Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Старинный мост святого ангела в риме. Современный облик моста. История моста в Риме

Последние изменения: Сентябрь 30, 2018

Великолепие Вечного Города царит в самой его атмосфере. Попадая в объятия этого древнего мегаполиса начинает кружиться голова от той красоты, которую он сумел пронести через столетия и сохранить многие детали в своем первозданном виде. Одним из таких необычных мест является мост Святого Ангела в Риме.

Прохаживаясь по вымощенной булыжником мостовой, наблюдая за бурным течением Тибра и любуясь статуями ангелов на фоне древнего замка, тонущего в лучах заходящего солнца, хочется хоть на минуту вернуться на несколько столетий назад. Посмотреть одним глазком на мужественных римских воинов в блестящих доспехах, заглянуть в лавки местных торговцев и отведать настоящего крестьянского вина.

То очарование, которое дарит нам Рим, невозможно получить ни в одном другом городе. Здесь каждый камушек пропитан духом одной из величайших империй в истории человечества.

Это интересно!

Пешеходный мост Святого Ангела изначально был построен из пеперина, серого вулканического туфа, и впоследствии перестроен из травертина, более распространенного строительного материала не только в Древнем Риме, но и далеко за его приделами.

Мост Ангелов: История

Первый пешеходный мост через Тибрв этом месте был построен в 30-х годах II века при императоре Адриане и вел к построенному им же фамильному мавзолею. В древние времена по мосту часто проходили колонны пилигримов, направлявшихся непосредственно к . Один из таких походов, в 1450 году закончился трагедией. Тогда мост не выдержал огромного наплыва паломников и рухнул, унеся за собой множество человеческих жизней. Виной тому, по свидетельству сохранившихся исторических документов, стала древняя триумфальная арка, установленная у выхода с моста и замедлявшая движение по нему. После реконструкции моста арку демонтировали.

Мост Ангелов в Римезнаменит своими прекрасными статуями, установленными на мраморных пьедесталах по обеим его сторонам. Первые скульптуры появились здесь еще в середине XVIвека. Тогда по настоянию Папы Римского Климента VII при входе на мост появились две монументальные фигуры святых апостолов — Петра и Павла. Немногим позже были установлены и другие статуи, представлявшие собой четырех евангелистов, а также персонажей из Ветхого Завета: Адама, Ноя, Авраама и Моисея.

Веком позже, когда трон Святого Престола занимал Папа Климент IX, один из главных мостов города подвергся очередной реконструкции, в результате которой на месте старых, появились новые скульптуры, продуманные Бернини и реализованные под его чутким руководством. Однако не все статуи были заменены: фигуры Петра и Павла остались в своем неизменном виде. Даже сегодня их можно увидеть именно на том месте, где они находились и несколько столетий назад.

Благодаря проекту Лоренецо Бернини, древний мост Рима приобрел особое изящество. Скульптуры ангелов, выполненные в стиле итальянского возрождения, словно небесные воины стоят на страже, оберегая город от недуга и вражеского вторжения.


Всего на мосту установлено десять фигур ангелов держащих в руках атрибуты Иисуса Христа.

Мост святого ангела – разве можно представить себе более романтичное и непритязательное название? Заглянув в Рим даже на денек, туристы стремятся побывать здесь, чтобы увидеть воочию, чем так притягивает это место. Величие итальянской столицы в ее исторической подоплеке: тут можно прикоснуться к красоте древнейшего мегаполиса, прочувствовать атмосферу прошлого тысячелетия. Недаром путешественники утверждают, что все дороги ведут именно сюда. А вот очутившись в Риме, обделить вниманием Замок Святого Ангела не представляется возможным, как и мост, через который проложен путь к нему.

История моста в Риме

Этот архитектурный объект представляет собой дорогу, ведущую к замку. С его помощью можно пройти к строению через реку Тибр. Длинна одного из самых старинных мостов составляет целых 106 метров, а ширина – 20 метров. Кстати, местные жители называют его «мостом Адриана» в честь того императора, который отдал приказ на строительство в далеком 134 году. Тогда требовалось соединить замок с Марсовым полем, а внешний вид этого «пути» напоминал дорогу из гранита и травертина. Основой же стали три огромные арки с несколькими меньшими, так как именно они поддерживали спуски к берегам Тибра.

Уже в 4 веке создали базилику Святого Петра, после чего Мост Ангелов превратился в тропу, по которой следовали к собору паломники (на тот момент это была самая большая в Европе христианская церковь). С этим периодом и связано его нынешнее название. Существует предание, гласящее, что Григорию I, папе Римскому, явился архангел по имени Михаил. Он стоял на вершине Мавзолея, а в руках его был меч. Истолкован этот сон был, как предстоящее окончание смертельной эпидемии чумы, бушевавшей в те времена на просторах Европы.

Не обошлось и без печальных событий. В 1450 году наплыв паломников в сторону храма был настолько массивным, что случилась трагедия, повлекшая за собой гибель 172 человек. Из-за нагрузки балки и перекрытия моста не выдержали и просто свалились в реку вместе с находящимися там людьми. В память о погибших в тот день паломниках сначала установили часовни, а затем, в 1534 году, заменили их скульптурами апостолов (Петра и Павла). Позже, с конца 16 века, судьба этого святого места в Риме сильно изменилась: внутри замка располагалась тюрьма, а на заднем двое было место для казни. Тела приговоренных к смертной казни заключенных вывешивали на мосту, чтобы их лицезрели люди.

Видоизменил архитектурный памятник Климент XI. Он принял решение украсить путь к замку скульптурами-ангелами. По задумке каждый из них должен был держать в руках один атрибут казни, применявшихся на Голгофе против Спасителя. Работу выполнял мастер Бенини совместно со своими учениками. После воплощения задумки Климента XI это место приобрело иной сакральный смысл.

Статуи ангельского Моста в Риме

Помимо скульптур Петра и Павла, поставленных папой Климентом XI, были добавлены также статуи Ноя, Адама, Авраама, Моисея (они не сохранились до наших времен). Апостол Павел на мосту изображен с книгой и мечом, а Петр – только с книгой. Именно в связи с трагическими событиями 1450 года (гибелью паломников) пришлось снести Триумфальную Арку и несколько ближайших домов. Это позволило расширить путь и облегчить прохождение паломников к собору.

Когда в семнадцатом веке Климент XI решил видоизменить мост, он отдал большой заказ известному в те времена мастеру Бернини. В 1668 году он вместе с учениками создал новый парапет и десять разных статуй – это были ангелы, изображавшие различные страдания Иисуса перед казнью. Обогатили скульптуры надписями из священных писаний. Две статуи сделал лично сам мастер, но они настолько понравились папе, что он приказал установить на Мосту Ангелов копии, а оригинальные творения были установлены в церкви под названием Сант-Андреа-делле-Фрате.

Мост украшают ангелы с такими предметами:

  • Бичи – ими били Иисуса в процессе допроса;
  • Колонна – к ней был привязан Спаситель;
  • Терновый венец – символ страданий Христа;
  • Крест – его нес Иисус на Голгофу;
  • Игральные кости, которыми солдаты разыгрывали одежды Христа между собой;
  • Гвозди – орудие, которым были пробиты его руки;
  • Табличка с именем.
  • Губка – ее протягивали Спасителю, чтобы он утолил жажду;
  • Копье – им один из стражей убил Иисуса.

Среди учеников, помогавших творить в Риме тогда великому Бернини, такие скульпторы, как Антонио Раджио, Козимо Фанчелли, Эрколэ Феррата, Пауло Нальдини, Лаццаро Морэлли,Антонио Дроржетти, Доменико Гуиди, Джироламо Лученти.

Современный вид

В 1893 году была произведена реконструкция набережной Тибра. Арки моста были заменены на новые либо отреставрированы, а брег самой реки несколько подняли. Именно с этих пор мост, хранящий тепло ангелов, приобрел современный вид. Он, как и прежде, остался пешеходным. По нему постоянно прогуливаются туристы. Это место самых удачных фотосессий не только с ангелами, но и на фоне прекрасных пейзажей Тибра. У моста выгодное расположение – всего в нескольких минутах легкой ходьбы Ватикан, а также пьяцца Навона.

Здесь в любом случае стоит побывать хоть раз в жизни. Судьба моста поистине завораживает: он столько был и одним из самых священных мест, и превращался в выставку казненных преступников. Тут погибло столько людей, стремившихся к божественному началу, чтобы еще большее число паломников смогло спешить сюда каждый год. Противоречивая история? – Возможно, но чтобы ощутить величие атмосферы святого места, здесь нужно побывать.

Мост Святого Ангела — пешеходный мост через реку Тибр, построенный в 134-139 гг. н. э. римским императором Адрианом (76 — 138 гг. н. э.) — является одним их древнейших сооружений в Риме, сохранившимся до наших дней.

Длина моста составляет 106 метров и пять пролетов, ширина — 20 метров. Сооружение строилось из твердого материала травертина снаружи, более мягкого туфа внутри и облицован мрамором.

Мост был построен для того, чтобы соединить центр города с мавзолеем Адриана, сегодня известным под названием замок Святого Ангела. Мавзолей был построен в 139 году императором для себя и членов своей семьи. За долгие годы замок успел побыть и мавзолеем, и крепостью, и тюрьмой, сейчас в его стенах располагается военно-исторический музей.

Мрачная страница в средневековой истории моста: с конца XIV века, когда Замок Святого Ангела стали использовать как тюрьму, на левой стороне моста, в виде меры по устрашению населения, вывешивали на обозрение трупы преступников, казненных на площади неподалеку.

Скульптуры на мосту Cвятого Ангела

Сегодня мост Святого Ангела известен своими скульптурами в стиле Барокко, именно они являются его визитной карточкой и отличительными знаками. Однако, изначально мост украшен скульптурами не был, а перед въездом на мост была возведена Триумфальная арка.

Трагедия, которая произошла в 1450 году привела к тому, что облик моста был изменен.1450 год считался особым годом — «годом отпущения грехов», в связи с этим количество паломников в Ватикан резко увеличилось, и во время одного из религиозных праздников на мосту образовалась большая давка, под напором толпы сломались перила, и 172 человека погибли в водах Тибра. После этого, Триумфальная арка, затруднявшая проход по мосту, была разрушена, а в память о трагическом событии по обе стороны моста были сооружены две капеллы, во имя Марии Магдалены и Святых младенцев.

В 1535 папа Климент VII заменил капеллы у моста на скульптуры апостолов Петра (работы скульптора Лоренцетто) и Павла (работы скульптора Паоло Романо) Апостол Петр был изображен с книгой, апостол Павел — со сломанным мечом и книгой. Сегодня эти скульптуры мы можем видеть при входе на мост Святого Ангела, на стороне, противоположной замку. Позже при папе Павле III, к этим двум скульптурам мастером Рафаэлло да Монтелупо (1505—1567 гг.) были добавлены еще фигуры Адама, Ноя, Авраама и Моисея.

Эти фигуры были выполнены из гипса, и простояли на мосту до 1669 года, когда папа Климент IX решил изменить декор моста, и заменить гипсовые скульптуры на новые. Выполнение этого заказа было поручено известному скульптору и архитектору Джованни Лоренцо Бернини (1598—1680 гг.) и его сыну Паоло. По замыслу Бернини, декор моста должен был состоять из 10 статуй, по 5 с каждой стороны моста. Бернини разработал эскизы 10 статуй ангелов из мрамора, скульптура каждого символизировала страдания Иисуса Христа.

В руках у каждого ангела находится по одному из орудий, олицетворяющих страдания Христа. На каждой скульптуре нанесена надпись — цитата из священного писания. Две скульптуры из десяти изготовил сам мастер Бернини совместно с сыном, остальные скульптуры были выполнены его учениками, согласно эскизам. Но скульптуры Бернини никогда не были установлены на мосту Святого Ангела, так как по приказу папы Климента IX они были перенесены в церковь Сант-Андреа-делле-Фратте, а на мосту установлены их копии.

Скульптуры ангелов и сегодня украшают балюстраду моста Святого Ангела:

  • Ангел с Терновым венцом олицетворяет эпизод из страстей Христовых, когда римские солдаты надели на голову Христа терновый венец, перед тем, как распять. Надпись на скульптуре гласит: In aerumna mea dum configitur spina (шипы крепятся на мне) . Оригинал авторства Бернини заменила копия, выполненная его учеником Пьетро Паоло Нальдини.
  • Ангел со свитком и надписью I.N.R.I. — табличка с такой надписью была прибита к кресту над головой Иисуса. Надпись расшифровывается как «Иисус Назарянин Сын Иудейский». Надпись на скульптуре: Regnavit a ligno deus (Господь царствовал с древа) . Оригинал этой скульптуры тоже был выполнен Бернини, затем перенесен в церковь Сант-Андреа-делле-Фратте, но копия, установленная вместо нее, изготовлена также Джованни Лоренцо и Паоло Бернини.
  • Ангел с колонной — в руках у ангела фрагмент колонны, к которой Христос был привязан во время допроса у Понтия Пилата. Надпись на скульптуре гласит: Tronus meus in columna (и престол мой на колонне); скульптор — Антонио Раджио.
  • Ангел с кнутом, которым бичевали Христа во время допроса у Понтия Пилата. Надпись на скульптуре: In flagella paratus sum (Я готов к ранам); скульптор — Ладзаро Морелли.
  • Ангел с крестом, на котором распяли Спасителя. Надпись на скульптуре: Cuius principatus super humerum eius (чье правление будет на плечах его); работа Эрколэ Фэррата.
  • Ангел с губкой — Христу подавали губку смоченную уксусом вместо воды для утоления жажды. Надпись на скульптуре гласит: Potaverunt me aceto (и в жажде моей поили меня уксусом); автор скульптуры — Антонио Джорджетти.
  • Ангел с копьём, которым солдат умертвил Христа. Надпись на скульптуре: Vulnerasti cor meum (Ты предавший сердце моё); скульптор — Доменико Гуиди.
  • Ангел с гвоздями, которыми был распят Христос. Надпись на скульптуре гласит: Aspiciant ad me quem confixerunt (И они воззрят на Него, которого пронзили); скульптур — Джироламо Лученти.
  • Ангел с судариумом (вуалью Вероники) символизирует эпизод из Страстей, когда Иисус нес крест, женщина по имени Вероника, отерла ему лицо куском ткани, и его лик отпечатался на материи. Надпись на скульптуре: Respice faciem Christi tui (Посмотри на лицо Христа твоего); автор скульптуры — Козимо Фанчелли. В постаменте статуи можно увидеть след от пушечного ядра, которое попало в скульптуру в 1870 году, во время боев за объединение Рима и Италии. Силой удара фигура ангела была сброшена в Тибр, но затем, после реставрации, вновь заняла на мосту свое место.
  • Ангел с игральными костями и одеянием — в руках у ангела одежда Христа, которую солдаты разыграли между собой в кости. Надпись на скульптуре: Super vestem meam miserunt sortem («На одеждах моих бросали жребий), автор скульптуры — Пьетро Паоло Нальдини.

История названия моста

За свою долгую историю мост был известен под несколькими именами. Первоначально мост назывался по имени императора «Мост Адриана» и «Мост Элия», полное имя которого звучало как Публий Элий Траян Адриан.

В 590 году, согласно легенде, мост и мавзолей Адриана получили названия «Святого Ангела». В то время, когда в Риме свирепствовала эпидемия чумы, на вершине мавзолея Адриана Папе Григорию I привиделся архангел Михаил, вкладывающий меч в ножны. Этот знак был расценен как благая весть, и, действительно, вскоре эпидемия чумы отступила. После этого события, замок был переименован в замок «Святого Ангела», а мост, соответственно, в мост «Святого Ангела». Позднее на крыше замка была установлена фигура Архангела Михаила.

А в XVI веке, когда в Ватикане был построен собор Святого Петра и тысячи паломников устремились к нему по мосту Адриана, стало использоваться новое название моста — «Мост святого Петра»

Как добраться

Месторасположение достопримечательности — центр Рима. Пешеходная прогулка по этой части города может включить в себя осмотр многих привлекательных туристических мест поблизости: конечно же, замок Святого Ангела, или расположенная рядом площадь Навона. Ближайшая станция метро линии, А — Оттавиано или Лепанто (Ottaviano, Lepanto линия A).

На автобусе также можно добраться до моста Святого Ангела:

Автобус № 280 следует до остановки Lungotevere Tor Di Nona — Rondinella.

Автобусы № № 5, 15, 20, 34, 46, 62, 64, 190 °F, 916, 916 °F — до остановки Corso Vittorio Emanuele — Ponte Vittorio.

Автобус 40 — до остановки Borgo Sant’Angelo.

Географические координаты моста Святого Ангела — 41°54’6″N 12°27’59″E

Остановка туристического автобуса, следующего по самым важным местам столицы Италии — Vaticano.

Вообще, конечно же, центр Рима стоит исследовать именно пешком, потому что буквально на каждой улице можно обнаружить просто невообразимое количество достопримечательностей, невероятных древностей, живописных кафе, зеленых парков или просто интересных мест, не указанных в путеводителях.

Кажется, что подробный путеводитель по Риму сделать и вовсе невозможно, потому как Рим — Вечный город — можно исследовать до бесконечности, постоянно открывая и оставляя на завтра множество неизведанного.

Мост Святого Ангела в Риме на панораме Google maps

Эта знаменитая достопримечательность Рима является излюбленным местом для свадебных фотосессий. Нельзя не отметить тот факт, что город, как и Италия в целом, стал одним из популярных направлений так называемого «свадебного туризма». Учитывая, что не такое уж хлопотное дело (благодаря, конечно же, посредникам в лице свадебных агентств), вполне объясним большой поток желающих сделать этот памятный день еще более особенным.

Замок Святого Ангела в Риме (Castel Sant’Angelo) имеет грандиозный вид и не менее внушительную историю. Цилиндрический мавзолей, выстроенный на заре христианства на берегу , в ходе своей долгой жизни успел побывать последним пристанищем для , резиденцией понтификов, превратиться в форт, затем в темницу, а в последствие получить статус музея и сокровищницы .

Мавзолей Адрина

Усыпальница императора Адриана Публия (лат. Publius Hadrianus) была воздвигнута на высоком берегу реки около 139 года нашей эры. В оригинале мавзолей имел цилиндрическую форму и был богато украшен. Плоскую крышу здания украшал декоративный сад, по центру которого была установлена позолоченная квадрига. В 138 г. прах императора Адриана был помещен в гробницу , совместно с урнами его жены Сабины и приемного сына. Также по приказу Адриана был построен Мост Святого Ангела (Ponte Sant’Angelo), ведущий из центра Рима к усыпальнице.

Упадок

К 5-му веку н.э. мавзолей Адриана растерял свой былой блеск и торжественность , поскольку постепенно был превращен в военное укрепление. Во времена нашествия готов, большая часть бронзовых украшений, урн и статуй были украдены или разрушены.

Существует легенда, которая гласит о том, что Архангел Михаил появился над мавзолеем, вкладывая свой меч в ножны . Таким образом, было ознаменовано окончание эпидемии чумы в 590 г. н.э. В честь этого знамения усыпальница получила свое нынешнее имя.

Еще один любопытный факт : в Италии, да и во многих других европейских странах человеку, только что чихнувшему, говорят «Благословенен, будь!», аналог нашего «Будь здоров!». Так вот, в средневековье считалось, что чума начинается с приступов чихания. А уж заболевшему чумой человеку мог помочь только Бог!

Крепость, папская резиденция и тюрьма


К 14-ю столетию Замок Святого Ангела в Риме превратился в резиденцию римских пап. Николай III (лат. Nicolaus III), соединил замок с (Basilica Papale di San Pietro in Vaticano) при помощи крытого коридора названного Пассето (Passetto di Borgo). В ходе вторжения армии Карла V (Carolus V) в 1527 г. в Рим, папа Климент VII (лат. Clemens VII) нашел убежище в стенах замка. Обитатели осажденного форта активно атаковали нападающих, через окна-бойницы. Среди славных защитников был замечен скульптор-ювелир Бенвенуто Челлини (Benvenuto Cellini).

Чуть позже понтификат обустроил на территории мавзолея комфортные апартаменты, на случай, если повторится история с осадой столицы. Как ни печально, но католической церкви также пришлось организовать в стенах укрепленного замка темницу.

Так, знаменитый средневековый ученый, астролог и монах-доминиканец Джордано Бруно (Giordano Bruno) был заточен в стенах Кастело Сан-Анджело 6 лет!

Примечательно, что защитник форта Бенвенуто Челлини, спустя некоторое время впал в немилость понтификата и также угодил за решетку. Ловкий и умелый скульптор, Челлини, сумел совершить побег из замка.

С 1901 года Замок Святого Ангела был официально объявлен национальным музеем (Museo Nazionale di Castel Sant’Angelo).

Архитектура


Еще при императоре Адриане сложился основной архитектурный ансамбль Замка Святого Ангела. Мощное кубическое основание было облицовано дорогостоящим мрамором. Сверху на пьедестале возвышалась «шайба» мавзолея, исполненная из вулканического камня. Снаружи строение было облицовано травертином и украшено резными пилястрами в виде голов крупного рогатого скота (Bucrani). Усыпальница была окружена стеной, имевшей декоративное и фортификационное назначение.

В наши дни, замок выглядит гораздо скромнее, чем это было при Адриане. Травертин, мрамор, пилястры и бронза растерялись в веках. Однако внешняя структура мавзолея осталась практически без изменений. Гораздо сильнее строение было преобразовано изнутри. Древние усыпальницы, в которых покоился император и его семья, а также Антоний Пий, Марк Антоний и приближенные к ним лица, были сильно разрушены. Урны с пеплом - утеряны.


Уже в 14 столетии мавзолей был превращен в крепость. Папа Бонифаций IX (лат. Bonifacio IX) поручил архитектору Никколо Ламберти (Niccolò Lamberti) усилить стены замка, оборудовать бастионы и создать единственный вход в виде подъемного моста. В самом здании появилось новое помещение - капелла святого Михаила (Cappella San Michele Arcangelo).

В 15 веке папа Александр VI (Alessandro VI) из рода Борджиа поставил перед архитектором Антонио да Сангало старшим (Antonio Giamberti da Sangallo) задачу, превратить замок в полноценный боевой оплот. Четыре бастиона укрепили здание, так же вокруг построек был вырыт ров. Крепость была обустроена папскими апартаментами, в которых писал фрески сам Пинтуриккьо (Pinturicchio). Новый дворец Александр VI служил для роскошных приемов и торжеств.


В 1536 г. Рафаэлло де Монтелупо (Raffaello da Montelupo) создал статую Архангела Михаила с мечом. Мраморный святой с бронзовыми крыльями напоминает римлянам о событиях, описанных в легенде, и охраняет замок. В 17 столетии на территории Замка появляется Дворик Ангела, в котором обрел свое место архангел в исполнении де Монтелупо.

Во второй половине 17 столетия Урбан VIII (лат Urbano VIII) уничтожил большую часть военных и декоративных построек 15-16 века, чтобы создать новый вариант форта с мощной защитной стеной и укреплениями. В 1667 году мост Сант-Анджело (Ponte Sant’Angelo), ведущий к замку, начали украшать статуями ангелов. В течении 2-х лет (Giovanni Lorenzo Bernini) и его ученики выполнили 10 скульптур в барочном стиле, которые охраняют мост и по нынешнее время.


В 18 веке каменный архангел Михаил получил продолжение в бронзе. Работа фламандского скульптора Петера Антона фон Вершаффельта (Peter Anton von Verschaffelt) до сих пор украшает собой крышу замка.

Что посмотреть

Для современных посетителей, Замок Святого Ангела предстанет в виде достопримечательности, разделенной на 6 уровней:

  1. Дворик Спасителя , рабочие комнаты Бонифация XI, внутренний дворик , в котором ранее проводилась казнь осужденных, часовня Святого распятия , служившая для последней молитвы обреченных на смерть узников, римский атриум - древняя арка, ведущая к гробнице Адриана и спиральный спуск к усыпальнице.
  2. Коридор и зал , в котором хранился прах императора и его семьи, тюремные помещения , кладовые для зерна и продуктов, созданные в 16 веке, помещения для хранения масла - универсального средства на случай осады.
  3. Дворик Ангела, зал Климента III (лат. Clemens III) - красивый камин и украшенная резьбой дверь, зал Суда украшают средневековые пушки и ядра, на стене - часть фрески, изображающей ангела, зал Аполлона - место для светских приемов, служившее понтификам, капелла святых Косьмы и Дамиана (Capella dei SS. Cosma e Damiano), зал Климента VII , дворик Александра VI, снабженный колодцем, дворик и часовня Льва X (лат. Leone X), красиво оформленная купальня Климента VII работы Джованни да Удине (Giovanni da Udine).
  4. Крытая галерея , по которой в средние века паломники совершали свое шествие на встречу с Папой Римским, комнаты Пия IV (лат. Pio IV), лоджия Юлия II (Giulio II), с видом на город и мост Элио, приписывается к работам Джулиано да Сангало (Giuliano da Sangallo), обширный арсенал , в котором собрана коллекция оружия и военного обмундирования 15-20 веков, лоджия Павла III , находится на противоположной стороне относительно лоджии Юлия (смотрит на Виа Фламиния (Via Flaminia), зал Паолины - часть наиболее богато убранных апартаментов Павла III Фарнезе (лат. Paulus III), зал Персея тематически украшен по мотивам одноименной легенды, продолжает тему мифологии зал Амура и Психеи.

  5. - круглая комната, вмещавшая в себя в 15-16 веках богатства понтификата, библиотека , начало которой положил Павел III, залы Адрианео и Гирлянд богато украшены фресками 16 века, тройные комнаты, носящие название Калиостара (Cagliostra) некогда служили апартаментами для самого графа Калиостро, между библиотекой и залом Аполлона расположился коридор Помпеано, украшенный затейливой потолочной росписью, комната смотрителя замка 18 века.
  6. Круглый зал, колонный зал , построенный и украшенных мраморными колоннами по заказу Бенедикта XIV сейчас служит хранилищем для знамен итальянской пехоты. Через круглый зал можно попасть на Террасу Ангела (Terrazzo dell’Angelo), с которой открывается незабываемый вид на весь Рим.

Как добраться

  • Адрес : Lungotevere Castello, 50
  • На : линия А (станции: Lepanto, Ottaviano-San Pietro).
  • Автобусом : №62,40,23,271,982,280 (остановка: Piazza Pia), №34 (остановка: via di Porta Castello), №49,87,926,990 (остановка: пересечение Piazza Cavour и via Crescenzio), №46,64 (остановка: Santo Spirito).
  • Часы работы : с 9:00 до 19:30; касса закрывается в 18:30.
  • Цена билета : 10 евро, льготный для граждан Евросоюза с 18 до 25 лет - 5 евро. Для групп, начиная с 20 человек, предусмотрено бронирование в размере 1 евро с каждого посетителя.
  • Первое воскресенье каждого месяца посещение музея в Замке Святого Ангела - бесплатное.
  • Телефон : +39 06 32810
  • Официальный сайт : www.castelsantangelo.com

Цитата сообщения Мост Святого Ангела в Риме/Ponte Sant"Angelo

Мост Святого Ангела в Риме/Ponte Sant"Angelo

Рим — это один из старейших городов мира, где сохранились до наших дней многочисленные памятники античности, не посетить которые — просто не простительно для каждого путешественника!

Одной из достопримечательностей Рима является Мост Святого Ангела , соединяющий левый берег реки Тибр и Замок Святого Ангела , совсем рядом с Собором Святого Петра в Ватикане.

Мост Святого Ангела (итал. Ponte Sant’Angelo) — это живописный пешеходный мост, сооруженные римским императором Адрианом в далеких 134—139 гг.

Мост Святого Ангела (Ponte Sant"Angelo)производит самое яркое впечатление на туристов, он, словно, жемчужным ожерельем украшенен белоснежными мраморными статуями.

К сожалению, очарование современного Рима частенько затмевается обилием туристов, продавцов сувениров и попрошаек. Как и другие популярные достопримечательности города, мост Святого Ангела, находясь в непосредственной близости от одноименного замка и базилики Святого Петра, в дневные часы заполняется пёстрой человеческой толпой, которая часто мешает внимательно осмотреть этот уникальный памятник истории и культуры. И очень жаль! Ведь именно этот мост многие искусствоведы считают самым красивым мостом в мире!

А вот в более спокойные часы раннего утра или позднего вечера, когда улицы освобождаются от атмосферы пыльной суеты и шума, путешественник, пересекающий Тибр по мосту Святого Ангела, поймёт, что Рим вполне может поспорить с Парижем за титул самого романтичного города планеты.

Краткая история

Построенный по проекту архитектора Деметриана между 130-135 гг. по приказу императора Публия Элия Адриана, мост первоначально носил имя своего создателя — Понте Элио (Mост Элия).

Новый мост предназначался для доступа к находившемуся на противоположном от города берегу Тибра мавзолею Адриана (ныне известному как Замок Святого Ангела ).

Одна из первых фоторафий с видом на Тибр и замок Святого Ангела.

Современное название восходит к легенде, согласно которой в 590 году папе Грегорио Маньо, пересекавшему мост во главе покаянной процессии, явился святой Архангел Михаил, стоящий на вершине мавзолея Адриана.

Архангел, вкладывающий свой меч в ножны, ознаменовал конец эпидемии чумы, терзавшей Рим на протяжении долгого времени. С тех пор мост удостоился нового имени вслед за мавзолеем, на котором в память о событии была установлена статуя ангела.

Замок Святого Ангела (итал. Castel Sant’Angelo)

На вершине замка находится фигура ангела, который, по легенде, спас Рим от эпидемии чумы.

Поэтому мавзолей Адриана стали называть Замком Святого Ангела.

Мост Святого Ангела печально знаменит давкой, случившейся в 1450 году, в которой на нём погибло около 200 паломников, спасавшихся бегством от взбесившихся лошадей. Но на этом грустная слава моста не заканчивается: в XVI веке именно он становится местом проведения смертной казни с последующим экспонированием тел повешенных.

В 1533 году папа Клемент VII приказал установить на мосту статуи святых Петра и Павла, которые сохранились до наших дней. А в 1536 году в честь визита испанского императора Карла V, мост был украшен восемью гипсовыми статуями, изображавшими четырёх евангелистов и четырёх патриархов. Выполненные из хрупкого материала скульптуры довольно скоро превратились в руины.

Слева: Статуя святого апостола Павла Спарава : Статуя сявятого апостола Петра

В 1669 году мост подвергся капитальной реставрации по приказу папы Клемента IX, доверенной знаменитому скульптору Джану Лоренцо Бернини. Во время реставрационных работ каменные балюстрады и железная ограда моста были заменены на новые, а к существовавшим статуям святых апостолов были добавлены десять новых скульптур ангелов — символов страстей Христовых.

Десять скульптур Ангелов

Десять статуй ангелов на мосту

Ангелы созданы под руководством скульптора Джованни Лоренцо Бернини. Их фигуры и позы описывают Страстей Христовых. Лица ангелов то кажутся умиротворёнными верой в воскресение Спасителя, то удерживающими рыдания из-за сострадания к нему.

Руке Бернини принадлежат два ангела: держащий табличку с надписью Inri и тот, в чьих руках находится терновый венец. Исполнение остальных скульптур художник поручил своим единомышленникам, стилю и мастерству которых он мог полностью довериться. В 1670 году скульптуры, выполненные непосредственно Бернини, по причине их высокой художественной ценности заменили на копии, созданные его учениками. Сейчас подлинники украшают интерьер церкви Сан-Андреа-делле-Фратте, находящейся в нескольких шагах от площади Испании.

Все фигуры ангелов стоят ногами на мраморных облаках, хотя из-за угла зрения и высоких пьедесталов пешеходам они скорее кажутся парящими в небе. Под каждой скульптурой в назидание проходящим мимо высечена надпись на латинском языке.

В 1892 году сооружение было вновь реконструировано по причине расширения русла Тибра. Сейчас мост опирается на пять цементных аркок и составляет 130 метров в длину и 9 метров в ширину.

Первый ангел, высеченный скульптором Антонио Раджи, приподнимает колонну, к которой был привязан Христос для бичевания во время допроса у Понтия Пилата. Надпись под статуей гласит: «Престол мой на колонне» (Tronus menus in columna).

Сакральное значение моста

Мостов в античном Риме было значительно меньше, нежели сейчас

Мост Святого Ангела был самым ближайшим мостом, соединявшим Вечный город с главной католической достопримечательностью — базиликой Святого Петра. Неудивительно, что мост Святого Ангела стал неотъемлемой частью маршрута паломников, съезжавшихся в Рим со всех концов света.

Пересечь Тибр по этому мосту означало перейти из мирского города в Святой город. Для верующих этот отрезок приобрёл символическое значение очищения, почти что крестного хода, приближающего грешника к миру божественному.

Он подобен символу общения между человеком и Богом. И неудивительно, что фигуры ангелов украшают этот мост, ведь именно они часто являются посредниками между миром земным и миром небесным.

Десять ангелов, каждый из которых в своих руках держит символ Страстей Христовых, обрамляют путь паломника, направляющегося в сторону Ватикана, приготавливая его к святому таинству исповеди.

Не случайны и фигуры cвятых апостолов Петра и Павла, встречающие путников в начале моста: они обозначают начало пути искупления и вход в Святой Город.