Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Влас дорошевич - юмористические рассказы. Влас Дорошевич: личность, творческая судьба и место в истории печати. Судьба Дорошевича после революции

Балтийский федеральный университет им.И. Канта

Факультет филологии и журналистики

Кафедра речевой коммуникации и журналистики


Реферат

Влас Дорошевич: личность, творческая судьба и место в истории печати


Калининград 2012


1. Введение

2.1 Первые публикации

2.4 Сахалин

1. Введение


"Влас Михайлович Дорошевич (1864 - 1922) не то чтобы совсем забыт, но широкой публике это имя, похоже, мало что говорит, - так Борис Парамонов начинает свою статью "Русский европеец Влас Дорошевич". Достаточно посмотреть в интернет-сайт Дорошевича скудный. Публициста помнят преимущественно в профессионально литературных кругах, в основном, историки и теоретики литературы. Так проходит мирская слава: ведь сказать, что при жизни Дорошевич был просто популярен - ничего не сказать. Он гремел, его имя знали все грамотные люди в России, то есть читатели газет. Дорошевич был королем газетной журналистики, фельетонистом первого класса. Нужно помнить, что слово "фельетон" в то время носило иной смысл, чем сейчас: это была не просто легкая статья с претензией на юмор, но скорее газетный формат, статья, по газетным меркам, большая и претендующая быть гвоздем номера. Такие гвозди Дорошевич "забивал" ежедневно". Как мы видим, Б. Парамонов отмечает то, что в настоящее время заслугам Власа Дорошевича в развитии отечественной журналистики уделяется недостаточно внимания. Почему так произошло - сказать трудно, скорее всего, эта тема требует глубокого и обширного научного исследования на более высоком уровне, чем реферативная работа.

Подчеркивает прижизненную популярность Власа Дорошевича и Семен букчин в своей книге "Судьба фельетониста". "Дорошевич, почти на протяжении четырех десятилетий выступавший в периодической печати, был широко популярен и пользовался доброжелательным вниманием демократических кругов общества, которых привлекал прежде всего сатирической, острой и правдивой критикой уродливых, темных явлений в жизни дореволюционной России" - пишет С. Букчин.

Цель данного реферата - лаконично, но содержательно рассказать о личности Власа Дорошевича, исследовав самые распространенные и доступные источники, в которых ему и его творчеству уделяется внимание.

дорошевич фельетон журналистика российская

2. Творческий путь короля фельетона


2.1 Первые публикации


Библиографический словарь "Русские писатели. XX век" посвятил Власу Дорошевичу всего несколько страниц. Здесь - стандартный энциклопедический материал, посвященный биографии писателя. Информация, которую предлагает об этом авторе данное издание, частично представлена ниже.

"Известный журналист, публицист, театральный критик, мастер фельетонного жанра, родился в 1864 году в Москве. Его отец С. Соколов вел богемный образ жизни и рано умер. Когда Дорошевичу было всего несколько месяцев, его мать А. Соколова бежала за границу, оказавшись причастной к неприятной политической истории и спасаясь от преследований полиции. Эта личная драма детства в будущем не раз отразилась в творчестве публициста ("О незаконных и законных, но несчастных детях", "Компетентное мнение", "Право отца"). "Вы должны извинить меня, если я говорю с такой горячностью о дурных матерях, - пишет Влас Дорошевич. Жизнь сделала это. И когда я думаю о дурных матерях, мне кажется, что я мог бы быть и палачом. Тысячи процессов кончаются в пользу этих тварей и всегда во вред детей. Несчастных, несчастных детей. <…> Ребёнок - вот первое лицо в обществе. И пусть не будет он в полной кабале у дурных родителей, кто бы ни были эти родители: незаконные или законные, но гнусные". Будучи подростком, Дорошевич отличался живостью и остроумием, не выносил казенных порядков, за что неоднократно исключался из московских гимназий. Тема школы, воспитывающей "маленьких чиновников" легла в основу многих его фельетонов, в которых он горячо протестовал против замены "самостоятельной критической мысли" "штампованной мыслью обязательного и узаконенного образца". Проблема детей и родителей, непосредственно затронувшая писателя, не могла пройти бесследно. Таким образом, личные переживания легли в основу многих его произведений, прибавив им убедительности и выразительности.

Влияние детских и гимназических переживаний Власа Дорошевича на его творчество отмечает и С. Букчин: Десятилетним мальчиком Влас покинул дом усыновившей его четы Дорошевичей и переехал на квартиру к матери. По его собственным словам, это было юридическое насилие над личностью, выразившееся в том, что судьи "присудили ребенка отвратительному существу, когда-то отказавшемуся от своего ребенка". Влас избегал ее. Горечь отравленного детства развила в нем тонкую впечатлительность, он стал рано взрослеть. Ему отвратителен был дух гимназии, учреждения, в котором, по его словам, "готовят маленьких чиновников". Юный Дорошевич пристально вглядывается в окружающую его жизнь, он много читает, впитывает в себя разнообразные проявления московских будней и все более начинает противиться тому консервативному укладу, символом которого для него была гимназия. Революционные веяния 60-70-х годов оказали влияние на формирование его мировоззрения. Позже в ряде рассказов и фельетонов, составивших большой цикл "Семья и школа", Дорошевич заклеймит царскую среднюю школу и "эти восемь кругов гимназического ада".

Летним юношей Влас Дорошевич начал самостоятельную жизнь, работал землекопом, грузчиком, корректором, давал уроки, подрабатывал актером. Нужда, жизнь впроголодь, временами даже без крыши над головой вынудила его продавать лубочным издателям свои произведения - переделки повестей Н.В. Гоголя, такие как "Кузнец Вакула, или Договор с Дьяволом", "Тарас Бульба. Повесть из казачьей жизни запорожцев". Мировоззрение В.М. Дорошевича с ранней юности формировалось под влиянием русской демократической культуры и революционных настроений 70-х годов XIX века. Значительную роль сыграло творчество И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова. Так начался долгий творческий путь публициста и писателя, ставшего одним из видных деятелей русской журналистики.


2.2 Сотрудничество с изданиями, специфика творчества и литературные успехи


В библиографическом словаре об активной публицистической деятельности Власа Дорошевича сказано всего несколько строк. "С 1881 года Влас Михайлович Дорошевич анонимно сотрудничает с газетой "Московский листок", публикуя в ней свои юмористические сценки и репортерские заметки. Первый известный рассказ Дорошевича "Отомстила" на тему театрального быта опубликован в 1884 году в московском журнале "Волна" (№8) за подписью Дядя Влас. В этом же издании (№44) он задумывает и создает публицистическую рубрику "Дневник профана", которая являлась подражанием "Запискам профана" Н. Михайловского. Рубрика не получила продолжения после первого же выступления, в котором публицист в довольно резкой форме раскритиковал связи крупной прессы с банками и указал на зависимость журналистов вообще, говоря, что они "обнажают свои шпаги за гонорар". Именно так проявилось стремление молодого Дорошевича к непродажному и независимому мнению понятию "честного журналиста". Именно на этом этапе, как мы видим, в журналистских выступлениях Дорошевича появляются отчетливые острые нотки, результат живого мышления, критически настроенного с самого детства.

О сотрудничестве Дорошевича с различными изданиями довольно подробно пишет С. Букчин в книге "Судьба фельетониста": "После "Волны" Дорошевич почти весь 1885 г. Проработал репортером московской хроники в начавшей выходить в этом же году газете В.Н. Бестужева "Голос Москвы". "Разойтись" острому перу молодого сотрудника здесь не давали: мелкая информация, десять-пятнадцать строк об убийстве или пожаре. Газетная площадь в основном отводилась под романы о разбойниках и судебную хронику. С конца 1885 г. Дорошевич становится постоянным сотрудником журнала "Будильник", который в 60-е годы был сатирическим органом демократического направления. Параллельно с работой в "Будильнике" на протяжении 1887 и 1889 гг. Дорошевич ведет в журнале "Развлечение" фельетонные обозрения "Москва и москвичи" (под псевдонимом "Веселый Москвич"), "Письма к бабиньке" (под псевдонимом "Иван Иванов сын Иванов"), "Картинки общественной жизни" (под псевдонимом "Сын своей матери"). которые отмечены тягой к социальным характеристикам, рисуя типы московской жизни". Также С. Букчин утверждает, что фельетонная хроника Дорошевича в "Московском листке" пестрит заметками о литературных нравах и различных фактах и событиях из жизни газетного мира. "Он высмеивает безграмотных издателей и сотрудников бульварных изданий. Ему отвратительны язык, стиль, не говоря уже о куцых мыслях, бульварно-развлекательной прессы. С каждым днем перо Дорошевича становилось все острее, рвалось к независимости от издательского произвола. Дорошевичу уже было тесно и неудобно на страницах "Московского листка".

Как отмечает издание "Русские писатель. ХХ век", в этот период для его творчества характерны первые мотивы социальной критики, а также зарождение индивидуальной творческой манеры, отличительными чертами которой являются хлесткость, раскованность стиля и мастерство каламбура. В это же время Дорошевич знакомится с писателем А.П. Чеховым, с которым стал впоследствии очень близок. Чехов ценил ум и талант зрелого Дорошевича, уважал его принципиальность. Завязываются дружеские отношения с В.И. Немировичем-Данченко, А.В. Амфитеатровым, В.А. Гиляровским.

Глубокая осведомленность Дорошевича в темах экономики, права, истории, искусства, традиций разных народов стала серьезным элементом его публицистики. Это позволяет говорить о нем как об авторе широкой тематики и журналисте высокого европейского класса. В статьях Дорошевича практически всегда присутствовали глубокий анализ и острая критика социальной проблематики.

Если раннее творчество публициста можно отметить таким явлением как игра собственным остроумием, то в последующие годы его, как он сам говорил, заботит "остроумие самой мысли, а не слова", "очень ловкой, яркой, выпуклой ее постановкой".


2.3 "Одесский листок", роль издания в творческой судьбе публициста


В энциклопедии "Русские писатели 1800-1917 гг." в материале о Дорошевиче говорится, что желание большей творческой свободы подвигло публициста в 1893 году принять приглашение крупной провинциальной газеты либерального направления "Одесский листок", на роль фельетониста. "Уже первая его публикация, которая была направлена против городского главы (1893, №248), вызвала настолько сильное недовольство местных властей, что Дорошевич вынужден временно покинуть город и на несколько месяцев уехать в Петербург по предложению владельца "Одесского листка" В.В. Навроцкого. Некоторое время он печатается в "Петербургской газете", в основном комментируя театральные новости. Вернувшись через полгода в Одессу, Дорошевич на протяжении шести лет, вплоть до апреля 1899 года публикует в "Одесском листке" свои фельетоны, очерки, рассказы, обозрения, стихи и театральные рецензии, в которых резко разоблачает бюрократизм местных властей, иллюстрирует бесчеловечность торговцев и предпринимателей, высмеивает традиции мещанской буржуазной культуры и одновременно предстает как защитник одесских бедняков, передовых деятелей города и прогрессивных явлений общественной жизни".

Завоевав определенную известность в Москве, Дорошевич приобрел широкую популярность именно в Одессе, где привлек к себе большое внимание демократической интеллигенции своими острокритическими произведениями. М. Горький отметил фельетон "Разговор с читателем" как один из наиболее удачных образцов подобного выступления. Однако в то же время развязность тона отдельных публикаций Дорошевича и его нетребовательность в отборе тем и фактов отмечали и Горький, и Короленко.

С 1895 года особое место в творчестве Дорошевича занимает зарубежная тема, он в качестве журналиста регулярно совершает поездки за границу, после чего публикует в "Одесском листке" публицистические циклы, такие как "Путевые и непутевые заметки", "Америка", бесчисленные репортажи, очерки, пропитанные критическим отношением к буржуазной морали и культуре, свидетельствующие об изменении установившегося у Дорошевича с юношеских лет отношения к Западу как к благоденствующему царству демократии в сторону критического его восприятия". Так, период сотрудничества Дорошевича с "Одесским листком", а именно нескончаемый поток многочисленных критических публикаций можно выделить как отдельный этап развития и совершенствования публицистического мастерства писателя.


2.4 Сахалин


С. Букчин уделяет этому периоду жизни Власа Дорошевича особое внимание. Он говорит о том, что публикации Дорошевича о Сахалине - отдельный мощный пласт его творчества. "Талант, накопившийся опыт, наконец, самая натура его требовали полного выхода к большой теме широкого социального масштаба, которая, вобрав в себя все то, что было осмыслено им до этого, явилась бы существенным этапом в его продвижении вперед. Такой темой стал для него Сахалин". По информации библиографического словаря "Русский писатели. ХХ век", Влас Дорошевич отправился туда в 1897 году прямо из Одессы на пароходе, транспортировавшем приговоренных к каторжным работам. "Не получив специального разрешения властей, Дорошевич проявляет настойчивость и находчивость и добивается возможности искать и собирать материалы о каторге. Итогом этой кропотливой работы стали очерки, печатавшиеся в "Одесском листке" с 1897 по 1899 гг., а после в газетах "Россия" и "Русское слово". Они вызвали широкий общественный резонанс правдивым изображением одной из страшных язв самодержавия, перепечатывались многими западноевропейскими и американскими газетами".

"Дорошевич скрупулезно исследует весь уклад каторги. Ему удалось показать главное - жуткий, безысходный трагизм бытия всех живущих на Сахалине - каторжных и свободных. Детей и стариков. Сахалин в его очерках предстает гигантской машиной, которая поглощает и коверкает, убивает и калечит тысячи жизней. Рассказывая истории самых различных преступлений, Дорошевич вовсе не стремится "нагнать страху" на читателя. За массой подробностей, деталей, как правило, встает портрет человека".

С. Букчин также говорит о важности появления острой разоблачительной книги Дорошевича о сахалинской каторге именно в 1903 году, всего за два года до первой русской революции. "В этот период активного роста революционных настроений "Сахалин" давал обильный материал для усиления критического отношения к самодержавным порядкам. Недаром власти запретили продажу книги в ряде городов и изъяли из народных читален. "Сахалин" таким образом, значительно повысил авторитет Дорошевича в глазах передовых демократических кругов общества. Реализм, публицистическая острота сахалинских очерков поставили автора в один ряд с писателями-демократами, к голосу которых прислушивались". По информации издания "Русские писатели. ХХ век", книга о каторге, правдиво отразившая "великое зло Сахалина", привлекла внимание демократической критики.

В том же библиографическом словаре "Русские писатели. ХХ век" говорится об огромной роли журналистского мастерства Дорошевича в судьбе многих несправедливо осужденных. "У Дорошевича много текстов, посвященных громким судебным делам того времени, в которых он выступает в понятной и естественной для литератора роли защитника. С весны 1899 года он является ведущим сотрудником петербургской либеральной газеты "Россия", в которой публикует свои судебные очерки, обличающие фальшь и несправедливость судопроизводства и даже добивается отмены ряда несправедливых приговоров (в том числе по делу братьев Скитских). Все благодаря тому, что в судебных очерках Дорошевича его мастерство публициста удачно сочетается с тонким и глубоким знанием юриспруденции. Он всегда радуется оправдательному приговору - не хуже других зная, что практика русского суда присяжных заслуживала многих критических замечаний".


2.5 Влас Дорошевич и "Русское слово"


По информации "Русские писатели 1800-1917 гг", в 1902 г. по приглашению И.Д. Сытина Дорошевич становится фактическим редактором московской газеты "Русское слово", реформирует ее по типу западноевропейских периодических изданий и превращает ее в одну из самых распространенных в России либеральных газет.

Е. Левин в статье "Король фельетона возвращается" не мог не отметить роль Дорошевича в судьбе этого издания: "В последние предреволюционные годы "Русское слово" стало самой массовой российской газетой. Тому было много причин - оперативная подача новостей, низкая цена розницы и подписки. Однако главный секрет успеха газеты заключался в том, что Сытину удалось привлечь к сотрудничеству лучшие перья тогдашней России: Гиляровского, Амфитеатрова, Немировича-Данченко, а также блестящего фельетониста Власа Дорошевича, которого еще при жизни называли "королем фельетона".

Отдельное внимание роли Дорошевича в судьбе газеты "Русское слово" уделяет С.Я. Махонина в учебном пособии "История русской журналистики начала 20 века". "После долгих поисков редактора, издателю И.Д. Сытину удалось договориться с В.М. Дорошевичем. Договор о сотрудничестве был заключен с ним еще летом 1901 года, но в это время "король ресского фельетона" был занят в газете "Россия".13 января 1902 года "Россия" была закрыта и Дорошевич стал редактором "Русского слова". Дорошевич, как в европейских газетах, распределил сотрудников по отделам и во главе этих отделов поставил редакторов: военный редактор, московский и т.д. Каждое утро он собирал заведующих отделами на совещания, на них приходил и Сытин.

К 10 часам вечера номер газеты был готов, но в процессе печатания, до последней минуты, на полосу вносились свежие новости, в 4 часа утра номер выходил и попадал на самые ранние поезда, развозившие "Русское слово" в разные города России".

Таким образом, можно сказать, что именно Дорошевич реорганизовал работу газеты по европейскому типу и добился ее популярности за счет оперативной и актуальной подачи материала.

С. Букчин в книге "Судьба фельетониста" тоже говорит о заслугах Дорошевича в работе с "Русским словом". "Дать читателям как можно больше разнообразной и интересной информации отовсюду - в этом видел Дорошевич одну из главнейших целей "Русского слова" газета в ее новом облике представляется ему "добрым знакомым" читателя.

Он призывает "покрывать и покрывать провинцию сетью корреспонденции, чтоб больше, больше, больше было городов… 1903-й год есть год похода на провинцию" специальный человек в редакции вел вырезки из иностранных газет и журналов. В одном из писем Дорошевич рекомендует с особым вниманием следить за статьями Максимилиана Гардена в "Zukunft". Дорошевич проявляет повышенный интерес к взаимоотношениям классов.

Цинизм нравственности и культуры буржуазного мира - давние враги фельетониста". Можно сделать вывод, что В. Дорошевич расширил тематический и географический диапазон газеты, поднял ее на новый уровень. Благодаря ему "Русское слово" считается одним из ярких примеров разделения редакторских и издательских полномочий.


2.6 Послереволюционная судьба фельетониста


В энциклопедии "Русские писатели 1800-1917 гг." говорится, что Октябрьскую революцию Влас Дорошевич встретил в Петрограде. Тяжело больной, он изредка выступал с лекциями о журналистах эпохи Великой французской революции (впервые он выступил с ними перед журналистами Петрограда в декабре 1917 года), а также с чтением своих восточных сказок. Трагическая история французской революции представлялась Дорошевичу классическим воплощением всех революционных переворотов. На ее опыте он старался предупредить соотечественников о многочисленных кровопролитиях и казнях, которые может повлечь российская революция.

Е. Левин в своей статье отмечает: "Послереволюционная литературная судьба Дорошевича сложилась достаточно парадоксально. Несмотря на то, что журналист решительно не принял революцию, написав несколько острых статей против большевиков и лично Ленина, в советские времена вышли несколько сборников его фельетонов. Зато после перестройки о Дорошевиче почему-то забыли. Единственная его книга, переизданная в постсоветское время, - отчет о поездке на Сахалин. О Дорошевиче почти не помнят даже в Интернете - в библиотеке Мошкова его творчество представлено лишь сборником сказок и всего одним фельетоном". "В 1920 г. после освобождения Крыма от белых Дорошевич сделал заявление "о полном присоединении к Советской власти". Он стремился к участию в новой жизни, сотрудничеству в советской печати. Последняя (посмертная) публикация Власа Михайловича Дорошевича - памфлет "Николай II".

3. Вместо заключения. Ценность Дорошевича для российской журналистики


Составители библиографического словаря "Русские писатели. ХХ век" оценивают роль Дорошевича в русской журналистике и литературе следующим образом: "Творческое наследие Власа Дорошевича исключительно по широте интересов и тематики, жанровому разнообразию и, наконец, по объему. Чрезвычайная плодовитость была во многом следствием ежедневного писательства, перед необходимостью которого был поставлен журналист в русской прессе. Несмотря на свою тяжелую работу, Дорошевич гордился и дорожил ею, журналистика была его страстью, истинным призванием.

Творчество публициста Дорошевича способствовало становлению и обогащению художественно-публицистических жанров, неоценимый вклад он внес в демократизацию фельетонного жанра, за что его называли "королем фельетона". Он умело использовал формы памфлета, пародии, сатирического монолога, документальной повести. Созданный Дорошевичем свой собственный стиль "короткой строки", дарит его повествованию энергию и выразительность, а кроме того, этот автор оказал влияние на творчество многих литераторов".

Огромное влияние В. Дорошевича на развитие отечественной публицистики отмечает и С.В. Букчин. "Дорошевич доказал, что "газетная проза" может подниматься до высот большой литературы и претендовать на благодарное внимание потомков. Кроме того, Дорошевич был страстным поклонником и глубоким знатоком театра, создал талантливые художественные портреты крупнейших деятелей русской и зарубежной сцены (Ф.И. Шаляпина, М.Н. Ермоловой, М.Г. Савиной, Т. Сальвини, С. Бернар и др.), выступал с рецензиями и фельетонами, в которых отстаивал реалистические принципы искусства, высмеивал декадентские ухищрения. Кроме того, перу Дорошевича принадлежат статьи мемуарного и литературно-критического характера об А.П. Чехове, Н.К. Михайловском, В.Г. Короленко, М. Горьком, В.В. Вересаеве, А.К. Шеллере-Михайлове и др. русских писателях и журналистах".

Также Букчин утверждает: "Обращаясь к творческому наследию Дорошевича, многие исследователи единодушно отмечают его высокое, отточенное мастерство, обогатившее развитие русской сатиры и главным образом фельетона. Художественная практика писателя оказала влияние на стиль и язык ряда литературных жанров не только предреволюционного периода, но и последующих десятилетий".

Несмотря на то, что в последнее время Власу Дорошевичу уделяется недостаточно внимания, творчество публициста оставило существенный след в истории русской печати, оказало влияние на развитие как отдельных изданий, так и отечественной журналистики начала 20 века в целом.

4. Список использованной литературы:


1. Русские писатели. XX век. Библиографический словарь. Москва, "Просвещение", 1998.

Русские писатели 1800-1917 гг., т.2. Москва, "Большая российская энциклопедия", 1992.

Букчин С.В. Судьба фельетониста: Жизнь и творчество Власа Дорошевича. Минск, 1975.

Махонина С.Я. История русской журналистики начала 20 века. Учебное пособие. Москва, 2002.

Гиляровский В.А. Москва газетная. Москва, 1960.

Парамонов Б.М. Русский европеец Влас Дорошевич. // Радио Свобода, 2008.

Левин Е. Король фельетона возвращается // Booknik.ru, 2008.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Влас Михайлович Дорошевич

Дорошевич Влас Михайлович (1864/1922) - русский писатель, публицист, критик. Литературная деятельность и известность Дорошевич началась с публикаций его оригинальных фельетонов. Позже он продолжил работать в этом направлении, выступая как обличитель и критик современной ему действительности. Дорошевич также известен своими публицистическими работами, связанными с театром.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 89.

Дорошевич Влас Михайлович - прозаик, журналист, театральный критик.

Родители Дорошевича принадлежали к литературной «богеме». Отец - Сергей Соколов, журналист; рано умер. Мать, Александра Ивановна Соколова, происходила из богатого и знатного рода Денисьевых из Рязанской губ., получила образование в Смольном институте, печаталась в московской периодике под псевдонимами «Синее домино», «Помещица Анфиса Чубукова». Наиболее интересны ее мемуары «Встречи и знакомства» (о литературно-художественной жизни России второй половины XIX в.). Фамилию Дорошевич получил от приемного отца, домовладельца Михаила Ивановича Дорошевича, который усыновил ребенка 6-ти месяцев от роду, оставленного матерью в дешевом номере гостиницы. Спустя 10 лет А.И.Соколова через суд сумела вытребовать сына к себе. Власу была нанесена тяжелая душевная травма. Впоследствии он не раз обращался к теме «О незаконных и о законных, но несчастных детях».

Систематического образования Дорошевич не получил: из гимназии его исключили, вероятно, по причине дерзкого отношения к начальству. В своих фельетонах он с горечью высмеивал детскую школу, где «готовили маленьких чиновников». На формирование мировоззрения Дорошевич сильное воздействие оказали революционно-демократические идеи 1860-70-х. Он увлекался книгой писателя-демократа А.К.Шеллера-Михайлова «История пролетариата во Франции», считая ее обязательной для всякого «мыслящего» юноши; занимался изучением истории Великой французской революции. Его любимыми писателями были Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Достоевский, Тургенев и особенно Салтыков-Щедрин, которого Дорошевич считал своим «величайшим учителем». Дорошевич знал английский и французский язык, латынь. Самообразование и усиленное чтение сделали его одним из образованных людей своего круга.

Неполных 16-ти лет Дорошевич ушел из дома в самостоятельную жизнь.

В начале литературной деятельности - в 1880-е и последующие годы Дорошевич тяготел к народной культуре. В поисках средств к существованию он переложил для лубочной книги повесть Гоголя «Страшная месть» и продал ее молодому издателю Ив.Сытину для Никольского книжного рынка. Это был его первый литературный опыт.

В 1881 редактора-издателя газеты «Московский листок» Н.И.Пастухова привлекло остроумное перо молодого Дорошевича, способное поразвлечь читателя. «Веселый Москвич» (псевдоним Дорошевич) становится известным как составитель иллюстрированных лубочно раскрашенных сборников, рассчитанных на простонародный вкус («Веселый листок для чтения: на даче, в вагоне, на пароходе, в гостинице и дома» и др.).

Дорошевич не устраивала роль развлекателя публики, и вскоре на страницах журнала «Волна» появился «Дневник профана», своеобразный «манифест» Дорошевича, верность принципам которого он сохранил на протяжении всей жизни: «Я объявляю себя стоящим вне всяких партий, не принадлежащим ни к какой литературной корпорации и потому с большей свободой, основываясь только на здравом смысле, присущем всякому русскому человеку, буду судить о всех событиях общественной жизни, с калейдоскопической быстротой происходящих перед нами. "Карать" и "клеймить" тоже я не обещаю... Мое дело будет представить читателю факты, очистить их от всех затемняющих обстоятельств, осветить истинным светом». Заметим, что эта декларация типичного восьмидесятника явно перекликалась с аналогичными высказываниями А.П.Чехова.

Вместе с А.П.Чеховым, В.А.Гиляровским, А.В.Амфитеатровым и др. Дорошевич сотрудничал в юмористических журналах «Будильник» и «Развлечение», где вел ряд фельетонных обозрений: «Шипы и розы провинции», «Москва и москвичи», «Письма к бабиньке», «Картинки общественной жизни». Даже на фоне его знаменитых современников Дорошевича привлекал читателей богатой выдумкой, сатирическим выразительным языком, умелой лепкой масочных характеров купцов, разночинцев, бедного люда. Дорошевич был изобретателен в своих псевдонимах, которых насчитывается более сотни: «Иван Иванов сын Иванов», «Сын своей матери», «Профан», «Жан Хлестаков», «Забавник», «Козьма-сын-Прутков», «Маркиз Враль», «Шаловливый Власик» и др. Дорошевич работал, пародируя стиль Гоголя, Щедрина, Чехова и др. с таким расчетом, чтобы факт пародирования был осознанно читателем.

Расцвет творчества Дорошевич падает на 1890-е. «Литературной сенсацией» (К.И.Чуковский) явился приезд Дорошевича в Одессу и его сотрудничество в газету «Одесский листок». Фельетоны Дорошевич наполнились социальным содержанием и приобрели резко сатирическую окраску (сб. «Одесса, одесситы и одесситки», 1895). В.Г.Короленко признавал «несомненный талант» Дорошевича, его хлесткость, остроумие, однако писал, что он был «истинным сыном... уличной прессы».

Особую область творчества Дорошевич образуют мастерски выполненные художественные портреты видных русских артистов: Н.П.Рощина-Инсарова, М.Т.Иванова-Козельского, Е.Я.Неделина, Н.Н.Фигнера и позднее (во время работы в газете «Россия» и «Русское слово») Ф.И.Шаляпина, М.Г.Савиной, М.Н.Ермоловой, А.П.Ленского, П.А.Стрепетовой и др. Театр для Дорошевича служил мерилом всех вещей. Он любил повторять: «Мы ходили в университет и учились в Малом театре».

Плодотворны его многократные поездки за границу (в Западную Европу, на Цейлон, в Индию, Японию, Китай, Иран, Турцию, Соединенные Штаты Америки). Они расширили кругозор журналиста, обострили его понимание российской социальной действительности. Один из существенных результатов поездки - цикл «Америка (Из моего путешествия по Соединенным Штатам)» (1898), написанный ярко, насыщенный бытовыми, психологическими и социальными подробностями.

В странах Востока Дорошевича интересовали быт, нравы, фольклор. Итогом его восточных странствий были «Турецкие сказки», «Сто золотых китайских сказок», «Арабские легенды» и др. («Легенды и сказки Востока». М., 1902). Общим для них явилось сатирическое изображение верхов (к примеру, китайских богдыханов и мандаринов), сочувствие к бедствиям простых людей.

Важным событием, определившим дальнейшее развитие творческой биографии Дорошевича, стала его поездка на о.Сахалин (1897). В двух книгах - «Как я попал на Сахалин» и «Сахалин» (обе - 1903) - Дорошевич, как до него А.П.Чехов, старался «добыть настоящую правду» об учреждениях, быте, нравах каторги. Характеризуя Сахалин как «помойную яму», «мертвый остров», Дорошевич указывал на невозможность возрождения, «нравственного воскрешения» преступников в таких условиях. Социальные вопросы, поднятые Дорошевичем, их освещение сделали его заметной фигурой дореволюционной журналистики. В течение четырех лет длился судебный процесс по обвинению Дорошевича «в клевете в печати», возбужденный смотрителем Дуйской тюрьмы А.С.Фельдманом. В итоге Дорошевич был оправдан. Сахалинские очерки Дорошевича опирались на традиции художественной публицистики Ф.М.Достоевского («Записки из Мертвого дома»), П.Ф.Якубовича (Мельшина) («В мире отверженных»), А.П.Чехова («Остров Сахалин»).

В 1890-1900-х Дорошевич выступил с фельетонами о российском судопроизводстве (в газете «Россия» и «Русское слово»). Вместе с Л.Н.Андреевым он добился оправдательного приговора для братьев Скитских («дело Скитских»). В ряде очерков, статей и памфлетов («Пытки», «Детоубийство», «Исчезнут ли тягчайшие наказания» и др.) он рассказал о применении пыток при следственных дознаниях, об истязании людей в тюрьмах и доведении их до самоубийства. Участие Дорошевича в судебных делах Золотовой, Коноваловой, Тальмы и др. позволило министру юстиции Н.В.Муравьеву назвать его «вторым прокурором, четвертым судьей и тринадцатым присяжным».

Дорошевич создал острокритические фельетоны и очерки на темы культуры («Письмо Хлестакова», «Горький» и др.) и журналистики: он изобличил редактора реакционной газеты «Новое время» А.С.Суворина за «оды измене и нагайке» («Сцена у фонтана»), нововременского критика В.П.Буренина, деятельность которого приравнял к работе сахалинского палача («Старый палач»); Дорошевич критически писал о политическом либерализме видных государственных деятелей России («Вихрь», «Н.П.Дурново», «Граф Витте» и др.).

В 1910-е творческая активность Дорошевич упала. Перед Октябрьской революцией он выпустил цикл статей «При особом мнении».

С августа 1918 по май 1921 он жил в Севастополе, отказался от сотрудничества в контрреволюционных газет. По окончании Гражданской войны в Крыму уже больной Дорошевич сделал заявление о полном присоединении к советской власти.

В мае 1921 Дорошевич возвратился в Петроград и вскоре умер (похоронен неподалеку от могил Белинского и Плеханова).

Дорошевич вошел в историю литературы под именем «короля фельетонов». Его фельетон соединил элементы публицистики, сатирического и лирического репортажа. Дорошевич придал массовому газетному жанру художественность.

М.А. Телятник

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 648-650.

Далее читайте:

Мартынов А.П. О Дорошевиче (Мартынов А. П. Моя служба в отдельном корпусе жандармов. Цитируется по изд.: «Охранка». Воспоминания руководителей политического сыска. / Т. 1, М., 2004 ).

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

СС: в 9 т. М., 1905-07;

Избранные рассказы и очерки / сост., послесл., прим. С.В.Иванова. М., 1966;

Золотая лихорадка: сб. / сост. В.Сурмилов; рис. И.Сычева. М., 1982. (Б-ка «Крокодила»). №3 (896);

Сказки и легенды / вступ. статья С.В.Букчина. Минск, 1983;

Избранные страницы / сост., предисл., прим. С.И.Чупринина. М., 1986. (Литературная летопись Москвы);

Рассказы и очерки / вступ. статья А.П.Карелина. М., 1987.

Литература:

Букчин С.В. Судьба фельетониста. Минск, 1975.

Снится бессарабскому помещику сон. Снится ему, будто его имение на завтра назначено с торгов за неплатёж процентов в банк, - а он, помещик, сидит на террасе и читает в газетах передовую статью "О процветании помещичьего землевладения в России", где говорится, что очень уж много льгот и выгод предоставлено гг. помещикам. Тут же сидят жена, дети, гувернантка, две бонны.

"Пётр Петрович чувствовал себя отвратительно.
Сегодня утром, за чаем, жена обратилась к нему с вопросом, который раздаётся теперь в каждом русском доме, в каждой русской семье, везде, где встретятся двое русских людей:
- Чем же всё это кончится?..."

В 1903 году русский журналист и писатель Влас Дорошевич (1864-1922) написал книгу о Сахалине - самом отдаленном острове Российской империи, освоенном беглыми людьми, каторжниками и поселенцами. Книга имела большой успех, не раз переиздавалась, в том числе и за рубежом. В. Дорошевич сумел воссоздать вполне реалистическую картину трагедий и ужасов Сахалина: его тюрем, палачей, преступников всех мастей - убийц, людоедов, воров, авантюристов.

Влас Дорошевич - Крымские рассказы

Вы переехали ослепительно сверкающий на солнце тихо плещущийся Сиваш, миновали безбрежные зеленеющие степи Северного Крыма, - и поезд, наполняя всё вокруг себя звоном и грохотом, мчится сквозь туннели, тихо проползает по мостику, повешенному над какой-то бездонной пропастью, змейкой вьётся по узенькой дорожке между отвесной скалою и отвесным обрывом и летит в Севастополь.

Влас Дорошевич - Литераторы и общественные деятели

Обе стороны полотна усеяны книгами. Жителям Подволочиска есть из чего свёртывать папиросы! Если бы они захотели, они могли бы составить себе огромнейшую библиотеку.

Влас Дорошевич - По Европе

Когда я уставал от его гор, зимою словно золотистым плюшем покрытых пожелтевшею травою, от его серебряных аллей из покрытых инеем деревьев, - я уезжал во Франкфурт-на-Майне.

Мне много приходилось видеть картин человеческого горя, но клянусь, я не видал несчастия более прелестного, очаровательного.
Её горе состоит в прелестных плутовских глазках, золотистых волосах настоящей Гретхен, задорно вздёрнутом носике, губках, которые поэты старого времени сравнивали со "спелыми вишнями"...

Влас Дорошевич - Семья и школа

Выйдя из подъезда, он пошёл едва-едва, медленно переставляя ноги, потом зашипел, начал прибавлять ходу и завернул за угол с такой уже быстротой, что должен был дать свисток, чтобы не передавить прохожих.

Однотомник произведений известного русского сатирика В.М. Дорошевича (1864-1922) впервые в наиболее полном виде представляет одну из важнейших частей его наследия - сказки и легенды, в которых использованы мифологические, фольклорные мотивы и образы преимущественно восточных народов.

"Предлагаемая книга - „Старая театральная Москва" - составлена из статей Вл. Мих. Дорошевича, написанных им в период 1903-1916 гг. Кроме „старой театральной Москвы" в сборник включены очерки, касающиеся и не „старой", в тесном смысле, московской театральной жизни, а также имеется материал, который точнее следовало бы назвать петербургским или провинциальным.

Дорошевич Влас Михайлович (5 января 1865, Москва, Российская империя — 22 февраля 1922, Петроград, РСФСР) — русский журналист, публицист, театральный критик, один из виднейших фельетонистов конца XIX — начала XX века.

Учился в нескольких московских гимназиях, откуда неоднократно исключался; гимназический курс завершил экстерном.

Всё можно вернуть. Потерянное богатство, даже из потерянного здоровья можно вернуть хоть крупицы. Только времени, одного времени не вернёшь ни мгновенья. С каждым мгновеньем мы ближе к смерти. И лови, и наполняй каждое из них, потому что оно не повторится. Ты спрашивал: как надо жить? Пусть каждое мгновение будет радостно для тебя. Постарайся, чтобы оно было удовольствием для других. И если ты при этом никому не причинишь страданья, - считай себя совсем счастливым. Не теряй жизни! Жизнь есть сад. Насаждай его цветами, чтобы в старости было где гулять воспоминаниями.

Дорошевич Влас Михайлович

Работу в газетах начал, ещё будучи учеником московской гимназии. Был репортером «Московского листка», «Петербургской газеты», писал юмористические статейки в «Будильнике». Известность его началась со времени работы в 1890-х годах в одесских газетах. Дорошевич обратил на себя внимание остроумными, хлесткими фельетонами на местные темы. Внешней особенностью его статей была «короткая строчка». Он ввел в дореволюционную печать стиль короткой, не знающей дополнительных предложений, афористической фразы. Нападая на провинциальные власти, Дорошевич никогда не поднимался выше умеренного либерализма, в политике всегда был обывателем. Хлесткая фраза составила ему репутацию смелого обличителя провинциальных нравов, власти смотрели на него как на опасного публициста.

В 1897 Дорошевич предпринял путешествие на Восток. Очерки Сахалина впервые открыли перед читателем картину каторжных тюрем на этом острове. Но наблюдения Дорошевича были поверхностны, и книга, нашумевшая во время своего появления (изд. 1-е, М., 1903; изд. 3-е, М., 1905), была скоро забыта. В 1899 Дорошевич вместе с Амфитеатровым и Сазоновым предпринял в Петербурге издание большой политической газеты — «Россия». При внешней шумливости газета соединяла беспринципный либерализм с национализмом и шовинизмом.

Резкие фельетоны Дорошевича против отдельных министров были не столько радикальны по существу, сколько вызывающе дерзки. Но уже в это время сказалась слабая сторона Дорошевича как фельетониста: его многословие. Отдельные сильные и меткие строки терялись среди массы пустых фраз. Иногда его фельетоны по силе обличения подымались до памфлета. Большей частью это была остроумная болтовня.

Дорошевич имел много поклонников среди буржуазной читательской публики и много последователей среди провинциальных фельетонистов. При отсутствии остроумия и литературного блеска «короткая строка» превращалась в невыносимую трескотню и открывала дорогу в газету бездарным и неграмотным людям, прикрывающим короткострочием свое неумение владеть словом. В этот период Дорошевич много нашумел кампанией по делу братьев Скитских, неправильно осужденных полтавским судом. Разоблачая судебные порядки того времени, Дорошевич добился пересмотра дела и оправдания Скитских.

В 1902 «Россия» была закрыта за фельетон Амфитеатрова «Господа Обмановы». Дорошевич перешел на работу в московскую газету Сытина «Русское слово», редактором которой оставался до закрытия этой газеты в 1918. При Дорошевиче «Русское слово» получило огромное распространение, а Дорошевич стал любимым фельетонистом московского купечества и мещанства.

Из путешествий по Востоку Дорошевич вывез обильный запас преданий, легенд и сказок и заполнял ими подвал «Русского слова». Радикальная фраза постепенно выветрилась. Меткие, сильные фразы реже встречаются среди безбрежного моря афористической пошловатой болтовни.

Дорошевич Влас Михайлович (5 января 1865, Москва, Российская империя — 22 февраля 1922, Петроград, РСФСР) — русский журналист, публицист, театральный критик, один из виднейших фельетонистов конца XIX — начала XX века.

Учился в нескольких московских гимназиях, откуда неоднократно исключался; гимназический курс завершил экстерном.

Работу в газетах начал, ещё будучи учеником московской гимназии. Был репортером «Московского листка», «Петербургской газеты», писал юмористические статейки в «Будильнике». Известность его началась со времени работы в 1890-х годах в одесских газетах. Дорошевич обратил на себя внимание остроумными, хлесткими фельетонами на местные темы. Внешней особенностью его статей была «короткая строчка». Он ввел в дореволюционную печать стиль короткой, не знающей дополнительных предложений, афористической фразы. Нападая на провинциальные власти, Дорошевич никогда не поднимался выше умеренного либерализма, в политике всегда был обывателем. Хлесткая фраза составила ему репутацию смелого обличителя провинциальных нравов, власти смотрели на него как на опасного публициста.

В 1897 Дорошевич предпринял путешествие на Восток. Очерки Сахалина впервые открыли перед читателем картину каторжных тюрем на этом острове. Но наблюдения Дорошевича были поверхностны, и книга, нашумевшая во время своего появления (изд. 1-е, М., 1903; изд. 3-е, М., 1905), была скоро забыта. В 1899 Дорошевич вместе с Амфитеатровым и Сазоновым предпринял в Петербурге издание большой политической газеты — «Россия». При внешней шумливости газета соединяла беспринципный либерализм с национализмом и шовинизмом.

Резкие фельетоны Дорошевича против отдельных министров были не столько радикальны по существу, сколько вызывающе дерзки. Но уже в это время сказалась слабая сторона Дорошевича как фельетониста: его многословие. Отдельные сильные и меткие строки терялись среди массы пустых фраз. Иногда его фельетоны по силе обличения подымались до памфлета. Большей частью это была остроумная болтовня.

Дорошевич имел много поклонников среди буржуазной читательской публики и много последователей среди провинциальных фельетонистов. При отсутствии остроумия и литературного блеска «короткая строка» превращалась в невыносимую трескотню и открывала дорогу в газету бездарным и неграмотным людям, прикрывающим короткострочием свое неумение владеть словом. В этот период Дорошевич много нашумел кампанией по делу братьев Скитских, неправильно осужденных полтавским судом. Разоблачая судебные порядки того времени, Дорошевич добился пересмотра дела и оправдания Скитских.

В 1902 «Россия» была закрыта за фельетон Амфитеатрова «Господа Обмановы». Дорошевич перешел на работу в московскую газету Сытина «Русское слово», редактором которой оставался до закрытия этой газеты в 1918. При Дорошевиче «Русское слово» получило огромное распространение, а Дорошевич стал любимым фельетонистом московского купечества и мещанства.

Из путешествий по Востоку Дорошевич вывез обильный запас преданий, легенд и сказок и заполнял ими подвал «Русского слова». Радикальная фраза постепенно выветрилась. Меткие, сильные фразы реже встречаются среди безбрежного моря афористической пошловатой болтовни.

Его выручал большой житейский опыт, знание купеческой среды, сохранившаяся наблюдательность. Иногда фельетоны Дорошевича вспыхивали былой остротой, заставляли о себе говорить. По общему правилу, они уже были вне большой газетной политической литературы.

Как и «Русское слово», Дорошевич имел правокадетский облик, но в борьбу партий не вмешивался. Поэтому его роль в печати после 1905 незначительна. Его фельетоны выходили отдельными изданиями: «Папильотки» (М., 1893); «Одесса, одесситы и одесситки» (изд. 2-е, Одесса, 1895); «Легенды и сказки Востока» (М., 1902); «Восток и война» (М., 1905) и др.