Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Опек расшифровка. Страны входящие в опек. Основные направления государственного регулирования экономики развитых стран

Подробности Организации

(транслитерация англоязычной аббревиатуры OPEC - The Organization of Petroleum Exporting Countries, в дословном переводе - Организация Стран - Экспортеров Нефти) - международная межправительственная организация нефтедобывающих стран, созданная для стабилизации цен на нефть.

Организация Стран - Экспортеров Нефти

Дата основания

Дата начала деятельности

Расположение штабквартиры

Вена, Австрия

Генеральный секретарь

Mohammad Sanusi Barkindo

Официальный сайт

Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран - участниц организации, поддержания стабильности мировых цен на нефть, обеспечения бесперебойных поставок сырья потребителям и получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль.

Влияние ОПЕК на рынок нефти

По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА) на страны ОПЕК приходится более 40% от мировой добычи нефти и порядка 60% от общего объема торгуемой на международной рынке нефти.

Цена на нефть диктуется в первую очередь балансом спроса и предложения. А предложение, как видно из приведенной выше статистики, определяется действиями OPEC. Именно по этой причине Организация стран – экспортеров нефти играет чрезвычайную важную роль в нефтяной индустрии.

Даже несмотря на то, что многие эксперты в последнее время усматривают снижение влияния ОПЕК на нефтяной рынок, тем не менее, цены на нефть все еще в значительной мере зависят от действий организации. История знает множество примеров, когда нестабильность на рынке порождалась простыми слухами, связанными с действиями организации, или заявлением одного из членов делегации OPEC.

Основным инструментом ОПЕК для регулирования цен на нефть является введение так называемых квот на добычу среди участников организации.

Квоты OPEC

Квота ОПЕК – устанавливаемый на общем заседании предельный объем добычи нефти как для всей организации в целом, так и для каждой отдельной страны-члена OPEC.

Сокращение общего уровня добычи картеля путем распределения производства нефти стран ОПЕК вполне логично приводит к росту котировок на черное золото. При отмене квот (такое случалось в истории нефтяной отрасли) цены на нефть значительно снижались.

Система установки квот или «потолка добычи» была прописана в Уставе организации, утвержденном в 1961 году. Однако впервые этот метод был применен только на 63-й внеочередной конференции ОПЕК 19-20 марта 1982 года.

Организация стран - экспортеров нефти в цифрах

1242,2 млрд баррелей

Суммарные доказанные запасы нефти стран-членов ОПЕК

Доля запасов стран-участников организации от всех мировых запасов нефти

39 338 тыс. баррелей в день

Объем добычи нефти странами ОПЕК

Доля OPEC в мировой добыче нефти

Доля мирового экспорта OPEC

Данные BP Energy Review за 2018 год.

*Данные Международного энергетического агентства за 2018 год.

Страны ОПЕК

Организация была образована в ходе отраслевой конференции в Багдаде 10-14 сентября 1960 года по инициативе пяти развивающихся нефтедобывающих стран: Ирана, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии и Венесуэлы.

В дальнейшем к организации стали присоединяться страны, экономики которых находятся в прямой зависимости от добычи и экспорта нефти.

Несмотря на то, что в составе ОПЕК представлены страны из разных частей света, исторически наибольшим влиянием внутри картеля обладает Саудовская Аравия и другие государства Ближнего Востока.

Связан такой перевес влияния не только с тем, что часть этих стран являются основателями организации, но и с огромными запасами нефти, сосредоточенными на территории Аравийского полуострова и Саудовской Аравии в частности, высоким уровнем добычи, а также наличием наиболее современных технологий извлечения этого полезного ископаемого на поверхность. Для сравнения, в 2018 году Саудовская Аравия добывала в среднем 10,5 млн баррелей в день, а ближайшая по уровню добычи среди участников картеля страна – Иран – 4,5 млн баррелей в день.

По состоянию на конец 2019 года в состав организации входит 14 стран. Ниже приведена таблица со списком государств, входящих в состав ОПЕК, в порядке их вступления в организацию.

Годы членства

Производство нефти и конденсата, млн баррелей

Доказанные запасы, млрд тонн

Ближний Восток

Ближний Восток

Ближний Восток

Саудовская Аравия

Ближний Восток

Венесуэла

Южная Америка

Северная Африка

Объединенные Арабские Эмираты

Ближний Восток

Северная Африка

Западная Африка

Южная Америка

1973 - 1992,
2007 -

Центральная Африка

1975 - 1995,
2016 -

Южная Африка

Экваториальная Гвинея

Центральная Африка

Центральная Африка

*Эквадор не являлся членом организации с декабря 1992 г. по октябрь 2007 г. В 2019 году страна объявила, что покинет OPEC с 1 января 2020 года.

**Габон приостанавливал членство в организации с января 1995 г. по июль 2016 г.

Кроме этого в состав ОПЕК входили:

Индонезия (с 1962 г. по 2009 г., и с января 2016 г. по 30 ноября 2016 г.);
- Катар (с 1961 г. по 31 декабря 2018 г.).

Для утверждения принятия в состав организации нового члена необходимо согласие трех четвертей действующих участников, включая всех пятерых основателей OPEC. Некоторые страны ждут согласование о присвоении членства в организации по несколько лет. Например, Судан подал официальную заявку в октябре 2015 года, но на текущий момент (конец 2019 года) все еще не является членом организации.

Каждый участники картеля обязан вносить ежегодный членский взнос, размер которого устанавливается на заседании ОПЕК. В среднем сумма взноса составляет $2 млн.

Как упоминалось выше, в истории организации было несколько моментов, когда страны прекращали или временно приостанавливали членство. В основном это было связано с несогласием стран с вводимыми организацией квотами на добычу и нежеланием платить членские взносы.

Структура организации

Заседания ОПЕК

Высшим органом управления Организации стран - экспортеров нефти является Конференция стран-участниц, или как чаще ее называют – заседание или встреча ОПЕК.

Заседание ОПЕК проходит 2 раза в год, а при необходимости организуются внеочередные сессии. Местом собрания, в большинстве случаев, является штаб квартира организации, которая с 1965 года находится в Вене. От каждой страны на встрече присутствует делегация, возглавляемая, как правило, министрами нефти или энергетики соответствующей страны.

Президент Конференции

Председательствует на заседаниях Президент Конференции (Президент OPEC), который избирается каждый год. С 1978 года введена также должность заместителя президента.

Каждая страна-член организации назначает специального представителя, из которых формируется Совет управляющих. Состав совета утверждается на заседании ОПЕК, как и его председатель, который избирается сроком на три года. Функции совета заключаются в управлении организацией, созыв Конференций и составление годового бюджета.

Секретариат

Исполнительным органом Организации стран - экспортеров нефти является Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем. Секретариат отвечает за выполнение всех резолюций, принятых Конференцией и Советом управляющих. Кроме этого, данный орган проводит исследования, результаты которых являются ключевыми факторами в процессе принятия решений.

В состав Секретариата OPEC входит Канцелярия Генерального секретаря, Юридическое управление, Отдел исследований и Отдел вспомогательного обслуживания.

Неформальные встречи ОПЕК

Помимо официальных встреч, организуются неформальные встречи ОПЕК. На них члены организации обсуждаются вопросы в консультативном – предварительном режиме, и позже на официальном заседании руководствуются результатами таких переговоров.

Наблюдатели OPEC

С 1980-х годов на заседаниях ОПЕК практикуется присутствие представителей других нефтедобывающих стран, не входящих в состав организации, в качестве наблюдателей. В частности, на многих заседаниях присутствовали представители таких стран как Египет, Мексика, Норвегия, Оман, Россия.

Такая практика служит неформальным механизмом для координации политики не входящих в организацию стран и стран ОПЕК.

Россия является страной-наблюдателем ОПЕК с 1998 года, и с этого момента регулярно участвует во внеочередных сессиях министерских конференций организации в данном статусе. В 2015 году России предлагалось войти в основной состав организации, однако представители РФ приняли решение оставить статус наблюдателя.

С декабря 2005 года был установлен формальный энергетический диалог Россия – ОПЕК, в рамках которого предполагается организация ежегодных встреч Министра энергетики РФ и генерального секретаря организации поочередно в Москве и Вене, а также проведение экспертных заседаний по вопросам развития нефтяного рынка.

Стоит отметить, что Россия оказывает существенное влияние на политику OPEC. В частности, члены организации опасаются возможного увеличения объемов добычи РФ, и поэтому отказываются снижать производство, если Россия не сделает того же.

ОПЕК+ (Венская группа)

В 2017 году ряд нефтедобывающих стран, не входящих в OPEC, договорились участвовать в сокращении добычи нефти, усилив таким образом координацию на глобальном рынке. В состав группы вошли 10 стран: Азербайджан, Бахрейн, Бруней, Казахстан, Малайзия, Мексика, Оман, Россия, Судан и Южный Судан.

Таким образом, вместе с участниками организации сокращение добычи поддерживают 24 страны. Эту общую группу и само соглашение между 24-мя странами называют ОПЕК+ или в некоторых, в основном зарубежных источниках, Венской группой.

Отчеты ОПЕК

Секретариат Организации стран - экспортеров нефти выпускает несколько периодических публикаций, в которых содержится информация о ее деятельности, статистические данные по основным показателям мировой нефтяной промышленности в целом и участникам картеля в частности.

The Monthly Oil Market Report (MOMR) – Ежемесячный отчет нефтяного рынка - анализирует наиболее важные проблемы, стоящие перед мировым нефтяным сообществом. Наряду с анализом спроса и предложения, в отчете дается оценка динамики цен на нефть, сырьевых и товарных рынков, операций по переработке, запасам и активности на рынке танкеров.
- The OPEC Bulletin – Ежемесячная бюллетень ОПЕК – ведущее издание организации, в котором содержатся тематические статьи о деятельности и мероприятиях Секретариата, а также новости о странах-членах.
- The World Oil Outlook (WOO) – Ежегодная сводка среднесрочных и долгосрочных прогнозов Организации стран - экспортеров нефти по мировому нефтяному рынку. При разработке отчета используются различные сценарии и аналитические модели, объединяющие множество факторов и проблем, которые могут повлиять на нефтяную промышленность в целом и на саму организацию в ближайшие годы.
- The Annual Statistical Bulletin (ASB) – Ежегодный статистический бюллетень – объединяет статистические данные всех стран-членов организации и содержит около 100 страниц с таблицами, диаграммами и графиками, детализирующими мировые запасы нефти и газа, объемы добычи нефти и производства нефтепродуктов, данные по экспорту и транспортировке, а также другие экономические показатели.

Кроме этого, стоит отметить такие публикации, как Годовой отчет, ежеквартальный Энергетический обзор ОПЕК (OPEC Energy Review) и выходящий раз в пять лет Long-Term Strategy (Долгосрочная стратегия).

Также на сайте организации можно найти «Часто задаваемые вопросы» и брошюру «Кто что получает от нефти?».

Нефтяная корзина OPEC

Для более эффективного расчета стоимости нефти, производимой в странах-участницах организации, была введена так называемая "нефтяная корзина ОПЕК" - определенный набор сортов нефти, добываемой в этих странах. Цена данной корзины рассчитывается, как среднее арифметическое от стоимости входящих в ее состав сортов.

Предпосылки создания и история организации

Период после Второй мировой войны

В 1949 году Венесуэла и Иран предприняли первые попытки создания организации, предложив Ираку, Кувейту и Саудовской Аравии наладить связь между странами-экспортерами нефти. В то время добыча на некоторых крупнейших мировых месторождениях на Ближнем Востоке только начиналась.

После Второй мировой войны США были крупнейшим производителем и одновременно крупнейшим потребителем нефти. На мировом рынке доминировала группа из семи транснациональных нефтяных компаний, известных как «Семь сестер», пять из которых располагались в США и образовались в результате распада Рокфеллеровской монополии Standard Oil:

Exxon
Royal Dutch Shell
Texaco
Chevron
Mobil
Gulf Oil
British Petroleum

Таким образом, стремление стран-экспортеров нефти к объединению было продиктовано необходимость в создании противовеса экономическому и политическому влиянию транснациональной группы «Семи сестер».

1959 – 1960 гг. Гнев стран – экспортеров

В феврале 1959 г., когда возможности поставок расширились, транснациональные компании из группы «Семи сестер» в одностороннем порядке снизили цены на венесуэльскую и ближневосточную сырую нефть на 10%.

Спустя несколько недель в Каире (Египет) состоялся первый Арабский нефтяной конгресс Лиги арабских государств. На конгрессе присутствовали представители двух крупнейших нефтедобывающих стран после США и СССР – Абдулла Такири от Саудовской Аравии и Хуан Пабло Перес Альфонс от Венесуэлы. Оба министра выразили возмущение снижением цен на сырье, и поручили своим коллегам заключить Пакт Маади или Джентельменское соглашение, призывающее к созданию странами - экспортерами «консультационной комиссии по нефти», которой транснациональные компании должны представить планы об изменениях цен на сырье.

В отношении к Западу чувствовалась враждебность и протест против «Семи сестер», которые в то время контролировали все нефтяные операции в странах-экспортерах и обладали огромным политическим влиянием.

В августе 1960 года, игнорируя предупреждения, транснациональные компании снова объявили о снижении цен на ближневосточную нефть.

1960 – 1975 гг. Основание OPEC. Первые годы.

10 - 14 сентября 1960 года по инициативе Абдуллы Тарики (Саудовская Аравия), Переса Альфонсо (Венесуэла) и премьер-министра Ирака Абд аль-Карима Касима, была организована Багдадская конференция. На встрече представители Ирана, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии и Венесуэлы встретились для обсуждения повышения цен на нефть, добываемую их странами, а также политику реагирования на действия транснациональных компаний.

В результате, несмотря на сильную оппозицию со стороны США, пять вышеуказанные государств сформировали Организацию стран – экспортеров нефти (ОПЕК), целью которой было обеспечение лучшей цены на нефть, независимо от крупных нефтяных корпораций.

Изначально ближневосточные страны-участники призывали к размещению штабквартиры организации в Багдаде или Бейруте. Однако Венесуэла выступила за нейтральное месторасположение, что послужила размещением штабкваритиры в Женеве (Швейцария).

В 1965 году после того, как Швейцария отказалась продлевать дипломатические привилегии, штабквартиру OPEC перенесли в Вену (Австрия).

В течение 1961 – 1975 годов к пяти странам основателям присоединились: Катар, Индонезия, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты (изначально только Эмират Абу-Даби), Алжир, Нигерия, Эквадор и Габон. К началу 1970-х годов на страны-члены ОПЕК приходилось более половины мировой добычи нефти.

2 апреля 1971 году Организация стран - экспортеров нефти подписала с крупными нефтяными компаниями, ведущими бизнес в Средиземноморском регионе, Трипольское соглашение, результатом которого стало повышение цен на нефть и увеличение прибыли стран-производителей.

1973 – 1974 гг. Нефтяное эмбарго.

В октябре 1973 года ОАПЕК (Организация арабских стран-экспортеров нефти, состоящая из арабского большинства OPEC, а также Египта и Сирии) объявила о значительном сокращении добычи и нефтяном эмбарго, направленном против Соединенных Штатов Америки и других развитых промышленных стран, поддерживающих Израиль в Войне Судного дня.

Стоит отметить, что в 1967 году в ответ на Шестидневную войну также предпринималась попытка эмбарго против США, но мера оказалась неэффективной. Эмбарго 1973 года, напротив, привело к резкому повышению цен на нефть с $3 до $12 за баррель, что существенно повлияло на мировую экономику. Мир пережил глобальный экономический спад, рост безработицы и инфляции, снижение цен на акции и облигации, сдвиги в торговом балансе и пр. Даже после прекращения эмбарго в марте 1974 года, цены продолжали расти.

Нефтяное эмбарго 1973 – 1974 гг. послужило катализатором к основанию Международного Энергетического Агентства, а также побудило многие промышленно-развитые страны создать национальные запасы нефти.

Таким образом, OPEC продемонстрировала свое влияние на экономической и политической арене.

1975 – 1980 гг. Специальный фонд, OFID

Деятельность Организации стран - экспортеров нефти в области международной помощи началась задолго до скачка цен на нефть в 1973–1974 гг. Например, Кувейтский фонд арабского экономического развития действует с 1961 года.

После 1973 года некоторые арабские страны стали крупнейшими поставщиками иностранной помощи, и OPEC добавила к своим целям поставки нефти для обеспечения социально-экономического роста более бедных стран. Специальный фонд ОПЕК был создан в Алжире в марте 1975 года и официально учрежден в январе следующего года.

В мае 1980 года Фонд переквалифицировался в официальное международное агентство по развитию и переименован в Фонд международного развития ОПЕК (OPEC Fund for International Development, OFID) со статусом постоянного наблюдателя в Организации Объединенных Наций.

1975 г. Захват заложников.

21 декабря 1975 года несколько министров нефти, включая представителя Саудовской Аравии и Ирана, были взяты в заложники на Конференции ОПЕК в Вене. Атака, в которой погибли три министра, была организована командой из шести человек во главе с венесуэльским боевиком «Карлосом Шакалом», объявившей своей целью освобождение Палестины. Карлос планировал захватить конференцию силой и выкупить всех одиннадцать присутствующих министров нефти, за исключением Ахмеда Заки Ямани и Джамшида Амузегара (представители Саудовской Аравии и Ирана), которые должны были быть казнены.

Карлос разметил 42 из 63 заложников в автобусе и направился в Триполи с остановкой в Алжире. Изначально он планировал вылететь из Триполи в Багдад, где должны были быть убиты Ямани и Амузегар. 30 неарабских заложников были освобождены в Алжире, еще несколько – в Триполи. После этого в заложниках оставалось 10 человек. Карлос провел телефонный разговор с президентом Алжира Хуари Бумедьеном, который сообщил Карлосу, что гибель министров нефти приведет к нападению на самолет.

Бумедьен, должно быть, также предложил Карлосу убежище, а, возможно, и финансовую компенсацию за невыполнение его задания. Карлос выразил сожаление, что не смог убить Ямани и Амузегара, после чего он и его сообщники покинули самолет и скрылись.

Через некоторое время после нападения сообщники Карлоса сообщили, что операцией командовал Вади Хаддад, основатель Народного фронта освобождения Палестины. Они также утверждали, что идея и финансирование исходили от арабского президента, которым многие считают Муаммара Каддафи из Ливии (страна входит в состав ОПЕК). Другие боевики, Бассам Абу Шариф и Кляйн утверждали, что Карлос получил и сохранил выкуп в размере от 20 до 50 миллионов долларов США от «арабского президента». Карлос утверждал, что Саудовская Аравия заплатила выкуп от имени Ирана, но эти деньги были «перенаправлены в пути и потеряны в результате революции».

Карлос был пойман только в 1994 году и отбывает пожизненное заключение по меньшей мере за 16 других убийств.

Нефтяной кризис 1979 - 1980 гг., избыток нефти 1980 г.

В ответ на волну национализации нефтяных запасов и высокие цены на нефть 1970-х гг. индустриальные страны предприняли ряд шагов по снижению своей зависимости от OPEC. Особенно после того, как котировки обновили новые рекорды, приближаясь к $40 за баррель в 1979 – 1980 гг., когда иранская революция и ирано-иракская война нарушили региональную стабильность и поставки нефти. В частности начался перевод энергетических компаний на уголь, природный газ и ядерную энергию, а правительства начали выделять многомиллиардные бюджеты на исследовательские программы по поиску альтернатив нефти. Частные компании начали разработку крупных месторождений нефти в странах, не входящих в состав ОПЕК, на таких территориях, как Сибирь, Аляска, Северное море и Мексиканский залив.

К 1986 году мировой спрос на нефть упал на 5 млн баррелей в день, добыча в странах не входящих в организацию существенно выросла, а рыночная доля OPEC упала примерно с 50% в 1979 году до менее, чем 30% в 1985 году. В результате цена на нефть снижалась в течение шести лет, а кульминацией стало падение котировок в двое в 1986 году.

Для борьбы со снижением доходов от продажи нефти, Саудовская Аравия в 1982 году потребовала от OPEC проверить выполнение квоты на добычу нефти у стран-членов картеля. Когда оказалось, что другие страны требование не выполняют, Саудовская Аравия сократила собственное производство с 10 млн баррелей в день в 1979-1981 гг. до 3,3 млн баррелей в день в 1985 году. Однако, когда даже такая мера не смогла остановить падение цен, Саудовская Аравия изменила стратегию и наводнила рынок дешевой нефтью. В результате цены на нефть упали ниже $10 за баррель, а производители с более высокой себестоимостью добычи несут убытки. Страны-члены ОПЕК, не соблюдавшие ранее соглашение, начали ограничивать добычу с целью поддержания цен.

1990 – 2003 гг. Перепроизводство и перебои с поставками.

Перед вторжением в Кувейт в августе 1990 года президент Ирака Саддам Хусейн подталкивал Организация стран-экспортеров нефти к прекращению перепроизводства и повышению цен на нефть, чтобы оказать финансовую помощь странам ОПЕК и ускорить восстановление после войн 1980–1988 годов в Иране. Эти две иракские войны против других членов ОПЕК серьезно пошатнули сплоченность организации, и вследствие перебоев с поставками цены на нефть начали быстро снижаться. Даже атака Аль-Каиды в сентябре 2001 года в на небоскребы в Нью-Йорке и вторжение США в Ирак в марте 2003 года имели меньшее краткосрочное негативное влияние на нефтяные котировки, так как в этот период сотрудничество стран ОПЕК возобновилось.

В 1990-е годы из состава ОПЕК вышли две страны, которые присоединились в середине 70-х. В 1992 году вышел Эквадор, так как отказался платить ежегодный членский взнос в размере $2 млн, а также считал, что ему необходимо добывать больше нефти, чем предписывали ограничения по квоте (в 2007 году страна снова вошла в состав организации). Габон приостановил членство в январе 1995 года (также вернулся в июля 2016 года).

Стоит отметить, что объемы добычи нефти в Ираке, несмотря на постоянное членство страны в организации с момента ее основания, не подпадали под регулирование квотами в период с 1998 по 2016 год в связи с политическими трудностями.

Снижение спроса, вызванное азиатским финансовым кризисом 1997–1998 годов, привело к снижению цен на нефть до уровня 1986 года. После того, как котировки упали до уровня около $10 за баррель, дипломатические переговоры привели к снижению объемов добычи стран ОПЕК, Мексики и Норвегии. После того, как в ноябре 2001 года цены снова упали, участники OPEC, Норвегия, Мексика, Россия, Оман и Ангола договорились сократить добычу с 1 января 2002 года на 6 месяцев. В частности, OPEC сократила добычу на 1,5 млн баррелей в сутки.

В июне 2003 года Международное энергетическое агентство (МЭА) и Организация стран-экспортеров нефти провели свой первый совместный семинар по энергетическим вопросам. С тех пор встречи двух организаций проходят на регулярной основе.

2003 – 2011 гг. Волатильность нефтяного рынка.

В 2003 – 2008 гг. в Ираке, оккупированном США, проходили массовые мятежи и саботажи. Это совпало с быстро растущим спросом на нефть со стороны Китая и сырьевых инвесторов, периодическими атаками на нигерийскую нефтяной промышленность и сокращением резервных мощностей, обеспечивающих защиту от потенциального дефицита.

Такая комбинация событий вызвала резкий рост цен на нефть до уровней, намного превышающих те, которые ранее были намечены организацией. Волатильность цен достигла предела в 2008 году, когда сырая нефть марки WTI выросла до рекордных $147 за баррель в июле, а затем упала до $32 за баррель в декабре. Это было время наибольшего глобального экономического спада со времен Второй мировой войны.

Годовая выручка организации от экспорта нефти также установила новый рекорд в 2008 году. Она оценивалась примерно в $1 трлн, и достигла аналогичных годовых показателей в 2011–2014 годах, прежде чем снова упасть. К началу Гражданской войны в Ливии в 2011 году и Арабской весны, OPEC начала публиковать четкие заявления для противодействия «чрезмерным спекуляциям» на рынках нефтяных фьючерсов, обвиняя финансовых спекулянтов в повышении волатильности за пределами рыночных основ.

В мае 2008 года о выходе из организации по истечению срока членства объявила Индонезия, объяснив свое решение переходом на импорт нефти и невозможностью выполнять предписанную квоту по добыче (в 2016 году Индонезия снова входила в состав организации на период в несколько месяцев).

2008 г. Спор об объемах добычи.

Различные экономические потребности стран-членов ОПЕК часто приводят к внутренним дебатам по квотам на добычу. Более бедные члены настаивали на сокращении производства со стороны других стран, чтобы повысить цену на нефть и, следовательно, свои собственные доходы. Эти предложения вступают в противоречие с заявленной Саудовской Аравией долгосрочной стратегией партнерства с мировыми экономическими державами для обеспечения стабильных поставок нефти, что должно способствовать экономическому росту. Частью основы этой политики является обеспокоенность Саудовской Аравии тем, что чрезмерно дорогая нефть или ненадежные поставки будут побуждать промышленные страны к энергосбережению и разработке альтернативных видов топлива, сокращая мировой спрос на нефть и в конечном итоге оставляя запасы в земле. Министр нефти Саудовской Аравии Ямани в 1973 году прокомментировал данный вопрос следующими словами: «Каменный век закончился не потому, что у нас кончились камни».

10 сентября 2008 года, когда цены на нефть все еще находились на уровне около $100 за баррель, на заседании ОПЕК возник спор о добыче. Тогда, по сообщениям, представители Саудовской Аравии покинули из переговорной сессии, на которой другие члены проголосовали за сокращение добычи OPEC. Хотя саудовские делегаты официально одобрили новые квоты, анонимно они заявили, что не будут их соблюдать. «Нью-Йорк таймс» приводит слова одного из делегатов: «Саудовская Аравия удовлетворит спрос рынка. Мы увидим, что требуется рынку, и не оставим покупателя без нефти. Политика не изменилась». Через несколько месяцев цены на нефть упали до $30 и не возвращались к $100 вплоть до гражданской войны в Ливии в 2011 году.

2014–2017 гг. Переизбыток нефти.

В течение 2014–2015 гг. страны-члены ОПЕК постоянно превышали свой потолок добычи. В это время в Китае наблюдалось замедление экономического роста, а добыча нефти в США почти удвоилась по сравнению с 2008 года и приблизилась к уровням мировых лидеров по объемам добычи - Саудовской Аравии и России. Произошел такой скачок вследствие существенного улучшения и распространения технологии разработки сланцевой нефти путем "фрекинга". Эти события, в свою очередь, привели к снижению требований к импорту нефти в США (приближению к энергетической независимости), рекордному объему мировых запасов нефти и падению цен на нефть, которое продолжалось в начале 2016 года.

Несмотря на глобальный избыток нефти, 27 ноября 2014 года в Вене министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими заблокировал призывы более бедных членов ОПЕК о сокращении добычи в поддержку цен. Наими утверждал, что рынок нефти должен быть оставлен без вмешательства для того, чтобы он самостоятельно сбалансировался при более низких ценах. Согласно его доводам, доля рынка OPEC должна восстановиться в связи с тем, что дорогостоящая добыча сланцевой нефти в США при таких низких ценах будет нерентабельна.

Год спустя, на момент проведения заседание ОПЕК в Вене 4 декабря 2015 года, организация превышала потолок добычи в течение 18 месяцев подряд. Добыча нефти в США при этом снизилась по сравнению с пиком лишь незначительно. Мировые рынки, по-видимому, были переполнены по меньшей мере на 2 млн баррелей в день, даже несмотря на войну в Ливии, в результате которой добыча в стране сократилась на 1 млн баррелей в день. Производители нефти были вынуждены внести серьезные коррективы, чтобы выдержать цены на уровне 40 долларов. Индонезия на некоторый период воссоединилась с экспортной организацией, иракское производство увеличилось после многих лет беспорядков, Иран готов был восстановить добычу было при отмене международных санкций, сотни мировых лидеров в рамках Парижского климатического соглашения обязались ограничить выбросы углерода от ископаемого топлива, а солнечные технологии становились все более конкурентоспособными и распространенными. В свете всего этого рыночного давления организация решила отложить неэффективный потолок производства до следующей министерской конференции в июне 2016 года. К 20 января 2016 года цена Нефтяной корзины OPEC упала до $22,48 за баррель, то есть менее одной четвертой от своего максимума с июня 2014 года ($110,48), и менее одной шестой ее рекорда, достигнутого в июле 2008 года ($140,73).

В 2016 году переизбыток нефти был частично скомпенсирован за счет значительного сокращения объемов производства в США, Канаде, Ливии, Нигерии и Китае, и цена корзины постепенно поднялась до $40 за баррель. Организация вернула себе скромный процент доли рынка, сохранила статус-кво на своей июньской конференции и одобрила «цены на уровнях, подходящих как для производителей, так и для потребителей», хотя многие производители все еще испытывали серьезные экономические трудности.

2017–2019 гг. Сокращение производства.

В ноябре 2016 году страны-члены ОПЕК, устав от уменьшающихся прибылей и сокращений финансовых резервов, наконец подписали соглашение сокращении добычи и введении квот (Ливия и Нигерия, разрушенный в результате беспорядков освобождались от соблюдения соглашения). Наряду с этим, несколько стран, не входящих в организацию, в том числе, Россия, поддержали Организацию стран-экспортеров нефти в решении ограничить добычу. Такая консолидация получила название соглашение OPEC+.

В 2016 году Индонезия, вместо того, чтобы согласиться на запрашиваемое 5%-ное сокращение добычи, вновь объявила о временной приостановке членства в организации.

В течение 2017 года цены на нефть колебались в районе $50 за баррель, и в мае 2017 года страны ОПЕК решили продлить ограничение по добыче до марта 2018 года. Известный нефтяной аналитик Дэниел Ергин описал отношения между OPEC и сланцевыми производителями словами: «взаимное существование, когда обе стороны учатся жить по ценам, которые ниже, чем они хотели бы».

В декабре 2017 года Россия и ОПЕК договорились продлить сокращение производства на 1,8 миллиона баррелей в день до конца 2018 года.

С 1 января 2019 года организацию покинул Катар. Согласно New York Times, это является стратегическим ответом на продолжающийся бойкот Катара Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Бахрейном и Египтом.

29 июня 2019 года Россия снова согласилась с Саудовской Аравией продлить на шесть-девять месяцев первоначальное сокращение производства в 2018 году.

В октябре 2019 года Эквадор объявил о выходе из организации с 1 января 2020 года из-за финансовых проблем.

В декабре 2019 года ОПЕК и Россия договорились об одном из самых больших сокращений добычи до настоящего времени. Договоренность продлится в течение первых трех месяцев 2020 года, и направлена на предотвращение переизбытка нефти на рынке.

Реализацией международных товарных соглашений, регулирующих деятельность в отдельных сегментах рынка, занимаются Международные товарные организации (МТО) в форме:

  • Международных организаций;
  • Международных советов;
  • Международных консультативных комитетов;
  • Международных исследовательских групп (МИГ).

Все указанные институты занимаются изучением состояния мировых товарных рынков, а именно: сложившимся соотношением спроса и предложения на конкретные сырьевые товары, динамикой цен и условий .

В настоящее время функционируют Международные советы по оливковому маслу, олову, зерну.

Действуют МИГ по каучуку, свинцу и цинку, меди.

Действует Международный консультативный комитет по хлопку, Комитет по вольфраму.

Иран обладает вторым по объёму после Саудовской Аравии запасом нефти (18 млрд тонн) и занимает 5,5% на мировом рынке торговли нефтепродуктами. Особенное внимание уделяется диверсификации экономики благодаря развитию точного машиностроения, автомобильного машиностроения, ракетно-космической промышленности, а также информационных технологий.

Крупным экспортером нефти является Кувейт . Добыча нефти обеспечивает 50% ВВП Кувейта, ее доля в экспорте страны составляет 90%. В стране развиты также нефтепереработка и нефтехимия, производство стройматериалов, удобрений, пищевая промышленность, добыча жемчуга. Осуществляется опреснение морской воды. Удобрения составляют важную часть экспорта страны.

Ирак обладает вторыми по величине запасами нефти в мире. Иракские государственные компании North Oil Company и South Oil Company обладают монопольным правом на разработку местных месторождений нефти. Южные месторождения Ирака, находящиеся в управлении SOC, добывают порядка 1,8 миллиона баррелей нефти в день, что составляет почти 90 % всей добываемой в Ираке нефти.

Таким образом, большинство стран ОПЕК находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности . Пожалуй, единственная из стран-членов организации, представляющая исключение, — это Индонезия , которая получает существенные доходы от туризма, леса, продажи газа и других сырьевых материалов. Для остальных стран ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого низкого — 48% в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97% в Нигерии.

В период кризиса стратегический путь для стран, зависящих от экспорта нефти, — диверсификация экономики, причем за счет освоения новейших ресурсосберегающих технологий.

Содержание статьи

ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАН-ЭКСПОРТЕРОВ НЕФТИ (ОПЕК) (Organization of Petroleum Exporting Countries, OPEC) –международная экономическаяорганизация, объединяющая большинство ведущих стран-экспортеров нефти. Регулирует объем добычи и цену нефти на мировом рынке. Члены ОПЕК контролируют 2/3 мировых запасов нефти.

Штаб-квартира ОПЕК первоначально находилась в Женеве, позже перенесена в Вену. Дважды в год (не считая внеочередных событий) проходят конференции ОПЕК, на которых каждую страну представляет министр, отвечающий за добычу нефти. Помимо официальных конференций, министры проводят также неофициальные встречи. Главный объект переговоров – регулирование объемов добычи нефти. Основные решения принимаются по правилу единогласия (действует право вето, отсутствует право воздержания). Роль президента ОПЕК, возглавляющего организационную работу по проведению конференций и представляющего ОПЕК на различных международных форумах, исполняет один из министров стран-участниц. На 132-й внеочередной конференции ОПЕК в июле 2004 им был избран шейх Ахмад аль-Фахд ас-Сабах, министр нефтяной промышленности Кувейта.

В 2000-х доля 11-ти стран ОПЕК в мировой добыче нефти составляла примерно 35–40%, в экспорте – 55%. Это доминирующее положение позволяет им оказывать сильное влияние на развитие не только мирового рынка нефти, но и мировой экономики в целом.

ОПЕК в 1960–1970-е: путь к успеху.

Организация была создана в 1960 Ираном, Ираком, Кувейтом, Саудовской Аравией и Венесуэлой для координации их отношений с западными нефтеперерабатывающими компаниями. Как международная экономическая организация ОПЕК зарегистрирован в ООН 6 сентября 1962. К ОПЕК позже присоединились Катар (1961), Индонезия (1962), Ливия (1962), Объединенные Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973, вышел из ОПЕК в 1992) и Габон (1975, вышел в 1996). В результате организация ОПЕК объединила 13 стран (Табл. 1) и стала одним из главных участников мирового рынка нефти.

Страны ОПЕК
Таблица 1. СТРАНЫ ОПЕК В ПЕРИОД НАИВЫСШЕГО ВЗЛЕТА ИХ ВЛИЯНИЯ (1980)
Страны ВНП на душу населения, долл. Доля нефти в стоимости экспорта, % Добыча нефти, млн. т Доказанные запасы нефти, млн. т
Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) 25,966 93,6 83 4,054
Катар 25,495 95,2 23 472
Кувейт 19,489 91,9 81 9,319
Саудовская Аравия 14,049 99,9 496 22,946
Ливия 11,327 99,9 86 3,037
Габон 6,138 95,3 9 62
Венесуэла 4,204 94,7 113 2,604
Ирак 3,037 99,2 130 4,025
Алжир 2,055 91,7 51 1,040
Иран 1.957 94,5 77 7,931
Эквадор 1.203 54,1 11 153
Нигерия 844 95,3 102 2,258
Индонезия 444 72,1 79 1,276

Создание ОПЕК было вызвано стремлением стран – экспортеров нефти скоординировать усилия по предотвращению снижения мировых цен на нефть. Поводом для образования ОПЕК послужили действия «Семи сестер» – мирового картеля, объединявшего компании «Бритиш петролеум», «Шеврон», «Эксон», «Галф», «Мобил», «Ройал датч шелл» и «Тексако». Эти фирмы, контролировавшие переработку сырой нефти и продажу нефтепродуктов во всем мире, в одностороннем порядке снижали закупочные цены на нефть, исходя из которых они выплачивали подоходные налоги и роялти (арендную плату) за право разработки природных ресурсов нефтедобывающим странам. В 1960-х на мировых рынках существовало избыточное предложение нефти, и первоначально целью создания ОПЕК являлось согласованное ограничение нефтедобычи для всего лишь стабилизации цен.

В 1970-х под влиянием бурного развития транспорта и строительства ТЭЦ мировой спрос на нефть резко вырос. Теперь нефтедобывающие страны могли согласованно повышать рентные платежи нефтедобытчиков, значительно увеличивая свои доходы от экспорта нефти. При этом искусственное сдерживание объемов добычи нефти вело к росту мировых цен (табл. 2).

Динамика текущих цен и рентных платежей за эталонную нефть
Таблица 2. ДИНАМИКА ТЕКУЩИХ ЦЕН И РЕНТНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ЭТАЛОННУЮ НЕФТЬ*
Годы Текущие продажные цены, долл. за баррель Рентные платежи (роялти плюс подоходный налог)
1960 1,50 0,69
1965 1,17 0,78
Февраль 1971 1,65 1,19
Январь 1973 2,20 1,52
Ноябрь 1973 3,65 3,05
Май 1974 9,55 9,31
Октябрь 1975 11,51 11,17
* Эталонной нефтью считается нефть из Саудовской Аравии. Нефть других стран пересчитывается в эталонную в зависимости от топливной ценности.

В 1973–1974 ОПЕК удалось добиться резкого роста мировых цен на нефть в 4 раза, в 1979 – еще в 2 раза. Формальным поводом для взвинчивания цен послужила Арабо-израильская война 1973: демонстрируя солидарность в борьбе с Израилем и его союзниками, страны ОПЕК на некоторое время вообще прекратили им отгрузку нефти. Из-за «нефтяного шока» кризис 1973–1975 оказался самым тяжелым мировым экономическим кризисом за весь период после Второй мировой войны . Сформировавшись и укрепившись в борьбе с нефтяным картелем «Семь сестер», ОПЕК сам стал сильнейшим картелем на мировом рынке нефти. К началу 1970-х на долю его членов приходилось примерно 80% достоверных запасов, 60% добычи и 90% экспорта нефти в несоциалистических странах.

Вторая половина 1970-х стала пиком экономического процветания ОПЕК: спрос на нефть оставался высоким, взлетевшие цены приносили колоссальные прибыли странам-экспортерам нефти. Создавалось впечатление, будто это процветание будет длиться много десятилетий.

Экономический успех стран ОПЕК имел сильное идеологическое значение: казалось, что развивающимся странам «бедного Юга» удалось добиться перелома в борьбе с развитыми странами «богатого Севера». Успех ОПЕК наложился на подъем исламского фундаментализма во многих арабских странах, что еще более повышало статус этих стран как новой силы мировой геоэкономики и геополитики. Осознавая себя представителем «третьего мира», в 1976 ОПЕК организовал Фонд международного развития ОПЕК – финансовый институт, оказывающий помощь не входящим в ОПЕК развивающимся странам.

Успех этого объединения побудил другие страны «третьего мира», экспортирующие сырьевые товары (медь, бокситы и т.д.), попытаться использовать их опыт, тоже скоординировав свои действия для повышения доходов. Однако эти попытки оказывались, как правило, малоудачными, поскольку на другие сырьевые товары не было такого высокого спроса, как на нефть.

ОПЕК в 1980–1990-х: тенденция к ослаблению.

Экономический успех ОПЕК оказался, однако, не очень устойчивым. В середине 1980-х мировые цены на нефть упали почти вдвое (Рис. 1), резко сократив доходы стран ОПЕК от «нефтедолларов» (Рис. 2) и похоронив надежды на долгое процветание.

Ослабление ОПЕК было вызвано двумя группами причин – относительным снижением спроса на нефть и ростом ее предложения.

С одной стороны, «нефтяной шок» стимулировал поиск новых источников энергии, не связанных с нефтедобычей (в частности, строительство АЭС). Широкое внедрение энергосберегающих технологий вообще привело к гораздо более медленному росту спроса на энергоресурсы, чем ожидалось. С другой стороны, система квотирования добычи нефти членами ОПЕК оказалась неустойчивой – она подрывалась и извне, и изнутри.

Некоторые страны, которые тоже являлись крупными экспортерами нефти, в ОПЕК не вошли – это Бруней, Великобритания, Мексика, Норвегия, Оман и, самое главное, СССР, обладающий, согласно некоторым оценкам, вторыми в мире по величине потенциальными запасами нефти. Эти страны выигрывали от инициированного ОПЕК роста мировых цен, но они не подчинялись его решениям об ограничении нефтедобычи.

Внутри самого ОПЕК единство действий часто нарушалось. Органической слабостью ОПЕК является то, что она объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных, однако обладают громадными запасами нефти, получают крупные инвестиции из-за рубежа и поддерживают тесные отношения с «Семью сестрами». Для некоторых других входящих в ОПЕК стран, например Нигерии и Ирака, характерны высокая численность населения и бедность, они реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют высокую внешнюю задолженность. Эти страны вынуждены для получения валютных доходов добывать и продавать как можно больше нефти, особенно если цены на нее снижаются. Различается и политическая ориентация стран ОПЕК: если Саудовская Аравия и Кувейт опирались на поддержку США, то многие другие арабские страны (Ирак, Иран, Ливия) проводили антиамериканскую политику.

Разлад между странами ОПЕК отягощается политической нестабильностью в зоне Персидского залива. В 1980-х Ирак и Иран довели добычу нефти до максимального уровня, чтобы оплачивать расходы на войну друг с другом. В 1990 Ирак вторгся в Кувейт, попытавшись присоединить его, но война в Персидском заливе (1990–1991) завершилась поражением Ирака. К агрессору были применены международные торговые санкции, которые резко ограничили способность Ирака экспортировать нефть. Когда в 2003 Ирак оккупировали американские войска, это вообще вывело эту страну из числа самостоятельных участников мирового нефтяного рынка.

В результате влияния перечисленных факторов ОПЕК потерял роль главного регулятора мировых цен на нефть и стал лишь одним (хотя и очень влиятельным) из участников биржевых торгов на мировом нефтяном рынке (Табл. 3).

Эволюция механизма ценообразования нефти
Таблица 3. ЭВОЛЮЦИЯ МЕХАНИЗМА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ НЕФТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 20 в.
Характеристики рынка Этапы развития мирового нефтяного рынка
До 1971 1971–1986 После 1986
Принцип ценообразования Картельный Конкурентный
Кто устанавливает цену Картель нефтепе-рерабатывающих корпораций “Семь сестер” 13 стран ОПЕК Биржа
Динамика спроса на нефть Устойчивый рост Чередование роста и снижения Замедленный рост

Перспективы развития ОПЕК в 21 в.

Несмотря на трудности контроля, цены на нефть на протяжении 1990-х оставались относительно стабильными по сравнению с теми колебаниями, которые они испытывали в 1980-х. Более того, с 1999 цены на нефть вновь пошли вверх. Основной причиной изменения тенденции явились инициативы ОПЕК по ограничению добычи нефти, поддержанные другими крупными нефтедобывающими странами, имеющими в ОПЕК статус наблюдателей (Россия, Мексика, Норвегия, Оман). Текущие мировые цены на нефть в 2005 достигли исторического максимума, превысив 60 долл. за баррель. Однако с поправкой на инфляцию они остаются все же ниже уровня 1979–1980, когда цена в современном выражении превышала 80 долл., хотя и превосходят уровень 1974, когда цена составляла в современном выражении 53 долл.

Перспектива развития ОПЕК остается неопределенной. Одни полагают, что организации удалось преодолеть кризис второй половины 1980-х – начала 1990-х. Конечно, прежней экономической силы, как в 1970-е, ей не вернуть, однако в целом у ОПЕК остаются благоприятные возможности для развития. Другие аналитики считают, что государствам ОПЕК вряд ли удастся в течение долгого времени соблюдать установленные квоты нефтедобычи и четкую единую политику.

Важный фактор неопределенности перспектив ОПЕК связан с неясностью путей развития мировой энергетики как таковой. Если будут достигнуты серьезные успехи в использовании новых источников энергии (гелиоэнергии, атомной энергии и т.д.), то роль нефти в мировой экономике уменьшится, что приведет к ослаблению ОПЕК. Официальные прогнозы, однако, чаще всего предсказывают сохранение нефти как главного энергоресурса планеты на ближайшие десятилетия. Согласно докладу Международный энергетический прогноз – 2004 , подготовленному информационным управлением при Министерстве энергетики США, спрос на нефть будет расти, так что при существующих запасах нефти нефтяные месторождения истощатся примерно к 2050.

Еще один фактор неопределенности – это геополитическая ситуация на планете. ОПЕК сложился в ситуации относительного баланса сил капиталистических держав и стран социалистического лагеря. Однако в наши дни мир стал более монополярным, но менее стабильным. С одной стороны, многие аналитики опасаются, что США как «мировой полицейский» может начать применять силу в отношении тех, кто проводит экономическую политику, не совпадающую с интересами Америки. События 2000-х в Ираке показывают, что эти прогнозы имеют основания. С другой стороны, рост исламского фундаментализма может усилить политическую нестабильность на Ближнем Востоке, что тоже ослабит ОПЕК.

Поскольку Россия является крупнейшей нефтеэкспортирующей страной, не входящей в ОПЕК, периодически обсуждается вопрос о вхождении нашей страны в эту организацию. Однако эксперты указывают на расхождение стратегических интересов ОПЕК и России, которой выгоднее оставаться самостоятельно действующей силой на рынке нефти.

Последствия деятельности ОПЕК.

Высокие доходы, полученный странами ОПЕК от нефтеэкспорта, оказывают на них двойственное влияние. С одной стороны, многим из них удается повысить уровень жизни своих граждан. С другой стороны, «нефтедоллары» могут становиться фактором, замедляющим экономическое развитие.

Среди стран ОПЕК, даже самых богатых нефтью (табл. 4), нет ни одной, которой бы удалось стать достаточно развитой и современной. Три арабские страны – Саудовскую Аравию, ОАЭ и Кувейт – можно назвать богатыми, но нельзя назвать развитыми. Показателем их относительной отсталости служит хотя бы тот факт, что во всех трех до сих пор сохраняются монархические режимы феодального типа. Ливия, Венесуэла и Иран находятся примерно на том же невысоком уровне зажиточности, что и Россия. Еще две страны, Ирак и Нигерию, следует считать по мировым стандартам не просто бедными, а очень бедными.

Страны, обладающие самыми крупными запасами нефти
Таблица 4. СТРАНЫ, ОБЛАДАЮЩИЕ В НАЧАЛЕ 2000-Х САМЫМИ КРУПНЫМИ ЗАПАСАМИ НЕФТИ
Страны Доля в мировых запасах нефти, % Доля в мировой добыче нефти странами-экспортерами, % ВВП на душу населения, тыс. долл.
Саудовская Аравия 27 16 13,3
Россия (не входит в ОПЕК) 13 15 7,1
Ирак 10 5 0,8
Объединенные Арабские Эмираты 10 4 20,5
Кувейт 10 4 18,7
Иран 9 7 6,0
Венесуэла 7 6 5,7
Ливия 3 3 7,6
Нигерия 2 4 0,9
США (не входит в ОПЕК) 2 0 34,3

Контраст между природными богатствами и отсутствием заметных успехов в развитии объясняется тем, что обильные запасы нефти (как и других «даровых» природных ресурсов) создают сильный искус заниматься борьбой не за развитие производства, а за политический контроль над эксплуатацией ресурсов. Когда в стране нет легкодоступных природных богатств, то доходы приходится добывать производительной деятельностью, блага от которой достаются большинству граждан. Если же страна щедро одарена природными ресурсами, то ее элита склонна больше заниматься рентоискательством, чем производством. Природные богатства могут, таким образом, превратиться в социальное бедствие – элита богатеет, а рядовые граждане прозябают в нищете.

Среди стран ОПЕК есть, конечно, примеры, когда природные богатства эксплуатируются относительно эффективно. Яркие примеры – это Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты. В этих странах текущие доходы от нефти не только «проедаются», но и откладываются в специальный резервный фонд будущих расходов, а также тратятся на подъем других отраслей экономики (например, туристического бизнеса).

Юрий Латов , Дмитрий Преображенский

ОПЕК - аббревиатура, составленная из первых букв английского словосочетания The Organization of the Petroleum Exporting Countries (расшифровывается - организация стран-экспортеров нефти). Задачами членов ОПЕК является поддержка экономически обоснованной и выгодной им цены на добычу и продажу нефти, которая для многих из них есть единственный экспортный продукт.

ОПЕК появилась в 1960 году, когда колониальная система мира рушилась и на международной сцене начали появляться новые независимые государства в основном африканские или азиатские. В то время их полезные ископаемые, в том числе, добывали западные компании, так называемые «семь сестер» Exxon, Royal Dutch Shell, Texaco, Chevron, Mobil, Gulf Oil и British Petroleum , которые, конечно, и получали в этом процессе основные прибыли.

Первые государства, составившие ОПЕК - Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла - решили сами контролировать добычу и продажу нефти. Дело оказалось выгодным и вскоре к пяти зачинателям присоединились Катар (1961 год), Индонезия и Ливия (1962), Объединённе Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969). В 1971, 1973 и 1975 годах к членам ОПЕК добавились Нигерия, Эквадор, Габон.

Нынче в состав ОПЕК входят 12 государств

  • Алжир
  • Ангола
  • Венесуэла
  • Катар
  • Кувейт
  • Ливия
  • Нигерия
  • Саудовская Аравия
  • Эквадор

Страны ОПЕК контролируют добычу от 30 до 40% мировой нефти

В то же время Бруней, Великобритания, Индонезия, Мексика, Норвегия, Оман, и Россия - тоже не последние страны в нефтедобывающей отрасли - в ОПЕК не входят.

- Штаб-квартира ОПЕК находится в Вене
- Высший орган - конференция стран-участниц, созываемая раз в два года
- Цена нефти определяется, как среднее арифметическое значение цены 12 сортов, добываемых в странах участницах. Это так называемая «корзина ОПЕК» . Входящие в неё сорта нефти периодически меняются
- Квоты ОПЕК - регулирование и ограничение добычи и экспорта нефти для разных стран организации.

Последнее решение области квотирования было принято в ноябре 2014 года: Организация стран-экспортеров нефти решила не сокращать добычу и сохранила официальный предельный её уровень в 30 миллионов баррелей в сутки, что вызвало резкое падение мировой цены со 100-90 долларов до 50-60 долларов за баррель

Баррель (англ. barrel - бочка) - единица объема. Равен 42 галлонам или 158,988 литрам

ОПЕК (от англ. OPEC, The Organization of the Petroleum Exporting Countries) — это организация стран-экспортёров нефти.

Чем занимается организация?

ОПЕК координирует политику нефтедобычи и мировое ценообразование на сырьё.

Члены организации контролируют примерно две трети разведанных запасов нефти на планете, осуществляют 40 % мировой добычи.

Основные цели ОПЕК:

  • защита интересов стран-членов организации;
  • обеспечение стабильности цен на нефть и нефтепродукты;
  • гарантия регулярных поставок нефти другим странам;
  • обеспечение странам-членам организации стабильного дохода от продажи нефти;
  • определение стратегии добычи и продажи нефти.

Кто входит в ОПЕК?

В ОПЕК входят 12 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола. Россия, Мексика, Египет и Оман являются странами-наблюдателями при организации.

История создания

ОПЕК была создана на конференции в Багдаде 10-14 сентября 1960 года. Инициатором создания выступила Венесуэла. Первоначально в ОПЕК входили Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Венесуэла и Кувейт.

Позднее, в разные годы, в эту организацию вошли ещё девять стран.

Катар (1961 год),

Индонезия (1962 год),

Ливия (1962 год),

Объединённые Арабские Эмираты (1967 год),

Алжир (1969 год),

Нигерия (1971 год),

Эквадор (1973 год),

Габон (1975 год),

Ангола (2007 год).

В 1994 году из организации вышел Габон, а в 2008 году из картеля вышла Индонезия.

Штаб-квартира картеля находится в Вене, столице Австрии.

Добыча нефти странами-членами ОПЕК в 2013 году, тыс. баррелей в день (по данным ОПЕК ):

Саудовская Аравия — 9,637;

Иран — 3,576;

Ирак — 2,980;

Кувейт — 2,922;

Объединённые Арабские Эмираты — 2,797;

Венесуэла — 2,786;

Нигерия — 1,754;

Ангола — 1,701;

Алжир — 1,203;

Ливия — 993;

Катар — 724;