Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Чем отличается погост от кладбища. Новый словарь русского языка под редакцией Т.Ф.Ефремовой. Смотреть что такое "погост" в других словарях

Такая трактовка имени Радегаста (в связи с Родом) довольно интересна, слышу об этом впервые. Но, боюсь, что это мнение основано скорее всего на домыслах. Как и описание внешности обсуждаемого западнославянского бога.

Давайте пойдем с самого начала – с первоисточников, упоминающих о Радегасте. Мне известны лишь три.

1. Упоминание в Хронике Титмара (бискупа мезербургского, годы жизни: 975-1018, он был современником существования Ретры) – бога Сварожича в месте, называемом Радагощем, культовом месте племени ретарей, входивших в военно-политический союз лужичан. Вот отрывок непосредственного описания (в польской редакции):

«W grodzie znajduje się tylko jedna świątynia, zbudowana misternie z drzewa i spoczywająca na fundamencie z rogów dzikich zwierząt. Jej ściany zewnętrzne zdobią różne wizerunki bogów i bogiń – jak można zauważyć, patrząc z bliska – w przedziwny rzeźbione sposób; wewnątrz zaś stoją bogowie zrobieni ludzką ręką, w straszliwych hełmach i pancerzach, każdy z wyrytym u spodu imieniem. Pierwszy pośród nich nazywa się Swarożyc i szczególnej doznaje czci u wszystkich pogan. Znajdują się tam również sztandary, których nigdzie stąd nie zabierają, chyba że są potrzebne na wyprawę wojenną, i wówczas niosą je piesi wojownicy.»

Kronika Thietmara // Tłumaczenie z łacińskiego, wstęp i przypisy Marian Zygmunt Jedlicki. Wyd. 2. – Kraków, 2002. – S. 130-132.

Говорится, что в святилище находятся боги в шлемах и панцирях. Первый среди них – Сварожич, особо почитаемый (заметьте, что про внешность его ничего особенного отдельно не упоминается). Больше по божеству ничего нет, кроме описания принятых обычаев и обрядов святыни.

2. Упоминание Адамом Бременским (жившим на полстолетия позже Титмара) святилища ретарей под названием Ретра с главным божеством Редигастом. Этот хронист практически дублирует сообщение Титмара с некоторыми разночтениями и измененными названиями, но ясно, что речь идет об одном и том же. Адам Бременский не упоминает уже о других богах, останавливаясь только на Редигасте. Он описывает его в виде позолоченной фигуры, возлежащей в пурпурном ложе.

3. Простое упоминание Гельмольдом в списке прочих божеств бодричан, куда, вероятно, перекочевал культ Радегаста после разгрома главного его святилища в Ретре в 1068 году.

Вот и все. Если вам известно о других первоисточниках – с удовольствием послушаю. Но эти претендуют на большую достоверность пересказа, так как самые ранние – относятся к 10-12 векам. Все эти свидетельства написаны христианскими немецкими авторами, которые, естественно, никогда не были на территории этих святилищ. Титмар, с большой вероятностью, основывается на показаниям очевидца этой святыни, так как его рассказ довольно подробен.

Нигде не говорится прямо о внешности Радегаста. Ни о его львиной голове, ни об утке над головой. Ладно, сообщение Титмара косвенно свидетельствует, что на нем могли быть доспехи, но это не доказывается а только допускается.

О военных функциях свидетельствуют лишь упоминания о том, что начало и конец военных кампаний ретарей не обходилось без посещения святилища и испрошения покровительства / принесении в жертву части военной добычи. А также в храме хранились военные хоругви.

У меня есть смутная догадка что на ваше описание Радегаста повлияло изображение одной из статеэток идолов, якобы относящихся к Ретре, а на самом деле найденных в конце 17-го века у Прилвица и выкупленных Андреасом Готлибом Машем. Последний опубликовал о них работу в 1771 году. На них, действительно, имеются рунические надписи «Ретра» и «Радигаст». Одна из статуэток представляет собой антропоморфное изображение с львиной головой, уткой на голове и посохом в руке (но одежды никакой нет), надпись на ней была расшифрована как «Белбог», а не Радегаст. Но следует учитывать, что подавляющим большинством исследователей эти находки признаны подделками. И предъявлять это в качестве аргументов глупо. Сначала нужно доказать их происхождение.

А о связи Радегаста с Родом, думается, разговор получится безосновательным. Так как первый – божество западных славян, а второй известен только у восточных. Тем более, что связь Радегаста со Сварогом-Сварожичем имеет более веские основания.

Да, я имел ввиду прильвичские фигурки. Да, современная официальная (по-моему официозная) наука считает что это подделки. Ну и что? Для меня ее аргументы о том что это подделка являются неубедительными. Также как я считаю что славяне имели свою письменность, а не были безграмотными дикарями.

А Вы знаете, что некоторые "ученые" считают что вообще никакой Ретры не было, т. к. археологи вроде ничего не нашли? И что дальше?

По крайней мере есть ученые которые считают статуэтки подлинными, а раньше большинство даже особо не сомневалось в их "законном" происхождении. В общем ладно, если считаете их подделками, пожалуйста, Ваше право. Не будем о них (скажу только что фигурок с головой льва по крайней мере несколько, а не одна, но это по ходу для Вас не важно ввиду вышеозначенного).

Ну что у нас остается тогда? Ну хоть тот же Дитмар. Как не крути, а Радегаст - бог все-таки с военными функциями. Военная одежда, обращение к нему за помощью перед военными походами и благодарность после них. Хоть что-то.

Вот Ломоносов еще вроде до Маша пишет в своей "Истории" что Радегаст держал на груди щит с изображенною воловою головою, в левой руке копье, на шлеме петух с распростертыми крылами . Но это уже конечно гораздо позже существования самого храма.

Насчет Сварожича - это же нечто вроде отчества все-таки, т. е. он сын Сварога (а не дух), но это еще не значит что он несет функции отца. Совершенно не значит. Поэтому совершенно тогда становится непонятно что за бога так почитали. Грустно...

По поводу «гостя» и покойников. С миром покойников у славян и индоевропейских народов связаны слова с корнем «нав», «на» (отсылаю к третьему тому Афанасьева «Поэтических воззрений славян на природу», стр. 235-236). Нигде исследователями не была прослежена связь с корнем «г*ст». Единственное, что у вас имеется – это вторая часть немецкого слова «полтергейст», обозначающая «духа», но никак не покойника. А наименование кладбища «погостом» объясняется без всякой мистической подоплеки.

Про навок и пр. конечно знаю, но простите, я Вам привожу данные из жизни, те остатки, которые дошли до нас через века, Вы упорно не хотите их замечать почему-то. Ужели самому нельзя подумать что да как или все будем искать первоисточники некие, а при их отсутствии горестно разводить руками?

Насчет кладбища то же. Ок, объясните безо всякой мистической подоплеки почему наименование погост закрепилось именно за кладбищем? Я все-таки не понимаю.

Погост – место, куда приходят погостить, навестить Предков (т.е. не «кладбище» — место, где кого-то кладут, а погост — это название наше родное). Погост располагался рядом со , градами в западной стороне, и, как правило, был отделён водной преградой (протока, река), если водоёма не было, прокапывали небольшой канальчик, запруду, и наполняли водой, чтобы создать образ реки, разделяющей два Мира – Мир живых и Мир мёртвых. Через водоём делали мостки, а если брать на основе (это и в других местах очень часто делали, где река была широкая) — под рекой делались подземные ходы, потому что когда идёт шуга (снежная каша по воде), на лодках, тем более с покойником, переправляться трудно, а подземным ходом спокойно прошли и совершили обряд. Расстояние от водоёма до погоста должно быть не менее 10 .

Структурная схема построения погоста

Крода () устанавливалась в северной части погоста. Если умерла женщина, на кроду помещалось ложе, а если воин, ему могли и ладью сделать. Расстояние от кроды до жертвенника или места тризны должно быть не меньше 7 саженей (14 метров).

Куммир Рода ставили в юго-западной части погоста. Высота должна быть не ниже 2 саженей (4 метра). Перед Куммиром с восточной стороны – огневище. Расстояние от Куммира до огневища = 1 столбец.

Жертвенник был с северной стороны от Куммира. Расстояние между Жертвенником и Куммиром с огневищем = 2,5 сажени.

Место для тризны (т.е. место для проведения поминального обряда) занимало восточную сторону погоста.

Ристалище – на юго-востоке погоста. Здесь происходили как бы поединки, сражения, если прощались с воином, т.е. показывали Богам и Предкам его заслуги перед Родом, битвы в которых он участвовал.

Долина Предков , т.е. курганы, находились за жертвенником и Куммиром, на запад. Расстояние между курганами должно быть не менее 3 саженей. И заметьте, курганы ставились в шахматном порядке, чтобы Ярило-Солнце освещало все курганы, и один курган не бросал тень на другого.
* Раньше тень ещё имела понятие, как Душа, т.е. Душа человека, Душа строения, Душа кургана. У некоторых народов это доходило до того, что допустим в среднеазиатских странах (Халифат и пр.) правители могли казнить, если кто-то наступит на их тень. Т.е. вспомните выражение: «Залезли в Душу и вытерли ноги».

Курган

После кродирования (кремации) прах складывали в кувшин или урну, кои носили название «домовина » или говорили просто «дом». Их делали из глины и обжигали, т.е. амфоры, кувшины. В центре будущего кургана устанавливался столб, на его вершине закрепляли площадку с четырьмя столбами, между которыми устанавливалась домовина, и сверху на столбы устанавливали крышку. Высота этой конструкции была 1 аршин. Возле основного столба складывали различную утварь, затем всё накрывали платом, и руками засыпали землёй. Если умирал большой родовитый, высота столба могла достигать 1 сажень, а если родичей мало, высота столба меньше.

Сейчас делают примерно тоже самое (см. рисунок слева) — после кремации, выкапывают в земле квадратное углубление со стороной в 1 меру, глубиной 1,5 меры , ставят столб и площадку с домовиной. Но поскольку родственников в наши дни мало, поэтому просто засыпают с небольшим курганом, и в западной части ставится памятный камень, на нём у женщин изображают Крест , а у мужчин или ничего (потому что если сейчас на руской земле изображать, то невежи вой поднимут: «свастика на кладбище»), или изображают стилизованные кресты, т.е. маскируют, чтобы солярники лишнего внимания не привлекали (см. примеры в уроке 13, курс 1). Расстояние между курганами также меньше (проход есть и всё), т.е. экономят, раньше-то земли больше было.

Погост тем самым ассоциировался с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока - погостьем (своего рода постоялый двор , от слов погостить, гостить, гостиница).

В дальнейшем погостами стали называть административно-территориальные единицы, состоящие из нескольких населённых пунктов (аналог современных сельских поселений , муниципальных образований районного уровня в областях), а также и населённые пункты , являющиеся центрами таких административно-территориальных единиц. Поскольку, после распространения христианства , на погостах были построены церкви, со временем слово стало обозначать село - деревню с приходской церковью и кладбищем при ней, - что сохранилось в названиях многих населённых пунктов и мест. Также погостом именуют центр поселения, с церковью и торговым местом, на котором также проходили совместные празднества. Разделение на погосты сохранялось на Севере (где отсутствовало помещичье землевладение) вплоть до г., когда было отменено.

В центральной России в XVIII-XIX веках погост - небольшое поселение, центр прихода , с церковью и кладбищем, с домами попа и причта . Если в таком селении появлялись крестьянские избы, то оно обычно именовалось селом .

Литература

  • Дьяченко, Григорий, протоиерей. Полный церковно-славянский словарь. - М., 1993. (репринт) - С.438.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Погост" в других словарях:

    Муж., новг. приход сельский; несколько деревень, под общим управлением и одного прихода; волость; отдельно стоящая на церковной земле церковь, с домами попа и причта, с кладбищем, в нижнем заволжье и новг. село, хотя тут нет ни одной крестьянской … Толковый словарь Даля

    Кладбище, некрополь, место вечного упокоения, буй Словарь русских синонимов. погост см. кладбище Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    ПОГОСТ, погоста, муж. 1. Сельское кладбище. Снести на погост (похоронить). 2. Сельская церковь с кладбищем и принадлежащим ей земельным участком и омом причта, расположенная отдельно, в стороне от поселения (устар.). 3. На севере название деревни … Толковый словарь Ушакова

    ПОГОСТ - сельский податной округ в Древней Руси слово, встречающееся в русских летописях ещё в языческие времена. В 947 г. великая княгиня Ольга Мудрая устанавливала Погост по р. Мсте. Самоё слово «П.» происходит от слова «погостина», т. е. съезжее место … Юридическая энциклопедия

    Первоначально центр сельской общины на северо западе Др. Руси. Позднее центр административно податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С 18 в. погостом называют отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее сельское кладбище … Большой Энциклопедический словарь

    ПОГОСТ, а, муж. Кладбище, обычно сельское (в старину церковь в стороне от села с прилегающим участком и с кладбищем). Снесли на п. кого н. (похоронили). Мёртвых с погоста не носят (посл. о том, что невозможно возвратить или поправить). | прил.… … Толковый словарь Ожегова

    На плече стоит у кого. Яросл. Об очень старом человеке. ЯОС 8, 19. Выводить/ вывести к погосту кого. Кар. Выдавать замуж девушку в деревню с церковью. СРГК 4, 613. Выходить/ выйти к погосту. Кар. Выходить замуж в деревню с церковью. СРГК 4, 613 … Большой словарь русских поговорок

    Распространенный в русских источниках термин, имевший на протяжении X XVIII вв. различное значение. Первоначально погостами, видимо, называли сельские общины периферии Древнерусского государства, а также центры этих общин, где велась «гостьба»… … Русская история

    А; м. Сельское кладбище (в старину рядом с церковью). Снести на п. кого л. (похоронить). ◁ Погостный, ая, ое. П ые кресты. * * * погост первоначальный центр сельской общины на северо западе Древней Руси. Позднее административно территориальная… … Энциклопедический словарь

    Погост - Sp Pahòstas Ap Пагост/Pahost baltarusiškai (gudiškai) Ap Погост/Pogost rusiškai L C ir R Baltarusija … Pasaulio vietovardžiai. Internetinė duomenų bazė

Книги

  • Сент-Женевьев-де-Буа. Русский погост в предместье Парижа , Носик, Борис Михайлович. На знаменитом русском кладбище Сент Женевьев-де-Буа близ Парижа упокоились священники и царедворцы, бывшие министры и красавицы-балерины, великие князья и террористы, художники и белые…

Погост

Это слово, имеющее значение "кладбище", произведено от глагола (по)гостити – "(по)бывать в гостях", восходящего к существительному . Что, казалось бы, общего между "гостем" и "местом захоронения"? Объясняется это странное соответствие следующим образом. Сначала погостом назывался постоялый двор – место, куда заезжали гости (купцы), место, где они гостили. Затем так стали называть место, где останавливался князь, выезжая за сбором дани. Впоследствии это место стало центром округа. Потом так стали называть церковь – центральное место округа, потом – церковь с кладбищем при нем, а потом – только кладбище. Долгий путь проходят слова, прежде чем обрести то или иное значение.


Этимологический словарь русского языка. - СПб.: ООО "Виктория плюс" . Крылов Г. А. . 2004 .

Синонимы :

Смотреть что такое "погост" в других словарях:

    ПОГОСТ - муж., новг. приход сельский; несколько деревень, под общим управлением и одного прихода; волость; отдельно стоящая на церковной земле церковь, с домами попа и причта, с кладбищем, в нижнем заволжье и новг. село, хотя тут нет ни одной крестьянской … Толковый словарь Даля

    погост - кладбище, некрополь, место вечного упокоения, буй Словарь русских синонимов. погост см. кладбище Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    ПОГОСТ - ПОГОСТ, погоста, муж. 1. Сельское кладбище. Снести на погост (похоронить). 2. Сельская церковь с кладбищем и принадлежащим ей земельным участком и омом причта, расположенная отдельно, в стороне от поселения (устар.). 3. На севере название деревни … Толковый словарь Ушакова

    ПОГОСТ - сельский податной округ в Древней Руси слово, встречающееся в русских летописях ещё в языческие времена. В 947 г. великая княгиня Ольга Мудрая устанавливала Погост по р. Мсте. Самоё слово «П.» происходит от слова «погостина», т. е. съезжее место … Юридическая энциклопедия

    ПОГОСТ - первоначально центр сельской общины на северо западе Др. Руси. Позднее центр административно податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С 18 в. погостом называют отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее сельское кладбище … Большой Энциклопедический словарь

    ПОГОСТ - ПОГОСТ, а, муж. Кладбище, обычно сельское (в старину церковь в стороне от села с прилегающим участком и с кладбищем). Снесли на п. кого н. (похоронили). Мёртвых с погоста не носят (посл. о том, что невозможно возвратить или поправить). | прил.… … Толковый словарь Ожегова

    ПОГОСТ - на плече стоит у кого. Яросл. Об очень старом человеке. ЯОС 8, 19. Выводить/ вывести к погосту кого. Кар. Выдавать замуж девушку в деревню с церковью. СРГК 4, 613. Выходить/ выйти к погосту. Кар. Выходить замуж в деревню с церковью. СРГК 4, 613 … Большой словарь русских поговорок

    Погост - … Википедия

    ПОГОСТ - распространенный в русских источниках термин, имевший на протяжении X XVIII вв. различное значение. Первоначально погостами, видимо, называли сельские общины периферии Древнерусского государства, а также центры этих общин, где велась «гостьба»… … Русская история

    погост - а; м. Сельское кладбище (в старину рядом с церковью). Снести на п. кого л. (похоронить). ◁ Погостный, ая, ое. П ые кресты. * * * погост первоначальный центр сельской общины на северо западе Древней Руси. Позднее административно территориальная… … Энциклопедический словарь

    Погост - Sp Pahòstas Ap Пагост/Pahost baltarusiškai (gudiškai) Ap Погост/Pogost rusiškai L C ir R Baltarusija … Pasaulio vietovardžiai. Internetinė duomenų bazė

Книги

  • , Носик, Борис Михайлович. На знаменитом русском кладбище Сент Женевьев-де-Буа близ Парижа упокоились священники и царедворцы, бывшие министры и красавицы-балерины, великие князья и террористы, художники и белые… Купить за 513 руб
  • Сент-Женевьев-де-Буа. Русский погост в предместье Парижа , Борис Носик. На знаменитом русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа близ Парижа упокоились священники и царедворцы, бывшие министры и красавицы-балерины, великие князья и террористы, художники и белые…

Чем отличаются деревенские кладбища от городского?

Мы уже не раз писали о сходах местных жителей с участием главы Канского района Людмилы Красношапко. Селян интересуют самые разные вопросы, в том числе и, так сказать, кладбищенские. На основе жалоб местных жителей мы составили для себя некий путевой лист и решили объехать все погосты, в адрес которых когда-то были заданы вопросы. Бывать в местах захоронений не особо приятно, но и не утомительно. Никто не спрашивает, зачем мы сюда приехали, да и от объектива камеры не прячется. Наш кладбищенский вояж решено было начать с небольшого пригородного поселка Бережки.

Земли не осталось

В Бережках просим местную жительницу (к сожалению, она отказалась представиться и сфотографироваться) показать нам кладбище. Она сразу соглашается помочь. «По нашей информации, селяне жаловались, что кладбище не регламентировано, много захоронено жителей Канска, а своим места не хватает. Так происходит на самом деле?» - спрашиваю я нашу случайную попутчицу. Она удивляется моим словам и сначала не соглашается, но уже после того, как мы обходим кладбище по периметру, замечает: «И вправду хоронить уже некуда. Своим, действительно, осталось мало места». Напротив погоста в Бережках - бывшие силосные ямы на землях, которые теперь отошли в руки частников. Теперь сюда валят мусор, который разносит ветер. Последняя могила встречается нам у самой дорожной колеи, по другую сторону - небольшой обрыв и болото. Впрочем, некоторые местные жители давно задумались о своем месте на этом кладбище: оградки у могил довольно просторные.

Погорельцы

«Нужно огородить кладбище», - вот требование жителей села Сотниково.

Наш маршрут, продуманный заранее, пролегает как раз мимо этого погоста. Надо сказать, что место упокоения усопших находится в весьма удобном месте, дорога к нему без ухабин, вокруг - лесок. Одинокие ворота, как-то нелепо приклеенные только к одной части забора, поскрипывают на ветру. Погода сегодня не задалась, и небо то моросит, то льет на нас внушительным дождем. Удивляюсь вслух: «И чего они жалуются на забор? Огорожено ведь кладбище». Но через некоторое время беру свои слова обратно: с другой стороны кладбища из-за недавнего пала сухой травы столбы ограждений сгорели, и штакетник повалился наземь. Мусорные кучи мы тоже нашли. На всех кладбищах они похожи: старые венки, кресты, памятники, пустые бутылки, пакеты...

Эх, люди...

Следующий пункт назначения - деревня Тайна. Не противореча правилам и устоям, много лет назад тайнинцы выбрали для захоронений усопших высокое место. Дорога по пути сюда крутая, но достаточно ровная. ОАО «Тайнинское» следит за качеством дорожного полотна, потому как посевные площади хозяйства находятся сразу за деревенским погостом.

А вот астафьевцы недовольны дорогой к своему кладбищу, о чем и заявили на сходе с главой Канского района. Едем в Астафьевку, где к нам присоединяются главный бухгалтер администрации сельсовета и старожил села Наталья Давыдова. Она то и дело сыплет датами и фактами из истории деревни, вспоминает, что астафьевское кладбище горело пять раз, а забор ставили три раза. «Почему случается пожар? Придет нерадивый товарищ, которому лень почистить, поэтому палит старые венки и мусор. Жители, чтобы огородить кладбище, ни у кого помощи не просили, просто собрали по сто рублей с каждого двора, поставили забор», - говорит Наталья Ивановна.

Тем временем приезжаем к месту покоя селян. «Вот видите, что здесь творится! - восклицает Наталья Давыдова, показывая на кучи мусора у ворот. - Ну кто в этом виноват? Конечно, родственники тех, кто здесь похоронен». Невозможно не заметить эти «отложения» заботы о могилах, как и не согласиться со словами Давыдовой. Хотя недалеко отсюда есть большая яма, призванная стать местом складирования отслуживших свой век венков. Кстати, астафьевское кладбище оказалось единственным в своем роде более-менее безопасным с точки зрения «пожарной тревоги» - по периметру его опахали, чтобы не подступился огонь.

О днях памяти

Ровные ряды могил, никакой смуты, а только четкая организация (чего нет на городском погосте) - вот что отличает Чечеульское кладбище от других.

В остальном проблемы те же. Местные жалуются на пожар и мусор, как оказалось, взаимодополняющие друг друга факторы недовольства. В Чечеульской администрации нам рассказали, что раз в год здесь проводят гератизацию (травят крыс), устраивают двухмесячник по благоустройству, в рамках которого проводят День памяти: школьники убирают заброшенные могилы. Одним словом, чистота здесь была и остается непременным атрибутом, свалок внутри ограды не было замечено. Однако если сделать пару шагов за территорию, то представляется несколько иная картина: чернеющие кучи мусора и сгоревшие кресты.

Так чем же отличаются сельские погосты от городского? Только лишь масштабами. На деревенских кладбищах мусора меньше только потому, что территория их мала. Безхозяйственность, беспамятство и откровенный пофигизм к праху мертвых не имеют территориальной принадлежности, они повсеместны.