Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Кто такой борис якеменко. Борис Якеменко – о создании Православного корпуса в движении «Наши. Объяснение Александра Подрабинека по поводу иска братьев Якеменко

Допустим, строго-престрого отпостившись две с половиной недели, человек вдруг в ярости накричит на жену или на ребёнка, или же поссорится с коллегой на работе.

Мы знаем святоотеческую формулу о том, что там, где случилось падение, его предварила гордыня. И в ситуации «срывов» во время поста нужно подумать, чем мы отдалили себя от Бога, что нужно пересматривать в нас самих.

Очень важно найти и продлевать Великим постом то внутреннее состояние, которое мы очень ждем, за которое Церкви очень благодарны, потому что получаем важные глубокие духовные дары. Средством к этому могут быть среды и пятницы – постные дни – в другое время года.

Если смотреть Кормчую книгу, то мы увидим, что в очень многих канонах Четыредесятница, среды и пятницы воспринимаются Церковью одинаково. За нарушение Великого поста, нарушение в среды и пятницы в течение всего года накладывается одинаковая епитимья.

Понятно, что в среды и пятницы мы не должны поститься так строго, как Великим постом, но важно стремиться именно к единому внутреннему настрою. Такому, который возникает в Чистый понедельник: это особое состояние, когда ты входишь в мир Великого поста. Ты ко многому готов, хочешь потрудиться, имеешь ревность. Вот так же нужно ощущать себя в среду утром и в пятницу утром.

Пост для тех, кто давно в Церкви

В период неофитства Бог даёт человеку ценные дары. Как путника поднимает его высоко-высоко и показывает чудесный город, до которого нужно дойти, чтобы потом он знал, что искать. А потом вновь ставит на землю: иди теперь через буреломы, овраги, колючки и кустарники. И человек начинает понимать, насколько он далёк от конечной цели.

В первый период, в период неофитского горения, Божьего аванса, мы воспринимаем себя совершенно неадекватно. Бог покрывает, и мы не видим меру своей греховности, своего падения.

Поэтому можно сказать, что первые наши посты, которые мы вспоминаем как чудо, вошедшее в нашу жизнь, когда мы открывали для себя духовный опыт, потрясающую культуру поста, – были Божьим подарком, нами не заработанном, не заслуженным.

Теперь к такому восприятию нужно приходить самому, и на это может понадобиться много времени. Христианство – это школа.

Первого сентября в первом классе тебе подарили подарок, ничего не спрашивали первый месяц, делали максимум поощрений, и ты считал себя отличником. А потом как пошла настоящая учёба, а с ней тройки и двойки - ты понимаешь, что надо работать.

Так что ничего страшного нет, если мы перестали чувствовать «горение», которое испытывали в первые посты. Теперь нужно работать.

У Бога есть цель нашего пощения: чтобы мы смирились. У Марка Подвижника есть замечательные слова, в которых он говорит, что Бог даёт человеку благодать не за добродетели, не за понесённые труды, понесённые ради их приобретения, а за смирение, полученное во время этих трудов.

Так что и результат поста будет, когда мы смиримся, то есть увидим себя немощными, такими, как мы есть на самом деле.

Бог вынужден ограничивать нас, чтобы мы трудились со смирением. И тогда, рано или поздно, то восприятие поста, которое было в начале нашей церковной жизни, вернется.

Если во время поста не получается усмирять гнев или другую страсть…

– Отчаиваться точно не следует. Нужно верить, что Бог – милосерден, Он заранее знает, что мы грешны. Но Он воспитывает нас, ведёт к Себе, бережно хранит, любит нас.

На самом деле, вопрос не в том, чтобы Великим постом себя встряхнуть. Христианин должен себя «встряхивать» каждое утро, как минимум. Лучше – несколько раз за день. Жить в присутствии Бога. Вспомним слова Давида: «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся». То есть, Давид постоянно ощущал Бога рядом.

Пост и праздники

– Думаю, тех из наших родственников, для кого важны 23 февраля и 8 марта, надо обязательно поздравить, проявить любовь.

Что касается семейных праздников – у меня именины почти всегда Великим постом. И мы, конечно, их празднуем. Смысл праздника же не в том, чтобы обязательно съесть что-то скоромное, а в том, что близкие, любящие друг друга собрались вместе. В этом – роскошь праздника.

В гости?

Мы можем себе представить, как было трудно преподобному Серафиму выходить из затвора. Но Матерь Божья ему сказала, чтобы он шел и каждый день принимал по несколько десятков человек.

И вот к нему, отшельнику, непрерывно пребывавшему в молитве, в Богомыслии, пошел народ с такой болью, грязью, склоками, дрязгами, страстями… Каково святым с нами? Мы и Матерь Божью беспрерывно дёргаем по каким-то нашим, не столь важным в глобальным смысле заботам.

Но они нами не брезгуют, слушают, молитвенно заступаются перед Господом.

Мы же не хотим, чтобы, например, святитель Николай или целитель Пантелеймон сказали: «Знаешь, земное здоровье – не главное, нечего со всякой ерундой обращаться». И мы идем к святым со всем наболевшим, беспокоящим.

Так неужели мы, обычные люди, будем себя как-то противопоставлять нашим родственникам, друзьям, которые ждут нас, рады видеть? Неужели мы причиним им боль, мотивируя тем, что сейчас идет пост?!

Понятно, не нужно обзванивать друзей и говорить: «Чего-то я запостился, пригласите меня повеселиться». Это уже о другом.

Повторяю, человеку дарована такая роскошь, как общение с любимыми людьми. И общаться с ними можно, не нарушая устав поста. Но если ради любви приходится нарушить устав, нужно его нарушить, а потом покаяться в этом. Такое тоже бывает. Мы знаем подобные примеры, в том числе, из жизни святых, например, святителя Спиридона.

Или вот такая история: святитель Филарет Московский, не успев на Масленицу освятить дом какому-то вельможе, неожиданно приехал в первую седмицу поста. Когда кропил дом, вошел на кухню, а там готовились мясные блюда: вельможа совсем не ждал святителя именно сегодня.

Святитель – монах, который уже несколько десятилетий не пробовал мяса. Перед ним стояла дилемма не просто нарушить пост, а всю монашескую традицию (русские монахи не едят мяса) или попрекнуть человека и прославить его на весь мир, что вот, как в пост принимает.

Святитель принял безошибочное решение: он подошел, попробовал это мясо, похвалил поваров и пошел кропить дальше. Это Великим постом! Но зато он смог показать, что значит любовь к человеку. Притом, даже просто взглянув на его икону, можно понять, каким он был постником.

Пост и «медиа»

«Медиа-пост» очень важен. Обратите внимание: первое, что мы просим у Бога, первая ектиния почти в любом богослужении «о свышнем мире», то есть о мире Божьем, сходящим свыше. Виртуальное пространство катастрофически этот мир разрушает.

Пустое времяпрепровождение в социальных сетях, бесконечные комментарии, переписки, погружение в чьи-то посты (слово вроде то же самое, но смысл его другой) – внутренне очень сильно разоряет человека. Великим постом лучше отойти от этого. Если совсем тяжело отказаться – пробегите заголовки раз в день.

И не нужно бояться выпасть из информационного пространства, что-то пропустить. Новости в последнее время очень тяжелые, и, может быть, постом важнее усилить молитву примирения, потому что когда христиане молятся, они намного активнее действуют в этом мире, чем когда они переживают из-за плохих новостей. Если мы просто нервничаем, переживаем, значит, пространство недоброты добралось до нас и победило нас.

Если мы не можем удержаться от такого внутреннего опустошения, пребывая в информационном пространстве, лучше отгородиться от него на время.

Более того, мне кажется, что сейчас такое количество людей подпало под сильнейшую зависимость от интернета, которую можно сравнить с алкогольной или наркотической.

Поэтому попробуйте, вернувшись с работы, не садиться вечером перед экраном. Может быть, и ваш подросток станет играть меньше в компьютерные игры? Да, сначала это покажется непростым делом, но потом станет легче и появятся другие интересы, более полезные. Например, семейные разговоры, семейное общение…

А те, кто просто не ест мяса и не ходит в храм?

Пренебрежительного отношения, понятно, быть не должно. Даже если человек решил держать пост, просто ограничивая себя в каких-то продуктах, – это может быть таким неосознанным шагом к Богу, и это очень важно.

Помню, дети были на спортивной тренировке при храме, и я, ожидая их, разговорился с одним человеком. Как раз шел Великий пост. Этот человек – очень мощный, спортивный, говорит мне: «Не могу без мяса. Хотя бы в Великий пост? Он сколько длится? Сорок дней и неделя?! Вы что?!»

Тогда я предложил попробовать воздержаться хотя бы Страстную седмицу. «Семь дней? Боюсь, что не смогу», – ответил собеседник. «А если три дня», – предложил я. Человек этот крепко задумался и сказал, явно собирая в кулак волю: «Я попробую».

Я понял, что если этот мощный спортсмен три дня попостится, то это по трудам будет больше, чем все мои посты и постные дни за год.

Господь же не на внешнее, а на внутреннее смотрит, и иногда такие попытки гораздо больше нашего уставного полного пощения, что куда нам судить другого человека!

Конечно, если такой человек нас спрашивает, мы можем указать ему на цели поста. Но не так, что «ты грешишь, ты не прав», а показать, как много он теряет, не посещая такие чудесные богослужения поста. Это такая потеря, которую нечем восполнить.

Если ты придешь только на Пасхальное богослужение, то ты почувствуешь и поймешь меньше, чем если побываешь на службах Страстной седмицы, которые - настоящее сокровище. Можно рассказать, как ты для себя впервые открывал эти сокровища. Рассказать о службе 12 Евангелий, о том, почему в Великую пятницу нет Литургии…

Так что тем, кто впервые приступает к Великому посту, я бы посоветовал подумать, в чем вы сможете себя ограничивать. Может быть, не стоит брать на себя всю строгость поста, которую несут давно воцерковленные христиане. Надо выбрать менее тяжелую меру, но которую вы выдержите весь пост.

Обязательно нужно открыть для себя богослужения Великого поста. Хотя бы один раз быть на чтении Покаянного канона, чтобы понять, что это такое, походить по воскресным дням, по будням, чтобы помолиться в полупустом храме во время великопостных служб. Обязательно приготовиться к причастию в Великий четверг.

Борис Якеменко - историк, доцент кафедры истории России Российского университета дружбы народов. Член Общественной палаты России с ноября 2007 года, член комиссий по сохранению культурного и духовного наследия, межнациональным отношениям и свободе совести, образованию и науке. Руководитель православного корпуса движения "Наши" с мая 2007 года. Один из идеологов молодежных движений "Наши" и "Идущие вместе", лидером которых являлся его младший брат Василий Якеменко, занявший в октябре 2007 года пост руководителя Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи.

Борис Якеменко
День рождения: 12.08.1966
Место рождения: Люберцы, Московская область, Россия
Гражданство: Россия

Борис Григорьевич Якеменко родился 12 августа 1966 года в городе Люберцы Московской области. Несколько лет спустя, в мае 1971 года, у Бориса появился младший брат Василий, вместе с которым он впоследствии часто упоминался в прессе. Отец братьев Григорий Васильевич Якеменко с 1961 года работал в вертолетном ОКБ имени Камова (позже - АО "Камов") и был главным конструктором легендарного одноместного боевого вертолета Ка-50 "Черная акула".

Известно, что Борис Якеменко окончил Российский университет дружбы народов (дата окончания вуза не сообщалась). В 1991-2003 годах он работал преподавателем школы гуманитарного профиля "Ирмос". Не переставая сотрудничать со школой, в 1998 году Якеменко начал преподавать в РУДН. По данным на январь 2008 года, он был доцентом кафедры истории России.

В прессе Борис Якеменко фигурировал как идеолог, "спичрайтер и мозговой центр" всех молодежных движений Василия Якеменко. Сообщалось, что именно Борис писал все программные документы, а также статьи и большинство речей младшего брата.

В 2000 году Василий Якеменко возглавил молодежное движение "Идущие вместе", "отцами-основателями" которого, по некоторым данным, выступили политтехнологи Глеб Павловский и Марат Гельман). По словам самого Василия Якеменко, именно в связи инициативой создания молодежного движения он был приглашен на работу в администрацию президента России и стал начальником отдела по связям с общественными организациями управления внутренней политики. Эксперты отмечали, что он непосредственно подчинялся заместителю главы президентской администрации Владиславу Суркову, которому приписывали идею организации движения.

В основе структуры "Идущих" лежал клановый принцип: движение делилось на несколько корпусов, которые возглавляли лидеры неформальных объединений агрессивно настроенных футбольных фанатов. В 2002 году численность членов движения составляла около 40 тысяч человек. Писавшая о движении пресса к числу "кумиров" "Идущих", кроме президента Владимира Путина, относила Павла Бородина, писателя Бориса Васильева и Русскую Православную Церковь (о сотрудничестве с РПЦ рассказывал сам Борис Якеменко). Среди врагов "Идущих" упоминались современные либеральные писатели, коммунисты, Америка, в которой "отсутствуют такие важные составляющие, как духовность и понимание собственной этничности" и бывшие советские республики, где "обижают русских". Отмечались также такие "характерные черточки" идеологии "Идущих", как "положительное отношение к смертной казни и крайне отрицательное - к гомосексуализму". "Независимая газета" в числе "отечественных предтеч вековой давности" движения называла Русское собрание, Союз русского народа, Союз имени Михаила Архангела.

Между тем движение прославилось, главным образом, "культурными" акциями скандального характера, например: обменом книг Карла Маркса, Виктора Пелевина и Владимира Сорокина, объявленных "вредными", на сборник повестей Бориса Васильева или выступлением у Большого театра против Сорокина как автора либретто к новой опере. Проводились "Идущими" и политические акции, в том числе сожжение флага США у здания посольства этого государства во время митинга в защиту арестованного Павла Бородина и демонстрация в защиту Конституции РФ, во время которой были сожжены портреты "предателей", в числе которых были и некоторые оппозиционные российские политики.

Через некоторое время движение "Идущие вместе" распалось. На смену ему пришло молодежное движение "Наши", идеологом которого также назывался Борис Якеменко. Учредительная конференция движения состоялась 5 апреля 2005 года, на ней Василий Якеменко был избран одним из пяти федеральных комиссаров движения.

Судя по материалам в прессе, движение "Наши", сразу обозначившее свою пропрезидентскую направленность, очень быстро приобрело известность. Отмечалось, что вскоре после его создания Василий Якеменко в своих выступлениях заявил о том, что задачей движения является "борьба с фашизмом во всех его проявлениях" (к его представителям он отнес НБП). Позднее к ним добавились скинхеды, члены РНЕ и "так называемые ваххабиты"), а также либеральная оппозиция "от "Яблока" до Хакамады". В конце 2005 года аналитики высказали мысль о том, что, создав "Наших", федеральные власти решили воспитать преданную молодежь, которую можно будет использовать на своей стороне в случае оранжевой революции.

На вопрос о том, не являются ли "Наши" аналогом "Идущих вместе", Василий Якеменко отвечал отрицательно. Он заявлял, что "Идущие вместе" были компактной организацией, основанной лично им и решавшей определенные задачи - "культурные или строительные". Сверхзадачами "Наших", по его словам, являлись "подготовка поколения профессионалов" и "оптовая смена существующей бюрократии". В свою очередь, Борис Якеменко, отвечая на вопрос о разнице между "Идущими вместе" и "Нашими", отмечал, что первые, в отличие от вторых, "никогда не замахивались на такие глобальные цели, как модернизация общества".

В ряду самых скандальных акций движения упоминались бойкот и преследование посла Эстонии в России, выступления против участия британского посла Тони Брентона в оппозиционной акции "Другая Россия" и небывалые по массовости мероприятия-акции, такие как "Наша победа" (2005) и "Связной президента" (2007). "Мы хотим в Москве за один день получить команду в 100 тысяч (связных президента)", - заявил Василий Якеменко во время акции, в ходе которой члены движения предлагали прохожим отправить SMS-сообщения главе государства. Также сообщалось о летних лагерях "Наших" на Селигере и встречах президента Путина с активистами движения.

СМИ отмечали, что концу 2007 года движение "Наши" уже "начало размываться". На это указывало его деление на семь новых поддвижений, так называемых контуров. В мае 2007 года Борис Якеменко возглавил православный корпус (контур), создававшийся при полной поддержке Русской православной церкви, с благословения идеолога РПЦ, председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Кирилла. "Коммерсант" писал, что, по замыслу старшего брата Якеменко, "воцерковленные комиссары" из корпуса будут вести уроки православия в школах и "защищать церковь". Представители православной общественности назвали проект "опорой церкви", отмечая, что он поможет "выработать у православной молодежи вкус к политической жизни". При этом высказывались опасения, что новое объединение может быть использовано в качестве "инструмента политической борьбы".

В октябре 2007 года Василий Якеменко перешел на работу в правительство, став главой Госкомитета по делам молодежи. В ноябре того же года Борис Якеменко был избран в Общественную палату и вошел в состав комиссий по сохранению культурного и духовного наследия, межнациональным отношениям и свободе совести, образованию и науке. "Коммерсант" писал, что его рекомендовал общероссийский союз общественных объединений "Свободная Россия" во главе с бывшим сотрудником администрации президента России Модестом Колеровым, который с марта 2005 года по октябрь 2007 года руководил управлением по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами (считалось, что оно, в том числе, отвечало за предотвращение "бархатных революций" в странах СНГ). При этом в ряде изданий, рассказавших об избрании Бориса Якеменко, он был ошибочно назван руководителем "Свободной России". В декабре 2007 года Василий Якеменко на съезде "Наших" заявил о сложении с себя полномочий лидера движения. Избранный президентом России в марте 2008 года Дмитрий Медведев в мае того же года поручил создать на базе возглавляемого Василием Якеменко комитета федеральное агентство, которое будет находиться в ведении вновь созданного министерства по делам спорта, молодежи и туризма.

В 2008 году Борис Якеменко вновь фигурировал в СМИ как глава православного корпуса движения "Наши". В мае он объявил, что осенью активисты корпуса по написанному им учебнику начнут преподавать в школах 10 городов страны предмет "Основы православной культуры". "Курс рассчитан на старшеклассников и может быть изучен за год при занятиях один раз в неделю", - сообщали тогда "Новые известия".

В июне 2008 года, в день открытия Архиерейского собора РПЦ у стен храма Христа Спасителя произошло столкновение между сторонниками епископа Диомида, обвинявшего руководство РПЦ в "отступлениях от чистоты православного вероучения", и активистами движения "Наши". По словам Бориса Якеменко, активисты православного корпуса развернули плакаты в поддержку патриарха Алексия Второго в ответ на призывы толпы сторонников Диомида "к расколу церкви". После начавшейся драки в дело вмешался ОМОН.

В июле 2010 года братья Якеменко обратились с иском о защите чести и достоинства к писателю-сатирику Виктору Шендеровичу, "Новой газете", радиостанции "Эхо Москвы" и правозащитнику Александру Подрабинеку. Поводом для иска стали утверждения ответчиков о причастности братьев к размещению в интернете видеозаписей, на которых заснятые на скрытую камеру оппозиционные политики, журналисты и общественные деятели давали взятки сотрудникам ГИБДД, употребляли наркотики. По утверждению "Новой газеты", Борис Якеменко проговорился "о ранее неизвестных обстоятельствах" одной из скандальных видеозаписей (изначально издание перепутало Бориса с его братом и даже опубликовало опровержение с извинениями). Отвергая обвинения в причастности к "компромату", братья Якименко потребовали взыскать с ответчиков более 4,5 миллиона рублей. Рассмотревший иск Перовский суд Москвы в октябре того же года удовлетворил требования истцов, однако лишь частично, взыскав по 60 тысяч рублей с "Новой газеты" и "Эха Москвы", по 20 тысяч - с журналистов газеты, написавших статьи о братьях Якеменко журналистов и 10 тысяч - с Шендеровича. Иск к Подрабинеку, утверждавшему в своем блоге, что "спонсоры этой съемочной группы должны быть весьма влиятельными людьми", судом был отклонен. Впрочем, 10 декабря 2010 года Московский городской суд отменил решение Перовского суда и направил дело на новое рассмотрение. В июле 2011 года Басманный суд Москвы обязал Виктора Шендеровича выплатить братьям 10 тысяч рублей в качестве компенсации, "Новую газету" и ее сотрудников - 70 тысяч рублей, а "Эхо Москвы" было признано невиновным.

Историк, доцент кафедры истории России Российского университета дружбы народов. Член Общественной палаты России с ноября 2007 года, член комиссий по сохранению культурного и духовного наследия, межнациональным отношениям и свободе совести, образованию и науке. Руководитель православного корпуса движения "Наши" с мая 2007 года. Один из идеологов молодежных движений "Наши" и "Идущие вместе", лидером которых являлся его младший брат Василий Якеменко, занявший в октябре 2007 года пост руководителя Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи.


Борис Григорьевич Якеменко родился 12 августа 1966 года в городе Люберцы Московской области. Несколько лет спустя, в мае 1971 года, у Бориса появился младший брат Василий, вместе с которым он впоследствии часто упоминался в прессе. Отец братьев Григорий Васильевич Якеменко с 1961 года работал в вертолетном ОКБ имени Камова (позже - АО "Камов") и был главным конструктором легендарного одноместного боевого вертолета Ка-50 "Черная акула".

Известно, что Борис Якеменко окончил Российский университет дружбы народов (дата окончания вуза не сообщалась). В 1991-2003 годах он работал преподавателем школы гуманитарного профиля "Ирмос". Не переставая сотрудничать со школой, в 1998 году Якеменко начал преподавать в РУДН. По данным на январь 2008 года, он был доцентом кафедры истории России.

В прессе Борис Якеменко фигурировал как идеолог, "спичрайтер и мозговой центр" всех молодежных движений Василия Якеменко. Сообщалось, что именно Борис писал все программные документы, а также статьи и большинство речей младшего брата.

В 2000 году Василий Якеменко возглавил молодежное движение "Идущие вместе", "отцами-основателями" которого, по некоторым данным, выступили политтехнологи Глеб Павловский и Марат Гельман). По словам самого Василия Якеменко, именно в связи инициативой создания молодежного движения он был приглашен на работу в администрацию президента России и стал начальником отдела по связям с общественными организациями управления внутренней политики. Эксперты отмечали, что он непосредственно подчинялся заместителю главы президентской администрации Владиславу Суркову, которому приписывали идею организации движения.

В основе структуры "Идущих" лежал клановый принцип: движение делилось на несколько корпусов, которые возглавляли лидеры неформальных объединений агрессивно настроенных футбольных фанатов. В 2002 году численность членов движения составляла около 40 тысяч человек. Писавшая о движении пресса к числу "кумиров" "Идущих", кроме президента Владимира Путина, относила Павла Бородина, писателя Бориса Васильева и Русскую Православную Церковь (о сотрудничестве с РПЦ рассказывал сам Борис Якеменко). Среди врагов "Идущих" упоминались современные либеральные писатели, коммунисты, Америка, в которой "отсутствуют такие важные составляющие, как духовность и понимание собственной этничности" и бывшие советские республики, где "обижают русских". Отмечались также такие "характерные черточки" идеологии "Идущих", как "положительное отношение к смертной казни и крайне отрицательное - к гомосексуализму". "Независимая газета" в числе "отечественных предтеч вековой давности" движения называла Русское собрание, Союз русского народа, Союз имени Михаила Архангела.

Между тем движение прославилось, главным образом, "культурными" акциями скандального характера, например: обменом книг Карла Маркса, Виктора Пелевина и Владимира Сорокина, объявленных "вредными", на сборник повестей Бориса Васильева или выступлением у Большого театра против Сорокина как автора либретто к новой опере. Проводились "Идущими" и политические акции, в том числе сожжение флага США у здания посольства этого государства во время митинга в защиту арестованного Павла Бородина и демонстрация в защиту Конституции РФ, во время которой были сожжены портреты "предателей", в числе которых были и некоторые оппозиционные российские политики.

Через некоторое время движение "Идущие вместе" распалось. На смену ему пришло молодежное движение "Наши", идеологом которого также назывался Борис Якеменко. Учредительная конференция движения состоялась 5 апреля 2005 года, на ней Василий Якеменко был избран одним из пяти федеральных комиссаров движения.

Судя по материалам в прессе, движение "Наши", сразу обозначившее свою пропрезидентскую направленность, очень быстро приобрело известность. Отмечалось, что вскоре после его создания Василий Якеменко в своих выступлениях заявил о том, что задачей движения является "борьба с фашизмом во всех его проявлениях" (к его представителям он отнес НБП). Позднее к ним добавились скинхеды, члены РНЕ и "так называемые ваххабиты"), а также либеральная оппозиция "от "Яблока" до Хакамады". В конце 2005 года аналитики высказали мысль о том, что, создав "Наших", федеральные власти решили воспитать преданную молодежь, которую можно будет использовать на своей стороне в случае оранжевой революции.

На вопрос о том, не являются ли "Наши" аналогом "Идущих вместе", Василий Якеменко отвечал отрицательно. Он заявлял, что "Идущие вместе" были компактной организацией, основанной лично им и решавшей определенные задачи - "культурные или строительные". Сверхзадачами "Наших", по его словам, являлись "подготовка поколения профессионалов" и "оптовая смена существующей бюрократии". В свою очередь, Борис Якеменко, отвечая на вопрос о разнице между "Идущими вместе" и "Нашими", отмечал, что первые, в отличие от вторых, "никогда не замахивались на такие глобальные цели, как модернизация общества".

В ряду самых скандальных акций движения упоминались бойкот и преследование посла Эстонии в России, выступления против участия британского посла Тони Брентона в оппозиционной акции "Другая Россия" и небывалые по массовости мероприятия-акции, такие как "Наша победа" (2005) и "Связной президента" (2007). "Мы хотим в Москве за один день получить команду в 100 тысяч (связных президента)", - заявил Василий Якеменко во время акции, в ходе которой члены движения предлагали прохожим отправить SMS-сообщения главе государства. Также сообщалось о летних лагерях "Наших" на Селигере и встречах президента Путина с активистами движения.

СМИ отмечали, что концу 2007 года движение "Наши" уже "начало размываться". На это указывало его деление на семь новых поддвижений, так называемых контуров. В мае 2007 года Борис Якеменко возглавил православный корпус (контур), создававшийся при полной поддержке Русской православной церкви, с благословения идеолога РПЦ, председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Кирилла. "Коммерсант" писал, что, по замыслу старшего брата Якеменко, "воцерковленные комиссары" из корпуса будут вести уроки православия в школах и "защищать церковь". Представители православной общественности назвали проект "опорой церкви", отмечая, что он поможет "выработать у православной молодежи вкус к политической жизни". При этом высказывались опасения, что новое объединение может быть использовано в качестве "инструмента политической борьбы".

В октябре 2007 года Василий Якеменко перешел на работу в правительство, став главой Госкомитета по делам молодежи. В ноябре того же года Борис Якеменко был избран в Общественную палату и вошел в состав комиссий по сохранению культурного и духовного наследия, межнациональным отношениям и свободе совести, образованию и науке. "Коммерсант" писал, что его рекомендовал общероссийский союз общественных объединений "Свободная Россия" во главе с бывшим сотрудником администрации президента России Модестом Колеровым, который с марта 2005 года по октябрь 2007 года руководил управлением по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами (считалось, что оно, в том числе, отвечало за предотвращение "бархатных революций" в странах СНГ). При этом в ряде изданий, рассказавших об избрании Бориса Якеменко, он был ошибочно назван руководителем "Свободной России". В декабре 2007 года Василий Якеменко на съезде "Наших" заявил о сложении с себя полномочий лидера движения. Избранный президентом России в марте 2008 года Дмитрий Медведев в мае того же года поручил создать на базе возглавляемого Василием Якеменко комитета федеральное агентство, которое будет находиться в ведении вновь созданного министерства по делам спорта, молодежи и туризма.

В 2008 году Борис Якеменко вновь фигурировал в СМИ как глава православного корпуса движения "Наши". В мае он объявил, что осенью активисты корпуса по написанному им учебнику начнут преподавать в школах 10 городов страны предмет "Основы православной культуры". "Курс рассчитан на старшеклассников и может быть изучен за год при занятиях один раз в неделю", - сообщали тогда "Новые известия".

В июне 2008 года, в день открытия Архиерейского собора РПЦ у стен храма Христа Спасителя произошло столкновение между сторонниками епископа Диомида, обвинявшего руководство РПЦ в "отступлениях от чистоты православного вероучения", и активистами движения "Наши". По словам Бориса Якеменко, активисты православного корпуса развернули плакаты в поддержку патриарха Алексия Второго в ответ на призывы толпы сторонников Диомида "к расколу церкви". После начавшейся драки в дело вмешался ОМОН.

В июле 2010 года братья Якеменко обратились с иском о защите чести и достоинства к писателю-сатирику Виктору Шендеровичу, "Новой газете", радиостанции "Эхо Москвы" и правозащитнику Александру Подрабинеку. Поводом для иска стали утверждения ответчиков о причастности братьев к размещению в интернете видеозаписей, на которых заснятые на скрытую камеру оппозиционные политики, журналисты и общественные деятели давали взятки сотрудникам ГИБДД, употребляли наркотики. По утверждению "Новой газеты", Борис Якеменко проговорился "о ранее неизвестных обстоятельствах" одной из скандальных видеозаписей (изначально издание перепутало Бориса с его братом и даже опубликовало опровержение с извинениями). Отвергая обвинения в причастности к "компромату", братья Якименко потребовали взыскать с ответчиков более 4,5 миллиона рублей. Рассмотревший иск Перовский суд Москвы в октябре того же года удовлетворил требования истцов, однако лишь частично, взыскав по 60 тысяч рублей с "Новой газеты" и "Эха Москвы", по 20 тысяч - с журналистов газеты, написавших статьи о братьях Якеменко журналистов и 10 тысяч - с Шендеровича. Иск к Подрабинеку, утверждавшему в своем блоге, что "спонсоры этой съемочной группы должны быть весьма влиятельными людьми", судом был отклонен. Впрочем, 10 декабря 2010 года Московский городской суд отменил решение Перовского суда и направил дело на новое рассмотрение. В июле 2011 года Басманный суд Москвы обязал Виктора Шендеровича выплатить братьям 10 тысяч рублей в качестве компенсации, "Новую газету" и ее сотрудников - 70 тысяч рублей, а "Эхо Москвы" было признано невиновным.

Борис Якеменко - кандидат исторических наук, автор ряда учебников. Отмечалось, что помимо "Основ православной культуры" он написал базовый учебник для 10-11 классов "История Отечества", использующегося в Москве и ряде регионов России. Им написаны несколько десятков книг и статей по вопросам истории и культуры России и Москвы, русской общественной мысли ("Взыскание града. Эсхатологическая идея Нового Иерусалима в общественной мысли и культуре Древней Руси", "Культура Москвы", "Резные камни истории", "Суханово. История усадьбы" и другие). Якеменко также упоминался в прессе в качестве политолога и публициста.

По словам своего брата Василия, Борис Якеменко - "глубоко православный человек".

"Непричастный" Василий Якеменко "раскрыл неизвестные публике детали о создании видеоролика, а затем опубликовали уточнение, что это был не он, а его брат"

Оригинал этого материала
© GZT.Ru , 16.09.2010, Пересказа шутки оказалось недостаточно для судебной победы над братьями Якеменко, Фото: "Коммерсант"

Анастасия Михайлова

В четверг Перовский суд столицы частично удовлетворил скандальный иск о защите чести и достоинства бывшего лидера движения «Наши» Василия Якеменко и его брата, руководителя православного корпуса организации Бориса Якеменко. За утверждения об их причастности к съемкам провокационного видео оппозиционеров суд взыскал с журналистов 150 тыс. рублей - в 30 раз меньше, чем просили братья Якеменко.

Суд признал, что ответчики: журналист Виктор Шендерович, радиостанция «Эхо Москвы» и редакция «Новой Газеты» опорочили доброе имя истцов, обвинив их в причастности к съемкам компрометирующих роликов «Слово и дело». Ситуацию не спасло даже появление в суде политолога Дмитрия Орешкина, который должен был доказать, что обвинения в адрес братьев Якеменко не были голословными.

В итоге суд постановил опровергнуть порочащие сведения, а также взыскать в пользу истцов в общей сложности 150 тыс. рублей вместо требуемых 4,6 млн. «Эхо Москвы» и «Новая газета» заплатят по 60 тыс., журналисты, готовившие статью к публикации, - 20 тыс., а Виктор Шендерович - 10 тыс.

Иск подавался еще к одному известному журналисту Александру Подрабинеку, но суд отказал в его удовлетворении.

Стоит отметить, что ранее 3 сентября Тверской суд столицы отказал в удовлетворении аналогичного иска движения «Наши» к члену политсовета движения «Солидарность» Илье Яшину, который также высказал предположения о причастности «Наших» к участию в провокации.

Оппозиционеров "засветили" в интернете

Скандальные видеоролики, которые вызвали большой общественный резонанс, появились в интернете весной этого года. На них скрытой камерой было заснято, как оппозиционные деятели совершают нелицеприятные поступки.

Так Илья Яшин, а также редактор журнала «Русский Newsweek» Михаил Фишман и независимый политолог Дмитрий Орешкин предлагали взятки инспекторам ГИБДД. На других роликах были засняты в интимной обстановке журналист Виктор Шендерович, бывший лидер НБП Эдуард Лимонов и лидер ДПНИ Александр Белов вместе с некой молодой особой. Лицо же девушки на ролике было закрыто черным квадратом.

После этого в СМИ и на интернет-сайтах пошло бурное обсуждение записей. Выдвигались разные предположения о том, кто организовал съемки и для чего. Была даже версия, что видео является фальшивкой и на самом деле снимались актеры, внешне похожие на оппозиционеров.

Сами же герои роликов обвинили в провокации спецслужбы, Кремль, а также бывшего лидера движения «Наши» Василия Якеменко и его брата Бориса. Кто организовал съемки и были ли они настоящими, до сих пор достоверно неизвестно.

Обвинения в уголовщине

В своем иске братья Якеменко просили суд признать недостоверными и порочащими высказывания Виктора Шендеровича в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» 25 марта 2010 года. Тогда Шендерович заявил о том, что бывший лидер движения «Наши» состоит в прямой связи с организаторами операции.

Истцами также оспаривалась , в которой журналисты также написали о причастности Якеменко к провокации.

Александра Подрабинека же братья просили наказать за порочащую информацию в его блоге в "Живом Журнале". В конце апреля некий пользователь jolly33 оставил там комментарий , в котором привел цитаты из выступления Шендеровича на радио и выдержки из статьи «Новой газеты» и на основании их высказал свое личное мнение также о причастности братьев к скандальным видеороликам.

«Моих доверителей обвинили в том, что они приняли участие в уголовщине и влезли в личную жизнь! - заявил на суде братьев Якеменко адвокат Сергей Жорин. - Истцы отрицают эти обвинения, они этого не делали».

Необоснованные требования

Стоит отметить, что за все время разбирательства Виктор Шендерович в суд ни разу не явился. Из-за этого начало рассмотрения дела переносилось шесть раз. Остальные же ответчики доказывали, что исковые требования братьев Якеменко не подлежат удовлетворению.

«Претензии, по сути, не ко мне, а к некому пользователю jolly33! Но истцы даже не попытались установить его личность, а сразу подали иск ко мне!»- возмущался на суде Подрабинек.

«Следуя логике истцов, нам надо было разместить что-нибудь в их блоге и подать встречный иск!» - поддерживал своего клиента адвокат Прохоров.

Овечка на бойне

В отличие от них юрист «Новой Газеты» Ярослав Кожеуров пытался доказать, что сведения, написанные в статье, являются достоверными. По словам юриста, в одной из своих публикаций Василий Якеменко проговорился о том моменте, который не вошел в ролик.

«Он написал, что Орешкин, когда предлагал взятку гаишнику, представился им невинной овечкой из Института Географии. Откуда он мог знать об этом, если на ролике этого нет?!» - задавал вопрос юрист.

["Ежедневный журнал", 02.09.2010, "Компромат как дело чести" : «Новая газета» привела высказывание одного из них, что, мол, «Орешкин представился сотрудникам ГИБДД невинной овечкой из географического института». Проблема в том, что в ролике этих слов мой лирический герой, насколько могу судить, не произносит. Отсюда логичный вывод, что г-н Якеменко (для меня не так уж важно, который из двух) видел сюжет не в окончательном виде, а до монтажа, когда тот еще не был вывешен в Сети. То есть имел доступ к так называемым исходникам, из которых позже склеили окончательную версию. Это, в свою очередь, означает, что один из г.г. Якеменко был прямо или косвенно причастен к подготовке материала. - Врезка К.ру]

По просьбе юриста в суд был приглашен сам политолог Дмитрий Орешкин. Придя на заседание, Орешкин выглядел очень бледным. Свидетель признался, что самого ролика он не видел, но ему рассказывали, что на нем. Однако он достоверно не знает, он ли там предлагает взятку сотруднику ГИБДД или нет.

«Я всегда представляюсь сотрудникам ГИБДД „невинной овечкой“ из Института Географии, - признался Орешкин. - Но на ролике этого нет, откуда Якеменко об этом узнал?»

Однако по большей части представителей заинтересовал вопрос, всегда ли он дает взятки.

«Ну вы понимаете, что мы живем в России и должны действовать в соответствии с принятыми тут правилами», - туманно ответил Орешкин.

«Вообще не понимаю, зачем Орешкин пришел в суд. Его и правда привели на бойню в суд, невинную овечку. Мы вот теперь будет думать, подавать ли заявления в правоохранительные органы, ведь он, по сути, признался в даче взятки!» - сообщил GZT.RU адвокат истцов Сергей Жорин.

Урезанная компенсация

Между тем участники процесса, кроме Александра Подрабинека, недовольны решением суда и намерены его обжаловать в кассационной инстанции.

«Абсолютно все сведения признаны недостоверными, но нам существенно срезали компенсацию морального вреда! Это безобразие! - заявил корреспонденту GZT.RU адвокат Сергей Жорин. - Значит, Юрий Лужков будет продолжать выигрывать миллионы рублей, а обычным гражданам будут присуждать по несколько тысяч?!»

Интересно, что именно в четверг 16 сентября пленум Верховного суда принял поправки к своему постановлению «о практике применения закона о СМИ», в котором призвал судей снижать сумму компенсации морального вреда по искам о защите чести и достоинства, не удовлетворяя многомиллионные иски.

"Требуют от меня опровергнуть сведения не мои, а другого, не установленного ими лица"

Объяснение Александра Подрабинека по поводу иска братьев Якеменко

Оригинал этого материала
© "Ежедневный журнал" , 15.09.2010, Объяснение

Александр Подрабинек

С шестой попытки судебный процесс наконец начался. Василий Якеменко и его брат Борис с точно такой же фамилией предъявили «Новой газете», двум ее журналистам Лоле Тагаевой и Александру Литому, радиостанции «Эхо Москвы», Виктору Шендеровичу и мне иск на общую сумму более четырех с половиной миллионов рублей. Истцам не понравились сообщения и комментарии журналистов об их контактах с организаторами известной операции, в результате которой в интернете был размещен видеоролик о попытке дачи взяток сотрудникам ГИБДД Яшиным, Орешкиным и Фишманом.

В первый день процесса федеральный судья Ефремов попросил ответчиков, в том числе меня, дать свои объяснения по поводу иска.

Я объяснил:

Уважаемый суд!

История, рассказанная истцами в их исковом заявлении, существенно отличается от того, что происходило на самом деле. Иск полон недомолвок и передергиваний.

Прежде всего отправной точкой для истцов, как они сами пишут, является видеоролик, в котором Илья Яшин, Дмитрий Орешкин и Михаил Фишман, люди хорошо известные и в приличных кругах весьма уважаемые, якобы дают взятки работникам ГИБДД. […] Видеоролик этот, как следует из первого абзаца искового заявления, был размещен в интернете в марте этого года.

Уже во втором абзаце искового заявления истцы сообщают, что 23 апреля в моем блоге в Живом Журнале (Livejournal.com) была размещена «Подглядывать все еще неприлично». Лукавые истцы ставят два события рядом, но «забывают» сообщить, что они между собой не связаны. Между этими двумя событиями времени прошло больше месяца, в которое, кстати, уместился и эпизод с «Эхом Москвы» и Виктором Шендеровичем.

Моя статья написана совсем по другому поводу, а именно о том, как некие не установленные пока лица засылали свою проститутку некоторым общественным деятелям, тайком снимали на видеокамеру сцены сексуального общения, а затем выкладывали это в интернет, рассчитывая скомпрометировать нелюбезных им людей. Мое отношение к этой истории выражено в заголовке - подглядывать неприлично. Почему братаны Якеменки на это обиделись - я недоумеваю. Я не писал, что они стоят за этой провокацией. […]

Да и претензии у них, по сути, не ко мне, а к неведомому комментатору, высказавшемуся в адрес Якеменок нелицеприятно. Правда, лукавые истцы и тут умалчивают, что комментарий, который их обидел, не мой. Именно это обстоятельство я имел в виду, когда заявлял ходатайство о признании меня ненадлежащим ответчиком. Кто скрывается под именем jolly33, именно под этим именем в моем блоге размещен обидный для Якеменок комментарий, я до сих пор не знаю.

В таком случае, чего же хотят истцы от меня? Ну, понятно, денег. Кто же их не хочет? Но почему они хотят денег от меня, а не от того, кто этот комментарий разместил? Здесь может быть два ответа.

Первый: комментатора надо найти, а это дело нелегкое. Они даже адрес Шендеровича найти не могут, а тут виртуальное пространство. А Подрабинек - вот он, чего бы к нему не прицепиться?!

Второй ответ таков: комментарий создан неизвестно кем (или наоборот известно кем) исключительно для того, что бы найти повод для иска и соединить четырех ответчиков в одном деле. Кто это сделал? Я, заметьте, не утверждаю, что это сделали истцы или кто-то по их поручению - это было бы несовместимо с их высоким статусом федеральных чиновников.

Тем не менее, истцы убеждены, что размещение в моем блоге чьего-то анонимного комментария дает им право привлекать меня к ответственности. Это как если бы к вам, уважаемый суд, домой пришли два гостя, которые затем между собой переругались, а один из них, самый обиженный, побежал бы скорее в прокуратуру писать заявление - но не на своего обидчика, а на хозяина дома, потому что это именно в его доме обидели несчастного.

Что такое дневник в Livejournal.com? В Пользовательском соглашении , которое регулирует взаимоотношения между каждым пользователем и администрацией ресурса, говорится: «LiveJournal.com является веб-сервисом, позволяющим создавать и вести онлайновые дневники… После регистрации в LiveJournal каждый пользователь получает в личное пользование дисковое пространство для размещения текстов, данных, сообщений… Такое Содержание может размещаться как на серверах LiveJournal, так и на серверах, принадлежащих третьим лицам».

Иначе говоря, мой дневник - это те записи, которые размещены под моим именем. Они могут быть расположены в моем блоге или в чужих блогах - в любом случае, это мой дневник и я несу за него ответственность. Точно так же несет свою ответственность и любой другой блогер - за записи, сделанные под его именем, в чьих бы блогах они ни находились.

Г-жа Омашева, генеральный директор акционерного общества «Суп Фабрик», которое распоряжается Живым Журналом, на запрос моего представителя г-жи Маннановой отвечает: «Содержанием дневника являются тексты, данные, сообщения и иная информация, размещенная на дисковом пространстве LiveJournal.com, пользователем под зарегистрированным в LiveJournal.com именем указанного пользователя». Мой дневник - это мои записи. Мои, а не чужие, как того хотелось бы братьям Якеменко!

Если бы все было так, как это представляют себе истцы, жизнь в Интернете остановилась бы. Любой человек, создав себе за пять минут бесплатный аккаунт, может зайти, например, в чужой блог и оставить запись о том, что г-н Якеменко - негодяй или, например, занимается сексом с несовершеннолетними девочками в молодежном лагере «Селигер». Записи достаточно провисеть одну минуту, чтобы нотариус ее зафиксировал - и пожалуйста, можно предъявить владельцу блога иск на 200 тысяч рублей! С правовой точки зрения, это совершеннейший бред, независимо от того, прав или не прав в данном случае, то есть в отношении Якеменко, был комментатор. […]

Истцы могут возразить, что в своем блоге я вправе редактировать или вовсе убирать чужие комментарии. Поэтому я должен особо подчеркнуть для уважаемого суда, что редактировать чужие записи я не могу. Не потому, что я, в отличие от некоторых участников этого процесса, противник цензуры, а просто физически не могу. У меня нет такой технической возможности. Я могу редактировать только свои собственные записи. В том же ответе г-жа Омашева пишет: «Возможность редактирования комментариев, оставляемых другими пользователями, у Пользователя отсутствует».

Истцы могут возразить, что я вправе удалить из своего блога чужой комментарий. Действительно могу. Иногда удаляю. Но, во-первых, я могу это делать, но вовсе не обязан. Во-вторых, никто по поводу удаления этой конкретной записи, так обидевшей Якеменок, ко мне не обращался. И, наконец, в-третьих, и это самое главное - удаление чужой записи не отменяет факт ее публикации, то есть широкого распространения. Г-жа Омашева в своем ответе пишет: «Пользователь имеет возможность удалить комментарий другого пользователя только после того, как комментарий был обнародован». А если он был обнародован, то факт распространения состоялся, независимо от того, сколько этот комментарий просуществовал в виде записи.

Истцы в своем исковом заявлении просят Перовский суд обязать меня «опровергнуть не соответствующие действительности и порочащие честь и достоинство Истцов сведения». При этом лукавые истцы не уточняют, что требуют от меня опровергнуть сведения не мои, а другого, не установленного ими лица. Если бы они это упомянули, то было бы совсем глупо - как я могу опровергнуть то, чего я не говорил? […]

Известное постановление № 3 Пленума Верховного суда от 24 февраля 2005 года устанавливает, что надлежащими ответчиками по делам о защите чести и достоинства и деловой репутации являются авторы не соответствующих действительности порочащих сведений, а также лица, распространившие их. Пункт 7 этого постановления разъясняет, что существенное значение для дела имеют три факта: «факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом». В данном случае совершенно неопровержимо, что отсутствует первое обстоятельство - факт распространения мною сведений.

Истцам, так нервно реагирующим на упоминания о них в интернете, следует поискать человека, на которого они обиделись. По известному анекдоту, искать надо не там, где светло, а там, где потерял. Правда, для этого надо приложить некоторые усилия.

У этого иска два автора - жадность и глупость. Не лучшие черты человеческого характера, хотя и весьма распространенные. К сожалению, это выражается в судебном иске, в предъявленных ко мне требованиях. Они несостоятельны и не основаны на законе. Я прошу в удовлетворении иска отказать.