Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Тактика игры на panther m10. Обзор Пантеры М10 в WoT. Теперь о минусах

Panther/M10 является премиумным средним танком, который находится на седьмом уровне и относится к немецкой нации. В реальности этот танк представлял собой замаскированную под американский танк Пантеру, а в игре является премиумной машиной с пониженным уровнем боев, то есть девятых уровней на нем вы не увидите, хотя уже машины восьмого уровня для премиумной Пантеры являются серьезной проблемой.

Итак, начнем с орудия. KwK L/70 калибром 75 мм нельзя назвать выдающимся для седьмого уровня, хотя, кстати, на шестом оно смотрится неплохо. Пробития в 150 мм обычным снарядом часто будет не хватать для хорошо бронированных целей, а от подкалиберных с пробитием 194 мм особой пользы нет: уменьшенная нормализация сильно снижает выигрыш в пробитии, которое еще и сильно падает с расстоянием.

Разовый урон составляет всего 135 единиц, хотя скорострельность довольно высокая: немногим более 13 выстрелов в минуту. Разброс составляет 0.35, а сведение занимает 2.3 секунды. Это довольно стандартные показатели для среднего танка седьмого уровня. Низкий разовый урон вынуждает поддерживать постоянный огневой контакт с противником, а в таких случаях критически важным становится бронирование.

Толщина верхней лобовой детали составляет 85 мм, причем расположена она под наклоном. Если доворачивать корпус, то при небольшом везении верхняя лобовая деталь выдерживает попадания из орудий одноуровневых средних танков. А вот в бортах всего 50 мм, так что пробиваются они даже под большим углом. Во лбу башни целых 100 мм, в целом, он неплохо держит удар. Борта и задняя часть башни имеют толщину 45 мм, так что пробиваются они абсолютно всеми.

Серьезным плюсом премиумной Пантеры по сравнению с прокачиваемой являются хорошие углы вертикальной наводки: пушка опускается вниз на 8 градусов, что не так уж и много на фоне тех же американцев, но для большинства немецких машин является чуть ли не идеалом. Если грамотно играть на холмах (показывать для выстрела только лоб башни и верхнюю лобовую деталь под большим углом), то у большинства противник возникнут серьезные проблемы с нанесением вам урона.

А вот хорошей динамикой премиумная Пантера похвастаться не может: максимальная скорость составляет всего лишь 46 км/ч, удельная мощность – вообще только 15 л.с. на тонну. Даже у некоторых тяжелых танков может быть почти столько же. Зато крутится на месте Panther/M10 неплохо: скорость поворота ходовой составляет 38 градусов в секунду. Но, в целом, динамика производит довольно удручающее впечатление, иногда премиумную Пантеру вообще сложно назвать средним танком из-за низкой скорости.

Обзор тоже сильным местом не является и составляет всего 350 метров. Из-за довольно больших размеров и слабого обзора Panther/M10 не может эффективно светить, как многие другие средние танки. Многие противники будут замечать раньше вас раньше, чем вы их. Что уж говорить про ПТ-САУ, которые обладают классовым бонусом к маскировке в неподвижном положении, и легкие танки, обладающие самыми маленькими размерами в игре.
Зато запас прочности составляет целых 1300 единиц. Например, у советского тяжелого танка ИС запас прочности с топовой башней достигает лишь 1230 единиц! Конечно, ИС является довольно специфической машиной, которая совмещает черты средних и тяжелых танков, но в любом случае премиумная Пантера обладает самым большим запасом прочности среди машин данного класса и уровня. Это позволяет получать на 1-2 пробития больше и увеличивает вероятность выживания в бою.

Теперь перейдем к обзору наиболее предпочтительной тактики игры. В целом, Panther/M10 представляет собой довольно стандартный средний танк, хотя и несколько особенностей все-таки имеется. Это, в первую очередь, немаленькие размеры, из-за которых и видеть вас будут с большого расстояния, и спрятаться за отдельными укрытиями может быть очень тяжело.

По возможности следует ехать со средними танками и поддерживать их «раш». Максимальная скорость у премиумной Пантеры не слишком большая, но от союзников вы вряд ли будете отставать. Броня во лбу, в целом, спасает иногда только от выстрелов одноуровневых средних танков и многих машин ниже уровнем. Но противник все равно может выцелить нижнюю лобовую деталь, а туда премиумная Пантера пробивается и танками пятого уровня.
Стоит опасаться артиллерии: Panther/M10 нельзя назвать динамичной машиной, так что умелый артовод может попасть по вам с большого расстояния даже в движении. Все это усугубляется еще и немаленькими размерами танка. Не забывайте о том, что брони бортов фактически и нет, так что осколочно-фугасный снаряд нанесет полный урон.

Зато премиумная Пантера хорошо чувствует себя на холмистой местности, что выгодно отличает ее от большинства других немецких машин. На пологих холмах для выстрела можно показывать только лоб башни, который не пробить могут и танки восьмого уровня. Если холм не очень пологий и приходится подставлять часть корпуса, то выезжать стоит так, чтобы противник мог попасть только в верхнюю лобовую деталь под большим углом.

Из оборудования обязательны к установке орудийный досылатель среднего калибра и усиленные приводы наводки. К сожалению, так как Panther/M10 является танком седьмого уровня, то установить стабилизатор вертикальной наводки нельзя, а был бы он очень кстати. С третьим слотом полной определенности нет. Просветленная оптика не очень эффективна из-за посредственного базового обзора. Если у экипажа прокачано боевое братство, то неплохим выбором будет улучшенная вентиляция. Если экипаж совсем неопытный и у него не прокачан ремонт, то можно поставить ящик с инструментами.
Выбор перков для экипажа стандартен для среднего танка: первостепенную важность имеет шестое чувство у командира и ремонт у остальных танкистов. Вторым перком можно взять боевое братство. От умения маскировки пользы не так уж много из-за больших размеров премиумной Пантеры, так что его следует прокачивать третьим или даже четвертым.
По славной немецкой традиции трансмиссия расположена спереди, так что двигатель нередко повреждается при пробитии нижней лобовой детали. Поэтому механику-водителю желательно изучить навык чистота и порядок, а менять стандартный огнетушитель на шоколадку не следует. Возить же с собой аптечку и ремкомплект нужно в любом случае, критуются внутренние модули и получают ранения танкисты нередко.

В заключение стоит сказать, что Panther/M10 нельзя назвать популярным танком, в рандомных боях ее можно встретить нечасто. Многих отпугивают большие размеры и посредственное пробитие орудия. Действительно, против восьмерых уровней премиумная Пантера смотрится довольно блекло, но ее очень часто забрасывает в топ, к преимущественно шестым и седьмым уровнем, где Panther/M10 порой даже может тащить бои. Идеальным танком премиумную Пантеру назвать нельзя, но многие играют на ней с удовольствием и не жалеют о покупке.

Panther/M10 — премиумный средний танк седьмого уровня и относится к немецкой нации. В реальности он представляет собой замаскированную под американскую машину обычную Пантеру, что и отражено в названии. В игре же это фактически Пантера без знаменитой «удочки» (точная пробивная пушка), что компенсируется пониженным уровнем боев и чуть улучшенными углами вертикальной наводки. Стоит премиумная Пантера 5750 золота (4025 по акции), адекватная ли это цена? Давайте разберемся.

Посредственная бронь

Бронирование у премиумной Пантеры, как и прокачиваемого аналога, посредственное: верхняя лобовая деталь имеет толщину 85 мм и пробивается практически всеми, хоть и расположена под наклоном. Ставить же танк ромбом нельзя из тонких бортов (50 мм), Пантера вообще легко пробивается через каток. Нижняя лобовая деталь вообще шьется под любым углом.

Орудие премиуного среднего танка Panther-M10 седьмого уровня немецкой ветки хорошим назвать нельзя и стабилизация — средняя.

Толщина лба башни составляет 100 мм, при этом большая часть проекции прикрыты маской. В целом, башню у премиумной Пантеры непробиваемой назвать нельзя, но «танковать» ей иногда действительно можно. При этом радуют хорошие относительно большинства других немецких машин углы вертикальной наводки: пушка опускается на 8 градусов и поднимается на 20. На пологих холмах для выстрела можно выставлять только относительно крепкий лоб башни, это серьезный плюс.

В реальности танк — это замаскированная под американскую машину Пантера. В игре же это фактически Пантера без знаменитой «удочки», точной пробивной пушки

Танк «светится»

Но вот размеры премиумной Пантеры являются серьезным минусом: она, как и прокачиваемый аналог, чуть ли не больше некоторых тяжелых танков, так что хорошо светится, да и попасть по ней труда не составляет. Не радует также динамика: максимальная скорость ограничена значением в 46 км/ч, удельная мощность немного превышает 15 л.с. на тонну. Сильно осложняет ситуацию слабое сопротивление грунтам ходовой, из-за него премиумная Пантера крайне медленно набирает скорость и плохо вертится на месте.

Орудие тоже хорошим назвать нельзя: 150 мм пробития обычным снарядом (194 мм «голдовым» подкалиберным), 135 единиц разового урона. Урон в минуту в 1800 единиц тоже выдающимся назвать нельзя, но и откровенно плохим для среднего танка седьмого уровня он тоже не является. Точность приемлемая (0.35), сведение довольно стандартное (2.3 секунды).

Премиумная машина Panther-M10 — универсальна: можно стрелять издалека, в можно вступать в ближний бой, тараня противника.

Стабилизация довольно средняя, стрелять на ходу можно только в ближнем бою, но это стандартная ситуация для средних танков данного уровня. Вообще это орудие является «полустоковым» на прокачиваемой Пантере, но серьезным преимуществом премиумной машины является ограниченный уровень боев, хотя уже восьмерки с его помощью пробивать может быть очень тяжело даже «голдовыми» боеприпасами.

Тише едешь…

Таким образом, получается здоровенный слабо бронированный сарай с посредственной подвижностью, все в лучших немецких традициях. Пожалуй, одним из немногих плюсов является большой запас прочности (1300 единиц), это действительно много для среднего танка седьмого уровня. Обзор в 350 метров хорошим назвать сложно. Масса достигает 46 тонн, так что легкие танки и многие средние можно довольно успешно таранить. Боекомплект у премиумной Пантеры большой: 82 снаряда.

Вообще характеристики в совокупности не вызывают энтузиазма: премиумная Пантера медленно едет, хорошо при этом светится, с трудом пробивает многих противников, а разовый урон в 135 единиц некоторые враги могут просто не заметить. От разочарования спасает только льготный уровень боев: девяток премиумная Пантера не видит вообще, восьмерки встречаются относительно редко. В топе списка данная машина нередко может и «тащить бои».

Ее лобовое бронирование может быть проблемой для пятых и иногда шестых уровней, особенно если грамотно использовать хорошие углы вертикальной наводки и подставлять под углом верхнюю лобовую деталь. Если даже вас пробьют, то у вас есть большой запас прочности в 1300 единиц, который в боях с пятерками и шестерками кончается довольно медленно. Нередко можно просто размениваться с противником.

Универсализм

Вообще премиумная Пантера является универсальной машиной: хорошая точность позволяет пострелять издалека, можно вступить и в ближний бой, хорошо при этом повредить противника тараном. Углы вертикальной наводки немного не дотягивают до американских или британских, но на холмистой местности премиумная Пантера чувствует себя относительно комфортно.

Реальным вызовом могут стать бои с восьмерками: в лоб даже «голдовыми» снарядами многие машины пробить будет сложно. Слабой динамики иногда просто не хватает, чтобы обходить противника с флангом. При этом броня премиумной Пантеры в таких боях вообще ничего не стоит, ее пробивают прямо в башню практически под любыми углами. Здесь можно посоветовать только держаться с большой группой союзников и не лезть особо вперед. В таких боях нередко нужно поберечь запас прочности, он может пригодиться в конце сражения.

Классическая немецкая машина — огромная, плохо маневренная и слабо бронированная. Играть на Пантере нужно осторожно!

Что касается оборудования, то здесь сложно что-то посоветовать, кроме стандартного набора из досылателя, приводов наводки и просветленной оптики. В выборе снаряжения тоже все стандартно: ремкомплект, аптечка и огнетушитель. Так как это премиумная машина, то, скорее всего, вы будете пересаживать экипаж с другого танка. Танкистов, кстати, пятеро: командир, наводчик, заряжающий, механик-водитель и радист.

Премиумная покупка

Нужно ли покупать премиумную Пантеру, стоит ли она своих денег? Здесь, конечно, все зависит от ваших личных предпочтений, но сразу стоит сказать, что это не «имба» и никаким «фановым геймплеем» она не обладает. Вообще это довольно слабый танк для своего уровня, поэтому премиумная Пантера и обладает льготным уровнем боев. К тому же, это классическая немецкая машина: большая, не очень маневренная и относительно слабо бронированная. На ней нередко нужно играть осторожно, немногие любят подобный геймплей.

Но если вы любитель подобного геймплея, то и премиумная Пантера придется вам по душе. Если же нет, то премиумная Пантера может подойти в качестве дешевой (относительно премиумных танков восьмого уровня) машины для фарма, хотя, естественно, до премиумных восьмерок ей далеко. Но за те же (или чуть большие) деньги лучше взять другую машину седьмого уровня (скажем, СУ-122-44). Можно приобрести премиумную Пантеру и в качестве тренажера для немецких экипажей со средних танков. Но сейчас наиболее эффективен в этом плане будет Т-25, там хорошие бонусы к опыту экипажа, ведь находится Т-25 на пятом уровне.

Post Views: 914

Пантера М10 – это обычный танк Пантера, замаскированный под американскую САУ «Вульверин» для участия в немецком наступлении на западном фронте. В игру World of Tanks введена в обновлении 0.8.1. 25 октября 2012 года.

Пантера М10 – самый дешевый премиум танк 7 уровня. Он стоит всего 5750 золотых монет, но имеет одинаковый с одноуровневыми голдовыми танками коэффициент фарма. Именно из-за этого он пользуется популярностью, несмотря на не слишком высокие боевые характеристики.

Преимущества Пантеры в WoT

Основным преимуществом Пантеры М10 является хорошо бронированный лоб башни. В сочетании с хорошими УВНами (-8°) это дает возможность неплохо танковать через башню и регулярно получать «Стальную стену» и «Невозмутимого».

Важную роль в каждом бою играет наличие у Пантеры М10 аж 1300 хит-поинтов. Это столько же сколько и у обычной Пантеры. Самый высокий показатель среди СТ 7 уровня. С таким количеством ХП этот танк может выживать даже в самых жарких замесах.

Также определенное преимущество дает льготный уровень боев . Он хоть немного нивелирует невысокое пробитие бронебойными снарядами и дает возможность в 75-80% боев не заряжать подкалиберы. Далее наш гайд по Пантере М10 расскажет о недостатках.

Недостатки

Главным недостатком немецкого СТ является пушка. Не смотря на ее неплохую точность (0,35) и стабилизацию, она имеет очень маленькое пробитие (150мм) и разовый урон (135 единиц). Это 2й с конца показатель на уровне. Пробитие меньше только у английского танка «Комет» (на 1 мм). Из-за этого танк не может играть в «качельки» с другими СТ и пробивать в лоб половину ТТ своего уровня. Но все это хоть как-то компенсирует неплохая скорострельность. Она составляет 13 выстрелов в минуту, а с досылателем, вентиляцией и прокачанным у экипажа навыком «Боевое братство» доходит до 14-15. При таких показателях ДПМ составляет 1800-2000 единиц, что считается достаточно высоким показателем на уровне.

Еще одна слабая сторона замаскированной Пантеры – это слабо защищенный корпус. Даже размещенные под рациональными углами листы брони не спасают немецкую кошку от пробитий снарядов почти всех встречающихся танков. Вместе с размещенным впереди двигателем это делает Пантеру М10 одним из самых критуемых танков на своем уровне и заставляет прокачивать у мехвода навык «чистота и порядок».

Достаточно удивителен тот факт, что у Пантеры М10 обзор всего 350 метров. Такая дальность обнаружения характерна для советских танков, но никак не для немцев. Такой небольшой обзор заставляет пантеру активно взаимодействовать с другими танками или устанавливать оборудование увеличивающее его.

После того, как 1944 году стало очевидно, что после успешного закатывания дойчен зольдатен в вытоптанный солдатскими сапогами грунт фатерлянда, СССР оттяпает большую часть Европы, а остальную обратит в православный коммунизм, янки в спешном порядке развернули второй фронт. Не слишком обрадовавшись такому развитию событий, партайгеноссе Гитлер лично поручил самому хитрожопому немцу, Отто Скорцени, провести масштабную диверсионную операцию в тылу союзников.


Согласно плана операции Greif дойчен коммандос, говорящие на пиндостанском языке и использующие аналогичную униформу и вооружение, должны были пройти американские позиции и захватить мосты через реку Meuse. Скорцени – неординарная личность, лучший немецкий диверсант, который смог вытащить из тюрьмы Муссолини. К поставленной операции Отто отнесся с соответствующим размахом. Для выполнения диверсионных мероприятий предполагалось создать отдельное подразделение Panzer Brigade 150. В его состав должны были входить 3300 человек, 15 танков Sherman, 32 американских бронемашины, 198 грузовиков и 147 джипов (+500 министрётов и медсестра Брунгильда). Однако такого количества трофейной техники дойчи так и не насобирали. Panzer Brigade 150 вступила в сражение, имея лишь 2500 личного состава и ограниченное количество танков и штурмовых орудий. Именно для того, чтобы хоть как-то компенсировать недостаток трофейной техники немцы, помимо тотальной моторизации личного состава трофейными велосипедами с моторчиком, принялись изгаляться над пантерками.

Несколько особо одаренных немецких механиков получили Panther Ausf. G и начали при помощи напильника, паяльника и надфилька делать из них пиндосовский истребители танков M-10. Естественно, что при рассмотрении вблизи даже перепившие бургундского морпехи дяди Сёмы почувствовали бы какой-то подвох, но вот на расстоянии метров в 100, эти пантерки довольно неплохо косили под Росомах (ну, там рычали, махали адамантовыми когтями и т.п.). На башню навешивались бронещиты по форме и размерам напоминающие башню М10. Маску орудия также обработали напильником. Так как М10 имел открытую сверху башню, все видимые части верха башни были спрятаны за навесными бортами, либо выступающие части демонтировались. Спереди и сзади на пантеру также навесили дополнительные листы, чтобы больше походить скрыть выхлопные трубы и придать силуэту танка схожесть с М10. Для большей схожести с М10 в комплекте с переделанной пантерой шла цистерна спирта, которую специально обученный замаcкированный взвод пехоты должен был распылять и вводить перорально живой силе противника по пути следования танка.

Кончилось все это не очень хорошо для немцев. В то время, как дойчен коммандос на трофейных джипах без проблем проехали через КПП, с бронетехникой возникла проблема. Показателен случай с уничтожением одной из пантер-М10 канадским пехотинцем выстрелом из базуки. Когда у него спросили, как он смог распознать замаскированную пантеру, он ответил, что просто увидел танк, и выстрелил в него! И это не смотря на знаки американские различия и схожесть силуэтов. В общем, весело союзники воевали.

Переходим к ттх машины в игре.
Бронирование
Корпус – 85/50/40
Башня – 100/45/45
Прочность 1300

Схема бронирования


Модули и экипаж
Расположение, как на стоковой пантере, поэтому скрины с нее.


Орудие – 7,5 cm KwK 42 L/70
Типы снарядов – бронебойный/подкалиберный/осколочно-фугасный
Пробиваемость – 150/194/38
Урон – 135/135/175
Разброс – 0,35
Скорострельность – 13,33 выстр./мин
Время сведения – 2,3 сек
Углы вертикальной наводки –8º…+20º
Скорость поворота башни –38 град/сек
Ходовая: максимальная нагрузка – 49 скорость поворота – 38 град/сек
Двигатель – бензиновый Maybach HL 230 P30 с мощностью 700л.с. и вероятностью возгорания 20%
Удельная мощность – 15.23 л.с./т.
Максимальная скорость +46…-20 км/ч
Радиостанция: - FuG 7 Ausf. F с дальность связи 710м.
Обзор – 350м
Экипаж – 5 человек:
Командир, наводчик, заряжающий, мехвод и радист.
Цена вопроса – 5750 золотых.

Начнем, пожалуй, со сравнения Пантеры/М10 с Пантерой. По сути за 5750 голды мы получаем более юркую и толстую (аж на 30хп!) пантеру с почти топовым (разница всего в 0,7 л.с. на тонну) двигателем, стоковой башней, пушкой и урезанным на 30м обзором. При этом, по сравнению со стоковой Пантерой, М10 чуть быстрее стреляет и сводится.


Соответственно тактика игры будет такой же, как и на обычной Пантере. Т.е. на рожон не лезем, дамажим с максимальных дистанций. Верхний бронелист в принципе позволяет танковать ст 6-7 уровня, однако сильно надеяться на броню не стоит. В бою в первую очередь следует реализовывать неплохой дпм и высокую точность, благо уровень боев для М10 занижен (7-8 уровень), т.е. наибольшей проблемой будут тт8, с которыми помогут разобраться подкалиберные снаряды.


Из модулей ставим досылатель+вентилятор+масксетка. Можно всунуть трубу вместо вентилятора, но стиль игры на М10 лично у меня получается более подвижным, чем на том же пазике.
Экипаж пересаживаем с топового немецкого ст, при этом наиболее оптимальным вариантом будет экипаж с Е-50М, с перком таран+противоосколочный подбой. Неплохая лобовая броня, масса танка в 49 т. и максималка в 46 км/ч позволяют жестоко карать одноуровневые ст вынося по 300-400хп за таран.

В общем и целом М10 получилась вполне достойным противником для техники 7 уровня и ниже, также способным потрепать тт 8-го уровня. Заниженный уровень боев (7-8) и низкая стоимость снарядов позволят при достаточной прямоте рук фармить порядка 35-40к серебра за бой (с премом).
На этом все. Автор Madspider.

В данной статье мы с вами поговорим об обычной немецкой «Пантере» , которую закамуфлировали под американскую ПТ-САУ «M10 Wolverine» в рамках диверсионных операций, запланированных параллельно наступлению в Арденнах в рамках операции «Осенний туман». Эта смесь СТ и ПТ должна была вводить в заблуждение бдительных янки, создавая видимость перемещения союзных механизированных частей и наносить неожиданные, а потому сокрушительные удары по базам противника, складам и коммуникационным сооружением. Да вот незадача, без кротов никуда и о планируемой диверсии узнали американцы еще до начала операции, так что особого успеха диверсионная акция не принесла. Хотя «Пантеру», даже с нашитыми бронелистами и покрашенную в оливковый цвет, перепутать с «М10» можно было бы разве что с большого расстояния. Как бы там ни было, нам играть придется этим странным клоном или гибридом под кодовым названием «Panther M10» .

Историческая справка

В конце 1944 года Гитлер задумал последнее полномасштабное наступление на Западном фронте с целью склонить Союзников к заключению сепаратного мира. Операция «Wacht am Rhein» имела целью расчленить английские и американские армии и захватить Антверпен. На западе эта битва также известна как «Battle of the Bulge ». Частью плана «Wacht am Rhein» была операция «Greif» — она заключалась в том, что германские коммандос, говорящие на английском языке и использующие американскую униформу и американское вооружение, должны были тайно пройти американские позиции и захватить мосты через реку Meuse. В Арденны был направлен Отто Скорцени (нем. Otto Skorzeny) - известнейший немецкий диверсант, оберштурмбаннфюрер СС, прославившийся в годы Второй мировой войны своими спецоперациями. Самые известные операции Скорцени - освобождение из заключения свергнутого Бенито Муссолини и доставка Гитлеру второго предмета - фигурки животного из неизвестного металла серебристого цвета к уже имеющемуся у него фигурки Орла. Владелец «Орла» - обладает искусством массового красноречия, а Гитлер обладал этим даром. Предположительно Скорцени доставил Гитлеру фигурку зайца, что позволили ему скрыться в апреле 1945 года. Все это лишь слухи и домыслы, но так могло быть…

Рисунок 1. «Panther M10» подбитая брошенная у одной из проселочных дорог (Франция, 1944)

Осенью 1944 года Отто Скорцени получил лично от Гитлера приказы подготовить и провести диверсионные операции в рамках предстоявшего контрнаступления немцев в Арденнах. Подразделение, изначально получившее обозначение Panzer Brigade 150, должно было включать в себя 3300 человек, 15 танков «Sherman» , 32 американских бронемашины, 198 грузовиков и 147 джипов. К несчастью для бригады, такого количества трофейной техники так и не нашлось. Panzer Brigade 150 вступила в сражение, имея лишь 2500 личного состава и ограниченное количество танков и штурмовых орудий. Несколькими танками в составе подразделения были «Panther Ausf. G» сильно модифицированные, чтобы выглядеть как американские истребители танков M-10. Сама модификация была проделана не столь тщательно, чтобы обмануть противника на близком расстоянии, но достаточно для иллюзии американских танков на достаточном отдалении. На башню навешивались бронещиты по форме и размерам напоминающие башню М10. Орудийная манжета была также видоизменена. Так как «М10» имел открытую сверху башню, все видимые части верха башни «Panther» были спрятаны за навесными фальшплитами башни, либо выступающие части демонтировались. Таким образом, командирский купол «Panther» снимался, а на его место устанавливался простой распашной люк. Передняя и задняя части корпуса также были сильно модифицированы, чтобы больше походить на таковые у американского «М10».

Рисунок 2. Еще одна брошенная «Пантера М10», характерная покраска, соответствующие опознавательные знаки и покраска делали «Пантеру» на средних и дальних дистанциях очень схожей на «М10 Wolverine»

На лобовой бронелист был приварен ещё один тонкий лист: он скрывал курсовой пулемёт (но можно было открыть маленький лючок и вести огонь) и придавал танку большее сходство с «М10» . Также были в точности воспроизведены все элементы лобового листа «Вульверина»: подъёмные кольца, крепления для буксировки, скобы и т.д. Борта тоже были снизу обшиты листами железа, для имитации бортовых бронелистов «М10» . Сзади также приварили лист железа, чтобы придать большее сходство с кормой «М10» и скрыть выхлопные трубы, однако эту часть сымитировали не так тщательно, как остальные. Все танки были покрашены в оливковый цвет, и на них была воспроизведена сложная схема идентификации, применяемая в американских частях.

Рисунок 3. Подбитая «Пантера М10», под другим ракурсом, Франция, 1944 (отчетливо видно отверстие от ББ снаряда слева в ВБЛ)

Согласно диверсионной легенде, «Пантеры» изображали «Вульверинов» из роты «В» 10-го танкового батальона 5-й танковой дивизии армии США. В то время как экипажи коммандос на джипах легко прошли американские КПП и оказались позади американской линии фронта, остальные части подразделения всё ещё оставались в расположении 6-ой танковой армии. Когда стало очевидно, что операция окончилась неудачей, все «Ersatz М10» с остатками личного состава бригады были использованы как обычные боевые подразделения. Во время боя у блокпоста Мальмеди танки под фальшивыми номерами В-4, В-5, В-7 были остановлены и уничтожены. Ещё одна «Пантера М-10» была подбита рядом с железнодорожным мостом, между Мальмеди и Фализом.

Традиционно обзор мы начнем с общих характеристик танка и пошагово разберем их. Начнем мы, пожалуй, с рассмотрения характеристик брони.

Броня

В лобовой проекции мы имеем 85-мм брони корпуса и 100-мм брони башни, что не так уж мало, но и не так уж много в отношении ситуации с голд-снарядами, которыми сейчас стреляет каждый первый. Итак, наиболее крепкое номинально место это лоб башни, там у нас 110-мм сплошной маски орудия, которая закрывает весь фронт башни и 100-мм фронтального бронелиста башни. Маска имеет округлую форму и поэтому часто дает рикошеты при попадании в параллели недалеко от центра, а иногда поглощает урон, как это делают башни «Тигров» или «VK3001P» . Вообще, башня «Пантер» отличалась в лобовой проекции высокой прочностью и зачастую ее трудно было пробить даже «ИС» -ам с мощных 122-мм орудий. Правда при попадании таких тяжелых снарядов башни «Пантер» и даже «Кингтигров» зачастую клинило и им было трудно продолжать бой, так как процесс прицеливания становился почти невозможным. Вообще, фронтальная часть башни сама по себе защищена 100-мм бронелистом, к этому следует добавить 110-мм броню маски орудия, в итоге мы получаем 210-мм брони. Это создает такой мощный слой брони, что в башне порою застряют снаряды от орудий, которые пробивают больше чем 200-мм. Получается своего рода «эффект Суперпершинга », когда попадающие в танк снаряды формально пробивают его броню, но на деле они в ней застряют и урона, таким образом, танку не наносят.

Броня корпуса составляет 85-мм под большим наклоном, что создает предпосылки для частых рикошетов и непробитий. Верхний бронелист пробить очень сложно, он выдает многочисленные рикошеты, и стрелять туда танкам 4-6-го и даже 7-го уровня зачастую бесперспективно. Куда большую проблему вызывает нижний бронелист, там у нас 65-мм под тем же углом в 55 градусов. Вроде бы немало, но в тоже время пробивают его чаще всего и этим все пользуются. Кроме того, там выделяются основания передних катков, в которые очень удобно пробивать «Пантеру». Сам НБЛ небольшой и если танк стоит на горизонтальной поверхности, то попасть туда очень сложно.

Бортовая броня является проблемой только для самых маленьких танков, ее способно пробивать даже 45-мм орудие. Это ахиллесова пята танка и этим всегда пользуются – стоит «Пантере М10» подставить борта под огонь, как тут же в нее начинают палить все, кому не лень, даже танки которые до этого стреляли в другие цели начинают сводится на вас. Поэтому берегите боковые части танка, они слишком уязвимы. Старайтесь подставлять фронтальную броню и использовать маневренность и скорость, чтобы уходить от обстрела бортов. Сами боковые стенки имеют наклон 25 градусов при толщине листа в 45-мм для башни, и 50-мм при наклоне в 30 градусов для бортов.

Задняя броня традиционно для немецких средних танков не радует своими показателями, здесь не стоит ожидать мощного бронирования в стиле «КВ-5», все куда прозаичнее – 40-мм кормовой брони под углом 30 градусов, и 45-мм задней брони башни под углом 28 градусов. В общем, ничего сверхмощного, впрочем, такая броня иногда будет давать рикошеты и непробития от стоковых орудий «Т-34» и «КВ» . Внутренняя боковая броня корпуса, которая расположена под катками, имеет толщину 40-мм, это немного (и углы прямые), но в сумме с защитой, которую создают катки, расположенные в шахматном порядке плюс 5-мм брони от защитных экранов и все это в итоге должно дать определенный запас прочности, который будет выражаться в периодическом поглощении урона даже при номинальном пробитии.

Прочность

Прочность танка 1300 hp, что на 200 единиц меньше чем у большинства танков 8-го уровня. Подобный запас прочности позволяет нам выдерживать большое количество урона, что позволяет противостоять тяжелым танкам 7-го и даже 8-го уровня в дуэльных боях, особенно благодаря скорострельности. Хотя будет очень сложно победить в дуэли такие танки как «ИС-6» и «ИС-3», которые помимо мощной бортовой брони имеют еще и наклонные поверхности, которые часто дают рикошеты. При столкновении же с другими танками, которые ниже вас по уровню и соответствуют классам средних и легких танков, вам достаточно в большинстве случаев поворачиваться к противнику лобовой броней и за счет скорострельности и орудия с неплохим пробитием можно уничтожать любого противника.

Масса

Масса танка 46-49 тонн, это значит, что в топовой конфигурации и в комплекте с модулями наш танк весит почти 50-т тонн. С таким весом можно таранить большинство целей, с которыми мы сталкиваемся, поэтому следует изучать «Мастер тарана», ставить «Торсионы» и «Противоосколочный подбой». Если же вы игрок более спокойного склада характера и всякие там героические наскоки на соперника вам не интересны, то лучше ставьте себе модули, которые важнее для стрельбы, нежели для тарана.

Башня

По части брони мы уже рассказали, теперь остановимся на обзоре. Имеем мы обзора всего 350 метров, это значит, что мы видим и не хорошо и не плохо. Если вы воюете как танк поддержки, то вам оно и не нужно, если же вы воюете как снайпер, тогда оптика обязательна. Кроме того, она позволяет забирать часть урона наносимого противниками, поскольку мы дальше других светим, а потому за обнаружение получаем бонус от наносимого в это время сопернику урона. Кроме того, разовый урон от орудия у нас небольшой, а потому нам важно иметь в распоряжении как можно больше расстояние между нами и соперником, чтобы иметь возможность нашпиговать его снарядами. Так как в ближнем бою, тот же «ИС» будет опаснее чем «Пантера» , поскольку всего три пробития могут отправить нас в ангар. Напомню, что у 122-мм пушки «ИС» (Д-25Т) средняя бронепробиваемость 175-мм, а у нас всего 150-мм, так что наши снаряды будут рикошетить чаще при паритете по части фронтального бронирования танков.

Рисунок 7. Башня «PzKpfW-V-Turm Ausf. G»

Скорость поворота башни — 38 град/сек, что достаточно много и позволяет отслеживать движение даже быстрых средних танков типа «Т-43» одной башней, без задействования корпуса. То есть проблем с «хороводами» у нас быть не должно и не бывают, обычно один на один с «Пантерой М10» боятся выходить большинство соперников, даже грозные «ИС-6» .

Орудие

Орудие калибра 75-мм «KwK 42 L/70» по сути, является старым добрым орудием с «Pz-IV» , которое у него забрали и, пересмотрев ТТХ, отдали в распоряжение «Pz-IVS» и «Panther M10» . Теперь вместо 138-мм мы пробиваем 150-мм в среднем, а по остальным характеристикам все примерно тоже самое.

Хорошая скорострельность – 13.33 в/м, с досылателем можно довести почти до 15-ти, урон прежний – 135 единиц, причем подкалиберный пробивает 194-мм. Разброс 0,35 и время сведения 2,3 секунды, масса орудия почти тонна. Точность нам позволяет бить с любой дистанции, проблема лишь в том, что особенно крепкие цели типа «ИС-6» и «ИС-3» с таких дистанций пробить достаточно сложно, а вот высокий «Кингтигр» с почти прямыми бортами – просто отличная мишень. Наличие подобного орудия с хорошими снайперскими качествами и малым уроном уже само по себе предполагает использовать танк как дальнобойное противотанковое орудие. Нам стоит идти в раш только тогда, когда этого требует ситуация, в остальных случая нужно держаться от противника как можно дальше и беспрерывно вести по нему огонь.

Бронепробиваемости обычно хватает, но проблемы начинаются при встречах с «ИС-6» , «ИС-3» , «Т28» и им подобным и если «Т28» мы элементарно можем закружить, то вот с «ИС»-ами нам придется попотеть. Лоб в лоб без голды в этих ситуациях почти никак, тот же «ИС-6» даже в люк мехвода почти непробиваем, лучше всего действовать сообща. Если видите «ИС-6» , идущий на вас или вдоль вашей линии огня, то старайтесь сбить ему гусеницы и пусть союзники по нему работают. Вообще, сбоку «ИС-3/6» часто поглощают урона от 5-6 снарядов и только потом начинают нести настоящий ущерб, а «ИС-6» настолько сложно пробить сбоку, что только меткая стрельба сбоку в заднюю область двигателя между экранами и катками может нанести ему урон. В общем, если не успели по акции накупить подкалиберных со скидкой, то либо долго и нудно цельте в слабые места, либо смиритесь с высокими затратами на бой за счет использования голд-снарядов.

Главное помните, что с нашим орудием мы можем действовать с больших дистанций и должны так действовать. Это наш плюс, мы можем донимать соперника, находясь от него на огромной дистанции, но это не значит, что надо быть эгоистом – если видите что ваша помощь необходима, то не ленитесь ее оказывать, иначе не рискнув немного сейчас, вы будете еще больше рисковать потом, оставшись с противниками один на один.

Радиостанция

Радиостанция «Fug 7 Ausf. F» имеет дальность связи 710 метров и позволяет видеть большую часть самых обширных карт, тут проблем возникнуть не должно вообще.

Кстати, наличие такой мощной радиостанции позволяет вам выучить навык «Ретранслятор» и помочь союзникам с более слабыми станциями. Поэтому, если вы все время ездите во взводах или ротах и у ваших союзников есть проблемы с дальностью радиосвязи, то этот вариант для вас. Кстати, с полным навыком «Изобретатель» вы сможете обозревать на мини карте 852 м, цифра огромная, зато будете в курсе даже того, что происходит в закоулках самых больших карт.

Двигатель

Семисотсильный Майбах «Hl 230 P 30» способен давать 50-титонной машине отменное ускорение, мы можем обогнать своего младшего коллегу «Pz-IVS» за счет мощности двигателя, даже имея больший вес. Хотя у «Pz-IVS» скорость заявлена 48 км/час, а у нас всего 46 км/час, тем не менее, двигатель у «Pz-IVS» на 300 лошадиных сил (Maybach HL 120 TRM V12) не ровня нашему, даже учитывая, что вес у «Pz-IVS» всего 32 тонны, против наших 50-ти.

Этим преимуществом необходимо пользоваться, менять позиции огня, занимать первыми наиболее выгодные места, таранить легких противников и уходить от преследования. Безусловно, «Panther M10» это не «Т-44», но и не «КВ-1С», по части мощности и скоростей она где-то посредине.

Тактика и модули, подводим итоги

«Пантера М10» это вполне сбалансированный танк, способный существенно влиять на исход боя даже в одиночку, но всегда есть свои особенности, рассмотрим их по порядку.

Особенности формы танка и брони

Высокий профиль и небольшие углы наклона боковой брони делают использование танка в стремительном раше в глубь шеренг противника, неоправданным. Во-первых, с таким высоким профилем вам будут умудряться попадать в борта даже на высокой скорости и во-вторых, сама лобовая броня хоть и крепка, но далеко не так «рикошетиста» как у «ИС» или «Т-44», это нужно учитывать. Теперь добавим сюда тот факт, что у нас довольно слабый разовый урон, но высокая частота огня, а это значит, что придется часто останавливаться для выстрела (или часто промахиваться, стреляя на ходу). Это несет в себе риск набрать слишком много «воды за борт» и отправится в ангар. Другое дело «Т-44» — сделал круг, пауза-выстрел и опять круг. Но у нас есть огромный бонус по части точности и скорострельности, а это предполагает, что нам необходимо использовать это преимущество для снайперской стрельбы. Поэтому нужно держать дистанцию всегда когда это возможно, и если стоит выбор полезть в ближний бой или постоять и пострелять с дистанции, то нужно выбрать первое. То есть мы являемся полной противоположностью того же «ИС», который вынужден лезть в ближний бой из-за неточного орудия (и дорогих боеприпасов). У нас, к тому же, снаряды обходятся очень недорого, и мы можем позволить себе выстрелять весь боекомплект без особого удара по кошельку. В общем, выбирайте простреливаемую позицию, маскируйтесь и пусть вам светят союзники или вы сами (оптика в помощь) и не лезьте – враг сам приедет, потому что по части точности и скорострельности с вами мало кто сравнится.

Боеукладка

У всех «Пантер» есть проблема с боеукладкой, поэтому обязательно нужно либо изучить «Бесконтактную боеукладку» или же поставить модуль «Мокрая боеукладка», так можно себя защитить от падения скорострельности и взрыва танка более чем на 60% и это без учета начальной вероятности критического повреждения БК.

Пожаротушение

«Пантера М10» в отличие от большинства немцев редко горит при попадании в лоб корпуса, не раз бывало, что весь НБЛ в дырах от пробитий ББ, а танк даже не задымил. Тем не менее, если хотите ездить с бензином, то хотя бы изучите «Чистоту и порядок», а еще лучше, если в придачу пару танкистов выучат «Пожаротушение».

Дистанция и обзор

Дистанция это наше все, нам важно видеть врага на предельно больших дистанциях и важно, чтобы он нас не видел. Для этого нужно ставить просветленную оптику и учить аналогичные по действию навыки. Лучший обзор даст комбинация:

  • Просветленная оптика (или стереотруба);
  • Вентиляция;
  • Орлиный глаз + Боевое братство

Лучшая маскировка будет при использовании:

  • Маскировочная сеть;
  • Камуфляж;
  • Навык «Маскировка»

Не забудьте о «лампочке», ведь этот навык предупредит о неприятностях и позволит вам сосредоточиться на стрельбе, не опасаясь неожиданного ответного огня.

Атакующая тактика

Тактика «рашера» — меня часто спрашивают о том, можно ли на «Panther M10» рашить. Я всегда отвечаю так – если вы вверху списка и можете спокойно пробивать броню танков противника с больших дистанций, тогда вам не нужно лезть на рожон. Если же вас кинуло вниз списка, где броня противника вашей пушке почти не по зубам, тогда смотрите на тактические возможности рельефа. Ведь иногда выгоднее поехать вперед и пару минут интенсивно светить, понемногу «коцая» противника и, главное, сдерживая его, чем простоять в засаде весь бой и пробив раз пять от силы закончить с мизерными результатами.

Мы внизу списка

Вариант №1

Например, «Редшир», мы внизу списка – едем на любой из флангов, ищем холм или камень и «ерзаем» туда-сюда, засвечивая врага и вызывая огонь арты на себя. Что это нам даст:

  1. По засвету будут работать союзники, и половина урона уйдет в вашу копилку;
  2. Вы отвлечете на себя огонь артиллерии противника, в это время ваши союзники могут спокойно атаковать, не опасаясь прилета «чемоданов»;
  3. Вы отвлечете два-три танка соперника на себя, тем самым заняв от 10 до 20% сил противника разборками с вашим участием. Это классический отвлекающий маневр, который использовали во всех войнах, что бы добиться прорыва на другом направлении

Безусловно, нас могут быстро уничтожить, но для этого то и нужен опыт. Если вы уже будете ветераномк этому времени и будете знать, как правильно подставить танк, чтобы не получить пробития, и какая кочка может прикрыть ваш НБЛ от попадания, то живучесть танка возрастет в разы. Так что если у вас всего 2-3 тысячи боев и вы купили «Пантеру М10» и уже на нее жалуетесь, то не в ней проблема – она в вас. Вам просто нужно еще 5-6 тыс. боев, чтобы понять суть, как игры, так и танка и как можно лучше изучить карты. Если вы настолько самовлюблены, что считаете что подобная ересь не для вас, то вспомните великих танкистов ВМВ – и Фадин, и Кариус и Витман, все они перед боем старались разузнать больше о местности, проводили т.с. рекогносцировку. Так что не ленитесь больше узнавать о картах, своем танке и о своих способностях, в конце концов.

Вариант №2

«Мурованка» и мы опять на дне, но зато в лесу. Сразу мчим через лес в низину у реки с небольшим пролеском. Если враг как-то вяленько поехал к фермам, тогда заползаем на холмик и под прикрытием кустов и деревьев ведем огонь и светим врага для союзников. Если же враг-не промах и сразу пошел к реке, тогда используя крепкую лобовую броню «танкуете» и держите врага как можно дольше. В это время на вас полетят снаряды артиллерии и, вероятно, на помощь своим придут союзники. Отлично, нам это и нужно – чем больше врагов скопится у реки, на этом узком участке у лесистого холма, тем больше урона они понесут от союзной артиллерии и огня поддержки союзных танков. Даже если вас разберут за 2-3 минуты, за это время вы наберете столько пассивного урона, что оплата за бой моментально скрасит горечь от быстрой отправки в ангар.

Для каждой карты и состава вражеских команд нужен свой подход, есть, конечно, общие вещи, такие себе постулаты, типа того, что на Химмеле на горку должны ехать СТ, а улицы должны продавливать тяжи. Но есть сотни непредсказуемых микроситуаций в которых вам победить поможет не только случай, но и собственный опыт и сообразительность. В любом случае «Пантера М10» достаточно универсальна, для того чтобы адаптироваться практически к любой боевой ситуации.

Таблица доходности

И вот мы перешли к самому важному разделу – сколько же фармит «Пантера М10»? Сразу предупреждаю, что танк у нас 7-го уровня, и хоть он тоже премиумный, но зарабатывать он будет меньше чем «Суперпершинг» или «Lowe», поэтому не ждите невозможного. Кроме того, у нас не такое мощное орудие как у «СУ-122-44», а потому за счет урона мы не сможем набирать такие большие суммы, тем не менее, за счет точности, скорострельности и очень дешевых снарядов мы сможем выходить по уровню рентабельности примерно на одни и те же цифры.

Рисунок 10. Таблица доходности «Panther M10»

За десть боев без ПА мы заработали почти четверть миллиона, а сумма затрат составила ∑=53242+9000+43652=105894, что значит что без учета премиум-аккаунта наша прибыль составила 142908, то есть почти 150-т тысяч. С премиум-аккаунтом эта цифра составила 267309, то есть более четвертьмиллиона серебра. Достаточно неплохо, учитывая, что бои на «Пантере М10» получаются нескучные и динамичные, и времени много не забирают. Грубо говоря, за четыре часа игры с ПА мы можем заработать миллион игрового серебра. На подобное, на обычных танках, могут уйти дни, важно лишь помнить – не стоит увлекаться стрельбой подкалиберными снарядами, они слишком дорогие и предназначены лишь для критических ситуаций. Расходы на БК редко превышают 4 000, даже при большом расходе снарядов, и это еще одно конкурентное преимущество танка, к примеру, у «СУ-122-44» снаряды стоят более тысячи за штуку (у нас ББ – 109, а ОФ – 98 серебряных монет).

Рисунок 11. Стоимость снарядов для «Panther M10» минимальная

Заключение

«Пантера М10» это очень интересный танк, хорошо сбалансированный, динамичный и живучий. Трудно даже сказать, кому бы ни подошел бы этот танк, ведь он в себе сочетает многие лучшие свойства самых удачных экземпляров танкостроения периода ВМВ. К тому же это реально существовавшая боевая единица и фанаты военной истории этого периода должны быть в восторге не только от управления этой машиной, но и от возможности зарабатывать на ней неплохие деньги.

Если же вам просто надоела обычная «Пантера» своими высокими расходами, но вы все равно обожаете этот танк, тогда вам лучше сменить его на вариант «М10», тогда вы не только сможете продолжать воевать на «Пантерах», но и будете зарабатывать в два-три раза больше.

Также танк подойдет поклонникам средних танков с хорошим бронированием и подвижностью, таких как «Т-59» например, но они не имеют возможности купить китайца, так как он снят с постоянной продажи.