Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Адам и ева вкусили запретный плод. Какой плод вкусила ева. Дерево с запретными плодами

Распускались по утрам цветы, река манила прохладой, но пусто было в чудесном саду. Некому было купаться в реке, рвать цветы, собирать сладкие ягоды и отдыхать в тени деревьев.

И решил Бог: "Сотворю человека, подобного мне".

Взял Бог речную глину, вылепил из неё человека, вдунул в него жизнь и назвал человека Адамом.

Адам ходил по райскому саду, срывал плоды, купался в реке, но было ему скучно.

Тогда вылепил Бог из глины разных зверей и птиц, оживил их и привёл к Адаму.

Проходили мимо Адама все звери, пролетали все птицы.

Прошёл мимо Адама слон, и Адам назвал его слоном.

Пролетел мимо Адама орёл, и Адам назвал его орлом. И ежа назвал ежом, и хорька назвал хорьком, и зайца - зайцем, и синицу - синицей. Всем дал имена!

Но Адам всё равно ходил грустный, потому что не было у него близкого друга, которого он мог бы полюбить.

И тогда сказал Бог:

Нехорошо быть Адаму одному. Создам я ему верного помощника и друга.

Крепко усыпил Бог Адама и, пока он спал, взял ребро Адамово и сделал из ребра женщину.

Адам проснулся, посмотрел на женщину и сказал:

Ты прекрасна! Меня зовут Адам, а тебя пусть зовут Ева. Ты будешь моей женой.

И стали Адам и Ева жить в раю.

Вместе они гуляли, вместе купались в реке, вместе плели венки из цветов, вместе собирали плоды со всех деревьев.

Но росло на холме среди сада одно очень красивое дерево, о котором Бог сказал Адаму и Еве:

Никогда-никогда не рвите яблок с этого дерева. Как только вы съедите хоть одно яблоко - вы сейчас же умрёте.

Зачем нам это дерево? У нас и без того очень много плодов! - сказали Адам и Ева.

На запретном дереве жил злой и лукавый Змей. Был он хитрее всех зверей и птиц, которых создал Бог.

Стал хитроумный Змей ждать, когда подойдёт к запретному дереву Ева. И когда подошла Ева к запретному дереву.

Змей сказал:

Слышал я, что запретил вам Бог рвать плоды с деревьев в раю.

Ева ответила ему:

Нет! Со всех деревьев мы можем рвать плоды, только с этого нельзя. Бог сказал: -Не ешьте их. Всякий, кто съест яблоко с этого дерева, умрёт».

И сказал Еве коварный Змей:

Бог обманул вас. Он знает, что в день, когда вы съедите запретный плод, вы с Адамом станете такими же мудрыми и всемогущими, как сам Бог.

Посмотрела Ева, какие сочные, румяные яблоки растут на запретном дереве, и захотелось Еве съесть запретное яблоко.

Сорвала Ева яблоко, съела половину, а половину отдала Адаму. Как только съели Адам и Ева запретное яблоко, посмотрели друг на друга и впервые увидели, что они голые.

И устыдили.

Бог гулял в тени деревьев по райскому саду и звал Адама:

Адам, где ты?

Адам спрятался в кустах и ответил:

Бог, я слышу тебя, но не могу выйти к тебе. Нет на мне никакой одежды.

Бог подошёл к Адаму и спросил:

Кто сказал тебе, что ты голый? Не съел ли ты плод, который я запретил тебе есть?

Адам испугался и сказал.

Адам и Ева даже не предполагали, какие споры будет вызывать съеденный ими плод.

Библия - одна из наиболее значимых книг в истории человеческой культуры. Своим религиозным содержанием она, как известно, всегда притягивала к себе как иудеев и христиан, так и последователей ислама. Помимо этого Библия служила и продолжает служить объектом постоянного интереса для представителей различных областей науки. Эта книга содержит огромное число тайн и загадок. Некоторые из них обсуждаются преимущественно в среде специалистов (историков, этнографов, текстологов, богословов). Например, это вопрос о происхождении и авторстве библейских книг, достоверность описываемых в Библии исторических событий, загадка предсказанного в ней конца света.

В то же время некоторые библейские сюжеты и символы становятся предметом неугасающего интереса для широкого круга людей. Одним из таких загадочных сюжетов является и история грехопадения первых людей - Адама и Евы.

Кому не знакома сцена, многократно представленная как на средневековых гравюрах и полотнах, так и в произведениях современных живописцев? Древо, Змей, Ева и Адам. В руках у женщины яблоко. И если спросить у современного человека о том, какой плод вкусили прародители, то ответ будет, как правило, одним и тем же: "Яблоко". Однако в Библии точно не говорится, что это было за Древо и какие у него были плоды. Поэтому в разных культурах и традициях, почитающих Библию, сформировались различные представления на этот счет.

В иудейской традиции наиболее распространенным является мнение, что плодами Древа познания были смоквы, или, как их обычно называют у нас, инжир или фиги. Иудеи полагают, что первые набедренные повязки Адам и Ева сделали именно из листьев смоковницы. А если это действительно так, то кажется очевидным, что библейские прародители человечества, устыдившись своей наготы, поспешили изготовить себе "одежду" из листьев того дерева, плод которого только что вкусили. Существует даже обиходное выражение "фиговый листок". В произведениях изобразительного искусства эпохи Средневековья и Ренессанса гениталии обнаженных героев прикрыты листьями именно этого растения.

Есть и другие "кандидаты" на то, чтобы считаться Древом познания, например, банан (из-за величины листьев), виноград (как объясняют иудеи, от вина часто случаются неприятности), гранат. Кроме того, в рамках иудаизма встречаются мнения о том, что это был орех или плод рожкового дерева.

С тем, что Адам и Ева вкусили плод смоковницы, солидарно и большинство древних христианских толкователей. В то же время некоторые знатоки Священного Писания считали, что это был этрог - цитрусовый плод, у которого есть вмятинки на коже, или "Евины зубки". Однако часть современных богословов высказывает мнение, что плод, о котором идет речь, - это виноград. Причем в отличие от "иудейской теории", где виноград ассоциируется с неприятностями, христиане видят в нем символ Христа и таинства Причастия. Печальные последствия вкушения плода произошли от того, что люди самовольно попытались присвоить дар совершенного познания мира и Бога, т.е. попросту захотели украсть этот дар у Бога.

Параллель с драмой грехопадения можно увидеть в словах апостола Павла, когда он наставляет христиан, чтобы те приступали к таинству Причастия с должным благоговением. В противном случае, предупреждает апостол, вместо благодати и пользы причастившиеся получат только вред. Символ винограда использовал сам Иисус в беседах с учениками ("Я - лоза, вы - ветви"). В христианстве этот образ получил широкое распространение. Он используется как в богослужебной практике, так и в искусстве. Например, на картинах средневековых мастеров традиционный атрибут Христа - это именно виноград, символ искупительной жертвы и причастия. Помимо винограда часто изображались вишни, символизировавшие возможность обретения праведниками небесного рая взамен утраченного Эдема. Таким образом, виноград и вишня, представленные вместе, - это образ смерти и воскресения Христа.

В культурах, сформировавшихся под влиянием ислама, распространена теория, что райский плод Древа познания - персик. Однако так считают далеко не все мусульмане. Например, в местечке Аль-Курна на юге Ирака, где, согласно библейскому преданию, располагались райские кущи, хранится древний ствол дерева ююба, которое местные жители называют набук. Жители убеждены, что именно маленький желтый плод этого дерева послужил причиной изгнания Адама и Евы из Эдемского сада. В Аль-Курне "Древо Адама" считается местной достопримечательностью.

Тем не менее наиболее распространенной остается "версия" яблока. Почему? Такое представление сложилось в западноевропейской культуре Средневековья и лишь впоследствии вместе с образцами европейского искусства перекочевало в Россию. В эпоху Возрождения в изображениях Мадонны с младенцем яблоко, которое держит в руках Христос, указывает на него как на Спасителя рода человеческого от первородного греха. Дева Мария же выступает здесь как вторая Ева, искупившая грех прародительницы людей.

Итальянские католические журналисты Роберто Беретта и Элизабетта Броли в недавно выпущенной книге "Разгадка библейских загадок" весьма критично подошли к "проблеме яблока". "Там, где находился Эдемский сад, не могли расти яблони", - утверждают журналисты, полагая, что Адам и Ева все-таки вкусили плод смоковницы. Тогда по какой причине в Средние века Западная Европа так охотно подхватила идею о том, что змей-искуситель предлагал Еве отведать именно яблоко? Итальянские журналисты считают, что всему виной недоброкачественный перевод латинского текста Библии.

Действительно, многие библеисты и литературоведы полагают, что всему виной... особенности средневековой лингвистики. В латинском языке есть слово "malum", обозначающее, во-первых, "зло", а во-вторых - "яблоко". Средневековые толкователи Писания рассуждали примерно так: "Что же совершили Адам и Ева, вкусив от Древа познания, как не первое зло? А значит, и плод, который они вкусили, был плодом зла! Адам и Ева съели malum (яблоко) и тем самым сотворили malum (зло)!"

Так яблоко стало плодом Древа познания. Причем сопоставление "яблока" и "зла" филологически не оправданно: в слове "malum", обозначающем "зло", звук "a" короткий, а в случае с "яблоком" - долгий. Однако средневековых богословов подобные нюансы не смущали.

Видимо, Адам и Ева все же не ели яблок по наущению змея. Однако сформированный западноевропейским Средневековьем стереотип прижился на нашей почве, и ответ "яблоко" на вопрос о плоде Древа познания остается наиболее популярным.

Если спросить любого христианина, независимо от конфессии, к которой он принадлежит - какой фрукт вкусила Ева в Раю, то, скорее всего, ответ будет однозначный - яблоко.

Так же думал и автор этой статьи до тех пор, пока не побывал близко от тех мест, где формировались тексты Ветхого Завета. Неоднократно посетив Египет, автор убедился в том, что в районе Восточного Средиземноморья, в Палестине, в Междуречье Тигра и Евфрата, там, где находился библейский рай, яблони не произрастают. Следовательно, плод этого дерева не мог быть прообразом библейского плода от райского дерева добра и зла.

Для тех, кто еще не читал или забыл этот сюжет Ветхого Завета, кратко напомним его содержание.

Блаженству первых людей в Раю позавидовал дьявол и соблазнил их (Еву и Адама - Б.С.) нарушить заповедь Божию. Он вошел

в змея, и когда Ева была подле запрещенного дерева, с хитростью спросил у нее: “Правда ли, что Бог не позволил вам есть ни от какого дерева в Раю?” “Нет, - ответила Ева, - плоды от всех деревьев мы можем есть, только плодов с дерева познания добра и зла Бог повелел нам не есть их и не прикасаться к ним, чтобы не умереть”. На это дьявол сказал: “Нет, вы не умрете, но знает Бог, что если вы вкусите, то сами будете, как боги, знающие добро и зло”. Ева поверила словам дьявола. Плоды запрещенного дерева показались ей особенно красивыми и вкусными, больше же всего ей захотелось знать добро и зло. Она сорвала их и ела, а затем дала мужу своему, и он ел.

Сценарий дальнейших событий хорошо известен. Бог определил виновным справедливое наказание и изгнал прародителей из Рая, поставив херувима с пламенным мечом охранять путь к древу жизни (книга Бытия, гл. 3).

В тексте Ветхого Завета точного названия дерева, плод которого вкусила Ева, не приведено. Оно названо описательно - деревом добра и зла, деревом жизни, и отмечено, что росло оно в центре Рая. Но все же, если внимательно вчитываться в текст третьей главы книги Бытия, то можно уловить две характеристики этого загадочного дерева. Во-первых, отмечено, что плоды его “добры в снеди”. То есть, они показались Еве особенно вкусными. И, во-вторых, “очами видете красно ести”.

В древнерусском языке слово “красно” имело два значения. Во-первых, это название цвета. В современном цветовидении этот цвет соответствует ярко-красному пурпуру, цвету спелой вишни. Во- вторых, это слово означало понятие “красиво”. Мы до сих пор говорим - “Красная площадь” в Москве, “красный угол” в доме, “красна (красивая) девушка”, “красный молодец”… По-видимому, не случайно на всех сохранившихся фресках и иконах с изображением искушения Евы, плоды дерева добра и зла ровно выкрашены ярко-красной бордового оттенка краской, не типичной для яблок. Обращает на себя внимание форма плодов, изображенных на райском дереве. Часто они напоминают форму овала, так же не характерную для яблок.

Еще в советские годы мне пришлось посетить Болгарию в качестве гостя министра культуры. Во время той интересной поездки меня завезли в древний Бачковский монастырь, расположенный в горах на юге страны. Показывая монастырский комплекс, экскурсовод остановился возле дерева, растущего в центре монастырского двора. Согласно монастырскому преданию, сказал гид, это дерево, точнее не оно, а его предок был вывезен крестоносцами из Святой Земли, и оно является потомком райского дерева, упомянутого в Библии. Оставим достоверность этой версии на совести экскурсовода. Возможно, она рассчитана на иностранных туристов, посещающих Бачковский монастырь. Я пытался определить породу этого дерева, но из-за отсутствия листов сделать этого не мог. В монастырском киоске с сувенирами мое внимание привлекли замороженные фрукты, напоминающие хурму. Продавец сказал, что они выросли на райском дереве, стоящем в центре монастырского двора.

Это был первый шаг к разгадке тайны райского дерева добра и зла.

Разгадка пришла позже и весьма неожиданно. Во время очередной поездки в Египет (Каир) я пошел посмотреть на экзотику восточного базара. В одном из переулочков огромного шумного рынка я обратил внимание на горку незнакомых мне фруктов, возле которых сидел пожилой египтянин. Я обратился к нему по-немецки, который знают там люди старшего поколения, как называется его товар. Почувствовав мой интерес к его фруктам, с восточным темпераментом и манерой зазывать покупателей, он завел со мной разговор. Он сказал, что его фрукты называют райские яблоки, аналогичные тем, что искусили Еву в Раю. Они были ярко красные, очень красивые, но, конечно, не яблоки. После ряда вопросов с моей стороны (араб плохо знал разговорный немецкий язык), я все же добился от него определенного ответа. Продавец сказал, что он продает редкий сорт хурмы, который произрастает в районе Восточного Средиземноморья. В заключение нашего разговора он подарил мне несколько плодов райского дерева, которые я с большим удовольствием съел в гостинице. Они оказались действительно очень вкусными.

По- видимому, загадка Библии прояснилась. Праобразом райского дерева мог быть один из местных сортов хурмы (латинское название - Diospuros). В настоящее время насчитывается до 200 сортов этого субтропического дерева. Те фрукты, которые я увидал на базаре, вполне соответствовали описанию плодов райского дерева, сохранившемуся в Библии. Они были ровно окрашены темно красным цветом, очень вкусные, по форме напоминали контуры червей на игральных картах. Отличие плодов райского дерева, которые искусили Еву от обычной хурмы, заключалось в том, что, попробовав подаренное мне, я не познал восточный вариант добра и зла. Следует отметить еще один аспект изучения загадки райского дерева. В Ветхом и Новом заветах упоминаются многочисленные названия животных и растений. Но дерево добра и зла не получил ботанического названия, Почему образ райского дерева трансформировался в бытовом сознании в яблоню?

По-видимому, такая идентификация была не случайна.

В период Средневековья европейцы не знали плоды хурмы, так как они не сохраняются при длительной транспортировке. Даже в южных районах континента она не культивировалась. Красивая, красная древесина хурмы в настоящее время применяется в мебельном производстве и при изготовлении музыкальных инструментов. Однако известно, что в Европе с красным деревом махагона из Южной Америки мастера познакомились только в конце ХVII в.

Наиболее близким к райскому дереву в представлении средневековых европейцев могло быть только яблочное дерево.

Возможно, была еще одна причина, которая определяет райское дерево как хороший сорт яблони. В Европе был широко распространен греческий сюжет о суде Париса, в котором фигурировало яблоко. И хотя в античном предании яблоко выступало в другой роли - как награда прекраснейшей из трех дам, идея выбора присутствовала в обоих случаях. Отсюда происходило расхожее понятие “яблоко раздора”.

По-видимому, в итогах этих причин произошло смещение понятий, и теперь в массовом сознании возник образ Евы, вкусившей в Раю райские яблоки, которые привели ее к грехопадению. Любимые нами яблоки в этом не повинны.

Главный научный сотрудник ГосЭрмитажа

Это история первой женщины на земле, которая берет начало в Эдемском саду.

Ева была самым прекрасным творением, созданным Творцом. Библия не так много описывает ее, но, читая Писание в целом и рассматривая всю картину, мы видим как великолепен план Божий.

Плод

Многих интересует вопрос, что же съела Ева в Эдемском саду, и почему Бог так рассердился на первых людей, что привело к их изгнанию из сада.

Непослушание Создателю — вот истинная причина. Дерево в Эдемском саду, которое Бог посадил в самом центре, было под запретом Божьим.

Сказать, что это была яблоня будет неверно. Потому что Библия не дает точного описания — ни дерева, ни его плодов.

Конечно, можно трактовать Писание как кому нравится (чтобы легче воспринимать написанное). Но если мы ищем истину, тогда мы должны полагаться на Библию так, как говорит она, не добавляя ничего своего.

Это дерево имело название — «дерево познания добра и зла», и как выглядят его плоды неизвестно никому, кроме Бога и самых первых людей — Адама и Евы.

И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. (Быт.2:16-17)

И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. (Быт.3:6)

В Библии написано «плод»; как он выглядит, его форма, цвет и размер — неизвестны. Одно мы знаем точно — оно съедобное, растет посреди рая, но его нельзя есть.

Известно, что дерево было хорошим для пищи, приятным для глаз и вожделенным, потому что давало знание. Именно этот плод и съела Ева, тем самым нарушив повеление Творца.

Дерево жизни

Но это не единственное дерево, которое описывает Библия. Второе дерево, которое было особенным в саду — это дерево жизни. Оно также имело свои плоды, но дающие жизнь .

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. (Быт.3:22)

Дерево познания добра и зла упоминается только в первой книге Ветхого Завета, но дерево жизни мы находим и в Новом Завете. Плоды этого небесного дерева вкусят лишь те, кто родился свыше и соблюдает его слово, кто стремится быть похожим на Христа, поступать как Он.

Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. (Откр.22:12-14)

Это дерево доступно для любого человека. Христос умер за всех живущих и за всех рожденных ныне и в будущем.

У каждого есть шанс на спасение, но время для этого шанса ограничено. Это годы, отведенные на этой земле, пока в ваших ноздрях есть дыхание жизни. После смерти выбрать будет невозможно.