Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Первая написанная икона. Знаменитые иконописцы. Зачем иконы освящают

Образ Спас Нерукотворный - первая икона Иисуса Христа в истории

Священное Предание передает нам историю этой первой иконы, которую создал Сам Христос. Читайте об истории иконы Спаса Нерукотворного - одной из важнейших в христианстве.

Образ «Спас Нерукотворный» - первая икона Иисуса Христа в истории человечества

Молясь перед иконами, люди нечасто задумываются над тем, откуда появились иконы, когда и кем была установлена традиция иконопочитания. Молитва перед образом настолько привычна нам, что она представляется извечной. Между тем, в Евангелии Христос ни разу не говорил об иконах. Зато Священное Предание передает нам историю первой иконы, которую создал Христос - она не была сделана руками человеческими, но имеет чудесное происхождение, почему и называется Спас Нерукотворный (слово Спас - сокращение от «Спаситель», титул Христа как спасшего всех людей от рабства греха). Этот образ долгое время сохранялся человечеством, он имеет длительную историю и глубокое богословское значение.


Икона Спаса Нерукотворного - одна из важнейших в христианстве. В статье вы узнаете, как была сделана первая икона, какие чудеса были сотворены от нее, каково ее значение для искусства иконописания и в чем разница между вариантами «Спаса Нерукотворного» «на убрусе» (Мандилион) и «на чрепии» (Керамидион).



История создания и почитания Спаса Нерукотворного

В Евангелии и апостольских посланиях совершенно отсутствует описание внешности Христа. Тем не менее, все иконы Господа показывают нам одинаковый образ Богочеловека (даже иконы Богоматери в изображении Ее сильнее отличаются между собой). Это объясняется как раз чудесным созданием собственной иконы Христом. Историю этого удивительного события записал римский историк Евсевий из Палестины, христианин, а также преподобный Ефрем Сирин - святой подвижник Сирийской пустыни. Документ является реальным историческим источником, благодаря описаниям Евсевия до нас дошли многие бытовые подробности жизни Римской империи того периода.


Евсевий писал, что при жизни Христа слава о Нем и Его чудесах распространилась даже до других стран. Правитель города Эдесса (сейчас он находится в Турции) по имени Авгарь направил ко Христу слугу и искусного художника. Авгарь был пожилым человеком и тяжело страдал из-за болезни суставов ног. Он просил помолиться о нем и исцелить недуг, а чтобы самому увидеть Христа (по болезни он не смог этого сделать, а изображений Господа еще не было) - дал указание художнику зарисовать Христа с натуры. Это было обычной практикой в Римской империи: создание портретов и лепка бюстов с натуры. Искусство к моменту земной жизни Христа было достаточно развито, чтобы изображать с помощью светотени: многие считают, что схематичные черты иконописи стали следствием недостаточного понимания создателями образов живописи, но это не так; иконопись имеет собственный язык рисунка, заключающийся в приемах обратной перспективы и символизме.


Когда посланцы царя передали Христу просьбу об исцелении, Господь обещал, что один из Его апостолов посетит Эдессу и просветит его народ светом новозаветного учения. В это время художник царя пытался и никак не мог зарисовать Христа. Тогда Сам Господь взял полотенце (платок, по-церконовнославянски «убрус») и отер им лицо - на платке отпечатался Лик Господа. Вот почему этот образ называется Нерукотворным: руки человека не смогли с помощью красок изобразить Его, но благодать Господа, Его собственная энергия и сила создали изображение. Вероятно, это изображение было подобно Туринской плащанице, где виден Лик Иисуса Христа, как на фотографии.


Так еще при жизни Спасителя возникла первая икона. Царские послы доставили чудесный образ на ткани в Эдессу. Нерукотворный Образ-Мандилион (по-гречески - на ткани) стал почитаться как великая святыня царем. А когда после Вознесения Христа город посетил святой апостол Фаддей, по свидетельству другого историка, Прокопия Кесарийского, он излечил царя Авгаря, проповедовал христианство и совершил много чудес. Тогда образ Спаса Нерукотворного стал городской святыней, оберегавшей эдессян, и был размещен над городскими воротами как знамя Эдессы. На протяжении нескольких веков по молитвам перед ним было совершено множество чудес, а летописец Евагрий Антиохийский записал свидетельства о чудесном избавлении Эдессы от осады врагов благодаря ему.


Увы, один из потомков Авгаря стал язычником и иконоборцем. Чтобы уберечь от уничтожения чтимый образ христиане Эдессы заложили икону камнями в стене. Образ так долго был спрятан, что поколение христиан, переживших гонения, уже не помнило о местонахождении святыни. Только во время новой войны, в VI веке, после молитвы горожан о спасении, епископ города во сне увидел место скрытия образа. Когда каменную кладку сняли, оказалось, что на камнях («на чрепии», по-церковнославянски) также отпечатался Лик Христа. Продолжала чудесно гореть и маленькая лампада, поставленная в прежние века.


Оба образа стали предметом поклонения. Икону, отпечатавшуюся на камнях, назвали Керамидион и поместили в киот, а Мандалион был перенесен в алтарь городского собора, откуда выносился для поклонения верующим лишь дважды в год.


В конце XI века армия византийцев осадила город и требовала сдаться под власть императора. В обмен на мир константинопольцы предложили отдать им чудесный Нерукотворный образ - Мандалион. Жители Эдессы согласились, икона была перенесена в Константинополь. А этот день - 29 августа по новому стилю - теперь является церковным праздником. Это Третий, Хлебный или Ореховый Спас, день памяти перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Христа. В этот день на Руси завершалась уборка хлеба и поспевали орехи, на сбор которых брали благословение крестьяне. После Литургии освящали домашний хлеб и пироги, испеченные из муки нового урожая.


В 1011 году художником Западной Церкви был сделан список на ткани с Нерукотворного Образа. Он был перенесен в Рим под названием «vero eikon» - истинный образ и стал известен с названием «Плат Вероники». От этого списка также происходили чудеса, он дал основу обширной иконографии Господа Иисуса Христа в Католической Церкви.


К несчастью, чудотворный Мандилион не дошел до наших дней. Во время крестового похода 1204 года он был захвачен крестоносцами и, по легенде, утонул вместе с кораблем похитителей.


На Русь Мандилион не приносился никогда, однако имелись списки, прославленные чудесами. Древнейшая русская икона Спаса Нерукотворного относится к XII веку и написана предположительно в Новгороде. Изображение ткани на ней отсутствует, поэтому образ относят к Керамидиону (этот вид иконографии Нерукотворного Образа называется «Спас на чрепии»). По мнению искусствоведов, эта икона близка к чудотворному Эдесскому образу. Возможно, его список был привезен на Русь в первые века после ее Крещения князем Владимиром. Образ был почитаемой святыней Московского Кремля, а сейчас пребывает в Третьяковской галерее.



Особенности иконографии Спаса Нерукотворного

Описание иконы, созданной Христом для царя Авгаря и сохраняемой эдессцами, дошло до нас по историческим свидетельствам. Известно, что убрус - ткань с отпечатком Лика - была натянута на деревянной раме, как сегодня художники делают холст на подрамнике.


Икона представляет собой изображение только Лица Христа с окружающими Его волосами, без шеи - действительно, как если бы человек умылся и отерся полотенцем до подбородка.


Пожалуй, это единственная икона, которая специально концентрирует внимание на Лике Христа, особенно же Его глазах. Узнаваемость и особое впечатление об иконе создает и симметричность изображения Лика Спасителя. Глаза Христа на образе часто смотрят в сторону, указывая на промысл Божий о человеке. Скошенность взгляда делает выражение лица одухотворенным, исполненным понимания Тайны Мироздания. Искусствоведы оценивают новгородский список Спаса Нерукотворного как воплощение идеальной красоты в Древней Руси и античности, находят в нем пропорции золотого сечения и идеал симметрии - такое изображение указывает на Совершенство Господа и созданного Им.


Большую роль в создании впечатления и молитвенного настроения при взгляде на икону играет выражение Лика Спасителя: мимолетные эмоции отсутствуют на Нем, Лик отражает лишь духовный покой, чистоту, безгрешность.


Новгородский список является редкостью: чаще на иконах Спаса Нерукотворного изображается Мандалион или «Спас на убрусе». Лик Христа явлен в золотом сиянии на фоне белой ткани (иногда даже подчеркивается ее назначение полотенца полосками по краям) с разными складками, узлами наверху и даже держащими концы ткани Ангелами. Реже Лик изображается на фоне собственно кирпичной кладки или просто на золотом фоне.


Значение иконы Спас Нерукотворный для традиций иконописания и богословия

Чудесное явление образа Спаса Нерукотворного в VI веке стало большим толчком для иконописи. Он явился именно в период иконоборчества (в это время христиан даже убивали за почитание икон, сами же иконы безжалостно уничтожались - вот почему так мало образов дошло до нас с первых веков христианства), когда воспоминание об установлении традиции поколения иконам Самим Христом стало важнейшим аргументом в спорах с еретиками. Икона - окно в мир духовный, изображение Первообраза (Христа, Богоматери, святых), через который мы воздаем честь и обращаемся к Нему Самому. Именно поэтому не совсем верно говорить «Молитва иконе» или «Казанская Богородица»: молятся перед иконой, а иконы Богородицы называются, например: Казанская икона Божией Матери.


В первые века икона, кроме богословской, несла и функцию «Библии для неграмотных» - не все могли приобрести книгу, долгие века они были очень дороги. Впрочем, по сей день многие образы являются иллюстрациями к событиям из жизни Господа, Его угодников или Божией Матери.


Чудесно оставшийся отпечаток Лика Христа на ткани напоминает о Божественном начале иконописи. Изображение Лика Спасителя назидает каждого православного христианина: нужно иметь личные отношения с Богом. Молитва, даже своими словами, Богообщение в Таинствах Православной Церкви, изменение своей жизни по учению Христа - вот что приводит нас в Царствие Небесное уже на земле. Никакие обряды и ритуалы, особые слова молитв-заговоров не помогают. Чтобы жить со Христом в Царствии Небесном, нужно узнать Его здесь, в нашей жизни. Взгляд Спаса Нерукотворного зовет нас следовать за Ним, подражать Господу в мудрости, доброте, самопожертвовании - вот в чем смысл христианской жизни.


Интересно, что икона Спаса Нерукотворного как первая христианская икона и как важнейшее выражение учения Христа обязательна к исполнению для учащихся иконописцев. Во многих школах это первая самостоятельная работа учеников.



О чем молятся иконе «Спас Нерукотворный»

Жизнь Сына Божьего на Земле, тайна Боговоплощения подробно описаны в Евангелии, истолкованы во множестве книг Отцов Церкви. Господь отдал себя в жертву за грехи людские и победил саму смерть, в Своем Воскресении весь род человеческий вернув в рай. Вот почему, несмотря на важность наших молитв к святым - нашим святым помощникам - и Богородице, обращение к Самому Богу - необходимая ежедневная молитва. Напомним, что Церковь благословляет ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, обращаясь ко Господу и Небесным Силам.


Господу молятся во всех нуждах:


  • О выздоровлении от заболеваний;

  • О милосердии Божием в нуждах ваших и ваших близких;

  • О здоровье своем, родных и детей;

  • О помощи в делах, благосостоянии;

  • О верном выборе, принятии правильных жизненных решений;

  • Об избавлении от грехов и пороков.

Ведите молитвенный диалог с Богом, соизмеряйте свои поступки с примером Христа, чаще - представляйте, что сказал бы Сам Бог, видя ваши дела и слыша ваши мысли - ведь Он Всеведущ. Не отчаивайтесь ни при каких ошибках, спешите в храм на Исповедь и соединяйтесь с Богом (при должной подготовке, о которой лучше прочитать в православной литературе) в Таинстве Причастия. Ни в коем случае нельзя использовать иконы при заговорах, ворожбе, в ритуалах. Общение должны быть только с Богом и Его угодниками, Его Ангелами - экстрасенсы, «народные целители» и колдуны общаются только со злыми духами, Ангелам же приказывать никто не может.


Благодарите Бога за помощь Его в вашей жизни: Он откликался на ваши просьбы, высказанные и не высказанные - вспомните многие счастливые случаи в жизни. Господь действительно управляет к лучшему нашу жизнь, показывая на наши возможности, приводя к благодарности Богу за все. А смирение перед трудностями, обращение к Богу с молитвой и без злобы в это время - залог нашего спасения и воспитания души, личностного роста. Мы должны стремиться к угодной Богу жизни, посещать храм, молиться за богослужением, помогать людям, прощать грехи и ошибки наших ближних, спокойно вести себя в конфликтах.


Господь - это великая Сила и великая Любовь, нужно только верить - а значит доверять Ему свою жизнь и свою душу. Христос, будучи Всемогущим, добровольно, чтобы стереть из истории мироздания прошлые и будущие грехи человечества, пошел на унижения, пытки и страшные страдания на Кресте. Учение Господа Иисуса – это призыв к покаянию, к любви всех людей друг к другу, состраданию и жалости даже к страшным грешникам.


Молиться ко Господу Иисусу Христу перед образом Спаса Нерукотворного можно и своими словами, и церковными молитвами. Стоит чаще читать перед этим образом Молитву Господню, записанную в Евангелии со слов Самого Христа - «Отче наш». Ее же можно читать утром и перед сном, перед приемом пищи и перед началом любого дела.


Молитву Иисусу Христу перед иконой «Спас Нерукотворный» можно на русском языке онлайн по тексту ниже:


Благой Господь наш Иисус Христос, Сын Божий! Ты в древнее время, при жизни Твоей земной, плоть Твою, Твое лицо святой водой омыл и убрусом отер, чудесно же Лик Твой на этом полотенце изобразился, Ты же его Эдесскому царю Авгарю для исцеления болезни благословил послать.
Так и мы сейчас, грешные рабы Твои, страдающие душевными и телесными болезнями, Твоего Лика, Господи, ищем и с царем псалмопевцем Давидом смиренной душой молимся: не отвернись от нас, но отведи Твой гнев от рабов Твоих, будь нам Сильным Помощником, не отвергни нас и не оставь нас в одиночестве. О Всемилостивый Господи, Спаситель наш! Сам поселись благодатью Твоей в душах наших, чтобы в святости и правде живя на земле, стали мы истинными сыновьями и дочерьми Твоими, и наследниками Царства Твоего, где Тебя, все милости Подающего нам Бога нашего, вместе со Безначальным Отцом и Духом Святым славить не перестанем вечно.
Господи! Я Твой сосуд: наполни меня дарованиями Духа Твоего Святого! Без Твоей помощи я пуст и не имею благодати, часто полон всякого греха. Господи! Я Твой корабль: наполни меня грузом добрых дел. Господи! Я Твой ковчег: наполни меня вместо страстей, любовью к Тебе и к образу Твоему - моему ближнему. Аминь


Да хранит вас Благой и Милосердный Господь!


Считается, что рукой иконописца движет Бог. Мы расскажем вам о семи мастерах, творчество которых перевело русское иконописание в разряд величайших достижений как национальной, так и мировой культуры.

Феофан Грек (около 1340 - около 1410)

На миниатюре: Донская икона Божией Матери кисти Феофана Грека. Один из величайших иконописцев своего времени, Феофан Грек родился в Византии в 1340 году и в течении долгих лет оттачивал свой уникальный экспрессивный стиль, расписывая храмы Константинополя, Халкидона, генуэзской Галаты и Кафы. Однако ни одна из фресок того периода не сохранилась до наших дней, и всемирную славу мастера составили росписи, сделанные на Руси.

Приехал в Новгород (в 1370 году) он уже состоявшимся иконописцем. Первой работой Феофана в Новгороде стала роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице - единственный сохранившийся монументальный труд Феофана Грека. Время пощадило фрески со знаменитым погрудным изображением Спаса Вседержителя с Евангелием, с фигурами Адама, Авеля, Ноя, Сифа и Мелхиседека, а также образы пророков Илии и Иоанна.

Спустя двенадцать лет Феофан Грек переезжает в Москву, где руководит работой мастеров по росписи храмов Московского Кремля. Не все знают: оригинальные фрески Феофана Грека и его учеников не сохранились, но отдельные фрагменты их композиции вновь и вновь воспроизводились на стенах Кремлевских соборов. Особого упоминания заслуживает тот факт, что Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком расписывали также старец Прохор с Городца и Андрей Рублев.

Помимо иконописания Феофан Грек создавал миниатюры для книг и оформлял Евангелия - к примеру, перу великого византийского мастера принадлежат орнаментальные украшения знаменитого Евангелия московского боярина Федора Кошки.

Интересный факт: Феофану Греку приписывается авторство икон из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Это первый в России иконостас с фигурами святых, изображенными в полный рост. Также именно кисти Грека принадлежат хранящиеся в Третьяковской Галлерее Донская икона Божией Матери и икона Преображения Иисуса Христа на гор е Фавор.

Андрей Рублев (около 1360 - 1428)

На миниатюре: Икона «Троица» кисти Андрея Рублева. Андрея Рублева можно назвать самым знаменитым и - в случае, если такое определение возможно в разговоре о причисленном к лику святых монахе-художнике - популярным русским иконописцем, творчество которого на протяжении сотен лет является символом подлинного величия русского искусства и абсолютной преданности выбранному жизненному пути.

До сих пор неизвестно ни место рождения Рублева, ни даже имя, данное ему при рождении - Андреем он был наречен уже при постриге в монашество - однако, скудность фактических сведений о мастере в определенном смысле даже добавляет его образу выразительности и яркости.

Самой ранней из известных работ Рублева считается совместная с Феофаном Греком и Прохором с Городца роспись Благовещенского собора Московского Кремля в 1405 году. После окончания этой работы Рублев расписывал Успенский собор в Звенигороде, и позже, совместно с Даниилом Черным, - Успенский собор во Владимире.

Непревзойденным шедевром Рублева традиционно считается икона Святой Троицы, написанная в первой четверти XV века - одна из самых многогранных икон, когда-либо созданных русскими иконописцами, в основе которой лежит сюжет о явленнии праведнику Аврааму Бога в виде трех юношей-ангелов.

Интересный факт: повествуя о росписи Благовещенского собора Московского кремля, Троицкая летопись упоминает имя «чернеца Рублева» последним в ряду Феофан Грек-Прохор с Городца-Рублев, что, согласно летописной традиции, означает, что именно он был младшим в артели. Вместе с этим сам факт совместной работы с Феофаном Греком дает понять, что к тому моменту Рублев был уже состоявшимся мастером.

Даниил Черный (около 1350 - 1428)

На миниатюре: Фреска «Лоно Авраамово» кисти Даниила Черного. Множество книг и статей о русском иконописании также зачастую вспоминают о монахе Данииле только в контексте его совместной работы с автором великой «Троицы», однако, на деле его заслуги перед русской культурой этим отнюдь не исчерпываются.

Даниил Черный был не только старшим товарищем и наставником Рублева (cогласно знаменитой «Духовной грамоте» Иосифа Волоцкого), но и абсолютно самодостаточным и опытным художником, отличавшимся от многих своих современников не только поистине уникальным даром живописца, но и умением работать с композицией, цветом и характером рисунка.

Среди авторских работ Даниила Черного встречаются как фрески, так и иконы, наиболее известными из которых являются «Лоно Авраамово» и «Иоанн Предтеча» (Успенский собор Владимира), а также «Богоматерь» и «Апостол Павел» (Троице-Сергиева Лавра)

Интересный факт: совместные работы Даниила Черного с Андреем Рублевым поставили перед историками непростую проблему разделения их произведений, интересное решение которой предложил художник-искусствовед Игорь Грабарь. Иконами и фресками авторства Даниила Черного нужно признать те, в чертах которых просматриваются приметы предшествующей школы письма XIV века. Безукоризненная логика такого решения такова: в сравнении с Рублевым Даниила Черного можно считать художником старшего поколения, следовательно и все приметы «старого» иконописания - дело его рук.

Дионисий (около 1440 - 1502)

На миниатюре: Икона «Сошествие во ад» кисти Дионисия. Имя Дионисия олицетворяет, пожалуй, лучшие и крупнейшие достижения московской иконописи XV-XVI веков. Историки и искусствоведы считают его своего рода продолжателем традиций Андрея Рублева, занимающим свое почетное место в ряду величайших русских иконописцев.

Самой ранней из известных работ Дионисия является чудом сохранившаяся до наших дней роспись церкви Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре неподалеку от Калуги (XV век). Спустя более сотни лет, в 1586 году, старый собор был разобран ради постройки нового. Каменные блоки с фресками Дионисия и Митрофана оказались использованы в его фундаменте, где и были успешно обнаружены много лет спустя. Сегодня эти фрески хранятся в московском музее древнерусской культуры и искусства и Боровском филиале Калужского краеведческого музея.

В 1479 году Дионисий написал иконостас для деревянной церкви Успения в Иосифо-Волоколамском монастыре, а еще через 3 года - образ Богоматери Одигитрии на обгоревшей греческой иконе из разрушенного в 1929 году Вознесенского монастыря в Московском Кремле.

Отдельного упоминания заслуживает работа Дионисия на севере России: около 1481 года им были написаны иконы для Спасо-каменного и Павлово-Обнорского монастырей под Вологдой, а в 1502 году - совместно с сыновьями Владимиром и Феодосием - фрески для Ферапонтова монастыря на Белоозере.

Интересный факт: о манере письма Дионисия можно судить по великолепно сохранившимся фресками того самого Ферапонтова монастыря на Белоозере. Эти фрески никогда не переписывались и не подвергались серьезной реставрации, оставаясь таким образом максимально близкими к своему оригинальному виду и цветовой гамме.

Гурий Никитин (1620 - 1691)

На миниатюре: Икона «Мученики Кирик и Иулитта» кисти Гурия Никитина ) Фрески костромского художника-иконописца Гурия Никитина - не только пример великолепия и символичности русской иконописи, но по-настоящему уникальное для его времени сочетание декоративизма и монументальности в рамках одного произведения. Дело в том, что именно на период творческой зрелости Никитина - а это приблизительно 60-е годы XVII столетия - приходится подъем русского монументально-декоративного искусства - и эти тенденции не обходят стороной молодого мастера.

В непростом для русской церкви 1666 году Гурий Никитин принимает участие в возобновленных работах по росписи Архангельского собора Московского Кремля - кисти Никитина принадлежат изображения воинов-мучеников на столбах, а также отдельные части монументальной композиции «Страшный суд». Спустя 2 года Никитин пишет 4 иконы для московской церкви Григория Неокессарийского.

Однако, пожалуй, главным «профессиональным достижением» Гурия Никитина стала стенопись в ярославской церкви Ильи Пророка и костромском Ипатьевском монастыре. В эти годы он уже руководил группой иконописцев, выполняя при этом самую сложную часть работы - он в одиночку вычерчивал контуры всех фресок, которые потом дорисовывали ученики.

Интересный факт: если верить Дозорной книге 1664 года, выясняется, что Никитин - не фамилия, а отчество знаменитого иконописца. Полное имя мастера - Гурий Никитин (Ни китович) Кинешемцев.

Симон Ушаков (1626 - 1686)

На миниатюре: Икона Богородицы «Умиление» кисти Симона Ушакова. Фаворит царя Алексея Михайловича, любимый и единственный иконописец первых лиц государства, непревзойденный мастер рисунка и цвета, Симон Ушаков в определенном смысле обозначил своим творчеством начало процесса “обмирщения” церковного искусства. Выполняя заказы царя и патриарха, царских детей, бояр и других важных персон, Ушаков написал более 50 икон, ознаменовав начало нового, «ушаковского» периода русской иконописи.

Многие исследователи сходятся на том, что Ушакову не было равных в писании ликов - и именно по тому, как он писал их проще всего отследить, какие изменения - логичным образом совпавшие с церковной реформой патриарха Никона - произошли с русской иконописью. У Ушакова традиционный для русской иконописи лик Спасителя приобрел «новые, неведомые ему дотоле черты. Новгородский Спас был грозным Богом, новый Спас бесконечно ласковее: он Богочеловек. Это очеловеченье Божества, приближение его к нам внесло теплоту в суровый облик древнего Христа, но в то же время лишило его монументальности».

Еще одной важнейшей исторической особенностью творчества Ушакова становится тот факт, что в отличие от иконописцев прошлого, Ушаков подписывает свои иконы. На первый взгляд ничтожная деталь в сущности обозначает серьезнейший перелом в общественном сознании того времени - если раньше считалось, что рукой иконописца водит сам Господь - и хотя бы поэтому мастер не имеет морального права подписывать свою работу - то теперь ситуация меняется на полностью противоположную и даже религиозное искусство приобретает светские черт ы.Как и Симон Ушаков, Зубов работал при царском дворе и был одним из пяти «жалованных иконописцев». Проработав в столице больше 40 лет, Федор Зубов написал огромное количество икон, среди которых были изображения Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, пророка Илии, святителя Николая и многих других святых.

Интересный факт: «жалованным иконописцем» царского двора, то есть, мастером, ежемесячно получающим жалованье и через это - определенную уверенность в завтрашнем дне, Федор Зубов стал по принципу «не было бы счастья, да несчастье помогло». Дело в том, что в начале 1660-х годов семья Зубова осталась практически без средств к существованию, и иконописец был вынужден написать челобитную царю.

Дмитрий Меркулов

Около нескольких тысяч, а некоторые ученые даже утверждают, что миллионов лет тому назад человек научился говорить, потом люди научились рисовать, а уж после – писать. Что касается иконописи, то тут, назвать точную дату появления первых икон так же трудно, как сказать о времени появления речи и письменности. Однако существует немало легенд, как появились первые иконы.

Немного из истории написания раннехристианских икон

С античных времен такая живописная культура как энкаустика дошла до христианства. Именно она считается прародительницей и основывалась на рисовании расплавленными красками. Множество раннехристианских икон написаны с помощью техники восковой темперы, одной из разновидности энкаустики, отличавшейся сочностью и особой яркостью наносимой краски. Возникла данная живопись в Древней Греции и после постепенно дошла до христианства. Одна из первых и наиболее выделяющихся икон в таком стиле – икона Христос Пантократор – самый древний и известный образ Христа.

Легенда возникновения первой иконы

Так, по словам ценителей иконопоиси, самая первая икона – лик Иисуса Христа. Это случилось еще во время Крестного пути, по дороге на Голгофу, когда женщины отерли Его лицо полотенцем и на белом рушнике остался отпечаток лика. На сей день данное средневековое предание носит название «Плат Вероники», взявший имя той женщины, что дала Ему платок. Была она одна или их было несколько, не исключено, однако в своем названии первая икона упоминает лишь имя Вероника.

Вторая версия «рождения» первой иконы, которая и является общецерковной, связана с восточным преданием. История создания иконы повествует о художнике царя Эдессы, который был послан с целью изобразить Иисуса, но попытка оказалась провальной. Тогда Иисус Христос умылся и вытер лицо платом, на котором собственно остался отпечаток лика. Борода Его запечатлелась в виде одной пряди, напоминавшей по форме клин, из-за чего, вероятно, эта икона начала именоваться как «Спас Мокрая Брада».

Таким образом, относительно двум церковным приданиям, первая икона появилась за годы земной жизни Спасителя, коей стала икона с названием Нерукотворный Спас.

Первый мастер иконописи

Первой рукотворной иконой по преданию считается икона Божьей Матери, а человеком, который ее написал, стал христианский святой, один из семидесяти учеников Иисуса Христа, евангелист Лука. Помимо написания иконы Пресвятой Богородицы ему приписывают икону двух святых апостолов: Павла и Петра и еще около семидесяти икон, изображающих Деву Марию. Лишь три из которых были написаны с самой Божьей Матери и при жизни получили свое благословение.

К числу таких икон принадлежат: Смоленская, Корсунская или Эфесская и Филермская Богоматерь. За сказаниями, сначала евангелист Лука запечатлел на доске образ Мадонны с Младенцем на руках, а после написал еще две, похожие на первую, иконы и отнес Святой Богородице. Все три значительно отличаются от остальных икон Девы Марии, что может давать удивительное и уникальное представление того, как в земной жизни выглядела Матерь Божья.

Существует даже икона, воссоздающая тот самый процесс написания Лукой иконы Пресвятой Богородицы.

На самом деле, конкретный ответ на вопрос, когда появились первые иконы, не может дать никто. Это все настолько покрыто занавесом прошлого, что, чем дальше мы отходим от древних времен, тем меньше становится шанс узнать истину. Однако, не все остается неизведанным. Так, первыми иконами в истории христианства считаются – «Плат Вероники» и «Спас Мокрая Брада», ставшие двумя версиями появления первой иконы нерукотворного образа Спасителя. А первым иконописцев принято считать евангелиста Лука, сделавшего великий вклад не только, как автор одного из четырех Евангелий, но и как художник, изобразивший на своем холсте Пресвятую Деву Марию.

Чем отличается икона, написанная при жизни святого от созданной в более позднее время, по памяти и описаниям современников, передававшихся из поколения в поколение? Аналогия с портретами, один из которых сделан с натуры, а другой - по фотографии, будет довольно приблизительной, но в целом верной.

Жития святых доносят до нас свидетельства о том, как мученики, святители, преподобные и праведные уже после своей смерти являлись церковным писателям и иконописцам, вдохновляя их труды, сообщая важные детали и указывая на погрешности в работе. И все же произведения духовного искусства - а именно таковыми, без сомнения, являются и святые иконы - несут особую, ни с чем не сравнимую благодать в том случае, если они были созданы людьми, своими глазами видевшими жизнь (а иногда и смерть) подвижников веры Христовой.

Основателем христианской иконописи почитается святой апостол и евангелист Лука. Его кисти, как говорит Святое Предание, принадлежит около семидесяти икон Пресвятой Богородицы. Наиболее известные из них - Вифлеемская и Иерусалимская - чтимые в разных концах планеты святые образы, с каждым из которых связана многовековая драматичная история.

Однако есть среди икон, написанных апостолом Лукой, три особых иконы, написанные еще при жизни Пречистой Девы и удостоившиеся Ее владычнего благословения. Вот что говорят об этом дореволюционные Четьи-Минеи на день памяти евангелиста Луки: «Древние церковные писатели сообщают, что святой Лука, удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, первый написал красками образ Пресвятой Богородицы, держащий на руках Своих Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, а потом написал и иные две иконы Пресвятой Богородицы и принёс их на благоусмотрение Богоматери. Она же, рассмотрев сии иконы, сказала: “Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет”».

Что же это за три иконы, которые успела увидеть и благословить Владычица до своего Успения в середине сороковых годов первого века? Предание называет их поименно. Это образ Божьей Матери Киккской «Милостивая», а также Сумельская и Филермская иконы Пречистой Девы. О каждой из них, несомненно, стоит рассказать подробнее.

Киккская икона Божией Матери «Милостивая» получила такое название потому, что Царица Небесная изображена на ней умоляющей Господа о милости к христианам. Предание говорит, что написавший ее апостол и евангелист Лука передал ее чадам Церкви в Египет, в христианской среде которого уже тогда начинало зарождаться монастырское и отшельническое жительство. Здесь икона пребывала вплоть до десятого века - а после, по причине невероятно усилившихся гонений на христиан и их святыни, была тайно перевезена в Константинополь. В столице Византии Киккская икона вплоть до двенадцатого века, окруженная величайшим почтением, пребывала в царских чертогах.

Известно, что по усердным молитвам перед ней получила исцеление дочь императора Алексия Комнина, страдавшая тяжким недугом, излечить который врачи были бессильны. Произошло это так. В столицу империи морем прибыл правитель Кипра Мануил Витомит с дерзновенной просьбой: отдать святой образ в монастырь на горе Киккос. Повинуясь первому благому порыву, император дал согласие - после чего его дочь непостижимым образом исцелилась.

Убедившись в чудотворной силе святого образа, император стал сожалеть о своем великодушии и объявил, что переменил решение и икону кипрскому монастырю не отдаст. Правитель острова в печали покинул Константинополь. А Алексий Комнин после этого заболел сам. Во сне ему явилась Царица Небесная, повелев немедля отправить икону в Киккский монастырь на Кипре. Пока снаряжался корабль, которому предстояло доставить икону на остров, император приказал сделать копию с чудотворной иконы.

Император выздоровел - как и долгое время страдавший от паралича кипрский правитель. На Кипре, куда доставили икону, на вклад, сделанный Алексием Комнином, был построен императорский храм.

В последующие времена Киккская икона, находясь в монашеской обители, явила много чудес. Когда один язычник в умоисступлении хотел ударит святой образ, его рука немедленно усохла. В воспоминание об этом монастырская братия прикрепила к окладу иконы железную кисть руки.

На Киккской иконе лики Царицы Небесной и Богомладенца прикрыты как бы пеленой, по диагонали располагающейся от левого верхнего угла к правому нижнему. Как и когда она появилась - никто не знает. Эта пелена воспроизведена и на копии иконы, которая сегодня открыта для поклонения в монастыре. Оригинал также находится в святой обители на Кипре, однако в наше время недоступен для обозрения.

Самый известный в России список чудотворной Киккской иконы «Милостивая» находится в Москве, в Зачатьевском Монастыре. Перед ним регулярно читается акафист. Верующие просят Божью Матерь у иконы Ее «Милостивая» о прекращении засухи, об остановке кровотечений, об избавлении от бесплодия, об ободрении в нужде и печали, об укреплении на монашеском пути, о утолении головных болей, об исцелении расслабленных, а также в различных семейных скорбях.

Другая икона Богородицы, написанная при Ее жизни апостолом Лукой, - Сумельская. О ее происхождении и связанных с ней чудесах известно из древних источников. В 385 году двое иноков, Варнава и Софроний, пришли в одну из церквей в Афинах, чтобы поклониться Богородице у Ее иконы, написанной святым евангелистом. Сам апостол некогда отдал ее в Фивы, и уже оттуда одним из его учеников она была передана в самый большой храм Афин.

Стоя у чтимого образа, Варнава и Софроний услышали голос Пречистой, повелевший им отправиться на восток, до самого Понта, и у горы Мела построить монашескую обитель. Не смея ослушаться, не требуя уточнений, иноки отправились в долгий путь - и остановились лишь тогда, когда обнаружили уже знакомую им икону стоящей на высоком уступе скалы.

Как ни чудно было перенесение образа, иноков стали одолевать сомнения: буквально нависающее на склонах утеса место, где не было даже воды, казалось им мало пригодным для будущего монастыря. Однако инокам явилась Божья Матерь - и из скалы по Ее велению забил источник. Устыдившись собственного маловерия, Варнава и Софроний усердно принялись за строительство храма, а затем и монастыря, который со временем наполнился братией и стал известен как обитель Богородицы Черной горы или Панагия Сумела.

Святая обитель, где с тех пор и пребывала перенесшаяся по воздуху икона Богородицы, расположенная на высоте 1200 метров над уровнем моря, стала со временем центром духовной жизни всего Понта - а источник, забивший по велению Пресвятой Девы, бил здесь непрерывно (и бьет до сего дня). Тут короновалось на царствие не одно поколение Комнинов. И каждый из императоров делал в монастырь богатые вклады, выделял средства на строительство, даровал монашествующей братии привилегии. Мощи основателей святой обители пребывали здесь же.

И даже после падения Византии монастырь продолжал действовать. С этим временем связано старинное предание. Сулейман Великолепный, властвовавший в XVI веке, однажды во время охоты оказался у подножия Черной горы. Подняв глаза и увидев христианский монастырь с сияющим над ним золотым крестом, султан пришел в ярость и повелел сопровождавшим его воинам сравнять обитель с землей. Не успел он договорить, как был невидимой силой повержен с коня на землю и забился в припадке, как это иногда бывает перед смертью. На следующий день, все же придя в себя, мусульманский властелин оставил за Сумельским монастырем все прежние привилегии, добавив к ним и свою благосклонность.

Однако века спустя, во время принудительного переселения греков в Элладу в 1922 году, насельникам все же пришлось покинуть Сумельскую обитель. Чудотворную икону Божьей Матери монахи, уходя с намоленного места, забрали с собой. А древний монастырь постепенно превратился в живописные развалины, пусть и имеющие в современной Турции статус архитектурного памятника.

В 2010 году, в великий праздник Успения, здесь была торжественно совершена первая за почти девяносто лет литургия, за которой вместе молились тысячи христиан, прибывших из разных стран.

Оригинал чудотворной иконы в настоящее время находится в Греции; известно немало списков с нее. Перед иконой Божьей Матери Сумельская родители молятся о выздоровлении своих чад, супруги - об избавлении от бесплодия и даровании детей, а все христиане, независимо от пола, возраста и семейного положения - о помощи в насущных нуждах.

Из трех икон, написанных апостолом Лукой при жизни Богородицы, Филермская - единственная, где Она изображена без Младенца на руках. Лик Пречистой будто умоляет Господа о снисхождении к людям. Написав эту икону, святой евангелист отдал ее антиохийским монахам-назореям, связавшим себя обетами строгой жизни. У них образ находился в течение почти трех столетий, а затем был отправлен в Иерусалим. Там ее и обнаружила супруга императора Евдокия, посещавшая Святую Землю с паломничеством. Заручившись благословением иерусалимского епископа, она перевезла икону в Константинополь, где передала ее сестре мужа, Пульхерии Благоверной.

После этого образ был торжественно водворен в новопостроенном Влахернском храме столицы, где многие верующие получали исцеление и другое, просимое ими в молитве перед иконой. А в 626 году святой образ, перед которым верующие возносили горячие мольбы, избавил Константинополь от завоевания персами - после этого иконе был составлен акафист, особое духовное песнопение, которое полагалось слушать стоя.

Всего же этот образ Богородицы находился в Царьграде более семи веков. А вот имя, под которым она известна, икона получила позже, когда вместе с захватившими Константинополь рыцарями-крестоносцами она попала сперва в Иерусалим, затем в Акру - а после захвата ее турками - на Крит, и, наконец, в 1309 году - на остров Родос, где она пребывала два последующих столетия.

На Родосе специально для чудотворной иконы рыцарями был возведен храм на фундаменте византийской базилики в Ялисе, на горе Филермиос. Отсюда и произошло ее название - Филермская. Храм этотсохранился, он действует и поныне, причем православные христиане и католики молятся в нем перед списком с чтимой иконы, находясь при этом в разных частях здания, каждые в своей.

Когда в 1522 году, после длительной осады, Родос был полностью захвачен турками, рыцари покинули остров, увозя с собой христианские святыни, в числе которых была и Филермская икона. Семь лет рыцари-мальтийцы оставались в Италии, переезжая с места на место - и реликвии путешествовали вместе с ними. Наконец в 1530 году император Священной Римской Империи Карл V передал ордену Мальту, Комино, Гоцо и другие средиземноморские острова. Филермская икона была перевезена в форт Святого Ангела, и позже - в резиденцию ордена, замок святого Михаила.

С иконой связывают победу над турками, атаковавшими Мальту в 1565 году. А вот при завоевании Мострова войсками Наполеона в 1798 году магистру ордена Гомпешу пришлось спешно вывозить святыни с острова: вместе с Филермской иконой он увез десницу святого Иоанна Крестителя и часть Животворящего Креста Господня.

После того, как русский император Павел I стал великим магистром Мальтийского ордена, состоялось перенесение мальтийских святынь в Санкт-Петербург. Для Филермской иконы Павел заказал массивную золотую ризу с драгоценными камнями. В России икона пребывала вплоть до революционных событий и была отмечена многими чудотворениями. Так, страшный пожар, бушевавший в столице империи в 1837 году, совершенно не повредил ее, хотя буквально все вокруг было уничтожено огнем. Находясь в Гатчине, икона торжественно выносилась для поклонения верующих, что ежегодно сопровождалось крестным ходом и другими церковными церемониями.

В течение многих десятилетий Мальтийский орден не прекращал попыток вернуть Филермский образ. Николай II намеревался отдать его, и даже заказал список и фотокопии иконы, но известные события помешали его намерению. Реликвии, принадлежавшие Мальтийскому ордену, в том числе и Филермскую икону, тайно вывезли из России и после того, как они некоторое время находились в Эстонии, передали матери последнего русского царя, императрице Марии Федоровне в Данию. Мальтийский же орден получил сделанную по указанию царя точную копию иконы, которая в настоящее время находится в базилике города Ассизи. Остались почитаемые копии иконы и в России - например, в Павловском соборе Гатчины находится список с неё, сделанный протоиреем Алексием Благовещенским.

После того, как императрица Мария Федоровна умерла в 1928 году, ее дочери передали святыни предстоятелю Русской Православной Церкви Заграницей митрополиту Антонию (Храповицкому). Он благословил поместить Филермскую икону в православном соборе Берлина. Накануне прихода к власти нацистов, опасаясь за судьбу святынь, епископ Тихон передал образ югославскому королю Александру I Карагеоргиевичу. После Второй Мировой войны Филермская икона и другие мальтийские святыни, хранившиеся в тайнике черногорского монастыря Острог, попали в руки спецслужб утвердившегося коммунистического режима и были недоступны для верующих вплоть до 1993 года.

В настоящее время Филермская икона Божьей Матери отделена от других реликвий и находится в Голубой часовне монастыря в Цетинье, на территории Народного музея. Часовня эта представляет собой комнату без окон, посреди которой в подсвеченной стеклянной витрине и пребывает святой образ, к которому ежегодно съезжается множество паломников. Православные черногорцы глубоко почитают эту древнюю святыню, волей Божьей оказавшуюся в их стране, и называют икону Божия Матерь Филермоза.

Перед Филермской иконой молятся об укреплении веры, об умножении духовных сил, о сохранении от раздоров и ересей. Божья Матерь Филермская почитается как покровительница иноков и благочестивых мирян.

Кроме Филермской, Сумельской и Киккской икон других образов Божьей Матери, написанных при Ее земной жизни, Святое Предание не называет. Однако есть немало чудотворных ликов Пречистой, созданных апостолом и евангелистом Лукой после Успения Богородицы. О некоторых из них, возможно не столь широко известных как Вифлеемская или Иерусалимская иконы, но также отмеченных многими чудотворениями, мы обязательно расскажем в одной из наших будущих статей на сайте «Свеча Иерусалима».

Икона Казанской Божьей Матери – одна из наиболее почитаемых в православном мире. Это доказывают огромное множество существующих нынче списков (копий).

Прообраз ее был обретен в 1579 году после того, как в Казани произошел сильнейший пожар, практически уничтоживший все деревянные постройки города.

Согласно легенде, девятилетней девочке Матрене, дочери одного из пострадавших местных купцов, во время сна явилась Пресвятая Богородица и повелела разыскать ее образ, который, будто бы, находился на пепелище.

Родители послушали девочку и в указанном ею месте действительно обнаружили не тронутую огнем икону, завернутую в рукав от нарядки вишневого сукна. Написана она была на кипарисовой доске и предстала перед своими «археологами» сияющая свежими красками.

Помимо неимоверной красоты, икона оказалась чудотворной. Согласно свидетельствам, слепым она возвращала зрение, страдающие мигренью обретали успокоение от головных болей.

Тогда же было решено сделать копию образа и послать его ко двору московского царя Ивана Грозного с приложением подробных описаний истории появления и произведенных чудес. Государь был настолько очарован рассказанным, что приказал на месте приобретения иконы построить девичий монастырь. Туда же было велено доставить для сохранения чудодейственный лик.

Кроме многочисленных исцелений, икона Казанской Божьей Матери неоднократно даровала защиту от нападения врагов. С ее прообразом связывают освобождение Москвы от захвативших город поляков в 1612 году, победу русских войск в битве под Полтавой в 1709 году, а также победу в войне с Наполеоном в 1812 году.

Немалую роль сыграл чудодейственный образ и в истории Великой Отечественной Войны. Согласно историческим документам икона была доставлена в окруженный фашистами Ленинград. Здесь ее пронесли по окраинам блокадного города – и он выстоял. Затем икону перевезли в Москву – и немцы были разгромлены. После этого пред нею отслужили молебен в Сталинграде – и битва была выиграна Красной Армией.

Насколько же сильной должна была быть вера людей в чудодейственность образа. А ведь, как ни странно, это была всего лишь прекрасно написанная копия. Оригинал был утрачен еще в начале XIX века. По одной из версий считается, что икона была похищена из Богородицкого монастыря вместе с образом Спасителя. По показаниям одного из пойманных похитителей, деревянная часть божьего лика была изрублена на куски и сожжена, а драгоценности ризы были вырваны в надежде на скорую продажу.


Богородецкий монастырь

Впрочем, это лишь одна из версий исчезновения. Существует предание, что воры вынесли из монастыря лишь копию иконы. Прообраз же находился в тот момент в покоях настоятельницы монастыря, куда она каждый вечер относила святой лик, боясь кражи.

Согласно сведениям историка Хафизова, во время Гражданской войны прообраз Иконы Казанской Божьей Матери был вывезен из России и в 1920 году продан на аукционе одному из лондонских коллекционеров. Впоследствии, у нее несколько раз менялись владельцы. В конце концов, она была выкуплена организацией «Blue Army» и передана в Ватикан, откуда и вернулась в Россию в 2004 году.

Согласно же третьей, последней версии, оригинал иконы никогда не покидал пределов России, а был попросту спрятан в неизвестном месте, которое и по сегодняшний день остается неведомым.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .