Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Костры аутодафе. Значение слова аутодафе. Большой юридический словарь

Значение слова "аутодафе", к сожалению, часто толкуется по-разному. Под этим процессом подразумевается в первую очередь торжественное объявление инквизиции, а уже затем приведение его в исполнение. Аутодафе еще называют исключительно исполнение предписанного. Более того, путают данный процесс и с так называемым костром тщеславия, на котором сжигали, к примеру, зеркала или священные книги (тот же Талмуд).

Аутодафе - так называемая священная казнь еретиков - колдунов, ведьм, вероотступников и всех неугодных инквизиции лиц. Она приводилась в исполнение через сожжение виновного на костре. Зачастую все обвинения не соответствовали действительности, а лишь доказывали невежество людей того времени. Бытует даже мнение, что благодаря святой инквизиции, которая упорно боролась с ведьмами, в Европе практически не осталось красивых женщин. Так как привлекательность сама по себе уже могла служить поводом для обвинения в колдовстве.

История возникновения

Аутодафе (ударение на последний слог) буквально означает «акт веры» (лат. actus fidei). Появилась эта торжественная церемония практически тогда же, когда и в XIII столетии. Однако распространение получила несколько позже - в конце XV в.

В Испании старт аутодафе был задан буллой Сикста IV в 1480 году, в Португалии - аналогичным указом Климента VII в 1531 году. Первое массовое сожжение относится к 1481 году, оно состоялось в испанской Севилье. На протяжении нескольких столетий сожжение еретиков успешно практиковалось в Испании и Латинской Америке (Бразилия, Мексика, Перу), Италии, Португалии и ее колониях (Индия, Гоа). В частности, наибольшие опустошения были в Испании - почти 32 тысячи заживо сожженных.

Любопытен и тот факт об аутодафе, что это явление не минуло и Россию. Так, в Софийской летописи от 1480 года говорится о сожжении советников Ивана III Васильевича, которые осмелились прогневить царя неудавшимся «волшебством».

Отмена торжественного объявления приговоров

В Португалии инквизиция не достигла такого размаха, как в Испании, и была отменена уже в 1794 году. В Испании же аутодафе окончательно запретили только в 1834 году, хотя последний процесс имел место быть еще в 1826 году, однако это была казнь через повешение, а не сожжение.

Как все происходило

Первое воскресенье поста перед Рождеством, в которое надлежит читать Евангелие от Луки о Страшном суде, отводилось зачастую и под торжественное объявление приговора. Хотя следует отметить, что не все отцы Церкви были согласны с такой датой, поскольку многие вердикты были напрямую связаны со смертью.

На вопрос о том, аутодафе - что это, мы уже ответили, теперь прейдем к самому процессу. На площади города устанавливали помост, чтобы происходящее могло увидеть максимальное количество желающих. Своеобразная картина Страшного суда в миниатюре, призванная не иначе как вселить благочестивый трепет верующим. К тому же о грядущем аутодафе обыкновенно сообщалось заранее, да и приходилась церемония, как правило, на выходной день. Непосредственно в ночь перед процессом заседала и специальная комиссия, целью которой было выслушать отречение преступников, сопутствовать их примирению с церковью. Впрочем, признание вины не слишком смягчало участь.

Виды аутодафе

Выделяли несколько разновидностей «акта веры», в частности:

  • Auto singular - для одного преступника.
  • Autillo, или малое аутодафе, проводилось в пределах дворца инквизиции. Присутствовали отдельные приглашенные и собственно сами судьи.
  • Auto particular - приватный процесс, на котором допускалось присутствие только уголовных судей и инквизиторов.
  • Auto public general - общее публичное аутодафе, которое торжественно устраивалось при большом скоплении народа в присутствии магистратов города и часто приурочивалось к каким-либо событиям. Например, сохранились сведения об аутодафе в Мадриде в 1680 году. Казнили молодую жену Карла II, причем король лично зажег первый факел.

Приговоренных выводили к народу в специальных «позорных» одеждах с различными наплечниками (в зависимости от преступлений), с босыми ногами и свечами из желтого воска в руках. Кроме того, на обвиняемых в колдовстве дополнительно надевали колпак из бумаги в виде сахарной головы.

Теперь читателю известен ответ на вопрос о том, аутодафе - что это. Это церемониальное и неугодных церкви людей. Любопытный факт: обвинить в колдовстве в те времена можно было кого угодно. Достаточно было заявить, что видел, как жена соседа ночью вылетала на метле из трубы. Затем за нее брались святые отцы, которые пытками заставляли признаться в сожительстве с дьяволом и прочих «греховных деяниях».

И Португалии - торжественная религиозная церемония, включавшая в себя процессии, богослужение, выступление проповедников, публичное покаяние осужденных еретиков и чтение их приговоров.

История

Считается, что ауто-да-фе появилось с началом инквизиции (XIII века), распространение получило с конца XV века , приобретя характер массового театрализованного ритуального действа. Однако Анна Комнина подробно описывает в «Алексиаде » сожжение на костре богомила Василия в 1025 году, говоря про императора, что тот принял решение «новое, необычное по своему характеру, неслыханное по своей смелости».

Собственно, аутодафе есть всякое торжество, устраиваемое инквизицией по поводу объявления приговора (соответствующее название во Франции «sermo generalis» - общая проповедь). Механизм провозглашения ауто-да-фе нередко служил для обогащения королевской казны.

Практика аутодафе установилась в Испании вместе с усилением там инквизиции в конце XV века , первое аутодафе (сожжение) шести человек проведено в Севилье в г. Инквизиция действовала и в испанских колониях Америки. Позже эта практика приняла огромные размеры в течение XVI века , и просуществовала до конца XVIII века , когда аутодафе стали реже.

В Португалии, где инквизиция была учреждена в , она не имела столь широкого масштаба. Её влияние сильно упало при Помбале , во второй половине XVIII века. Ауто да фе имели место в Мексике, Бразилии и Перу .

Они также проводились в португальских колониях - в Гоа , Индия после установления там инквизиции в период - .

Последнее ауто-да-фе состоялось в в Валенсии через повешение (сожжения не было).

По Льоренте , в 1481-1808 в Испании сожжено живыми 31912 чел., а 29145 наказаны замурованием, галерами, конфискацией имущества.

Церковь оправдывала правомерность применения казни еретиков через сожжение на костре словами из Евангелия: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь , и они сгорают» (Ин 15:4.6).

Российской практикой аутодафе подразумевалось сожжение человека не на столбе, но в деревянной клетке - в срубе , смотрите первую из Двенадцати статей царевны Софьи . Сообщения о казнях на костре встречаются, к примеру, в списках Национальной Летописи: так в Софийской второй летописи под 1480 годом говорится о том, что Иван III Васильевич Великий сжег своих советников за неудачное «волшество» (то есть волхование , волшебство ).

Исполнение

Ауто-да-фе устраивались на главной площади города при огромном скоплении народа, в присутствии духовной и светской знати, иногда самого короля с семьей, аристократии , городских магистратов , корпораций. Осуждённых выводили в торжественной процессии со свечами в руках, в «позорной» одежде, босыми.

Для аутодафе назначался особый день, и приговоры объявлялись по целому ряду дел сразу.

Произносилась проповедь (католическая месса), молитва, после которой присутствующие клялись повиноваться и помогать инквизиции; затем следовало чтение приговоров: сначала лёгких, потом содержащих более или менее тяжёлые наказания для раскаявшихся еретиков и преступников; потом нераскаянные предавались в руки светской власти, что было равносильно присуждению к сожжению на костре (Peters 1988: 93-94).

Употребление слова

В общераспространённом употреблении ауто-да-фе - это также и сама процедура приведения приговора в действие, главным образом, публичное сожжение осуждённых на костре, хотя формально казнь уже не являлась частью религиозной церемонии ауто-да-фе, а относилась уже к юрисдикции светской власти. Такой перенос значения может быть обусловлен тем обстоятельством, что общественность не воспринимала этого различия, во-первых, в условиях слияния церковной и светской власти и, во-вторых, в условиях единства места, времени и состава участников этих событий: два события воспринимались как одно, и название метонимично закрепилось за его "главной частью". Аутодафе следует отличать от костра тщеславия , на котором сжигались книги, зеркала, духи и прочие «орудия светской тщеты».

Напишите отзыв о статье "Аутодафе"

Примечания

Литература

  • Peters, Edward. (1988) Inquisition . New York: The Free Press.
  • Kamen, Henry. (1997) The Spanish Inquisition: A Historical Revision . London: Weidenfeld & Nicolson.
  • Lea, Henry Charles (1906-1907). A History of the Inquisition of Spain (4 volumes). New York and London.
  • Whitechapel, Simon (2003). Flesh Inferno: Atrocities of Torquemada and the Spanish Inquisition . Creation Books. ISBN 1-84068-105-5
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Аутодафе

Князь Николай Андреич знал через m lle Bourienne все слухи, ходившие по городу, и прочел ту записку к княжне Марье, в которой Наташа отказывала своему жениху. Он казался веселее обыкновенного и с большим нетерпением ожидал сына.
Чрез несколько дней после отъезда Анатоля, Пьер получил записку от князя Андрея, извещавшего его о своем приезде и просившего Пьера заехать к нему.
Князь Андрей, приехав в Москву, в первую же минуту своего приезда получил от отца записку Наташи к княжне Марье, в которой она отказывала жениху (записку эту похитила у княжны Марьи и передала князю m lle Вourienne) и услышал от отца с прибавлениями рассказы о похищении Наташи.
Князь Андрей приехал вечером накануне. Пьер приехал к нему на другое утро. Пьер ожидал найти князя Андрея почти в том же положении, в котором была и Наташа, и потому он был удивлен, когда, войдя в гостиную, услыхал из кабинета громкий голос князя Андрея, оживленно говорившего что то о какой то петербургской интриге. Старый князь и другой чей то голос изредка перебивали его. Княжна Марья вышла навстречу к Пьеру. Она вздохнула, указывая глазами на дверь, где был князь Андрей, видимо желая выразить свое сочувствие к его горю; но Пьер видел по лицу княжны Марьи, что она была рада и тому, что случилось, и тому, как ее брат принял известие об измене невесты.
– Он сказал, что ожидал этого, – сказала она. – Я знаю, что гордость его не позволит ему выразить своего чувства, но всё таки лучше, гораздо лучше он перенес это, чем я ожидала. Видно, так должно было быть…
– Но неужели совершенно всё кончено? – сказал Пьер.
Княжна Марья с удивлением посмотрела на него. Она не понимала даже, как можно было об этом спрашивать. Пьер вошел в кабинет. Князь Андрей, весьма изменившийся, очевидно поздоровевший, но с новой, поперечной морщиной между бровей, в штатском платье, стоял против отца и князя Мещерского и горячо спорил, делая энергические жесты. Речь шла о Сперанском, известие о внезапной ссылке и мнимой измене которого только что дошло до Москвы.
– Теперь судят и обвиняют его (Сперанского) все те, которые месяц тому назад восхищались им, – говорил князь Андрей, – и те, которые не в состоянии были понимать его целей. Судить человека в немилости очень легко и взваливать на него все ошибки другого; а я скажу, что ежели что нибудь сделано хорошего в нынешнее царствованье, то всё хорошее сделано им – им одним. – Он остановился, увидав Пьера. Лицо его дрогнуло и тотчас же приняло злое выражение. – И потомство отдаст ему справедливость, – договорил он, и тотчас же обратился к Пьеру.
– Ну ты как? Все толстеешь, – говорил он оживленно, но вновь появившаяся морщина еще глубже вырезалась на его лбу. – Да, я здоров, – отвечал он на вопрос Пьера и усмехнулся. Пьеру ясно было, что усмешка его говорила: «здоров, но здоровье мое никому не нужно». Сказав несколько слов с Пьером об ужасной дороге от границ Польши, о том, как он встретил в Швейцарии людей, знавших Пьера, и о господине Десале, которого он воспитателем для сына привез из за границы, князь Андрей опять с горячностью вмешался в разговор о Сперанском, продолжавшийся между двумя стариками.
– Ежели бы была измена и были бы доказательства его тайных сношений с Наполеоном, то их всенародно объявили бы – с горячностью и поспешностью говорил он. – Я лично не люблю и не любил Сперанского, но я люблю справедливость. – Пьер узнавал теперь в своем друге слишком знакомую ему потребность волноваться и спорить о деле для себя чуждом только для того, чтобы заглушить слишком тяжелые задушевные мысли.
Когда князь Мещерский уехал, князь Андрей взял под руку Пьера и пригласил его в комнату, которая была отведена для него. В комнате была разбита кровать, лежали раскрытые чемоданы и сундуки. Князь Андрей подошел к одному из них и достал шкатулку. Из шкатулки он достал связку в бумаге. Он всё делал молча и очень быстро. Он приподнялся, прокашлялся. Лицо его было нахмурено и губы поджаты.
– Прости меня, ежели я тебя утруждаю… – Пьер понял, что князь Андрей хотел говорить о Наташе, и широкое лицо его выразило сожаление и сочувствие. Это выражение лица Пьера рассердило князя Андрея; он решительно, звонко и неприятно продолжал: – Я получил отказ от графини Ростовой, и до меня дошли слухи об искании ее руки твоим шурином, или тому подобное. Правда ли это?
– И правда и не правда, – начал Пьер; но князь Андрей перебил его.
– Вот ее письма и портрет, – сказал он. Он взял связку со стола и передал Пьеру.
– Отдай это графине… ежели ты увидишь ее.
– Она очень больна, – сказал Пьер.
– Так она здесь еще? – сказал князь Андрей. – А князь Курагин? – спросил он быстро.
– Он давно уехал. Она была при смерти…
– Очень сожалею об ее болезни, – сказал князь Андрей. – Он холодно, зло, неприятно, как его отец, усмехнулся.
– Но господин Курагин, стало быть, не удостоил своей руки графиню Ростову? – сказал князь Андрей. Он фыркнул носом несколько раз.
– Он не мог жениться, потому что он был женат, – сказал Пьер.
Князь Андрей неприятно засмеялся, опять напоминая своего отца.

- (исп. Auto de Fé; порт. Auto da Fé; лат. actus fidei) - так называлась в Испании и Португалии процессия, сопровождавшая казнь осужденных инквизицией. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

  • аутодафе - (иноск. шут.) - истребление огнем (намек на сожжение еретиков или сочинений их) Ср. Какой-нибудь Мадрид менее готовился к аутодафе Средних веков, нежели училище наше к ужасам предстоящего дня (наказанию розгами двух учеников старшего класса). Дружинин. Фразеологический словарь Михельсона
  • Аутодафе - Опубликование и затем исполнение приговора, вынесенного судом инквизиции*, над обвиненными в "преступлении" против христианства, среди которых было много маранов*. А. называли также сожжение томов Талмуда* и других книг в Средние века. Энциклопедия иудаизма
  • Аутодафе - (ауто-да-фе, ауто де фе; порт. auto da fé, исп. auto de fe, лат. actus fidei, буквально - акт веры) - в средние века в Испании, Португалии и их колониях торжественное объявление приговора инквизиционного суда, сопровождавшееся, в большинстве случаев... Католическая энциклопедия
  • аутодафе - аутодафе I нескл. ср. 1. Торжественное оглашение приговора инквизиции о публичном сожжении еретиков и еретических книг на кострах (в Испании, Португалии и их колониях в XIII - начале XIX в.). 2. Сам акт исполнения такого приговора. II нескл. ср. Толковый словарь Ефремовой
  • аутодафе - (исп. и португ. auto de fe, буквально - акт веры) - торжественное оглашение приговора суда инквизиции в Испании, португалии, а также само исполнение приговора (обычно публичное сожжение осужденных). первое а. относится к х111 в., последнее состоялось в 1826 г. в валенсии. Большой юридический словарь
  • АУТОДАФЕ - Ауто де фе (исп. и португ auto de fe, букв. - акт веры), - формально торжеств. оглашение приговоров высших судилищ инквизиции в Испании, Португалии и их колониях, а в сложившемся в нар. Советская историческая энциклопедия
  • Аутодафе - Торжественное оглашение приговора инквизиции, процедура исполнения самого приговора. Словарь по культурологии
  • аутодафе - сущ., кол-во синонимов: 3 исполнение 35 оглашение 13 сожжение 9 Словарь синонимов русского языка
  • аутодафе - орф. аутодафе, нескл., с. Орфографический словарь Лопатина
  • аутодафе - Нескл., ср. [португальск. auto da fe – дело веры]. В средневековой Испании – публичное, торжественное сожжение еретиков или еретических сочинений по приговору инквизиции. || Сожжение чего-н. (книжн. шутл.). Всю переписку он подверг аутодафе. Большой словарь иностранных слов
  • аутодафе - АУТОДАФ’Е и АВТОДАФЕ, нескл., ср. (·португ. auto da fe - дело веры). В средневековой Испании - публичное, торжественное сожжение еретиков или еретических сочинений по приговору инквизиции. | Сожжение чего-нибудь (·книж. ·шутл.). Всю переписку он подверг аутодафе. Толковый словарь Ушакова
  • аутодафе - АУТОДАФЕ ср. несклон. испанск. (в переводе: подвиг веры) казнь за преступление против веры, казнь еретика; обычно разумеют костер, сожжение. Толковый словарь Даля
  • аутодафе - АУТОДАФЕ auto da fe <, исп. auto da fé, порт. auto da fé. Торжественное действие, сопровождающее казнь осужденного инквизицией; сожжение еретика. Сл. 18. Инквизитор грозил ему ауто-да-феем. Кандид 30. | О сожжении книг, запрещенных церковью. Сл. 18. Словарь галлицизмов русского языка
  • Аутодафе - Ауто де фе (исп. и португ. auto de fe - акт веры), буквально - торжественное оглашение приговора инквизиции (См. Инквизиция) в Испании, Португалии и их колониях; в общераспространённом употреблении - и само приведение приговора в действие... Большая советская энциклопедия
  • От слова «аутодафе» веет Средневековьем, в воображении возникают ассоциации со злыми ведьмами (по сути, несчастными оклеветанными женщинами) и суровыми инквизиторами типа Торквемады. Вспоминается трактат по демонологии «Молот ведьм» и костры, горящие на площадях Испании. Итак, аутодафе - что это? Рассмотрим подробнее это понятие.

    Происхождение термина

    Каково происхождение этого слова? В испанском языке есть выражение auto de fe, которое означает «акт веры». Подобное словосочетание есть также и в португальском, и в латинском языке. А на русском, что это аутодафе?

    Во времена Средневековья в Испании и Португалии существовала религиозная церемония, обставленная с большой торжественностью. Она состояла из нескольких частей, среди которых были такие, как:

    • Прохождение процессии.
    • Совершение богослужения.
    • Выступление с речами проповедников.
    • Принесение публичного покаяния осужденными еретиками.
    • Оглашение им приговора.

    Эта религиозная церемония и называется "аутодафе".

    Другие значения слова


    Иногда это понятие употребляют и в других значениях. Так, например, в общеупотребительном смысле слово "аутодафе" обозначает еще и сам процесс приведения в действие сурового приговора. В основном это было проводимое на глазах у заинтересованной публики сожжение несчастных осужденных в пламени костра. Но как мы увидим ниже, строго говоря, это не соответствует действительности, так как казнь проходила за рамками аутодафе.

    Не следует путать эту церемонию и с так называемым костром тщеславия, представлявшим собой сожжение на площадях Флоренции различных предметов по указанию религиозного деятеля Савонаролы в XV веке. Такими предметами являлись «орудия светской тщеты», к которым относили книги мирского содержания, зеркала, наряды, парфюмерию и картины, конфискованные у флорентийских граждан.

    Возникновение церемонии


    Существует мнение, что аутодафе возникло тогда, когда появилась инквизиция, то есть в XIII веке. А широкое его распространение произошло уже в конце XV века. Именно тогда оно приобрело характер массового ритуального действа, при этом обставляемого весьма театрально.

    Но нужно отметить, что Анна Комнина (дочь византийского императора Алексея I и одна из первых историков-женщин, жившая в XI-XII веках) описывала произошедшее в 1025 году сожжение представителя секты богомилов Василия.

    В Испании практика проведения аутодафе установилась тогда, когда инквизиция усилила там свои позиции в конце XV века. Впервые в Севилье были сожжены 6 человек в 1481 году. Нередко механизм аутодафе использовался для того, чтобы обогатить королевскую казну.

    Факты из истории


    Изучая вопрос о том, аутодафе - что это, приведем некоторые факты из истории этой церемонии:

    • Широко известный деятель испанской инквизиции Торквемада с 1483 по 1498 год подверг сожжению 8,8 тыс. человек. По некоторым данным, в Испании с 1481 по 1808 годы было сожжено около 34 тыс. человек, а около 29 тыс. замурованы, отправлены на галеры, потеряли свое имущество. Хотя существуют и другие цифры, которые на порядок меньше.
    • Инквизиция распространила свое влияние также и на американские колонии. Аутодафе проводились и в Перу, и в Мексике, и в Бразилии. А еще и в португальских колониях, находившихся в Индии.
    • В XVI веке применение аутодафе достигло огромных масштабов, эта практика существовала до окончания XVII столетия.
    • В Испании инквизиция была отменена окончательно лишь в 1834 году, а последнее аутодафе состоялось в 1826 в Валенсии, но тогда осужденный был не сожжен, а повешен.

    Как происходило аутодафе?


    Процедура аутодафе, как правило, устраивалась на главной городской площади при большом скоплении людей. При этом действе обязательно присутствовала знать как духовная, так и светская. В некоторых случаях на площади находился и король со своей семьей, приближенными, городскими чиновниками, представителями ремеслянных корпораций.

    Для проведения аутодафе назначали конкретный день, в который объявляли приговоры по нескольким делам одновременно. С осужденных еретиков и ведьм снимали обувь, облачали их в «позорную» одежду, давали в руки свечи и выводили на торжественную процессию.

    Затем проводилась католическая месса, во время которой читалась проповедь и молитва, а после нее все присутствующие приносили клятву в том, что они будут подчиняться и оказывать помощь инквизиторам.

    После этого происходило оглашение приговоров. Сначала зачитывались легкие, а за ними тяжелые проступки тех еретиков и преступников, которые раскаялись. Тот, кто не раскаялся, передавался в распоряжение светских властей, что являлось равносильным приговору о сожжении.

    Таким образом, никаких костров непосредственно во время аутодафе не разжигалось. На смерть инквизицией никто не осуждался. Вынесение приговоров и приведение их в исполнение было исключительно прерогативой светской власти.

    Самым тяжелым из приговоров инквизиции было отлучение от церкви и передача светским судебным органам. В соответствии с законодательством тех времен, упорство в ереси и отречение от веры приравнивалось к государственной измене - самому тяжкому из преступлений.

    Другие значения

    Рассматривая вопрос о том, что это аутодафе, нужно упомянуть и о его отражении в современном нам мире. Естественно, что такая известная в истории церемония не канула в Лету бесследно. Она неоднократно была запечатлена в произведениях литературы, кино и в музыке.

    Среди книг в жанре фэнтези можно отметить роман Алексея Пехова «Аутодафе». Это известный в России писатель, в основном работающий в этом жанре. Он имеет награды, полученные на отечественных и международных фестивалях, а также является сценаристом компьютерных игр. Книга Алексея Пехова «Аутодафе», конечно же, не о средневековом ритуале. Но поклонники фэнтези оценили ее высоко.

    Существует еще песня группы Unreal «Аутодафе». Это московская рок-группа, которая придерживается в основном стиля индастриал, что значит «промышленный». Темы песен этого коллектива весьма разнообразны – апокалипсис, второе пришествие Христа, космическая и средневековая тематики.

    И Португалии - торжественная религиозная церемония, включавшая в себя процессии, богослужение, выступление проповедников, публичное покаяние осужденных еретиков и чтение их приговоров.

    Энциклопедичный YouTube

      1 / 1

      ✪ Моделирование сожжения на костре

    Субтитры

    История

    Считается, что аутодафе появилось с началом инквизиции (XIII века), распространение получило с конца XV века , приобретя характер массового театрализованного ритуального действа. Однако еще в 296 году был издан эдикт императоров Диоклетиана и Максимина о необходимости сожжения манихеев. В 1022 году нескольких еретиков были сожжены во Франции, включая бывшего духовника королевы Констанции Этьена. Анна Комнина подробно описывает в «Алексиаде » сожжение на костре богомила Василия в 1025 году, говоря про императора, что тот принял решение «новое, необычное по своему характеру, неслыханное по своей смелости».

    Собственно, аутодафе есть всякое торжество, устраиваемое инквизицией по поводу объявления приговора (соответствующее название во Франции «sermo generalis» - общая проповедь). Механизм провозглашения ауто-да-фе нередко служил для обогащения королевской казны.

    Практика аутодафе установилась в Испании вместе с усилением там инквизиции в конце XV века , первое аутодафе (сожжение) шести человек проведено в Севилье в г. Инквизиция действовала и в испанских колониях Америки. Позже эта практика приняла огромные размеры в течение XVI века , и просуществовала до конца XVIII века , когда аутодафе стали реже.

    В Португалии, где инквизиция была учреждена в , она не имела столь широкого масштаба. Её влияние сильно упало при Помбале , во второй половине XVIII века. Ауто да фе имели место в Мексике, Бразилии и Перу .

    Они также проводились в португальских колониях - в Гоа , Индия после установления там инквизиции в период - .

    Последнее ауто-да-фе состоялось в в Валенсии через повешение (сожжения не было).

    По Льоренте , в 1481-1808 в Испании сожжено живыми 31912 чел., а 29145 наказаны замурованием, галерами, конфискацией имущества.

    Церковь оправдывала правомерность применения казни еретиков через сожжение на костре словами из Евангелия: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь , и они сгорают» (Ин 15:4.6).

    Российской практикой аутодафе подразумевалось сожжение человека не на столбе, но в деревянной клетке - в срубе , смотрите первую из Двенадцати статей царевны Софьи . Сообщения о казнях на костре встречаются, к примеру, в списках Национальной Летописи: так в Софийской второй летописи под 1480 годом говорится о том, что Иван III Васильевич Великий сжег своих советников за неудачное «волшество» (то есть волхование , волшебство ).

    Исполнение

    Ауто-да-фе устраивались на главной площади города при огромном скоплении народа, в присутствии духовной и светской знати, иногда самого короля с семьей, аристократии , городских магистратов , корпораций. Осуждённых выводили в торжественной процессии со свечами в руках, в «позорной» одежде, босыми.

    Для аутодафе назначался особый день, и приговоры объявлялись по целому ряду дел сразу.

    Произносилась проповедь (католическая месса) [ ] , молитва, после которой присутствующие клялись повиноваться и помогать инквизиции; затем следовало чтение приговоров: сначала лёгких, потом содержащих более или менее тяжёлые наказания для раскаявшихся еретиков и преступников; потом нераскаянные предавались в руки светской власти, что было равносильно присуждению к сожжению на костре (Peters 1988: 93-94).

    Употребление слова

    В общераспространённом употреблении ауто-да-фе - это также и сама процедура приведения приговора в действие, главным образом, публичное сожжение осуждённых на костре, хотя формально казнь уже не являлась частью религиозной церемонии ауто-да-фе, а относилась уже к юрисдикции светской власти. Такой перенос значения может быть обусловлен тем обстоятельством, что общественность не воспринимала этого различия, во-первых, в условиях слияния церковной и светской власти и, во-вторых, в условиях единства места, времени и состава участников этих событий: два события воспринимались как одно, и название метонимично закрепилось за его "главной частью". Аутодафе следует отличать от костра тщеславия , на котором сжигались книги, зеркала, духи и прочие «орудия светской тщеты».