Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Российский истребитель против американского разведчика: было ли опасное сближение? Военная активность США у границ РФ

Стали известны некоторые подробности инцидента, который произошел 7 апреля с американским разведывательным самолетом RC-135U над акваторией Балтийского моря.

По версии Пентагона , его экипаж выполнял обычный полет в международном воздушном пространстве, но был перехвачен российским истребителем Су-27 "в небезопасной и непрофессиональной манере". Американцы утверждали, что наш летчик приближался к их борту на расстояние до 20 футов - это около 6 метров, - и тем самым мог спровоцировать столкновение в воздухе. Пилоты RC-135U не захотели рисковать и увели свою машину на авиабазу в Великобритании.

В минобороны России располагают иными данными. Официальный представитель ведомства генерал Игорь Конашенков рассказал корреспонденту "РГ", что 7 апреля в 13.18 по московскому времени дежурные силы ПВО действительно обнаружили над акваторией Балтийского моря неизвестный самолет, направлявшийся в сторону российской границы. В воздух тут же подняли дежурный истребитель Су-27, который несколько раз облетел чужое воздушное судно, рассмотрел его бортовой номер и идентифицировал цель как самолет-разведчик RC-135U ВВС США. О чем пилот доложил командованию.

Никаких нештатных ситуаций в небе Су-27 не устраивал. Тем не менее, после его облета американский экипаж изменил курс и ушел от российской границы.

Хочу подчеркнуть, что полет RC-135U ВВС США выполнялся с выключенным транспондером, о котором так любят в последнее время заявлять наши натовские коллеги, - заявил Конашенков.

Что же касается оценки профессионализма наших пилотов, то это, по мнению генерала, относится к компетенции российского командования. Конашенков также обратил внимание , что "обычные" полеты американские разведывательные самолеты могут выполнять только у границ США. А глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев вообще считает , что Пентагону не стоит устраивать истерию по поводу полетов нашей боевой авиации. "В связи с инцидентом над Балтикой надо помнить об одной детали: Россия - страна балтийская, а США - нет. Если же нам будут говорить, что речь идет о международном пространстве, ответ один: перестаньте истерить по поводу аналогичных российских полетов, выдавая их за агрессию и демонизируя Россию", - заявил сенатор.

За последний год на самом деле было немало случаев, когда рядовые рейсы в Калининградскую область наших военно-транспортных самолетов, не говоря уже о боевой авиации, западные генералы использовали как повод для обвинения России в нарушении международных договоров. Правда, никаких документальных аргументов в подтверждение своих слов они не приводили.

Что же касается "обычного" рейда RC-135U над Балтийским морем, то даже американские СМИ признали: он был связан либо с разведкой в этом регионе маршрутов ВВС России, либо с попыткой обнаружить в Калининградской области позиции оперативно-тактических ракетных комплексов "Искандер-М". Технические возможности американского самолета в принципе позволяют это сделать. Модернизированная под разведывательные задачи версия Boeing-707 - RC-135U как раз предназначена для электронного шпионажа за наземными, морскими и воздушными радарами противника.

Эту самую задачу американские самолеты-разведчики в последнее время не раз пытались выполнить у наших границ. Как правило, рейды оборачивались конфузом. Например, весной прошлого года российский Су-27 сильно напугал экипаж RC-135U, который шел над Охотским морем. А несколькими месяцами позже наш перехватчик уже над Балтийским морем вынудил американского разведчика скрыться в воздушном пространстве Швеции. Причем, как выяснилось позже, разрешения заходить туда самолет США не имел.

Если вспомнить более отдаленную историю, то нельзя не упомянуть о печально знаменитом рейсе американца Пауэрса, чей самолет-разведчик U-2 более чем полвека назад сбили над Уралом. В начале двухтысячных такие же U-2 наши пилоты постоянно отгоняли от грузино-российской границы.

И еще один важный момент. Сопровождение чужих самолетов, проходящих по международным воздушным коридорам в непосредственной близости от границ какого-либо государства - обычная практика. Например, когда наши стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС идут на воздушное патрулирование в Атлантику и Тихий океан, на разных участках маршрута их обязательно встречает иностранный "эскорт".

Где бы ни появились наши "туполевы", на условный перехват российских "стратегов" поднимают истребителей всех типов и марок - от американских F-15, F-16, F-18 и F-22 до французских "Миражей". Кто-то ограничивается коротким - в несколько минут - визуальным осмотром машины. Другие подлетают к нашим самолетам на расстояние в 3-4 метра и фотографируют их во всех ракурсах. Как-то возле Аляски американские "Фантомы" неотступно следовали за российским бомбардировщиком три с половиной часа.

А ведь так случалось не всегда. За три десятилетия, что мы несем боевое дежурство в Пятом океане и выполняем воздушное патрулирование отдаленных регионов мира, экипажи сталкивались и с хулиганством, и с откровенными провокациями. Ветераны Дальней авиации помнят случаи, когда "Фантомы" глушили двигатели наших бомбардировщиков своей реактивной струей. А однажды неудачно пристроившийся к брюху советского "стратега" американский истребитель пропорол своим килем крыло краснозвездной машины. Экипаж тогда чудом посадил ее на аэродром.

В Минобороны России прокомментировали жалобы Пентагона по поводу «небезопасного перехвата» американского самолёта. В официальном сообщении ведомства поясняются детали сопровождения российским истребителем Су-27 самолёта радиоэлектронной разведки США EP-3E, которое произошло 29 января над нейтральными водами Чёрного моря рядом с Крымом.

«Хотели бы напомнить командиру 67-й тактической авиагруппы 6-го флота Биллу Эллису, что Крым является неотъемлемой частью Российской Федерации. Отправляя своих пилотов для ведения разведки в этом районе Чёрного моря, необходимо учитывать, что их там встретят российские истребители, а не украинские партнёры», — пояснили в Минобороны РФ.

Чтобы в будущем избегать , в российском ведомстве посоветовали американским коллегам «выдавать всем экипажам новые карты с правильно нанесёнными на них обозначениями границ воздушного пространства Российской Федерации».

  • Американский самолёт-разведчик ЕР-3Е Aries II
  • US NAVY

Сопровождение, а не перехват

В Минобороны РФ также попросили Пентагон корректно формулировать свои претензии. Как пояснили российские военные, для российской истребительной авиации «перехват воздушных целей, приближающихся с выключенными транспондерами к государственной границе, длится считаные минуты».

Таким образом, действия российского Су-27, который более 2 часов 20 минут пресекал попытки американского самолёта-разведчика ЕР-3Е Aries II приблизиться к границе воздушного пространства РФ в районе Крыма, было бы правильней называть сопровождением, а не перехватом.

«Манёвры российского истребителя 29 января были стандартными, абсолютно законными и совершенно безопасными для американского самолёта-разведчика ЕР-3Е», — пояснили в ведомстве.

Также по теме


«Попытка переложить ответственность»: США опубликовали видео перехвата своего самолёта-разведчика российским Су-27

При этом аналогичные манёвры истребителей НАТО в отношении самолётов ВКС России, выполняющих полёты над акваториями Балтийского, Баренцева, Норвежского, Северного и других морей, абсолютно не влияют на действия российских экипажей.

«Если для американских лётчиков осознание этого факта является причиной депрессий и фобий, рекомендуем американской стороне в будущем такие полёты у российских границ исключить или в ходе переговоров договориться о правилах их выполнения», — заключило ведомство.

Инцидент над Чёрным морем

Пресс-служба ВМС США в Европе и Африке опубликовала видеозапись «перехвата» российским истребителем Су-27 американского самолёта радиоэлектронной разведки EP-3E Aries над Чёрным морем, который произошёл в понедельник. В описании к видео говорится, что Су-27 якобы приблизился на расстояние около полутора метров и пересёк полётный маршрут ЕР-3E.

В американском военном ведомстве заявили, что российский истребитель совершил резкий поворот справа налево вблизи американского самолёта, при этом скорость сближения была «чрезмерной». Су-27 приблизился к самолёту ВМС США на расстояние примерно 1,5 метра. После этого самолёт ВКС РФ пересёк траекторию полёта американского ЕР-3E и выполнил резкий уход вниз, что создало сильную турбулентность для экипажа разведчика.

«Небезопасное сближение»

В Госдепартаменте сочли инцидент «небезопасным» и призвали Москву прекратить подобные сближения.

«Мы призываем Россию прекратить подобные опасные действия, которые повышают риск просчётов, создают опасность для экипажей с обеих сторон и провоцируют воздушные столкновения», — сказала представитель внешнеполитического ведомства Хезер Науэрт.

При этом в Пентагоне уже заявили, что намерены продолжить полёты вблизи российских границ. «Мы летаем в международном воздушном пространстве, а над Чёрным морем — международное пространство. У нас есть все права находиться там, и полёты продолжатся», — заявил представитель комитета начальников штабов США генерал-лейтенант Кеннет Маккензи.

Также по теме


«Внештатных ситуаций не было»: в Минобороны рассказали о перехвате американского самолёта-разведчика у границ России

В Минобороны России сообщили об отсутствии внештатных ситуаций при сближении Су-27 с американским самолётом радиоэлектронной разведки...

В Минобороны России пояснили, что при обнаружении «неопознанной воздушной цели, которая приближалась к границе воздушного пространства РФ», российские лётчики действовали в соответствии с инструкцией. Истребитель Су-27 поднялся в небо, приблизился к зарубежному воздушному судну на безопасное расстояние, «идентифицировал его как самолёт радиоэлектронной разведки ЕР-3Е Aries II ВМС США». Экипаж доложил об обнаружении разведчика и осуществил его сопровождение, не допуская нарушения им границы воздушного пространства России. Минобороны РФ подтвердило, что при этом соблюдались все необходимые меры безопасности.

Военные эксперты подтвердили, что манёвры российского самолёта были профессиональными. Угрозу же в этой ситуации представляло американское военное воздушное судно, которое приблизилось на небезопасное расстояние к границе РФ.

Напомним, число полётов разведывательной авиации НАТО вблизи границ России резко увеличилось с 2014 года. За прошедшую неделю Вооружённые силы РФ зафиксировали 10 летательных аппаратов, которые вели воздушную разведку у российских границ. Дежурные силы ПВО три раза вылетали на перехват. Кроме того, в конце января в воды Чёрного моря вошли два корабля НАТО — ракетный эсминец проекта 45 (Type 45) Duncan Королевских ВМС Великобритании и турецкий фрегат Gaziantep.

Военно-морские силы США опубликовали видеозапись перехвата российским истребителем Су-27 американского самолёта-разведчика EP-3 Aries над Чёрным морем. В Госдепе выразили беспокойство по поводу этого инцидента, произошедшего 29 января. Действия пилотов Су-27 назвали «небезопасными», а Москву обвинили в «грубом нарушении международных норм». В Минобороны РФ ранее заявили, что полёт российского истребителя был выполнен при соблюдении всех правил и никаких внештатных ситуаций не возникло. Эксперты полагают, что США устраивают провокации у границ России, открыто используя разведывательные самолёты и беспилотники.

  • Commander, U.S. Naval Forces Europe-Africa/U.S. 6th Fleet / YouTube

В описании к видео говорится, что Су-27 якобы приблизился на расстояние около полутора метров и пересёк полётный маршрут ЕР-3.

«Было установлено, что взаимодействие (военных самолётов РФ и США. — RT ) является небезопасным из-за того, что Су-27 пролетел мимо EP-3 Aries в пяти футах и пересёк его траекторию движения, в результате чего EP-3 Aries попал под реактивную струю Су-27», — отмечается в сообщении американских военных.

Отмечается, что перехват длился два часа 40 минут.

Обвинения Госдепа

В Госдепартаменте назвали перехват американского самолёта-разведчика российским истребителем «небезопасным» и призвали Москву прекратить подобные сближения во избежание опасных инцидентов в небе.

«Как подтвердило командование военно-морских сил США в Европе, российский Су-27 провёл небезопасное сближение с американским EP-3 в международном воздушном пространстве, российский пилот приблизился на расстояние 5 футов и пролетел непосредственно перед коридором EP-3», — сказала на очередном брифинге представитель внешнеполитического ведомства Хезер Науэрт.

  • Истребитель Су-27
  • РИА Новости

По её словам, Россия «грубо нарушила существующие соглашения и международные нормы, в данном случае — соглашение о предотвращении инцидентов на и над открытой водой от 1972 года (INCSEA)».

«Мы призываем Россию прекратить подобные опасные действия, которые повышают риск просчётов, создают опасность для экипажей с обеих сторон и провоцируют воздушные столкновения», — добавила она.

В Минобороны России ранее сообщили, что 29 января над нейтральными водами была обнаружена неопознанная воздушная цель, которая приближалась к границе воздушного пространства РФ.

Также по теме


«Внештатных ситуаций не было»: в Минобороны рассказали о перехвате американского самолёта-разведчика у границ России

В Минобороны России сообщили об отсутствии внештатных ситуаций при сближении Су-27 с американским самолётом радиоэлектронной разведки...

«На перехват цели из состава дежурных сил ПВО был поднят истребитель Су-27, который приблизился к воздушному судну на безопасное расстояние и идентифицировал его как самолёт радиоэлектронной разведки ЕР-3Е Aries II ВМС США», — рассказали в ведомстве.

Отмечается, что экипаж истребителя доложил об идентификации самолёта-разведчика и осуществил его сопровождение, не допуская нарушения им границы воздушного пространства России. При этом экипаж соблюдал все необходимые меры безопасности.

«После того как самолёт-разведчик ВМС США изменил курс полёта на удаление от границы воздушного пространства РФ, российский истребитель Су-27 вернулся на аэродром базирования. Весь полёт российского самолёта Су-27 проходил в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства, никаких внештатных ситуаций не было», — уточнили в оборонном ведомстве РФ.

Между тем военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал отечества» Виктор Мураховский, не согласился с оценкой американской стороны, заявившей, что манёвр российского самолёта представлял опасность.

«Это опять попытка переложить ответственность на РФ. Хотя это не российские самолёты летают вблизи Американского континента. За тысячи километров от своих границ, от своей территории США используют разведывательные самолёты. Регулярно летает там американский беспилотный стратегический летательный аппарат Global Hawk, который неоднократно замечали и над Чёрным морем, и над Украиной вблизи границ РФ. Он ведёт разведку. Поэтому действия наших систем ПВО абсолютно оправданны. Мы в этом случае ничего не нарушаем, и никакого опасного сближения не было», — сказал он в беседе с RT.

  • Стратегический беспилотник Global Hawk
  • Reuters

Военная активность США у границ РФ

Специалист напомнил, что число полётов разведывательной авиации НАТО вблизи границ России резко увеличилось с 2014 года.

За прошедшую неделю Вооружённые силы РФ зафиксировали 10 летательных аппаратов, которые вели воздушную разведку у российских границ. Дежурные силы ПВО три раза вылетали на перехват.

Кроме того, 31 января в воды Чёрного моря вошли два корабля НАТО — ракетный эсминец проекта 45 (Type 45) Duncan Королевских ВМС Великобритании и турецкий фрегат Gaziantep. Об этом сообщили в Объединённом военно-морском командовании НАТО.

7 января и стратегический беспилотник RQ-4 Global Hawk ВМС США были замечены в воздушном пространстве над Чёрным морем.

Разведывательная операция проходила на высотах 25—27,5 тыс. футов (7600—8400 метров) и продолжалась несколько часов. По данным Aircraft Spots, в 13:33 GMT (16:33 мск) самолёт всё ещё находился над акваторией Чёрного моря недалеко от западного побережья Крыма.

Маршрут Poseidon пролегал в международном воздушном пространстве вдоль южного побережья Крыма — к Новороссийску и обратно. Затем самолёт-разведчик сделал несколько кругов в зоне к западу от Севастополя и в районе посёлка Черноморское.

В тот же день стратегический разведывательный беспилотник RQ-4 Global Hawk совершил длительный полёт над территорией Украины и вблизи воздушного пространства самопровозглашённых республик Донбасса.

Истребитель Су-27 ВКС России перехватил над Черным морем американский самолет-разведчик RC-135U Combat. Об этом сообщило USNI News со ссылкой на пресс-службу Пентагона.

— 25 января, при выполнении планового полета в международном воздушном пространстве над Черным морем, самолет RC-135U был небезопасно и непрофессионально перехвачен российским истребителем Су-27. Мы изучаем обстоятельства произошедшего, — заявил представитель европейского командования ВМС США капитан Даниэль Эрнандес .

По информации издания The Washington Free Beacon, Су-27 сблизился с американским разведчиком до расстояния 6 метров, некоторое время летел бок о бок с ним, после чего резко развернулся и ушел в сторону. В результате толчка от реактивной струи Су-27 самолет RC-135U потерял управляемость.

Напомним, в апреле 2015 года в Пентагоне рассказали об опасном перехвате российским истребителем RC-135 в международном воздушном пространстве к северу от Польши. Американцы утверждали, что истребитель на большой скорости приблизился к разведчику с тыла, после чего дважды облетел его, временами сокращая дистанцию до нескольких метров. В Минобороны РФ заметили, что перехваченный над Балтийским морем RC-135 выполнял задание с выключенным транспондером.

Бывший командующий 4-й воздушной армией ВВС и ПВО, Герой Российской Федерации генерал-лейтенант Валерий Горбенко говорит, что если разведчик RC-135U и попал в спутную струю (след) нашего перехватчика, который сделал вираж, то его могло только слегка «болтануть».

— В этом ничего страшного нет. Если струя еще «стоит» после виража, то влетая в нее, ощутишь легкое покачивание крыльев самолета. Чтобы специально «подуть» на американский разведчик, Су-27 надо было, например, пройти под RC-135U и вынырнуть перед его носом.

Кстати иногда самолет может сам попасть в свой спутный след — у лётчиков это называется «поймать свой хвост». Это происходит тогда, когда самолет сам ставит пилоту оценку «отлично» на выводе из точно выполненного виража.

Так что тезис о том, что американский самолет-разведчик потерял управление из-за маневра нашей «сушки» — полная чушь. Тем более что RC-135U — довольно большая машина, нашпигованная техникой и его так просто «не поболтаешь».

Пентагон просто поднимает шум из ничего и нагнетает обстановку для того, чтобы оправдать развертывание командных пунктов НАТО и систем ПРО возле наших границ. Когда наши «стратеги» — Ту-160 или Ту-95МС выполняют патрулирование вблизи Северной Америки, самолеты ВВС США также поднимаются на их перехват.

Что касается предназначения RC-135U, то он может засекать радиолокационные электронные средства, которые в момент его пролета включены. Даже есть такой метод провоцирования, когда разведчик подходит близко к территориальным водам страны для того, чтобы включились дополнительные средства обнаружения и чтобы он, соответственно, засек их координаты.

Генерал-майор авиации, Герой Советского Союза Александр Руцкой также уверен: максимум, что могло произойти с RC-135U — его чуть подбросило воздушным потоком.

— Это то же самое, что попасть в воздушную яму, когда нисходящие потоки воздуха сменяются восходящими из-за разницы давления. Холодные слои устремляются вниз, а теплые, наоборот, вверх, возникает ощущение, что самолет падает в яму и затем выныривает из нее. То есть, самолет могло лишь слегка «болтануть», никакой потери управляемости быть не могло — это довольно кратковременное явление.

Если разведчик летит над международными водами, приближаясь к границе, наши самолеты имеют право подойти, предупредить его и сделать соответствующий маневр. Если в итоге западный самолет попал в воздушный поток — ничего страшного.

Самолеты в составе группы также часто попадают в спутную струю: когда ведомый не выдерживает дистанцию до ведущего, его также «подбрасывает», при этом управление не теряется. Иначе машины постоянно бы врезались друг в друга на различных показательных выступлениях.

RC-135U — самолет радиоэлектронной разведки, он снимал на данном направлении параметры нашей противовоздушной системы. Вопрос Пентагону — какого черта делают эти самолеты в международных водах Черного моря? Мы же ведь не летаем вдоль их Майами, снимая параметры системы ПВО США…

Полеты их самолетов-разведчиков над международными водами вблизи наших границ — это, по сути, провокации. Пусть скажут «спасибо», что наши летчики действуют крайне аккуратно и профессионально, и экипаж их самолета, извините за грубость, не пошел на корм рыбам. Поскольку мы знаем, что инцидент с нашим бомбардировщиком Су-24М, сбитым турецкими ВВС в небе Сирии, был хорошо спланированной акцией, и явно инициативой не только турецкой стороны. Мы помним, какую нелепицу тогда несли турки, утверждая, что, якобы, предупреждали наш экипаж аж 10 раз. В этом случае при скорости 810 км/ч, российский самолет должен быть лететь за пределами границы с Сирией 61 км, если не больше.

Член-корреспондент РАРАН, доктор военных наук Константин Сивков говорит, что даже в годы «холодной войны» такие ситуации в воздухе не назывались инцидентами и порой даже не афишировались.

— Я хорошо помню случай, когда с норвежским береговым патрульным самолётом Lockheed P-3 Orion сильно сблизился наш Су-27: попав случайно в воздушную неоднородность, его качнуло, и он килем ударил по P-3. В итоге норвежский самолет потерял часть крыла, а наш — часть киля, и они еле-еле дотянули до баз. Никакого шума из этого тогда не было.

В 70-е американские McDonnell Douglas F-4 Phantom II не раз сталкивались с нашими тяжелыми самолетами, которые осуществляли патрулирование. И никакого воя тоже не поднималось.

Технические характеристики разведывательной аппаратуры RC-135U засекречены. Как говорит бывший полковник Генштаба ВС РФ Михаил Ходаренок , объем информации, который может получить самолет, достаточно велик.

— С большой вероятностью он определяет частоту и позиции средств ПВО. Когда то или иное средство, станция разведки и целеуказания, локатор подсветки и наведения выходит в эфир, то мгновенно засекается его частота, точка дислоцирования.

Когда летают такие самолеты, обычно вводятся те или иные режимы радиомаскировки с тем, чтобы ограничить выход в эфир средств ПВО. Цель — не допустить определение их координат. В военное время после вылета такого самолета надо срочно менять позиции. В мирное, конечно, такой необходимости нет, тем не менее, я бы не стал преуменьшать разведывательные способности этого самолета, точнее — его аппаратуры. Они очень мощные. В технологическом плане американцы ушли далеко вперед.

Я не думаю, что из полета RC-135U делается тайна, и он обязательно летит с выключенным транспондером. Тайна — в его разведывательных возможностях. Вообще, средства ведения разведки у американцев на такой высоте, что даже наши специалисты не всегда понимают, как Штаты получают информацию. Возможно, что наши сведения об аппаратуре RC-135U уже устарели…

Что касается разведки в целом, то к полетам таких самолетов нужно прибавить еще и возможности тех кораблей, которые на постоянной основе находятся, скажем, в акватории Черного моря. В советские времена вводились ограничения на работу радиоэлектронных средств даже тогда, когда торговые корабли стояли в порту, потому что специальную аппаратуру можно разместить и на таких судах.

Надежно укрыться все равно невозможно — ведь надо выходит в эфир. Поэтому даже в мирное время группировка систем ПВО, узлы связи, работающие радиостанции достаточно хорошо известны нашим «партнерам».

Военный аналитик, полковник ВВС Владимир Карякин говорит, что полеты военной авиации с выключенными транспондерами осуществляются для того, чтобы «не демаскировать» себя. С включенным транспондером самолет становится сразу виден любому радиолокационному средству, его полет можно даже отследить в интернете.

— Военные самолеты, в отличие от гражданских, не включают систему радиочастотной идентификации. Однако радиолокационные средства способны обнаружить любое воздушное судно независимо от степени его оснащенности средствами активного ответа.

Система «свой-чужой» крайне секретна. Когда наши самолеты, бывало, падали в Западном Берлине или угонялись, как, например, в 1976-м (тогда Виктор Беленко на перехватчике МиГ-25 перелетел в Японию), то приходилось переделывать системы опознования всей авиации, что, конечно, было крайне неприятно и дорого.

Что касается тех сведений, которые добывают самолеты-разведчики, то здесь ситуация следующая. В военное время, когда осуществляется налет, первым делом ставятся постановщики помех, которые анализируют сигналы системы ПВО, определяют частоту и т. д. для дальнейшего противодействия. Конечно, мы не знаем, что за аппаратура стоит на RC-135U, но лично я сомневаюсь, что ему удается записать частотные характеристики наших средств ПВО и их координаты. Ведь самолет в мирное время облучают дежурные локаторы, все средства системы ПВО, как во время боевой обстановки, не включаются.

В свое время я участвовал в разработке программы для разведчика-бомбардировщика МиГ-25Р, который взлетал из Восточной Германии, шел вдоль границы ФРГ и потом через Чехословакию возвращался на свой аэродром. Естественно, что эта программа определяла местоположение станций (и даже их типы), назначение, координаты. Однако насколько я помню, ни разу локаторы ПВО не были обнаружены - они просто молчали.

Справка «СП»

Самолет радиоэлектронной разведки Boeing RC-135U состоит на вооружении ВВС США. Входит в семейство самолетов-разведчиков RC-135, разработанных еще в начале 1960-х годов для замены устаревших RB-29. Модификация RC-135U (получила название «Combat Sent», от англ. слова «sentry» — «часовой») впервые совершила полет в далеком 1964 году.

Самолет предназначен для стратегической радиоэлектронной разведки, радиоперехвата, отслеживания активности неприятельских сухопутных, морских и воздушных сил. Позволяет передавать оперативные разведывательные данные непосредственно президенту США, министру обороны или другим высокопоставленным военным. Всего в 1964—1971 годах были изготовлены три RC-135U, один из них впоследствии переделан в более современную модификацию RC-135W. В настоящее время на вооружении ВВС США имеются два самолета RC-135U, они входят в состав 45-й и 97-й разведывательных эскадрилий 55-го авиакрыла при Объединенном стратегическом командовании Вооруженных сил США. Базируются на авиабазе Оффут (штат Небраска).

Длина самолета — 42,6 м, размах крыльев — 41,4 м, высота — 12,7 м, максимальная взлетная масса — 135,6 т, практическая дальность — 7,4 тыс. км.

Оба самолета этого типа оснащены системой дозаправки в воздухе. Точные технические характеристики разведывательной аппаратуры самолета засекречены. Экипаж состоит из 21 человека — двух пилотов, штурмана, двух бортинженеров, и минимум 16 специалистов по радиоэлектронной разведке, из них 6 — специалисты по конкретному региону.

Истребитель Су-27. Фото: Денис Тырин/ТАСС

Обновлено в 12:43

В ролике продолжительностью всего четыре секунды видно, как Су-27 пролетает прямо перед кабиной американского самолета и уходит в сторону. Как утверждают в США, сближение было небезопасным: машины находились на расстоянии всего 1,5 метра.

Ранее в российском Минобороны заявляли, что Су-27 приблизился к американскому воздушному судну на безопасное расстояние. Согласно этим данным, весь полет истребителя проходил строго в соответствии с международными правилами, никаких внештатных ситуаций не было.

Насколько опасными были маневры российского истребителя? Вот что говорит заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», заслуженный военный летчик России Владимир Попов :

— Конечно, чтобы определить, что за самолет летит близко от наших государственных границ, нужно подойти достаточно близко. Но подходят на 50, на 100 метров можно подойти. Если что-то тебе непонятно, и бывает же видимость плохая за счет того, что дымка, тем более над морем выполняется полет, подходят и на расстояние восемь-десять метров, 15 метров, но чтобы сказать, что это угрожаемое положение такое, знаете, это очень с натягом. Можно сказать только, как объявили здесь американцы, что было полтора-два метра между самолетами. Но я бы ответил так на этот вопрос: у страха глаза велики.

— Что будет, если чисто теоретически произойдет столкновение российского и американского самолетов? Последствия какими могут быть?

— Достаточно много случаев было раньше — в 60-е, 70-е годы, когда самолеты-разведчики и наши истребители, которые их сопровождали, цеплялись или консолью крыла, или килем, били по лопастям двигателей, винтам, били по фюзеляжу, но все заканчивалось тем, что выключался один двигатель у разведчика, допустим, «Посейдон» уходил на трех двигателях в свое время. Такие случаи бывали. Вот в последнее время, три-пять лет, все случаи «на сближение» были абсолютно безопасными.

Можно ли по выложенному видеоролику определить, на каком расстоянии находились российский истребитель и американский самолет-разведчик? Отвечает военный эксперт журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков:

Алексей Леонков военный эксперт журнала «Арсенал Отечества» «Есть профессиональные камеры с высоким разрешением, специально предназначенные для этого. Их используют, например, при испытании оружия. Там четко можно проследить траекторию полета снаряда, пули и примерно понять, на каком расстоянии от выстрела она совершила тот или иной маневр. Но это персональные высокоскоростные камеры. Там же не было такой камеры, поэтому их утверждение, что там было 1,5 метра, метр 52, метр 53, это так, на публику. Никто там с сантиметром не стоял и не мерил это расстояние. Поэтому это чисто голословные, популистские утверждения».

Ранее на этой неделе Госдеп США выразил глубокую озабоченность из-за перехвата российским истребителем американского самолета-разведчика и призвал Москву прекратить подобные действия во избежание опасных инцидентов.

Это уже не первый раз, когда американцы обвиняют российских военных летчиков в небезопасном пилотировании. Так, в ноябре прошлого года, по утверждению Пентагона, российский Су-30 совершил «небезопасный» перехват американского самолета P-8 Poseidon над Черным морем. В Москве, комментируя случившееся, заявили, что истребитель «помог американским коллегам избежать международного скандала, который бы вызвало нарушение с их стороны границы России».