Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Пасхальное богослужение: начало и продолжительность, традиции. Продолжительность торжества и правильная подготовка к нему. Свято-Михайловский Выдубицкий монастырь

Пасха – главный христианский праздник, установленный в честь Воскрешения Христова. В переводе с древнегреческого «Пасха» означает «прохождение мимо». Слово сохранилось в прежнем значении и в наши дни: в современном английском — это «pass» («проходить», «преодолевать».)

Исторические корни празднования Пасхи уходят в раннее христианство. Уже в документах II века и сочинениях первых христианских писателей (Мелитона Сардийского, Ипполита Римского, Климента Александрийского) Пасха описывается как ежегодный торжественный праздник. Также уже в это время складываются традиции проведения церковных предпасхальных служб Великого Четверга, Пятницы и Субботы и пасхальной полунощницы и утрени.
Как вычисляют дату Пасхи?

Христианская Пасха всегда отмечается после иудейского Пейсаха, ее дата уникальна. До IV века крестная и воскресная Пасха праздновались в первое воскресенье после первого дня весеннего полнолуния, как в Восточной, так и в Западной (Римской церквях). После разделения церквей, Пасху отмечали по разным пасхалиям: день празднования высчитывался на основе специальных пасхальных календарей.

Разница в датах православной и католической Пасхи в наше время объясняется еще и тем, что с 1582 года Римско-католическая церковь отмечает праздник по Григорианскому календарю, а православная церковь с 1923 года перешла на новоюлианский календарь. Поэтому иногда католическая Пасха почти совпадает с иудейским Пейсахом и отмечается раньше православной чуть ли не на целый месяц.
Основные пасхальные традиции

Главные традиции празднования Пасхи сформировались еще в первом веке. Пасха знаменует собой возрождение и обновление, поэтому символами праздника всегда считались Вода (пасхальные ручьи), Жизнь (пасхальные куличи и крашеные яйца) и Благодатный Огонь. Во всех христианских конфессиях в пасхальную ночь проходят богослужения и крестные ходы. Также сорок дней после наступления Пасхи существует традиция христоваться; троекратно целуясь, приветствовать друг друга словами «Христос воскресе» — «Воистину воскресе».
Что нельзя делать на Пасху?

Пасха – это праздник духовного очищения и возрождения. На Пасху запрещено работать и заниматься хозяйственными делами. Единственное исключение – уход за больными людьми и помощь тем, кто нуждается в постоянной опеке. Также на Пасху нельзя ходить на кладбище. Для поминовения усопших родственников есть отдельный родительский день, который выпадает на вторник через неделю после Пасхи. В пасхальную неделю запрещено устраивать панихиды – это дни радости, а не скорби.

Венчаться в предпасхальные и пасхальные дни тоже нельзя, ведь суть праздника не в физических утехах и веселье, а в полном очищении и возрождении человеческой души.

Верующие люди должны придерживаться строгого Поста вплоть до утра воскресенья. В воскресенье накрываются пышные столы с традиционными куличами, крашеными яйцами, молочными и мясными блюдами.

© http://pozdrav.a-angel.ru/prazdniki/pasha.html

Христос Воскресе!

Пасхальная служба


Незадолго до 12 часов ночи в храме началась «полунощница», отец Настоятель окрест покадил Плащаницу и перенес ее на святой Престол. Выключился весь свет, все замерли в ожидании, не слышно даже дыхания, а только стук собственного сердца.

Полночь, в темноте и полной тишине начинает каждение плащаницы в алтаре. И тут слышится тихая песнь:» Воскресение Твое Христе Спасе, Ангелы поют на Небесах, и нас на земле сподоби, чистым сердцем Тебя славити». Еще дважды мы слышали эту песнь, а потом священник вышел из алтаря, держа в руках Благодатный огонь из Гроба Господня. Огонь передавали по всему храму, от человека к человеку, от свечи к свече. Зажглись все лампады, светильники, паникадило, весь храм залился светом, открылись царские врата.

Этого момента мы все так ждали, самого радостного и светлого, самого главного для каждого человека - Воскресения Иисуса Христа, возвращения Сына Божьего к жизни после Его смерти, через распятие на Кресте и после Его погребения. Эти самые важные слова еще не произнесены, но все верные уже знают, знают, что спасение свершилось.

Все вышли из алтаря, хор подхватил торжественное пение и начался крестный ход вокруг храма. Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, – это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю, навстречу своему жениху. Непрерывный трезвон колоколов вторит всеобщей радости. Обойдя храм, все остановились перед закрытыми дверями храма, как перед входом в пещеру Гроба Господня. Отец Настоятель громко поет воскресный тропарь, который будет постоянно сопровождать Пасхальное богослужение: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав ». Затем мы слышим пророчества св. Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…» попеременно с тропарем. И вот тот самый возглас, которого мы все ждали, слова в которых умещается вся православная вера – Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Эти слова гремели как гром, пронизывающий тишину, тьму и любое сомнение.

И с этой радостной вестью мы все вошли в храм. Началась ни с чем не сравнимая Божественная литургия.

«Все, все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!» (Иоанн Златоуст).

Во время службы священник снова и снова с радостью приветствовал всех молящихся словами «Христос Воскресе!» и все отвечали «Воистину Воскресе!». За короткое время отец настоятель менял облачение и обходил храм в красных, желтых, синих, зеленых и белых ризах. Разноцветные одежды подчеркивают, что Пасха – это праздник праздников, великое торжество, когда все в мире ликует и сам мир переливается всеми цветами радуги. После в храме прозвучали слова из Евангелие от Иоанна на 12 языках. Это было настоящее соборное единение – отец Настоятель, алтарники и прихожане произносили слова Священного Писания: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». После причащения молящимися Святых Христовых Тайн, был освящен Артос, который раздадут прихожанам в ближайшую субботу. Каждый подходивший для целования креста, получил из рук священника красивое Пасхальное яичко.

А потом все вышли на улицу, где на столах ждало угощение – вкусное горячее какао с молоком, бутерброды с колбасой и сочники. Как сказал наш отец Настоятель: «…мы все должны делать вместе, и заговляться на Пост и разговляться…». А еще традиция нашего Храма устраивать фейерверк на праздники. Темное ночное небо пронзили разноцветные огни, было очень красиво и торжественно.


Светлое Христово Воскресение. ПАСХА.

Прп. Иоа́нна, ученика прп. Григо́рия Декаполи́та. Макси́мовской иконы Божией Матери.

Полунощницу нужно начинать не позднее 23 часов, чтобы не спеша совершить ее. Так как Литургия, по традиции, совершается непосредственно после утрени и часов, то входные молитвы читаются перед Плащаницей до полунощницы по обычному чину, начиная Трисвятым.

Примечание. Полунощница, согласно Уставу, должна начинаться после чтения Деяний, которое завершается около «часа 4-го нощи», т. е. по-нашему – около 10-ти часов вечера (ср.: Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера», 4-е «зри»).

Календарные заметки:

Служба предваряется чтением Деяний святых апостолов, после чего следует полунощница с каноном Великой Субботы. При пении катавасии 9-й песни канона Плащаница вносится в алтарь. Отпу́ст полунощницы: «Христос, Истинный Бог наш…». В 12 часов ночи по местному времени при пении стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе…» совершается крестный ход вокруг храма. В притворе при затворенных дверях храма начинается пасхальная утреня возгласом «Слава Святей…» и пением «Христос воскресе…» со стихами по пасхальному чину. (Такое пасхальное начало бывает во всю Светлую седмицу на вечерне, утрене и литургии.)
При пении после «Слава, и ныне» второй половины тропаря Пасхи («И су́щим во гробе́х живо́т дарова́в») церковные двери отворяются, духовенство и молящиеся входят в храм. Великая ектения и пасхальный канон. Каждение на каждой песни канона. По каждой песни - катавасия и малая ектения. После пения хвалитных стихир и стихир Пасхи «Да воскреснет Бог…» предстоятель читает Слово огласительное св. Иоанна Златоуста на Святую Пасху: «Аще кто благочестив…», после чего поется тропарь св. Иоанна Златоуста: «Уст твоих якоже светлость огня…».
На литургии антифоны Пасхи; вхо́дный стих: «В це́рквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых» . Вместо Трисвятого - «Ели́цы во Христа крести́стеся…». Вместо «Достойно» - «Ангел вопияше… Светися…». Причастен «Тело Христово приимите…». Вместо «Благословен Грядый во Имя Господне…», «Видехом Свет Истинный…», «Да исполнятся уста наша…», «Буди Имя Господне» и 33-го псалма поется «Христос воскресе…». (Так во всю Светлую седмицу.) По заамвонной молитве освящается артос. Отпу́ст пасхальный: «Христос, воскресый из мертвых…» (на вечерне, утрене и литургии). Царские врата главного алтаря и всех приделов бывают отверстыми в продолжение всей Светлой седмицы.
Вечером совершается великая вечерня . Вход с Евангелием и великий прокимен. Чтение Евангелия иереем, по традиции, в Царских вратах лицом к народу. Предстоятель совершает вечерню в полном облачении.

Порядок чтений, согласно календарю:

Чин полунощницы. При закрытых царских вратах и завесе иерей творит начало: «Благословен Бог наш…». («Царю Небесный» не читается.) Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». «Господи, помилуй» (12), «Слава, и ныне». «Прииди́те, поклони́мся...» (3), и псалом 50-й.

Канон Великой Субботы (из Триоди Постной): «Волно́ю морско́ю…». Ирмосы по дважды, тропари на 12, и катавасия – тот же ирмос (по каждой песни). Канон, по традиции, читает один из священнослужителей перед Плащаницей.

Примечание. По Уставу, канон Великой Субботы поется «со стих а́́ми п е́́сней», т. е. с библейскими песнями в праздничной редакции: «Поем Господеви» (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 651).

По 3-й песни – седален Великой Субботы, глас 1-й: «Гроб Твой, Спа́се…». «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 6-й песни – кондак Великой Субботы, глас 6-й: «Бе́здну заключи́вый…», и икос, глас тот же: «Содержа́й вся…».

В начале 9-й песни, по традиции, отверзаются царские врата. Совершающий полунощницу иерей с диаконом, совершив каждение окрест Плащаницы, при пении катавасии 9-й песни (на словах: «…воста́ну бо и просла́влюся…») подъемлют Плащаницу и вносят в алтарь. Вслед за этим царские врата затворяются. Плащаницу полагают на святой престол, где она должна оставаться до отдания Пасхи. Так как обычно плащаницы устраиваются выпуклыми и на них невозможно при совершении Литургии ставить дискос и чашу, то Плащаница, которая износилась в Великий Пяток и в Великую Субботу, полагается на свое обычное место, а на престоле простирается другая Плащаница – гладкая (не вышитая).

После катавасии 9-й песни канона – Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...», и певцы поют тропарь, глас 2-й: «Егда́ снизше́л еси…». Иерей произносит краткую сугубую ектению, как в начале утрени: «Помилуй нас, Боже...» (см. в составе двупсалмия). После возгласа ектении: «Яко Милостив и Человеколюбец…» – хор: «Аминь». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпу́ст «преждепи́санный» (т. е. как на Литургии в Великую Субботу), после чего хор поет «Господи, помилуй» (трижды).

Утреня.

Примечание. «Об час е́́ у́́треннем, параекклиси а́́рх взем благослов е́́ние у насто я́́теля, исх о́́дит, и удар я́́ет в вел и́́кое и кл е́́плет дов о́́льно. И вшед во храм вжиг а́́ет свещ ы́́ вся, и канд и́́ла, устро я́́ет же сос у́́ды два со у́́глием гор я́́щим, и влаг а́́ет в них фими а́́ма мн о́́го благов о́́ннаго, и поставл я́́ет ед и́́н сос у́́д сред и́́ ц е́́ркве, друг и́́й же во свят о́́м олтар е́́, я́́ко да исп о́́лнится ц е́́рковь вся благов о́́ния. Т а́́же насто я́́тель вшед во свят ы́́й олт а́́рь со иер е́́и и ди а́́коны облач а́́тся в весь светл е́́йший сан, и разда е́́т свещ ы́́ бр а́́тии. И вз е́́млет честн ы́́й Крест, кад и́́ло же вз е́́млет ди а́́кон, иер е́́й же свят о́́е Ев а́́нгелие, ин иер е́́й́ о́́браз Воскрес е́́ния Христ о́́ва, и ст а́́вятся лиц е́́м на з а́́пад, и затвор я́́т врат а́́ церк о́́вная, я́́же к з а́́паду. Исх о́́дит насто я́́тель со иер е́́и в притв о́́р, с е́́верными дв е́́рьми, предыд у́́щым пред ним ди а́́коном со двем а́́ свещ а́́ми, и о́́ба л и́́ки, по ю́́ще стих и́́ру, глас 6-й: Воскрес е́́ние Тво е́́, Христ е́́ Сп а́́се: [Сей стих не обрет а́́ется ни во ед и́́ном от уст а́́вов, ниж е́́ в пентикост а́́риах, е́́же бы зде пев а́́ему б ы́́ти ем у́́.] Т а́́же удар я́́ют во вся камп а́́ны и т я́́жкая, и кл е́́плют дов о́́льно. И вш е́́дше в притв о́́р, и ст а́́нут со Ев а́́нгелием и со о́́бразом, лиц е́́м на з а́́пад, я́́коже указ а́́ся пр е́́жде. Т а́́же насто я́́тель вз е́́млет у ди а́́кона кад и́́ло в пр а́́вую р у́́ку, Крест же в л е́́вую, и кад и́́т́ о́́бразы, и кл и́́росы, и бр а́́тию, по об ы́́чаю. Ди а́́кону же преднос я́́щу пред ним свещ у́́ гор я́́щу. Бр а́́тия же вси сто я́́т держ а́́ще свещ ы́́ сво я́́, со вним а́́нием мол я́́щеся в себ е́́, и благодар я́́ще нас р а́́ди Пострад а́́вшаго, и Воскр е́́сшаго Христ а́́ Б о́́га н а́́шего. По сконч а́́нии же кажд е́́ния, прих о́́дит насто я́́тель пред вел и́́кия врат а́́ ц е́́ркве, и покад и́́т ди а́́кона предсто я́́щаго ем у́́ со свещ е́́ю. Тогд а́́ взем кад и́́ло ди а́́кон от рук у́́ насто я́́теля, и покад и́́т самаг о́́ насто я́́теля. И п а́́ки воспри и́́м насто я́́тель кад и́́ло, став пред церк о́́вными дв е́́рьми, зря на вост о́́к, и назн а́́менует вел и́́кия врат а́́ ц е́́ркве, [затвор е́́нная с у́́ща,] кад и́́лом крестообр а́́зно, тр и́́жды, держ а́́ в л е́́вой руц е́́ честн ы́́й Крест. И свет и́́льником сто я́́щым со обо ю́́ стран у́́. И возглас и́́т велегл а́́сно: Сл а́́ва Свят е́́й... » (ср.: Типикон, гл. 50, «Во Святую и Великую Неделю Пасхи»).

Пасхальную утреню обычно начинают в 12 часов ночи. Начинать пасхальное торжество ранее полуночи не рекомендуют канонические правила. Но правила эти не указывают, когда именно после полуночи, «в который час, или в которую половину часа, или четверть часа, подобает начинати веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых», ввиду того, что и в самом Евангелии нет точного указания на час Воскресения (св. Дионисий Александрийский, 1-е правило). Поэтому не следует удивляться, что в Типиконе о начале пасхальной заутрени говорится не вполне определенно: «об часе́ утреннем». В Русской Церкви приблизительно за последние сто с небольшим лет установился обычай начинать пасхальное торжество ровно в полночь. Посему при приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у престола. Предстоятель раздает свечи сослужа́щим. В это же время возжигают свечи и все молящиеся. Предстоятель принимает в левую руку Крест с пасхальным трисвещником, в правую – кадило.

Ровно в 12 часов (по местному времени) при закрытых царских вратах священнослужители поют стихиру: «Воскресе́ние Твое́, Христе́ Спа́се, А́нгели пою́т на Небесе́х, и нас на земли́ сподо́би чи́стым се́рдцем Тебе́ сла́вити». Стихира поется трижды: по обычаю, первый раз она поется тихо при закрытых царских вратах и завесе, второй раз – немного громче при открытой завесе, третий раз – громко при открытых царских вратах (которые после этого остаются открытыми до конца Светлой седмицы). При каждом пении стихиры предстоятель в предшествии диакона со свечой совершает каждение окрест престола. В третий раз стихира поется духовенством до половины: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на Небесех». Певцы, стоящие на средине храма, заканчивают: «И нас на земли́ сподоби…».

Начинается крестный ход, во время которого певцы непрерывно поют ту же стихиру. В крестном ходе впереди несут фонарь, за ним несут парой запрестольный Крест и запрестольный образ Божией Матери , далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники, младшие впереди. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, идущий слева – икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель с трисвещником и Крестом. Там, где один священник, допускается мирянам нести на пелена́х иконы Воскресения Христова и Евангелие. (Артос на этом крестном ходе не носят, поскольку он еще не освящен.)

Крестный ход в обычном порядке идет вокруг храма при непрерывном трезвоне. Войдя в притвор, крестный ход останавливается пред закрытыми западными дверями храма. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу в следующем порядке: фонарь (по центру, непосредственно перед дверями), затем (от южной стороны к северной) запрестольный Крест, Евангелие, икона Воскресения, запрестольный образ Божией Матери, по сторонам становятся хоругвеносцы и свещеносцы. Предстоятель и сослужа́щие священники становятся пред святынями по чину. Трезвон прекращается. Настоятель, приняв от диакона кадило, при полной тишине совершает каждение святынь, духовенства, певцов и предстоящих и, в заключение, диакона. Диакон принимает кадило, кадит предстоятеля и возвращает ему кадильницу.

Предстоятель, трижды (а не один раз) крестообразно назна́меновав кадилом затворенные церковные двери, возглашает велегласно: «Сла́ва Святе́й, и Единосу́щней, и Животворя́щей, и Неразде́льней Тро́ице, всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в». Певцы: «Аминь». Далее следует пасхальное начало , которым начинается вечерня, утреня и Литургия во все дни Светлой седмицы.

Священнослужители «велегласно» поют тропарь Пасхи: «Христос воскре́се из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробе́х живот даровав» (трижды). Певцы повторяют то же «со сладкопением» (трижды).

Священнослужители поют стихи :

1. «Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его ненави́дящии Его́».

2. «Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут, я́ко та́ет воск от лица́ огня́».

3. «Та́ко да поги́бнут гре́шницы от лица́ Божия, а пра́ведницы да возвеселя́тся».

4. «Сей день, его́же сотвори́ Госпо́дь, возра́дуемся и возвесели́мся во-нь».

5. «Слава».

6. «И ныне».

На каждый стих певцы поют тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» (единожды).

В завершение предстоятель или все священнослужители поют высшим гласом: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы заканчивают: «И сущим во гробе́х живот даровав». Отверзаются церковные двери (по Уставу, самим настоятелем), и крестный ход шествует в храм.

Великая ектения. Возглас: «Яко подобает…», и пасхальный канон – творение прп. Иоанна Дамаскина, глас 1-й: «Воскресения день…» (см. в Цветной Триоди). По Уставу, «творит… начало канона на ку́юждо песнь всегда предстоятель», обычно же первые слова ирмоса каждой песни начинают все священнослужители. Ирмосы поются на 4, тропари на 12, с припевом к каждому из них: «Христос воскре́се из мертвых». (Богородичны пасхального канона в первый день Пасхи не поются.) Катавасия – те же ирмосы (трижды) , и после катавасии тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды, обычно быстрым распевом).

На каждой песни канона совершается каждение. По Типикону, настоятель «кади́т в нача́ле кано́на святы́я ико́ны и о́ба ли́ка и бра́тию по чи́ну». Это – указание на полное каждение всего храма, которое должно совершаться только один раз – на 1-й песни канона. Но, по твердо установившемуся издревле обычаю, каждение совершается на каждой песни . При соборном служении каждение совершают все иереи поочередно (а при большом числе иереев – попарно).

После каждой песни – малая ектения, которую диакон произносит вне алтаря. (Если богослужение совершает один священник, то он все ектении произносит в алтаре.) Для произнесения ектений и совершения каждений диакон (со свечой в руке) во всех случаях исходит из алтаря царскими вратами (во всю Светлую седмицу).

Возгласы иерея (после малых ектений):

По 1-й песни – «Яко Твоя держава и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».

По 3-й песни – «Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».

По 4-й песни – «Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».

По 5-й песни – «Яко святи́ся и прославися пречестно́е и великоле́пое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».

По 6-й песни – «Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».

По 7-й песни – «Бу́ди держава Царствия Твоего благословенна и препросла́влена, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».

По 8-й песни – «Яко благослови́ся имя Твое и просла́вися Царство Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».

По 9-й песни – «Яко Тя хва́лят вся силы Небесныя, Отца и Сына и Святаго Духа, и Тебе славу возсыла́ют, ныне и присно, и во веки веков».

После 3-й песни – ипакои Пасхи, глас 4-й: «Предвари́вшия у́тро…».

После 6-й песни – кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб…», и икос: «Еже прежде солнца…». «Воскресение Христово…» (трижды), «Воскрес Иисус от гроба…» (трижды).

В 8-й песни имеется Троичен. Он поется четыре раза с припевом: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе».

На 9-й песни припев: «Христос воскресе из мертвых» не поется, но к ирмосу и к тропарям – особые припевы.

9-я песнь в 1-й день Пасхи должна быть исполнена в следующем порядке:

Диакон: «Вели́чит душа моя Воскресшаго тридне́вно от гро́ба Христа́ Жизнода́вца», 1-й лик: «Свети́ся, свети́ся…»;

2-й лик – повторяет тот же припев и ирмос;

1-й лик: «Величит душа моя волею страдавша…», «Светися, светися…»;

2-й лик – тот же припев и ирмос;

1-й лик: «Христос, новая Пасха…», «О, Боже́ственнаго…»;

1-й лик: «Ангел вопия́ше…», «О, Божественнаго…»;

2-й лик – тот же припев и тропарь;

1-й лик: «Возбуди́л еси…», «О, Божественнаго…»;

2-й лик: «Магдалина Мария…», «О, Божественнаго…»;

1-й лик: «Ангел облиста́я…», «О, Пасха ве́лия…»;

2-й лик: «Христос воскресе…», «О, Пасха велия…»;

1-й лик: «Днесь всяка тварь…», «О, Пасха велия…»;

2-й лик: «Днесь Владыка плени́ ада…», «О, Пасха велия…»;

1-й лик: «Величит душа моя Триипостаснаго…», «О, Пасха велия…»;

2-й лик: «Радуйся, Дево…», «О, Пасха велия…»;

1-й лик: «Величит душа моя Воскресшаго…», «Светися, светися…»;

2-й лик: «Величит душа моя волею страдавша…», «Светися, светися…».

Затем оба лика вкупе поют ирмос: «Светися, светися…», и тропарь: «Христос воскресе…» (трижды).

На 9-й песни каждение, по обычаю, совершает не иерей, а диакон со свечой (при соборном служении – два диакона).

По 9-й песни – ексапостиларий Пасхи: «Пло́тию уснув…» (трижды).

«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные (см. в Цветной Триоди), глас 1-й – 4. Затем стихиры Пасхи, глас 5-й, со стихами: «Да воскреснет Бог…». Последняя стихира заканчивается тропарем: «Христос воскресе из мертвых…», который входит в состав стихиры, после чего, в качестве тропаря в конец утрени, «Христос воскресе из мертвых…» поется еще три раза. Так заканчивается пение стихир Пасхи во всю Светлую седмицу на вечерне и утрене.

Примечание. «Т а́́же Христ о́́с воскр е́́се: тр и́́жды. И по е́́м сие мн о́́гажды, д о́́ндеже цел у́́ют бр а́́тия друг др у́́га» (ср.: Триодь Цветная, «Во Святую и Великую Неделю Пасхи»).

Во время пения стихир Пасхи священнослужители начинают христосоваться между собою в алтаре. По Уставу, «целова́ние настоя́теля с про́чими иере́и и диа́коны во свято́м олтаре́ быва́ет си́це: глаго́лет приходя́й: „Христо́с воскре́се!“ О́ному же отвеща́вшу: „Вои́стину воскре́се!“».

Примечание. «Пос е́́м взем насто я́́тель честн ы́́й Крест, и ст а́́нет вне пред свят ы́́ми ц а́́рскими дв е́́рьми. Т а́́кожде и вси свящ е́́нницы, ел и́́ко их есть, и ди а́́коны, вз е́́мше к и́́йждо их свят о́́е Ев а́́нгелие, и честн ы́́я ик о́́ны, по ч и́́ну своем у́́. И ст а́́нут вси р я́́дом, от десн ы́́я стран ы́́ насто я́́теля. И прих о́́дят пр е́́жде честн е́́йшии церк о́́вницы, и ст а́́рцы, ед и́́н по ед и́́ному. И м а́́ло преклон я́́ются пред насто я́́телем. И цел у́́ют к и́́йждо их честн ы́́й Крест, и свят о́́е Ев а́́нгелие, ег о́́же держ и́́т иер е́́й, и пр о́́чия о́́бразы. Т а́́же и самог о́́ насто я́́теля во уст а́́ цел у́́ют, глаг о́́люще: Христ о́́с воскр е́́се. О́́ному же отвещ а́́вшу: Во и́́стину воскр е́́се . По том у́́ же о́́бразу и иер е́́ев цел у́́ют, и с а́́ми межд у́́ соб о́́ю, по ч и́́ну своем у́́. И ст а́́вятся от иер е́́ев по десн о́́й стран е́́ р я́́дом. Т а́́же по них и мир я́́не т а́́кожде целов а́́ние твор я́́т. Раб о́́тницы же монаст ы́́рстии в т о́́мже чин у́́ да ст а́́нут, и друг др у́́га цел у́́юще. Быв а́́ет же посред и́́ во всех в е́́лие молч а́́ние» (ср.: Типикон, гл. 50, «Во Святую и Великую Неделю Пасхи»).

По Уставу, священнослужители, похристосовавшись между собой в алтаре, исходят на солею и здесь христосуются с каждым из молящихся. Такой порядок мог быть соблюдаем в тех древних обителях, где в храме находилась лишь немногочисленная братия, или в тех домовых и приходских церквах, где бывало немного молящихся. Ныне же, при большом стечении богомольцев, наиболее соответственным будет, если предстоятель после христосования с сослужащими, выйдя с Крестом и трисвещником на солею, произнесет от себя краткое общее приветствие предстоящим и закончит его троекратным возглашением: «Христос воскре́се!», с осенением Крестом и трисвещником на три стороны, а после этого возвратится в алтарь. Христосование с каждым в отдельности может быть после отпуста утрени, если после нее будет расход, или же после отпуста Литургии, если она следует непосредственно за утреней и часами. По той же причине многолюдства может быть достаточным, если христосоваться с мирянами будет один предстоятель, а не все священнослужители.

После троекратного возглашения предстоятелем «Христос воскресе!» певцы, по обычаю, трижды неспешно поют весь тропарь: «Христос воскресе из мертвых…», чтобы предстоятель имел возможность отнести Святой Крест в алтарь, положить его на престол и выйти на амвон для чтения Огласительного слова свт. Иоанна Златоустого.

Примечание. «По целов а́́нии же чт е́́тся Оглас и́́тельное сл о́́во Злато у́́стаго от насто я́́теля, ил и́́ екклиси а́́рха: А́́ще кто благочест и́́в, и боголюб и́́в: Не сед и́́м же на сицев о́́м чт е́́нии, но сто я́́ще сл у́́шаем вси» (ср.: Типикон, гл. 50, «Во Святую и Великую Неделю Пасхи»).

На амвоне поставляется аналой, как для проповеди. Предстоятель, выйдя из алтаря и став около аналоя, произносит: «Христос воскресе!», и затем читает слово, начиная, по традиции, с его заглавия :

«И́же во святы́х отца́ на́шего Иоа́нна, архиепи́скопа Константинопо́льскаго, Златоу́стаго, Сло́во Огласи́тельное, во святы́й и светоно́сный День пресла́внаго и спаси́тельнаго Христа́ Бо́га на́шего Воскресе́ния .

А́ще кто благочести́в и боголюби́в, да наслади́тся сего́ до́браго и све́тлаго торжества́. А́ще кто раб благоразу́мный, да вни́дет ра́дуяся в ра́дость Го́спода своего́. А́ще кто потруди́ся постя́ся, да восприи́мет ны́не дина́рий. А́ще кто от пе́рваго часа́ де́лал есть, да прии́мет днесь пра́ведный долг. А́ще кто по тре́тием часе́ прии́де, благодаря́ да пра́зднует. А́ще кто по шесто́м часе́ дости́же, ничто́же да сумни́тся, и́бо ничи́мже отщетева́ется. А́ще кто лиши́ся и девя́таго часа́, да присту́пит ничто́же сумня́ся, ничто́же боя́ся. А́ще кто то́чию дости́же и во единонадеся́тый час, да не устраши́тся замедле́ния: любочести́в бо сый Влады́ка, прие́млет после́дняго, я́коже и пе́рваго: упокоева́ет в единонадеся́тый час прише́дшаго, я́коже де́лавшаго от пе́рваго часа́: и после́дняго ми́лует, и пе́рвому угожда́ет, и о́ному дае́т и сему́ да́рствует. И дела́ прие́млет, и наме́рение целу́ет, и дея́ние почита́ет, и предложе́ние хва́лит. Те́мже у́бо вни́дите вси в ра́дость Го́спода своего́, и пе́рвии и втори́и, мзду приими́те. Бога́тии и убо́зии, друг со дру́гом лику́йте. Возде́ржницы и лени́вии, день почти́те. Пости́вшиися и непости́вшиися, возвесели́теся днесь. Трапе́за испо́лнена, наслади́теся вси. Теле́ц упита́нный, никто́же да изы́дет а́лчай: вси наслади́теся пи́ра ве́ры, вси восприими́те бога́тство бла́гости. Никто́же да рыда́ет убо́жества, яви́ся бо о́бщее ца́рство. Никто́же да пла́чет прегреше́ний, проще́ние бо от Гро́ба возсия́. Никто́же да убои́тся сме́рти, свободи́ бо нас Спа́сова смерть; угаси́ ю́, И́же от нея́ держи́мый. Плени́ а́да, Соше́дый во ад; огорчи́ его́, вкуси́вша Пло́ти Его́. И сие́ предприе́мый Иса́ия возопи́: ад, глаго́лет, огорчи́ся, сре́т Тя до́ле. Огорчи́ся, и́бо упраздни́ся. Огорчи́ся, и́бо пору́ган бы́сть. Огорчи́ся, и́бо умертви́ся. Огорчи́ся, и́бо низложи́ся. Огорчи́ся, и́бо связа́ся. Прия́т те́ло, и Бо́гу прирази́ся. Прия́т зе́млю, и сре́те Не́бо. Прия́т е́же ви́дяше, и впаде́ во е́же не ви́дяше. Где твое́, сме́рте, жа́ло? Где твоя́, а́де, побе́да? Воскре́се Христо́с, и ты низве́рглся еси́. Воскре́се Христо́с, и падо́ша де́мони. Воскре́се Христо́с, и ра́дуются А́нгели. Воскре́се Христо́с, и жизнь жи́тельствует. Воскре́се Христо́с, и ме́ртвый ни еди́н во гро́бе: Христо́с бо воста́в от ме́ртвых, Нача́ток усо́пших бысть. Тому́ сла́ва и держа́ва, во ве́ки веко́в. Ами́нь».

По окончании чтения певцы поют тропарь свт. Иоанна Златоуста, глас 8-й: «Уст твоих я́коже све́тлость огня́…», и произносится сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже…», затем – просительная ектения: «Исполним утреннюю молитву…» (с молитвой главопреклонения).

По возгла́се: «Твое бо есть, еже ми́ловати…», диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благослове́н Христос, Бог наш…». Певцы: «Аминь», «Утверди́, Боже…». Иерей, держа Крест и, по обычаю, трисвещник, вместо «Слава Тебе, Христе Боже…» поет вместе с сослужа́щими: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», а певцы: «И сущим во гробе́х живот даровав». Предстоятель с Крестом (и, по обычаю, с трисвещником) в руках, обратясь к народу, произносит пасхальный отпуст: «Христо́с, воскресы́й из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́вый и су́щим во гробе́х живо́т дарова́вый, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец» (поминовения ликов святых и отдельных их имен Уставом не положено), и осеняет предстоящих Крестом и трисвещником на три стороны, громко произнося при каждом осенении: «Христос воскресе!». Молящиеся отвечают: «Воистину воскресе!», и, по древнему обычаю, осеняют себя крестным зна́мением (как и всегда при осенении Крестом). Певцы поют тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды, быстро), и конечное – «И нам дарова́ живот вечный, покланя́емся Его тридневному Воскресению». Поются многолетны.

Примечание. По традиции, на Пасху и в течение Светлой седмицы отпуст утрени, Литургии, великой вечерни (и пасхального молебна) совершается с Крестом и трисвещником, а отпуст малых служб – с Крестом без трисвещника. Однако Устав не упоминает о трисвещнике на пасхальном отпусте: Типикон предписывает в этот период отпуст великих служб произносить с Крестом, а малых – без Креста .

По отпусте утрени, согласно указанию Типикона, «целу́ем Честны́й Крест, держи́мый в руку́ настоя́теля». Но если непосредственно за окончанием утрени следуют часы и Литургия, то целование Креста можно отнести к окончанию Литургии.

Пасхальные часы. По возгласе: «Благословен Бог наш…» – поется, по обычаю: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды весь тропарь), «Воскресение Христово…» (трижды), ипакои́: «Предварившия утро…», кондак: «Аще и во гроб…», тропарь: «Во гробе пло́тски…», «Слава» – «Яко Живоносец…», «И ныне» – Богородичен: «Вышняго освященное Божественное селение…», «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших…» Певцы: «Аминь», «Христос воскресе из мертвых…» (трижды). «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит обычный малый воскресный отпуст (по традиции, с Крестом): «Воскресы́й из ме́ртвых Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец».

Такой чин полагается совершать на Светлой седмице вместо 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часа, полунощницы и повечерия.

Во время часов перед Литургией (по окончании проскомидии) диакон со свечой совершает обычное каждение алтаря и всего храма.

Примечание. «Посл е́́дование Литург и́́и быв а́́ет пор а́́ну» (ср.: Типикон, гл. 50, «Во Святую и Великую Неделю Пасхи»).

Перед началом Литургии во дни Светлой седмицы и до отдания Пасхи священнослужители вместо «Царю Небесный» читают: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), и обычные стихи: «Слава в вышних Богу…» (дважды) и «Господи, устне́ мои отве́рзеши…».

После начального возгласа Литургии свт. Иоанна Златоуста иерей, стоя пред престолом с Крестом и трисвещником в левой руке и кадилом в правой, а диакон на горнем месте со свечой, поют трижды тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых…». Певцы повторяют: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды). Иерей – 1-й стих: «Да воскреснет Бог…». Певцы: «Христос воскресе из мертвых…» (единожды), и прочее пасхального начала (как в начале утрени). В заключение священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», а певцы: «И сущим во гробех живот даровав». Во время пения стихов с тропарем Пасхи совершается каждение алтаря, иконостаса и молящихся; при этом иерей приветствует молящихся возгласом: «Христос воскресе!». Стих: «Да воскреснет Бог...» предстоятель поет, кадя престол спереди; стих: «Яко исчезает дым...» при каждении южной стороны престола; стих: «Тако да погибнут грешницы...» – при каждении восточной стороны престола; стих: «Сей день...» – при каждении северной стороны престола.

Примечание. Таким же образом (при пении пасхального начала ) начинается вечерня, утреня и Литургия во все дни Светлой седмицы.

Антифоны Пасхи.

Вхо́дное: «В це́рквах благослови́те Бога, Го́спода от исто́чник Изра́илевых».

Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, пр о́́сти» (см. примечание 6 января).

По входе – тропарь Пасхи, глас 5-й: «Христос воскресе из мертвых…» (единожды); ипакои Пасхи, глас 4-й: «Предвари́вшия у́тро…». «Слава, и ныне» – кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб…».

Вместо Трисвятого – «Ели́цы во Христа крести́стеся, во Христа облеко́стеся. Аллилуиа».

Примечание. Указанное начало Литургии, т. е. «Христос воскресе из мертвых…» со стихами (пасхальное начало ), а также антифоны, входный стих, «Ел и́́цы во Христа крест и́́стеся…» и причастен «Тело Христово приим и́́те…» поются во всю Светлую седмицу, как в 1-й день Пасхи.

Прокимен, глас 8-й: «Сей день, его́же сотвори́ Господь, возра́дуемся и возвесели́мся во-нь», стих: «Испове́дайтеся Го́сподеви, яко Благ, яко в век ми́лость Его». Апостол – Деян., зач. 1. Аллилуиарий, глас 4-й: «Ты воскре́с, уще́дриши Сиона»; стих: «Господь с Небесе́ на зе́млю призре́». Евангелие – Ин., зач. 1 .

Примечание. «Вр е́́мени же присп е́́вшу чт е́́ния свят а́́го Ев а́́нгелия: Нач а́́льный ди а́́кон хот я́́й Ев а́́нгелие чест и́́, глаг о́́лет: Благослов и́́, влад ы́́ко, благовест и́́теля... Т а́́же насто я́́тель глаг о́́лет: Бог мол и́́твами свят а́́го сл а́́внаго... и пр о́́чая, я́́коже указ а́́ся в литурги а́́рии. Исх о́́дит ди а́́кон, и на об ы́́чном м е́́сте пр я́́мо ц а́́рских врат, на вост о́́к лиц е́́м ст а́́нет. И насто я́́телю пр е́́жде возглас и́́вшу пред прест о́́лом: Прем у́́дрость, пр о́́сти, усл ы́́шим свят а́́го Ев а́́нгелия... Т о́́жде и вси иер е́́и, ел и́́цы суть служ а́́щии. По сих же и ди а́́кони глаг о́́лют, на разл и́́чных м е́́стех ст а́́вше от свят а́́го прест о́́ла, и до з а́́падных врат церк о́́вных, ед и́́н по ед и́́ному. Послед и́́ же всех сто и́́т архиди а́́кон. И чтут вси по насто я́́телю, ед и́́н по ед и́́ному по стати я́́м, я́́коже насто я́́тель располож и́́т. И предначин а́́ет насто я́́тель: От Ио а́́нна свят а́́го Ев а́́нгелия чт е́́ние . Пр о́́чии т о́́жде. Насто я́́тель: В́о́́нмем . Пр о́́чии т о́́жде. Насто я́́тель сто я́́ пред прест о́́лом на вост о́́к лиц е́́м, чтет: В нач а́́ле бе Сл о́́во... и пр о́́чая. Пр о́́чии т о́́жде. И на вс я́́ком возгл а́́се ил и́́ стати и́́ Ев а́́нгелия, удар я́́ют в ц е́́ркви по ед и́́ножды в канд и́́ю. Параекклиси а́́рх же вне ц е́́ркве в вел и́́кое б и́́ло, и в вел и́́кий камп а́́н. На посл е́́днем же возгл а́́се удар я́́ют во вся камп а́́ны, и в вел и́́кое б и́́ло» (ср.: Типикон, гл. 50, «Во Святую и Великую Неделю Пасхи»).

При соборном служении Евангелие, по традиции, читают на разных языках: на церковнославянском, русском, а также на древних, на которых распространялась апостольская проповедь – на греческом, латинском, и на современных языках, наиболее известных в данной местности. Обычно предстоятель читает на греческом или русском языке, протодиакон – на церковнославянском. Иереи читают Евангелие, стоя у престола на своих обычных местах, а предстоятель у горнего места, диакон – на амвоне, прочие же диаконы на различных местах, «ста́вше от свята́го престо́ла до за́падных врат церко́вных». Ради народа, стоящего в церковной ограде, один из диаконов или священник может читать Евангелие на паперти, обратясь лицом к народу; разумеется, он должен читать на церковнославянском или русском языке. Евангелие обычно делится на 3 статии́:

1-я статия – стихи 1–5;

2-я статия – стихи 6–13;

3-я статия – стихи 14–17.

Порядок чтения пасхального Евангелия на нескольких языках следующий. После того, как протодиакон испросит благословение: «Благослови, владыко, благовестителя…», предстоятель дает благословение: «Бог, молитвами…», и возглашает: «Премудрость, про́сти, услышим святаго Евангелия». Все иереи и диаконы, заканчивая протодиаконом, по очереди повторяют это возглашение – каждый, по возможности, на том языке, на котором он будет читать Евангелие. Потом предстоятель произносит: «Мир всем». (Это возглашение никто из священнослужителей не повторяет.) Певцы отвечают: «И духови твоему». Предстоятель возглашает: «От Иоанна святаго Евангелия чтение», и затем все иереи и диаконы по очереди повторяют это, по возможности, на том языке, на котором будет прочтено Евангелие. После того как все священнослужители (последним – протодиакон) сделали это возглашение, певцы поют: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Предстоятель: «Вонмем»; то же – все священнослужители (последним – протодиакон), каждый на языке, на котором будет читать Евангелие. Предстоятель начинает 1-ю статию, за ним повторяют ее иереи и диаконы, и последним – протодиакон. В таком же порядке читаются 2-я и 3-я статии.

Во время чтения Евангелия в начале каждой статии по извещению из храма на колокольне производится так называемый «перебор», т. е. ударяют по одному разу во все колокола, от малых к большим. По окончании Евангелия – краткий трезвон. Когда протодиакон закончит 3-ю статию, певцы поют: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

Протодиакон отдает Евангелие предстоятелю. Прочие диаконы за ним входят в алтарь с Евангелиями и относят их на свое место.

На Литургиях самой Пасхи и всей Светлой седмицы священнослужители произносят, по традиции, приветствие: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» вместо: «Христос посреде́ нас» – «И есть и будет».

Вместо «Достойно» – «Ангел вопия́ше…» и ирмос: «Свети́ся, светися…». Так до отдания Святой Пасхи (кроме Преполовения и его отдания).

Причастный стих: «Тело Христово приими́те, Источника Безсмертнаго вкуси́те. Аллилуиа» (трижды).

Вместо песнопений «Благослове́н Гряды́й…», «Ви́дехом Свет Истинный…» и «Да испо́лнятся…» поется по одному разу тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых…». Так и во всю седмицу Пасхи.

По заамвонной молитве, по традиции, освящается артос. На солее, против царских врат, на уготованном столе или аналое полагают артос. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно освящаются. Совершается каждение окрест аналоя. Диакон: «Господу, помолимся». Певцы: «Господи, помилуй».

Священник читает молитву на освящение артоса и затем окропляет артос святой водой, произнося: «Благословля́ется и освяща́ется а́ртос сей окропле́нием воды́ сея́ свяще́нныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» (трижды). Аналой с артосом ставят на солее перед образом Спасителя, и на этом месте артос остается в течение всей Светлой седмицы. Его носят на ежедневных крестных ходах. Если освящено несколько артосов, то на аналое полагается только один артос, а прочие хранятся до Светлой субботы в алтаре. На крестных ходах всегда носится только один артос.

По прочтении молитвы певцы вместо «Буди имя Господне…» поют: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), и вместо псалма 33-го тот же тропарь – 12 раз и «мно́жае, до́ндеже анафо́ра (анти́дор) от игу́мена разда́стся». Священник вместо «Слава Тебе, Христе Боже…» поет тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», певцы: «И сущим во гробе́х живот даровав». Остальное все, включая отпуст, как на утрене. На отпусте не поминаются ни святой храма, ни дневные святые, ни составитель Литургии. Так и во всю Пасхальную седмицу.

Царские врата (главного алтаря и всех приделов) остаются открытыми во всю Светлую седмицу, не затворяют их и на время причащения священнослужителей. Также, по традиции, остаются открытыми северные и южные врата главного алтаря и всех приделов.

Примечание. «Да б у́́дет же в е́́стно и си е́́: Я́́ко врат ц а́́рских олтар я́́, вел и́́ких же, и от стран м а́́лых, по всем ц е́́рквам во всю Св е́́тлую седм и́́цу не затвор я́́ем и во вр е́́мя причащ е́́ния» (ср.: Типикон, гл. 50, «Во Святую и Великую Неделю Пасхи», 2-е «зри»).

Примечание. «В е́́домо же б у́́ди и си е́́: Я́́ко мяс правосл а́́внии христи а́́не к ц е́́ркви [для благословения – Сост. ] не прин о́́сят, но в дом ко иер е́́ю... Я́́ица же и сыр принес е́́нныя поставл я́́ются в притв о́́ре, в ц е́́рковь же отн ю́́д не подоб а́́ет внос и́́ти...

[Молитву «во еже благословити брашна мяс, во Святую и Великую Неделю Пасхи» и молитву «во еже благословити сыр и яица» см. в Триоди Цветной, Требнике и в кн.: Последование во Святую и Великую Неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу. – Сост. ]

В́е́́стно же б у́́ди: Я́́ко сицев ы́́й мяс и наб е́́лу прин о́́с, не есть п а́́сха, ниже а ́гнец, я́́коже н е́́цыи глаг о́́лют и при е́́млют, и ем у́́ со вс я́́ким гов е́́нием, я́́коже н е́́коей свят ы́́ни причащ а́́ются, но прост о́́е принош е́́ние; не а́́ки бо си е́́ в ж е́́ртву Б о́́гу принос и́́тися и́́мать, но т о́́кмо да начин а́́ющим по пост е́́ м я́́со и сыр я́́сти, от иер е́́я предлож е́́нными мол и́́твами в снедь благослов е́́но б у́́дет: п а́́сха бо Сам Христ о́́с есть, и А́́гнец, Вз е́́мляй грех и́́ м и́́ра, на олтар е́́ в Безкр о́́вной Ж е́́ртве, в Преч и́́стых Т а́́йнах Честн а́́го Т е́́ла и Животвор я́́щия Кр о́́ве Свое я́́, от иер е́́я Б о́́гу и Отц у́́ Принос и́́мый, и Том у́́ дост о́́йно причащ а́́ющиися, и́́стинную яд я́́т п а́́сху. И сег о́́ р а́́ди о́́ныя прин о́́сы, я́́ко не суть п а́́сха, во олт а́́рь ил и́́ в ц е́́рковь не дост о́́ит внос и́́ти, но вне ц е́́ркве, ил и́́ в притв о́́ре, мол и́́твою благослов и́́ти, по 3-му пр а́́вилу свят ы́́х Ап о́́стол, глаг о́́лющих: А́́ще кто еп и́́скоп ил и́́ пресв и́́тер, кром е́́ вчин е́́ния Госп о́́дня о ж е́́ртве, ин а́́я н е́́кая ко олтар ю́́ принес е́́т, мед, ил и́́ млек о́́, ил и́́ вм е́́сто вин а́́ сик е́́ру, с и́́есть, олов и́́ну, ил и́́ медов и́́ну, ил и́́ пт и́́цы, ил и́́ к а́́я жив о́́тная, ил и́́ с о́́чива, р а́́зве гр о́́здия в л е́́те, и ел е́́я на св е́́щники и фими а́́ма, во вр е́́мя литург и́́и, да изв е́́ржется. И по 6-му Соб о́́ру, и́́же в Тр у́́лле, в пр а́́виле 99 глаг о́́лющу. И сем у́́ во Арм е́́нстей стран е́́ быв а́́ти ув е́́дехом, я́́ко н е́́цыи внутрь во свят ы́́х олтар е́́х, ч а́́сти мяс вар я́́ще, прин о́́сят свящ е́́нником жид о́́вски раздел я́́юще.

Т́е́́мже Ц е́́рковь непор о́́чную хран я́́ще, узак о́́нихом, я́́ко не подоб а́́ет ни ед и́́ному же иер е́́ю разл и́́чных мяс част е́́й от принос я́́щих приим а́́ти: но т е́́ми дов о́́льни да б у́́дут, я́́же принос я́́щему возмн я́́тся. Сицев о́́му принош е́́нию быв а́́ему вне ц е́́ркве. А́́ще же кто сег о́́ не сотвор и́́т, да отлуч и́́тся» (ср.: Типикон, гл. 50, «Во Святую и Великую Неделю Пасхи», 3-е и 4-е «зри»).

В понедельник Светлой седмицы (19 апреля) может совершаться служба блж. Матроны Московской.

Если в понедельник Светлой седмицы (19 апреля) будет совершаться только пасхальная служба Триоди (вариант А):

пасхального начала

Великая вечерня в 1-й день Пасхи.

Перед вечерней – 9-й час по пасхальному чину.

По окончании 9-го часа облаченный во все священнические одежды иерей (при соборном служении – предстоятель) , став пред престолом с кадилом в правой руке, с Крестом и трисвещником в левой, творит крест кадилом и возглашает: «Благословен Бог наш…». Певцы: «Аминь». Иерей: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), певцы – тот же тропарь (трижды). Иерей – стихи: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази́ Его…» и прочее пасхального начала (как в начале Литургии). Ектения великая.

Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимен великий, глас 7-й: «Кто Бог ве́лий, яко Бог наш…», со стихами. Паримии блаженной – 3.

После паримий иерей, по обычаю, став в царских вратах лицом к народу, читает Евангелие. Чтение предваряется возглашением: «И о сподо́битися нам…», и прочее. Евангелие – Ин., зач. 65: «Сущу по́зде в день той…».

Примечание. По Уставу, «чтет Ев а́́нгелие насто я́́тель во олтар и́́» (ср.: Типикон, гл. 50, «Во Святую и Великую Неделю Пасхи вечера»).

По прочтении Евангелия ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На стиховне поется одна стихира воскресная (см. в Цветной Триоди), глас 2-й: «Воскресе́ние Твое, Христе́ Спа́се…», затем стихиры Пасхи, глас 5-й, со стихами: «Да воскреснет Бог…». «Слава» – блаженной, глас 6-й: «Прииди́те, просла́вим…», «И ныне» – Пасхи, глас 5-й: «Воскресе́ния день…» – «Христос воскресе из мертвых…» (единожды, как окончание стихиры).

Затем – тропарь «Христос воскресе из мертвых…» (трижды); «Слава» – тропарь блаженной, глас 2-й: «Бо́гом умудре́нную...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла...» .

По исполнении стихир и тропарей – «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благослове́н…». Певцы: «Утверди́, Боже…». Иерей поет: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы: «И сущим во гробе́х живот даровав». Иерей с Крестом в руке и, по обычаю, с трисвещником произносит пасхальный отпуст: «Христо́с, воскресы́й из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́вый и су́щим во гробе́х живо́т дарова́вый, И́стинный Бог наш...» (с упоминанием имени блж. Матроны Московской ), и прочее, как в конце утрени.

Последование пасхальных часов совершается за малое повечерие.

Существует обычай нести иконы таким образом, чтобы тот, кто смотрит на приближающийся крестный ход, видел их расположенными также, как в алтаре (запрестольный Крест – справа, образ Божией Матери – слева).

«По 9-м часе́ во свети́льничном, облачи́тся настоя́тель во всю свяще́нную оде́жду. И став пред свято́ю трапе́зою с кади́льницею зна́менует крестови́дно, и возглаша́ет глаго́ля: Благослове́н Бог наш... » (ср.: Типикон, гл. 50, «Во Святую и Великую Неделю Пасхи вечера»).

Во время пения «Господи, воззвах» совершается обычное каждение всего храма. Диаконы совершают каждение со свечой в левой руке.

См.: Типикон, 23 апреля, 2-я Маркова глава; ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 667. Соответствующая Маркова глава в Цветной Триоди указывает на «И ныне» – догматик по гласу «Славы», глас 6-й: «Кто Тебе не ублажи́т...».

Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 668.

С 30 апреля на 1 мая 2016 года, в Светлую Пасхальную ночь в кафедральном соборном храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит крестный ход, пасхальную заутреню и Божественную литургию.

Прямая трансляция Пасхальной службы пройдет на федеральных телеканалах. Присоединиться к онлайн-трансляции Пасха-2016 и телеканал +Царьград+. Увидеть Пасхальную службу можно будет в эфире на сайте +Царьграда+.

Подробнее: Прямая трансляция Пасхального богослужения — 2016 начнется в 23:30

Пасха 2016: где пройдут церковные богослужения

В это воскресенье, 1 мая, все православные будут отмечать светлый праздник Воскресения Христово. Podrobnosti.ua узнали, куда можно пойти на церковную службу, освятить пасхальную корзину и помолиться.

Великая суббота — преддверие Светлого праздника Воскресения Христа. После праздничного богослужения в православных храмах начнется освящение пасхальных корзин. Куличи, пасхи, крашанки — это то, что положить в корзинку просто необходимо.

Однако в разных церквях может отличатся время, когда святят куличи, так как в церковных канонах разрешены отступления. Могут святить в предпраздничную субботу или в воскресенье, а могут дважды: в субботу, а затем еще раз в воскресенье.

Киево-Печерская Лавра

В Крестовоздвиженском и Трапезном храмах на территории Киево-Печерской Лавры 30 апреля в 8 утра в Великую субботу пройдет литургия. В 23.30 начнется Пасхальное богослужение на центральной площади.

Адрес: ул. Лаврская, 15

Владимирский собор

Пасхальную службу в Святую субботу отслужит Патриарх Филарет, глава УПЦ КП. Начнется богослужение в 9 утра в субботу. А вот пасхальное богослужение в храме начнется в 22:00 1 мая.

Адрес: бул. Тараса Шевченко,20

Храм преподобного Серафима Саровского

В субботу с 22 до 23.30 будет проходить общая исповедь. После этого каждый, кто изъявит желание, причастится на Пасху и сможет получить благословение у священника. В 23.30 начнется пасхальное богослужение.

Адрес: Пуща-Водица, на улице Юнкерова,42

Спасо-Преображенский храм

Начало пасхальной службы в святую субботу состоится в 23.30, и пасхи будут святить до 12 утра воскресенья.

Адрес: проспект Воздухофлотский, 29

Храм Святых апостолов Петра и Павла

В 8 утра в Великую субботу начнется литургия Василия Великого, с 12 до 23 — освящение пасхи. Пасхальная служба начнется в 23.30. Освящение куличей будет продолжаться с 4.30 до 11 утра воскресенья. А в 8 утра воскресенья состоится Пасхальная литургия для детей.

Адрес: ул. Фрунзе, 160

Свято-Михайловский Златоверхий монастырь

Пасхальная служба начнется в 23:00 в субботу и продлится до 5:00 воскресенья, пасхи и куличи будут освящать два дня — в субботу с 16:00 до 22:00 и в воскресенье с 4:00 и до начала утреннего богослужения.

Адрес: ул. Трехсвятительская, 8

Свято-Михайловский Выдубицкий монастырь

Пасхальная служба начнется в 11 вечера, в полночь состоится пасхальная утренняя служба. Литургия Иоанна Златоуста и освящение пасок будет проходить с часу ночи.

Адрес: ул. Выдубицкая, 40

Как сообщали podrobnosti.ua, Пасха 2016: что положить в пасхальную корзинку, идеи детских пасхальных поделок на праздника также как провести страстную неделю, откуда пошло название праздника, как легко и оригинально оформить пасхальные яйца. Чистый четверг и Страстная пятница: что нельзя делать в этот день.

Пасха - важнейший праздник для христианской церкви, и подготовка к ней начинается за несколько недель. После окончания Великого поста все православные люди готовятся к пасхальному богослужению - масштабному церковному торжеству, которое продолжается всю ночь. О том, во сколько начинается пасхальная служба и каким образом она проходит, рассказано ниже.

Обряды, проводимые до Пасхи

Во многих церквях праздничные службы начинаются за неделю до самой Пасхи. Обычно в этот период люди очень активно посещают церковь, священнослужители все чаще появляются в праздничных одеяниях. Также существует традиция, согласно которой, за несколько дней до начала Пасхи двери церкви перестают закрывать. Даже во время причащения священников двери остаются открытыми, а каждый желающий может посетить храм в любое удобное время.

Особо праздничной становится суббота, когда заканчивается Великий пост. Именно в этот день люди начинают массово следовать в церковь для освящения праздничной еды. Служители храма окропляют куличи и яйца святой водой, произнося традиционные молитвы. В это же время можно поставить в церкви несколько свечей за упокой.

В католической церкви сохранилась традиция проведения крещения взрослых и детей на Пасху. В православной традиции обычай крещения взрослых во время празднования Пасхи также возрождается, но происходит довольно редко. Служители церкви предпочитают проводить этот обряд либо в субботу, либо днем перед началом торжественной службы.

Обычно сами представители церкви очень активно готовятся к грядущему празднику, заучивают строки из евангелие, причащаются и выбирают самые праздничные одежды. Несмотря на все изменения в жизни современных граждан, Пасха продолжает пользоваться колоссальной популярностью на территории всей России.

Время начала пасхальной службы

В 2017году Пасха выпадает на 1 мая. По традиции, которая сложилась еще несколько веков назад, пасхальная служба проводится ровно в полночь. Она начнется в ночь с 30 апреля на 1 мая.

Самая масштабная служба происходит в храме Христа Спасителя в Москве. Традиционно патриарх (сейчас - Кирилл) выходит к прихожанам в лучшем наряде, проводя всю службу от начала и до конца. Ее транслируют по многим телеканалам, так что насладиться богослужением можно, не выходя из дома.

У некоторых народов подобные богослужения происходят под утро, но практически все христианские церкви проводят столь важную и торжественную службу до наступления рассвета.




Какие этапы включает в себя пасхальная служба:

  1. Вынос плащаницы, который происходит за полчаса до полуночи.
  2. Крестный ход вокруг храма.
  3. Начало светлой утрени знаменуется использованием кадила и специального креста с трисвечником.
  4. Проведение пасхальной заутрени и вынос специально приготовленного хлеба.
  5. Завершается служба пасхальным звоном и обменом праздничными приветствиями («Христос Воскрес» - «Воистину Воскрес»).





Каждый этап процедуры очень важен и никогда не игнорируется. Дело в том, что все пения и крестные ходы имеют непосредственное отношение к истории воскрешения Христа, а сами традиции формировались веками, поэтому священнослужители чтят их с особым благоговением.

Проведение пасхальной службы проходит практически во всех православных церквях. Интересно то, что дата праздника все время определяется по лунно-солнечному календарю и выпадает на разные дни. Причем дата Пасхи у католиков и православных может отличаться. Так, в 2017году этот светлый день у нас выпал на 1 мая.

Начало пасхальной службы традиционно происходит в полночь, но приходить в церковь стоит как минимум за час. Дело в том, что праздник вызывает большой ажиотаж у верующих, и поэтому уже к 23:00 около храмов собираются очереди из желающих попасть на службу. В маленьких храмах прихожан собирается немного, а вот попасть на службу в главных святынях страны (например, в храм Спаса на крови) бывает крайне сложно. Несмотря на это, все верующие стараются вести себя спокойно, не расталкивают друг друга.

Освятить куличи, окрашенные яйца и прочую праздничную еду стоит заранее, в субботу с утра, поскольку на пасхальной службе будет слишком много людей, и такая возможность, скорее всего, не представится.

Первые этапы пасхальной службы

Церковные службы на Пасху - это очень важное мероприятие для священнослужителей, поэтому каждый батюшка в этот день облачен в торжественные одеяния. За полчаса до полуночи через царские врата в церковь вносят плащаницу, и служба считается официально открытой. Присутствующие на службе люди зажигают свечи, отчего в храме создается поистине волшебная атмосфера.

Начальные этапы церковного богослужения имеют следующие черты:

  • в течение всей службы звучит звон колоколов, возвещающих о начале праздника;
  • пение стихир происходит трижды, и с каждым разом священнослужители повышают голос на тон;
  • во время пения третьей стихиры священнослужители передвигаются от алтаря к середине храма;
  • прихожане также поют вместе со служителями церкви, после чего начинается трезвон, а люди выходят на улицу для совершения крестного хода вокруг храма.

С началом крестного хода все прихожане двигаются вокруг церкви под звонкое пение священнослужителей. Обычно церковь обходят трижды, после чего останавливаются у западных ворот, освящая их крестом. На этом этапе пение стихает, после чего священнослужитель начинает освящать кадилом прихожан и саму церковь, обозначая на западных воротах храма изображение креста.

Пасхальная заутреня

Начало пасхального богослужения больше похоже на таинство и имеет некую загадочность, в то время, как заутреня состоит из радостных песнопений и чтения канона. С началом заутрени все прихожане возвращаются в церковь, двери остаются открытыми.

  • пение канона и стихиры;
  • торжественное чтение евангелия;
  • чтение заамвонной молитвы.

Служба в пасхальную ночь чтением заамвонной молитвы не заканчивается, ведь после этого на специальный алтарь перед иконой с изображением воскресшего Христа выносится священный хлеб, который по-гречески называется артос. Готовится он по специальному рецепту и освящается служителями церкви. Артос остается на алтаре в течение нескольких дней.

Собственно, на этом Пасхальная литургия завершается, и раздается праздничный колокольный звон. Теперь верующие имеют возможность подойти к кресту, помолиться и поздравить друг друга с наступлением Пасхи.

Продолжительность торжества и правильная подготовка к нему

Сколько длится пасхальная служба, очень часто интересует людей, которые ни разу не были на этом праздничном богослужении. Стандартная продолжительность подобной службы - 5 часов.

Большая длительность обусловлена важностью праздничного мероприятия и обилием разнообразных традиций. Как уже упоминалось выше, служба начинается в 00:00, но обычно все верующие стараются прибывать в церковь к 23:00, занимая места в храме и молясь перед священным богослужением.

Порядок пасхального богослужения довольно строгий, поэтому направляясь в церковь, стоит выбирать удобную и закрытую одежду. Женщинам следует покрыть голову платком, скрыв свои волосы.

Заканчивается это праздничное мероприятие около четырех часов утра, после чего верующие могут расходиться по своим домам. В православной церкви очень важно отстоять всю службу от начала и до конца, поскольку таким образом человек подтверждает свою веру.

Интересно и то, что перед началом богослужения, каждый верующий должен правильно подготовиться к приближающемуся торжеству. Обычно такая подготовка начинается за 7 недель до праздника, ведь именно тогда берет свое начало Великий пост. В течение всего этого времени верующий ограничивает себя в употреблении яств.

В Чистый четверг (он выпадает на последнюю неделю поста) человеку необходимо провести генеральную уборку в своем доме. Заканчивается пост в субботу, непосредственно перед Пасхой. В этот день необходимо приготовить праздничные угощения, такие как куличи и яйца. Все эти яства следует сложить в корзину и отнести в церковь, дабы освятить их.

Перед входом в церковь необходимо трижды перекреститься. Начертание креста производится каждый раз при употреблении некоторых церковных фраз (например, «Во имя отца и сына, и Святого Духа»).

Еще несколько важных моментов церковного богослужения

Ход пасхальной службы знает каждый, кто бывал на ней хотя бы раз в жизни. Важно не только полностью отстоять службу, но и правильно вести себя в процессе. О каких нормах поведения в храме следует помнить:


С окончанием праздничных молитв Пасха не завершается. Перед тем как покинуть церковь, человеку необходимо перекреститься трижды в поклоне, отправляясь домой.

Традиционно на Пасху праздничный завтрак начинается рано (примерно в 5 утра), поэтому сразу ложиться спать не стоит. Верующему необходимо собрать богатый стол из праздничных угощений и позавтракать со своими родными и близкими.

Церковные традиции запомнить несложно, особенно если разобраться в них заранее, еще до начала службы. Современные пасхальные традиции соблюдаются многими верующими, а сам праздник имеет огромное значение для русской культуры. В церкви нет богатых и бедных, и посетить праздничное богослужение может абсолютно каждый человек. Обычно это торжество производит неизгладимое впечатление, оставляя свет и тепло в душе каждого прихожанина.