Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Гарри каспаров против deep blue. Шахматный суперкомпьютер "Deep Blue"

Одна из величайших шахматных партий всех времен и народов - это, вне всяких сомнений, сражение Гарри Каспарова и суперкомпьютера Deep Blue от IBM, в 1997 году. Это была уже вторая игра Каспарова с суперкомпьютером, матч-реванш машины.

Первая партия в игре была очень сложной и напряженной, у Каспарова было поначалу преимущество, но, начиная с 44 хода, он перестал понимать логику игры машины, и, в итоге, проиграл весь матч. Спустя некоторое время Каспаров даже обвинил инженеров IBM в «читерстве»: манипуляциях с ПО машины, которые и привели к поражению. Спустя 17 лет ситуация прояснилась - Каспаров проиграл из-за сбоя в алгоритме работы компьютера в самой первой партии всего сражения.

Что такое Deep Blue ?

На то время Deep Blue был действительно очень мощной системой. Суперкомпьютер представлял из себя систему с 32-ядерным (32-node) процессором IBM POWER2, каждый из которых был подключён к восьми специализированным шахматным процессорам VLSI, работающим на серверной платформе RS/6000. Код Deep Blue был написан на С, а в качестве операционной системы использовалась IBM AIX. Deep Blue, просчитывал 200 миллионов позиций в секунду, а его пиковая производительность составляла 11,38 гигафлопс.


Немного о Deep Blue от его создателя

Работа по созданию специализированных компьютерных систем велась в IBM, начиная с 1950 года. В 1985 году появился первый компьютер для решения узкоспециализированных шахматных задач. Его построил аспирант университета Карнеги Feng-hsiung Hsu, и эта система получила название ChipTest.

Чуть позже уже Мюррей Кемпбелл вместе с Feng-hsiung Hsu приступили к работе по созданию Deep Blue, став работниками IBM. Первая версия системы проиграла Каспарову в 1989 году. Второе поражение от человека система получила в 1996 году. И уже в 1997 все партии были выиграны машиной.

Проигрыш человека машине

На 44 ходу критической партии Deep Blue сделал, по всеобщему мнению, бессмысленный ход: переставил ладью с D5 на D1. Этот ход не давал никаких перспектив - ни позиционных ни каких-либо иных. Эту партию Каспаров выиграл, но логику , и последующие две партии (2-ю и 6-ю) сдал, проиграв все сражение.

Сейчас выяснилось, что тот ход был обычным сбоем. Ранее инженеры IBM запрограммировали Deep Blue на выполнение безопасного хода, если случится какой-либо сбой. И когда этот сбой произошел, компьютер просто подвинул фигуру, вместо того, чтобы сделать просчитанный позиционный ход, что не принесло ничего, ни усиления, ни ослабления позиций.

Вот так обычная ошибка компьютера, баг, привела к поражению человека в эпохальном шахматном сражении «человек против машины».

По мотивам этой ошибки был снят документальный короткометражный фильм, который можно

Летом и осенью 2013 в газетах, «Гардиан», «Нью-Йорк Таймс» и «Нью-Йорк Пост», прочитал о пьесе Мэтта Чармана «Машина», рассказывающей о матче Каспаров - Deep Blue. Сейчас Мэтт Чарман прославился как автор (вместе с братьями Коэн) выдвинутого на премию «Оскар» 2016 оригинального сценария фильма Стивена Спилберга «Шпионский мост». Пьеса «Машина» – о драматичной эпической битве человека с гигантским компьютером – ставилась в Нью-Йорке в Park Avenue Armory. Спектакли проходили с 4 по 18 сентября 2013.
К 2013 я уже забыл и счет матча, и как он проходил: сам я не анализировал партии, дебютный репертуар у меня был другой, как теоретик я специализировался по другим началам. Но помнил точно о победе компьютера IBM. Журналисты трубили: Победа искусственного интеллекта над чемпионом мира по шахматам! Машина обыгрывает человека! Компьютер – суперстар! Веха в истории ИИ! Заглянув в Википедию, обнаружил, что матч закончился с перевесом компьютера только в одно очко 3.5-2.5, причем исход матча решился в последней шестой партии. Эта партия и примечания Википедии показались мне странными. Каспаров быстро проиграл, комментаторы Вики поставили три вопроса к его ходам 7…h6? 11...b5? и 16…Сc6?, и какие-то эксперты говорили, что вместо 8… Фe7 надо было сразу брать коня. Неужели чемпион мира сделал четыре ошибки за 18 ходов? Я решил разобраться с этим и выяснить истину, используя как современные шахматные программы, так и свое, человеческое понимание позиций с применением эвристик или общих стратегических принципов игры. В основном анализировал с помощью Houdini, иногда, в каких-то спорных ситуациях, использовал Fritz, Rybka или Stockfish.
Итак, перед 6-й партией счет был равный 2.5-2.5, и если бы партия завершилась вничью, то Человек выстоял бы против Машины. В статье «The Truth About the Decisive Game Between Deep Blue and Garry Kasparov, New York 1997, Game 6» 20.10.2013 я отвечаю на вопросы: Сколько ошибок сделал Каспаров? Мог ли он уравнять игру?

Решающая партия матча Каспаров – Deep Blue, Нью-Йорк 1997

Deep Blue – Гарри Каспаров (2785)
1. e4 c6 Согласно Mega Database до этой партии с Deep Blue Гарри Каспаров играл защиту Каро-Канн черными 19 раз (9 побед, 2 поражения) с 1977 по 1982, белыми 28 раз (15 побед, 2 поражения) с 1976 по 1996. Он вспомнил молодость. 2. d4 d5 3. Кc3 dxe4 4. Кxe4 Кd7 5. Кg5 Кgf6 6. Сd3 e6 7. К1f3 h6 Рискованный, но вполне нормальный ход для игрока, знающего все нюансы. Я не люблю такие варианты, так как не люблю защищаться, атаковать приятней. Хотя, если изучать месяц, то можно сыграть. Проще 7… Сd6.
8. Кxe6! Жертва коня – сильнейший ответ. Современные программы тоже выбирают этот ход. Подозреваю, что Каспаров ожидал от Deep Blue отступления конем на e4, так как в 1990-х годах компьютеры очень редко жертвовали фигуры в неясных позициях. Сейчас, в феврале 2016 я посмотрел логи партий в www.research.ibm.com/deepblue/watch/html/c.html IBM The Match. В логах 6-й партии www.research.ibm.com/deepblue/watch/html/game6.log с 1 по 11 ход написано «book moves», что означает, что эти ходы взяты из дебютной библиотеки. Каспаров не подозревал, что агрессивный ход 8. Кxe6 просто записан в памяти Deep Blue.

8… Фe7? Ошибка. Решающая ошибка в решающей партии. Правильно сразу побить коня 8...fxe6, и как показывает анализ, у черных находятся контршансы во всех вариантах. Хотя у белых хорошая компенсация за фигуру, при правильной игре обеих сторон партия должна закончиться вничью. В одной из последних гроссмейстерских партий Х. Стефанссон – Х. Гранда Сунига, Рейкьявик 2015 черные выиграли в 18 ходов.
Эвристика: В дебюте быстро развивай фигуры. Исходя из общих принципов ход 8… Фe7? тоже хуже 8...fxe6, после 9. Bg6+ Ke7 10. O-O Qc7 11. c4 Kd8 черные могут развивать королевский фланг, выводя слона и ладью на простор, после 8… Фe7? это невозможно. Почему же Каспаров предпочел 8… Фe7? Скорее всего, во время домашней подготовки он не изучал серьезно жертву коня, думая, что Deep Blue пойдет 8. Кe4.
9. O-O fxe6 10. Сg6+ Крd8 11. Сf4!

Выигрывающий ход, как показало мое исследование. Впервые применил Е. Геллер в 1986 на Мемориале Чигорина в Сочи, победив Э. Медуну. У белых явное преимущество в развитии, могучие слоны контролируют поля вокруг черного короля.
Посмотрев партии этого варианта, я обнаружил, что его играли мои венгерские знакомые, международный мастер Золтан Шиклоши и гроссмейстер Петер Леко. Шиклоши одержал победу над М. Немет в Ленке, Швейцария в 1990 после 11. Сf4. Леко избрал другой сильный ход 11. с4 и разгромил Г. Бахтадзе в 22 хода, Лас-Пальмас, 1995.
11...b5!? Каспаров пытается активизировать силы на ферзевом фланге и планирует перевести коня в центр. Однако этот и все другие ходы ведут к поражению. 12. a4! Deep Blue атакует! 12…Сb7 13. Лe1 Кd5 14. Сg3 Крc8 15. axb5 cxb5 16. Фd3 Сc6 Черный король в опасности.

17. Сf5! exf5 Компьютер забирает ферзя. 18. Лxe7 Сxe7 19. c4! Снова лучший ход: Deep Blue вскрывает вертикали для ферзя. Каспаров сдался.
Ответы на вопросы. Каспаров сделал только одну ошибку 8… Фe7. Этого было достаточно для суперкомпьютера, Deep Blue играл хорошо и победил чемпиона. Но если бы Каспаров сразу побил коня 8...fxe6, то вполне мог уравнять и сделать ничью в партии и матче.

Немного критики. В Geektimes есть пост geektimes.ru/post/246086 о матче. Когда неспециалист поднимает тему, то основное переписывает у других, добавляя от себя всякую глупость. Видно, что человек не играл в шахматы серьезно, никогда не готовился к турнирам, не анализировал дебютные варианты. Чуть ли не с первых строк этот пост вызывает смех. «Экстравагантным» дебют Рети был 100 лет назад. «Диковинную» систему с двойным фианкетто до 1997 года Каспаров применял минимум 11 раз. В 1978 против Г. Говашелишвили в Баку (1-0, 36 ходов). В 1980 против Б. Торо Санчеса в Дортмунде (ничья, 22 хода). В 1987 против В. Корчного в Брюсселе (ничья, 51 ход), там же против Г. Сосонко (1-0, 34). В 1987 против А. Карпова в Севилье (1-0, 64 хода, матч за звание чемпиона мира). В сеансах одновременной игры против Б. Хунд в 1988 в Базеле (1-0, 63), в Каннах против М. Улыбина (ничья, 40). В 1990 против Н. Шорта в Париже (1-0, 59). В сеансе одновременной игры в 1991 против А. Нуньеса в Галисии, Испания (1-0, 30 ходов). В 1993 против Ф. Тейлор Боуда в Лондоне (1-0, 22 хода). В 1994 против Ананда в Нью-Йорке (ничья, 24 хода). Двойное фианкетто диковинно только для неофитов, знающих один ход – 1. e2-e4. Как пел Владимир Высоцкий: «Чтой-то мне знакомое… Так-так!». Дебют 4-й партии – это не защита Пирца-Уфимцева, там обязателен ход …g6, фианкетто.
Антикомпьютерная стратегия – это создание закрытой позиции с пешечными цепями, чтобы главную роль стало играть долгосрочное планирование. Если программа считает на 15 ходов вперед, то осуществление плана по переброске фигур может длиться 20 ходов. Хороший пример антикомпьютерной стратегии – 3-я партия матча Каспаров – X3D Fritz, Нью-Йорк 2003, есть на сайте Chess Siberia. Про оценочную функцию и отличия я пишу в последней главе своего научно-фантастического романа «Светлый путь» (со слов «Человек и компьютер играют в шахматы по-разному»).

Краткие обзоры партий матча

Гарри Каспаров, 13-й чемпион мира по шахматам. Фото Борис Щипков, Новосибирск 2005

1-я партия. Каспаров – Deep Blue 1-0 . Дебют Рети. Каспаров играл сильно, компьютеру было трудно оценивать такие позиции, особенно с двумя проходными пешками.

2-я партия. Deep Blue – Каспаров 1-0 . Испанская партия. После слабой игры в дебюте и стратегической ошибки Каспаров лишился контригры. В конце допустил промах и Deep Blue, но Гарри не воспользовался подарком судьбы.

3-я партия. Каспаров – Deep Blue 1/2 . Английское начало. Каспаров попытался увести машину прочь от теории «неординарным» 1. d3, но она брала ходы из дебютной базы до 8-го хода. Конь в центре обеспечивал Deep Blue примерное равенство.

4-я партия. Deep Blue – Каспаров 1/2 . Неправильное начало, защита Каро-Канн с потерей темпа. Дебютная библиотека, до 7-го хода, после чего Deep Blue опрометчиво закрыл позицию ходом 9. e5 (юмор: это антикомпьютерный ход), и Каспаров получил приятную игру. Правда, я бы предпочел 12…fxg6!, сразу открывая линию f. Deep Blue ослабил своего короля ходом 26. b5?, но Каспаров поменял ферзей, далее точнее 35…Лff2!.. Эндшпиль ничейный.

5-я партия. Каспаров – Deep Blue 1/2 . Дебют Рети. Deep Blue поменял слона на коня 4… Сxf3 просто потому, что этот ход был в дебютной библиотеке. Железный монстр зря перешел в эндшпиль, и Каспаров мог победить ходом 44. Лg7+ с дальнейшим 45. g6. Затем Deep Blue, рассчитав четырехходовый вариант, уверенно сделал ничью четким 47… Крb6. Каспаров потерял душевное равновесие.

6-я партия. Deep Blue – Каспаров 1-0 . Защита Каро-Канн. Каспаров споткнулся в дебюте ходом 8… Фe7, и Deep Blue быстро нокаутировал соперника тяжелыми ударами.
Deep Blue одержал верх в матче против Гарри Каспарова со счетом 3.5-2.5.

Подведем итоги

Deep Blue играл ничем не лучше Каспарова, поэтому бороться с чемпионом мира в матче-реванше IBM не было никакого смысла, результат мог быть любым.

Каспаров не догадывался, что у Deep Blue огромная дебютная библиотека и база партий. Заметна плохая дебютная подготовка Каспарова: 2-я, 6-я партии.
Каспаров не понимал, почему Deep Blue играл с перепадами, делал то сильный ход, то слабый. Но объясняется это очень просто. Deep Blue за данное ему время может рассчитать позицию, например, на 7 ходов вперед. Однако на 8-м ходу у соперника есть мощный ответ, опровергающий вариант компьютера (например, на 6-м ходу забирает ладью, а на 8-м проигрывает ферзя). После первого хода Deep Blue замечает этот мощный ответ и отклоняется в сторону. Но поздно, так как предыдущий ход был не лучшим, а возможно, даже ошибкой. За 7 или 8 ходов Deep Blue мог не распознать вечный шах, поэтому выбрал 45.Ra6? во 2-й партии.

Каспаров проиграл матч из-за того, что не знал, как работает шахматная программа, не знал, что дебютная библиотека в памяти компьютера может быть очень большой, а также из-за излишней эмоциональности и плохой подготовки.

1997 год, Гарри Каспаров сгорбился над шахматной доской, выглядя очень разочарованным. Он ерзает на стуле и качает головой, ожидая, когда его оппонент сделает финальный ход и игра закончится неизбежной победой машины. В конце концов Каспаров делает последний ход и покидает подиум. Он поднимает руки, пораженный тем, что его победил компьютер.

Каспаров проиграл компьютеру Deep Blue в 1997 году

Противником Каспарова был суперкомпьютер IBM Deep Blue, машина, которая способна обрабатывать в среднем 200 000 000 ходов в секунду. Но Каспаров был уверен в исходе игры. В то время он был Майклом Джорданом в шахматах. С 80-х годов он побеждал шахматные компьютеры (победив более раннюю версию Deep Blue в 1996 году) и считался почти непревзойденным.

Поэтому, когда Каспаров, один из величайших шахматистов всех времен, проиграл компьютеру перед мировой аудиторией, люди задались вопросом, не является ли победа искусственного интеллекта над человеком в других сферах жизни лишь вопросом времени.

Сразу после игры Каспаров пребывал в подавленном состоянии.

В декабре 2016 года, обсуждая матч в с нейробиологом Сэмом Харрисом, Каспаров заявил об изменении своего мнения по поводу этого матча (в 1997 году оно было резко негативным). Слова Каспарова: «При написании книги я анализировал игры с современными компьютерами и я изменил свои выводы. Я не собираюсь петь дифирамбы IBM, но мое уважение к команде Deep Blue возросло, в противовес мнению о собственной игре. Сегодня вы можете купить шахматный движок для своего ноутбука, который очень легко справится с Deep Blue ».

Каспаров выиграл только 1 партию из 5

В матче из шести игр, проведенных в Филадельфии, Каспаров выиграл одну партию, три свел в ничью, одну проиграл и в одной сдался. В общем зачете победил Deep Blue. Уже в ходе матча (и после них) Каспаров выступал с резкой критикой команды IBM, что, однако, не привело к пересмотру результатов игр или каких-либо скандалов. Подробнее об этих играх можно почитать в Википедии . Победа Deep Blue была отмечена как символически значимая, признак того, что искусственный интеллект догоняет человеческий разум и может победить одного из великих интеллектуальных чемпионов человечества. Также была подвергнута переоценке интеллектуальная ценность шахмат как игры, в которой можно победить грубой силой.





Каспаров позирует во время тренировки к матчу против Deep Blue
Каспаров поднимает белую кепку, которая означает, что у него будет первый ход в его матче-реванше с Deep Blue
Первая партия, которая завершилась победой Каспарова




Каспаров в третьей игре, после выигрыша в первой игре и проигранной второй.
Зрители смотрят прямую трансляцию третьей игры

Каспаров в игре с Deep Blue

"Deep Blue" - на сегодняшний день - самый известный компьютер в мире. Его ещё называют "шахматный суперкомпьютер", так как он создавался корпорацией IBM , в рамках проекта "Deep Thought ", специально для шахматных поединков с человеком. Собственно, первоначально у IBM была только программа "Deep Thought ", но позже под неё был разработан и создан сам компьютер. Он совершенствовался в процессе поединков с человеком и в итоге, 11 мая 1997 года, одержал победу в матче из 6 партий с чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым.

В названии "Deep Blue" (по-русски звучит: "Дип Блю") сочетается название проекта "Deep Thought" (в переводе с английского: "глубокая мысль") и прозвище, данное ему в IВМ: "Big Blue " ("Биг Блю").

В мае 1997 года состоялся шахматный матч, ставший знаменательным в истории человечества. Ход матча освещался ведущими СМИ мира, и за ним без преувеличения наблюдало всё разумное человечество. Мощному компьютеру, его программе и команде специалистов из IBM противостоял действующий чемпион мира по шахматам - Гарри Каспаров - величайший игрок в истории шахмат. Это был его третий поединок за всю историю существования "Deep Blue ". Матчи 1989 и 1996 годов закончились победой Каспарова. Тем интереснее была их третья встреча.

В 1997 году специалисты IВМ из команды "Deep Blue " открыто заявляли, что теперь их компьютер настолько мощен, что сможет победить Каспарова. Сам Каспаров перед матчем тоже выглядел уверенным. На вопрос прессы, может ли он проиграть, чемпион ответил: "Я не считаю уместным обсуждать, могу ли я проиграть. Я не проигрываю никогда. Ни разу в жизни я не проигрывал".

В этой серии из шести матчей заранее было трудно выделить фаворита. Каспаров повёл в счёте, но Deep Blue его догнал во втором матче. Затем последовала серия из трёх ничейных матчей. Счёт был равным. Противостояние человека и компьютера достигло своего пика. Интрига сохранялась. Стало очевидно, что суперкомпьютер действительно стал мощнее, чем он был в предыдущие годы. Финальный, шестой, матч был стремительным. Всего 19 ходов (обычно ходов в 2-2,5 раза дольше) в течение часа (обычно гроссмейстеры играют около четырёх часов). На глазах у следивших за ходом поединка произошло, казалось бы, невозможное... Каспаров был побеждён компьютером.

В шоке были почти все. Сам Каспаров едва сдерживал эмоции, но почтил своим присутствием церемонию закрытия турнира. Там он заявил, что, если бы "Deep Blue " пришлось играть в обычном турнире, то он разнёс бы его в пух и прах. Так же, Каспаров потребовал переиграть матч, заявив, что подозревает, что компьютеру в ходе игры помогали люди-шахматисты. IBM ответила отказом, обосновав его тем, что игра проводилась по правилам. Это выглядело справедливым, однако, после этого матча полуторатонный Deep Blue был разобран, что лишь укрепило во мнении тех, кто принял на веру заявление Каспарова о том, что суперкомпьютер выиграл при помощи шахматистов-людей.


Текст © Спицын Владимир, 2009 (специально для сайта "Город Воркута" - www.сайт )

У программы были принципиально другие алгоритмы, чем у Deep Blue. АlphaGo работает на , которые способны, к примеру, сами - без ручных установок тренеров - на основе огромной статистики партий постепенно понимать, какие позиции на доске выгодны, а какие нет.

Кроме победы в го нейронные сети за последние два года научились неплохо справляться со многими другими интеллектуальными и творческими задачами, которые традиционно считались под силу только человеку. Теперь они сочиняют стихи и рассказы, пишут музыку и рисуют картины в стилях известных художников, а на очереди стоит

Это немного пугает. Одни боятся за свою работу, другие предчувствуют неминуемую машинную деградацию искусства, третьи вообще предрекают победу искусственного интеллекта над человеческим уже в планетарных масштабах, но пример с Deep Blue может немного остудить этот футурологический пыл. Шахматы (и шахматисты) еще живы - они только немного перестроились. Научились жить и работать бок о бок с машинами.