Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Министр государственной безопасности ссср. Мгб ссср

Министерство Государственной Безопасности СССР (МГБ) было создано 15 марта 1946 г., в рамках реорганизации наркоматов в министерства.

Эта реорганизация объяснялась тем, что после Второй мировой войны была окончательно утрачена перспектива «мировой революции», и революционная терминология стала неактуальной: нужно было думать о безопасности СССР. Значительная часть населения связывала окончание войны с надеждами на либерализацию режима. Одновременно резко обострилась социально-экономическая ситуация в стране. Это означало необходимость усиления карательных органов и еще большую ориентацию их на политические репрессии. Таким образом, в функциях МГБ изначально закладывалось противоречие между необходимостью обеспечения государственной безопасности и необходимостью подавлять собственное население. Очевидно, что курс на политический террор безопасность страны лишь ослабляет.

Отличие практики МГБ от предыдущих структур НКВД или ВЧК – в том, что террор стал «специализированным», направленным против относительно небольших социальных, национальных и общественных групп. Это объясняется как усложнением структуры советского общества, так и локальностью протестных настроений.

На конец 1946 г. структура МГБ была такова:
секретариат;
секретариат Особого Совещания при министре;
инспекция при министре ;
1-е главное управление (разведки – Фитин П.М.);
2-е главное управление (контрразведки – Федотов П.В.);
3-е главное управление (военной контрразведки) ;
4-е управление (розыскное) ;
5-е управление (оперативное) ;
6-е управление (шифровально-дешифровальное – Шевелев И.Г.);
транспортное управление;
главное управление охраны (Спиридонов Н.К.);
следственная часть по особо важным делам (Влодзимирский Л.Е.);
управление делами ;
хозяйственное управление (Смирнов П.П.);
отдел кадров (Свинелупов М.Г.);
отдел «А» (учетно-архивный ; контролировал работу всех архивов СССР – Герцовский А.Я.);
отдел «Б» (применение оперативной техники : прослушка, и т.п. – Лапшин Е.П.);
отдел «В» (цензура и перлюстрация корреспонденции – Грибов В.М.);
отдел «Д» (изготовление и экспертиза документов) ;
отдел «ДР» (диверсионно-разведывательный – Судоплатов П.А.);
отдел «К» (контрразведывательное обеспечение объектов атомной промышленности) ;
отдел «О» (по оперативной работе среди духовенства);
отдел «Р» (радиоконтрразведка) ;
отдел «Т» (по борьбе с терроризмом) ;
отдел оперативной техники (лаборатории, где велась ее разработка);
тюремный отдел (включая внутреннюю тюрьму МГБ, комендант которой был начальником этого отдела);
финансовый отдел ;
юридическое бюро .
Планировалось создание отдела «ДН» (дезинформации) .

Данная структура нуждается в комментарии.
1. Появился отдел по работе среди духовенства, что связано со значительным религиозным подъемом послевоенных лет, особенно на ранее оккупированных немцами территориях, и понадобилось бороться с «религиозным дурманом». Особое значение придавалось Галиции и Западной Беларуси, Литве, где позиции церкви были очень сильны.
2. Появился отдел по изготовлению документов. Речь шла о «работе» по фальсификации содержимого архивов, по «исправлению» исторических фактов и событий.
3. Появляется диверсионно-разведывательный отдел. Это имеет смысл лишь при подготовке агрессивных войн и готовности руководства страны санкционировать террористическую деятельность за рубежом.
4. Появился отдел по борьбе с терроризмом: в ряде областей СССР шли военные операции против антикоммунистических повстанцев, а также велась «зачистка» освобожденных территорий от «антисоветских элементов», для чего использовались чекисты.
5. Наконец, намерение создать службу дезинформации уникально: такого не знает ни одна разведка мира. Причем, не пояснялось, кого собирались «дезинформировать» – заграницу, или своих сограждан.
В январе 1947 г. в МГБ было создано Главное управление внутренних войск.

Постановлением Совмина СССР №1789-470сс от 30 мая 1947 г. на базе первого главного управления МГБ и Главного разведуправления Генштаба Советской Армии был создан Комитет информации при Совете министров СССР. В его составе, в частности, было Управление советников в странах народной демократии (страны-сателлиты СССР).

Это была попытка, с одной стороны, объединить функции разведки и функции аналитической службы, с другой – вывести разведывательную деятельность из-под контроля спецслужб, и поставить ее непосредственно под контроль партии, как и контроль за политикой «братских» стран Восточной Европы. Именно в это время в спецслужбы начинают массово направлять партийных функционеров, вроде С.Д. Игнатьева и С.Н. Круглова, А.А. Епишева. Это делало МГБ более лояльным, но менее профессиональным.

Также активно внедряют туда сотрудников военной контрразведки СМЕРШ, – это было связано с относительно низким уровнем коррумпированности военных контрразведчиков (П.Фитин, П.Судоплатов, А.Вадис). В том числе был направлен – на пост министра МГБ, – В.С. Абакумов, занимавший этот пост до 1951г., когда его сменил С.Д. Игнатьев.

Коррупция в МГБ была обычным явлением: чекисты тогда имели большие возможности для незаконного обогащения (в оккупированных областях Германии, в Польше, Прибалтике; чиновники, связанные с поставками по ленд-лизу).

В августе 1947 г. в ведение МГБ были переданы войска правительственной связи. А в марте 1949 г. в ведение МГБ был передан Гохран (Государственное хранилище ценностей), для руководства которым создавался Спецотдел. Это означало дополнительные коррупционные возможности: связь чекистов с внешнеторговым и финансовым ведомствами.

В сентябре 1949 г. служба наружного наблюдения и установки выделяется из 5-го управления МГБ в отдельное, 7-е управление. Как раз на это время приходится резкое усиление шпиономании: началась борьба с «безродными космополитами», началось «Ленинградское дело», при странных обстоятельствах умер А.А. Жданов, произошел разрыв с Югославией.

Тогда же, в октябре 1949 г., в ведение МГБ из МВД передают Главное управление милиции, МГБ подчиняют пограничные войска и военно-строительное управление. Таким образом, полномочия МГБ продолжают расти, и первоначальный замысел – создать ведомство, занимающееся собственно государственной безопасностью, было окончательно похоронен: возник новый бюрократический монстр уровня прежнего НКВД, но более коррумпированный. Характерна и передача МГБ военного строительства: оно велось силами заключенных ГУЛАГ, а МГБ «обеспечивало дисциплину» и «ударный труд». К тому же, МГБ было проще решать задачи обеспечения строек всем необходимым в условиях неэффективной дефицитной экономики.

В январе 1953 г. при МГБ было создано Центральное бюро по рационализации и изобретательству:
1. Для обеспечения секретности отечественных изобретений и научных открытий (хотя остальной мир, как правило, ими обменивался).
2. Для отбора кадров в военную промышленность («ловля мозгов»).
3. Для воровства на Западе передовых технологий.

19 октября 1949 г. на базе 6го управления МГБ и дешифровально-разведывательной службы Генштаба создается Главное управление специальной службы при ЦК ВКПБ. Таким образом, шифровально-дешифровальная служба, передается под непосредственный контроль партии. Это говорит о падении доверия партийного руководства к МГБ и армии.

В сентябре 1950 г. на базе диверсионно-разведывательного отдела МГБ создали Бюро№1 (спецоперации за рубежом), и Бюро №2 (спецоперации внутри страны). Возникает вопрос: какие диверсионно-разведывательные операции МГБ собиралось проводить внутри страны? Именно тогда выдвигаются такие личности, как М.Рюмин, – готовые выполнить любой приказ, независимо от его содержания.

16 ноября 1950 г. в МГБ создано 9-е управление – по «обслуживанию» спецпереселенцев. Их количество постоянно увеличивалось: за счет «зачистки» освобожденных областей, повторной коллективизации, «фильтрации» бывших военнопленных, депортаций из стран Восточной Европы, и так далее.

27 октября 1951 г. в МГБ создан мобилизационный отдел: аналога этому нет до сих пор ни в одной спецслужбе – проведение мобилизации в армию, в случае объявления таковой, во всех странах мира – дело военных. Интересно и то, что мобилизационный отдел был создан в разгар пропаганды борьбы за мир.

В апреле 1952 г. при министре МГБ было создано Спецбюро (аналитическое): стало очевидно, что ЦК партии не может эффективно вести такую работу. Было восстановлено и 1е главное управление МГБ – разведывательное. В январе 1953 г. было объявлено о создании на базе 1-го, 2-го и ряда других управлений и отделов МГБ, Главного разведывательного управления МГБ, но из-за смерти Сталина оно не вступило в силу. В армию разведслужбу вернули позднее.

Примечательно, что за это время (1947-1952 гг.) ближайшее окружение Сталина почти полностью сменилось – от лечащих врачей до коменданта Кремля, а влияние таких лиц, как В.М. Молотов и Л.П. Берия резко упало. Какова связь между передачей функций внешней разведки и аналитики под контроль ЦК партии и радикальными переменами на политическом «Олимпе», еще предстоит выяснить. Но Сталин вскоре после этого умер.

Рассмотрим теперь структуру 1го главного управления МГБ – разведывательного, чтобы получить представление о том, каковы были приоритеты СССР в этом отношении.

– 1-й отдел состоял из 3х отделений. 1. Германия (вся), Польша, Чехословакия. 2. – Венгрия, Болгария, Румыния. 3. – Югославия, Греция. Первая группа стран – наиболее «проблемные» с точки зрения установления советских режимов. Вторая – бывшие союзники Германии. Третья – страны, где шла гражданская война (Греция – на тот момент, Югославия – незадолго до этого)

– 2-й отдел. 1 отделение: Франция, Италия, Испания, Бельгия, Португалия, Швейцария. 2: страны Северной Европы и Голландия. Здесь – деление по культурно-географическому типу – романские страны отдельно, скандинавские – отдельно.

– 3-й отдел:
-Англия;
-США, Канада;
-научно-техническая разведка (как видим, «привязанная» к США и Англии; в военной разведке «привязка» была аналогичной.)

– 4-й отдел:
-Япония, Маньчжурия, Корея (в Китае и Корее шли войны, в Японии стояли американские войска)
– Китай (внутренние районы)
– Монголия, Синьцзян, Тува (Тува вошла в СССР в 1944м, МНР и Синьцзян были под советской оккупацией)

– 5-й отдел:
-Турция (к ней Сталин в 1945г. выдвинул территориальные претензии)
-Ирак, Афганистан, Индия и арабские страны (потому что находились под влиянием Англии)
-Кавказ и эмиграция (грузины и армяне имели очень сильные диаспоры за рубежом, для МГБ тут было широкое «поле деятельности»).

Характерно, что такое же деление по странам и регионам имел Международный отдел ЦК ВКПБ, а до своего роспуска – и Коминтерн.

– 6-й отдел:
– совколонии (граждане СССР, живущие за рубежом; среди этих граждан МГБ активно вербовал агентуру, особенно для работы «под прикрытием»)
– оперучет (ведение досье на лиц, подлежащих оперативной разработке по линии внешней разведки)
– въезд и выезд за границу (наблюдение за пунктами пропуска через госграницу, изучение въезжающих и выезжающих лиц с позиций интересов разведки)
– отделение связи
– группа «А» (спецназ: «активные операции»)
– отделение Школы особого назначения (ШОН).

К июню 1952 г. аппарат МГБ насчитывал 207.000 сотрудников. Кроме того, сотрудниками МГБ считались пограничники – на 1 января 1953 г. около 190ю000 чел., внутренние войска – 69ю000чел., войска по охране промышленных объектов и железных дорог -7.500 чел. Агентурный аппарат МГБ состоял из резидентов, агентов и осведомителей, но с января 1952 г. (Приказ по МГБ№0015) вводились вместо них новые категории: агент и специальный агент. Все бывшие агенты и осведомители переводились в категорию агентов, а наиболее квалифицированные, выполняющие ответственные задания – в специальные агенты.

Право вербовки агентуры отныне имели только начальники отделений МГБ и вышестоящие начальники. Этим же приказом с 15 марта 1952 г. численность агентуры сокращалась примерно в два раза: «отсеивались» «пассивные», то есть, не писавшие доносов, и не занятые непосредственно борьбой с «антисоветскими элементами». Это означает, что «сокращение штатов» агентуры провели за счет тех из агентов, кто занимался действительно нужным делом – например, борьбой с бандитизмом или с наркоторговлей (и того, и другого в сталинском СССР хватало).

Таким образом, МГБ было не столько ведомством, обеспечивающим безопасность государства, сколько полем для бюрократических интриг, а основной его функцией, как и прежде, было подавление инакомыслия и любых оппозиционных настроений в стране.


Исаев И.А. История государства и права России. М.,2005.

Попов В.П. Государственный террор в Советской России. 1923-1953. М.,1994.

Закорецкий К. Третья мировая война Сталина. М.,2009.

Маленков А.Г. О моем отце – Г.Маленкове. М.,1992.

Пыхалов И. Заказное убийство Сталина. М.,2010.

Служба внешней разведки. Очерки истории. М.,2007.

Судоплатов П.А. Разведка и Кремль. М.,1996.

Антонов В., Карпов В. Тайные информаторы Кремля. Биографические очерки о разведчиках. М..2000.

апрель 1943 г. - март 1953 г.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 апреля 1943 г. из состава НКВД СССР, вновь, как и в 1941 году, был выделен самостоятельный Наркомат государственной безопасности СССР (НКГБ СССР), возглавить который было вновь поручено В.Н.Меркулову.

Военная контрразведка (УОО) так же, как это было в 1941 году, постановлением СНК СССР № 415-138сс от 19 апреля 1943 г. была передана в Наркомат обороны и Наркомат военно-морского флота СССР. Были созданы Главное управление контрразведки (ГУКР) "Смерш" НКО СССР и Управление контрразведки (УКР) "Смерш" НК ВМФ.

Структура НКГБ СССР была определена решением Политбюро П 40/91 от 14 апреля 1943 г. "Об образовании НКГБ СССР" и объявлена постановлением СНК СССР № 393-129сс от 14 апреля 1943 г. Несколько позже постановлением СНК СССР № 621-191 сс от 2 июня 1943 г. было утверждено "Положение о Народном комиссариате государственной безопасности СССР". В соответствии с постановлением СНК СССР № 393-129сс от 14 апреля 1943 г. первым заместителем наркома госбезопасности был назначен Б.З.Кобулов, а постановлением СНК СССР № 511 от 11 мая 1943 г. заместителем наркома госбезопасности СССР по кадрам был назначен М.Г.Свинелупов.

В течение мая 1943 г. приказами НКГБ СССР были утверждены штаты основных структурных подразделений центрального аппарата НКГБ СССР:

1 управление (разведка);

2 управление (контрразведка) (создано на базе 2 и 3 управлений, ЭКУ и 3 с/о НКВД СССР);

3 управление (транспортное);

4 управление (организация террора и диверсий на занятых немцами территориях);

5 управление (шифровально-дешифровальное и спецсвязь);

6 управление (охрана руководителей партии и правительства) (создано на базе 1 отдела НКВД СССР);

Отдел "А" (учетно-архивный) (создан из переданных в НКГБ СССР части отделений и личного состава 1 с/о НКВД СССР);

Отдел "Б" (оперативно-технический);

Отдел "В" (военная цензура и перлюстрация корреспонденции);

Следственная часть по особо важным делам;

Секретариат НКГБ СССР;

Отдел кадров НКГБ СССР;

Административно-хозяйственное финансовое управление (АХФУ).

Таким образом созданный в 1943 году НКГБ СССР включал в себя семь управлений (вместе с АХФУ), четыре самостоятельных отдела "А", "Б", "В" и ОК, следственную часть и секретариат.

До 1946 года эта структура претерпела небольшие изменения.

15 ноября 1945 г. "для оперативно-чекистского обслуживания" объектов спецназначения (занятых созданием атомной бомбы) был организован в составе НКГБ СССР отдел "К".

Совместным приказом НКГБ и НКВД СССР № 0014/0032 от 10 января 1946 года отдел "С" (разведка и обработка материалов по атомной проблеме) был передан из НКВД СССР в НКГБ СССР.

Приказом НКГБ СССР № 00107 от 22 марта 1946 г. в соответствии с постановлением Верховного Совета СССР от 15 марта 1946 г. НКГБ СССР был переименован в Министерство государственной безопасности СССР (МГБ СССР). Соответственно, были переименованы и местные управления и отделы НКГБ в управления и отделы МГБ.

Существенная реорганизация произошла в 6 управлении МГБ СССР. Приказом МГБ СССР № 00134 от 15 апреля 1946 г. на его основе было создано Управление охраны № 2 МГБ СССР, а 1-й отдел 6 управления, занимавшийся охраной Сталина, был преобразован в Управление охраны № 1. Штаты управления охраны № 1 были объявлены приказом МГБ СССР № 00152 от 24 апреля 1946 г. Таким образом организация охраны Сталина (Управление охраны № 1) была отделена от охраны остальных членов Политбюро и Правительства (Управление охраны № 2).

Кардинальное расширение и изменение структуры МГБ СССР произошло 4 мая 1946 г., когда вместо В.Н.Меркулова министром госбезопасности СССР был назначен В.С.Абакумов, а возглавляемый им ГУКР "Смерш" МВС СССР влился в МГБ СССР. Решение об этом было принято Политбюро ЦК ВКП(б) П 51 /IV от 4 мая 1946 г. Согласно этому решению в МГБ СССР включалась военная контрразведка в качестве самостоятельного 3 Главного управления МГБ СССР. 1 и 2 управления МГБ СССР были также преобразованы в Главные управления. Кроме того, возникли новые управления и самостоятельные отделы. В результате этих изменений структура МГБ СССР приобрела следующий вид:

1 Главное управление (разведка);

2 Главное управление (контрразведка);

3 Главное управление (военная контрразведка);

4 управление (розыскное) (осуществляло руководство розыском "агентуры иностранных разведок, заброшенной в СССР, и прочих вражеских элементов") (ранее существовавшее 4 управление по организации террора и диверсий в тылу противника в годы войны было упразднено приказом МГБ СССР № 00447 от 9 октября 1946 г.);

5 управление (оперативное);

6 управление (шифровально-дешифровальное);

Транспортное управление (чекистское обслуживание транспорта);

Управление охраны № 1 (охрана И.В.Сталина);

Управление охраны № 2 (охрана остальных руководителей партии и правительства);

Управление коменданта Московского Кремля;

Отдел "А" (учетно-архивный);

Отдел "Б" (оперативной техники);

Отдел "В" (перлюстрация корреспонденции);

Отдел "Д" (экспертизы и подделки документов) (выделен из отдела "Б");

Отдел "К" (чекистское наблюдение на объектах атомной промышленности);

Отдел "О" (оперативная работа по духовенству всех конфессий) (выделен из 2 управления);

Отдел "Р" (радио-контрразведка);

Отдел "С" (перевод и обработка материалов по атомной проблеме. В 1946 г. функции этого отдела были переданы в 1 Главное управление МГБ);

Отдел "Т" (борьба с "лицами, высказывающими угрозы террористического характера в отношении партийных и советских руководителей");

Следчасть по особо важным делам (на правах управления);

Отдел "ДР" (служба проведения диверсий и актов индивидуального террора);

Отдел "ДН" (служба дезинформации) (фактически этот отдел не был создан);

Административно-хозяйственное и финансовое управление (АХФУ);

Управление кадров;

Инспекция при министре;

Секретариат МГБ СССР;

Юридическое бюро МГБ СССР.

Во второй половине 1946 года произошло еще несколько существенных реорганизаций некоторых структурных подразделений центрального аппарата МГБ СССР. По результатам проверки работы НКГБ - МГБ СССР, отраженных в акте приема-передачи дел от прежнего министра Меркулова новому - Абакумову, Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение П 53/39 от 20 августа 1946 г. о необходимости изменения структуры МГБ СССР. В результате были созданы:

Отдел оперативной техники (ООТ) (изготовление опертехники и снабжение ею местных органов) (применение опертехники оставалось прерогативой отдела "Б");

Тюремный отдел (руководство тюрьмами МГБ как в центре, так и на периферии) (организован приказом МГБ СССР № 00396 от 27 сентября 1946 г.);

Особое совещание при министре (для вынесения внесудебных решений по следственным делам, ведущимся в МГБ). (Штат секретариата ОСО МГБ СССР был объявлен приказом МГБ СССР № 00496 от 2 ноября 1946 г.);

Управление делами (было организовано на базе АХФУ);

Хозяйственное управление (организовано на базе АХФУ;)

Финансовый отдел (организован на базе АХФУ).

В конце 1946 года произошла реорганизация аппаратов охраны руководителей страны. Приказом МГБ СССР № 00558 от 25 декабря 1946 г. управления охраны № 1 и № 2 и Управление коменданта Московского Кремля были объединены в Главное управление охраны МГБ СССР.

В основном эта структура МГБ СССР сохранилась до марта 1953 года, до слияния МГБ с МВД, однако, в деталях она постоянно менялась. Происходило укрупнение или разукрупнение оперативных управлений, менялся их профиль работы, и, наконец, происходила организация новых структурных единиц, связанная с передачей части функций МВД в МГБ. Это объяснялось растущим влиянием Абакумова, его стремлением переподчинить себе часть аппарата МВД, с одной стороны, и желанием Сталина создать мощную централизованную службу госбезопасности, с другой.

Уже в январе 1947 года совместным приказом МВД и МГБ СССР №0074/0029 от 21 января 1947 г. была оформлена передача внутренних войск из МВД в МГБ. Было образовано Главное управление внутренних войск МГБ. Штатная численность войск составляла 68582 человека.

Приказом МВД и МГБ СССР № 0075/0030 от 21 января 1947 г. транспортная милиция была передана из МВД в Транспортное управление МГБ СССР. Вскоре приказом МГБ СССР № 00322 от 19 июня 1947 г. было организовано Главное управление охраны МГБ СССР на железнодорожном и водном транспорте. Основой этой реорганизации послужило постановление СМ СССР № 2104-556СС от 17 июня 1947 г.

Однако Сталин, усиливая влияние МГБ в делах внутри страны, лишил МГБ одной из важнейших и традиционных областей приложения сил: внешней разведки. Было принято решение объединить все разведывательные ведомства и службы СССР (1 Главное управление МГБ СССР, Главное разведывательное управление МВС, разведывательные и информационные структуры ЦК ВКП(б), МИД, Минвнешторга и т.д.) в единый аппарат.

Решением СМ СССР № 1789-470сс от 30 мая 1947 г. был создан Комитет информации (КИ) при СМ СССР во главе которого был В.М.Молотов.

В структуре МГБ СССР 1 Главное управление было упразднено в связи с передачей функций этого управления в КИ при СМ СССР.

Для обобщения контрразведывательной работы и составления справочников, учебников и информационных бюллетеней приказом МГБ СССР № 00426 от 22 августа 1947 г. было организовано Специальное бюро при министре.

1948 ГОД

На основании постановления СМ СССР № 1130-405сс от 6 апреля 1948 г. совместным приказом МВД и МГБ СССР № 00369/0141 от 9 апреля 1948 г. из МВД в МГБ были переданы войска по охране особо важных объектов промышленности и железных дорог. Численность войск составляла 7301 человек.

В соответствии с постановлением СМ СССР № 3271 от 17 сентября 1947 г. приказом МГБ СССР № 332 от 28 июля 1948 г. была организована Центральная бухгалтерия МГБ СССР.

1949 ГОД

Государственное хранилище ценностей (ГОХРАН) было передано из МВД в МГБ. В связи с этим 21 апреля 1949 г. был создан спецотдел МГБ СССР.

В 1949 году служба наружного наблюдения и установки, т.е. оперативные функции были выделены из 5 управления МГБ СССР и приказом МГБ СССР № 00293 от 10 сентября 1949 г. было создано самостоятельное 7 управление МГБ СССР (оперативное). В соответствии с этим решением приказом МГБ СССР № 00386 от 6 декабря 1949 г. была утверждена новая структура 5 управления МГБ СССР. Отдел "О" был упразднен, а его функции были переданы в 5 управление. Теперь основной задачей 5 управления стала борьба с враждебными и антисоветскими элементами, работа против клерикалов и розыск авторов и распространителей антисоветских листовок и анонимных документов, т.е. функции секретно-политического управления.

В 1949 году произошли изменения и в Комитете информации при СМ СССР. Военная разведка была возвращена в Министерство вооруженных сил, а сам КИ стал теперь числиться при Министерстве иностранных дел СССР. Функции КИ при МИДе СССР продолжали сокращаться. Внешняя контрразведка и чекистская работа в советских колониях за рубежом были переданы в МГБ СССР, где для этих целей приказом МГБ СССР № 00333 от 17 октября 1949 г. было создано Первое управление.

Совместным приказом МВД и МГБ СССР № 00968/00334 от 17 октября 1949 г. из МВД в МГБ были переданы пограничные войска и милиция, а также Военно-строительное управление (ВСУ). Соответственно, в МГБ СССР теперь числились Главное управление погранвойск, Главное управление милиции и Военно-строительное управление.

На основании решения ЦК ВКП(б) от 19 сентября 1949 г. вся шифровально-дешифровальная работа из МГБ передавалась в ЦК ВКП(б) и, соответственно, 6 управление МГБ было ликвидировано. Это было оформлено приказом МГБ СССР № 00369 от 15 ноября 1949 г., а в ЦК ВКП(б) было создано Главное управление спецслужбы (ГУСС) ЦК ВКП(б)-КПСС.

1950 год

Для обеспечения собственной шифровальной связи и дешифровки в МГБ СССР приказом № 0035 от 11 января 1950 г. был создан шифровальный отдел, согласно приказа МГБ СССР № 00443 от 18 августа 1950 г. он стал именоваться Отдел "С".

На основании постановлений Политбюро ЦК ВКП(б) № П 77/309 и П 77/310 от 9 сентября 1950 г. в МГБ СССР на базе отдела "ДР" (специальная служба) были созданы на правах управлений подчиненные непосредственно министру:

Бюро № 1 (приказом МГБ СССР № 00532 от 28 сентября 1950 г.) для проведения диверсий и террора за границей;

Бюро № 2 (приказом МГБ СССР № 00533 от 28 сентября 1950 г.) для проведения террора (похищений и убийств) в СССР.

В соответствии с постановлением СМ СССР № 3077-1286сс от 14 июля 1950 г. о передаче спецпоселений из МВД в МГБ (объявлено совместным приказом МВД и МГБ СССР № 00464/00392 от 21 июля 1950 г.) в МГБ СССР (приказ МГБ СССР № 00552 от 16 ноября 1950 г.) было организовано 9 управление МГБ СССР по надзору за ссыльными, высланными и спецпоселенцами. По объявленному приказом МГБ СССР № 0033 от 15 января 1951 г. штату, 9 управление состояло из пяти отделов:

1 отдел - работа по режиму, надзору, агентурному наблюдению и изучению поведения, связей, настроения ссыльных, высланных и спецпереселенцев в целях исключения побегов и своевременного предупреждения вражеских проявлений (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, центральная и северная полоса СССР);

2 отдел - то же (Урал, Сибирь и Дальний Восток);

3 отдел - подготовка мест расселения, перемещение контингентов, учет и информация;

4 отдел - руководство розыскными отрядами;

5 отдел - работа по рассмотрению жалоб, заявлений, следственных дел и дача по ним заключений.

13 ноября 1950 г. приказом МГБ СССР были объявлены штаты новой структурной единицы в Центральном аппарате МГБ - Управления военного снабжения (УВС МГБ СССР).

В соответствии с тем, что милиция была передана МГБ и туда же были переданы в течение 1950 года и все учеты и картотеки уголовных преступников, работа отдела "А" (учетно-архивного) приказом МГБ СССР № 00565 от 28 ноября 1950 г. была перестроена: в отделе создавались секторы вместо отделений и было принято новое положение об Отделе "А".

Решением Политбюро ЦК ВКП(б) от 31 декабря 1950 г. в МГБ СССР была создана Коллегия из 19 членов.

1951 ГОД

В соответствии с постановлением СМ СССР № 1482-748сс от 6 мая 1951 г. приказом МГБ СССР № 0034 от 19 мая 1951 г. внутренние войска МГБ и войска правительственной связи были реорганизованы во внутреннюю охрану МГБ. Было организовано Главное управление внутренней охраны (ГУВО) МГБ СССР.

Приказом МГБ СССР 18 июля 1951 г. Военные прокуратуры и Военные трибуналы войск МВД были переименованы в Военные прокуратуры и Военные трибуналы войск МГБ СССР.

Приказом МГБ СССР № 00783 от 27 октября 1951 г. был организован Мобилизационный отдел МГБ СССР.

В 1951 году внешняя разведка была возвращена в МГБ из КИ при МИД СССР. Приказом МГБ СССР № 00796 от 2 ноября 1951 г. было создано 1 Главное управление (разведка) МГБ СССР, в него вошло полностью и 1 управление со своими штатами и личным составом.

1952 ГОД

В соответствии с постановлением СМ СССР № 615-200сс от 2 февраля 1952 г. приказом МГБ СССР № 00100 от 14 февраля 1952 г. Управление делами и ХОЗУ были объединены в Административно-хозяйственное управление (АХУ). При этом был организован самостоятельный Плановый отдел МГБ СССР.

Приказом МГБ СССР № 00329 от 23 мая 1952 г. ГУО МГБ СССР было преобразовано в Управление охраны (УО) МГБ СССР. Начальник ГУО МГБ генерал-лейтенант Н.С.Власик был снят с работы, а руководство охраной руководителей партии и правительства было поручено министру ГБ С.Д.Игнатьеву (по совместительству).

В соответствии с распоряжением СМ СССР № 11826рс от 16 мая 1952 г. приказом МГБ СССР № 00383 от 7 июня 1952 г. было организовано Управление учебных заведений МГБ СССР.

В соответствии с постановлением СМ СССР № 3851-1539с от 22 августа 1952 г. приказом МГБ СССР № 00763 от 12 сентября 1952 г. было организовано Главное управление МГБ СССР по контролю и инспектированию ведомственной охраны.

1953 ГОД

По инициативе И.В.Сталина было принято решение Бюро Президиума ЦК КПСС БП 7/12-оп от 30 декабря 1952 г. об объединении 1 и 2 главных управлений и ряда других подразделений центрального аппарата МГБ в Главное разведывательное управление (ГРУ) МГБ СССР. Это решение было объявлено приказом МГБ СССР № 006 от 5 января 1953 г. Тогда же Сталин задумал реорганизовать и всю службу наружного наблюдения и оперативной работы 7 управления. Однако эти проекты (образование ГРУ и реорганизация 7 управления) не были доведены до конца и их штаты так и не были утверждены до самой смерти Сталина.

Приказом МГБ СССР № 0085 от 26 января 1953 г. было организовано Центральное бюро по рационализации и изобретательству.

10 января 1946 г. Л. П. Берия был освобожден от должности наркома внутренних дел, на его место назначен С. Н. Круглов. 15 марта постановлением Верховного Совета СССР наркоматы преобразованы в министерства. Приказом министра госбезопасности № 00134 от 15 апреля 1946 г. на базе 1-го отдела VI Управления Министерства госбезопасности СССР создано Управление охраны № 1 (охрана Сталина, руководитель – Н. С. Власик), на базе 2-го отдела – Управление охраны № 2 (охрана членов Политбюро и правительства, Д. Н. Шадрин). 4 мая министром госбезопасности вместо В. Н. Меркулова назначен В. С. Абакумов, а Главное управление контрразведки СМЕРШ реорганизовано в III Главное управление контрразведки Министерства госбезопасности. Приказом министра госбезопасности № 00558 от 25 декабря 1946 г. на базе управлений охраны № 1 и № 2 и Управления коменданта Московского Кремля создано Главное управление охраны МГБ СССР под руководством Власика.

На конец 1946 г. структура МГБ была такова:
– секретариат;
- секретариат Особого Совещания при министре;
- инспекция при министре;
– 1-е главное управление (разведки – Фитин П.М.);
– 2-е главное управление (контрразведки – Федотов П.В.);
– 3-е главное управление (военной контрразведки);
– 4-е управление (розыскное);
– 5-е управление (оперативное);
– 6-е управление (шифровально-дешифровальное – Шевелев И.Г.);
транспортное управление;
– главное управление охраны (Спиридонов Н.К.);
– следственная часть по особо важным делам (Влодзимирский Л.Е.);
– управление делами;
- хозяйственное управление (Смирнов П.П.);
– отдел кадров (Свинелупов М.Г.);
– отдел «А» (учетно-архивный; контролировал работу всех архивов СССР – Герцовский А.Я.);
– отдел «Б» (применение оперативной техники: прослушка, и т.п. – Лапшин Е.П.);
– отдел «В» (цензура и перлюстрация корреспонденции – Грибов В.М.);
– отдел «Д» (изготовление и экспертиза документов);
– отдел «ДР» (диверсионно-разведывательный – Судоплатов П.А.);
– отдел «К» (контрразведывательное обеспечение объектов атомной промышленности);
– отдел «О» (по оперативной работе среди духовенства);
– отдел «Р» (радиоконтрразведка);
– отдел «Т» (по борьбе с терроризмом);
– отдел оперативной техники (лаборатории, где велась ее разработка);
– тюремный отдел (включая внутреннюю тюрьму МГБ, комендант которой был начальником этого отдела);
– финансовый отдел;
– юридическое бюро
В январе 1947 г. в МГБ было создано Главное управление внутренних войск.
В августе 1947 г. в ведение МГБ были переданы войска правительственной связи. А в марте 1949 г. в ведение МГБ был передан Гохран (Государственное хранилище ценностей), для руководства которым создавался Спецотдел.
В сентябре 1949 г. служба наружного наблюдения и установки выделяется из 5-го управления МГБ в отдельное, 7-е управление.
Тогда же, в октябре 1949 г., в ведение МГБ из МВД передают Главное управление милиции, МГБ подчиняют пограничные войска и военно-строительное управление.
В сентябре 1950 г. на базе диверсионно-разведывательного отдела МГБ создали Бюро №1 (спецоперации за рубежом), и Бюро №2 (спецоперации внутри страны).
16 ноября 1950 г. в МГБ создано 9-е управление – по «обслуживанию» спецпереселенцев. Их количество постоянно увеличивалось: за счет «зачистки» освобожденных областей, повторной коллективизации, «фильтрации» бывших военнопленных, депортаций из стран Восточной Европы, и так далее.

12 июля 1951 г. был арестован министр государственной безопасности B. C. Абакумов, 9 августа министром назначен С. Д. Игнатьев. 23 мая 1952 г. Главное управление охраны реорганизовано в Управление, его штаты сокращены с 14 000 до 3000 человек, упразднены все хозяйственные структуры и отделы, ведавшие обеспечением безопасности зданий ЦК, Совета министров, Генштаба, МИД, правительственных залов на железнодорожных вокзалах, правительственных трасс. 29 мая Власик был снят с работы и переведен заместителем начальника Баженовского исправительно-трудового лагеря в г. Асбест (Свердловская область). Управление охраны МГБ поручили возглавить министру госбезопасности Игнатьеву.
Инициатором удаления Власика – одного из самых преданных Сталину людей – был Берия. В ноябре 1952 г., также по инициативе Берия, снят с должности Поскребышев (мотивировка – возможно, связан с «делом врачей»). 16 декабря Власика арестовали, он был обвинен в «потакательстве врачам-вредителям», злоупотреблении служебным положением и т. п. В числе серьезных служебных упущений следует отметить ненадлежащее хранение Власиком совершенно секретных документов, в том числе топографических карт Подмосковья и Потсдама.

В апреле 1952 г. при министре МГБ было создано Спецбюро (аналитическое): стало очевидно, что ЦК партии не может эффективно вести такую работу. Было восстановлено и 1-е главное управление МГБ – разведывательное. В январе 1953 г. было объявлено о создании на базе 1-го, 2-го и ряда других управлений и отделов МГБ, Главного разведывательного управления МГБ, но из-за смерти Сталина оно не вступило в силу.

К июню 1952 г. аппарат МГБ насчитывал 207000 сотрудников. Кроме того, сотрудниками МГБ считались пограничники – на 1 января 1953 г. около 190000 человек, внутренние войска – 69000 человек, войска по охране промышленных объектов и железных дорог - 7500 человек.
Агентурный аппарат МГБ состоял из резидентов, агентов и осведомителей, но с января 1952 г. (Приказ по МГБ№0015) вводились вместо них новые категории: агент и специальный агент. Все бывшие агенты и осведомители переводились в категорию агентов, а наиболее квалифицированные, выполняющие ответственные задания – в специальные агенты. Право вербовки агентуры отныне имели только начальники отделений МГБ и вышестоящие начальники. Этим же приказом с 15 марта 1952 г. численность агентуры сокращалась примерно в два раза.

Назад Вперед

Статьи раздела

РУСЬ И ЗАПАД 12-13вв.

В конце XI – начале XII вв. Русь вступила в крайне противоречивый период, называемый феодальной раздробленностью, который продолжался до середины XV в.

ОШИБКА ВАСИЛИЯ ТЕМНОГО

Великий князь Московский Василий II Темный до поры до времени предусмотрительностью и осторожностью своего деда, Дмитрия Донского, не отличался.

ТАЙНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

В феврале 1762 г. взамен уничтожаемой Канцелярии тайных розыскных дел Петр III учредил при Сенате Особую экспедицию, ведающую вопросами политического сыска.

ОСОБЕННАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ

В 1810 г. военный министр Барклай де Толли поставил перед Александром I вопрос об организации постоянного органа стратегической военной разведки.

КОМИТЕТ ОБЩЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ

По предложению графа Н.Н. Новосильцева 13 января 1807 г. был образован Комитет для рассмотрения дел по преступлениям, клонящимся к нарушению общего спокойствия (Комитет общей безопасности).

МИНИСТЕРСТВО ПОЛИЦИИ

В ходе реформы государственного управления, проводимой использовавшим французский опыт Сперанским, 25 июня 1811 г. было учреждено Министерство полиции.

КОРПУС ЖАНДАРМОВ

В России название жандармерия впервые упоминается в 1792 году в связи с учреждением особой конной команды в составе войск Великого князя Павла Петровича

В В России создается МГБ (Министерство государственной безопасности)

Масштабная реформа силовых и правоохранительных структур, предусматривающая создание на основе ФСБ Министерства госбезопасности, готовится в России. Об этом пишет в понедельник, 19 сентября, «Коммерсантъ» со ссылкой на информированные источники.

В новую структуру, помимо ФСБ, предлагается включить Федеральную службу охраны и Службу внешней разведки. Следственный комитет, согласно замыслу, может быть возвращен в состав Генпрокуратуры с понижением статуса его главных управлений, а функции МЧС предполагается распределить между Минобороны, к которому планируется присоединить войска гражданской обороны, и МВД, к которому может отойти Госпожнадзор.

Следственное управление Министерства госбезопасности, по информации издания, сможет заниматься наиболее резонансными делами, а также осуществлять процессуальный надзор над расследованиями, инициированными по материалам ведомства. Кроме того, МГБ будет обеспечивать собственную безопасность во всех правоохранительных и силовых структурах.

Как ожидается, реформа будет завершена к выборам президента России в 2018 году. К этому времени, по словам источников, будут заменены все главы силовых и правоохранительных ведомств, в том числе, руководитель Следственного комитета Александр Бастрыкин. Последнему, по сведениям газеты, уже дали понять, что «в новой структуре он может рассчитывать лишь на почетную, но лишенную управленческих полномочий должность».

Вскрикнул во сне Навальный, заметался по мокрой подушке Захарченко, сполз с кровати Касьянов, испуганно пукнул Яшин.

С удовольствием создаю новый тег.

+ СМИ: Из ФСБ, ФСО и СВР будет создано Министерство безопасности

До президентских выборов 2018 года планируется провести масштабную реформу силовых и правоохранительных ведомств с целью повышения эффективности управления и искоренения коррупции; речь идет о фактическом возвращении ФСБ функций Комитета госбезопасности СССР, сообщили источники.

По данным источников «Коммерсанта», подготовка к новой реформе началась вскоре после того, как указами президента были ликвидированы ФМС и ФСКН, функции которых получило МВД, а на основе внутренних войск и ряда подразделений органов внутренних дел создана Росгвардия.

«Если раньше мы (оперативники ФСБ) осуществляли лишь сопровождение расследований, то теперь перед нами поставлена задача контролировать их ход с момента возбуждения уголовных дел до их передачи в суд»


«Если раньше мы (оперативники ФСБ) осуществляли лишь сопровождение расследований, то теперь перед нами поставлена задача контролировать их ход с момента возбуждения уголовных дел до их передачи в суд» Теперь речь идет о фактическом возвращении ФСБ функций Комитета госбезопасности СССР.
Предполагается, что новая структура получит статус Министерства госбезопасности (МГБ). При этом в его состав войдут Служба внешней разведки (СВР) и большинство подразделений Федеральной службы охраны (ФСО). Нынешняя ФСО сохранится в виде Службы безопасности президента России, которой, помимо охраны, будут подконтрольны спецсвязь и транспортное обслуживание высших должностных лиц.

Помимо структурных изменений новое министерство получит и новые функции. Например, предполагается, что сотрудники МГБ будут не просто сопровождать и обеспечивать расследования уголовных дел, возбужденных по их материалам СК и МВД, а осуществлять процессуальный надзор за ними.

Как отмечает издание, выполнявшее эти функции главное управление процессуального контроля СК уже фактически ликвидировано. Более того, МГБ будет заниматься обеспечением собственной безопасности во всех правоохранительных и силовых структурах.

Следственное же управление МГБ, которое получит статус главка, сможет принимать в свое производство наиболее резонансные и имеющие государственное значение уголовные дела, подследственность которых в данный момент закреплена в УПК за СК и МВД.

Говорят, что новая схема расследования уже обкатывается. Например, именно ФСБ возбудила уголовное дело об организации преступного сообщества в отношении вора в законе Захария Калашова (Шакро Молодой) и его соратников, хотя соответствующая ст. 210 УК РФ не относится к ее подследственности. При этом с эпизодами предполагаемых преступлений, совершенных ОПС, разбираются другие ведомства.

ГСУ ГУ МВД по Москве расследует два факта вымогательства, обвиняемыми по которым проходят участники ОПГ Шакро, а СК разбирается в перестрелке, устроенной теми же фигурантами в ходе разборки на Рочдельской улице Москвы, и халатности не вмешавшихся в нее полицейских.

Сама же ФСБ, ведущая уголовное преследование высокопоставленных сотрудников СК, предположительно получавших взятки от Шакро, при этом фактически осуществляет процессуальный контроль за всеми расследованиями в целом.

«Если раньше мы (оперативники ФСБ) осуществляли лишь сопровождение расследований, то теперь перед нами поставлена задача контролировать их ход с момента возбуждения уголовных дел до их передачи в суд», – сообщил информированный источник в ФСБ, подчеркнувший, что речь идет о громких делах, в том числе коррупционной направленности. По его словам, сотрудники ФСБ будут также проверять, насколько эффективно и в полном ли объеме использовал следователь предоставленную ему спецслужбой информацию. Однако в какой форме будет осуществляться подобный контроль, еще до конца не ясно.

Как отмечает издание, в ходе реформы серьезные изменения могут произойти в Следственном комитете России. СК снова может стать структурой при прокуратуре России, из которой он был выделен в 2011 году. Соответственно, будет понижен и статус его главных управлений.

Например, главное военное следственное управление предполагается сделать обычным управлением. Кстати, с 1 января 2017 года в управление Генпрокуратуры превратится Главная военная прокуратура России. Соответствующий закон был принят еще в 2014 году в связи с тем, что военное следствие и надзор за ним перестанут финансироваться из бюджетов Минобороны, МВД и ФСБ.

В свою очередь, Минобороны может быть усилено за счет включения в его состав войск гражданской обороны, а также спасательных, пожарных и других служб МЧС. В МВД же из расформированного министерства отойдет Госпожнадзор, который и ранее находился в его структуре.

Предполагается, что реформирование силовых и правоохранительных ведомств будет завершено к выборам президента России, которые должны состояться в 2018 году. Однако для этого необходимо еще подготовить соответствующие законопроекты и принять их новым парламентом, а самое главное, найти средства на это. Ведь по самым скромным подсчетам, только на выплаты компенсаций сотрудникам реформируемых ведомств, которые не захотят служить в новых структурах, потребуются десятки миллиардов рублей, отмечает издание.

Также, по данным источников издания, в процессе предполагаемой реформы планируется сменить текущих руководителей служб и ведомств. Одним из них называют создателя СК Александра Бастрыкина, которому уже якобы «дали понять, что в новой структуре он может рассчитывать лишь на почетную, но лишенную управленческих полномочий должность».

Сразу в нескольких ведомствах изданию неофициально подтвердили, что вопрос об упразднении спасательного ведомства с передачей его функций другим министерствам действительно рассматривается.

В частности, по словам источников, речь может идти о передаче «пожарной» составляющей МЧС в ведение МВД, а спасательных и чрезвычайных подразделений – Минобороны.

Отметим, что в составе военного ведомства в августе 2014 года был сформирован 100-й отдельный полк материального обеспечения (расположен в подмосковном Алабино). Основной функцией формирования, подчиненного замминистра обороны Дмитрию Булгакову, является эвакуация населения, разбор завалов, работа в районах затопления или пожаров и усиление группировок войск в любой точке России. Как отмечает издание, участие в ликвидации последствий ЧС записано и в положении о Росгвардии.

Напомним, в начале апреля президент Владимир Путин ликвидировал Госнаркоконтроль и миграционную службу в качестве самостоятельных федеральных ведомств, передав их в ведение МВД России.

Кроме того, 5 апреля Путин объявил о создании Росгвардии на базе внутренних войск МВД. Структура будет заниматься борьбой с терроризмом, организованной преступностью.

Помимо этого, 15 сентября официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин прокомментировал якобы скорую отставку председателя СК Александра Бастрыкина.

Напомним также, 19 июля Лефортовский суд Москвы арестовал замглавы ГСУ СК по Москве Дениса Никандрова, замначальника управления собственной безопасности Следственного комитета России Александра Ламонова, а также главу управления службы собственной безопасности СК Михаила Максименко по делу о взятках. Позднее суд продлил срок ареста Никандрова до 19 декабря.

Высокопоставленные сотрудники СК были задержаны из-за возможной причастности к делу Шакро Молодого: якобы за крупную взятку следователи обещали «решить вопрос» с делом против вора в законе.

Также источник в правоохранительных органах сообщал, что сотрудники трех отделов ГСУ московской полиции получили уведомления об увольнении.

Между тем официальный представитель ведомства Владимир Маркин подтвердил, что в Следственном комитете России проводится реорганизация.

Ранее СМИ сообщали, что в Следственном комитете под руководством председателя ведомства Александра Бастрыкина проходят масштабные реформы, в ходе которых статус ряда главных управлений СК был понижен до управлений, а некоторые из управлений стали отделами.

Федеральная служба безопасности (ФСБ) России отмечает свой 20-летний юбилей. 3 апреля 1995 года президент РФ Борис Ельцин подписал закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации». В соответствии с документом Федеральная служба контрразведки (ФСК) была преобразована в Федеральную службу безопасности.

В 2014 году преступлений террористической направленности совершено в 2,6 раза меньше, чем в 2013 году. В прошлом году Служба пресекла деятельность 52 кадровых сотрудников и 290 агентов иностранных спецслужб, в тот же период удалось предотвратить нанесение государству ущерба от коррупционных действий в размере около 142 миллиардов рублей

АиФ.ru рассказывает о ФСБ и её предшественниках, стоявших на страже государственных интересов СССР.

ВЧК (1917-1922)

Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) была создана 7 декабря 1917 года как орган «диктатуры пролетариата». Главной задачей комиссии была борьба с контрреволюцией и саботажем. Также орган выполнял функции разведки, контрразведки и политического розыска. С 1921 года в число задач ВЧК входила ликвидация беспризорности и безнадзорности среди детей.

Председатель Совнаркома СССР Владимир Ленин называл ЧК «разящим орудием против бесчисленных заговоров, бесчисленных покушений на Советскую власть со стороны людей, которые были бесконечно сильнее нас».

В народе комиссию прозвали «чрезвычайкой», а её сотрудников — «чекистами». Возглавил первый советский орган госбезопасности Феликс Дзержинский. Под новую структуру было отведено здание бывшего градоначальника Петрограда, расположенное по адресу Гороховая, 2.

В феврале 1918 года сотрудники ВЧК получили право расстреливать преступников на месте без суда и следствия согласно декрету «Отечество в опасности!».

Высшую меру разрешено было применять в отношении «неприятельских агентов, спекулянтов, громил, хулиганов, контрреволюционных агитаторов, германских шпионов», а позднее «всех лиц, прикосновенных к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам».

Окончание гражданской войны и спад волны крестьянских восстаний сделали бессмысленным дальнейшее существование разросшегося репрессивного аппарата, чья деятельность практически не имела юридических ограничений. Поэтому к 1921 году перед партией встал вопрос о реформировании организации.

ОГПУ (1923-1934)

6 февраля 1922 года ВЧК была окончательно упразднена, а её полномочия перешли к Государственному политическому управлению, которое впоследствии получило название объединённого (ОГПУ). Как подчёркивал Ленин: «... упразднение ВЧК и создание ГПУ не означает просто изменение название органов, а заключается в изменении характера всей деятельности органа в период мирного строительства государства в новой обстановке...».

Председателем ведомства до 20 июля 1926 года являлся Феликс Дзержинский, после его смерти этот пост занял бывший нарком финансов Вячеслав Менжинский.

Главной задачей нового органа была всё та же борьба с контрреволюцией в любых её проявлениях. В подчинении ОГПУ находились особые части войск, необходимые для подавления общественных беспорядков и борьбы с бандитизмом.

Помимо этого, на ведомство были возложены следующие функции:

  • охрана железнодорожных и водных путей сообщения;
  • борьба с контрабандой и переходом границ советскими гражданами);
  • выполнение специальных поручений Президиума ВЦИК и СНК.

9 мая 1924 года полномочия ОГПУ были существенно расширены. Ведомству стали подчиняться органы милиции и уголовного розыска. Так начался процесс слияния органов госбезопасности с органами внутренних дел.

НКВД (1934-1943)

10 июля 1934 был образован Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД). Наркомат был общесоюзным, а ОГПУ включалось в него в виде структурного подразделения под названием Главного Управления Государственной безопасности (ГУГБ). Принципиальное новшество заключалось в том, что упразднялась судебная коллегия ОГПУ: новое ведомство не должно было иметь судебных функций. Новый наркомат возглавил Генрих Ягода.

В сфере ответственности НКВД находились политический сыск и право вынесения приговоров во внесудебном порядке, система исполнения наказаний, внешняя разведка, пограничные войска, контрразведка в армии. В 1935 году к функциям НКВД отнесено и регулирование дорожного движения (ГАИ), а в 1937 г. создаются отделы НКВД на транспорте, включая морские и речные порты.

28 марта 1937 года Ягода был арестован НКВД, при обыске у него дома, согласно протоколу, были найдены фотографии порнографического характера, троцкистская литература и резиновый фаллоимитатор. Ввиду «антигосударственной» деятельности Политбюро ЦК ВКП(б) исключило Ягоду из партии. Новым главой НКВД был назначен Николай Ежов.

В 1937 году появились «тройки» НКВД. Комиссия их трёх человек заочно выносила тысячи приговоров «врагам народа», основываясь на материалах органов, а порой и просто по спискам. Особенностью этого процесса было отсутствие протоколов и минимальное количество документов, на основании которых выносились решение о вине подсудимого. Вердикт «тройки» обжалованию не подлежал.

За год работы « тройками» были осуждены 767 397 человек, из них 386 798 человек были приговорены к расстрелу. Жертвами чаще всего становились кулаки — зажиточные крестьяне, не желавшие добровольно отдавать колхозу своё имущество.

10 апреля 1939 года Ежов был арестован в кабинете Георгия Маленкова. Впоследствии бывший глава НКВД признался в гомосексуальной ориентации и подготовке государственного переворота. Третьим народным комиссаром внутренних дел стал Лаврентий Берия.

НКГБ — МГБ (1943-1954)

3 февраля 1941 года НКВД разделили на два наркомата — Народный комиссариат государственной безопасности (НКГБ) и Народный комиссариат внутренних дел (НКВД).

Сделано это было с целью улучшения агентурно-оперативной работы органов государственной безопасности и распределения возросшего объёма работы НКВД СССР.

На НКГБ возлагались задачи:

  • ведение разведывательной работы за границей;
  • борьба с подрывной, шпионской, террористической деятельностью иностранных разведок внутри СССР;
  • оперативная разработка и ликвидация остатков антисоветских партий и контрреволюционных формирований среди различных слоёв населения СССР, в системе промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства;
  • охрана руководителей партии и правительства.

На НКВД возлагались задачи по обеспечению государственной безопасности. В ведении этого ведомства оставались войсковые и тюремные подразделения, милиция, пожарная охрана.

4 июля 1941 года в связи с начавшейся войной было решено в целях уменьшения бюрократии объединить НКГБ и НКВД в одно ведомство.

Повторное создание НКГБ СССР состоялось в апреле 1943-го. Основной задачей комитета была разведывательно-диверсионная деятельность в тылу немецких войск. По мере продвижения на запад возрастало значение работы в странах Восточной Европы, где НКГБ занимался «ликвидацией антисоветских элементов».

В 1946 году все народные комиссариаты были переименованы в министерства, соответственно, НКГБ стал Министерством государственной безопасности СССР. Тогда же министром госбезопасности стал Виктор Абакумов . С его приходом начался переход функций МВД в ведение МГБ. В 1947-1952 годах ведомству были переданы внутренние войска, милиция, пограничные войска и другие подразделения (в составе МВД остались лагерные и строительные управления, пожарная охрана, конвойные войска, фельдъегерская связь).

После смерти Сталина в 1953 году Никита Хрущёв сместил Берию и организовал кампанию против незаконных репрессий НКВД. Впоследствии несколько тысяч несправедливо осуждённых были реабилитированы.

КГБ (1954-1991)

13 марта 1954 года создан Комитет государственной безопасности (КГБ) путём выделения из МГБ управлений, служб и отделов, имевших отношение к вопросам обеспечения госбезопасности. По сравнению с предшественниками, новый орган имел более низкий статус: был не министерством в составе правительства, а комитетом при правительстве. Председатель КГБ был членом ЦК КПСС, но в высший орган власти — Политбюро — он не входил. Объяснялось это тем, что партийная верхушка хотела обезопасить себя от появления нового Берии — человека, способного отстранить её от власти ради осуществления собственных политических проектов.

В зону ответственности нового органа входили: внешняя разведка, контрразведка, оперативно-розыскная деятельность, охрана государственной границы СССР, охрана руководителей КПСС и правительства, организация и обеспечение правительственной связи, а также борьба с национализмом, инакомыслием, преступностью и антисоветской деятельностью.

Практически сразу же после своего образования в КГБ провели масштабное сокращение штата в связи с начавшимся процессом десталинизации общества и государства. С 1953 по 1955 год органы госбезопасности были сокращены на 52%.

В 1970-е годы КГБ усилил борьбу с инакомыслием и диссидентским движением. Однако действия ведомства стали более утончёнными и замаскированными. Активно применялись такие средства психологического давления, как слежка, общественное осуждение, подрыв профессиональной карьеры, профилактические разговоры, принуждение к выезду за границу, принудительное заключение в психиатрические клиники, политические судебные процессы, клевета, ложь и компромат, различные провокации и запугивания. Вместе с тем, были и списки «невыездных» — тех, кому отказывали в выезде за границу.

Новым «изобретением» спецслужб стала так называемая «ссылка за 101-й километр»: политически неблагонадёжных граждан выселяли за пределы Москвы и Санкт-Петербурга. Под пристальным вниманием КГБ в этот период находились в первую очередь представители творческой интеллигенции — деятели литературы, искусства и науки — которые по своему общественному статусу и международному авторитету могли нанести наиболее масштабный вред репутации советского государства и коммунистической партии.

В 90-х годах изменения в обществе и системе государственного управления СССР, вызванные процессами перестройки и гласности, привели к необходимости пересмотра основ и принципов деятельности органов государственной безопасности.

С 1954 по 1958 год руководство КГБ осуществлял И. А. Серов.

С 1958 по 1961 год — А. Н. Шелепин.

С 1961 по 1967 год — В. Е. Семичастный.

С 1967 по 1982 год — Ю. В. Андропов.

С мая по декабрь 1982 года — В. В. Федорчук.

С 1982 по 1988 год — В. М. Чебриков.

С августа по ноябрь 1991 года — В. В. Бакатин.

3 декабря 1991 года президент СССР Михаил Горбачёв подписал закон «О реорганизации органов государственной безопасности». На основании документа КГБ СССР был упразднён и на переходный период на его базе созданы Межреспубликанская служба безопасности и Центральная служба разведки СССР (в настоящее время — Служба внешней разведки РФ).

ФСБ

После упразднения КГБ процесс создания новых органов госбезопасности занял порядка трёх лет. В течение этого времени отделы расформированного комитета переходили из одного ведомства в другое.

21 декабря 1993 года Борис Ельцин подписал указ о создании Федеральной службы контрразведки РФ (ФСК). Директором нового органа с декабря 1993 года по март 1994 года был Николай Голушко , а с марта 1994 по июнь 1995 года этот пост занимал Сергей Степашин .

В настоящее время ФСБ сотрудничает со 142 спецслужбами, правоохранительными органами и пограничными структурами 86 государств. В 45 странах функционируют аппараты официальных представителей органов Службы.

В целом, деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:

ФСБ возглавляли:

в 1995- 1996 году М. И. Барсуков;

в 1996- 1998 году Н. Д. Ковалёв;

в 1998- 1999 году В. В. Путин;

в 1999- 2008 Н. П. Патрушев;

с мая 2008года — А. В. Бортников.

Структура ФСБ России: