Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Ближайший восток страны. Конфликты на Ближнем Востоке. Большой Ближний Восток

Не просто так ее еще при жизни назвали Великой. За время продолжительного правления Екатерины II изменениям подверглись практически все сферы деятельности и жизни в государстве. Попытаемся рассмотреть, кем на самом деле была и сколько правила Екатерина II в Российской империи.

Екатерина Великая: годы жизни и результаты правления

Настоящее имя Екатерины Великой–Софья Фредерика Августа Ангальт – Цербская. Родилась 21 апреля 1729 года в г. Штецин. Отец Софьи – герцог Цербтский, дослужился до звания фельдмаршала прусской службы, претендовал на курляндское герцогство, был губернатором Штецина, состояния, в нищей в то время Пруссии, не нажил. Мать – из не богатых родственников датских королей династии Ольденбургов, двоюродная тетка будущему мужу Софьи Фредерики.

О периоде жизни будущей императрицы с родителями известно не много. Софья получила хорошее, по тем временам, домашнее образование, в которое входили следующие предметы:

  • немецкий язык;
  • французский язык;
  • русский язык (подтверждается не всеми исследователями);
  • танцы и музыка;
  • этикет;
  • рукоделие;
  • основы истории и географии;
  • богословие (протестантизм).

Воспитанием девочки родители не занимались, лишь время от времени выказывая родительскую строгость внушениями и наказаниями. Софья росла бойким и любознательным ребенком, запросто общалась со сверстниками на улицах Штецина, по мере сил приучалась к ведению домашнего хозяйства и участвовала в домашних работах – отец на свое жалованье не мог содержать весь необходимый штат прислуги.

В 1744 году Софью Фредерику вместе с матерью, в качестве сопровождающей, приглашают в Россию на смотрины, а затем выдают замуж (21 августа 1745 г.) за троюродного брата, наследника престола, голштинца по происхождению, великого князя Петра Федоровича. Почти за год до венчания Софья Фредерика принимает православное крещение и становится Екатериной Алексеевной (в честь матери правящей императрицы Елизаветы Петровны).

По утвердившейся версии, Софья - Екатерина так прониклась своими надеждами на великое будущее в России, что сразу же по прибытии в империю бросилась неистово изучать русскую историю, язык, традиции, православие, французскую и немецкую философию и др.

Отношения с супругом не сложились. Какова была истинная причина - неизвестно. Может быть, причиной была сама Екатерина, которая до 1754 года перенесла две неудачные беременности, не имея супружеских отношений, как утверждает общепринятая версия. Причиной мог быть Петр, который, как считается, увлекался довольно экзотическими (имеющими какие-то внешние недостатки) женщинами.

Как бы там ни было в молодой великокняжеской семье правящая императрица Елизавета требовала наследника. 20 сентября 1754 года ее желание исполнилось – родился сын Павел. Существует версия, что его отцом стал С. Салтыков. Некоторые считают, что Салтыкова в постель Екатерины «подложила» сама Елизавета. Однако никто не оспаривает то, что внешне Павел - вылитый Петр, а последующее правление и характер Павла служат лишним доказательством происхождения последнего.

Елизавета сразу после рождения забирает внука у родителей и занимается его воспитанием сама. Матери лишь иногда разрешается с ним видеться. Петр и Екатерина еще сильнее отдаляются – смысл совместного времяпрепровождения истощился. Петр продолжает играть в «Пруссию - Голштинию», а Екатерина развивает связи с русской, английской, польской аристократиями. Оба периодически меняют любовников без тени ревности друг к другу.

Рождение в 1758 году у Екатерины дочери Анны (считается, что от Станислава Понятовского) и вскрытие ее переписки с английским послом и опальным фельдмаршалом Апраксиным ставит великую княгиню на грань пострижения в монастырь, что ее совсем не устраивало.

В декабре 1762 года после долгой болезни умирает императрица Елизавета. Петр занимает престол и удаляет жену в дальнее крыло Зимнего дворца, где Екатерина рожает очередного ребенка, на этот раз от Григория Орлова. Ребенок впоследствии станет графом Алексеем Бобринским.

Петр III за несколько месяцев своего правления успевает расположить против себя военных, дворян и духовенство своими пропрусскими и антирусскими действиями и желаниями. Этими же кругами Екатерина воспринимается как альтернатива императору и надежда на изменения к лучшему.

28 июня 1762 года при поддержке гвардейских полков Екатерина совершает переворот и становится самодержавной правительницей. Петр III отрекается от престола, а затем погибает при странных обстоятельствах. По одной из версий, он заколот вилкой Алексеем Орловым, по другой – сбежал и стал Емельяном Пугачевым и т.д.

  • секуляризация церковных земель – спасла империю от финансового краха в начале правления;
  • в два раза увеличилось количество промышленных предприятий;
  • доходы казны увеличились в 4 раза, но, несмотря на это, после смерти Екатерины выявлен дефицит бюджета в 205 млн руб.;
  • армия увеличилась в два раза;
  • в результате 6 войн и «мирным» путем к империи присоединены юг Украины, Крым, Кубань, Керчь, частично земли Белой Руси, Польши, Литвы, западная часть Волыни. Общая площадь приобретений - 520 000 кв. км.;
  • подавлено восстание в Польше под руководством Т. Костюшко. Руководил подавлением А.В. Суворов, который в результате стал генерал-фельдмаршалом. Было ли это просто восстанием, если за его подавление получают такие награды?
  • восстание (или полномасштабная война) под предводительством Е. Пугачева в 1773 - 1775 гг. В пользу того, что это была война говорит то, что к подавлению опять был привлечен лучший полководец того времени А.В. Суворов;
  • после подавления восстания Е. Пугачева началось освоение Урала и Сибири Российской империей;
  • построено более 120 новых городов;
  • проведено территориальное деление империи на губернии по количеству населения (300 000 чел. - губерния);
  • для разбирательства гражданских и уголовных дел населения введены выборные суды;
  • организовано дворянское самоуправление в городах;
  • введен свод дворянских привилегий;
  • произошло окончательное закрепощение крестьян;
  • введена система среднего образования, открывались школы в провинциальных городах;
  • открыт Московский Воспитательный дом и Смольный институт благородных девиц;
  • в денежный оборот введены бумажные деньги и создан Ассигнационный с филинами в крупных городах;
  • начало проводиться вакцинирование населения.

В каком году умерла Екатерина II и ее наследники

Задолго до смерти Екатерина II стала задумываться о том, кто придёт к власти после нее и сможет продолжить дело укрепления российского государства.

Сын Павел как наследник престола Екатерину не устраивал, как человек неуравновешенный и слишком похожий на бывшего мужа Петра III. Поэтому все свое внимание в деле воспитания наследника уделяла внуку Александру Павловичу. Александр получил отличное образование и женился по желанию бабушки. Женитьба подтверждала, что Александр – совершеннолетний.

Несмотря на желание императрицы, которая умерла от кровоизлияния в мозг в середине ноября 1796 года, настояв на своем праве наследовать престол, к власти приходит Павел I.

Как исколько правила Екатерина II оценивать должны потомки, но для истинной оценки необходимо прочтение архивов, а не повторение написанного сто – сто пятьдесят лет назад. Только в этом случае возможна верная оценка правления этого незаурядного человека. Чисто хронологически правление Екатерины Великой длилось 34 насыщенных событиями года. Доподлинно известно и подтверждается многочисленными восстаниями, что далеко не всем жителям империи нравилось то, что делалось в годы ее просвещенного правления.

Иностранка по происхождению, она искренне любила Россию и заботилась о благе своих подданных. Заняв престол посредством дворцового переворота, супруга Петра III попыталась воплотить в жизнь русского общества лучшие идеи европейского Просвещения. В тоже время Екатерина выступила против начавшейся Великой Французской революции (1789-1799 гг.), возмутившись казнью французского короля Людовика XVI Бурбона (21 января 1793 г.) и предрешив участие России в антифранцузской коалиции европейских государств в начале XIX в.

Екатерина II Алексеевна (урожденная София Августа Фредерика, принцесса Ангальт-Цербстская) родилась 2 мая 1729 г. в немецком городе Штеттин (совр. территория Польши), а скончалась 17 ноября 1796 г. в Санкт-Петербурге.

Дочь находившегося на прусской службе принца Христиана-Августа Ангальт-Цербстского и принцессы Иоганны-Елизаветы (урожденной принцессы Голштейн-Готторпской) была в родстве с королевскими домами Швеции, Пруссии и Англии. Получила домашнее образование, в курс которого кроме танцев и иностранных языков входили также основы истории, географии и богословия.

В 1744 г. она вместе с матерью была приглашена в Россию императрицей Елизаветой Петровной , и крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны. Вскоре было объявлено о ее помолвке с великим князем Петром Федоровичем (будущим императором Петром III), а в 1745 г. они венчались.

Екатерина понимала, что двор любит Елизавету, не принимает многих странностей наследника престола, и, возможно, после смерти Елизаветы именно ей при поддержке двора предстоит взойти на русский престол. Екатерина изучала труды деятелей французского Просвещения, а также юриспруденцию, что оказало существенное влияние на ее мировоззрение. Кроме того, она прилагала как можно больше усилий, чтобы изучить, а, возможно, и понять историю и традиции Российского государства. Из-за своего стремления познать все русское Екатерина завоевала любовь не только двора, но и всего Петербурга.

После смерти Елизаветы Петровны, отношения Екатерины с мужем, никогда не отличавшиеся теплотой и пониманием, продолжали ухудшаться, принимая явно враждебные формы. Опасаясь ареста, Екатерина при поддержке братьев Орловых, Н.И. Панина, К.Г. Разумовского, Е.Р. Дашковой в ночь на 28 июня 1762 г., когда император находился в Ораниенбауме, совершила дворцовый переворот. Петр III был сослан в Ропшу, где вскоре при загадочных обстоятельствах погиб.

Начав свое правление, Екатерина попыталась воплотить в жизнь идеи Просвещения и устроить государство сообразно с идеалами этого мощнейшего европейского интеллектуального движения. Она чуть ли не с первых дней правления активно участвует в государственных делах, предлагая значимые для общества реформы. По ее инициативе, в 1763 г. была проведена реформа Сената, которая значительно повысила эффективность его работы. Желая усилить зависимость церкви от государства, и предоставить дополнительные земельные ресурсы дворянству, поддерживающему политику реформирования общества, Екатерина провела секуляризацию церковных земель (1754 г.). Началась унификация управления территориями Российской империи, и было упразднено гетманство на Украине.

Поборница Просвещения Екатерина создает ряд новых учебных заведений, в том числе для женщин (Смольный институт, Екатерининское училище).

В 1767 г. императрица созвала комиссию, в которую вошли представители всех слоев населения, включая крестьян (кроме крепостных), для сочинения нового уложения — свода законов. Чтобы направить работу Уложенной комиссии Екатерина написала «Наказ», текст которого основывался на сочинениях авторов-просветителей. Этот документ, по сути, являлся либеральной программой ее царствования.

После окончания русско-турецкой войны 1768-1774 гг. и подавления восстания под предводительством Емельяна Пугачева начался новый этап екатерининских реформ, когда императрица самостоятельно разрабатывала важнейшие законодательные акты и, пользуясь неограниченностью своей власти, претворяла их в жизнь.

В 1775 г. был издан манифест, дозволявший свободное открытие любых промышленных предприятий. В том же году была осуществлена губернская реформа, которой введено новое административно-территориальное деление страны, сохранявшееся вплоть до 1917 г. В 1785 г. Екатерина издала жалованные грамоты дворянству и городам.

На внешнеполитической арене Екатерина II продолжала проводить наступательную политику на всех направлениях — северном, западном и южном. Итогами внешней политики можно назвать усиление влияния России на европейские дела, три раздела Речи Посполитой, укрепление позиций в Прибалтике, присоединение Крыма, Грузии, участие в противодействии силам революционной Франции.

Вклад Екатерины II в русскую историю настолько значителен, что память о ней хранят многие произведения нашей культуры.

Немецкая принцесса на русском престоле

Из немецкого городка Штеттин и сразу в Зимний дворец - какая 15-летняя девица удостоится такой чести? Стать женой наследника могущественной империи - о чем еще может мечтать в XVIII столетии принцесса небольшого княжества?

София Августа Фредерика Ангальт-Цербская (или как называли ее домашние - Фике) по дороге в Россию задала себе два важных урока - в совершенстве овладеть русским языком, обычаями и научиться нравиться. Фике это удалось. Выдающиеся способности позволили ей 34 года занимать престол Российской империи. Впрочем, прежде чем стать Екатериной Великой немецкой принцессе пришлось несладко.

Борьба за место
В феврале 1744 года Фике прибыла в Москву, где в то время находился императорский двор. С завидной настойчивостью она взялась за изучение русского языка. 28 июня 1744 года немка приняла православие. Во время своего обращения она четко произнесла свое исповедание на хорошем русском языке, чем очень удивила присутствующих. На следующий день принцесса обручилась с великим князем Петром Федоровичем. После этого она получила титул великой княгини и новое имя - Екатерина Алексеевна.
Положение Екатерины Алексеевны было не из простых. Она оказалась в чужой стране, муж пренебрегал ею, императрица Елизавета унижала. В течение 18 лет великая княгиня вела скрытую борьбу за свое место при русском дворе.
Поэтому когда пришло время, Екатерина действовала смело и решительно.
После смерти Елизаветы 25 декабря 1761 года на престоле воцарился Петр III. Новый император повел себя не вполне адекватно (почитатель Фридриха II первым делом прекратил победоносное участие России в Семилетней войне, подписал договор, согласно которому Пруссии возвращались все ее земли), настроив против себя не только окружение.

В итоге возглавившей переворот Екатерине с готовностью присягнули не только полки гвардии, но и Сенат и Синод.

Как заметил историк Василий Ключевский, она была «последней случайностью на русском престоле». Екатерина все время «твердым, хотя и неслышным, шагом шла по намеченному пути, подкрадываясь к престолу». В итоге дважды незаконно захватила власть: отняла у мужа и не передала сыну Павлу.
Будучи по происхождению немкой, она усвоила главное - русская императрица должна на первое место ставить интересы России и старалась не отступать от этого основополагающего правила. Обладая огромной работоспособностью, силой воли и целеустремленностью, самодержица умела в различных условиях подавлять в себе эмоциональные вспышки.
Свое правление Екатерина II начала с внутренних преобразований. Была учреждена Тайная экспедиция - высший орган политического надзора и сыска, упразднено гетманство на Украине, проведены отчуждение и передача государству монастырских земель. Екатерина II ловко раздробила сплоченный дворянский Сенат, тот навсегда потерял прежнее значение после того, как в сентябре 1763 года был подписан декрет о разделении его на шесть департаментов. В дальнейшем императрица единолично возглавляла центральный правительственный аппарат, только в отдельных случаях созывая в качестве совещательного органа Совет при высочайшем дворе, составленный из крупных сановников по ее выбору.
Также в России были введены в обращение первые ассигнации (бумажные деньги), и появились новые кредитные учрежденияГосударственный банк и Ссудная казна. В том же году Екатерина II создала медицинскую комиссию и приказы общественного призрения, которые впервые стали заниматься вопросами здравоохранения. Сподвижник Екатерины II Иван Бецкой продумал и воплотил в реальность систему воспитательно-образовательных учреждений, в которую вошли пансионы, педагогические, художественные, медицинские, коммерческие и театральные училища. Были открыты: училище при Академии художеств, коммерческое училище, Воспитательное общество благородных девиц в Петербурге и Екатерининское училище - первые женские учебные заведения. В дальнейшем императрица продолжила реформу образования: была разработана система народных училищ для разночинного населения, которые открывались в городах, уездах и крупных селах.
После окончания русско-турецкой войны 1768-1774 годов и подавления восстания под предводительством Пугачева начался новый этап екатерининских реформ. В 1775 году был издан манифест, дозволявший свободное заведение любых промышленных предприятий. Купцы, владевшие капиталом свыше 500 рублей, освобождались от подушной подати и платили сбор в 1% с капитала; избавиться от рекрутской повинности они могли, отдав 360 рублей. Императрицей был также принят льготный таможенный тариф для черноморских портов и отменены промышленные и торговые монополии. Освоение южной России сделало возможной торговлю зерном на Чёрном море; в России закладывались новые города, была построена военно-морская база в Севастополе. Все эти мероприятия способствовали расширению экспорта и совершенствованию различных отраслей промышленности.
В том же году появилось «Учреждение для управления губернией Всероссийской империи». Новая губернская реформа внесла изменения в местное управление. Вместо прежних трех степеней областного управления - губерния, провинция и уезд - осталось только две - губерния и уезд. Число губерний увеличивалось с 20 до 50. Екатерина II лично выбирала на высшие административные должности известных ей людей, уже проявивших себя. Губернская реформа значительно укрепила государственную власть на местах. Созданные учреждения (губернское правление, верхний земской суд, губернский магистрат, верхняя земская расправа, приказы общественного призрения, дворянская опека, сиротский суд) выполняли обширные функции.

В 1785 году Екатерина II издала свои важнейшие законодательные акты — жалованные грамоты дворянству и городам.

Таким образом, императрица стимулировала создание в России полноценных сословий западноевропейского типа. Для русского дворянства грамота означала юридическое закрепление почти всех имевшихся у него прав и привилегий.
Была подготовлена и третья грамота - государственным крестьянам, но она так и не вступила в действие. Несмотря на то, что Екатерина являлась убежденной противницей крепостного права (в ее бумагах сохранились рассуждения о различных вариантах ликвидации крепостничества), сделать что-либо конкретное в этой области она не решалась из-за боязни дворцового переворота.

Золотой век
Во внешней политике государства ни один серьезный вопрос также не проходил мимо Екатерины II. «Я хочу управлять сама. И пусть знает об этом Европа!» - говорила она своему фавориту Григорию Потемкину. Екатерина имела значительный опыт в международных делах. Она владела искусством притворства, которое в XVIII веке считалось основным качеством дипломата. «Весьма ошибутся, - говорила она о себе, - кто по первоначальным приемам будет судить о делах».

Императрица считала, что Россия должна занимать активную позицию на мировой арене, вести наступательную политику.

В 1764 году Екатерина II добилась избрания своего ставленника Станислава Понятовского на польский трон и всячески поддерживала его, оказывала помощь в борьбе с Барской конфедерацией (она была созвана для противодействия русскому влиянию в Речи Посполитой и ратовала за низложение Понятовского). Конфедерация, в свою очередь, искала поддержки у Франции и Османской империи. Воспользовавшись нападением гайдамаков на пограничное татарское село Галта, Порта по наущению Франции и рассчитывая на содействие Австрии, объявила России войну под предлогом несоблюдения ею договоров касательно Речи Посполитой.
Русско-турецкая война была в целом успешной для России, однако сложная внутриполитическая обстановка побуждала страну искать мира, для чего необходимо было восстановить отношения с Австрией. В результате был достигнут компромисс, Россия, Пруссия и Австрия осуществили первый раздел части польской территории. С Турцией был подписан Кючук-Кайнарджийский мир, которым обеспечивалась выгодная для России независимость Крыма. Под власть империи также переходило Черноморское побережье с крепостями Керчь, Еникале и Кинбурн.
В последующие годы происходило укрепление русских позиций в Крыму и на Кавказе, завершившееся включением Крыма в состав России и подписанием в 1783 году Георгиевского трактата с Картли-Кахетинским царем Ираклием II (трактат обеспечивал присутствие русских войск в Грузии).
В 1787 году Екатерина II, сопровождаемая двором, иностранными дипломатами, австрийским императором Иосифом II и польским королем Станиславом Понятовским, совершила путешествие в Крым, ставшее грандиозной демонстрацией русской военной мощи. Вскоре после этого началась новая война с Турцией (1787 - 1791 годы). Россия успешно справилась противником. Был подписан Ясский мир, закрепивший влияние России в Бессарабии и Закавказье, а также присоединение Крыма. В 1793 и 1795 годы произошли второй и третий разделы Польши, покончившие с польской государственностью.

Территория страны расширилась за счет отвоеванных земель, влияние империи выросло настолько, что, по выражению канцлера Александра Безбородко, «ни одна пушка в Европе без нашего позволения выстрелить не смела».

В состав России вошли Северное Причерноморье, Крым, Северный Кавказ, западноукраинские, белорусские и литовские земли. На востоке началось освоение и заселение русскими Аляски и Калифорнии. К России отошли Алеутские острова.
Екатерина II - тонкий психолог и прекрасный знаток людей - умело подбирала себе ярких и талантливых сподвижников. Ее время отмечено появлением плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. О екатерининском царствовании сложилось представление как о «золотом веке» русского дворянства. Вместе с тем конец правления императрицы был не столь славен. На фаворитов истрачены миллионные суммы, сказывались и результаты многочисленных войн, расходы на армию и флот возросли в два раза. Неумеренный выпуск ассигнаций привел к обесцениванию рубля. Внешний долг страны составил 41,4 миллиона рублей. Однако громадные территориальные приращения, рост промышленности, увеличение числа больниц и школ как результат успешной деятельности императрицы позволили потомкам назвать Екатерину Великой. Скончалась самодержица после апоплексического удара 6 ноября 1796 года.

Специально для Столетия

Российская императрица Екатерина II Великая родилась 2 мая (по старому стилю 21 апреля) 1729 года в городе Штеттине в Пруссии (ныне город Щецин в Польше), умерла 17 ноября (по старому стилю 6 ноября) 1796 года в Петербурге (Россия). Правление Екатерины II продолжалось более трех с половиной десятилетий, с 1762 по 1796 год. Оно было наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при . Период ее правления часто называют "золотым веком" Российской империи.

По собственному признанию Екатерины II , она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях. Она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. Среди них великий русский полководец , фельдмаршал Петр Румянцев-Задунайский, писатель-сатирик Денис Фонвизин, выдающийся русский поэт, предшественник Пушкина Гавриил Державин, русский историк-историограф, писатель, создатель "Истории государства Российского" Николай Карамзин, писатель, философ, поэт Александр Радищев, выдающийся русский скрипач и композитор, родоначальник русской скрипичной культуры Иван Хандошкин, дирижер, педагог, скрипач, певец, один из создателей русской национальной оперы Василий Пашкевич, композитор светской и церковной музыки, дирижер, педагог Дмитрий Бортянский.

В своих мемуарах Екатерина II так характеризовала состояние России в начале своего царствования:

Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие ее отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось с торга, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному.

Императрица так сформулировала задачи, стоящие перед российским монархом:

— Нужно просвещать нацию, которой должно управлять.

— Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

— Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

— Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

— Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

Исходя из поставленных задач, Екатерина II осуществляла активную реформаторскую деятельность . Ее реформы затронули едва ли не все сферы жизни.

Убедившись в негодной системе управления, Екатерина II в 1763 году провела сенатскую реформу. Сенат был разделен на 6 департаментов, потеряв значение органа, осуществляющего руководство государственным аппаратом, и стал высшим административным и судебным учреждением.

Столкнувшись с финансовыми трудностями, Екатерина II в 1763-1764 годах провела секуляризацию (обращение в светскую собственность) церковных земель. Было упразднено 500 монастырей, казне перешел 1 миллион душ крестьян. За счет этого государственная казна была значительно пополнена. Это позволило ослабить финансовый кризис в стране, расплатиться с армией, которая давно не получала жалованья. Влияние Церкви на жизнь общества значительно сократилось.

С самого начала правления Екатерина II начала стремиться к достижению внутренней устроенности государства . Она считала, что несправедливости в государстве можно искоренить с помощью хороших законов. И она задумала принять новое законодательство вместо Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 года, которое бы учитывало интересы всех сословий. С этой целью в 1767 году была созвана Уложенная Комиссия. 572 депутата представляли дворянство, купечество, казачество. В новое законодательство Екатерина попыталась провести идеи западноевропейских мыслителей о справедливом обществе. Переработав их труды, она составила для Комиссии знаменитый "Наказ императрицы Екатерины". "Наказ" состоял из 20 глав, поделенных на 526 статей. В нем о необходимости сильной самодержавной власти в России и сословной устроенности русского общества, о законности, об отношениях между законом и нравственностью, о вреде пыток и телесных наказаний. Комиссия работала более двух лет, но ее работа не увенчалась успехом, так как дворянство и сами депутаты от других сословий стояли на страже только своих прав и привилегий.

В 1775 году Екатерине II было проведено более четкое территориальное деление империи. Территория стала делиться на административные единицы с определенным количеством податного (которое платило налоги) населения. Страна была разделена на 50 губерний с населением в 300-400 тысяч в каждой, губернии на уезды по 20-30 тысяч жителей. Город представлял самостоятельную административную единицу. Были введены выборные суды и "судебные палаты" для разбора уголовных и гражданских дел. Наконец, "совестные" суды для малолетних и больных.

В 1785 году была издана "Жалованная грамота городам". Она определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Жители города каждые 3 года избирали орган самоуправления - Общую городскую думу, городского голову и судей.

Со времени Петра Великого, когда все дворянство было обязано пожизненной службой государству, а крестьянство такой же службой дворянству, произошли постепенные перемены. Екатерина Великая, в числе прочих реформ, желала внести также стройность в жизнь сословий. В 1785 году была издана "Жалованная грамота дворянству" , которая представляла собой свод, собрание дворянских привилегий, оформленных законодательно. Отныне дворянство резко отделялось от других сословий. Подтверждалась свобода дворянства от уплаты податей, от обязательной службы. Дворян мог судить только дворянский суд. Лишь дворяне имели право владеть землей и крепостными крестьянами. Екатерина запретила подвергать дворян телесным наказаниям. Она считала, что это поможет русскому дворянству избавиться от холопьей психологии и обзавестись личным достоинством.

Эти грамоты упорядочили социальную структуру русского общества, разделенного на пять сословий: дворянство, духовенство, купечество, мещанство ("средний род людей") и крепостные.

В результате реформы образования в России в правление Екатерины II была создана система среднего образования. В России были созданы закрытые училища, воспитательные дома, институты для девиц, дворян, горожан, в которых опытные педагоги занимались образованием и воспитанием юношей и девушек. В провинции была создана сеть народных бессословных двухклассных училищ в уездах и четырехклассных в губернских городах. В школах вводилась классная урочная система (единые сроки начала и конца занятий), разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, создавались единые учебные планы. К концу XVIII века в России насчитывалось 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тысяч человек.

При Екатерине началось системное развитие женского образования , в 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц, Воспитательное общество благородных девиц. Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив. В 1783 году основана Российская академия.

При Екатерине II значительно увеличилось население России, были построены сотни новых городов, казна увеличилась в четыре раза, стремительно развивались промышленность и сельское хозяйство - Россия впервые начала экспортировать хлеб.

При ней впервые в России были введены бумажные деньги . По ее инициативе в России была проведена первая вакцинация от оспы (она сама подала пример, стала первой, кому сделали прививку).

При Екатерине II в результате русско-турецких войн (1768-1774, 1787-1791 гг.) Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены земли, получившие название Новороссия: Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье. Приняла под российское подданство Восточную Грузию (1783). В период правления Екатерины II в следствие так называемых разделов Польши (1772, 1793, 1795) Россией были возвращены отторгнутые поляками западно-русские земли.

Материал подготовлен на основе информациии из открытых источников