Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Взаимосвязь человека и общества. Задачи работы - рассмотреть сущность и структуру общества как системы; обозначить теории индустриального общества; охарактеризовать типологии обществ

Понятие общества. Со словом «общество» мы постоянно встречаемся в повседневной жизни. В средствах массовой информации, в выступлениях ученых и публицистов часто упоминается о белорусском, китайском, американском обществе. На уроках истории говорят об античном, средневековом, буржуазном, современном обществах и т.д.

Слово «общество» многозначно. Оно производно от слова «общий», которое означает «совместный», «одинаковый или обязательный для всех», «объединенный, цельный». Под обществом в этом смысле понимается определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности. Здесь слово «общество» можно заменить словами «организация», «союз», «объединение» (общество книголюбов, общество охраны памятников истории и культуры, общество защиты животных, акционерные общества и др.

Имея в виду конкретный этап в историческом развитии человечества, говорят о первобытном обществе, обществе эпохи Просвещения, современном обществе. Близким к этому является применение понятия «общество» для характеристики качественного своеобразия той или иной организации общественной жизни («традиционное общество», «общество потребления», «информационное общество»).

В самом широком смысле общество – это часть материального мира, которая обособилась от природы и взаимодействует с нею. Понимаемое таким образом общество представляет собой исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе их совместной деятельности. Рассуждая об обществе, очень важно уточнять, в каком именно значении используется данное понятие.

В процессе развития научных знаний об обществе сложилось несколько основных подходов, которые используются для его исследования и объяснения. Первый подход – натуралистический. Он связан с развитием естествознания в XVII – XVIII вв. Опираясь на естественнонаучные взгляды, многие мыслители прошлого утверждали, что общество и его устройство есть своеобразное продолжение природы. Тип общественного устройства считался результатом влияния на жизнь людей географической среды и других природных факторов. В ХVIIIв. эту точку зрения отстаивал французский мыслитель Ш.Монтескье (1689-1755). В Новейшее время таких взглядов придерживался, например, русский историк Л.Н.Гумилев (1912-1992). Этот подход проявляется также в понимании общества как особого живого организма.

Культурно–исторический подход к изучению общества широко применяется в конце XIX – начале XX в. Его становление связано с развитием таких наук, как история, культурология, антропология. В рамках данного подхода выявляются различия природных и общественных процессов. Жизнь общества здесь рассматривается как область влияния моральных, эстетических и других духовных ценностей, составляющих основу культуры. Создателем теории культурно-исторических типов общественной жизни был русский ученый Н.Я.Данилевский (1822-1855).



Особое значение имеет вопрос о целостности общества. Некоторые мыслители полагали, что общество представляет собой простую сумму живущих в нем людей. Общество образуется в таком случае в результате сложения способностей, поведения, действий множества индивидов-атомов. Данный подход возник в философии Нового времени. Так считали, например, английские философы ХVII века Т. Гоббс, Дж. Локк.

Другие ученые рассматривали общество как единое целое и утверждали, что его нельзя свести просто к сумме индивидов. Эта точка зрения на общество более плодотворна, потому что люди на самом деле никогда не бывают обособленными «атомами». Но такой подход породил еще один сложный вопрос: в чем состоит это единство людей, на чем базируется целостность общества?

Многие мыслители (немецкий философ ХIХ века Г.Гегель и др.), отвечая на данный вопрос, искали основание целостности и единства общества в его духовной жизни. Подобный подход к пониманию общества можно назвать идеалистическим. История здесь часто рассматривается как процесс движения к достижению некоторой высшей духовной цели.

Существует и материалистический подход в понимании оснований общественной жизни. Например, немецкие мыслители ХIХ века К. Маркс и Ф. Энгельс полагали, что основой жизни общества является деятельность людей, обеспечивающая удовлетворение их материальных потребностей. Этой деятельностью является материальное производство. Не отрицая существования в общественной жизни идейных или духовных побудительных мотивов, материалистический подход основывается на том, что реальная материальная жизнь людей определяет их сознание.



Материалистический и идеалистический подходы к пониманию основы общественной жизни не просто противоположны, а во многом дополняют друг друга, поскольку в нашей жизни действительно есть и материальные, и духовные стороны, побудительные причины деятельности, и они тесно связаны между собой.

Основные формы взаимосвязи человека и общества. Общество образуют люди, которые связаны между собой.Они вступают в определенные отношения друг с другом и выполняют разные виды деятельности, нужные для жизни общества как целого. Производственная деятельность направлена, прежде всего, на создание предметов, нужных для жизни, на изменение природной среды и придание ей полезных людям качеств. Еще ее называют экономической деятельностью. Включаясь в производство, человек вносит свой вклад в экономическое благосостояние других людей. Вместе с тем благосостояние каждого отдельного человека во многом зависит от общей эффективности экономики. Для ее обеспечения в обществе складывается разделение труда, осуществляется множество разных производственных процессов, которые обслуживаются банковской, транспортной и другими системами.

Важную роль здесь играет и наука, без которой в наши дни невозможен технический и в целом экономический прогресс. Современная экономическая деятельность основана на знаниях, получаемых прежде всего научным путем. Научное исследование производит духовную ценность – знание, но без него в наши дни уже невозможно эффективно производить материальные блага. Мы по существу вступаем в стадию «общества знания», когда образованность людей и их способность к творчеству нового, полезного людям, становится главным экономическим ресурсом.

Наука – это духовная деятельность. Другими видами духовной деятельности являются искусство, религия, мораль. Результаты этих видов деятельности – не вещи, а знания, художественные образы, нравственные идеалы, представления о священном, о высших началах жизни. Каждый человек – не только материальное, но и духовное существо. Он неразрывно включен в духовную жизнь общества, членом которой является.

Человек в процессе жизнедеятельности входит в состав различных общностей людей. Он – член семьи, производственного коллектива или творческого объединения; он принадлежит к какому-то возрастному слою, к группе людей с определенным образованием, к национальной общности. Он может также принадлежать к той или иной религиозной общине. Область общественной жизни, связанную с взаимоотношениями малых и больших групп людей, называют социальной сферой.

Жизнь общества нуждается в управлении, которое осуществляют государственные учреждения. Действия людей подчинены юридическим нормам, которые устанавливает государство. Каждый человек является гражданином своего государства и включен в политико-правовую жизнь страны. Это еще одна сфера жизни общества – политико-правовая.

Все названные здесь сферы жизни общества – экономическая, духовная, социальная, политико-правовая – значимы для каждого человека. Все люди так или иначе участвуют в их функционировании. Конечно, человек не может одновременно быть профессионалом во многих видах специализированной деятельности. Но для того, чтобы быть полноценным членом общества, надо, кроме овладения определенной специальностью, знать также общую организацию совместной жизни людей, ее нормы и правила, законы.

Социализация личности. Социализацией называют процесс усвоения человеком совокупности знаний, норм поведения, привычек, позволяющих ему жить в обществе или, как говорят, быть полноценным членом общества.

Общественная связь пронизывает всю жизнь каждого человека, начиная с его рождения. Новорожденный – беспомощное существо, и родители любовно и заботливо ухаживают за ним. В этом состоит также их общественный долг – ведь общество продолжает существовать благодаря тому, что на смену родителям приходят их дети. Значит, детей нужно воспитывать и обучать, прививать им знания, умения и навыки, нужные для самостоятельной жизни в соответствии с правилами, запросами и культурными традициями общества. Семья и школа – это самые первые, исходные формы связи человека и общества. Они соответствуют детству и ученичеству как начальным этапам жизни человека. Конечно, связь с семьей не порывается и в дальнейшем, да и учеба обычно не ограничивается только школой. Человек должен получить профессию и квалификацию для того, чтобы он мог включиться в общественный процесс производства, стать полноправным участником общественной жизни.

Рассуждая о других людях как о личностях, мы обычно «примериваем» к себе высказанные оценки или требования. Разбираясь в самом себе, оценивая свои личностные качества, человек намечает действия по развитию своих положительных качеств или сильных сторон, устранению недостатков. Он на кого-то равняется, а на кого-то вовсе не хочет быть похожим. Другие люди – это как бы зеркало, в котором мы стараемся рассмотреть свои собственные черты. Очень важно, однако, как мы относимся к другим людям и к самим себе. Английскому писателю XIX в. У.Теккерею принадлежат слова: «Мир – это зеркало, и оно возвращает обратно каждому человеку отражение его собственного лица. Нахмурьте брови, и оно вернет вам недоброжелательный взгляд, смейтесь вместе с ним, и оно будет вашим радостным и добрым компаньоном».

В процессе социализации человек учится исполнять различные роли – в семье, в школе, в общении с незнакомыми людьми и т.д. Человек уважает себя в зависимости от того, как относятся к нему другие люди, авторитетные для него. Это уважение нужно заслужить правильным поведением, ответственным исполнением своих обязанностей, зрелостью положительных личностных качеств. Каждому человеку не безразлично, что представляет из себя лично он, т.е. какой личностью он является. Размышляя и действуя, накапливая жизненный опыт, человек изменяется как личность. Быть личностью означает осознавать происходящее и нести ответственность за сделанное.

№ урока_____________________ Дата проведения урока:__________________
Тема урока: Общество как система взаимодействия.
Цель:
Задачи урока:
Рассмотреть общество как единую социальную систему
Образовательные: Дать понятие социальной системы, определить основные
вопросы, которые изучает социология, назвать предмет и объект социологии, как
науки.
Развивающие: Формировать умения учащихся анализировать, делать выводы.
Развивать мировоззрение учащихся.
Воспитательные: Воспитывать философское мышление, формировать чувство
взаимной ответственности, потребности в сотрудничестве, воспитывать у
учащихся коммуникативные качества (умение слушать, работать в парах, группе,
излагать свои мысли).
Вводная часть: Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней готовностью
учащихся к уроку ­ формирование компетентности, настроить учащихся на урок, объяснение учащимся
хода урока.
Ход урока
2. Основная часть:

Проверка д/з.
Назовите уровни социологии?
1.
2. Какие особенности социологии рассматривал О. Конт?
3. Назовите уровни социологического знания?
3. Объяснение нового материала. План:
1. Виды социальных взаимодействий.
2. Социальные группы, их классификация.
Социальная система – это целостное образование, основным элементом которого являются
люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый
характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.
Социальная связь – это набор фактов, обусловливающих совместную деятельность в конкретных
общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются
не по прихоти людей, а объективно. Установление этих связей диктуется социальными условиями, в
которых живут и действуют индивиды.
Социальное взаимодействие – это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие
друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные
действия, изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями,
влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность. Взаимодействие
приводит к становлению новых социальных отношений. Социальные отношения ­ это относительно
устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами. Целостной системе
присуще множество связей, взаимодействий и отношений.


Структура общества может быть рассмотрена в разных ракурсах:
выделение сфер (подсистем общества) общественной жизни: экономической, политической,
социальной, духовной;
выделение в общественной жизни процессов функционирования и развития: социализации,
институционализации, социальной организации и контроля.
В процессе становления социологической теории общества сложились три разные модели
представления о нем.
1. Номиналистическая; представляет общество как сумму индивидуумов, преследующих свои
интересы и сознательно выбирающих себе правила поведения за их полезность в достижении
желаемых результатов. Общество есть результат воображаемого договора между свободными и
равными индивидами.
2. Органическая; общество конструируют по образцу организма, элементы которого – люди, и
способы их взаимодействия – органически взаимосвязаны и поддерживают внутри известное

постоянство отношений. Динамика развития общества и законы его функционирования выводятся
из целей и потребностей отдельных индивидов, а из логики их взаимодействия в рамках более
широкого целого.
3. Процессуарно­деятельностная; наиболее значимым продуктом общественной жизни выступают
события, чередование и взаимодействие которых и определяют динамику общественного
развития.
аа
еа
- система взаимообусловленных социальных действий, связанных
Соци льное взаимод йствие
циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и
следствием ответных действий других субъектов. Оно родственно понятию «социальное действие»,
которое является исходным моментом формирования социальных связей. В ходе взаимодействия имеет
место становление и развитие личности, социальной системы, изменение их в социальной структуре
общества и т. п.. Оно имеет объективную и субъективную стороны:
 Объективная сторона - факторы, независимые от взаимодействующих, но влияющие на них.
 Субъективная сторона - сознательное отношение индивидов друг к другу в процессе
взаимодействия, основанное на взаимных ожиданиях.
Социальный институт определяется как единый компонент социальной
структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных
действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах
общественной жизни.
Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную
совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая
управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия. Р. Миллс насчитывал в
современном обществе пять институциональных подходов,
подразумевая главные институты:
1. экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность;
2. политический ­ институт власти;
3. семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и
социализацию детей;
4. военный – институт, организующий законное наследие;
5. религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов.
отправление ритуалов (религия).
Закрепление: Вопросы и задания.
1. В чем состоит специфика социального взаимодействия?
2. Что такое социальные группы?
Рефлексия.
Закрепление материала.
1. Вопросы и задания.
Заключительная часть. Выставление
оценок.
Домашнее задание:
1. №10 стр.87­94. Вопросы 1­8.

Основатель Огюст Конт считал ее об обществе, пространством, в котором осуществляется жизнь людей. Без него жизнь невозможна, чем и объясняется важность изучения данной темы.

Что обозначает понятие «общество»? Чем оно отличается от понятий «страна», «государство», употребляемые в обыденной речи, часто, как идентичные?

Страна — это географическое понятие, обозначающее часть света, территорию, которая имеет определенные границы.

— политическая организация общества с определенным типом власти (монархия, республика, советы, др.), органами и структурой правления (авторитарное или демократическое).

— социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей. Это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности.

Многие ученые пытались исследовать общество, определить его природу, сущность. Древнегреческий философ и ученый под обществом понимал совокупность индивидов, которые объединились для удовлетворения своих социальных инстинктов. Эпикур считал, что главным в обществе является социальная справедливость как результат договора между людьми о том, чтобы не вредить друг другу и не терпеть вреда.

В западноевропейской общественной науке XVII-XVIII вв. идеологами новых поднимающихся слоев общества (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо ), выступавшими против религиозных догм, была выдвинута идея общественного договора , т. е. договора между людьми , каждый из которых обладает суверенными правами для контроля над своими действиями. Эта идея противостояла теологическому подходу к организации общества по воле божьей.

Предпринимались попытки определить общество, основываясь на выделении некоторой первичной ячейки общества. Так, Жан-Жак Руссо считал, что именно семья — самое древнее из всех обществ. Она — подобие отца, народ — детей, и все, рожденные равными и свободными, если и отчуждают свою свободу, то лишь для своей пользы.

Гегель попытался рассмотреть общество как сложную систему отношений, выделив в качестве предмета рассмотрения так называемое , т. е. общество, где существует зависимость всех от всех.

Большое значение для научного понимания общества имели работы одного из основоположников научной социологии О. Конта , полагавшего, что строение общества определяется формами мышления человека (теологической, метафизической и позитивной ). Само общество он рассматривал как систему элементов, которыми выступают семья, классы и государство, а основу образует разделение труда между людьми и их взаимоотношение между собой. Близкое к этому определение общества мы находим в западноевропейской социологии XX в. Так, у Макса Вебера , общество — продукт взаимодействия людей как результат их социальных действий в интересах всех и каждого.

Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми , складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Признавая подход к обществу как отношения индивидов, К. Маркс, проанализировав связи и отношения между ними, ввел понятия «общественные отношения», «производственные отношения», «общественно-экономические формации» и ряд других. Производственные отношения , формируя общественные отношения, создают общество , находящееся на той или иной определенной ступени исторического развития. Следовательно, по Марксу, производственные отношения выступают первопричиной всех отношений людей и создают большую социальную систему, называемую обществом .

По представлениям К. Маркса, общество — это взаимодействие людей . Форма общественного устройства не зависит от их воли (людей). Каждую форму общественного устройства порождает определенная стадия развития производственных сил.

Люди не могут свободно распоряжаться производительными силами, ибо эти силы — продукт предшествующей деятельности людей, их энергии. Но сама эта энергия ограничена условиями, в которые люди поставлены уже завоеванными производительными силами, формой общественного устройства, существовавшей до них и которая является продуктом деятельности предшествующего поколения.

Американский социолог Э. Шилз выделил следующие признаки общества:

  • оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;
  • браки заключаются между представителями данной общности;
  • оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;
  • оно имеет свою территорию;
  • у него есть самоназвание и своя история;
  • оно обладает своей системой управления;
  • оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
  • его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

Очевидно, что во всех приведенных определениях в той или иной степени выражен подход к обществу как целостной системе элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества.

Большую роль в системных исследованиях общества сыграл А. Малиновский . Он полагал, что общество можно рассматривать как социальную систему, элементы которой связаны с основными потребностями людей в пище, крове, защите, сексуальном удовлетворении. Люди объединяются для удовлетворения своих потребностей. В этом процессе возникают вторичные потребности в связи, кооперации, контроле над конфликтами, что способствует развитию языка, норм, правил организации, а это в свою очередь требует координационных, управленческих и интегративных институтов.

Жизнедеятельность общества

Жизнедеятельность общества осуществляется в четырех основных сферах : экономической, социальной, политической и духовной .

Экономическая сфера есть единство производства, специализации и кооперации, потребления, обмена и распределения. Она обеспечивает производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов.

Социальную сферу представляют людей (род, племя, народность, нация и т. д.), различные классы (рабы, рабовладельцы, крестьяне, пролетариат, буржуазия) и другие социальные группы, которые обладают различным материальным положением и отношением к существующим общественным порядкам.

Политическая сфера охватывает властные структуры ( , политические партии, политические движения), управляющие людьми.

Духовная (культурная) сфера включает философские, религиозные, художественные, правовые, политические и другие воззрения людей, а также их настроения, эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т. п.

Все указанные сферы общества и их элементы непрерывно взаимодействуют, изменяются, варьируются, но в главном остаются неизменными (инвариантными). Так, например, эпохи рабства и нашего времени резко отличаются друг от друга, но вместе с тем все сферы общества сохраняют возложенные на них функции.

В социологии существуют различные подходы к поиску оснований выбора приоритетов в социальной жизнедеятельности людей (проблема детерминизма).

Еще Аристотель подчеркивал крайне важное значение государственного устройства для развития общества. Отождествляя политическую и социальную сферы, он рассматривал человека как «политическое животное». При определенных условиях политика может стать решающим фактором, полностью контролирующим все другие сферы общества.

Сторонники технологического детерминизма определяющий фактор общественной жизни видят в материальном производстве, где характер труда, техника, технология определяют не только количество и качество произведенных материальных продуктов, но и уровень потребления и даже культурные запросы людей.

Сторонники культурного детерминизма полагают, что костяк общества составляют общепринятые ценности и нормы, соблюдение которых обеспечит устойчивость и неповторимость самого общества. Различие культур предопределяет различие в поступках людей, в организации материального производства, выборе форм политической организации (в частности, это можно связать с известным выражением: «Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает»).

К. Маркс исходил в своей концепции из детерминирующей роли экономической системы , полагая, что именно способ производства материальной жизни обусловливает социальные, политические и духовные процессы в обществе .

В современной отечественной социологической литературе существуют противоположные подходы к решению проблемы примата во взаимодействии социальных сфер общества . Одни авторы склонны отрицать саму эту идею, полагая, что общество может нормально функционировать при последовательном выполнении каждой из социальных сфер своего функционального предназначения. Они исходят при этом из того, что гипертрофированное «разбухание» одной из социальных сфер может пагубно сказаться на судьбе всего общества, так же, впрочем, как и недооценка роли каждой из этих сфер. Например, недооценка роли материального производства (экономической сферы) ведет к снижению уровня потребления и нарастанию кризисных явлений в обществе. Размывание норм и ценностей, регулирующих поведение индивидов (социальная сфера) ведет к социальной энтропии, беспорядку и конфликтам. Принятие идеи примата политики над экономикой и другими социальными сферами (особенно в условиях тоталитарного общества) может привести к краху всей социальной системы. В здоровом социальном организме жизнедеятельность всех его сфер находится в единстве и взаимосвязи.

Ослабнет единство — понизится эффективность жизнедеятельности общества, вплоть до изменения своей сути или даже распада. В качестве примера приведем события последних лет ХХ в., приведшие к поражению социалистических общественных отношений и распаду СССР.

Общество живет и развивается по объективным законам единства (общества) с ; обеспечения социального развития; концентрации энергии; перспективной активности; единства и борьбы противоположностей; перехода количественных изменений в качественные; отрицания — отрицания; соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил; диалектического единства экономического базиса и общественной надстройки; возрастания роли личности и др. Нарушение законов развития общества чревато крупными катаклизмами, большими потерями.

Какие бы цели не ставил перед собой субъект социальной жизни, находясь в системе общественных связей, он должен им подчиняться. В истории общества известны сотни войн, принесших ему огромные потери, независимо от того, какими целями руководствовались правители, их развязавшие. Достаточно вспомнить Наполеона, Гитлера, бывших президентов США, начавших войну во Вьетнаме, Ираке.

Общество — целостный социальный организм и система

Уподобляли общество социальному организму, все части которого взаимозависимы, а их функционирование направлено на обеспечение его жизни. Все части общества выполняют заданные им функции для обеспечения его жизни: продолжение рода; обеспечение нормальных условий для жизнедеятельности его членов; создание возможностей производства, распределения и потребления; успешную деятельность всех его сфер.

Отличительные черты общества

Важной отличительной чертой общества выступает его автономность , которая базируется на его многофункциональности, способности создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов. Только в обществе человек может заниматься узкопрофессиональной деятельностью, добиваться её высокой эффективности, опираясь на существующее в нем разделение труда.

Общество обладает самодостаточностью , которая позволяет ему выполнять главную задачу — предоставлять людям условия, возможности, формы организации жизни, которые облегчают достижение личных целей, самореализацию себя как всесторонне развитых личностей.

Общество обладает большой интегрирующей силой . Оно представляет своим членам возможность использовать привычные образцы поведения, следовать установившимся принципам, подчиняет их общепринятым нормам и правилам. Не желающих им следовать оно изолирует различными путями и средствами, начиная от Уголовного кодекса, административного права до общественного порицания. Существенной характеристикой общества является достигнутый уровень саморегуляции, самоуправления , которые возникают и формируются внутри его самого при помощи социальных институтов, находящихся, в свою очередь, на исторически определенном уровне зрелости.

Общество как целостный организм обладает качеством системности , и все его элементы, будучи тесно взаимосвязанными, образуют социальную систему, которая делает более сильным притяжение и сцепление между элементами данной материальной структуры.

Часть и целое как компоненты единой системы связаны между собой неразрывными узами и поддерживают друг друга. В то же время тот и другой элемент обладает относительной самостоятельностью по отношению друг к другу. Чем сильнее целое в сравнении со своими частями, тем сильнее пресс объединения. И напротив, чем сильнее части по отношению к системе, тем она слабее и сильнее тенденция к разъединению целого на составные части. Следовательно, для образования устойчивой системы необходим подбор соответствующих элементов и их единство. При этом, чем больше несоответствие, тем сильнее должны быть узы сцепления.

Образование системы возможно как на естественных основах притяжения, так и на подавлении и подчинении одной части системы другой, т. е. на насилии. В связи с этим различные органические системы строятся на различных принципах. Одни системы основаны на доминировании естественных связей. Другие — на доминировании силы, третьи стремятся укрыться под защитой сильных структур или существуют за их счет, четвертые объединяются на основе единства в борьбе с внешними врагами во имя высшей свободы целого и т. д. Существуют также системы, основанные на сотрудничестве, где сила не играет существенной роли. Вместе с тем существуют определенные рамки, за пределами которых и притяжение, и отталкивание могут привести к гибели данной системы. И это естественно, так как излишнее притяжение и сцепление создают угрозу для сохранения разнообразия системных качеств и тем самым ослабляют способность системы к саморазвитию. Напротив, сильное отталкивание подрывает целостность системы. При этом, чем больше самостоятельность частей в рамках системы, чем выше их свобода действия в соответствии с заложенными в них потенциями, тем меньше у них стремление выйти за ее рамки и наоборот. Именно поэтому систему должны образовать лишь такие элементы, которые более или менее однородны между собой, и где тенденция целого, хотя и доминирует, но не противоречит интересам частей.

Законом всякой социальной системы является иерархичность ее элементов и обеспечение оптимальной самореализации путем наиболее рационального построения ее структуры в данных условиях, а также максимального использования условий окружающей среды для ее преобразования в соответствии со своими качествами.

Один из важных законов органической системы закон обеспечения ее целостности , или, иначе говоря, жизненности всех элементов системы . Поэтому обеспечение существования всех элементов системы выступает условием жизненности системы как целого.

Фундаментальным законом любой материальной системы , обеспечивающим ее оптимальную самореализацию, выступает закон приоритета целого над его составными частями . Поэтому чем сильнее опасность для существования целого, тем больше жертв со стороны его частей.

Как и любая органическая система в трудных условиях общество жертвует частью во имя целого, главного и коренного . В обществе как целостном социальном организме общий интерес при всех условиях находится на первом плане. Однако общественное развитие может осуществляться тем более успешно, чем больше общий интерес и интересы индивидов будут находиться в гармоническом соответствии между собой. Гармоническое соответствие между общими и индивидуальными интересами может быть достигнуто лишь на относительно высокой ступени общественного развития . До тех же пор, пока такая ступень не достигнута, господствует либо общественный, либо личный интерес. Чем труднее условия и чем больше неадекватность социальных и природных компонентов, тем сильнее проявляет себя общий интерес, реализуясь за счет и в ущерб интересам индивидов.

В то же время чем более благоприятные условия, возникшие либо на основе природной среды, либо созданные в процессе производственной деятельности самих людей, тем при прочих равных условиях общий интерес в меньшей мере осуществляется за счет частного.

Как и всякая система общество содержит в себе определенные стратегии выживания, существования и развития . Стратегия выживания выдвигается на первый план в условиях крайнего недостатка материальных ресурсов, когда система вынуждена жертвовать своим интенсивным развитием во имя экстенсивного, или точнее, во имя всеобщего выживания. В целях выживания социальная система изымает материальные ресурсы, произведенные наиболее активной частью общества в пользу тех, кто не может обеспечить себя всем необходимым для жизни.

Подобный переход к экстенсивному развитию и перераспределению материальных ресурсов в случае необходимости происходит не только в глобальных, но и локальных масштабах, т. е. в рамках малых социальных групп, если они попадают в экстремальную ситуацию, когда средств оказывается крайне недостаточно. В таких условиях страдают как интересы индивидов, так и интересы общества в целом, поскольку оно лишается возможности развиваться интенсивно.

Иначе развивается социальная система после выхода из экстремальной ситуации, но находящаяся в условиях неадекватности социальных и природных компонентов . В таком случае стратегия выживания сменяется стратегий существования . Стратегия существования реализуется в условиях, когда возникает определенный минимум средств для обеспечения всех и, кроме того, появляется их некоторый излишек сверх необходимого для жизни. В целях развития системы в целом излишек производимых средств изымается, и они сосредоточиваются на решающих направлениях социального развития в руках наиболее сильных и предприимчивых . Все же остальные индивиды ограничиваются в потреблении и обычно довольствуются минимумом. Таким образом, в неблагоприятных условиях существования общий интерес прокладывает себе дорогу за счет интересов индивидов , наглядным примером чего является становление и развитие российского общества.

На протяжении всей истории развития социологии одной из важнейших ее проблем был вопрос о том, что такое общество, как возможно его существование и развитие. Признавая, что общество есть продукт взаимодействия людей, социологи прошлого и настоящего расходятся в определении того, что является первоосновой этого объединения. Так, Э.Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. М. Вебер понимал общество как взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей, действий. У К. Маркса общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности. С точки зрения Т. Парсонса и Р. Мертона, первоосновой общества являются фундаментальные нормы и ценности, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности.

При всем своем различии многочисленные социологические теории объединяет понимание общества как сложной, многогранной, неоднородной и, в то же время, целостной социальной системы, которая функционирует и развивается по своим собственным законам, имеет внутреннюю упорядоченность и устойчивость.

Как социальная система общество состоит из различных элементов, связанных между собой определенным образом. Основным элементом общества являются люди, а также их социальные связи и действия, в результате которых отдельные разнородные индивиды объединяются в социальные группы и общности. Т.е. общество – это совокупность не только людей, но и социальных общностей (социальных групп) этих людей, также выступающих в качестве субъектов социальной жизни. Социальная группа представляет собой своеобразного посредника между человеком и обществом в целом. Социальные группы вступают между собой в социальные взаимодействия и социальные отношения. Социальное взаимодействие – это система взаимно обусловленных социальных действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других. Одной из форм проявления социальных взаимодействий являются социальные отношения, отличающиеся длительностью, устойчивостью, системностью и самовозобновляемостью социальных взаимодействий.

В качестве элементов общества выступают также социальные институты (от лат. institutum – установление, учреждение), являющиеся исторически сложившимися, устойчивыми формами организации совместной деятельности людей. К ним относятся, например, институт семьи, институт образования, институт здравоохранения, институт государства и другие социальные организации и учреждения, образованные людьми в процессе их жизнедеятельности.

Важным элементом общества выступают социальные нормы и ценности. Социальные ценности представляют собой разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, стоящих перед обществом, а также по поводу средств и путей их достижения. Производными от социальных ценностей являются социальные нормы, понимаемые как стандарты поведения людей, исходящие из принятой обществом системы ценностей. Социальные нормы могут быть правовыми и моральными. Правовые нормы проявляются в форме закона или иного государственного или административного нормативного акта. Их соблюдение обеспечивается соответствующими органами

Каждый элемент общества находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими элементами, занимает специальное место и играет определенную роль. То есть общество как система имеет упорядоченную структуру. Благодаря этому оно отличается от хаотичного, произвольного скопления людей устойчивостью и стабильностью.

Таким образом, под обществом как социальной системой понимается большая упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов, более или менее тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Важнейшими характеристиками общества являются устойчивость и целостность, самовоспроизводство и самодостаточность, саморегулируемость и саморазвитие.

Многообразие существовавших и ныне существующих обществ не позволяет создать их единую классификацию. Все существовавшие и существующие сейчас общества социологи разделяют на определенные типы. При этом основой классификации является сходный признак или критерий, принимаемый за сравнение.

Достаточно распространенной в социологии является классификация обществ на простые и сложные. В ее основе лежит такой критерий, как степень социальной дифференциации и число уровней управления. Для простого общества характерно отсутствие богатых и бедных, руководителей и подчиненных. Оно возникло около 40 тыс. лет назад. Возраст сложного общества значительно меньше - 6-10 тыс. лет. Оно характеризуется наличием государства, социальной и экономической дифференциацией, сложной системой руководства и подчинения.

Американские социологи Г.Ленски и Дж.Ленски предложили классификацию по основному способу добывания средств к существованию, выделив: а) общество охотников и собирателей – самый древний и самый продолжительный тип общества; б) общество скотоводов и огородников, характеризуемое переходом от присваивающего хозяйства к производящему; в) промышленное общество, характеризуемое заменой ручного труда машинным.

Марксистская социология в основу классификации обществ положила способ производства, характеризующийся особой формой собственности. Это позволило все общества разделить на пять общественно-экономических формаций, последовательно сменявших друг друга: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую. Общественно-экономическая формация, таким образом, представляет собой общество, характеризуемое определенным способом производства, создающим его экономический базис, и соответствующую базису социально-политическую и духовную надстройку (государство, культура, семья, быт и т.д.). При этом общества, различные по уровню и образу жизни, политическому строю и культуре объединялись в одну формацию только при условии общности способа производства.

В современной социологии популярной является предложенная в 60-70-х годах XX столетия Д.Беллом классификация обществ по уровню и характеру технологий. Принимая во внимание указанный критерий, Д.Белл выделяет три типа обществ: доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные. При этом переход от одной стадии развития общества к другой в этой модели сопровождается не только изменением технологии, но и изменением способа производства, господствующей формы собственности, социальных институтов, культуры, образа жизни, социальной структуры, ценностей и целей общества.

Доиндустриальное (или традиционное) общество - это закрытое, несвободное общество с сильной церковью и армией как главными институтами, с жесткой регламентацией социальных норм, социальных институтов, социальной структуры. Всякое проявление свободы личности подавляется и властными структурами, и социальными институтами. Его основой является аграрное производство, а главной целью - власть.

Индустриальное общество начинает формироваться в ХVIII веке вследствие промышленной революции. Его отличает гибкость социальной структуры, прозрачность границ социальных слоев, социальная мобильность, открытость к инновациям. Определяющим фактором развития общества выступает промышленность с корпорацией и фирмой как главными социальными институтами. Целью этого общества становятся деньги.

Следствием научно-технической революции, начавшейся в середине ХХ века, становится переход наиболее развитых стран на уровень постиндустриального общества, главным фактором развития которого являются наука, информатизация. Переход от индустриального общества к постиндустриальному сопровождается переходом от товаропроизводящей экономики к экономике обслуживающей. В результате этого в обществе происходят существенные изменения в социальной структуре. Классовое деление уступает место профессиональному, собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение, решающим становится уровень образования. Целью и главной ценностью общества становятся знания.

Перечисленные теории не исчерпывают многообразия оснований для классификации общества. Например, по типу господствующей в обществе религии выделяется христианский и мусульманский мир. В свою очередь, внутри христианского мира можно выделить православный, католический и протестантский мир. Если за главный признак сравнения берется письменность как средство сохранения и передачи знания, то можно выделить дописьменные и письменные общества и т.д.

Существующие классификации неравнозначны. При этом нельзя ни одну из них ни отвергать, ни считать единственно правильной. В зависимости от того, какая сторона общества изучается, с такой целью и принимается необходимая классификация. Так, например, если изучается степень открытости общества, то за основу берутся различные политические критерии: форма правления, политический режим; если исследуются этнические отношения, то общества классифицируются на мононациональные и полинациональные.

Общество не мертвый, застывший, а живой, подвижный социальный организм, неизменно подвергающийся более или менее существенным переменам. Поэтому одной из важнейших проблем социологии является проблема социальных изменений, их механизм и направленность. Социальное изменение - это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» конкретизируется понятием «развитие».

Анализ социологических теорий позволяет выделить различные типы механизмов социальных изменений и развития: эволюционный и революционный, прогрессивный и регрессивный, имитационный и инновационный.

Доминирующее положение в социологии занимает концепция социального эволюционизма, рассматривающая процесс развития общества как часть общего, бесконечно разнообразного и активного процесса эволюции Космоса, планетной системы, Земли. Сущность социальной эволюции - постепенное, последовательное развитие общества от простого к сложному, дифференцированному, от традиционного к рациональному, от непросвещенного к просвещенному, от общества с ручной технологией к обществу с машиной технологией и т.д. Таким образом, переход от одной стадии исторического развития человеческого общества на другую происходит в результате длительного процесса накопления, количественных изменений.

Наряду с концепцией социального эволюционизма достаточно широкое распространение имела теория революционного преобразования общества, основоположником которой были К. Маркс и Ф. Энгельс. В соответствии с марксистской концепцией переход от одной общественно-экономической формации, понимаемой как ступень развития общества, к другой осуществляется в результате социальной резолюции. Социальная революция - это коренной переворот во всей системе общественной жизни, скачок, результатом которого является переход общества из одного качественного состояния в другое. Рассматривая развитие общества как естественно-исторический, закономерный процесс, К. Маркс большое значение придавал революциям, называя их «локомотивами истории». Именно социальные революции, по мнению К. Маркса, устраняют преграды с пути общественного развития, служат стимулом ускорения общественного прогресса.

Следует отметить, что и сторонники эволюционной теории, и сторонники революционной теории основываются на идее общественного прогресса, т.е. утверждают возможность развития общества от простого к сложному, от низшего к высшему. Регресс же, который может иметь место в развитии отдельных стран и регионов, не носит, по их мнению, глобального характера.

Признавая сам факт общественного прогресса, исследователи общества расходятся в его критерии. Так, у О. Конта критерием общественного прогресса выступает развитие знания, у Г. Спенсера - усложнение социальной организации общества, переход от однородности к неоднородности, дифференциация и интеграция. В марксизме критерием развития общества выступает рост производительных сил, требующий изменений производственных отношений. В современной социологии (Д. Белл, Л. Арон, У. Ростоу) в качестве критерия прогресса общества принимается уровень и характер производства и потребления.

Наряду с эволюционистскими и революционистскими теориями общества, базирующимися на идее прогресса, существуют теории, отрицающие возможность прогрессивного развития. Одной из них является концепция культурно-исторических типов развития общества. Она сформировалась в противовес линейной, европоцентристской модели развития общества, в соответствии с которой все историческое развитие осуществляется в рамках единой цивилизации и представляет собой однонаправленный, однолинейный процесс перехода от низших ступеней к высшим. С точки зрения ее авторов (Н. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер, П. Сорокин), нельзя говорить о цивилизации вообще, поскольку, например, невозможно объяснить развитие Востока, России и других регионов с точки зрения европоцентристской концепции развития общества.

В теории культурно-исторических типов исторический процесс рассматривается как многолинейное развитие своеобразных социокультурных типов обществ, акцент делается на их своеобразии, выдвигается идея замкнутости и локальности некоторых культур и цивилизаций.

В современной социологии достаточно большое распространение получили идеи глобализма. С позиций глобализма современное человечество рассматривается не как простая сумма более или менее обособленных стран и народов, а как единое целое, как принципиально новая социальная суперсистема, все структурные элементы которой находятся в тесной, неуклонно углубляющейся взаимосвязи и взаимозависимости. Глобализация обусловлена возрастающей интеграцией экономических, политических, культурных отношений и процессов и имеет своим следствием не только появление так называемых глобальных проблем современности, но и то, что достигается такой уровень единства человечества, при котором существование и успешное развитие каждой страны, каждого народа оказывается в прямой зависимости от состояния и изменения мира в целом.

Ключевые понятия темы: общество, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения, социальные ценности, социальные нормы, простое общество, сложное общество, общественно-экономическая формация, доиндустриальное общество, индустриальное общество постиндустриальное общество, социальная эволюция, социальная революция, теория культурно-исторических типов, глобализм.

по курсу «Естествознание»

по теме: «Общество как форма жизнедеятельности людей»

1. Понятие общества

На первый взгляд вопрос о том, что такое общество, представляется довольно простым. Общество - это совокупность людей. Действительно, без людей нет общества, но только такой ответ был бы неполным, поверхностным. Он не учитывает неизбежно складывающихся между людьми отношений; которые объединяют их, связывают в единую целостность. Такие отношений, устанавливающиеся в процессе совместной человеческой практической и духовной деятельности, называются общественными отношениями. Эти отношения воспроизводятся в деятельности людей и носят столь устойчивый характер, что многие Поколений могут сменять друг друга, а тип связей, характеризующих данное конкретное общество, остается.

Таким образом, общество - это конкретно-историческая система сложившихся закономерным образом отношений, в которые люди вступают в процессе своей жизнедеятельности. Разумеется, это не единственно возможное определение общества, которое настолько сложно и многогранно, что допускает множество исследовательских подходов, все более дифференцирующихся по мере его усложнения. Общество можно рассматривать как способ существования человека, выделяя При этом деятельность, поведение, общение людей, которые проявляются во всех видах общественных отношений. Общество можно рассматривать как функциональную систему с точки зрения тех функций, которые оно выполняет, например, функции целеполагания, адаптации, интеграции, самосохранения. Если посмотреть на общество как на трансформационную систему, то на передний план выходят процессы развития, изменения общественных отношений.

Общество - это определенный способ существования людей, обособившаяся от природы часть материального мира, которая включает в себя формы и способы объединения и взаимодействия людей, отражающие их всестороннюю зависимость друг от друга. Человек, будучи природным и социальным существом, устремлен к миру, к обществу, в котором он формируется как человек разумный, как личность.

Социализация - это включение человека в развивающийся общественный организм, в процессе которого он усваивает опыт предшествующих поколений и современников, приобретает знания и навыки, способы поведения, культуру. Эту общественную ориентацию можно назвать коллективистской устремленностью. Стремление человека к индивидуальному самовыражению можно определить как индивидуалистическую направленность.

В том или ином обществе, у того или иного человека мера коллективистской и индивидуалистической устремленности различна.

Определенным типам общества соответствуют и определенные типы личности. Так, на ранних этапах человеческой истории доминирует коллективистский тип личности. Здесь человек устанавливает свои отношения с миром, социальным, природным в основном через коллектив. Хорошо известен институт «остракизма» или выселение из общины в античной культуре, что являлось самым серьезным наказанием. В эпоху Возрождения в европейской культуре начинается процесс все большей индивидуализации сознания и поведения людей, что нашло свое выражение в формировании к XIX в. нового буржуазного типа общества, новой индустриальной культурно-исторической эпохи.

Существует глубинная взаимосвязь между сущностью общества и сущностью самого человека, спецификой его бытия. Поэтому при определении понятия «общество» мы должны прежде всего отразить эту взаимосвязь.

Общество - это специфический, т. е., отличающийся от остального животного мира способ организации жизнедеятельности людей, отражающий особённости бытия человека, его коллективистскую и индивидуалистическую устремленность.

По мере выявления сложности и многообразия общественной жизни постоянно усиливалось стремление ученых отыскать какое-то общее основание, общий знаменатель, к которому могло бы быть сведено все это многообразие.

Ответ на этот вопрос заключается в том, что все внешне многообразные явления общественной жизни представляют в сущности ту или иную- разновидность совместной деятельности людей. Так рассуждал О. Конт, основоположник социологии. М. Вебер считал основой жизни общества социальное, действие, понимая под ним человеческое поведение, ориентированное на другого человека. По словам К. Маркса, общество - продукт взаимодействия людей. Таким образом, все многообразие общественных явлений представляет в своей сущности тот или иной вид жизнедеятельности. Наличие у общества единой основы в форме жизнедеятельности людей не исключает представления о его многомерности, сложности. Оно может быть проанализировано и с точки зрения его социальной структуры, социальных институтов и др., но в его основе лежит совместная жизнедеятельность людей.

2. Общественные отношения

Общественные отношения - это отношения, который возникают между людьми в процессе их жизнедеятельности. По сути, это вся совокупная деятельность людей, формы взаимодействия между ними. В более конкретном смысле можно сказать, что общественные отношения - это многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Отдельные люди вступают в общественные отношения именно как члены или представители тех или иных социальных общностей или групп.

Структура общественных отношений может быть рассмотрена с разных точек зрения. В соответствии с марксистской концепцией, все общественные отношения делятся на материальные и духовные. Материальные отношения интерпретируются как базисные, возникающие без непосредственного участия сознания. Их характер определяется производительными силами общества. Духовные отношения понимаются как производные от материальных отношений. Они относятся к надстроечным, возникают и функционируют, проходя через сознание людей. К духовным отношениям относятся политические, правовые, нравственные и др. С точки зрения основных видов практики, структура общественных отношений будет представлена двумя типами отношений. Во-первых, - это отношения «люди - природа» (производственная практика, преобразование человеком природы). Во-вторых, - это отношения «человек - человек» (социально-историческая практика). Структура общественных отношений может рассматриваться и с точки зрения субъектов общественной жизни. В этом случае могут быть выделены отношения, возникающие между классами, социально-этническими общностями, конфессиями, социальными и возрастными группами, индивидами и т. д.

3. Нормы, регулирующие общественные отношения

В каждом обществе существуют нормы, регулирующие общественные отношения, - социальные нормы. Социальные нормы - это образцы, стандарты деятельности, правила поведения, выполнение которых ожидается от члена общества или социальной группы и поддерживается с помощью санкций.

Выделяют многие разновидности социальных норм. Основные из них - это обычаи, традиции, правовые и моральные нормы.

Обычаи - это правила социального поведения, передающиеся от поколения к поколению, воспроизводящиеся в определенном обществе или социальной группе, вошедшие в привычку, быт и сознание их членов.

Традиции - это элементы социального и культурного наследия, сохраняющиеся в определенных обществах, социальных группах в течение длительного времени, процесс социального наследования, его способы.

Правовые нормы - это установленные государством, законом общеобязательные правила поведения. В них, как правило, указываются условия их выполнения, субъекты регулируемых отношений, их взаимные права и обязанности, а также санкции в случае их нарушения.

Моральные нормы - это требования определенного поведения, основанные на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и непозволительном. Они опираются исключительно на поддержку общества.

Различные авторы предлагают выделять в качестве самостоятельных и другие нормы, регулирующие общественные отношения: политические, религиозные, эстетические и др. Социальные нормы могут складываться стихийно или создаваться сознательно, закрепляться и выражаться в устной или письменной форме. Несмотря на большие различия между собой, социальные нормы имеют ряд общих черт: они являются правилами поведения людей в обществе, носят общий характер, т. е. обращены ко всем и каждому.

4. Взаимодействие общества и природы

Естественной основой жизни общества является природа. Природа в широком смысле слова - это материя, взятая во всем многообразии ее форм. Однако чаще это понятие употребляется в более узком и определенном смысле, обозначая всю совокупность естественных условий существования человека и человечества.

Природу составляют земная кора (литосфера), воды Мирового океана, озер, рек, ледники (гидросфера), нижние слои атмосферы (тропосфера), а также все живые организмы, обитающие в этих геофизических сферах. Все эти составные части природы, проникая одна в другую, тесно связаны между собой взаимным обменом веществ и энергии и представляют собой единую саморазвивающуюся систему.

Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, ибо, как известно, человеку присущи не только природные свойства, но и социальные. Общество встало в противоречие с природой в двух отношениях:

во-первых, как социальная действительность, оно есть не что иное, чем сама природа;

во-вторых, оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.

На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как различие. Человек создавал примитивные орудия труда и с их помощью добывал средства к жизни. Производимые при этом воздействия на природу мало отличались от тех, какие оказывали на нее высокоразвитые животные. Однако полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на окружающую среду. Развитие производства свидетельствует о нарастающем воздействии человека на природу. Человек, став в результате труда самым совершенным живым существом, не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, «облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.

Общество, как обособившаяся часть природы, и сама природа органически взаимосвязаны. Природа и общество находятся во взаимодействии и взаимно влияют друг на друга. Природная среда, географические и климатические условия оказывают значительное воздействие на жизнь людей, обусловливают во многом разнообразие обществ, особенности развития этносов, народностей, наций. В то же время сама природа испытывает на себе «организующую» силу общества. Человек по своему усмотрению «окультуривает» природу, искусственно «упорядочивая» ее. И вопрос здесь заключается в мере этого воздействия.

Всю историю взаимодействия общества и природы можно разделить на несколько этапов. Часть ученых выделяет этапы такого взаимодействия на основе этапов развития материального производства, изменения его технологий. Исходя из этого, вычленяются три важнейших этапа взаимодействия общества и природы: первый - этап ручного производства, второй - этап машинного производства, третий - этап автоматизированного производства. Другие исследователи рассматривают историю развития взаимодействия общества и природы как историю последовательного снятия природных ограничений в росте потоков вещества и энергии от природной среды к обществу на основе роста и эффективного использования знаний. Первый этап характеризуется тем, что производство функционирует на природной энергетической основе, второй этап связан с промышленной революцией XVIII-XIX вв., т. е. с переходом к искусственному производству энергии, третий этап охватывает современную НТР.

На протяжении истории менялось отношение человека к природе. В древнем мире человек не столько противопоставлял себя природе, сколько мыслил себя как одну из ее составных частей. Идеалом, достойным мудреца, считалась жизнь в согласии с природой. Совершенно другое понимание природы сложилось в средневековой европейской культуре. Здесь окружающая человека природа рассматривалась, как нечто более низкое чем человек, поскольку только он в процессе творения наделен божественным началом - душой. Более того, природа нередко мыслилась как источник зла, который нужно преодолеть или подчинить, а жизнь человека при этом выступала как борьба божественного начала - души с греховным телом. В эпоху Возрождения человек открывает для себя красоту природы, ее великолепие, начинает видеть в ней источник радости. В период становления промышленного капитализма возникает еще один тип отношения человека к природе. Природа начинает пониматься как объект интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая, из которой человек может черпать без меры и без счета. Такая установка высказана в известных словах тургеневского героя Базарова: «Природа - не храм, а мастерская, и человек в ней - работник». Не изменилось подобное отношение и в советское время. Без учета экологических последствий строились гигантские заводы, гидроэлектростанции.

С особой остротой экологические проблемы встали перед всем человечеством во 2-й половине XX в. И раньше люди сталкивались с такими явлениями как исчерпание того или иного месторождения, истощением тех или иных земель и т. п. Но все эти явления носили локальный характер. Ныне они носят глобальный характер, т. е., во-первых, приобрели планетарные масштабы, во-вторых, разрешить эти проблемы невозможно средствами одной страны или одной группы стран, а лишь объединенными усилиями всего человечества.

Корни экологических проблем, причины разрушительной деятельности человека следует искать не только в недостаточном познании некоторых природных явлений, в преднамеренной алчности некоторых природопользователей, стремящихся исключительно к максимизации прибыли и действующих по принципу «после меня хоть потоп», но прежде всего в широком распространении так называемого технократического типа мышления, когда природа рассматривается в качестве источника сырья для материального производства. Для этого типа мышления характерно то, что человек мало задумывается над смыслом вещей, а увлечен соотношением их различных сторон. Решение экологических проблем зависит от способности человечества изменить позицию по отношению к окружающему миру, изменить тип мышления. Необходимо осознание того, что живая природа и человечество - это единый организм, что жизнь общества - это составная часть глобального биогеохимичёского процесса. Осознать суть экологических проблем может помочь учение о ноосфере (от греч. ноос, нус - разум). Термин «ноосфера» впервые употребили в 20-е гг. XX в. французские ученые Леруа и Тейяр де Шарден. Его использовал и развил, создав стройную теорию, выдающийся русский ученый, академик В. И. Вернадский. Суть этой теории в том, что человечество в XX в. приобрело такую техническую мощь, так влияет своей деятельностью на биосферу, что без участия разума, без целенаправленных и последовательных усилий со стороны государств, различных организаций, партий, общественных движений равновесие между природой и обществом не может сохраняться. Разумная человеческая деятельность должна стать главным определяющим фактором взаимодействия природы и общества. Дальнейшее развитие общества может быть только экологосообразным.

Список литературы

1. Белокрылова О. С., Михалкина Е. В., Банникова А. В., Агапов Е. П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2. Касьянов В. В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Кохановский В.П., Матяш Г. П., Яковлев В. П., Жаров Л. В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.

4. Кравченко А. И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.

5. Курбатов В. И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.