Объединение фмс и фскн. Реакция на перевод фскн и фмс в систему мвд. Сотрудники ФМС после присоединения к МВД
Первой о возможных реформах со ссылкой на высокопоставленный источник, близкий к Министерству внутренних дел, сообщила газета «Ведомости». Официальные представители ведомств, участвующих в обсуждении этой инициативы, комментировать ее отказываются или ссылаются на то, что не осведомлены о происходящем. Однако источник в МВД, знакомый с ситуацией, подтвердил «Газете.Ru», что такие планы действительно обсуждаются — как минимум, по части слияния ФСКН и полиции.
«Понимаете, по факту МВД и так делит полномочия с Госнаркоконтролем, — указывает собеседник «Газеты.Ru». — Свыше 60% уголовных дел, связанных с наркотиками, оказываются у полицейских. Какой вывод из этого можно сделать?»
Другой источник уточнил, что подобная инициатива уже рассматривалась на обсуждениях в силовом аппарате.
«Тема поднималась еще до того, как начался кризис. Просто теперь вопрос встал ребром, и бенефициары подобного слияния активизировались», — говорит собеседник «Газеты.Ru».
Член думского комитета по безопасности Александр Хинштейн подтвердил факт обсуждения и отметил, что в числе его инициаторов — Минфин, желающий оптимизировать расходы.
«Такие предложения действительно звучат сегодня. Есть ряд аргументов, с которыми выходят представители Минфина, — рассказал «Газете.Ru» Александр Хинштейн. — Они говорят о необходимости оптимизации расходов в условиях непростой экономической ситуации. В данный момент ведется обсуждение на уровне руководителей ведомств. Прогнозировать, будут ли они (предложения. — «Газета.Ru») приняты, я не могу, поскольку решение за президентом, правоохранительные органы находятся в непосредственном его подчинении».
Из слов Хинштейна также следует, что Госнаркоконтроль не в восторге от идеи слияния и напоминает о своих заслугах.
«Есть позиция ФСКН, и она понятна. Они говорят, что результаты работы ведомства за десять лет показывают, что служба себя оправдала, — пояснил депутат. — Согласно статистике, большинство дел по составу, предусмотренному статьей 210 УК РФ (организация преступного сообщества), возбуждается именно по материалам УФСКН. Это не значит, что больше половины группировок в стране — наркомафия. Это говорит об эффективности работы ФСКН».
В целом опрошенные «Газетой.Ru» эксперты склонны положительно оценивать перспективы ликвидации ФСКН и передачи ее полномочий (и, вероятно, части личного состава) МВД. Так, председатель комиссии по общественной безопасности Общественной палаты РФ Антон Цветков указывает на то, что нынешние действия двух правоохранительных ведомств зачастую несогласованны.
«Решение о слиянии должно принимать руководство страны, но я бы такое решение поддержал, — пояснил «Газете.Ru» Цветков. — Сейчас разрозненность деятельности ФСКН и МВД имеет печальный характер. Сотрудники территориальных подразделений МВД не воспринимают борьбу с наркотиками как свою обязанностью, так как для этого есть наркоконтроль. А в ФСКН, в свою очередь, говорят, что борются только с крупными партиями».
Цветков также указал, что
МВД вполне справится с оперативной работой нынешнего Госнаркоконтроля.
«Всю оперативную деятельность, возложенную сегодня на ФСКН, целесообразно влить в подразделения органов внутренних дел. Так мы бы сняли вопрос дублирования. А профилактическую деятельность передал бы профильным некоммерческим организациям», — говорит чиновник.
Не так очевидна ситуация с потенциальным объединением Министерства внутренних дел и Федеральной миграционной службы. В отличие от полиции и Госнаркоконтроля, в своем нынешнем виде миграционная служба не занимается оперативно-разыскной деятельностью. С одной стороны, это может быть аргументом в пользу слияния: к примеру, если ФМС выявляет факты организации незаконной миграции, то обращается именно в МВД, где уже решают, возбуждать или нет уголовное дело. Из-за некоторой несогласованности уголовные дела по соответствующей статье (ст. 322 УК «Незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации») возбуждают лишь в трети случаев. Об этом сообщал в 2013 году единоросс Михаил Старшинов, предлагая приравнять сотрудников ФМС к оперативникам.
С другой стороны, поскольку работа ФМС носит характер гражданской службы, с объединением могут возникнуть проблемы. На это указывает и Александр Хинштейн.
«ФМС на сегодняшний день последовательно проходит путь к превращению в гражданскую структуру. Более чем из 40 тысяч сотрудников всего 7 тысяч имеют специальные звания. И все они находятся в кадрах МВД, — говорит депутат. — Функционал ФМС не ограничивается правоохранительной составляющей. Гражданским людям переходить в военизированную структуру, которой является МВД, и выполнять функции, не свойственные правоохранительным органам, будет сложно».
Наконец, еще одна проблема возможного слияния заключается в том, что само МВД сейчас переживает оптимизацию и сокращение.
По словам Хинштейна, на нынешней неделе стало известно, что под сокращение попадет свыше 100 тысяч полицейских. То есть ведомство, насчитывающее немногим более 1 млн человек, лишится каждого десятого сотрудника. В настоящий момент, по сведениям «Газеты.Ru», депутаты Госдумы готовят обращение к министру внутренних дел Владимиру Колокольцеву с просьбой пояснить, как именно будет организована оптимизация. Впрочем, в любом случае слияние будет означать расширение штатов, и пока непонятно, как это будет состыковано с массовыми увольнениями личного состава.
Ясно, что окончательное решение о слиянии трех ведомств будет принимать президент, подчеркнул Хинштейн. По его мнению, вопрос требует тщательного исследования всех «за» и «против».
Во всей этой истории стоит указать и на возможного бенефециара — самого министра внутренних дел. Помимо существенного расширения полномочий ведомства, которое в настоящий момент лишается некоторых фронтов работы — подследственность по ряду уголовных статей переходит в Следственный комитет, — МВД таким образом как раз и может компенсировать сокращения, сохранив и даже нарастив свою численность.
Ранее, на заседании Совбеза в ноябре 2014 года, Владимир Колокольцев уже отстоял свои аппаратные позиции, получив «генподряд» на реализацию масштабной программы по противодействию экстремизму до 2025 года. Таким образом, были несколько развеяны слухи о грядущей отставке министра, циркулировавшие с начала минувшей осени. Нынешние новости о возможном объединении можно также рассматривать как признак укрепления позиций Колокольцева и его ведомства.
В другом углу аппаратного ринга от Колокольцева оказался нынешний глава ФСКН Виктор Иванов.
Иванов, который занимает эту должность вот уже свыше шести лет, старательно доказывает полезность своего ведомства и теперь должен приложить все усилия, чтобы сохранить ФСКН хотя бы в нынешнем виде. Речь, вероятно, уже не идет о расширении деятельности ведомства — даже в более благополучные времена Минфин, с подачи которого сейчас обсуждается слияние, неоднократно отказывал Иванову в десятках миллиардов рублей, которые тот просил на реабилитацию наркоманов.
Независимо от того, чем закончится обсуждение слияния, ФСКН, вероятно, предстоит оптимизировать штаты и сократить расходы на свои многочисленные проекты. Не исключено, что это только пойдет на пользу — в нынешнем виде ведомство регулярно подвергалось критике, в том числе за провокационные контрольные закупки, возбуждение уголовных дел на ветеринаров и торговцев пищевым маком, в то время как реальный наркотрафик в страну из соседних государств победить так и не удалось.
С Министерством внутренних дел, как ожидается, расширит полномочия антинаркотического ведомства. Именно этого руководство ФСКН в лице добивалось долгие годы. Иванов, однако, был против передачи ФСКН в МВД, но упорно добивался, чтобы его ведомству разрешили заниматься реабилитацией наркозависимых в одностороннем порядке, т.е. объединить под своим началом реабилитационные центры страны. Реализовать программу так и не получилось, Министерство финансов отказалось спонсировать программу.
Помимо этого ФСКН добивалась принятия закона о службе, который бы разрешил ведомству выдавать бизнесу предписания о проведении мер по «недопущению незаконного оборота наркотиков». Законопроект так и остался только проектом.
Что же ожидает ведомство после присоединения к МВД? Во первых, как передает РБК , уже объявлено, что сотрудники ФСКН получат полномочия, которых не имели ранее. Однако, что это за полномочия, пока не сообщается.
Неизвестно также, ожидает ли ФСКН волна сокращений, и в какое подразделение МВД перейдут наркополицейские. По данным «КоммерсантЪ», скорее всего они будут числиться в подразделении угрозыска.
ФМС и ФСКН передадут в МВД: новые новости
ФМС, вышедшая из состава МВД в 2004 году, также долго боролась за свои права. Так, ведомство добивалось возможности проводить проверки среди юридических лиц, изымать разрешения на работу у руководителей компаний, нарушающих законодательство и даже применять оружие. Эти полномочия ведомству предоставлены не были.
Сейчас ведомство – на пороге очередной волны сокращений. Ожидается, что штат сократится примерно на 30%. При этом судьба руководителя ведомства пока не решена.
Между тем, то, что ФСКН и ФМС ликвидировали – это логично, считает Вячеслав Поставнин, президент фонда «Миграция XXI век». Что касается ФМС. То у него два пути развития: либо он превратится в своеобразный визовый центр при МВД, либо останется отдельным подразделением, существующим в структуре Министерства внутренних дел.
Хорошая антикризисная мера
Слияние ФМС и ФСКН в состав МВД, считают эксперты – хорошая антикризисная мера. Главным последствием такого решения станет оптимизация бюджета. Сэкономить получится порядка 30 млрд рублей, пишет МК .
Кроме того, теперь у представителей МВД и сотрудников Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков больше не будет поводов перекладывать ответственность друг на друга
«Общаясь с сотрудниками территориальных подразделений полиции по борьбе с наркотиками, я вижу то, что они не заинтересованы в системной разработке наркоторговцев. Они говорят: на это есть ФСКН. При этом в ФСКН считают, что им не пристало заниматься «розницей». Однозначно, такая ситуация требует изменения и подразделения по борьбе с наркотиками нужно усиливать. В полиции для этого есть все необходимое - оперативные службы, спецназ, информационные базы. С ФМС - тоже самое. У нас и сейчас нелегальных мигрантов гоняет полиция, а в ФМС говорят, что нет на это сотрудников. В моем понимании слияние этих структур разумно», - отмечает Антон Цветков, председатель комиссии по безопасности Общественной палаты РФ.
Того же мнения придерживается Михаил Пашкин, председатель координационного совета профсоюза сотрудников полиции. По его мнению, МВД начнет работать более оперативно после присоединения к ведомству ФСКН и ФМС.
То, о чем всерьез начали говорить еще более года назад, наконец свершилось. Две самостоятельные службы - Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная миграционная служба - вернулись в структуру МВД. О соответствующем решении сегодня, собрав руководителей перечисленных ведомств, сообщил президент РФ Владимир Путин.
Следует отметить, что до создания в 2003 году Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), основная тяжесть борьбы с наркотиками лежала именно на МВД. В структуре милицейского ведомства было Главное управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и его территориальные подразделения. После расформирования этого главка были созданы антинаркотическое управление в структуре Главного управления уголовного розыска и спецотделы в регионах. Сейчас, по некоторым данным, предполагается передать наркополицейских именно в подразделения угрозыска. Не исключается также воссоздание антинаркотического главка в структуре МВД.
Что касается ФМС, то еще до появления этой службы, функции по противодействию нелегальной миграции также были возложены на МВД. Позднее ФМС выделили, но подчинили руководству МВД. И только в 2012 году миграционная служба отправилась в "свободное плавание" - подчиняться руководитель службы стал напрямую правительству РФ.
Впервые о том, что ФСКН и ФМС вернутся в МВД, заговорили еще в конце 2014 года. Называлась даже конкретная дата ликвидации ведомств - 1 марта 2015 года. Однако руководству этих служб удалось продлить срок жизни своих ведомств. Для этого они даже пошли на небывалые ранее сокращения сотрудников в своих рядах.
О том, что наркополицейским и миграционщикам следует вернуться под "крышу" МВД заговорили опять в конце прошлого месяца - сразу после заседания Совета Безопасности РФ. Секретарь Совбеза Николай Патрушев после заседания признался журналистам, что предложения о передаче МВД функций ФМС и ФСКН на заседании звучали.
Он отметил, что ФМС не обладает правом ведения оперативно-розыскной деятельности. "Они просят, чтобы это право у них было, им это право не предоставляют, потому что и так достаточно ведомств, которые этим занимаются", - пояснил секретарь Совета безопасности.
"Говорили о том, что вот эта работа, которую проводит Федеральная миграционная служба и ее сотрудники, не совсем эффективна. Такие мнения звучали, и, в общем, не только про ФМС, но и про эффективность деятельности ФСКН, потому что на основе нелегальной миграции, в том числе, незаконное распространение наркотиков. Говорилось и о том, что все-таки большую часть преступлений раскрывает МВД, и они во многом дублируют эту работу, поэтому были предложения о том, чтобы миграционную службу и ФСКН занести в МВД", - рассказал Патрушев, в завершение подчеркнув, что "пока никаких решений принято не было".
Теперь, как мы видим, решение все-таки приняли.
Бывший следователь центрального аппарата ФСБ, а ныне адвокат Антон Соничев отмечает, что данное решение целесообразно в первую очередь с точки зрения экономии бюджетных средств. "По предварительным оценкам, это позволит сократить расходы бюджета примерно на 30 млрд рублей, что в непростых экономических условиях весьма актуально. Также высока вероятность, что сотрудники ФСКН и ФМС в составе МВД будут работать более оперативно и эффективно, чтобы доказать свою профпригодность новому начальству", - отметил эксперт.
Кроме того, по словам Соничева, на эффективности работы должны сказаться новые связки между коллегами внутри МВД. "Так, в частности, участковые обладают гораздо большим объемом информации о нелегальных мигрантах и местных наркоманах, нежели сидящие в кабинетах сотрудники. Оперативники полиции также знают многое о местных наркоманах и их группировках, и теперь станут более охотно делиться этой информацией со своими новыми коллегами", - пояснил "Российской газете" адвокат.
"Эта идея однозначно положительная, поскольку до революции МВД объединяло множество функций - жандармерию, таможенную службу, тайную канцелярию и многие другие, и это не мешало единому органу выполнять свою работу", - прокомментировал "Российской газете" изменения в структуре МВД профессор Академии МВД России Иван Соловьев.
Несомненными плюсами такой структуры, по его словам, было то, что функционирование в единой системе сплачивало всех служащих. "Был единый уровень заработных плат, единые выплаты по выслуге лет, это также не создавало конкуренции в системе. В итоге МВД было мощнейшим министерством XIX - начала XX веков, которое последним пало под ударами революции", - отметил эксперт.
Приветствует изменения и глава Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров. По его словам, переподчинение ФСКН и ФМС - концептуальное решение, которое позволит избежать дублирования функций в этих ведомствах и выстроить более четкую координацию работы. По мнению сенатора, консолидация охраны общественного порядка, борьбы с незаконным оборотом наркотиков в одном министерстве будет способствовать "более строго выстроенной вертикали и координации деятельности в этих направлениях".
Вполне оправданным ранее называл упразднение наркоконтроля и Александр Михайлов, являвшийся в свое время поочередно генералом МВД, ФСБ и ФСКН. По его мнению, функции борьбы с наркотиками внутри страны надо вернуть МВД, где создать отдельный департамент или главк, а борьбу c международным наркотрафиком поручить ФСБ.
Кроме того, Михайлов считает, что многие контрольные функции - например, контроль за оборотом наркосодержащих лекарств и промышленных прекурсоров - вполне могут быть отданы Минздраву и Минпрому, которые могли бы тесно взаимодействовать с правоохранителями при выявлении нарушений.
Эксперты оценили возможные последствия объединения силовых ведомств
Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и Федеральную миграционную службу (ФМС) могут лишить самостоятельности из-за финансового кризиса. С инициативой по возвращению этих служб в МВД выступил, по некоторым данным, Минфин. Окончательное же решение может быть принято президентом РФ уже в ближайшее время.
По мнению экспертов «МК», эта реформа может решить не только финансовые проблемы, но и улучшить оперативную работу.
Инициатива по расформированию служб стала актуальной в условиях кризиса. Таким образом планируется оптимизировать расходы бюджета на 30 млрд. рублей. При этом, предлагается уволить 27 тысяч аттестованных наркополицейских, а оставшихся 7 тысяч оперативников перевести в подразделения МВД. В случае же расформирования ФМС на работу в МВД могут перейти от 20 до 40 тысяч работников службы. Сотрудников ФСКН планируется перевести в уголовный розыск, а сотрудников ФМС - в состав нового паспортно-визового управления МВД.
При этом проблемами трудовой миграции будет заниматься Минтруда, а контролем за легальным оборотом наркотиков займется Минздрав.
Эксперты «МК» в целом восприняли эту новость положительно. По их мнению, у при существующей критике, у этой инициативы больше плюсов.
Антон Цветков, председатель комиссии по безопасности Общественной палаты РФ:
Я поддерживаю эту инициативу, потому что считаю это решение абсолютно правильным. На сегодняшний день к чему привело разделение этих структур?Общаясь с сотрудниками территориальных подразделений полиции по борьбе с наркотиками, я вижу то, что они не заинтересованы в системной разработке наркоторговцев. Они говорят: на это есть ФСКН. При этом в ФСКН считают, что им не пристало заниматься «розницей». Однозначно, такая ситуация требует изменения и подразделения по борьбе с наркотиками нужно усиливать. В полиции для этого есть все необходимое — оперативные службы, спецназ, информационные базы. С ФМС — тоже самое. У нас и сейчас нелегальных мигрантов гоняет полиция, а в ФМС говорят, что нет на это сотрудников. В моем понимании слияние этих структур разумно. К тому же тут есть дополнительные плюсы - у самих сотрудников ФСКН и ФМС при их переходе в МВД увеличится зарплата, а МВД преодолеет острую нехватку кадров — сегодня там не хватает участковых, сотрудников ППС, уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями. Но очень важно, чтобы при переходе не были прекращены те оперативные разработки, что уже ведутся и чтобы не потеряли работу профессиональные сотрудники. Чтобы не получилось так, что карьеристов и тех, кто заботится больше о себе, а не о работе — возьмут, а тех кому собой особо некогда заниматься — не возьмут. Это будет беда. Что касается возможного сокращения МВД, то этого, на мой взгляд, допускать нельзя ни в коем случае. Там и сегодня участковые «зашиваются», а ППС на улицах почти не видно.
Михаил Пашкин, председатель координационного совета профсоюза сотрудников полиции:
В этой затее есть как плюсы, так и минусы. Основной положительный момент заключается в том, что службы в составе МВД будут работать более оперативно. К примеру, у тех же участковых есть вся информация по нелегальным мигрантам. Тоже самое касается и наркотиков — у оперативников также немало информации по местным наркоманам.
Ведь почему в постсоветское время из состава МВД убрали ФСКН, ФМС, ФСИН, пожарных? Это было сделано для того, чтобы снизить уровень коррупции. В советское время МВД было неким монстром, который работал очень слаженно и результативно. КГБ в свою очередь отслеживал коррупционные связи в этом ведомстве. Стоит отметить, что КГБ отлично справлялся с поставленной задачей — брали всех нечистых на руку — и родственников высокопоставленных чиновников, и простых сотрудников.
Что сейчас? В МВД создали свою службу безопасности для борьбы с коррупцией. Но по моему мнению эта служба занимается не отловом нечестных полицейских, а избавлением от неугодных. Я боюсь, что при слиянии ФСКН и ФМС с МВД коррупция зацветет буйным цветом. Выход из этой ситуации — УСБ подчинить напрямую министру внутренних дел или переподчинить ФСБ. Тогда действительно начнут бороться с коррупцией и сажать.
Кстати, обратите внимание, наверняка эти разговоры о переходе ФМС и ФСКН в МВД обсуждались в верхах и раньше. Ведь неспроста эти ведомства последнее время стали так активно работать и проявлять себя. То ФМС с инициативой выйдет, то ФСКН со спайсами бороться начинает.