Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Значит будьте как дети. «Будьте как дети, ибо их есть Царство Небесное»…

Господь говорит апостолам, что Евангелие учреждает Царство Божье. Разве существовало когда-нибудь царство, в котором не было детей? Как оно могло бы развиваться без них? Иисус говорит нам, что дети допускаются в Царство Божье. И не только отдельные дети как исключение допускаются в него, но "таковых есть Царствие Божие".

Я не намерен уходить в сторону от прямого смысла этих слов или высказывать предположение, что Он имел в виду, будто Царство Божье состоит из тех, кто уподобился детям. Очевидно, Он говорил о тех детях, которые стояли в тот момент перед Ним - о младенцах и маленьких детях: "Ибо таковых есть Царствие Божие". В каждом царстве есть дети. Есть дети и в Царстве Христа. Я не уверен, что Джон Ньютон был не прав, заявив, что большинство тех, кто находится сейчас в Царстве Божьем, - дети. Когда я думаю об огромном количестве умерших младенцев, заполнивших небесные улицы, меня безмерно радует мысль, что, несмотря на то что поколение за поколением люди умирали в неверии и без покаяния, бесчисленные множества детей после смерти устремлялись на небеса, спасенные милостью Бога и оправданные Кровью Христа, чтобы петь хвалу Господу пред Его вечным троном.

"Ибо таковых есть Царствие Божие". Они задают тон и являются отличительной особенностью Царства; это скорее царство детей, нежели взрослых.

Наш Господь говорит, что войти в Царство Божье можно лишь приняв его: "...кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него" (Лук.18:17). Мы не войдем в Царство Божье, решив какую-то глубокую проблему или избавившись от чего-то внутри себя. Мы войдем туда, приняв в себя нечто тайное. Мы войдем в Царство, когда оно войдет в нас: оно принимает нас, когда мы принимаем его. Следовательно, если для того, чтобы войти в Царство Божье нужно путем усилий и размышлений удалить грех из человеческого разума, тогда очень мало детей смогут войти в него. Но вход в него зависит от чего-то, что нужно просто принять на веру.

Таким образом, дети могут войти в него. Те дети, которые уже достаточно созрели, чтобы согрешить и получить прощение по вере, должны слушать Евангелие и таким образом войти в Царство Божье. Они в состоянии сделать это с помощью Духа Святого. В этом нет сомнения, ибо огромное количество детей уже сделало это. Я не могу сказать, в каком возрасте дети могут познать Христа, но это происходит гораздо раньше, чем некоторые могут себе представить. Мы видели и знали детей, которые представляли множество доказательств того, что они приняли Христа и поверили в Него в самом раннем возрасте. Некоторые из них умерли с торжеством, другие проживут благотворной жизнью, многие из них превратились в мужчин и женщин и стали почетными членами церкви.

Мы знаем, что младенцы попадают в Царство Божье, потому что убеждены: все представители человечества, умершие в младенчестве, являются избранниками Божьей милости и участниками искупления, совершенного нашим Господом Иисусом. Что бы ни думали некоторые люди, весь дух и тон Слова Божьего, как и суть Самого Бога, убеждают нас, что те, кто покидает этот мир в младенчестве, спасены.

Хорошо, но в силу чего они попадают в Царство Божье, ведь мы тоже можем получить его таким же образом? Конечно же, дети не получают Царство Божье ни своим рождением, ни кровью, так как в Евангелии от Иоанна четко сказано, что Божьи чада рождаются не от крови и плоти. Упраздняются все привилегии, связанные с происхождением, и ни одно дитя не входит в Царство Божье только потому, что родители его были набожными людьми. Ни перед одним ребенком не закроются двери Царства потому лишь, что его предками были атеисты или идолопоклонники. Я глубоко убежден, что дитя магометанина или католика, буддиста или каннибала, умершее в младенчестве, так же будет спасено, как и дитя христианина. Не может быть спасения по крови или по рождению, потому что законы Евангелия не признают его. Если дети спасены, в чем мы твердо уверены, они должны быть спасены лишь волей и милостью Божьей, потому что Он сделал их Своими собственными.

Дети, рожденные в Китае или Японии и умершие в младенчестве, так же спасены, как и те, что родились и умерли в Англии или Шотландии. Дети темнокожих матерей, младенцы из крааля готтентотов или вигвама краснокожих индейцев так же получают спасение, которое не зависит от внешних обрядов или от мистической власти священников. Они вознесены в Небесное Царство щедрой и суверенной милостью Бога. Тогда в силу чего они спасены? За свои дела? Нет, ведь они не успели еще ничего сделать. За свою природную невинность? Нет, потому что если бы эта невинность позволила им войти в Царство Небесное, ее было бы достаточно, чтобы уберечь их от боли и смерти. Если на них не лежит в какой-то степени грех, то почему же они страдают? Грех, который им приписывают и из-за которого они умирают, разубеждает нас в том, что они попадают на небеса по праву невинности. Они умирают из-за грехопадения Адама. Грустные последствия рождения в семье падших родителей.

Обратите внимание на их трогательный взгляд, когда эти дорогие крошки, перенося страдания, кажется, спрашивают: "За что мы переносим такую боль?" Мы смотрим на них с глубочайшей печалью, потому что ничем не можем им помочь, и задумываемся о таинственных связях, которые объединяют человечество в его падении и горе.

Муки умирающего ребенка - это доказательство грехопадения Адама и его последствий. Дорогие малютки вновь живут, потому что Иисус умер и воскрес опять, а они пребывают в Нем. Они ушли из жизни, если иметь в виду земную жизнь, за грех, который не совершали, но они также живут вечно благодаря праведности, к которой не имеют никакого отношения, равной праведности Иисуса Христа, искупившего их грехи. Мы знаем мало, но предполагаем, что они пережили возрождение, прежде чем вошли в Небесное Царство, потому что рожденное от плоти есть плоть, а для того чтобы войти в духовный мир, они должны получить рождение от Духа. Но какими бы они ни были, очевидно, что дети входят в Царство Божье не силой интеллекта или воли или благодаря своим заслугам, а благодаря щедрой милости, не имеющей никакого отношения к тому, что они совершили или почувствовали. Точно так же и вы попадете в Царство Небесное щедрой милостью, а вовсе не властью или заслугами своими. Вы попадете туда исключительно милостью Божьей, как если бы вы никогда не жили праведной жизнью и не имели ни единой добродетели.

А теперь мы должны подумать о других детях, о тех, кто вышел из младенческого возраста и способен совершить настоящий грех, познать Христа и обратиться к Нему. Многие из них вошли в Царство Небесное по вере. Ну, а если они получили Царство Божье, то и мы должны его получить. Как получают его дети? Ребенок воспринимает весть Евангелия со смирением, с простой верой и духовностью. Дети не во всем для нас пример, потому что совершают ошибки, которых мы должны избегать, но в одном следует подражать им - в том, как они получают Царство Божье.

Как получает его ребенок? Прежде всего, со смирением. В нем достаточно смирения, чтобы не иметь предрассудков. Возьмите ребенка и расскажите ему об Иисусе Христе Спасителе, и если Бог благословит рассказ о смерти Иисуса на кресте, ребенок поверит в Него, он получит Царство без всяких ложных представлений и понятий, с которыми надо было бы бороться взрослому. Многие люди приходят послушать проповедь Евангелия, убежденные в том, что Иисус Христос всего лишь человек. Они не могут избавиться от этого предубеждения и, таким образом, не воспринимают Господа Иисуса Христа. Другие люди приходят послушать Слово Божье, памятуя все, что они слышали или читали о язычестве, ереси и богохульстве. Какую могут они извлечь пользу от проповеди, пока это хранится в их памяти? Некоторые из тех, кто приходит в церковь, переполнены чувством гордости и самоуверенности, другие убеждены, что духовенство способно лишь на козни и интриги, третьи же придают значение лишь обрядам и церемониям. Если бы мы могли убрать весь этот хлам из каждой души, тогда была бы какая-нибудь надежда, а пока это большая преграда.

У ребенка же, слушающего историю о любви Бога через Иисуса Христа, нет этих предрассудков, которые мешали бы ему слушать. Вполне вероятно, он даже и не подозревает о тех пороках, которые изобрел человек, и он благословен в своем неведении. Довольно скоро он узнает грех, но теперь смиренно впитывает Слово и молится:

"Добрый Иисус, кроткий и нежный, Взгляни на меня, малыша! Пожалей наивного ребенка, Не допусти, чтобы погибла моя душа. Освобождение от предвзятого мнения - вот в чем мы крайне нуждаемся. Именно так, как верит ваш маленький мальчик или маленькая девочка, должны верить и вы. Это единственный способ для пастуха и ученого мужа, философа и крестьянина. Дитя принимает Христа смиренно, потому что не мечтает о заслугах или преимуществах. Я не по мню чтобы мне когда-нибудь встретился ребенок, которому пришлось бы преодолевать чувство гордости и самоуверенности, чтобы прийти ко Христу.

Вопрос . В чем должно состоять обращение и уподобление наше детям?

Ответ . Сему научает нас то же место Евангелия, объясняя случай, по которому сие сказано, а именно, чтобы не искать предпочтения, но знать равночестность природы и любить сие равночестие в отношении к тем, которые, по видимому, в ином ниже. Ибо таковы в отношении друг к другу и дети, еще не навыкшие порочности обращающихся с ними.

Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.

Свт. Иоанн Златоуст

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

Свт. Лука Крымский

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

Самонадеянность и самомнение всегда соединены с тонким, часто непримечаемым, презрением ближних. Отвлекая от самомнения, самонадеянности, от уничижения и осуждения ближних, от состояния мужей к состоянию младенцев, Бог попускает рабам Своим познать опытно немощь и повреждение падением естества человеческого. Самонадеянность и самомнение столько чужды христианству, столько противны и враждебны Святому Духу, что Господь заповедал обращение из них наравне с обращением из идолопоклонства и из распутной жизни. Аминь глаголю вам , сказал Он, аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное .

Плач инока о брате его, впадшем в искушение греховное.

Прп. Георгий Задонский

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

Прп. Исидор Пелусиот

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

Господь требует уподобления детям, то есть не возвращения в детский возраст, как, подобно Никодиму, думаешь ты, но отречения от злобы, чтобы в нас была детская простота. И сие дает Он видеть самим образом выражения, ибо не сказал: «если не будете детьми», но сказал: яко дети , присовокуплением яко означая подражание детям.

Письма. Книга I.

Прп. Иустин (Попович)

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

Дети - это Царствие Божие на земле. Если бы нас вели дети, то мы давно уже пришли бы в Божие Царство. Но не дастся нам Царство, пока ведут нас книжники (букв. «книго-еды», «книго-пожиратели». - Примеч. пер.) и буквоеды. Если бы не было детей, то нас давно бы уже поглотила могила. Дети нас оправдывают пред Богом, дети и цветы… Стяжать детский дух в себе, ведь только детский дух взыскует Духа Отчего, чтобы вел Он его и поддерживал. И отсюда: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное .

Подвижнические и богословские главы.

Прав. Иоанн Кронштадтский

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

От христиан требуется детская простота и совершенное доверие к делам Божиим - благостным, премудрым, непостижимым и спасительным, например к Тайне Причащения Тела и Крови Христовых, претворяемых Духом Святым из хлеба и вина. Между тем лукавый, гордый разум человеческий и лукавое сердце не верят тому, говоря, подобно неверным иудеям: …как Он может дать нам есть Плоть Свою (Ин. 6:52) ? Так и ныне многие ученые не верят Тайне Причащения во главе со Львом Толстым. Вспомним слова Спасителя: …славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам (Мф. 11:25) .

Живое слово мудрости духовной.

Блж. Иероним Стридонский

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

Блж. Феофилакт Болгарский

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

Евфимий Зигабен

и рече: аминь глаголю вам, аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное

Вы спрашиваете Меня о первенстве в Царстве Небесном; а Я говорю вам, что если вы не обратитесь от лукавства к незлобию, и не сделаетесь невинными, как дети, совсем не войдете в него. Дитя – просто, беззаботно, не тщеславно, скромно, оно не имеет зависти, ревности, желания первенствовать, и вообще свободно от всяких страстей собственной воли, не вследствие подвига, но вследствие природной простоты. Итак, если кто укротит страсти своей воли, тот будет – как дитя, приобретая подвигом то, что дети имеют по природной своей чистоте.

Толкование Евангелия от Матфея.

Ориген

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

Пусть будет дано и другое объяснение, помимо приведенного более простого, либо ради научения, либо ради упражнения. Давайте рассмотрим, какое дитя, призвав, Иисус поставил посреди учеников. Смотри, можешь ли ты сказать, что дитя, которое призвал Иисус, это Святой Дух, смиривший Себя, призванный Спасителем и поставленный посреди учеников Иисуса как вождь? Или же Он хочет, дабы мы, отвратившись от всего остального, обратились к примерам, данным Святым Духом, чтобы мы стали как дети , то есть апостолы, обращенные и уподобленные Святому Духу. Этих детей дал Спасителю Бог, как сказано у Исайи: Вот я и дети, которых дал мне Господь (Ис. 8:18) . И нельзя войти в Царство Небесное, не отвратившись от мирских дел и не уподобившись детям, носителям Святого Духа. Этот Святой Дух, сошедший на людей от собственного совершенства, Иисус призвал и поставил, как дитя, посреди учеников.

Можно ли взрослому человеку чему-то научиться у ребенка?

Уча Своих учеников практическим навыкам духовной жизни, вере в Бога и условиям, благодаря, которым человек может стать наследником спасения от вечной гибели, Иисус Христос поставил в пример детей: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Библия. От Матфея 18:2-4 ).

Действительно, как ни странно, взрослым у детей можно многому научиться. Ведь жесткие реалии жизни грешной земли заставили взрослых оставить немало ценных качеств в своем детстве. Иисус, указывая на детей косвенно возвращает память взрослых в лучшие годы своей жизни. Он проводит параллели между отношением детей к своим родителям и отношением людей к своему Богу Творцу.

Чему могут нас научить дети?

Вера

Посмотрите на веру детей. Дети, в отличие от взрослых, склонны легко поверить на слово. Сказать, что малые дети более доверчивы родителям, чем взрослые, это ничего не сказать. Как правило, изначально дети верят своим родителям на все 100%. Попробуйте серьезно сказать своему провинившемуся маленькому ребенку: «Так, сейчас буду лечить тебя от непослушания. Буду делать тебе укол». Вы увидите, сколько веры будет в его испуганных глазах. Он в страхе, со слезами будет громко просить вас этого не делать, хотя вы просто его припугнули. Кстати, подобными запугиваниями с целью добиться послушания родители постепенно ослабляют доверие своих маленьких детей.

Когда мы что-то хорошее обещаем детям, то они этого с нетерпением ждут так, как будто обещанное находится уже в их руках. Если обещание не исполнено, они в недоумении на своем уровне переживают ужасное разочарование.

В отличие от взрослых, дети не страдают скептицизмом. Они склонны верить чудесам. У них нет приземленного ограниченного опыта, который якобы доказывает, что чудес не существует.

Используя пример абсолютного доверия детей, Иисус учит людей также доверять Богу и Его Слову. Однажды ангел Гавриил, сообщая Марии о чудесном рождении Спасителя, утвердительно сказал: «Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Библия. От Луки 1:37 ).

Откровенность и искренность

В отличие от взрослых, малые дети весьма откровенны и искренни. Они не так лицемерны и лукавы. Они без всяких комплексов выдадут дяде Пете и тете Люсе все, что папа и мама говорили о них на кухне.

Перед Богом наша жизнь как открытая книга. Он лично не нуждается в дополнительной информации о нас. То, что видит Он, является абсолютной правдой. От него невозможно что-либо скрыть. Тем не менее Господь ценит нашу искренность и откровенность. Ведь искренне и откровенно о себе, своих мыслях и чувствах мы говорим только с самыми близкими - теми, кому мы доверяем. Когда мы с искренностью изливаем душу в молитве Богу, Он нас слышит. Библия именно к этому и призывает:

«Надейтесь на Него (Бога. — Ред. ) во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище» (Псалтирь 61:9 ).

Дети не злопамятны

Малые дети быстро забывают обиды. Когда их наказывают родители, они не ожесточаются, как взрослые дети, а после этого способны проявлять еще больше любви. Они понимают, что родители, которые их наказывают, любят их и без них они не представляют себе жизни. Малые дети не обвиняют родителей во всех своих проблемах. Когда им плохо, они не убегают от них, а наоборот, сразу же просят у них помощи. «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю», - однажды сказал Спаситель.

Привязанность и покровительство

Малые дети, в отличие от взрослых, чрезвычайно привязаны к своим родителям. Они не мыслят себе даже и дня без мамы и папы. Они знают, что их папа и мама самые лучшие. Когда ребенок в толпе теряет из виду своих родителей, он сразу начинает паниковать и искать их испуганным взглядом. Дети не стесняются признавать свои слабости. Они поэтому и обращаются за помощью к ним.

О Своей родительской любви Бог говорит: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Библия. Исаия 49:15 ).

Обратитесь

Иисус Христос не только приводит детей в пример Своим ученикам. Он прямо их призывает: «Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное». Кажется, кто-кто, а ученики Иисуса уж точно должны были полностью соответствовать ожиданиям Спасителя. Тем не менее Иисус призывал их обратиться по-настоящему. Как оказалось, тогда они еще не верили Иисусу на все 100%. Они не воспринимали серьезно Его предсказания о Своей смерти и воскресении. Только когда это произошло, ученики были потрясены до глубины души. Только тогда они осознали - оказывается, Иисус был всегда прав. Он никогда не ошибался.

«А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу верил, что Он есть и ищущим Его воздает» (Библия. К Евреям 11:6 ).

Вопрос . В чем должно состоять обращение и уподобление наше детям?

Ответ . Сему научает нас то же место Евангелия, объясняя случай, по которому сие сказано, а именно, чтобы не искать предпочтения, но знать равночестность природы и любить сие равночестие в отношении к тем, которые, по видимому, в ином ниже. Ибо таковы в отношении друг к другу и дети, еще не навыкшие порочности обращающихся с ними.

Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.

Свт. Иоанн Златоуст

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

Свт. Лука Крымский

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

Самонадеянность и самомнение всегда соединены с тонким, часто непримечаемым, презрением ближних. Отвлекая от самомнения, самонадеянности, от уничижения и осуждения ближних, от состояния мужей к состоянию младенцев, Бог попускает рабам Своим познать опытно немощь и повреждение падением естества человеческого. Самонадеянность и самомнение столько чужды христианству, столько противны и враждебны Святому Духу, что Господь заповедал обращение из них наравне с обращением из идолопоклонства и из распутной жизни. Аминь глаголю вам , сказал Он, аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное .

Плач инока о брате его, впадшем в искушение греховное.

Прп. Георгий Задонский

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

Прп. Исидор Пелусиот

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

Господь требует уподобления детям, то есть не возвращения в детский возраст, как, подобно Никодиму, думаешь ты, но отречения от злобы, чтобы в нас была детская простота. И сие дает Он видеть самим образом выражения, ибо не сказал: «если не будете детьми», но сказал: яко дети , присовокуплением яко означая подражание детям.

Письма. Книга I.

Прп. Иустин (Попович)

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

Дети - это Царствие Божие на земле. Если бы нас вели дети, то мы давно уже пришли бы в Божие Царство. Но не дастся нам Царство, пока ведут нас книжники (букв. «книго-еды», «книго-пожиратели». - Примеч. пер.) и буквоеды. Если бы не было детей, то нас давно бы уже поглотила могила. Дети нас оправдывают пред Богом, дети и цветы… Стяжать детский дух в себе, ведь только детский дух взыскует Духа Отчего, чтобы вел Он его и поддерживал. И отсюда: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное .

Подвижнические и богословские главы.

Прав. Иоанн Кронштадтский

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

От христиан требуется детская простота и совершенное доверие к делам Божиим - благостным, премудрым, непостижимым и спасительным, например к Тайне Причащения Тела и Крови Христовых, претворяемых Духом Святым из хлеба и вина. Между тем лукавый, гордый разум человеческий и лукавое сердце не верят тому, говоря, подобно неверным иудеям: …как Он может дать нам есть Плоть Свою (Ин. 6:52) ? Так и ныне многие ученые не верят Тайне Причащения во главе со Львом Толстым. Вспомним слова Спасителя: …славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам (Мф. 11:25) .

Живое слово мудрости духовной.

Блж. Иероним Стридонский

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

Блж. Феофилакт Болгарский

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

Евфимий Зигабен

и рече: аминь глаголю вам, аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное

Вы спрашиваете Меня о первенстве в Царстве Небесном; а Я говорю вам, что если вы не обратитесь от лукавства к незлобию, и не сделаетесь невинными, как дети, совсем не войдете в него. Дитя – просто, беззаботно, не тщеславно, скромно, оно не имеет зависти, ревности, желания первенствовать, и вообще свободно от всяких страстей собственной воли, не вследствие подвига, но вследствие природной простоты. Итак, если кто укротит страсти своей воли, тот будет – как дитя, приобретая подвигом то, что дети имеют по природной своей чистоте.

Толкование Евангелия от Матфея.

Ориген

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

Пусть будет дано и другое объяснение, помимо приведенного более простого, либо ради научения, либо ради упражнения. Давайте рассмотрим, какое дитя, призвав, Иисус поставил посреди учеников. Смотри, можешь ли ты сказать, что дитя, которое призвал Иисус, это Святой Дух, смиривший Себя, призванный Спасителем и поставленный посреди учеников Иисуса как вождь? Или же Он хочет, дабы мы, отвратившись от всего остального, обратились к примерам, данным Святым Духом, чтобы мы стали как дети , то есть апостолы, обращенные и уподобленные Святому Духу. Этих детей дал Спасителю Бог, как сказано у Исайи: Вот я и дети, которых дал мне Господь (Ис. 8:18) . И нельзя войти в Царство Небесное, не отвратившись от мирских дел и не уподобившись детям, носителям Святого Духа. Этот Святой Дух, сошедший на людей от собственного совершенства, Иисус призвал и поставил, как дитя, посреди учеников.

Уча Своих учеников практическим навыкам духовной жизни, вере в Бога и условиям, благодаря, которым человек может стать наследником спасения от вечной гибели, Иисус Христос поставил в пример детей: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Матф.18:2-4). Как ни странно, взрослым у детей можно многому научиться. Ведь жесткие реалии жизни грешной земли заставили взрослых оставить немало ценных качеств в своем детстве. Иисус, указывая на детей косвенно возвращает память взрослых в лучшие годы своей жизни. Он проводит параллели между отношением детей к своим родителям и отношением людей к своему Богу Творцу.

Чему могут нас научить дети?
Вера и доверие
Посмотрите на веру детей. Дети, в отличие от взрослых, склонны легко поверить на слово. Сказать, что малые дети более доверчивы родителям, чем взрослые, это ничего не сказать. Как правило, изначально дети верят своим родителям на все 100%. Попробуйте серьезно сказать своему провинившемуся маленькому ребенку: «Так, сейчас буду лечить тебя от непослушания. Буду делать тебе укол». Вы увидите, сколько веры будет в его испуганных глазах. Он в страхе, со слезами будет громко просить вас этого не делать, хотя вы просто его припугнули. Кстати, подобными запугиваниями с целью добиться послушания родители постепенно ослабляют доверие своих маленьких детей. Когда мы что-то хорошее обещаем детям, то они этого с нетерпением ждут так, как будто обещанное находится уже в их руках. Если обещание не исполнено, они в недоумении на своем уровне переживают ужасное разочарование. В отличие от взрослых, дети не страдают скептицизмом. Они склонны верить чудесам. У них нет приземленного ограниченного опыта, который якобы доказывает, что чудес не существует. Используя пример абсолютного доверия детей, Иисус учит людей также доверять Богу и Его Слову. Однажды ангел Гавриил, сообщая Марии о чудесном рождении Спасителя, утвердительно сказал: «Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Луки 1:37).
Откровенность и искренность
В отличие от взрослых, малые дети весьма откровенны и искренни. Они не так лицемерны и лукавы. Они без всяких комплексов выдадут дяде Пете и тете Люсе все, что папа и мама говорили о них на кухне. Перед Богом наша жизнь как открытая книга. Он лично не нуждается в дополнительной информации о нас. То, что видит Он, является абсолютной правдой. От него невозможно что-либо скрыть. Тем не менее Господь ценит нашу искренность и откровенность. Ведь искренне и откровенно о себе, своих мыслях и чувствах мы говорим только с самыми близкими – теми, кому мы доверяем. Когда мы с искренностью изливаем душу в молитве Богу, Он нас слышит. Библия именно к этому и призывает: «Надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище» (Псал.61:9).
Дети не злопамятны
Малые дети быстро забывают обиды. Когда их наказывают родители, они не ожесточаются, как взрослые дети, а после этого способны проявлять еще больше любви. Они понимают, что родители, которые их наказывают, любят их и без них они не представляют себе жизни. Малые дети не обвиняют родителей во всех своих проблемах. Когда им плохо, они не убегают от них, а наоборот, сразу же просят у них помощи. «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю», – однажды сказал Спаситель. Также и по отношению к сверстникам, они те держат зла и обид. При встрече после любой ссоры они не вспоминают и не требуют «справедливости», главное чтоб у них было общее занятие- в песочнице или с велосипедом…
Привязанность и покровительство
Малые дети, в отличие от взрослых, чрезвычайно привязаны к своим родителям. Они не мыслят себе даже и дня без мамы и папы. Они знают, что их папа и мама самые лучшие. Когда ребенок в толпе теряет из виду своих родителей, он сразу начинает паниковать и искать их испуганным взглядом. Дети не стесняются признавать свои слабости. Они поэтому и обращаются за помощью к ним. О Своей родительской любви Бог говорит: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Исаия 49:15).
Обратитесь
Иисус Христос не только приводит детей в пример Своим ученикам. Он прямо их призывает: «Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное». Кажется, кто-кто, а ученики Иисуса уж точно должны были полностью соответствовать ожиданиям Спасителя. Тем не менее Иисус призывал их обратиться по-настоящему. Как оказалось, тогда они еще не верили Иисусу на все 100%. Они не воспринимали серьезно Его предсказания о Своей смерти и воскресении. Только когда это произошло, ученики были потрясены до глубины души. Только тогда они осознали – оказывается, Иисус был всегда прав. Он никогда не ошибался. «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу верил, что Он есть и ищущим Его воздает» (Евр.11:6).
Обратиться – покаяться, означает перемена образа жизни. Взрослые люди гордятся пережитым опытом: военными действиями, трудовыми заслугами, рожденными детьми, образованием и др. Поэтому им трудно признать что жизнь без послушания Богу не заслуживает спасения и обречена на погибель. Чтоб обратиться и покаяться необходимо в полном смирении не только прийти к «нолю» своей жизни, но и осознать свое испорченное, обреченное состояние без Бога. И только глубокая вера, как у детей даст силы склониться пред Христом и принять Его как искупителя от погибели и подчинить Ему дальнейшую свою жизнь. «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим.10:9,10). Вот почему подавляющее большинство приходят к Богу, обращаются в молодые годы.