Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Православные храмы италии на карте. Православие в Италии. Семь паломнических церквей Рима

Архиепископ Егорьевский Марк об итальянском феномене

Недавно архиепископ Егорьевский Марк (Головков) решением Священного Синода назначен временно управляющим приходами Московского Патриархата в Италии. При этом он еще возглавляет Управление Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, Патриаршую наградную комиссию, Северо-Западное и Северное викариатства Москвы, Венско-Австрийскую и Венгерскую епархии. Однако новое назначение занимает в этом ряду особое место.

Пустующие храмы передают православным

- Владыка Марк, недавно прозвучало сообщение о том, что в Италии число православных верующих достигло миллиона, а количество наших приходов в этой стране выросло за последние годы в десятки раз. Что это за итальянский феномен, который стал еще одним местом вашего служения?

Это довольно крупное образование, которое сейчас называется администрацией Московской Патриархии в Италии, действительно развивается очень динамично. Ведь совсем недавно, в 1990-х годах, у нас не было в этой стране практически ни одного прихода. Потом появилось подворье в Бари. В 2000 году решением членов прихода вернулся в Московскую Патриархию храм на улице Палестро в Риме, затем в Риме же был построен еще один храм - великомученицы Екатерины. Постепенно стали появляться наши приходы и в других итальянских городах и провинциях. А сейчас у нас в Италии уже более 50 общин. Конечно, они разные и по численности, и по условиям. Не у всех еще есть свои храмы. Все-таки большей частью богослужения совершаем в храмах, которые предоставляют нам католики. Ведь в последнее время католические храмы здесь становятся все более невостребованными. Поэтому передача храма другой христианской Церкви представляется для многих епархий и монашеских общин хорошим выходом. Люди, которые в этих храмах молились, конечно, не хотят, чтобы там разместилось что-то совсем другое. И они хотели бы, чтобы там совершалось богослужение христианское. Поэтому в некоторых случаях такая передача происходит в достаточно благоприятных условиях.

- Это аренда?

По-разному бывает. Иногда и безвозмездное пользование, иногда за небольшие деньги. Главное, что такая практика существует. И, конечно, без помощи католических епархий мы в Италии не смогли бы в той степени развиться, в какой развились на сегодняшний день. А многие люди, которые теперь стали нашими прихожанами, остались бы без духовной помощи и поддержки.

Украинский Неаполь и молдавская Венеция

- Что за люди - прихожане, почему их стало больше?

В Италии наша паства особая. Здесь это не столько эмигранты, сколько те, кто приехали, как правило, на заработки, большей частью - с Украины и из Молдовы, в меньшей степени - из России. Эти люди ухаживают за стариками, детьми, трудятся на стройках, на других нелегких и непопулярных работах. Их становится все больше. Вот, например, в Неаполе, где католическая епархия передала нам храм, потребность в нем оказалась очень высока. Ведь в самом городе и его окрестностях сейчас проживают десятки тысяч выходцев с Украины. А в Венеции один священник показывал мне выписку из городского реестра о регистрации пяти тысяч молдаван, которые стали там самой крупной диаспорой. Так вот, при том, что в целом религиозность в Европе, и в частности в Италии, падает, среди этих людей тяга к вере высока. С одной стороны, потому что они выходцы преимущественно из западных областей Украины и Молдовы, где религиозные традиции очень сильны. А с другой стороны, даже те, кто, может быть, не часто посещал храмы на родине, здесь, на чужбине, идут в православную общину, потому что в ней находят не только место молитвы, но и общение с соотечественниками и даже социальную помощь.

- Что это значит?

Например, помощь в трудоустройстве. Этим тоже занимаются наши приходы. Итальянцы теперь уже нередко обращаются в православные храмы в надежде, скажем, получить добросовестного работника для ухода за пожилым или больным человеком. Так священник помогает кому-то из прихожан устроиться на работу. Конечно, бескорыстно. Интересно, что в чисто этнических общинах отношения бывают несколько иными. Узнав о вакансии, человек продает ее земляку, и недешево: от 200 до 600 евро, при этом еще неизвестно, как долго удастся на этом месте работать.

- А у Русской Зарубежной Церкви в Италии приходы есть?

Практически нет. Есть несколько приходов Константинопольского Патриархата, есть приходы Румынской Церкви. В целом же сейчас православие в Италии является второй религией по количеству прихожан после католиков. Не протестанты, не мусульмане, а именно православные. Это факт.

Ориентиры для паломников

- Как найти наш приход, оказавшись в Италии? Есть ли там православные святыни?

На сайте Патриархия.ру справа размещена карта зарубежных приходов. Там указаны и координаты, и фамилии священников, и электронные адреса. Очень просто найти всю информацию о наших приходах и стать участником богослужения. А православных святынь в Италии очень много. Прежде всего в Риме, где пострадали и апостол Петр, и апостол Павел, и многие раннехристианские мученики. Известное место православного паломничества - Бари, где хранятся мощи Николая Чудотворца. И в Венеции тоже много православных святынь. Настоятель нашего прихода в Венеции отец Алексий Ястребов очень хорошо знает эту тему. Он написал книгу о святынях Венеции, создал фильм. И думаю, он с радостью поможет посетить святыни. Также рады будут соотечественникам и в любом нашем приходе.

Италия – одна из древних колыбелей христианства. К сожалению, разделение 1054 года существенно уменьшило контакты христианского Востока с итальянскими христианами. Тем не менее православие продолжало свою жизнь в этом крае, развивалось.

Ставропигиальный храм Русской Православной Церкви в Риме в честь св. вмц. Екатерины

Живы, активны православные приходы в Италии и сегодня. Сегодня особенно, когда в Италию устремляются, в надежде трудоустроиться, многие украинцы, румыны, молдаване и другие представители православных культур. Чем живёт православие в Италии сегодня? Какое место занимает среди других христианских конфессий? Чем отличается итальянское православие от других европейских Православных Церквей? На эти и другие вопросы отвечает известный историк итальянского православия, литератор Михаил Талалай (Италия).

– Расскажите, пожалуйста, с чего начался Ваш интерес как исследователя к сфере истории Церкви, в частности православной Италии?

– Как исследователь я сформировался на родине – в Ленинграде/Петербурге и поначалу позиционировал себя как краевед. Существовало и существует также неуклюжее «петербурговед» (москвичам-москвоведам тут лучше). В области краеведения меня занимали «белые пятна», те зоны истории великого города, которые в советские времена табуировались. Одним из главных направлений моих поисков была церковная история Петербурга, храмостроительство и даже «храморазрушение», что считалось антисоветским дискурсом. Первая моя статья, в самиздате, анонимная, так и называлась – «О судьбе петербургских храмов». Я хорошо представлял историю Церкви новейшего времени, знал имена, специфику, участвовал в православной жизни позднесоветского Ленинграда. Когда же стал обосновываться в Италии – а это был постепенный процесс – очень органично очутился в православной Италии. Долгое время я был прихожанином православной общины во Флоренции, а это (у меня есть специальная статья) – «петербургский памятник», так как с берегов Невы приехали архитектор, художники и многие другие. А главный стимул, как и для всех исследователей, для меня состоял в том, что история православной Италии была совсем не изучена – в отличие, скажем, от Франции и Германии, где существует развитая православная диаспора.

– Какими юрисдикциями представлено нынешнее православие в Италии?

– Почти всеми! Проще сказать, каких нет. Была даже представлена Автокефальная Православная Церковь в Польше! Но здесь – специфика Италии: так как в «польскую» православную общину входили итальянцы, жители Сардинии, так уж получилось во время поисков канонической основы. Конечно же, широко представлены все национальные Церкви – Румынская, Болгарская, Грузинская и другие. Есть даже старообрядческая община – самая большая в Западной Европе.

– В чем уникальная специфика православия в Италии по сравнению с другими европейскими странами?

– В первую очередь Италия находится под сенью Ватикана, пусть это официально другое государство: Папы Римские, даже и не итальянцы, по традиции охотно принимают участие в итальянских делах. Так что – густая католическая среда, на фоне которой, до недавних времен, до Второго Ватиканского Собора, православных воспринимали как схизматиков. Теперь наши Православные Церкви воспринимают здесь как разделенные Церкви-Сестры, и итальянцы проявляют в отношении нас радушие, что и в целом свойственно этому чудесному народу. Однако не приветствуются переходы из католицизма в православие: «Где родился, там и сгодился». Наши священники ведут себя весьма дипломатично и «миссией» не занимаются. Другая особенность – Римско-Католическая Церковь за два тысячелетия практически беспрепятственной деятельности собрала на италийской земле великое множество святынь – мощей, икон, и для православных это источник радости и вдохновения.

– Почему самые многочисленные православные общины в современной Италии – румынские, молдавские?

– Потому что здесь это самая могучая диаспора эмигрантов. У Италии были особые отношения еще с социалистической Румынией, которая на поздних порах не препятствовала трудовой эмиграции. На автомобильных фабриках Турина еще в 80-е годы появилась масса румын (и в их числе – потомков старообрядцев, бежавших от Петра Первого в турецкие земли, ныне румынские). Румынам и молдаванам проще освоиться в итальянском пространстве и благодаря языковой близости. Интересно, что эти народы не сливаются под одними православными «куполами»: молдаване жалуются, что румыны к ним относятся свысока, и посему предпочитают общины Московского Патриархата, где к тому же выходцы из бывшего Советского Союза с общим культурно-политическим прошлым.

– В каких итальянских регионах больше всего православных и почему?

– Там, где больше всего эмиграции из Восточной Европы – в промышленно-развитых северных областях (в Ломбардии, Пьемонте, Эмилии-Романье).

– Есть ли итальяноязычные православные приходы в Италии или православие здесь слишком тесно связано с национальной идентичностью мигрантов, членов общин?

– Конечно, в настоящий период массовой трудовой эмиграции на первом плане – национальная идентичность. Однако в 1970–80-е годы было иначе. Существовала целая группа италоязычных приходов – в Милане, Турине, Болонье, Палермо. Это уникальное явление – православной диаспоры тогда почти не существовало, за исключением греческой, весьма обособленной, этноцентричной. И в тот момент едва теплившуюся православную жизнь поддержала плеяда итальянцев, принявших православие. Некоторые из них, будучи учителями, врачами и проч., стали священниками, продолжая свою прежнюю профессиональную деятельность. В поисках канонической основы они преимущественно обустроились под омофором Московского Патриархата, который не боялся трений с Ватиканом из-за этих переходов (случалось, что и католические священники принимали православие, а это уже скандал). Сейчас выросло уже новое поколение православных священников-итальянцев.

Ставропигиальный храм Русской Православной Церкви в Риме в честь св. вмц. Екатерины, интерьер

– Во Франции в своё время был проект Галльской Церкви, который, однако, из-за эксцентричности личности Ковалевского, одного из его инициаторов, так и не был реализован в полной мере (новая юрисдикция всё же появилась, но не была признана канонической). А были ли проекты Итальянской Православной Церкви?

– Да, такая попытка была, но, увы, ее осуществил ушедший в раскол Евлогий Хесслер, бывший католический монах, ставший в 1970-е годы православным иеромонахом, главой большой миланской общины в составе Московского Патриархата. Однако он в чаянии епископского сана ушел к греческим «старостильникам», и за его перемещениями теперь вообще трудно уследить. Пытался он провозгласить и Итальянскую автономию. Все это весьма маргинально…

– Православные в Италии служат преимущественно в арендованных помещениях, или предоставленных местными властями домах, приспособленных под храм, или…?

Общего правила нет. Если говорить о соотечественниках, то есть и исторические храмы, устроенные императорской Россией: их пять, и они стали предметом моей диссертации, а затем монографии. Конечно, новые православные общины ищут поначалу опустевшие католические пространства и часто находят: католики передали православным свои упраздненные церкви в Милане, Турине, Неаполе и ряде других городов. Но иногда межконфессиональные отношения не складываются, по разным причинам. Встречаются католические архиереи, которые – негласно – но не приветствуют рост православной диаспоры, и в таких местах приходится арендовать или искать поддержку у других некатолических конфессий. Например, в Неаполе – при предыдущем архиепископе православным пришлось поначалу служить у вальденсов, потом при братстве св. Эгидия. Пришел новый католический архиерей – и ситуация кардинально изменилась.

– В последнее время среди итальянских католиков наблюдается интерес к православному наследию. Одним из подтверждений этому может служить огромный христианский форум в Римини, который предоставляет свои площадки для экспозиций о православии: и для выставки о новомучениках и истории гонений на Православную Церковь (2013), и для выставки о митрополите Антонии Сурожском (2015) и пр. Как Вы думаете, с чем связан такой интерес?

– Итальянцы – чувствительный живой народ. В последние годы многие заинтересовались истоками христианства, иконой, восточной мистикой. Есть даже некая мода на так называемый восточный, или византийский обряд. Кроме того, итальянцев поразило свидетельство православия перед лицом небывалых гонений. Удивляет их и размах паломничества православных – например, в Бари, к Святителю Николе Чудотворцу.

Беседовала Анна Голубицкая

МОСКВА, 13 июн — РИА Новости, Наталия Федотова. В Италии все больше русских приходов, православие в этой католической стране — вторая по числу последователей конфессия. О том, почему итальянцев не смущают ни молитва стоя, ни церковнославянский язык, — в материале РИА Новости.

Православие по-итальянски

Летиция Лели родилась в католической семье. "Я всегда бежала в церковь первой, пела в хоре, а в 23 года стала катехизатором — начала учить других. Ну и сама глубже задумалась о вере. И поняла, что в чем-то ошибаюсь", — рассказывает она.

В 26 лет девушка вместе с приходской общиной отправилась в тур по России с посещением православных монастырей. "Это было замечательное путешествие. Я решила больше узнать о православии, стала его изучать и осознала, что православная церковь ближе к древнему христианству, чем католическая. Начала ходить на православные литургии", — продолжает она.

А через четыре года приняла православие. "И не пожалела об этом", — подчеркивает итальянка.

Если пять лет назад в стране было 50 русских приходов, то сегодня — 72. Архиепископ Венский и Будапештский Антоний, управляющий русскими приходами в Италии, подал еще пять запросов католическим архиереям о выделении храмов для православных общин.

"Открытие приходов, обустройство храмов и других помещений, где совершаются православные богослужения, было бы невозможно без доброго отношения как Римско-католической церкви, так и итальянского государства", — отмечает он.

В 2012 году Русская православная церковь в Италии получила официальную юридическую регистрацию "именно в качестве церкви, о чем был издан декрет президента Итальянской Республики", напоминает архиепископ.

Работа и духовность

Прихожане русских храмов — преимущественно экономические мигранты с Украины, из Молдавии, России, Румынии, Белоруссии и некоторых других стран, а также православные греки и, конечно же, коренные итальянцы.

Италоговорящие приходы Русской церкви сосредоточены в основном в Модене, Пистойе, Болонье, Турине, Франкавилла-Фонтане, там священники — итальянцы. Но они учат церковнославянский, чтобы богослужение было понятно и русскоговорящим.

Самые крупные русские приходы — в Риме, Милане, Венеции и Неаполе. Большинство общин РПЦ — на индустриально развитом севере страны, куда приезжают в том числе в поисках работы.

Главная святыня времен неразделенной Церкви (на католическую и православную) в Южной Италии — мощи святителя Николая Чудотворца, хранящиеся в католической базилике в Бари. В начале XX века рядом построили подворье Русской православной церкви. "В дни памяти святителя Николая сюда приезжают множество паломников — со всей Италии и из стран канонической территории Московского патриархата", — отмечает архиепископ Венский Антоний. А у мощей святителя Николая поочередно совершаются католические и православные богослужения.

Опасная толерантность

Что же приводит итальянцев к православию? Личный духовный поиск, заключение брака с православными, неприятие навязчивой "светскости" и агрессивной "толерантности" европейского общества и реформ, начавшихся в Римско-католической церкви после II Ватиканского собора (1962-1965).

"Я родился в католической семье, а к православию обратился благодаря учебе и научной работе. Меня всегда беспокоили вопросы, связанные с понятиями папской непогрешимости, первородного греха, спасения, чистилища. Получив магистерскую степень по патристической филологии, а затем и докторскую, я осознал, что моя проблема — с Римско-католической церковью, а не с Христом. Православная церковь была наиболее разумным выбором, несмотря на первоначальные трудности, связанные с церковнославянским языком", — рассказывает Валерий Полидори.

В Русской церкви, по его мнению, самая глубокая духовная атмосфера. "Люди идут в храм молиться и делают это серьезно, благопристойно. Это то, что католики во многом утратили после II Ватиканского собора. И что еще я особенно ценю — чувство осознанности в принятии Святых Даров и то, что многие часто причащаются. Так и должно быть", — считает он.

Чужая боль

"Приход живет как одна семья, и это очень важно", — говорит архиепископ Антоний.

Большинство прихожан Екатерининского храма в Риме, куда его назначили настоятелем восемь лет назад, — те, кто оставил семьи и уехал на заработки в силу непростой ситуации на родине. "Как правило, в Италию приезжают женщины — у них дома мужья, дети. Порой они выполняют очень тяжелую работу — в физическом и моральном смысле. Их приглашают ухаживать за тяжелобольными, иногда за людьми с психическими расстройствами", — поясняет архиерей.

Среди прихожан Екатерининского храма в Риме и русские, и украинцы, и молдаване, и сербы, и болгары, и грузины, и осетины. Внешнеполитические бури на них, по словам владыки, не сказываются. "Мы причащаемся от одной Чаши, исповедуем одного Бога и принадлежим к одной православной церкви, которая не знает ни границ, ни национальностей. Думаю, в наших зарубежных приходах, как нигде, чувствуешь вселенский характер Церкви", — заключает управляющий русскими приходами в Италии.

Ноябрь 2, 2016

В Италии титульная религия - католицизм, но немало и православных храмов и приходов. Даже если вы не являетесь сторонником христианских конфессий, посетить святые места будет интересно всем.

Самые известные направления для паломничества:

Бари.
Один из самых почитаемых святых в странах постсоветского пространства - Николай Чудотворец (Николай Угодник, Святитель Николай, Николай Мирликийский). В Италии известен как San Nicola di Bari (Святой Николай из Бари).
Базилика Святого Николая (ит. Basilica di San Nicola). была специально построена для хранения мощей святого, которые привезли из древнего города Мира (сейчас находится в Турции). Принадлежит католической церкви, но в крипте (подземное помещение) базилики проходят совместные православные богослужения. По четвергам, если они не совпадают с другими важными праздниками, совершаются богослужения византийского (греческого) обряда.
9 мая (в православии это 22 мая) - праздник города Бари и день перемещения мощей Николая Чудотворца.
Памятные даты в православии: 19 декабря, 22 мая, 11 августа, каждый будний четверг.
Для католиков это: 6 декабря, 9 мая, 29 июля.
Largo Papa Urbano II, 70122 Бари, Италия

Церковь святителя Николая Чудотворца (для итальянцев - La Chiesa Russa di Bari /// Русская церковь в Бари). Принадлежит Московской Патриархии и Русской Православной Церкви Заграницей. Построена по византийскому типу двухэтажных церквей, в псковско-новгородского зодчества XV века. Церковь построена относительно недавно - в начале прошлого века. Строительство было связано с устройством в Бари подворья специально для паломников, прибывающих к мощам Николая Чудотворца. Сейчас на территории церкви находятся 2-х и 3-х этажные здания для всех желающих. Стоимость и условия проживания на официальном сайте Патриаршего подворья:
http://bargrad.com
Corso Benedetto Croce, 130-140, 70125 Бари, Италия

Таранто.
Скальные церкви — довольно распространённое явление для Италии. Это когда в природных ущельях организованы религиозные места с соответствующим антуражем. Апулия в VIII-X веках была довольно пустынным краем и сюда бежали монахи-иконописцы, после того как в Византии император Лев III в 726 году запретил писать святые иконы. Для житья и своих творений они выбирали природные убежища, в которых и написали уникальные фрески. По-итальянски ущелье — gravina. Этим же словом и называют такие скальные церкви.
Где посмотреть:
⇒ Региональный природный парк «Земля гравин» (ит. Il Parco naturale Terra delle Gravine)
⇒ В небольшом городе Массафра расположены две действующие гравины: святого апостола и евангелиста Марка и гравину Божией Матери делла Скала.
Palazzo De Notaristefani — Massafra Via Vittorio Veneto, 15

«Остийский» собор («за городскими стенами») стоит на месте погребения св. апостола Павла.

Когда в 67 г. апостол Павел, по повелению Нерона, был усечен мечом за стенами Рима в местности, именуемой «Сальвийские Воды» (Aquae Salviae), где ныне находится церковь во имя святого апостола Павла «на трех Фонтанах», тогда римская благочестивая христианка Лукина (Луцина) собрала священные останки св. Павла и с честью погребла их в загородной усадьбе своей по Остийской дороге (Via Ostiense). С этого времени усадьба эта сделалась усыпальницей древних христиан, известной под именем катакомб св. Лукины.

На том месте, где находится эта церковь, некогда красовался Сессорианский дворец, служивший местом жительства св. царицы Елены, матери св. царя Константина (их память - 21 мая ст.ст.). В стенах дворца и сооружена была в 330 г. св. Константином, по желанию его матери, базилика во имя Честного и Животворящего Креста Господня, или св. Креста в Иерусалиме.

Церковь основана папой Пием (142-157) в доме св. Новата, сына апостола Пуда, и построена по просьбе преподобной Пракседы девы, дочери апостола Пуда и сестры св. Новата. В IX в. папа Пасхалий возобновил эту церковь почти от основания и перенес в нее мученические тела, собранные им в разных катакомбах. По распространенному в Риме преданию, именно св. Пракседа собирала здесь тела мучеников Христовых

Церковь стоит на том месте, где апостол Павел восприял мученическую кончину 29 июня 67 г.
О ней он сам предвозвестил во втором послании к своему возлюбленному ученику, апостолу Тимофею, епископу Ефесскому: «Я уже становлюсь жертвой, и время моего отшествия настало: подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, Праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4, 6-8). Мученическая кончина апостола Павла совершалась так. В последние дни земной жизни апостол Павел содержался вместе с апостолом Петром в Мамертинской темнице.

Церковь построена там, где некогда стоял дом отца преподобной Пудениианы, римского сенатора Пуда, о котором апостол Павел упоминает в своем втором послании к Тимо­фею (2 Тим. 4, 21).

Церковь устроена на месте дома, принадлежавшее священномученику Клименту, папе римскому (91-100), вскоре после кончины сего святителя, последовавшей в Херсонесе Таврическом, куда он был сослан, по повелению Траяна, за имя Христово. В начале V в. церковь была перестроена и получила форму базилики; в ней св. Григорий Двоеслов произнес две из своих бесед на Евангелия. В 1084 г. при вторжении в Рим норманнов была разрушена и эта базилика. Над развалинами ее в самом начале XII в. была сооружена новая церковь во имя того же священномученика Климента, существующая и доныне.

Название свое Колизей получил от латинского слова «великан». Так назван был впоследствии (в VIII в.) за свою огромную величину цирк, построенный в Риме при императорах Флавии Веспасиане, Тите и Домициане в 70-80 гг. после Р.Х. и называвшийся первоначально Амфитеатром Флавия. Сейчас происхождение этого название возводят к стоявшей рядом гигантской статуи Нерона, Колосс Нерона. Его строили еврейские пленники из Иерусалима, как некогда отцы их сооружали пирамиды для египетских фарао­нов.

Катакомбы св. Севастиана существовали раньше церкви, от которой они получили свое наименование. В них, в особой пещере, временно покоились (в первой половине III в.) честные мощи апостолов Петра и Павла.
Св. Севастиан (память 18 дек.) с дружиной своей пострадал в Риме при Диоклетиане в 257 г.

Поводом к устроению церкви на настоящем месте и к вышеприведенному наименованию ее послужило следующее событие из жизни апостола Петра, о котором повествуется в Четьих Минеях.

Рима Катакомбами называются подземные кладбища, в которых христиане первых трех веков, страха ради от язычников, полагали своих усопших и мучеников, а также иногда совершали богослужения.

Катакомбы получили наименование по св. Каллисту, папе римскому, который еще до вступления на папский престол, будучи архидиаконом римской Церкви, заведывал, по поручению папы Зефирина, катакомбами и много потрудился над их устройством.

Св. Агния пострадала в гонение Максимилиана в 304 г. на том месте, где ныне стоит на Навонской площади церковь ее имени (Chiesa di Sant’Agnese in Agone), воздвигнутая еще при св. равноапостольном царе Константине. Современное здание на пьяцце Навона - выдающийся памятник барокко (арх. Борромини; 1666 г.)

Над местом упокоения св. мученика Лаврентия архидиакона (память 10 авг.) около 300 г. была сооружена св. равноапостольным императором Константином церковь его имени. В ней были произнесены св. Григорием Двоесловом,

Темница находится у подножья Капитолийского холма, со стороны Римского Форума под церковью Иосифа Обручника (Chiesa di San Giuseppe dei falegnami al Foro Romano), noстроенной братством плотников.

(Panteon), представляющий собой огромную круглую постройку с величественным куполом, был сооружен римским консулом Марком Агриппой, зятем императора Августа, в 27-25 гг. до Р.Х. и посвящен семи языческим божествам. Император Адриан (117-138) перестроил Пантеон и посвятил его «всем богам». Языческое идолослужение совершалось в этом храме до IV в.

Церковь, основанная при св. равноапостольном царе Константине на том самом месте, на котором в гонение Адриана, в 120 г., пострадали св. великомученик Евстафий Планида, бывший начальник римских войск, его супруга Феопистия и чада их Агапий и Феопист.

Победоносца Георгиевская церковь в древнем районе Велабро была уже известна с VII в. - как учреждение диаконии, центра церковной благотворительности для римского населения.

Первоначальное описание церкви восходит ко временам св. царя Константина; в 560 г. она была перестроена папой Палагием. В ней св. Григорием Двоесловом была произведена 36-я беседа его на Евангелия.

Храм Мария д’Аракоели (ин Арачели) стоит на самой вершине Капитолийского холма, на развалинах некогда находившегося здесь храма Юпитера Капитолийского, и была известна уже в VI в. как церковь Санта Мария де Капитоло, то есть Божией Матери «Капитолийской»

В Риме трудно найти паломника, который бы не посетил Святую Лесницу — одну из самых известных христианских святынь. Церковь Святой Лестницы находится вблизи собора Св. Иоанна в Латеране (San Giovanni in Laterano). Фасад этой церкви работы Доменико Фонтана относится к 1585 году.

Святой апостол Петр, по приказанию царя Ирода Агриппа, был ввергнут в темницу и скован двумя железными цепями. Но ночью, когда он спал среди двух воинов, ангел Господень разбудил его, толкнув в бок, и вывел из темницы, причем железные вериги упали с рук апостола, как повествуется об этом в книге Деяний Апостольских (Деян.12:1).

Базилика святых мученика Бонифатия (Вонифатия) и Алексея человека Божия на Авентинском холме в Риме сегодня открывается пред глазами паломников в своем барочном «обличии», обретенном при радикальной перестройке в середине XVIII столетия. И трудно представить, что под этой «современной» базиликой находятся еще две, относящие нас к III и IX векам.



Святыни северной Италии

– один из самых красивых городов северной Италии. Первые поселения возникли здесь еще в IV в. до Р.Х., благодаря выгодному географическому положению на реке Адидже. Значительное развитие город получил с середины I в. до Р.Х., когда был включен в состав Римской Империи. После падения Империи Верона стала столицей лангобардов и остготов, но это мало отразилось на ее развитии, зато время Средневековья украсило ее церквями и соборами. Романский и готический стили придают городу неповторимый колорит

Согласно древней традиции, св.Лука, родом из Антиохии в Сирии, умерший в преклонном возрасте (84 года), был захоронен в г. Тебе — столице греческого региона Беоция. В начале IV века его мощи были перевезены в Константинополь, в Базикику Двенадцати Апостолов.

Реликвия, или часть мощей Святителя Николая, представляет собой одну кость левой руки и находится при церкви Сан Николо в Порту с 1177 года, как гласит древняя летопись.

Чтобы лучше понять кто такая святая Фекла, начнем с бегства св. ап. Павла из Антиохии Писидской в Иконию. Некий житель Иконии по имени Онисифор знал, что апостол будет проходить через их город и вышел встречать его на Царской дороге.

Одна из самых древних церквей в Милане, по преданию, была построена святым Амвросием Медиоланским в 379-386 гг., в районе захоронений христиан — жертв религиозного преследования в римский период. В то время церковь называлась Basilica Martyrum (Базилика мучеников).