Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Алексей кортнев интервью. «В протестном движении я — вялотекущий человек. — Режим будет ужесточаться, пройдут посадки

Президента фонда «Вера» Нюты Федермессер, в котором разговор шел о самом важном: о семье, детях, любви. О том, как говорить с детьми о смерти, о внутренней свободе и открытости в любом возрасте и в любых обстоятельствах.

Нюта, расскажите про своих сыновей.

Они очень очевидно наши с мужем дети, их в роддоме никто не подменял. И очень разные. Старшему, Лёве, сейчас 13. Он интеллигентный, тонкий, очень добрый и чуткий, не желает видеть негатив в людях и их поступках, всегда и всех оправдывает. Если понимает, что у человека все-таки что-то не в порядке с душевными качествами, расстраивается до слез. Он очень чудесный, я бы в него влюбилась, если бы была его ровесницей. Миша совсем другой, если коротко - он очаровательный хам, из таких, которые что бы ни делали, ты не можешь не восхищаться. Очень сильный, лидер во всем, давит даже меня, хотя я уже как асфальтовый каток стала в последнее время. Миша пошел в казачью кровь, по маминой линии есть донские казаки, а Лева - настоящий еврейский ребенок, в белых гольфах со скрипочкой. Нежный, любит обняться, пожалеть, всегда чувствует меня, как барометр. Когда уходит в школу, говорит: не вставай, я соберусь сам. Но при этом абсолютный лопух. Когда видит, что я устала, говорит: «Я сейчас сделаю тебе чай». Доходит до чайника, включает, уходит в другую комнату и забывает про все. И тогда младший идет за ним следом и металлическим голосом наезжает: «Ты что, не видишь? Мама устала! Ты сказал, что сделаешь чай! Это предательство!»

Вы хорошая мама?

Вообще-то я очень плохая мама, мне долго было совсем неинтересно это. Они были слишком маленькие, постоянно дрались. Только сейчас, когда одному 6, а другому 13, я стала по ним скучать. У нас с мужем появились два полноценных члена семьи, умных и интересных, и нам с ними стало очень кайфово. Но мне некогда заниматься ими совершенно. Даже те часы, что у меня есть, я не могу проводить с ними качественно. У меня потрясающий муж, очень «кволити» в этом смысле, и няня, которую нам моя мама (Вера Миллионщикова - основательница хосписного движения в России, главный врач Первого московского хосписа с момента основания в 1994 году до 2010 года - ред.) просто с небес послала после смерти. Но сама я в жизни детей присутствую в основном удаленно. Очень стыдно, но это правда. В выходные мне хочется спать, им хочется общаться, они по мне скачут. Я стараюсь хотя бы не гонять их из кровати, потому что даже этот контакт нужен. В последнее время я перестала на них совсем ругаться, просто поняла, что не могу. Во-первых, они оба выросли, на взрослых людей ругаться смешно. А во-вторых, я так их мало вижу, мне так их не хватает! Когда ты работаешь в хосписе, в том числе с детьми, «главное» и «не главное» меняются. Меня абсолютно не волнует, как они учатся, хорошо или плохо. Вот совсем! Они чудесные люди, главное, чтобы были здоровы. И я не могу ругаться из-за плохих оценок, хотя у них они есть, конечно же.

Что они читают?

Лева очень читающий, такой советский мальчик: засыпает с книжкой, с фонариком под одеялом… Долго был не очень разборчив, читал все подряд, только сейчас начал формироваться вкус, стали откладывать какие-то книги. Сейчас ему нравятся «Ямы» , «Три твоих имени» , «С кем бы побегать» . «С кем бы побегать» – вообще лучшая детская книга за последние годы, я считаю. Лёва вырос на «Розовом жирафе» (у нас дома есть все их книги, и подругам своим рекомендую «Жираф» как лучшее детское издательство, абсолютно искренне), я так эти книжки берегла и, когда родился Миша, думала, вот мы все это будем читать и листать - но нет. Миша - абсолютно нечитающий. Мы ни разу даже «Айболита» не прочитали от начала до конца; сказки Пушкина, которые Лева в 3-4 года знал наизусть, не осилили. Когда Миша внезапно произносит «почитай мне», вся семья впадает в ступор. Конечно, начинаем читать, но уже через несколько минут Миша уносится, все. Это же нужно сосредоточиться, оказаться в состоянии покоя. Для Миши это совершенно невозможно. Сейчас он учится сам читать, но не для книжек, а чтобы прочитать вывеску на магазине или инструкцию к компьютеру.

Вас это не тревожит?

Во-первых, еще рано говорить. А во-вторых, на мой взгляд, читающий ребенок - это тот, которому много читают вслух. Я сама не умела читать очень долго. У меня потрясающий чтец папа, он всегда читал вслух и до сих пор прекрасно читает вслух, хотя ему 85 лет, вот я его любила слушать. Самостоятельное чтение у меня вызывало жуткое отторжение. Когда мне было шесть лет и меня начали готовить к школе, я торжественно поклялась, что никогда в жизни не прочитаю ни одной книги. Папа сразу написал расписку от моего имени, заставил подписать, она до сих пор висит у нас в рамке. Я была очень упрямая, и первую книгу действительно прочитала только в 10 лет, когда однажды на середине «Детей капитана Гранта» - там где Паганель понимает, что они находятся в другой части света,- у папы случилась жестокая ангина. Он не мог дальше читать, а я не могла жить дальше, и это была первая дочитанная мной книга.

С отцом. Фото из семейного архива

Современные родители очень внимательно относятся к тому, что читают их дети. И довольно часто в родительских интернет-комьюнити обсуждается вопрос, должна ли литература говорить с детьми на серьезные и сложные темы. Например, про смерть. Помню, какие дебаты шли вокруг замечательной компасгидовской «А дедушка в костюме?». Как вы считаете, когда и как с детьми об этом нужно говорить? Нужно ли читать про смерть в детской книге?

Ну конечно нужно! Понимаете, дети - это наше зеркало. И если мы боимся обсуждать с детьми смерть, болезни и старость, то потом мы имеем в обществе такое отношение к старикам, к умирающим, к инвалидам, которое имеем. Отсутствие информации и правды - это лицемерие. Мы так прикрываем наш страх перед табуированными темами. Вот две темы - секс и смерть. Конечно, это детям жутко интересно. Я хорошо помню, как я нашла у своих родителей-врачей медицинскую энциклопедию и стала выискивать статью на эту тему, лет в 12. Нашла, пришла в школу и говорю: «Сейчас я вам все расскажу, я все поняла! Это можно сделать только тогда, когда он в нее писает, и писать надо хотеть одновременно, и тогда самый кайф, называется оргазм». Класс был потрясен. Потому что я принесла наконец-то достоверную научную информацию – из энциклопедии. Но когда я – довольно быстро - поняла, что все не совсем так, я впервые стала задавать эти вопросы маме. И вроде у нас были такие откровенные отношения, и мама была очень прогрессивная, но вдруг я увидела у нее на лице абсолютную панику: она не готова, не хочет, не может на эту тему говорить. В этих вопросах она оказалась жуткой ханжой. Она стала говорить ерунду: ты же видела, как у кошечек и собачек… А я не видела, и меня этот ответ не устраивал! И в то же время я не могла найти никакой литературы кроме этой медицинской энциклопедии. Я очень хорошо помню конец 80-х, в классе голод на эту тему. И такой же - на тему смерти.

Нюта в школе. Фото из семейного архива

У нас в школе был единственный случай, умер мальчик Женя, его сбила машина. Он был не одноклассник и даже не одногодка, но мы все поперлись на кладбище, потому что интересно очень. Подходили к гробу, рассматривали его, не было никакого страха, только любопытство. Сейчас я думаю: какие мы были скоты, он был сирота, его бабушка воспитывала… И какие идиоты были наши учителя, которые допустили, чтобы мы пришли к бабушке, у которой умер внук, и она увидела эту череду любопытных, хихикающих детей. Некому было направить, никто не знал, как. Это только из-за отсутствия информации в нужном возрасте. Нельзя убить к этому интерес. Можно убить информацию, но не интерес! И конечно литература должна быть правильная. В этом смысле проект Люси Улицкой «Другой, другие, о других» - гениальный, он рассчитан на наш менталитет, наши традиции и ценности, все подано правильно. В этом проекте вышла книга «О дохлой кошке и живых котятах» (о том, как жизнь и смерть воспринимают разные народы).

Как же правильно говорить с детьми про смерть?

При моей работе я сталкиваюсь с этим ежедневно. К нашим пациентам ходят дети, внуки, многие из них маленькие. И в некоторых семьях все происходит органично. Ну, болеет бабушка, ее навещают дети со своими детьми, они постепенно видят ее угасание, вот бабушка ходит, вот уже лежит, но по-прежнему хочет тебя поцеловать и потрепать по голове, вот она уже не может говорить, а еще ты пришел - она уже руку не может протянуть, но по-прежнему тебя любит. И тогда совершенно иначе происходит приятие старения, ухода, другое складывается отношение к пожилому телу. А есть семьи, где все от детей скрывается, и мы уговариваем родственников прийти с внуками. Самое трудное, когда уходит мама или папа, а остающийся родитель думает, что соврать, чтобы не брать ребенка на похороны, что ему сказать, мама уехала или еще что-то. Я всегда в таких случаях говорю: «Вы навсегда оставляете ребенка в этой ситуации предательства. Любимая и любящая мама просто уехала, не попрощалась даже, и я вижу папу в слезах, мне тяжело, нас предали… Через год-два ребенок поймет, что мама умерла, а не уехала, но чувства эти все равно останутся».

В хосписе. На одном из мероприятий для пациентов

Вас слышат?

Многие слышат, иногда мы даже спорим, давим. Те, кто услышал, потом очень благодарны. Недавно у нас ушла женщина, у которой семеро детей. И там был такой период, когда семья сопротивлялась, не хотели бабушка и дедушка сюда приходить. А семья бедствующая, и мы их убедили какой-то помощью. Приходите, мы детям день рождения отметим и дадим вам то-то и то-то. Это было совершенно удивительно, когда разновозрастные дети заходили к маме в палату, мама тяжелая, но они себя органично очень чувствовали в хосписе, и мама успела всем подарки подарить, кому-то из-под подушки достала сама, что-то сказать успела каждому, и у них вот это останется. Они запомнят, что мама болела, но она о них думала, готовила им подарки. Мы в хосписе провели для мамы потрясающую фотосессию, и у них теперь есть красивейшие фотографии мамы в цветах, с улыбкой, с распущенными волосами. Вот такой выбор - у детей останется это или ощущение предательства.

Всякие церемонии еще для детей важны. Если у ребенка умирает домашний питомец, не надо бежать на рынок покупать другого. Нужно его вместе похоронить, чтобы это была именно церемония. В моей жизни первая смерть случилась, когда мне было три года, у нас в деревне умер старичок-сосед, совершенно из сказки. Ему было сильно за 90, сгорбленный, в валенках, в шапке-ушанке с поднятым ухом, как у Почтальона Печкина. Хорошо помню, как он в этой шапке собирал летом в мисочку смородину. И вот он умер, и в деревне собираются в машине ехать на похороны, я прискакала к маме - я тоже хочу на похороны, все едут. И мама сказала: поезжай. Я поехала с бабками, в деревне ведь это принято - брать с собой детей. Я смотрела на плакальщиц приглашенных, на родственницу дедушкину, которая ворчала, что они плохо плачут. Естественно, в это лето мы с друзьями хоронили раздавленного грача и плакали так же, инсценировали. Потом, когда мне было 6 лет, у меня умерла няня от пневмонии, и накануне меня мама повела попрощаться. Мама сказала: последний раз видитесь, а мне было странно - как это, но я обняла, поцеловала. Потом ушел дедушка, и это было, конечно, тяжелее, потому что мы пришли к дедушке в больницу, вошли с мамой в палату, а там пустая койка. И мама поняла сразу, а я нет, и стала на соседей по палате кричать: они же видят, что мама плачет, и не говорят, куда дедушку перевезли. Потом помню похороны. Конечно, это не облегчает переживание смерти собственных родителей, но это облегчает коммуникацию с детьми потом.

Когда умерла мама, я разрешила девятилетнему тогда Лёвке, если он хочет, дотронуться до бабушки. Но предупредила, что бабушка будет не такая, как обычно, а другая на ощупь. Мишка трехлетний бесконечно спрашивал, где бабушка, потому что она его любила и очень жалела. Он родился больной, и она все с Богом за него торговалась, что пусть лучше она болеет, а он выздоравливает. А я со страхом жила с таким больным ребенком, я не была с ним теплой на этом этапе его жизни, а мама моя жалела его, обнимала, все время тетешкала, воспитывала меня своим поведением, своим примером. И Миша почувствовал, что нет больше человека, от которого всегда шло исключительное тепло. И все время говорил: что значит на небе? Она что, щас упадет на нас с неба? И ты понимаешь, что трехлетнему этой информации мало. «Улетела на небо» ему непонятно, надо чтобы улетела так, что сверху не грохнется. Ну как я могла сказать ему, что она уехала? Или как могла сказать ему, что она уснула? Сколько я вижу страхов у детей, которым сказали, что бабушка уснула, и она ни фига не просыпается! А дети потом боятся идти в кровать, потому что вдруг не проснешься?

А Лёва?

Лёвка обожал бабушку. Она была хулиганка, нарушала все правила, которые я навязывала. Как-то Лёвка услышал, что она хотела бы, чтобы у нее на похоронах играл джаз и чтобы не было слез. У нас был потрясающий священник, отец Христофор. Он очень хорошо знал маму, знал ее сложные отношения с Богом и против джаза не возражал. И вот огромный красивый зал, поет Элла Фицджеральд, священник проводит отпевание, и я вдруг смотрю - Лёвка танцует. Он сделал так, как бабушка хотела, просто танцевал, и ему было хорошо. Это обязательно как-то очень правильно скажется на его отношении к моему и Илюшиному старению, болезни и смерти, и так далее. В общем, детям нужно и про то, и про другое говорить так, чтобы было понятно. И, конечно, находить информацию подходящую конкретному ребенку.

Нюта с мамой Верой Миллионщиковой. Фото из семейного архива

Возвращаясь к другой «запретной» теме - секса. Миша на любую сцену в фильме, где есть что-нибудь романтическо-эротическое, глаза закрывает руками и дальше вот так сквозь пальцы смотрит. И вопросов задает миллион. У него очень ранний и обстоятельный интерес к этой теме. И я не всегда понимаю, как отвечать на его вопросы, теряюсь. Мы купили совершенно чудесную книгу на мой взгляд, не помню, к сожалению, как называется, где, как мне показалось, прекрасно изложен главный момент. Там написано, что мама и папа решили мальчику сделать братика или сестричку, они легли в кровать, были прекрасные на небе звезды и луна, они прижались друг к другу тесно-тесно, обнялись нежно-нежно и тела их рассыпались на тысячу звезд. Вот такая метафора. Я читаю это Мише, а он мне говорит: от этого дети не рождаются. Дайте другую книжку. Какие звезды? Сколько раз вы с папой обнимали друг друга нежно-нежно и где результат? В общем, каждому ребенку нужна своя информация, но обязательно нужна. Глупо не говорить, это провоцирует всякие комплексы.

Как жить с детьми?

Больше любить. И дружить. Здесь у каждого свой рецепт, связанный с собственным детством. Для меня самыми близкими друзьями всегда были мои родители и муж. И мне бы хотелось, чтобы так же было и у моих детей. Чтобы получилась дружба, надо научиться доверять детям. Я в детстве была ужасная врушка, и не всегда мое вранье было невинным. То есть иногда это были такие «фантазии Фарятьева», какой-нибудь снегирь, который меня ежедневно провожал от дома до школы. А было и такое, что я тырила деньги или булочки в магазине, другие несимпатичные поступки. Но видите - я выросла и в благотворительном фонде работаю, который получил недавно премию как самый прозрачный фонд. Дело в том, что если иметь мудрость, как у моей мамы, необязательно из несимпатичных поступков вырастет потом Карабас-Барабас. Помните, собирали десятикопеечные монеты в бутылках из-под шампанского? Я их украла маленькая, спрятала к себе в карман, ходила и звенела на всю квартиру. Мама это слышала и слова мне не сказала. А потом спросила, достаточно ли у меня карманных денег, чтобы купить что-то там. Я гордо: конечно, я могу и это купить, и то, я все могу купить! Мама восхитилась: да ладно, как же ты столько накопила! И мы с ней взяли и вместе переложили эти монетки в бутылку обратно, и я внесла свою лепту в семейную копилку. Сколько лет прошло, прежде чем я поняла этот ее ход, поняла, сколько в нем было доверия и дружбы!

Одна моя знакомая сказала: чтобы ребенок к тебе вернулся, нужно его отпустить. И я понимаю, что подхожу к этому периоду с Лёвой, и мне ужасно страшно. Легко говорить о воспитании, когда дети маленькие, а когда они подрастают… Какой будет результат? Так что приходите лет через двадцать. Посмотрим, что у нас получится. Главное, что я точно знаю: мои дети будут хорошими людьми.

Нюта с детьми и отцом. Фото из семейного архива

    Среди множества вопросов о работе фонда и хосписа очень часто звучит вопрос о том, как попасть в хоспис. В вопросе каким-то странным образом сразу звучит следующее, ясно, что попасть сложно, ясно, что очередь, ясно, что придется кому-то и сколько-то дать. Скажите кому и сколько. Я всегда одинаково отвечаю, увы, попасть несложно, достаточно лишь иметь рак в четвертой стадии. Оказывается я далеко не всегда права.

    В хоспис попасть несложно, если

    1. Вы знаете, что хоспис существует

    2. Ваш районный терапевт и районный онколог знают, что хоспис существует и какой вид помощи оказывает

    3. Речь идет о Первом Московском хосписе.

    Дело в том, что направление в хоспис дает районный онколог. Онколог направляет в хоспис своего округа. Хосписов в Москве 8, округов сегодня 11. То есть сотни пациентов, проживающих в Западном и Восточном округах и на вновь присоединенных территориях вообще не имеют хосписа в округе. По закону, эти пациенты имеют право выбрать любой из имеющихся в Москве хосписов и при наличии мест и по согласованию с главным врачом именно туда и поступают. Только помнят ли об этом районные онкологи и знают ли об этом своем праве пациенты?

    В понедельник на большой еженедельной конференции в ПМХ обычно разбираются все случаи смерти за прошедшую неделю. И вот вчера на такой конференции врачи доложили о пациентке из Западного округа Москвы, которая скончалась в хосписе в субботу, проведя там меньше суток. Дежурный врач закончил свой доклад словами о том, что это типичный результат позднего обращения за помощью.

    Причина такого позднего обращения кроется именно в том, что районный онколог и врач-терапевт из 195 поликлиники не рассказали родственникам о возможности госпитализировать свою 83-летнюю маму в хоспис, где ей, да и всей семье, помоглы бы в последние, такие трудные недели. Дочь узнала о хосписе от знакомых, сама принялась просить направление, в поликлинике не знали, какие нужны документы, процесс оформления всех бумаг занял неделю. Женщине становилось дома все хуже и когда, наконец, документы были готовы и из хосписа приехала перевозка, она была уже в коме и умерла в хосписе через несколько часов. Никакой реальной помощи мы оказать не успели. Более того, увидев условия и отношение персонала, дочка стала переживать, что не организовала госпитализацию раньше, что могла бы маме помочь, но увы... То есть мы даже ухудшили ее психологическое состояние дополнительным грузом вины.

    А ведь могло быть иначе. Если бы система оказания помощи работала, если бы врачи в поликлиниках имели возможность, время, знания, силы на то, чтобы думать о своих пациентах. Если бы амбиции у врачей шли после желания помочь. Если бы хосписов было достаточно и если бы темы умирания и хосписной помощи не были бы табуированы в нашем больном обществе.

    Зато когда пару недель назад в нашем хосписе умер один известный артист, в прессе появилась его фотография, уже мертвого, бледного, изможденного болезнью, и журналисты не постеснялись написать, что его друзья сумели госпитализировать его в хоспис за деньги. Врать и фотографировать мертвых можно, раскупят тираж быстрее.

    А когда я два года назад попыталась договориться о том, чтобы у кабинетов всех московских онкологов появились изготовленные фондом плакаты о хосписах с их адресами и описанием помощи, которую там можно получить совершенно бесплатно, мне отказали, объяснив причину отказа так: зачем расстраивать информацией о возможной смерти от рака в хосписе тех, кто пришел к онкологу с надеждой на выздоровление. Это негуманно. Конечно, гораздо гуманнее, когда человек умирает вообще не получив помощи. Зато незаметно для других.

    А когда Первый Московский хоспис решил собрать у себя всех районных онкологов на специальную встречу, чтобы еще раз поговорить о сотрудничестве и о своевременной передаче пациентов, на встречу пришли только 4 человека, из заявленных дирекцией центрального округа 32. И эти 4 и так с нами прекрасно сотрудничают, а у остальных была пятница, один из первых теплых викендов. Зачем ехать в какой- то хоспис на какую- то встречу.

    Имеет ли смысл еще говорить о том, что женщина, которая не была вовремя госпитализирована в хоспис, в годы войны была малолетней узницей концлагеря, прожила долгую и трудную жизнь в не самой человеколюбивой стране, родила и вырастила дочь, и ей еще не повезло под конец заболеть раком, а еще не повезло жить в Западном округе, где врачи не знают о хосписе и где ее под конец жизни ждал еще один концлагерь - спровоцированный системой, а точнее отсутствием системы помощи онкологическим больным.

Дорогой друг,

С самого начала роста цен на нефть, который примерно совпал с приходом Вольдемара на царствие, примерно до стремительно военно-грузинской кампании, у РФ был поразительно растянутый во времени шанс, почти восемь лет, начать и даже частично внедритть структурные реформы во всех основных отраслях промышленности и народного хозяйства - причем преимущественно за свой счет, не прибегая к значительным внешним заимствованиям. Такой растянутый во времени "момент удачи" выпадает не каждой стране за всю историю, и было не просто глупо, - преступно им не воспользоваться.

Как всего лишь небольшой пример - не хочу приводить весь скорбный список. Это ваши рабочие места (т.е. и пенсии тоже), ваша система образования и здравоохранения - оно вам очень пригодилось бы, когда вы состаритесь, но оно будет на примерно сегодняшнем уровне (т.е. весьма плачевном), а скорее всего будет еще хуже, т.е. современного лечения вам не получить, к сожалению. Я без всякого злорадства, - у меня есть друзья в РФ, и не все могут позволить платное лечение, и даже платное значительно отстает. Правительство уже приняло меры по созданию параллельной структуры медуслуг для привилегированных слоев (т.е. госслужащих), т.е. даже такой отстающей медицины на всех не хватит. Как будут обслуживаться все остальные? А как у Чехова в "Эскулапах": "Дайте ему чего-нибудь!".

На практике это означает примерно следующее:

Вы состарились, стали побаливать. За рубежом давно появились новые лекарства, новые процедуры, которые существенно облегчают жизнь, - вам об этом рассказывает врач, который начитался иностранных журналов (предположим вам сказочно повезло, и у вас продвинутый врач, который читает медицинскую литературу, а не стандартная унылая тетка, которая смотрит в месячный отчет, а не на больного)... В России их нет и при вашей жизни не появятся. Например, в 2014-2015 гг. в Канаде разработали методику извлечения тромба при помощи зонда, после которой инсультник практически сразу встает и идет своими ногами, а не лежит неделями на реабилитации. На дворе 2035 год, но в вашем районной поликлинике, о данной методике никто и не слышал.

Вы совсем потеряли здоровье, вам трудно выходить из квартиры (а нужно - к врачу, например), нужна колясочка или палка. Подъезд, естественно, не оборудован для этого. А если и выедете из дома, то дальше собственного двора не уедете, ибо нигде ничего не оборудовано. Кого в этом винить? Кто виноват, что все последние годы ничего не вкладывалось в развитие, в самую насущную инфраструктуру, что инвесторы бежали как черти от ладана, что жилье (даже "элитное") построено так, словно в нем будут жить только вечномолодые древнегреческие боги?

Конечно, если вы вечномолодой древнегреческий бог, то все это к вам не относится.

Беседа с Алексеем Кортневым у нас прошла в пресс-зале Тульской областной филармонии. Музыкант вышел на интервью в хорошем настроении, с улыбкой на лице.

— Алексей «халатный концерт» — это абсолютный интерактив, кому пришла в голову эта идея?

У нас, как правило, идеи рождаются совместно. Эту штуку мы придумали давно, лет 15 назад, на мозговом штурме. Может, лет 10 назад — я плохо помню временные отрезки. Мы их играли, потом нам надоело и мы это дело забросили. И вот полтора года назад опять возродили этот жанр, сейчас он очень хорошо идёт. в наши дни люди хотят не просто слушать, но участвовать, и чтобы всё это было не оглушающе громко и по-домашнему. Понятно, почему: мы этого практически лишились в быту, таких вот посиделок с гитарой. Думаю, поэтому этот жанр и пользуется спросом.

— Ну это же всегда некий риск?

У нас сначала были ошибки в организации, но сейчас мы всё это преодолели. Раньше мы не ограничивали количество людей, которые выходят на сцену, сейчас понимаем, что это не больше двух человек и не дольше, чем на одну песню. А что касается риска… Среди нашей публики никто никогда не шёл на скандал и вообще неадекватных зрителей на сцене не было. Впрочем, если подобное случится, будет даже интересно.

— Группе 33 года, успех доказан. Кто сейчас ваша публика, и что может удивить группу «Несчастный случай»?

Удивить могут какие-то внешние события. Но то, что происходит на наших концертах, меня уже не удивляет. С другой стороны — ждём, может, случится что-то экстраординарное. А публика наша — всё те же образованные, интеллигентные люди от 25 до 55 лет. Но видим на концертах и совсем молодых людей, что очень приятно. Конечно, на выступлениях бойз-бенда больше 15-летних девочек, но и у нас такие встречаются.

Пока не знаю — от меня всё скрывают, как от тяжелобольного. Знаю, что мы куда-то поедем с моей женой и мамой. Я подозреваю, что с нами поедет ещё целая толпа народу, но мне ничего не говорят. А ещё 10 числа мы зачем-то едем в Шереметьево, может, просто там пообедаем. Подарков я никаких не жду. Мне везло, и у меня всегда было то, что мне хотелось. О материальных благах я вообще не мечтаю. Я мечта о мире во всём мире, чтобы прекратилась вся эта хе***ня, которая происходит вокруг России и прочих стран.


Алексей Кортнев и Камиль Ларин.

У нас будет спектакль-шоу «Два по 50». Уже написан сценарий. Мы пригласили кучу друзей, с которыми прошли вместе полжизни. Это «Квартет И», Валдис Пельш, Андрюша Макаревич, Женя Маргулис, «Би 2», Макс Леонидов, Ира Богушевская, Таня Лазарева, Диана Арбенина… Это люди, с которыми мы взаимодействовали в кино, в театре, на эстраде.

— Что для вас цифра 50? Время подводить итоги или это только самое начало?

Эта цифра для меня совершенно ничего не значит. Это половина от сотни, но понятно, что большая часть населения земли не живёт сто лет. Поэтому это отнюдь не половина жизни, а существенно больше. 35 или 40 лет значат для человека гораздо больше.



Валдис Пельш и Алексей Кортнев, середина 1980-х.

— Группу «Несчастный случай» вы организовали вместе с Валдисом Пельшем. Как часто удаётся видится сейчас?

Видимся мы гарантировано раз в месяц — мы вместе играем спектакль. Плюс вместе делаем какие-то проекты. Мы с Серёжкой Чекрыжовым, нашим основным композитором, пишем для него музыку и тексты. Мы Валдиса привлекаем ко всем нашим значимым мероприятиям, например, на концерты к нашему 30-летию. Сейчас на праздновании моего 50-летия он будет блистать на сцене. Так что в основном мы общаемся по делу, но эти дела придумываем себе с большим удовольствием.

— Из времён СССР по чему больше всего ностальгируете?

По собственной юности. А ещё было очень мало машин на дорогах — это было приятно. Всё остальное было хуже.

— У Вас за плечами более 40 ролей в кино. Как удаётся всё совмещать?

Съёмок у меня сейчас совсем нет. Я очень много отказываюсь, не могу и не хочу менять сценическую деятельность на съёмки. Если бы мне предложили предложили сняться у Андрона Кончаловского, то я бы более внимательно к этому подошёл и наверняка освободил бы время для съёмок. Предложения о работе в различных сериалах или малоинтересных фильмах не стоят того, чтобы отказываться от концертов и спектаклей.



Алексей Кортнев и команда «Салтыков-Щедрин шоу».

— Вы сейчас ведёте на НТВ «Салтыков-Щедрин шоу». Что нам ждать от новых выпусков?

Будут очень интересные сюжеты. Мы уже наснимали довольно много программ вперёд. Некоторые вещи будут очень острыми, песни — смешными и опять же острыми, что приятно. Я думаю, что шоу вряд ли просуществует слишком долго, потому что её круг тем очень ограничен. Через сезон народу надоест смотреть про проблемы ЖКХ, хотя эти проблемы никуда не уйдут. Но невозможно один и тот же анекдот талдычить каждый вечер. Так что я понимаю, что это временный проект, а может быть — стартовая площадка для чего-то новаторского.

— А какие эмоции Вам приносит ещё одно шоу НТВ «Устами младенца»?

Исключительную радость! Там же общение с этими чудесными детишками — чистый восторг! Думаю, что эта программа буде жить вечно, хотя и не сможет завоевать широкую аудиторию. Но интерес родителей к этой программе будет всегда. И неважно, кто её будет вести.

— У вас пять личных консультантов по этой программе. Чем увлечены Ваши дети?

Мой старший сын Тёма. намыкавшись на разных должностях, пришёл ко мне работать старшим администратором в нашу Школу Трёх Искусств (школа под руководством актрисы Нонны Гришаевой, хореографа Егора Дружинина и музыканта Алексея Кортнева. — Прим. авт.), которую мы открыли в Химках. Никита учится в институте радиоэлектроники и автоматики. Сеня и Афоня учатся в школе, Ася ходит в садик. Пока так.

— Ваши пожелания нашим читателям.

Здоровья, денег побольше, экономического чуда и мира!



Алексей Кортнев с женой Аминой, сыновьями Арсением и Афанасией, дочкой Аксинией.

Досье

Первые песни написал в седьмом классе английской спецшколы в Москве.

Учился на механико-математическом факультете МГУ, но не окончил вуз.

В 1983 г. вместе с Валдисом Пельшем создал группу «Несчастный случай».

Переводчик текстов популярных зарубежных мюзиклов, поставленных в России («Кошки», «Иствикские ведьмы», «Mamma Mia!», «Красавица и чудовище»).

Ведущий на НТВ шоу «Устами младенца» и «Салтыков-Щедрин шоу».

Семья: третья жена Амина Зарипова, сын Артемий (от первой жены Ирины Богушевской), сын Никита (от Елены Ланской), от Амины — сыновья Арсений и Афанасий, дочь Аксиния.

Избранная фильмография: «Московская сага», «Ночные сёстры», «День выборов», «Ветка сирени», «День радио», «О чём говорят мужчины», «Точка кипения», «Была любовь», «Дежурный ангел», «Ржевский против Наполеона», «Кукушечка».