Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Свентовит (Святовит) как Бог Богов у западных славян. Свентовит

Бог Свентовит (Святовит) был Высшим небесным богом у западных славян. Его предназначение – нести свет, любовь, озарение людям. Иногда Свентовита также называют богом, который борется с тьмой. Корме того, он – бог воин и побед. Именно поэтому часто Свентовит изображался в образе всадника на коне.

Основными символами бога были меч, рог и лук.

Свеновит был богом древних славян, некоторые из которых называл себя православными (не христианами, а староверами). Его почитали за то, что он помогает во всех начинаниях (в добродетельных). Главное, чтобы дела приносили благополучие и доброту.

Праздник Свентовита

Существовали и специальные праздники в честь этого бога. Они славились своеобразными поединками в мудрости между молодыми людьми. Особенностью их было то, что участниками должно быть более шестнадцати лет. Суть поединков заключалась в определении у молодежи развития родовой памяти, смекалки, сообразительности и интуиции.

Проводился «конкурс» следующим образом: ребятам залают вопросы и загадки, а затем определялся победитель. Последний, разумеется, должен был разгадать большую часть головоломок. На втором этапе проводились состязания в физической подготовке: единоборства, стрельба из лука, сражения с ножами и другие. Те, кто побеждал после второго этапа, отправлялись в лес на целых три недели (согласно древнеславянскому календарю – это почти тридцать дней). Так определяли, насколько вынослив юноша.

Храм Свентовита

Как известно, для богов древние славяне сооружали специальные языческие храмы – капища и святилища. Так вот, самое известное святилище Святовита было в Араконе (балтийско-славянский город). Это был храм из камня, покрашенный в красный цвет. Как и во многих храмах славян, там стоял идол Святовита с четырьмя лицами. При раскопках идолы Святовита находили в разных уголках России. Это означает лишь то, что этого бога почитали и уважали повсеместно.

Также святилище бога было местом хранения его боевых принадлежностей: меча, знамени и копья. При святилище держали белого священного коня. Согласно преданиям, ночью сам Святовит садился на него и ехал на сражения с врагами.

У славян-язычников принято было приносить богам какие-либо жертвы (требы). Для Свентовита приносили большой пирог, разрезанный на четыре куска.

Бог Сентовит.

СВЕНТОВИТ (СВЯТОВИД, СВЕТОВИТ) – четырёхликий Бог прошлого, настоящего и будущего, бог воинского духа,

ВНЕШНИЙ ВИД: Четырехликий Световит — высший бог, связан с войной и победами и потому считался божеством войны и победы, его часто представляли в образе воина — всадника; его атрибуты — меч, знамя, боевые значки, в т. ч. изображавшие орла, и копья.

Храм Свентовида в Арконе, худ.

СФЕРА ВЛИЯНИЯ: Воины считают его своим Покровителем, как в мирные будни, так и в битвах. Верили, что Световид (сын светлого бога), на белом коне, приносит на землю рассвет, воюя с врагами дня. Бог, которому поручено блюсти, чтобы на Земле, в Небесах и в подземном царстве соблюдались Священные Поконы Прави. Световид также является Богом плодородия. К нему, к четырем его ликам, обращались с молитвой об изобилии земных плодов, по его рогу, наполненному вином, гадали о будущем урожае.

МЕСТА ПОКЛОНЕНИЯ: Культовый центр Световита — четырёхстопный храм в балтийско-славянском городе . Святилище это описано в многочисленных хрониках, в которых говориться, что представляло оно собой каменный храм, выкрашенный в красный цвет. Там находилось изображение бога в виде четырехликого идола Кроме того, в храме хранились и военные атрибуты Святовита: меч, знамя и копье.

ДАРЫ И ПРИНОШЕНИЯ: В пожертвование Световиду приносят: каравай, золото, оружие, часть урожая, хлеб, медовые пироги, вино, блины, мёд.

СВЕТОВИД. Картины художников: , и

знак Свентовида

КОНЬ СВЕНТОВИДА. При храме жил белый священный . Считалось, что по ночам бог выезжает на нем, чтобы принять участие в сражениях с врагами.

За конем ухаживали, поили-корми, гриву и хвост расчесывали, и — наблюдали.

Было поверье, что конь, оставленные вечером привязанным в загоне, утром уставшим будет и взмыленным, будто на нем всю ночь скакали.

А еще с помощью этого коня гадали. Жрец вел его в поводу, а все смотрели, какой ногой он переступит через порог — правой или левой — и как именно он это сделает, не споткнется ли?

Он – Бог Света Рода и сам зримый свет Сварога, который проникает во всё, неся Правду и Лад.

(21)Подборка выполнена специально для сайта

This entry was posted in and tagged .

Упомянут в "Славянской хронике" Гельмольда, подробно описан у Саксона Грамматика в "Деянии данов", как главный бог, бог богов храма при Арконе, упомянут в "Mater Verborum". Именно он чаще всего подразумевается под именем Белобог у славян, соотносим с Аполлоном (Атремидом), а сопутствующая ему Рожаница – с Артемидой.

Свентовит отождествлен с четырехликим изображением верхнего яруса Збручского кумира. Четырехликое изображение Свентовита стояло в знаменитейшем Храме в городе Аркона. Кумир истреблен епископом Абсалоном в 1168 г. Саксон пишет: "Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга огражден природною защитой... с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей... Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм, прекрасной работы, но почтенный не столько по великолепию зодчества, сколько по величию бога, которому здесь воздвигнут кумир. Вся внешняя сторона здания блистала искусно сделанными барельефами различных фигур, но безобразно и грубо раскрашенными. Только один вход был во внутренность храма, окруженного двойной оградою... В самом храме стоял большой, превосходящий рост человеческий, кумир, с четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили из груди и две - к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела направо, а другая - налево. Волосы и борода были подстрижены коротко, и в этом, казалось, художник сообразовывался с обыкновением руян. В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года; левая рука уподоблялась луку. Верхняя одежда спускалась до берцов, которые составлены были из различных сортов деревьев и так искусно были соединены с коленами, что только при внимательном рассматривании можно было различить фуги. Ноги стояли наравне с землей, из фундамент сделан был под полом.

В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями. Рассматривающего более всего поражал меч огромной величины, ножны, черен которого, помимо красивых резных форм отличались серебряной отделкой... Кроме того этот бог имел также храмы в многих других местах, управляемые жрецами меньшей важности. Кроме того при нем был конь, совершенно белый, у которого выдернуть волос из гривы или хвоста почиталось нечестием... Святовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамена, главное из которых называлось Станица... Власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской."

Высшим богом западных славян (именуемых также «рутены» или «вандалы», а ранее - «венеды»), в первую очередь ругов-руян, «первенствующих среди прочих народов славянских», и сорбов вообще был Свентовит. Характерно, что его уважали и почитали также германские народы Северной Европы. Знаменитый храм Свентовита стоял на острове Рюген в святилище Аркона и был разрушен данами лишь в 1168 г., т. е. много позже поры, когда в государствах Европы официально возобладало христианство. Храм был одной из последних святынь европейского язычества, и пока он стоял, языческая вера у значительной части балтийских славян преобладала.


Высшим богом западных славян (в ряде источников именуемых также «рутены» или «вандалы», а ранее – «венеды»), в первую очередь, ругов-руян, «первенствующих среди прочих народов славянских», и сорбов был Свентовит. Характерно, что его уважали и почитали также германские народы Северной Европы. Англо-норманнский хронист Ордерик Виталий в 1068 году пишет о славянах: «Лютичи не знали истинного Бога, но, опутанные сетями невежества, поклонялись Гводену, Туру и Фрее и другим ложным богам или скорее бесам» (Гильфердинг, с. 155, прим. 643). Возможно, речь здесь идет о Свентовите, Прове (Проно) и Прие (или Живе?), переименованных на германский лад. Отождествление Одина и Свентовита Ордерик сделал, по скольку второго из упомянутых представляли «богом богов» западных славян и, подобно Одину, считали покровителем воинских искусств. Прове, как и Тюр, – бог справедливости. Прия – славянская Венера – согласно «Mater Verborum» могла именоваться у германцев Фрея, так как последняя – «госпожа ванов, богиня венедов». Мыс Аркона на о. Рюген (бывш. Руян), на котором находилось святилище Свентовита.

Знаменитый храм Свентовита стоял на острове Рюген в святилище Аркона и был разрушен данами лишь в 1168 г., то есть много позже поры, когда в государствах Европы возобладало преимущественно христианство. Храм был одной из последних святынь европейского язычества, и пока он стоял, языческая вера у значительной части балтийских славян преобладала.

А. Гильфердинг (Гильфердинг, 1885; История балтийских славян, 1994, с. 177–179) пишет : "У славян имеется много разных видов идолопоклонства. Ибо не все они придерживаются одних и тех же языческих обычаев. Одни прикрывают невообразимые изваяния своих идолов храмами, как, например, идол в Плуне, имя которому Подага; у других божества населяют леса и рощи, как Прове, бог альденбургской земли, – они не имеют никаких идолов. Многих богов они вырезают с двумя, тремя и больше головами. Среди многообразных божеств, которым они посвящают поля, леса, горести и радости, они признают и единого бога, господствующего над другими в небесах, признают, что он, всемогущий, заботится лишь о делах небесных, они [другие боги], повинуясь ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому богу богов» (Гельмольд, 1963). Под «богом богов» автор подразумевает Свентовита, который с его точки зрения есть едва ли не главный противник бога христианского: «Среди множества славянских божеств главным является Святовит, бог земли райской, так как он – самый убедительный в ответах. Рядом с ним всех остальных они как бы полубогами почитают. Поэтому в знак особого уважения они имеют обыкновение ежегодно приносить ему в жертву человека – христианина, какого укажет жребий. Из всех славянских земель присылаются установленные пожертвования на жертвоприношения Святовиту… Аркона и местоположение храма Свентовита по данным раскопок К. Шукхардта <…> Святовит, бог земли руянской, занял первое место среди всех божеств славянских, светлейший в победах, самый убедительный в ответах. Поэтому и в наше время не только вагрская земля, но и все другие славянские земли посылали сюда ежегодно приношения, почитая его богом богов… И велел король [Вальдемар] вытащить этот древний идол Святовита, который почитается всем народом славянским, и приказал накинуть ему на шею веревку и тащить его посреди войска на глазах славян и, разломав на куски, бросить в огонь. И разрушил король святилище его со всеми предметами почитания и разграбил его богатую казну. И повелел, чтобы они отступили от заблуждений своих, в которых рождены были, и приобщились к почитанию истинного бога…».

Датский летописец Саксон Грамматик (Saxo Grammaticus 1140-1208) написал 16-томную хронику «Деяния данов» (Gesta Danorum), в которой описывается история Дании с древнейших времён до XII века, а также история некоторых других северных стран, в том числе и западно-славянских. В частности, в этой книге описывается Аркона (или как теперь её называют немцы – Яромарсбург (Jaromarsburg)), столица славянского племени руян (ранов) на острове Руян (ныне Рюген), численность славянского населения которого к моменту его завоевания в XII веке, по западным источникам, составляла, как минимум, 70 000 человек

Аркона являлясь городом-храмом, сосредоточием веры западных славян. Да и не только их. Датский король Свейн (960-1014) жертвовал добычу в храм Арконы. Ещё в XI веке поклониться его главной святыне, четырёхглавому кумиру Святовита, шли паломники из уже два века как христианской Чехии. Храм Арконы стал главным религиозным центром славянского Поморья в IX-XII веках. Он располагал обширными земельными угодьями, дававшими ему доход, в пользу него собирались пошлины с купцов, торговавших в Арконе, с промышленников, ловивших сельдей у острова Руян. Ему приносилась третья часть военной добычи, все драгоценности, золото, серебро и жемчуг, добытые на войне. Поэтому в храме стояли сундуки, наполненные драгоценностями.

Вот, что пишет Сакон Грамматик: «Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга ограждён природной защитой… с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей… Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм, прекрасной работы, но почтённый не столько по великолепию зодчества, сколько по величию бога, которому здесь воздвигнут кумир. Вся внешняя сторона здания блистала искусно сделанными барельефами различных фигур, но безобразно и грубо раскрашенными.

Только один вход был во внутренность храма, окружённого двойной оградой… В самом храме стоял большой, превосходящий рост человеческий, кумир, (Свентовита) с четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили из груди и две – к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела направо, а другая – налево. Волосы и борода были подстрижены коротко, и в этом, казалось, художник сообразовывался с обыкновением руян.

В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года; левая рука уподоблялась луку. Верхняя одежда спускалась до берцов, которые составлены были из различных сортов деревьев и так искусно были соединены с коленами, что только при внимательном рассматривании можно было различить фуги. Ноги стояли наравне с землёй, их фундамент сделан был под полом.

В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями. Рассматривающего более всего поражал меч огромной величины, ножны, чёрен которого, помимо красивых резных форм отличались серебряной отделкой… Кроме того этот бог имел также храмы в многих других местах, управляемые жрецами меньшей важности. Кроме того при нём был конь, совершенно белый, у которого выдернуть волос из гривы или хвоста почиталось нечестием…

Один лишь жрец имел право кормить и седлать коня этого: божественное животное нельзя было оскорбить частым пользованием. Руяне верили, что Свантевит выезжает на коне этом на битву с врагами своего святилища и своей земли. И доказательством тому якобы служило обстоятельство, что нередко его находили наутро в стойле покрытым потом и грязью, словно бы он проделал дальний путь.

Также от коня этого предсказания принимались. Когда собирался военный поход, служители храма Свантевита втыкали в землю перед святилищем крест-накрест шесть копий, после чего подводили к ним священного коня. Если ступал он через копья правым копытом, считалось это добрым предзнаменованием для исхода военных действий. Если же хоть раз поднимал он сперва левое копыто, тогда отменялся поход в чужие земли. Точно так же отменялся и морской поход, если белый конь Свантевита пойдёт не с правой ноги через копья, и даже решения о торговых сделках зависели от предсказаний оракула… Свентовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамёна, главное из которых называлось Станица… Власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской…»


Оберег Свитовит.
Данный оберег относится к двусторонним знакам с невероятной силой и сакральным значением для древних славян. Он берет свое символическое начало и объединяет два яргических символа Громовик и Колядник.

Наши предки верили, что двойственность символа это всегда хорошо, так как и мощь его силы увеличивается в десятки, а то и сотни раз. Свитовит или Световит является одним из таких символов.

Свитовит значение символа

Символика оберега довольно проста, но при этом невероятно сильна, его неразрывная связь между водой, которая покрывает землю и огнем с небес (символ воздуха). Это означает, что в этом символе заключена связь небес и земли. Но наши предки трактовали его немного по-своему, Свитовит имел значение как приводящий в земной мир чистые души, а также служил защитником от всякого зла и несчастий.

Славянский оберег Свитовит и Светоч по своей форме очень схожи, поэтому зачастую для усиления действия одного их объединяют. Значение Световита – заключается не только во взаимосвязи с небесным и земным миром. Древние славяне считали, что эта беспрерывная связь даровало нашему миру столько гениальных людей. Все души зарождаются на небесах и только потом Световит приводит их на землю, впоследствии из них вырастают великие люди. Это чувствуется с самого детства, такие дети намного чище душой и помыслами. Именно они и способны изменить мир и людей к лучшему.

Световит – универсальный оберег

Поэтому оберег Свитовит имел огромное значение в жизни любой женщины, которая мечтала иметь ребеночка не просто здоровенького, но и талантливого. Совершенно неважно, в чем заключался талант, будет ли он специалистом в военном деле, принося молниеносные победы своему народу и сокрушительные поражения врагам, кузнецом, выковывающим потрясающее оружие и доспехи, или же будет прекрасным охотником. Наши предки украшали вышивкой, как повседневную одежду беременной, так и пеленки, в которые закутывали новорожденного младенца. Это обеспечивало матери и ребенку дополнительную защиту от проявлений сил зла в земном мире.

Но стоит отметить, что считать оберег Световит, которые могут носить только женщины является глубоким заблуждением. Этот символ является универсальным и подойдет абсолютно всем, кто предстал перед трудным выбором, или же на судьбу человека выпало множество тяжелых испытаний и ему необходима поддержка свыше. Лучше всего оберег Световит подойдет мужчинам, которые по своей профессии сталкиваются с различными опасностями: военные, альпинисты, водолазы и многие другие. Символ прибавит уверенности и спасет от неверных решений, что сделает их жизнь намного безопасней, а купить оберег Световит из серебра, можно заказав его на нашем сайте.