Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Что символизируют купола православных церквей. Купола и главы храмов. Значение количества куполов

История

История куполов началась ещё в доисторические времена [уточнить ] , но технологически сложные и большие купола стали строить во время Римской архитектурной революции, когда купола стали использовать при строительстве храмов и больших общественных сооружений. Считается, что самый древний купол из ныне существующих расположен в римском Пантеоне , возведённом примерно в 128 году нашей эры.

Виды куполов

Поясной купол

Поясной купол

Поясной купол отличается от «настоящего купола» тем, что он состоит из отдельных горизонтальных слоёв. Каждый следующий слой немного выступает над предыдущим и поддерживатеся консолью , в самом верху сходясь к центру. Примером такого купола является сокровищница Атрея .

Купол-луковица

Купол-луковица

Купол-луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу. Чаще всего такие купола применяются в России , Турции , Индии и на Среднем Востоке . Купола такой формы чаще всего используются в строительстве храмов русской православной церкви . Хотя самые ранние каменные церкви на Руси имели купола византийского (парусного) стиля, позднее они почти полностью были вытеснены куполами-луковками. Такие купола имеют больший диаметр, чем основание, барабан , на котором они установлены, а их высота обычно превышает ширину. Хотя самые ранние сохранившийся посторойки с таким типом купола относятся к 16-го веку, иллюстрации из старых хроник свидетельствуют, что они были использованы уже не позднее конца 13 века. Как и шатры , купола первоначально использовались только в деревянных церквях и стали применяться в каменной архитектуре гораздо позже. Но и тогда они изготовлялись из дерева или металла и устанавливались на каменный барабан . Известным инженером -архитектором , специализировавшимся на куполах православных церквей, был Сергей Николаевич Падюков (1922-1993), сконструировавший купола и участвоваший в постройке и реконструкции 44 церквей в США.

Церковь с несколькими куполами-луковицами является типичной формой русской церковной архитектуры , которая отличает Россию от других православных народов и христианских конфессий . Во многих западных странах силуэт церкви с такими куполами часто ассоциируется с Россией в целом. Исторически первыми примерами подобных русских церквей являются деревянный предшественник Софийского собора в Новгороде с 13-ю куполами (989 г.) и первый храм на месте каменной Десятинной церкви с 25-ю куполоми в Киеве (989-996 гг.). Количество куполов обычно имеет символическое значение в русской архитектуре, например, 13 куполов символизируют Христа с 12 апостолами , а 25 куполов - еще и с 12 пророками Ветхого Завета . В сравнении с византийскими (парусными) куполами, купола русских церквей обычно меньшего размера и часто покрываются позолотой или ярко окрашиваются.

Овальный купол

Овальный купол

Овальные купола являются частью архитектуры барокко. Само название происходит от латинского слова ovum , означающего яйцо . Чаще всего овальные купола связывают с именами архитекторов Бернини и Борромини , однако первый овальный купол барокко был построен Джакомо да Виньола для церкви Сант"Андреа-ин-Виа-Фламина (называемой также Сант’Андреа-дель-Виньола). Строительство было заказано папой Юлием III в 1552 году и окончено в следующем году. Самый большой овальный купол был построен в Викофорте архитектором Франческо Галло.

Полигональный купол

Полигональный купол

Горизонтальные сечения полигональных куполов представляют собой многоугольники. Одним из самых известных примеров таких куполов является восьмиугольный купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции , возведённый Филиппо Брунеллески .

Парусный купол

Парусный купол

Также называемые византийскими куполами , парусные купола представляют из себя парус , основания которого не просто образуют арки для поддержки купола над ним, а сходятся к центру пространства, таким образом сами образуя купол. Такие купола похожи на квадратный парус, закреплённый снизу в четырёх углах и поддуваемый снизу.

Купол-блюдце

Большой купол-блюдце

Купол-блюдце представляет собой неглубокий, с малым углом между горизонталью и поверхностью у основания. Геометрически, горизонтальное сечение таких куполов является окружностью, а вертикальное - сектор окружности (то есть её часть). Купола-блюдца ниже, чем другие виды куполов. Многие из самых больших существующих в наше время куполов имеют такую форму.

Купола-блюдца приобрели популярность в XVIII веке , и остаются популярными по сей день. Зачастую они используются как элемент внутреннего дизайна помещения, располагаясь в пространстве чердачных помещений. В этом случае купол оказывается не виден снаружи, а внутри создает ощущение увеличенного пространства. Часто, такие купола украшают орнаментами или фресками .

Такие купола иногда использовались при возведении византийских церквей и османских мечетей . Большинство мечетей Индии , Пакистана , Ирана и Афганистана покрыты куполом-блюдцем.

Купол-зонтик

Купол-зонтик

Купола-зонтики разделены на сегменты рёбрами, расходящимися от центра к основанию купола. Материал между рёбрами расположен в форме арок, которые передают вертикальную нагрузку на рёбра. Центральный купол Софийского собора построен по такой схеме, что позволило архитектору расположить витражи между рёбрами на основании купола. Главный купол собора Святого Петра также имеет такую форму.

Известные купольные конструкции

Самое крупное в мире купольное перекрытие - над стадионом в Оите (Япония). Его пролет 274 метра, оно покрывает 43 000 зрительских мест.

Купол в религии

Купола занимают важное место в христианской и мусульманской архитектуре. Большинство православных церквей и мусульманских мечетей, а также многие католические соборы венчаются куполами.

Для многих вероучений купол имеет символическое значение. Так, в православии купол является образом небес, он украшается образами Небесного Царства, Бога и ангелов.

В искусстве

  • песня «Купола Российские» В. Высоцкого 1979 года (известна также в исполнении Г. Лепса )
  • песня «Купола» М. Круга
  • Купола церквей - популярный мотив наколок в тюремной символике .

См. также

Ссылки

Примечания

Православная церковь в Лондоне.

Луковицевидный купол, который от куполов храма Василия Блаженного отличается некоторой приплюснутостью.

Старинный храм в г. Вологде. Обратите внимание на кресты с полумесяцем в основании. Скорее всего, кресты значительно старше самого здания и его луковицевидных куполов. Эти кресты могли стоять на деревянном храме, на месте которого построили этот - каменный.

Знаменитые Кижи в Карелии. Шедевр деревянного зодчества. Огромное количество куполов и все луковицевидной формы. Почему-то считается, что луковицеобразные купола сначала появились на деревянных храмах, и только потом их стали возводить на храмах каменных. Но ведь такой купол-главу устроить сложнее, чем шлемовидный, а тем более, сферический. Так что же так выпендривались северные русичи? У церкви и исторической науки нет ответа на этот вопрос.

Но ведь луковицеподобные купола называют чаще главами, а название "купола" больше подходит сферическим покрытиям и шлемовидным. Так может, эти главы первоначально символизировали главы богов языческих? А христианская церковь на Руси приспособила этот обычай под христианство? Ведь приспособили же языческие праздники под христианские, и храмы христианские на месте языческих капищ стоят и по сей день.

Конические купола Армяно-грузинского типа

Сферические и шлемовидные купола Византийско-древнерусского типа

На этом фото мы видим храм с так называемыми шлемовидныыми куполами. От луковицевидных куполов эти отличаются тем, что наибольший диаметр имеют в основании. На куполах установлены четырехконечные кресты с полумесяцем в основании. Сочетание креста с полумесяцем не вполне понятно. Скорее всего, это символ солнца (крест) и луны (серп). А что симолизирует шар в основании креста?

Храм в городе Владимире с шлемообразными куполами. Но малый купол, установленный на колокольне, имеет типично грушевидную форму, и на нем установлен четырехконечный крест с полумесяцем в основании. На больших же куполах кресты без полумесяца четырехконечные. Интересно, чем объясняется такое разнообразие куполов и крестов на древних Владимирских храмах?

Храм Преображения Господня (г. Белгород) был построен в 1813 году на средства прихожан. Сферические позолоченные купола с шестиконечными православными крестами, полумесяцем и шаром в основании. На храме установлено пять куполов и один на колокольне.

Северная Осетия. Православный храм одним сшлемовидным куполом на церкви и сложным коническим в основании и луковицевидным сверху куполами на колокольне. Думаю, что соединение куполов разного типа происходило не сразу. Сначала были установлены конические купола, а много позже конический над башней церкви заменили шлемовидным, а на колокольне поверх конического поставили луковицеобразный маленький купол. Так апостольскую церковь превратили в православную.

Харьков. Храм в честь спасения Царской семьи
возведен в 1888 г., при советской власти был разрушен. Здесь мы также видим смешение всех стилей. Огромный купол в виде шлема, конуса на башенках и на колокольне. Православные кресты с полумесяцем внизу и шарообразными утолщениями. Храм построен под старину, но выглядит очень эклектично и, по-моему, излишне напыщенно.

Город Томск. Православный храм со сферическими куполами, над которыми надстроены башенки и на одной из них установлен шпиль с крестом, а над двумя другими – небольшие луковицеобразные позолоченные купола. Здесь тоже налицо эклектика стилей.

Другого места памятнику В.И. Ленину в Томске не нашли. Что ж, как говорят, противоположности сходятся.

Церковь Архангела Михаила на Кубинке. Здание было построено в византийской традиции. На сферический купол установлен крест с полумесяцем и шаром в основании. Стиль явно не русский.

Константинополь. Бывший Софийский храм, а ныне мечеть. Сферические купола - это от христианского храма, а вот башни с коническим верхом – это типично мусульманская более поздняя архитектура. Но бог-то один, ему, вероятно, все стили нравятся, ему без разницы, на каком языке молятся, в храме или вне. Интересно, а как глухонемые молятся? Да, я думаю, что можно молитвы к богу и без слов отправлять, и без попов, и без ксендзов, и без мулл.

Смешанный тип куполов

Ярославль. Древний храм со сложной системой куполов. Позолоченные луковицевидные купола-главы с крестами венчают сферические шлемообразные купола. В архитектуре этого храма нет аляповатой царственности как, например, в храме Василия Блаженного.

Астрахань. Никольский храм. Система куполов очень похожа на предыдущий храм в Ярославле. По всей вероятности, такой смешанный стиль соединение куполов и глав был свойственен православной церкви в Золотой Орде. Хотя вполне возможно, что купола луковицевидной формы на этих храмах появидись позже, когда Ярославль и Астрахань вошли в состав Московской Руси.

Таким образом, мы смогли увидеть многие храмы, и не только христианские. Вероятно, следует различать купола, выполняющие роль крыш на башнях храмов, и главы, которые собственно крышами храмов не являются. Настоящими главами можно считать только луковицеобразные. Шлемовидные купола все же являются крышами, а не главами. К русским элементам в храмовом строительстве следует отнести луковицеобразные главы и шлемовидные купола. Шлемовидные купола, характерные для Византии, на Руси не прижились. Думаю, что луковицеобразные главы устанавливались на дохристианских храмах и постепенно, по мере проникновения христианства на север России, служителям христианской церкви пришлось смириться с пристрастием русичей к главам-луковицам на храмах. Так луковицеобразные главы были канонизированы.

Купола церквей в византийском стиле в виде сфер не прижились и в Киевской Руси, хотя самые первые храмы строились в типично византийском стиле, и на Софийском храме в Киеве купола были сферические. Но по мере продвижения на север, уже во Владимире и Смоленске сферические купола удлинились и стали шлемовидными с оттянутым окончанием. Шлемовидные купола были похожи на привычные русскому человеку луковицевидные главы языческих храмов. В такие храмы народ пошел. Ну а когда на храмы поставили луковицеобразные главы, то в такую христианскую церковь пошли почти все. Представлять дело так, что строительство храмов с куполами и главами пришло к нам из Византии, а до этого народ на Руси жил в землянках, носил невыделанные шкуры вместо одежды, не знал письменности, – значит сильно заблуждаться и искажать историю. Храмы на Руси строили задолго до принятия христианства, и железо выплавляли, и трехпольную систему земледелия создали, и Византию хлебом кормили. Христианские проповедники поступили очень хитро, они почти все языческое перевели в христианскую обрядность, в результате получился гибрид византийского христианства и традиционной религии. Кстати, почему древнюю религию русских называют языческой? Может, потому, что ее каноны не были записаны в книги, а передавались изустно через "языци", а вместо священного писания у русских было священное запоминание? Нам втемяшили в головы, что древние наши предки молились идолам, то есть скульптурам, поэтому были дикими. А разве иконы и изображения на крестах не идолы? Разве христиане молятся не идолам? По-моему, разумнее молиться Солнцу, Земле, Океану, Атмосфере и богу Всевышнему, который создал все это. Да, во всем сущем есть частица божественного начала, даже в человеке она есть, в одном больше, в другом меньше.

Индия, Дели, храм Гурдвара.

Луковицеобразные купола на храмах в Индии очень похожи на купола на храмах в России. Почему? В Византии, Армении, Грузии, Западной Европе луковицеобразных куполов-глав нет, а в Индии есть. По-моему, объясняется это очень просто: луковицеобразные купола – это изобретение еще древних ариев, когда они жили на севере Восточной Европы. Часть ариев ушла в Индию и унесла туда эту традицию, а часть осталась на прежнем месте и продолжала ее. Когда на прародину ариев пришло христианство, то традиции храмовых куполов-глав были канонизированы и православной церковью. Так что традиции в архитектуре очень живучи.

Здесь куполов и глав нет, но обратите внимание на крышу этого храма. Она трехскатная со светелкой, как у типично русских домов. Случайно ли это сходство? Думаю, что нет – не случайно, как не случайны слова в санскрите, которые всякому русскому понятны без перевода: веды, агни... Что символизирует шикарный головной убор на голове жреца? Правильно, Солнце.

Купола и главы индийских и мусульманских храмов

Индия. Храм Лотоса в городе Дели.

Примерно так могли выглядеть языческие храмы на Руси до принятия христианства. Купола-главы в виде луковиц, каждая символизирует определенную ипостась единого бога: самый большой купол, вероятно, посвящен самому всевышнему богу Кришне.

Индия. Город Адмитсар. Оказывается, индийцы часто украшают свои нехристианские храмы луковицеобразными храмами-куполами. Они бывают позолоченные и не позолоченные, гладкие и ребристые.

Так что луковицеобразные купола – это особенность арийской культуры, а мы являемся ариями не в меньшей степени, чем индийцы и иранцы.

Таким образом, на приведенных примерах храмов разных религий можно убедиться, что православные храмы Руси и России больше похожи на храмы мусульманские и индийские, чем на католические и Византийские. В этой статье я хотел не столько объяснить происхождение формы куполов и глав, возводимых над православными христианскими храмами, сколько обратить внимание на проблему их происхождения, на неслучайность распространения глав в форме луковиц в России и в Индии. Наша дохристианская история гораздо богаче и интересней, чем принято считать, и нам не следует об этом забывать. У меня не вызывает сомнения то, что цивилизация ариев-ориев сформировалась на территории Северо-Восточной Европы в эпоху голоценового оптимума. Похолодание вынудило часть из них уйти на юг в Индию и Иран, но часть осталась на месте, распавшись на множество этносов, населяющих сегодня Восточную Европу и Западную Сибирь. Темных пятен незнания на истории Руси-России гораздо больше, чем светлых пятен знания.

Процитируем здесь слова кн. Е.Н.Трубецкого из работы "Два мира в древнерусской иконописи":
"Мы чувствуем, что в этом луковичном стиле в Древней Руси строились не одни храмы, но и все, что жило духовной жизнью, - вся церковь и все мирские слои, в ней близкие, от царя до пахаря. В древнерусском храме не одни церковные главы - самые своды и сводики над наружными стенами, а также стремящиеся кверху наружные орнаменты зачастую принимают форму луковицы. Иногда эти формы образуют как бы суживающуюся кверху пирамиду луковицы. В этом всеобщем стремлении ко кресту все ищет пламени, все подражает его форме, все заостряется в постепенном восхождении. Но, только достигнув точки действительного соприкосновения двух миров, у подножия креста, это огненное искание вспыхивает ярким пламенем и приобщается к золоту небес. В этом приобщении - вся тайна того золота иконописных откровений, о котором мы уже достаточно говорили: ибо один и тот же дух выразился в древней церковной архитектуре и живописи.
В этой огненной вспышке весь смысл существования "святой Руси". В горении церковных глав она находит яркое изображение собственного своего духовного облика; это как бы предвосхищение того образа Божия, который должен изобразиться в России."

Использованные источники информации

Информация о куполах мечетей взята на сайте по адресу: http://sc135.vega-int.ru/sch_site/projects/semerenk/arx/AK.htm#got

Новые технологии в храмоздательстве куполов церквей. Сайт по адресу: http://www.npf-lad.com/

Статьи храмовой тематики – Исторические типы куполов. Сайт: http://hram.www108.ru/art.php?rids=3&ids=3

Купола Мусульманская архитектура. Строительные приёмы. Сайт: Купола http://arttobuild.ru/

Крестово-купольные храмы Древней Руси. Сайт: http://ru.wikipedia.org/wiki/

Купол. Сайт: http://ru.wikipedia.org/wiki/

КУПОЛА ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА. Сайт: http://www.roschinohram.ru/page65.php

ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА. Сайт: ModernLib.Ru

Брайчевский М. Ю. Утверждение христианства на Руси.

Заграевский С. В. Формы глав (купольных покрытий) древнерусских храмов. – М.: Алев-В, 2008 г. ISBN 5-94025-096-3. http://www.zagraevsky.com/glavi.htm

Часть фотографий для этой статьи позаимствованы мной с сайтов Google Earth и официального сайта Архангельской области.

Почему купола православных церквей бывают разного цвета?

Традиция куполов пришла к нам из Византийской Империи. Они для верующих людей являются символами небесного (сфера) и вечного (круг). На Руси всегда самым востребованным был золотой цвет куполов, кроме него в храмах встречаются синие, зеленые и даже черные купола.

Что символизирует золотой цвет куполов?

Золотой цвет в православной традиции - символ небесной славы. Именно поэтому золотые купола в нашей стране были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Закономерно, что и у главного храма современной России - московского Храма Христа Спасителя купола именно такого цвета. Были золотыми изначально и купола у Храма Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) - главного храма Красной площади.

Золочение куполов присутствует только в православных традициях, в других конфессиях вы этого не встретите. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. В этой связи можно вспомнить, что одним из трех даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, наряду с ладаном и смирной было именно золото.

Что символизируют синие купола?

Синие купола со звездами говорят о том, что храм посвящен Богородице. Голубой, или синий цвет символизирует небесную чистоту и непорочность, а звезды напоминает о Вифлеемской звезде, возвестившей рождение Христа от Девы Марии.

Какие храмы имеют зеленые купола?

Купола зеленого цвета венчают храмы, посвященные Святой Троице, потому что зеленый в православной традиции — цвет Святого Духа. Также зеленые купола могут свидетельствовать о том, что церковь посвящена какому-то святому. Кроме того, купола храма, посвященные святому, могут быть ещё серого, либо серебряного цвета.

В каких храмах можно встретить купола черного цвета?

Черные купола присутствуют на монастырях. Это цвет монашества. Их можно увидеть, например, на знаменитом Покровском монастыре, где покоятся мощи святой блаженной Матроны Московской, и куда ежедневно стекаются тысячи паломников.


Что означает количество куполов на храме?

Не только цвет, но и количество куполов на храме имеет определенную символику. Так, один купол символизирует Единого Бога, три - Святую Троицу.

Пять куполов обозначают Спасителя и четырех евангелистов. Семь куполов говорят о семи таинствах Церкви (крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, венчание и елеосвящение).

Девять куполов символизируют девять ангельских чинов. Тринадцать - Спаситель и 12 апостолов. И 33 купола (да, бывают и такие храмы) возводят в память о 33 годах земной жизни Спасителя.

О чем говорит цвет храма?

Цвет храма часто дает ответ на вопрос - какому празднику, или какому святому посвящена та, или иная церковь.

Белый цвет храма означает, что он освящен в честь Преображения или Вознесения Господня.

Голубые стены - церковь построена в честь Пресвятой Богородицы.

Красный храм обычно бывает посвящен мученику (мученикам).

Если цвет церкви зеленый, то она, скорее всего, освящена в честь преподобного, а если желтый, то строилась в честь святителя.

Впрочем, надо понимать, что в данном случае речь идет о традициях, а не о правилах. В нашей жизни бывает, что покрытие купола зависит от материальных возможностей прихода. А бывает, что свои коррективы вносят и климатические условия. Например, православный храм в честь Святой Троицы в Антарктике, неподалёку от российской полярной станции Беллинсгаузен, не имеет зеленых куполов. Он полностью выполнен из дерева, и его цвет натуральный. Дерево в Антарктике не гниет, поскольку на этой территории нет бактерий, опасных для этого материала. Соответственно нет нужды для дополнительной обработки. Храм этот является Патриаршим подворьем Троице-Сергиевой Лавры и самым южным православным храмом в мире.

С ранних времен христианская религия была наполнена особыми знаками - они воплотились в архитектуре храмов. Какой смысл вкладывают верующие в форму, цвет и количество куполов православной церкви - разбираемся вместе с порталом «Культура.РФ».

Цвет: от золотого до черного

Золотой. Самый распространенный цвет православных куполов олицетворяет вечность и небесную славу. Храмы с золотыми куполами посвящали Христу и великим церковным праздникам - Рождеству, Сретению, Благовещению. Такие главы венчают московский храм Христа Спасителя и кремлевские соборы - Успенский , Благовещенский , Архангельский .

Сегодня купола не облицовывают золотом, но раньше металл растворяли в ртути, а затем полученную амальгаму наносили на горячий медный лист. Процесс золочения был очень дорогим и трудозатратным. Например, на покрытие купола Исаакиевского собора ушло 100 килограммов золота.

Синий со звездами. Храмы с такими куполами чаще всего посвящены Богородице. Синий цвет символизирует непорочность и чистоту Девы Марии, а звезды отсылают к Вифлеемской звезде, ознаменовавшей Рождество Иисуса Христа. Такими куполами увенчан суздальский собор Рождества Пресвятой Богородицы , построенный еще при Владимире Мономахе. Это был первый каменный храм во Владимиро-Суздальской земле.

Но встречаются и соборы с синими куполами, не связанные с именем Богородицы. Троицкий собор в Петербурге построили в 1838 году для Измайловского полка Императорской гвардии. Его офицеры носили синюю форму, поэтому для куполов выбрали такой цвет.

Зеленый. Этот цвет считается знаком Святого Духа. Чаще всего его можно встретить на церквях, посвященных Святой Троице. Одно из таких строений - церковь Святой Троицы «Кулич и Пасха». Идея придать храму форму традиционных пасхальных блюд принадлежала заказчику строительства - князю Александру Вяземскому. По его просьбе архитектор Николай Львов построил пирамидальную колокольню и церковь-ротонду с низким зеленым куполом.

Подобные купола венчают и церкви, построенные в честь православных святых. Например, церковь Ильи Пророка в Ярославле - один из ключевых памятников местной школы XVII века.

Серебряный. Этот цвет в православии связан с чистотой и святостью. Серебряными куполами увенчаны храмы, посвященные святым, - например, церковь Николы на Липне под Великим Новгородом и Софийский собор в Вологде . Храм в честь святой Софии возвели в 1570 году по указу Ивана Грозного . Царь распорядился построить его по образцу Успенского собора Московского Кремля .

Черный. Купола этого цвета встречаются редко и украшают монастырские храмы. Черные купола венчают соборы Марфо-Мариинской обители в Москве - женского монастыря в стиле модерн, построенного по проекту Алексея Щусева . Средства на его возведение пожертвовала великая княгиня Елизавета Федоровна - вдова московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича. Купола, символизирующие монашество, также можно увидеть на соборах Спасо-Преображенского монастыря в Муроме.

Многоцветные купола в православной традиции напоминают верующим о красоте Небесного Иерусалима. Так выглядят главы храма Спас на Крови в Петербурге и собора Василия Блаженного в Москве . Иностранные путешественники восхищались цветными узорами куполов и сравнивали их с чешуей кедровой шишки, ананаса и артишока. Такой вид главы приобрели после пожара 1595 года - тогда храм восстановили и перестроили.

Форма: не только луковицы

Сферический купол в православной традиции символизирует вечность. Возводить храмы с подобными куполами начали римляне: во II веке они научились строить перекрытия большой площади без опор. До наших дней дошел построенный таким образом римский пантеон 128 года н. э. В России сферические купола венчают московский Елоховский собор - место крещения Александра Пушкина .

Шлемовидный купол отсылает к словам апостола Павла: «Облекитесь во всеоружие Божие…и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» . Такие купола типичны для русской домонгольской архитектуры: ими украшены, например, Успенский собор во Владимире и церковь Петра и Павла в Смоленске .

Купол-луковица в православной архитектуре - воплощение молитвы, стремления к небесам. По мнению исследователя Евгения Трубецкого, такой купол на основании барабана напоминает пламя свечи. Луковицеобразные главы характерны для русской архитектуры XVI–XVII веков. Примеры храмов с подобными куполами - это церковь Рождества Иоанна Предтечи в Угличе и церкви Ростовского кремля .

Шатер вместо традиционного купола трактуется в христианстве как образ Богородицы или Свет небесный. Шатровые храмы были распространены в XVI веке, хотя подобные церкви строились и раньше. Возводили их обычно из дерева: повторить конструкцию шатра в камне было очень сложно. Самый знаменитый образец шатровой архитектуры - церковь Вознесения в Коломенском . Ее построили по указу князя Василия III в честь рождения долгожданного наследника престола, будущего царя Ивана IV Грозного.

Один купол напоминает верующим о единстве Бога. Одноглавые храмы были особенно популярны в домонгольское время. Самые известные из них - церковь Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире . Оба храма построены в XII веке - они пережили разорительные монголо-татарские нашествия и сохранились до наших дней.

Два купола встречаются нечасто и знаменуют собой божественную и человеческую природу Иисуса Христа. В Москве двумя куполами увенчана церковь Космы и Дамиана в Старых Панех . Это одна из старейших столичных церквей: ее деревянную предшественницу построили еще в 1468 году.

Три купола ассоциируются со Святой Троицей. Три главы венчают Георгиевский собор Юрьева монастыря - старейшей обители Великого Новгорода. Собор возвели в 1130 году по указу князя Мстислава Владимировича. В летописи сохранилось имя зодчего - Петр. Предполагают, что он также построил Николо-Дворищенский собор и церковь Благовещения на Городище

Пять куполов - символ Иисуса Христа и четырех евангелистов: Иоанна, Марка, Луки и Матфея. Пятиглавые храмы встречаются в России чаще других. Самые известные из них - Успенский собор во Владимире и построенный по его образу Успенский собор Московского Кремля.

Семь куполов знаменуют для православных семь церковных таинств, семь Вселенских соборов (собраний, на которых были приняты основные христианские догмы) и семь главных православных добродетелей. Семиглавые соборы встречаются не так часто, как трех- или пятиглавые. К ним относятся Вознесенский храм в Новочеркасске - главный собор Донского казачества - и Крестовоздвиженский собор Белогорского Николаевского монастыря под Пермью .

Девять куполов связаны с девятью ангельскими чинами. Согласно христианской традиции небесные ангелы распределены по девяти уровням: ближе всего к Богу херувимы и серафимы, а к человеку - ангелы и архангелы. Девять куполов венчают

Символика русских храмов

Русский храм – сложное и гармоничное явление и помимо непосредственных функций культовой архитектуры заключает в себе разные символы, образы и понятия, ценные для православного россиянина.

Храм – «Дом Божий», «проход» на небеса», образ неба на земле

Храм – Человек или группа единомышленников



Храм – Человек/ группа единомышленников


Храм – корабль, ковчег, спасательный плот.


Сформировать представления о своеобразии русской средневековой архитектуры; познакомить с памятниками русской архитектуры и символическим значением отдельных архитектурных форм; развитие образного мышления.

Рассмотреть и зарисовать схематично шесть особенностей средневековой русской архитектуры:

Шесть особенностей средневековой русской архитектуры

Особенность.

Храмовое многоглавие. Символическое значение верхов


Купола храмов для верующих людей являются символами небесного (сфера) и вечного (круг). На Руси всегда самым востребованным был золотой цвет куполов, кроме него, в храмах встречаются синие , зелёные и даже чёрные купола.

Золотой цвет в православной традиции - символ небесной славы. Именно поэтому золотые купола в нашей стране были у главных храмов и у храмов, посвящённых Христу и двунадесятым праздникам. Закономерно, что и у главного храма современной России - московского храма Христа Спасителя купола именно такого цвета. Были золотыми изначально и купола у храма Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) - главного храма Красной площади.

Золочение куполов присутствует только в православных традициях, в других конфессиях вы этого не встретите. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. В этой связи можно вспомнить, что одним из трёх даров, принесённых волхвами младенцу Иисусу, наряду с ладаном и смирной было именно золото.

Синие купола со звёздами говорят о том, что храм посвящён Богородице. Голубой или синий цвет символизирует небесную чистоту и непорочность, а звёзды напоминают о Вифлеемской звезде, возвестившей рождение Христа от Девы Марии.

Купола зелёного цвета венчают храмы, посвящённые Святой Троице, потому что зелёный в православной традиции - цвет Святого Духа. Также зелёные купола могут свидетельствовать о том, что церковь посвящена какому-то святому. Кроме того, купола храма, посвящённые святому, могут быть ещё серого либо серебряного цвета.

Чёрные купола присутствуют на монастырях. Это цвет монашества. Их можно увидеть, например, на знаменитом Покровском монастыре, где покоятся мощи святой блаженной Матроны Московской и куда ежедневно стекаются тысячи паломников.

Значение количества куполов на храме.

1 купол символизирует Единого Бога, 3 - Святую Троицу.

5 куполов обозначают Спасителя и четырёх евангелистов.

7 куполов говорят о семи таинствах Церкви (крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, венчание и елеосвящение).

9 куполов символизируют девять ангельских чинов.

13 – Спаситель и 12 апостолов.

33 купола (бывают и такие храмы) возводят в память о 33 годах земной жизни Спасителя.

О чём говорит цвет храма? Цвет храма часто даёт ответ на вопрос, какому празднику или какому святому посвящена та или иная церковь.

Белый цвет храма означает, что он освящён в честь Преображения или Вознесения Господня. Голубые стены – церковь построена в честь Пресвятой Богородицы.

Красный храм обычно бывает посвящён мученику (мученикам).

Если цвет церкви зелёный, то она, скорее всего, освящена в честь преподобного, а если жёлтый, то строилась в честь святителя.