Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Статьи о русском языке известных публицистов. Самые известные журналисты России: список, достижения и интересные факты

Составитель Дамир Соловьев

Русские писатели и публицисты о русском народе

Издание выпущено при поддержке Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга

© Д. Соловьев, наследники, 2015

© ООО «Издательство К. Тублина», макет, 2015

© А. Веселов, оформление, 2015

***

Я не умею любить свою страну с закрытыми глазами, склоненным лицом и сомкнутыми устами. Я полагаю, что быть ей полезным можно только при ясном взгляде. Я верю, что время слепой любви прошло, и сегодня прежде всего мы обязаны отечеству своему говорить истину

П. Я. Чаадаев. Апология сумасшедшего

От составителя

Проблема национального характера столь сложна и многообразна, что нет даже уверенности, разрешима ли она вообще во всей своей целостности. Однако чрезвычайно важное значение ее для исторической науки настоятельно требует каких-то, пусть приблизительных и не вполне надежных, подступов к искомым ответам. Настоящий сборник представляет собой опыт собирания свидетельств и суждений русских писателей и публицистов. При этом не производилось никакого отбора по достоверности оценок, поскольку, с одной стороны, невозможно установить критерий для такого отбора, а с другой – даже явная ложь по-своему отражает какую-то часть общественного мнения.

Особенное внимание было обращено на поиск благоприятных свидетельств о России и русских, однако такие свидетельства оказались в меньшинстве. Составитель, следуя столь редко воспринимаемому у нас примеру Чаадаева (см. эпиграф), не считал для себя возможным хоть как-то приукрасить общую картину, которая для него самого оказалась во многом совершенно неожиданной.

Д. Соловьев

Александр Иванович Тургенев (1784–1846)

Николай Иванович Тургенев (1789–1871)

Вчера пригласил меня Проректор на великолепный, по-здешнему, ужин. Сие должно почитать за особенный знак его внимания к русским. Он говорит, что здесь нет никого, кто бы так хорошо вел себя, как русские, и сам просил, чтобы мы не имели никакого сообщества с немецкими студентами.


Холодные немцы стоят и рассуждают, каким бы образом удобнее тушить огонь, между тем как ни один не хочет подать настоящей помощи. И огонь не в состоянии был согреть их! Какое сравнение с нашими русскими! Какая деятельность и неустрашимость видна при подобных случаях у нас в Москве – и какая медленность и равнодушие здесь!


Если сравнить нашего русского мужика со здешним, то, мне кажется, можно будет сказать о них то же, что Карамзин сказал о греках и новейших. Немцы ученее нас; но мы умнее их; мы умеем радоваться и пользуемся сим драгоценным даром, когда только находим к тому хоть малейшую причину; но немец сперва подумает – и прозевает эти невозвратимые минуты радости, которыми бы он для истинной своей душевной и телесной пользы должен пользоваться. Подумав таким образом, задал я сам себе вопрос: ум ли это? И можно ли патриоту пожелать такого ума своим согражданам?


Мне кажется, что не все имеют право обвинять русский простой народ в чрезвычайной склонности к пьянству; с тех пор как римляне победили германцев крепкими напитками, она и здесь не меньше, с тою только разницею, что они не имеют столько средств и побуждений употреблять ее во зло. Нам выхваляют умеренность немцев; но умеют ли они воздержаться от кофе, более для них вредного, нежели для русского мужика водка? Если немецкий мужик не пьяница, то более экономия его, нежели воздержание, тому причиною. По большей части немецкий крестьянин имеет нужду тогда только в вине, когда он хочет быть веселее обыкновенного; русский (по большей же части) пьет с горя . Кабак есть для него единственный волшебный замок, который переселяет его из горькой существенности в ту страну радости, где он не видит над собою ни барина, ни капитана-исправника. Он пьет из реки забвения. Впрочем, если будешь примечать беспристрастно, то увидишь, что немецкий крестьянин в целый день выпьет гораздо больше русского, потому что он, имея всегда с собою небольшую склянку с водкой, мало-помалу или для поправления желудка, или для подкрепления сил, словом, под различными предлогами выпивает ее. Напротив того, русский мужик пьет вдруг и – упивается. К тому же зимою ему надобно зайти к Бахусу в гости, чтобы согреться, а к лету это уже обратится ему в привычку.

При всем том я думаю, что не один северный климат, не одна физическая причина склонности русского к пьянству; но есть и другой источник сей пагубной для нас страсти, есть причины моральные (которых основание находится в государственной нашей конституции). Россия бо́льшею частию состоит не из подданных, но рабов, хотя не в римском и венгерском смысле этого слова, – и бо́льшая часть крестьян принадлежит помещикам. Русский мужик с молоком матерним всасывает в себя чувство своего рабства, мысль, что все, что он ни выработает, все, что он ни приобретет кровию и потом своим, – все не только может, но и имеет право отнять у него его барин. Он часто боится казаться богатым, чтобы не навлечь на себя новых податей; и так ему остается – или скрывать приобретенное (оттого со времен татарского нашествия обычай русских мужиков зарывать свои сокровища в землю) или жить в беспрестанном страхе; а чтобы избежать того и другого, он избирает кратчайшее средство и несет нажитое в Царев дом, как говорят наши простолюдины. Словом, гораздо бо́льшая часть русских крестьян лишены собственности. И вот одна из главнейших подпор, на которых возведен в России престол Бахусу. Ко всему этому способствовало, может быть, и множество праздников, в которые крестьянин за долг почитает быть веселее обыкновенного.

А. И. Тургенев. Путешествие русских студентов по Гарцу (1803).


Я отнес письмо почтенному Шлецеру <…> Человек просвещенный и добрый, приносящий честь своей нации! Но при всем том, я не могу согласиться с батюшкой в вашем мнении и всегда готов отдать преимущество русским в натуральной доброте их. Не один я с моею неопытностью давно твержу, что Шлецер один в своем роде, и что другого Шлецера в Германии вряд ли найти можно; но и другие беспристрастные же, но опытные судьи, согласны в том со мною. Следовательно, по нему нельзя судить о немцах, и в России скорее, нежели здесь, найдется другой Шлецер.


Сегодня я по обыкновению был на пяти лекциях. Цветаев говорил о преступлениях разного рода и между прочим сказал, что нигде в иных случаях не оказывают более презрения к простому народу, как у нас в России. (Хотя мне и больно, очень больно было слушать это, однако до́лжно согласиться, что бедные простолюдины нигде так не притесняемы, как у нас.)


В Москве, смотря на многих людей, почитал образ их жизни скучным и даже (несколько) нещастным, но теперь, посмотрев на людей в Пруссии и здесь, в Вестфалии, почитаю их в сравнении с сими щастливцами.


Есть ли когда-либо Зиждитель мира мог радоваться своим творением, то это, конечно, в первый день светлого праздника, смотря на русскую землю. <…> Где найдешь тебе подобного, великодушный, храбрый, величавый, одним словом, Русский Народ! Есть ли бы я не имел щастия быть русским (мысль, служащая для меня величайшим утешением в жизни сей), то сердце мое всегда бы стремилось к сему народу.

Радуйся, благословенный народ, лучшее произведение Руки Творческой! Радуйся и чувствуй свою радость, свое существование!


Я с ним (П. Б. Козловским – Д. С .) много спорил, и спорил о таких предметах, которые никакому сомнению не подвержены; он утверждает, что русский народ никакого характера не имеет. Вот, брат, как и неглупые люди заблуждаются.


Вот уже три недели, как я здесь (<в Москве. – Д. С .>), и по сию пору не опомнился. <…> Незначащие лица, на которых видна печать рабства, грубость, пьянство, – всё уже успело заставить сердце обливаться кровию и желать возвращения в чужие края. Непросвещение высших классов также действовало на произведение последнего желания. Суровая зима показалась мне совсем не таковою, как я представлял ее, будучи в Геттингене и Неаполе. Она подлинно убивственна.

Публицистика - искусство слова. Исходный материал, которым оперирует публицистика - факт. Ни одна серьезная статья автора не обходится без ссылки на факт. Тем самым, факт представляет собой начало всех начал.

Произведения художественной литературы, прежде всего эпические жанры, представляют собой замкнутое бытие, вмещенное в сознание автора. Этот придуманный мир живет по своим собственным законам, которые чаще всего отражают законы окружающей среды. Если же писатель нарушает сложившийся литературный этикет, замечая читателя как объект воздействия, апеллируя к нему, пытаясь его завоевать, тогда можно говорить о публицистических тенденциях в художественном творчестве.

Авторская воля при создании образа обнаруживается, по преимуществу, в многократном и тщательном отборе факторов, которые несут знание о герое и помогают выстроить стержень характера. В публицистическом произведении автор выступает носителем определенной идеологии. Существует определенное звено: автор - герой - читатель.

Автор в публицистике идентичен личности публициста. Он лицо не выдуманное, реальное, хорошо известное многим читателям, пользующееся их расположением. Для читателя особенно важно, что автор-публицист является не только носителем определенных идей, но и одним из нас - просто человеком со своими взглядами, вкусами и привычками.

Стюфляева М.И. отмечает, что широко распространенной и самой наглядной формой выражения авторского начала в публицистике является обозначение присутствия журналиста на месте события.

Внешними приметами документальности в тексте становятся указание места и времени происходящего, подлинные имена людей. Но есть публицистические произведения, которым не в праве отказать в документальности.

В документальной публицистике устанавливаются качественно новые связи автора с окружающей средой, обогащаются его взаимоотношения с героями. Автор и герой прежде всего принадлежат одному миру - миру реальной действительности. Публицист волен силой личного вмешательства подчеркнуть, объяснить, выделить наиболее значимые факты.

Существенна роль образа, а, следовательно, и обращение публициста к предмету искусства, прежде всего при написании очерка и фельетона.

Образ в публицистике рационально обусловлен. Каждый малый образ не случаен, он связан с центральными, доминирующими образами. Главная и неповторимая особенность публицистического образа то, что он порожден мыслью, которую он реализует, развивает, уточняет, помогает проявиться ее оттенкам.

«Публицистика эксплуатирует преимущественно факты-образы. Факт-образ зарождается и функционирует в соответствии с художественными законами и в то же время несет в себе признаки факта как категории гносеологической. Это означает, что факт имеет определенную протяженность во времени и пространстве, что он не точка, а отрезок действительности. В качестве фактов-образов могут выступать вторичные факты или, точнее, факты вторичного использования. Публицисту не обязательно опираться только на свои собственные наблюдения, он может подчеркнуть бесценный материал в прессе, найти в архивах и документах».

Публицистика как вид литературы сохраняет свои основные черты на протяжении столетий. Однако время вносит серьезные изменения в характер функционирования публицистических произведений. Нестабильность социальной ситуации переживаемого нами периода оказывает немаловажное влияние на публицистику, на ее речевой облик, стилевые устремления, язык.

Общеизвестно, что язык создается по мерке человека. Язык откликается на потребности общества, словесно выражая новые идеи, мысли, знания. Таким образом, используя специальную лексику, язык отражает религиозно-мифологическую, философскую, научную, художественную, публицистическую картины мира.

Что же представляет собой современная публицистическая картина мира? Проблема автора - одна из главных как для формирования публицистической картины мира, так и для выявления характера ее речи, для формирования газетно-публицистических жанров. Автор публицистического произведения - это всегда подлинная, живая, конкретная личность, обладающая определенным мировоззрением, жизненным опытом, мыслями, чувствами и т.д. Он говорит от своего имени, выражает свои чувства, мнения, что рождает особое чувство близости, доверия со стороны читателя. Поэтому публицистическое произведение обычно субъективно окрашено. При этом палитра чувств, красок весьма разнообразна - от сухого перечисления фактов до пафоса и патетики.

Поэтому важно отметить такой элемент публицистического текста, как исповедальность. Автор высказывает свои мысли и чувства в надежде, что читатель разделит их. Подчеркнуто личностный характер, эмоциональность, открытость отличают публицистический подход к миру. Особый характер публицистики рождает и такое качество ее текстов, как документальность. Для публициста характерны динамизм, сиюминутность восприятия.

С другой стороны, автор публицистического произведения облечен социальной, моральной ответственностью. Он выполняет определенную общественную миссию (сообщение новостей, просвещение, развлечение, убеждение и т.д.). Поскольку публицистический текст обращен к более или менее широкой аудитории, автор стремится расширить фонд знаний, повлиять на формирование мнений и выразить установки той социальной группы, которую он представляет. Отсюда стремление автора к объективности информации.

Для формирования публицистической картины мира первостепенное значение имеет социальность публицистического текста, обусловливающая, прежде всего, общественный подход к миру. Задача автора заключается в соотнесении реальностей с социальными интересами и целями. И совокупная картина мира, создаваемая практически всеми публицистами, - это, прежде всего, социальная (социально-политическая, социально-идеологическая и т.д.) картина. Ее основной вопрос - жизнь индивида в обществе. Главным же выражением такого подхода публицистики к миру можно считать социальную оценочность. Она активно проявляется в языке в формировании видов оценочной лексики.

В жанрах современной публицистики можно отметить резко усиливающуюся личностную тенденцию. Позиция журналиста - позиция человека наблюдающего, размышляющего, оценивающего. Личностная тенденция, а также тенденция к усилению информативности обусловливают активный процесс формирования новых жанров.

Сейчас сфера действия оценочности по сравнению с предшествующим периодом сужается. Однако важная роль ее в языке публицистики сохраняется. Как своеобразное средство непрямой оценки получает распространение ирония и ее крайнее выражение - шутовской сарказм. Сарказм в данном случае - это не только стилевая манера, но и определенное мировоззрение, точнее, отсутствие мировоззренческих позиций, когда высмеивается все и вся, когда в лихом, разухабистом стиле пишут о политике, катастрофах, убийствах - о самых серьезных вещах, никак не располагающих к шутке или смеху. Возможно, подобный стиль - своеобразное отражение современного состояния общества с его идейным разбродом, общества, в котором прежние идеалы канули в Лету, а новые еще не сформулированы. Но независимо от причин его появления, такой сарказм негативен и по содержанию, и по форме. Он обедняет речь, воспитывает дурной вкус, аполитичность, агрессивность.

Итак, оценочность как важнейшее качество языка публицистики, отражая социально-оценочное отношение автора публицистического текста к миру, сохраняется, но под влиянием социальных обстоятельств принимает несколько иные формы. Именно социально-оценочный подход к действительности важен в органичных для публицистики жанрах риторики, теории аргументации, полемики, интерес к которым в последние годы значительно усилился.

Таким образом, социальный человек и частный человек - две важнейшие грани публицистического автора. Между ними располагаются многообразные промежуточные разновидности - от сугубо частных, конкретных до максимально аналитических, отвлеченных. В целом же публицистическая картина мира представляет собой единство охарактеризованных выше граней.

Для полной характеристики субъекта публицистической картины мира необходимо проанализировать и адресат. Субъект существует только потому, что есть адресат - читатель, слушатель, зритель. Без воспринимающего публицистическая речь обессмысливается, перестает существовать. Главная черта аудитории, влияющая на публицистический субъект, - ее широта и разнородность. Публицистическое произведение может быть рассчитано и на однородного читателя. Однако суть проблемы остается та же - заинтересовать как можно больше читателей с разными вкусами, уровнем образования и т.д.

Не меньший интерес представляет адресат и как объект изображения. Публицистике интересен человек как представитель общества, власти, толпы и т.д. В этом принципиальное отличие публицистики от художественной литературы. Публицистика ищет типичного человека среди реальных людей, выделяя те или иные его особенности как общие, типические, сохраняя в то же время хотя бы некоторые индивидуальные черты и приметы. Единичный конкретный человек представлен в реальных жизненных обстоятельствах. Выбор автора ограничен действительностью, например экстремальными ситуациями в жизни героя или, напротив, самыми будничными. Таким образом, публицист добивается подлинности, документальности изображаемого, описываемого. В этом заключается специфика публицистики, ее сила и выразительность. И отсюда иное читательское отношение к публицистическому произведению, по сравнению с художественным.

Публицистическое произведение не только жизнеподобно, это часть нашей жизни. Оно непосредственно включается в социальную действительность, участвует в ней. У художественной литературы и публицистики в конечном счете один объект изображения - человек, но цели и подход принципиально разные. Публицистический канон изображения человека - реальный человек в реальных обстоятельствах. Подобный публицистический подход ни в коей мере не исключает ярких художественных красок, даже полета фантазии. Но все это ограничивается реальностью и определяется субъективным видением автора.

Обстоятельства - это широкий фон, на котором действует человек, социальный или частный. Это политика, идеология, социология, среда обитания, власть, общественное мнение - все, что можно назвать социальной жизнью. Это пространство публицистической картины мира, те социальные сферы, в которых действует субъект. Сюда же следует отнести принципиально неограниченную, всеохватывающую тематику, взятую в ее социальном аспекте. По этому признаку публицистическая картина мира почти не отличается от художественной. Однако задача изображения в публицистике вторична, подчинена мысли.

Время, в отличие от художественной литературы - подлинное, реальное, совпадающее, как правило, с историческим временем. И это усиливает такую важную черту публицистики, как документальность. Показательно в этом плане почти обязательное правило сообщения источника информации. Однако проблема времени в публицистике только начинает изучаться. Интересно, например, исследовать функционирование времени в различных жанрах публицистики.

Особо следует сказать об информации. Справедливо мнение исследователей, рассматривающих информацию как особый подстиль в рамках газетно-публицистического стиля. В целом информация, сохраняя документальность, отличается меньшей степенью оценочности. Многое в этом смысле зависит от редакционной политики, стилевых устремлений авторов. Однако оценочность в информации не исчезает полностью, а приобретает более тонкие, скрытые формы.

Эта тенденция свойственна и публицистической разновидности газетно-публицистического стиля. «Публицистическая речь принципиально однослойна, монологична, что связано с ее субъективностью, личностностью, оценочностью. Как представляется, выразительная публицистическая речь имеет более тонкий и универсальный характер».

Публицистика (от слова публичный, общественный) - та область литературы, которая занимается политическими, общественными вопросами с целью проводить определенные взгляды в широких кругах читателей, создавать, формировать общественное мнение, возбуждать определенные политические кампании. в область публицистики входят только насущные вопросы, имеющие решающее значение в направлении текущей жизни; таким может явиться в данный момент и чисто теоретический вопрос, имеющий, при другой комбинации обстоятельств, исключительно научное значение. Современная публицистика использует различные приемы воздействия на читателя, которое осуществляется благодаря выразительности, необычности, неожиданности авторских суждений, непринужденно- разговорному языку «с неожиданными пропусками слов и произвольной расстановкой акцентов». Многие современные писатели избирают публицистические жанры.

На наш взгляд, одним из самых ярких писателей-публицистов является Т.Толстая. Мы исследовали ее эссеистические произведения с целью установить, какие изменения и процессы происходят в современной публицистике и каковы основные приметы публицистического стиля в наши дни. на материале сборника «День» (трех лирических эссе из части сборника, озаглавленной «Частная годовщина», а именно: «Квадрат», «Что в имени тебе моем?» и «Женский день»).Рассмотрев модусный уровень эссе, мы отметили ярко выраженную оценочность и экспрессивность. Оценочность проявляется на разных языковых уровнях: лексическом, синтаксическом, стилистическом, например: – в использовании слов с оценочной семантикой (примитивные притчи, дешевые поучения; мелкой суетливой возней; неучей, посредственностей и бездарностей); – в употреблении стилистически маркированной лексики, например, использовании библейской лексики и метафор при описании художника «доквадратной» эпохи: таким образом утверждается божественное начало истинного искусства) и др. Кроме того, встречаются прямые оценки субъектов, признаков, ситуаций: Не всякое самоназвание благозвучно для слуха иных народов, и глупо настаивать на его адекватном воспроизведении. Кроме того, мы обратили внимание на частое употребление конструкций типа: я не знаю, я думаю, которые, с одной стороны, усиливают субъективность, а с другой – являются определенной игрой с читателем. Объективизация, создаваемая за счет различных мнений и точек зрения, взглядов с разных сторон, – важная черта публицистики Т.Толстой. Но эта объективизация только внешняя. Внешняя объективизация в сочетании с субъективной интерпретацией – сильный прием воздействия на читателя. Эффективность приема заключается и в его достаточной скрытости от поверхностного читательского взгляда. Например, интерпретация может быть выражена простой постановкой цитаты в определенное место в тексте или частотностью обращения к определенному источнику (слова Бенуа в эссе «Квадрат» цитируются три раза). Сатира, ирония, Игра слов, оживление внутренней формы слова ведут к возникновению каламбуров: Малевич – замалевал; Писательница намеренно использует многие черты разговорной речи, чтобы добиться «взаимопонимания» с читателем. Можно утверждать, что современная публицистика использует активное воздействие на читателя, которое осуществляется за счет диалога с читателем (формы повелительного наклонения, форма первого лица множественного числа глаголов, включающая читателя в произведение), приема речевых масок (ситуация оценивается с разных позиций) и внешней объективизации в сочетании с субъективной интерпретацией, сцеплений и повторов, использования прецедентных текстов, разговорной речи, близкой читателю и «стирающей» дистанцию между автором и читателем (длинные предложения с обилием союзных средств, повторов и вставных конструкций, разговорная и просторечная лексика). Таким образом, публицистику Т.Толстой можно охарактеризовать как публицистику сатирическую, которая проявляется благодаря окказиональным соединениям слов и словосочетаний, разбиению клишированных фраз, вставным конструкциям, стилевому эклектизму и снижению стиля, игре слов с возникновением каламбуров, тропам. Итак, кроме черт, характерных для жанра эссе и современной публицистики в целом, мы выявили особенности публицистики текстов Т.Толстой, в том числе, приемы воздействия на адресата. Публицистические произведения отличаются необыкновенной широтой тематики, они могут касаться любой темы, попавшей в центр общественного внимания, например, технологии проведения водолазных работ. Среди таких постоянно освещаемых тем в первую очередь следует назвать политику, информацию о деятельности правительства и парламента, выборах, партийных мероприятиях, о заявлениях политических лидеров.

· Минкин, Александр Викторович - российский журналист и театровед. Автор публикаций о коррупции в России. «Письма президенту» (Московский комсомолец)

· Алекса́ндр Евсе́евич Хинште́йн (р. 26 октября 1974, Москва) - журналист, Депутат Государственной Думы, член фракции «Единая Россия» (МК). «Дело Хинштейна»: В мае 1999 года против Хинштейна было возбуждено уголовное дело о подделке водительского удостоверения. В январе 2000 года следователи МВД пытались принудительно вывезти Хинштейна в город Владимир для проведения судебно-психиатрической экспертизы по ранее возбужденному уголовному делу. Это дело и следственные действия по нему связывают с критическими публикациями Хинштейна о МВД.

· Алекса́ндр Андре́евич Проха́нов (р. 26 февраля 1938, Тбилиси) - советский и российский политический деятель, писатель, публицист. «Господин Гексоген» (2001) привлёк внимание критиков и общественности. В романе рассказывается о заговоре спецслужб, олигархов и политиков разных направлений. Целью заговора является смена власти в стране путём её передачи от дряхлого Истукана молодому Избраннику. Заговорщики используют убийства, кремлёвские интриги, взрывы домов, провокации и т. п. За роман «Господин Гексоген» 31 мая 2002 года писателю была вручена литературная премия «Национальный бестселлер».

    Журналистика 2-ой и 3-ей волн русской эмиграции. Основные издания и их характеристика. Публицистическая деятельность С.Довлатова, В. Максимова, А. . Солженицына И ДР

Вторая волна 40-60 - После конца ВОВ в эмиграции оказались люди, которые были угнаны на работу в Германию или находились в нем. Плену. Эти люди боялись возвращаться. Их называли «ДИПИ» -перемещенные лица. Центром новой волны стал Мюнхен. Эмиграция “третьей волны” теперь почти не осознается как некое целое, как человеческое и творческое сообщество. Между тем в середине 1970-х, когда А. Солженицын и В. Максимов, А. Синявский и Вик. Некрасов, А. Галич и Н. Коржавин вместе участвовали в создании первых номеров журнала “Континент”, это чувство единства, ощущение общей судьбы, безусловно, было. Журнал Грани – журнал литературы и искусства. Общественно -политические мысли – подзаголовок. Периодичность 4 номера в год. Основал Е. Романов. Журнал продавали вначале за сигареты и кофе. Там печатались Бунин, Теффи. Заслуга в том, что собирали инфу по всей России и связывались с оппозицией. Выезжали и перевозили рукописи. Невыержал конкуренции. Новый журнал – ред. Цетлин. Толерантность. Внимание к культуре. Сохранение русской культуры за рубежом. Выходит 1раз в квартал. Печатаются Бунин, Алданов. Журнал стал международным. Там печатались «мемуары Керенского». Третья волна 70е – «реакция на оттепель». Высылают всех несогласных. Уезжает творческая интеллигенция. Журнал Континент – (Париж 74-92) - Ред. В. Максимов и А. Солженицын. Они пытались объединить эмиграцию. Болели Россией. Это энциклопед. Журнал. Разоблачали Сов. Власть. Деньги на 1, 2 номера, дал Солженицын. Писали и про голод на Украине, о скрытый нац. Проблемах, цензура, подавление инакомыслия. Основали фонд друзей Континента . Журнал жил на пожертвования. Было много критики за центр. Позицию, независимость. Воевал с журналом «Синтаксис». Причины – мировоззрение. Журнал сущ. До сих пор. Сейчас ред. Виноградов. Газета «Русская мысль» - Париж 47г. Ред. З. Шаховская. Газета посвящена культуре, рассказывается о 1й волне эмиграции, культура в СССР. Она запрещена в СССР. На нее нападают в среде эмиграции. Обвиняют в монархической направленности, великодержавном шовинизме. Газета Эхо – Париж. Это литературный журнал. Задача печатать то, что не вошло в Советскую печать. «Новый американец», первый номер которой вышел 8.02.1980 в Нью-Йорке. Инициатива её создания принадлежала Сергею Довлатову, который стал главным редактором, начиная с № 13. Газета просуществовала два года, адресована была именно «третьей волне» эмиграции и имела остро полемическую направленность по отношению к «Новому русскому слову» (старейшей газете русской диаспоры) и её знаменитому редактору – Андрею Седых.С. Довлатов - поступил на факультет журналистики ЛГУ, работал в студенческой многотиражке Ленинградского кораблестроительного института «За кадры верфям», писал рассказы. В 1978 году из-за преследования властей Довлатов эмигрировал из СССР, поселился в районе Форест-Хилс в Нью-Йорке, где стал главным редактором еженедельной газеты «Новый американец». Членами его редколлегии были Борис Меттер, Александр Генис, Пётр Вайль, балетный и театральный фотограф Нина Аловерт, поэт и эссеист Григорий Рыскин и другие. Газета быстро завоевала популярность в эмигрантской среде. Одна за другой выходили книги его прозы. К середине 1980-х годов добился большого читательского успеха, печатался в престижных журналах «Партизан Ревью» и «The New Yorker». За двенадцать лет эмиграции издал двенадцать книг в США и Европе. В СССР писателя знали по самиздату и авторской передаче на Радио «Свобода».В. Максимов - Как редактор ведущего издания «третьей волны», Владимир Максимов находился в исключительно сложном положении. Журнал приковывал к себе пристальное, небеспристрастное внимание как сторонников, так и идейных противников, называвших «Континент» и его редактора «парижским обкомом», над которым есть еще и «вермонтский ЦК» (в лице А. Солженицына). В. Максимов постоянно выслушивал упреки и обвинения как «слева», так и «справа», стремясь занять и сохранить центристскую позицию.

Если верить Кольте.ру, были Алексей Навальный и Егор Просвирин. На 5-м месте расположился Владимир Познер. Также в топ-100 самых-самых вошли Елена Мизулина, Всеволод Чаплин, Владимир Мединский, Сергей Кургинян, Никита Михалков, Эдуард Лимонов, Захар Прилепин, Анатолий Вассерман, Татьяна Толстая, Александр Проханов, Егор Холмогоров, Александр Дугин, Михаил Делягин, Владислав Сурков, Сергей Шаргунов и др. Это те, кого принято называть "общественно-культурной элитой", лидерами мнений, проводниками идей, которые усваивают массы. Не скажу, что этот список мне по душе, да и вообще интеллектуалов, на мой взгляд, следует оценивать не по их влиятельности, а по интеллекту, который отнюдь не всегда позволяет быть "популярным" и "успешным" в широких кругах.

Я попробовал составить собственный альтернативный список 150 ведущих российских интеллектуалов, основываясь на своем ежедневном мониторинге культурного интернет-пространства и личных пристрастий. Критика, дополнения и замечания приветствуются!


  1. Аза Тахо-Годи, филолог, вдова философа А.Ф. Лосева.

  2. Александр Архангельский, литературовед, телеведущий.

  3. Александр Гаврилов, критик, литературный деятель.

  4. Александр Генис, эссеист.

  5. Александр Кушнер, поэт.

  6. Александр Кынев, политолог.

  7. Александр Махов, филолог.

  8. Александр Морозов, политолог.

  9. Александр Рубцов, философ.

  10. Александр Секацкий, философ.

  11. Александр Сокуров, кинорежиссер.

  12. Александр Шмелев, политолог.

  13. Александр Эткинд, историк культуры.

  14. Александр Янов, историк, политолог.

  15. Алексей Кудрин, экономист, председатель Комитета гражданских инициатив.

  16. Алексей Макаркин, политолог.

  17. Алла Демидова, народная артистка РСФСР.

  18. Анастасия Гачева, философ, филолог.

  19. Андрей Битов, писатель.

  20. Андрей Зализняк, лингвист.

  21. Андрей Зорин, филолог.

  22. Андрей Зубов, историк.

  23. Андрей Кураев, церковный деятель.

  24. Андрей Нечаев, экономист, политический деятель.

  25. Андрей Тесля, философ.

  26. Антон Долин, кинокритик.

  27. Борис Гребенщиков, музыкант.

  28. Борис Грозовский, экономический обозреватель.

  29. Борис Гройс, искусствовед.

  30. Борис Долгин, научный редактор «Полит.ру».

  31. Борис Егоров, филолог.

  32. Борис Куприянов, книготорговец, публицист.

  33. Борис Парамонов, философ, культуролог.

  34. Борис Успенский, филолог, семиотик.

  35. Вадим Клювгант, адвокат.

  36. Валентин Непомнящий, филолог.

  37. Валентин Янин, историк.

  38. Валерий Соловей, политолог.

  39. Василий Жарков, историк.

  40. Вера Мильчина, переводчик.

  41. Виктор Голышев, переводчик.

  42. Виктор Пелевин, писатель.

  43. Владимир Буковский, писатель.

  44. Владимир Голышев, публицист, аналитик.

  45. Владимир Емельянов, ассириолог.

  46. Владимир Микушевич, поэт.

  47. Владимир Новиков, филолог, критик.

  48. Владимир Паперный, искусствовед, культуролог, историк архитектуры.

  49. Владимир Пастухов, публицист.

  50. Владимир Рыжков, политик.

  51. Владимир Сорокин, писатель.

  52. Владимир Толстой, советник президента РФ по культуре.

  53. Владислав Иноземцев, экономист, социолог, политический деятель.

  54. Вячеслав Иванов, лингвист, академик РАН.

  55. Галина Юзефович, литературный критик

  56. Гасан Гусейнов, филолог.

  57. Генри Резник, адвокат.

  58. Георгий Мирский, политолог, историк.

  59. Глеб Павловский, политолог.

  60. Григорий Перельман, математик.

  61. Григорий Ревзин, искусствовед, журналист.

  62. Даниил Дондурей, культуролог.

  63. Денис Драгунский, писатель.

  64. Дмитрий Быков, писатель.

  65. Дмитрий Глуховский, писатель.

  66. Дмитрий Зимин, предприниматель, ученый-радиотехник, основатель фонда «Династия», соучредитель премии «Просветитель».

  67. Евгений Анисимов, историк.

  68. Евгений Гонтмахер, экономист.

  69. Евгений Ермолин, литературный критик.

  70. Евгений Минченко, политолог.

  71. Евгений Примаков, академик РАН, экс-премьер-министр РФ.

  72. Евгений Сатановский, политолог.

  73. Евгений Ясин, экономист.

  74. Екатерина Гениева, генеральный директор Всесоюзной государственной библиотеки иностранной литературы.

  75. Екатерина Шульман, политолог.

  76. Елена Зелинская, журналист.

  77. Елена Костюкович, переводчик.

  78. Елена Немировская, философ, просветитель.

  79. Зоя Богуславская, писатель.

  80. Иван Курилла, историк.

  81. Иван Толстой, публицист и радиожурналист.

  82. Игорь Бестужев-Лада. социолог, футуролог.

  83. Игорь Волгин, поэт, филолог, телеведущий.

  84. Игорь Шайтанов, главный редактор журнала "Вопросы литературы".

  85. Игорь Юргенс, экономист, президент Института современного развития.

  86. Игорь Яковенко, культуролог, философ.

  87. Ирена Лесневская, деятель телевидения, издатель журнала «The New Times».

  88. Ирина Прохорова, литературовед, главред "НЛО"

  89. Ирина Роднянская, литературный критик.

  90. Ирина Сурат, филолог.

  91. Кирилл Рогов, политический обозреватель.

  92. Константин Сонин, экономист.

  93. Лев Регельсон, историк церкви, богослов.

  94. Лев Рубинштейн, поэт.

  95. Лев Шлосберг, политик.

  96. Леонид Баткин, историк, литературовед.

  97. Леонид Парфенов, журналист.

  98. Людмила Улицкая, писатель.

  99. Людмила Шапошникова, востоковед.

  100. Максим Амелин, поэт.

  101. Максим Кантор, художник, писатель.

  102. Максим Кронгауз, лингвист.

  103. Максим Трудолюбов, публицист.

  104. Марат Гельман, галерист.

  105. Марина Литвинович, политолог, правозащитник.

  106. Мариэтта Чудакова, литературовед.

  107. Мария Слоним, журналист.

  108. Мария Степанова, поэт.

  109. Михаил Виноградов, политолог.

  110. Михаил Гельфанд, биоинформатик.

  111. Михаил Дмитриев, экономист.

  112. Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа.

  113. Михаил Ходорковский, политик.

  114. Михаил Шишкин, писатель.

  115. Михаил Эпштейн, философ, эссеист.

  116. Наталия Геворкян, журналист, писатель.

  117. Наталия Зубаревич, экономист.

  118. Наталия Солженицына, общественный деятель, вдова писателя А.И. Солженицына.

  119. Наум Гельман, историк кино.

  120. Никита Елисеев, литературный критик.

  121. Никита Соколов, историк.

  122. Николай Солодников, журналист, просветитель.

  123. Олег Басилашвили, народный артист СССР.

  124. Олег Кашин, журналист.

  125. Олег Лекманов, литературовед.

  126. Ольга Седакова, поэт.

  127. Олег Чухонцев, поэт.

  128. Павел Кудюкин, историк, политик.

  129. Павел Руднев, театральный критик.

  130. Рой Медведев, историк.

  131. Ростислав Рыбаков, индолог, экс-директор Института Востоковедения РАН,

  132. Руслан Гринберг, экономист.

  133. Сергей Алексашенко, экономист.

  134. Сергей Бочаров, филолог.

  135. Сергей Гуриев, экономист.

  136. Сергей Зенкин, литературовед, переводчик.

  137. Сергей Неклюдов, фольклорист.

  138. Сергей Хоружий, философ, переводчик.

  139. Сергей Цыпляев, политолог.

  140. Сергей Чупринин, главред журнала "Знамя".

  141. Соломон Волков, музыковед, писатель.

  142. Станислав Белковский, политолог.

  143. Тамара Эйдельман, историк.

  144. Татьяна Касаткина, филолог.

  145. Татьяна Щербина, поэт, эссеист.

  146. Фазиль Искандер, писатель.

  147. Юрий Афанасьев, политик, историк, экс-ректор РГГУ.

  148. Юрий Рыжов, академик РАН, экс-посол России во Франции.

  149. Юрий Мамлеев, писатель.

  150. Юрий Пивоваров, историк, экс-директор ИНИОН РАН.

  151. Юрий Сапрыкин, журналист.

  152. Яков Гордин, историк, публицист, писатель.

  153. Яков Миркин, экономист.

И СССР очень значительный. Талантливых имен очень и очень много. Современные журналисты говорят правду о происходящих в России и в мире событиях, освещают новости без субъективной оценки происходящего. Поговорим о самых известных российских журналистах. Многие из них попали в рейтинг цитируемости текущего 2017 года. Вспомним также тех, кто погиб при исполнении служебных обязанностей.

Лидеры медиарейтинга 2017

Самыми цитируемыми известными журналистами 2017 года стали:

  1. Ксения Собчак.
  2. Маргарита Симоньян.
  3. Владимир Познер.
  4. Алексей Венедиктов.
  5. Андрей Малахов.
  6. Владимир Соловьев.
  7. Дмитрий Губерниев.
  8. Екатерина Гордон.
  9. Василий Уткин.
  10. Дмитрий Муратов.

Наиболее часто цитируемыми высказываниями лидера рейтинга - Ксении Собчак - стало ее решение участвовать в выборах президента 2018 года, позиция по антироссийским санкциям и рассказ об отдыхе в Италии, где журналистка встретила главу «Роснефти», который прилетел на курорт на корпоративном самолете, якобы в командировку. Конечно, сам тот факт, что Ксения во всеуслышание называет себя журналисткой многих «коллег по цеху» приводит в негодование, так что первое место в рейтинге цитирования она получила, скорее всего, как известная медиаперсона.

Маргарита Симоньян

Что касается Маргариты Симоньян, то в журналистику она попала благодаря своему таланту. Уже в 19 девушка отправилась снимать сюжет в Чеченскую республику. За работу в одной из горячих точек Маргарита получила российский Орден Дружбы и первую премию конкурса региональных теле- и радиокомпаний, награду «За профессиональное мужество». Маргарита продолжила карьеру военного корреспондента, побывала в Абхазии, потом ее пригласили в Москву. В 2004 году девушка отправилась в Беслан, в 2005-ом стала главным редактором канала Russia Today.

В рейтинг известных журналистов Маргарита Симоньян пропала после высказываний о регистрации телеканала RT в качестве агента Соединенных Штатов Америки, комментариев по поводу слушаний в Сенате, а также заявления о том, что телеканал запускает новый проект, где будут публиковаться опровержения не соответствующих действительности сообщений зарубежных СМИ.

Владимир Познер

Другой известный российский журналист родился в столице Франции в апреле 1934 года, образование получил в Нью-Йорке, а по национальности является евреем. Сейчас Владимиру Познеру уже 83 года, но он все еще продолжает заниматься профессиональной деятельностью. Самыми цитируемыми его заявлениями за 2017 год стали следующие:

  • Обращение к президенту России, патриарху Кириллу и главе Конституционного суда с просьбой объяснить, является ли факт существования Бога нарушением УК РФ.
  • Оценка своего интервью с лидером музыкальной группы «Ленинград» Сергеем Шнуровым как провального.
  • Обращение к организаторам ТЭФИ с просьбой отказаться от использования этого названия и вручения скульптуры «Орфея».

Ранее Познер, являющийся также известным журналистом в мире, прославился тем, что проводил телемост с Сиэтлом, Бостоном (это стало его дебютом). Он стал самым авторитетным на советском телевидении, занимал пост Президента российского телевидения, запустил авторскую программу «Познер», написал и издал несколько книг.

Андрей Малахов

Обаятельный журналист и шоумен, который 25 лет посвятил работе на "Первом канале", в 2017 году ушел на «Россию-1». Кроме того, Андрей Малахов преподает журналистику в Российском государственном университете. С именем журналиста связано множество скандалов, чаще всего люди критикуют его шоу «Пусть говорят».

Владимир Соловьев

Владимир Соловьев - это не менее известный журналист. Теле- и радиоведущий, экономист и бизнесмен, писатель, журналист родился в 1963 году. С 1990 года Владимир преподавал экономику в одном из университетов США, там же занялся бизнесом. Телевизионная карьера журналиста началась в 1999 году. Также он является автором нескольких художественных и публицистических книг.

Памяти погибших журналистов

В России есть две даты, посвященные журналистам и журналистике в целом: 13 января - День российской печати и 15 декабря - День памяти журналистов, которые погибли при исполнении профессиональных обязанностей. Вспомним несколько имен тех, кто отдал жизнь за правду.

Артем Боровик работал в разных изданиях во времена СССР, несколько раз побывал в служебных поездках в Афганистане, некоторое время в качестве эксперимента служил в армии Соединенных Штатов Америки, написал автобиографическую книгу, вел программу «Взгляд». Известный русский журналист погиб в авиакатастрофе в 2000 году.

Владислав Листьев был генеральным директором канала ОРТ, известным телеведущим России и СССР. Он умел заинтересовать зрителя, делал это в высшей степени профессионально. В 1995 году Владислав Листьев был убит в подъезде выстрелом из пистолета. Убийство было связано с политической и профессиональной деятельностью журналиста, так как большая сумма наличных и ценности, которые были при себе у Владислава Листьева, остались нетронутыми.

Дмитрий Холодов работал в «Московском комсомольце», побывал в нескольких горячих точках, известен был и своими скандальными публикациями о коррупции в армии РФ. В 1994 году известный журналист погиб на рабочем месте от мины.

Еще одна российская журналистка и правозащитница Анна Политковская тоже постоянно выезжала в горячие точки, уделяла внимание конфликту в Чечне. Ее знали и за рубежом, книги Анны Политковской были переведены на несколько иностранных языков. Кроме того, женщина помогала матерям солдат, которые погибли, отстаивать свои права, оказывала поддержку жертвам Норд-Оста, проводила расследования по поводу коррупции. Анна Политковская была застрелена в 2006 году в день рождения Владимира Путина. Убийство было заказным.

Наталья Эстемирова тоже занималась защитой прав граждан и журналистикой, работала учителем истории, боролась против фальсификации и практики пыток, вела расследования казней без суда и следствия. Наталью похитили 15 июля 2009 года в Грозном, тело было обнаружено в тот же день в лесополосе в Ингушетии.

Известный российский журналист Андрей Стенин был фотокорреспондентом РИА Новости, работал в «Газете.ру» и «Российской газете». Специализировался он на съемке массовых беспорядков, судебных процессов, чрезвычайных ситуаций. Неоднократно бывал в горячих точках. Погиб журналист в 2014 году на востоке Украины. Туда Андрей Стенин отправился освещать конфликт. Посмертно журналист был награжден