Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Персональная страничка кацва л а. Кацва, леонид александрович. — Как вы относитесь к концепции учебно-методического комплекса по отечественной истории

В ноябре 1979 года архиепископ Курский и Белгородский Хризостом рукоположил меня во иерея и послал на отдаленный сельский приход со словами: "Четырнадцать лет там не было службы. Храма нет, и прихода нет. И жить негде. Восстановите здание церкви, восстановите общину - служите. Не сможете, значит, вы не достойны быть священником. Просто так махать кадилом всякий может, но для священника этого мало. Священник сегодня должен быть всем, чего потребует от него Церковь". - "А лгать для пользы Церкви можно?" - "Можно и нужно".

Двадцать пять лет размышляю я над этими словами. Все, что написано в этой книге, - результат этих размышлений.

Говорят, что за последние пятнадцать лет в Московской Патриархии произошли огромные изменения. Я, сельский священник, вижу только внешние изменения. Нам дозволено восстанавливать храмы, публиковать книги, заниматься благотворительностью, посещать заключенных и болящих, но исцеление и возрождение каждой Поместной Церкви, так же, как и каждого человека, может и должно начаться только с покаяния, о чем свидетельствует проповедь Иоанна Крестителя, Спасителя и святых апостолов. До сего дня мы не покаялись ни в чем. И чем дальше, тем нелепее звучит даже призыв к покаянию. Со всех сторон я слышу: "Нам не в чем каяться". Отказ от покаяния - характерная черта не только Московской Патриархии. Оказывается, не в чем каяться и Русской Православной Церкви Заграницей, не в чем каяться "катакомбникам". Мы все видим соломинку в глазе брата, но не видим бревна в своем глазу.

Я убежден, что преступно замалчивать недуги своей Церкви. Каждый христианин знает, что "молчанием предается Бог". Мы призваны не только веровать, но и исповедовать, т. е. вслух свидетельствовать перед всем миром. Примером для каждого говорящего и пишущего о Церкви должны служить евангелисты. Они не побоялись сказать всю правду, которая, казалось бы, неизбежно вредила проповеди христианства. Они рассказали, что апостол Иуда продал Учителя за тридцать сребреников, что апостол Петр предал Христа и трижды отрекся от него, что первовер-ховный апостол Павел много лет был гонителем христиан, что Христа окружали мытари и грешники. Вся античная критика христианства была построена на анализе текстов Нового Завета, но евангелисты не побоялись этого. Они знали, что отец всякой лжи - дьявол, что всякий, кто лжет, становится его сыном и творит его волю. И поэтому христианство восторжествовало в мире.

Мне хочется обратиться ко всем своим собратьям-священнослужителям, ко всем православным христианам в России и за рубежом с несколькими важнейшими для меня вопросами.

Как оценить семидесятилетнее сотрудничество иерархов нашей Церкви с государством воинствующих безбожников-коммунистов? Можно ли спасать Церковь ложью?

С какого времени и почему наша Церковь стала официально именоваться Русской Православной Церковью? В "Своде законов Российской империи" и во всех документах Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов мы встречаем термин "Православная Российская Церковь". Украинец, белорус, татарин, якут выходят из Святой Купели такими же украинцами, белорусами, татарами, якутами, не становясь русскими. Каждый из нас имеет равное право сказать: "Это моя Церковь".

Допустимо ли причислять к лику святых Новомучеников и Исповедников российских до покаяния и без покаяния перед ними?

Почему мы намеренно предали забвению все решения Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов? Почему мы избираем Патриарха вопреки постановлению Собора? Почему Священный Синод формируется вопреки постановлению Собора? Почему епископы сегодня назначаются Синодом, а не избираются? Почему церковный народ полностью отстранен от избрания священника на свой приход? Почему мы именуем свою Церковь "Соборной", если Она строится по принципу "демократического централизма"? *

Очевидцы Я никогда не дерзал говорить от лица Церкви. Все, что я писал и говорил, - только мое личное мнение. Еще до публикации копию каждой статьи я направлял правящему архиерею и в Священный Синод. Моей целью всегда был и остается диалог.

Эта книга - своеобразный дневник сельского священника на приходе: здесь собраны не только многолетние впечатления и размышления о приходской жизни, но и статьи, докладные записки, прошения, обращения к правящим архиереям. Понятно, что когда я писал эти тесты, трудно было предположить, что они будут опубликованы под одной обложкой.


НА ПРИХОДЕ

Читатель увидит, что в разные годы, на разных приходах, в разных епархиях сельский священник сталкивается со схожими проблемами. Этим, должно быть, и объясняется неизбежность неоднократного обращения к одним и тем же темам.

В книге три раздела. В первый вошли очерки, в основе которых - непосредственные впечатления от службы в сельских храмах Курско-Белгородской, Вологодской и Костромской епархий. Во втором разделе читатель найдет размышления о путях и судьбах Русской Православной Церкви сегодня. Материалы, касающиеся взаимоотношений Московского Патриархата и других ветвей Русской Православной Церкви - Русской Православной Церкви Заграницей, Истинно-Православной Церкви ("катакомб-ников"), - составляют третий раздел.

Надеюсь, что несмотря на разнообразие жанров и тем представленных здесь текстов, собранные воедино, они помогут читателю увидеть некоторые важные стороны нынешней жизни российского православия.

Я посвящаю эту книгу светлой памяти моего духовника, наставника и друга священника Николая Эшлимана.


Прекрасный новый мир

Я принадлежу к самой удивительной и странной социальной группе. Я не попадаю ни в один из двух классов, составляющих советское общество, не отношусь и к "прослойке" - интеллигенции. Каждый день, открывая любую газету, я читаю: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". Нет, этот призыв не ко мне. Многие годы официальным гимном моей страны был "Интернационал", но слова гимна моей Родины были прямо и открыто враждебны мне. Я не член профсоюза и не могу им стать. За 70 лет никто ни разу не представлял меня на первомайских или октябрьских парадах или демонстрациях ни внизу - в колоннах, ни вверху - на трибунах, первомайские и октябрьские лозунги не призывали меня "крепить", "умножать", "усилить". Я никогда не становился на трудовую вахту и не участвовал в социалистическом соревновании, разве что на строительстве Беломоро-Балтийского канала.

Я не гражданин ГУЛАГа, но никто никогда не говорит и не пишет мне "товарищ", а если где-то ненароком обмолвятся и по привычке скажут, я не отвечу и даже не повернусь к говорящему: это не ко мне. И сам, естественно, никого и никогда этим словом не зову. В последний раз, помнится, так обратился к моему собрату А. Блок в поэме "Двенадцать": "Что нынче невеселый, товарищ поп?". Но долгополый собрат мой и в той поэме отвечать не пожелал, предпочел за сугроб схорониться, хотя подмечено было точно и вопрос был очень существенный. Но "товарищ поп" не принимал хиротонию от тех двенадцати Петрух и Ванюх, провидевших за снежной вьюгой "свободу без креста", не мечтал попить с ними кровушки да пальнуть пулей в святую Русь. Он был совершенно чужой для тех апостолов, и они были совершенно чужие ему: он не собирался служить тому оборотню "в белом венчике из роз".

Предисловие

Глава 1. Россия в начале ХХ столетия.

стр. 14 Лекция 1. Российская экономика в начале ХХ в.

стр. 38 Лекция 2. Внутренняя политика и общественное движение

в России на рубеже XIX–ХХ вв.стр. 65 Лекция 3. Революционное движение

в начале ХХ в.

стр. 91 Лекция 4. Русско-японская война.стр. 117 Лекция 5. Начало революции.стр. 141 Лекция 6. Весна и лето 1905 года.

Революция на подъеме. стр. 162 Лекция 7. Осень 1905 года.

Апогей революции.

стр. 189 Лекция 8. Россия в 1906–1907 гг. Первая и Вторая Государственные Думы.

стр. 213 Лекция 9. Столыпинская аграрная реформа.стр. 235 Лекция 10. Внутренняя политика

третьеиюньской монархии.

стр. 266 Лекция 11. Общественное и революционное движение в 1907–1913 гг.

стр. 288 Лекция 12. Культура России начала ХХ в.стр. 332 Лекция 13. Внешняя политика России

в 1905–1914 гг.

стр. 354 Лекция 14. Первая Мировая война: Восточный фронт в 1914–1916 гг.

стр. 381 Лекция 15. Власть и общество России в условиях Мировой войны.

стр. 407 Итоговые вопросы к главе 1.

Глава 2. Россия в годы революции и гражданской войны.

Лекция 16. Свержение монархии. Развитие революции весной 1917 г.

Лекция 17. Лето 1917 г.: нарастание политического кризиса.

Лекция 18. Осень 1917 года: от поисков компромисса к большевистской диктатуре.

Лекция 19. Становление Советской власти.Лекция 20. Брестский мир.

Лекция 21. Экономическая политика Советской власти в конце 1917 - начале 1918 г.

Лекция 22. Гражданская война 1918 – весна 1919 гг.

Лекция 23. Гражданская война: 1919 – 1921 гг.

Лекция 24. Советской Россия в годы Гражданской войны: экономика и политический режим.

Итоговые вопросы к главе 2.

Глава 3. Россия нэповская.

Лекция 25. Переход к НЭПу.

Лекция 26. Политическая жизнь Советской России в первые годы НЭПа.

Лекция 27. «Завещание» Ленина и обострение внутрипартийной борьбы в первой половине 20-х гг.

Лекция 28. Середина 20-х: поиски экономических решений и борьба за власть.

Лекция 29. Культура 20-х гг.

Лекция 30. Внешняя политика Советского государства в 20-х гг.

Итоговые вопросы к главе 3.

Глава 4. «Большой скачок».

Лекция 31. Индустриализация: рубежи и миражи.

Лекция 32. Коллективизация сельского хозяйства СССР.

Лекция 33. Советское общество в 30-х гг.Лекция 34. Внутриполитическая жизнь

СССР в 30-х гг.

Лекция 35. Империя ГУЛАГа.Лекция 36. Культура 30-х гг.

Лекция 37. Международные отношения и внешняя политика СССР

в 1929–1938 гг.

Лекция 38. От борьбы за коллективную безопасность - к пакту с Гитлером.

Лекция 39. СССР в начальный период Второй Мировой войны (1939–1941 гг.).

Итоговые вопросы к главе 4.

Глава 5. Сороковые, роковые.

Лекция 40. Вставай, страна огромная!Лекция 41. Трагический сорок первый.Лекция 42. У стен Москвы.

Лекция 43. Образование антигитлеровской коалиции.

Лекция 44. Крепость на Волге.Лекция 45. От Волги до Днепра.

Лекция 46. На оккупированной территории.

Лекция 47. Подвиг тыла.

Лекция 48. Освобождение Европы.Лекция 49. Падение «третьего Рейха».

Победа на Дальнем Востоке. Лекция 50. Цена Победы.

Власть и общество в годы войны.

Итоговые вопросы к главе 5.

Глава 6. Апогей сталинизма.

Лекция 51. Международные отношения и внешняя политика СССР

после войны.

Лекция 52. Советская экономика послевоенных лет.

Лекция 53. Общество и власть после войны.Лекция 54. Внутренняя политика СССР

в конце 40-х – начале 50-х гг.Лекция 55. Советская культура второй

половины 40-х - начала 50-х гг.

Итоговые вопросы к главе 6.

Глава 7. Оттепель.

Лекция 56. После смерти Сталина.Лекция 57. ХХ съезд КПСС.

Лекция 58. Внешняя политика СССР

во второй половине 50-х - начале 60-х гг.

Лекция 59. Экономическое и социальное развитие СССР в 50-х - первой половине 60-х гг.

Лекция 60. Общественно-политическая жизнь СССР во второй половине 50-х гг.

Лекция 61. Общественно-политическая жизнь СССР в начале 60-х гг.

Итоговые вопросы к главе 7.

Глава 8. Годы застоя.

Лекция 62. Экономика «зрелого социализма»Лекция 63. Советское общество второй

половины 60-х - начала 80-х гг.Лекция 64. Общественно-политическая

жизнь СССР второй половины 60-х - начала 80-х гг.

Лекция 65. Бросившие вызов.

Лекция 66. СССР на международной арене.Лекция 67. Наследники Брежнева.

Итоговые вопросы к главе 8.

Глава 9. Пути перестройки.

Лекция 68. Стратегия ускорения (1985–1986 гг.).

Лекция 69. Политика гласности и начало реформ (1986–1988 гг.).

Лекция 70. «Радикализация перестройки» (1988–1990 гг.).

Лекция 71. Противостояние СССР - Россия (1990–1991 гг.).

Лекция 72. Перестройка и новая международная реальность.

Лекция 73. Распад СССР.

Итоговые вопросы к главе 9.

Вместо заключения

Предисловие

Уважаемые коллеги! Дорогие старшеклассники!

П редлагаемый Вашему вниманию курс лекций охватывает отечественную историю с начала ХХ столетия до распада Советского Союза в 1991 г. Таким образом, он является своего рода введением к основным материалам сайта «Твоя история», посвященным подробному рассмотрению истории 90-х годов ХХ века.

ХХ век - совсем недавнее прошлое, но, тем не менее, многое, что определяло повседневную жизнь той эпохи, сегодня уже трудно представить, ведь окружающая действительность в последние десятилетия меняется стремительно. Между тем, без понимания того, как жили, о чем думали, к чему стремились и от чего страдали люди

ХХ века, невозможно разобраться в проблемах нынеш-

них дней. Исторический опыт ХХ века нужен как для того, чтобы постараться не повторять ошибок предыдущих поколений, так и для того, чтобы использовать все ценное, накопленное ими.

ХХ век был, вероятно, самым кровавым в истории человечества. Нашей стране в этом столетии выпали едва ли не самые тяжелые испытания: чудовищные потери в войнах, массовая гибель населения от голода, беспрецедентные по масштабу и жестокости репрессии. История России в ХХ веке проходила под знаком чудовищной катастрофы 17-го года, когда страна, поверив обещаниям светлого будущего, оказалась ввергнута в кровавый хаос и долгую тоталитарную диктатуру. В прошедшем столетии в нашей стране, по словам писателя Г.Я. Бакланова, «люди не раз боролись за свое порабощение с такой энергией и страстью, с какой позволительно бороться только за свободу». Но российский ХХ век - это

и исключительный опыт противостояния несвободе. Люди отстаивали свое право на свободу по-разному: одни - открыто отстаивая свое право на политические

и религиозные убеждения, другие - порывая с официальным искусством и формируя «альтернативную культуру», третьи - находя возможности трудового, но неофициального заработка, четвертые - уходя в эмиграцию. Это стремление к свободе помогло нашему народу выжить и сохранить достоинство в самые тяжелые времена.

VI – конец XV в

VI–VII вв. – переселение славян с Дуная в Восточную Европу, начало формирования основных племенных союзов восточных славян.

VI в. – образование Второго Тюркского каганата.

30-е гг. VII в. – распад Второго Тюркского каганата, образование Великой Болгарии во главе с ханом Кубратом и Хазарского каганата.

40-е гг. VII в. – разгром Великой Болгарии хазарами, переселение части болгар во главе с ханом Аспарухом на Дунай.

40-е гг. VIII в. – наиболее вероятное время провозглашения иудаизма официальной религией Хазарского каганата.

IX в. – переселение части болгар в Поволжье, образование Волго-Камской Болгарии (Булгарии) – государства, зависимого от Хазарского каганата. Принятие волжскими болгарами ислама.

860 г. – первый упомянутый в источниках поход Руси на Византию.

862 г. – летописная дата призвания варягов. По словам летописи, словене, кривичи, меря и чудь платили дань варягам (руси), затем изгнали их, однако после этого начали воевать между собой. Для прекращения усобиц было принято решение призвать варягов: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжить и володеть нами». Три варяжских конунга – братья Рюрик, Трувор и Синеус – начали править соответственно в Новгороде, Изборске и на Белоозере. Братья Рюрика вскоре умерли.

862–879 гг. – княжение Рюрика в Новгороде.

60-70-е гг. IX в. – княжение в Киеве Аскольда и Дира (дружинников Рюрика, отпросившихся у него в поход «на греки») в Киеве.

879 г. – смерть Рюрика.

879–912 гг. – княжение Олега (одного из дружинников Рюрика).

882 г. – поход Олега на юг. Захват Смоленска. Убийство княживших в Киеве Аскольда и Дира, утверждение Олега в Киеве. Объединение Киева и Новгорода под единой властью. Возникновение государства Киевская Русь.

80-е гг. IX в . – подчинение власти киевского князя восточнославянских племен древлян, северян, радимичей. Войны Олега с уличами и тиверцами.

907 г. – поход Олега на Константинополь. Уплата Византией дани. Договор Руси с Византией, позволивший русским купцам вести беспошлинную торговлю в Константинополе.

909–910 гг. – поход русской рати на Восток против наместников багдадского халифа в Прикаспии, в Хорасане и Мавераннахре.

911 г. – заключение дополнительного русско-византийского договора, предусматривавшего возможность найма руси на военную службу в Византии, а также обязанность взаимно помогать при кораблекрушениях, выдавать беглых рабов и наказывать за преступления, совершенные против одной из сторон.

912–913 гг. – поход русской рати на Каспийское море, опустошение городов на Каспийском побережье. Разгром русской рати на обратном пути мусульманской гвардией хазарского кагана и волжскими болгарами.

912–945 гг. – княжение в Киеве Игоря, сына Рюрика и преемника Олега.

915 г. – появление печенегов близ русских границ. Заключение князем Игорем мира с печенегами.

941 г. – неудачный поход Игоря на Константинополь. Сожжение византийцами русский ладей с помощью «греческого огня».

944 г. – второй поход Игоря на Константинополь. Принятие дружиной Игоря предложения византийцев о прекращении похода и уплате дани.

944–945 гг. – поход Игоря в Закавказье. Взятие русскими дружинами города Бердаа на р. Куре, столицы государства Арран.

945 г. – восстание древлян, вызванное попыткой Игоря получить дополнительную дань. Гибель Игоря. Месть Ольги древлянам. Налоговая реформа Ольги: введение твердых размеров дани (уроков) и мест ее сбора (погостов).

945–964 гг. – Правление Ольги в Киеве.

955 (или 957) г. – поездка княгини Ольги в Константинополь. Ее крещение с принятием христианского имени Елена.

964–972 гг. – княжение Святослава Игоревича в Киеве.

964–966 гг. – поход князя Святослава на хазар. Разгром Хазарского каганата. Победа над ясами и касогами (предками осетин и черкесов), буртасами (предками мордвы), волжскими болгарами. Завоевание Таманского полуострова с городом Тмутараканью. Подчинение самого отдаленного восточнославянского племенного союза – вятичей – власти киевского князя.

967–968 гг. – поход Святослава в Дунайскую Болгарию по просьбе византийского императора Никифора Фоки. Победа над болгарами под г. Доростолом (ныне г. Силистра). Намерение Святослава перенести свою столицу в г. Переяславец-на-Дунае.

968 (или 969) г. – нападение печенегов на Киев. Возвращение Святослава в Киев, отступление печенегов.

969 г. – смерть княгини Ольги. Раздел Святославом русской земли между сыновьями: назначение Ярополка княжить в Киеве, Олега – в древлянской земле, Владимира – в Новгороде.

969–971 гг . – второй поход Святослава в Дунайскую Болгарию. Перерастание Русско-болгарской войны в Русско-византийскую. Окружение Святослава византийцами в г. Доростоле.

971 г. – мирный договор между Святославом и византийским императором Иоанном Цимисхием на следующих условиях: русские соглашались покинуть Болгарию и не нападать на нее, а в случае возникновения внешней опасности для Византии оказать ей помощь; византийцы беспрепятственно пропускали русских на Днепр.

972 г. – гибель Святослава в сражении с печенегами в днепровских порогах.

972–980 гг. – княжение Ярополка – старшего сына Святослава – в Киеве.

977 г. – поход Ярополка на своего брата Олега Древлянского. Гибель Олега. Присоединение древлянской земли к Киеву.

980 г. – поход Владимира с новгородскими и варяжскими дружинами на Киев. Победа Владимира в сражении близ г. Любеча, осада Киева, гибель Ярополка.

980-1015 гг. – княжение Владимира Святославича в Киеве.

980 г. – первая религиозная реформа Владимира. Установление государственного культа шести божеств: Перуна (выделенного серебряной головой с золотыми усами), Стрибога, Дажьбога, Мокоши, Хорса и Симаргла.

981 г. – походы Владимира против поляков, захват Перемышля и других червенских городов.

981–982 гг. – походы Владимира против восставших вятичей, обложение их данью.

983 г. – поход Владимира против древнелитовского племени ятвягов.

984 г. – окончательное покорение радимичей власти киевского князя.

985 г. – поход Владимира против волжских болгар.

986 г. – летописный рассказ о выборе веры. Прибытие в Киев миссионеров из Византии (православных), Хазарии (иудеев), Болгарии (мусульман). Отправка Владимиром послов в Византию, Германию и мусульманские страны. Решение принять христианство из Византии.

988 г. – оказание Владимиром помощи византийским императорам Василию и Константину в подавлении мятежа полководца Варды Фоки в обмен на обещание выдать замуж за князя сестру императоров Анну. Нарушение договора византийской стороной. Взятие Владимиром Херсонеса. Договор Руси с Византией, брак Владимира с Анной, крещение Владимира в Херсонесе. Крещение киевлян. Официальное принятие Русью христианства. Начало распространения христианства на всей территории Руси.

Ок. 988 г. – административная реформа. Отказ от системы погостов и племенных княжений, направление сыновей Владимира в качестве наместников великого киевского князя в города Руси – прежние племенные центры.

989–996 гг. – строительство в Киеве церкви Богородицы (Десятинной церкви) – первой на Руси каменной церкви.

992, 996, 997 гг. – набег печенегов, сражение на р. Суле.

995–997 гг. – предполагаемое время основания митрополии в Киеве.

90-е гг. Х в. – строительство крепостей на границах Руси по рекам Суле, Стугне, Сейму, Десне и Трубежу.

1014 г. – конфликт Владимира с сыном Ярославом из-за отказа последнего присылать в Киев традиционную дань.

Ок. 1015 г. – создание «Правды Ярослава».

1015 г. – смерть Владимира I. Убийство сыном Владимира Святополком (Окаянным) братьев – князей Бориса и Глеба. Вступление Святополка на киевский великокняжеский престол.

1016 г. – сражение между войсками Святополка и Ярослава под Любечем. Бегство Святополка в Польшу. Взятие Киева Ярославом.

1017 г. – взятие Киева Святополком с помощью войск тестя – польского короля Болеслава I. Бегство Ярослава в Новгород.

1018 г. – война между Святополком и Ярославом. Поражение Святополка, его обращение за помощью к печенегам.

1019 г. – окончательный разгром Святополка в сражении на р. Альте.


Учителя большого города. Леонид Кацва

Автор одного из лучших учебников по истории России (в соавторстве с Андреем Юргановым) и учитель истории в гимназии 1543 - о том, как учили в советское время, нужно ли обсуждать с детьми политику, можно ли научить насильно, и любимых учениках
Леонид Александрович Кацва
Стаж: с 1980 года.

О предмете

Все предметы в школе разные. Некоторые преследуют практические цели. Например, языки, в некоторой степени математика. История же во многом предмет просветительский. Кажется, Марк Блок сказал, что для того, чтобы оправдать занятия историей, достаточно сказать, что это интересно. Но, конечно, не только это. Я думаю, что история в большей мере, чем какой-либо другой предмет, учит критически анализировать действительность, избегать манипулирования. Причем обучать этому нужно именно на историческом материале. Тот же Марк Блок говорит: «Кто будет интересоваться только современным, тому не понять современного».

Даже если урок проходит в жанре лекции, можно сделать так, чтобы дети размышляли. При этом надо избегать беллетризации. Увлекательность и драматизм исторического процесса нужно показывать, используя сам фактический материал. Нужно, чтобы постепенно у детей складывалось свое мировоззрение, чтоб они понимали, что насилие ни к чему хорошему не ведет, что свобода лучше, чем несвобода.

Об учебниках

Существует иллюзия, что школа утрачивает роль информатора. Но это не совсем так. Из интернета ребенок получает лишь бессистемное знание, и задача учителя это знание организовать. К тому же не надо думать, что дети так уж активно роются в этой информации. Да и роль учебника выросла в последнее время. В советские годы никому и в голову не приходило обращаться за знанием к учебнику. Школьный предмет и история как таковая никак не смешивались. Чтобы что-то узнать, нужно было обращаться к другим источникам, лучше устным.

Учебник должен быть взвешенным, но он не может быть абсолютно объективным. Вообще, что такое объективность? В учебнике всегда присутствует точка зрения автора, но она должна подаваться через факты. Например, если сказать, что за случайную поломку подшипника, когда ремонт обошелся в 3 рубля, тракторист получил 10 лет заключения за саботаж, то школьник и так все поймет, и мои авторские размышления ему не нужны. Или как два мужика получили по 10 лет за сбор дикой груши в лесу. Что тут комментировать-то?

Учебник должен исходить из неких гуманистических принципов. Репрессии нельзя оправдывать - пусть даже успешным завершением индустриализации. Понятно, что я тут имею в виду вполне конкретную книгу, которая уже у всех навязла в зубах. Если даешь оценку, то надо говорить о разных точках зрения, не скрывая своей. Это истина одна, а правд очень много. При этом оцениваться должна система доказательств. Я вообще противник ЕГЭ, но должен признать, что как раз в этом его сильная сторона. Школьник там выбирает одно из мнений и приводит аргументацию. Оценивается наличие аргументов, мнение не оценивается. И это правильно.

О советском времени

Учителю истории приходилось лгать и умалчивать ежедневно. Мы рассказывали о коллективизации, но не рассказывали о голоде 30-х годов и об ужасах раскулачивания. Или делали это на свой страх и риск. К тому же мы и сами об этом не все знали.

Была такая тема «Расширение братской семьи народов СССР», где все была ложь от первого до последнего слова, я ее никогда не преподавал, говорил: «А это прочитаете по учебнику». Или финская война. Все знали, что это агрессия СССР, но сказать это детям было нельзя. Конечно, дети не стучали на учителей. Они приходили домой и с восторгом все рассказывали маме за чаем. А стучал папа на утро. Я знаю такие примеры. У меня ничего подобного не было. Я пришел в школу в восьмидесятом и мало что застал - хотя кое-что застал.

Как-то мы проходили XX съезд. Я вынул из шкафа газету «Правда», которую сохранил мой отец, и большими кусками зачитал в классе постановление ЦК КПСС о преодолении культа личности. Заметьте, это не доклад Хрущева, а гораздо более консервативный текст. Но это была бомба в то время. Потом мой старший коллега говорит: «Слушай, зачем тебе это надо?» - «А что тут такого? Разве это постановление кто-нибудь отменял?» - «Не прикидывайся идиотом». Я, конечно, прикидывался. Но такую вещь можно было сделать.
Как-то выпускники - это был выпуск 84-го года - написали мне в адрес: «На ваших уроках мы узнали, как можно не идти против собственной совести». Я этот документ до сих пор храню с гордостью.

О сегодняшнем дне

Потом наступили другие времена. Некоторые мне говорили: «Вот ты преподаешь историю, это теперь так трудно». А я отвечал: «Трудно-то было раньше, а теперь легко». Но недавно я прочитал в интернете, что принято решение со следующего года включить в обязательный минимум содержания разделы, связанные с «фальсификациями истории в ущерб интересам России». Я очень боюсь, что включение этих разделов - это возвращение старого доброго времени, когда нас собирали на лекции по контрпропаганде. Вот когда в одном учебнике пишется, что 90 процентов чеченцев изменили и перешли на сторону противника в Великую Отечественную войну, это и есть фальсификация. Наверное, авторы думают, что эта фальсификация в пользу России.

О том, нужно ли обсуждать с детьми политику

Конечно, мы все обсуждаем. Дети сами ко мне приходят с вопросами. Я, правда, стараюсь не обсуждать эти темы с детьми моложе 10 класса. По крайней мере по собственной инициативе. Я стараюсь отвечать на вопросы и приглашать экспертов. Через две недели у нас должен выступать член Общественной палаты. Но политиков мы не приглашаем, в школе это делать нельзя.
Вопрос о том, идти ли детям на митинги, могут решать только дети и их родители. Школа тут ни при чем.

Другое дело, что она не должна искусственно это пресекать, устраивать во внеурочное время контрольные и т.д. Это достигает противоположного эффекта. Дети начинают бегать на митинги специально. А что касается выпускников, то они люди взрослые, и я надеюсь, что они выработают свою позицию сами. Я думаю, что некие усилия для этого я в свое время приложил. Ходил ли я сам на митинги? Да, ходил. И встретил там наших выпускников. То, что я не удивился, это понятно, но мне важнее, что и они не удивились, встретив меня.

Об элитных школах

Сейчас набирать детей по конкурсу могут только лицеи и гимназии. Это правильно: нельзя вместе учить мотивированных детей и тех, кто не может или не хочет учиться. Идея подтянуть слабые школы к сильным, превращая их в филиалы сильных школ, - полное безумие. Если это сделать, то не слабая школа улучшится, а сильная испортится. Чтобы преодолеть этот разрыв, надо готовить хороших учителей. И платить им больше. В Москве платят сносно. А вот в провинции мои коллеги получают совершенно неприличные деньги. Когда я с ними общаюсь, мне порой стыдно назвать свою зарплату. Потому что люди не хуже меня работают, а получают в 3-4 раза меньше. Это немыслимый разрыв.

Есть и другая сторона вопроса - сегодня школа не может отчислить ребенка. А это неправильно. Конечно, все имеют право на бесплатное среднее образование. Но у человека должно быть не только право, но и ответственность. Школы нельзя заставлять учить человека, который этого не хочет. К нам такие дети почти не проходят, а вот для обычных школ это очень актуально.

Об учениках

Дети меня побаиваются до тех пор, пока не начинают у меня учиться. А потом это быстро проходит. Как-то одна девица из 9 класса мне сказала: «Ой, как мы вас боялись в шестом классе!» Я говорю: «Что значит боялись? А сейчас?» Ну и слышу в ответ «хи-хи».

Вообще невозможно со всеми детьми иметь одинаковые отношения. Я не верю учителям, которые заявляют, что любят всех детей. Ко всем можно и нужно относиться доброжелательно. Но если во всей параллели будет два-три человека, которых ты любишь, это уже много. У меня есть несколько учеников, с которыми я дружу. К нескольким выпускницам я отношусь просто как к родным дочерям.
Тут еще важно, хотят ли сами дети, чтобы ты с ними общался. Я всегда говорю: не учитель выбирает себе ученика, а ученик выбирает себе учителя. И вот, если тебя выбрали, это большое счастье.

Но бывали и другие случаи, когда родители считали, что ребенок ушел из школы из-за меня. Вообще, наша профессия такова, что, если учитель скажет, что за всю свою жизнь никого не обидел, это будет неправда. Мы ведь поставлены в такие условия, что должны принуждать ребенка к деятельности, которой он не всегда хочет заниматься. Да еще мы эту деятельность оцениваем.

Иногда дети и даже выпускники приходят ко мне с личными проблемами. Тут, наверное, сказывается то, что я уже перешел в другую возрастную категорию. И им, особенно девочкам, иногда легче обратиться ко мне, чем к молодому учителю. Хотя, конечно, приходят не только ко мне.

Как-то у нас были танцы в 8 классе. Ну, понятное дело, мальчики сидят по стенкам, танцевать не с кем. И девочки мне говорят: «А вы пойдете танцевать?» Я говорю: «Вот я сейчас по журналу проверю. Если окажусь старше большинства ваших мам, то пойду, а если моложе, то не пойду». Пришлось идти.

Я уже довольно много учил детей своих учеников. Многие из них даже школу закончили. Не знаю, успею ли я внуков поучить. Хотя есть такая мечта сказать: «Это было тогда, когда я учил твоего дедушку».