Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Опубликованы честные цифры ущерба от санкций и эмбарго. Европейские санкции против России в связи с событиями на Украине. Досье

По итогам заседания Еврокомиссии в среду опубликовано заявление председателя исполнительной коллегии ЕС Жан-Клода Юнкера объемом в одну страницу.

Вопреки тому, как его представили многие российские СМИ, оно звучит скорее как озабоченность и предостережение, чем осуждение или вызов. Юнкер заверил, что ЕС полон решимости выполнять санкционный режим против России в связи с Украиной и Крымом, и в этом ЕС и США — союзники.

Для широкой общественности Юнкер пояснил позицию ЕС со свойственной ему иронией, заимствовав формулу Трампа: «Америка прежде всего» — это не значит, что интересы Европы на последнем месте».

Более глубокий смысл этого сигнала в том, что санкции против России — это общее дело Европы и Америки, но надо вместе сделать так, чтобы они не затронули экономические интересы ЕС. Как это сделать — вопрос дальнейших переговоров, которые уже запущены по дипломатическим каналам.

Официальные лица ЕС стараются не испортить дело и не комментируют заявление брюссельского начальника. В нем ровно столько, сколько Брюссель хотел сегодня сказать. Зампред Еврокомиссии Франс Тиммерманс на пресс-конференции отказался отвечать на уточняющие вопросы журналистов: «Мне нечего добавить».

Сама эта немногословность Брюсселя указывает на его намерение решить проблему полюбовно, чтобы не поставить под сомнение солидарность с Вашингтоном, но при имплементации закона свести на нет его ущерб для европейского бизнеса.

Американский закон, по словам Юнкера, может иметь «непреднамеренные односторонние последствия для энергетической безопасности ЕС». Может иметь, а может и не иметь, в зависимости от того, как будет выполняться. Об этом ЕС с США и будут договариваться.

Заявление Брюсселя изобилует сослагательным наклонением и союзом «если». «Если наши озабоченности не будут в достаточной мере учтены, мы готовы предпринять соответствующие действия в течение дней», — пригрозил Юнкер.

«Я не увидел юридического языка в отношении новых санкций США и того, как они могут ударить по энергетическим компаниям ЕС, — поделился со мной своим мнением ведущий эксперт Центра европейских политических исследований (CEPS) Майкл Эмерсон. — Если опасения европейцев окажутся оправданными, они, скорее всего, так и попадут в категорию «непреднамеренных последствий». Но для того и дипломатия, чтобы этого избежать».

Комиссары ЕС озабочены прежде всего «возможным влиянием законопроекта США на энергетическую независимость ЕС».

Их беспокоит, что принятая конгрессом версия допускает санкции против «любой компании (в том числе европейской), которая участвует в развитии, обслуживании, модернизации или ремонте Российской Федерацией своих экспортных газопроводов».

В качестве примеров Юнкер приводит модернизацию российских газопроводов, питающих украинскую ГТС (через нее идет четверть объема экспорта российского газа в ЕС), строительство терминалов СПГ в Финляндии, которое финские фирмы ведут вместе с Газпромом. Но он ни разу не называет самый упоминаемый в этой связи газопровод «Северный поток — 2» (СП2). В нем участвуют германские компании Wintershall, Uniper, англо-голландская Shell, австрийская OMV и французская Engie.

В рабочем документе Еврокомиссии, который прочли особо приближенные к ней журналисты, говорится, что под возможный удар американских санкций кроме СП2 могут попасть еще восемь проектов, в которых участвуют Shell, BP и итальянская Eni. Санкции могут угрожать 50-процентной доле Eni в «Голубом потоке» из России в Турцию и газопроводу CPC, по которому казахстанская нефть должна пойти к черноморским терминалам (в нем задействованы BG Overseas Holdings, Shell и Eni). В документе говорится о «серьезном риске политической эскалации», если Вашингтон пойдет по пути ущемления интересов европейского бизнеса.

«Если [реакция ЕС] полностью не снимает проблему, — продолжает эксперт CEPS Эмерсон, — то у европейцев на первый план выходит политико-экономический аргумент: до сих пор весь процесс санкций опирался на ЕС, чьи экономические интересы в России намного больше, чем у США. Российские контрсанкции на пищевые продукты, например, бьют по европейским интересам гораздо больше, чем по американским. Поэтому США должны выбрать меры, под которые не подпадали бы интересы ЕС».

Поскольку речь идет об экономике, то мы говорим о двух мировых колоссах, в экономических интересах которых Россия — миноритарный партнер. Доля ЕС и США в мировом ВВП составляет, соответственно, около 25 и 20% (даже в расчете по покупательной способности 17 и 16%). Торговый оборот и взаимные инвестиции между США и Европой несравнимо больше, чем их экономические связи с другими странами и регионами. 20,8% экспорта ЕС идет в США и только 4,1% — в Россию. США занимают второе место в европейском импорте (после Китая) — 14,5%, в то время как европейский импорт из России составляет 7%, и почти все это — энергоносители.

Стратегические построения не всегда определяются ближайшей выгодой. Иногда приходится покупать дороже, но у стратегического союзника, чем у партнера, не вызывающего доверия. Вашингтон напомнил европейцам, что краткосрочные корпоративные интересы меньшинства не могут быть выше стратегических интересов безопасности западного мира.

«Если решение не будет достигнуто «тихо и дипломатично», то тему поднимут на высшем политическом уровне (Меркель, Макрон, Туск, Юнкер с Трампом), — считает Эмерсон. — Но тогда возникнет другая проблема: законопроект был инициативой не президента США, а конгресса. Поэтому европейским лидерам придется лоббировать и приводить (конгрессменов) в чувство. Трамп мог бы вернуть законопроект для внесения поправок, но тогда он может потерять лицо, показав слабину перед Россией».

В арсенале Брюсселя на крайний случай (чтобы пригрозить особо ретивым американским законодателям) — возможное принятие закона ЕС об ограничении американской юрисдикции в отношении европейских фирм или ответные меры против американских компаний. Впрочем, пока мало кто в Брюсселе верит, что до этого дойдет.

Противники СП2 выдвигают аргумент, который настораживает членов союза: новый газопровод по дну Балтики сосредоточит 70% импорта российского газа в ЕС на германском маршруте и поможет России использовать цены на газ и возможные скидки для шантажа обойденных этой трубой стран бывшего «советского блока». Он также отнимет у Украины два миллиарда долларов в год за газовый транзит, что примерно равнозначно размеру ежегодной финансовой помощи ЕС этой стране. Отнимать два миллиарда, которые вы ей даете на перестройку под европейские стандарты?

Любые антиамериканские меры Брюсселя должны утвердить все 28 стран-членов союза. Но они по-разному затронуты отношениями между Москвой и Вашингтоном. Центральноевропейские, балтийские и скандинавские страны скорее всего проголосуют, например, против СП2.

Больше всех затронута Германия, потому что она является наряду с Россией бенефициаром СП2. Представитель МИД ФРГ Мартин Шефер, комментируя заявление главного брюссельского чиновника, заявил, что США хотят помешать строительству СП2, чтобы Америка продавала больше сжиженного газа в Европу. Но даже если оставить за скобками СП2, законопроект грозит западным фирмам, которые помогают России добывать газ в Арктике и вести прибыльный бизнес по торговле оружием, ограничат продажу долгов российским банкам.

Как бы ни сбивали накал страстей европейские эксперты и политики, развитие событий может быть интересным. Хотя вряд ли стоит ждать раскола между Америкой и Европой с триумфальной победой России.

На фоне принятия американского законопроекта, значение которого для ЕС несравнимо больше, скандал по поводу несанкционированной перевозки газовых турбин «Сименс» из Тамани в Севастополь ушел на второй план.

В ту же среду через дорогу от здания Еврокомиссии эту тему обсуждал Комитет постоянных представителей Совета ЕС на уровне послов. Как сообщил мне один из представителей ЕС, дипломаты договорились добавить в санкционный список о «нарушении суверенитета Украины» ряд юридических и физических лиц. Предстоит техническая работа по уточнению списка. Соответствующий закон должен принять Совет ЕС, скорее всего по рутинной письменной процедуре.

Ранее разные СМИ на основе «утечек» сообщили, что под санкции могут попасть одноименные ОАО и ООО «ВО «Технопромэкспорт», а также их руководители. В списке, возможно, окажется замглавы Минэнерго России Андрей Черезов, курирующий Крым.

Брюссель

Европа потеряла на антироссийских санкциях более 100 млрд долларов. При этом потери экономики РФ составили около 55 млрд долларов, заявили эксперты ООН.

При этом новый пакет санкций США вызывает все большую тревогу у европейского бизнеса. К примеру, предприниматели Германии опасаются штрафов из-за своих проектов в РФ и призывают европейских политиков и дипломатов не допустить дальнейшего ужесточения санкционного режима.

В целом, от введения санкций против России экономика ЕС ежемесячно теряет 3,2 млрд долларов, пояснил сообщает спецдокладчик ООН по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на осуществление прав человека Идрис Джазаири. По данным экспертов, ЕС за период с 2014 года потерял из-за санкций в два раза больше, чем Россия, т. е. более 100 млрд долларов.

Во время доклада прозучало мнение, что антироссийские санкции были контрпродуктивными, потому что в результате глобализации они затронули в том числе сами страны-инициаторы.

Нельзя, конечно, полностью исключать влияния санкций на Россию: они могли стать «причиной снижения ВВП РФ в период 2014-2016 годов в среднем на 1% максимум», также увеличилось число людей, живущих в России за чертой бедности. Но результаты в целом однозначные - гораздо больший урон экономике России нанесло мировое падение цен на нефть.

А европейский бизнес продолжает страдать вместе с российской экономикой. "По новым правилам правительство США может оштрафовать иностранные компании, если те участвуют в проектах, связанных с инвестированием, обслуживанием, изготовлением оборудования для российских трубопроводов. В особенности это касается проекта «Северный поток-2", - поясняется в материалах Российско-Германской внешнеторговой палаты (ВТП).

Напомним, вчера был обнародован результат опроса, проведенного в августе 2017 года среди членов ВТП. Выяснилось, что 97% опрошенных представителей германского бизнеса оценивают новый американский закон о санкциях отрицательно, среди них 77% - «однозначно негативно».

К санкциям в среде немецких бизнесменов позитивно относятся лишь 3% опрошенных компаний. Больше половины опрошенных (52%) сообщили, что новые санкции прямо или косвенно, но затронут их бизнес. Фактически, непосредственно затронутыми могут оказаться 14% компаний, опосредованно - 38. Около трети респондентов (30%) указало, что новые санкции США их не затронут. А для 18% опрошенных пока не ясно, повлияют ли санкции на их бизнес.

Но почти две трети компаний (65%) ожидают, что санкции отрицательно скажутся на их бизнесе. Вместе с тем почти три четверти респондентов (72%) планируют сохранить в России степень деловой активности и инвестиций на прежнем уровне, а 15% собираются даже нарастить деятельность и увеличить объем инвестиций в российский рынок. Сократить же свою активность из-за санкций собираются 13% опрошенных.

Европейские бизнесмены считают, что санкции призваны продвигать экономические интересы США, в итоге почти три четверти компаний (73%) "призывают ЕС и правительство ФРГ к ответным мерам".

В то же время россияне стали меньше бояться того, что их зарплата будет снижена. Об этом свидетельствуют результаты исследования РАНХиГС, в котором сказано, что 40,4% россиян боятся снижения зарплаты, тогда как годом ранее этот показатель составлял 49,9%.

Таким образом, некоторая часть работающего населения страны перестала ощущать себя в зоне риска. Но примерно треть российских работников все еще боятся потерять свое место - об этом заявили 36,6% респондентов. Отметим, что в июне 2016-го года показатель составлял 38,8%, а в мае 2015-го - 30,3%. Но в целом можно сделать вывод, что острота проблема ощутимо спала.

Европейский Союз пока не планирует вводить новые санкции против Российской Федерации. Об этом рассказал посол ЕС в России Маркус Эдерер в интервью «Коммерсанту». По словам Эдерера, нынешние ограничения Евросоюза призваны способствовать выполнению Минских соглашений и не являются самоцелью.

«Евросоюз ввел в отношении России собственные санкции, и на это есть причины. Как мы неоднократно подчеркивали, санкции не являются самоцелью — они необходимы, чтобы способствовать выполнению минских соглашений. Это основная задача санкций ЕС. В данный момент на повестке нет других санкций», — заявил Эдерер.

В то же время, посол отметил, что пока Брюссель не планирует координировать свои санкционные усилия с американским законом CAATSA (О противостоянии противникам Америки посредством санкций) и так называемым «кремлевским списком».

«США проводят собственную политику. Что касается санкций, связанных с минскими соглашениями, то Вашингтон и Брюссель координируют свои действия. Но в то же время у США действительно есть новый инструмент — CAATSA, хотя сейчас слишком рано делать выводы о том, как он будет применяться. Я могу только сказать, что Евросоюз — это суверенное объединение и его страны-члены будут самостоятельно принимать решения о том, вводить или не вводить те или иные ограничения», — сказал Эдерер.

На уточняющие вопросы о том, что предпримет Евросоюз, если санкции США затронут европейские компании и, в частности, энергетические проекты вроде «Северного потока-2», посол ЕС в России отвечал уклончиво и ссылался на то, что пока что рано говорить о том, как будет работать CAATSA. Хотя и признал, что Ассоциация европейского бизнеса уже негативно оценила появление списка, так как он создает дополнительные риски и неопределенность.

«Что касается Евросоюза как официальной структуры, то мы пока вообще не увидели никаких последствий от этой публикации. Как говорят сами американцы, это пока всего лишь список», — подытожил Эдерер.

Тем не менее, очень скоро CAATSA перестанет быть «просто списком». Как сообщило издание The Hill, министр финансов США Стивен Мнучин во время слушаний в комитете сената 14 февраля пообещал, что новые антироссийские санкции за «вмешательство России в выборы» уже на подходе.

В ходе слушаний администрация Трампа подверглась критике из-за того, что не ввела новые санкции в январе, когда вышел крайний срок, предусмотренный законом. В ответ Мнучин заверил, что санкции уже разрабатываются и вскоре будут приняты.

«Это ни в коем случае не должно быть интерпретировано так, словно мы не вводим санкции против кого-либо из тех, кто упомянут в этом докладе», — добавил Мнучин.

До сих про европейское и американское руководство согласовывали санкции между собой и принимали их почти синхронно. Но CAATSA фактически позволяет США вводить санкции против любого предприятия, в том числе европейского, которое сотрудничает с фигурантами «кремлевского доклада». А это может затронуть и энергетические проекты Евросоюза, в частности, газопровод «Северный поток-2», разрешение на прокладку которого в своих территориальных водах недавно выдала Германия.

Ранее Евросоюз уже дал понять, что санкции американских партнеров против европейских компаний и энергетических проектов не соответствуют духу евроатлантической солидарности. Собственно, именно после консультация с Брюсселем в Вашингтоне выпустили пояснение к санкционному акту, в котором отметили, что закон касается только энергетических проектов, начатых после августа 2017 года.

Так что если под давлением антироссийски настроенного истеблишмента администрация Трампа все же примет новые санкции, которые могут затронуть европейцев, тем это вряд ли понравится. До сих пор принятие ограничений против России шло параллельно, но теперь эта тенденция может быть переломлена.

Правда, не исключено, что будет найден компромиссный вариант, который затрагивает участников санкционного списка, но не особо бьет по интересам европейцев. Тогда вопрос только в том, присоединится ли Брюссель к новым американским санкциям, несмотря на заверения, что пока таких планов нет. Ведь, как считают политологи, суверенитет Евросоюза в таких моментах весьма ограничен.

Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин считает, что европейским политикам и бизнесу очень скоро придется выбирать, с кем продолжать отношения — с Россией или США — и тут выбор явно будет не в нашу пользу.

— Сейчас Запад меняет саму методику наложения санкций на Россию. Раньше это были пакетные санкции в полном смысле слова. Грубо говоря, США принимали пакет санкций в отношении российской экономики, который характеризовался конкретикой. В нем были перечислены определенные отрасли и конкретные санкции, которые на них накладываются. Через какое-то время этот пакет под американским давлением копировали европейцы. Такой подход в принципе укладывается в юридические рамки.

Сейчас же США отказались от этого подхода, и будут вводить санкции ad hoc, то есть «по случаю». По их мнению, потенциально виновны все представители России, будь то чиновники или частные компании. А вот насколько они виновны, Вашингтон будет решать в каждом конкретном случае, как и то, обнародовать ли обоснование своего решения или нет.

Американцы высказали эту позицию еще в прошлом году, и сейчас последовательно ее придерживаются. Всем западным контрагентам шлется сигнал, что общение с любыми представителями России в бизнесе, а тем более на государственном уровне, потенциально токсично, то есть опасно. Вы не знаете, какие негативные последствия из-за этого могут наступить. Теоретически они могут и не наступить, но скорее всего, меры все же будут, вот только какие именно, вы знать заранее не можете. Это будет решаться в каждом отдельном случае. И в этом главная опасность такого подхода.

«СП»: — То есть хочешь-не хочешь, европейцам придется присоединиться к новым санкциям?

— Если раньше на Европу осуществлялось системное давление с тем, чтобы они вводили секторальные санкции, сейчас американцы поступают по-другому. Яркий пример — история с Сулейманом Керимовым . У европейцев существовали определенные материалы о бизнес-деятельности Керимова на территории Франции, но их не хватало, чтобы дать делу ход. А потом Соединенные Штаты передали французской стороне документы о якобы имевших место попытках вмешательства в тамошние президентские выборы, и сразу после этого у местных властей возникли к предпринимателю вопросы. Это была последняя капля.

Мы видим, что механизм взаимодействия США и Европы по санкционным вопросам меняется. Теперь по каждому отдельному человеку или группе лиц будут передаваться какие-то материалы и приниматься решения ad hoc, то есть не системно.

«СП»: — А если это будет затрагивать интересы европейского бизнеса?

— Естественно, эти санкции затрагивают интересы европейского бизнеса. Но и санкции, которые были введены в 2014 году, тоже затрагивали его интересы. Но бизнес на то и бизнес, что мыслит не эмоциями, а цифрами и фактами. И когда перед европейским бизнесом встает вопрос о введении санкций, условно говоря, на стол кладут два листочка. На одном расписаны потери, которые европейский бизнес может понести на рынках, подконтрольных США, а на другом — те потери, которые он понесет в России. Потом две цифры сравниваются. Так, например, было в ситуации с Siemens и турбинами для электростанции в Крыму.

Так как вес российской экономики гораздо меньше американской, а уж тем более меньше, чем вес американской экономики в совокупности с другими юрисдикциями, которые ориентируются на США, выбор, как правило, делается не в пользу российского листочка.

Есть определенные исключения, когда интересы России и Европы совпадают стратегически, как в случае с «Северным потоком-2», где сопротивление европейского бизнеса и властей будет идти до последнего. Американцы пока не могут предложить европейцам равнозначную компенсацию. Но хоть это очень капиталоемкий вопрос, он стоит особняком. По большинству же остальных вопросов решение европейского бизнеса будет не в пользу России просто потому, что наш рынок меньше рынка США и их союзников.

«СП»: — США готовы пока оставить «Северный поток-2» в покое и сосредоточиться на других аспектах российско-европейского сотрудничества?

— Вашингтон не собирается оставлять «Северный поток-2» в покое. В самом августовском законе, подписанном Трампом, четко сказано, что американцы будут всячески противодействовать реализации этого проекта. Но в этом случае слишком серьезны интересы европейцев — и финансовые, и экономические, и стратегические. США не могут предложить равнозначной альтернативы, и торпедирование «Северного потока-2» пока пробуксовывает. Строительство медленно, но продвигается. Но, повторю, это частный случай. В большинстве других вопросах цифры однозначно будут говорить не в пользу сохранения экономических отношений с Россией.

Введение санкций

Европейский союз начал вводить санкции в отношении России в связи с событиями на Украине в марте 2014 года. Решение о том, что "в случае отсутствия разрядки напряженности в Крыму" Евросоюз будет применять "меры давления на Россию", было принято на экстренном саммите ЕС 6 марта 2014 года. Тогда же было объявлено об отмене саммита Россия-ЕС (был запланирован на июнь 2014 года), приостановлены переговоры о безвизовом режиме и о новом базовом соглашении о сотрудничестве.

Затем ЕС ввел в отношении России три пакета санкций: персональные, секторальные и так называемый крымский санкционный пакет.

Персональные санкции

Персональные санкции были введены в отношении физических и юридических лиц России и Украины - представителей руководства РФ, российских политиков, бизнесменов и силовиков, а также руководителей провозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) и ряда их военных и политических структур. Всем, кто числится в списке, запрещен въезд в ЕС, а их активы в случае обнаружения в европейских банках замораживаются.

Первый санкционный список был опубликован 17 марта 2014 года. В него был включен 21 человек, в том числе руководитель фракции Госдумы "Справедливая Россия" Сергей Миронов и премьер-министр Крыма Сергей Аксенов. Затем он расширялся 12 раз (последний раз - 21 ноября 2017 года).

В настоящее время список включает 150 физических и 38 юридических лиц (за время действия санкций ряд лиц, включенных в список, скончались или были убиты).

Первоначально санкции были введены на шесть месяцев, затем их стали продлевать раз в полгода, последний раз - 14 сентября 2017 года (вступили в силу 15 сентября, действуют до 15 марта 2018 года).

Секторальные санкции

Секторальные санкции были введены 1 августа 2014 года. Они включают запрет на поставки в Россию и вывоз из России вооружения и "связанных с ним материалов", поставки в Россию "товаров и технологий двойного назначения", а также предоставление инновационных технологий для нефтедобывающей промышленности.

В частности, был введен запрет на долговое финансирование учреждениями ЕС трех топливно-энергетических компаний ("Роснефть", "Транснефть", "Газпром нефть") и трех крупнейших оборонных концернов ("Уралвагонзавод", "Оборонпром" и Объединенная авиастроительная корпорация), введены ограничения на торг их облигациями, срок обращения которых превышает 30 дней, и на участие в выпуске таких ценных бумаг.

Девяти российским оборонным концернам были запрещены поставки европейских технологий двойного назначения. В список попали АО "Сириус", "Станкоинструмент", "Химкомпозит", "Калашников", Тульский оружейный завод, "Технологии машиностроения", "Высокоточные комплексы", "Алмаз-Антей" и НПО "Базальт". Были установлены ограничения на предоставление займов и оказание инвестиционных услуг пяти российским банкам - Сбербанку, ВТБ, Газпромбанку, ВЭБ и Россельхозбанку. Ограничено сотрудничество с РФ в сфере услуг по глубоководной разработке месторождений и добыче нефти.

Всего под действие ограничительных мер попали 20 российских финансовых, нефтедобывающих и оборонных структур (списки были опубликованы 31 июля и 12 сентября 2014 года).

Санкции вводились на 12 месяцев, затем их стали продлевать каждые полгода. Последний раз решение о продлении было принято 28 июня 2017 года (действуют до 31 января 2018 года).

Крымские санкции

Первые крымские компании попали под санкции ЕС 12 мая 2014 года. Это были "Черноморнефтегаз" и Феодосийская нефтебаза. 26 июля 2014 года ограничительные меры распространили еще на девять крымских компаний. Среди них Керченская переправа, Керченский и Севастопольский морской торговый порт, "Универсал-Авиа", НПО "Массандра", Завод шампанских вин "Новый свет". Эти меры были разработаны в рамках стратегии ЕС о непризнании воссоединения Крыма с Россией.

30 июля 2014 года ЕС ввел запрет на импорт крымских товаров, не имеющих украинской лицензии, а также на поставки товаров и технологий для крымских компаний, работающих в сфере транспорта, телекоммуникаций и энергетики (в том числе связанных с добычей и производством полезных ископаемых).

19 декабря 2014 года был введен запрет на инвестиции и торговлю, приобретение недвижимости, строительство инфраструктуры и оказание туристических услуг, а также ограничения на экспорт товаров и технологий для энергетического сектора, транспорта и телекоммуникаций, разведки и добычи углеводородов и минералов.

Помимо этого, ЕС запрещает выдачу въездных виз владельцам российских загранпаспортов, полученных в Крыму. Круизным судам, принадлежащим европейским компаниям или ходящим под флагом Евросоюза, было запрещено заходить в семь крымских портов (Севастополь, Керчь, Ялту, Феодосию, Евпаторию, Черноморск и Камыш-Бурун), а самолетам совершать посадку в аэропортах полуострова за исключением экстренных ситуаций.

Первоначально санкции вводились на 12 месяцев. Затем их продлевали три раза, последний - 19 июня 2017 года (действуют до 23 июня 2018 года).

Последствия санкций

По данным ООН на 2017 год, от введения санкций против России экономика ЕС ежемесячно теряет $3,2 млрд, а российская - около $15 млрд в год. В общей сложности с 2014 года потери ЕС составили более $100 млрд, а РФ - около $55 млрд. В докладе также сказано, что санкции против РФ не возымели ожидаемого эффекта, так как затронули сами страны-инициаторы из-за глобализации и полной интеграции РФ в мировую экономику.