Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Чан кайши интересные факты из жизни. Чан Кайши: закон – это свобода

Советская пресса, когда ей дали соответствующий сигнал, словно сорвалась с цепи и стала костерить этого деятеля, на чем свет стоит. Еще бы – «товарищ Мао» стал первым другом, а Чан Кайши – отступник, ренегат. Если бы всё было так просто в реальности, а не только на бумаге и на словах…

Биография и деятельность Чан Кайши (1887-1975)

Потомками будущего генераллисимуса восхищался, согласно преданиям, сам мудрец . Чан Кайши не происходил из бедных слоев: отец держал соляную лавку и мог позволить себе дать сыну образование. Не удивительно, что после смерти отца семья стала испытывать серьезные финансовые затруднения и жизнь всей семьи круто изменилась.

Будучи подростком, Чан Кайши избрал для себя карьеру военного и остался верен ей всю последующую долгую жизнь. Женился он рано, по настоянию матери, но именно поэтому брак и не оказался долгим – за ним последуют еще три. В 1910 году родился его единственный (по крайней мере, официально признанный) сын, судьба которого будет напоминать настоящий детективный роман.

В течение первых двух десятилетий ХХ века Чан Кайши активно участвует во внутренней борьбе между различными китайскими группировками. Тогда же он сближается с Сунь Ятсеном – лидером тогдашних китайских коммунистов, и становится, по сути, его правой рукой. К середине 20-х гг. остро назрела проблема создания собственных вооруженных сил для партии Гоминьдан.

Чан Кайши был командирован в Москву для налаживания связей по этому вопросу. Частично поездка достигла поставленных целей. Впрочем, большевики тоже заняли выжидательную позицию по китайскому вопросу, дожидаясь, кто же возьмет верх в конечном итоге. Весной 1925 года неожиданно умирает Суть Ятсен и Чан Кайши становится наиболее значительной фигурой среди других китайских лидеров.

Однако, внутри Гоминьдана возник раскол, следствием которого стала резня 1927 года. В ней погибло около 4 т. коммунистов и сочувствующих им. Чан Кайши временно отошел от дел и укрылся в Японии. Спустя год он вновь стал верховным главнокомандующим, а затем и председателем правительства. В 1931 году Япония начала открытую агрессию против Китая.

Чан Кайши оказался весьма в трудном положении: ему приходилось бороться против внутренней оппозиции, внешней агрессии и при этом удерживать лидирующие позиции. Лавировать удалось недолго. К 1936 году был создан единый фронт борьбы против японских агрессоров. Когда, по окончании Второй мировой войны к власти в Китае всерьез и надолго пришел «великий кормчий» Мао Цзэдун, к тому же активно поддерживаемый Москвой, Чан Кайши не оставалось иного выхода, кроме как бегства на соседний Тайвань, под американскую юрисдикцию.

Парадоксально, но по-своему и закономерно то, что Тайвань вплоть до 70-х гг. ХХ века занимал место Китайской народной республики в ООН. На Тайване прошли последние 26 лет жизни Чан Кайши. Он принял христианство ради брака с последней супругой, был президентом и верховным главнокомандующим вооруженными силами Тайваня. Продолжал считать себя продолжателем дела Сунь Ятсена.

После смерти, в 1975 году, тело Чан Кайши было захоронено в мавзолее, сохраняющемся и по сей день. Сын генералиссимуса – Цзян Цзинго – наследовал власть над островом.

  • Именно судьба Цзян Цзинго – наиболее интересная страница биографии Чан Кайши. В Советском Союзе, куда набирающий популярность китайский лидер отправил учиться своего сына, того знали под именем Кольки Елизарова (фамилию дала сестра самого Ленина, Мария Ильинична). Там он работал на заводе, там нашел себе жену, затем был вынужден публично отречься от родного отца в эпоху «культа личности» и каким-то неведомым образом умудрился вернуться на историческую родину, где снискал прощение отца и был официально объявлен наследником «престола».
  • Цзян Цзинго унаследовал власть в 1975 году и правил на Тайване до 1988 года.

Чан Кайши родился 31 октября 1887 г. в местечке Фынхуа, расположенном в китайской провинции Чжэцзян, в семье торговца. Будущий диктатор получил образование в военных академиях в Баодине и Токио. В 1920-х гг. вошел в состав Национальной партии (Гоминьдана), созданной в 1912 г. Сунь Ятсеном. В 1924 г. Чан Кайши прошел стажировку в России и ознакомился с принципами организации Красной Армии. В 1925 г. после смерти Сушь Ятсена встал во главе Гоминьдана и, опираясь на армию, начал борьбу с Коммунистической партией Китая. Эта борьба вылилась в длительную гражданскую войну, которая продолжалась до 1935 г.

В 1925—1927 гг. И. В. Сталин поддерживал Чан Кайши, полагая, что Коммунистическая партия Китая должна признать главенство Гоминьдана. По инициативе Сталина Чан Кайши стал почетным членом Исполнительного комитета Коммунистического Интернационала - организации, объединявшей компартии разных стран. Есть мнение, что Поддержка Сталина способствовала ослаблению Коммунистической партии Китая, что позволило Чан Кайши жестоко подавить выступления шанхайских рабочих в 1927 г. и тем самым еще больше подорвать влияние китайских коммунистов.

Чан Кайши возглавлял Северный поход, целью которого было объединение Китая. Эта цель была успешно достигнута в 1928 г. Чан Кайши занял пост председателя Госсовета Китайской Республики и получил чин генералиссимуса.

Оккупация Японией северных районов Китая и ее дальнейшая экспансия в 1937 г. вынудили Гоминьдан и Коммунистическую партию Китая заключить соглашение о совместной борьбе с агрессором. Тем не менее значительные военные силы гоминьдановской армии находились на границе района, бывшего в руках коммунистов. В целом Китайско-японская война 1937—1945 гг. способствовала укреплению позиций Чан Кайши внутри Гоминьдана.

После Второй мировой войны, когда исчезла у угроза со стороны Японии, была предпринята попытка переговоров между коммунистами и гоминьдановцами о создании коалиционного правительству. Однако она не была успешной, и в Китае вспыхнула новая гражданская война.

В 1948 г. Чан Кайши стал президентом Китайской Республики, но на этом посту он продержался недолго; в 1949 г. был свергнут коммунистическими войсками под руководством Мао Цзэдуна и вместе со своими сторонниками бежал на Тайвань, где в 1950 г. вновь заявил о своих президентских полномочиях. В течение 26 лет Чан Кайши при поддержке США и ряда других государств возглавлял правительство Тайваня, при этом считаясь президентом и верховным главнокомандующим вооруженных сил Китайской Республики. Президент Трумэн предоставил военные корабли для защиты Тайваня и предупреждения военных конфликтов между ним и материковым Китаем. Следует отметить, что», несмотря на это, Китай дважды предпринимал попытку нападения на острова Кинмэн, принадлежащие Тайваню.

До начала 70-х гг. США рассматривали Чан Кайши как законного президента континентального Китая, и до октября 1971 г. его правительство представляло Китайскую Республику в Совете Безопасности ООН. В 1971 г. в состав Совета был введен представитель КНР. Чан Кайши правил на Тайване, до конца своих дней считая себя законным президентом Китая и не оставляя надежды когда-нибудь туда вернуться. Гоминьдан оставался единственной партией на Тайване до марта 2000 г. Чан Кайши скончался 5 апреля 1975 г. в Тайбэе. Правительство Тайваня возглавил сын диктатора, Чан Чинкуо (Цзян Цзинго). Правление Чан Кайши и его сына, которое в общей сложности составило около 40 лет, историки прозвали «диктаторским правлением династии Чан».

На Западе Чан Кайши считают таким же значительным государственным деятелем, как Сталин, Черчилль и Рузвельт. В создании международного имиджа Чан Кайши не последняя роль принадлежала его второй супруге Сунь Мэйлин, младшей сестре супруги Сунь Ятсена. Сунь Мэйлин, которая скончалась в октябре 2006 г. в возрасте 107 лет, родилась в семье успешного издателя и получила образование в США. Большое внимание Сунь Мэйлин уделяла повышению уровня образованности женщин Китая, для чего по ее инициативе была создана Китайская национальная женская лига. Также Сунь Мэйлин занималась дипломатической деятельностью. После смерти мужа жила в Нью-Йорке.

На Тайване вскоре после смерти Чан Кайши был выстроен огромный мемориал, посвященный его памяти. Это сооружение возведено в соответствии с китайскими традициями: крыша здания имеет ту же форму, что и пагоды, а все ворота, ведущие в огромный зал, где высится 16-метровая статуя Чан Кайши, отлитая из бронзы, носят пышные названия. Главные ворота мемориала именуются «Воротами великого централизма и совершенной справедливости», другие ворота названы «Воротами великой лояльности» и «Воротами великого пиетета». На стене позади бронзовой статуи Чан Кайши высечены три слова, которые называют основополагающие направления, провозглашенные диктатором как приоритеты своей политики: «Этика. Демократия. Наука». Надписи на боковых стенах зала также имеют ярко выраженное гуманистическое направление: «Цель жизни - улучшение всеобщих жизненных условий для человечества, смысл жизни - сотворение новой жизни, с помощью которой сохраняется Вселенная». В целом мемориал производит сильное впечатление, в том числе и благодаря большим размерам: площадь зала, в котором находится статуя Чан Кайши, составляет 250 тысяч квадратных метров.

Мемориал работает ежедневно. В зале постоянно находится почетный караул, который сменяется через каждый час. Следует отметить, что в здании мемориала располагаются выставочные залы и художественные галереи, библиотека, кинозал, аудиовидеоцентр и оригинальная экспозиция, воспроизводящая убранство личного кабинета Чан Кайши. За письменным столом «сидит» восковая фигура Чан Кайши (его изображение также можно увидеть и на купюре в 1000 тайваньских долларов). Вход на территорию мемориала и во все залы бесплатный. Вокруг здания разбит парк, в котором всегда много народа. Недавно мемориал был переименован - теперь он называется «Национальный мемориал демократии».

На Тайване долгое время сохранялись так называемые военные деревни, выстроенные солдатами Чан Кайши. Эти поселения изначально возводились как временное жилье, потому что солдаты, как и сам диктатор, надеялись на победу над коммунистами и скорое возвращение в Китай.

Чан Кайши разрешил своим сторонникам строить дома в любом месте на острове, где они пожелают. Спустя десятилетия многие бывшие военные деревни оказались в центре Тайбэя; в связи с ростом городского строительства часть поселений была снесена, а жителям предоставили другое жилье. Многие старожилы крайне неохотно покидали насиженные места, ведь для них военные деревни с их характерным укладом являлись воспоминанием о юности. Не только жители, но и общественные движения выступали за то, чтобы территории некоторых военных деревень (в первую очередь территорию 44-й Южной деревни) объявили музеем.

Бывшие солдаты Чан Кайши уверены, что военные деревни, в которых сохранились бомбоубежища и другие подобные сооружения, могли бы сыграть положительную роль в патриотическом воспитании молодежи. Нынешнее правительство Тайваня старается хотя бы часть территорий бывших военных деревень использовать в культурных, а не только в сугубо коммерческих целях. Несколько лет назад в Тайбэе на территории бывшей военной деревни был создан парк Да-Ань (Парк спокойствия и уверенности), который располагается на вершине холма. В парке высится статуя Богини Милосердия, а в холме сооружен гараж.

Длительное правление Чан Кайши и его сына сыграло для Тайваня определенную положительную роль. В этот период были заложены основы последующего бурного экономического развития острова. Политические изменения также происходили, хотя и довольно медленно. В 1970-х гг. Тайвань был исключен из ООН, что привело к международной изоляции. В состав ООН вошла КНР. В 1978 г. США, длительное время поддерживавшие режим Чан Кайши, начали устанавливать дипломатические отношения с КНР. В этот же период на Тайване усилилось значение оппозиции, которая указывала на необходимость прямых выборов, свободы печати и соблюдения прав человека. На фоне резкого охлаждения международных отношений Чан Чинкуо (Цзян Цзинго), сын Чан Кайши, дал согласие на проведение выборов, что лишь усилило выступления оппозиции.

Однако этот всплеск общественной жизни был коротким. Несмотря на то что еще Чан Кайши провозгласил демократию одним из основополагающих приоритетов государственного развития, его режим, традиции которого продолжил Чан Чинкуо, являлся диктатурой. Поэтому выступления оппозиции были быстро подавлены, а ее руководители арестованы. Серьезная оппозиция правящей партии (Гоминьдану) на Тайване возникла снова лишь в 1980-х гг. Международные процессы и внутреннее развитие тайваньского общества привели к существенной демократизации, хотя Гоминьдан до сих пор играет значительную роль в общественной жизни. В настоящее время Тайвань является одним из центров высокотехнологичных производств Азии.

Следует отметить, что в идеологическом смысле Чан Кайши являлся продолжателем дела Сунь Ятсена, который выдвинул три основополагающих принципа (три народных принципа): национализм, народовластие и народное благосостояние. Многие видные деятели Гоминьдана посвятили свои труды учению Сунь Ятсена. Что касается Чан Кайши, то он написал несколько десятков томов, в которых подробно рассматривал и анализировал идеи своего предшественника.

Так, целью реализации трех принципов является суверенитет и независимость китайской нации. Политический строй Китая, по мнению Чан Кайши, должен основываться на демократическом принципе разделения властей: однако вместо традиционных западных трех ветвей власти их предполагалось пять. Эту концепцию предложил еще Сунь Ятсен, который, кроме законодательной, исполнительной и судебной властей, считал необходимым выделить контрольную власть и так называемую селективную, которая ведала бы государственными экзаменами на замещение государственных должностей.

Первоочередными мерами экономического характера, необходимыми для реализации трех народных принципов, Чан Кайши считал справедливое перераспределение земельной собственности и равные права на владение землей, развитие производства и рыночной инфраструктуры, а также предупреждение резкого разрыва в доходах населения.

Вслед за главным идеологом Гоминьдана Сунь Ятсеном Чан Кайши подчеркивал неразрывную связь трех народных принципов с конфуцианской философией и традициями Китая.

Принцип национализма, который был главенствующим в идеологии Гоминьдана, базировался на понятии «национального духа», трактуемого Чан Кайши как национальное самосознание китайцев, чувство гордости за свою нацию, готовность бороться с внешней агрессией и отказ от агрессии, направленной против других государств и наций. Таким образом, принцип национализма ни в коем случае не означал превосходства какой-либо одной нации, а напротив, основывался на равенстве представителей любых национальностей и партнерских отношениях между государствами. Для осуществления принципа национализма Чан Кайши считал очень важным воспитание патриотизма и уважения к традициям, многие из которых имели корни в конфуцианской философии.

Трактуя принцип народовластия, Чан Кайши затрагивал очень широкий круг вопросов - от понятия демократии до конкретных прав и обязанностей граждан государства. Здесь Чан Кайши также следовал идеям Сунь Ятсена. Народовластие - это возможности граждан не только предлагать представителям законодательной власти законопроекты и предложения по улучшению законов, но также право высказаться против уже принятых законов и право отзыва чиновников, не соблюдающих законы. Лишь комплекс этих прав Чан Кайши считал осуществлением принципа народовластия.

Большое значение в реализации принципа народовластия Чан Кайши видел в развитии местного самоуправления. Что же касается демократии, то она, по мнению Чан Кайши, выступает необходимым условием политической модернизации общества.

Нужно отметить, что в последние годы жизни Чан Кайши проводил на Тайване политику, направленную на возрождение китайской культуры и традиционной системы ценностей, которые, по его убеждению, базируются на демократии духа.

Основными признаками демократии Чан Кайши называл свободу и равенство, однако указывал, что демократия должна быть регулируемой. Он писал: «Следует избегать односторонности в применении демократии и ошибок в использовании свободы, необходимо пропагандировать и осуществлять организованную демократию и связанную с дисциплиной свободу». Так как демократия существует не для одного человека, а для всех членов общества, каждый гражданин обязан соблюдать законы и уважать законные интересы других граждан, как свои собственные.

Чан Кайши указывал на то, что демократия зачастую используется как лозунг в политических целях, которые далеко не всегда являются законными и направленными на благо общества: «Всем гражданам государства принадлежат права демократии и свободы, но на эти права не могут ссылаться небольшие группы людей для нарушения законов и совершения зла, они не могут оправдывать ими свои преступления, тем более эти права не могут служить оправданием для клеветы на репутацию правительства, подрыва интересов государства, с тем чтобы произносить незаконные речи и совершать незаконные поступки. Так называемая демократия и так называемая свобода этих людей есть демократия и свобода банды разбойников». Это обличение в первую очередь направлено против коммунистов, о которых Чан Кайши писал, что их демократия, по сути, всегда является диктатурой, так как «их демократия носит классовый характер». Он подчеркивал, что Гоминьдан добивается демократических свобод для представителей всех социальных слоев, а не для представителей какой-либо отдельной группы населения Китая или нескольких групп.

В своих трудах Чан Кайши подробно останавливался и на понятии свободы, указывая на приоритет свободы общества и государства по отношению к свободе отдельной личности. Он подчеркивал, что свобода всегда связана с ограничениями, причем допускается ограничение свободы граждан в интересах государства. Что же касается государственных служащих, чиновников, то они, являясь слугами народа, естественным образом оказываются пленниками более жестких ограничений, чем остальные граждане. Свобода ни в коем случае не является отдельным понятием, она выступает как часть сложного комплекса взаимоотношений, где права и обязанности тесно взаимосвязаны: «Права и долг, власть и ответственность практически являются двумя сторонами одного и того же, они находятся между собой в равных отношениях. Находясь в демократическом обществе, индивид пользуется правами, и одновременно с этим на него возлагается долг перед обществом, индивид получает власть, и одновременно с этим на него возлагается обязанность. Сколько у него прав, столько же у него долга перед обществом, сколько у него власти, столько же у него обязанностей».

Свобода в демократическом обществе, утверждал Чан Кайши, основана на соблюдении законов. Необходимо четко понимать, указывал он, что свобода не означает вседозволенность и нарушение прав других членов общества. Свобода неразрывно связана с управлением на основе закона. Если же свобода не ограничена рамками закона, возникают условия для притеснения одних людей другими. «Только в том случае, когда человек соблюдает рамки, установленные законом, можно достичь того, что все люди будут обладать свободой», - писал Чан Кайши. Соблюдение законов является обязательным условием успешного развития демократии, поэтому особенно важно прививать гражданам уважение к законам.

Что касается равенства, то его Чан Кайши трактовал как равенство граждан перед законом независимо от общественного положения. Равенство перед законом распространяется не только на отдельных граждан, но также на правительственные структуры.

Столь пристальное внимание Чан Кайши к< проблемам свободы и закона, их тесной взаимосвязи, которую лидер Гоминьдана постоянно подчеркивал в своих работах, связано с особенностями общественной жизни Тайваня в 50-60-х пт. XX в. В этот период началось усиление оппозиции правящему режиму, причем оппозиционеры также использовали в своей идеологии лозунги «демократия» и «свобода».

Чан Кайши постоянно указывал на преемственность учения «отца нации» Сунь Ятсена, взаимосвязь идеологии Гоминьдана и традиционной китайской философии. Чан Кайши утверждал, что структура государственного устройства Китая, предложенная Сунь Ятсеном, базируется на представлении об идеальном обществе «датун». Именно в таком обществе возможна реализация принципа народного благосостояния; экономические отношения основываются на взаимовыгодном сотрудничестве, а целью экономических мероприятий является служение обществу и повышение уровня жизни населения.

Интересно отметить, что китайские политические лидеры независимо от партийной принадлежности нередко используют сходные лозунги и программы, основанные на традиционных представлениях китайцев. Так, в середине 1‘980-х гг. Дэн Сяопин, лидер Компартии Китая, провозгласил щелью государства создание общества среднего достатка - «сяокан», которое является аналогом общества «датун».

Чан Кайши в своих трудах подчеркивал особое значение нравственных принципов, которые он интерпретировал в традиционном конфуцианском духе, понятном и близком китайцам. Основополагающим принципом является «сыновняя почтительность», которая понимается как уважение к родителям и памяти предков, а также как основывающаяся на! нем преданность государству. Не менее значим принцип «гуманности и любви», который предполагает самопожертвование во имя всеобщего блага: «Революция осуществляется во имя людей, а не во имя себя, любить людей, а не вредить им - это и означает всеобщую любовь и осуществление гуманности». Чан Кайши указывал, что именно потому деятельность Сунь Ятсена оказала столь важное влияние на судьбы Китая, что «отец нации» неукоснительно следовал этому принципу.

Обобщая все сказанное о нравственных принципах, Чан Кайши отмечал, что они неразрывно связаны с четырьмя конфуцианскими добродетелями: «вежливостью», «чувством долга», «умеренностью» и «стыдливостью». «Вежливость» означает соблюдение общепринятых норм поведения, правил взаимодействия вышестоящих и нижестоящих в любой иерархической системе (семье, фирме, государственном органе). «Чувство долга» - это выполнение необходимых действий, соответствующих требованию конкретного момента. «Умеренность» означает способность различать то, что имеет подлинную ценность, и малозначительные явления, а «стыдливость» - это нравственная оценка собственных поступков.

Поскольку все постулаты Чан Кайши являются традиционными для Китая, его выступления оказывали мощное воздействие на слушателей, они затрагивали не столько рациональные, сколько эмоциональные начала человеческой личности. Пропаганда Чан Кайши была понятна китайцам, так как базировалась на многовековых традициях.


(настоящее имя Чан Чунчэн) (1887-1975), китайский государственный деятель, генералиссимус. Родился близ города Нинбо, в приморской провинции Чжэцзян 31 октября 1887. Его отец был управляющим местного отделения государственной соляной монополии, а также виноторговцем. Он умер, когда Чану было девять лет. Мальчик был отдан в обучение к родственникам, державшим лавку, но, не выдержав грубого обращения, сбежал от них и поступил на службу в провинциальную армию. В возрасте 18 лет Чан Кайши сдал провинциальный экзамен и поступил в Баодинскую военную школу. Тогда же он женился на девушке по фамилии Мао, семья которой жила в близлежащем городке Фэнхуа. По традиции брак был заключен с помощью свахи. Незадолго до поступления в Баодинскую школу у Чан Кайши родился сын, Цзян Цзинго. После годичного обучения в Баодине Чан поступил в Государственную военную школу японской армии в Токио. Здесь он встретился с Сунь Ятсеном, готовившим в то время революцию против маньчжурской монархической династии в Китае. Чан с интересом воспринял идеи этого движения и в 1911, с началом первых революционных выступлений, вернулся в Китай. Приняв командование бригадой, воевал на стороне повстанцев в районе Шанхая. Недовольный тем, что Сунь Ятсен был выведен из состава первого республиканского правительства, Чан попытался организовать контрреволюционное движение, но потерпел неудачу и последовал за Сунь Ятсеном в Японию. В 1915 он вернулся в Шанхай и стал биржевым брокером, но, потерпев банкротство, перебрался в Кантон, где Сунь Ятсен к тому времени сформировал сепаратистское правительство. В 1923, после заключения политического альянса между Сунем и коммунистами и прибытия в Китай советских военных советников, Чан выехал в Москву для изучения советской военной доктрины и политической работы. В Китай он вернулся через год. После смерти Сунь Ятсена в 1925 Чан Кайши возглавил революционное движение на юге Китая и годом позже организовал военный поход на север. Вместе с тем уже тогда обозначились признаки его резкого несогласия с коммунистами. Конфликт разразился после того, как войска, осуществлявшие Северный поход, взяли город Ханькоу и учредили там правительство. Чан Кайши порвал с коммунистами и в марте 1927 объявил о создании своего правительства в Нанкине, которое вскоре было признано национальным правительством Китая. Разведясь со своей первой женой в октябре 1921, а шестью годами позже - со второй (Чэнь Цзецзю), Чан женился на Сун Мэйлин, младшей сестре жены Сунь Ятсена. Этот брак был заключен в Шанхае 1 декабря 1927. Тогда Чан не принял христианство, которое исповедовала его жена, однако 23 октября 1930 прошел обряд крещения по правилам южной методистской церкви. Несмотря на многочисленные мятежи региональных военных лидеров и отступничество критически настроенных политиков, Чан Кайши занимал главенствующую позицию в национальном правительстве и Гоминьдане с1927 по 1931. В дальнейшем, когда вспышка напряженности в Маньчжурии привела к повсеместному недовольству политикой правительства, Чан был вынужден уйти в отставку и проживать в Цикоу. Однако, поскольку в руководстве страны не нашлось лидера, который смог бы сплотить разнородные политические силы, Чан вновь занял пост председателя Национального военного совета. За время с 1932 по 1947 он смог подавить или сделать союзниками всех своих политических и военных противников. Исключение составляли коммунисты, которые сохранили автономную власть в районах, находившихся под их военным контролем. В декабре 1936 Чан Кайши был арестован в Сиани и заключен под стражу генералом Чжан Сюэляном, бывшим главнокомандующим маньчжурской армии. Он пытался склонить Чана к прекращению борьбы против коммунистов и объединению с последними для организации вооруженного отпора японцам. После продолжительных переговоров Чан был освобожден. Как заявил он сам, для своего освобождения он не пошел ни на какие уступки, однако вскоре Гоминьдан и компартия объявили о создании "объединенного фронта". Первое вооруженное столкновение с Японией произошло в июле 1937 на мосту Марко Поло недалеко от Пекина (тогда - Бэйпина). 2 августа 1943 в Чунцине, куда Чан Кайши перенес резиденцию своего правительства после японской оккупации Нанкина, умер президент национального правительства Китая Линь Сен. 13 сентября 1943 Чан Кайши был провозглашен президентом центрального исполнительного комитета Гоминьдана. В октябре состоялась церемония его инаугурации. В ноябре 1943 Чан принял участие в Каирской конференции, где он, президент США Ф.Д.Рузвельт и премьер-министр Великобритании У.Черчилль подписали Каирскую декларацию, сформулировавшую военную доктрину союзников на Дальнем Востоке. 17 мая 1945 Чан Кайши был избран цзун-цзаем (генеральным директором) Гоминьдана. Несмотря на все усилия американского генерала Д.Маршалла и ряда других лиц по выработке соглашения между Чан Кайши и китайскими коммунистами и созданию коалиционного правительства, весной 1946 переговоры были прерваны. Решив подавить коммунистическое движение силой, Чан Кайши перешел к полномасштабным военным действиям. Это, однако, не увенчалось успехом. Войска коммунистов неуклонно вытесняли армии Чана из всех стратегически важных районов. Тем не менее в апреле 1948, в соответствии с новой конституцией Китая, Чан Кайши был избран президентом. В июне он возглавил командование центрального фронта. По мере того, как положение гоминьдановских войск становилось все более отчаянным, Чан Кайши настаивал на увеличении американской помощи, но США отказались от прямого вмешательства в гражданскую войну в Китае. В мае 1949 коммунистические войска вошли в Ханькоу, и Чан был вынужден переехать на Тайвань. В августе он вернулся в Чунцин в надежде реорганизовать свою разбитую армию, но потерпел неудачу и эвакуировал остатки своих сил на Тайвань. С началом корейской войны (1950) американская помощь Тайваню значительно увеличилась, и Чан возобновил подготовку своей армии для вторжения на материк. Однако при этом он столкнулся с прогрессирующей дипломатической изоляцией. В 1971 отношения между США и КНР стали налаживаться. ООН проголосовала за признание делегации КНР легитимным представителем Китая и лишила этого права тайваньских националистов. Чан Кайши переизбирался на пост президента Тайваня в 1954, 1960, 1966 и 1972.
Умер Чан Кайши в Тайбэе 5 апреля 1975.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "ЧАН КАЙШИ" в других словарях:

    - (Цзян Цзеши) (1887 1975), глава (с 1927) гоминьдановского правительства в Китае, с 1935 главнокомандующий китайской армией, маршал. После его свержения в Китае с 1949 возглавлял правительство на Тайване. * * * ЧАН КАЙШИ ЧАН КАЙШИ (Цзян Цзеши)… … Энциклопедический словарь

    - (Цзян Цзеши) (1887 1975 гг.) глава гоминьдановской администрации на Тайване. В 20 е гг. выступал на стороне Сун Ятсена. В 1926 г. в качестве главнокомандующего национально революционной армией гуанчжоуского Национального правительства участвовал… … Исторический словарь

    - (Цзян Цзеши) (1887 1975) глава (с 1927) гоминьдановской администрации на о. Тайвань по 1949. Маршал … Большой Энциклопедический словарь

    - (Цзян Цзеши) (1887 1975) китайский военный и государственный деятель, глава (с 1927) гоминьдановской администрации, с 1949 на о. Тайвань. Генералиссумус. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

    Чан Кайши - (Chiang Kai shek or Jiang Jiehi) (1887 1975), кит. генерал и гос. деятель. В 1926 г. возглавил Гоминь дан, в 1926 28 гг. руководил Северным походом. После разрыва коммунистами союза с Гоминьданом Ч. безжалостно подавлял профсоюзы и ком. орг ции,… … Всемирная история

    Цзян Цзеши см. ниже … Википедия

    Чан Кайши - () () глава гоминьдановской администрации на Тайване. В 20 е гг. выступал на стороне Сун Ятсена. В 1926 г. в качестве главнокомандующего национально революционной армией гуанчжоуского Национального правительства участвовал в Северном походе. В… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Станция «Мемориал Чан Кайши» Линия Даньшуй Тайбэйский метрополитен … Википедия

    Станция «Мемориал Чан Кайши» Линия Даньшуй Тайбэйский метрополитен Дата открытия … Википедия

    Координаты: 25°02′03.48″ с. ш. 121°31′01.18″ в. д. / 25.034303° с. ш … Википедия

Книги

  • Великие женщины. Удивительные истории об удивительных женщинах: Мария-Антуанетта. Ал=дриенна, или Жизнь госпожи де Лафайет. Королева Пустыни. Мадам Чан Кайши (комплект из 4-х книг в упаковке) , Фрэзер А., Моруа А., Хауэлл Дж. И др.. Комплект пяти книг "Великие женщины" . Великие женщины. Л. Тайсон-Ли "Мадам Чан Кайши" . А. Фрэзер "Мария Антуанетта" . А. Моруа "Адриенна, или Жизнь госпожи де Лафайет" . Дж. Хауэлл…

- (настоящее имя Чан Чунчэн) (1887 1975), китайский государственный деятель, генералиссимус. Родился близ города Нинбо, в приморской провинции Чжэцзян 31 октября 1887. Его отец был управляющим местного отделения государственной соляной монополии, а … Энциклопедия Кольера

- (Цзян Цзеши) (1887 1975), глава (с 1927) гоминьдановского правительства в Китае, с 1935 главнокомандующий китайской армией, маршал. После его свержения в Китае с 1949 возглавлял правительство на Тайване. * * * ЧАН КАЙШИ ЧАН КАЙШИ (Цзян Цзеши)… … Энциклопедический словарь

- (Цзян Цзеши) (1887 1975 гг.) глава гоминьдановской администрации на Тайване. В 20 е гг. выступал на стороне Сун Ятсена. В 1926 г. в качестве главнокомандующего национально революционной армией гуанчжоуского Национального правительства участвовал… … Исторический словарь

- (Цзян Цзеши) (1887 1975) глава (с 1927) гоминьдановской администрации на о. Тайвань по 1949. Маршал … Большой Энциклопедический словарь

- (Цзян Цзеши) (1887 1975) китайский военный и государственный деятель, глава (с 1927) гоминьдановской администрации, с 1949 на о. Тайвань. Генералиссумус. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

Чан Кайши - (Chiang Kai shek or Jiang Jiehi) (1887 1975), кит. генерал и гос. деятель. В 1926 г. возглавил Гоминь дан, в 1926 28 гг. руководил Северным походом. После разрыва коммунистами союза с Гоминьданом Ч. безжалостно подавлял профсоюзы и ком. орг ции,… … Всемирная история

Чан Кайши - () () глава гоминьдановской администрации на Тайване. В 20 е гг. выступал на стороне Сун Ятсена. В 1926 г. в качестве главнокомандующего национально революционной армией гуанчжоуского Национального правительства участвовал в Северном походе. В… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Станция «Мемориал Чан Кайши» Линия Даньшуй Тайбэйский метрополитен … Википедия

Станция «Мемориал Чан Кайши» Линия Даньшуй Тайбэйский метрополитен Дата открытия … Википедия

Координаты: 25°02′03.48″ с. ш. 121°31′01.18″ в. д. / 25.034303° с. ш … Википедия

Книги

  • Великие женщины. Удивительные истории об удивительных женщинах: Мария-Антуанетта. Ал=дриенна, или Жизнь госпожи де Лафайет. Королева Пустыни. Мадам Чан Кайши (комплект из 4-х книг в упаковке) , Фрэзер А., Моруа А., Хауэлл Дж. И др.. Комплект пяти книг "Великие женщины" . Великие женщины. Л. Тайсон-Ли "Мадам Чан Кайши" . А. Фрэзер "Мария Антуанетта" . А. Моруа "Адриенна, или Жизнь госпожи де Лафайет" . Дж. Хауэлл…
  • Мадам Чан Кайши , Тайсон-Ли Л.. Биография одной из самых загадочных женщин XX века!.. Мадам Чан Кайши. Супруга человека, сыгравшего огромную роль в истории как Китая, так и Тайваня. Она была красива иумна. Она родилась в…

ЧАН КАЙ-ШИ́ , Цзян Цзе-ши (другое имя – Цзян Чжун-чжэн ) (p. 31.X.1887),– глава гоминьдановской клики, свергнутой в результате нар. революции в Китае в 1949 и бежавшей на о. Тайвань. Род. в г. Фынхуа пров. Чжэцзян в семье торговца. Окончил воен. академии в Баодине и Токио. Участвовал в "Синьхайской революции" 1911–13. В 20-е гг. под личиной "левого" гоминьдановца выступил на стороне "Сун Ят-сена" . В 1926 в качестве главнокомандующего Нац.-революц. армией гуанчжоуского Нац. пр-ва участвовал в "Северном походе" . 12 апр. 1927 совершил контрреволюц. переворот, обрушил террор на коммунистов и установил в стране реакц. диктаторскую власть. В 1930–34 при активной помощи со стороны империалистич. держав предпринял 5 карательных походов против сов. районов, находившихся под контролем главных сил Красной армии Китая. После нападения милитаристской Японии 7 июля 1937 на Китай был вынужден под давлением обществ. мнения пойти на создание единого антияпон. нац. фронта на основе блока гоминьдана и Коммунистич. партии Китая (КПК). Однако значит. воинские силы продолжал использовать для блокады Пограничного р-на Шэньси-Ганьсу-Нинся, контролируемого КПК. После капитуляции Японии (2 сент. 1945) отверг предложение КПК о создании коалиционного демократич. пр-ва и в июле 1946 развязал новую гражд. войну. Нар.-освободит. армия Китая в июле 1947 перешла в стратегич. контрнаступление и к кон. 1949 в основном освободила весь континентальный Китай. Ч. К.-ш. вместе с остатками своих войск бежал из материкового Китая.

В период господства в Китае в 1927–49 Ч. К.-ш. обладал безграничной властью, сосредоточив в своих руках посты президента республики, пред. исполнит. юаня, главнокомандующего вооруженными силами, и присвоив себе высшее воинское звание генералиссимуса. По своим политическим взглядам Ч. К.-ш. крайний реакционер.

Лит.: Чэнь Бо-да, Чан Кай-ши – враг китайского народа, пер. с кит., М., 1950.

В. И. Елизаров. Москва.

Еще в энциклопедиях

В интернет-магазине DirectMedia

Рудаков А.