Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Аятолла Хаменеи - иранский государственный деятель: биография, семья, карьера. Исламская революция аятоллы хомейни

Имама Хомейни.

Будущий имам, подписывавшийся полным именем Рухолла Аль-Мусави Аль-Хомейни, родился 20 джамади аль-тани 1320 года по лунному календарю хиджры или 30 шахривара 1281 года по солнечному, принятому в Иране, что приходится на 24 сентября 1902 года, в городке Хомейн, находившемся в центральной части Иранского нагорья, в трехстах километрах к югу от Тегерана.

Уже в самом имени для иранца-шиита заключено много сведений. Рухолла значит "Божий дух". Мусави, перешедшее из имени отца сейида Мустафы Мусави, говорит, что его род восходит к седьмому святому и непорочному имаму Мусе Казему, а следовательно к пророку Мухаммеду.

Сейид Рухолла находился в пятимесячном возрасте, когда его отец был убит.

После смерти отца он находился под покровительством матери и сестры отца. Однако когда мальчику исполнилось 15 лет его мать умерла.

Имам Хомейни получил начальное образование в местных школах. Затем начал изучать арабскую грамматику и логику у своего старшего брата Сейида Мортазы, известного как аятолла Пасандиде. В 1920 г. он поехал в город Арак и начал учиться в религиозной школе этого города, которой руководил аятолла Сейид Абдолькарим Хаэри. До 1926 года он прошел все уровни обучения и под руководством аятоллы Хаэри получил степень муджтахида после чего начал преподавать в Куме.

1929 году имам Хомейни женился на дочери аятоллы Сакафи Техрани, одного из выдающихся кумских теологов. С 1929 по 1936г. преподавал в религиозной семинарии и писал научные работы. Одной из важнейших особенностей деятельности имама стало то, что он проявил новаторство в фикхе и открыл закрытые до этого врата иджтихада и фетв.

Широкая и открытая политическая деятельность имама начинается в 1962 году, когда шахский премьер-министр Амир Асадолла Алам утвердил на заседании правительства законопроект об региональных и местных обществах. В законопроекте содержались условия избрания членов этих обществ, которые носили секуляристский характер. В частности, в документе говорилось, что избранные депутаты должны перед началом работы принести клятву на Священном писании, а не на священном Коране. Именно поэтому сведущие улемы и духовные лица развернули широкую борьбу против этого закона, которую возглавил имам Хомейни (да будет с ним милость Аллаха!).

По рекомендации президента США 8 января 1963 года шах объявил о проведение референдума по реформам т.н. "белой революции", а уже 31 января 1963 года имам Хомейни призвал бойкотировать шахский референдум, назвав его не имеющим ценности с точки зрения исламских норм и Конституции страны. После заявления, которое прозвучало за 4 дня до проведения референдума начались широкомасштабные выступления в поддержку имама, однако они были подавлены полицией и шах провел референдум 6 бахмана 1341 года (25 января 1963 года). После этого следовали одна мера за другой, не скупясь на методы шахский режим усиливал давление на духовенство. 15 хордада 1342 года агенты САВАК

(Организации информации и безопасности страны) тайно проникли в дом имама и арестовали его, отправив при этом в Тегеран.

Арест Хомейни вызвал массовые выступления в крупнейших городах Ирана. Пробыв в тюремном заключении 2 месяца имам был выпущен под надзор полиции. В сентябре 1964 года в результате усиления американского влияния в Иране и расширения деятельности американских военных советников правительство Хасанали Мансура приняло закон об экстерриториальности американских граждан.

Реакция была незамедлительной, 4 абана (25 октября), в день рождения шаха имам Хомейни осудил эти действия правительства. 13 абана 1343 года шахские силы окружили дом имама в Куме, арестовали его и отправили в Тегеран, откуда выслали в Турцию. Так началась пятнадцатилетняя разлука с родиной. Одновременно с высылкой имама был арестован и его сын Сейид Мостафа Хомейни и после недолгого тюремного заключения также выслан в Турцию.

В 1965 году имам Хомейни вместе со своим сыном отправился из Турции в Ирак, где продолжил свою борьбу. Важным моментом пребывания имама в Ираке было то, что он не вступал ни в какие отношения с шахским режимом. Найденные документы в архивах САВАК свидетельствуют о том, что имам неоднократно получал такие предложения от режима, но каждый раз отказывался от сотрудничества. 22 октября 1977 года при загадочных обстоятельствах погибает сын имама Мостафа Хомейни, что вызвало широкий резонанс в стране. Имя имама приобретало все больший авторитет в народе и с целью его подрыва 6 января 1978г. по личному приказу Мохамада Резы Пехлеви и его двора в газете "Эттелаат" была напечатана статья с оскорблениями и наговорами в адрес имама Хомейни. Народ не мог вынести таких оскорблений в сторону своего духовного лидера и вышел на манифестации. Вдохновляющие послания и жесткие речи имама Хомейни придали новую силу революционному движению. В поисках укрытия имам отправился сначала в Кувейт, но правительство последнего не приняло его и по совету соратников он поселяется в парижском пригороде Нофль-ле-Шато во Франции. Революционный прорыв в Иране стал очевидным и эти обстоятельства вынудили шаха, под предлогом отдыха, покинуть страну.

Это обстоятельство создало возможность для возвращения имама Хомейни в Иран. 31 января 1979 года после долгих лет изгнания имам вместе с группой своих сторонников вернулся на родину. Приезд имама оказал огромное влияние на обстановку в стране: шахский режим не продержался и 10 дней, 11 февраля (22 бахмана) 1979 года рухнули все опоры шахского режима и все органы государственной власти перешли в руки революционных сил.

После победы Исламской революции начался новый этап в руководящей роли имама Хомейни для иранского народа.

Был проведен всеобщий референдум о создании Исламской Республики Иран (Джомхури-йе Ислами-йе Иран). Создавались комиссии и комитеты по различным, важным вопросам управления государством. По указу Хомейни был создан "Корпус стражей Исламской революции".

С началом военной агрессии Ирака против Ирана , начался предельно ответственный этап в истории Ирана, когда имам сыграл особо важную роль в обеспечении безопасности и внутреннего развития страны.

В конце концов, по предложению военного командования 17 июля 1988 года имам высказал намерение принять резолюцию СБ ООН № 598, в которой предусматривалось наказание агрессора и выплата пострадавшей стороне репараций.

В период после принятия резолюции 598 большие изменения произошли и в бывшем СССР. В этот период (4 января 1989года) имам Хомейни направил в Москву к М.И. Горбачеву делегацию с красноречивым посланием. В своем послании он призывал советский народ и лично Горбачева пересмотреть свои марксистские убеждения и обратить внимание на наступление эры возрождения религиозного мировоззрения во всем мире.

Еще одним заслуживающим внимания моментом в политической деятельности имама является подход к делу Салмана Рушди. В 1988 году Рушди написал роман "Сатанинские стихи", в котором содержались непристойные оскорбления в адрес Пророка ислама (да приветствует Аллах его и его род!) и членов его семьи. Согласно исламским нормам Рушди был признан ренегатом, за что в исламе предусматривается смертная казнь. Таким образом, объявив Рушди ренегатом, имам заявил о том, что он должен быть казнен. Следует заметить, что имам всегда был на страже исламских интересов, его с полным правом можно назвать знаменосцем исламского возрождения современности. Тем не менее, имам вел простую и непритязательную жизнь. Даже находясь на вершине власти, он никогда не предавался роскоши и вел простой образ жизни. Свои последние годы он провел в скромном доме в Джамаране, одном из пригородов Тегерана. В своих политических поступках, как и во всех других делах, он не принимал во внимание никаких других соображений, кроме следования пути Господа и соблюдения интересов исламской веры.

Иранский религиозный и государственный деятель, лидер революции 1978-1979 против режима шаха Мохаммеда Реза Пехлеви и затем верховный руководитель (вали-е факих) Исламской Республики Иран.


Родился в 1902 в небольшом городке Хомейн (Центральный Иран) в семье сейида (потомка шиитского имама) Мустафы Мусави. После смерти отца воспитывался матерью и старшим братом. В 19 лет отправился на учебу в святой город Кум. Преподавал религиозное право и философию, получил признание как Великий аятолла, т.е. авторитетный религиозный лидер с большим числом последователей. В конце 1920-х годов добавил себе имя Хомейни.

Хомейни перешел в оппозицию правительству в 1962, когда по указу шаха было ликвидировано условие, чтобы все кандидаты в провинциальные собрания были мусульманами, и свидетели в суде получили право давать присягу не только на Коране, но и на других священных книгах. В 1963 призвал не участвовать в референдуме, который должен был одобрить «белую революцию» шаха. Хомейни осудил нарушение исламских и конституционных принципов, политическое, экономическое и военное господство иностранных держав над Ираном, подавление свободы слова, особенно в отношении духовенства, а также дипломатические, торговые и разведывательные связи правительства с Израилем. В 1963, после антиправительственных беспорядков, Хомейни был арестован и в 1964 выслан из страны. Жил в Турции, затем в городе Неджеф в Ираке, в 1978 переехал во Францию. В 1971 издал свою главную политическую работу Исламская власть, в которой выдвинул идею теократического государства во главе с высшим теологом, знатоком законов.

Находясь в изгнании, Хомейни мог более открыто нападать на репрессивный шахский режим, чем противники режима, находившиеся на территории Ирана. В результате он стал символом, а затем лидером антишахской революции. Бегство шаха в США открыло двери для его возвращения в Иран 1 февраля 1979.

Хомейни основал исламскую республику, которая бросила вызов США, позволив воинствующим студентам в течение 15 месяцев удерживать в качестве заложников персонал американского посольства в Тегеране. Власть заставила замолчать всех противников шахского режима и навязала населению исламский образ жизни. В 1981-1982 режим Хомейни расправился с вооруженным выступлением леворадикального движения «Моджахедин-е хальк», были сделаны попытки распространить исламскую революцию за пределы Ирана. Война с Ираком, которая началась в 1980, разорив обе страны, закончилась в 1988. Умер Хомейни в Тегеране 3 (4) июня 1989.

Аятолла Хомейни - один из самых своеобразных политиков минувшего XX века. Лидер исламской революции 1979 года в Иране, он придя к власти, первым в новой истории стал использовать на практике теократические методы управления страной, фактически упразднив светское государство.

Борьба с режимом

Рухолла Аль-Хомейни родился в 1902 году в семье священнослужителя-шиита, придерживающегося оппозиционных взглядов. Мальчику не исполнилось и пяти лет, когда его отец погиб. Его застрелил агент шахской тайной полиции. Затем умерла мать Хомейни. Оставшегося без родителей сироту взяли на воспитание в религиозную школу в священном для мусульман-шиитов городе Куме. Учился будущий аятолла очень хорошо, в возрасте двадцати трех лет он удостоился звания моджтахида и мог самостоятельно преподавать исламское право и философию.

Иранское правительство в 1930-х годах энергично проводило светские реформы и жестко подавляло религиозную оппозицию. Хомейни активно включился в политическую борьбу против режима династии Пехлеви. В ответ власти арестовали молодого оппозиционера и заключили в тегеранскую тюрьму. Там Хомейни подвергали различным унижениям. Он должен был участвовать в разгрузке нечистот и чистить канализацию. Это было неприемлемо для священнослужителя, поэтому он отказывался выполнять такие работы, за что его неоднократно бросали в карцер.

После годичного заключения Хомейни освободили, но лишили права читать лекции в Куме. Однако Хомейни проигнорировал запрет и подпольно продолжал преподавательскую деятельность, а также написание значимых для шиитского исламского вероучения сочинений. Подпольная оппозиционная деятельность чрезвычайно возвысила авторитет Хомейни, и в конце 1950-х годов он получил звание аятолла - высший духовный титул среди шиитских священнослужителей.

В 1962 году Хомейни возглавил забастовку иранского духовенства, вынудившую правительство отказаться от законопроекта о религиозных обществах. А в январе 1963 года он призвал народ бойкотировать шахский референдум по вопросам проведения экономических реформ, утверждая, что они не соответствуют исламским нормам и конституции страны.

Начавшиеся в стране широкомасштабные выступления в поддержку Хомейни были жестоко подавлены полицией, а сам религиозный лидер был снова арестован и препровожден в Тегеран, где провел в заключении несколько месяцев. Находясь за решеткой, Хомейни написал революционное воззвание, в котором назвал шаха «доверенным лицом Америки и Израиля» и призвал народ «восстать и сбросить тиранию».

Новые массовые выступления в крупнейших городах Ирана заставили правительство выпустить Хомейни из-под стражи и выслать его в Турцию.

Из Турции Хомейни перебрался и священный шиитский город Неджеф, находящийся в Ираке, а в 1978 году эмигрировал в Париж, где продолжил свою борьбу против шахского режима.

Исламская революция

К концу 1970-х годов находившийся у власти шах Мохаммед Реза Пехлеви и его коррупционный режим настолько дискредитировали себя в глазах народа, что революция в стране стала неизбежной. В марте 1978 года, накануне иранского Нового года, находившийся в Париже Хомейни призвал иранцев отказаться от празднований и выйти на улицу с политическими лозунгами. В своих обращениях аятолла пропагандировал идею свержения власти шаха и создания теократического государства во главе с духовенством. Оппозиционная демонстрация была расстреляна полицией. В ответ в Иране вспыхнули массовые беспорядки, которые продолжались с небольшими перерывами почти год.

В январе 1979 года фактически все население страны вышло на манифестации, большинство предприятий нефтяной промышленности забастовали. Армия отказалась стрелять в народ. Шах с семьей бежал за границу, а 31 января 1979 года Хомейни вместе с группой своих сторонников триумфально вернулся в Иран.

Под руководством Хомейни было сформировано революционное правительство, а 31 мая большинство участников народного референдума поддержало создание Исламской Республики Иран.

Оказавшись у власти, Хомейни стал править железной рукой. По его указу был создан «Корпус стражей исламской революции», разработана и принята новая конституция, предоставившая ему верховную власть как «высшему духовному авторитету».

Был создан мощный репрессивный аппарат и введены суровые исламские законы. В короткие сроки произошла полная исламизация всех сторон жизни иранского общества - политики, экономики, культуры. Женщинам запретили носить европейскую одежду. Была введена система исламского судопроизводства, основанная на положениях Корана и шариата, проведена национализация нефтяной промышленности.

4 ноября 1979 года сторонники аятоллы Хомейни захватили посольство США в Тегеране, требуя вернуть в страну бывшего шаха Мохаммеда Резу Пехлеви, нашедшего пристанище в Америке для предания его суду. Все усилия администрации США, включая попытку освобождения заложников-дипломатов вооруженным путем, позорно провалились. 52 американских дипломата были отпущены иранцами только в январе 1981 года, спустя несколько минут после инаугурации нового президента США Рональда Рейгана, сменившего на этом посту Джеймса Картера.

Хитроумный Рейган решил проводить политику умиротворения исламистов и предложил им совместно бороться против «империи зла», то есть - СССР. Окольными путями в Иран поставлялось американское оружие, продовольствие, были сняты ограничения на поставки иранской нефти.

Это был звездный час исламской революции. Хомейни с большой свитой обосновался в священном городе Куме и оттуда лично руководил политикой страны, назначая по своему усмотрению членов Совета по наблюдению за осуществлением конституции и членов правительства.

В 1980 году началась кровопролитная ирано-иракская война, которую Хомейни рассматривал как экспорт исламской революции в другие страны региона. В ходе войны погибли по миллиону солдат с каждой стороны, а экономика обеих стран оказалась подорвана. Несмотря на это, подписание мирного договора с Ираком далось Хомейни нелегко.

Он питал патологическую ненависть к Ираку, Саддаму Хусейну, а также к Израилю, с которыми мечтал расправиться вооруженным путем.

Во время ирано-иракской войны усилились репрессии по отношению к оппозиции внутри страны. Хомейни лично отдал приказ о физическом уничтожении иранского писателя Салмана Рушди, книгу которого «Сатанинские стихи» мусульмане сочли оскорбительной для ислама.

Письмо Горбачеву

1 января 1989 года Хомейни направил большое послание Генеральному секретарю и Председателю Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Горбачеву, в котором призвал его отказаться от идеологии коммунизма и пересмотреть политику государственного атеизма, «заключающуюся в отречении общества от Бога и от религии».

Аятолла заявлял, что «...Исламская Республика Иран как самый могущественный оплот исламского мира может с легкостью заполнить вакуум, образовавшийся в идеологической системе Вашего общества», и совершенно серьезно предлагал советскому лидеру ввести в СССР исламское правление.

Также Хомейни советовал Горбачеву не проводить экономические реформы, сближаться со странами Запада и возвращаться к капитализму.

«.. Ваши трудности заключаются в отсутствии истинной веры в Бога, - писал Аятолла, - и это ведет вас и Запад в трясину пошлости, в тупик. Ваша основная трудность заключается в тщетной длительной борьбе против Бога, основного источника бытия и всего сущего».

Фактически это было предложение по исламизации СССР. Письмо было вручено Горбачеву специальным представителем Аятоллы. Тот написал письменный ответ, в котором рассматривались только вопросы двусторонних отношений и регионального сотрудничества.

Ответное послание Хомейни привез тогдашний министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе. Любопытно, что Шеварднадзе стал единственным иностранцем, который встречался с Хомейни после победы исламской революции.

По воспоминаниям Шеварднадзе, Хомейни так прокомментировал ответное письмо Горбачева:

«...Я очень разочарован. Я слышал, что Горбачев - мыслящий человек. Я не случайно написал ему письмо. В письме речь шла о месте человечества в этом мире и в потустороннем мире. Я не задумываюсь о проблемах этого мира. Я размышляю о потустороннем мире и на этот вопрос я не получил ответа. Что касается нормализации отношений, то я поддерживаю это».

3 июня 1989 года, через пять месяцев после обмена эпистолярными посланиями с советским лидером, Хомейни скончался от обширного инфаркта.

Аятолла Хомейни был похоронен в специальном мавзолее, расположенном в восьми километрах к югу от Тегерана, на старинном кладбище Бехеште-Захра. На его похороны пришли более 10 миллионов человек.

По материалам газеты
"За решеткой" (№11 2013 г.)


(1980-1981)
Мохамад Джавад Бахонар (1981)
Мохаммад-Реза Махдави Кани
(и.о., 1981)
Мир-Хосейн Мусави
(1981-1989) Супруга Хадидже Сакафи [d]

Сейид Рухолла Мостафави Мусави Хомейни или Имам Хомейни (перс. سيد روح الله مصطفوی موسوی خمینی ; 24 сентября , по другим данным, родился в или 1900 году , Хомейн , Персия - 3 июня , Тегеран , Иран) - иранский политический деятель, великий аятолла , лидер исламской революции 1979 года в Иране. Верховный руководитель Ирана с по 1989 год .

Личность [ | ]

В соответствии с Конституцией, принятой в декабре 1979 года, занял пост Высшего руководителя Исламской Республики Иран. Проживал в городе Куме, но деятельно участвовал в политической жизни страны.

Из иностранных политических лидеров встречался только с Ясиром Арафатом и Э. А. Шеварднадзе . На многочисленные поздравительные телеграммы Леонида Брежнева не отвечал.

В течение своего правления поддерживал экспорт исламской революции в страны региона, рассматривая как возможность такового ирано-иракскую войну. Когда в августе 1988 года он согласился на прекращение войны с Ираком , то решение далось ему тяжело, «как выпить чашу с ядом» .

Биография [ | ]

Юность и начало политической борьбы [ | ]

Рухолла Хомейни в молодости

Рухолла Хомейни родился в семье священнослужителя-шиита , Мустафы Мусави - потомок шиитского имама (сейид). Ещё в младенчестве потерял отца, убитого наёмником правившей в то время в стране шахской династии (по другой версии, Мустафа Хомейни был убит в стычке с другими землевладельцами в драке при дележе урожая), а его мать Хаджар Ага Ханум умерла, когда ему исполнилось 15 лет. Хомейни учился в местных религиозных школах, в Эраке , а затем в Куме, где в возрасте 23 лет удостоился звания моджтахида, дававшего право преподавать. Уже тогда Хомейни занялся политической борьбой против светского режима шахов династии Пехлеви , за что к середине 1930-х годов лишился права читать лекции по исламскому праву и философии в Куме. Подпольная преподавательская деятельность и написание значимых для исламского вероучения сочинений чрезвычайно возвысили духовный авторитет Хомейни, и в конце 1950-х он получил звание «аятолла » - высший духовный титул в шиитском исламе.

В 27 лет Хомейни взял в жены дочь аятоллы Сагафи из местечка Шахр-е-Рей Хадижу Сагафи. Вместе с Хадижей аятолла переезжает в Кум и организовывает своё медресе , которое быстро собирает круг преданных Хомейни студентов.

Первые победы и изгнание [ | ]

Революция 1979 года и создание Исламской Республики Иран [ | ]

Таинственная гибель сына имама Мостафы Хомейни и оскорбительная статья в адрес аятоллы вызвали столь широкий резонанс в Иране, что значительная часть населения страны вышла на манифестации, а большинство предприятий нефтяной промышленности забастовали. В результате шахский режим смог продержаться чуть больше месяца: в январе 1979 года шах с семьей покинул страну навсегда, 31 января 1979 года Хомейни вместе с группой своих сторонников вернулся в Иран, 11 февраля подконтрольные шаху войска прекратили сопротивление. 14 февраля «Национальный фронт» под руководством аятоллы Хомейни сформировал правительство, а абсолютное большинство участников мартовского референдума поддержало создание Исламской Республики Иран.

Политика Хомейни в 1979-1989 годах [ | ]

По указу Хомейни был создан «Корпус стражей Исламской революции », разработана и принята новая Конституция республики , предоставившая ему верховную власть как «высшему духовному авторитету». В стране был создан мощный силовой аппарат и введены исламские законы: полная исламизация всех сторон жизни общества - политики, экономики и культуры. Женщинам запретили носить непредписанную мусульманкам одежду. Была введена система исламского судопроизводства, основанная на положениях Корана и шариата. Началась борьба по подавлению левой оппозиции и организаций национальных меньшинств.

4 ноября 1979 года сторонники аятоллы Хомейни захватили посольство США в Тегеране , требуя вернуть в страну на расправу бывшего шаха Ирана Мухаммеда Резу Пехлеви , нашедшего пристанище в Америке. Несмотря на все усилия администрации США, включая попытку освобождения вооруженным путём , 52 американских заложника были отпущены иранцами только через 444 дня, 20 января 1981 года, после смерти шаха и в результате договоренностей между США и Ираном.

Обосновавшись в Куме, аятолла лично руководил политикой страны, назначая по своему усмотрению членов Совета по наблюдению за осуществлением конституции. Ирано-иракская война (1980-1988) ещё более сплотила приверженцев Хомейни, хотя Ирану в конце концов пришлось подписать резолюцию № 598 Совета безопасности ООН о прекращении огня в июле 1987 года и согласиться с условиями мирного договора, максимально учитывавшего интересы Ирака.

Письмо Михаилу Горбачёву в 1989 году [ | ]

Послание было вручено Михаилу Горбачёву 4 января специальным представителем имама аятоллой . Михаил Горбачёв дал письменный ответ, в котором рассматривались вопросы двусторонних отношений и регионального сотрудничества. Его вручил лично 25 февраля 1989 года Эдуард Шеварднадзе в доме Хомейни, несмотря на то, что Хомейни по причине неважного самочувствия и по рекомендации врачей никого не принимал. Шеварднадзе был единственным иностранцем, который встречался с Хомейни после исламской революции . По свидетельству Шеварднадзе, Хомейни так прокомментировал его изложение ответа Горбачёва:

«Я разочарован. Я слышал, что Горбачёв - мыслящий человек. Я не случайно написал ему письмо. В письме речь шла о месте человечества в этом мире и в потустороннем мире . Я не задумываюсь о проблемах этого мира. Я размышляю о потустороннем мире, и на этот вопрос я не получил ответа. Что касается нормализации отношений, то я поддерживаю это».

Для СМИ иранской и советской стороной была согласована следующая формулировка: «имам, выслушав содержание письма Горбачёва, одобрил его».

Деятельность в 1989 году [ | ]

14 февраля 1989 года аятолла Хомейни отдал приказ о физическом уничтожении писателя Салмана Рушди , книгу которого - «Сатанинские стихи » - мусульмане сочли оскорбительной для ислама. (, присутствовавший в ходе одной из встреч Шеварднадзе с министром иностранных дел Ирака Тариком Азизом в начале 1989 года, отмечал в своём дневнике, что Тарик Азиз высказывался, что «Вынеся приговор писателю, Хомейни объявил войну своим противникам в Иране. Так он пытается решить внутренние проблемы. Режим Хомейни находится в состоянии постоянной войны с самим собой и с остальным миром. Эту историю с книгой сравнивают с захватом американского посольства» .)

После обширного инфаркта в 1980 году Хомейни вместе с семьей поселился в пригороде Тегерана, где и скончался 3 июня 1989 года. Аятолла Хомейни был похоронен в мавзолее , расположенном в 8 км к югу от Тегерана и в 25 км от международного аэропорта имени имама Хомейни, недалеко от военного кладбища Бехеште-Захра . Имя аятоллы носят города в провинции Исфахан и Бендер-Хомейни в Хузестане .

Похоронен на кладбище Бехеште-Захра . На его похороны собралось около 10 млн человек.

Завещания [ | ]

В 2008 году в России знаменитое «Завещание» аятоллы Хомейни было официально признано экстремистской литературой (решением Городищенского районного суда Пензенской области от 21.02.2008) и 2.06.2008 г. включено в обобщённый список экстремистской литературы Федеральной регистрационной службы РФ. Данное решение суда вызвало протесты в некоторых исламских кругах России .

Подписывавшийся полным именем Рухолла Аль-Мусави Аль-Хомейни Ruhollah Khomeini, родился 20 джамади аль-тани 1320 года по лунному календарю хиджры или 30 шахривара 1281 года по солнечному, принятому в Иране, что приходится на 24 сентября 1902 года, в городке Хомейн, находившемся в центральной части Иранского нагорья, в трехстах километрах к югу от Тегерана.


Уже в самом имени для иранца-шиита заключено много сведений. Рухолла значит "Божий дух". Мусави, перешедшее из имени отца сейида Мустафы Мусави, говорит, что его род восходит к седьмому святому и непорочному имаму Мусе Казему, а следовательно к пророку Мухаммеду.

Сейид Рухолла находился в пятимесячном возрасте, когда его отец был убит.

После смерти отца он находился под покровительством матери и сестры отца. Однако когда мальчику исполнилось 15 лет его мать умерла.

Имам Хомейни получил начальное образование в местных школах. Затем начал изучать арабскую грамматику и логику у своего старшего брата Сейида Мортазы, известного как аятолла Пасандиде. В 1920 г. он поехал в город Арак и начал учиться в религиозной школе этого города, которой руководил аятолла Сейид Абдолькарим Хаэри. До 1926 года он прошел все уровни обучения и под руководством аятоллы Хаэри получил степень муджтахида после чего начал преподавать в Куме.

Широкая и открытая политическая деятельность имама начинается в 1962 году, когда шахский премьер-министр Амир Асадолла Алам утвердил на заседании правительства законопроект об региональных и местных обществах. В законопроекте содержались условия избрания членов этих обществ, которые носили секуляристский характер. В частности, в документе говорилось, что избранные депутаты должны перед началом работы принести клятву на Священном писании, а не на священном Коране. Именно поэтому сведущие улемы и духовные лица развернули широкую борьбу против этого закона, которую возглавил имам Хомейни.

По рекомендации президента США 8 января 1963 года шах объявил о проведение референдума по реформам т.н. "белой революции", а уже 31 января 1963 года имам Хомейни призвал бойкотировать шахский референдум, назвав его не имеющим ценности с точки зрения исламских норм и Конституции страны. После заявления, которое прозвучало за 4 дня до проведения референдума начались широкомасштабные выступления в поддержку имама, однако они были подавлены полицией и шах провел референдум 25 января 1963 года. После этого следовали одна мера за другой, не скупясь на методы шахский режим усиливал давление на духовенство. Вскоре сотрудники САВАК (Организации информации и безопасности страны) тайно проникли в дом имама и арестовали его, отправив при этом в Тегеран.

Арест Хомейни вызвал массовые выступления в крупнейших городах Ирана. Пробыв в тюремном заключении 2 месяца имам был выпущен под надзор полиции. В сентябре 1964 года в результате усиления американского влияния в Иране и расширения деятельности американских военных советников правительство Хасанали Мансура приняло закон об экстерриториальности американских граждан.

Реакция была незамедлительной. 25 октября, в день рождения шаха имам Хомейни осудил эти действия правительства. Последовал еще один арест и имама отправили в Тегеран, откуда выслали в Турцию. Так началась пятнадцатилетняя разлука с родиной. Одновременно с высылкой имама был арестован и его сын Сейид Мостафа Хомейни и после недолгого тюремного заключения также выслан в Турцию.

В 1965 году имам Хомейни вместе со своим сыном отправился из Турции в Ирак, где продолжил свою борьбу. Важным моментом пребывания имама в Ираке было то, что он не вступал ни в какие отношения с шахским режимом. Найденные документы в архивах САВАК свидетельствуют о том, что имам неоднократно получал такие предложения от режима, но каждый раз отказывался от сотрудничества. 22 октября 1977 года при загадочных обстоятельствах погибает сын имама Мостафа Хомейни, что вызвало широкий резонанс в стране. Имя имама приобретало все больший авторитет в народе и с целью его подрыва 6 января 1978г. по личному приказу Мохамада Резы Пехлеви и его двора в газете "Эттелаат" была напечатана статья с оскорблениями и наговорами в адрес имама Хомейни. Народ не мог вынести таких оскорблений в сторону своего духовного лидера и вышел на манифестации. Вдохновляющие послания и жесткие речи имама Хомейни придали новую силу революционному движению. В поисках укрытия имам отправился сначала в Кувейт, но правительство последнего не приняло его и по совету соратников он поселяется в парижском пригороде Нофль-ле-Шато во Франции. Революционный прорыв в Иране стал очевидным и эти обстоятельства вынудили шаха, под предлогом отдыха, покинуть страну.

Это обстоятельство создало возможность для возвращения имама Хомейни в Иран. 31 января 1979 года после долгих лет изгнания имам вместе с группой своих сторонников вернулся на родину. Приезд имама оказал огромное влияние на обстановку в стране: шахский режим не продержался и 10 дней, 11 февраля 1979 года рухнули все опоры шахского режима и все органы государственной власти перешли в руки революционных сил.

После победы Исламской революции начался новый этап в руководящей роли имама Хомейни для иранского народа.

Был проведен всеобщий референдум о создании Исламской Республики Иран (Джомхури-йе Ислами-йе Иран). Создавались комиссии и комитеты по различным, важным вопросам управления государством. По указу Хомейни был создан "Корпус стражей Исламской революции".

Аятолла Хомейни стал первым духовным лидером Исламской Республики Иран (ИРИ). Его резиденция находилась в шиитском центре Ирана - г. Куме. Однако в 1980 г., после перенесенного инфаркта, он переехал в пригород Тегерана.Скончался 3 июня 1989 г. Похоронен в Тегеране.