Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Одоев монастырь. Главное послушание — молитва. Главное послушание - молитва

После юбилея этого удивительного человека мы публикуем интервью, которое батюшка дал корреспондентам «Слободы» и Myslo в порядке исключения — с представителями СМИ он не общается.

Событий в жизни моей было много. Если начну подробно рассказывать, это на 26 лет растянется! Ну ладно, слушай…

Родился я 7 апреля 1915 года в городе Вятка. Сын священника, протоиерея Владимира Афанасьевича Швецова и Елены Ивановны Загарской. Нас было 9 детей — семь мальчиков и две девочки. Отец думал, что сыновья станут священниками, но получилось всё по-другому.

Я с пяти лет прислуживал папе в алтаре: кадило подавал, свечи… Храм был старинный, три придела, главный — в честь Казанской иконы Божией Матери. Колокольня — очень высокая, около 75 метров.

В семь лет пошёл учиться в школу в селе Кувшинское. С ребятками и на лыжах катался, и на коньках, и в лес ходил, и в речке купался. А когда началась коллективизация, их родители запретили деткам со мной дружить.

В школе на перемене не пускали в свои игры — уйди, ты сын попа!

Уйду в сторонку и стою смотрю, а слёзки так текут, текут… Вот это моё первое Крещение… советское.

Когда семилетку закончил, поехал подавать документы в медицинское училище в Яранск. Сидят на приёме одни женщины. Читают: Борис Владимирович Швецов, происхождение — сын священника. Нет, такой учиться не может! А среди них имелась одна, когда-то была она дьяконицей. Вступилась за меня: «Как вы можете так говорить? Разве не слышали доклад Молотова, в котором он сказал, что сын за отца не отвечает? Вы не знаете документов партии?» Все замолкли сразу. На другой день прихожу смотреть список принятых на учёбу, а моя фамилия там есть… Как же рад я был, словами не передать!

Кончил учение. Работал на участке фельдшером. Подошло время в армию идти. Вызывают, медосмотр подробный устраивают, по всем статьям подхожу. Спрашивают происхождение. Я говорю: сын священника. О-о-о-о, нет, таких нам не надо! Дважды меня так назад отправляли.

А в 39-м, когда финская война началась, взяли на два года. Тут уже не играло роли, что я сын священника. Иди воюй!

Фатальными проблемами стали массовые обморожения и сидевшие на деревьях финские снайперы-«кукушки», отличавшиеся феноменальной меткостью. За уничтожение «кукушки» давали орден Красной Звезды…

…Зима, окопы. Сидит солдатик в шинельке. Смена приходит, а он не может встать и винтовку из рук выпустить — смёрзся весь. Везут его в госпиталь, режут руки по локоть и ноги по колено, голова и туловище остаются. Называли их «культяпами». Таких были сотни! И когда обнаружилось это несчастье, были придуманы в советских лабораториях химические грелки с какой-то сухой смесью. Чтобы она «заработала», надо внутрь жидкость пустить. Вместо воды солдаты туда мочились. Спаслось много людей. А потом эти грелки мы в госпитале применяли.

В 1941 году летом немцы Ригу заняли. Такое было стремительное наступление, что никто не успел и глазом моргнуть. Ночью убегали в чём спали. Наш генерал вызывает — мы в лесу были — и говорит: «Мы окружены, выхода нет, никто не поможет. Забирайте продуктовые припасы какие есть и уходите кто как может». Все разошлись. Мы сначала втроём были, потом я один остался. Иду по полю, август, тепло. Всё созревает. Вдруг: «Хальт!» — немец подходит ко мне. Обыскал, не нашёл ничего, говорит: «Ком-ком», пошли, значит… Попал я в плен. Дальше подробностей рассказывать не буду — тяжело…

Восстановление Богородице-Рождественского Анастасова монастыря
(осн. в XV веке) началось 12 лет назад.
Постепенно, шаг за шагом, он предстаёт в своей первозданной красе .

По окончании войны Борис Швецов вместе с десятками тысяч военнопленных, которые содержались в лагерях, был интернирован на Запад. В Советский Союз возвращаться побоялся — многие наши люди, которые возвращались из плена, попадали в лагеря и тюрьмы как «предатели». Прожив два с половиной года в лагере для интернированных княжества Лихтенштейн, отбыл на корабле в Аргентину. Помогли ему митрофорный протоиерей Русской Православной Зарубежной Церкви отец Давид Чубов и «апостол Южной Америки» (так называют его многие православные) Константин Изразцов.

Через 18 дней изнурительного плавания корабль вошёл в порт столицы Аргентины.

Батюшка Изразцов нас принял, слепенький уже, старенький… Все поехали по местам, которые для них были приготовлены, — квартиры, дома и пр. Я остался у отца Константина, не захотел уезжать. Решил — надо идти работать, денег-то нет. Молодой был, полон сил, испанский немножко знал. Вижу — винный завод. Захожу, спрашиваю: «Есть ли работа для меня?» Хозяин говорит: «Что умеешь делать?» Я: «Всё что скажете». Определил меня грузчиком.

Недолго поработав грузчиком, Борис решил найти место по специальности. Местный врач, к которому он обратился, отправил его обучаться массажу к своей знакомой в маленький городок Долорес. Здесь он получил комнатку при больнице и стал трудиться. Так прошло несколько лет.

В 1951 году обратился к архиепископу Иоасафу (Аргентинскому) с просьбой о принятии монашества, получил согласие. Незадолго до тяжкой болезни Иоасафа стал его келейником, посвятил всего себя уходу за ним, трогательно заботясь о нём и насколько возможно облегчая его физические страдания. Вскоре принял от Владыки монашеский постриг с именем Анастасий, позже был возведён в сан иеродиакона и иеромонаха. Свой последний вздох Иоасаф испустил на руках Анастасия…

В середине 50-х переехал в США. Закончил семинарию, два с половиной года был келейником у митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Анастасия, возведён им в игумены.

Архимандрит Анастасий (справа) и Преосвященнейший Кирилл, архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский

Служил в разных православных храмах Южной и Северной Америки, двадцать лет был клириком Синодального собора Знамения Божией Матери (Нью-Йорк).

Именно здесь до сего дня хранится чудотворная Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение».

Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» почитается как чудотворная. Оригинал находится в Синодальном Знаменском соборе РПЦЗ в Нью-Йорке. Несколько лет послушанием о. Анастасия было сопровождение святыни по православным приходам Америки

Четыре года я при святыне состоял, возил её из Нью-Йорка по православным приходам Америки. Приезжаю, икону сдаю, батюшки её по домам возят. Потом забираю, возвращаю домой, в собор. Раньше все чудеса, от Курской Коренной произошедшие, в книги записывали, три толстенных книги было! Я сам стал свидетелем одного из чудес.

…Как-то звонит женщина, у неё папа болеет — рак, в последней стадии уже: «Привезите икону ради всего святого!» Везу. Вся семья собралась. Он лежит на кроватке. Отслужил я молебен, икону к нему поднёс, чтоб приложился. Молись, говорю. Через какое-то время звонят от него: возили на рентген, от опухоли нету и следа, одни только рубцы. Вот чудо же! Он ещё 15 лет жил там, в Сан-Франциско. И умер не от болезни — утонул на рыбалке.

Я в Москве семь раз был до того, как здесь, в Одоеве, оказаться. И вот что скажу: Россия — это не Москва, а Москва — это не Россия. За детей очень переживаю, что растут без веры, без Бога. Мальчишке сегодня 9 лет, а завтра, глядишь, станет Президентом. А в нём-то Божьего ничего не было заложено…

Я думаю, главная проблема общества — безверие.

Обращаются ко мне люди: батюшка, помогите, спасите, подскажите. Я спрашиваю их: какие молитвы знаете? «Отче наш», и больше ничего.

До революции была домашняя церковь, иконы в доме. За стол сели, дедушка молитвы прочитал — все есть начали. В тишине, с уважением к еде и тем, кто её готовил. Сейчас семья разрушена, нет почтения к старшим. Девятилетний внук может сказать девяностолетнему деду — молчи, ты ничего не знаешь! Разве могло такое быть раньше? Любовь разрушена! Из ста пар 85 разводятся… Если приходят ко мне за советом невенчанные — гоню, не принимаю. Повенчайтесь, потом и будем говорить. Я на этот счёт очень строг, по-другому не получается.

Венчание — это таинство, это великая сила! Невенчанные живут в блуде, а блудники не принимаются в царствие небесное…

Бывает так: приходит ко мне человек на исповедь и жалуется: «Ой, батюшка, вчера всё помнил, а сейчас все грехи куда-то улетели». А я говорю — знаю, куда улетели. У каждого есть добрый ангел-хранитель и рядом с ним — падший ангел. Он дух и может войти в тебя, когда Бога в голове нет. Ему твоя исповедь не нужна, он хочет к себе забрать! Как же быть? Возьми тетрадочку и запиши туда все грехи. Нет греха без имени! В ум-то лукавый может войти, а с бумажки ни одного греха взять не может. Не все батюшки признают это — записывать грехи на бумаге. А я по-другому не могу. Память лукава, она два греха вспомнила, два утаила. Какая же это исповедь? Это обман. И таинство причастия не случится, если пришёл к Богу, утаив на исповеди грехи. Ты причастился, а пользы нет, видимость одна…

Несмотря на преклонный возраст о. Анастасий всегда выходит, чтобы благословить пришедших в монастырь детей

Сюда, в Одоев, попал по воле Божией, никак по-другому свой приезд сюда не могу понять. В 80 лет на покой ушёл, мирно жил в своей квартирке в Нью-Йорке, смотрел Первый канал — оттуда только и узнавал, как в России люди живут. У меня была пенсия и очень хорошая медстраховка, в том числе и на операции. А их у меня пять было, весь изрезанный я… Но там, в Америке, я только телевизор смотрел, а здесь - дело делаю: исповедаю, помогаю советом, наставлением. Стоять трудно, поэтому принимаю не в храме, а в келье. А народу приходит много! Люди меня любят, и я им всего себя отдаю…

Из беседы с о. Анастасием, июль 2012 года.

20.09.2016

Живет на приокской земле, в Белёвской епархии, 100-летний старец-монах, вернувшийся из эмиграции десять лет назад. Архимандрит Анастасий (Швецов-Загарский) приехал в соименную ему обитель – Анастасов Богородице-Рождественский монастырь Одоевского района Тульской области.

Родился он в Вятке в 1915 году на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Несмотря на то, что он был сыном священника, ему удалось поступить в медицинское училище. Фельдшером служил на Финской войне, в 1941 году попал в плен. Вспоминать о пребывании там не любит – тяжело очень. После войны возвращаться на родину не стал, побоялся. Пробыл два года в лагере для интернированных в Лихтенштейне. Потом с помощью русского духовенства перебрался в Аргентину. Сначала работал грузчиком, потом получил место в больнице и работал по специальности.

В 1950-х годах принял монашеский постриг, переехал в США, закончил Джорданвильскую семинарию, помогал митрополиту Нью-Йоркскому Анастасию (РПЦЗ). Полвека служил в храмах Северной и Южной Америки. Был хранителем святыни русского зарубежья Курской-Коренной иконы Божией Матери. В 80 лет ушел на покой, жил в Нью-Йорке, следил за новостями из России.


Отец Анастасий, а почему Вы приехали из благополучного места в Россию, оставили все и сюда прибыли? Почему Вы так решили в свои 90 лет?

– Почему я приехал? Сам не знаю. Бог управляет везде. Отец Парфений меня сюда пригласил. Он видел меня где-то по снимкам и пригласил, чтобы я сюда приехал. Я уже совсем уезжал, там был, потом думаю, тут ждут, надо ехать. Раз монах просит. Надо ехать. Вот я и приехал. Сейчас болею, сердце выходит из строя. Так что я в любой момент могу кончиться.

– Вы рады, что вы сейчас в России? – спрашивает иеромонах Арсений, который привез нас в Анастасово.

– Ну, что было, вы уже не вернете, не вернете.. Спасибо тебе, друг мой, что пришел сюда сегодня, - тепло глядя на собрата, взял в свои ладони его руку.

Батюшка, простите, что мы Вас беспокоим.

– Нет, нет, ничего. Я все равно хотел погулять на свежем воздухе. Раз пришли, почему я должен там сидеть, когда вас хочу повидать? – сказал отец Анастасий, с интересом разглядывая собеседников. Правда, заметна была усталость – в этот жаркий день старец попутешествовал по окрестностям, его возили в Одоев, наверное, к врачу.

За десять лет жития в этой обители старец Анастасий принял сотни людей, он любит говорить с каждым индивидуально и как-то признался, что эта востребованность для него очень важна.

Просим Ваших молитв!


Анастасов монастырь, красиво вписанный в высокий берег речки Упа, основан в XVI веке. До нашего времени дошел только один храм – самый первый каменный собор XVII века (в советское время здесь была сельская столовая), остальное с 2002 года воссоздавалось практически с нуля. Сейчас это один из самых ухоженных монастырей, с самой многочисленной братией из обителей Белёвской епархии – 25 человек.

– Храм старше Преображенского собора Белёвского монастыря на 20 лет. Строил его один и тот же человек, архимандрит Иов, почивший уже у нас в монастыре. Нынешний костяк – выходцы из Оптиной пустыни игумен Парфений, игумен Корнилий. Здесь вокруг них «наросла» братия. Основана обитель в 1525 году князем Иваном Михайловичем Воротынским, который является потомком святого благоверного князя Михаила Черниговского, умученного татарами в 1242-м, его потомки в 1380 году оказались здесь, в Одоеве. Монастырь был упразднен во времена Екатерины II и был простым храмом, – рассказывает инок Амвросий.


– Наш храм, как и храм на Куликовом поле, посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы. Как известно, Куликовская битва состоялась в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, – продолжает он. – И наш храм – в честь победы над агарянами. В 1517 году князь Иоанн Воротынский одержал победу над Мехмет-гиреем, который сюда вторгся. Здесь тогда земли принадлежали литовцам. К Москве удельные князья не торопились отходить, они здесь себя чувствовали свободно – Литва далеко.

Иоанн Воротынский одержал несколько побед над татарами. Он какие-то бонусы, как сейчас говорят, стяжал себе, но, тем не менее, по навету, по политическим каким-то мотивам Елена Глинская (мама Иоанна Грозного) лишила его жизни, обвинив, что князь с Курбскими связан и все такое.


Осели в здешних краях три рода потомков святого благоверного князя Михаила Черниговского – Воротынские, Одоевские и Белёвские. Воротынские пресеклись незадолго до Петра I, род по мужской линии угас. Одоевские – в XIX веке, одним из последних представителей был писатель Владимир Одоевский, написавший сказки «Черная курица», «Городок в табакерке». Белёвские, говорят, сейчас еще встречаются...

Елена ДОРОФЕЕВА

Фото Марии ТЕМНОВОЙ и Елены ДОРОФЕЕВОЙ

Публикация подготовлена в рамках проекта, получившего грант Международного конкурса «Православная инициатива 2016-2017»

24 февраля в 17.40, во время пения «Ныне отпущаеши», на 103 году жизни скончался схиархимандрит Аверкий (Швецов-Загарский), один из старейших клириков Русской Православной Церкви, насельник Рождества Богородицы Анастасова монастыря Одоевского района, известный также как архимандрит Анастасий из Одоева.

Последние годы батюшка прожил в Богородице-Рождественском Анастасовом монастыре Одоевского района Тульской области, основанном в первой половине XVI века на высоком берегу реки Упы. Этот древний монастырь стал местом знакомства для многих верующих со старцем.

Схиархимандрит Анастасий, в миру - Борис Владимирович Швецов-Загарский, сын репрессированного в 1937 году протоиерея Владимира Афанасьевича Швецова и Елены Ивановны Загарской. Родился он в 1915 году в Вятской области, в селе Лебяжье, в многодетной семье.

После окончания школы Борис поступил в медицинское училище. Получив профессию, работал фельдшером. Сам отец Аверкий прошел Финскую и Великую Отечественную войны. Во время последней в Латвии попал в окружение и на два с половиной года оказался в немецком плену.

После освобождения из плена, по окончании войны, он вместе с другими военнопленными был интернирован на Запад. По распределению отца Аверкия направили в Аргентину, где он и прожил 10 лет.

Аргентина стала для него местом начала особого духовного пути, где он принимает решение последовать примеру отца - посвятить свою жизнь служению Богу. В Аргентине знакомится с Архиепископом Иоасафом (Скородумовым), которому помогал, келейничал, а позже принял от него монашеский постриг с именем Анастасий. Позже владыка рукоположил Анастасия в иеродиакона и иеромонаха. По воспоминаниям батюшки, после тяжелой болезни в 1955 году владыка Иоасаф умер у него на руках.

В середине 50-х батюшка переехал в США, где закончил Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвилле. Был келейником у митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Анастасия (Грибановского).

В Америке батюшка был настоятелем православного собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско, хранителем чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Курская-Коренная, которая с конца 50-х была перенесена в ставропигиальный домовый храм Русской Православной Церкви Заграницей. Много ездил батюшка с чудотворной иконой, посещая дальние приходы зарубежья.

Десятилетия прослужил отец Анастасий в храмах Северной и Южной Америки, но всегда отзывался о них с особенной благодарностью и теплотой. Большой радостью было для него знакомство со свят. Иоанном Шанхайским, с которым он имел личное общение в Сан-Франциско, архиеп. Аверкием (Таушевым) и другими. Иконку свят. Иоанна всегда возил со собой и часто любил его вспоминать.

В 80 лет отец Анастасий ушел на покой и переехал в Нью-Йорк.

Будучи уроженцем Вятской земли, батюшка несколько раз приезжал в Россию, любил монастыри, храмы, богослужение в них. Мысль о возвращении домой его не оставляла.

Однажды одна из духовных дочерей батюшки рассказала о нем игумену Парфению (Сачкову), настоятелю Богородице-Рождественского Анастасового монастыря. Позже в Москве у них состоялась встреча, и отец Анастасий согласился переехать в Одоев.

Для братии и всех верующих это была большая радость. Приходили на исповедь, за молитвой, за благословением, утешением, советом - каждый со своим. Какое-то время батюшка был духовником епархии, но для столетнего человека - это очень тяжелое послушание.

Каждый приходящий находил в нем свидетельство Божией силы, радости и благодати. Как сказал владыка Серафим, епископ Белёвский и Алексинский в своем слове на отпевании - отец Анастасий был тем драгоценным камнем, через который сиял Божественный Свет утешения и любви, мудрости и понимания для каждого человека. Владыка Серафим был хорошо знаком с отцом Анастасием, несколько раз приезжал в монастырь, лично общался.

В апреле 2017 года архимандрит Анастасий принял схимнический постриг с именем в честь святого равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского. Постриг совершил игумен монастыря в сослужении схимника и братии Оптиной пустыни.

В последнее время батюшка почти не принимал, ведь 7 апреля ему могло бы исполниться 103 года. Но несмотря на все физические трудности, осенью прошлого года батюшка съездил на святую гору Афон, где молился во многих монастырях.

В память для своего монастыря, батюшка привез Иверскую икону Богородицы, в канун памяти которой и праздника Торжества Православия схиархимандрит Аверкий и отошел ко Господу.

Отпевание схиархимандрита Аверкия состоялось 26 февраля в Богородице-Рождественском Анастасовом монастыре, которое совершил епископ Белёвский и Алексинский Серафим в сослужении братии и духовенства из разных обителей и храмов России. Похоронен батюшка на монастырском кладбище. Его имя внесли в заупокойные синодики для поминания во всех храмах и монастырях Белевской епархии.

Царство Небесное и вечный покой новопреставленному схиархимандриту Аверкию!

9-й день выпадает на 4 марта, а 40-й день на 4 апреля - Великую среду, всего несколько дней до его дня рождения - 7 апреля и Светлого Христова Воскресения.

Просим Ваших молитв о батюшке!

Подготовил свящ. Владимир Мандзюк-Ильницкий

Нет, всё-таки богата наша сторона интересными и познавательными местами. И недалеко от Суворова, чуть-чуть не доехав до Одоева, можно посетить одну из таких точек на карте — Анастасов монастырь…

Монастырь расположился на правом берегу реки Упы и был основан в XVI веке князем Иваном Михайловичем Воротынским.

Воротынские — это древний княжеский и боярский род, произошедший от св. кн. Михаила Всеволодовича Черниговского (+1246г.), жившие в своем удельном городе Воротынске и от него получившие свое прозвание. Одоев был вотчиной князей Воротынских и в то время был в подданстве Литвы. Но князь Михаил Фёдорович Воротынский в 1484 году перешёл на сторону России, что послужило поводом к неприятельским действиям между Россией и Литвой. Впоследствии князь Иван Михайлович Воротынский воевал против Литвы и татар во многих битвах, а в 1517-м году отразил крымских татар, неожиданно появившихся под Тулой. Вот именно в благодарность за эту победу он и получил разрешение Священного Синода на строительство монастыря.

А название «Анастасов» появилось по имени первого настоятеля игумена Анастасия, хотя есть мнение, что монастырь назван по имени жены Ивана Михайловича княжны Анастасии, но по лингвистическим наблюдениям считается, что это не так.

На территории монастыря находится храм Рождества Пресвятой Богородицы, который по преданию первоначально был деревянным, но в семидесятых годах XVII столетия был выстроен каменный храм (1673). Строителем храма был игумен Иона, при содействии Преосвященного Павла, Митрополита Сарского и Подонского. По свидетельству монастырской «Летописи», в 1674-м году построена была каменная колокольня.

В 1764 году Анастасов монастырь упразднили, обратив в село Анастасово. В 1931 году храм был закрыт, и его поначалу хотели взорвать, но, по одной из версий, не хватило взрывчатки для толстых стен. Решением Святейшего Синода от 12 марта 2002 года, по благословению Преосвященного Кирилла, епископа Тульского и Белевского, и Святейшего Алексия II, Патриарха Московского и Всея Руси, монастырь воссоздан и в его стенах начались строительные работы.

Вот такая коротко изложенная история монастыря. Свои же впечатления от его посещения могу передать так: мощно, красиво и великолепно. Мощь монастыря ощущается в каждом углу строений. Это не просто монастырь — это крепость. Даже Храм построен с учётом того, что единственный вход в святые помещения (службы проходят на втором этаже, первый этаж занимают кухня и трапезная) можно было обрушить, чтобы сохранить святыни при возможных нападениях. Строения, особенно лестница, очень сильно напоминают кадры из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (на самом деле фильм снимался в Ростове).

Монастырь восстанавливается — это заметно. Даже в выходной день там проводились какие-то работы. Вид на окрестности — потрясающий (жаль было туманно). Внутренне убранство я тоже попытался сфотографировать, но было темно, а потом меня попросили не фотографировать во время службы.

Поездка в Богородице-Рождественский Анастасов монастырь January 17th, 2015

5 июля я побывала вместе с сыновьями и их жёнами в Богородице-Рождественском Анастасовом монастыре. Путь из Дубны (Тульская область) держали по автотрассе на соседний районный центр Одоев.
Не доезжая примерно 1 км до конечного пункта, мы свернули по просёлочной дороге налево, где перед нами открылся живописный вид на белоснежный монастырь, расположенный на холме вблизи реки Упа.

Монастырь назван "Анастасов» по имени первого настоятеля своего игумена Анастасия.
По преданию первоначальный Храм Рождества Пр. Богородицы был деревянный, а в семидесятых годах XVII столетия был выстроен каменный Храм.
Анастасов монастырь является архитектурным памятником государственного значения с 1960 г., на его территории находится жемчужина тульского зодчества - Храм Рождества Пресвятой Богородицы.
Рядом с храмом, несколько ниже его, расположено древнее монастырское кладбище.

В 2002 году здесь не было ни крыши, ни окон, ни дверей: проломленные своды и запустение. Храм был закрыт в 1931 году, и поначалу его хотели взорвать, но, по одной версии, не хватило взрывчатки для толстых стен, а по другой – председатель колхоза сказал, что ему негде хранить зерно, и церковь стали традиционно использовать, как зернохранилище.
Решением Святейшего Синода от 12 марта 2002 года воссоздан, и в его стенах начались строительные работы. Сегодня трудно поверить, что еще чуть больше десяти лет назад в этом месте стоял лишь полуразрушенный храм. На монастырской территории появились несколько корпусов с кельями для братии, небольшой гостиницей для приезжающего духовенства, с трапезной. Возведены хозяйственные постройки и часть стены, которой в будущем будет обнесена вся обитель. Все строения строго выдержаны в стиле XVII века и составляют единый архитектурный ансамбль с центральным зданием - храмом.

Дополню свой рассказ выдержкой из книги Уклеина В.Н. «Змеится лентою дорога»:
«Монастырь назван "Анастасов», по имени первого настоятеля своего игумена Анастасия; отсюда, нередко и в памятниках он называется просто «Настасовъ» монастырь, основан в 16 веке князем Иваном Михайловичем Воротынским. В 1550-х годах в монастыре была построена деревянная церковь, на месте которой в 1669-1675 гг. был воздвигнут дошедший до наших времен каменный храм. По свидетельству монастырской «Летописи», в 1674-м году, построена была каменная колокольня.
В архитектуре храма мы встречаемся с очень характерными для древнерусского зодчества композиционными приемами: живописной асимметрией объемного построения, со сложным планом и с подкупающей свободой, с которой мастер решал архитектуру храма. Все здание покоится на высоком подклете (цокольном этаже). Высокий, почти кубический объем церкви, покрытый четырехскатной (уже утраченной) крышей увенчан широко расставленным пятиглавием. К основному объему примыкает невысокая апсида, с запада – монастырская трапезная. Творческая одаренность зодчего сказалась в эффектном вчленении в общую композицию южной двухъярусной арочной галереи. Зрительно объединяя трапезную с апсидой и закрывая по пояс стоящий за ней высокий объем, монументальная галерея придает зданию своеобразный и запоминающийся облик.
Невысокая шатровая колокольня стоит отдельно к северу от церкви, с которой была соединена когда-то крытым переходом.
Место для постройки выбрано с большим художественным чутьем. Массивный объем церкви на редкость органично вписался в живописную панораму речного берега. Строгая архитектура храма донесла до нас сосредоточенную настороженность середины XVII века, когда на Тульской земле были свежи воспоминания о годах лихолетья и татарских набегов. Объемно-пространственное построение храма довольно сложно. К основному высокому объему собственно церкви примыкают: с востока - прямоугольный в плане алтарь, с севера – оба придела – Валаама Хутынского и Екатерины – и между ними проход к колокольне, с юга – двухэтажная арочная галерея с папертью в верхнем этаже. С запада к церкви примыкает монастырская трапезная».

В приделе святой мученицы Екатерины проводятся богослужения.

Один из монахов, о. Амвросий, рассказал нам о жизни монастыря, о его истории, провёл по территории. Нам было разрешено посетить храм Рождества Пресвятой Богородицы. Многие из сегодняшней анастасовой братии, а всего в монастыре в настоящее время живут 25 монахов, в прошлом - оптинские.


о. Амвросий


На обратной дороге посмотрели ещё раз на монастырь...

Ещё мы съездили на святой источник, расположенный на другой стороне Упы. Для этого нам пришлось въезжать в Одоев, а потом проехать по просёлочной дороге несколько километров. Дороги, скажу вам, находятся там в ужасном состоянии. Не знаю уж, как мы их одолели. Источник нашли, кое-кто даже искупался в нём!

На обратной дороге любовались красивыми дубенскими пейзажами.

Поездка доставила нам радость… Удивила красота восстанавливаемого монастырского комплекса, о котором мы, живя всего в нескольких десятках километров, ничего до этого не знали.