Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Функции антонимов в речи. Лекция: Роль антонимов в речи

Урок русского языка 5 класс, по учебнику Ладыженской Т.А. Тип урока "Открытие новых знаний". Урок разработан в соответсвии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Роль антонимов в речи»

Тема урока «Роль антонимов в речи»

Цель познакомить учащихся с понятием «антонимы», с местом антонимов в речи.

Задачи:

Научить распознавать антонимы;

Раскрыть роль антонимов в речи;

Повторить и систематизировать понятие «синонимы»;

Развивать:

    умения применять новые знания на практике;

    познавательный интерес учащихся к внешней оболочке слова и его значению;

    орфографическую зоркость;

    речь учащихся;

    умение строить речевые высказывания, контролировать и оценивать результаты деятельности;

    коммуникативные навыки.

Планируемые результаты:

1)Предметные: знать содержание понятия «антонимы», смысловые и стилистические различия антонимов; о словаре антонимов; подбирать антонимы к данным словам, использовать антонимы в речи.

Личностные:

Способность к рефлексии.

Регулятивные:

Уметь формулировать цель деятельности;

Умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

Умения контролировать и оценивать свои действия, проявлять инициативность и самостоятельность;

Вносить необходимые коррективы в действие, высказывать свое предположение.

Познавательные:

Умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям;

Строить логическую цепь рассуждения.

Коммуникативные:

- умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

Принимать на себя ответственность за результат своих действий;

Наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Тип урока: открытие новых знаний.

Я согласен с Анной Владимировной. Антонимы, обозначая противоположные значения, помогают лучше выразить нашу мысль. Эти лексические средства делают нашу речь более яркой, выразительной.

В тексте В.Пескова они есть: «хорошие и плохие» люди. Существуют ещё и контекстуальные антонимы, такие, которые выражают контрастное значение только в этом тексте. Мне кажется, что контекстуальными будут такие антонимы: "… сказка заставляет… тревожиться, радоваться". На самом деле антонимом к слову «радоваться» будет слово «грустить», но в тексте В.Пескова эти слова имеют противоположное значение, потому что показывают контрастные эмоции.

Без антонимов наша речь была бы намного беднее. (учебно-методическое пособие «Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации 2010» по ред. Н.А.Сениной)

Роль антонимов в художественном тексте.

Антонимы – это слова одной части речи, имеющие противоположное значение. Умелое использование антонимов придаёт художественной речи особую остроту. Какие антонимы нахожу в этом тексте?

Во- первых, в предложении 6 « Войска идут день и ночь » антонимы помогают писателю показать полноту охвата явлений, широту пространственных и временных границ.

Во – вторых, в предложении 16 нахожу антонимы, которые обрели устойчивый характер, стали фразеологизмом: « ни взад ни вперед ».

Таким образом, можно сделать вывод, что к антонимам автор обращается для достижения эмоциональности речи.(85 слов)

Зачем в художественном тексте используют синонимы.

Синонимы – слова одной части речи, близкие по значению, но различные по написанию, кроме того отличающиеся оттенками значения или стилистической окраской. Детский писатель Корней Чуковский призывал товарищей по перу шире использовать синонимию русского языка. Какие синонимы встречаю в этом тексте?

Во-первых, для более точного выражения мысли в предложении 3 автор использует синонимы: «Герой сел на мокрый, еще влажный от росы песок».

Во-вторых, в предложении 8 нахожу синонимы, которые используются для усиления эмоциональной окраски слова: «Ну, сказанул ты, ну, брякнул!»

В-третьих, в предложении 20 для избежания неоправданного повтора одного и того же слова А.Чирве использует синонимы: «После этого она затосковала, села на лавку и пригорюнилась»

Таким образом, могу сделать вывод, что синонимы делают нашу речь яркой, эмоциональной, помогают точнее выразить мысль.(119 слов)

Роль сравнений в художественном тексте и способы их выражения.

Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Сравнения в художественной и публицистической речи имеют большое значение. Они выделяют, подчеркивают предмет или явление, обращают на него особое внимание. Способы их выражения различны. Какие же примеры сравнений встречаем в этом тексте?

Во-первых, в предложении 6 растрепанные волосы девочки сравниваются с волосами мальчишки (« как у мальчишки»). Это сравнение выражается оборотом со сравнительным союзом.

Таким образом, роль сравнения в речи велика: оно придаёт ей образность и особую поэтичность.(132 слова)

Роль эпитетов в художественном тексте.

Среди разнообразных тропов часто встречаются эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными в полной форме или наречиями. Какие эпитеты нахожу в этом тексте?

Во-первых, в предложении 6 украденный кошелёк Аленка называет « злосчастным »; в предложении 20 нахожу эпитет «обиженная душа », а в предложении 21- « чумазый мальчонка». Все эти эпитеты относятся к разряду изобразительных. Они помогают живо и наглядно рисовать предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел писатель, создавая произведение.

Во-вторых, в предложениях 13 и 32 нахожу эпитеты, выраженные качественными наречиями: « Она обессиленно села на корточки » и «… мальчишка просветленно улыбнулся». Эти эпитеты помогают живописно описать действие.

Таким образом, эпитеты позволяют сделать нашу речь ярче, эмоциональнее.(121 слово)

Роль гиперболы в художественном тексте.

Гипербола - образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-то предмета, явления. Гиперболизация - излюбленный стилистический приём Н.В. Гоголя и В.В. Маяковского. Какие гиперболы мы встречаем в этом тексте?

Во-первых, в предложении 9 нахожу гиперболу: «…и небо, и Селигер померкли от частого дыма». При помощи этого яркого тропа автор создаёт страшную картину варварского отношения к природе.

Во-вторых, в предложении 17 встречаю индивидуально-авторскую гиперболу: «…гром тысячи ружей, объединённых в единое человекоружьё», приставленное прямо к сердцу природы. Эта гипербола позволяет нам воочию ощутить ту страшную картину, которую описывает А. Приставкин.

Таким образом, гиперболы в этом тексте решают важную роль: они позволяют нам, читателям, образно представить события той ночи на Селигере.(114 слов)

Роль метафор в художественном тексте

Сам термин «метафора» означает перенос названия предмета на основании сходства. Ещё Аристотель заметил, что «слагать хорошие метафоры - значит подмечать сходство». Какие метафоры нахожу в этом тексте?

Во-первых, в предложении 11 метафора «…крыши домов горели золотом» построена на основании сходства предметов в цвете, что особенно часто используется при описании предметов.

Во-вторых, в предложении 26 присутствует метафора «…по городу гуляла смерть». Этот троп позволяет осознать, ярче представить, что натворили фашисты в городе.

Таким образом, могу сделать вывод, что всякая метафора придаёт художественному тексту выразительность и эмоциональность.(Слов 90)

Роль цитаты в публицистическом тексте.

Публицистический текст, используемый в газетах, журналах, передачах радио и телевидения, характеризуется определёнными языковыми средствами и приёмами. Одним из них является цитирование, которое вводят в выступления. Цитата - это дословно переданная речь. Какую же роль она играет в этом тексте?

Во – первых, А. Чирве для определения рассказа, как жанра, берёт цитату В. Белинского, отмечающего в предложении 6, что, в отличие от романа, рассказ в тесные рамки вмещает такие события, которые « в одном мгновении сосредотачивают столько, сколько не изжить и в века». Эта цитата позволила автору чётко и авторитетно дать жанровую характеристику рассказа.

Во-вторых, цитата Л. Леонова в предложении 14, уподобившего рассказы А.П. Чехова большим старым звёздам, в которых «весит тонны каждая строка такого плотного словесного вещества », введенная автором в текст, оживила высказывание, сделала его эмоциональным.

Таким образом, цитаты в публицистическом тексте просто не обходимы: они делают его ярче, привлекают внимание читателей и слушателей.(134 слова)

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР В РЕЧИ

Лексический повтор в речи (письменной и устной) ученика говорит о его малом словарном запасе. А лексический повтор в речи писателя или поэта становится средством создания яркого поэтического или прозаического текста.

А вот в предложении 23 и 24 автор трижды использует слово «жизнь», тем самым, во-первых, усиливает значение этого слова, а во-вторых, придает тексту яркость. Если бы Песков заменил это слово синонимом «жизнедеятельность» или «жизненный процесс», то текст потерял бы свою необычность и экспрессивность.

Таким образом, могу сделать вывод, что лексический повтор обладает сильным эмоциональным воздействием на читателя, слушателя.(105 слов)

Зачем писатели используют в своих произведениях перифраз?

Перифраз - это описательное выражение, употребляемое вместо того или иного слова. Его отличает яркая эмоционально-экспрессивная окраска. Какие перифразы нахожу в предложенном тексте?

Во-первых, в эссе, посвященном Пушкину, встречаю перифразы, которые выполняют в речи смысловую функцию, помогая автору, рассуждая о поэте, не повторяться. Вот в предложении 13 С. Залыгин не говорит «Пушкин», а использует перифраз «солнце русской поэзии», а в предложении 16 называет его «великим учеником Жуковского».

Во-вторых, в предложении 26 нахожу перифраз «…унылая пора! Очей очарованье!». Здесь данный троп, заменяющий слово «осень», образно характеризует это время года.

Таким образом, писатели используют перифраз для того, чтобы, говоря словами М.В. Ломоносова, «…о всякой данной материи красно говорить…».(112 слов)

Роль публицистического стиля в речи

Публицистика – это стиль речи, применяющийся в общественно-политической сфере жизни. Он используется в газетах, журналах, в передачах радио и телевидения, в выступлениях на собраниях и митингах. Это стиль общественных деятелей, журналистов, писателей-публицистов. Роль публицистики в речи очень велика. Убедимся на примере этого текста.

Во-первых, публицистический стиль речи служит для того, чтобы сообщить информацию о жизни страны. В предложении…(Вставляю пример)

Во-вторых, публицистика помогает воздействовать на массы, сформировать определённое отношение к общественным делам, сформировать гражданскую позицию. В предложении…(Вставляю пример)

Таким образом, могу сделать вывод о том, что публицистический стиль речи, служащий для освещения актуальных тем общественно-политической жизни, очень важен в жизни.(101 слово)

Раскрыть противоречивую сущность предметов, явлений, качеств помогает правильное употребление антонимов в речи. Антонимы являются важнейшим средством создания антитезы (гр. antithesis - противоположение) - стилистической фигуры контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний: Ты и убогая , ты и обильная , ты и могучая , ты и бессильная , матушка Русь (Н.).

По структуре антитеза может быть простой (одночленной) : У сильного всегда бессильный виноват (Кр.) и сложной (многочленной): И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе , ни любви , и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови (Л.). В сложную антитезу вовлечено несколько антонимических пар.

Противоположен антитезе прием, состоящий в отрицании контрастных признаков у предмета: В бричке сидел господин, не красавец , но и не дурной наружности , не слишком толст , не слишком тонок ; нельзя сказать, чтобы стар , однако ж и не так, чтобы слишком молод (Г.). Такое нанизывание антонимов с отрицанием подчеркивает заурядность описываемого, отсутствие у него ярких качеств, четко выраженных признаков. Подобное использование антонимов дает возможность указать на такие понятия, которые в языке не имеют точного обозначения: Если друг оказался вдруг и не друг и не враг , а так ... (Выc.).

Сопоставление антонимов в высказывании придает особую значительность каждому из названных ими предметов, что усиливает выразительность речи: Горы разделяют страны , но сближают людей ; Характер спортсменов воспитывается не триумфом побед , а горечью поражений (Из газ.) Кроме того, антонимы в таких случаях принимают на себя логическое ударение, выделяя смысловые центры фразы; ср.: Жизнь достаточно продолжительна , чтобы успеть исправить старые заблуждения, но недостаточно коротка , чтобы не успеть впасть в новые (Лих.).

Особую остроту и афористичность придают антонимы крылатым выражениям: Дома новы , но предрассудки стары (Гр.); Чем ночь темней , тем ярче звезды (Майк.); Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок (Еc.)

Явление антонимии используется и в оксюмороне (гр. oxymoron - остроумно-глупое). Этот прием состоит в соединении контрастных лексических единиц с целью изображения нового, необычного понятия: "Плохой хороший человек " (название кинофильма). Одни оксюмороны строятся на подлинных антонимах (начало конца), другие - на словах с противоположными значениями, объединяемых как определяемое и определяющее: "Живой труп " (Л. Т.); "Оптимистическая трагедия " (Вишн.); ...Пышное природы увяданье (П.). Слова, используемые в таких оксюморонах, нельзя назвать антонимами в строгом значении термина, так как они принадлежат к разным частям речи.

В ироническом контексте может быть употреблен один антоним вместо другого: Откуда, умная , бредешь ты голова? (Кр.). Прилагательное умная относится к Ослу, и мы понимаем, что за этим определением стоит его антоним - глупая . Употребление слова в противоположном значении называется антифразисом (гр. апti - против + phrasis - выражение). К антифразису часто прибегают в обиходно-разговорной речи; так, рассеянному человеку в шутку говорят: Какой ты внимательный !; злому: Как ты добр ! и т. д.

Антонимия привлекается не только для выражения контраста. Антонимы могут показать широту пространственных и временных границ: С южных гор до северных морей (Л.-К.); Войска идут день и ночь ; им становится невмочь (П.), полноту отражения явлений, фактов действительности: Спят богатые и бедные , и мудрые , и глупые , и добрые , и лютые (Ч.). Антонимы передают смену картин, наблюдаемых в жизни, чередование действий, событий: Вот вдали блеснула ясная зарница, вспыхнула и погасла (Бл.); Помиримся . И поссоримся . И снова ты не уснешь. Мы сложим наши бессонницы в сплошную белую ночь (Рожд.).

Столкновение в речи антонимов - многозначных слов порождает каламбур (фр. calembour). Этот стилистический прием характеризуется игрой слов, возникающей в результате восприятия многозначных слов сразу в нескольких значениях: Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок , а самый близкий от чего-нибудь да отдален (Козьма Прутков), Молодая была уже не молода (И. и П.)

Антонимы благодаря устойчивым связям в лексической системе языка воспринимаются в речи на фоне своих семантических коррелятов. Так, встречая то или иное слово, имеющее антоним, мы невольно сопоставляем эти взаимосвязанные слова. Например, у Гоголя

Как вам показался наш город? - примолвила Манилова.- Приятно ли провели там время?
- Очень хороший город, прекрасный город,- отвечал Чичиков,- и время провел очень приятн о: общество самое обходительное .
- А как вы нашли нашего губернатора? - сказала Манилова.
- Не правда ли, что препочтеннейший и прелюбезнейший человек? - прибавил Манилов.
- Совершенная правда ,- сказал Чичиков,- препочтеннейший человек.

Каждое из выделенных слов читатель мысленно отличает от возможного антонима, в чем предполагаются системные связи слов в лексике.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.
М.: Айрис-Пресс, 2002



Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, зада­ния и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы

организации взаимодействия­

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный

контроль

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

Эмоциональный, психологический и мотивационный настрой учащихся на усвоение нового материала.

Создает эмоциональный настрой на работу.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Михайловна, я учитель русского языка Шебалинской школы. Мне очень приятно сегодня поработать с вами. На ваших столах лежат смайлы, один из их веселый, другой грустный. Покажите, с каким настроением вы пришли сегодня на урок (показывают смайлики)

Большинство из вас пришли с хорошим настроением

Также эти смайлы станут верными помощниками в течении урока.

Сядьте правильно, выпрямите спину. Откройте тетради, запишите число, «классная работа». Тему запишем позднее.

В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность: ставить себе отметки в лист самооценки.

Приветствуют учителя.

Включаются в деловой ритм.

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к работе. Читают установку.

Познавательные:

осознают учебно - познавательную задачу.

Личностные : эмоциональный настрой.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний

Словесно-иллюстративный рассказ, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока

Учитель активизирует знания учащихся. Задает вопросы

- «Ребята, я задам несколько вопросов и попрошу с помощью смайлов оценивать ответы одноклассников, веселый – правильно, грустный – неправильно»

1.«Вспомните, какой раздел вы начали изучать недавно на уроках русского языка?» (Лексика)

Оценили смайлами

2.«Что такое лексика?» (словарный состав языка)

Класс оценили смайлами

3. «Какую тему из раздела «Лексика» вы изучили?» (Синонимы)

Оценили смайлами

4. Дайте определение понятию «Синоним» (слова одной части речи, разные по звучанию и написанию, одинаковые по смыслу).

Оценили смайлами

5. Приведите примеры синонимов.

Оценили смайлами

Те ребята, чьи ответы были оценены правильно, заносят в лист самооценки по 1 баллу

Для того определить тему урока зачитаю вам четверостишье, ваша задача найти ключевые слова (слайд 3) добро и зло.

Являются ли эти слова синонимами? Нет, наоборот противоположные

Да, эти слова по смыслу противоположные, такие слова называют «АНТОНИМЫ». Запишите тему урока (Слайд 4)

Для того, чтобы сформулировать цели урока, используем прием «Незаконченное предложение» (слайд 5)

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, отвечают на вопросы, повторяют пройденный материал

Фронтальная

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей; осознают учебно-познавательную задачу, слушают, извлекают нужную информацию, применяют ранее приобретенные знания.

Регулятивные: формулируют цель с помощью учителя, принимают и сохраняют учебную задачу, оценивают свою деятельность.

Устные ответы

Работа с листами самооценок

3. открытие новых знаний

Обучающиеся учатся работать с текстом, знакомятся с правилом и новым понятием

Сейчас я попрошу открыть учебники на стр. 166, прочитать правило и выполнить письменно упражнение по рисунку над правилом, выписывая антонимы.

Что такое «АНТОНИМЫ»?

Теперь попрошу поменяться тетрадями и оценить друг друга по эталону (слайд 7), не забывайте оценить орфографическую зоркость (правильный ответ -1б, неправильный- 0, при наличии ошибок ответ считается неправильным)

Выставляем полученные баллы в лист самооценки

Поднимите руки у кого правильно

Читают правило в учебниках

Самостоятельная, индивидуальная

Познавательные УУД: работа с правилом, смысловое чтение, умение понимать что такое антонимы и находить их

Регулятивные УУД: взаимооценивание, согласно критериям

Письменная работа

4. Физкультминутка.

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки.

Физминутка . ТРИ КОТА

Выполняют упражнения

Фронтальная

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье

5.Первичное закрепление

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике

Предлагаю вам групповую работу. У вас на столах лежат карточки с заданиями. В 1 группе стихотворение Аржана Адарова «Моя песня», во 2 группе отрывок из алтайской народной сказки «Дед и бабушка синяя корова и кабарга Лакомка», в 3 группе отрывок из прозы «про охотников Алтая». Вам необходимо найти и подчеркнуть антонимы, командир группы зачитает ответ.

Для работы в группах дается 3 минуты

После ответа каждой группы:

Задание 2.

Каждой группе показывается картинка из русских народных сказок и басни И.Крылова, нужно назвать антонимы к картинке

Члены группы за правильные ответы выставляют по 1б в лист самооценки

Выполняют задание, отвечают.

групповая

Личностные: совершенствуют имеющиеся знания

Познавательные: читают и извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её Регулятивные: контролируют учебные действия,

устраняют допущенные ошибки, адекватно оценивают достижения.

Работа с текстом.

6.вторичное закрепление

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет подбирать антонимы и выявить роль антонимов в речи.

обсуждение

Для того чтобы определить роль антонимов в речи, подберем определения антонимы к слову «хлеб» (какой?), «зима» (какая?).

Подумайте, для чего в речи нужны антонимы? (вывод на слайде 10)

Отвечают, делают выводы

Фронтальная, коллективная

Личностные: закрепляют новые умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: самостоятельно применяют новые знания в измененной ситуации.

Коммуникативные : формулируют собственные мысли и высказывания, осуществляют совместную деятельность в группах, обосновывают свою точку зрения

Письменное выполнение упражнений, заданий в группах, устные ответы.

9.Рефлексия.

А теперь подведем итог урока. Вернемся к нашим целям и продолжим предложения.

Также, для того чтобы закрепить умение использовать полученные знания, предлагаю вам в группах закончить предложение, выбрав один из предложенных антонимов и зачитать полученное предложение.

Возвращаемся к листам самооценки, подсчитываем общее количество баллов и выставляем оценки согласно критериям на экране.

Вернемся к нашим смайлам, поднимите тот,согласно которому ваше настроение.

Улыбнитесь друг другу.

Дз на слайде

Устные ответы.

Фронтальная

Регулятивные: подводят итоги урока, оценивают свою работу, Коммуникативные : формулируют собственные мысли и высказывают свою точку зрения.

Раскрыть противоречивую сущность предметов, явлений, качеств помогает правильное употребление антонимов в речи. Антонимы являются важнейшим средством создания антитезы (гр. antithesis - противоположение) - стилистической фигуры контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний: Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь (Н.).

По структуре антитеза может быть простой (одночленной): «У сильного всегда бессильный виноват» (Кр.) и сложной (многочленной): «И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови» (Л.). В сложную антитезу вовлечено несколько антонимических пар.

Противоположен антитезе прием, состоящий в отрицании контрастных признаков у предмета: «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод» (Г.). Такое нанизывание антонимов с отрицанием подчеркивает заурядность описываемого, отсутствие у него ярких качеств, четко выраженных признаков. Подобное использование антонимов дает возможность указать на такие понятия, которые в языке не имеют точного обозначения: «Если друг оказался вдруг и не друг и не враг, а так...» (Выc.).

Сопоставление антонимов в высказывании придает особую значительность каждому из названных ими предметов, что усиливает выразительность речи: «Горы разделяют страны, но сближают людей». Кроме того, антонимы в таких случаях принимают на себя логическое ударение, выделяя смысловые центры фразы

Особую остроту и афористичность придают антонимы крылатым выражениям: «Дома новы, но предрассудки стары» (Гр.).

Явление антонимии используется и в оксюмороне (гр. oxymoron - остроумно-глупое). Этот прием состоит в соединении контрастных лексических единиц с целью изображения нового, необычного понятия: "Плохой хороший человек". Одни оксюмороны строятся на подлинных антонимах (начало конца), другие - на словах с противоположными значениями, объединяемых как определяемое и определяющее: "Живой труп" (Л. Т.); "Оптимистическая трагедия" (Вишн). Слова, используемые в таких оксюморонах, нельзя назвать антонимами в строгом значении термина, так как они принадлежат к разным частям речи.

В ироническом контексте может быть употреблен один антоним вместо другого: «Откуда, умная, бредешь ты голова?» (Кр.). Прилагательное умная относится к Ослу, и мы понимаем, что за этим определением стоит его антоним - глупая. Употребление слова в противоположном значении называется антифразисом (гр. апti - против + phrasis - выражение). К антифразису часто прибегают в обиходно-разговорной речи; так, рассеянному человеку в шутку говорят: «Какой ты внимательный!»; злому: «Как ты добр!» и т. д.

Антонимия привлекается не только для выражения контраста. Антонимы могут показать широту пространственных и временных границ: «С южных гор до северных морей» (Л.-К.); «Войска идут день и ночь; им становится невмочь» (П.); полноту отражения явлений, фактов действительности: «Спят богатые и бедные, и мудрые, и глупые, и добрые, и лютые» (Ч.). Антонимы передают смену картин, наблюдаемых в жизни, чередование действий, событий.

Столкновение в речи антонимов - многозначных слов порождает каламбур (фр. calembour). Этот стилистический прием характеризуется игрой слов, возникающей в результате восприятия многозначных слов сразу в нескольких значениях: «Молодая была уже не молода» (И. и П.)

Антонимы благодаря устойчивым связям в лексической системе языка воспринимаются в речи на фоне своих семантических коррелятов. Так, встречая то или иное слово, имеющее антоним, мы невольно сопоставляем эти взаимосвязанные слова.

Употребление антонимов в речи

Раскрыть противоречивую суть предметов, явлений, свойств помогает правильное употребление антонимов в речи .

1. Антонимы являются важным средством сотворения антитезы (гр. antithesis - противоположение) - стилистической фигуры контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний: Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь .

По структуре антитеза может быть обычный (одночленной) : У сильного всегда бессильный повинет - и сложной (многочленной): И не можем терпеть мы, и любим мы случаем, ничем не жертвуя ни злости, ни любви, и царит в душе некий холод потаенный, когда огнь бурлит в крови . В сложную антитезу вовлечено немного антонимических пар.

2. Противоположен антитезе прием, состоящий в отрицании контрастных признаков у предмета : В бричке посиживал государь, не красавчик, да и не дурной внешности, не очень толст, не очень тонок; нельзя сказать, чтоб стар, но ж и не так, чтоб очень молод . Такое нанизывание антонимов с отрицанием подчеркивает заурядность описываемого, отсутствие у него ярчайших свойств, верно выраженных признаков. Схожее внедрение антонимов дает возможность указать на такие понятия, которые в языке не имеют четкого обозначения: В том случае друг оказался вдруг и не друг и не неприятель, а так...

3. Сравнение антонимов в выражении присваивает необыкновенную значительность каждому из нареченных ими предметов, что увеличивает выразительность речи: Горы делят страны, однако сближают людей; Нрав спортсменов воспитывается не триумфом побед, а горечью поражений . Не считая того, антонимы в подобных случаях принимают на себя логическое ударение, выделяя смысловые центры фразы: Жизнь довольно продолжительна, чтоб успеть поправить старенькые заблуждения, однако недостаточно коротка, чтоб не успеть впасть в новые .

4. Необыкновенную остроту и афористичность присваивают антонимы крылатым выражениям: Обители новы, однако предрассудки стары; Чем ночь темней, тем ярче звезды; Так не достаточно пройдено дорог, настолько не мало изготовлено ошибок .

5. Явление антонимии употребляется и в оксюмороне (гр. oxymoron - остроумно-глупое). Этот прием состоит в соединении контрастных лексических единиц с целью изображения нового, необыкновенного понятия: «Плохой неплохой человек» (заглавие кинофильма). Одни оксюмороны строятся на подлинных антонимах (начало конца ), другие - словестно с обратными значениями, объединяемых как определяемое и определяющее: «Живой труп»; «Оптимистическая трагедия»; ...Пышноватое природы увяданье . Слова, применяемые в подобных оксюморонах, нельзя именовать антонимами в серьезном значении термина, потому что они принадлежат к различным частям речи.

6. В ироничном контексте может быть употреблен один антоним заместо другого: Откуда, умная, бредешь ты голова? ; прилагательное умная относится к Ишаку в басне И. Крылова, и читатель осознает, что за этим определением стоит его антоним - глуповатая . Употребление слова в обратном значении именуется антифразисом (гр. апti - против + phrasis - выражение). К антифразису нередко прибегают в обиходно-разговорной речи; так, рассеянному человеку в шуточку говорят: Какой ты внимательный! ; злому: Как ты добр! и т. д.

7. Антонимия привлекается не только лишь для выражения контраста. Антонимы могут показать широту пространственных и временных границ: С южных гор до северных морей; Войска идут день и ночь; им становится невмоготу ; полноту отражения явлений, фактов реальности: Спят богатые и бедные, и опытные, и глуповатые, и добрые, и свирепые . Антонимы передают смену картин, наблюдаемых в жизни, чередование действий, событий: Вот вдалеке блеснула ясная зарница, вспыхнула и погасла ; Помиримся. И поссоримся. И опять ты не уснешь. Мы сложим наши бессонницы в сплошную белоснежную ночь .

8. Столкновение в речи антонимов - неоднозначных слов порождает каламбур (фр. calembour ). Этот стилистический прием характеризуется игрой слов, возникающей в итоге восприятия неоднозначных слов сходу в нескольких значениях: Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок, а самый близкий от чего-нибудь да отдален; Юная была уже не молода .

9. Отдельно обширно антонимы употребляются в фольклоре. К примеру, в пословицах и поговорках: В шуточку сказано, да серьезно задумано; Летом готовь сани, а зимой - тележку ; в зачинах сказок: Близко ли, далековато ли, низковато ли, высоко ли ...

Источники:

  • § 18 «Антонимы в российском языке» в пособии Розенталя Д.Э., Голуб И.Б., Теленковой М.А. «Современный российский язык»
  • § 7 «Лексические антонимы, их типы и роль в языке» в пособии Валгиной Н.С., Розенталя Д.Э., Фоминой М.М. «Современный российский язык»
  • Дополнительно на сайт:

  • Какие есть виды омонимов?
  • Как различать омонимы и неоднозначные слова?
  • Что такое пароним?
  • Чем отличаются паронимы от омонимов?
  • Какие бывают лексические ошибки, связанные с употреблением паронимов, синонимов?