Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Гори гори ясно чтобы игра. Гори, гори ясно, Чтобы не погасло, Глянь на небо - Птички летят, Колокольчики звенят! Раз, два, три - беги! Подвижная игра «Ловишки из круга»

Давайте в пушкинские горелки играть!


(1799 – 1837)

Игра: «Бабки» («Горелки»)

Цель: формирование представления учащихся о происхождении игры: «Горелки»;
Задачи :
узнать правила игры;
понять, откуда пришла эта игра;
создать хорошее настроение и эмоциональный подъем.
Пояснительная записка:
Пушкинскому празднику в Захарове уже много лет, он имеет своё неповторимое лицо, свою историю. Прежде всего, потому, что родился он по инициативе от рядовых педагогов, учёных, краеведов – любителей, общественников. И очень интересна его детская, игровая часть, основанная на народных играх, забавах, праздничных обрядах, бытовавших в здешнем краю с пушкинских времён и вновь возвращаемых к жизни благодаря Пушкинским праздникам. Почему именно в Захарове? Захарово – это имение под Москвой, принадлежало бабушке поэта, здесь Пушкин проводил каждое лето с сестрой Ольгой и младшим братом – Львом.






Они любили играть в разные игры, но любимой игрой являлись: « Горелки». Наши дети сегодня играют в эту игру, не зная того, что её любил Пушкин.


Горелки
Много других русских названий у этой игры: «Гори ясно», « Огарыши», « Разбегиши», « Разлуки» и др. Известна игра почти у всех славянских народов, и, является очень древней, ещё общеславянской.
Веками горелки были одной из самых распространённых и любимых игр русского народа. « Она в горелки не играла», - говорит А.С. Пушкин о Татьяне, считая, что этим убедительно доказывается необычность характера героини. Действительно, только в русской литературе горелки описаны десятки раз. Возрождение этой игры на русских народных праздниках и гуляниях приобретают сейчас почти обрядовое, символическое звучание.
Участвовать могут 5 – 25 или немногим более юношей и девушек (мальчиков и девочек). Нужна лужайка, площадка длиной 20 – 30 метров. Выбирают водящего «горельщика». Остальные делятся на пары: обычно в паре юноша с девушкой, мальчик с девочкой. Они берутся за руки. Пары становятся друг за другом вереницей (колонной). Впереди, в 3 – 5 метрах от первой пары, спиной к остальным играющим стоит «горельщик». Все говорят хором нараспев:
Гори, гори ясно,


Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят,
Начиная со слов «глянь на небо», «горельщик» смотрит вверх. В это время последняя пара разъединяет руки, и один игрок идёт справа, другой слева вдоль колонны вперёд. Почти поравнявшись с «горельщиком», ждут последнего слова «звенят» и после него бросаются бежать вперёд мимо «горельщика». Он гонится за любым из них и старается поймать (достаточно только осалить, коснувшись рукой) прежде, чем они снова возьмутся за руки. Кого «горельщик» поймает, с тем и становится парой впереди всей вереницы. А водит игрок, оставшийся один.


Игра: «Бабки» («Горелки»)


«Горелки»
Если же «горельщик» никого не поймал, он снова «горит» - ловит следующую пару.
Правила:
1. «Горельщик» не имеет права оглядываться и подсматривать, какая пара собирается бежать мимо него. В противном случае приготовившаяся пара бежать может поменяться очередью с другой парой или местами друг с другом.
2 Никто не должен начинать бег прежде, чем прозвучит последнее слово» звенят».
3.«Горельщик» может салить бегущих только до того момента, как они возьмутся за руки.
4.Каждый раз пара пробежавших становится впереди колонны.
Разновидности игры
В некоторых местностях, если играла молодёжь, то часто договаривались, что « горельщик» должен гнаться не за любым из бегущих, а обязательно за парнем и, догнав его, может встать в пару с девушкой. Пойманный же «идёт гореть».
Иногда метрах в 15 – 20 впереди «горельщика» отмечают место, до которого бегущая пара не должна соединять руки.
Двойные горелки
Если играющих в горелки много, то можно стать попарно в две колонны (одна против другой) на расстоянии 15-20 м. Впереди колонн, т.е. в середине расстояния между ними, стоят два «горельщика» , каждый спиной к своей колонне. Со словами: « …колокольчики звенят» последняя пара в каждой из колонн разъединяет руки и бежит навстречу игрокам из противоположной колонны, стараясь образовать с ними новые пары. « Горельщики» ловят любого из бегущих. Оставшиеся без пар становятся новыми «горельщиками».
Правила как в обычных горелках. Больше всего такая игра подходит для массовых гуляний и праздников.

Играющие (11-13 детей) становятся в колонну парами. Впереди колонны (в 2-3 шагах) стоит ловящий, он смотрит вперед. Играющие хором произносят:

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло, Глянь на небо - Птички летят, Колокольчики звенят! Раз, два, три - беги!

После слова "беги" дети, стоящие в колонне в последней паре, отпускают руки и бегут вперед вдоль колонны: один слева, а другой справа от нее. Они выбегают вперед и стараются снова взяться за руки и стать вперди ловящего. Ловящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и взяться за руки. Если ловящему удается это сделать, он с пойманным образует новую пару, которая становится впереди колонны. Оставшийся без пары будет ловящим. Если ловящему не удалось поймать никого из пары, он продолжает выполнять свою роль. Игра заканчивается, когда все пары пробегут по одному разу. После этого выбирается новый водящий. Игра возобновляется. Указания. Воспитатель следит, чтобы дети не выбегали из колонны раньше времени.

Подвижные игры

Два Мороза

На противоположных сторонах площадки линиями обозначаются два дома. Играющие располагаются в одном из домов. Двое водящих, два Мороза (Мороз - красный нос и Мороз - синий нос) становятся посредине площадки лицом к детям:

Мы два брата молодые, Два Мороза удалые

Я Мороз - красный нос,

Я Мороз - синий нос,

Кто из вас решится В дороженьку пуститься?

Все играющие хором отвечают: Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз! После этого они перебегают в другой дом, а Морозы стараются их заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз. Они стоят так до окончания перебежки. Морозы подсчитывают, сколько играющих им удалось заморосить. После 2-3 перебежек выбирают новых Морозов. В конце игры подводится итог: какие Морозы заморозили больше играющих. Указания. Игрок, который выбежит из дома до сигнала или остается в доме после него, тоже считается замороженным.

Подвижные игры Ловишка, бери ленту

Играющие стоят по кругу. У каждого из них цветная ленточка, которая заклады-вается сзади за пояс или ворот. В центре круга стоит ловишка. По сигналу воспитателя "беги" дети разбегаются по площадке. Ловишка бежит за играющими, стремясь взять у кого-нибудь из них ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону. На слова воспитателя "Раз, два, три - в круг скорей беги!" дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество взятых лент и возвращает их детям. Игра продолжается с новым ловишкой. Указания. Один и тот же ловишка может водить 2-3 раза. Усложняется игровое за-дание за счет уменьшения длины ленточки.

Подвижные игры Ловишки в звеньях

Дети делятся на два звена. Звенья становятся друг против друга. Запоминают каждый свой номер. Первое звено держит руки ладошками вверх. У второго звена руки опущены. По сигналу водящего: Первый номер из второго звена бежит к первому номеру первого звена, хлопает о ладоши его 3 раза и быстро бежит обратно на свое место, его старается догнать первый номер, если догоняет, то идет в его звено. Выигрывает то звено, дети которого засалили больше игроков из другого звена. Переманит к себе.

На вопрос Какие правила у русской народной игры горелки? заданный автором Кислый лучший ответ это Молодежь на Руси очень любила играть в горелки. По всей видимости, в давние времена эта игра обставлялась огнями – отсюда и пошло название.
Горелки
Это, можно сказать, «классика жанра». Игроки располагаются попарно, взявшись за руки и образуя колонну. Водящий встает впереди. Все хором громко говорят или распевают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо -
Птички летят.
Колокольчики звенят!
Раз, два, три - беги!! !
Другой вариант:
:Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
И раз, и два, и три.
Последняя пара, беги!
На слово «беги» пара, стоящая последней, обегает колонну и встает впереди. Водящий же должен постараться опередить одного из бегущих и занять его место. Тот, кому не хватило места, становится водящим и «горит». Вместо слов «последняя пара» водящий может произнести: «четвертая пара» или «вторая пара». Поэтому всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.
Дети берутся за руки, образуя пары.
Пары стоят одна за другой "ручейком".
Впереди "ручейка", в нескольких шагах, стоит ведущий с платком в руках.
По окончании песни дети, стоящие последней парой размыкают руки и разбегаются вдоль "ручейка".
Бегут поодиночке к ведущему стараясь выхватить платок.
Первый, кому это удалось сделать, остаётся с платком в роли ведущего, а двое остальных (бывший ведущий и не успевший выхватить платок) образуют пару и становятся первыми в ручейке.
Игра продолжается со следующей парой детей
Популярный вариант игры в горелки. Только играющие стоят не строем (колодцем) , а кругом, хороводом, повернувшись лицом в сторону от центра. Все стоят с опущенными руками, только ведущий держит платок на вытянутой руке. Из хоровода выходят два игрока, которые либо сами изъявили желание, либо на них указала жеребьевка. Они должны бежать в разные стороны от ведущего, снаружи хороводного кольца. Командой к бегу служит начало песни.
Песня звучит, игроки бегут. Кто первый возьмет платочек, тот и победил. Он встает в строй, передавая платочек игроку, место которого занимает. Тот идет с платочком к ведущему, возле которого уже стоит побежденный бегун: ему снова бежать, соревноваться в быстроте с игроком, которого выбрал победитель.
Нужно заметить, что песня «Гори, гори ясно» поется и при игре в обычные горелки. Слова могут быть и другие:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Птичка летит,
Колесом вертит.
Где приластится,
Там останется.

Ответ от Невропатолог [гуру]
Правила игры
Для игры выбирается открытое место - лужайка, поляна, широкая улица перед домом, просторный двор.
Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов спиной к играющим стоит водящий - горельщик (горелка) .
Играющие нараспев говорят слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звезды горят,
Журавли кричат:
- Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
После этих слов стоящие в последней паре бегут с двух сторон вдоль колонны. Горельщик старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем он запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горельщик вновь водит. Игра повторяется.
Если горельщику удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.
Условия:
* Горельщик догоняет убегающих игроков, только когда они пробегут мимо него. Он не имеет права оглядываться и подсматривать, какая пара собирается бежать мимо него. В противном случае приготовившаяся бежать пара может поменяться очередью с другой парой или местами друг с другом.
* Никто не должен начинать бег прежде, чем прозвучит последнее слово.
* Горельщик может салить бегущих только до того момента, как они возьмутся за руки.
* Метрах в пятнадцати-двадцати впереди горельщика заранее отмечается место, до которого бегущая пара не должна снова соединять руки.
* Играющие могут договориться, что горельщик должен гнаться не за любым из бегущих, а обязательно за парнем и, догнав его, может встать в пару с девушкой, пойманный же идет «гореть» - либо наоборот.


Ответ от Простегать [гуру]
Горелки, называемые в других местах: Разлуками, Разгарами, отправляются летом. Играть в Горелки сбираются более вечернею порою, на широкий двор, или на луг, или на улицу перед домом. Люди молодые, более девицы и холостые мужчины, берут первенство в этой игре. Игроки обрекают одного из среди себя, по жребию, гореть - в должность тяжкую. Все прочие спариваются, т. е. становятся парами, одна за другою. Горельщик становится впереди пар, неподвижно, не обращаясь ни взад, ни вперед, ни набок. В это время игроки разбегаются в разные стороны. Горельщик преследует их. Если он успеет разлучить их, схватить оплошного, то его должность более не продолжается, или, за свою неудачу, он должен вновь гореть, хотя бы игра повторилась до 100 раз. «В игре не без обману», - говорят старушки - и точно так! Сколько хитростей придумано для несчастного горелыцика: его можно обмануть каждую минуту.
ссылка
А на этом сайте история, описания, правила

Наступило время, когда большинство детей проводит всё своё свободное время на улице. Как они распоряжаются своим временем? Играют ли в подвижные игры? Используют ли наши подсказки для проведения досуга?

Давайте вспомним сегодня о замечательной подвижной старинной древнерусской игре, имеющей разнообразные названия: «Горелки», «Разлуки», «Разгары», «Огарыши, «Гори-дуб», «Гори-пень». Анализ исторических и лингвистических данных свидетельствует о том, что название игры созвучно со словом «гореть». По данным разных русских историков прошлого века, игра «Горелки» напрямую связана с обычаями славян-язычников. В «Горелки» играли ежегодно. И связана игра была или с приходом весны, «когда славилась богиня Лада», или с празднованием дня Ярилы или Ивана Купалы, когда отмечают день летнего солнцестояния. «Горелки» - игра праздничная, которую заводили при скоплении большого количества людей. Первоначально игра не являлась детской забавой, поскольку в неё играли незамужние девушки и холостяки. Водящим становился исключительно юноша и по правилам ловил он только девушку. Таким образом, благодаря игре можно было знакомиться, общаться, выбирать невесту. Название пошло от дополняющей игру песни: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло».

А в настоящее время игра «Горелки» - для людей всех возрастов, но в первую очередь, именно детская. Поменялись с давних времён и правила забавы.

Правила игры
Игра проводится на открытом месте: на лужайке, поляне, широкой улице перед домом, просторном дворе. Игроки становятся парами друг за другом. На расстоянии двух шагов спиной к игрокам, впереди всех, располагается водящий «горельщик» или «горелка». Игроки нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звёзды горят,
Журавли кричат:
- Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!

Как только слова завершаются, последняя пара игроков обегает колонну с двух сторон. Водящий, не имея права оборачиваться, пытается осалить любого из бегущих. В том случае, если игрокам последней пары удалось взять друг друга за руки до того, как их осалили, они становятся впереди первой пары, «горельщик» продолжает водить. Но если водящий осалит любого бегущего из пары ранее, чем они возьмутся за руки, тогда право водить переходит к осаленному игроку. А «горельщик» встаёт впереди колонны вместе с игроком, лишившимся пары.

«Горелки» в искусстве

Играют в эту игру вместе с пением соответствующей песни в опере П.И. Чайковского «Пиковая дама» («Хор детей, нянек и прочих»).

Игру в горелки мы встречаем в сказке и одноимённом советском мультфильме «Двенадцать месяцев». Там заяц говорит белкам: «Белки, а белки, давайте играть в горелки!», после чего косоухий старается догнать убегающую пару белок.

Песню «Гори, гори ясно!» мы слышим и в советском мультфильме «Гуси-лебеди» 1949 года. Эту песню поют девочки, а вслед за ними и Маша.


Двойные горелки . Играющие выстраиваются в четыре колонны. «Горит» одна пара. На счёт «три» последняя четвёрка разбегается парами (при этом руки в парах разъединять нельзя) и пытается соединиться впереди водящей пары. Если любой из водящих поймал какую-нибудь пару, то она присоединяется к «горящим», тогда они вчетвером образуют первый ряд.

Шведские горелки или «Последняя пара – вперёд!» Играет всегда нечётное количество игроков. Тот, кто остался один, - водящий. Игроки делятся на пары и встают друг за другом в колонну. Водящий находится перед колонной спиной к игрокам. Он кричит: «Последняя пара – вперёд!» Последняя пара колонны бежит вперёд, один игрок обегает колонну с одной стороны, второй с другой. Ведущий не может оглядываться и поворачивать голову, он видит игроков лишь тогда, когда они оказываются перед ним. Задача игроков – встать вперёд водящего и взяться за руки. Задача водящего – схватить одного из игроков за руку быстрее, чем это сделает его напарник. Если «горельщику» это удаётся, то пойманный игрок становится ведущим, а бывший ведущий образует пару с оставшимся игроком. Они становятся в ряд первой парой, и игра начинается сызнова.

Вариант шведских горелок . Игроки встают парами, но при этом не держатся за руки, а как бы образуют «коридор». Каждая пара имеет свой порядковый номер. У «горелки» в руках две палочки, он отходит от первой пары вперёд на расстояние примерно десять шагов. Игра начинается, когда «горелка» называет номер пары. Тогда вызванные игроки бегут к нему между шеренгами и, выхватив у водящего по палочке, обегают стоящие пары с внешней стороны, возвращая палочки «горелке». Очко зарабатывает та шеренга, чей игрок вернул палочку первым. В конце игры баллы подсчитываются и объявляется команда-победительница.

Дарья Славина, мама, г. Петрозаводск

Марина Тимерьянова
Подвижные игры для средней группы

Подвижная игра «Повар и котята»

Цель: упражнять детей в различных видах ходьбы или бега, развитие быстроты реакции, сноровки, умения ориентироваться на слово.

Описание игры: По считалке выбирается повар, который охраняет лежащие в обруче предметы – «сосиски». Повар разгуливает внутри обруча, шнура – «кухни». Дети - котята идут по кругу, выполняя различные виды ходьбы, бега, произнося текст:

Плачут киски в коридоре,

У котят большое горе:

Хитрый повар бедным кискам

Не дает схватить сосиски.

С последним словом «котята» забегают на «кухню», стремясь схватить сосиску. Повар пытается осалить вбежавших игроков. Осаленные игроки выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока все сосиски не будут украдены у повара. Выигравший котенок становится поваром.

Нельзя раньше времени забегать в круг. Повару не разрешается хватать котят, только салить, ему не разрешается выходить за пределы круга. Запрещено брать одновременно 2 и более предмета.

Подвижная игра «Воевода»

Цель: упражнять детей в прокатывании, бросании и ловле мяча, в умении согласовывать движение со словом, развивать внимание, ловкость.

Описание игры: Играющие по кругу перекатывают мяч от одного к другому, произнося:

Катится яблоко в круг хоровода,

Кто его поднял, тот воевода…

Ребенок, у которого в этот момент окажется мяч - воевода. Он говорит:

Я сегодня воевода.

Я бегу из хоровода.

Бежит за кругом, кладет мяч на пол между двумя игроками. Дети хором говорят:

Раз, два, не воронь

И беги как огонь!

Игроки бегут по кругу в противоположные стороны, стараясь раньше напарника схватить мяч. Тот, кто первым добежал и схватил мяч, катит его по кругу. Игра продолжается.

Прокатывать или перебрасывать мяч только рядом стоящему игроку. Нельзя мешать игроку, бегущему за кругом. Выиграл тот, кто первым коснулся мяча.

Подвижная игра «Найди где спрятано»

Цель: учить ориентироваться в комнате или на участке, выполнять действия по сигналу.

Описание игры: Дети стоят вдоль стены. Воспитатель показывает им предмет и говорит, что спрячет его. Воспитатель предлагает детям отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, прячет предмет, после чего говорит: «Пора!». Дети начинают искать предмет.

Подвижная игра «У медведя во бору»

Цель: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить).

Описание игры: Определяется берлога медведя (на конце площадке) и дом детей на другой. Дети идут в лес гулять и выполняют движения соответственно стиху, который произносят хором:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит.

Как только дети закончили говорить стихотворение медведь с рычанием встаёт и ловит детей, они бегут домой.

Подвижная игра «Найди и промолчи»

Цель: учить ориентироваться в зале. Воспитывать выдержку, смекалку.

Описание игры: Детям воспитатель показывает предмет, и после того как они закрыли глаза, он прячет его. Потом предлагает поискать, но только не брать, а сказать на ушко, где он спрятан. Кто нашёл первый тот и ведущий в следующей игре

Подвижная игра «Лиса в курятнике»

Цель: развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.

Описание игры: На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется.

Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса!».

Подвижная игра «Зайцы и Волк»

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.

Описание игры: Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе места шишками, камушками, из которых выкладывают кружочки или квадраты. Вначале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки – в овраге. Воспитатель говорит: «Зайки скачут, скок – скок – скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк». Зайцы выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг. После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк. Зайцы выбегают при словах – зайцы скачут. Возвращаться на места можно лишь после слова «Волк!».

Нельзя ловить тех зайцев, которым подала лапу зайчиха - мать. На пути поставить кубы – пенечки, зайцы оббегают их. Выбрать 2 волков. Волку перепрыгнуть через преграду – ручей.

Подвижная игра «Найди себе пару»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов. Развивать инициативу, сообразительность.

Описание игры: Играющие стоят вдоль стены. Воспитатель дает каждому по одному флажку. По сигналу воспитателя – дети разбегаются по площадке. По другому сигналу, или по слову «Найди себе пару!», дети, имеющие флажки одинакового цвета, находят себе пару, каждая пара, используя флажки, делает ту или иную фигуру. В игре участвуют нечетное число детей, 1 должен остаться без пары. Играющие говорят: «Ваня, Ваня – не зевай, быстро пару выбирай!».

Играющие становятся в пары и разбегаются по сигналу (слову) воспитателя.

Каждый раз играющие должны иметь пару.

Вместо флажков использовать платочки. Чтобы дети не бегали парами, ввести ограничитель – узкую дорожку, перепрыгнуть через ручеек.

Подвижная игра «Перелёт птиц»

Цель: развивать реакцию на словесные сигналы. Упражняться в лазание по гимнастической лестнице.

Описание игры: Дети стоят на одном конце зала, они птицы. На другом конце зала вышка (гимнастическая стенка). По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» - птицы летят расправив крылья. По сигналу «Буря!» - птицы летят на вышку – скрываются от бури на деревьях. После слов: «Буря прекратилась», - птицы снова летят.

Подвижная игра «Пастух и стадо»

Цель: закрепление умения играть по правилам игры. Упражнять в ползание на четвереньках по залу.

Описание игры: Выбирают пастуха, дают ему рожок и кнут. Дети изображают стадо (коров, телят, овец). Воспитатель произносит слова:

Рано-рано поутру

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру».

А коровки в лад ему

Затянули: «Му-му-му».

Дети выполняют под слова действия, затем пастух гонит стадо в поле (на условленную лужайку, все бродят по ней. Через некоторое время пастух щёлкает кнутом, гонит стадо домой.

Подвижная игра «Мышеловка»

Цель: развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге и приседание, построение в круг и ходьбе по кругу.

Описание игры: играющие делятся на две неравные команды, большая образует круг – «мышеловку», остальные – мыши. Слова:

Ах, как мыши надоели,

Все погрызли, все поели.

Берегитесь же плутовки,

Доберемся мы до вас.

Вот расставим мышеловки,

Переловим всех сейчас!

Затем дети опускают руки вниз, и «мыши» оставшиеся в кругу встают в круг и мышеловка увеличивается.

Подвижная игра «Гори, гори ясно!»

Цель: развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге.

Описание игры:

играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. «Ловящий» становится на эту линию. Все говорят:

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло.

Глянь на небо- Птички летят,

Колокольчики звенят! Раз, два, три – беги!

После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один слева, другой – справа, стремясь схватить за руки впереди ловящего, который старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и соединить руки. Если ловящему это удается сделать, то он образует пару и становится впереди колонны, а оставшийся – ловящий.

Подвижная игра «Ловишки из круга»

Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами. Упражнять в ритмической ходьбе, в беге с увертыванием и в ловле, в построении в круг

Описание игры: дети стоят по кругу, взявшись за руки. Ловишка – в центре круга, на руке повязка. Играющие двигаются по кругу и говорят:

Мы, веселые ребята, Любим бегать и скакать

Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три – лови!

Дети разбегаются, а ловишка догоняет. Пойманный временно отходит в сторону. Игра продолжается, пока ловишка не поймает 2-3 детей. Продолжительность 5-7 минут.

Подвижная игра «Волк во рву»

Цель: развивать смелость и ловкость, умение действовать по сигналу. Упражнять в прыжках в длину с разбегу.

Описание игры: на площадке проводятся две параллельные прямые на расстоянии 80 – 100 см – «ров». По краям площадки очерчивается «дом коз». Воспитатель назначает одного играющего «волком», остальные – «козы». Все козы располагаются на одной стороне площадки. Волк становиться в ров. По сигналу воспитателя «волк во рву» козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров, а волк - старается их поймать (коснуться). Пойманных отводит в угол рва. Продолжительность игры 5-7 минут.

Подвижная игра «Бездомный заяц»

Цель: развивать у детей ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге

Описание игры: из числа играющих выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружочки – «свой домик». Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке – становится бездомным зайцем. Если охотник поймает, то меняются ролями. Продолжительность игры 5-7 минут

Подвижная игра «Совушка»

Цель: развивать у детей торможение, наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять детей в беге.

Описание игры: на расстоянии 80 – 100 см проводятся две прямые – это «ров». На расстоянии одного – двух шагов от границы очерчивается «дом козы». Все козы располагаются на одной стороне площадки. Волк становится в ров. По сигналу «волк во рву» козы бегут на противоположную сторону, перепрыгивая ров, а волк в это время ловит коз. Пойманных отводит в угол рва. Продолжительность 6-8 минут.

Подвижная игра «Пожарные на ученье»

Цель: развивать у детей чувство коллективизма, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в лазании и в построении в колонну.

Описание игры: дети строятся лицом к гимнастической стенке на расстоянии 5 – 6 шагов в 3 – 4 колонны. Против каждой колонны на одной и той же высоте подвешивается колокольчик. По сигналу «1, 2, 3 – беги» дети, стоящие первыми, бегут к стенке, влезают и звонят в колокольчик. Затем спускаются и становятся в конец своей колонны. Повторить игру 6-8 раз.