Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Тихонов монастырь калужская. Храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Собор в честь Преображения Господня

Николай ★★★★★

(21-01-2017)

ОЧЕНЬ РАДЫ ЧТО ПО ВОЗМОЖНОСТИ МОЖЕМ ЗАЕЗЖАТЬ В СТОЛЬ БЛАГОДАТНОЕ МЕСТО.МОНАСТЫРЬ ПРОДОЛЖАЕТ БЛАГОУСТРАИВАТЬСЯ.ПОБЫВАЛИ ВО ВСЕХ СКИТАХ МОНАСТЫРЯ-ВЛАДИМИРСКОМ И ЖИВОНОСНОМ ИСТОЧНИКЕ.НЕСМОТРЯ НА МАЛОЕ КОЛИЧЕСТВО БРАТИИ ВСЕ ОЧЕНЬ УХОЖЕННО,С ВЕЛИКИМ УСЕРДИЕМ И ЛЮБОВЬЮ.ВСЕ ПРОДУМАНО И ДЛЯ ПАЛОМНИКОВ.УСТРОЕННЫ КАФЕ.ПРЕДУСМОТРЕНЫ ОБЕДЕННЫЕ МЕНЮ,ПРЕКРАСНЕЙШАЯ ВЫПЕЧКА И ЧАИ.И ДАЖЕ ПОСТНОЕ МЕНЮ В ПОСТЫ.ТЕПЕРЬ МЫ ЧАСТЫЕ ГОСТИ МОНАСТЫРЯ.НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО ПЫТАЕМСЯ ЧАЩЕ ЕЗДИТЬ В ТИХОНОВУ ПУСТЫНЬ.ОЧЕНЬ НРАВЯТСЯ РАННИЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

НРАВИТСЯ ВСТРЕЧА ДЕТЬМИ НАСТОЯТЕЛЯ МОНАСТЫРЯ ПОСЛЕ ВОСКРЕСНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ.МЫ ВСЕ БОЛЬШЕ ВОСХИЩАЕМСЯ ЭТИМ БЛАГОДАТНЫМ МЕСТОМ.И БЛАГОДАРИМ ГОСПОДА ЗА ТО ЧТО ГОСПОДЬ УДОСТОИЛ НАС ПРИБЛИЗИТЬСЯ К СТОЛЬ ВЕЛИЧЕСТВЕННОМУ УГОЛКУ ГОСПОДА И МАТЕРИ БОЖИЕЙ.МЫ ОЧЕНЬ БЛАГОДАРНЫ НАСТОЯТЕЛЮ ПУСТЫНИ ВСЕЙ СЛУЖАЩЕЙ БРАТИИ И ВСЕМ КТО ПРИСЛУЖИВАЕТ,ЗА СТОЛЬ ВЕЛИКИЙ И КРОПОТЛИВЫЙ ТРУД ВО СЛАВУ БОЖИЮ И НАС ПАЛОМНИКОВ И ПОСЕТИТЕЛЕЙ ХРАМОВОГО КОМПЛЕКСА.МИРА ВАМ И БЛАГОПОЛУЧИЯ!!!

ВАРВАРА ★★★★★

(11-12-2016)

ПРЕКРАСНОЕ МЕСТО,ОЧЕНЬ КРАСИВО.ОЧЕНЬ ЛЮБЛЮ СЮДА ПРИЕЗЖАТЬ.БЛАГОДАРНА ГОСПОДУ ЗА ЕЩЕ ОДИН РАЙ НА ЗЕМЛЕ.

Валерий ★★★★★

(29-05-2016)

Побывал в мае 2 раза на источнике,один раз в монастыре-впечатлило,особо понравилось на источнике,тишина покой,в монастыре был в воскресенье -очень много народа-лучше приезжать по будням

ILya ★★★★☆

(11-03-2016)

Evgeniy ★★★★★

(19-05-2014)

Скит понравился, тишина и покой, были среди недели, людей было не много, наслаждались тишиной, чай действительно очень вкусный-необычный, хлебушек очень вкусный, посещение купели на целый год избавило от усталости...

Величественный, красивый, ухоженный монастырь! Но -
пустой! Не греет!Зашли в нижний храм, а там запах химии,
как в хороших московских туалетах(уборка, что ли!?).
Впервые с таким встречаюсь!Пекарня и кафе, в боковой стене, вход с улицы.Хлеб и выпечка вкусные!
Источники и купальня в другом месте!Рядом скит.В
церковной лавке источника можно купить тару под воду
(меньше 5.-- литров нет, цена 40.00).Хлеб также
есть у ворот, в лавке, и чай травяной(вкус странный,
и сладкий!). ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Стоянка большая.

Татьяна ★★★☆☆

(25-08-2013)

Чувства двоякие от поездки. Посещала ранее в конце 90-х, по строительству изменилось капитально, но заходя на территорию понимаешь, что это все мертвое. Всё ухожено, красиво, но нет монахов, как и не было их десяток лет назад. Служба в полупустом храме, причищающихся не более 70-ти человек, иконы висят высоко, человеку с маленьким ростом приложиться невозможно(в Оптиной сделаны ступеньки, там где иконы высоко). Хор поет красиво, но звук из колонок громковат, в тоже время голос из алтаря слышен слабо, службу я знаю, но новичкам совсем не понять. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Священник на исповеди немолодой, выдал типа - хочу допущу до причастия, хочу нет, я ему сказала, что это его право. В храме тихо, заплакал ребёнок и его тут же с папашей за дверь. К центральным иконам не подпустили охранники, они же, когда подошла к центральной чаше по какой-то причине выставили из очереди и направили в конец другой.
На источнике другие охранники - по напяливанию юбок, на женщин, на детей и на мужчин(что бы, потом было каяться в ношении одежды противоположного пола), двум взрослым парням одели юбки и накидки, дабы не вводить в "искушение" паломников, они фоткались, как черные ангелы, растопыривая крылья-накидки, на мальчика лет семи тоже водрузили накидку, дабы не сверкал голыми коленками и руками. Туалеты вызвали не совсем христианские чувства. Вода вкуса отменного, много народа с канистрами, идти довольно далеко, а тележек всего одна или две, неплохо бы тройку тележек добавить, ведь люди разные приезжают и не все из них здоровы и молоды.
В целом, все больше напоминает музей, где ничего нельзя потрогать, если бы не источник, совсем тоскливый вид.

Уютный, тихий, "домашний" монастырь.... Чувствуешь себя там очень спокойно и наслаждаешься окружающей природой.. Хлеб готовят они сами,.. Согласен с Vadimом - очень вкусный...))) Купель по сравнению, например, с Талежом - глубокая.. Если опуститься на самое дно.., остается, в принципе, только опустить голову под воду... В церковной лавке очень большой выбор икон "Калужской Божьей Матери". которая является охранительницей земли Калужской.. На разный "вкус" и "цвет". ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

И за вполне доступную цену..

Очень красивый монастырь, посещал несколько раз. Рекомендую и к источнику заехать. (Мы были в субботу, количество свадебных кортежей такое, что с трудом нашли место для стоянки).
За хлебом простояли в очереди, но не пожалели, очень вкусный, свежий.

Монастырь очень красивый! В магазинчике при монастыре продают безумно вкусный хлеб и булочки. Хлеб расхватывают еще горячим целыми пакетами. Первый раз мы скромно купили буханку лукового хлеба, зато во второй - отоварились по полной:) Чуть дальше по направлению к Калуге, если свернуть налево c трассы, можно попасть к источнику. Само место очень красивое, зеленое. И очень чистая, аккуратная купель с потрясающей водой.

Монастырь потрясающей архитектуры и красоты! Даже не подозревал, что по дороге в Оптину и Шамордино есть такая жемчужина.
Все отреставрировано и доведено до идеального состояния. Народу - никого. Храмы очень большие и красивые как внутри, так и снаружи.
Под главным храмом (или - одним из главных) находится храм с мощами прп. Тихона.
В магазине при монастыре продают хлеб - очень вкусный!
Обязательно посетите источник в скиту (выезжаете из монастыря по направлению к Калуге, немного проезжаете, а потом поворот налево и прямо до указателя). ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Были в будни - там благодать и красота неописуемая! В выходные много свадеб:(

Монастырь очень красивый, красивые посадки, очень ухоженная территория. Работают постоянно 2 храма. В одном из них находятся мощи святого Тихона.
Если ехать к монастырю сначала идет поворот на источник. Находится в лесу, там же храм, купель и церковная лавка. Очень красиво, тихо. В любое время можно окунуться в купель, правда вода очень холодная, очень многим помогает в избавлении от болезней. Очень вкусная вода из источника.
Около самого монастыря находится пекарня, там продают монастырский...продолжение src="/jpg/plus.gif">

хлеб и булочки, все свежее и вкусное.

Величественный облик у монастыря. Впечатляет. Тихо очень. И красиво. Колокольня показалась просто огромной!
Отошел чуть ли не на 150 метров что бы поместилась в объектив 28 мм...
И архитектура очень интересная. Массивная, но гармоничная.
Действующих, открытых, для нас туристов, храмов - всего два.
Ощущение покоя. Больше ничего там и не ищите...

Выпечка и правда вкусная, брали на обратную дорогу.

Карина ★★★★★

(30-04-2012)

Красивый архитектурный ансамбль. В монастыре тихо и безлюдно. Очень вкусный монастырский хлеб, который продают в церковном магазинчике.

Монастырь очень понравился, тихо, людей почти нет, здания отремонтированы, территория ухожена, фотографировать на территории не запрещают, на входе предлагают не только юбки/платки для женщин, но и брюки для мужчин
А вот скит совсем не понравился, кирпичная церковь не вписывается совсем, толпа народу, полуголые девицы из свадебной толпы, которых никакой юбкой/накидкой не прикроешь, куча женихов с невестами фотографировавшихся то тут, то там, что пройти невозможно. Видимо в скит надо приезжать в "не свадебные" дни. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Оценка только монастырю.

ТаняЧе ★★★★★

(7-02-2011)

Посещаем Скит каждый год, т.к. дача недалеко находится. В церковку зайти, водички попить - стало уже традицией. Возле входа можно чай монастырский купить и булки (все вкусное). Народу много -это точно, особенно когда автобус с паломниками приезжает. Но каждый с определенной целью едет на источник. Вода здесь "живая", помогает излечивать недуги. Но говорят верить надо. Без веры ничего не получится. Мы в 1999 году окунались. Жара была около 30 градусов, а вода в купальне примерно 8 градусов. Нужно молитву прочитать, которая у входа в купальню висит, окунуться три раза и приложиться к иконе. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Не сочтите за глупость, но мне помогла водичка намоленная. Что просила, то и дали (правда вдвойне) - родила близнецов.

Наталья ★★★☆☆

(7-02-2011)

Заезжали в монастырь и скит 5 февраля.
Монастырь, судя по всему, был недавно отреставрирован, так что произвел впечатление новодела. Хлеб вкусный, в лавочке постоянно толпится народ. Плохо, что территорию почти не чистят ото льда, и передвигаться там можно только привязав к подошвам терки.
Впрочем, по сравнению с тем, какой каток представляет из себя территория Скита, можно считать, что в монастыре все нормально. При нас люди шли от источника с канистрами и постоянно скользили, а то и падали. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Охранник лениво бросил на лед пару горстей песка и, посчитав, что этого достаточно, удалился в свою будку.

Константин ★★★★★

(4-01-2011)

Заезжал сегодня только в скит. Заснеженный лес вокруг источника красив в солнечный день. Людей много, машин на стоянке тоже. Все с энтузиазмом тащат воду, в том числе подвозя на санках к машинам огромные емкости.
В палатке у входа горячий чай и фирменная монастырская постная выпечка. С удовольствием накупили ради перекусить и с собой в дорогу.
У входа пасется стайка скитовских кошек.

Был. 28.06.10. Был уже ближе к вечеру, часов в пять, уже после Калуги и скита монастыря Свято-Тихоновой пустыни. Кстати скит в правилах поведения называется "Монастырский скит "Живоносный Источник Пресвятой Богородицы"". Походил, посмотрел, по фотографировал, а потом сел на скамейку посидел. Мысли разные о вечном в голову лезут о чём в повседневной сутолоке даже и не задумываешься. И что интересно. И народу много, а вокруг тишина и покой. Посидел, купил книжки и видео и поехал домой. Очень всё красиво, чисто и уютно. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

А фотографий - то о самом монастыре и нет. Я рад бы поделится, да не получается. Ну о-очень хитрая и сложная штука - загрузить фото на сайт

Был давно, может многое и изменилось...

На тот момент реставрация закончена не была, именно поэтому и не хватало "законченности" облика. Плюс много народа на тесной площадке. будто хочешь раздвинуть границы - ан нет, все "на носовом платке". Тесно там и суетно...

Нат_А ★★★★★

(2-07-2010)

Когда въезжаешь в обычное село Льва Толстого, то меньше всего ожидаешь увидеть потрясающий по размерам и красоте великолепный комплекс монастыря. Ни один человек, входящий на его территорию не мог сдержать слов восхищения: "Красота-то какая!". Успенский собор - с синим куполом. Преображенский - с зеленым, он двухярусный, в храме на нижнем этаже находятся мощи св. Тихона Калужского.
Хлеб из монастырской пекарни - необыкновенно вкусный. Ассортимент широкий, разбегаются глаза. Цены в два раза ниже московских. Рекомендую луковую буханку, завитушки с маком и орехами, пирожки с повидлом.
...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Скит находится в 2х км в лесу. Тишина и благодать. Есть даже тележки для канистр с водой (чтобы не тащить на руках), но они быстро расхватываются. В воде (читала) много серебра.

Основатель монастыря - преподобный Тихон - принял монашеский постриг в Московском Чудовом монастыре. Ища уединения и безмолвия, он поселился на правом берегу реки Вепрейки, между Медынью и Калугой. Кельей ему служило дупло огромного дуба, пропитанием - дикие травы и плоды. Святой выкопал себе колодец, который его последователи бережно хранили на протяжении веков, несмотря на разорения и запустения. На месте колодца в 2,5 км от монастыря ныне находится святой источник с купальней. В начале XX века Тихонова пустынь была одним из крупнейших монастырей в России, в котором проживало 226 человек братии, действовало 7 храмов. В советское время обитель была закрыта и разграблена, здания храмов использовались в хозяйственных целях. Монастырь был вновь открыт в 1993 году. В обители возобновлены три сохранившихся храма, Преображенский собор выстроен заново. Сейчас в монастыре подвизаются 20 насельников.

В конце XV века к Тихону Калужскому стали приходить ученики, ищущие такой же уединенной, сосредоточенной на молитве жизни. Удельный князь Серпуховской и Боровский Василий Ярославич во время охоты набрел на отшельника и его учеников. В гневе за то, что они заняли его землю, князь замахнулся плетью на преподобного, но в этот момент его рука онемела. Только после молитвы Тихона князь получил исцеление. Княжеское пожертвование на строительство монастыря принесло покой пустыни и позволило возвести первую деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Преставился преподобный Тихон в 1492 году. Похоронили старца в построенном им самим деревянном соборе. Вскоре были явлены чудеса от его мощей, которые после обретения открыто почивали в монастыре.

До 1610 года в монастыре было два храма - Успенский собор и церковь во имя Трех Святителей. Обитель разграбили и сожгли войска Лжедмитрия II. При первых царях Романовых был вновь построен деревянный Успенский собор и возведена трапезная с Никольской церковью. В 1677 году началось сооружение первого каменного храма с престолом в честь Преображения Господня. Здесь под спудом были помещены мощи преподобного Тихона. В 1684 году Тихонову пустынь передали в ведение Московского Донского монастыря. После 1764 года обитель была выведена за штат, и уже к концу XVIII столетия монастырь почти обезлюдел.

Расцвет обители начался в 1837 году, когда на место настоятелей были определены монахи из Оптиной пустыни . Благодаря попечению Оптинских старцев монастырь стал широко известным, он притягивал к себе паломников, ищущих духовного наставления. Тогда появились средства и необходимость в возведении более просторных храмов. В это время стали проистекать многочисленные чудеса от раки с мощами преподобного Тихона, от святого источника.

В начале XX века в обители подвизалось более 200 человек, действовало семь храмов. Река Вепрейка, протекающая вдоль южной стены монастырской ограды, перекрытая с 1807 году плотиной, образовала большой живописный «Обидин пруд». На территории обители располагались Успенский и Преображенский соборы, трапезная и теплый храм во имя святителя Николая Чудотворца, больничный корпус с домовым храмом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». За пределами монастыря было три скита, в каждом - свой храм. Церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» находилась в скиту на источнике преподобного Тихона. В Сретенском скиту, возведенном на месте исторического «стояния на Угре» в 1480 году, было два храма – в честь Сретения Господня и в честь Калужской иконы Божией Матери.

В начале ХХ века Тихонова пустынь была одним из крупнейших монастырей в Калужской губернии и, возможно, в России. Кроме храмов, в монастыре было пять братских корпусов, множество хозяйственных зданий, настоятельский и больничный корпуса, три гостиницы и странноприимный дом. Общий облик ансамбля напоминал крепость: монастырский комплекс окружали стены, по углам которых находились башни с жилыми помещениями. С восточной стороны братской трапезной располагался монастырский сад.

Подобно звездному венцу, обитель окружена скитами. В двух километрах от монастыря, в лесу, с 1885 года стал формироваться монастырский скит (так называемая Ефремова дача) с садом. Это место последних дней жизни схимонаха Иоанна, монастырского духовника. К владениям обители в конце XIX - начале XX века относился Сергиевский скит (ныне расположен в поселке Мстихино в окрестностях Калуги). В начале XX века в нем было два деревянных храма (один с престолом во имя преподобного Сергия Радонежского), поклонный крест - знак основания скита, а также два корпуса - в один и два этажа. Ныне от хозяйственных построек сохранилась лишь кирпичная водонапорная башня, деревянные строения уцелели частично, на месте храма установлен деревянный поклонный крест с распятием. В 2,5 км от пустыни над колодцем, вырытым преподобным Тихоном, в 1887 году была построена деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Церковь имела форму креста. К ее северной стене примыкали две купальни: мужская и женская. Колодец преподобного Тихона, как место подвижнических трудов и уединенной молитвы, освящаемое его постоянным духовным присутствием, издавна привлекал к себе многочисленных паломников. В конце 1920-х годов источник был замурован бетонными плитами, что, однако, не остановило целебную воду, продолжавшую выходить на поверхность земли. Паломничество к источнику продолжалось, хотя скит долгое время был обнесен забором из колючей проволоки. Территорию вокруг источника передали епархии в 1991 году, а в 1992 году здесь создали скит в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Сам источник вновь обустроили, возобновили храм, жилые корпуса и две купальни. В восьми километрах от монастыря, возле железнодорожной станции Тихонова Пустынь, с 1867 года находился Сретенский скит, где иноки жили по строгому монашескому уставу. Когда-то скит встречал паломников, приезжавших на станцию и направлявшихся на святой источник и в монастырь. В 1871 году в скиту была построена небольшая каменная церковь в честь Сретения Господня.

В 1918 году большевики решили закрыть монастырь. Были убиты четверо монахов, позже расстреляли еще троих. Монастырь разграбили, имущество конфисковали. Здесь обосновалось «первое советское культурное хозяйство имени Ленина». В 1924 году были закрыты храмы, в их зданиях разместили сельскохозяйственный техникум для инвалидов. Позже в обители расквартировали воинскую часть. За годы советской власти были утрачены Спасо-Преображенский собор, часовня преподобного Тихона, храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Сретенский скит, был «замурован» святой источник. В упадок пришли Успенский храм, колокольня и большая часть каменной ограды с башнями. Во время военных действий 1941–1942 годов монастырские постройки также пострадали, поскольку оказались ориентиром для наведения стрельбы. После войны в постройках размещали хозяйственные и иные службы: клуб, кинотеатр, магазин, гаражи. В Успенском храме был склад сельхозтехники. Казалось, история монастыря окончена...

В 1991 году Калужской епархии вновь передали источник преподобного Тихона и 15,5 га земли около него. Был построен скит, началось благоустройство территории вокруг источника и подготовка к строительству храма. В июне 1992 года, в день 500-летия преставления преподобного Тихона, состоялись торжества, которые возглавил Святейший Патриарх Алексий II. На святом источнике патриарх отслужил молебен преподобному Тихону с освящением воды. Теперь молебен с водоосвящением и чтением акафиста святому Тихону служится каждое воскресенье.

В августе 1993 года Священный Синод принял постановление об открытии Калужской Свято-Тихоновой пустыни.

Сохранившиеся здания передавались монастырю поэтапно. Три храма возобновили, Преображенский собор построили вновь. Ныне все четыре монастырских храма действуют, при обители открыты воскресная школа, гостиница для паломников. Основу современного монастырского комплекса составляют Успенский, Преображенский соборы, колокольня. Действуют Никольский храм, домовый храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в больничном корпусе, братские кельи, трапезная. Восстановлен храм во имя преподобного Ефрема Сирина в новообразованном скиту на месте прежней монастырской «Ефремовой дачи». На святом источнике преподобного Тихона заново построен каменный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Посетить святой источник можно ежедневно, с 8.00 до 20.00 час. В 2010-2011 годах был устроен новый скит, с храмом в честь Владимирской иконы Божией Матери, в память о «стоянии на Угре» в 1480 году.

С глубокой древности верующими был особо почитаем исполинский дуб, в дупле которого преподобный Тихон находил себе пристанище. В 1838 году на месте дуба, уничтоженного в 1830 году грозой, была построена часовня, в которой хранились остатки дерева. Часовня была кирпичной, шестигранной в плане, завершалась световым восьмериком с шатром и главкой. Разрушили ее в 1920-х годах, на этом месте возникло частное хозяйство. В 2006 году возвели новую кирпичную часовню, в виде глухого восьмигранника с шатром и мозаичным образом Тихона Калужского над входом. Неслучайно фоном для фигуры преподобного на этой иконе служит большой дуб.

В настоящее время в монастыре подвизаются 20 насельников. Монастырская паломническая служба занимается приемом, расселением и питанием паломников, организует для них духовные беседы и экскурсии по территории монастыря.

Дороги России

Не думала я и не ожидала, что Свято-Тихонова пустынь окажется таким грандиозным и великолепным монастырём. Его масштабы просто поразили - величественный Успенский собор в византийском стиле и пятиярусная колокольня высотой 75 метров предстали перед нами, как нездешние великаны, как только мы свернули к главному входу в монастырь. В такой великолепный монастырь сразу мы не решились войти с фототехникой, хотя табличек о запрете фотосъёмки на территории не увидели. Сначала решили обойти монастырь с внешней стороны.

1. Архитектурный ансамбль Тихоновой пустыни сформировался в конце XIX века, когда в архитектуре господствовал русско-византийский стиль - пышный, массивный, имперский.

2. Тихонова пустынь называлась в разное время по-разному: сначала - Малоярославецкой, с XVIII века - Медынской, а в XIX веке - Калужской, в зависимости от того, к какому городу монастырь был приписан. На рисунке из книги "Живописное обозрение русских святых мест" 1905 года Тихонова пустынь выглядела ещё более впечатляюще.

3. В Свято-Тихоновой пустыне, к сожалению, не сохранилось древних архитектурных памятников, хотя обитель была основана во второй половине XV века чудотворцем Тихоном. На поклонном кресте перед входом в монастырь указана дата основания обители - 1492 год.

4. Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы перестраивался несколько раз и первоначально являлся соборным храмом монастыря, поэтому сама обитель получила наименование Успенской. Сохранившийся до наших дней храм с колокольней был построен в конце XIX века. Дату строительства мы видим на колокольне.

5. Успенский монастырь в течение пяти веков был пять раз разорён и каждый раз возрождался из руин! Он пережил татарские погромы и литовские разорения. В Смутное время монастырь был разграблен и сожжён, но в первой половине XVII века обитель преподобного Тихона была восстановлена. В 1684 году Тихонова пустынь утратила самостоятельность и была передана в ведение Донского монастыря, а в 1764 году опять стала независимым заштатным монастырём. Новый период возрождения обитель вновь переживала в XIX веке.

6. За пределами монастырского двора сейчас, как и раньше, располагаются монастырские хозяйственные постройки, а также кельи для проходящих послушание.

8. Все здания и строения монастырского двора обнесены каменной оградой, по углам которой находятся башни XIX века. Вокруг идёт асфальтированная дорожка.

9. По дорожке можно спуститься к двухкаскаднм прудам и речке Вепрейке или свернуть налево вокруг монастырской стены.

10. Мы отправились вокруг монастыря, не обращая внимания на то, что вдоль южной стены дорожка перекрыта цепью. Сами мы, может быть, и не пошли бы, но местная молодая мамочка, прогуливающаяся около монастыря с коляской, сообщила, что проход есть.

11. Всё же не советую ходить налево... Лучше полюбоваться панорамными видами на монастырь со стороны Обидина пруда.

13. Мы же, обойдя монастырь по довольно крутой и неухоженной дорожке, снова вышли к северным воротам.

15. Напротив, но уже не на территории монастыря, фактически на одной площади с ним стоит в лесах церковь Трех святителей 1905 года постройки.

16. В 1830 году над Тихоновой пустынью пронеслась страшная буря. Именно тогда гроза сломала дуб преподобного Тихона. Над остатками некогда могучего дерева была в 1838 возведена восьмигранная каменная часовня, где вплоть до 1918 года сохранялись остатки дуба. В 1930-е годы часовню разрушили и на ее месте появился частный дом с огородом.

17. Когда монастырь вернули церкви, то не так-то просто было найти точные указания на то, где стояла часовня. И все же несколько лет назад фундамент часовни обнаружили, а к 2006 году строительство новой часовни уже завершилось.


Фото из интернета

В начале XX века в монастыре было 226 человек братии, действовало 7 храмов. На территории монастыря располагались Преображенский собор, Успенский храм, трапезный храм в честь святителя Николая и домовый храм во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" в больничном корпусе. 12 октября 1918 года - дата полного закрытия Тихоновой пустыни. Все ценности из нее были вывезены, братия изгнана, а некоторые монахи убиты. Восстановительные работы были начаты в 90-е годы прошлого века. Сейчас в монастыре 20 монахов.
, относящийся к Тихоновой пустыни, я уже рассказала.

Изречения
святых отцов

"Бремя, которое наложила на Вас смиряющая рука Божия, рука Божия и поддержит. Но не увеличивайте оного сами для себя. Несите оное в простом как можно послушании. Да дарует Вам Бог истинное христианское мужество…" Филарет Московский

Калужская Свято-Тихонова Пустынь

Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Калужская Свято-Тихонова Пустынь

Наместник: архимандрит Тихон (Завьялов)

Исторически Тихонова пустынь известна с тремя наименованиями: в древности она называлась Малоярославецкой, с XVIII столетия ее именовали Медынской, а в XIX в. получила название «Калужская». Разнообразие этих наименований объясняется тем, что земля, на которой стоит монастырь, в разное время принадлежала разным городам, поэтому монастырь имел название по имени города, от которого зависел.
Обитель была основана во второй половине XV в. преподобным Тихоном Медынским, Калужским чудотворцем . Татарские погромы и литовские разорения не оставили древних письменных памятников, современных преподобному Тихону . Известно только, что до разорения в обители были Успенский собор с приделом в честь святителя Николая Чудотворца и храм в честь Трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В Смутное время монастырь был разграблен и сожжен. В первой половине XVII в. обитель преподобного Тихона была восстановлена. В 1684 г. Тихонова пустынь была передана в ведение Донского монастыря, а в 1764 г. стала независимым заштатным монастырем. В 1784 г. в ней был введен общежительный устав.
В XIX в. обитель преподобного Тихона переживала период своего расцвета. Настоятели в это время назначались из пострижеников Оптиной пустыни. Неоднократно посещал Тихонову Пустынь преподобный Макарий Оптинский. Также неустанную заботу о монастыре проявляли преподобные Моисей и Амвросий Оптинские, направляя туда новых иноков. Благодаря попечению Оптинских старцев в монастыре преподобного Тихона было насаждено старчество. Наиболее известным старцем Тихоновой пустыни был Оптинский постриженик иеросхимонах Иоанн (†25 июня/8 июля 1884 г.). Широкую известность монастырю принесли многочисленные исцеления у святого источника и у раки преподобного Тихона.
В начале XX в. в монастыре было 226 человек братии, действовало 7 храмов. На территории монастыря располагались Преображенский собор, Успенский храм, трапезный храм в честь святителя Николая и домовый храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в больничном корпусе. Кроме того, было 3 храма за пределами монастыря: в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» на источнике преподобного Тихона и 2 храма в Сретенском скиту -- в честь Сретения Господня и в честь Калужской иконы Божией Матери.
Строительство Преображенского собора было начато в 1677 г. Соборный храм представлял собой грандиозное каменное здание в 3 света, с хорами большой вместимости. Здание храма было выстроено в форме креста, с пятью главами, увенчанными золотыми крестами. К нему были пристроены 2 придела: в честь святителя Николая Чудотворца (в 1756 г.) и в честь святителя Тихона, епископа Амафунтского (в 1790 г.). Собор перестраивался дважды -- в 1840-х гг. и 1879-1886 гг. По внутреннему размеру храм занимал -- в длину около 25 м и в ширину около 23 м. Главнейшей святыней соборного храма, а также и всей обители являлись мощи преподобного Тихона Калужского . В Смутное время они были сокрыты в земле и находились под спудом напротив правого клироса собора. Над местом погребения мощей была поставлена серебряная рака с древним изображением преподобного Тихона в монашеском одеянии со свитком в руке. По вере и молитвам приходящих, у раки преподобного Тихона совершались исцеления от разных болезней. В храме находилась родовая усыпальница известных благодетелей обители Шепелевых.
Рядом с соборным храмом было построено трапезное здание византийского стиля, в котором находится теплый монастырский храм в честь святителя Николая. Ранее в нем был придел в честь преподобного Тихона .
Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы перестраивался несколько раз и первоначально являлся соборным храмом монастыря, отчего и сама обитель получила наименование Успенской. Сохранившийся до наших дней храм с пятиярусной колокольней, которая является архитектурным украшением обители, был построен в византийском стиле в конце XIX в. Храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы была написана в XVIII в. и имела золоченую серебряную ризу, украшенную драгоценными камнями и бриллиантами.
Над колодцем, вырытым преподобным Тихоном, в 1887 г. на каменном фундаменте с кирпичным цоколем был построен деревянный храм в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный источник». Храм имел форму креста. К северной стене храма примыкали две купальни: мужская и женская. Все здания и постройки, прилегающие к храму, были обнесены деревянной оградой.
Колодец преподобного Тихона, как место его подвижнических трудов и уединенной молитвы, освящаемое его постоянным духовным присутствием, издавна привлекал к себе многочисленных паломников. Вода в колодце целебная.
С глубокой древности верующими был особо почитаем исполинский дуб, в дупле которого преподобный Тихон совершал свой подвиг уединения. Благочестивые богомольцы с благоговением брали себе на память частички этого дерева и хранили их как святыню. В 1838 г. на месте этого дуба, сломанного в 1830 г. грозой, была построена часовня, в которой хранились остатки дуба.
Кроме храмов в монастыре было 5 братских корпусов, настоятельский корпус, больничный корпус с домовым храмом, трапезная, просфорная, хлебопекарня, свечной завод, хозяйственные здания и постройки, а также конный двор и двухэтажное здание для монастырских работников. Во дворе обители были расположены 3 гостиницы и странноприимница. Все здания и строения монастырского двора были обнесены каменной оградой, по углам которой находились башни с жилыми помещениями. С восточной стороны братской трапезы находился монастырский сад.
За пределами монастырского двора располагались: аптека и комнаты для больных, еще одна странноприимница, а также кельи для проходящих послушание при странноприимницах, баня, хозяйственные постройки, скотный и конный дворы. В 2 км от монастыря в лесу находилась монастырская «Ефремовская» дача с садом, а в 5 км на р. Угре находился монастырский хутор с мельницей и сельхозугодьями.
В 8,5 км от обители, возле станции Тихонова Пустынь находился Сретенский скит, где братия жила по строгому иноческому уставу. В 1871 г. в скиту был построен каменный храм в честь Сретения Господня. Здание храма имело форму креста. Храм был небольшой. Отдельно от храма находилась колокольня в 2 яруса с высоким шпилем. Нижний ярус составляла круглая арка, в которую были встроены ворота, а с боков арки были пристроены жилые помещения. Кроме храма на территории скита располагалось 3 корпуса. В одном был устроен теплый домовый храм в честь Калужской иконы Божией Матери и братские кельи. Во втором были братские кельи, трапезная и кухня. Третий корпус имел хозяйственное назначение. Скит был обнесен каменной оградой с небольшими башнями по углам. Вне ограды находились хозяйственные постройки, сад и школа садоводства при нем.
В 1918 г. монастырь Тихонова пустынь был закрыт и объявлен «первым советским культурным хозяйством им. Ленина». С начала 20-х гг. в монастыре размещался сельскохозяйственный техникум для инвалидов. Через некоторое время в стенах обители была расквартирована воинская часть. За годы советской власти полностью были разрушены 2 монастырских храма -- Преображенский собор и храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Были доведены до аварийного состояния Успенский храм с колокольней, разрушена большая часть каменной ограды с башнями.

Возрождение обители началось в 1991 г., когда 15 апреля решением Облисполкома № 133 Калужской епархии был передан источник преподобного Тихона и 15,5 га земли вокруг него. На этом месте был основан скит в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». С лета того же года началось благоустройство территории вокруг источника и подготовка к строительству храма. Руководство работами было поручено клирику Свято-Георгиевского кафедрального собора г. Калуги протодиакону Владимиру Карельскому. 21 марта 1992 г. архиепископом Калужским Климентом было освящено основание храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», и там регулярно стали совершаться водосвятные молебны. В обители снова стала возноситься молитва, возрождаться духовная жизнь. С 1993 г. ведется поэтапная передача монастырских зданий. 5 ноября 1993 г. в братию Тихоновой пустыни из Свято-Пафнутиева Боровского монастыря был переведен иеромонах Тихон (Завьялов), которому было поручено ведение восстановительных работ в монастыре и строительство в скиту «Живоносный Источник». С 1995 г. на него возложено исполнение обязанностей наместника.
В настоящее время из монастырского комплекса восстановлены Успенский собор, Никольский храм, домовый храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с больничным корпусом, братские кельи, трапезная. На святом источнике преподобного Тихона заново построен каменный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», жилые корпуса и две купальни. Восстанавливаются монастырская колокольня и гостиница для паломников. Ведется строительство Преображенского собора на территории монастыря и храма в честь преподобного Ефрема Сирина в новообразованном скиту на месте прежней монастырской «Ефремовой дачи».
В монастыре ежедневно проходят утренние и вечерние богослужения. В храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» на святом колодце еженедельно совершается Божественная литургия и водосвятный молебен. У насельников практикуется частая исповедь, а также регулярно проводятся духовно-просветительские беседы. Братия монастыря совершает паломнические поездки по России, на Святую Землю, на Гору Афон.
При монастыре действует воскресная школа для детей, издается «Тихоновский листок». В задачу монастырской паломнической службы входит прием, расселение и питание паломников, организация для них духовных бесед и экскурсий по территории монастыря. На благотворительном отделе монастыря лежит попечение о нуждающихся, обращающихся за помощью. При монастыре работает пекарня.
Возрождающуюся обитель преподобного Тихона неоднократно посещал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Здесь побывали предстоятели Поместных Православных Церквей -- Блаженнейший Парфений III, Патриарх Александрийский и всей Африки и Болгарский Патриарх Максим.
За годы возрождения в монастыре установилась традиция в ночь под 19 января, на праздник Крещения Господня, на святом источнике архиерейским чином совершать Великое освящение воды. Также ежегодно в день памяти преподобного Тихона Калужского, 29 июня, после Божественной Литургии в обители совершается Крестный ход на святой источник, где при большом стечении духовенства и верующих архиерейским чином служится водосвятный молебен.
В монастыре особо почитаются: икона с мощами Оптинских старцев; икона святителя Николая, привезенная из г. Бари; икона благоверного князя Александра Невского, написанная в память о спасении жизни царя Александра III во время покушения; образ преподобного Тихона Калужского XIX в. и привезенные со Святой Горы Афон икона великомученика и целителя Пантелеимона, освященная на его мощах, и Иверская икона Божией Матери, освященная в Иверском монастыре. В настоящее время в монастыре подвизается 20 насельников.

Архимандрит Тихон (Завьялов), наместник Калужской Свято-Тихоновой пустыни

Так считают на Святой Горе Афон. Наместник мужского монастыря Успения Пресвятой Богородицы Калужской Свято-Тихоновой пустыни архимандрит Тихон (Завьялов) руководствовался мудрыми наставлениями афонитов с самого начала возрождения обители. И сегодня настоятель убежден, что если в обители административная и духовная власть находятся в одних руках, это плодотворно влияет на духовное возрастание насельников.

Решили начать с закладки фундамента духовного

Батюшка, в начале 90-х годов прошлого века по благословению правящего архиерея – митрополита Калужского и Боровского Климента (в то время архиепископа) – Вы приехали сюда на руины, оставшиеся от святыни. С чего начали?

Очень важно было начать правильно. Вспомним, что говорил Спаситель в Нагорной проповеди о доме, построенном на песке и другом, возведенном на камне. Один дом во время нашествия стихии постигла печальная участь: «...и он упал, и падение его было великое» (Мф.7:24-27). А возведенный на камне устоял! Поэтому мы решили начать с закладки фундамента – твердого непоколебимого основания. Учитывая, какие страшные потрясения пережила наша страна, в которой все было разрушено, в том числе и монашеская жизнь, стали искать этот духовный фундамент, чтобы заложить его на российской стороне. Поначалу я чуть ли не каждый год ездил на Святую Гору Афон и общался там с наместниками монастырей, старцами, духовно опытными монахами. Задавал им конкретные вопросы, напряженно обдумывал, как перенести опыт святогорцев на русскую почву, в наши непростые условия. Правда, в первый свой приезд услышал от некоторых монахов, что когда они мне дают советы, то теряют, а я получаю. Другими словами, мне дали понять, что со мной не хотят говорить. Пришлось проявить настойчивость. Я объяснял им, что наша древняя обитель стоит в руинах, но в ней начинает собираться братство и монастырь возрождается. Просил афонитов проявить христианское милосердие – подробно рассказать о духовной жизни Афона. В результате многие согласились, добавляя, что делают это за послушание, а также – благодаря моей настойчивости. С особым вниманием и доброжелательностью ко мне отнеслись в греческом монастыре Симонопетра, где прошли самые плодотворные беседы.

Побывавший там несколько лет назад паломник из России описывает эту обитель как чудо, с которым, по его мнению, вряд ли сравнятся египетские пирамиды и остальные шесть древних чудес света. Но это скорее эмоциональное впечатление от внешнего вида обители на отвесной скале, «монастыря-скалы ». А Вас что в нем особенно привлекло и поразило?

Прежде всего, духовная зрелость монашествующих. По благословению своего старца-духовника они прибыли сюда с острова Метеоры, заняли этот монастырь, находящийся на высоте 230 метров над уровнем моря, стали его восстанавливать и создали свою школу монашества. В монастыре есть опытные духовники. Мне посчастливилось с ними общаться, причем беседовали мы часами. А когда я продумывал Устав нашей обители и показал им проект, они его утвердили и благословили. Еще чем привлек монастырь Симонопетра, так это прекрасным афонским пением. Есть греческое пение, о котором можно услышать, что оно монотонное, скучное, не соответствует нашему духу. У нас в России есть партесное пение – мелодичное, более чувственное… Поэтому оно нам не подходило. Хотелось найти золотую середину между монотонным греческим пением и партесным. Поскольку в нашем монастыре братство было новое и некоторые братья имели высшее музыкальное образование, то мы поставили задачу изначально создать духовное пение. Нашли искомую «золотую середину» в монастыре Симонопетра и взяли за образец его лучшие песнопения. В настоящее время многие прихожане и паломники отмечают, что, благодаря пению, в нашем монастыре особенная молитва.

Влияние Афона сказалось и в том, что в Свято-Тихоновой пустыни укоренилось пение, которое нравится нам и паломникам обители. Еще братии пришлась по душе практика частого причащения. В нашем монастыре принято причащаться раз в неделю. В посты мы причащаемся два раза в неделю. Если выпадают большие праздники, бывает и чаще. Частое причастие способствует духовному укреплению братии. Не раз замечал: когда кто-либо из братьев по какой-то причине причащается реже, он духовно расслабляется. Каждую неделю у нас проходит братская исповедь. Причащаешься ты или нет, но исповедоваться обязан. Это чрезвычайно важно, потому что грехи накапливаются. Грех можно сравнить с темным стеклом, которое закрывает духовные очи и затемняет сердце человека. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, грех исповеданный становится меньше, а неисповеданный – больше... Также практикуется откровение помыслов игумену: каким бы плотным ни был у меня распорядок дня, стараюсь находить «окошко», чтобы исполнить эту духовную обязанность. Словом, для правильного устроения монашеской жизни мы многое переняли у Афона, и все же на первое место я поставил бы послушание. На Афоне есть учение, в котором утверждается, что если ты не слушаешься игумена монастыря, значит, ты не слушаешься Христа. Поскольку игумен поставлен священноначалием по воле Божией, то монастырем управляет Сам Христос, говорится в святоотеческом Предании. Так, благодаря духовной связи с Афоном у нас привилось правильное понятие о роли игумена в монастыре.

Свято-Тихонова пустынь – строгий монастырь

По поводу послушаний, отец Тихон: удается ли в вашем монастыре соблюдать баланс между послушаниями и молитвой?

Если подсчитать, сколько в общей сложности у братии уходит времени на молитву, то получится от 8 до 10 часов в сутки. У нас ежедневно совершается Литургия, а чаще всего – две. Во время богослужения в монастыре и на скитах благодать Божия наполняет храмы, и это нельзя не почувствовать. Еще один примечательный момент: поскольку наш монастырь принимает паломников и порой их бывает так много, что братия изрядно устает, на Духовном соборе было принято решение создать скит в честь преподобного Ефрема Сирина. Этот скит особенный, сделан он по афонскому образцу – без электричества и автомобильных дорог. В нем пребывают только насельники обители, а миряне мужского пола могут попасть в него лишь в дни больших праздников. При создании скита преподобного Ефрема Сирина мы исходили из того, что братия должна иметь возможность там успокоиться, отдохнуть, сосредоточиться, помолиться в уединении. Продолжая разговор о балансе, скажу: мы утвердили особый распорядок, напоминающий афонский, где предусматривается время для келейной молитвы. Известно, что в некоторых российских монастырях монашествующие и послушники перегружены общими послушаниями. Огороды, строительство, социальное служение «съедают» большую часть суток, а времени на келейную молитву почти не остается, что, разумеется, неправильно. Молитва – центр жизни монаха. Когда-то мы хотели сделать в обители ночную молитву, но не получили благословения правящего владыки. Поэтому в настоящее время сложился следующий распорядок дня: в половине шестого утра служится братский молебен, полунощница, совершаются часы, Божественная литургия. После Литургии, около часа, можно отдохнуть или почитать молитвенное правило. А в девять утра мы все идем на трапезу, причем трапеза по утрам полная – с первым, вторым, третьим блюдами. По-афонски! Почему это важно? Потому что далее следуют общие послушания, и, чтобы выполнять их, нужны силы. Время общих послушаний длится около четырёх часов. В два часа дня у нас иноческое правило, обязательное для всех. В домовом храме в честь иконы Богородицы «Всех Скорбящих Радость» читаются три канона с акафистом и одна кафизма. В три часа дня у братии ужин. Перед вечерней службой образуется часа полтора свободного времени. Как им распорядиться? На Афоне я услышал интересное высказывание: «Хочешь хорошо помолиться, нужно поспать, отдохнуть перед службой». Действительно, сон перед службой придает бодрости, отдохнувший монах – не чета уставшему – принимает самое живое и внимательное участие в богослужении. А после вечерни все пьют чай с вареньем, сухариками, затем совершается малое повечерие, читаются вечерние молитвы, по окончании которых насельники монастыря, молча, расходятся по кельям, совершают в них своё иноческое правило, данное игуменом. Келья – это самое удобное место для молитвенного делания, Иисусовой молитвы, чтения Евангелия, трудов святых Отцов и великих учителей Церкви, исполнения каких-то личных духовных упражнений!

В начале XX века братии в святой обители было 230 человек. А сколько сейчас здесь насельников?

На сегодняшний день в братии около восемнадцати человек. Должен сказать, что вопрос создания братства для нас непростой, мы прошли разные этапы рождения братской общины. Вначале брали всех подряд, поскольку нужно было заполнять монастырь людьми. Чуть позже начался вполне объяснимый процесс отбора. Не всем пришедшим в обитель понравился Устав и далеко не все осознали, что такое монашеская жизнь по своей сути. Начитавшись книг про монашество, некоторые наивно полагали, что они в монастыре получат дар прозорливости, дар исцеления людей от физических и духовных немощей и станут такими, как оптинские старцы. А то, что монашеская жизнь – это большой и кропотливый труд, отречение от своей воли, смирение, понуждение себя во всем, оказалось не под силу усвоить. Такие люди ушли, остался костяк. Крепкий костяк, состоящий из братии, которая подвизается здесь 15 лет и более. Когда приходят новоначальные, они уже видят традицию, сложившуюся в монастыре. Наблюдают опыт монахов-старожилов и потихонечку привыкают к Уставу в Свято-Тихоновой пустыни. Наш монастырь считается строгим, потому что здесь много времени уделяется молитве! Есть строгость и к келейному правилу: мы просим, иногда понуждаем братию неукоснительно исполнять его. Если кто-то не исполнил правло, он должен пойти и покаяться – сказать, по какой причине не смог. Некоторых это напрягает – не все хотят пребывать в таком ритме. Но те, кто многие годы здесь подвизается, полюбили сложившийся распорядок. Братия у нас очень активная, любит трудиться и молиться. Однажды к нам приехал послушник из другого монастыря, побыл какое-то время и засобирался обратно. Я спросил его, почему он не хочет остаться, а в ответ услышал: «У вас столько трудов! В нашем монастыре я день тружусь, два дня отдыхаю. У вас же все дни надо трудиться». Что ж, в крупном монастыре, где более 300 насельников, наверное, можно избежать ежедневной работы с мыслью: пусть кто-то, а не я, проявляет усердие в трудах и послушаниях. Но в нашей обители за чужие спины не спрячешься...

А вот разговор с другим человеком, напротив, вызвал у меня теплые чувства. Знакомый предприниматель из Москвы, прежде приезжал к нам буквально на несколько часов, но как-то я уговорил его приехать с ночевкой (накануне подготовиться к Причастию и причаститься в монастыре). Он так и сделал, после чего пришел ко мне в кабинет и сказал: «Батюшка, объясните, пожалуйста, что за чудо произошло: я пробыл в обители всего лишь сутки, а ощущение такое, будто я тут дней десять нахожусь. При этом чувствую себя отдохнувшим. Знаете, батюшка, подобное чувство у меня бывало, когда я ездил на какой-нибудь заграничный курорт, жил там около десяти дней, затем возвращался домой с новыми силами». Я ответил ему, что объяснение простое – действие благодати Духа Святого. И это дивное чудо практически постоянно происходит на наших глазах: многие паломники и гости приезжают в обитель с «разряженным аккумулятором души», в монастыре «заряжаются», получают силы, благословение, чтобы дома, в миру, направлять эту энергию на свершение добрых дел.

Два разноплановых примера, но оба они свидетельствуют, что за минувшие годы удалось возродить не только стены Свято-Тихоновой пустыни, поражающей нынче красотой своих храмов и ухоженностью монастырских зданий, но и ее дух. Как по Вашим впечатлениям, те, кто стал крепким костяком монашеской семьи, сразу почувствовали святость этого места и величие подвига преподобного Тихона Калужского или потребовалось время?

Господь так мудро устраивает, что мы узнаем историю этого места постепенно. Помню, как поначалу нам хотелось почувствовать дух преподобного Тихона Калужского. Именно дух нашего старца! Ведь Отцы Церкви говорят, что святого нужно прославлять не только торжественными богослужениями в день его памяти, не только красивыми песнопениями или прекрасными застольями во время праздника. Для святого особенно ценно, когда мы подражаем его житию, его добродетелям. Поэтому хотелось понять, как подвижник, не имея ни привычной пищи, ни теплой одежды (а та, что была на нем, обветшала, сносилась), ни, скажем, отопления, мог жить здесь один в суровое время года. Это тайна и, действительно, какой-то особый дух русского монашества, его особая харизма. Взять, допустим, такие страны, как Греция, Египет, Палестина. Там и зимой плюсовая температура. А в нашем краю сорокаградусные морозы были не редкостью! Мы пытались представить себе, как постриженик многолюдного Чудова монастыря в Московском Кремле, стремясь к более строгой подвижнической жизни, по благословению настоятеля удаляется в дремучие леса между Калугой и Медынью, находит на берегу речки Вепрейки исполинский дуб и поселяется в его дупле. Казалось бы, обрекает себя на смерть. И только благодаря всесильной помощи Божией он смог выжить и совершить свой суровый аскетический подвиг в уединении, чтобы затем, по Промыслу Божию, основать на Руси новую обитель, именуемую впоследствии Тихоновой пустынью. В 1992 году Русская Православная Церковь отмечала 500-летие преставления преподобного Тихона чудотворца, и Россия узнала, как много чудес за эти века произошло по предстательству смиренного угодника Божия ко Господу. Думается, возрождение нашего монастыря после свершения кровавой революции и последующих десятилетий тоталитарного строя – одно из этих чудес.

А в 2006 году яркий свет упал на еще одну страницу отечественной истории, связанную с этим святым местом. Ученые – историки и археологи, проводившие изыскания, пришли к мнению, что Великое стояние на Угре в 1480 году, положившее конец монголо-татарскому игу, происходило как раз тут, недалеко от Тихоновой пустыни. Угорские события произошли, когда Преподобный был еще жив и управлял обителью, обучая братию монашеской жизни! Армия великого князя московского Ивана III, противостоящая хану Большой Орды Ахмату, насчитывавшая около 100 тысяч человек, располагалась в двух км от монастыря. Фронт по берегам Угры растянулся приблизительно на шестьдесят километров. В то время люди были другие, Церковь не была отделена от государства, поэтому не могли великие князья, воеводы и рядовые воины идти в бой без молитвы, без исповеди и Причастия. А если кто погибал смертью храбрых, совершалось отпевание, читались заупокойные молитвы. При создании музея-диорамы «Великое Стояние на Угре», ставшего собственностью Церкви, мы постарались отразить участие монахов в столь значимом событии, знаменующим собой зарождение новой Руси – Московской. Роль монахов в нем была едва ли не ключевая...

Батюшка, эта тема настолько объемна, что лучше по ней сделать отдельный материал. Рассказать, почему Угру называют Поясом Пресвятой Богородицы, и по каким причинам Тихонова пустынь взялась за создание уникального музея. Также интересен аспект сотрудничества, точнее, соработничества монастыря с заслуженным художником России калужанином Павлом Рыженко, для которого полотно диорамы «Великое стояние на Угре 1480 года» к прискорбию стало последней работой.

Согласен, что это отдельная тема для разговора.

Еще больше любить, еще больше прощать...

А теперь давайте снова вернемся к вопросу об игуменстве. Исходя из немалого по нынешним меркам опыта управления монастырем (более двух десятилетий), что бы Вы могли посоветовать настоятелям, наместникам, недавно возглавившим обители?

С годами все больше понимаешь, что такое игуменство, а также степень своей ответственности. Мои начальные мысли об игуменстве изменились, опять-таки благодаря Афону. Те духовники-святогорцы, с которыми довелось беседовать на Святой Горе Афон, говорили, что главное – учить братию монашеской жизни не только словами, но, в первую очередь, личным примером, своими делами. Поэтому игумен должен, прежде всего, начать духовное лечение с себя, осознавая, что все мы слабые, все духовно больные, и не следует требовать от братии чего-то чрезмерного. Понятно, что строгость и дисциплина в монастыре нужны, однако в разумных пределах, иначе монашеская община будет разрушена. Что касается дисциплинарных наказаний, их следует давать с любовью. Так что моё пожелание собратьям, настоятелям и наместникам: стараться полюбить братию со всей искренностью и снисходительно относится к ее немощам, по-отечески ее воспитывать. А еще лучше по-матерински. Именно такую задачу я ставлю и перед собой. Ведь кто, как не любящая мать, прощает своих детей, какими бы те ни были, вразумляет и утешает их? Конечно, это особый уровень духовной жизни, для этого нужно иметь большую благодать. У меня пока не очень-то получается, но я к этому стремлюсь.

Мы много с Вами говорили о влиянии Афона на жизнь возрождающейся обители на Калужской земле. Но скажите, отче, можно ли полностью переложить опыт святогорского монашества на русскую почву?

Я поначалу пытался это делать, а теперь отчетливо вижу ошибочность некоторых своих устремлений. Помню, наш правящий владыка митрополит Климент справедливо высказывал замечания в мой адрес: мол, что ты устраиваешь Афон в епархии? Конечно, это милость Божия, что дух Афона передается России, что на наших монашеских форумах последних лет выступают афониты, и все же к этому следует относиться грамотно, без фанатизма. Как большинство российских монастырей, Свято-Тихонова пустынь находится сейчас на младенческом уровне развития монашеской жизни. А младенца, как известно, не кормят твердой пищей – ему дают молоко или жиденькую овсяную кашку. Монастырь, как и человек, взрослеет постепенно. В данный момент мы только учимся жить по-монашески. Кроме того, нельзя забывать, что у нас свой менталитет, своя история, своя самобытная культура. Пока опыт показывает: Афон «в чистом виде» у нас не применим. А вот взять оттуда основу для фундамента можно. Вспомним слова из притчи царя Соломона, что всему свое время: время разбрасывать камни, и время собирать камни. Сейчас у нас время собирания монашеского опыта. Потребуется не один десяток лет, чтобы новоначальные монахи стали духовно опытными. Не одно поколение российских монахов сменится, прежде чем нам удастся достичь уровня афонитов. Для этого нужно неустанно трудиться, нужны условия для развития монашества в России. Сейчас они прекрасные.

Я очень благодарен Синодальному отделу по монастырям и монашеству за организацию международных конференций, на которые приезжают святогорские монахи. Недавно в рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений такая конференция (с чрезвычайно важной, поучительной практической частью) прошла в Новоспасском монастыре в Москве. Многое легло на душу. Особо запомнился такой эпизод: после выступления игумена афонского монастыря в честь Святого Павла наши игумены и игуменьи засыпали досточтимого гостя вопросами. Вопросы все были жизненные, актуальные. Когда переводчик попытался перевести ответ на первый вопрос, с места смело поднялась одна игумения и сказала: «Вы неточно переводите слова старца, я – носитель языка и могу перевести его ответы!» Далее мы услышали перевод, отличавшийся от перевода светского человека, который, судя по всему, не был знаком с духовной стороной монашеской жизни.

Сегодня проблема нашей Церкви в том, что не осталось в России старцев, да и опытных духовников все меньше и меньше. Поэтому следует ценить глубокие и мудрые слова монахов со Святой Горы Афон, обращенные к нам, «собирающим камни». Для братии Свято-Тихоновой пустыни памятным событием стала конференция «Древние монашеские традиции в условиях современности», проводившаяся в нашем монастыре в октябре прошлого года. Увидеть воочию афонита, услышать его доклад (на конференции выступил благочинный Нового Скита монастыря Святого Павла схимонах Иларион) – дорогого стоит.

Отец Тихон, и в заключение нашего разговора можете рассказать о том, как Вы стали монахом, где подвизались?

Я служил диаконом в Свято-Троицком кафедральном соборе Калуги. В 1991 году к нам в собор приехал владыка Климент, и хотя в епархии еще не было ни одного действующего монастыря, я рассказал ему о своем сокровенном желании стать монахом. Вдруг на Светлой седмице, не припомню, в понедельник или во вторник, около одиннадцати часов ночи приезжает машина из епархиального управления. Водитель говорит, что его послали за мной – владыка меня ждет. Сам разговор с архиепископом Климентом много времени не занял. Диалог состоялся приблизительно такой: «У тебя есть мечта стать монахом?» – «Да!» – «Ну вот завтра твоя мечта осуществится. Церкви передали Свято-Пафнутьев Боровский монастырь – ряд его зданий, Ильинский храм. С утра я еду в Москву, по дороге заброшу тебя в обитель. Оставайся там и подвизайся». – «Но мне нужно вещи собрать!» – «А что монаху надо? Молитвослов, зубная щетка и паста. И Евангелие не забудь». В разрушенном Боровском монастыре, где по приезду я не встретил ни души, началась моя подготовка к монашескому постригу. Я стал первым насельником этой древней обители, первым постриженником в нашей епархии. А когда в 1992 году юбилейные торжества, связанные с 500-летием преставления преподобного Тихона Калужского, должен был возглавить Святейший Патриарх Алексий II, и нужно было кого-то направить сюда, в эти развалины, чтобы начать подготовку к празднику, владыка Климент выбрал меня. Видимо, подумал, что коль он при постриге дал мне имя Тихона, в честь святителя Тихона Задонского, значит мне и ехать в Тихонову пустынь. С того времени мы несем крест восстановления и возрождения святой обители. Оглядываясь на прошлое, живя настоящим и думая о будущем, скажу так: я рад, что Господь заметил меня и сделал монахом. Сокровенное желание исполнилось.


Беседовала Нина Ставицкая.

Снимки Владимира Ходакова
и из архива Калужской Свято-Тихоновой пустыни