Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

M18 Hellcat — американская ПТ-САУ VI уровня. World of Tanks – стратегия и тактика игры M18 Hellcat (ПТ-САУ, США) Какие модули ставить на хелкат

M18 Hellcat обзор американской имбы шестого уровня как играть что ставить из оборудования какие перки качать экипажу, а так же тактика игры на Хэлкат.

Здравия желаю вам Ребятки, сегодня я хотел бы предложить полу обзор- полу гайд по ветке интересных ПТ-САУ Америки во всемирно-известной игре ‘World of Tanks”.

Представлю на обозрение вам интереснейшую ПТ 6 ур M18 Hellcat и немного сравнений будет с Джексоном с параллельной ветки того же уровня.

И так, многие знают что она «имба» для улучшения статистики, одна из самых страшных на своем уровне пт, многие на нем катались, многие тащили, многие хвалят!

Но почему то мало кто говорит об параллельной ветке более бронированных и вооруженных пт- ветка Джексона.

История у этого танка очень богатая, но кому она интересна- статей куча, чтоб время не занимать ни ваше ни моё и место здесь просто скопировав ее – почитайте ка лучше всего сами.

Скажу то, что Хелл (так будем его называть) первый из немногих популярных американских ПТ)))

А теперь перейдем к фактам, почему же Хеллкат заслуживает права быть не просто хорошей ПТ, а лучшей ПТ! Чтобы всем было ясно и обосновано- я сравнил стандартные параметры.

Джексона и Хеллката (все же они оба есть ПТ и оба они одинакового внешнего вида (почти)- наличие башни, орудия одинаковые.

Суть техники одна и та же(но это только на первый взгляд) и немного сравним их:

Джексон выигрывает M18 Hellcat в:

  • ДПМ 1800\1800\2400 против (грубо говоря) 1700\1700\2250
  • Перезарядка 8 против 8.5 сек;
  • Боекомплект 47 против 30(хотя я не тратил обычно более 30 снарядов за бой(а играя против 8 как то урон доходил до 3 к)
  • Прочность 590;
  • Броня 114\25\25 против 12 везде – броня корпуса;
  • Шанс возгорания двигателя 15 против 20%(но скажу я вам- они оба горят неплохо при крите движка(обычно Хелла сливают раньше)
  • Точность от выстрела, в движении и повороте это ненужная штука (те кто ценят вертуханы- рандомщики и неопытные игроки да и стоимость у Джека 884200, а у Хелкат 950000 серы- но все же Джексон и здесь лучше)
    Ну вот на этом и все!

В чем Джексон проигрывает M18 Hellcat:

  • Броня башни (даже не верится)
    76\25\25 против 76.2\31.8\127 (нафига ему позади башни(прикрывая БК) столько брони я не понимаю, но так разработчики сделали наверно по историческим данным).
  • Подвижность:
    Мах 42 против 72, назад разница в 1 км;
  • Уделка 14.44 против 22.71;
  • Маскировка:
    15.3 против 21(неподвижно);
    9.2 против 12.6 в движении(другие там мелочи, они не так важны);
  • Дальность связи 615.
  • Ну вот, по сути если вы сопоставите значения- что лучше, броня + пушка против скорости, маскировки и некоторых мелких параметров? Конечно выбирать каждому.
Сейчас поподробнее о Хеллкате.

Это ПТ 6 ур, обладает средней пушкой по дамагу и пробитию(160 пробития\240 дамага (бб, голда почти никогда не нужна) вращающейся башней (заметьте с таким орудиям это редкость) – но скрость ее вращения похуже чем у тт.

Лобовая броня достойна уважения, ведь при том что орудия склоняется -10+20- это значит что можно танковать спокойно от 130 до 240 мм(в зависимости куда попадут).

Если иметь опыт и прокачанную технику- по вам в общем попадать не будут (маленький секрет, Джексон и Хелкат в лоб не очень опытные фугасники.

На су 152, о-и, кв 2 (в общем на шайтанках даже с 30 м не ваншотит)). Так же имеется неплохая скорость, маскировка, обзор в 370 так же хорош.
Прочностью в 550 ХП; Массой 17.4 т; связь просто радует.

В 750 метров; состав команды включает опытного командира, меткого наводчика, быстрого мех-водителя, радист хорош по связи и заряжающий моментально сообразит какой снаряд надо вставить для нанесения сокрушающего удара сопернику, а кому и что поставить, немножко позже расскажу.

Мощь движка составляет от 350 до 460 лошадей; скорость движения 72 км в час и бое-комплект состоит из 45 штук, это из самого важного. Имея Хеллкат вы на верном путь и дойдёте до Т 25/2.

А теперь у всех возникает вопрос: Ну а где же нагиб машина, о которой автор статьи втирает с начала?

Сложите все вместе- пушку, обзор, маскировку, наличие вращающейся башни, броню, ваши руки (если сели за нее уже с руками) и прибавьте сюда 3 оборудования:

Рога (обзор примерно 460-470 (и это не учитывая умений экипажа) досылатель (кд станет 6.8-6.3, так же зависит от экипажа) ну и последнее, по желанию я советую маск сеть.

Теперь посмотрим на новую пт: мы стоим в начале базы и уже сами светим с базы так же как средняя лт, а если подобраться поближе, а броня позволяет- мы светим пол карты(это на Редшире, Прохоровке…).

Если карта поменьше??, типа Малиновки (она не меньше, но просвечиваю все 3 фланга) или же Энск (где с базы свечу вражескую базу)- это страшное преимущество, а с прекрасным орудиям, маскировкой и броней- смело можно давить врага во все линии!

Снаряжения стандарт- малая аптечка,
ремка и огнетушитель (желательно ставить автоматический)- этого хватает с головой.

Для экипажа можно качать каждый под себя, я лично советую прокачать обязательно первой линией

  1. командиру лампу
  2. наводчику-снайпера
  3. мех-воду виртуоз
  4. радисту радиоперехват (растим еще наш обзор, ибо усиливаем рацию (изобретатель),
  5. ну и заряжающему, если вы голдолюб- интуиция, если вы простой любитель тащить своими силами- отчаянный.
  6. Второй волной можно прокачать маскировку или бб (боевой братство),
  7. дальше снова проф умения.
Тактика игры.

А теперь самый главный козырь этой пт, вот за что я Хела обожаю? -у нее нет своёй тактики и она беспредельная махина, Хеллкат может работать как страшный дамагер, она может прикрывать, отстреливать опасные цели. Многофункциональная она и эта ПТ как универсальный солдат в игре – у нее присутствует все, хоть и в среднем, зато все!

Совет дам один, при игре на Хеллкате- сначала научитесь понимать карту и противников, ведь тащить на нем решается при единственном условии, если знаете чего ожидать, ну и хотите от него.

Потом занимаете позицию на которой вы не тупо давите один фланг- а можете прикрывать почти всю карту (обзорище ваш и прекрасная башня вполне допускают это).

Тактика игры.

И самое главное- никаких вертуханов, M18 Hellcat ценит мах сведения, он как немец- свелись- сделали очень больно, не свелись- ну ваши проблемы!
Не забывайте, мы пт, хоть нам «Господь- варгейминг» и дал немножко преимущества быть полу ст, но все же – помните, даже если техника имба- рак, который сидит за ней- может испоганить все.

Если техника – отброс, проходимый вариант- профи ее поднимает выше имб. Кем будете вы – решить должны сами. Победителем будьте всегда и никогда недооценивайте врагов, ведь это главная причина слива!

76-мм самоходная пушка M18, "Хеллкет" -
76 mm Gun Motor Carriage M18, Hellcat.

Самоходная артиллерийская установка выпускалась на заводах фирмы "Бьюик" с 1943 года. Для нее было разработано специальное шасси с ходовой частью, аналогичной ходовой части танка М24 . Установка выполнена по следующей компоновочной схеме: силовая установка расположена сзади, боевое отделение - посередине, а отделение управления, трансмиссия и ведущие колеса - спереди. В боевом отделении установлена открытая сверху башня кругового вращения со смонтированным в ней вооружением: 76,2-мм пушкой М1А1 и 12,7-мм зенитным пулеметом. При этом обеспечивался угол возвышения орудия +20 градусов и угол склонения -9. Пушка не имела дульного тормоза, ее скорострельность составляла 4 выстрела в минуту, начальная скорость бронебойного снаряда равнялась 686 м/с, а подкалиберного - 1035 м/с.

Для поворота башни использовался электрогидравлический привод. На самоходной установке монтировался карбюраторный двигатель воздушного охлаждения "Континенталь", который вместе с агрегатами силовой передачи устанавливался на специальной раме, что позволяло выкатывать его из самоходной установки через кормовой люк. Агрегаты силовой передачи таким же образом выкатывались через люк в лобовом броневом листе. Это значительно упрощало ремонт установки в полевых условиях. Установка считалась стандартным противотанковым средством и состояла на вооружении отдельных танкоистребительных батальонов и истребительно-противотанковых подразделений пехотных дивизий. Всего за время войны было изготовлено 2500 таких установок.

Истоки самоходной пушки М18 и ее модификаций на том же шасси лежат в принятом АТС в декабре 1941 г. решении о создании быстроходного истребителя танков с 37-мм пушкой, подвеской Кристи и двигателем "Райт Континенталь" R-975. Из двух заказанных опытных машин первую, получившую обозначение самоходная пушка Т49, построили в середине 1942 г., но с 57-мм орудием М1 (в связи с необходимостью повышения бронепробиваемости, выявленной в ходе боев в Западной пустыне) и торсионной подвеской вместо пружинной типа Кристи. В июле 1942 г. Т49 прошла испытания, но Танко-истребительное командование к тому времени нуждалось в более мощном орудии и просило АТС установить на вторую опытную модель 75-мм пушку М3 со среднего танка М4.

Таким образом, от проекта Т49 отказались в пользу сильнее вооруженной модификации, а вторая построенная опытная машина получила обозначение самоходная пушка Т67. Она имела коническую открытую сверху башню, аналогичную той, что изготовили для самоходной пушки Т35. Самоходная артиллерийская установка выдержала испытание и, благодаря своей небольшой массе в 20 "коротких" американских тонн (907,2 кг) и высокой удельной мощности двигателя, рекомендовалась к принятию на вооружение.

Однако в феврале 1943 г. Танко-истребительное командование снова изменило требования, сориентировавшись на 76-мм пушку М1, разработанную для танка М4. Построили еще шесть опытных машин, аналогичных Т67, но с 76-мм орудием, получивших обозначение самоходная пушка Т70. По результатам испытаний в конструкцию ввели ряд изменений, включая модифицированную лобовую часть корпуса и новую башню с кормовой нишей в качестве противовеса и ящиком для укладки ЗИП. Производство Т70 началось в июле 1943 г. на заводе фирмы "Бьюик". В феврале 1944 г. машину приняли на вооружение под обозначением самоходная пушка М18, позднее широко известная под кличкой "Хеллкэт" ("ведьма"). Построили 2507 САУ М18, прекратив производство в октябре 1944 г.

М18 была одним из лучших истребителей танков Второй мировой войны, а благодаря высокой удельной мощности еще и одной из наиболее быстроходных. Имелся и ряд других достоинств: низкий силуэт, рациональная форма бронирования, высокая надежность, прочная ходовая часть, что делало машину любимой экипажами. Самоходная артиллерийская установка "Хеллкэт" использовались американскими танко-истребительными батальонами в Италии и Северо-Западной Европе в 1944-45 гг., а высокая подвижность позволяла им добиваться больших успехов в поражении танков противника при сравнительно небольших собственных потерях.

Модификации 76-мм самоходная пушка M18, "Хеллкет"

  • 105-мм самоходная гаубица Т88 . Вследствие успешного применения М18 АТС в августе 1944 г. предложила разработать такую же машину со 105-мм гаубицей Т12. В декабре 1944 г. построили опытную машину, в целом аналогичную М18, за исключением вооружения и прицельных приспособлений. Разработку машины, обозначенной Т88, прекратили в связи с окончанием боевых действий в августе 1945 г.
  • Бронемашина общего назначения Т41 (М39) . В июне 1944 г. предложили использовать высокую скорость и низкий силуэт М18 для создания бронемашины общего назначения, которая могла бы использоваться в качестве тягача 3" (76-мм) ПТП М6 (на колесном ходу), разведывательной машины и БТР Две М18 переделали, сняв башни и изменив внутреннюю компоновку. В качестве бронированного тягача машина обозначалась Т41, а разведывательной машины - Т41Е1. В передней части боевого отделения устанавливалась турель с зенитным пулеметом "Браунинг" калибра 12,7 мм. Характеристики были аналогичны М18, исключая массу и высоту. Экипаж состоял из 2 человек, 7 человек орудийного расчета или пехотинцев. Машина, заказанная в июне 1944 г. в небольшом количестве, в начале 1945 г. получила обозначение М39.
  • Плавающие 76-мм САУ Т86, Т86Е1 и самоходная гаубица Т87 . Опыт боев на тихоокеанских островах привел к ряду предложений по приданию плавучести американской БТТ. В январе 1944 г. были предложены две опытные плавающие модификации М18 с большим легким водоизмещающим корпусом. Первая машина - САУ Т86 - двигалась на плаву за счет перематывания гусениц, а вторая Т86Е1 - с помощью двух гребных винтов. Выбрали первый вариант, и машина Т87 получила модифицированные траки гусениц вместе с некоторыми изменениями корпуса. Т87 появилась в декабре 1944 г. и испытывалась до конца войны, после чего проект остановили. Т87 вооружалась 105-мм гаубицей по типу Т88, в то время как Т86/Т86Е1 - 76-мм пушку по типу М18. Корпус Т87 был несколько укорочен. Три прототипа оказались удачными, показали хорошие мореходные качества и возможность выхода на берег в прибой. Однако обзор в передней сфере сильно ограничивался измененным корпусом. Кроме того, сочли необходимым установить в корме водяной руль.

Тактико-технические характеристики

Боевая масса 17 т
Размеры:
длина
6 лет назад Комментарии: 20


Ведьма (именно так переводится с английского M18 Hellcat) в реальности была одним из наиболее успешных проектов американского танкостроения времен Второй мировой войны. И в игре эта ПТ-САУ способна многое, например, заработать на ней медаль «Воин», то есть убить в одном бою минимум шесть танков противника, не так уж и сложно. Ведьму можно назвать одним из наиболее фановых танков в игре.

Итак, Hellcat находится на шестом уровне и является довольно своеобразной американской ПТ-САУ с башней, вращающейся на 360 градусов. Тем не менее, скорость поворота башни (как , так и топовой) небольшая и составляет всего 16 градусов, так что не нужно пытаться перекрутить противника в ближнем бою.

Ближний бой на Hellcat


В ближний бой вступать не следует и из-за практически полного отсутствия брони: она составляет для корпуса со всех сторон всего 13 мм! Это означает, что пробить Ведьму могут танки даже первого уровня, а попасть она может и к восьмым, которые уничтожат ее за пару выстрелов. Башня бронирована заметно лучше, во лбу – 76 мм плюс маска орудия, но и ее подставлять под выстрелы высокоуровневых противников не следует.

Следует сказать, что у Ведьмы есть аналог, это М36 Jаckson.
По сути, это очень похожие ПТ-САУ, у них одинаковые орудия, даже внешне они очень похожи. Отличает Джексон только лобовая броня, которая составляет 114 мм под наклоном. Казалось бы, это большое преимущество перед Ведьмой, ведь если ставить Джексон ромбом, то от одноуровневой техники велик шанс .

Но за такую броню Джексон расплачивается посредственной динамикой. А у «картонной» (если не сказать «бумажной») Ведьмы максимальная скорость составляет целых 72 км/ч, причем набирает она ее быстро, так что можно уходить из-под огня противника благодаря прекрасной динамике. В целом, выбирать лучше Ведьму, а не Джексона: 114 мм (даже под наклоном) для высокоуровневых противников не представляет проблемы, а вот попасть по динамичной ПТ-САУ сложно.

Орудие M18 Hellcat - основное преимущество

Что касается орудия Ведьмы, то оно просто прекрасное для своего уровня: 160 среднего пробития , 240 среднего урона, разброс 0.35 и быстрое сведение (всего 1.7 секунды). В совокупности это позволяет и эффективно поражать цели на дальних дистанциях, и быстро стрелять из-за угла, а потом скрываться за укрытием. Топовое орудие делает M18 Hellcat универсальным танком , который может отыгрывать роль не только ПТ-САУ, но и полноценного среднего танка (с учетом отсутствия бронирования, конечно).

Также стоит отметить прекрасные углы вертикальной наводки, что отличает большую часть американской техники. Орудие Ведьмы может опускаться вниз на десять градусов, что позволяет эффективно использовать холмы и показывать для выстрела только крепкую маску орудия.

Ошибки при игре на Хелкате


Несмотря на такие достоинства, многие игроки не умеют играть на Хелкате и быстро умирают в начале боя, совершая так называемый « » или «ололо-свет». В большинстве случаев это происходит из-за того, что неопытный игрок несется на врага в первых рядах (а высокая скорость Ведьмы это позволяет), попадает в засвет и уничтожается сфокусированным огнем, так как эта ПТ-САУ в рандомных боях имеет грозную славу.

Другой ошибкой является попытка играть весь бой на Ведьме, как на обычной ПТ-САУ, но только с башней. Лучше, конечно, не умереть в первые минуты, а простоять в кустах и нанести хоть какой-то урон противнику, но предназначение Ведьмы все-таки другое. Игра на ней предполагает довольно агрессивную тактику, сами американцы называли ее «Hit and run» , что переводится как «Бей и беги» .

Какую тактику предполагает танк M18?

В начале боя на Хелкат не стоит занимать стандартные для ПТ-САУ позиции. Наоборот, нужно максимально быстро выдвигаться на ключевые точки, с которых можно (прекрасный для ПТ-САУ обзор в 370 метров это позволяет сделать без труда) и произвести несколько выстрелов. Как только противник вас заметил, обратил внимание, надо сразу разворачиваться и отступать.

Вообще не нужно устраивать перестрелки с противником, идти на размен, даже если вы играете с пятыми-шестыми уровнями. Следует отступить, нанести урон и опять отступить. Стоять на месте нельзя вообще, движение и убережет вас от огня противника, и позволит оказываться на таких позициях, с которых вы сможете наносить максимальный урон.

Во многих случаях желательно разворачиваться к противнику кормой для максимально быстрого отступления: стоять лбом к противнику бесполезно из-за практически полного отсутствия брони.

Как быть, если рандом закинул вниз списка

Ведьму отличает от множества танков то, что она прекрасно чувствует себя внизу списка. Можно настрелять большое количество урона (и, следовательно, получить много опыта и серебра) даже в боях с восьмыми уровнями. Нужно только правильно выбирать момент для выстрела, ни в коем случае не атаковать в лоб, а заходить с фланга. Для поражения противника восьмого уровня в борт среднего пробития в 160 мм будет достаточно. В высокоуровневых боях можно выполнять роль светляка, но все-таки для Hellcat это не очень подходящая функция.

Отдельно стоит сказать о маскировке.


Сильно полагаться на нее не стоит, это не Т49, который мог поражать отдельных подслеповатых противников со средних дистанций из-за кустов, оставаясь не замеченным. Светится Хэлкат довольно сильно, этому способствует и сравнительно высокий силуэт, и дульный тормоз топового орудия.

Тем не менее, маскировочная сеть и прокачанная маскировка у всего экипажа сильно улучшат ситуацию. Полностью вращающаяся башня позволяет не поворачивать корпусом вслед за противником, когда вы затаились в кустах и стреляете по чужому засвету. Башня вращается медленно, но поддаваться искушению довернуть корпусом не стоит: лучше потерять лишнюю секунду, чем засветиться. Для засадной тактики незаменимо будет шестое чувство , прокачанное у командира. Не забывайте только, что действуют оно с задержкой в три секунды, так что если противник целится в вас, уходите, не ждите загорания лампочки.

Выбираем оборудование для шустрой ведьмы

  • Итак, из оборудования стоит первой брать маскировочную сеть, ведь стоит она дешево.
  • Вторым следует остановить досылатель, это актуально практически для любого танка.
  • С третьим слотом не все так очевидно: большинство улучшают обзор с помощью просветленной оптики или стереотрубы. Первая подходит для агрессивной тактики, вторая предполагает классическую засадную.
Ставить усиленные приводы наводки особого смысла нет, сведение и так составляет 1.7 секунды, хотя решать, конечно, вам. Набор снаряжения стандартный: ремкомплект, аптечка, огнетушитель. Стоит сказать, что критуется и горит Ведьма довольно часто , так что экономить на снаряжении не стоит.

В заключение стоит сказать, что Ведьма не зря считается одной из самых фановых машин: великолепная динамика, вращающаяся башня и прекрасное орудие делают эту ПТ-САУ универсальной машиной, на которой можно и нужно совмещать различные тактики. Но в этом и состоит сложность: достичь настоящего мастерства на Ведьме очень сложно, многих отпугивает практически полное отсутствие брони.

M18 Hellcat (М18 Хеллкэт) из роты Б 827 танкоистребительного батальона (Co. B, 827th Tank Destroyer Battalion). На борту квартирмейстерский доставочный код 9609-V, вместо типичного для этого батальона номерного кода на лбу корпуса. Район г.Саарбург (Saarbourg), Форанция, 1 декабря 1944.

В начале войны американские военные сильно тяготели к созданию легкого высокомобильного истребителя танков. 2 декабря 1941 отдел G-3 в Генштабе направил отделу G-4 памятную записку с рекомендацией разработать истребитель танков с 37мм пушкой и подвеской Кристи. Исходя из этой концепции 8 декабря 1941 Ordnance Department издал рекомендацию разработать истребитель танков с высокой скоростью, который имел бы двигатель Wright Continental R-975, подвеску Кристи (Christie) и 37 мм пушку.
General Motors Buick Division получил задание на производство двух пилотных моделей. Тем временем, к весне 1942 Ordnance Department проанализировав боевой опыт англичан в Северной Африке пришёл к мысли установить более мощную 57 мм пушку. 1 апреля 1942 Ordnance Department (Артиллерийский Департамент) убедил G-3, что 57мм пушка М1 будет гораздо предпочтительнее 37мм М6. 18 апреля 1942 эти два ведомства договорились изготовить два прототипа получивших обозначение Т49 Gun Motor Carriage. Будущие машины должны были иметь высокую мобильность при весе около 12 тонн, скорость 50 миль в час, экипаж из 5 человек, броня 7/8 дюйма на башне, лоб корпуса и борта, а низ и верх - 3/8 дюйма.

В середине 1942 Buick изготовил первый прототип – T49 GMC. Пилотная машина имела 57 мм пушку. В июле 1942 начались её испытания на полигоне в Абердине (Aberdeen). Оказалось, что Т49 не мог развить нужную скорость, зато, подвеска хорошо показала себя при езде на пересечённой местности. В итоге, в декабре 1942 все работы над прототипом T49 были свёрнуты. Tank Destroyer Command затребовал у Ordnance Department установить на втором прототипе более мощную 75 мм пушку, которую создали для танков M4 Sherman.

Конструкторы приступили к созданию второго прототипа, названного - T67 GMC. Для установки 75 мм орудия решили позаимствовать у T35 GMC башню круглуой формы с открытым верхом. Лобовую часть машины переделали убрав курсовой пулемёт. Лобовую броню довели до одного дюйма, днище и верхние горизонтальные поверхности сделали слегка толще, а борта и корму - тоньше.

В ноябре 1942 Special Armoured Vehicle Board провёл испытания T67 GMC на полигоне в Абердине. Тесты показали, что в целом машина удалась, только требовалось перейти на торсионную подвеску и заменить силовую установку на боле мощный стандартный двигатель. Первый и второй прототипы оснащались двумя карбюраторными двигателями Buick объёмом 330 кум. дюймов с сумарной мощностью 330 л.с. при трёх-скоростной трансмиссии, достигалась скорость 51 миля в час. T67 GMC был рекомандован к стандартизации, однако снова вмешалось Tank Destroyer Command. На этот раз требовалось заменить недавно установленную 75 мм пушку на новое 76 мм орудие М1 разработанное для М4 Sherman. Новое орудие отличалось лучшими бронебойными характеристиками, что для истребителя танков было определяющим критерием.

Прототипы Т49 и Т67 имели обинаковые размеры - 17 футов и 10 1/2 дюйма в длину, 8 вутов и9 3/4 дюйма в ширину, 7 футов и 1/4 дюйма в высоту. В небоевом положении они весили 16 тонн. Подвеска состояла из 5 опорных катков на пружинных аммортизаторах свечного типа. Гусеницу имела ширину 12 дюймов и шаг 5 3/32дюйма, поддерживалась двумя роликами.

В январе 1943 General Motors получил заказ на создание шести пилотных машин новой модификации названной T70 GMC. Весной 1943 появился первый прототип. На новой машине вместо спаренного двигателя Buick поставили радиальный Continental R-975-C1; ради лучшего баланса трансмиссия 900T Torqmatic перенесена вперёд, от подвески Кристи отказались в пользу индивидуальных торсионов. Ведущее колесо имело 31 зуб, а два первых и последних опорных катка оснащались аммортизаторами. Чтобы при движении по пересечённой местности не ослабевало натяжение гусеницы конструкторы снабдилии ведущие и направляющие колёса компенсаторами. Позднее только переднее ведуще колесо имело компенсатор натяжения гусеницы. Примечательным техническим решением было установить трансмиссию и двигатель на специальные рельсы, по которым они могли легко выкатываться в случае ремонта или демонтажа. Корпус и башня собирались из катаной гомогенной брони, лоб башни литой. Соединение брони – сварное. В открытой сварной башне установили 76 мм пушку, причём особенность крепления спровоцировла выступ на борту башни. Позднее пушку сместили вправо и выступ устранили.

T70 GMC прошли испытания в Италии и в феврале 1944 стандартизировали, как M18 Gun Motor Carriage, а неофициально называли "Hellcat" (ведьма). Всего фирма General Motors Buick Division с июля по октябрь 1944 выпустила 2.507 истребителей танков M18 по цене $57.500 за штуку.

производство М18 Хеллкэт
месяц Т70 Т41
июль 1943 6
август 83
сентябрь 112
октябрь 150
ноябрь 267
декабрь 194
январь 1944 250
февраль 218
март 170
апрель 150
май 150
июнь 150
июль 150
август 150
сентябрь 150
октябрь 157 10
ноябрь 60
декабрь 163
январь 1945 180
февраль 180
март 107

М18 до 1.349-й имели двигатель Continental R975-C1, а начиная с 1.350-ой машины устанавливался двигатель Continental R975-C4.

боевое применение
M18 Hellcat (М18 Хеллкэт) на Европейском ТВД
месяц количество потери
июнь 1944 146 0
июль 141 0
август 176 6
сентябрь 170 8
октябрь 189 14
ноябрь 252 7
декабрь 306 44
январь 1945 312 27
февраль 448 16
март 540 21
аперль 427 55
май 427 21
модернизации

M18 Hellcat (М18 Хеллкэт) сначала вооружался 76мм пушкой M1A1 со стандартной правосторонней резьбой с шагом 40 калибров, без дульного тормоза. Позднее, в конце 1944 перешли на пушки M1A1C и M1A2. На конце ствола М1А1С находилась резьба для дульного тормоза, а когда дульный тормоз не устанавливался, то на резьбу одевалось защитное кольцо. Орудие M1A2 имело более крутой шаг нарезов в канале ствола - 38 калибров, и посадочное место для дульного тормоза. Если дульный тормоз не устанавливался, то вместо него навинчивалось защитное кольцо. Все три пушки находились в применении одновременно.

76mm Gun M1, M1A1, M1A1C, and M1A2
76мм пушка M1, M1A1, M1A1C, и M1A2
размещение линейка среднего танка M4 на лафете M62, средний танкs T20, T20E3, T22, и T23-2 на лафете T79,
средний танкs T23 и T23E3 на лафете T80, Motor Carriages M18, T86, и T86E1 на лафете M1
длина каморы (без нарезов) 22.46 дюймов
длина нарезной части 133.54 дюймов
длина каморы (до края снаряда) 20.7 дюймов
длина канала 135.3 дюймов
длина ствола 156.00 дюймов, 52.0 калибра
длина отката затвора 7.75 дюйма
длина от среза ствола до задней части затвора 163.75 дюймов, 54.6 калибра
дополнительная длина, с дульным тормозом М2 11.6 дюймов, дульный тормозм M2 на M1A1C и M1A2
общая длина 163.75 дюймов (M1, M1A1), 175.4 дюймов (M1A1C, M1A2)
диаметр канала 3 дюйма
объём каморы 142.6 куб. дюймов (APC M62), 140.50 дюймов (HE M42A1)
вес ствола (без дульного тормоза) 870 фунтов (M1), 940 фунтов (M1A1)
вес всей пушки (без дульного тормоза) 1,141 фунтов (M1), 1,206 фунтов (M1A1C), 1,231 фунтов (M1A2)
вес дульного тормоза М3 62 фунта
общий вес 1,141 фунтов (M1), 1,268 фунтов (M1A1C), 1,293 фунтов (M1A2)
тип затвора полуавтоматический, пушка установлена так, что затвор открывается горизонтально на лафете M62,
T79, и T80, и под углом 45 градусов на лафете M1
нарезы 28 нарезов, правосторонние, 1 оборот/40калибров (M1, M1A1, M1A1C) или 1 оборот/32калибра (M1A2)
боеприпасы унитарные
запал ударного типа
вес всего боеприпаса APC M62 Projectile (APCBC/HE-T) - 11.2490908 кг
HVAP M93 Shot (APCR-T) - 8.57743172 кг
AP M79 Shot (AP-T) - 10.995079 кг
HE M42A1 Shell (HE) - 10.0833584 кг
HC BI M88 Shell, Smoke - 6.07813776 кг
вес снаряда APC M62 Projectile (APCBC/HE-T) - 7.00346619 кг
HVAP M93 Shot (APCR-T) - 4.26376828 кг
AP M79 Shot (AP-T) - 6.80388555 кг
HE M42A1 Shell (HE) - 5.8377338 кг
HC BI M88 Shell, Smoke - 3.34751169 кг
наибольшее давление пороховых газов 43,000 фунтов на кв.дюйм
наибольшая скорострельность 20 выстрелов/мин
начальная скорость APC M62 Projectile (APCBC/HE-T) - 792.48 м/сек
HVAP M93 Shot (APCR-T) - 1 036.32 м/сек
AP M79 Shot (AP-T) - 792.48 м/сек
HE M42A1 Shell (HE) - 822.96 м/сек
HC BI M88 Shell, Smoke - 274.32 м/сек
дульная энергия снаряда, KE= 1/2 MV2 APC M62 Projectile (APCBC/HE-T) 724 ft-tons
HVAP M93 Shot (APCR-T) 7 5 3 ft-tons
AP M79 Shot (AP-T) 703 ft-tons
HE M42A1 Shell (HE) 650 ft-tons
далность стрельбы APC M62 Projectile (APCBC/HE-T) 16,100 метров
HVAP M93 Shot (APCR-T) 13,100 метров
AP M79 Shot (AP-T) 12,770 метров
HE M42A1 Shell (HE) 14,200 метров
HC BI M88 Shell, Smoke (при 12 градусах) 2,000 метров

бронепробиваемость 76мм пушки M1A1 по гомогенной броне под углом 30 градусов
тип снаряда название вес, кг начальная скорость, м/с дальность, м
457.2 914.4 1 371.6 1 828.8
бронебойный с бронебойным колпачком APC M62 7.00346619 792.48 93мм 88мм 82мм 75мм
бронебойно-подкалиберный HVAP M93 4.26376828 1 036.32 157мм 135мм 116мм 98мм
бронебойный AP M79 6.80388555 792.48 109мм 92мм 76мм 64мм
В таблице указана броненпробиваемость для пушки M1A1. У пушки M1A2 бронебойные снаряды с бронебойным колпачком (APC) показывают немного лучшие результаты на больших расстояниях.

Весной и летом 1944 машины перешли на новое передаточное отношение скоростей, при чём уже выпущенные истребители танков возвращались на завод для усовершенствования.

1. Задний свет
2. Глушитель
3. Выхлопной шланг
4. Continental R-975-C2 радиальный двигатель воздушного охлаждения
5. Бронированный колпачёк горловины топливного бака
6. Запасная гусеница
7. Радиоприёмник
8. Крупнокалиберный 50.cal пулемёт
9. Индикатор азимута башни
10. Лафет М62 76мм орудия М1А1
12. Стопор орудия по походному
13. Чехол маски от пыли
14. Ствол орудия
15. Левая фара
16. Сирена
17. Трансмиссия торкматик
18. Фара ночного света
19. Правая фара
20. Бортовой редуктор
21. Сиденье помощника водителя
22. Ведущее колесо
23. Опрный каток
24. Боеукладка
25. Снаряды первой серии
26. Защитное ограждение затвора
27. Поддерживающий ролик
28. Правый топливный бак
29. Ленивец
30. Правая задняя фара
21. Буксировочный штифт

варианты M18 Hellcat (М18 Хеллкэт)

105 mm Howitzer Motor Carriage T88

В виду того, что M18 Hellcat (М18 Хеллкэт) оказался успешной машиной Ordnance Department инициировал работы по установке на его шасси 105 мм гаубицы Т12. Единственный прототип появился в декабре 1944 и обещал быть перспективной высоко мобильной САУ. Изменения коснулись в основном только башни со 105 мм гаубицей, а корпус остался без изменений.
Завершение войны заставило отказаться от прокета в августе 1945.

90 mm Gun Motor Carriage M18 Hellcat
М18 Хеллкэт с 90мм пушкой

Проявившаяся в Нормандии неожиданная для американцев слабость 76мм пушки против немецких тяжёлых танков и успех 90мм орудия М3 спровоцировали работы по установке башни от истребителя танков М36 на корпус М18. В целом, это была неплохая идея соединить отличную мобильность М18 с мощным вооружением М36. На Абердинском полигоне без особых проблем оснастили М18 Hellcat (М18 Хеллкэт) мощным 90мм орудием. Погон башни у М18 совпадал с погоном у М36 (175см) поэтому на М18 Хеллкэт удалось без особых трудностей поставить башню от М36 - пришлось только поднять полик башни и переделать держатели под новый боеприпас. Однако при выстреле отдача была такой сильной, что машина откатывалась назад почти на 2 фута (62 см). При стрельбе с повёрнутой в сторону башней отдача подбрасывала самоходку так, что это было намного хуже, чем, если бы машина откатывалась. Тем не менее, чрезвычайно мощную отдачу удалось погасить установкой большого дульного тормоза. Возросший вес заставил, со временем, перейти на более широкие гусеницы. Работы над супер Хеллкетом шли довольно успешно, однако окончание войны сделало работы над новой самоходкой ненужными. Осенью 1945 проект супер Хеллкета был свёрнут.

Armoured Utility Vehicle T41 (M39)

В июне 1944 американские военные оценив высокую скорость и низкий силуэт M18 Hellcat (М18 Хеллкэт), решили сделать на его основе многофункциональную машину способную служить тягачём для противотанковой 3-дюймовой пушки М6 или использоваться в разведовательно-рекогносцировочных целях.

С M18 Hellcat (М18 Хеллкэт) сняли башню, перепроектировали боевое отделение и установили в передней части пулемёт.50 калибра . Таким образом изготовили два прототипа: Т41 специализированный под тягачь и Т41Е1 приспособленный для разведки. Оба прототипа получились предельно унифицированными, а отличия заключались лишь в комплектации – либо для перевозки боеприпасов, либо для пехотницев. В машине, которую обслуживали два человека помещались 7 человек орудийного расчёта или десантников.

Вес: 35.000 фунтов.
Высота: 5 футов 11 дюймов.

Весной и летом 1944 первые 685 машин Hellcat (М18 Хеллкэт) вернули на завод, чтобы переделать передаточное отношение скоростей, но в строй вернулось всего 45 истребителей танков. Дело в том, что в июне 1944 был выдан заказ на реализацию "limited procurement" (ограниченного производства) Т41 на что и ушли остальные 640 машин. В начале 1945 Т41 стандартизировали, как М39. В модифицированном виде у этой машины верхние люки отрывались в стороны и машину со временем назвали бронетранспортёром М44. Когда борта подняли на 10 дюймов, а верхние люки стали открывались вперёд - машину назвали Т44Е1, и позднее переименовали в Т17 Command Post Vehicle. В Корее эти машины использовались авиаторами как ТАСР - Tactical Air Control Party - команда авиационного тактического контроля. Один М39 переоборудовали в огнемётный танк Т65 Flame Tank с канадской огнемётной установкой Ирокез (Iroquois).

76mm Gun Motior Carriage T86, T86E1, T87 (Amphibious)

В свете военных операция американцев в Тихом океане появилась идея приспособить М18 Hellcat (М18 Хеллкэт) для десантных нужд с моря на побережье. Работы над созданием амфибий назвали Проект Ритчи (Ritchie Project). В декабре 1943 и январе 1944 прошли обсуждения Ritchie Project в результате чего, Исследовательский Совет Нацилнальной Обороны (National Defence Research Council) взялся за разработку САУ-амфибии на базе М18.

В январе 1944 на рассмотрение были предложены два прототипа плавающих М18. От серийных моделей эти машины отличались увеличенным корпусом для достижения плавучести.
Первый прототип T86 GMC (иногда называемый Esch Device) приводился в движение на воде за счёт вращения стандартных гусениц, при этом достигалась скорость 4,6 миль в час. Надводная часть возвышалась на 15 дюймов.

Позже появилась усовершенствованная модель - T86E1. Передние углы сгладили, и добавили на них смотровые приборы, у водителя появились дополнительные перископические смотровые приборы. Вес амфибии составил 23 тонны. T86E1 приводился движение в воде двумя 26-дюймовыми винтами. Испытания T86E1 начались в конце апреля 1944. На воде развивалась скорость 6,2 мили в час, а на суше была не намного ниже чем у обычного М18.

Эксперименты показали, что вариант с вращающимися гусеницами в воде оказался предпочтительней и витоге, в декабре 1944 появился ещё один прототип со специально усовершенствованными гусеницами – Т87. Эта амфибия получилась на 1000 фунтов легче и на 2 фута и 3 дюйма короче, чем, Т86Е1. От предыдущих образцов Т87 отличался ещё тем, что вооружался 105мм гаубицей, как у Т88.

В качестве альтернативы был изготовлен прототип T86E1, который приводился движение в воде двумя 26-дюймовыми винтами. Эксперименты показали, что вариант с вращающимися гусеницами в воде оказался предпочтительней и витоге, в декабре 1944 появился ещё один прототип со специально усовершенствованными гусеницами – Т87. От предыдущих образцов Т87 отличался ещё тем, что вооружался 105мм гаубицей, как у Т88.
Все прототипы хорошо показали себя на испытаниях, но ещё оставались некоторые недостатки. В частности, передний обзор оказался весьма ограниченным крупноразмерным корпусом, а для для надёжного контроля направления в воде требовалось установить в задней части корпуса регулируемый тросом специальный руль. Окончание войны прекратило работы над этими проектами.

Кроме того фирма Marmon-Herrington по заказу Navy Bureau of Ships модифицироала М18 в LVT 76-mm Amphibious Gun Carrier. Однако электролитический эффект разнородных металлов спровоцировал трудности в производстве. Работы над LVT 76-mm Amphibious Gun Carrier остановились, когда она была готова на 30 процентов. Предполагалось установить двигатель Ford, V8, 500 л.с. и трансмссию Jered No.9000.

Был вариант обычного М18 с двумя понтонами, которые крепились спереди и сзади, за счёт чего машина могла держаться на воде. Когда М18 достигал суши, понтоны отсоединялись. Эта конструкция называлась "BB device".

общая оценка

M18 Hellcat (М18 Хеллкэт) имел очень интересную и нетипичную для американского танкостроения конструкцию. В значительной мере – это был конструкторский прорыв. M18 Hellcat (М18 Хеллкэт) – первая американская серийная машина с торсионной подвеской и невысоким силуэтом.
В войсках M18 Hellcat (М18 Хеллкэт) сразу полюбили за надёжность, удобство эксплуатации и обслуживания. Силовая установка и трансмиссия при необходимости моглии заменяться в рекордно короткие сроки, а высокая скорость даже по пересечённой местности и низкий силуэт добавляли живучести в бою. M18 Hellcat (М18 Хеллкэт) удалось быстро и легко и главное удачно приспособить под артиллерийский тягачь и разведовательный транспортёр. М18 Hellcat (М18 Хеллкэт) поступали в противотанковые батальоны танковых и пехотных дивизий.

Тем не менее, как истребитель танков M18 Hellcat (М18 Хеллкэт) имел значительные недостатки. Ещё на стадии прототипов противотанковое вооружение эволюционировало от 37мм до 76мм пушки. Одноко увеличение мощности орудия никак не соответсвовало постоянно растущей броне немецких танков. Изначально 76мм пушка создавалась ради выской бронебойности, но на создание пушки в полной мере оказало вличние бюрократическая неразбериха, неопределённость и ущербность американской концепции в отношении развития танков и танковых орудий. Кроме того в армиии преобладало мнение, что для пушки живучесть ствола превыше бронебойности. Исходя из этого прототип 76мм пушки был укорочен с 57 калибров до 52 и использован незначительный пороховой заряд весом 3,6 фунтов. Для сравнения, английская 17-pdr. пушка такого же калибра имела пороховой заряд весом 9 фунтов при длине ствола 55 калибров. По бронебойным характеристикам английская 76мм 17-фунтовая пушка превзошла даже знаменитую немецкую 75мм KwK 42. В стремлении продлить срок эксплуатации орудия американцы удовлетворилиь давлением газов в каморе в 38.000 psi, в то время, как у длинноствольной немецкой KwK 42 давление было 48.000 psi. Высокое давление газов при выстреле вело к более быстрому разрушению ствола, олднако англичане и немцы считали, что если танк уничтожат, то большой ресурс орудия окажется просто бесполезным. Можно констатировать, что 76мм пушка М1 А1 установленная на истребителе танков М18 Hellcat (М18 Хеллкэт) плохо годилась для истребления тяжёлых танков. Чтобы выправить ситуацию, в 1944 появились вольфрамовые подкалиберные снаряды HVAP (High Velicity Armor Piercing). Несмотря на хорошую бронебойность, этих снарядов в войсках было очень мало, на больших расстояниях они давали высокое рассеивание и в целом, ситуацию не изменили.

Osprey, New Vanguard 97

Jim Mesko -- U.S. Tank Destriyers in action -- Squadron/Signal publications. Armor Number 36

Jean Suermondt -- World War II Allied Vehicles -- The Crowood Press

Hunnicutt, R.P. -- Stuart: A History of the American Light Tank, vol. 1. -- Presidio Press, 1992

Robert J Icks -- Hellcat, Long Tom and Priest -- AFV Weapons Profiles No.2