Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Авторитарный тоталитарный демократический политические режимы признаки. Сравнительные показатели политических режимов

Который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

Во многом эти характеристики обусловлены конкретными традициями, культурой, историческими условиями развития государства, поэтому можно говорить, что в каждой стране сложился свой уникальный политический режим. Однако у многих режимов в различных странах можно обнаружить сходные черты.

В научной литературе выделяют два вида политического режима :

  • демократический;
  • антидемократический.

Признаки демократического режима :

  • господство закона;
  • разделение властей;
  • наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан;
  • выборность органов государственной власти;
  • существование оппозиции и плюрализм.

Признаки антидемократического режима :

  • господство беззакония и террора;
  • отсутствие политического плюрализма;
  • отсутствие оппозиционных партий;

Антидемократический режим подразделяется на тоталитарный и авторитарный. Поэтому мы будем рассматривать характеристики трёх политических режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического.

Демократический режим основан на принципах равенства и свободы; основным источником власти здесь считается народ. При авторитарном режиме политическая власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей, однако вне сферы политики сохраняется относительная свобода. При тоталитарном режиме власть жестко контролирует все сферы жизни общества.

Типология политических режимов:

Характеристика политических режимов

Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:

  • выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;
  • разделение властей - власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;
  • гражданское общество - граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;
  • равноправие - все имеют равные гражданские и политические
  • права и свободы, а также гарантии их зашиты;
  • плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;
  • согласие - политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.

Демократия бывает прямой и представительной. При прямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. Прямая демократия была, например, в Афинах, в Новгородской республике, где люди, собираясь на площади, принимали общее решение по каждой проблеме. Сейчас прямая демократия реализуется, как правило, в виде референдума — всенародного голосования по проектам законов и важным вопросам государственного значения. Например, действующая Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 г.

В условиях большой территории прямую демократию слишком сложно реализовать. Поэтому государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями. Такая демократия называется представительной , поскольку выборный орган (например, Государственная Дума) представляет избравший его народ.

Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода.

Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.

Тоталитарный политический режим

Тоталитарный политический режим — это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования.

Признаки тоталитарного политического режима:

1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода « - », где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;

2. Монополизация и централизация власти , когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;

3. «Единовластие» официальной идеологии , которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, раса, нация, класс, клан). Духовная атмосфера общества отличается фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и «инакодействию» по принципу «кто не с нами — тот против нас»;

4. Система физического и психологического террора , режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».

К тоталитарным режимам традиционно относятся коммунистические и фашистские.

Авторитарный политический режим

Основные признаки авторитарного режима:

1. В ласть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;

2. Опора (потенциальная или реальная) на силу . Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;

3. М онополизация власти и политики , недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;

4. П ополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;

5. О тказ от тотального контроля над обществом , невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

Авторитарные режимы можно подразделить на жестко авторитарные, умеренные и либеральные . Выделяют еще и такие типы, как «популистский авторитаризм» , опирающийся на уравнительно ориентированные массы, а также «национал-патриотический» , при котором национальная идея используется властями для создания либо тоталитарного, либо демократического общества и др.

В число авторитарных режимов включают:
  • абсолютные и дуалистические монархии;
  • военные диктатуры, или режимы с военным правлением;
  • теократию;
  • персональные тирании.

Демократический политический режим

Демократический режим — это режим, в котором власть отправляется свободно выражающим себя большинством. Демократия в переводе с греческого означает буквально «власть народа» или «народовластие».

Базовые принципы демократического режима власти:

1. Народный суверенитет , т.е. первичным носителем власти выступает народ. Всякая власть от народа и делегируется им. Этот принцип не предполагает принятия политических решений непосредственно народом как, например, на референдуме. Он лишь предполагает, что все носители государственной власти свои властные функции получили благодаря народу, т.е. непосредственно путем выборов (депутаты парламента или президент) или косвенно через выбранных народом представителей (формируемое и подчиненное парламенту правительство);

2. Свободные выборы представителей власти, которые предполагают наличие, по крайней мере, трех условий: свободу выдвижения кандидатур как следствие свободы образования и функционирования ; свободу избирательного права, т.е. всеобщее и равное избирательное право по принципу «один человек — один голос»; свободу голосования, воспринимаемую как средство тайного голосования и равенство для всех в получении информации и возможности вести пропаганду во время избирательной кампании;

3. Подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства . Главная и естественная при демократии обязанность большинства — это уважение к оппозиции, ее праву на свободную критику и праву сменить, по итогам новых выборов, бывшее большинство у власти;

4. Реализация принципа разделения властей . Три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — имеют такие полномочия и такую практику, что два «угла» этого своеобразного «треугольника» при необходимости могут блокировать недемократические, противоречащие интересам нации действия третьего «угла». Отсутствие монополии на власть и плюралистический характер всех политических институтов — необходимое условие демократии;

5. Конституционализм и господство закона во всех сферах жизни . Закон главенствует невзирая на лица, перед законом все равны. Отсюда «фригидность», «холодность» демократии, т.е. она рациональна. Правовой принцип демократии: «Все, что не запрещено законом, - разрешено».

К демократическим режимам относят:
  • президентские республики;
  • парламентские республики;
  • парламентские монархии.

Политический режим - совокупность средств, форм и методов осуществления государственной власти, своеобразие стиля политического руководства. Он определяется оригинальным для каждой страны сочетанием соотношения государства и общества, соотношения властей и политических сил.

Современные политические режимы чрезвычайно разнообразны. Но если за критерий принять их отношение к человеку и обществу, то можно выделить три основных типа политических режимов: авторитарный, тоталитарный и демократический.

Для того, чтобы определиться, какой же политический режим хотелось бы видеть в качестве действующего в современной России, не будет лишним разобрать каждый в отдельности.

Авторитарный режим был свойственен различным государствам на протяжении многих веков, от родоплеменных до капиталистических и социалистических отношений. Он является неким промежуточной стадией между тоталитаризмом и демократическим режимом.

монистическая структура политической власти. В центре находится господство определённой личности (старейшины, вождя, монарха, диктатора) или группы людей (клана, касты, элиты), осуществляющих чрезмерную централизацию в управлении общественно-политической жизнью. При этом политическая власть в большей степени основывается на силе авторитета, чем на насилии;

политическая структура не предусматривает реального разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную. Выборы при этом носят показной, а нередко и фиктивный характер;

ради мобилизации сил страны для достижения своих целей власти ограничивают политические свободы и права граждан. Конституция носит декларативный характер, допускается деятельность лишь тех политических партий и организаций, которые полностью поддерживают господствующую политическую элиту;

подавляя любое сопротивление политическому режиму, власти не стремятся в то же время контролировать все общественные процессы и поведение людей.

Исследуя причины существования авторитаризма, политологи отмечают наличие как разумных, оправданных конкретной ситуацией оснований для его возникновения, так и иррациональных, вызванных к жизни лишь качествами лидера (властолюбие, подозрительность, нетерпимость к чужому мнению и т.д.).

Исторический опыт свидетельствует, что авторитарные политические режимы оправдывают себя только как краткосрочное средство мобилизации сил общества для преодоления конкретных препятствий на пути его развития (например, в условиях войны). Если же существование авторитарного режима затягивается, то издержки авторитаризма превышают его эффективность. Он немедленно оказывается перед выбором: либо демократизировать режим и получить широкую поддержку населения, либо ужесточить политику и перейти к принуждению и диктату. Тем самым открывается дорога тоталитаризму.

Между тоталитаризмом и авторитаризмом много общего. И тот и другой режим опираются на лидеров, полномочия которых практически не ограничены. Представительные органы власти марионеточные, либо вообще отсутствуют. Оба режима предполагают строгую иерархию властных отношений снизу доверху. Система законодательства минимальна и декларативна. Права и свободы граждан существенно ограничены. Оппозиция отрицается или вообще запрещена. Вместе с тем тоталитаризм имеет и существенное отличие от авторитарного политического режима:

всегда присутствует конечный идеал общественного устройства, все без исключения ресурсы общества направлены на достижение этой универсальной цели ("Третьего рейха", "Царства Христова", "коммунизма");

практически отсутствует разделение между обществом и государством. Государство тотально доминирует над обществом, индивидуальные интересы полностью подчинены общественным (в трактовке правящей олигархии). Не государство существует для людей, а люди живут для государства;

наличие одной (и только одной!) господствующей партии, которая либо тесно срастается с государственной бюрократией, либо стоит над ней;

устанавливается всеохватывающий контроль над всеми сферами общественной жизни и государства;

исключает разногласия не только по политическим, но и по экономическим, духовно-идеологическим вопросам. Вся информационная и пропагандистская деятельность режима, работа его репрессивного аппарата, армии, сил охраны порядка направлены на предотвращение недовольства, на достижение своего рода монолита. Здесь господствуют девизы типа "кто не с нами, тот против нас", "если враг не сдаётся, то его уничтожают";

тотальность режима состоит не только в том, что партия, элита или вождь устанавливает всеохватывающий контроль над всеми сферами общества, но и в том, что подавляющая масса населения чуть ли не свято верит в провозглашаемые цели, установки, ориентации. Обе стороны как бы слиты в тотальном единстве для достижения универсальной цели.

Тоталитаризм зарождается, как правило, в условиях глубокого кризиса общественно-политической системы. Он может появиться и развиваться в любой стране, какими бы ни были её социально-экономические и идейно-политические особенности. Как показывает исторический опыт, такой режим может быть весьма устойчив и способен мобилизовать для достижения своих целей огромные силы.

Вместе с тем, общественная практика показывает, что сплотить общество, все его сферы и человеческие ресурсы на основе утопического (пусть даже прекрасного!) идеала удаётся лишь на определённом историческом отрезке. С размыванием веры основных слоёв населения в идеалы, ценности и цели тоталитарной идеологии режим начинает терять свои специфические формы. В отношении разного рода политических решений, принимаемых тоталитарной властью, у людей вырабатывается нечто вроде устойчивого иммунитета: выражая одобрение на словах, они проявляют безразличие или даже неприятие на деле.

Такое положение, по сути дела, означает конец тоталитаризма в его "чистом виде", поскольку нарушается один из основополагающих его принципов - тотальность, тотальное единство массы и вождя.

Третья из рассматриваемых нами форм политического режима - демократия. Исторически она известна с античных времён. Отметим лишь самые общие черты этого политического режима:

источником политической власти выступает народ;

характерен приоритет общества над государством. Действия государства и его органов власти по отношению к обществу в целом и к отдельному его индивидууму строго регламентируется законом;

гарантирует равноправие граждан. Не только провозглашает, но и обеспечивает политические свободы и права своих граждан;

чёткое разделение властей и их тесное взаимодействие;

почти неограниченный политический плюрализм, исключающий только нарушение законности. Это даёт возможность уважать мнения меньшинства и обеспечивать ему право превращаться в большинство.

Важнейшим условием эффективного функционирования демократии является чёткая разработка универсальных демократических процедур. К их числу относятся:

Высший законодательный орган власти и органы управления на местах избираются народом.

Избиратели равны в правах, а избирательное право - всеобщее.

Выборы на всех уровнях совершаются большинством голосов.

Наличие общественного контроля над властью.

Как показывает практика, именно демократический политический режим лучше других способен решать политические проблемы общества, именно он обеспечивает эффективный поиск оптимального сочетания индивидуальных и общественных интересов, баланс свободы, равенства, ответственности.

Из всего сказанного выше проблема выбора решается, можно сказать, сама собой, если только ты не вынашиваешь в голове своей идею, которая по твоему мнению возвышается над всем бренным миром. В этом случае тебе осталось ни много ни мало, всего лишь убедить в свое правоте окружающих, обзавестись единомышленниками, найти источники финансовой поддержки и воплотить свою идею в жизнь. А пока ситуацию, сложившуюся в наше время, на мой взгляд, лучше всего отражает известная формула У. Черчилля, согласно которой демократия - это плохая форма управления, но ничего лучшего ещё человечество не выдумало.

Классическая марксистская политология пришла к выводу о том, что демократия представляет собой наилучшую политическую оболочку капитализма, как с точки зрения рабочих, так и с точки зрения буржуа. Она позволяет реализовать лучший из возможных способов политического господства, а именно манипулирование сознанием масс без применения в обычных условиях прямого насилия. Я согласен с этим доводом.

Так что же мы выбрали, отдав предпочтение демократии? Общепринятое определение: демократия - власть народа (народовластие). Но давайте всё-таки будем объективны. Демократия, за редким исключением - это власть политической элиты, т.е. власть почти всегда от имени народа, иногда - для народа, но почти никогда - самого народа. Кроме того, "правление народа", т.е. непосредственное управление всем народом, вообще проблематично и возможно разве что в гипотетическом будущем.

Тем не менее, по крайней мере, в новое и новейшее время средне статистически, в крупном историческом масштабе, демократические политические системы оказываются более жизнеспособными, нежели антидемократические. Однако в каждом отдельном случае обществу приходится искать оптимальную меру демократии, тот её уровень, который оно может себе позволить.

Подведя итог в выборе политического режима для России, всё-таки хочется видеть именно демократию - как компетентное и ответственное перед народом представительное управление.

Политический режим -- одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации политической власти. Разновидностей политических режимов бесчисленное множество, но в политических исследованиях обычно выделяют три основные формы политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитарный политический режим

Тоталитаризм (лат. totalis -- весь, целый, полный) -- политический режим, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Именно всеохватностью своего надзора тоталитаризм отличается от всех других форм государственного насилия -- деспотии, тирании, военной диктатуры и др.

Политическая система тоталитаризма, как правило, представляет собой жестко централизованную партийно-государственную структуру, которая осуществляет контроль над всем обществом, не допуская возникновения каких-либо общественных и политических организаций, стоящих вне этого контроля. Например, в СССР на каждом предприятии, в каждой государственной или общественной организации существовала партийная ячейка (КПСС).

При тоталитаризме гражданское общество полностью поглощается государством, а над самим государством устанавливается идеологический контроль правящей партии. Господствующая идеология становится мощной объединяющей и мобилизующей силой общества. «Кто не с нами -- тот против нас!» -- вот один из лозунгов, который не допускал никакого плюрализма мнений.

Авторитарный политический режим

Авторитаризм (от лат. auctoritas -- власть, влияние; auctor -- зачинатель, основатель, автор) -- политический режим, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы.

Для авторитаризма характерны высокая централизация власти; огосударствление многих сторон общественной жизни; командно-административные методы руководства; безоговорочное подчинение власти; отчуждение народа от власти; недопущение реальной политической оппозиции; ограничение свободы печати. При авторитарных режимах сохраняется конституция, но она носит декларативный характер.

В отличие от тоталитаризма при авторитаризме не существует тотального контроля над всеми общественными организациями. В идеологии допускается ограниченный плюрализм, если он не наносит вреда системе. Репрессиям подвергаются в основном активные противники режима. Люди, занимающие нейтральные позиции, не считаются врагами. Существуют определенные личные права и свободы, но они носят ограниченный характер.

Авторитаризм является одним из наиболее распространенных типов политической системы. По своим характеристикам он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Поэтому он возможен как при переходе от тоталитаризма к демократии, так и наоборот, от демократии к тоталитаризму.

Демократический политический режим

Демократия (от греч. demos -- народ и kratos -- власть) -- власть народа, или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти.

Понятие «демократия» многогранно. Под демократией понимают и форму устройства государства или организации, и принципы управления, и разновидность социальных движений, предполагающих реализацию народовластия, и идеал общественного устройства, в котором граждане являются основными вершителями своих судеб.

Демократия ассоциируется со свободой, равенством, справедливостью, соблюдением прав человека, участием граждан в управлении. Поэтому демократию как политический режим принято противопоставлять авторитарным, тоталитарным и другим диктаторским режимам власти.

Важнейшими признаками демократии являются:

1) юридическое признание верховной власти народа;

2) периодическая выборность основных органов власти;

3) всеобщее избирательное право, в соответствии с которым каждый гражданин вправе принимать участие в формировании представительных институтов власти;

4) равенство прав граждан на участие в управлении государством -- каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным на любую выборную должность;

6) контроль представительных органов за деятельностью исполнительной власти;

7) подотчетность выборных органов своим избирателям.

Политический режим государства - это метод организации системы, отражающий отношения органов власти и представителей общества, социальную свободу и особенности правовой жизни в стране.

В основном эти свойства обусловлены определенными традиционными особенностями, культурой, условиями исторического становления государства. Значит, можно сказать, что в любой стране образовался свой особенный и характерный политрежим. Тем не менее у большей их части в разных государствах можно найти похожие черты.

Научные литературные источники описывают 2 вида социально-правовых устройств:

  • демократические режимы.

Признаки демократического общества

Главными признаками, которые являются характерными для демократии, являются:

  • господство законодательных актов;
  • власть, разделенная на виды;
  • существование настоящих политических и социальных прав граждан государства;
  • выборные органы власти;
  • наличие оппозиционного и плюралистического мнения.

Признаки антидемократии

Антидемократический образ правления подразделяется на тоталитарный и авторитарный режимы. Основные его свойства:

  • главенство единственной партийной организации;
  • верховенствующее положение единой формы собственности;
  • ущемление прав и свобод в политической жизни;
  • репрессивные и принудительные методы воздействия;
  • ущемление влияния выборных органов;
  • усиление исполнительной власти;
  • запрещение существования оппозиционных партийных организаций;
  • запрещение полипартийности и иномыслия;
  • стремление государства координировать все области общественной жизни и отношений между личностями.

  • рабовладельческий;
  • феодальный;
  • буржуазный;
  • социалистическая демократия.

Антидемократические режимы разделяются этим политиком на:

  • тоталитарный;
  • фашистский;
  • автократический.

Последний, в свою очередь, делится на единоличный (деспотия, тирания, режим единоличной власти) и коллективный (олигархия и аристократия).

Политические режимы на современном этапе

На современном этапе считается, что демократия — самый совершенный режим, в отличие от любого антидемократического. Это не совсем правильно. Исторические факты свидетельствуют, что тоталитарные страны (определенная часть) достаточно результативно существуют и выполняют свои функции, например в Корейской Народной Демократической Республике. В добавок к этому, тоталитаризм в значительной степени способен мобилизовать все население государства с целью решения определенной (не менее важной и трудной) государственной проблемы.

К примеру, Советский Союз сумел одержать победу в военных действиях с фашистской Германией, хотя тоталитарная Германия в самом начале военных действий существенно превышала его силы по внутренней военной мощности. В послевоенные годы такой социально-правовой уклад создал рекордный подъем экономики СССР. Пусть даже это было достигнуто немалой ценой. Таким образом, тоталитарный и характеризуются как положительными сторонами, так и отрицательными.

Политический режим - это сложная, многоплановая категория, охватывающая целый ряд динамических аспектов политической жизнедеятельности общества. Данным обстоятельством и объясняется возможность классификации политических режимов по самым разным критериям. Так, например, в соответствии с принципом разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти можно выделить режим слияния властей и режим разделения властей; по статусу и роли армии в обществе - военный и гражданский режимы; по типу менталитета, социокультурному комплексу - "западный" и "восточный"; по характеру взаимоотношений государства и церкви - теократический (клерикальный) и светский режимы. Общепринятой является типология политических режимов с учетом особенностей взаимодействия государства и гражданского общества, степени проникновения государственной власти в другие сферы социальной действительности и частную жизнь граждан. Исходя из этих критериев, выделяют демократический, авторитарный и тоталитарный типы режимов. Однако всякий реально существующий политический режим представляет определенное сочетание двух противоположных принципов организации социальных отношений - авторитарности и демократизма. Авторитарные тенденции выражаются в стремлении государственных институтов к односторонней властности, к установлению жесткой дисциплины и ответственности граждан, их безоговорочному подчинению законам и распоряжениям властных структур. Демократизм, напротив, предполагает равноправие сторон, их соглашение, свободу выбора и политический плюрализм в общественной жизни. Как свидетельствует практика, мера соотношения этих тенденций не остается постоянной и тем более не всегда соответствует какой-либо "пропорции", установленной некоторой теоретической схемой.

Научный подход к анализу любой разновидности политического режима предполагает выделение основных классификационных критериев, позволяющих дать ее исчерпывающую характеристику. Достаточно полное представление об изучаемом явлении можно получить, назвав:

социально-политические группы, интересы которых выражает данный режим;

методы осуществления политической власти, избираемые правящими кругами;

характер участия граждан страны в системе управления государством, условия деятельности политической оппозиции;

соблюдение принципа законности и защиты прав личности;

идеологическое оформление властных отношений.

Руководствуясь приведенной схемой, можно дать характеристику основных типов политических режимов. При этом следует учитывать, что полученные таким образом "идеальные" модели содержат лишь наиболее существенные моменты отражаемой действительности.

В политологии выделяются четыре основных типа политических режимов:

тоталитарный - всепроникающий, всеподчиняющий;

либеральный - свободный, предоставляющий гражданские права и свободы;

демократический - вовлекающий народные массы в процессы политического управления.

На практике способ реализации государственной власти выступает чаще всего в таком симбиотическом проявлении: авторитарно-тоталитарный режим; либерально-демократическое правление.

В отличие от эмоциональных оценок, присущих публицистике, современная политология использует понятия "авторитаризм" и "тоталитаризм" применительно к аналитическим конструкциям, каждой из которых соответствует различная степень доминирования авторитарных принципов организации властно-политических отношений. Так, абсолютное преобладание этих тенденций, когда государство фактически полностью "поглощает" общество, неограниченно вмешиваясь не только в области социальной действительности, но и в частную жизнь граждан, является отличительной чертой тоталитарного режима.

При тоталитарном режиме государственная власть строго централизована и фактически принадлежит аппарату правящей партии, властной организации или военной хунте. Главой государства и правительства - как правило пожизненно - становится неподотчетный лидер, концентрирующий в своих руках высшие законодательные, исполнительные, а иногда и судебные функции. Население страны практически отстраняется от участия в системе управления государством, поскольку представительные органы либо упраздняются, либо формируются с нарушением принципа всеобщего избирательного права, в гитлеровской Германии, например, часть депутатов рейхстага могла быть назначена непосредственно фюрером, тогда как остальные "избирались" нацистской партией. Органы власти автономных образований и местного самоуправления заменяются назначаемыми свыше "эмиссарами" либо утрачивают самостоятельность.

С установлением тоталитарного режима правящие круги не только не скрывают, но и открыто демонстрируют различные методы насилия, резко и решительно подавляя любые попытки сопротивления проводимому курсу. Значительно активизируется деятельность и вмешательство во все сферы общественной жизни силовых структур - армии, полиции и органов безопасности. В экономической сфере, как правило, господствует монопольный контроль со стороны государства, что, однако, не означает полного отказа от проведения реформ, а также временных и незначительных уступок предпринимателям и наемным работникам в частном секторе. На государственных предприятиях может использоваться система внеэкономического принуждения.

Для "идеального" тоталитаризма наиболее характерна однопартийная система или же существование под жестким контролем нескольких партий и "официальных" профсоюзов, поддерживающих режим. Деятельность оппозиционных партий и движений строго запрещена, поэтому они вынуждены либо находиться в глубоком подполье, применяя нелегальные методы борьбы, либо действовать в эмиграции. Противники режима подвергаются полицейскому террору - в том смысле, что для их заключения в тюрьму, концлагерь или физического уничтожения обычно не требуется даже формальных юридических процедур.

Характерная особенность тоталитарного режима - отмена или приостановка на неопределенный срок действия конституции. При этом указы главы государства, распоряжения структур исполнительной власти или армейские директивы приобретают силу закона. Демократические права и свободы граждан существенно ограничиваются, интересы личности оказываются подчиненными "высшим" интересам нации, общества или реализации какой-либо идеологической доктрины.

Авторитарные режимы, в отличие от тоталитарных, нередко используют ограниченный политический плюрализм, который выражается в том, что авторитарно настроенные власти, будучи не в состоянии лишить большие массы граждан права голоса, прибегают к избирательному запрещению или временной приостановке деятельности некоторых партий, общественных объединений, профсоюзов.

Не допуская сильной оппозиционной политической деятельности, авторитарные режимы сохраняют известную автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитаризме, например, может отсутствовать строгий контроль со стороны властей над производством, образованием, культурой. Вмешательство в экономику обычно носит ограниченный характер, направляется на поддержку национального капитала, способствует экономическому развитию.

Особую разновидность авторитаризма представляют политические режимы в некоторых государствах арабского Востока, где и сегодня сохраняется традиционная форма правления - абсолютная или дуалистическая монархия. Для таких монархий характерно отсутствие или декоративный характер представительных органов, сосредоточение всей полноты государственной власти в руках монарха, занимающего трон в установленном порядке престолонаследия. Монарх обладает монопольным правом издания законов, по своему усмотрению назначает и освобождает от должности чиновников, распоряжается средствами государственной казны. При этом население страны практически не оказывает влияния на законотворчество и не участвует в контроле за управлением.

Авторитарно-тоталитарный режим может принимать форму диктатуры каких-то классов, социальных сил (разновидность - хунта, военная диктатура), а также выступать в виде культа личности. Общим для такого режима является отчуждение граждан и их организаций от самостоятельного участия в политике; отношения между обществом и государством принимают извращенную форму - общество всецело и безраздельно подчиняется государству.

Авторитарно-тоталитарный режим, объективно являясь антиподом демократии, всегда выступает ее противником, хотя на словах - в программах, заявлениях, призывах - широко использует демократическую фразеологию, лозунги свободы и всеобщего равенства. При этом следует указать на весьма распространенный, но всегда завуалированный факт: никто и никогда открыто не обосновывает естественность и правомерность тоталитаризма. Совсем напротив - все прикрывается мерками демократии, ее требованиями.

Другие начала организации и функционирования государственной власти лежат в основе либерального, демократического режима. Причем если главным в характеристике либерального политического подхода является свобода для граждан, общества в решающих сферах жизнедеятельности, не говоря уже о частной жизни, то при демократическом самое существенное - это вовлечение населения, граждан в государственные дела посредством их разнообразного участия в осуществлении власти. И, конечно, в соответствии с этим государство использует совершенно другой арсенал средств и методов в своей деятельности. Открытость и гласность, характерные для демократического государства, создают совершенно новые возможности и для формирования, обновления властных органов, и для выработки внутренней и внешней политики с учетом интересов человека, общества.

Демократические режимы наиболее распространены в экономически развитых странах, с устойчивыми традициями демократии, либерализма и плюрализма, активистской политической культурой.

Характерные черты демократических режимов:

признание народа в качестве источника власти;

выборность основных органов власти и должностных лиц, их подотчетность избирателям;

подконтрольность и ответственность государственных органов, формируемых путем назначения, перед выборными учреждениями;

провозглашение основных демократических прав и свобод;

равенство всех граждан перед законом;

легальное существование плюрализма в обществе, наличие развитой двух- или многопартийности;

государственное устройство по принципу "разделения властей";

создание необходимых условий для развития "среднего класса", выступающего социальной основой демократического режима.

В современных условиях весьма распространена модель представительной, плюралистической демократии. В соответствии с ней, в обществе преобладают мощные организованные группы, а правительство играет в основном роль посредника между ними и, кроме того, часто само выступает как одна из таких групп. Каждая группа действует в собственных интересах, а правительство способствует координации и достижению компромиссов, с тем чтобы как можно полнее удовлетворить желания наиболее могущественных групп.

Современные демократические режимы далеки от идеала. Они не исключают возможности использования в той или иной "экстремальной" ситуаций авторитарных методов властвования. В любом демократическом государстве сохраняется аппарат принуждения и насилия, который может быть использован для подавления массовых антиправительственных выступлений. Однако в условиях развитой демократии подобные действия властей достаточно редки. Обычно взаимоотношения государственных институтов с гражданским обществом основывается на понимании того факта, что судьба "народных избранников" в конечном счете зависит от воли избирателей, и для того, чтобы получить или сохранить уже имеющиеся властные полномочия, необходимо заручиться поддержкой большинства населения, продемонстрировав преимущества не только своей программы, но и личных качеств по сравнению с оппонентами. На первый план выдвигается тактика политического маневрирования, успех которого во многом зависит от умения властей сыграть на общественном мнении, найти соответствующие способы снятия социальной напряженности и, несмотря на уступки в поисках достижения того или иного компромисса, контролировать экономическую и политическую ситуацию в стране.

Политический и идеологический плюрализм, который при демократическом режиме реализуется через легальную, закрепленную в законодательном порядке многопартийную систему, способствует тому, что правящая партия или коалиция постоянно находится в поле конструктивной критики сторонниками альтернативных подходов и мировоззрений, и в случае соответствующего волеизъявления народа по итогам голосования на очередных выборах властные полномочия "мягко" перейдут к готовым для их исполнения оппозиционным силам.

Важнейшим принципом политического режима является конституционное и иное законодательное закрепление основных общечеловеческих, политических и социально-экономических прав и свобод граждан, к числу которых в первую очередь относятся право на жизнь, право на собственность, право на участие в политической деятельности путем голосования или занятия выборной должности, право на труд и образование, свобода слова, печати, собраний, а также свобода совести, подразумевающая право каждого исповедовать любую религию или придерживаться атеистических убеждений. Вместе с тем законом предусмотрены и ограничения, призванные предотвратить превращение демократических свобод во вседозволенность. Очевидно, что не может быть полной свобода печати: существует ответственность за разглашение в прессе и других средствах массовой информации сведений, содержащих государственную или военную тайну, публикацию заведомо ложных материалов, порочащих честь и достоинство граждан и организаций. В целях защиты нравственного здоровья общества во многих странах действуют жесткие правила, запрещающие распространение порнографических изданий за пределами специально установленных мест и продажу этой печатной продукции несовершеннолетним.

В современных демократических государствах законодательство закрепляет наличие у граждан тех или иных прав и свобод, но не всегда определяет, каким образом они будут реализованы. Зафиксированное в конституции право на труд не является гарантией от безработицы, а для того, чтобы воспользоваться свободой слова или печати, необходимо располагать определенной денежной суммой для оплаты эфирного времени или публикации объявления в прессе, не говоря уже об издании собственной газеты. Средства массовой информации могут не только содействовать реализации права на свободу слова, но и выступать в качестве одного из инструментов воздействия на общество в интересах наиболее могущественных социальных сил.