Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Николо-Клобуковский монастырь (Кашин)

Почему монастырь Клобуков? Существует несколько версий. Во-первых, есть легенда о том, как нашли здесь монашеский клобук (головной убор). По преданию «когда свт. Иоанн, архиепископ Новгородский, ехал на бесе в Иерусалим, то у него на пути через Кашин упал с головы клобук». Где клобук был найден, там святитель повелел поставить монастырь.

Во-вторых, может быть, и не Клобуков, а Каблуков. Это название объяснить легче. У стен монастыря речка Вонжа впадает в Кашинку. В месте впадения - узкий мыс в виде каблука, на «каблуке» стоит монастырь.

Клобуков монастырь - одно из самых колоритных мест современного Кашина. Основан монастырь приблизительно в 1400 году. Здесь всегда очень тихо. Отсюда открывается великолепный вид на Воскресенский собор.

В этом монастыре около 1420 года был пострижен в монахи Макарий, Калязинский чудотворец, основатель крупного Троицкого (Макарьева) монастыря в Калязине. В миру звали его Матвеем, был он из рода бояр Кожиных.

Его иноческим подвигам дивилась вся монастырская братия, но Макарий ушел из монастыря и в густом лесу на берегу речки Жабня, на землях, принадлежавших боярину Ивану Каляге, построил себе малую келейку, в которой и уединился, пребывая в непрестанном посте и молитве.

Спустя годы появились у Макария сподвижники, построили они церковь и кельи - так основалась Троицкая обитель. Макарий Калязинский много помогал людям и при жизни, и после смерти своей. Он умер в 1483 году. Мощи были обретены спустя 38 лет. В настоящее время мощи Макария Калязинского находятся в Твери в церкви Белая Троица.

В период «литовского нашествия» в 1609 г. монастырь был разорен.

В 1664 г. заложен каменный храм во имя святой Троицы с приделом во имя св. Николая Чудотворца, сменивший небольшой деревянный. Деньги на его сооружение были выделены богатыми помещиками Анисимовыми. Позднее он превратился в придел Троицкой соборной церкви, построенной в 1664–1684 гг. Никольская церковь, как и Троицкий собор, была одноглавой. С южной стороны к ней примыкала шатровая колокольня.

В XV веке монастырь процветал.

В 1764 г. у него были отобраны вотчины с крестьянами, монастырь причислен к заштатным. Вскоре после этого Введенский деревянный храм обращен в приходскую церковь и отошел от монастыря. Долгое время монастырь был духовно-административным центром довольно значительного района, при нем в 1777 году было открыто духовное правление.

В середине XVIII в. собор был реконструирован, с северной стороны пристроен небольшой Никольский придел, а с западной была длинная паперть, которая служила основанием колокольни, высотой в 12 саженей, выстроенной в 1818 г. К северу от собора поднималась Покровская надвратная церковь, построенная в 1680–1709 гг. Нижний этаж прорезан тремя арками, а верхний имел небольшой храм с прямоугольным алтарем и аркадой-папертью.

В 1715–1740 гг. монастырь был обнесен каменной оградой, в это же время поставлены кирпичные здания трапезной и казенной палаты на погребах, игуменские кельи на подклетях.

В юго-восточной части монастыря на средства купцов Ждановых в 1851–1854 гг. построен храм св. Алексея. Церковь крупного объема имела большое значение для монастыря.

В 1879 г. построено здание для настоятеля.

С запада от церкви в 1903 г. была поставлена часовня, которую прежде покрывал четырехгранный шатер. Она служила футляром для деревянной кельи, в которой по преданию жил инок Макарий.

После революции монастырь просуществовал недолго. Рассказывают, что однажды всех монахов посадили в машину и увезли в неизвестном направлении…

В 1929 г. сняты колокола и разобран иконостас, в 1931 г. разобрана колокольня. В этом же 1931 г. в монастыре устроен свинарник, а в нижнем этаже Алексеевской церкви - колбасная артель «Инвалид», а затем гончарная мастерская.

Впоследствии в зданиях обители разместился Кашинский мясокомбинат. В келье прп. Макария был устроен забойный цех. Конец деятельности мясокомбината положил пожар, произошедший в конце 1980-х годах, который уничтожил все имущество предприятия и почти не повредил монастырские постройки.

В 1932 г. разобрали Троицкий собор, в 1934 г. - южную часть ограды монастыря. Кельи монастыря приспособили под жилые помещения горожан.

Монастырь вновь открыт 18 июля 1994 г. Восстановительные работы в монастыре начались 14 октября 1995 г. По началу монастырь был мужским. Но после его передали монахиням.

В монастыре три каменных храма:
– во имя святой Троицы (1664 г.) с приделом во имя св. Николая Чудотворца (освящен в 1832 г.);
– в честь покрова пресвятой Богородицы (построен в 1400 г., возобновлен в 1821 г.);
– во имя св. Алексия, митрополита Московского, (освящен в 1851 г.) с двумя приделами: в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя свв. апп. Петра и Павла (освящены в 1854 г.).
Имелась высокая надвратная колокольня.

Величайшую драгоценность обители составляет келия преп. Макария, в которой он положил начало иноческих подвигов. Она существует с 1425 года. В этой келье, имеющей весьма небольшую величину, сохранялись аналой, древний крест и подсвечник преподобного. В монастырской ризнице хранились схима, старинные хоругви, ковчег, сосуды, крест с 112 частицами мощей разных святых, железные вериги и т. п. В библиотеке хранилось несколько ценных рукописных старопечатных книг.

Клобуков монастырь в честь святителя Николая Мирликийского в Кашине , женский монастырь Тверской епархии

Монастырь расположен на возвышенном левом берегу реки Кашинки, при впадении в неё речки Вонжи, на северо-восточной стороне города Кашина .

Мужской монастырь

В период "литовского нашествия" в году монастырь был разорен сожжен поляками.

В году заложен небольшой каменный храм святителя Николая, сменивший небольшой деревянный. Деньги на его сооружение были выделены богатыми боярами Анисимовыми. Позднее он превратился в придел Троицкой соборной церкви, построенной в - годах. Никольская церковь, как и Троицкий собор, была одноглавой. С южной стороны к ней примыкала шатровая колокольня.

В - годах на пожертвования генеральши Секиатовой монастырь был обнесен каменной оградой с тремя башнями, в это же время поставлены кирпичные здания трапезной и казенной палаты на погребах, игуменские кельи на подклетах.

В начале XVIII века монастырь процветал. В году у него были отобраны вотчины с крестьянами, и согласно манифесту Екатерины II монастырь причислен к заштатным. Вскоре после этого Введенский деревянный храм обращен в приходскую церковь и отошел от монастыря. Долгое время монастырь был духовно-административным центром довольно значительного района, при нем в году было открыто духовное правление.

В середине XVIII века собор был реконструирован, с северной стороны пристроен небольшой Никольский придел, а с западной была длинная паперть, которая служила основанием колокольни, высотой в 12 саженей, выстроенной в году. К северу от собора поднималась Покровская надвратная церковь, построенная в - годах.

В юго-восточной части монастыря на средства купцов Ждановых в - годах построен храм святителя Алексея. Церковь крупного объема имела большое значение для монастыря. С запада от церкви в году была поставлена часовня, которую прежде покрывал четырехгранный шатер. Она служила футляром для деревянной кельи, в которой, по преданию, жил инок Макарий.

В году в монастыре утверждается архимандрития. В году построено двухэтажное здание для настоятеля.

В году с храмов монастыря были сняты колокола и разобран иконостас, в году разобрана колокольня. В этом же году в монастыре устроен свинарник, а в нижнем этаже Алексеевской церкви - колбасная артель “Инвалид”, а затем гончарная мастерская.

В году разобрали Троицкий собор, в году - южную часть ограды монастыря. Кельи монастыря приспособили под жилые помещения горожан.

В монастыре подвизались и другие общерусские святые, такие как преподобные Савва Вишерский , Паисий Угличский . Здесь захоронены местночтимые святые - схимонах Сергий и схимонахиня Марфа (Анисимовы), благотворители монастыря. В конце жизни супруги Анисимовы приняли монашество и после кончины были погребены под полом Никольского храма.

Возрождение обители

Решением Священного Синода РПЦ от 18 июля года монастырь был возрожден. Стараниями правящего архиерея был восстановлен надвратный храм, и им же освящен престол в честь Покрова Божией Матери.

14 октября года в монастыре начались восстановительные работы и была возобновлена служба в часовне.

Женский монастырь

В году проведено электрическое отопление в действующем храме, сделана крыша над алтарной частью Алексеевского храма, продолжился ремонт двух этажного дома для проживания насельниц. Сделан косметический ремонт в трапезной. "Тверьреставрация" за два года сделала ремонт крыши, укрепили кладку фундамента, вставила на первом этаже рамы и побелили дом.

В настоящее время восстановлены два из трех храмов обители - надвратный Покровский и Алексеевский собор. Литургия в монастыре совершается почти ежедневно (5-7 раз в неделю). Обитель принимает паломников, сестры или монастырский священник проводят экскурсии по монастырю.

Статистика

  • - 2 монаха
  • - игумения и 9 послушниц

Святыни

  • старинная рака св. Анны Кашинской с частицей мощей
  • копия древней иконы века Одигирия (оригинал в музее Андрея Рублева)
  • воссозданная келья Макария Калязинского и частица его мощей
  • иконы с частицами мощей св. Николая Чудотворца, преп. Серафима Саровского, преп. Макария Калязинского, св. великомучениц Екатерины и Варвары, преп. старцев Оптинских и Глинских, частица главы Иоанна предтечи, преп. Марии Египетской, св. великомуч. Георгия Победоносца и многих других святых

Архитектура

Монастырский комплекс состоит из трех храмов и часовни. Сохранились до наших времен настоятельский и два сестринских корпуса, в которых ведутся реставрационные работы.

Троицкий собор

В центре монастырского комплекса расположен каменный Троицкий собор возведенной в - годах, с приделом святителя Николая.

Первоначальный вид Троицкого собора можно представить по планам Кашина конца XVII века. Фасады завершались полукруглыми кокошниками, над сводом поднималась единственная глава. Придел также был одноглавым. С южной стороны стояла шатровая колокольня. В середине XVIII века собор был реконструирован. Он стал первым в Кашине сооружением типа "восьмерик на четверике". Силуэт здания сделался более весомым, приметным издали.

Массивный кубический объем переходил в широкий тяжеловесный восьмигранник. С северной стороны примыкал миниатюрный Никольский придел с полуциркульной апсидой и ризницей, а с западной - паперть, вытянутая вдоль поперечной оси и раскрытая арочными проемами. Она служила основанием колокольни, варьировавшей в меньшем масштабе и более легких пропорциях схему восьмерика на четверике. С центральным помещением паперть была соединена аркой, увеличенной в году. До наших дней храм дошел в сильно искаженном виде и со значительными утратами.

Алексеевская церковь

Храм расположен в юго-восточной части монастырского комплекса. Представляет собой каменный трех престольный храм с одной главою, возведенный в - годах на средства купцов братьев Алексея и Петра Ждановых. Главный холодный предел храма освящен во имя Святителя Алексия, Митрополита Московского и всея Руси, 23 сентября года при архиепископе Гаврииле. Теплые пределы: правый - в честь Тихвинской Божией Матери и левый - во имя святых Апостолов Петра и Павла, были освящены 24 января года. Теплые пределы от холодной части храма отделяла деревянная оштукатуренная стена. В главный предел можно было попасть через отдельный вход с северной стороны, а теплые пределы - с западной стороны. Крыша храма была покрыта листовым железом, окрашенным медянкой, а купол с железным вызолоченным крестом - листовым белым железом.

У храма была своя каменная четырех ярусная колокольня высотой 12 сажен, построенная в ограде с восточной стороны. В году к храму с западной стороны была пристроена часовня во имя преподобного Макария Калязинского.

Покровская церковь

Покровский храм над "святыми воротами" расположенный к северу от Троицкого собора, был возведен до года, возможно, в самом конце XVII века. Нижний ярус прорезан тремя арками. Наверху - небольшой храм с прямоугольным алтарем и Г-образной аркадой-папертью, прилегающей с юга и запада. Повышенный четверик заключает в плоскости стен по три полукруглых кокошника, а его северный фасад отмечен по краям парными полуколонками и восьмигранным окном по оси. Эта деталь пришла из архитектуры "нарышкинского", или московского барокко конца XVII века. На трибуне с перспективными кокошниками покоится барабан, декорированный аркатурно-колончатым поясом и несущий главу.

Своеобразие и динамику придает сооружению смелое сочленение прямоугольного с круглым угловым объемом. Такой прием напоминает фланкирование башнями надвратных сооружений в ансамблях Ростова и Ярославля. Но здесь зодчие не только отказались от уравновешенной симметрии, но и превратили единственную башню в колокольню. Арочные проемы звона окаймлены непрерывным валиком в виде архивольтов с плечиками. Снизу этот ярус отделен широким поясом, состоящим из тяг, ленты поребрика и ряда ширинок с обронными ромбиками. Ярус звона равен по высоте галерее четверика; мотив арок с архивольтами, горизонтальные тяги, полосы филенок и поребрика переходят с одной части на другую. Этим подчеркивается единство композиции.

Макарьевская часовня

(c апреля 2009)

Использованные материалы

  • "Николаевский Клобуков монастырь," - страница сайта Православные храмы Тверской земли :
  • "Кашин. Николаевский Клобуков монастырь," - страница Народного каталога православной архитектуры :
  • "Николаевский Клобуков женский монастырь," страница официального сайта Тверской епархии:
57°21′44″ с. ш. 37°37′39″ в. д.  /  57.36222° с. ш. 37.62750° в. д.  / 57.36222; 37.62750 (G) (Я) Конфессия Православие Тип Женский Первое упоминание 1420 Дата основания XIV Реликвии и святыни Ранее была икона св. Николая Можайского Статус Действующий монастырь

Никола́евский Клобу́ков монасты́рь - действующий женский (до 1929 г. мужской) православный монастырь в городе Кашин Тверской области , расположенный на возвышенном левом берегу реки Кашинки при впадении в неё речки Вонжи .

История

Согласно преданию, монастырь основан в середине XIV века . Документально известно, что обитель существовала в 1420 году . В это время в монастыре принял иночество Матфей Кожин - впоследствии преподобный Макарий Калязинский .

Первый храм обители был построен в честь святителя Николая Мирликийского - отсюда и первое имя.

Второе название - Клобуков - упоминается ещё в XV веке и связано со святителем-чудотворцем Иоанном Новгородским , занимавшим Новгородскую кафедру во второй половине XII века. По преданию, архиепископ, укротив беса, повелел везти себя в Иерусалим , поклониться Гробу Господню. Пролетая над Кашиным , святитель обронил свой клобук , который был впоследствии найден. На месте этом и был возвёден Николаевский Клобуков монастырь.

Конец деятельности мясокомбината положил пожар, произошедший в конце 1980-х годов , уничтоживший имущество предприятия и почти не повредивший монастырские постройки.

Современное состояние

См. также

Напишите отзыв о статье "Клобуков монастырь"

Примечания

Ссылки

  • (недоступная ссылка - история ) . Тверской региональный ресурсный центр // А. Горягина, О. Лукина (17 апреля 2007). Проверено 7 октября 2009.
  • . - на сайте «Русские церкви». Проверено 7 октября 2009. .
  • . - на сайте «Храмы России» (Temples.ru). Проверено 7 октября 2009. .

Отрывок, характеризующий Клобуков монастырь

– Когда вы едете? – спросил он.
– Ah! ne me parlez pas de ce depart, ne m"en parlez pas. Je ne veux pas en entendre parler, [Ах, не говорите мне про этот отъезд! Я не хочу про него слышать,] – заговорила княгиня таким капризно игривым тоном, каким она говорила с Ипполитом в гостиной, и который так, очевидно, не шел к семейному кружку, где Пьер был как бы членом. – Сегодня, когда я подумала, что надо прервать все эти дорогие отношения… И потом, ты знаешь, Andre? – Она значительно мигнула мужу. – J"ai peur, j"ai peur! [Мне страшно, мне страшно!] – прошептала она, содрогаясь спиною.
Муж посмотрел на нее с таким видом, как будто он был удивлен, заметив, что кто то еще, кроме его и Пьера, находился в комнате; и он с холодною учтивостью вопросительно обратился к жене:
– Чего ты боишься, Лиза? Я не могу понять, – сказал он.
– Вот как все мужчины эгоисты; все, все эгоисты! Сам из за своих прихотей, Бог знает зачем, бросает меня, запирает в деревню одну.
– С отцом и сестрой, не забудь, – тихо сказал князь Андрей.
– Всё равно одна, без моих друзей… И хочет, чтобы я не боялась.
Тон ее уже был ворчливый, губка поднялась, придавая лицу не радостное, а зверское, беличье выраженье. Она замолчала, как будто находя неприличным говорить при Пьере про свою беременность, тогда как в этом и состояла сущность дела.
– Всё таки я не понял, de quoi vous avez peur, [Чего ты боишься,] – медлительно проговорил князь Андрей, не спуская глаз с жены.
Княгиня покраснела и отчаянно взмахнула руками.
– Non, Andre, je dis que vous avez tellement, tellement change… [Нет, Андрей, я говорю: ты так, так переменился…]
– Твой доктор велит тебе раньше ложиться, – сказал князь Андрей. – Ты бы шла спать.
Княгиня ничего не сказала, и вдруг короткая с усиками губка задрожала; князь Андрей, встав и пожав плечами, прошел по комнате.
Пьер удивленно и наивно смотрел через очки то на него, то на княгиню и зашевелился, как будто он тоже хотел встать, но опять раздумывал.
– Что мне за дело, что тут мсье Пьер, – вдруг сказала маленькая княгиня, и хорошенькое лицо ее вдруг распустилось в слезливую гримасу. – Я тебе давно хотела сказать, Andre: за что ты ко мне так переменился? Что я тебе сделала? Ты едешь в армию, ты меня не жалеешь. За что?
– Lise! – только сказал князь Андрей; но в этом слове были и просьба, и угроза, и, главное, уверение в том, что она сама раскается в своих словах; но она торопливо продолжала:
– Ты обращаешься со мной, как с больною или с ребенком. Я всё вижу. Разве ты такой был полгода назад?
– Lise, я прошу вас перестать, – сказал князь Андрей еще выразительнее.
Пьер, всё более и более приходивший в волнение во время этого разговора, встал и подошел к княгине. Он, казалось, не мог переносить вида слез и сам готов был заплакать.
– Успокойтесь, княгиня. Вам это так кажется, потому что я вас уверяю, я сам испытал… отчего… потому что… Нет, извините, чужой тут лишний… Нет, успокойтесь… Прощайте…
Князь Андрей остановил его за руку.
– Нет, постой, Пьер. Княгиня так добра, что не захочет лишить меня удовольствия провести с тобою вечер.
– Нет, он только о себе думает, – проговорила княгиня, не удерживая сердитых слез.
– Lise, – сказал сухо князь Андрей, поднимая тон на ту степень, которая показывает, что терпение истощено.
Вдруг сердитое беличье выражение красивого личика княгини заменилось привлекательным и возбуждающим сострадание выражением страха; она исподлобья взглянула своими прекрасными глазками на мужа, и на лице ее показалось то робкое и признающееся выражение, какое бывает у собаки, быстро, но слабо помахивающей опущенным хвостом.
– Mon Dieu, mon Dieu! [Боже мой, Боже мой!] – проговорила княгиня и, подобрав одною рукой складку платья, подошла к мужу и поцеловала его в лоб.
– Bonsoir, Lise, [Доброй ночи, Лиза,] – сказал князь Андрей, вставая и учтиво, как у посторонней, целуя руку.

Друзья молчали. Ни тот, ни другой не начинал говорить. Пьер поглядывал на князя Андрея, князь Андрей потирал себе лоб своею маленькою рукой.
– Пойдем ужинать, – сказал он со вздохом, вставая и направляясь к двери.