Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Из истории вегетарианства. История вегетарианства и виды вегетарианских диет. Разные виды вегетарианского питания

Вегетарианство уже давно переступило черту в семь тысяч лет существования. Известен тот факт, что . Мясо вошло в человеческий рацион во времена ледникового периода. Именно тогда, по мнению антропологов, люди были вынуждены отойти от растительной диеты и начать употреблять мясо.

Эта привычка плотно укоренилась и сохранилась до наших дней – ввиду необходимости, из-за изменившихся условий жизни. Но, невзирая на это, история человечества предоставляет нам неоспоримые факты – во все времена существовали люди, . Путь массового потребления мяса, даже в наиболее развитых государствах, насчитывает не более сотни лет. Во многом столь масштабное мясоедение спровоцировано изобретением холодильника.

В древнейшем обществе изначально появилось собирательство, что, естественно, подразумевает . Лишь спустя некоторое время люди открыли для себя охоту и рыболовство. Так началось человеческое пристрастие к животной пище. Вероятно, что одними из первых вегетарианцев, не евших мясо по каким-то своим принципам, были египетские жрецы. Скорее всего, за отказом от пищи животного происхождения крылись религиозные или магические причины. Мощная земледельческая структура Египта легла в основу широкого распространения вегетарианства.

На территории Европы вегетарианство обрело широкую популярность первым делом в древней Греции. Греки считали растительную пищу более полезной, даже воины отдавали предпочтение отказу от мяса. Не даром, всем известная с детства каша называется геркулесовой, по имени известного древнегреческого силача.

Наиболее известным вегетарианцем-эллином является Пифагор. Этот выдающийся разносторонний ученый увлекался не только математикой, но также был посвящен в эзотерические знания египетскими жрецами (он обучался в столице Древнего Египта – Мемфисе 22 года). Пифагор знал все тайны человеческого организма, ему хорошо было известно, как надо обращаться с телом, чтобы сохранить молодость и здоровье. Эти знания Пифагор передавал своим ученикам в основанной им школе. Юные пифагорейцы занимались музыкой, танцами, гимнастикой, упражнениями в беге, метании дротиков. Словом, физические нагрузки были весьма существенными, а вот еда, по современным меркам, скудной. Обед их состоял из хлеба, меда и олив. Вечерняя трапеза была и того скромнее. Тем не менее, учитель и ученики выглядели настоящими атлетами. Пифагору было около 60 лет, когда молодая девушка, прекрасная Феано, покоренная духовной и физической красотой Учителя, призналась ему в своей любви. Она стала его женой и родила троих детей.

Но нигде вегетарианство не было так развито, как на Востоке. Это во многом связано с религиозными и философскими факторами. В Индии каждый правоверный индус является строгим вегетарианцем, а это значит, вегетарианства придерживается весь этот многочисленный народ. Индийская философская система – йога – предписывает строго вегетарианский способ питания с разрешением употребления молока и продуктов его переработки, а также исключением из рациона не только мяса и рыбы, но и яиц. В то время как физические упражнения йогов (хатха-йога) широко известны и имеют много последователей в странах европейской цивилизации, диета йогов не вызывает особого интереса.

В современной новой форме вегетарианство развилось, прежде всего, в Англии уже в первой половине XIX века и было позаимствовано из Индии. Первое и самое знаменитое вегетарианское общество основано в 1847 году в Манчестере -”The vegeterian society”. Оно имеет разветвления по всей Великобритании и Северной Америке. Издает множество книг ради пропаганды своего учения.

В Германии и Швейцарии также имеются свои вегетарианские общества. Они менее распространены в странах более южных: в Италии, Испании, где мясная пища употребляется меньше, чем в Северной Европе. Во Франции, где собственно началась вегетарианская проповедь, оно стало распространяться сравнительно недавно.

В развитие вегетарианства на переломе XIX и XX веков в Европе большой вклад внес Лев Толстой, который привнес в эту идею свой высокий моральный авторитет. Он родился в 1828 году и примерно к 60 годам жизни начал постепенно переходить на вегетарианство и пропагандировать эту систему питания в основном по философско-этическим мотивам. Он склонил к этому своего приятеля Людвига Заменгофа, создателя языка эсперанто, а также другого известного эсперантиста Леона Винера, который создал первые вегетарианские общества в Германии и США. Поэтому нет ничего удивительного, что связи между вегетарианским и эсперантским движениями так сильны.

В 1908г. под покровительством Льва Толстого возникло вегетарианское общество эсперантистов, которое имеет своих представителей в 33 странах, где пропагандируют вегетарианство.

В некоторых европейских странах вегетарианское движение связано большей частью с личностью какого-либо известного сторонника и пропагандиста его идеи. В Дании, например, вегетарианцы состоят в основном из учеников философа Мартинеса. Впрочем, в Скандинавских странах многие придерживаются вегетарианства просто по соображениям здоровья. В Швеции первое вегетарианское общество - это, прежде всего, так называемые дановцы, последователи Петра Данова, приверженца и проповедника этой системы питания. Часто это целые семьи вегетарианцев, которые воспитывают своих детей по данной системе с самого рождения.

В России хотя и имеются вегетарианцы, но общества еще нет. Учение это, однако же, все более и более распространяется, и число его адептов, не считая народные массы, которые повсюду держатся растительной пищи, исчисляется десятками тысяч. В Англии, Германии, Австрии и Швейцарии имеются специально для вегетарианцев приспособленные гостиницы (отели), в одном Лондоне их около 30, и ресторанов в Англии более 60. Такие же учреждения находятся и в остальных среднеевропейских странах. Усилия вегетарианской кухни направлены к тому, чтобы придать растительной пище возможно большую питательность и удобоваримость. Обращается внимание также на вкусность и разнообразие. В гостиницах стараются удовлетворить и остальным требованиям вегетарианцев: обилию чистого воздуха, приспособлениям к физическим упражнениям и т. д.

В 1950 году в США был основан Международный союз вегетарианцев, который объединяет представителей разных национальностей и каждые два года организует в различных странах международные конгрессы.

Горячим пропагандистом вегетарианства в международном масштабе был врач-диетолог Макс Бирхер-Беннер, создатель метода лечения сыроедением (сырая растительная пища) и растительно-вегетарианской пищей. Его санаторий в Цюрихе стал известным благодаря великолепным результатам, полученным в лечении этим методом различных болезней.

В Польше вегетарианство очень непопулярно, многие люди не знают даже значения слова «вегетарианство». Сторонников этой системы питания немного, а тем, кто ими стал, к сожалению, часто трудно живется, потому что родственники считают их чудаками.

В начале XX века вегетарианство пропагандировал в Польше В. Лютославский, главным образом через религиозно-философское общество «Элеусис», которое он основал. Его члены - элеусы - были обязаны вести глубоко этический и гигиенический образ жизни, имея своей целью моральное возрождение народа. Проповедниками вегетарианства были также Я. Ястрженбовский, доктор Я. Држевецкий и доктор Е. Поляньчик. Последний подчеркивал, что доисторические лехи, предки поляков, были в основном вегетарианцами.

В период между первой и второй мировыми войнами вегетарианство в Польше пропагандировал доктор А. Тарновский, который руководил климатическим курортом в Косове. Проповедником этой идеи был также Б. Влодаж, у которого вегетарианство связывалось с теософией. Действующее в Польше «Теософское общество» было центром пропаганды вегетарианства. Существовало, впрочем, и «Общество вегетарианцев», оно содержало столовые и издавало журнал «Польское вегетарианство».

Не подлежит ни малейшему сомнению, что человек, питаясь исключительно произведениями растительного царства, может поддерживать свое существование, свои силы и здоровье в той же степени, как и при смешанном питании. Более того, доказано, что в Европе уже распространяется явление, называемое экспекторацией, состоящее в уменьшении относительного числа скота. В Азии экспекторация уже почти совершилась, особенно в наиболее культурных и населенных ее странах, а именно, в Китае и Японии. Происходит это вследствие естественного увеличения населения и постепенного расширения земледелия, а также фабричного и заводского производств. Таким образом, волею или неволею, человечество влечется в более или менее отдаленном будущем к вегетарианству. Выходит, что вегетарианство, несмотря на возражение многих докторов и физиологов, имеет вполне реальные основания, как научные, так и культурно-исторические.

В экспериментах показано, что выносливость вегетарианцев при мышечной работе в 1, 5 раза больше, чем у людей, употреблявших мясо. При преимущественно растительном питании возрастает устойчивость к стрессам. В конце прошлого века профессор М. Бирхер-Беннер успешно лечил многие плохо поддававшиеся лечению болезни сырой пищей. В сравнительно недавних исследованиях Киевского НИИ гигиены питания установлено, что сырые овощи стимулируют обмен веществ особенно у пожилых людей. В 1988 г. Американская диетологическая ассоциация объявила свою позицию в отношении строгих форм вегетарианства (веганство): при условии дополнения рационов препаратами витаминов и минеральных веществ веганство является одним из путей профилактики атеросклероза, гипертонической болезни, некоторых форм рака, инсулинонезависимого сахарного диабета и других заболеваний, несмотря на невысокую биологическую ценность белка вегетарианских рационов.

Ранее вегетарианский способ питания обосновывался либо с философской, либо с религиозной точек зрения. В наши дни сторонники вегетарианства преследуют такие цели: стремление к созданию и укреплению здоровья, увеличение продолжительности жизни, предотвращение самых разнообразных заболеваний (болезней желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистых расстройств, заболеваний обмена веществ). Определенную роль играют традиции в семье, а также экономические соображения.

Сейчас по всему миру насчитываются миллионы вегетарианцев. И эта идеология все более распространяется, никак не уменьшая своего влияния. Многие ученые занимаются проблемами питания человека, ведутся споры о том, насколько необходимо нашему организму мясо. Приверженцы растительной пищи считают, что она полностью заменяет животную, и к тому же улучшает состояние здоровья.

Аргументы в пользу подобного образа жизни выдвигаются самые разные:

  • Этические - нельзя подвергать к страданию животных, необходимо избегать их бессмысленное эксплуатацию и уничтожение.
  • Гигиенические - трупы животных существ, категорически неприемлемы как пища.
  • Диетические - в этом случае полагают, что вегетарианская диета способна защитить организм от самых разных болезней и продлить жизнь человека.
  • Экологические- производство мясо в современных условиях и масштабах, видятся одной из причин угрожающего состояния окружающей среды.
  • Религиозно-философские - считается, что употребление животной плоти, служит препятствием для духовного роста человека.

Существует и собственное религиозное обоснование вегетарианства, они особо распространены в восточных религиях, буддизме, индуизме и джайнизме. Некоторые апологеты мясного неедения, ссылаются на религиозно-вегетарианское рвение христианства в соблюдение постов, но это несколько иная история.


фото: Бенджамин Франклин

Можно встретить и более прозаическую мотивацию... экономия денежных средств. Вегетарианская диета, может в той или иной мере способствовать денежной экономии за счет отказа дорогих мясных продуктов. У такого обоснования, есть и свой авторитет. Известно, что один из отцов основателей США, Бенджамин Франклин, стал вегетарианцем приняв во внимание по мимо диетических соображений, именно экономию денег. Сэкономленные таким образом средства он мог тратить на покупку книг. На первый взгляд апология вегетарианства выглядит достаточно убедительно, но давайте углубимся в историю.


фото: Упанишад - древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера.

Действительно вегетарианство имеет весьма глубокие корни, на протяжение тысячелетий оно практиковалось в тех странах где распространены такие религии как буддизм, индуизм и джайнизм. Уже ведическая религия ставшая основой индуизма, содержала многочисленные предписания вегетарианского толка. Подобного рода запреты встречаются в священных текстах «Упанишад» и «Яджурведы», относятся к VIII - VII в. до н.э.. Мотив вегетарианства здесь один, не насилие в отношение животных.


Джайнизм - религия появившаяся в Индии где-то в VI в. до н.э., еще более радикализировала вегетарианские установки ведической традиции. Хотя в основном как ни странно, джайнизм выступал оппонентом ведического культа. Так вот джайны добровольно принимают на себя обет «Ахимсы», не причинять вреда живому. Поэтому у последователей этой религии существует множество ограничений в пище; они не только не едят мясо, но и стараются не причинять вреда самым мелким насекомым. Джайны не хотят излишне вредить и растениям, поэтому не едят клубни и их корней, а также плодов с содержащих много семян. Наиболее ревностные джайны закрывают рот особыми повязками, что бы с воздухом не вдохнуть случайно мелкое насекомое.


фото:Махаянская триада, в том числе Бодхисаттва Майтрея, Будда и Бодхисаттва Авалокитешвара. II-III век, Гандхара.

Аналогичные запреты существуют и в буддизме, однако не во всем. Священные тексты одной из буддистских традиций «Махаяны», утверждают, что Будда и его ученики были строгими вегетарианцами, а снятие запрета на мясо появилось в буддисткой общине лишь позднее, в связи с упадком дисциплины.


фото: Гомер

Приближаясь к европейской традиции вегетарианства мы видим упоминание о неких «лотофагах», у Гомера и Геродота. В древнегреческой мифологии лотофаги(то есть поедатели лотоса), считались народом жившим на острове в Северной Африки. Этот самый лотос, поедатель из племя мужей хлебоядных, как называет их Гомер в Одиссеи, употребляли с одной целью - обрести забвение, «кто от плода его, меду по сладости равного вкусит, тот уж не хочет ни вести подать о себе, ни вернуться». В этом случае мотивы вегетарианства вполне понятны, закусил и забылся.


фото:Пифагорейцы, орфики. худ. Фёдор Андреевич Бронников

От поедания плоти животных, воздерживались члены мистической секты «орфиков», зародившиеся в начале VI века до нашей эры во Фракии, а также последователи Пифагора, знаменитого древнегреческого философа и загадочного религиозного учителя, того же времени. Сам Пифагор говорил, что мясо затемняет умственные способности; оно мешает предвидению будущего, портит чистоту души и ясность сновидений. И орфики и строгие пифагорийцы, так же не употребляли яиц и избегали приносить в жертву богам мясо, что считалось почти обязательном в ритуалах той поры.


фото:Эмпедокл

В V веке до нашей эры, ярым приверженцем вегетарианства провозгласил себя сицилийский философ и врач Эмпедокл. Философствовал он вполне в пифагорийском духе и проповедовал переселения душ. Именно по этой причине он предписывал воздержание от мясной пищи и кровавых жертв, в которых видел убийства ближних. Эмпедокл допускал только растительную пищу, за исключением бобов, запрещенными пифагорейскими правилами. Ведь каждый продукт питания по мнению Пифагора, порождает свойственные лишь этой пищи состояние души; по этому нельзя есть, во первых, чуждую богам пищу - мясо и вино, и во вторых, ту пищу которая считается священной - мальву и бобы. Кстати, почему согласно пифагорейским воззрениям нельзя есть бобы, так и до конца не понятно. Объяснение этому пытались найти еще древние авторы, однако мнения их разделились; одни древние комментаторы говорили, что пифагорийцы не ели бобов потому, что считали будто бы бобы возникли из того же перегноя, что и люди; другие придерживались более прозаического мнения - от них в животе сильный дух, ну и тому подобное.


фото: Пифагор

Эмпедокл также как его учитель Пифагор, верил во взаимообратимость всех живых организмов и в метемпсихоз(переселение душ). Действительно, в целом можно уловить четкую связь между вегетарианскими пристрастиями древностями и верой в реинкарнацию. Согласно этому учению душа человека после смерти периодически возвращается в этот мир в новых телесных воплощениях. Связь между вегетарианством и верой в реинкарнацию обнаруживается как в индийской религиозной философии, так и в пифагориизме. В последним случае, учения об этом психозе, то есть о переодушевление, предполагает посмертное переселение человеческой души, не только в тела людей, но и в духов, а также в животных, растения, минералы и т.д.. К примеру Эмпедокл утверждал, что помнит, что сам уже однажды был, юношей, девой, кустом, птицей и рыбой безгласной. Так, что в этом случае понятно, откуда происходит не насилие над животными существами и растениями, а так же их не едение.. съешь кого нибудь ненароком и прервешь его цикл перерождения, а вдруг это окажется ваш родственник в теле коровы или в обличье брюссельской капусты.

Итак, мы выяснили что в восточных религиях индуизме, джайнизме и буддизме, а также в религиозно-философском учение пифагорийцев, присутствует ясная связь между вегетарианскими предписаниями и верой в посмертное переселение душ. Такая вера чужда в целом иудейским традициям и еще более жестко, противоречит она христианскому учению. Однако, в самом начале библии и в книге «Бытия», мы встречаем по сути вегетарианский завет который Бог дает первым людям Адаму и Еве.

«И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; -- вам сие будет в пищу».

Действительно, не слово о поедание рыб морских, зверей и птиц небесных, над которыми человек был поставлен владычествовать.

После изгнания первой людской четы из рая, Бог опять говорит проклятому Адаму «и будешь питаться полевою травою», и вновь ни слова, о вкусной и здоровой мясной и рыбной пищи. Потомкам Адама видимо скоро прискучило питаться всякими травками и корешками и они решили, что уж в райские кущи нет возврата, то можно попробовать и мясца.

После вселенской катастрофы-«потопа», Бог заключил новый договор с праведником Ноем и его потомками. Через Ноя Бог подтвердил власть человека над всем живым на земле. Но вслед за этим, последовал запрет на поедание человеком плоти с душою, то есть с кровью. Этот запрет становиться основополагающим в иудаизме и определяет требования «кашрута» - целой системы ритуальных правил устанавливающих соответствие пищи предписание еврейского закона « галахи».

И так, в иудейской традиции мясо есть можно, но это должно быть мясо чистых животных... одновременно жвачных(строго травоядных) и парнокопытных(то есть, имеющих раздвоенные копыта), это такие травоядные животные как коровы, овцы и козы, лоси, газели, горные козлы и даже жирафы. А вот свинина, у евреев к примеру не кошерна, и вовсе не потому, что она грязнее прочих животных, а из-за того, что она не жует жвачку.


Появилась в иудаизме и понятие «поста». Пост заключался в полном воздержание от пищи и питья в течение суток или даже нескольких дней. Главная цель поста, выражение верующим своего смирение перед богом. Этим объясняется то, что иудеи часто прибегали к посту, что бы вымолить прекращение какого либо бедствия, и спросить исцеления или снискать прощения своей вины. Пост также служил выражением скорби и траура. Такую практику поста, как покаяние, приняло по наследству иудаизма и христианство.


Если, первоначально христиане воздерживались в течения определенного времени, от всякой пищи и питья, то с III века, распространяется другая форма поста - отказ лишь от некоторых видов пищи. Постепенно в зависимости от строгости постов, сложилась и определенная иерархия продуктов. На византийским Востоке, по мере убывания значимости для постного воздержания, продукты выстраивались в следующей последовательности:

  • Мясо теплокровных животных.
  • Яйца и молочные продукты.
  • Рыба и другие хладнокровные существа.
  • Икра.
  • Растительно масло.
  • Вино.

Такая градация пищи в постном воздержании была обусловлена не только степенью ее калорийности, но и чисто экономическими соображениями... отказывая себе в дорогостоящей мясной пищи, христианин мог потратить сэкономленные средства, на помощь своим братьям. Главными механизмами и основными движущими силами после практики, являлись усиленная молитва и дела милосердия, а ограничение в пищи создавали так сказать: экономическую базу этой благотворительности.


Пост в христианстве всегда рассматривался как аскетическая практика и правила поста были доведены до наибольшей степени жесткости, в монашестве. На ряду с другими ограничениями повседневной жизни, монашество и на Востоке и на Западе, практически отказалась от всех видов мясной пищи.


фото:Климент Александрийский. Иллюстрация из «Les vrais pourtraits...» Андре Теве (1584).

Но, хорошо скажите вы, все замечательно и даже поучительно, но какое отношение имеет вегетарианство к христианскому посту? С одной стороны вроде ни какого. Никаких общих установок на вегетарианском питание мы не видим в правилах христианской жизни, существует лишь требование временного воздержания от мясомолочной и рыбной пищи, в знак смирения и покаяния. Ничего похожего на религиозно-философское обоснование вегетарианства в восточных религиях в христианстве нет и в помине. Переселение душ и реинкарнация, все это нонсенс для христианства, с другой стороны мы все таки находим вегетарианство как элемент аскетической практики, прежде всего в монашеской среде.

Но и здесь конечно нет и мысли об очистки кармы и оптимизации цикла перерождения. Нет здесь как такового и призыва к ненасилию по отношению к животным. Хотя к примеру, Климент Александрийский учитель церкви, писал в конце второго в начале третьего века «лучше заботится о блаженстве нежели превращать свои тела в кладбища животных». Но в целом воздержание от дорогой калорийной и обильной пищи, для христианина это исключительно знак смирения и покорности божьей воли.


фото: Леонардо да Винчи

В Европе, вегетарианство в современном виде, появляется не раньше эпохи «Возрождения» и возникает она как философская доктрина, с явно этическим уклоном. Число адептов мясного неедения, принадлежали Леонардо да Винчи и французскому философу-математику XVI века Пьер Гассенди. Примечательно, что новое европейское вегетарианство утверждается на основе реанимированной пифагорейской теории питания. Томас Страйен один из первых пропагандистов вегетарианства в XVII столетии, основывался именно на пифагорейской диете.


фото:Пьер Гассенди

Однако, подлинный рассвет европейского вегетарианства наступает в XIX веке. В 1847 году, вегетарианское общество учреждается в Англии, а к 1853-у она насчитывает около 900 человек. Английские вегетарианцы верили в простую жизнь, чистую еду, гуманистические идеалы следовали четким нравственным принципам. Примечательно, что свои идеи английские последователи вегетарианства, в значительной степени заимствовали из древнеиндийской ведической религии.


На многих англичан, годами живших в колониальной Индии, огромное впечатление производили беспрепятственно бродившие по улицам индийских городов священные коровы, а также другие животные, павлины, фазаны, цесарки. Этих тварей никто и не пытался зарезать, изжарить и съесть, хотя голодных, нищих и обездоленных людей, в Индии всегда хватало. Так индуистское вегетарианство пришло в европейскую практику, но уже сильно в обмирщенном виде.


фото: Льв Николаевич Толстой

В России, вегетарианство начинает распространяться с конца 70-х годов XIX века, прежде всего в научных сочинениях, а в 1892-м году, в журнале «вопросы философии и психологии» появилась библия русского вегетарианства, статья Льва Николаевича Толстого «первая ступень». Что же я хочу сказать? Вопрошает в этой статье великий писатель, уже полностью ощутивший себя религиозным и нравственным учителем: то, что людям для того, что бы быть нравственными, надо перестать есть мясо? Совсем нет, но именно воздержание от животной пищи, будет первым делом поста и нравственной жизни, считал Толстой.

Его призыву последовали многие и в 1901 году, в Петербурге образовалась первое российское вегетарианское общество. С тех пор вегетарианское движение прочно обосновалась в отечественной истории, оно оправдывает свой образ жизни разными соображениями - этическими, религиозно-философскими, диетическими или экологическими. Конечно оно не задает тон в нашей повседневной жизни, но вегетарианство, каким бы оно ни было, это вызов людскому самодовольству и вопрошание о цели существования человека в этой жизни.

Вегетарианство – модная система питания, которая, по оценкам специалистов, только набирает популярность. Ее придерживаются звезды и их фанаты, знаменитые спортсмены и ученые, писатели, поэты и даже врачи. Причем вне зависимости от своего социального положения и возраста. Но у каждого из них, как, впрочем, и у других людей, рано или поздно возникает один и тот же вопрос: «А как же все начиналось?»

Когда и почему люди впервые отказались от мяса?

Вопреки распространенному мнению о том, что истоки вегетарианства берут свое начало в Англии, когда и был введен одноименный термин, о нем знали еще в древности. Первые подтвержденные упоминания о людях, которые осознанно отказались от мяса, приходятся на V – IV тысячелетия до нашей эры. В то время это помогало им в процессе общения с богами, а также при совершении магических обрядов. Разумеется, в первую очередь, к вегетарианству обращались именно жрецы. И жили они в Древнем Египте.

Современные ученые предполагают, что на подобные мысли их натолкнул звериный облик большинства египетских богов. Правда, они не исключают и того факта, что египтяне верили в духов убитых животных, которые могут помешать разговорам с высшими силами. Но, как бы там ни было на самом деле, вегетарианство существовало как минимум у нескольких народов, а затем успешно наследовалось другими.

Вегетарианство в Древней Индии

Достоверно известно, что в период с VI по II тысячелетие до нашей эры в Древней Индии начала зарождаться особая система, помогающая человеку совершенствоваться не только духовно, но и физически – хатха-йога. Причем одним из ее постулатов был отказ от мяса. Просто потому, что оно передает человеку все недуги и страдания убитого животного и не делает его счастливым. Именно в поедании мяса в тот период люди видели причину человеческой агрессии и злобы. А лучшим доказательством тому служили изменения, которые происходили со всеми, кто переходил на растительную пищу. Эти люди становились более здоровыми и сильными духом.

Значение буддизма в развитии вегетарианства

Отдельным этапом становления вегетарианства ученые считают зарождение буддизма. Случилось это в I тысячелетии до нашей эры, когда Будда – основатель этой религии, вместе со своими последователями начал пропагандировать отказ от вина и мясной пищи, осуждая при этом умерщвление любого живого существа.

Разумеется, далеко не все современные буддисты вегетарианцы. Объясняется это в первую очередь, жесткими климатическими условиями, в которых они вынуждены проживать, например, если речь идет о Тибете или Монголии. Тем не менее, все они верят в заповеди Будды, согласно которым в пищу нельзя употреблять нечистое мясо. Это мясо, к появлению которого человек имеет самое прямое отношение. Например, если животное было убито специально для него, по его распоряжению или им самим.

Вегетарианство в Древней Греции

Известно, что любовь к растительной пище здесь родилась еще в античности. Лучшее тому подтверждение – труды Сократа, Платона, Плутарха, Диогена и многих других философов, которые охотно размышляли о пользе такой диеты. Правда, особенно среди них выделялись мысли философа и математика Пифагора. Он вместе со своими многочисленными учениками, которые были выходцами из влиятельных семей, перешел на растительную пищу, создав, таким образом, первое «Общество вегетарианцев». Разумеется, люди из их окружения постоянно беспокоились о том, может ли новая система питания навредить здоровью. Но в IV веке до н. э. знаменитый Гиппократ ответил на все их вопросы и развеял их сомнения.

Подогревало интерес к ней то, что в те времена было достаточно сложно найти лишний кусок мяса, разве что, только во время жертвоприношений богам. Посему ели его в основном богатые люди. Бедные же, поневоле становились вегетарианцами.

Правда, ученые мужи прекрасно понимали пользу, которую вегетарианство приносит людям и всегда о ней рассказывали. Они акцентировали свое внимание на том, что отказ от мяса – это прямой путь к крепкому здоровью, эффективному землепользованию и, самое главное, минимизации насилия, которое невольно возрождается, когда человек решает лишить жизни животного. Тем более что тогда люди верили в наличие души у них и в возможность ее переселения.

Кстати, именно в Древней Греции начали появляться и первые споры о вегетарианстве. Дело в том, что Аристотель, последователь Пифагора, отрицал наличие душ у животных, в результате чего ел их мясо сам и другим советовал. А его воспитанник, Теофраст, постоянно спорил с ним, указывая на то, что последние способны ощущать боль, а, значит, имеют чувства и душу.

Христианство и вегетарианство

В эпоху его зарождения взгляды на эту систему питания были довольно-таки противоречивыми. Судите сами: согласно христианским канонам, животные не имеют душ, посему их смело можно употреблять в пищу. В то же время люди, которые посвятили свою жизнь церкви и Богу, невольно тянутся к растительной пище, поскольку она не способствует проявлению страстей.

Правда, уже в III веке нашей эры, когда популярность христианства начала возрастать, все вспомнили Аристотеля с его доводами в пользу мяса и стали активно употреблять его в пищу. Наконец, оно перестало быть уделом богачей, что целиком и полностью поддержала церковь. Те же, кто так не считал, оказывались на кострах инквизиции. Стоит ли говорить о том, что в их число попали и тысячи истинных вегетарианцев. И длилось так почти 1000 лет – с 400 до 1400 г. н. э.

Кто еще придерживался вегетарианства

  • Древние инки, чей образ жизни до сих пор вызывает живой интерес у многих.
  • Древние римляне в ранний период республики, у которых даже была разработана научная диетология, правда, рассчитанная на достаточно богатых людей.
  • Даосы Древнего Китая.
  • Спартанцы, которые жили в условиях полного аскетизма, но при этом славились своей силой и выносливостью.

И это далеко не полный список. Достоверно известно, что один из первых халифов, после Мухаммеда, призывал своих учеников отказаться от мяса и не превращать свои желудки в могилы для убитых животных. Высказывания о необходимости употребления растительной пищи есть и в Библии, в книге Бытие.

Эпоха Возрождения

Ее смело можно назвать и эпохой возрождения вегетарианства. Ведь в период раннего средневековья человечество о нем позабыло. Позже одним из ярчайших его представителей стал Леонардо да Винчи. Он предполагал, что уже в скором будущем к убийству невинных животных будут относиться также, как и к убийству человека. В свою очередь, Гассенди, французский философ, говорил, что употребление мясной пищи не свойственно людям, и в пользу своей теории описывал строение зубов, акцентируя внимание на том, что они не предназначены для пережевывания мяса.

Дж. Рей, ученый из Англии, писал о том, что мясная пища не приносит силы. А великий английский писатель Томас Трайон зашел еще дальше, заявив на страницах своей книги «Путь к здоровью» о том, что мясо является причиной многих болезней. Просто потому, что сами животные, существующие в тяжелых условиях, страдают от них, а затем невольно передают их людям. К тому же, он настаивал на том, что лишение жизни любого существа ради еды – бессмысленно.

Правда, несмотря на все эти доводы желающих отказаться от мяса в пользу растительной пищи было не так уж и много. Но все изменилось уже в середине XIX века.

Новый этап в развитии вегетарианства

Именно в этот период модная система питания начала набирать свою популярность. Не последнюю роль в этом сыграли англичане. Поговаривают, что они привезли ее из Индии, своей колонии, вместе с ведической религией. Как и все восточное она быстро стала приобретать массовый характер. Тем более что способствовали этому и другие факторы.

В 1842 году появился термин «вегетарианство » благодаря стараниям основателей «Британского вегетарианского общества» в Манчестере. Родился он из уже существующего латинского слова «vegetus», которое в переводе значило «свежий, бодрый, здоровый». К тому же, оно было достаточно символичным, ведь по своему звучанию напоминало «vegetable» - «овощ». А до этого известную систему питания называли просто «индийской».

Из Англии она распространилась по всей Европе и Америке. Во многом этому способствовало желание отказаться от убийства ради еды. Однако, по словам некоторых политологов, не последнюю роль здесь сыграл и экономический кризис, повлекший за собой подорожание мясной продукции. В то же время в пользу вегетарианства высказывались известные люди своего времени.

Шопенгауэр говорил, что люди, которые намеренно переходят на растительную пищу, отличаются более высокими моральными устоями. А Бернард Шоу считал, что он ведет себя как порядочный человек, отказываясь есть мясо невинных животных.

Появление вегетарианства в России

Огромный вклад в процесс развития этой системы питания сделал Лев Толстой в начале ХХ века. Сам он отказался от мяса еще в 1885 году после встречи с Уильямом Фреем, который доказал ему, что человеческий организм не предназначен для переваривания столь жесткой пищи. Известно, что пропагандировать вегетарианство великому писателю помогали некоторые из его детей. Благодаря этому спустя несколько лет в России начали читать лекции о пользе вегетарианства и проводить одноименные конференции.

Причем развитию вегетарианства Толстой помогал не только словом, но и делом. Он писал о нем в книгах, открывал детские учебные заведения и народные столовые с обычной вегетарианской пищей для нуждающихся людей.

В 1901 году в Санкт-Петербурге появилось первое вегетарианское общество. В этот период началась активная просветительская работа, вслед за которой появились и первые полноценные вегетарианские столовые. Одна из них находилась в Москве на Никитском бульваре.

После Октябрьской революции вегетарианство запретили, но уже спустя несколько десятков лет оно снова возродилось. Известно, что сегодня в мире проживает свыше 1 млрд. вегетарианцев, которые все так же заявляют о его пользе во всеуслышание, пытаясь сделать его популярным и, тем самым, уберечь жизни невинных животных.

Процесс развития и становления вегетарианства исчисляется тысячелетиями. Были в нем периоды, когда оно было на пике популярности или, наоборот, в забвении, но, несмотря на них, оно продолжает существовать и находить своих почитателей во всем мире. Среди знаменитостей и их фанатов, спортсменов, ученых, писателей, поэтов и обычных людей.

Это может удивить многих, но наши далекие предки жили на полувегетарианской диете в течение многих миллионов лет. Некоторые антропологи создали стереотип «человека- охотника», однако тщательное изучение современных племен «охотников-собирателей» позволило ученым сделать вывод о том, что наши далекие предки питались преимущественно растительной пищей, лишь с редким дополнением из мяса животных.

Изучение жизни племен австралийских аборигенов и некоторых южноафриканских племен, живущих в условиях, весьма сходных с условиями жизни наших прародителей, наглядно показывает, что пища животного происхождения составляет не более четверти их рациона. Орехи, семена, фрукты и овощи - вот основная их пища.

Как и большинство идей, существующих сейчас в западном мире, вегетарианство впервые развилось в древней Греции. Самыми известными вегетарианцами того времени были Пифагор и Порфирий, однако, список сторонников вегетарианства можно продолжить такими именами как Диоген, Платон, Плутарх. Древние греки тяготели к вегетарианству по множеству причин. Например, Пифагор и его последователи верили, что животные имеют душу наравне с человеком и после смерти душа животного может возродиться в человеке и наоборот. Это представление прямо перекликается с представлением о реинкарнации, принятой в индуизме, где большинство религиозных деятелей и многие простые люди, также придерживаются вегетарианства.

Платон в своей «Республике» описывает вегетарианство как наиболее подходящую диету для идеального общества. По мнению Платона, растительная пища предпочтительна, так как является пищей, более всего способствующей здоровью человека, а также потому, что для ее производства требуется меньшее количество земель, нежели для производства пищи животного происхождения.

Римляне, перенявшие большинство своих идей от греков, в том числе позаимствовали и вегетарианство. Наиболее известными вегетарианцами древнего Рима можно назвать Овидия и Сенеку.

Падение Римской империи и распространение христианства в Европе привело к «темным векам», в том числе, это коснулось и вегетарианства. В средние века такие христианские мыслители как, например, св. Августин, интеллектуально обосновывали убийство, поедание и, вообще, использование животных людьми. Они доказывали, что только человек имеет душу и свободную волю, в то время как животные созданы исключительно для использования их человеком для своих нужд. Такая точка зрения до сих пор является наиболее распространенной в современном мире.

Однако традиции вегетарианства продолжали жить и в средневековом мире. Многие монахи сторонились употребления мяса ради подавления «животных» страстей своего тела. Бенедиктинцы, Цистерцианцы и некоторые другие монашеские ордена средневековой Европы практиковали вегетарианство в течение некоторых периодов своей истории.

В XV веке Европа заново открыла для себя античную философию, искусство и науку. Однако вновь открыть для себя вегетарианство европейцы смогли не сразу. Леонардо да Винчи, будучи мечтателем, опередил свое время, придерживаясь твердого вегетарианства. Он писал в своем дневнике: «С ранних лет я испытывал отвращение к употреблению мяса и верю, что скоро настанут такие времена, когда люди, подобные мне, будут относиться к убийству животных так же, как сейчас относятся к убийству людей».

Настоящее возрождение вегетарианства можно отнести к XVIII - XIX векам. Именно в это время теория эволюции Дарвина разрушила представление о том, что животные фундаментально отличаются от людей, и тем самым свела на нет религиозные и философские оправдания убийства и поедания животных. Новый взгляд состоял в том, что животные отличаются от людей лишь уровнем интеллекта, но не своей природой.

Такой взгляд на животных как на наших далеких предков привел к новым гуманистическим реформам. Именно в это время появились первые серьезные исследования по вопросам вегетарианства. Тогда же появились и первые авторские работы, связанные с этим вопросом. Лев Толстой и Перси Шелли - вот примеры писателей XIX века, призывавших, среди прочего, к отказу от мясной пищи и от убийства животных. Какое-то время люди, которых мы сейчас называем вегетарианцами, называли себя последователями Пифагорейской диеты. Позднее появился термин «вегетарианство», произошедший от латинского слова «вегетус» (vegetus), что означает сильный, активный, энергичный.

В XX веке вегетарианское движение набирало все большую и большую популярность. Практически в каждой стране появлялись вегетарианские сообщества, издавались книги, газеты, проводились исследования, помогавшие лучше разобраться не только в этической, но и физиологической стороне этого вопроса, во влиянии вегетарианской диеты на физическое состояние человека.
В 1908 году сформировался Вегетарианский Союз (Vegetarian Union), основной функцией которого была организация конференций, на которых вегетарианцы со всего мира могли бы обмениваться информацией. Этот союз существует и работает в полной мере и по сей день.

60-е-70-е годы XX века были временем наибольшего подъема и рассвета вегетарианского движения во всем мире. Новые знания о необходимости диет для поддержания здоровья, увлечение восточными философиями, заинтересованность в улучшении качества и продолжительности человеческой жизни, борьба за мир и утопическая вера в идеальное сообщество - все эти социальные течения привели к появлению множества новых путей в вегетарианстве.

В наше время насчитываются сотни видов вегетарианских диет, которые можно условно объединить в несколько общих групп. Вот основные:

Веганство. Абсолютное вегетарианство. Последователи этой диеты не употребляют в пищу ни мяса, ни молока, ни рыбы, ни яиц. Они практикуют полный отказ от продуктов животного происхождения. Очень часто именно эта вегетарианская диета подвергается наибольшим нападкам со стороны официальной науки и медицины. И на самом деле, полный отказ от продуктов животного происхождения нередко ведет к авитаминозу, снижению уровня железа и других ценных минералов в крови, что приводит к серьезным проблемам со здоровьем и иммунитетом.

Лактовегетарианство. Этот вид вегетарианской диеты допускает, наряду с продуктами растительного происхождения, употребление молока и молочных продуктов. Именно к лактовегетарианцам относится большинство последователей восточных, особенно индийских, философских и религиозных течений.

Ововегетарианство. Диета, исключающая употребление молока, но допускающая употребление в пищу яиц. Этот вид вегетарианской диеты основывается, в основном, на соображениях этического характера, либо на личной непереносимости молочных продуктов.

Лактоововегетарианство. Как следует из названия, это вегетарианская диета, которая, кроме пищи растительного происхождения, допускает употребление яиц и молока. Современные научные исследования доказывают, что именно такая диета является наиболее подходящей с точки зрения здорового и сбалансированного питания.

Кроме вышеперечисленных четырех основных групп вегетарианских диет существует множество видов диет полувегетарианских. К ним относится, например, такая диета как семивегетарианство - диета, исключающая употребление красного мяса, но допускающая употребление любых других видов мяса и птицы. Также к полувегетарианским типам диет можно отнести флекситарианизм . Эта диета основана на употреблении в пищу продуктов растительного происхождения, но допускает редкое употребление мяса, птицы и рыбы.

Также с вегетарианством тесно связаны и другие типы диетических практик:

Это диета, которая допускает употребление в пищу фруктов, орехов, семян и других видов растительной пищи, но только при условии, что добыча этих продуктов не связана с причинением вреда растениям.

Су вегетарианство (в практике буддистов). Исключает все продукты животного происхождения, а также дурно пахнущие растительные продукты, такие как лук и чеснок.

Макробиотическая диета . Эта диета основана на употреблении в пищу продуктов из цельных зерен злаковых и бобовых культур. Впрочем, макробиотическая диета не может считаться в полной мере вегетарианской, так как допускает употребление рыбы.
Сыроедение. Эта диета допускает употребление любых видов продуктов растительного происхождения, но только в том случае, если они не подвергались тепловой обработке.

В любом случае, какой бы вегетарианской практики вы не решили придерживаться, вам следует помнить, что вегетарианство - это, все же, диета, связанная с ограничением употребления тех или иных видов продуктов, что может привести к потере или полному прекращению поступления в организм важных для здоровья питательных веществ, витаминов и минералов. А значит, прежде чем полностью или частично отказаться от употребления в пищу продуктов животного происхождения, следует проконсультироваться со своим лечащим врачом, чтобы быть уверенным в том, что ваши этические устремления не повредят вашему здоровью и благополучию.

Сегодня питаться растительной пищей стало модным, причем новые вегетарианцы не только сами отказываются от мяса, но и ведут активную борьбу с мясоедами.

Согласно всезнающей науке-статистике на сегодняшний день в мире проживает около миллиарда вегетарианцев. В одних странах их больше, в других - меньше. Абсолютным рекордсменом по количеству людей, сидящих на растительной диете, является Индия, где вегетарианцы составляют 80% от всего населения. Впрочем, это и неудивительно. Для большинства индийцев корова до сих пор остается священным животным, и зарезать ее, чтобы поджарить бифштекс - грех величайший. Не слишком жалуют мясо и в перенаселенном Китае, предпочитая традиционные рис и овощи. В японской кухне пища животного происхождения с давних времен представлена морепродуктами, а вовсе не свининой и говядиной. А вот в Америке и Европе вегетарианство появилось сравнительно недавно, и его поклонники пока еще находятся в меньшинстве, их всего 5%.

В России вегетарианцев еще меньше. Однако с каждым годом вегетарианство приобретает все большую популярность, и число людей, решивших навсегда отказаться от мяса, растет.

Вновь обращенные вегетарианцы отличаются от своих предшественников, примерно как новые русские от старых. Напористые, уверенные в собственной правоте, деятельные вегетарианцы новой волны уже не просто люди, соблюдающие определенную диету. Они, подобно проповедникам, несут просвещение в массы. Особенно это заметно в экономически развитых странах, где вегетарианство стало настоящей идеей фикс.

«Миссионеры» растительного питания распространяют литературу с подробным описанием ужасов из жизни зверей и птиц, предназначенных на убой, бойкотируют «Макдональдсы» с их гамбургерами, проводят митинги и демонстрации в защиту «братьев наших меньших». Поддерживая «Гринпис», они протестуют против опытов над животными, осаждая банки, через которые ученым-«убийцам» перечисляют зарплату. Решение провести Олимпиаду в Сеуле привело вегетарианцев в священный ужас: корейцы же едят собак.

Кафку сделать былью

В начале XX века известный писатель Франц Кафка, разглядывая рыб в аквариуме, как-то сказал: «Теперь я могу смотреть на вас спокойно, я вас больше не ем». Автор «Замка» и «Процесса» даже не догадывался, что его мимолетная фраза войдет в историю, превратившись в лозунг вегетарианцев - « я никого не ем ».

Строгие вегетарианцы, так называемые веганы, действительно, никого не едят. По их мнению, все, что раньше бегало, летало или плавало, для человека не может служить пищей. Вегетарианцы отказываются есть мясо и рыбу, а заодно и молочные продукты, и яйца. Некоторые даже не едят мед, потому что он «является продуктом эксплуатации пчел». Обычных же людей, которые питаются разнообразно и могут при случае полакомиться мяском, вегетарианцы сравнивают с ходячими могилами для убитых животных и трупоедами. Так 30% растительноядных граждан заявляют, что побрезговали бы целоваться с человеком, который накануне ел умерщвленную плоть.

Ну и конечно, среди них бытует убеждение, что тот, кто питается мясом, в глубине души маньяк-убийца. Потому что если человек может без угрызений совести съесть животное, значит, запросто способен убить и себе подобного. Если на минутку поверить этому, получится, что чукчи, калмыки и эскимосы - самые кровожадные народности на Земле, потому как испокон веков питаются мясом. А любителей охоты и рыбной ловли можно сразу без суда и следствия прятать за решетку, как потенциальных убийц.

Есть такая наука - логика

Чтобы не быть голословными, сторонники растительного питания подробно объясняют, почему человеку противопоказано есть мясо. Их самый главный аргумент: наш организм по своей природе не приспособлен к пище животного происхождения. И чтобы всем было понятно, сравнивают человека с хищными животными. Действительно, сходства мало. У хищников - острые клыки и когти, помогающие терзать добычу, а у человека - и клыки недоразвитые, и ногти вместо когтей. Лучшему перевариванию мяса способствует кислый желудочный сок: у всех хищников его кислотность гораздо больше, чем у человека. Длинный кишечник, необходимый для переваривания растительной пищи, хищникам ни к чему, поэтому их кишечник в несколько раз короче, чем у человека.

Таким образом, вегетарианцы делают вывод: люди - не хищники, поэтому питаться мясом не должны. Однако если сравнивать человека с травоядными животными, сходства будет еще меньше. У травоядных - заостренные резцы и коренные зубы с плоской жевательной поверхностью без эмали. А поскольку от жесткой растительной пищи коренные зубы быстро стираются, природа позаботилась о том, чтобы у травоядных животных они постоянно отрастали.

Приспособленный для брожения растительных масс огромный (иногда даже разделенный на отдельные камеры) желудок травоядных, тоже не похож на человеческий. Да и кислотность в нем поменьше будет. Даже кишечник травоядных животных не такой, как у человека. У всяких коров и зайцев он примерно в двадцать раз длиннее тела, а у людей - только в восемь. Получается, и растительная пища нам не подходит.

Такой пищевой парадокс уже давно объяснили биологи. Оказывается, человека нельзя отнести ни к травоядным, ни к хищникам. Он, как и его биологический предок обезьяна, всеяден. Человеческий организм устроен так, что одинаково хорошо справляется с пищей и растительного, и животного происхождения. И предположение вегетарианцев об изначальной травоядности человека ошибочно. Наши древние предки ели исключительно растительную пищу, не унимаются веганы. Тогда как быть с наскальными рисунками, где изображены сцены охоты на мамонтов и других животных? Никто не спорит, первобытный человек в основном питался съедобными плодами и кореньями, но если выпадала такая возможность, кушал и мясо.

Антропологи считают, что наиболее резкий переход на пищу животного происхождения произошел в ходе Ледникового периода, когда большинство растений вымерзло. В этих тяжелых условиях человек был просто вынужден придерживаться мясной диеты. Выходит, и здесь теоретики вегетарианства ошибались: наши пращуры питались не только растениями. Однако, несмотря на то, что вегетарианство не свойственно по своей природе человеку, оно все-таки появилось.

Сначала был Пифагор

Первые достоверные сведения о людях, которые осознанно отказались от мясной пищи, датируются примерно IV-V тысячелетиями до нашей эры. Чтобы успешнее общаться с богами и совершать магические обряды, древнеегипетские жрецы становились вегетарианцами.

Возможно, сыграл свою роль звериный облик многих египетских богов, а может, служители культа опасались, что духи съеденных живых тварей помешают полноценному диалогу с высшими силами. В Древней Греции вегетарианство возникло гораздо позже, во времена античности. И причина его появления была уже совсем другой. Никакой мистики. Просто прогрессивные греки задумались: зачем убивать невинных животных, если можно неплохо питаться растениями? Сократ, Платон, Диоген, Плутарх и многие другие философы были вегетарианцами и в своих трудах размышляли о целесообразности растительной диеты.

Однако ключевую роль в распространении вегетарианства сыграл в VI веке до нашей эры Пифагор. Знаменитый философ и математик верил в переселение душ, поэтому наотрез отказывался есть мясо животных. Его многочисленные ученики, молодые люди из влиятельных семей, по примеру наставника тоже перешли на растительную диету, это было первое «Общество вегетарианцев» в мировой истории. «Не повредит ли вегетарианство здоровью?» - беспокоились родственники пифагорийцев. На этот вопрос ответил в IV веке до нашей эры великий врач Гиппократ. Говоря об оздоровительном питании, он одобрил и вегетарианство.

С упадком древнегреческой цивилизации в Европе о вегетарианстве надолго забыли. Растительную диету соблюдали лишь представители некоторых религиозных общин, христианские аскеты и монахи-отшельники. Остальные же ели что придется, и не особенно задумывались над происхождением пищи.

Второе пришествие

Интерес к вегетарианству вернулся в эпоху Возрождения, но, кроме любителя всяческих нововведений Леонардо да Винчи, желающих отказаться от мясной пищи было немного. И только к середине XIX века вегетарианство стало приобретать массовый характер.

Официально считается, что заново открыли вегетарианство англичане. Вместе с модой на все восточное они привезли из Индии (своей крупнейшей колонии) и идеи древнеиндийской ведической религии, которая запрещает убивать живые существа для пропитания. Насмотревшись на голодных аборигенов и обнаглевших коров и фазанов, беззаботно разгуливающих по городу, англичане задумались. И по возвращении на родину, многие из них отказались от животной пищи.

Называть себя «вегетарианцами» вегетарианцы стали, начиная с 1842 года. Авторство этого термина принадлежит основателям «Британского вегетарианского общества». Наиболее подходящим им показалось латинское слово “vegetus”, что означает «здоровый, бодрый, свежий». Вышло вполне символично, так как по звучанию оно напоминало английское “vegetable” - овощной.

Из Англии вегетарианство постепенно распространилось по всей Европе и Америке. Основная цель западного вегетарианства была, та же что и индийского - отказаться от убийства беззащитных животных. Впрочем, ехидные политологи утверждают, что для европейцев не последнюю роль сыграл грянувший экономический кризис и последовавшее за ним подорожание традиционной мясной пищи.

С тех пор вегетарианство больше не исчезало, хотя и большим спросом не пользовалось. На растительной диете чаще всего сидела экзальтированная интеллигенция: во главе с графом Толстым в России, врачом-натуропатом Гербертом Шелтоном в Америке, поэтом Рабиндранатом Тагором в Индии и драматургом Бернардом Шоу в Англии. Набирать популярность вегетарианство стало лишь к концу XX века, когда врачи доказали, что без мяса прожить можно. Такая вот история.

Мясо - вредно?

Сторонники вегетарианства были счастливы, теперь уже никто не посмеет сомневаться в пользе растительной диеты. Не учли они только одного: врачи доказали не пользу вегетарианства, а вред избыточного потребления мяса. И не столько мяса, сколько животных жиров. Оказывается, бич современного общества - сердечно-сосудистые заболевания, напрямую связаны с холестерином, которого много в сале, сливочном масле и яйцах. В небольших количествах холестерин - вещество чрезвычайно нужное и полезное, из него образуются гормоны и желчные кислоты, построены оболочки всех клеток, из которых состоит наш организм. Если же объедаться жирной пищей, холестерин тут же начинает откладываться на стенках кровеносных сосудов, и они сужаются. По засоренным сосудам кровь движется хуже, начинает повышаться кровяное давление. Тут недалеко и до инфаркта с инсультом.

Другой аргумент врачей о вреде чрезмерного увлечения животной пищей - статистические данные, согласно которым мясоеды чаще болеют раком. Самое интересное, что причина этого явления кроется не в самом мясе, а в извращенной человеческой изобретательности. Чтобы мясные продукты медленнее портились, их в обязательном порядке обрабатывают нитритами, нитратами и тому подобной химией. На многих фермах, особенно на Западе, животных, предназначенных на убой, кормят не только полезной травкой и комбикормом. Их еще пичкают специальными гормонами и лекарствами, чтобы быстрее набирали вес и жирели. Разумеется, такое мясо кушать ежедневно не стоит, а некоторые из подобных химических добавок могут спровоцировать рак.

И все же, как быть с вегетарианством? Имеет ли смысл полностью переходить на растительную пищу? Окончательное мнение по этому вопросу высказала в 1988 году Американская диетологическая ассоциация: «При условии дополнительного приема витаминов и минеральных веществ вегетарианство является одним из путей профилактики атеросклероза, гипертонической болезни, некоторых форм рака, диабета и других заболеваний, несмотря на невысокую биологическую ценность белка строго вегетарианских рационов».

Получается, что вегетарианство - оздоровительная диета, в которой не хватает жизненно необходимых витаминов (В2, В12, D) и микроэлементов (железа, кальция, цинка). Хорошо еще, что на помощь вегетарианцам пришли фармакологи и наладили выпуск витаминных таблеток. В противном случае, избавившись от одних болезней, сторонники подобного питания заработали бы другие: малокровие, хрупкость костей, нервные расстройства и снижение половой функции. По мнению медиков, самая разумная вегетарианская диета - нестрогая, которая разрешает употреблять молочные продукты и яйца. С одной стороны, человек не мучается от недостатка полезных веществ, с другой стороны, постепенно избавляется от некоторых болезней. И зверей убивать не надо.

Как и чем питаться, каждый человек должен решить сам. И у растительной, и у животной пищи есть свои плюсы. Кавказские старцы доживают до ста лет, питаясь мясом. Люди далекого племени хунзы едят только растительную пищу и живут не меньше. Так сказать, каждому - свое.

Наталия Клим

По материалам журнала "Парадокс"