Роуз. Подсудимому предстоит доказать, что девушка была одержима настоящими демонами. Но общественность настроена против «преступника». В роли обвинителя выступает успешный юрист Эрин Брунер.

Начинается суд. Первым свидетелем становится университетский профессор Мюллер. Он утверждает, что за одержимость были приняты эпилептические припадки, которые мучили его пациентку. По словам врача, бедняжка Роуз отказалась от правильного лечения под влиянием священника. В результате галлюцинации усилились, что и привело к нервному истощению.

Но молодой человек Эмили и ее отец описывают странные события. Они рассказывают о страшных муках, которым девушка подвергала свое тело. Одержимая в кровь царапала лицо и рвала волосы на голове. За короткое время из цветущей красавицы она превратилась в монстра с нечеловеческими глазами.

Последним свидетелем становится отец Мор. Его рассказ холодит кровь всем присутствующим. Экзорцист предоставляет аудиокассету с записью проводимого обряда. Священник утверждает, что бедняжку мучил не один демон, а целых шесть. Самой Эмили накануне кончины приснилась Богородица, которая хотела избавить ее от мук. Но несчастная выбрала другой путь, чтобы люди поверили в реальность духовного мира.

Святой отец Мор был признан виновным, но лишь на тот срок, который он уже и так провел в заключении. А услышанное на суде навсегда перевернуло жизнь преуспевающего адвоката Эрин. Женщина отказалась от должности старшего партнера, полностью поверив в одержимость и страдания юной Эмили Роуз.

По возвращению домой Миритл и Боб тихо сели за стол и молча стали глядеть друг на друга. Что-то внутри рвало и метало, но на лице была пустая невозмутимость, лишь иногда одна бровь женщины незаметно грустно поднималась и опускалась обратно. Странно, это было очень странно и непонятно, но её супруг не мог ничего сделать. Сейчас ей нужен только покой, не нужно спрашивать и принуждать к делам. «Она так расстроена, даже больше, чем обычно это бывает. – Проговорил про себя Боб. Он подставил руки под голову и не сводил с неё глаз. – Если это всё не закончится? Если это так и будет продолжаться? Наш бедный сын. Что могло его так заставить нас ненавидеть, что же с ним могло вообще произойти? Вдруг она говорит правду? Да, вопросов сейчас гораздо больше, чем ответов. И никто не может всё изменить, потому что мы не понимаем, как нужно изменить, но ведь мы ещё не опоздали. Возможно, есть, хотя бы один, шанс помочь ему». Перед их глазами мелькали моменты, когда мальчик чуть их не убил, если бы доктор вовремя не вывел их. Только они успокаивались и потихоньку оставляли произошедшее, как явные, живые воспоминания снова одолевали их, и они терялись.
Вечером, когда уже оба немного забылись, Миритл решила задать Бобу такой вопрос: «Боб, наш сын одержим. Его нужно отвезти в церковь. Давай так и сделаем?». Боб выпучил на неё глаза. Нет, он не посчитал её свихнувшейся, он подумал, что она зациклилась она этом. Он отвергнул её предложение.
- Почему, Боб? – тихо спросила она. Он стоял к ней спиной, но зато ощутил её разбитый взгляд, его бросило в холодок, и пробежали мурашки. – Почему ты не хочешь?
- Я не не хочу, я знаю, что это сущий бред. – Он медленно развернулся к ней и увидел, что глаза её покраснели от слёз.
- Бред? Обман? - её голос повышался и Боба это несколько пугало. – Ты хочешь сказать, что он здоров, в порядке. Но, Боб, это, увы, не так. И это вовсе не болезнь. Это…
- Хватит, Миритл! – вскрикнул он. – Я не хочу больше этого слышать!
Она вздрогнула и тогда заплакала. Две слезинки скатились по её щекам. Боб заметно обмяк. Он не мог выносить, когда она плакала, если так расстроена. Её вид был почти убийственным; казалось, что она может просто упасть и замолчать навеки, но пока что она держалась.
- Как ты можешь не верить? – Миритл быстро дышала, а её сердце быстро забилось. – Боб, как ты можешь не верить в это?!
- Я не верю во всю эту чушь, Миритл!! И никогда не поверю. Это всё сумасшествие. И все психи, кто верит в Бога!
- Заткнись!! Разве ты не веришь в то, что сегодня видел?! Тогда куда ты смотрел, когда он бросился на нас, когда с ним что-то происходило?!! – она была на грани и слёз, которые таились глубоко, и срыва.
- Она наш сын, Миритл! Да, я не верю! – сказал Боб и взмахнул рукой.
Она замолчала и смотрела на него.
- Боб, как? – тихо произнесла она и по щеке скатилась ещё одна слеза. Она стёрла её рукой. – Ты не веришь своим глазам? Ты…
- Нет, я верю то, что вижу. Но я не могу понять, как это могло произойти?
- Наш сын, Боб, он одержим.
- Замолчи сейчас же! Он не одержим!!! – закричал он и с первого этажа донеслись какие-то звуки, похожие на разбивающееся стекло. Боб тут же замолчал.
- Что это? – шёпотом спросила Миритл.
Она приоткрыла дверь и вышла из комнаты, потом медленно спустилась по лестнице. Сердце тяжело билось в груди, ладони немного вспотели, охватило чувство некого страха. Боб подумал, что она боится и сама же идёт смотреть что там; прямо как в фильме ужасов. Он тоже вышел из спальни и медленно приблизился к лестнице.
В доме было темно, солнце давно уже скрылось. Миритл прошла немного дальше в гостиную и посмотрела сквозь сумрак. Около дальней стены точно что-то было. Она напрягла взгляд и увидела маленькую фигуру, висящую в воздухе с поджатыми ногами. Она широко раскрыла глаза и замерла, даже старалась не дышать. Тело тоже было неподвижно, оно было одето в белую ночную рубашку. Миритл сделала маленький шаг назад и половицы тихо проскрипели, она сжала губы. Женщина смотрела на бездвижное тело, но оно медленно начало разворачиваться. Миритл увидела, что это был Билли. У него были белые глаза и чёрным зрачком. Женщина начала отходить дальше и быстро дышала, сердце быстро застучало. Вдруг тело мальчика, или это был призрак, как думала Миритл, широко раскрыло рот и оттуда начало появляться нечто ужасающее, чёрное, похожее на то, что они видели в клинике. Она закричала. «Миритл» - подбежал Боб и схватил её за руку и потащил наверх.
- Господи, Боб, это был он, это был Билли, - судорожно, испуганно говорила она.
- Нет, Миритл, это был не Билли, тебе показалось. – Попытался успокоить её супруг, но она продолжала плакать от испуга.
Краем глаза, женщина заметила, что всё исчезло. В гостиной никого не было. Возможно, ей и правда показалось, но звук стекла был реальный. Она не могла сопоставить эти факты. Боб закрыл изнутри их спальню, и они легли спать. Боб пролежал около десяти минут, потом уснул. Она не могла поверить, что он так легко относится ко всему, что происходит в их доме и с их сыном; либо ему стало всё равно, что станет с ним. Она пролежала ещё минут двадцать без сна. То смотрела в окно, за которым дул ветерок и шевелил ветки дерева, то на закрытую дверь. Она представляла, что она распахнётся, и он их безжалостно убьёт. Да, это уже был не их сын. Она не могла спокойно заснуть. Через полчаса поднялась с кровати, взяла свои вещи, тихо открыла дверь и вышла из неё. Так же тихо, не без чувства страха, спустилась на первый этаж. Там переоделась, нашла ключи от машины на кухонном столе и покинула дом. Она старалась действовать очень тихо, чтобы не разбудить мужа и не привлечь внимание, случайно незамеченного, существа в воздухе. Миритл завела машину и куда-то поехала среди ночи.

Миритл вела автомобиль не торопясь, встречая на пути дорожные фонарные столбы. Две горячие слезы стекли по её щекам. Женщина сжимала руль руками и не сводила глаз с пути, лишь пару раз стёрла слёзы рукавом лёгкой курточки. Она думала, что молча оставила мужа одного дома и так же молча ушла. Вообще она никогда такого никогда не совершала в своей жизни, но при случившихся обстоятельствах всё же что-то вынудило уехать ночью. Всё так набросилось и свершилось, что она даже не заметила этого. Когда его могло охватить такое зло? Когда всё это случилось? Она не могла сказать, потому что не могла понять точно, что происходит; могла только догадываться. «Господи, что же я сделала? – говорила про себя Миритл, держа правой рукой руль. – Как я могла поехать на ночь глядя? Господи! – вскрикнула, сама не понимая зачем, она и нажала на педаль тормоза. Машину чуть не занесло, но она смогла выправить её. – Может, стоит вернуться обратно? Но ведь всё может ухудшиться. Нет, я не могу сейчас вернуться. – Решила женщина и поехала дальше.
Белая луна тускло светила с облачного неба. Некоторые фонари были отключены или сломаны и дорога была в тёмной зоне. Оранжевый их свет озарял лицо Миритл и немного ослеплял её, потому что она очень редко моргала. Вдруг женщина вспомнила про разговор, предыдущего дня, с гадалкой, которой она звонила, чтобы она ей помогла. Миритл заметила поворот на дороге и завернула на него, смутно вспоминая адрес пребывания гадалки. Дорогу освещали редкие фонари, и Миритл даже побаивалась ехать дальше; снизила ещё скорость. Через двадцать минут она добралась до дома старушки гадалки. Оказалось, что она жила в большой квартире, почти на окраине города, разделив её на две части. Одна часть была для личного жилья, а другая для приёма посетителей, приходивших к ней за помощью. Миритл посидела недолго в машине, осматривая пристально куда приехала, потом выключила зажигание и вышла, закрыв машину. Она направилась к небольшому семиэтажному дому со старым домофоном. По телефону гадалка сказала, что номер квартиры «37» и Миритл набрала данные цифры. Пошли длинные, словно сонные, гудки. После десяти гудков, кто-то открыл дверь, и Миритл нерешительно вошла в подъезд. Медленными шагами дошла до тридцать седьмой квартиры и четыре раза подряд постучала в дверь. Сначала никто не ответил на её стук, она уже подумала, что зря только ехала через весь город, но несколько позже за дверью послышались медленные шаги.
Защёлкали дверные замки, и потом она медленно начала открываться. Миритл свела руки вместе и тихо ждала, пока её примут. Миритл увидела маленькую старушку, которая открыла ей дверь. Она была хотя и маленькая, в кругленьких очках на цепочке, но крепкая и волевая. Такие были первые ощущения Миритл. У неё были длинные седые волосы. Старушка хмуро хмыкнула и позвала её заходить в квартиру, сама она быстро исчезла где-то в её глубине. Миритл медленно вошла и, заворожённо осматривая обстановку не отворачиваясь, закрыла дверь. Прихожая была небольшая, и из неё уже можно было увидеть какую-то комнату, прикрытую деревянными занавесками. Миритл прошла дальше; увидела, что некоторые двери были закрыты, а из других можно было увидеть маленькую спаленку с ковром на стене и кроватью, в следующей, через приоткрытую межкомнатную дверь, кажется, была гостиная, а дальше кухня или что-то другое, но женщина зашла именно в комнату, которая была за занавесками. Посередине стоял большой стол, на котором был хрустальный шар, фарфоровая большая чёрная кошка, такая же маленькая фигурка совы с повёрнутой головой и с жёлтыми глазами, пять потёртых и новых книг разных размеров, несколько разноцветных свечей и другие атрибуты волшебников. На стене висела картина с портретом Нострадамуса, даже странно её было здесь увидеть, поэтому Миритл удивилась; высокая стойка со свечками, на полу лежал ковёр, на другой стене было окно, прикрытое закрытое шторами, стоял большой стеллажный шкаф, в котором были книги, фигурки, амулеты, талисманы, стеклянная посуда и снова несколько свеч. А на потолке висела ажурная люстра. Всю комнату заполняла темнота и Миритл с трудом могла разглядеть интерьер, но всё же, из некоторого любопытства, она смогла увидеть.
В коридоре зажглись три лапочки. Женщина обернулась посмотреть там ли старушка, но та вышла совсем из другой, как-то замаскированной что ли, двери и сказала: «М-м, садись, чего стоишь-то, как столб посреди дороги?». Миритл тут же обернулась и увидела старушку, зажигающую некоторые свечи. Она была в цветном платочке, завязанным как бандана, вязаной кофте на пуговицах; потом она села за стол. Женщина тоже прошла и села на стул для посетителей. Она быстро проскользила взглядом по столу.
- Извините, - тихо начала Миритл, - я Вам звонила и…
- Знаю, знаю, - сказала гадалка и достала тёмную большую колоду, - я давно уже жду тебя, дорогая. – Её голос стал серьёзный. – Ты принесла, что я просила?
- Я принесла только фотографию, потому что…, - Миритл снова не смогла договорить, потому что та её перебила.
- Хм, я так не смогу помочь тебе. Мне нужна его вещь, а не только фотография. – Старушка хотела встать, но Миритл её остановила, схватила её за рукав, перегнувшись через стол.
- Нет, подождите! – на глаза Миритл наворачивались слёзы. – Пожалуйста, помогите. Я не знаю, что мне делать теперь. Всё зашло далеко. Он пытался даже нас убить, а сегодня ночью я видела нечто страшное дома, когда днём мы отвезли его в клинику.
- Ладно-ладно, успокойся, дорогая, - старушка села обратно, - я помогу тебе. Хотя бы попробую. Давай фотографию и расскажи, что произошло.
Миритл подала фотографию Билли гадалке. Та положила её перед собой и сверху положила на неё пять карт, смутилась и нахмурилась. В то время Миритл кратко рассказала обо всём, что случилось с Билли.
- Я не знаю, что мне делать. Мне страшно, я боюсь… его. – Закончила Миритл.
- Да, я знаю, что тебе страшно, очень страшно. Каждому было бы страшно, случись это с кем-то из родных, - говорила гадалка и вынимала из колоды карты. Миритл на неё прямо посмотрела. – Кажется, я знаю, что с ним произошло. Не могу сказать точно, что я вижу, но… пока не знаю, как тебе об этом сказать.
- Что? О чём Вы? Я же всё уже сказала Вам. Это ведь…
- Именно. – Подтвердила все подозрения Миритл гадалка. – Твой сын захвачен злыми духами, по-другому – одержим. Редкий случай, но вполне допустимый. С этим сложно совладать, ещё сложнее бороться самому, потому что он питается энергией, а ещё сложнее, до невозможности, изгнать это.
- Я… я… я не понимаю, - медленно проговорила Миритл, - что же делать?
Гадалка вынула ещё одну карту и удивилась.
- У твоего ребёнка есть любимая вещь? Это может быть игрушка и совершенно любая, но только одна. Возможно, это… хм, кукла.
Миритл задумалась.
- Не знаю, - ответила она, - я уже давно не видела его играющим вообще в какие-либо игрушки. Но если раньше, - снова задумалась, - последний раз он брал в руки только маленького робота.
Гадалка с укором на неё посмотрела, подождала чего-то и снова окунулась в карты. Старушка выглядела очень сильной и стойкой, но не сейчас; сейчас она была несколько медленная, потому что Миритл нагрянула среди ночи и подняла её с кровати. Конечно же, гадалка не могла отказать, она вообще не имела такой воли отказывать, она всегда принимала людей, когда бы они ни пришли, вот и теперь она занялась своим делом. Гадалка сидела над фотографией мальчика и пристально глядела на неё, накладывая на изображение карты из колоды. Глубоко внутри, старушка уже знала причину его состояния, но боялась говорить об этом Миритл, которая сама понимала, что с её сыном. Но она ещё не знала, в чём причина и как это произошло, почему. Гадалка выпрямилась на стуле, но не сводила глаз с фотографии Билли и карт. В её голову проходил глубокий анализ и рождался вывод. Миритл снова быстро осмотрела всю комнату. Она чувствовала, что здесь есть кто-то ещё; посмотрела назад, в коридоре тускло светили лампочки, никого не было, посмотрела в тёмное окно, тоже никого. Нет, во всей тихой и мирной, загадочной квартире никого не было, то и хорошо. Спокойно и уютно. Вдруг Миритл вспомнила о супруге; подумала, что он проснулся и не нашёл её рядом, и сейчас уже берёт телефон и будет звонить, но такая мысль вмиг исчезла.
- Подумай хорошенько, - сказала гадалка странным голосом, - что это за вещь?
Её голос несколько сбил Миритл с размышлений, но она всё же собралась с мыслями и сказала:
- Я не видела каких-то новых игрушек у него, - медленно начала Миритл задумчиво. Её мозг будто кипел и перебирал все события и моменты жизни, - но однажды я зашла к нему в комнату, именно в тот вечер, когда он…, - к глазам подступали горячие слёзы, - был в воздухе с этим страшным взглядом. Тогда я увидела незаметную вещь на тумбочке около кровати, - было темно, и я не могла хорошо разглядеть, что это, - но я хорошо запомнила даже по тёмному силуэту вещь. Она напоминала человека.
Гадалка усмехнулась, не поднимая глаз от стола, а Миритл быстро посмотрела на неё.
- Ты предлагала ему другие игрушки. – Произнесла старушка. Миритл не поняла, откуда она могла это знать. Ведь такое и, правда, было, но всего три раза; никто не мог об этом знать. – И что тогда было? Скажи мне.
Но женщина припомнила ещё один случай. Когда протянула Билли красочную машинку (он сидел чуть ли не в углу своей комнаты), приятно, по-матерински, улыбаясь, но мальчик не реагировал на мать. Он что-то тихо говорил, но не поворачивался к ней. Тогда Миритл положила руку на его плечо и произнесла его имя. Мальчик быстро обернулся. У него были спокойные глаза, но что-то в них было не так, не как всегда, а в руках у него была та самая игрушка в виде человечка. Миритл испугалась, но не выдала этих чувств на лице.
- У неё было лицо? – спросила гадалка.
Миритл уже ничему не удивлялась. Та словно прочитала её мысли, увидела то, что вспоминает женщина, и Миритл чётко поняла, что обратилась по адресу. У куклы действительно было лицо: жёлтые вышитые глаза (вся кукла была сшитая из ниток, маленьких размеров), чёрный рот.
- Да. – Ответила Миритл.
- Что он сказал тебе, когда ты давала ему другую игрушку?
- Он сказал… он сказал, что не хочет брать её. Что будет только с этой куклой. – Миритл чётко и ярко видела этот момент из жизни.
- Он сказал что-то ещё, - произнесла гадалка. По спине Миритл пробежал холодок и мурашки. Стало немного не по себе.
- Он сказал, что это его друг, - медленно говорила женщина, - лучший друг. И он никогда не оставит его. Я видела, будто глаза куклы светились, и она улыбалась. Мне стало страшно. Билли говорил ещё и ещё, но я не слушала; бросила машинку и покинула комнату. Почти весь тот день я плакала в своей комнате, до прихода мужа.
Гадалка стала собирать карты и одновременно говорила: «Знай, Миритл, это не просто игрушка, это ритуальная кукла. Думаю, тебе известно, что такое куклы Вуду. – Старушка коротко посмотрела на неё исподлобья, а потом снова смотрела на карты. – Кукла твоего сына и есть кукла Вуду. Обычно их применяют для совершения вреда кому-нибудь, но эта кукла была не для таких дел. В ней жил демон, бес, не упокоенный буйный призрак, то мог быть ужасный преступник или душевнобольной человек при жизни, неважно кто… его заключили куклу, чтобы он не приносил зла. Евреи иногда применяют такие ритуалы, а тут попалась самая неприметная кукла. – Старушка убрала карты и сложила руки вместе на столе, смотрела на Миритл, а она на неё. – Есть много разных кукол. Для здоровья, богатства, семейного очага, но, самое главное, что ни одну из них не делают с лицом, они безликие. Ибо если будет лицо, в куклу вселится злой дух. У вас тот случай. Интересно, где он вообще её нашёл? – спросила старушка и откинулась на спинку стула, а Миритл только отрицательно покачала головой. – Этот дух почувствовал, что энергия мальчика ещё слаба. Ну, как это бывает, было и будет. Короли и рабы, начальники и рабочие. Он не может жить без тела и жизни. Проще говоря, ему нужна пища, а твой беззащитный сын и стал его едой. Он просто высасывает его жизнь, и потом мальчик может даже погибнуть, если вовремя не изгнать беса. Верно думаешь – экзорцизм. Изгнание демона или беса из человека. Все знают, что это такое». Миритл внимательно сидела и слушала. Она не понимала, интересно ей или нет, нужно или нет.
- Но как же помочь? – тихо спросила Миритл.
Старушка поднялась со стула и направилась тушить свечи: «Принеси мне куклу, Миритл, тогда я постараюсь излечить мальчика». Миритл кивнула головой, пыталась сдержать слёзы, поблагодарила гадалку и направилась к двери. «Помни, кукла – это то же тело, которое нужно вернуть, а мальчик – это пища! Всё может зайти слишком далеко. Поспеши» - донёсся голос старушки из комнаты, где гасли свечи. Миритл помедлила, потом быстро покинула квартиру.
Всю дорогу домой, Миритл думала обо всём том, что наговорила ей гадалка, думала, как там Боб, и как сейчас Билли. Дорожные фонари снова освещали лицо Миритл, её влажные от слёз глаза. Нет, она не плакала, она вспоминали своего маленького сынишку, с которым случилось некое несчастье, а в голове крутились слова гадалки. Но через минуту уже и потекли не сдержавшиеся слёзы. Миритл крепко взялась за руль, сбавила немного скорость, но продолжала везти автомобиль. «Почему я плачу? Отчего и для чего эти слёзы? Разве они от того, что я переживаю за супруга? Нет, это совсем не так. Может, они потому что я боюсь за Билли? Нет. Странно, но нет. Разве мои слёзы горячо текут из моих глаз потому, что я вообще боюсь? Но чего я боюсь? Не потому. Какое ошибочное мнение. – Она даже усмехнулась при такой мысли. – Скорее всего, я плачу от того, что ничего не понимаю. Что происходит сейчас со мной? Что сейчас с Билли? Да, я плачу именно из-за этого. Но всё так перемешалось и стало запутанно. Я плачу потому, что борюсь с чем-то необъяснимым и явно сверхъестественным. Господи, мои слёзы из-за моего сознания и моего..., - вдруг впереди вспыхнул яркий свет фар. Какая-то машина выехала и осветила лицо женщины. Миритл сама не заметила, как выехала на встречную полосу. Машина начала сигналить, Миритл быстро перестроилась обратно на свою полосу. Ей показалось, что водитель той машины даже яростно ругался на неё. Слёзы тут же отступили, и она вернулась в реальность. – Господи, о чём это я только думаю? – теперь она говорила вслух. - Что мне страшно что ли? Не могу, не понимаю, что происходит, но ведь у меня есть помощь, я смогу и справлюсь! Боже, да что же это? ...». Через пятнадцать минут она доехала до дома. Остановилась, откинулась в сиденье и закрыла глаза. «Стоп! – что-то дрогнуло в её сознании. – Какие ещё игрушки?? О Господи! Игрушки!! – мысли будто кричали. Только сейчас она поняла, что сказала такую дурь. И как вообще могла. – Ему же десять лет… десять лет. Игрушки. Бред, это только мой бред». Тяжело вздохнула и вытерла слёзы. Миритл посмотрела на тихо стоящий их дом и вышла из машины. Она медленно неслышно вошла в дом и поднялась наверх. Боб спокойно спал, а её переживания по поводу него были напрасны. Она постояла, облокотившись на дверной косяк, потом вспомнила, что нужно найти зловещую куклу, но решила отложить поиски на следующий день. Миритл прошла в комнату, разделась и легла спать. И ничто не тревожило её сон до самого утра.

Не очень приятные чувства, от него веет чем-то жутким и мистическим. То, что подразумевается под этим словом и непонятные эмоции, которые мы испытываем, услышав его, не имеют реального основания, кроме первобытных эмоций, заложенных в мозге человека и вызывающих реакцию ужаса и страха, которая была свойственна людям тысячи, если не миллионы лет назад. Традиционно под словом полтергейст понимают сверхъестественное явление, одной из основных характеристик которого считались необъяснимые движения предметов, которые повергали в ужас тех, кому приходилось наблюдать эти события или становиться их непосредственными участниками. И хотя рационалисты полностью исключают возможность того, что полтергейст имеет сверхъестественную природу, случаи полтергейста продолжают вызывать у людей не только живой интерес, но и страх перед всем, что они не в силах объяснить.

Отношение церкви к полтергейсту несколько отличается от их взгляда на всем известные паранормальные явления, такие как видения и призраки, места населенные привидениями и так далее и обычно, духовные лица всячески стараются утешить людей, страдающих от полтергейста. Как для науки, так и для церкви остается загадкой, в чем же истинная причина этих явлений, не смотря на все протесты и отрицания, ни одна из дисциплин не может предотвратить полтергейст или справиться с его проявлениями.

Как правило, в церкви, особенно католической, практикуется обряд экзорцизма. Даже в Ватикане есть человек по имени Габриэль Аморт, который является официальным экзорцистом. Обряд экзорцизма проводится только с разрешения высших церковных чинов и только в тех случаях, когда все остальные способы избавиться от полтергейста были опробованы и не принесли положительного результата. Этот обряд представляет собой изгнание духов или демонов с помощью специальных ритуалов и заклинаний, иногда, в зависимости от ситуации, он срабатывает, иногда — нет.

Другие ответвления христианской церкви отвергли экзорцизм как средство избавления от мистических явлений, хотя некоторые фундаменталистские и харизматические секты практикуют свои собственные интерпретации этого ритуала. Как очевидное доказательство того что проблема действительно существует, главная Просвитерианская церковь Шотландии заявила о серьезном намерении снова ввести экзорцизм в список разрешенных ритуалов в связи с участившимися случаями проявления паранормальной активности. И это практически после девятнадцати лет официального запрета на проведение обрядов экзорцизма. Однако серьезные опасения вызывает тот факт, что часто проявления полтергейста связывают с одержимостью человека демоническими силами, а обряд изгнания демонов в некоторых случаях может быть опасен для здоровья человека, пораженного неведомой хворью, и страдающего от странных событий вокруг него.

В исламе и иудаизме так же признают существование полтергейста и других проявлений сущностей из мира духов, мирных, зловредных либо не проявляющихся вовсе. Однако, во все они так или иначе связаны с демонами.

Полтергейст и проблемы с психикой

На самом деле одержимость — это отдельное явление воплощения зла в нашем мире, случаи одержимости на самом деле трудно идентифицировать и представить в количественной форме, так как некоторые психические заболевания имеют симптомы, схожие с поведением одержимого демонами человека. К таким заболеваниям относятся шизофрения, синдром множественной личности и некоторые другие виды психических расстройств.

В прошлом психическое заболевание, да еще и в сочетании с физическим дефектом автоматически связывалось с одержимостью человека демонами, таких несчастных либо на всю жизнь запирали куда подальше, либо умерщвляли с разрешения церкви и государства. В наше более просвещенное время человека с расстройством психики уже не воспринимают как отмеченных клеймом нечистого, но, как и прежде этих людей стараются держать подальше от общества и в средствах массовой информации довольно часто появляются сведения о вспышках паранормальной активности в помещениях психиатрических клиник.

Можно ли предположить, что признаки сумасшествия, которые наблюдаются у определенных категорий пациентов психиатрических клиник, на самом деле являются проявлениями скрытых парапсихологических способностей? Если это не любопытный лингвистический ход, то каким образом можно объяснить сходство слов демон и демонстрация: есть ли здесь семантическая связь? В древней интерпретации слово демон имело значение наставник, тот, кто показывает и обучает, слово демонстрация вполне вписывается в рамки этого определения.

Современные методы лечения и новейшие разработки в мире фармакологии позволяют управлять и контролировать признаки явных психических нарушений, но что, если все эти лекарства подавляют не болезнь как таковую, а измененное состояние сознания или скрытые психические способности человека? Возможно, что в древние времена подобные озарения намеренно игнорировались, и те, кого осудили на смерть или пожизненную изоляцию считались «излечившимися», однако и по сей день, официальная методика, возможно, из страха, полностью отрицает случаи, которые могут быть настоящими примерами общения с потусторонними сущностями.

Когда призраки или другие сверхъестественные существа отказываются уходить в мир иной после смерти, они остаются в нашем мире, пугая живых людей. Большинство людей считает, что одержимыми призраками обычно бывают только дома, духи или демоны, однако они могут преследовать любой объект – от ювелирных изделий до картин.

1. Шкафчик Диббука (Dibbuk Box) содержит в себе древнего, злобного духа

Шкафчик Диббука – это винный шкаф, в котором, согласно еврейскому фольклору, живёт неугомонный, злой дух, способный вселяться в живых людей. Один шкафчик диббука в частности стал известным, когда его выставили на аукцион eBay, сопроводив ужасной предысторией.

История началась в сентябре 2001 года, когда покупатель антиквариата посетил распродажу частной винтажной коллекции в Портленде, Орегон. На аукционе продавались вещи 103-летней женщины, и её внучка сообщила любителю антиквариата о прошлом женщины, когда увидела, что он купил обычный, деревянный винный шкаф. Старая женщина была еврейкой и единственная из всей семьи пережила нацистский концлагерь во время Второй Мировой Войны. Когда она иммигрировала в Соединённые Штаты, она взяла с собой только винный шкаф и два других предмета.

Внучка женщины объяснила, что её бабушка всегда держала шкаф спрятанным и говорила, что его никогда нельзя открывать, так как в нём жил злой дух под названием диббук. Она попросила закопать шкаф вместе с ней, но это противоречило еврейским традициям, и её семья решила не исполнять это требование. Когда покупатель спросил, если внучка хотела бы оставить шкафчик себе из сентиментальных соображений, она моментально отказалась от этого, разозлилась и сказала: «Вы купили шкафчик и обязаны забрать его с собой!»

Мужчина забрал предмет в свою антикварную лавку и отнёс в подвал, в свою мастерскую. Вскоре стали происходить странные и ужасающие вещи. Ему позвонила отчаявшаяся помощница, рассказавшая, что в магазине погас свет, двери закрылись, и она услышала ужасные звуки, доносящиеся из подвала. Когда владелец магазина спустился в подвал – он обнаружил, что там очень сильно воняло кошачьей мочой, а все лампочки в магазине были разбиты.

Мужчина подарил винный шкафчик своей матери, и та вскоре испытала внезапный приступ. В больнице она выговорила по буквам «Н-Е-Н-А-В-И-Ж-У П-О-Д-А-Р-О-К», а из её глаз текли слёзы. Он попытался передарить шкафчик другим людям, но его всегда возвращали через несколько дней, потому что людям он не нравился, или они чувствовали, что в нём содержится зло. Он начал страдать от одного и того же кошмарного сна, и чуть позже он узнал, что все члены его семьи, побывавшие рядом со шкафчиком тоже видели этот сон. Затем он начал замечать в периферийном зрении какие-то тени.

После того, как ему пришлось признать, что происходило что-то паранормальное, он залез в интернет, чтобы изучить вопрос, и заснул за компьютером. Когда он проснулся, он почувствовал чьё-то дыхание на своей шее, и когда он развернулся – он заметил огромную тёмную фигуру, убегающую от него по коридору. Он решил выставить предмет на аукцион eBay, вместе с историей, случившейся с ним с момента покупки шкафа.

Джейсон Хакстон (Jason Haxton), куратор медицинского музея в Миссури, приобрёл шкафчик на аукционе. Позже он написал книгу, в которой описана странная история шкафа диббука, а в 2012 году на экраны вышел фильм ужасов, основанный на книге, под названием « ».

2. Аннабель (Annabelle), кукла одержимая Демоном-Лгуном

В 1970 году женщина купила в магазине секонд-хенд куклу, похожую на «Тряпичную Энни» (Raggedy-Ann), для своей дочери, которая на тот момент училась в колледже. Её дочке понравилась кукла, и она оставила её у себя в квартире, но вскоре как она, так и её соседка по комнате, стали замечать странные вещи, связанные с куклой. Она сама по себе двигалась, зачастую оказываясь в другой комнате, хотя её никто не трогал. Они находили маленькие клочки пергамента, хотя его у них не было, а на клочках детским почерком были написаны различные послания. Однажды они обнаружили куклу, стоящей на её двух тряпичных ногах.

Испуганные девушки связались с экстрасенсом, который сказал им, что кукла была одержима духом маленькой девочки, погибшей в доме. «Аннабель» сказала, что ей нравились студентки, и она хотела остаться с ней, и они ей это разрешили. К сожалению, после того, как они разрешили духу остаться, паранормальная активность в квартире только увеличилась – один из друзей студенток пострадал от куклы, которая оставила на его груди и спине множество царапин.

Терпение студенток лопнуло, и они обратились к знаменитым следователям-экстрасенсам Эду и Лорейн Уоррен (Lorraine Warren). Женатая пара вскоре обнаружила, что кукла была одержима не ребёнком, а демоном, который обманул девушек, чтобы быть ближе к ним и через некоторое время вселиться в одну из них. Студентки отдали «Аннабель» Уорренам, которые поместили её в стеклянный шкаф в их Музее Оккультизма (Occult Museum) в Коннектикуте. Надпись у шкафа гласит: «Внимание: ни в коем случае не открывать».

3. «Бесноватая картина с eBay» вызывает страх и болезни

В 2000 году анонимный продавец выставил на аукцион eBay картину Билла Стоунхема (Bill Stoneham) «Руки противятся ему» (The Hands Resist Him). Картина на данный момент считается одним из самых одержимых творений в мире.

На картине изображён мальчик и жуткая кукла, которые стоят перед стеклянной дверью. Картина была написана в 1972 году и продана голливудскому актёру Джону Марли (John Marley). Затем её купила семья из Калифорнии, после чего её выставили на аукцион eBay, сопроводив предупреждением об опасности, связанной с владением этой картиной.

По словам женатой пары, мальчик и кукла гуляли ночью по картине, иногда полностью исчезая с холста. Мальчик с картины был способен переходить в комнату, в которой находилась картина, а все, кто видел картину, чувствовали себя больными и слабыми. Маленькие дети при одном взгляде на картину закатывали истерику. Взрослые иногда чувствовали, будто их хватают невидимые руки, а другие испытывали дуновение горячего воздуха, будто перед ними была открытая духовка.

Даже те, кто смотрел на картину на мониторах своих компьютерах, испытывали тревогу, страх или отчаяние. Один человек даже утверждал, что его новый принтер не стал распечатывать фотографию картины, хотя всё остальное печатал нормально.

Картину купила художественная галерея из Гранд-Рапидс (Grand Rapids), Мичиган. Когда представители галереи связались с художником, написавшим картину, он был очень удивлён, узнав, что его творение стало предметом паранормального расследования, но сказал, что два человека, которые первыми увидели и сделали критический обзор картины, умерли в течение года.

4. Зеркало плантации Миртлес (Myrtles Plantation Mirror) является домом для душ женщины и её детей

Плантация Миртлес – это гостиница, преследуемая призраками, которая широко считается пристанищем наибольшего количества призраков в Соединённых Штатах, а также одним из самых известных домов с привидениями в мире. Гостиница была построена в 1796 году на месте кладбища коренных американцев. Помимо этого, по слухам, тут произошло как минимум десять убийств, а паранормальные события являются обычным, повседневным делом.

Возможно, самым одержимым предметом тут является зеркало, которое было привезено в дом в 1980 году. Клиенты гостиницы рассказывали о людях, бродящих в зеркале, а также об отпечатках детских рук на зеркале. По легенде, в зеркале проживают духи Сары Вудрафф (Sara Woodruff) и её детей. Вудраффы были отравлены ядом и хотя, согласно традиции, зеркала должны быть завешаны после смерти, чтоб души не оказались там запертыми, это зеркало не накрыли, поэтому суеверные люди считают, что души семьи Вудрафф до сих пор проживают в этом зеркале.

5. Одержимое свадебное платье танцует само по себе

В 1849 году девушка из богатой семьи по имени Анна Бейкер (Anna Baker) влюбилась в бедного металлиста. Отец Анны, Эллис Бейкер (Ellis Baker), запретил ей выходить замуж за её любимого, выгнал молодого человека из их родного города Алтуна (Altoona), Пенсильвания, чем обрёк свою дочь на жизнь старой девы. Анна была настолько зла, что так и не влюбилась в другого, и не вышла ни за кого замуж, оставаясь злой и разочарованной до самой смерти в 1914 году.

До того, как отец прогнал её настоящую любовь, Анна выбрала прекрасное свадебное платье, в котором она хотела предстать перед своим женихом. Когда свадьба отменилась, другая богатая женщина из местной семьи, Элизабет Дисарт (Elizabeth Dysart) надела это платье на свою свадьбу, чем не преминула похвастаться перед Анной. Несколькими годами позже, свадебное платье было передано в историческое общество, а затем особняк Бейкеров был превращён в музей. Свадебное платье было выставлено в бывшей спальне Анны Бейкер. После её смерти, посетители говорили, что свадебное платье движется само по себе, особенно во время полнолуния. Платье раскачивается из стороны в сторону, будто невидимая невеста красуется перед зеркалом.

Исследователи, проверявшие если какие-либо обычные феномены (например, сквозняк) могут вызывать это явление, так и не пришли к убедительному выводу. Никто не знает, почему платье двигается само по себе, однако многие считают, что обиженная невеста, Анна Бейкер, наконец-то смогла надеть платье.

6. Стулья выталкивают из себя сидящих, которым после этого становится плохо

Ньюпорт, Род-Айленд является одним из самых старых городов в Соединённых Штатах. Основанный в 1690 году морской порт к началу 20-го века стал одним из самых любимых мест летнего отпуска для богатых семей из Америки. Особняки Ньюпорта широко известны, как и множество историй о призраках, которые проживают в давно стоящих тут зданиях.

Замок Белкорт (Belcourt Castle) был построен Оливером Хазардом Перри Белмонтом (Oliver Hazard Perry Belmont), богатым американским политиком и светским львом, в 1894 году. Существует множество свидетельств об одержимых предметах этого шикарного дома, однако, пожалуй, самыми известными одержимыми предметами являются два стула, в которых по легенде живут духи. Люди, садящиеся на стулья, говорят, что чувствуют холод, неудобство и тошноту. Их руки будто бьёт статическим электричеством, исходящим от стульев, и многие люди утверждают, что у них складывается такое впечатление, будто на стуле сидит кто-то помимо живого человека. Некоторые посетители замка говорят, что их с силой выбрасывало из стульев.

7. Одержимая кукла проклинает всех, кто фотографирует её без разрешения

В 1896 году эта жуткая кукла принадлежала ребёнку по имени Роберт Юджин Отто (Robert Eugene Otto), жившего в Ки-Вест (Key West), Флорида. Куклу ему подарил слуга, занимавшийся чёрной магией и который недолюбливал семью мальчика. Мальчик обожал свою куклу и частенько разговаривал с ней. Однако слуги дома Отто вскоре заволновались так, как многие из них могли поклясться, что слышали, как мальчику отвечает какой-то призрачный голос, а соседи рассказывали, что они видели, как кукла передвигается от окна к окну, когда Отто не было дома.

Вскоре кукла стала проказничать, а испуганный ребёнок утверждал, что он ничего не делал. Вазы разбивались, в комнатах переворачивались и падали предметы – во всём винили маленького Роберта, хотя он и выглядел очень напуганным и настаивал на том, что всё это творила кукла.

Роберт унаследовал дом и умер в 1972 году, после чего дом был куплен другой семьёй. Маленькая девочка, только переехавшая сюда, обнаружила куклу на чердаке и сильно испугалась её. Она сказала, что кукла была живой и хотела убить её. В конце концов, кукла попала в художественную галерею и музей истории Ки-Вест, где до сих пор является экспонатом. Посетители музея утверждают, что им приходится просить разрешения у куклы для того, чтобы сфотографировать её. Если они сделают это без разрешения, кукла проклянёт их. Музей выставляет письма «проклятых» людей, которые писали кукле извинения за то, что они фотографировали её без спроса и просили снять проклятие.

8. Статуя Женщины из Лемб (Women from Lemb) приносит смерть своим владельцам

«Женщина из Лемб», известная также как «Богиня смерти», это статуя, вырезанная из чистого известняка, обнаруженная в 1878 году в деревне Лемб, Кипр. Предмет датируется 3500 годом до нашей эры и считается, что он изображает богиню плодородия. Первым владельцем статуи был Лорд Эльфонт (Lord Elphont) – в течение шести лет его владения этой статуэткой все семь членов семьи Эльфонт умерли при загадочных обстоятельствах.
Следующие два владельца, Ивор Маннучи (Ivor Manucci) и Лорд Томпсон-Ноель (Lord Thompson-Noel) также умерли вместе со всеми членами своих семей через несколько лет после того, как принесли статую в свои дома.

Четвёртый владелец, Сэр Алан Бивербрук (Sir Alan Biverbrook) также умер, вместе со своей женой и двумя дочерями. Два сына Бивербрука выжили, и хотя не верили в оккультизм, они были настолько напуганы странными и неожиданными смертями четырёх членов своей семьи, что решили передать статую в Королевский музей Шотландии (Royal Scottish Museum) в Эдинбурге, где она стоит до сих пор.

Вскоре после того, как статуэтку привезли в музей, начальник отдела, в котором её выставили, умер, хотя ни один из кураторов музея не признаёт, что статуя может обладать сверхъестественными свойствами. Никто не трогал статую с тех пор, как умер рабочий музея, и она на данный момент заключена в стеклянную коробку, где до неё никто не сможет дотронуться.

9. «Мученик» (The Anguished Man), запечатлённый на видео

Эта страшная картина лежала на чердаке бабушки Шона Робинсона (Sean Robinson) двадцать пять лет, пока он её не унаследовал. Бабушка всегда говорила Робинсону, что картина была злой, объясняя это тем, что художник, написавший её, смешивал свою кровь с красками и совершил самоубийство вскоре после её завершения. Она утверждала, что когда картина висела в доме, она слышала плач и голоса, а также видела тень человека, после чего решила перенести её на чердак.

Когда Робинсон принёс картину в свой дом, все члены его семьи стали испытывать на себе всевозможные ужасные феномены. Его сын упал с лестницы, жена почувствовала, как кто-то гладит её волосы, и они также видели тень человека и слышали плач.

Робинсон решил установить на ночь камеру, чтобы запечатлеть странные события на видео. На Ютуб канале Робинсона можно посмотреть разные видео, на которых захлопываются двери, появляется дым из ниоткуда, а также увидеть момент, когда картина падает со стены без всякой на то причины.

Робинсон решил не рисковать и отнёс картину в подвал, но продавать её он не хочет.

10. Проклятый «Стул смерти» (Chair of Death) убивает всех, кто на нём сидел

В 1702 году приговорённый убийца Томас Бусби (Thomas Busby) должен был быть повешен за свои преступления. Его последним желанием было отобедать последний раз в любимом пабе в Тирске (Thirsk), Англия. Он закончил свой обед, встал и сказал «Любого, кто осмелится сесть на мой стул, ждёт внезапная смерть».

Стул оставался в пабе несколько веков, и посетители часто предлагали друг другу на спор сесть на проклятый стул. Во время Второй Мировой Войны рядовые ВВС, служившие на базе неподалёку, часто посещали паб, и местные заметили, что солдаты, сидевшие на этом стуле, не возвращались с войны.

В 1967 году два пилота Королевских ВВС сидели на стуле, после чего врезались на своём автомобиле в дерево. В 1970 году каменщик испытал свою судьбу, присев на стул, после чего умер в тот же день, упав в провал на работе. Годом позже погиб кровельщик, сидевший на стуле, после того, как под ним провалилась крыша, на которой он работал. После того, как уборщица паба споткнулась и упала на стул, она умерла от опухоли мозга.
Список можно продолжать дальше, и, в конце концов, владелец паба перенёс стул в подвал. К сожалению, даже там стул умудрился забрать с собой ещё одну жертву. После того, как грузчик присел на стул отдохнуть, разгрузив несколько ящиков для паба, он погиб в тот же день в автокатастрофе.

Владелец паба в 1972 году решил избавиться от стула и передал его в местный музей. Музей выставляет стул подвешенным на высоте в 1,5 метра, чтобы никто никогда по ошибке на него не сел. К счастью, с тех пор стул не отбирал жизни невинных людей.

Идея о том, что сознанием и душой человека может овладеть какой-то потусторонний дух, исходящий от Бога, демона или другого человека, мучает цивилизацию с древних времен. Древние греки, почитавшие богов в человеческом облике, верили, что божества ежедневно вторгаются в жизнь смертных, или заставляя их поступать каким-либо определенным образом, или овладевая их телами и используя их для собственных целей. Последователи индуизма и буддизма приписывают все виды повседневных неприятностей богам и демонам.

Африканские племенные религии учат, что одержимость, вызванная богами, демонстрирует благосклонность богов к человеку и доказывает их всемогущество. Библия повествует о том, что во время земной жизни Иисус Христос изгонял "нечистых духов" и что после Его распятия на Его учеников снизошел Святой Дух. Истории о том, как какие-то демонические существа овладевают людьми, чрезвычайно беспокоили средневековое духовенство, да и до сих пор они дают пищу для многочисленных книг и кинофильмов.

Раннехристианские богословы отрицали, что одержимость нечистым духом, т.е. полный контроль над человеком со стороны какого-либо существа, может быть чем-либо иным, помимо происков дьявола. Святые тоже страдали от мучений со стороны дьявола, но никогда не попадали в его полную власть, а лишь иногда испытывали различные наваждения, например, когда нечистый дух оказывал некоторое влияние на их сознание. Говоря, что обладание Святым Духом - это явление совершенно иного порядка, церковь полагала, что одержимость от дьявола существует для обмана глупцов.

Таким образом, всякого, кто или необычно себя вел, или высказывал идеи, сильно отличающиеся от общепринятых, считали человеком, которым, скорее всего, овладел дьявол, называя его еnеrgunеn. Того, кем дьявол овладел окончательно, называли energumenus.

Дьявол призывал к себе людей двумя путями: или непосредственно проникая в сознание и душу человека, или при помощи ведьмы или колдуна, насылая на человека демона. Церковь считает, что в качестве своих посредников дьявол предпочитает использовать злых людей. Ведьмы насылают демонов на ничего не подозревающую жертву с помощью волшебства, особого зелья, амулетов или, чаще всего, пищи. Особенно часто для этого раньше использовались яблоки, возможно, потому, что они всегда были под рукой, а, возможно, и потому, что они были символом грехопадения человека. Единственным спасением от такой одержимости был экзорцизм (изгнание дьявола), во время которого именем Господа дьявол и его приспешники изгонялись обратно в ад.

Католическая церковь, единственная из христианских церквей, в которой существует официальный ритуал экзорцизма, считает, что на одержимость демоном указывают четыре признака: ясновидение, ненормальная физическая сила, богохульство и левитация.

Современные оккультисты, однако, рассматривают одержимость, или манию, скорее как расстраивающий, дезориентирующий эпизод, нежели как разрушение души дьяволом. При этом духи, возможно, не ведая, что они мертвые, попадают в "сети" смертных и нуждаются в помощи, чтобы уйти в более подходящую для них сферу. В других случаях эти существа специально приходят к людям, чтобы вступить с ними в контакт с целью предупредить их о чем-то или передать какое-нибудь послание. Что касается жертвы, то для нее подобные эпизоды являются шоком. Они часто вызывают сильные головные боли, расстройство сна, приводят к тому, что люди начинают видеть странные свечения, слышать странные шумы и голоса, ощущать феномены полтергейста; они могут даже вызвать временное помешательство.

Помимо медиумов лишь немногие люди специально стремятся к тому, чтобы ими овладел какой-либо дух. Медиумы, полагая, что одержимость - временное состояние, в процессе сеансов призывают духов говорить через них. Одержимость духом также имеет место в близком ей явлении каналирования. При этом духи оставляют человека по команде без специального ритуала. Поверхностное увлечение автоматическим письмом или оуиджей для связей с духами, по мнению некоторых специалистов, является довольно рискованным занятием, поскольку может навлечь на непосвященного новичка нежелательных духов, и в результате для изгнания этих существ приходится прибегать к экзорцизму.

В своей книге "Заложник дьявола" иезуитский профессор доктор Малахия Мартин, верящий в существование демонов, выделяет следующие стадии одержимости:
- момент проникновения злого духа;
- стадия ошибочных суждений жертвы о жизни, совершение безнравственного выбора;
- добровольная передача жертвой контроля над собой злому духу;
- полная и окончательная одержимость.

Мартин подчеркивает, что одержимость не может произойти без согласия со стороны жертвы, хотя бы даже подсознательного.

В психиатрии пациенты, страдающие от множественной личности, подавляют свою ненависть, что действует подобно магниту для злых влияний, которые иногда воспринимаются как внешние духи или привидения. Мания всегда говорит о каком-то ненормальном состоянии, и если пациент при этом верит в реальность влияния со стороны духов, он не в состоянии игнорировать ту идею, что одержим духом. Сильная физическая или психологическая травма может привести к такому расстройству, что оно открывает некое "окно" в сознании, предоставляя возможность злому духу войти через него.

Но не являются ли одержимость духом и мания ничем иным, как просто расстройством сознания? Или же, наоборот, не являются ли психические заболевания - шизофрения, паранойя, истерия, навязчивое состояние и множественная личность - на самом деле результатом деятельности духов, контролирующих свои несчастные жертвы?

Духи и множественная личность

В некоторых случаях множественной личности психиатры обнаружили, что только экзорцизм - даже простое упоминание имени Господа - устраняют одну или более вторичных личностей, и в результате пациент снова может стать единой личностью.

Джеймс Х.Хислоп, который был руководителем Американского общества психических исследований и изучал феномен одержимости духом, в своей книге "Контакт с иным миром" (1919) писал, что если люди верят в телепатию, то они могут на расстоянии вторгаться в другую личность. А если это так, говорит Хислоп, то не похоже, что злые или добрые духи - единственные существа, которые способны проникать в человека со стороны. Хислоп также обнаружил, что люди, которым ставят диагноз истерия, множественная личность, dementia praecox (раннее слабоумие) или какое-либо другое расстройство психики, демонстрируют, как сами они считают, безошибочные признаки вторжения в их душу каких-то бесплотных существ. Он призвал медиков учитывать это в процессе излечения таких людей.

Доктор М.Скот Пек, который отзывается о самом себе как об "упрямом ученом", выпускник Гарвардского университета и психиатр, практикующий в штате Коннектикут, заявил, что двое из его пациентов, помимо ярко выраженных симптомов множественной личности, страдали от одержимости духами. В обоих случаях, как обнаружил Пек, это были злые духи, активно разрушавшие сознание его пациентов.

В своей книге "Люди лжи", вышедшей в 1983 году, Пек описал этих пациентов, упомянув о том, что они с самого начала знали, что ими овладели какие-то существа извне; также он рассказал о том, что экзорцизм в обоих случаях сразу расчистил путь к духовному исцелению этих людей. Когда демонические существа покидали пациентов, Пек заметил, что лица этих людей совершенно изменились и приняли вид каких-то масок абсолютного зла. Один из пациентов стал как бы змеей, его тело извивалось, а глаза стали походить на глаза рептилии; кроме того он все время предпринимал неистовые попытки укусить кого-нибудь из людей, изгонявших из него злого духа. Нечто ужасное, не имеющее возраста, отягощенное злом, похожее на подлинного Змия, казалось, находилось тогда в комнате. Пек пишет, что все, кто был в комнате, почувствовали это присутствие. Это чувство исчезло, когда процедура экзорцизма закончилась.

Работы Пека подтвердили те исследования, что провел психиатр доктор Ральф Эллисон из Калифорнии. Он изучал традиционную психиатрию в Медицинской школе УКЛА и Стэнфордском медицинском центре. Эллисон заметил, что многие случаи множественной личности являются результатами одержимости духами, как безобидными, так и демоническими. В своей довольно спорной книге 1980 года "Сознание из множества кусков" Эллисон рассказывает о некоторых из подобных пациентов и о необъяснимых паранормальных происшествиях, которые вокруг них происходят. Также он заметил, что, по крайней мере, одна из личностей у каждого такого пациента - иногда первичная, но, как правило, одна из вторичных - обладает удивительными психическими способностями.

Влияние спиритизма

О вечной жизни духов - и о возможности связаться с ними при помощи медиумов, доказав, таким образом, реальное существование этих духов, - учит спиритизм, движение, зародившееся в середине XIX века и ставшее своего рода религией. И хотя многие люди говорили о том, что общаются с мертвыми, лишь знаменитые постукивания сестер Фоке из Хидесвилла, штат Нью-Йорк, доказали существование духов для многих неверующих и дали толчок организации различных спиритических собраний и сеансов. Временная одержимость медиумов предполагаемыми духами мертвых, однако, отличается от одержимости демонами и духами, которая приводит к полному контролю этих существ над личностью и жизнью человека. (см. Медиумизм)

Европейское ответвление спиритизма (см. Спиритизм), основанное Аланом Кардеком. считает, что причиной некоторых заболеваний являются духи и что эти заболевания можно излечить психическими методами посредством контакта с духами-покровителями. Кардек говорил, что у людей, страдающих эпилепсией, шизофренией и множественной личностью, видны все признаки того, что ими овладели духи, неважно, духи ли это других умерших людей или остаточные духи прошлых жизней самих больных. Согласно теории Кардека, каждая человеческая личность обладает тем, что он называл "субсистемами" прошлых жизней, которые человек наследует в каждом своем новом воплощении. Иногда эти подсистемы доминируют и в настоящей жизни, блокируя реальность и контролируя тело в течение продолжительных периодов времени. Успешное излечение здесь зависит не только от правильной диагностики и терапии, но и от установления контакта с духами, чтобы понять характер их присутствия и затем изгнать их из жертвы. Теория Кардека была очень популярна во Франции, однако в остальной Европе распространения не получила. Только в Западном полушарии, особенно в Бразилии, у нее были группы приверженцев.

Сходные взгляды на одержимость духами выдвигали и другие практикующие врачи, такие как Карл Викланд и его жена Анна, а также Тит Балл. Все они считали, что большинство заболеваний вызвано духами, которые, хотя сами по себе не опасны, расстраивают организм; все эти болезни требуют грамотного экзорцизма.

Одержимость духами в разных частях мира

Во многих незападных культурах связь с духами и божествами рассматривается как основа религиозного служения. Одержимость, насланная богом, демонстрирует, что одержимый достоин внимания и заботы со стороны этого бога. Даже небольшие трудности и препятствия требуют непосредственного активного вмешательства Бога в дела людей.

Несмотря на то, что последователи ислама почитают одного бога, Аллаха, они полагают, что творцами злых дел являются джинны или духи-зары. Зары, которых также называют сарами, овладевая своими жертвами, как правило, женщинами, вызывают у них слабость, расстройство супружеских отношений, буйство. Зары оставляют человека, только если их задобрить дарами - одеждой, пищей, напитками, драгоценностями и т.п. - которые дарят их жертве, а также, если пострадавшую женщину излечивают мужчины из ее же семьи.

В Индии одержимость духами пронизывает все грани повседневной жизни. И здесь одержимыми по большей части являются женщины, которые приписывают проникновению в них злых духов большую часть своих личных проблем: менструации, бесплодие, смерть детей, выкидыши, оскорбление со стороны мужа или отца, неверность мужа. Шаманистская техника экзорцизма, используемая здесь, включает воскурение коровьего навоза, разминание пальцами кристаллической соли, возжигание выделений свиньи, нанесение ударов жертве или дерганье ее за волосы. А также использование в качестве жертвенных даров богам медных монет, чтение молитв или мантр, жертвоприношения сладостей и других даров богам. Последователи традиционных африканских религий придерживаются схожих взглядов на злые дела своих богов. Нечто похожее можно встретить и у сингалезских буддистов на Шри-Ланке. Сингалезские целители-экзорцисты верят, что каждую отдельную болезнь вызывает особый демон, хотя условия для этих болезней создает непорядок в доме или на работе.

Большинство одержимых женщин принадлежат к низшим классам. Они или скромные работницы, или служанки. Одержимость приводит к тому, что они начинают расти по служебной лестнице. Но в результате активного задабривания богов со стороны жертв и обещания лучшего поведения со стороны членов семьи или работодателей наступает конец такой одержимости.

В Карибском бассейне, Латинской Америке и в других местах, где африканцев использовали в качестве рабов, они почитают религии своих предков. Ныне эти религии трансформировались в религии вуду, сантерия, кандомбль и умбанда. Последователи этих верований практикуют одержимость наиболее верных, которую насылают на них боги, чтобы добиться истинного единства с богами и получить от них защиту. Верующие под пение гимнов и неистовый бой барабанов, которыми сопровождаются их церемонии, дают возможность богу "оседлать" себя, становясь его "лошадьми" и привлекая его вещами, которые он любит: это определенная пища, цветы, благовония, заклинания. Бывает, что иногда даже богохульствуют и курят большие пахучие сигары. Став одержимыми, приверженцы этих религий могут выдерживать большой холод или жару, танцевать в течение многих часов без всякой усталости, не испытывать боли от порезов и ударов. Могут даже откусывать головы живым петухам, используемым для жертвоприношения. Часто одержимые делают пророчества и произносят приговоры о местных делах. К словам духов не всегда относятся серьезно, но все сомнения относительно всемогущества богов сдерживаются здесь с помощью страха и благоговения. Верующий в состоянии одержимости считается божеством, со всем вытекающим отсюда к себе отношением. Однако, когда одержимость проходит, на этого человека перестают обращать внимание.