Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Приворотная молитва чем отличается от приворота. Чем отличается молитва от песни. Основное отличие мантр от молитв

Молитва — понятие, которое существует во всех религиях – это обращение к Богу или какому-либо святому.

Мантра — древнее санскритское слово. Корень «ман» означает «думать», «тра» — «очищать, освобождать». Таким образом, мантра – это мысленная форма передачи и накопления высокой духовной энергии, которая может освободить верующего от власти этого физического мира.

Мантры, как и молитвы, имеют те же категории и свойства:

  • прославляющие Бога;
  • призывающие божеств, святых;
  • призывающие Милость;
  • защитные;
  • просящие поддержку и благословение;
  • обладающие силой влияния на внешние элементы.

К последнему пункту можно отнести мантры, в кодовую основу звукосочетания которых заложено воспроизведение определенной вибрации, которая производит воздействие на природные элементы, других существ.

Сила таких мантр может быть использована как самостоятельное средство для достижения каких-либо благих целей, например, также как и молитвой, мантрой можно изгонять вредящих духов, исцелять.

Основное отличие мантр от молитв:

1. Мантры традиции индуизма и буддизма написаны на древнем языке санскрит (деванагари), изначально санскрит использовался именно для передачи духовных знаний, поэтому на нем написаны мантры, священные писания – каждая буква санскрита излучает определенную духовную вибрацию – это мистический язык силы и священный, неискаженный канал получения Знаний. Русскоязычный практикующий индуист или буддист читает мантры в их изначальном виде – на санскрите. В отличие от молитв, мантра может состоять всего из нескольких слов, которые будут нести очень большой смысл и силу.

2. Молитвы содержат в большей степени смысловую передачу, которая должна выражаться в форме прямой речи от верующего к Господу, так как это очень важный момент, то все молитвы подлежат переводу на язык молящегося. Таким образом, сила молитвы будет в большей степени зависеть от веры и искренности молящегося. Тем не менее, определенный порядок слов, их сочетание, имеют важное значение в молитве, хотя здесь уже идет речь не о самой вибрации молитвы (в отличие от мантры), а о неискажении того смысла, что был заложен в молитву изначально передавшим ее святым, пророком, Господом. В отличие от мантр, молитву можно получить самостоятельно за счет духовного прозрения, в состоянии религиозного экстаза – мантры же остаются неизменными на протяжении веков.

Итак, как же образуется сила молитвы и сила мантры

Во время молитвы верующий полностью концентрируется на объекте молитвы, призывая его благословения (возьмем такой пример молитвы, как самый распространенный). При этом он полностью обнажает свою душу, не тая ее темных сторон, и одновременно раскаиваясь в своих грехах. Очищение души делает ее благодатным сосудом для принятия Божественной милости, благодати, благословения. Так как наша душа хранит неисчерпаемую память о совершенных омрачениях, то и создание устойчивого канала связи с Богом, который позволит постоянно находиться в благодати, занимает подчас не один десяток лет, из которых многие годы могут быть посвящены аскетическим практикам, монашескому подвигу и подвижничеству. Когда этот канал не прерывается ни днем, ни ночью, начинается трансформация верующего в святого. Молитва – самый прямой путь к Богу через веру и самоотдачу.

Мантра требует не меньшей концентрации при ее практике, чем молитва, а в чем-то даже и большей – за счет ее краткости и ритмичности легко перейти на автоматическое повторение мантры и потерять концентрацию на ее смысле. В мантре важно сохранять четкость произношения во всех трех вариантах ее начитывания: вслух, шепотом, мысленно. Мантра наращивает свою силу при каждом осознанном повторении, для этого используются часто определенные числа для каждый мантры – сколько кругов нужно повторить мантру, чтобы она обрела силу. Эта духовная сила по своей сути будет аналогична духовной силе, накопленной при повторении молитвы, она также приведет к опытам прозрения.

Благодаря тому, что индуизм почитает несколько сот тысяч богов, которые как аспекты Господа проявляются в нашем мире, то и мантра имеет более широкий спектр применения. Мантры к определенным божествам, отвечающим за различные сферы влияния на судьбу, позволяют изменить ее в лучшую сторону.

Мантра не всегда является обращением к божеству, некоторые мантры служат для активизации трансцендетного сознания, с которым мы не чувствуем связь за счет ограничений физического тела, но которое играет важнейшую роль в познании иллюзорности (ничтожности) личного «я» — эго. Мантра может вести верующего как путем самоотдачи, так и путем получения опыта переживания своей истинной природы.

Ну и напоследок можно сказать, что способы, используемые в религиозных традициях, по-своему уникальны и их не стоит смешивать. Каждый из них проверен веками на тех, кто стал духовными наставниками, проводниками истины. Придерживаясь методов своей традиции, вы ступаете по надежному пути, который приведет вас к нужной цели.

Мы спросили у православных священнослужителей и экспертов разнице между медитацией и молитвой.

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ ШЛЯПИН,

настоятель церкви вмч. Димитрия Солунского,

д. Ивакино Можайского р-на Московской области

Медитация - практика, прямо противоположная православной молитве. В молитве человек, сотворенный по Образу и Подобию Божию, максимально мобилизуется как личность и обращается к Личности Бога. А в медитации человек стирает свое личностное начало, хотя онтологически это невозможно. Человек не может не быть « не личностью», он сотворен как личность. Медитацию можно сравнить с тем, когда человек открывает все окна и двери настежь и ложится спать, и любой злоумышленник может войти в дом и сделать все, что угодно. Во время медитации человек отключает волю и становится доступным первому встречному «злоумышленнику» из духовного мира.

Медитация - незаконное вторжение человека в духовный мир помимо Церкви. Во время медитации нельзя встретить Бога. Единственный законный путь в духовный мир - через Христа. Попытки сделать это помимо Церкви и Христа приводят к общению с падшими духами. Апостол Павел сказал: « Непрестанно молитесь» (1 Фесс.5:7). Во время медитации человек не может исполнять заповедь апостола, и поэтому не может общаться с Богом.

Поэтому во время медитации человек самовольно вторгается в духовный мир, добровольно подвергает себя риску воздействия падших духов и таким образом нарушает первую заповедь Бога и грешит.

ИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН ЦИКУЛАЕВ-ЧУМАЧЕНКО

основатель и глава движения «Миссия Никольская»

Медитация коренным образом отличается от молитвы. Во-первых, существует множество видов и форм медитации, например, есть стандартная мантра-медитация, которая состоит из комбинации различных звуков, погружающих человека в состояние измененного сознания. Человек впадает в трансовую эйфорию, принимая её за духовные ощущения. Человек становится незащищенным для влияния злых сил, которые на него действуют во время медитации.

Во вторых, медитация направлена на то, чтобы растворить личность человека, а молитва, наоборот, направлена на то, чтобы собрать личность человека. Поэтому все медитативные практики применяются во всех религиях, которые исповедуют пантеизм. Пантеизм - ересь, в которой говорится, что Бог есть все. Бог не есть все. Бог - это субъективная Личность, которая присутствует во всем вне времени и пространства. Бог - причина и создатель всего, только Он не есть все. Молитва - это разговор двух субъективных личностей, это диалог человека и Бога, а медитация - это попытка уничтожить личность, растворить её ни в чем, превратить её в небытие.

ДМИТРИЙ ЦОРИОНОВ (ЭНТЕО)

основатель движения «Божья Воля», эксперт службы помощи пострадавшим от восточного оккультизма

С точки зрения православной аскетической традиции, медитативные практики крайне опасны. Они делают разум человека пассивным, бессознательное становится выше сознательного, вне его критики, имеющим право диктовать истины высшего порядка, что являются предпосылкой к глубочайшим ошибкам и соблазнам, прежде всего опасность бесконтрольного влияние на человека мира падших духов. Основа нашей личности — свобода и сознание. Отключая свой разум, во время медитации, мы лишаемся свободы и сознания, что закрывает для нас возможность к познанию истины вообще.

Далеко не все проявления духовной реальности имеют своим источником Бога, более того, ближайшая к человеку область духовной реальности, крайне враждебна и агрессивна, по отношению к нему. Стремление к переживанию особых духовных состояний, доверие своим душевным и телесным ощущениям — опасно и недопустимо, с точки духовного опыта святых. Святой апостол Иоанн Богослов наставляет: «не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они». Состояние ложной мистики святые отцы называли термином «прелесть», о есть «сверх обман». Великий мистик Православия преподобный Симеон Новый Богослов учит: «Прельщаются и те, которые видят свет телесными очами, обоняют благовония обонянием своим, слышат гласы ушами своими, и подобное. Некоторые из таких взбесновались, и в безумии ходят с места на место. Другие прельстились, приняв диавола, преобразившегося и явившегося им в виде Ангела света, а они того не распознали и остались неисправимыми до конца, не хотя слышать совета ни от какого брата. Иные из таких сами лишили себя жизни, быв подвигнуты на то диаволом; иные бросились в пропасть, иные удавились».

Гуру учат представлять в воображении при медитации чувственные образы через фантазию. Например, представить внутри своего сердца пламя, источники света, спускающиеся с неба, лик гуру перед собой и т.д. В молитве православного подвижника концентрация внимания — духовная, без образов, она еще называется умная молитва, или умное делание. О вреде чувственных образов во время молитвы и их источниках говорят многие святые отцы, визуализация категорически запрещена. Согласно учению святых фантазия удерживает ум на низшем душевном плане, не давая ему подняться на духовный план, став могущественным орудием злой силы. Святой Никодим Агиорит следует древне-церковной традиции, когда считает фантазию началом, источником греха: «Орган дьявола - фантазия, и Адама соблазнил он фантазией. Ум Адама до грехопадения не имел фантазии. В начале плоть не имела ни наслаждения, ни страдания, душа не имела незнания, и в уме не отпечатлевались образы вещей. Ум праотца получил отпечатки через фантазию, которая вошла, как стена между умом и умопостигаемым, и не дает ему войти в простые и нефантастические логосы вещей. Дьявол вводит в грех и заблуждение, в бессмысленные предрассудки, в утопические ереси и лукавые, распущенные догматы, и во всем этом соблазняет фантазией».

Елена Юрефьева — «Православный Взгляд»

Все о религии и вере - "чем отличается молитва от мольбы" с подробным описанием и фотографиями.

Чем отличается молитва от мольбы

том 5, стр. 637tc “Молитва”

Первая форма молитвы, посмеем так выразиться, первая ступень в молитве – прошение, когда что-то выпрашиваем. Спрашивают, чем же отличается молитва от моления. Апостол Павел перечисляет эти явления через запятую. 1Тим.2:1 – “Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков ”. 1Тим.5:5 – “Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь ”. Есть библейское понятие, и есть то, какое постоянно употребляется в нашем сегодняшнем понимании. По Библии молитва и моление – одно и тоже, только моление больше склоняется на умоление, попыткой склонить на свою сторону того, кому это предназначено. Но смысл всё же такой, что моление – это протяженное богослужение, где и славословия и прошения. А молитва – это краткое прошение или отдельное славословие. Молитва “Отче наш”. Молитва “Царю небесный”. Эти молитвы никогда не называются молением. У нас есть моление утреннее и вечернее и в каждом написано: молитва первая, молитва вторая.

Молитва разделяется на три рода. Первая, самая простейшая, первоначальная, которой могут и умеют молиться все и не учась. Началась война, взяли человека, и под первой бомбежкой он кричит: “мама”, или “Господи, помилуй”. Это просительная: “дай!”, “пощади”, “избавь” от чего-то. Этому много не надо учить. Если что-то с нами случится, то любой безбожник начинает свечки ставить, бежит в церковь, заказывает молебны. Он не знает, как это выразить, но знает, что надо у Кого-то, Кто сильнее его, от Кого-то он зависит, начинает просить. Мы везде и всегда всё просим. Фил.4:6 – “Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом ”. Мы всю жизнь с протянутой рукой: ходим по начальникам, везде мы всё просим. И поэтому эта молитва нам особенно сильно запоминается, и мы “набили руку” в такой молитве, мы непрерывно просим: Дай! Дай! Дай! Все стали господами “дай!”

Но нужно переходить на вторую ступень. Вторая ступень повыше. 1Фесс.5:18 – За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе ”. Это уже потруднее. Первая ступень, когда мы просим, мы ошибаемся постоянно, ибо мыслим без прогляда вперед. Мф.20:22 – “Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем ”. Писание неоднократно укоряет словами Бога, что не знаем, чего просить. Рим.8:26 – “Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными ”.

Когда посмотришь на первую ступеньку, то кажется, что мы ее уж протерли, как пороги дома своего. Но в действительности мы эту первую ступень всё еще так и не осилили. Нужно научиться, о чем молиться, согласно воли Божией, согласно Священного Писания. Молиться надо учиться. Лк.11:1 – Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих ”. Ученики Христа родились в теократическом государстве, но и они об этом просили Христа. Это очень трудный урок. Самое трудное, как говорила наша мать, это молиться и с дитятей водиться. Это о том, что дети маленькие болеют, температурят, за ними нужен постоянный уход, часто у тебя и недосыпанье. Это очень трудно, когда нужно не только кормить, но и воспитывать. Они еще и непослушны будут, а он самый близкий тебе человек; и мать из себя выходит, отец теряет терпение.

Самое трудное, чтобы осилить эту первую часть молитвы. Если молитва на первой ступеньке осилится, значит дальше пойдет лучше. Кроме того, на третьей, где уже одно славословие, ты уже готов пожертвовать своими амбициями и претензиями. На каждой ступеньке присутствует условие обещания. Человек просит чего-то и начинает обещать. “Господи. Вот я заблудился в пургу. И если только спасусь, то бороду брить не буду. Мясо есть не буду”. И вдруг Бог за безбородый подбородок его куда-то выводит к мельнице и он вышел. Обещание Бог воспринимает с большой поправкой, с большим процентом натяжки. Обещать-то мы обещаем, но когда беда уже отхлынет, тогда опять за старое, да и трудно удержаться от старого, привычного.

Случилась беда. Девушка сразу разоткровенничалась перед Богом: замуж не выйду. А если это парень, то он еще больше брякнет: в монахи пойду. Но потом всю жизнь только и будет думать и укрепляться на том, как размонашиться. И невеста вдруг на пути встретилась такая-то славная, и он уже криком кричит: куда же залез? Не надо было обещать. Еккл.5:1,4-5 – Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить. Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом [Божиим]: «это - ошибка!» Для чего тебе делать, чтобы Бог прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих? ” Обещание люди в основном дают на первой ступеньке: “Ты мне дай, а я Тебе”. Мать просит за сына, попавшего в Чечню. И чего она только там не обещает. Но вот он вернулся, и она в тот же вечер забыла все свои слёзные обещания. И сразу же устраивается гулянка, и опять пошло по старым кругам. А потом Бог переводит нас на то же место, и на той же ступеньке начинается повторение, но уже в темноте. Иди, вот здесь мы Бога обманули, и оказались сами же пособниками диавола. Диавол же есть лжец и отец лжи. На первой ступеньке идет братанье с сатаной через обещание, через просьбу ненужного, чего ты просишь, сначала обдумай, посмотри по Священному Писанию, нужно ли это делать? Для этого Библию ты должен очень хорошо знать. Бог может сказать: я тебе дам. Рассказывает мне один слепой, Ваня Волчатников в Барнауле, что он однажды был в Лавре, подошел к нему старец Иосиф и говорит прямо сразу же после своей проповеди: “Хочешь ли быть зрячим, вот сейчас же здесь ты будешь видеть?” “А как мне хотеть, когда я света не вижу из детства”. Напало на него искушение. Но старец сказал: “Только ты веру после исцеления потеряешь и уйдешь в мир”.

А он всё время молился, до того хотелось видеть свет, потому что от рождения не наслаждался этим светом. Постоял он, постоял и говорит: “Только с Богом”. Он обнял меня. Поцеловал и сказал: “Молодец. Великое искушение ты пережил”. Смог ли бы он исцелить, это уже вопрос другой, но дано же было человеку так смело сказать.

Когда мы на этом Богослужении поём молитву к Божьей Матери “Величит душа Моя Господа”, то там же написано: Лк.1:38 – “Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему ”. Эти слова: се, Раба Господня, – это в полном смысле соответствовало Ее жизни. Мы тоже говорим, что мы рабы Господни, слушаем Тебя. Ах, если бы это соответствовало бы тому, что есть в действительности. Чьи мы рабы? 2Пет.2:19 – “Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб ”. Если курит, то папиросе раб; выпивку любит, то бутылочкин раб. “Кто кем побежден, тот тому и раб ”. На этой первой ступеньке молитвы нужно твердо затвердить, что мы рабы Господни. Господи! Да будет по слову Твоему. Неделя дана для труда, а суббота Господня для Господа. Душа наша называется госпожою. Согласно всех святых отцов, тело наше названо рабыней. И тело чтобы ответило: се, Раба Господня. А о тебе сказано: Быт.3:19 – “В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься ”. Как мы это тело обнимаем, одеваем, лелеем, поим. А душа, которая должна следовать в Царство Небесное, так без приданного и ютится на задворках. Душа должна быть неразрывно со Христом всегда; а она всю неделю неведомо где объедки собирает, и может быть где-то и пискнет. Ей даже некогда и подумать, что она существует. Говорят, что нашлись кощунники, которые прямо утверждают, что души у человека просто и нет. Сегодня в кратких молитвах, которые церковь дала нам в вечернем богослужении, мы увидим, как она водит нас по этим ступенькам туда и обратно. На первой – это просительные чувства, просьб будет не мало. И хотя мы не знаем о чем просить, но добавим: избави нас по Слову Твоему, научи нас оправданиям Твоим. Это всё просьбы из 118 псалма. По слову Божию мы видим, что жаждали оправдания и оправдаться не могли. Деян.13:39 – “И во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий ”. Рим.3:20 – “Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех ”. Гал.2:21 – “Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер ”.

На землю сошел Сын Божий, Который взял на Себя грехи мира и умер за наши грехи по Писанию, на Голгофском кресте. Научи нас оправданиям Твоим. 3Ездр.12:38 – “И научи этому мудрых из народа твоего, которых сердца признаешь способными принять и хранить сии тайны ”. На всю Библию только 17 раз человек прямо обращается со словом “Научи” к Богу, чтобы понять, чего просил Давид, чьи слова мы постоянно повторяем на молитвах, читая Псалтирь, не помешает все эти слова хотя бы раз в жизни прочитать. Вот они:

Пс.24:4 – Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим ”. Пс.24:5 – Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день ”. Пс.26:11 – “Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих ”. Пс.89:12 – “Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое ”. Пс.118:12 – “Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим ”. Пс.118:26 – “Объявил я пути мои, и Ты услышал меня; научи меня уставам Твоим ”. Пс.118:64 – Милости Твоей, Господи, полна земля; научи меня уставам Твоим ”. Пс.118:66 – “Доброму разумению и ведению научи меня, ибо заповедям Твоим я верую ”. Пс.118:68 – “Благ и благодетелен Ты, ; научи меня уставам Твоим ”. Пс.118:108 – “Благоволи же, Господи, принять добровольную жертву уст моих, и судам Твоим научи меня” . Пс.118:124 – “Сотвори с рабом Твоим по милости Твоей, и уставам Твоим научи меня ”. Пс.118:135 – “Осияй раба Твоего светом лица Твоего и научи меня уставам Твоим ”. Пс.142:10 – “Научи меня исполнять волю Твою , потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды ”.

Ясно, что оправданием названы уставы и воля Божия. “Господи, научи нас так жить, как уже искупленное Твое достояние, чтобы Тебе была слава через нашу жизнь. Какую дорогую цену Ты заплатил за нас”. И Церковь снова поднимет нас на благодарение и возводит на последнюю, высшую ступень – на славословие. Всё забываю и славлю с небесными силами. Ис.6:3 – “И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его !” Небесную славу мы не знаем. Видим только звезды, как всё прекрасно, и в этом нам помогают астрономия и немного узнаем об облаках; а больше мы на тверди копаемся. Пс.18:2 – Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь ”. Тут мы сильные, в огурцах, в арбузах, в дынях. И за это нужно научиться благодарить. Весной на первой ступеньке просили, чтобы взошло, чтобы грызуны не сожрали. Потом уже и благодарим. Эти две ступеньки весной и осенью нами обживаются. Какие Бог дает сигналы нам, хотя нет еще заморозков, а тыква уже завяла, чтобы мы готовились к суровостям зимним. Чего ей не хватает? Еще солнечные дни. Еще нет никаких морозов, и вдруг эти седые листья у березки. Вот подойдешь к зеркалу и удивишься, что это у тебя всё сигналы – к отправлению с этой земли. Много путей пройдено. И пора подводить итог с благодарением. Се, раб Твой смотрит на себя и себя не узнает. Благодарю, что до этого места довел. 1Цар.7:12 – “И взял Самуил один камень, и поставил между Массифою и между Сеном, и назвал его Авен-Езер, сказав: до сего места помог нам Господь ”. Сегодня есть организации под таким названием “Эвен-Эзер”, которые всосали в себя самое предательское, лживое, богохульное, где под подписку русские люди, называющие себя христианами, помогают евреям выбираться на их историческую родину. За погремушки. За подачки еврейские “трудятся” там на погибель души своей. Для борьбы с арабами нужны воины; и гонят со всего мира полукровок еврейских, и помогают в этом русские “шестёрки” – иудино племя.

И на третьей ступени славим Тебя за непостижимое и дивное, что было со мною. Почему в нашей семье меня Ты избрал, а не старшего брата моего? Именно меня; и почему в этой деревне никто больше не уверовал? И до сего дня понять не могу. Почему? И не могу сказать, что я Тебе буду более предан, чем другие люди. Но это чудо совершилось 27.9.1962 года. Слава Тебе! В будущем славословие будет преобладать над просьбами и над благодарностью; то есть церковь усиленно подталкивает нас молитвами к высшей ступени, чтобы мы забывая заднее, то есть прошедшее, простирались вперед. Фил.3:14 – “Стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе ”.

Иов.34:32 – “А чего я не знаю, Ты научи меня; и если я сделал беззаконие, больше не буду ”.

Молитва “Отче наш” научает нас молиться правильно. Это не означает, что только этой молитвой нужно молиться. Но основные моменты заложены в этой молитве. Когда мы слышим псалмы, то в псалмах часто повторяются события, которые были до Давида. Он перечисляет, как Бог вел Израиля, перевел их через море. Богу это напоминание не нужно, Бог знает это без нас, все эти напоминания Божьих чудес, бывших в древности: “пешешествовал Израиль по бездне стопами”. Человек же этими словами приводит всё это на память своей душе. Если наши родители пострадали от проклятой Богом советской власти, то мы можем сказать: вот у меня отец и дед за слово Твое сидел, страдал в ГУЛаге; Господи, он оказался верным, соделай так, чтобы моя душа укрепилась и, пока еще нет гонений, она стала мужественной. Когда придет испытание, сбор урожая, то уже ничего не сделаешь. Писание предупреждает: Иер.8:20 – “Прошла жатва, кончилось лето, а мы не спасены ”. Надо, чтобы спасение было соделано во время, пока еще что-то произрастает. Мы можем также в своей молитве вспоминать то, что происходило в данной местности. “Народ русский не хотел молиться, Господи, Ты посмотри. Как говорил Иоанн Кронштадтский, какой бич правителей дал людям в их лицо, арестовывали, друг на друга “стучали”, сажали, расстреливали. О, Господи, что же этой земле далее грозит? И когда Ты дал ей отдохновение, то как они снова увлеклись похотением, как некогда в пустыне Израильский народ”.

Мы можем молиться своими молитвами, как молился Давид. Господи. Смотри, какая была суровая отечественная война, какой грозный противник насел на нас, и правители растерялись; какими жертвами заплатил народ за бездарных руководителей. Почти все деревни и города вдовыми остались. За одного немца по 6 человек заплатили, так бездарно и безумно воевали. “Ты наказал всех, кто приветствовал революцию, и через эту войну Ты звал людей к покаянию. О, Господи, прости нас, да не будет, чтобы мы хлопали в ладоши этим безбожным правителям”. Это означает научиться молиться. Перенос событий из древности на сегодняшнее время, вспоминая тогдашнее. Говорить то, что сегодня есть при нас, чтобы не повторить тех ошибок. Кто не учится на прошлом, тот рискует повторить те же проступки. Молитва “Отче наш” напоминает, что Он есть наш общий Отец Небесный. И далее почти вся молитва состоит из первой ступеньки – просительные слова. Просительная молитва была у нас в прошлом, есть и в настоящем. И будьте уверены, никуда не денется и в будущем. Это форма молитвы занимает все три временные формы. Пока дитё лежит поперек лавки, то одна забота. Но когда начнет подрастать, то какие твои молитвы, мать, должны быть? Если ты до зачатия, до рождения не молилась, то подожди, выжмет молитвеный стон из тебя Господь.

Вчера мы пошли в лес. Нужно было пруд загородить; помолились, попросили благословения и пришли в лес; еще раз помолились, поработали, и я говорю: давайте еще поблагодарим Христа Бога, порадуемся. Как много всего у Бога и нам здесь хорошо: “Господи. Дай нам безопасность”. Только что успели помолиться, минуты три-четыре проходит, упало одно дерево на другое, и зажатый сучок отлетает, и с такой силой бьет меня. Я подумал, что что-то течет. Это пропал мой глаз. Но кость выдержала. И предусмотреть никак нельзя этого было, так выгнулось дугой и выстрелило. Совсем в стороне и от другого дерева, когда уже упало. Прошли эти минуты – вдруг выстрел. Теперь мы опять всё бросили, и снова на молитву благодарения. Мы живо на вторую ступеньку перебрались, потому что на первой мы уже услышаны, и предупреждение Бог дал, и Ангел хранитель отвел гиблый замысел врага. Еще на первой ступеньке наши следы не просохли, где просили безопасность, но вот сучок заломило дуряком, удар, и я уже залетел на вторую ступеньку. Хорошо, урок уже освоили. У Бога столько средств и путей по ступенькам нас гонять, будь здоров! А теперь пришли: как хорошо в лесу, да всё-то хорошо; и благодарим Тебя. Аллилуия! Невидимое, непостижимое Божие остается не раскрытое нами. Мы ведь так и не видели, какая борьба шла между демонами и Ангелом моим Хранителем за мой глаз. И тут же мы начали карабкаться на третью ступеньку и завопили песню: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Ангелы поют Богу хвалебную песнь: “Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его”. Понимаем ли мы это, какую славу Бог дал, чтобы мы лицезрели ее? Что Бог сотворил? Это Он всё сделал для Самого Себя, для славы Своей. Ис.48:11 – “Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, – ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному ”. И землю Он сотворил ради славы Своей; и грешника сразу не убивает, чтобы слава Ему была. Пс.58:12 – “Не умерщвляй их, чтобы не забыл народ мой; расточи их силою Твоею и низложи их, Господи, защитник наш ”. Пс.50:6 – “Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем ”. Рим.3:4 – “Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем ”. Бог будет оправдан. Благодарение, как правило, в настоящем времени. В прошлом мы не знаем, когда и за что благодарили. И за будущее буду ли еще благодарить. Вторая ступенька почти вся в настоящем, наполнена благодарностью за полученное и за неполученное. Несчастье, пожар, беда. Умер, заболел – благодарю. Ни один правитель не избавлялся от врагов, каким бы сильным он ни был. Даже Давиду пришлось от сына бежать и бросить свое царство. Соломон мирный правил, когда установился через много кровопролитий мир в стране. Но и у него были противники, как Иеровоам. Врагов у него было не мало. Но он их не увещевал, но разоблачал, и тут же подводил под ними черту.

Когда ученики поклонились, а иные усомнились, то сомневающиеся остались уже со своими мыслями. Иак.1:6 – Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой ”. Рим.14:23 – “А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех ”. Бывает такой скорости ветер при торнадо, что вода разлагается на кислород и водород, и от удара молнии возгорается океан. Так и в душе, когда большое сомнение, то там возгорание всегда в разложении, и погибает душа в огне. Мрк.16:15 – “И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари ”.

Миссионеров Бог посылает во всю вселенную, они по всем странам мира понесли слово Божие. Втор.32:46 – “Тогда сказал им: положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещевайте их детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего ”. Сколько же преступников сегодня? Только в одной Америке на охрану тратится более 100 миллиардов долларов. Деньги имеют не все, и всё время есть тяга тех, у кого их нет, к ним. Надо о том просить, чтобы Господь послал меня, ибо “вот я – раб Твой”. Господи, научи меня учиться. Если ты верующий, то прослушай 21 проповедь Ярла Пейсти о пророке Илии, и ты увидишь, что ты еще и не начинал учиться из Слова Божия. Что услышали сегодня на Богослужении, то несите другим, домой, и несите благую весть. Один ничего не смогу, если вы не понесете это слово другим. Чтобы, как самарянке, люди могли и тебе сказать, что они стали верующими лично. Ин.4:42 – “А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос ”. Насмешки врагов, их злодейства – всё это гасится в молитвах за врагов. Остаются только одни невидимые враги. С диаволом нужно не просто бороться, но всегда побеждать его. Симеону столпнику было сказано, как это сделать – брать руки крест накрест сзади; и повис враг, как перебитое бревно. Поднял и ударил его о землю. 637

Одна из характеристик нашего времени - духовная дезориентация. Далеко не всегда современный человек заметит различие между понятиями христианскими и оккультными. Соответственно, не зная разницы, он не поймет той подмены, которую предлагают оккультные практики.

Например, все ли смогут правильно ответить, чем христианская молитва отличается от магического заговора и заклинания? Там и тут произносится словесная формула, там и тут требуется вера произносящего, то и другое предполагает нечто невидимое и сверхъестественное. Есть ли вообще отличие, если маги иной раз упоминают имя Божие, а бывает, что произносят и самые что ни на есть церковные молитвы?

Попытаемся ответить на этот вопрос.

Сначала уточним, что заговор и заклинание - оккультные словесные формулы, имеющие определенное различие. Заговор предполагает технико-магическое воздействие в силу самой произнесенной формулы. Это словесное выражение, в котором запечатлена вера человека в какое-то лучшее для него изменение. Например, человеку хочется выздороветь, встречаться с понравившимся лицом противоположного пола, иметь хороший финансовый достаток, избегать дурного наваждения - все это высказывается в заговоре с надеждой, что получится в силу самого произнесения. Есть даже заговоры, которые вошли в нашу речь, прижились в нашей культуре. Так, мама, потирая у ребенка ушибленное место, приговаривает: «У сороки заболи, у собаки заболи, а у Машеньки пройди». Дело, конечно, не в том, что сороки и собаки почему-то обязаны отдуваться за наши оплошности, а в том, что человеку хочется как-то снять неприятность с помощью словесного действия, отвести от себя или своего близкого беду. Таков заговор.

Заклинание же есть императив, повеление, требование, направленное, например, к невидимым духам и имеющее принудительный характер. Но в целом можно обобщить эти понятия, поскольку часто заговор и заклинание выступают как синонимы. Итак, всякое заклинание (заговор) представляет собой последовательность слов или звуков, за которыми признается магическая сила. Заклинаниями пытаются добиться того, чего не достичь обычными человеческими усилиями: повлиять на погоду, урожай, самочувствие и т.д.

Что же, скажет кто-нибудь, составил себе заклинание, придумал обряд и уже добьешься всего, чего хочешь? Нет. Опытные маги ответят, что новых-то заговоров и заклинаний сейчас составляется много, только все они малоэффективны. Старые заклинания закреплялись опытом жизни мага, то есть его явным или тайным взаимодействием с темными силами, и его смертью как некоей печатью.

Молитвы же освящены опытом жизни святых людей. Христианские подвижники обрели богообщение посредством молитв, в опыте своей духовной жизни они создали молитвы, наиболее располагающие душу к общению с Богом. Поэтому, произнося составленные ими молитвы (они собраны в православных молитвословах), мы восходим к Богу тем же путем, что и святые.

В магии считается, что заклинательная формула чудесна сама по себе, смысл слов далеко не всегда имеет решающее значение. Допустим, в средние века заклинания произносились в основном по латыни, которую произносящий не обязательно знал. Всем нам известное слово «абракадабра», означающее для нас простую бессмыслицу, перешло из старинного магического заклинания. Оккультисты считают, что слова обладают скрытым смыслом, как бы неким кодом, дающим доступ к законам окружающего нас мира. Этот скрытый смысл известен только «избранникам», способным составлять новые заговоры и заклинания. Тот же, кто не знает потаенного смысла, может употреблять составленные формулы, которые якобы помогут верящему в их эффект.

Заговор близок к мантре, в которой важен не столько явный смысл, сколько точное воспроизведение звуков и каждый звук считается наделенным мистическим значением. В христианстве же молитвенное обращение и служение Богу является осмысленным, здесь на первый план выдвигается тот очевидный, непосредственный смысл, который вложен в молитву. «Пойте Богу нашему, пойте… пойте разумно» (Пс. 46: 7-8), - читаем мы в священной книге Псалтири. Молитва должна быть разумной, то есть произноситься осознанно и осмысленно. Где Бог, там смысл и порядок. Где нет благодати Божией, там бессмыслица, хаос и всякое неустройство. Представим себе человека, который пришел к руководителю и начинает произносить то, чего сам не понимает, - выслушают ли его? Представим, что он заготовил словесную формулу и проговорил ее без всякого осознания, словно магическое заклинание, - подействует ли это на руководителя? Молитва потому должна быть осмысленной, что она предполагает личностное общение - обращенность ума и сердца человека к Богу, Который видит все тайники нашей души.

Впрочем, нам могут возразить, что в современных, а не средневековых, заговорах изложены вполне осмысленные просьбы (хотя «абракадабра» употребляется до сих пор), стало быть, и в магии человек понимает то, что произносит. Даже если и так, кардинальным различием является то, что люди с магическим сознанием надеются на текст заговора сам по себе, на его звуковое воспроизведение как запуск невидимого механизма, тогда как христиане надеются не на текст, а на Бога, к Которому обращаются в своих молитвах, Который слышит и потому может помочь.

Некоторых людей подкупает в заговорах то, что и там присутствуют молитвенные упоминания Христа, Божией Матери, заимствованные из православного молитвослова. Действительно, во многих заговорах есть вполне православные речевые обороты, а некоторые начинаются подчеркнуто благочестиво: «Стану я, благословясь, пойду, перекрестясь…» (во многих же случаях более откровенно: «Стану я, не благословясь, пойду, не перекрестясь»). Но обрывки молитв встречаются в заговорах подобно тому, как в уличных сплетнях встречаются обрывки истинных слов или в речи сквернослова - благозвучные выражения. Оккультисты могут упоминать даже «Отче наш», но они же обращаются к воде, глине и прочим принадлежностям тварного мира - таково язычество, приукрашенное близкими душе человека христианскими символами.

Весьма интересный эпизод есть в книге М. Шолохова «Тихий Дон», когда Аксинья пыталась освободиться от любви к Григорию, обратившись к бабке:

«- Тоскую по нем, родная бабунюшка. На своих глазыньках сохну… Может, присушил чем?.. Пособи, бабунюшка!..

Светлыми, в кружеве морщин, глазами глядит бабка Дроздиха на Аксинью, качает головой под горькие слова рассказа…

Придешь, бабонька, пораньше завтра. Чуть займется зорька, придешь. К Дону пойдем, к воде. Тоску отольем. Сольцы прихвати щепоть из дому…

С рассветом Аксинья, не спавшая всю ночь, - у Дроздихиного окна…

По проулку спускаются к Дону. У пристани, возле мостков, мокнет в воде брошенный передок арбы. Песок у воды леденисто колок. От Дона течет сырая, студеная мгла.

Дроздиха берет костистой рукой Аксиньину руку, тянет ее к воде.

Соль взяла? Дай сюды. Кстись на восход.

Аксинья крестится. Злобно глядит на счастливую розовость востока.

Зачерпни воды в пригоршню. Испей, - командует Дроздиха.

Аксинья, измочив рукава кофты, напилась. Бабка черным пауком раскорячилась над ленивой волной, присела на корточки, зашептала:

Студены ключи, со дна текучие… Плоть горючая… Зверем в сердце… Тоска-лихоманица… И крестом святым… Пречистая, Пресвятая… Раба Божия Григория… - доносилось до слуха Аксиньи.

Дроздиха посыпала солью влажную песчаную россыпь под ногами, сыпанула в воду, остатки - Аксинье за пазуху.

Плесни через плечо водицей. Скорей!

Аксинья проделала. С тоской и злобой оглядела коричневые щеки Дроздихи.

Все, что ли?

И крестное знамение с именем Божиим, и студены ключи с домашней солью и речной водой, и надежда на сам ритуал без личного осмысленного участия - все здесь упомянуто. Правда, оказалось все это для самой Аксиньи вполне бездейственным.

В настоящее время, имитируя некую научность, оккультисты говорят, что заговоры и заклинания - это способы концентрации энергии воли мага, которая направляется к поставленной цели при помощи словесных формул, это всего лишь некая самонастройка экстрасенса и не более того. Крестное знамение современные оккультисты объясняют как энергетическую самозащиту с выявлением собственного биополя. Таким образом, людей с магическим сознанием не интересуют ни Бог, ни молитва к Нему. Если же говорить о подлинном смысле христианской символики и молитвы, то крестное знамение есть, прежде всего, символ Креста, на котором Господь был распят за грехи всего мира. И потому крестное знамение приобщает христианина к победе Господа над диаволом и нашими грехами. Истинная же молитва есть личное обращение к Тому, Кто Сам личен. Христианская молитва есть предстояние пред Богом Живым, Который тебя видит и слышит, Который укрепляет и помогает. Молитва не может быть обращением к бездушным предметам, ибо они не слышат и не в состоянии духовно помочь. Конечно, существуют святые предметы, то есть освященные благодатью Божией. Но когда батюшка, например, освящает воду, то, осеняя ее крестом, он обращается все-таки к Богу: «Ты, Господи, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию». Обращаясь в специальной молитве к животворящему Кресту, мы обращаемся тем самым к распятому Господу. Для христианина молитва есть златая связь с Богом, она - жизнь нашей души и сокровищница всевозможных благ, потому что в ответ на горячую молитву Господь наделяет христианина Своими милостями.

Всякий заговор соответствует вообще идее оккультизма, колдовства. В колдовстве человек пытается удовлетворить свои индивидуальные, корыстные желания, не соизмеряя их со своим вечным спасением. Он хочет сейчас и здесь добиться успеха, хорошего урожая, удачи в личных делах, благосклонности любимого человека, отмщения врагу и т.д., не задумываясь, спасителен ли сам способ, согласуется ли преследуемая цель с волей Божией. Это желание достичь «своего» любыми средствами, пусть даже с ущербом для своей будущей участи, - вот главная идея всякого заговора или заклинания. В молитве же человек, даже испрашивая что-то очень важное в смысле земном, все равно вверяет себя в руки Божии, предает исполнение просимого Богу, исходя из принципа: а будет ли просимое полезно, не помешает ли оно духовному преуспеянию человека, соответствует ли оно воле Божией?

Если молитва есть просьба, обращенная к Богу, Пресвятой Богородице или святым, и, значит, молитва предполагает добровольность отклика, то произносящий заклинание не ждет ни от кого ответа: само заклинание считается имеющим принудительную силу к достижению желаемого. Например, для привлечения денег в современной магии рекомендуется вечером того дня, когда набралось 10 сэкономленных монет по 1 рублю, зажечь две свечи, между ними поставить стеклянный сосуд и, наполняя его освященной(!) водой, приговаривать: «Пусть наполнятся карманы, деньги пусть придут в мой дом так же скоро, как сосуд наполняю я водой» (заклинания часто произносятся в рифму). Затем берут монеты по одной и, бросая их в воду, читают заклинание по одной фразе на каждую монету: «Желаю здоровья. Желаю успеха. Желаю счастья. Желаю богатства. Желаю золота. Желаю серебра. Желаю изобилия. Желаю помощи. Желаю, чтобы деньги пришли в мою жизнь. Я желаю этого, так тому и быть». Свечи оставляют догорать, а утром окропляют водой из сосуда углы своего жилья и оставшуюся воду выливают на порог.

Приведенный пример заклинания ясно показывает, что в магии все основано на принципе «да будет воля моя», «да исполнится моя воля посредством заклинаний и магических действий». В молитве же все основано на принципе, который выразил Христос в Гефсиманском молении: «Не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22: 42). В заклинании маг верит в достижение желаемого: «я выполнил ритуал - и я получу желаемое». В молитве же христианин верит Богу, Который может подать просимое, если это полезно душе просящего.

Итак, в магических заклинаниях человек пытается максимально удовлетворить себе, своим страстям и приземленным потребностям, а в молитве человек стремится осуществить в личной жизни то, что соответствует Божиему Промыслу. Промысл же Божий ищет в человеке максимального раскрытия добра и соответственно доброго отношения ко всем остальным людям. Не земной прибыток или беспечальная жизнь ставятся главной целью в молитве. В конце концов, даже не важно, подаст ли Господь человеку что-то земное по его молитве - важной является сама молитва как общение с Богом. Об этом хорошо писал преподобный Иоанн Лествичник: «Долго пребывая в молитве и не видя плода, не говори: я ничего не приобрел. Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше сего - прилепляться ко Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним» .

Кроме того, в заклинаниях вообще не важно, насколько чисто сердце человека, главное - точно воспроизводить магические действия и внутренне настраиваться на достижение желаемого. В молитве же все зависит от того, что содержится в сердце молящегося, насколько он внимательно, нерассеянно молится. Поэтому молитва предполагает нравственное усилие, преодоление в себе греховных движений и той лености, которая парализует душу на ее пути к Богу. Святитель Феофан Затворник писал: «Ревнуя о спасении, все внимание должно обращать на устроение сердца или на впечатление в нем истинно христианских чувств и расположений… Ибо чего нет в сердце, того и на деле нет. Если нет веры в сердце, то ее совсем нет, хотя бы кто писался православным. Если нет воздыханий в сердце, нет их и совсем, хотя бы кто воздух колебал или бил себя в перси. Если нет страха Божия в сердце, нет его и совсем, хотя бы кто видом казался исполненным благоговения. Если нет чистоты и отрешенности в сердце, нет их и совсем, хотя бы кто чист был телом и ничего не имел из благ мира. Если не бывает человек сердцем в храме, нет его здесь и совсем, хотя бы он тут стоял телом. Так, все надо совершать сердцем. Сердцем любить, сердцем смиряться, сердцем к Богу приближаться, сердцем прощать, сердцем сокрушаться, сердцем молиться, сердцем благословлять и прочее и прочее… Ибо каков кто в сердце, таковым зрит его Бог с высоты Своего престола и соответственно тому принимает его» .

Все только что сказанное подводит к объяснению, почему некоторые оккультисты используют вполне церковные молитвы. Тексты-то употребляются церковные, а идея произнесения их - оккультная. Для самого мага, даже если произносится молитва, она собственно молитвой уже не является, а только заклинанием, в котором он вовсе и не обращается к Богу, так как считает, что само произнесение затронет нужные невидимые нити. Для оккультиста молитва есть лишь магическая формула, вид словесной энергии, действующей в силу самого произнесения. Не от Бога ожидается ответ - маг не способен благоговейно обратиться к Богу, - а эффект ожидается от словесной формулы самой по себе, от заключенной в ней, по мнению мага, энергии. Поскольку же при бессмысленном повторении слов молитвы нет живого обращения к Богу, этого человека легко искушают демоны, которые дают ему особые чувства, эмоции и создают видимость эффекта от оккультного употребления молитв.

В заключение вспомним слова святителя Иоанна Златоуста: «Будем искать спасения не каким-нибудь образом и избавления от бедствий не как бы то ни было, но от Бога. Говорю это к тем, которые во время болезней употребляют заклинания и прибегают к другим чародействам для облегчения болезни. Это значит искать себе не спасения, а погибели, потому что величайшее спасение есть то, которое получается от Бога» .