Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Опыт с монетой опущенный в стакан воды. Занимательные опыты. Внеклассное мероприятие для средних классов скачать. Чистим и окисляем монеты

Существует очень много интересных физических опытов. Сегодня мы продемонстрируем очень красочный опыт с водой для детей.

Как достать монетку из воды, не намочив рук?

Возьмите монетку и положите ее на тарелочку ближе к краю. Налейте воды так, чтобы ее уровень был немного выше монеты. Для наглядности воду можно подкрасить пищевым красителем или зеленкой, или использовать чай. Мы использовали зеленку .

Сделайте кораблик из пробки и спички. Такой кораблик ребенку легко смастерить самостоятельно. Заостренную спичку вставить в пробку и прикрепить парус из цветной бумаги. Поставьте кораблик в блюдце с водой и подожгите паруса. Теперь аккуратно накройте кораблик прозрачным стаканом. Если в доме есть плавающая свеча, то можно вместо кораблика использовать ее. Еще как вариант — бумажный кораблик.

Через несколько секунд огонь потухнет, и вода начнет втягиваться внутрь стакана, поднимая кораблик наверх. При этом оголится участок блюдца, на котором вы оставили монетку, и ее можно будет забрать, не намочив рук.

Почему же это происходит?

Огонь нагрел воздух внутри стакана. В результате чего воздух расширился, увеличился его объем, а значит выросло и давление этого воздуха. В итоге часть воздуха из стакана начала выходить. Когда огонь потух, воздух остыл и снова уменьшился в объеме, а значит его давление тоже уменьшилось и стало меньше атмосферного. Именно это атмосферное давление и вдавило воду внутрь стакана, обнажив нашу монету.

Приходится слышать неверное объяснение этого старинного опыта (первое его описание принадлежит, видимо, древнему ученому Филону Византийскому (306-337 гг. н.э.). Говорят, что сгорает кислород и потому количество газа под стаканом уменьшается. Главная причина только в нагревании воздуха, а вовсе не в поглощении кислорода горящей бумагой.

Эксперименты, опыты и фокусу помогают нам изучать науку. Открывать ее неизведанные стороны. Детям нравится делать опыты самим. Так давайте поможем им изучать науку. И будет делать это в игровой форме, весело.

Присылайте фотографии и отзывы о понравившихся вам опытах. Удачных вам экспериментов, друзья.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

У нас на кухне хранится много вещей, с которыми можно ставить интереснейшие эксперименты для детей. Ну и для себя, честно говоря, сделать парочку открытий из разряда «как я этого раньше не замечал».

сайт выбрал 9 экспериментов, которые порадуют детей и вызовут у них много новых вопросов.

1. Лавовая лампа

Нужны : Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.

Опыт : Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.

Объяснение : Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.

2. Личная радуга

Нужны : Емкость, наполненная водой (ванна, тазик), фонарик, зеркало, лист белой бумаги.

Опыт : В емкость наливаем воду и кладем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет фонарика. Отраженный свет нужно поймать на бумагу, на которой должна появиться радуга.

Объяснение : Луч света состоит из нескольких цветов; когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части - в виде радуги.

3. Вулкан

Нужны : Поднос, песок, пластиковая бутылочка, пищевой краситель, сода, уксус.

Опыт : Вокруг небольшой пластиковой бутылочки из глины или песка следует слепить небольшой вулкан - для антуража. Чтобы вызвать извержение, следует в бутылочку засыпать две столовые ложки соды, влить четверть стакана теплой воды, добавить немного пищевого красителя, а в конце влить четверть стакана уксуса.

Объяснение : Когда сода и уксус соприкасаются, начинается бурная реакция с выделением воды, соли и углекислого газа. Пузырьки газа и выталкивают содержимое наружу.

4. Выращиваем кристаллы

Нужны : Соль, вода, проволока.

Опыт : Чтобы получить кристаллы, нужно приготовить перенасыщенный раствор соли - такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется. При этом нужно поддерживать раствор теплым. Чтобы процесс шел лучше, желательно, чтобы вода была дистиллированная. Когда раствор будет готов, его надо перелить в новую емкость, чтобы избавиться от мусора, который всегда есть в соли. Далее в раствор можно опустить проволочку с маленькой петелькой на конце. Поставить банку в теплое место, чтобы жидкость остывала медленнее. Через несколько дней на проволочке вырастут красивые соляные кристаллы. Если наловчиться, можно выращивать довольно крупные кристаллы или узорные поделки на скрученной проволоке.

Объяснение : С остыванием воды растворимость соли понижается, и она начинает выпадать в осадок и оседать на стенках сосуда и на вашей проволочке.

5. Танцующая монетка

Нужны : Бутылка, монета, которой можно накрыть горлышко бутылки, вода.

Опыт : Пустую незакрытую бутылку нужно положить на несколько минут в морозилку. Смочить монетку водой и накрыть ею вынутую из морозилки бутылку. Через несколько секунд монетка начнет подскакивать и, ударяясь о горлышко бутылки, издавать звуки, похожие на щелчки.

Объяснение : Монетку поднимает воздух, который в морозилке сжался и занял меньший объем, а теперь нагрелся и начал расширяться.

6. Цветное молоко

Нужны : Цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.

Опыт : Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета - перемешиваться.

Объяснение : Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.

7. Несгораемая купюра

Нужны : Десятирублевая купюра, щипцы, спички или зажигалка, соль, 50%-ный раствор спирта (1/2 часть спирта на 1/2 часть воды).

Опыт : В спиртовой раствор добавить щепотку соли, погрузить купюру в раствор, чтобы она полностью пропиталась. Достать щипцами купюру из раствора и дать стечь лишней жидкости. Поджечь купюру и наблюдать, как она горит, не сгорая.

Объяснение : В результате горения этилового спирта образуются вода, углекислый газ и тепло (энергия). Когда вы поджигаете купюру, то горит спирт. Температура, при которой он горит, недостаточна для того, чтобы испарить воду, которой пропитана бумажная купюра. В результате весь спирт прогорает, пламя гаснет, а слегка влажная десятка остается неповрежденной.

9. Камера-обскура

Понадобится:

Фотоаппарат, поддерживающий длинную выдержку (до 30 с);

Большой лист плотного картона;

Малярный скотч (для обклеивания картона);

Комната с видом на что угодно;

Солнечный денек.

1. Заклеиваем окно картоном так, чтобы свет не поступал с улицы.

2. В центре проделываем ровное отверстие (для комнаты глубиной 3 метра отверстие должно быть около 7-8 мм).

3. Когда глаза привыкнут к темноте, на стенах комнаты обнаружится перевернутая улица! Наиболее видимый эффект получится в яркий солнечный день.

4. Теперь получившееся можно снимать на фотоаппарат на длинной выдержке. Выдержка 10-30 секунд подойдет.

Вот еще один опыт, в котором вода и свет производят загадочный эффект.

Реквизит

  • Стеклянная банка с крышкой емкостью 1 литр
  • Водопроводная вода
  • Монетка
  • Помощник

Подготовка

Разложи всё необходимое на столе.

Начинаем научное волшебство!

  1. Налей и банку воды и закрой крышкой
  2. Дай своему помощнику монетку, чтобы он мог убедиться, что это действительно самая обычная монета и в ней нет никакого подвоха.
  3. Пусть он положит монету на стол. Спроси у него: «Ты видишь, монету?» (Конечно, он ответит «да».)
  4. Поставь на монетку банку с водой.
  5. Скажи волшебные слова, например: «Вот волшебная монета, вот была, а вот и нету».
  6. Пусть твой помощник посмотрит сквозь воду сбоку банки и скажет, видит ли он монетку теперь? Что он ответит?

Можно сделать этот трюк еще более эффектным. После того, как твой помощник не сможет увидеть монетку, ты можешь заставить ее появиться вновь. Скажи другие волшебные слова, например: «Как монетка провалилась, так она и появилась». Теперь убери банку, и монета снова окажется на месте.

Результат

Когда ты ставишь на монетку банку с водой, кажется, что монетки исчезла. Твой помощник ее не увидит.

Объяснение

Когда свет переходит из менее плотной среды (например, воздуха), в более плотную (например, воду), на границе этих двух ве-ществ происходит рефракция, или изменение направления лучей света. Переходя из воздуха в воду, свет отклоняется к нормали, линии, проходящей под прямым углом к поверхности. Переходя из воды в воздух, свет отклоняется в противоположном направлении, от нормали . Этот фокус удается из-за того, что при определенном угле паде-ния света, когда он переходит из более плотной среды (воды) в менее плотную (воздух), происходит не рефракция, а отражение. Отражение —это отбрасывание света от поверхности обратно. Когда видимый образ монетки попадает на стенку банки под слишком большим углом, вместо рефракции возникает отражение, и монетка становится не видна снаружи.

Опыт 1 «Не замочив рук»

Оборудование: тарелка или блюдце, монета, стакан, бумага, спички.

Проведение: Положим на дно тарелки или блюдца монету и нальем немного воды. Как достать монету, не замочив даже кончиков пальцев?

Решение: Зажечь бумагу, внести ее на некоторое время в стакан. Нагретый стакан перевернуть вверх дном и поставить на блюдце рядом с монетой.

Так как воздух в стакане нагрелся, то его давление увеличится и часть воздуха выйдет. Оставшийся воздух через некоторое время охладится, давление уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдет в стакан, освобождая монету.

[ 2, стр. 8 ]

Опыт 2 «Подъем тарелки с мылом»

Оборудование: тарелка, кусок хозяйственного мыла.

Проведение: Налить в тарелку воды и сразу слить. Поверхность тарелки будет влажной. Затем кусок мыла, сильно прижимая к тарелке, повернуть несколько раз и поднять вверх. При этом с мылом поднимется и тарелка. Почему?

Объяснение: Подъем тарелки с мылом объясняется притяжением молекул тарелки и мыла.

[ 2, стр. 15 ]

Опыт 3 «Волшебная вода»

Оборудование: стакан с водой, лист плотной бумаги.

Проведение: Этот опыт называется «Волшебная вода». Наполним до краев стакан с водой и прикроем листом бумаги. Перевернем стакан. Почему вода не выливается из перевернутого стакана?

Объяснение: Вода удерживается атмосферным давлением, т. е. атмосферное давление больше давления, производимого водой.

Замечания: Опыт лучше получается с толстостенным сосудом.
При переворачивании стакана лист бумаги нужно придерживать рукой.

[ 2, стр. 21 ]

Опыт 4 «Тяжелая газета»

Оборудование: рейка длиной 50-70 см, газета, метр.

Проведение: Положим на стол рейку, на нее полностью развернутую газету. Если медленно оказывать давление на свешивающийся конец линейки, то он опускается, а противоположный поднимается вместе с газетой. Если же резко ударить по концу рейки метром или молотком, то она ломается, причем противоположный конец с газетой даже не поднимается. Как это объяснить?

Объяснение: Сверху на газету оказывает давление атмосферный воздух. При медленном нажатии на конец линейки воздух проникает под газету и частично уравновешивает давление на нее. При резком ударе воздух вследствие инерции не успевает мгновенно проникнуть под газету. Давление воздуха на газету сверху оказывается больше, чем внизу, и рейка ломается.

Замечания: Рейку нужно класть так, чтобы ее конец 10 см свешивался. Газета должна плотно прилегать к рейке и столу.

[ 2, стр. 24 ]

Опыт 5 «Нервущаяся бумага»

Оборудование: два штативами с муфтами и лапками, два бумажных кольца, рейка, метр.

Проведение: Бумажные кольца подвесим на штативах на одном уровне. На них положим рейку. При резком ударе метром или металлическим стержнем посередине рейки она ломается, а кольца остаются целыми. Почему?

Объяснение: Время взаимодействия очень мало. Поэтому рейка не успевает передать полученный импульс бумажным кольцам.

Замечания: Ширина колец – 3 – см. Рейка длиной 1 метр, шириной 15-20 см и толщиной 0,5 см.

[ 2, стр. 11 ]

Опыт 6

Оборудование: штатив с двумя муфтами и лапками, два демонстрационных динамометра

Проведение: Укрепим на штативе два динамометра – прибора для измерения силы. Почему их показания одинаковы? Что это означает?

Объяснение: тела действуют друг на друга с силами равными по модулю и противоположными по направлению. (третий закон Ньютона)

[ 2, стр. 8 ]

Опыт 7

Оборудование: два одинаковых по размеру и массе листа бумаги (один из них скомканный)

Проведение: Одновременно отпустим оба листа с одной и той же высоты. Почему скомканный лист бумаги падает быстрее?

Объяснение: скомканный лист бумаги падает быстрее, так как на него действует меньшая сила сопротивления воздуха.

А вот в вакууме они падали бы одновременно.

[ 2. стр. 12 ]

Опыт 8 « Как быстро погаснет свеча»

Оборудование: стеклянный сосуд с водой, стеариновая свеча, гвоздь, спички.

Проведение: Зажжем свечу и опустим в сосуд с водой. Как быстро погаснет свеча?

Объяснение: Кажется, что пламя зальется водой, как только сгорит отрезок свечи, выступающий над водой, и свеча погаснет.

Но, сгорая, свеча уменьшается в весе и под действием архимедовой силы всплывает.

Замечание: К концу свечи прикрепить снизу небольшой груз (гвоздь) так, чтобы она плавала в воде.

[ 1, стр. 40 ]

Опыт 9 «Несгораемая бумага»

Оборудование: металлический стержень, полоска бумаги, спички, свеча (спиртовка)

Проведение: Стержень плотно обернем полоской бумаги и внесем в пламя свечи или спиртовки. Почему бумага не горит?

Объяснение: Железо, обладая хорошей теплопроводностью, отводит тепло от бумаги, поэтому она не загорается.

[ 1, стр. 64 ]

Опыт 10 «Несгораемый платок»

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, спирт, носовой платок, спички

Проведение: Зажать в лапке штатива носовой платок (предварительно смоченный водой и отжатый), облить его спиртом и поджечь. Несмотря на пламя, охватывающее платок, он не сгорит. Почему?

Объяснение: Выделившаяся при горении спирта теплота полностью пошла на испарение воды, поэтому она не может зажечь ткань.

[ 1, стр. 69 ]

Опыт 11 «Несгораемая нитка»

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, перышко, обычная нить и нить вымоченная в насыщенном растворе поваренной соли.

Проведение: На нити подвесим перышко и подожжем ее. Нить сгорает, а перышко падает. А теперь подвесим перышко на волшебной нити и подожжем ее. Как видите, волшебная нить сгорает, но перышко остается висеть. Объясните секрет волшебной нити.

Объяснение: Волшебная нить была вымочена в растворе поваренной соли. Когда нить сгорела, перышко держится на сплавленных кристаллах поваренной соли.

Замечание: Нить должна быть вымочена 3-4 раза в насыщенном растворе соли.

[ 3, стр. 13 ]

Опыт 12 «Вода кипит в бумажной кастрюле»

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, бумажная кастрюля на нитках, спиртовка, спички.

Проведение: Подвесим бумажную кастрюлю на штативе.

Можно ли закипятить воду в этой кастрюле?

Объяснение: Вся теплота, выделяющаяся при горении, идет на нагревание воды. Кроме того, температура бумажной кастрюли не достигает температуры воспламенения.

[ 2, стр. 37; 3, стр. 12 ]

Пока закипит вода, можно предложить залу вопросы:

1.Что растет вниз вершиной? (сосулька)

2.В воде купался, а сух остался. (Гусь, утка)

3.Почему водоплавающие птицы не намокают в воде? (Поверхность перьев у них покрыта тонким слоем жира, а вода не смачивает жирную поверхность.)

4.С земли и ребенок поднимет, а через забор и силач не перекинет.(Пушинка)

5.Днем окно разбито, на ночь вставлено. (Прорубь)

Опыт 13 «Картофельные весы»

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, металлический стержень, нить, две картофелины одинаковой массы, спички, спиртовка.

Проведение: Укрепим картофелины на концах стержня. Подвесим стержень на нити на штативе. Уравновесим рычаг, передвигая картофелины.

Нагреем один конец стержня в пламени спиртовки. Почему нарушилось равновесие?

Объяснение: При нагревании длина стержня увеличивается. А значит, и плечо этой силы стало больше. По правилу Архимеда рычаг не может находиться в равновесии, если силы равны, а плечи не равны.

Опыт 14 «Загадочная картофелина»

Оборудование: два стеклянных сосуда с водой, картофелина.

Проведение: Поместим одну и ту же картофелину в сосуды с равным количеством воды. В одном сосуде картофелина тонет, а в другом плавает. Объясните загадку картофелины.

Объяснение. В одном из сосудов находится насыщенный раствор поваренной соли. Плотность соленой воды больше, чем чистой. Плотности соленой воды и картофелины примерно одинаковы, поэтому она плавает в растворе соли. Плотность чистой воды меньше плотности картофелины, поэтому она тонет в воде.

[ 3, стр. 10 ]

Очень простые безопасные опыты и эксперименты для детей с водой в домашних условиях для изучения свойств воды (поверхностное натяжение).

Опыты и эксперименты с водой

Эксперименты и опыты - это очень увлекательное и полезное занятие, которое позволяет детям больше узнать о мире, в котором мы живем, его законах, а в данном случае, о свойствах воды.

Уже в среднем дошкольном возрасте ребенок знает, что чистая вода жидкая (но она не всегда бывает жидкой, потому что лед и пар - это другие состояния воды), прозрачная, бесцветная, не обладающая вкусом. - это тоже одна из форм воды. Но это еще не все ее свойства, обо всех свойствах воды до сих пор неизвестно даже ученым.

Вода - это одно из самых удивительных веществ на нашей планете, без нее не смогут жить ни человек, ни животные, ни растения (подробнее о том, почему вода необходима растениям и как с ее помощью происходит их питание - в статье ).

Опыты и эксперименты с водой: поверхностное натяжение воды

Большой плюс экспериментов из этой статьи в том, что их можно выполнять и в домашних условиях, и в детском саду, и в школе. Для их проведения понадобится только вода и то, что обычно есть в доме. Кроме доступных материалов, они настолько простые, что дети и дошкольного возраста, и школьники справятся с этим совершенно самостоятельно.

В результате дети узнают о таком свойстве воды, как поверхностное натяжение, т.е. способность воды образовывать на поверхности очень тонкую пленку. Причем эту пленку дети увидят собственными глазами.

Эксперимент (опыт) с водой и монеткой

Как вы думаете, сколько капелек воды поместится на обычной монетке? Этот эксперимент покажет, что поверхность воды может растягиваться.

Что понадобится:
  • вода, блюдце, монетка, пипетка (или флакон с дозатором из-под лекарств)
Ход эксперимента:
  1. Положить монетку на блюдце, а блюдце - на очень ровную поверхность. То есть если блюдце будет стоять на столе, хоть немного наклоненном на одну сторону, эксперимент закончится гораздо раньше, чем мог бы, и будет менее зрелищным.
  2. В пипетку набрать воды (вместо пипетки мы с дочкой взяли пустой флакончик из-под капель от насморка, сильно его сжали, чтобы вышла часть воздуха, поместили под струю воды из-под крана и разжали - в него стала набираться вода).
  3. Капать воду в центр монетки с очень близкого расстояния, считать количество капель и смотреть, какую форму принимает поверхность воды на монетке.

Результат

Вода на монете будет расположена не ровным тонким слоем, как это может показаться перед экспериментом. Поверхность воды будет растягиваться и становиться все более выпуклой с каждой новой каплей до тех пор, пока тонкая пленочка, которую образует поверхность воды, не порвется. И тогда почти вся вода с монетки вытечет в блюдце.

На моих фотографиях видно, что у нас блюдце стоит неровно, оно наклонено вправо - оттуда вода и начнет вытекать совсем скоро.

Мы с дочерью делали этот эксперимент несколько раз. Самое большое количество капель, которое смогло удержаться на монетке, у нас получилось равным 24. Будем искать более ровную поверхность!

Эксперимент (опыт) с водой и скрепкой

В прошлом эксперименте мы убедились, что поверхность воды похожа на тонкую пленочку, которая может растягиваться. В этот раз мы сможем рассмотреть эту пленочку получше и увидеть, что она может не только удерживать воду внутри, но и не дать утонуть относительно тяжелым предметам и прогибаться под их весом.

Что понадобится:
  • вода, стакан, металлическая скрепка (она должна быть сухой)
Ход эксперимента:
  1. Налить воду в стакан.
  2. Взять скрепку и, держа ее горизонтально, поднести максимально близко к поверхности воды, отпустить.
    Если скрепка утонет, повторить эксперимент, только скрепку положить на маленький кусочек бумажной салфетки, а затем вместе с салфеткой опустить на поверхность воды. Через некоторое время салфетка намокнет и пойдет ко дну.

Результат

Скрепка будет плавать и можно будет рассмотреть, как поверхность воды прогибается под ее весом.

Повторите этот эксперимент, используя воду с растворенным в ней моющим средством (примерно половина чайной ложки жидкости для мытья посуды, жидкого мыла или шампуня на неполный стакан воды).

Что произошло с поверхностным натяжением воды при добавлении в нее моющего вещества, вы узнаете из следующего эксперимента.

Эксперимент (опыт) с водой и конфетти

Этот эксперимент похож на волшебство, но на самом деле он имеет научное объяснение. От прикосновения "волшебной палочки" к воде и команды "Посторонись!" все плавающие в воде конфетти сразу же отплывут к краям блюдца. Можно использовать не палочку, а кусочек мыла или капнуть моющее средство в центр блюдца - конфетти разбегутся по сторонам, как будто не любят мыло.

Что понадобится:
  • вода, блюдце, дырокол, моющее средство (жидкое мыло, шампунь или жидкость для мытья посуды), шпажка (вместо нее можно взять зубочистку или спичку)
Ход эксперимента:
  1. Налить воду в блюдце.
  2. С помощью дырокола сделать из бумаги конфетти (или проводить эксперимент с маленькими пенопластовыми шариками).
  3. Насыпать конфетти в центр блюдца.
  4. По желанию шпажку можно превратить в волшебную палочку, если красиво раскрасить ее акриловыми красками, или обмотать тонкой полоской .
  5. Обмакнуть в моющее средство самый кончик волшебной палочки, вернее, шпажки, и прикоснуться ею к поверхности воды в центре блюдца.
Результат

Конфетти после прикосновения шпажки сразу же послушно переместятся к краям блюдца. Это связано с тем, что моющие средства являются поверхностно-активными веществами, они собираются на поверхности воды и уменьшает ее поверхностное натяжение. На воде образуется мыльная пленка, она растекается, оттесняя конфетти к краям.

А какие результаты получились у вас?

© Юлия Валерьевна Шерстюк, https://сайт

Всего доброго! Если статья была вам полезна, пожалуйста, помогите развитию сайта, поделитесь ссылкой на нее в соцсетях.

Размещение материалов сайта (изображений и текста) на других ресурсах без письменного разрешения автора запрещено и преследуется по закону .

  • Цветной дождь — опыт с водой, краской и пеной…