Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

5 августа православный календарь. Праздники августа - народные приметы, поговорки, суеверия

Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Православной Церкви, и празднуется

Эта икона известна везде и ее почитают в Украине, России, Боснии, Сербии, Болгарии и др. Поклоняются этой иконе и христиане других вероисповеданий.

В Почаевской Лавре , древнем оплоте Православия, чудотворная икона находится около 400 лет. Чудеса, исходящие от святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, с молитвою обращавшихся об избавлении от неизлечимых болезней, освобождении от плена и вразумлении грешников.

Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери было установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады в 1675 году.

Летом в 1675 году во время Збаражской войны с турками, во время царствования польского короля Яна Собесского, полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредини подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для врага. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому. Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова.

Утром 5 августа с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, а игумен велел петь акафист Божией Матери . С первыми словами «Взбранной Воеводе» над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери , кланялся Ей и молился о защите обители.

Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова , но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил врага. В паническом бегстве они убивали друг друга. Защитники монастыря пустились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.

* День победы и отечественной благодарности в Хорватии (Праздники Хорватии).

* Фестиваль искусств «Фриндж» в Эдинбурге (Праздники Великобритании).

5 августа отмечается 2 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 5 августа

Почаевской иконы Божией Матери

Почитание чудотворной Почаевской иконы Богородицы. Была подарена в 1559 году дворянке Анне Гойской Константинопольским митрополитом Неофитом, а в 1597 – передана ею инокам монастыря. Икона хранится на Украине в Успенском соборе Почаевской Лавры.

Почаевская Успенская лавра – одна из четырех лавр Российской империи, твердыня православия, стоящая в юго-западной Руси, на Волыни (ныне территория Тернопольской области Украины). Это место, где веками сталкивались границы империй, цивилизаций, мировоззрений. До 1914 г. всего в 8 верстах отсюда лежала граница с Австро-Венгрией, и слава о святынях Почаева достигала не только соседней Галиции, но и Болгарии, Боснии, Сербии.

Некогда это была поросшая лесом гора, в чьих пещерах подвизались иноки, прежде – киево-печерские затворники, укрывшиеся сюда после разорения матери городов русских Батыем в 1240 году.

В том же в XIII столетии двое из этих безыменных подвижников вместе с местным пастухом Иваном Босым сподобились великого чуда – явления Пречистой в столпе огненном над скалой Почаевской. На месте, где Она стояла той ночью и молилась, на плотном известковом камне остался след правой Стопы Богородицы, древнейшая из почаевских святынь. Стопа всегда наполнена чистой и целебной водой из забившего в ту же ночь источника.

Вскоре иноки соорудили у подножия горы первую каменную церковь во имя Успения; ныне на ее месте высится огромный Успенский собор, объявший собой саму гору, пещеры, Стопу и святой источник, построенный в 1780-х в стиле барокко. Высится собор подобно скале посреди бескрайних окружающих полей и виден за многие километры от самого городка Почаев.

Но тогда, в XIII веке, с распадом Руси и постепенным отпадением ее юго-западных земель, пришел в упадок и монастырь.

Вторичное же основание обители относится к рубежу XVI – XVII столетий. В 1559 году проезжавший через эти места греческий митрополит Неофит остановился на ночлег у благочестивой помещицы Анны Гойской и в благодарность за радушный прием оставил хозяйке на память образ Богородицы константинопольского письма.

Три десятилетия икона простояла в домовой часовне в деревне Урля (в 8 верстах от Почаева), а затем начала испускать по ночам таинственное свечение, подобное тому столпу огня, в котором за триста лет до этого явилась здесь сама Пречистая. Гойские истолковали это как желание Царицы Небесной пребывать в возрожденной Почаевской обители, куда и передали образ вместе с богатыми дарами – после того, как прозрел по молитве пред этой иконой слепорожденный брат хозяйки, Филипп Козинский.

После смерти Анны в 1644 году все окрестные земли достались ее племяннику, ненавидевшему православие. Он ограбил монастырь и захватил икону. Однако его с женою тотчас поразила жестокая болезнь, и исцелились супруги лишь после того, как вернули чудотворный образ в монастырь.

С тех пор чудотворная икона пребывает в особом киоте в форме сияющей звезды, в третьем ярусе над царскими вратами иконостаса Успенского собора. Оттуда ее специально опускают для поклонения паломников. Почаевская икона прославилась многочисленными чудесами.

Почаевская принадлежит к типу Елеусы; Предвечный Младенец восседает на Ее правой руке, в руке левой – плат, прикрывающий Сына Божия. На списках с чудотворной внизу обычно пишется еще и Стопа Богородицы.

Предстательством Пречистой обитель оставалась верной православию и во времена польско-литовского владычества, стойко сопротивляясь насаждению в этих местах униатства.

Свою дивную помощь Богородица явила и во время осады обители турками в 1675 году. Тогда агаряне окружили сплошь деревянные строения монастыря и грозили поджечь их. Иноки припали к образу Владычицы, моля о заступничестве.

И тогда турки узрели в небе над собором грозное видение: Пречистая парила над Своей обителью в лучезарном сиянии и простирала над нею Свой Омофор, окруженная ангельским воинством с пламенеющими мечами. Рядом с Владычицей стоял недавно (в 1651 г.) почивший игумен почаевский, преподобный Иов, он вместе с земной братией молил Ее о помощи.

Ослепленные небесным сиянием, агаряне принялись убивать друг друга и бежали прочь от страшного для них места.

Несмотря на свою стойкость в православии, Почаевская обитель была в 1713 г. насильно передана в ведение униатов и находилась в нем вплоть до разгрома польского мятежа 1831 года; возвращенная в лоно православия, в 1833 году обитель была удостоена почетнейшего наименования лавры с присвоением ей «четвертого места в числе существующих в России лавр» (Киево-Печерской, Троице-Сергиевой и Александро-Невской).

В Москве чтимый образ Почаевской иконы имеется в никогда не закрывавшейся Петропавловской церкви в Лефортове, куда был принесен в 1930-х, в разгар безбожных гонений.

Трофим Бессонник

Мучеников Трофима, Феофила и с ними 13-ти мучеников.

Память 15 святых мучеников, пострадавших за веру во время гонения христиан при императоре Диоклитиане.

Православная церковь 5 августа чтит память 15 мучеников, которые пострадали во время гонения христиан в период 3-4 веков. Но сам праздник назван в честь двух из этих мучеников – Трофима и Феофила. В те времена мужчин направили на языческий суд, на котором они должны были отказаться от Бога и принести жертвы идолам, на что получили отказ со стороны мучеников. Тогда их стали очень сильно истязать, затем перебили голени и кинули в огонь. Но из огня мужчины вышли на своих ногах и ни капельки не пораненными. Язычники никак не могли повлиять на мучеников, и тогда все мужчины были обезглавлены.

Этот день имеет несколько названий:

«День Трофима»
«Трофим»
«Калинники-Малинники»
«Бессонник»

5 августа все были заняты различной работой. Кто копался в огороде, кто в поле, работал каждый и стар и мал. За день нужно было переделать очень много работы, поэтому день начинался очень рано. Именно поэтому день и получил свое название – «Бессонник». Говорили в народе: «Идет работа - спать неохота», «В страду одна забота - не стояла бы работа», «Хорошему хозяину и день мал», «Жать - не дремать».

Также на Трофима начинали собирать малину и калину. И день так и назвали из-за этого - «Калинники-Малинники». Приговаривали: «С малинника лыки не велики, да ягоды сладки. А с калинника лык надерешь, да ягод в рот не возьмешь».

Калину очень любили по нескольким причинам. Первая причина – это то, что калина является очень хорошим медоносом, вторая – калина обладает целебными свойствами. Настойка из коры калины помогает при судорогах, нервных заболеваниях, а также она является кровоостанавливающими свойствами, а цветками лечили кожные заболевания. Также из сока калины делали мармелад и пастилу.

5 августа церковь чтит Почаевскую икону Божией Матери, которая является одной из самых важных святынь в православии. Ее знают практически все славянские народы: русские, болгары, сербы и др. Однако иконе поклоняются и христиане других исповеданий.

Почаевская икона Божией Матери – значимая святыня для всех славянских стран. Уже практически 4 века она находится в Почаевской Лавре. Этот образ является чудотворным.

В монастырских книгах описано множество случаев, когда верующие, обратившиеся с молитвой об избавлении от болезней, освобождении из плена или наставлении грешника на путь истинный, получали желаемое.

По старому стилю праздник в честь Почаевской иконы Божией Матери выпадал на 23 июля. Он был установлен в честь спасения Успенской Почаевской Лавры от осады татар в 1675 году, когда длилась Збаражская война.

Чудо иконы, почитаемой православными 5 августа

В 17 веке Польшей правил король Ян Собесский. Татарское войско, возглавляемое ханом Нурредином, через Вишневец подошло к Почаевской обители со всех сторон. Не удивительно, что от подобного нашествия у обители не было защиты, да и сами здания не могли надежно укрыть осаждаемых.

Не имея никакой надежды на избавление, игумен Иосиф Добромирский предложил всем, кто находился в обители, обратиться за защитой к небесам. Были вознесены молитвы Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому.

Когда турки совещались по поводу окончательного штурма, осажденные стали петь акафист Божией Матери. Как только они произнесли слова «Взбранной Воеводе», над храмом появилась Пречистая Богородица в окружении ангелов небесных с обнаженными мечами. Рядом с ней был преподобный Иов, который постоянно молился о защите обители.

Татары приняли увиденное за появление привидений и стали отстреливаться. Однако стрелы летели в них же самих. Ужас охватил людей, и они обратились в паническое бегство, бездумно убивая друг друга. Защитники организовали погоню и взяли много пленных. Некоторые из татар позднее сами стали христианами и до конца жизни остались в обители.

5 августа православная церковь чтит Почаевскую икону Божией Матери

На этом бурная история Почаева не заканчивается. В 1721 году его заняли униаты. И все же в таких условиях православная святыня продолжала творить чудеса.

В то время случилась одна история. Николай Потоцкий, граф-униат, обвинил своего кучера в том, что по его вине взбесились лошади и перевернули коляску. Наказанием за такой проступок была смерть. Граф нацелил пистолет на несчастного, а кучер обратился за защитой к иконе Почаевской Божией Матери.

Несколько раз униат нажимал на курок, однако была осечка. Граф был так этим впечатлен, что все свое имущество отдал на устройство обители. В результате появился Успенский собор и братский корпус.

Когда Почаев вновь стал православным, случилось еще одно чудо: прозрела слепая девочка Анна Акимчукова, которую к святыне привела 70-летняя бабушка. Они жили в Каменец-Подольском, который был в 200 верстах.

  • Церковные православные праздники 8 октября
  • Преподобных Евфросинии Александрийской и Евфросинии (в миру Феодулии) Суздальской
  • Сергей Капустник
  • Перенесение мощей святителя Германа, архиепископа Казанского и Свияжского

8 октября отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 8 октября

Преподобных Евфросинии Александрийской и Евфросинии (в миру Феодулии) Суздальской

Праздник двух святых Евфросиний. Одна из них была родом из г. Александрии и жила в V веке. 38 лет провела в мужском монастыре под именем Измарагд. Вторая (имя при крещении – Феодулия) вела подвижницкую жизнь в Суздальском женском монастыре в честь Положения ризы Божией Матери. Жила в XIII веке.

Преподобная Евфросиния родилась в 1212 году и была старшей дочерью святого мученика Михаила, великого князя Черниговского. Благоверный князь Михаил и его супруга Феофания долго не имели детей и часто посещали Киево-Печерскую обитель, где молились Богу о даровании им детей. Трижды являлась им Пресвятая Богородица и сказала, что молитва их услышана - родится у них дочь, которую нужно назвать Феодулией, - она будет служительницей Влахернской церкви.

Настало время рождения дочери и нарекли ее, по слову Богоматери, Феодулией (раба Божия). Крестили новорожденную в Киево-Печерской обители, и восприемником ее стал сам игумен.

Родители с удивлением и благоговением смотрели на Феодулию. Если кормилица ее питалась мясом, то Феодулия, еще находясь в пеленках, отказывалась брать грудь кормилицы весь день. Однажды матери было видение: она на крыльях возлетает к небу и отдает Богу свою дочь.

Феодулия подрастала, и благоверный князь Михаил сам стал учить ее Священному Писанию «по книгам и прочим премудростям». В остальном же наставником юной княжны был боярин Феодор, отличавшийся мудростью и ученостью. Житие отмечает образованность Феодулии, глубокое знание античной литературы: «Она познала все книги Вергилийские и витийские, сведуща была в книгах Аскилоповых и Галеновых, Аристотелевых и Омировых и Платоновых…». В этом списке - философы Платон и Аристотель, поэты Гомер и Вергилий, врачи Эскулап и Гален. Воспитывалась Феодулия в глубокой вере и благочестии, превосходя своих сверстниц в красоте и успехами в учении.

В юности увидела она во сне Страшный Суд: море огня и Райские обители. Пресвятая Богородица призывала ее разделить блаженство праведных, а Господь держал в деснице Своей Книгу Жизни. В другом видении ей был показан Киево-Печерский монастырь и иноки его, славящие Господа. В то же время игумении Суздальского монастыря было откровение о том, что к ней должна прийти юная дева, которую необходимо принять в обитель.

В 1233 году Феодулия была просватана за святого благоверного князя Феодора Ярославича (1233г.; память 5(18) июня), родного брата святого Александра Невского. Родители согласились, и Феодулия покорилась родительской воле, но тайно молилась Божией Матери о сохранении девства, так как чувствовала призвание к иноческой жизни. И снова Пресвятая Дева в сонном видении повелела послушаться родителей, сказан при этом: «Скверна не коснется твоего тела».

Феодулия отправилась в Суздаль для бракосочетания, но брак не состоялся. Когда гости уже собрались на пир, жених неожиданно скончался, как повествует о том летопись:

«Преставися князь Феодор Ярославич Больший… И еще млад. И кто не пожалует сего? Свадьба пристроена бе, меды посычены, невеста приведена, а князья позваны. И бысть в веселия место плач и сетование».

Феодулия не вернулась домой и умолила игуменью монастыря в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне принять ее. Игумения согласилась, помня о бывшем ей откровении, и 25 сентября, в день преподобной Евфросинии Александрийской, Феодулию постригли с именем Евфросинии. Родители приняли это как волю Божию и покорились.

Юная инокиня ревностно выполняла правило монашеской жизни, удивляя сестер рассудительностью, высокой духовностью и зрелостью ума. Большую часть дня Евфросиния проводила в молитве - в храме или в келье, а по ночам изучала слово Божие. Иногда она целые недели проводила, не вкушая пищи - только пила немного воды. Вскоре после пострига Евфросиния удостоилась явления Спасителя, который заповедал ей бодрствовать и укрепляться в подвиге.

Господь попустил ей постоянную брань с бесами, Евфросиния много времени терпела их нападения и молилась об укреплении своем в этой брани. Игумения сказала ей:

«Без нападения врага не было бы твердых воинов царских, и Господь попускает любящим Его терпеть искушения, дабы явились добродетели их».

Евфросиния не занимала начальственной должности в обители, но жизнью своей и подвигами она так возвысила ее значение, что обитель стала лучшим женским монастырем на Руси. Сестры ее почитали, и сама игумения постоянно обращалась за советом. Преподобная предложила разделить монастырь на две половины: девичью и вдовью. Городские жены посещали церковь во имя Пресвятой Троицы на половине вдов, а девицы - главную монастырскую Ризоположенскую церковь, находившуюся на половине дев.

Здесь преподобная Евфросиния читала и пела на клиросе. Кроме того, ей было поручено толковать Священное Писание и говорить поучения сестрам и городским девицам.

О редкой подвижнической жизни преподобной вскоре узнали не только в Суздале, но и далеко за его пределами. Множество народа посещало обитель, чтобы услышать поучения преподобной Евфросинии о любви, молитве, послушании и смирении. Часто после таких бесед приходившие в обитель помолиться оставляли мир.

Когда на Руси начались эпидемии и моры, преподобной явилась Божья Матерь и обещала дар исцелений, после чего она начала лечить не только сестер в монастырской больнице, но и приходивших в обитель, с тяжкими недугами. Исцеленная ею девица Таисия приняла постриг в монастыре вместе со своею матерью.

Некоторое время преподобная Евфросиния безмолвствовала, после чего получила от Бога дар пророчества. Она предсказала близкую кончину принявшей ее игумении и мученическую смерть своего отца. Перед нашествием Батыя Господь открыл подвижнице, что беда идет на Русь, что Суздаль будет разорен:

«Будет лютое посещение, дабы избавиться от горьких вечных мук, - сказал Господь, - …Тебе же и живущим здесь обещаю, что знамение Креста будет охранять твой монастырь».

Тогда преподобная увидела двух ангелов с натянутыми луками в руках, охраняющих обитель. Они сказали преподобной, что инокини, которые будут искать спасения вне стен обители, или вернутся в нее, или пострадают.

В 1238 году войска Батыя опустошили Суздаль. Преподобная Евфросиния с сестрами дни и ночи молилась о спасении обители, и монастырь уцелел. Враги не смогли подойти к монастырю. Предание говорит, что Батый, узнав об этом, пытался с холма разглядеть монастырь, но он сокрылся от него.

Когда отец отправлялся в Орду, где его ожидало мученичество, Евфросиния в письме к нему убеждала твердо стоять за веру, чтобы он «…не склонился на волю цареву» и советовала ему слушаться боярина Феодора, которого назвала «философом из философов». После казни отца и боярина Феодора 20 сентября 1346 года оба они предстали перед ней, поведали о своей мученической кончине и благодарили за укрепление и молитвенную помощь в смертный час.

После смерти отца она оделась в рубище и много дней провела в посте и молитве. Когда один из жителей Суздаля был потрясен, увидев ее ветхое одеяние, Евфросиния сказала:

«Рыба на морозе, засыпанная снегом, не портится и не воняет, и даже становится вкусна. Так и мы, иноки, если переносим холод, становимся крепче и будем приятны Христу в жизни нетленной». Тот же человек попросил наставления; она ответила ему: «Слушай, Христолюбче! Счастлив дом, в котором господа благочестивые, счастлив корабль, который управляется искусным кормчим, блажен и монастырь, в котором обитают воздержные иноки. Но горе дому, в котором обитают нечестивые господа; горе кораблю, в котором нет искусного кормчего; горе монастырю, в котором нет воздержания; дом обнищает, корабль разобьется, а монастырь опустеет. Ты же, боголюбезный человек, твори милостыню, прежде всего домашним слугам твоим, и если хочешь дать от щедрот твоих нам в монастырь, то пришли только деревянного масла, свечей и ладану. Этого нам достаточно!».

Человек тот, прежде черствый, совершенно изменился и стал милостивым.

После кончины игумении преподобная Евфросиния продолжала духовное руководство обителью, сохраняя в ней строгий порядок. Вся дальнейшая жизнь ее - подвиг полного самоотречения, строжайшего выполнения монашеских обетов. Уже при жизни народ почитал её праведной за материнскую отзывчивость и благодатные дары.

Незадолго до кончины преподобной в Суздале случилось предсказанное ею землетрясение, во время которого она увидела на небе Пресвятую Богородицу, умолявшую вместе со святыми Сына Божия о спасении града и людей в нем. После этого события явились ей отец и боярин Феодор, известившие о близкой кончине. Преподобная стала готовиться. Болела она недолго. Причастившись Святых Христовых Тайн, сказала:

«Слава Тебе Пресвятая Троица! Упование наше, Пресвятая Богородица, помоги мне! Господи, в руки Твои предаю дух мой!», перекрестилась и отошла в жизнь вечную 25 сентября 1250 г.. Семнадцать лет назад, в этот же день она приняла пострижение.

При гробе ее верующие стали получать благодатную помощь и по благословению патриарха Адриана 18 сентября 1698 года совершилось прославление преподобной. Нетленные мощи ее почивали в соборной церкви Ризоположенского монастыря.

Вся жизнь преподобной Евфросинии - и внешняя, и внутренняя, - была полна испытаний: смерть жениха, отца, брата, наставника. Великое разорение Отчизны, непрестанная духовная брань требовали терпения, кротости и мужества. Преподобная Евфросиния - русская терпеливица. Ее образ - воплощение терпения русских женщин. Без него народ и государство русское не могли бы выстоять в испытаниях, которые обрушивались на них из века в век. Нести неустройства жизни, преображая их молитвой и трудами - этот подвиг исполнен и завещан преподобной Евфросинией русским женщинам.

Особенно действенна помощь преподобной в исцелении одержимых злыми духами. Как при жизни она вела непрестанную брань с бесами и побеждала их молитвой и смирением, так и после кончины Евфросиния Суздальская помогает отгонять бесов и освобождать человека от злобной силы, терзающей его душу и тела.

Имя преподобной до пострига - Феодулия - «Раба Божия» говорит о ее предназначении. Имя монашеское - Евфросиния раскрывает особый дар духовной радости при терпении земных скорбей: преподобная Евфросиния научает преображению скорби мира в радость единения с Богом преподобническим подвигом через терпение.

Ни в одном из древних житий святых жен Руси нет столько упоминаний о благодатной помощи Божией Матери, как в житии преподобной Евфросинии Суздальской. Пречистая Сама указала родителям Феодулии имя дочери и произнесла таинственные слова: «она будет служительницей Влахернской церкви». Она же благословила Феодулию на монашество и направила ее в монастырь, посвященный Положению Ризы Богоматери во Влахерне. Многие благодатные дары получила преподобная Евфросиния от Божией Матери. Тогда понятным становится значение слов Богоматери о служении преподобной Евфросинии, которая от рождения до последнего мгновения жизни своей была служительницей Божией Матери.

Сергей Капустник

Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца.

День чествования величайшего подвижника (игумена) земли Русской, основателя Троицкого монастыря под Москвой и других храмов. Сергий Радонежский считается преобразователем монашества в Северной Руси.

Преподобный Сергий Радонежский родился в 1314 году в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии. С юных лет Сергий (в миру носивший имя Варфоломей) желал посвятить всю свою жизнь служению Богу. Однако Кирилл и Мария долго не благословляли сына на монашескую жизнь. И только когда они, незадолго до своей праведной кончины, удалились в монастырь, преподобный Сергий Радонежский со старшим братом Стефаном поселился на лесистом холме, затерянном в глухой чаще.

Будущему Игумену земли Русской было тогда 23 года. Собственными руками братья построили здесь деревянную келью и церковь, которая по их желанию была освящена во имя Живоначальной Троицы. Жизнь в глубоком уединении оказалась не под силу старшему брату преподобного, Стефану, и он вскоре удалился из этих мест. Преподобный Сергий остался в совершенном одиночестве. С еще большим усердием он предался подвигу поста и молитвы. Вскоре исполнилось заветное желание юноши - игумен одного из близлежащих монастырей Митрофан постриг его в монашество.

Ни одного часа времени преподобный Сергий Радонежский не проводил в праздности. Мудро сочетая молитву и труд, псалмопение и чтение божественных книг, он восходил от силы в силу, с каждым днем своей жизни все больше приближаясь ко Христу. Единственным желанием преподобного Сергия Радонежского было спасение собственной души. Он хотел жить и умереть в своем лесном уединении.

Вскоре вокруг преподобного Сергия стали селиться люди, желавшие спасаться под его руководством. По настоятельному желанию учеников Сергий Радонежский становится священником и игуменом основанного им монастыря. Смирение, терпение, любовь к Богу и ближним сделали Преподобного великим молитвенником и печальником за землю Русскую еще во время его земной жизни.

Около 1372 года Патриарх Константинопольский Филофей, знавший о высокой жизни русского игумена, прислал преподобному Сергию Радонежскому крест, параман, схиму и грамоту, в которой благословлял преподобного и советовал ему ввести в Троицком монастыре общежительный устав.

В 1380 году, когда правитель Золотой Орды Мамай вел полки на разорение Русской земли, великий князь Димитрий Иоаннович, готовясь выступить в поход, просил у преподобного Сергия Радонежского благословения и молитвы.

«Если враги хотят от нас чести и славы, - сказал ему Преподобный, - дадим им; если хотят злата и серебра - дадим и это; но за имя Христово, за веру православную надо душу свою положить и кровь пролить».

Эти слова преподобного Сергия Радонежского являются как бы истолкованием известных евангельских слов: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).

Преподобный Сергий Радонежский скончался 25 сентября (по старому стилю) 1392 года, по традиции Русской Православной Церкви днем его кончины по новому стилю считается 8 октября. Перед кончиной он заповедал братии прежде всего строго хранить чистоту православной веры. Преподобный завещал также блюсти единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, иметь усердие ко смирению и страннолюбию.

Вот уже шестьсот с лишним лет преподобного Сергия Радонежского называют Игуменом земли Русской. И его предсмертные слова были, безусловно, обращены не только к братии основанного им монастыря. Они обращены к каждому русскому человеку.

Перенесение мощей святителя Германа, архиепископа Казанского и Свияжского

Вспоминание церковью события по перенесению святых мощей Казанского архиепископа Германа из Москвы в Свияжский Успенский монастырь. Это произошло в 1592 году.

Святитель Герман, архиепископ Казанский, жил в XVI веке, родился в городе Старице, происходил из древнего боярского рода Полевых. В молодые годы Григорий (так его звали в миру) принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре от игумена Гурия, впоследствии святого архиепископа Казанского (+ 1563). (Святой Гурий был настоятелем обители с 1542 до 1551 года.) В монастыре святой занимался книгописанием, был близок с жившим там в заключении преподобным Максимом Греком. В 1551 году братия Старицкого Успенского монастыря, узнав о благочестии своего соотечественника, избрала его архимандритом.

Вступив в управление монастырем, святой Герман с пастырской ревностью заботился о его благоустройстве – как внешнем, так и внутреннем. Для иноков он был образцом смирения и кротости. Он увещевал всех строго соблюдать иноческие обязанности, а для руководства ввел в своей обители устав Преподобного Иосифа Волоцкого (+ 1515).

Но через два с половиной года архимандрит Герман оставил Старицкий монастырь, передав начальство в нем своему постриженику, священноиноку Иову, впоследствии первому Патриарху Московскому, подвижнику и страдальцу за Русскую землю. Любовь к уединенным подвигам вернула его в родной Волоколамский монастырь, где святой Герман спасался как простой инок.

Когда же в Москве появился новый еретик Матфей Башкин, не признававший Святых Таин и отрицавший веру в Святую Троицу, святой Герман вместе со своим отцом (принявшим постриг в Волоколамской обители с именем Филофей) был вызван на Московский Собор 1553 г. Собор осудил еретика Башкина и постановил послать его для вразумления в Волоколамскую обитель к святому Герману, известному святой жизнью ревнителю Христовой веры.

В 1555 году, после покорения Казани, там была учреждена архиерейская кафедра, на которую назначили архиепископом бывшего игумена Волоколамского монастыря святителя Гурия. Ему было поручено устроить в миссионерских целях Успенскую обитель в городе Свияжске. Настоятелем новой обители Успения Пресвятой Богородицы в г. Свияжске по указанию святителя Гурия был назначен святой Герман. Был выстроен каменный собор с колокольней и монашеские келлии. Сам настоятель жил весьма скромно, в тесной келлии под соборной колокольней. Святой Герман особенно заботился о собирании монастырской библиотеки.

Вскоре монастырь его прославился широкой благотворительностью и стал центром просвещения Казанского края.

12 марта 1564 года, по преставлении святителя Гурия, святой Герман был посвящен во епископа Казанского. Непродолжительное время его управления кафедрой отмечено заботой о построении храмов и о просвещении края. В 1566 году святителя Германа вызвал в Москву Иоанн Грозный и повелел избрать его на митрополичью кафедру. Святитель Герман сначала отказывался от возлагаемого на него бремени. Царь не терпел возражений, и святитель должен был поселиться в митрополичьих покоях до возведения в сан митрополита.

Видя несправедливости со стороны царского окружения, святитель Герман, верный своему пастырского долгу, попытался вразумить царя своими увещеваниями. -

«Ты еще не возведен на митрополию, а уже отнимаешь у меня свободу», - передал царь архиепископу через своих любимцев и приказал изгнать святителя Германа с митрополичьего двора и держать в Москве под надзором.

Около двух лет святитель пробыл в опале и 6 ноября 1567 года скончался. Его похоронили в церкви Святителя Николая Гостунского. По просьбе жителей города Свияжск мощи святителя в 1592 году были перенесены из Москвы в Свияжский Успенский монастырь. Гроб его встречал святитель Ермоген, тогда митрополит Казанский.

5 августа (23 июля по «старому стилю» - церковному юлианскому календарю). В Русской Православной Церкви совершается память 19 святых и празднование в честь двух чтимых икон Пресвятой Богородицы.

Почаевская икона Божией Матери. Один из самых почитаемых в Русской Церкви чудотворных образов Пресвятой Богородицы. В 1559 году от Рождества Христова митрополит Неофит, будущий Константинопольский Патриарх, проезжая через Волынь, посетил дворянку Анну Гойскую и в благословение оставил ей икону Богородицы, от которой вскоре начались исцеления. В конце жизни Анна передала сей чудотворный образ монахам в Почаев.

От этой святой иконы произошло множество чудес, в том числе спасение легендарной Почаевской обители от турецко-татарского набега в 1675 году. Без малого половину тысячелетия пребывает этот образ в западнорусском городке Почаеве, ныне – настоящем оазисе Русского Православия на территории Западной Украины.

Немало пережила Свято-Успенская Почаевская Лавра в богоборческом XX веке. Тревожные времена переживает и сегодня, когда со стороны украинских неонацистов и раскольников постоянно звучат призывы захватить Лавру силой. Но Почаевская обитель не сдается. И сейчас, в условиях крайне агрессивного окружения, здесь твердо хранят верность каноническому Православию. Веря, что Пресвятая Владычица не оставит эту святыню Западной Руси, один из главных символов единства Русского мира.

Праведный воин Феодор Ушаков. Величайший русский флотоводец XVIII столетия от Рождества Христова, чьи победы были достигнуты в том числе искренними молитвами этого святого воина, чей жизненный путь завершился близ стен знаменитой Санаксарской обители.

Мученики Трофим, Феофил и с ними тринадцать святых мучеников. Святые страдальцы за Христа и Его Церковь, принявшие мученическую кончину во время антицерковных гонений императора-язычника Диоклетиана (царствовавшего в Римской империи в 284-305 годах от Рождества Христова). На суде эти святые мужественно признали себя христианами, решительно отказавшись принести жертву идолам. После страшных пыток мученикам Трофиму, Феофилу и их тринадцати собратьям перебили голени и бросили страдальцев в огонь. Но чудесным образом святые вышли из огня невредимыми, славя Христа. В итоге гонители обезглавили мучеников.

Трофим Ликийский

Священномученик Аполлинарий, епископ Равеннийский. Святой I века от Рождества Христова, уроженец Антиохии, ученик первоверховного апостола Петра, который и рукоположил Аполлинария в епископский сан и благословил на проповедь Слова Божия. В Равенну, место своего епископского служения, святой Аполлинарий пришел как простой странник, остановившись у давшего ему приют воина Иринея. Первым чудом святителя стало исцеление слепого сына Иринея, после чего вся семья воина приняла христианство. В Равенне епископ Аполлинарий проповедовал 12 лет, очень сильно укрепив местную христианскую общину. За это святитель неоднократно арестовывался, подвергался пыткам и ссылался, но и в ссылке активно проповедовал веру во Христа Распятого и Воскресшего. Разъяренные язычники однажды напали на святого Аполлинария и избили так сильно, что от полученных побоев старец скончался. Это произошло в 75 году от Рождества Христова.

Священномученик Михаил Троицкий, пресвитер,

и мученик Андрей Аргунов

Святые страдальцы, мученически погибшие в период большевистского «Большого террора» в 1938 году. За свое мужество и верность Христу и Его Церкви оба были прославлены в лике святых в числе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками). Чудотворный образ Пресвятой Богородицы, прославившийся в Санкт-Петербурге в 1888 году. В тот год во время страшной грозы в часовню, где находилась эта икона, ударила молния. Святыня чудесным образом осталась невредимой, к образу лишь прилепились лежавшие перед ней монеты (грошики).

Поздравляем православных христиан с днем всех сегодняшних святынь и святых!

Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!