Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Можно ли молиться в нетрезвом состоянии. Молитва в состоянии опьянения

Можно ли молиться в состоянии опьянения? Разрешается ли совершать намаз человеку, который употребляет спиртное? Если можно, то в каких случаях? Отвечает главный имам Исторической мечети Москвы Рамиль-хазрат Садеков.

Согласно Корану и Сунне, намаз пьяному человеку читать нельзя. Если человек пьян, он понимает, что у него нарушена координация, не понимает, что говорит, то ему намаз читать нельзя. Это кощунство. Как только он придет в себя, воздействие алкоголя отойдет, он должен возместить молитву и читать намаз.

Есть хадис пророка Мухаммада (с.а.с.), говорящий о том, что впоследствии 40 дней не принимается Всевышним Аллахом молитва. Несмотря на это, эти дни надо читать обязательно намаз. Кто знает, может Аллах проявит свою милость и простит вас за то, что вы пили спиртное. И от этого греха надо отходить. Ибо, то, что мы употребляем спиртное, это говорит о том, что мы не повинуемся аятам Корана. А в Коране сказано, что это мерзость из деяний сатаны. То есть, тем самым, мы совершаем действие, которое радует сатану и вызывает гнев Всевышнего Аллаха. Поэтому, пьяному читать намаз нельзя. Как только он протрезвеет, он должен восполнить намазы и читать все намазы.

Альхамдулиллях. Намаз, он помогает человеку отказаться от дурных привычек. От многих, многих. От дурных людей, от дурных привычек, от дурного влияния. И спиртное, к этому и относится. Более того, некоторые невежественные мусульмане не читают намаз только потому, что любят употреблять спиртное. И потом, когда проходит время, и видит, что он уже не может употреблять спиртное, потому что покалечился. Аллах ему подарил болезнь за то, что он пьет спиртное. И намаз он не может читать. По практике, я вижу, что Аллах забирает баракят у тех людей, которые не хотят Ему поклониться. Ибо мы знаем, что Аллах не нуждается ни в ком и ни в чем. И даже не нуждается в наших поклонениях. Эти поклонения нужны нам самим. Ибо мы так устроены, Аллах лучше знает, как мы устроены, все вот эти вот наши движения, искреннее поклонение Богу, духовно и телесно, они нужны нам, именно нам.

И, люди, которые из–за спиртного не читают намаз, они совершают очень большую ошибку, что может привести, впоследствии, к гневу Всевышнего Аллаха.

Человек, который периодически употребляет спиртное, должен читать намаз, но не в состоянии опьянения, а в тот момент, когда он протрезвеет. Должен возместить молитву и читать намаз. Впоследствии, он должен отказаться от этой привычки.

Самая дурная привычка, которая может человека погубить. И миллионы людей губятся на этом пути.

Для регистрации в онлайн-академии «Медина», рекламу которой вы видели в этой передаче, пройдите по ссылке .

Полное собрание и описание: молитва в состоянии опьянения для духовной жизни верующего человека.

Количество записей: 775

диакон Илья Кокин

иерей Александр Белослюдов

игумен Никон (Головко)

иерей Александр Белослюдов

игумен Никон (Головко)

иерей Владимир Шлыков

игумен Никон (Головко)

иерей Александр Белослюдов

иерей Владимир Шлыков

игумен Никон (Головко)

иеромонах Викторин (Асеев)

иерей Александр Белослюдов

Господи Боже наш, Иисусе Христе, Пречистыми Твоими устами Ты сказал нам: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет вам от Отца Моего Небесного». С глубокой верой в непреложность слов Твоих и безмерное милосердие Твое просим Тебя - услышать рабов Твоих (назвать имена просящих), согласившихся смиренно просить Тебя о бедствующем (болящем, заблудшем и тому подобное) рабе Твоем (имя) - да подаждь ему. (изложить просьбу). Однако не как мы хотим, а как Ты, Господи; да будет на всё воля Твоя святая. Аминь.

Можно ли молиться, если человек выпил (пьяный), это не грех?

Был случай такой. Описан в житиях, и значит имеет душеполезное содержание.

Один монах, одолеваемый блудными мыслями удалился от братии для молитвы. И единственным уединенным местом в тот момент оказался туалет. А по возвращении был упрекнут другим монахом за молитву в неподобающем месте (уж не помню, как второй прозрел сей факт).

Тогда первый ответил, что избавлялся от нечистот разума. И разве туалет, место предназначенное для избавления от нечистот, не подходящее место для этого?

Грехом же является любое злоупотребление. В вашем вопросе это пьянство (поясню. не винопитие грех, а пьянство). Но даже если в этом состоянии человек смог подумать о Боге, это хорошо и даже очень. Многие и на трезвую голову не вспоминают о Боге.

Молитва, т.е. общение с Богом, что это слово и подразумевает, грехом быть не может. Пьянство – грех. Но если пьяному человеку угрожает опасность и он взмолится Богу – то, я верю, Он, по своей доброте, не откажет в помощи. Совсем другое дело, что жизнь человеку нужно привести в соответствие с волей Божьей, т.е. покаяться в грехах и не грешить больше.

Но если человек выпил немного вина перед трапезой и поблагодарил Бога за хлеб насущный,то это грехом не считается.

Априори пьянство является великим грехом, и если человеку под алкогольными парами начать молиться,то это будет простым неуважением к Богу.Ведь пьяный человек до конца не будет понимать то, что он говорит,это просто будет набор слов из его уст.

Если вы выпили без принуждения, а потом начинаете молиться, то это можно считать грехом, по сути – пренебрежение к чистоте молитвы. Если же, выпив, вы почувствовали себя очень плохо и начинаете молится, прося бога о помощи и обещая не повторять больше подобного, то эта молитва может быть услышана, хотя и греховность поступка сохраняется. Если же вас насильно заставили выпить, заставляя сделать греховные поступки, то тут молитва о божьей помощи будет весьма кстати и, возможно, не поставится вам в вину. В любом случае, всегда важны мотивы и пред история совершения того или иного греховного действия.

В самих церковных таинствах используется вино. А значит его можно свободно пить, молится, и это не будет считаться грехом. Другое дело злоупотребления. Если человек желает вознести молитву в состоянии оскорбляющем человеческое (и не только) достоинство, это уже является проявлением не уважения к Богу. Что является для любого верующего человека недопустимым.

Я считаю, что человек который нарушив одну из заповедей Божьих (возможно по случайности), который сразу же замаливает (вымаливает прощения) свой грех и молится искренне получает прощение от Всевышнего не только за содеянное сегодня, а и за подобные прегрешения, такие же прегрешение, которые совершались ранее, но с условием что это в последний раз.

Ну если использовать в качестве основы первоисточник, а именно библию в оригинале без комментариев, то там таких ограничений нет, значит можно, но в храм могут и не пустить, но это уже силы вполне земные и правила светские.

А вот если Вы мусульманин, тогда даже не молитва, а сам факт употребления алкоголя есть грех.

Канонически категорически не приветствуется, однако, кто может запретить человеку пропустившему рюмку-другую помолиться в душе. Вот в храм под шафе не стоит являться по ряду всем известных причин. А так молитесь на здоровье

Сама по себе молитва не грех, молиться можно всегда, если это идёт от чистой души. Молитва – общение с Богом, поэтому как и при обычном общении перед молитвой стоит извиниться – покаяться в своём грехе – пьянстве.

Молиться можно в любой ситуации – я считаю так. А вот сам по себе алкоголизм, пьянство – это грех. Но если человек совершает грех, это не значит, что он не может обратиться к Богу. Он наверняка добрый, милосердный и выслушает всех.

Да,действительно это грех.Хотя обстоятельства бывают разные,и не мне судить о том,прав ли данный человек в данной ситуации.

Положение мусульманина, умершего в состоянии опьянения

Вопрос: ассаламу аллейкум! Если человек умер в состояние опьянения (является ли это смертью на куфре)?

Ответ: Уа алейкум салям брат

Употребление одурманивающего является одним из числа величайших грехов в Исламе, относительно которого есть множество устрашающих текстов!

Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Собрались после смерти пророка (мир ему и благословение Аллаха) Абу Бакр ас-Сыддыкъ, Умар ибн аль-Хаттаб и другие люди из числа сподвижников, и стали обсуждать какой грех является самым большим. Но у них не было знания об этом, и они послали меня к Абдуллаху ибн Амру ибн аль-Асу, чтобы я спросил его об этом. Он сообщил мне, что самый великий грех – это употребление вина. После этого я вернулся к ним и сообщил им об этом. Но они возразили этому и направились к нему все вместе. Тогда Абдуллах сообщил им, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, один правитель из числа сынов исраиля принудил одного человека сделать выбор между питьем вина, убийством ребенка, прелюбодеянием или поеданием свинины, а в случае отказа убьет его. И тот человек выбрал питье вина, после чего не удержался ни от чего, что требовали совершить от него». И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) тогда сказал нам: «Кто бы не выпил вино, не будет принята от него молитва в течении сорока ночей. И если он умрет в то время, когда в его мочевом пузыре осталось что-то из вина, то Рай обязательно станет для него запретным! И если он умрет в эти сорок ночей, то умрет смертью джахилии!» ” аль-Хаким 4/163, ат-Табарани в «аль-Аусат» 357, Ибн Аби ‘Асым в «аль-Ахад» 810. Хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” № 2695.

От Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: Ахмад 2/272. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. См. «Сахих аль-джами’» № 6549.

От Умм ад-Дарды сообщается (да будет доволен ею Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тем, кто выпьет вино, Аллах не будет доволен в течении сорока дней. А если он умрет в таком состоянии, то умрет кафиром!» Абу Я’ля 4/273, ат-Табарани в «аль-Кабир» 428, аль-Хатыб 1/360. Имам Абуль-Къасим аш-Шайбани и имам аль-Хатыб аль-Багъдади назвали иснад хадиса хорошим. См. “аль-Фауаид” 46, “аль-Мууаддах” 1/360.

Таким же образом относились к этому великому греху и сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) после него! Ну’ман ибн Аби ‘Ийяш рассказывал: “Однажды я послал к ‘Абдуллаху ибн ‘Умару с тем, чтобы узнать о самом великом грехе, и он сказал: «Вино! Поистине, тот, кто выпьет вино, не будет принята от него молитва семь раз, а если он опьянеет, то не будет принята молитва от него в течении сорока дней. Если же он умрет в это время, то умрет смертью джахилии!»” Ибн Аби Шайба 5/99. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр подтвердил достоверность. См. “аль-Истизкар” 24/309.

Хайсама рассказывал: “Я сидел с ‘Абдуллах ибн ‘Амром и речь зашла за тяжкие грехи, а потом упомянули вино, словно один человек относя к нему с пренебрежением. И тогда ‘Абдуллах сказал: «Кто бы ни выпил вино днем, он станет мушриком до вечера!»” Ибн Аби Шайба 5/99. Иснад достоверный.

Однако эти тексты не указывают на то, что пьяница или умерший пьяным становятся неверными, если были до этого мусульманами. Нет. Эти хадисы и слова сподвижников являются устрашением и указанием на тяжесть этого греха, дабы удержать от него мусульман. В шариате часто многие тяжкие грехи именуются куфром (неверием), тогда как речь не идет о большом неверии, выводящем из Ислама. В качестве примера можно вспомнить известный хадис: «Не становитесь после меня неверными, которые будут рубить друг другу головы».

Или хадис: «Кто совокупился с женщиной во время месячных или в зад или пришел к предсказателю, тот проявил неверие по отношению к тому, с чем был послан Мухаммад!»

Что же касается упомянутых выше хадисов о пьяницах, то именно так и их разъясняли имамы, что речь идет либо об устрашении, либо о том, кто пил вино, считая его дозволенным, так как дозволение запретного, является неверием! Имам Ибн Хиббан о хадисе: «Если человек умрет пьяницей, то он встретит Аллаха как идолопоклонник!» сказал: “Смысл этого хадиса о том, кто встретил Аллаха, будучи пьяницей, считавшим дозволенным питье вина”. См. “Сахих Ибн Хиббан” 12/168.

Имам ар-Рафи’и о хадисе: «А если он умрет в таком состоянии, то умрет кафиром!» сказал: Пьющий вино был уподоблен неверному из-за сурового наказания, которое ожидает их”. См. “ат-Тадуин” 1/110.

Читается ли молитва-джаназа за таким человеком?

Над любым мусульманином можно читать джаназа-намаз, даже если он совершал тяжкие грехи. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Мусульмане единогласны в том, что нельзя оставлять совершение молитвы джаназа над грешными мусульманами, даже если они совершали великие грехи (кабаир)!” См. “аль-Истизкар” 7/238».

Однако есть случаи, когда за тех, кто совершал тяжкие грехи открыто не совершается джаназа-намаз имамами, знающими или влиятельными мусульманами, чтобы это послужило уроком для других. И довод этому то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершал джаназа-намаз над самоубийцей, должниками, теми, о ком отзывались плохо и т.п.

Но обычные мусульмане делают джаназа за грешного мусульманина. Имам Ахмад говорил: “Над самоубийцей имам не совершает молитву, но это делают другие мусульмане”. См. “Задуль-ма’ад” 1/515.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Если кто-то не встал на молитву за одного из них (должника, самоубийцу и т.п.), для того, чтобы это было уроком для других людей, то в этом есть благо. Но если вместе с этим он обратится с мольбой для них про себя, то он совершит два благих деяния”. См. “аль-Ихтиярат” 52.

Развод в состоянии опьянения

Если человек употребил опьяняющие напитки или наркотические вещества случайно, что, безусловно, почти невозможно, мнение богословов всех времен едино: проговоренный им в таком состоянии развод (талак) недействителен.

Если же человек употребил опьяняющее его по собственному намерению и желанию, основная часть мусульманских богословов высказывались за то, чтобы наказать его, засчитав слова о разводе действительными, имеющими каноническую силу и следствие.

Я не согласен с мнением этого большинства: почему из-за его личного греха, за который в шариате предусмотрено наказание пред Богом и обществом, его жена и дети должны страдать?! Со времен самого пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) есть очень авторитетное мнение меньшинства: проговоренный в состоянии опьянения развод (талак) не имеет никакой канонической силы и следствия, независимо от того, преднамеренно ли человек употребил опьяняющие его, одурманивающие вещества или непреднамеренно. Таково мнение сподвижников Пророка Ибн ‘Аббаса и ‘Усмана, таково мнение считающегося пятым праведным халифом ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза; оно же является одним из мнений имама Ахмада ибн Ханбаля, с этим согласились такие великие ученые ханафитсткого мазхаба, как Зуфар и ат-Тахави, а также ученый шафиитского мазхаба аль-Музани. И это лишь некоторые из имен крупных мусульманских ученых, согласившихся с этим мнением. Их заключение звучит следующим образом: «Развод (талак) пьяного человека недействителен. И это из-за отсутствия у него намерения разводиться, так как он не в состоянии управлять собою и, возможно, не имеет действительного желания разводиться. Он потерял рассудок подобно умалишенному».

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поднято перо (снята ответственность) с троих: спящего, пока не проснется, ребенка, пока не достигнет он совершеннолетия, и умалишенного, пока не вернется к нему здравый рассудок ». Также заключительный Божий посланник подчеркивал: «Воистину, дела [оцениваются, как и реализуются] только по намерениям. И каждому человеку [воздастся, зачтется] в соответствии с намерением».

Также, например, в государственных законах Египта и Сирии прописана недействительность развода (талака), проговоренного в состоянии опьянения. Судебная практика не принимает подобное во внимание.

Ответы на вопросы о талаке в пьяном состоянии

Мой муж и выпивает, и гуляет, и в игровые автоматы играет. У нас двое детей. В очередной его загул, когда узнала, что у него на стороне появился ребенок, я потребовала развода. На следующий день он пришел в стельку пьяный и трижды произнес, что разводится со мной. Протрезвев же, раскаялся, сказав, что такое не считается. Я хочу сохранить семью. Прочитала у вас, что трижды сказанный развод можно засчитать как один. Но я и официальную регистрацию тоже вынудила расторгнуть. Есть ли выход у нас? И.

Слова развода, проговоренные в пьяном состоянии, не могут считаться действительными, тем более что муж, протрезвев, забрал свои слова обратно. Официальную регистрацию брака вам следует восстановить.

Мнения Ибн ‘Аббаса и ‘Усмана ибн ‘Аффана приводит в своем своде хадисов великий имам и мухаддис аль-Бухари, который также придерживался мнения меньшинства в данном вопросе. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1696, в начале пункта № 11 в главе «Развод».

Зуфар (728–775 гг. по григорианскому) - выдающийся мусульманский ученый-богослов. У него было много учителей, но, наверное, самым известным из них является Абу Ханифа, у которого он учился, сопровождая его, двадцать лет. Абу Ханифа называл его лучшим из своих учеников.

Ахмад ат-Тахави (умер в 321 г. по хиджре, в 933 г. по григорианскому) - египетский ученый-богослов ханафитсткого мазхаба. Автор нескольких очень авторитетных богословских трудов. Кстати, упомянутый в данном материале Исмаил аль-Музани был его родным дядей.

Исмаил аль-Музани (175–264 гг. по хиджре; 791–878 гг. по григорианскому) - египетский ученый, ученик имама аш-Шафи‘и. Сыграл исключительную роль в распространении религиозно-правовых постановлений имама аш-Шафи‘и.

Подробнее см.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 9. С. 6883; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 12. С. 489; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 1. С. 522.

Подробнее см.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 9. С. 6883, 6884.

Совершеннолетие с точки зрения мусульманских канонов определяется началом периода полового созревания. С этого момента человек уже в полной мере отвечает пред Богом за свои слова и поступки, все фиксируется ангелами в его личном деле, и ему держать ответ за это по всей строгости в Судный День.

Хадис от ‘Али и ‘Умара; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи и аль-Хакима. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С 481, хадис № 4403, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 250, хадис № 1423, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 273, хадисы № 4462 и 4463, оба «сахих».

Замечу, что «благое» намерение при совершении преступления не принимается в качестве оправдания. С точки зрения мусульманских канонов, земной суд судит за проступок, преступление, учитывая то, насколько ужасны последствия и однозначны доказательства. «Благое» намерение не оправдывает преступника, особенно когда он посягнул на чью-то честь, имущество или жизнь.

Хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 21, хадис № 1.

Материалы

Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными,будучи в состоянии полового осквернения.

Всевышний запретил своим верующим рабамприближаться к намазу в состоянии алкогольного опьянения, пока они нестанут понимать смысл произносимых слов. Этот запрет подразумеваетзапрет на приближение к мечетям и другим местам моления, и поэтомупьяным людям запрещается входить в мечети. Он также подразумеваетзапрет на совершение намаза в нетрезвом виде, и поэтому пьянымзапрещается молиться и поклоняться Аллаху, пока их рассудок остаетсяпомутненным, пока они не понимают того, что произносят. Всевышнийвозвестил, что этот запрет остается в силе до тех пор, пока к человекуне вернется трезвый рассудок.

Этот прекрасный аят аннулированкатегорическим запретом на употребление всего, что одурманиваетрассудок. В первые годы распространения ислама вино не было запрещено,однако впоследствии Всевышний Аллах начал подготавливать Своих рабов ккатегорическому запрету на его употребление.

«Они спрашивают тебя обопьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех,но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы» (2:219).

Потом Всевышний запретил мусульманамупотреблять вино перед намазом и ниспослал обсуждаемый нами аят. Послеэтого Всевышний категорически запретил употреблять вино в любое время исказал:

«О те, которые уверовали!Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (илиидолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола.Сторонитесь же ее, – быть может, вы преуспеете. Воистину, дьявол припомощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вамивражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза.Неужели вы не прекратите?» (5:90-91).

Несмотря на это, запрет на употреблениевина перед совершением намаза является еще более суровым, посколькуподобный поступок приносит молящемуся мусульманину огромный вред. Егомолитва теряет всякий смысл, поскольку он совершает ее без чувствасмирения перед Аллахом, которое является душой намаза. Вино опьяняетдушу человека, мешает ему поминать Аллаха и отдаляет его от намаза.

Из смысла этого откровения следует, чтонельзя молиться, когда человеком овладевает непреодолимая дремота,которая не позволяет ему вникать в то, что он говорит или совершает.Более того, это откровение содержит намек на то, что перед началомнамаза мусульманин должен избавиться от всего, что может занимать егомысли во время молитвы. Это может быть сильное желание отправитьестественную нужду или желание поесть, о чем сообщается в достоверномхадисе.

Затем Аллах запретил приближаться к намазу в состоянии половогоосквернения. В таком состоянии человек может только пройти черезмечеть, но ему не разрешается оставаться в ней, пока он не искупается.Одним словом, мусульманину в состоянии полового осквернения запрещаетсяприближать к намазу до того, как он искупается, однако разрешаетсяпроходить через мечеть.

Если же мусульманин болен или находитсяв дороге, если он отправил естественную нужду или имел близость сосвоей женой, и не смог найти воду, то ему разрешается очиститьсяпеском. Аллах позволил больным очищаться песком при любыхобстоятельствах, независимо от того, есть у них вода или нет, потомучто причиной этого предписания является болезнь, при которойиспользование воды является тягостным для больного. Аллах такжепозволил очищаться песком во время путешествия, поскольку в дорогечеловек зачастую не может найти воду. И если путешественник не можетнайти воду, а имеющиеся у него запасы воды необходимы ему для питья иудовлетворения других нужд, то ему разрешается очиститься песком. Аллахразрешил очищаться песком после мочеиспускания, испражнения и половойблизости с женщинами, если человек не может найти воду как впутешествии, так и на постоянном местожительстве, о чем свидетельствуетобщий смысл обсуждаемого нами аята.

Одним словом, Всевышний Аллах позволилочищаться песком в двух случаях: при отсутствии воды как в путешествии,так и на постоянном местожительстве; а также во время болезни и придругих обстоятельствах, когда использование воды являетсязатруднительным.

Толкователи Корана разошлись во мненияхотносительно близости с женщинами, которая упоминается в этом аяте?Если под этим выражением подразумевается половая близость, тообсуждаемый нами аят однозначно свидетельствует о законности очищенияпеском при половом осквернении, что также подтверждаетсямногочисленными достоверными хадисами. Если же под ним подразумеваетсяприкосновение к женщине рукой с вожделением, при котором вероятнопоявление прозрачного уретрального выделения, то из этого аята следует,что прикосновение к женщине с вожделением делает омовениенедействительным.

Поскольку Аллах разрешил очищатьсяпеском тем, кто не нашел воды, мусульманские богословы считалиобязательным искать воду при наступлении времени намаза. Аллах несказал, что очищаться песком может всякий, кто не имеет воды и даже неискал ее. Очищаться песком дозволено только после того, как человекискал воду, но не нашел ее. Из этого откровения также следует, что есликачества воды изменились под влиянием попавших в нее чистых вещей, томусульманам разрешается очищаться

ею. Более того, они обязаны поступать так, поскольку она продолжаетоставаться водой. Некоторые богословы оспаривают это мнение, ссылаясьна то, что такая вода не является безусловной, однако их доводыявляются сомнительными.

Этот прекрасный аят свидетельствует озаконности великого предписания, которое Аллах сделал милостью длямусульманской общины. Этим предписанием является позволение очищатьсяпеском, и мусульманские богословы единодушны по этому поводу. Хвала жеза это надлежит одному Аллаху.

Для очищения песком можно использоватьчистую землю и любой чистый грунт, независимо от того, есть на немпесок или нет. Однако существует мнение, что для очищения пескомследует использовать только грунт, на котором есть песок, потому что ваяте об омовении из суры “Трапеза” говорится: “Если же вы больны илинаходитесь в дороге, если кто-либо из вас пришел из уборной или если выимели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то очиститесь чистойземлей и оботрите ею ваши лица и руки” (5:6). Если же на грунте нетпеска, то им невозможно обтереть лицо и руки. Обтирать песком следуетвсе лицо и руки до запястий, о чем свидетельствуют достоверные хадисы,причем желательно прикасаться руками к земле всего один раз, чтоподтверждается хадисом Аммара. Из этого аята также следует, что приочищении песком в состоянии полового осквернения, как и в другихслучаях, достаточно обтереть только лицо и руки.

Из этого откровения также следует, чтообтирать лицо и руки обязательно полностью, что разрешается очищатьсяпеском, даже если время намаза не истекает, и что искать водуобязательно только после наступления времени намаза. А лучше всего обэтом известно Аллаху.

В конце этого аята Аллах упомянул свои прекрасные имена -Снисходительный и Прощающий. Он прощает своим верующим рабам многиепрегрешения и облегчает для них религиозные предписания самымсовершенным образом, дабы религиозные обязанности не былиобременительными для рабов и не ставили их в затруднительное положение.

Снисходительность и всепрощение Аллахапроявляются в том, что Он смилостивился над мусульманами и позволил имочищаться песком вместо воды, если они не в состоянии очиститься водой.Его снисходительность и всепрощение также проявляются в том, что Онраспахнул для грешников ворота покаяния, призвал их покаяться в грехахи обещал простить кающимся любые прегрешения. Его снисходительность ивсепрощение также проявляются в том, что Он прощает правоверномупрегрешения даже величиной с землю, если он предстает перед Ним, неприобщая к Нему сотоварищей.

Количество записей: 111

Здравствуйте! После поездки к иконе "Неупиваемая Чаша" в Серпуховский монастырь я стала читать акафист этой иконе. Узнала, что читать нужно 40 дней. В молитве упоминала несколько имен страдающих недугом пьянства, в том числе и имя мужа моей подруги. Сейчас он стал еще больше пить, обстановка в семье накаленная. Что делать, продолжать читать акафист? Можно ли заочно получить благословение священника на чтение данного акафиста?

Ирина

Ирина, на чтение акафиста Вам нужно было взять благословение сразу, в храме. В этом случае Вы бы молились не надеясь только на свои силы, а с помощью Божией. Священник является проводником благодати Божией. Поэтому когда берут благословение, прикладываются не к руке священника, а к Руке Господа. Допустим, нам хочется получить Божие благословение, а как мы узнаем, благословил Он или нет? Для этого Господь оставил на земле священника, дал ему особую власть, и благодать Божия нисходит на верующих через священника. Кроме того при личном общении Вы сможете задать батюшке все Ваши вопросы по поводу того, на что берете благословение. И священник посоветует, что будет полезно именно Вам. Через интернет можно дать только общий совет, но получить благодать, а также услышать от батюшки что-то конкретное можно только в храме.

иерей Владимир Шлыков

Батюшка, простите за вопрос. Отец ребенка оставил нас, когда сыну было 4 года. До исполнения 18 лет с сыном не общался, не помогал. Ни в чем его не виню. Все мне по грехам. Когда он появился, сын очень радовался, но отец очень неблагополучный, наркоман и азартный игрок, он пытался снова с нами жить семьей, но потом вновь уехал от трудностей. Сын потерял работу, бросил институт и до сих пор не восстановился от стресса потери отца. Когда отец ему писал или звонил, сыну становилось морально и физически плохо. Имею ли я право запретить сыну общаться с отцом, ему лучше без него, сыну 23 года. Я боюсь, что учу его неверно, нарушается заповедь "почитай отца и мать". Хотя он соглашается, что так ему лучше.

Евдокия

Евдокия, запретить Вы сыну уже не можете – он взрослый человек и все решает сам. Вы можете только советовать, но смотрите, чтобы Ваши советы не набили ему оскомину. Почитать отца – значит не злословить его и молиться о нем.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, батюшка, у меня несколько вопросов. Я слышала, что если родители не венчанные, то на том свете они не смогут встретиться друг с другом и со своими детьми. У меня очень много грехов, в моей жизни был алкоголь, наркотики, аборты, я делала очень много ужасного... Мне 21, сейчас я полностью изменилась в хорошую сторону, у меня маленькая дочка, живу без мужа. Очень хочу очиститься от всех своих грехов, возможно ли это? Стать, как бы сказать, чистой перед Богом?

Здравствуйте, Юля. Мы призваны к святости, но должны сознавать, что свят Один Господь. Мы должны понуждать себя к осуществлению святости в своей жизни, это цель, ради которой сотворен человек. Никакого времени не хватит на осуществление этой цели, поэтому Бог дает человеку вечность. А чтобы мы могли войти в вечность, дает Самого Себя. Он пришел не праведников спасти, а призвать грешников к покаянию. Кающийся грешник, борющийся со своими страстями, принуждающий себя к жизни по Евангелию - вот тот, кто милостью Божией входит в Царство Небесное. Следуйте за Церковью Православной, руководствуйтесь ее учением, и не теряйте надежду. На «том свете» мы встретим всех, и родных, и тех, кого оскорбили, никуда не денемся. А вот продолжения брачных союзов в жизни вечной не будет. Не следует никак себе представлять ту жизнь, она непредставима. В нашем земном опыте нет ни соответствующих слов, ни понятий, чтобы ее выразить и понять. Оставим это. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день. Умерла бабушка - моя теща (жену похоронил два месяца назад), она вырезала из православной газеты образы святых, Господа Бога, Богоматери, ставила рядом с иконами и молилась.Что можно с этими вырезками сделать? Иконостас у меня маленький - ничего не войдет. Куда положить ее нательный крестик? И еще вопрос: если немного выпил, 1-2 бутылки пива, можно ли помолиться за усопших (жену,родителей)? Дойдет ли эта молитва до Господа Бога? В храм идти не могу, молюсь дома, как умею - после ДТП не заросли переломы костей ног, пока на коляске.

Валерий

Здравствуйте, Валерий. Священные изображения, даже если они просто вырезаны из газеты, выбрасывать нельзя, надо их сжечь, а пепел закопать в непопираемом ногами месте или в реку пустить. Нательный крестик надо было оставить на шее у покойной. Но, раз этого не сделали, можете пожертвовать его нуждающемуся. Молитва - это обращение к Богу, перед которым все согрешили, и которым все движется и существует. Наверное, к светскому начальнику Вы не пойдете просить о чем-нибудь, выпив пива? Воздайте же Царю Небесному, по крайней мере, не меньшее уважение, чем земному начальнику. Послушайте вот эту аудиокнигу: http://predanie.ru/audio/jitija_i_tvorenija_svjatih/prepodobnii-isaak-sirin/ . Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка. У меня следующие вопросы. 1. Иисус Христос. Он существовал всегда вместе с Богом Отцом и Святым Духом, или появился при рождении от Богородицы? 2. Я недавно начал ходить в церковь, около 2 лет. У меня грех пьянства, который не могу одолеть. Пью пиво каждый вечер. И на исповеди говорил про это, и причащаюсь, но всех успехов, разве что перерыв иногда в неделю, перед причащением, получается. Что посоветуете?

Алексий

Здравствуйте, Алексий! 1.Евангелие от Иоанна начинается словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Бог Слово – Сын Божий Иисус Христос. Вот как толкует эти евангельские слова А.П. Лопухин: «В начале было Слово». Этими словами евангелист обозначает вечность Слова. Уже выражение «в начале» ясно указывает на то, что бытие Логоса совершенно изъято от подчинения времени, как форме всякого тварного бытия, что Логос существовал «прежде всего мыслимого и прежде веков» (свт. Иоанн Златоуст)». 2. С недугом пьянства нужно бороться с Божьей помощью. Съездите в Серпуховский Введенский монастырь к чудотворной иконе Богородицы «Неупиваемая Чаша». Отслужите молебен перед этой иконой, возьмите воды с молебна. Эту воду можно будет с молитвой пить каждый день и просить Божию Матерь о помощи.

иерей Владимир Шлыков

Уважаемый священник, подскажите. Дело вот в чем: мне 15 лет, и у меня хорошие родители, но я с ними очень плохо общаюсь, часто ссоримся, отец выпивает. В общем, я не хочу с ними жить, но, сами понимаете, что беспомощность в моем возрасте огорчает. Я и сам не понимаю, почему я так решил, но эта мысль твердо сидит у меня в голове. В мире много зла, технологический прогресс меня не радует, хочется жить простой жизнью, подальше от всего этого. Пожалуйста помогите советом. Хочу в монастырь.

Моисеев Ян

Ян, если у Вас есть желание жить в монастыре, то надо себя испытать, попробовать пожить там месяц-другой или больше. Поживете, посмотрите, а там будет видно, подходит для Вас монастырская жизнь или Вам лучше искать свой путь в миру. Само по себе Ваше желание хорошее, но нужно себя проверить.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Помогите, пожалуйста, советом. У нас с мужем у по второму браку. Причина распада семьи - измены супругов. От предыдущих браков осталось по сыну, у нас родилась с мужем дочка, сейчас ей всего три месяца. Отношения наши после рождения ребенка изменились до неузнаваемости. Мой муж все время помогает своей бывшей жене, объясняя это тем, что он это делает ради сына, но помощь эта доходит до абсурда, может сидеть у них целый день, а я дома с грудным ребенком. Плюс мой муж очень любит праздники, гуляет так, как будто в последний раз. Если выпивает, становится агрессивным, мучает меня нравоучениями. Я молюсь за нашу семью все время, но уже начались ссоры, оскорбления, один раз я не выдержала и ударила его, он дал сдачи, это безумие какое-то! На людях он любящий муж, дома - все в точности наоборот. У меня уже приходят мысли, что, может, это я такая плохая жена, не мудрая, может, мне не дано строить отношения с мужчинами? На отца своего я никогда тоже не могла положиться, может, мой удел - это одинокое материнство? И стоит ли сохранять такой брак, и как, если да? Очень жду совета. Заранее спасибо, Храни Вас Бог.

Ольга

Оля, несмотря на то, что у вас с мужем уважительные причины для развода в первых браках, создать новую семью совсем непросто. Вы ничего не сказали о том, например, сколько временп прошло у вас после развода. Если менее 2-х лет, то прошлое еще не забыто… и человека туда тянет. Ушел из семьи юридически, а душой еще в прошлом. Иногда новые браки заключаются в пику супругам, в попытке доказать свою состоятельность самому себе. А у нового супруга тоже свое прошлое. В моей рубрике «Моя крепость» на сайте и в моем ЖЖ http://clerical-x.livejournal.com/ скоро появится статья «Жена с прицепом» - она о супругах с детьми от первого брака и проблемах, связанных с этим. Не спешите с «одиноким материнством». Почитайте, подумайте, напишите.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте. Я совершила ужасный поступок. На работе был праздник, все выпили, потом поехали в кафе. Что происходило дальше, я практически не помню, в чем сама виновата. Помню, что один коллега начал ко мне приставать, мы целовались, дальше я ничего не помню. Я боюсь даже подумать о том, что у нас с ним могло с ним что-то быть, очень надеюсь, что ничего не было, но сам факт происходившего... Я не знаю, как мне жить дальше, этот поступок меня разъедает, считаю себя мерзким существом после всего этого, нахожусь в сильном унынии, что мне делать?

Ольга

Дорогая Ольга, не надо впадать в уныние и отчаяние, пойдите в храм, исповедуйтесь и на будущее стремитесь жить воцерковленной жизнью - приучите себя к ежедневной утренней и вечерней молитве, ходите каждое воскресенье в храм, читайте ежедневно Евангелие и духовную литературу. Тогда с Вами и не случатся события, о которых Вам потом будет страшно вспоминать. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте батюшка! Помогите! От меня ушел муж к другой девушке (мы не венчаны). У нас ребеночек маленький. Скажите, пожалуйста, имею ли я право молится, чтобы он вернулся в семью, если да, то как? И еще он стал совсем неуправляемый, делает что хочет, стал пить, курить и иногда употреблять легкие наркотики. Как мне за него помолится, чтобы он одумался? Я его очень люблю, он резко очень изменился, я желаю ему добра, как мне помолится за него?

Марина

Марина, Вы можете молиться за своего мужа в храме в воскресный день. Это самое важное. Дома тоже можно ежедневно упоминать его в утренних и вечерних молитвах. Можно почитать акафист Святителю Николаю Чудотворцу. Но… вернется к Вам «неуправляемый» муж, и что Вы будете делать? Куда бежать от него, когда он под воздействием наркотиков будет опасен для Вас и ребенка? Не считать ли милостью Божией то, что он ушел от Вас "воспитывать" другую девушку? Вот поживет она с ним, и тоже, даст Бог, вспомнит о Господе. Не себя ли Вам жалко? Что остались одна с ребенком, что это тяжело и физически, и финансово, что обидно быть преданной? Не бойтесь! Идите в храм на исповедь, исправляйте ошибки: выбрали не того, с кем можно было жить и от кого надо было рожать. Теперь нужно пройти путь скорби, но Бог не оставит. Не унывайте! И не просите у Него того, что не сможете понести.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, батюшка! Помогите советом. С мужем венчаны, но прошла уже, кажется, любовь. Постоянно ругаемся, не понимаем друг друга. Муж мне совсем не помогает с двумя детьми, ни морально, ни материально. За 10 лет ни разу не принес зарплату. У него нет постоянной работы, нигде не держится и месяца, и уходит, не получив расчета. Вот так я живу. Слава Богу, помогает мама (практически сидим у нее на шее), а то бы с ним пошла по миру с протянутой рукой. У меня нет к нему ни грамма уважения и нет ему веры никакой. Он мне постоянно врет во всем. Он вообще по натуре очень лживый человек. Я его сначала очень сильно любила, но потом сплошные разочарования, и теперь кажется, что уже просто ненавижу. У него очень много пороков. Он выпивает, и довольно часто. Как он мне противен, когда пьяный, не передать словами (как будто не он рядом, а бес). Пьяным может мне изменить, может, и изменял. Я говорю - надо, пока не поздно, каяться в грехах - но он не хочет, говорит, все грешные. Я готова ему все простить, если бы он приносил домой немного хотя бы денег, чтобы обеспечивать детей. А он говорит, что мне от него только и деньги-то нужны. Хотя мне не давал ни копейки, он если и получал, все пропивал. Батюшка, подскажите что делать, как жить с таким человеком, ведь я его не уважаю совсем и не верю ему ни в чем. Спасибо!

Лилия

Лилия, когда Вы выходили замуж, Вы не видели его недостатков и пороков? А если видели, почему не задумались? Что заставило Вас совершить такой опрометчивый поступок? Надо делать работу над ошибками. Подумайте, напишите об этом. Отсылаю Вас в мой ЖЖ: http://clerical-x.livejournal.com/. Найдите там материал «Раба любви» - о психологической зависимости от отношений. Читайте Евангелие внимательно, идите на исповедь в храм. И следите за рубрикой «Моя крепость» на нашем сайте.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, батюшка! Снова обращаюсь к Вам за советом. Считается ли грехом приступать к чтению вечернего молитвенного правило после употребления (например, за ужином) небольшого количества алкоголя (пива или вина)? Понятное дело, что в состоянии сильного алкогольного опьянения это безусловно греховно.

Алексей

Нет, Алексей, несмотря на возлияние за ужином, молиться все же надо. Если и выпить на ужине, и потом еще не помолиться совсем, то на кого же мы станем похожи? Старайтесь, пожалуйста, не оставлять молитву ни при каких обстоятельствах.

игумен Никон (Головко)

Благословите, батюшка! У меня муж неверующий. Посссорился с нашим сыном, и теперь ежедневно посылает в его сторону такие проклятия, что страшно повторить. Посоветуйте, как мне быть, и какие молитвы лучше читать? А поссорились из за того, что сын пьет. Заранее благодарна и многая лета Вам!

Анна

Анна, проклятий бояться не надо, слава Богу, Господь не дает человеку такой силы, чтобы все его необдуманные и сказанные в запальчивости слова сбывались. А молиться за них Вам, конечно, надо: просите у Бога мира для Вашей семьи, Он Вашу молитву обязательно услышит и исполнит. И конечно же, если сын крещеный, подавайте в храм поминания на Литургию о его здравии, это будет удерживать его от крайних состояний.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка. Спасибо Вам большое за Ваши ответы. У меня такой вопрос: если человек "зашивается" от пьянства, т. е. с помощью физического воздействия (под кожу вшивается препарат, который действует определённое количество времени - 1 год, 5 лет) перестаёт пить, является ли такой способ избавления от пьянства грехом?

Светлана

Светлана! Это очень известный способ, но он является лишь подспорьем для человека, зависимого от алкоголя. Пьянство – болезнь не только тела, но и души. Многое зависит от образа жизни, друзей, места работы, от покаяния в грехах, разумеется! Порой, отказавшись от прежней жизни, человек может избавиться от недуга и без «торпеды».

протоиерей Максим Хижий

Батюшка, здравствуйте! Простите, что отнимаю Ваше время и пытаюсь как-то разрешить свою проблему. С мужем живем в браке уже 25 лет. Брак наш венчанный. Супруг - большой любитель выпить. Начиналось с малого, а потом его запои стали доходить до 2-х недель. Пробовал кодироваться на 3 года. Но по истечении 3-х лет все началось сначала. Сейчас он уже, скорее всего хронический алкоголик. Три дня пьет, четыре трезвый. И так каждую неделю. Сам по себе он не дебошир, не бьет и не ругается, но постоянно пьет. Он, если можно так сказать, тихий алкоголик. Нормальной, спокойной семейной жизни не получается. Я постоянно раздражаюсь, стала очень нервной. Пробовала с ним разговаривать, уговаривать, ругаться, выливать его заначки. Он вроде все понимает, что это плохо, даже ходит в церковь, причащается, но все равно делает по-своему. Даже после причастия, на следующий день приходит выпивши. Лечиться наотрез отказывается. Сыну уже 21 год, слава Богу, пока примеру отца не следует, но что будет дальше, не знаю. Посоветуйте, пожалуйста, что делать. Все бросить и развестись, потому что сил больше нет терпеть, или нести свой крест до конца и терпеть, ведь мы же венчанные? Заранее, большое спасибо за ответ.

Светлана

Здравствуйте, Светлана! Конечно, развестись можно (одним из оснований к расторжению церковного брака является медицински засвидетельствованный хронический алкоголизм), но что это исправит? "Кодирование" с помощью гипноза не одобряется Церковью и может привести к усугублению порока. Если Ваш муж – верующий человек, предложите ему съездить в г. Серпухов Московской области к чудотворной иконе Пресвятой Богородицы Неупиваемая Чаша. Закажите за мужа сорокоуст, закажите молебен, возьмите с собой воды с этого молебна. Пусть муж пьет эту воду и просит Бога и Богородицу о помощи. Главное, чтобы он сам захотел бороться со своей страстью. Вы тоже усильте молитву за него. С Божьей помощью все возможно. Помоги вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! У меня такая ситуация, я ещё молод, встречаюсь с девушкой почти год, со времени, как начали встречаться, она уже крещёная и ходила со мной пару раз в храм (сам при боге с 5 лет, хотя уже не так часто и усердно прихожу к Нему). Можно будет сделать из неё православную? И возможно ли такое? Отняв то, что она неверующая, она очень хороший и добрый человек, но у меня очень часто сомнения насчёт неё, и порой хочу прервать отношения, но пока не могу, а ведь будущее не за горами, а я не хочу сделать не тот выбор, думаю буквально о всех мелочах наперёд. Отец у неё тоже хороший человек, но попивает часто после работы, чтоб расслабиться, а ведь если бы был ребёнок, то я бы не дал его даже на время такому тестю, который пьёт и местами матюкается. Как мне быть с ней? Порвать отношения или подождать какое-то время? Спасибо.

Павел

Здравствуйте, Павел! Для начала определитесь в своих чувствах к этой девушке, любите ли Вы ее. Поговорите со своей избранницей о том, что Вы человек верующий и в будущем хотите создать православную семью. Ведь даже уклад жизни православного человека отличается от жизни обычных светских людей. Будет ли она вместе с Вами соблюдать посты, ходить регулярно в храм, воспитывать в вере детей. Посмотрите не на отца, а на маму: девушки часто в поведении повторяют своих матерей. Посоветуйтесь со своим духовником, он подскажет, подходит ли Вам эта девушка. Ну и наконец, хорошую жену надо уметь воспитать. Ведь как Христос – Глава Церкви, так и муж должен быть главой жены, быть мудрым и уметь наставить свою супругу на правильный путь.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. Недавно, в возрасте 63 лет, у меня умер папа. Крещение он принял осознанно в 40-летнем возрасте, но в церковь не ходил. Говорил, что ему там плохо, что с детства чувствовал себя там неуютно, что-то типа страха. Да и спина у него всегда сильно болела, он не мог долго стоять. Не знаю, всегда ли после крещения, но, по крайней мере, последние лет десять постоянно носил нательный крест. Молитв, думаю, он не знал, хотя, может, и ошибаюсь. Но практически каждый день подходил дома к иконам, крестился, о чём-то просил Бога. Последнее время мне казалось, что он всё больше духовно приближается к Богу. Но в то же время отдаляется от него в поступках: страдал грехом винопития. Умер он (был трезв) скоропостижно, от инсульта. О чём я теперь очень сожалею, если бы он хоть несколько дней полежал, может, мы смогли бы пригласить в больницу или домой священника. Но, значит такова была воля Божья. Может ли иметь надежду на спасение душа человека, который к Богу обращался, но в храм не ходил? Как молиться за него?

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте, батюшка. Подскажите, пожалуйста, мы с мужем венчаны, часто ругались из за его постоянных пьянок с друзьями, мне не хватало его внимания, я часто ему об этом говорила, но безрезультатно. У нас маленькая дочь. В общем, при одной из наших ссор, муж во второй раз поднял на меня руку из за моего оскорбления в его адрес (в чем я очень виновата). После этого я не в первый раз ушла от него к родителям. Почти 6 месяцев мы не общались, да и попытки к примирению были по пьяни. Я думала, что уже все, разведемся. В это время я встретила своего бывшего молодого человека, который начал писать мне, звонить. В итоге перед отъездом мы с супругом решили поговорить, и поняли, что нам лучше попробовать все сначала. Теперь мы вместе, и на исповеди я не знаю, как в этом покаяться, подскажите, пожалуйста?

Мадина

Здравствуйте, Мадина. Лучше всего рассказать так, как есть. Без подробностей, конечно. Основной «сюжет». С покаянием в тех страстных желаниях и действиях, которые все это сопровождали. Чем меньше мудрствования, тем искреннее покаяние.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка! Помогите советом. Муж пьет. Достаточно часто: каждый день. В основном водку (целую бутылку). Становится агрессивным, пугает детей, что бы я ни сказала, орет, унижает меня перед детьми, находит любой повод ерундовый (типа пыли на карнизах), как одержимый. Утром извиняется, говорит, что любит. Но потом снова напивается, и все повторяется. Я больше переживаю за детей. Им приходится все это видеть и слышать, они очень боятся его в такие моменты. Вспышки агрессии такие внезапные, что они аж вздрагивают. Брак у нас венчанный, ездили в Серпухов к иконе, читала молебен 40 дней... Лучше не становится. Как быть?

Наталья

Здравствуйте, Наталья. Любовь, так же как и желание не пить, осуществляется действиями, а не словами. Слова могут быть правильными, а действия противоположными. Говорит «люблю», а сам оскорбляет и беснуется - где тут любовь? Если бы не дети, то можно было бы и потерпеть, ради смирения, а в Вашем случае это не годится. Если муж не желает понуждать себя к исправлению, можно оставить такого мужа.

иерей Александр Белослюдов

Батюшка, помогите, что мне делать? Брат пьет. Год не пил, и опять сорвался. Лечиться отказывается. А у меня душа болит за него. Мама умерла, и вот я боюсь за него, вдруг и он умрет.

галина

Галина, конечно, по горькому опыту понимаешь, что если пьющий человек не считает себя больным, нуждающимся в помощи, то помочь ему очень и очень трудно. Постарайтесь убеждать брата, что пьянство – это страшный недуг, добровольное безумие, именно поэтому пьяницы не наследуют Царствие Небесное. Поможет брату и усиленная молитва о нем: подайте за него в храме сорокоуст или записку на так называемую «неусыпаемую» Псалтирь – это поможет ему немного освободиться от бесовского насилия и услышать Ваши разумные слова.

игумен Никон (Головко)

назад
CTRL ←
2

М ир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

К сожалению, высокая статистика гласит о том, что довольно часто настигает смерть наших сограждан, умерших от передозировки алкоголя и наркотиков. Отсюда возникает вопрос: Можно ли отпевать таких людей? Не является ли в таких случаях смерть самоубийством?

Т акже о. Александр попутно предлагает разобраться в следующих вопросах: Можно ли молиться за кремированных усопших? Говорят, что молятся только за тех, кого предали земле, что только такое погребение Богу угодно. Это правда?

Отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Е сть такое понятие — презумпция невиновности, этот юридический термин обозначает особый подход по отношению к определению вины подозреваемого в преступлении человека. Он считается невиновным до тех пор, пока его вина не доказана. Думаю, это справедливо не только в юриспруденции, но и в жизни. Поэтому, если есть малейшая возможность предположить невиновность человека, я предпочитаю так и делать. Предпочту это делать и по отношению к тем, кто упомянут в вопросе: если есть малейший повод предположить лучший из возможных вариантов, я его и предполагаю. Если есть повод считать, что человек сознательно не стремился к смерти, то я на этот повод и опираюсь.

Именно намерение человека в данном случае является решающим фактором: ведь не считаем же мы самоубийцей, к примеру, Александра Матросова, грудью закрывшего амбразуру вражеского дзота. Он понимал, что идет на верную смерть, но делал это не по причине усталости от жизни, а ради спасения жизней своих соотечественников. Поэтому поступок его — не самоубийство, а самопожертвование.

Печальной реальностью нашей жизни являются случаи смерти вроде бы верующих, вроде бы крещеных людей, от далеко не православного образа жизни. Но не думаю, что горький пьяница пьет с намерением поскорее покончить с жизнью, для этого есть другие, более быстрые и более надежные способы. Такой человек, учитывая его намерение, — не самоубийца, а жертва. Жертва собственной страсти, которой он не в силах противостоять. То же самое и наркоман: он употребляет наркотик не ради приближения своей смерти, а сначала — ради кайфа, а затем — чтобы снять «ломку», избежать боли. Я не вижу в этом умысла на самоубийство.

Да, он безвольный, да, несчастный, да, часто опустившийся человек и преступник, но не самоубийца. Говорят, бывает, что передозировка устраивается специально — так называемый «золотой укол», однако же чаще такое случается непреднамеренно, когда наркоману попадается не так сильно, как обычно, разбавленный порошок.

Короче, сам по себе факт смерти, в результате перепоя или передозировки, без каких-то дополнительных сведений (предсмертной записки, к примеру) не является основанием для утверждения о самоубийстве человека. Умершие такой смертью нуждаются не только в отпевании, а в усиленных молитвах о прощении грехов и упокоении души, потому что их образ жизни внушает серьезные опасения за их посмертную участь.

— Можно ли молиться за кремированных усопших? Говорят, что молятся только за тех, кого предали земле, что только такое погребение Богу угодно. Это правда?

— Нет, молиться за усопших можно и нужно, каким бы образом они ни были погребены. Другое дело, что способ погребения у представителей различных религий может быть разным, и в этом отношении способ погребения может свидетельствовать о вере.

Известно, что индуисты своих умерших сжигают, — естественно, за них мы молиться не можем. А вот, к примеру, святой Поликарп Смирнский был сожжен за отказ приносить жертвы идолам, и это нисколько не препятствует нам не то что молиться за него — к нему самому обращаться за молитвенной помощью.

Способ погребения имеет значение не для Бога и не для умерших, а для нас, живущих. Предание земле чрезвычайно символично, оно рождает в нас ощущение посеянного зерна. Зерно бросают в землю, но это только видимость его смерти, а на самом деле — начало роста этого зерна и преображения его в нечто несравнимое с его прошлым существованием — в живой и обильный дарами колос. Подобно зерну, земле предается наше тело, которое апостол Павел называет «душевным», а восстанет из земли на Страшный Суд тело духовное, преображенное и намного более, чем сейчас, пропитанное жизнью. Поэтому Церковь и отдает предпочтение захоронению, как наиболее поучительному для нас способу погребения».