Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Пасхальный крестный ход. Чин крестного хода на светлой седмице и в период от антипасхи до отдания пасхи. Особенности совершения крестного хода

Всем известна картина Перова "Сельский крестный ход на Пасху", написанная в 1861 году. На первый взгляд, картина изображает сущее безобразие - священник нарезался в дугу, да еще в прямо в момент богослужения, в наиболее почитаемый православными церковный праздник. Да и остальные участники процессии ведут себя не лучше.

Так, да не так. Священник на картине и вправду пьян. А вот крестный ход - совсем не крестный ход вокруг храма в Пасхальную ночь, который приходит на ум современным верующим. Посмотрите внимательнее. Процессия выходит не из церкви, а из обычной крестьянской избы (церковь виднеется на заднем плане); крестный ход поворачивает по часовой стрелке (крестный ход вокруг православного храма движется только против часовой стрелки). Дело происходит на закате (а не в полночь). Что же тогда мы видим?

Начнем объяснение с того, как формировался заработок приходского священника в старой России. Хотя в это и трудно поверить, но у священника не было заработной платы. Некоторые причты (на начало 20 века - приблизительно каждый шестой) получали государственную дотацию, но и ее размер в подавляющем большинстве случаев был сильно ниже прожиточного минимума. Прихожане же не платили священнику жалованья никогда и ни при каких обстоятельствах. Церковный причт (священники, диаконы и псаломщики) имел два источника дохода - требы и доход от церковной земли.

Три требы - крещение, венчание, отпевание - составляли основу дохода духовенства, так как крестьянам было не отвертеться от совершения данных обрядов (церковь вела метрические книги, и обряды, связанные с метрической записью, можно было проводить только в приходе, к которому ты был приписан), и им волей–неволей приходилось соглашаться с теми ценами, которые заламывали священники. В среднем приходе было 2–3 тысячи человек (400–500 домохозяйств), и подобные события происходили около 150 раз в году. Самым дорогим обрядом была свадьба - за нее священник мог получить 3–10 рублей, в зависимости от благосостояния брачующихся и собственной наглости (и еще наесться и напиться), крещение и отпевание обходились уже куда дешевле. Все остальные второстепенные требы крестьяне, в отличие от главнейших трех, могли заказать не только в собственном, но и в любом другом приходе. Легко догадаться, что при наличии конкуренции цены на них были сбиты в копейки. Священник, диакон и псаломщик делили полученные деньги в соотношении 4:2:1, но диакон был далеко не во всяком причте.

Крестьяне были твердо уверены, что причту следует удовлетворяться доходами от треб, а общее богослужение и исповедь причт должен совершать без всякого жалованья. Священники же и не мечтали о том, чтобы выпросить у прихода твердую сумму - все надежды на получение жалованья они возлагали на государство (надежды не сбылись).

У сельской церкви был обычно земельный участок - в среднем 50 десятин (55 га), приходившийся, в среднем на три семьи причетников. Таким образом, духовенство было обеспечено землей либо в том же размере, что и крестьяне, либо немного лучше. Бедные псаломщики чаще всего крестьянствовали сами, а священники (в особенности имевшие формальное образование) по обычаю своего времени считали невозможным марать руки физическим трудом и сдавали землю в аренду (хотя крестьянствовать самим было бы выгоднее).

Результат получался такой, что священники всегда были недовольны своими доходами. Да, священник был обычно обеспечен на уровне зажиточного крестьянина (диакон - на уровне среднего крестьянина, а псаломщик был и вовсе горчайшим бедняком). Но это и было причиной жестокой фрустрации - в том мире всякий человек со средним или неполным средним образованием (а священник являлся таковым лицом) зарабатывал как минимум в 3–4 раза больше человека физического труда. Кроме злосчастного сельского батюшки.

Теперь мы подходим к содержанию картины. Стремясь увеличить свои доходы, священники выработали обычай славления на Пасху. Церковная процессия обходила все хозяйства прихода (ориентировочно, их было 200–300–400 в 3–6 селениях), заходила в каждый дом и исполняла несколько кратких церковных песнопений - теоретически считалось, что крестьяне должны воспринимать такой обряд как благопожелание на следующий календарный цикл. В ответ крестьянам как–бы полагалось дарить причту подарок, желательно в денежной форме.

К сожалению, социального консенсуса вокруг славления/подарков не создалось. Крестьяне чаще всего считали славление не религиозным обычаем, а обираловкой. Некоторые наглецы просто прятались у соседей или не открывали ворота. Другие, еще более наглые, всовывали духовенству в виде приношения какую–то малоценную дрянь. Третьи вообще не хотели давать денег, но зато наливали - и это не шибко радовало причт, рассчитывавший расходовать собранное в течение всего года (другого повода для подарков не существовало). Церковная процессия тоже вела себя неблаголепно - все дома прихода надо было обойти за Пасхальную неделю, то есть на день приходилось по 40–60 домов. Духовенство двигалось вприпрыжку, пело наскоро - на дом отводилось по 5–10 минут, половина из которых уходила на торг со сквалыжным хозяином (или на унизительное попрошайничество, это как кто воспринимал процесс).

В довершение всех бед, православная Пасха приходится на тот период, в который благосостояние крестьянского двора достигало наинизшей точки. Все деньги, полученные от продажи урожая осенью, уже истрачены. Все запасы проедены. Скотина стоит голодная, и настала пора снимать ей на корм солому с крыши. Последние крохи и копейки изведены на разговление после Пасхи. На огороде еще не созрели первые овощи. И тут–то к крестьянину и являются церковники, нагло требующие денег за абсолютно ненужные пять минут нестройного пения. Неудивительно, что сама собой в голову приходит мысль подсунуть в темных сенях в мешок священнику ворону, выдавая ее за курицу.

Таким образом, на картине изображено совершенно не то, что кажется современному зрителю.

На наш невнимательный взгляд художник нарисовал священника, который хамским образом нарезался, вместо того чтобы чинно шествовать и благолепно петь. На самом же деле картина (что типично для Перова) бичует неуместный, криво сложившийся и плохо работающий социальный институт.

Процессия волочится по грязным дворам с утра до вечера, шестой день, переезжая от деревни к деревне. Всем горько, стыдно, неудобно, все вымотались, поют нестройно. Крестьяне тоже не рады. При вымогательстве подарков происходят низкие сцены. Да, священник пьян - но он обошел уже 50 домов, и в каждом его заставили выпить, а он ведь хотел, чтобы ему дали денег. Зачем это всё происходит? Неужели нельзя организовать дело поудачнее? Неужели нельзя как–то согласовать интересы духовенства и прихожан к взаимному удовлетворению? Зачем религиозную процессию превратили в позорище? Ответа не будет. Это Россия, страна несовершенных институтов.

P.S. Как дополнительная версия, процессия изображена в наиболее пикантный момент - она добралась до деревенского кабака (кабак и живущий при нем кабатчик - это тоже домохозяйство, подлежащее посещению). Может быть, именно поэтому крыльцо выходит прямо на деревенскую улицу, а не во двор, что типично для обычного крестьянского дома. Этим же можно объяснить и пьяных на крыльце и под крыльцом. Предполагается, что кабатчик угостил священника тем, чего у него больше всего - вот поп и дошел до столь жалкого состояния.

В православных храмах всегда проходит крестный ход на Пасху. Это торжественное шествие символизирует собой путь церкви навстречу благой вести о воскрешении Христа. Оно ежегодно проводится в ночь с Великой субботы на Светлое воскресение. Священнослужители и верующие трижды проходят вокруг храма, а затем, стоя у его крыльца и услышав благую весть о Воскрешении Спасителя, входят в отрытые двери церкви, где с этой минуты и начинается пасхальная служба.

Торжественное церковное шествие стали называть «крестным ходом» благодаря тому, что в начале процессии всегда идет священнослужитель, который несет большой крест. В основе этой традиции лежит вера в силу общей молитвы, совершаемой во время крестных шествий. Такие процессии выглядят очень торжественно. Их возглавляют священнослужители, читающие молитвы и несущие религиозные реликвии: крест, иконы и церковные знамена с изображением библейских сцен (хоругви). А следом за святыми отцами идут верующие.

История крестных ходов берет свое начало с момента зарождения христианства. И если изначально совершался только крестный ход на Пасху, то со временем, после прекращения гонений христиан, данный обычай стал повсеместным и прочно вошел в чинопоследование православных богослужений. Сейчас торжественным православным шествием сопровождаются практически все значимые события церковной жизни.

Крестные ходы издревле проводились:

  • в честь церковных празднеств;
  • при перенесении мощей святых, а также других религиозных святынь;
  • во время различных природных бедствий, эпидемий и войн, когда люди просили у Бога защиты и спасения от постигших их бед.

Известно, что сама церковная история Руси началась с совершения крестного хода на Днепр, когда были крещены киевляне. Православные на Руси часто совершали шествия не только в честь церковных праздников, но и в случае различных бедствий, в том числе и природных катаклизмов. Например, обходили с иконами поля в периоды засухи, а также села и города во время страшных эпидемий.

В летописях встречается упоминание об одном из первых массовых крестных ходов, произошедшем в середине 14 века, когда на Русь напала моровая язва, от которой больше всего пострадали жители Пскова. Тогда архиепископ Новгородский Василий, неся крест и святые мощи, в сопровождении духовенства и горожан совершил шествие вокруг города. Вместе со священнослужителями в крестном ходе приняли участие практически все местные жители, кто ещё держался на ногах, начиная со стариков и заканчивая младенцами, которых родители несли на руках. Все время пока шел крестный ход, священники и верующие молились, громогласно взывая сотнями голосов: «Господи помилуй!».

Долгое время крестным ходом признавалось только пешее шествие с участием священнослужителей и верующих. Однако со временем благодаря техническому прогрессу по благословению духовенства стали совершаться и неканонические лётные, или воздушные крестные ходы.

Во время Великой Отечественной войны, 2 декабря 1941 года, вокруг Москвы облетел самолет с чудотворным списком Тихвинской иконы Божией Матери на борту (по другим данным, это была икона Казанской Божией матери). После этого столица была спасена от вражеского наступления.

Пасхальное шествие: правила и символическое значение

Изначально крестный ход совершался только в день Светлого Христова Воскресения. Это шествие испокон веков символизировало собой не только церковь, идущую навстречу Спасителю, но и то, что до появления вести о воскрешении Христа все были вынуждены блуждать в потемках, пока Он не указал всем дорогу к Свету. Поэтому пасхальный крестный ход, хоть и является достаточно кратким, обставляется очень торжественно, а участие в нём очень важно для любого христианина.

Церковное богослужение в честь Воскрешения Христова начинается ровно в 00.00 часов в ночь с Великой субботы на Светлое воскресение. Незадолго до полуночи во всех церквях совершается торжественное пасхальное шествие.

Несмотря на позднее время, шествие проходит под несмолкаемый колокольный трезвон. Священнослужители и молящиеся трижды проходят вокруг храма, каждый раз останавливаясь перед его главным входом. Первые два раза двери церкви закрыты перед прихожанами. Момент, когда люди стоят в ночной темноте перед запертыми храмовыми дверями имеет большое символическое значение. Церковь напоминает о том, как современники Христа до его воскрешения так же стояли во тьме перед закрытым входом в пещеру, где покоился Спаситель, словно перед закрытыми райскими вратами.

Около полуночи, когда крестный ход вновь, уже в третий раз, прославляя Святую Троицу и воскресшего сына Божия, подходит к дверям церкви, они торжественно распахиваются, являя всем молящимся свет во мраке ночи. Тем самым церковь словно открывает для людей небесные врата рая и указывает путь к ним. После чего вся процессия входит в храм, что символизирует собой путь жён-мироносиц вошедших в Иерусалим, для того чтобы сообщить апостолам благую весть о Воскрешении Христа. Жёны-мироносицы, не знающие о Воскрешении Христа, именно на третий день пришли к его гробу, дабы натереть тело Спасителя драгоценными маслами. И только придя ко входу в пещеру, где, как они думали, покоился Иисус Христос, женщины узнали о свершившемся чуде, после чего они направились в Иерусалим, дабы рассказать всем о воскрешении Сына Божьего.

То, что двери храма раскрываются перед верующими только на третий раз, имеет глубокий богословский смысл. Иисус Христос воскрес на третий день, поэтому пасхальное шествие и должно обойти храм трижды.

Крестный ход на Пасху является одним из наиболее торжественных богослужений в христианской Церкви. Начало ему было положено ещё в древние, апостольские времена. Ночь бодрствования христиан перед Светлым Воскресением Христовым – это ожидание времени духовного освобождения, согласно Церковному Уставу, определяющему и то, как проходит крестный ход на Пасху.

Во время службы полунощницы, символизирующей прощание с погребённым Христом и плач над Его телом, во всех христианских храмах – ближе к полуночи – иерей и диакон совершают каждение Плащаницы – чему предшествует недолгая тишина, которая затем возлагается на святой Престол, до самого Отдаяния Пасхи. А ровно в полночь начинается Пасхальная утреня.

Пение начинает духовенство, затем подсоединяется хор и после – все присутствующие. После вспышки в храме света и выхода из алтаря священнослужителей в белых одеяниях начинается шествие – Крестный ход.

Из церковного календаря

Крестный ход на Пасху 2017, являющийся шествием Церкви, духовной невесты, по направлению к Спасителю, будет традиционно проходить с возжиганием свечей в храме – как священнослужителями, так и прихожанами. А перед самым наступлением полуночи будет возвещено о наступлении Светоносного Праздника, после чего начавшееся в алтаре еле слышное пение будет постепенно набирать силу, под непрерывно льющийся с колокольни пасхальный трезвон. За освещающим ход процессии фонарём последует несение запрестольных креста и образа Матери Божией. Шествие будет продолжено хоругвеносцами и певцами, свещеносцами, диаконами и священниками.

Начало празднества

Во сколько начинается Крестный ход – вопрос, ответ на который влечёт ряд аналогичных вопросов, поэтому, во избежание повторов, дадим описание общего хода событий дня.

Выпечка куличей традиционно начинается в четверг утром, а вечер отводится на приготовление пасхи. В субботу происходит освещение принесённых в церковь куличей и пасхи, и, наконец, сам крестный ход – служба-ознаменование начала Пасхи и праздника Воскрешения Христа – начинается в ночь с субботы на воскресенье, в полночь под непрекращающийся пасхальный трезвон.

О продолжительности

Развёрнутый ответ о том, сколько длится Крестный ход, можно дать, включив общее время с начала праздничного ночного богослужения – примерно с 23.00 вечера до 3-4 утра. Однако непосредственная длительность шествия ограничивается временным диапазоном с 00.00 до 01.00 часов. Окончание службы завершается благословением прихожан батюшкой и освящением всех принесённых для праздничного стола угощений. Желающие могут также причаститься.

Исключение в плане продолжительности составляют монастыри, где ведутся более длительные службы и происходит вычитывание не сокращённых вариантов молитвы, а полных.

Смысл и символичность

Что означает крестный ход на Пасху – наиболее частый из возникающих на пасхальную тематику вопросов. Проведение этого шествия символизирует воспоминание о совершённом мироносицами шествии ко гробу Спасителя, где ими оплакивается Его смерть и умащивается благовониями тело Его.

Обход вокруг храма и остановка перед его закрытыми дверями, означающими запертость гроба Христова, продолжается возглашением священника и открытием залитого светом храма, что символизирует открывшуюся людям великую радость – Воскресшего Господа. Вхождение процессии в церковь завершается пением тропаря праздника, после чего начинается настоящий пир радости и благодати! Несомые хоругвеносцами церковные знамёна – это символ победы, одержанной над смертью и диаволом.



Уже с утра Страстной субботы верующие задают друг другу вопрос, Крестный ход на Пасху 2018: во сколько. Мы можем в полной мере ответить на этот вопрос. Тем более, что дата и время крестного хода из года в год не меняется. Вернее, дата меняется, но событие – Пасха, всегда остается одно.

В субботу после суетных приготовлений к празднику, когда уже все куличи готовы, а яйца покрашены, можно немного отдохнуть. Но, следует помнить, что вечерняя пасхальная служба начинается уже в 20.00. Вообще, лучше все дела успеть сделать до этого времени и уже спокойно отправиться на службу. Если вы хотите попасть только на Крестный ход, то нужно приходить ближе к полуночи.

Как проходит Крестный ход

Крестный ход – это какое-то самостоятельное действо сам по себе. Он проходится в рамках
праздничного пасхального богослужения. Вернее, делит само богослужение на две части. Сначала это еще скорбные молитвы о том, что случилось с Христом в Страстную неделю. Потом священник, за ним все служители, а за ними верующие выходят на улицу, где совершается Крестный ход.




Во время хода церковные служители несут самые важные иконы, также хоругви, лампады. Трижды нужно обойти вокруг храма и каждый раз останавливаться у дверей храма. Первые два раза двери будут закрыты, а третий раз двери откроются. И это добрый знак, который говорит нам о том, что Пасха наступила. Уже после Крестного хода и после того, как священник сообщим всем о наступление Пасхи, церковнослужители переодеваются в белые праздничные одежды и службы продолжается еще несколько часов.

Получается, что дата, когда Крестный ход 2018 – это 7 апреля. Вернее, служба начнется вечером, в 20.00 7 апреля, но постепенно перейдет в 8 апреля. Пасхальная служба удивительная и очень красивая. Если вы еще никогда не ходили в церковь этой ночью, то мы настоятельно рекомендуем это сделать. В принципе, нужно достоять хотя бы до Крестного хода и совершить его. Потом, если уже силы покинут, можно отправляться домой.

Что делать после Крестного хода

Да, в церкви вместе с другими верующими вы первые узнали благую весть о том, что Христос Воскрес. Это значит, что Пасха наступила и закончится Великий пост. Можно кушать любую пищу, радоваться и веселиться. Но не стоит кушать освещенные продукты сразу после того, как придете домой: как бы ни хотелось. Согласно церковному уставу, это в корне неправильно.




Нужно обязательно лечь спать, а уже утром начать праздновать Пасху по-настоящему. Утром вся семья собирается за столом. На центр стола ставится кулич, в котором находится свечка из церкви, вокруг кулича разложены освещенные продукты. Следует зажечь свечу и начать свое утром с молитвы. Потом каждый член семьи должен скушать по маленькому кусочку каждого освещенного продукта. Уже после этого можно приступать к трапезе, биться яйцами и просто получить удовольствие от столь замечательного, яркого и насыщенного праздника.

Итак, вы знаете уже, во сколько будет Крестный ход на Пасху, и как он будет проходить. Остается только найти в себе силы, чтобы в эту святую ночь обязательно сходить в церковь. Кстати, напоминаем, что в Великую субботу рекомендуется придерживаться строгого поста. Это значит, не кушать до окончания вечерней службы, а после нее покушать хлеб и попить воды. Но, осталось совсем немного до того момента, как наступит Пасха и как закончится период ограничений. Христос Воскрес, а это значит, можно в полную силу праздновать это событие.




Приближается светлая Пасхаглавный праздник для всех православных христиан. К этому дню верующие готовятся заранее: накануне в течение семи недель они соблюдают строгий пост, чаще проводят время в молитвах и стараются совершать больше добрых дел.

Накануне праздника, начиная со Страстной субботы, люди освящают в храмах пасхальную снедь – куличи, творожные пасхи, крашеные яйца и др.

Верующие, которые готовятся ко всенощной, которая проходит в ночь со Страстной субботы на воскресенье, интересуются, как проходит этот обряд, во сколько будет крестный ход на Пасху, в котором принимают участие не только священнослужители, но и прихожане.

Некоторые люди задают и другие вопросы: Когда проходит крестный ход на Пасху? Кто может принимать в нем участие? В какое время начинается крестный ход на Пасху? Что при этом происходит? Сколько длится пасхальный крестный ход? Мы ответим на эти и другие вопросы.

Прежде всего стоит сказать о том, что это праздничное шествие получило такое название потому, что обычно во главе его идет священник, который несет большой крест. Другие священнослужители несут иконы и хоругви (укрепленные на древках полотнища с изображением Христа или святых).

Во времена первых христиан совершался только крестный ход на Пасху, позднее этот обряд стал повсеместным и прочно вошел в чинопоследование православных богослужений. Что касается церковной истории Руси, то она началась с совершения крестного хода на Днепр, когда были крещены киевляне.

Кроме Пасхи, устраиваются крестные ходы на Крещение, на второй Спас для водоосвящения. Также подобные шествия организуются в честь каких-либо значимых церковных или государственных событий.

Иногда крестный ход проводится священнослужителями в чрезвычайных случаях, к примеру, во время природных катаклизмов, бедствий или во время войны.

Так, в старину верующие обходили с иконами поля в периоды засухи и неурожая, а также посещали различные населенные пункты во время эпидемий различных заболеваний. В основе этой традиции лежит вера в силу общей молитвы, совершаемой христианами во время подобных шествий.

Во сколько начинается крестный ход на Пасху?

Церковная служба в Страстную субботу начинается вечером, в 20.00. В это время в храм могут прийти все желающие. Люди, которые хотят попасть внутрь и находиться в церкви в течение всей службы, приходят сюда заранее. Другие же могут наблюдать за процессом с улицы.

В алтаре начинается пение, которое подхватывает пасхальный трезвон. Затем в ночь с субботы на воскресенье проходит крестный ход. Это торжественное шествие символизирует собой путь церкви навстречу благой вести о воскрешении Христа.

Сколько продолжается крестный ход на Пасху? В числе обрядов, соблюдаемых православной церковью, бывают продолжительные и короткие крестные ходы. Некоторые шествия данного типа могут длиться до двух месяцев и более. Крестный ход на Пасху, как правило, бывает недолгим.

Во сколько он начинается? Это действие, которое является частью праздничной службы, начинается ближе к полуночи – под несмолкаемый звон колоколов. Длительность шествия ограничивается временным диапазоном с 00.00 до 01.00 часов.

Все священнослужители становятся по чину у Престола. Священники и молящиеся в храме зажигают свечи. Согласно сложившейся традиции, когда проходит пасхальный крестный ход, впереди процесии несут фонарь, за ним – запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, Евангелие, икону Воскресения и другие реликвии.

Завершает шествие предстоятель храма, который держит трисвечник и крест. Несомые хоругвеносцами церковные знамена символизируют победу, одержанную над смертью и диаволом. За духовенством следуют прихожане со свечами в руках, которые пришли на службу.

Все поют: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Все время, пока идет крестный ход на Пасху, верующие пребывают в состоянии торжественной приподнятости и радостного ожидания.

Процессия обходит храм трижды, каждый раз останавливаясь у его дверей, символизирующих камень, который закрывал Гроб Господень и в день воскресения Иисуса Христа был отброшен.

Первые два раза двери остаются закрытыми, а на третий раз они открываются, являя всем молящимся свет во мраке ночи. Колокола затихают, и священник первым возглашает радостную весть: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Эту песнь священнослужители и все верующие повторяют три раза. Потом священник исполняет стихи пророчества Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…». Люди вторят: «Христос воскресе из мертвых…» О наступлении великой минуты светлого праздника – Воскресения Христова – возвещает торжественный звон колоколов.

Процессия торжественно входит в храм через открытые двери. Это действо символизирует путь жен-мироносиц, вошедших в Иерусалим, чтобы сообщить апостолам благую весть о воскрешении Христа. После этого крестный ход заканчивается. Это зрелищное и массовое мероприятие позволяет всем присутствующим по-настоящему прочувствовать дух праздника.

Затем начинается Светлая заутреня, во время которой звучат восклицания: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!». Великий пост, который продолжался семь недель, заканчивается с момента символического открытия дверей храма.

После праздничной литургии и причастия, около 3-4 часов утра в воскресенье, верующие могут разговеться. Служба завершается благословением прихожан батюшкой и освящением всех принесенных для праздничного стола пасхальных блюд. Желающие могут также причаститься.

Затем всю пасхальную неделю в православных храмах проходят особые торжественные литургии. В течение Светлой седмицы, которую также называют Звонильной неделей, все желающие могут подняться на колокольни и попробовать себя в звонарном искусстве.