Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Греческие постройки. Архитектура Древней Греции. Классический период. Здания и город

Рассказать об архитектуре Древней Греции кратко, самое главное — значит описать планировку городов, периоды развития и стили. Далее, выделить самое главное в каждом периоде и изложить простыми словами. Что и сделано для Вас в статье. Плюс примеры с фотографиями, чтобы было понятней о чём речь. В последнем абзаце — выжимка. Кто очень спешит — сразу туда.

Принцип строительства городов или греческая мифология и её отражение в архитектуре

Архитектурный облик Древней Эллады отражает мифы народа, жившего на её территории. В мифологии Древней Греции боги обитали на горе Олимп. А у подножия жили обычные люди. По такому же принципу строились города (полисы).

Где и как жили простые смертные?

Вокруг природного или насыпного холма строили нижний город. Ремесленники одной профессии жили компактно в кварталах. В центре всегда была торговая площадь, где они решали хозяйственные и административные вопросы, собираясь вместе. Место это называлось агора.

Вокруг агоры строили общественные здания для совета общины (булевтерии) подобно современной мэрии. Для торжественных мероприятий строили пританеи. Всякого рода развлекательные клубы (лесхи), театры, стадионы, парки располагались здесь же.

Гимназии и спортивные школы (палестры) имели большие комплексы находились неподалёку.

Где и как отдыхали боги?

На холме, окружённом городом, возводили храм для бога-покровителя. Как правило холмы имели и защитную функцию: их хорошо укрепляли на случай войны. Назывались такие холмы - акрополи.

Храм Афайи на острове Эгина в Сароническом заливе

Самыми могущественными городами-государствами в тот период являлись Афины, Спарта, Фивы и Коринф. Они как сотрудничали, так и воевали между собой.

Архитектура архаики: греческая ордерная система

К этому периоду относят VIII – VI вв до н.э.. Это времена, когда

  • впервые провели олимпийские игры,
  • Гомер написал «Иллиаду» и «Одиссею»,
  • греки захватили Сицилию, южную Италию и Фракию.

Достижениями греческого зодчества архаического периода считается создание и последовательное применение ордерных принципов. Ордер — это стоечно-балочная система, состоящая из

  • вертикальных колонн и пилястр и
  • горизонтальных перекрытий (антаблемент).

Слово это произошло НЕ от «ордена», а от латинского ORDO — строй, порядок. Возник этот принцип, как важный элемент архитектуры общественного здания.

Дорический ордер и его брутальность

В начале периода архаики использовался дорический ордер. Название своё получил от живших на северных территориях греческой метрополии дорийских племён.

Храмы тяжеловесны и приземисты, колонны, простые, мощные, немного утолщенные (Мужественные). Верхняя часть колонны – капитель – образуется двумя каменными плитами (нижняя круглая, верхняя квадратная). Вертикальные желобки вдоль создают устремленность вверх.

По всему периметру храма тянется полоса украшений – фриз. На узких сторонах храма под крышей образуются треугольники — фронтоны, которые украшали скульптурами. Когда-то были разукрашены в красный и синий цвет, но краски осыпались и теперь храмы белые.

Несущие конструкции храмов (колонны и архитравы) не раскрашивались.

Это подтверждают раскопки

  • храма Геры в Олимпии,
  • храма Афайи (Афеи) на острове Эгина в Сароническом заливе и другие.

Ионический ордер: храм богини Артемиды

Ионический ордер характеризуется легкостью в пропорциях, декоративностью и изяществом. Он сформировался под влиянием культуры Востока в богатых торговых городах островной и малоазийской Греции. Начали использовать его в конце архаического периода наряду с дорическим.

Наиболее известен храм Артемиды, всегда юной богини охоты и женского целомудрия, дающей счастье в семейной жизни (архитекторы Херсифон и Метаген) в Эфесе, выстроенный в конце VI в. до н.э. — одно из 7 античных чудес . В настоящее время — это город Сельчук на юге турецкой провинции Измир.

Руины храма Артемиды в Эфесе и модель-реконструкция в парке Миниатюрк (Турция)

Большое внимание уделялось ландшафтному дизайну вокруг храма. В VI в до н. э. греческие зодчие добились крупных успехов и в создании архитектурных ансамблей.

Классический период: архитектура Древних Афин

Классический период относят к V веку до н.э.. Это время, когда жили философы

  • Софокл, Сократ, Демокрит, Платон и
  • великий целитель Гипократ, клятву которого и сегодня произносят врачи.

Принцип планировки городов сохраняется, но здания становятся более лёгкими и воздушными. Наиболее известным памятником классического периода является Афинский акрополь (фото кликабельно).

Афинский Акрополь

Как богиня Афина стала владычицей Аттики

Миф гласит, что покровительница воинов и ремесленников, богиня Афина воткнула в землю Аттики (область Греции) копьё. На этом месте выросло оливковое дерево, которое она подарила людям. Подарок так понравился, что её признали повелительницей, а столицу назвали её именем.

Расцвет греческой архитектуры начался в 5 в до н.э. и неразрывно связан с именем знаменитого государственного деятеля Перикла. Во время его правления были начаты грандиозное строительство в Афинах, а именно на укрепленном холме Акрополе.

Вверх на холм вела широкая мраморная лестница. Справа от нее на возвышении был поставлен небольшой изящный храм богине победы Нике. Через ворота с колоннами посетитель попадал на площадь. В центре высилась бронзовая статуя покровительницы города — богини мудрости Афины.

Главное сооружение Акрополя – храм, посвященный Афине – Парфенон. Он так же является отличным примером дорического стиля. Сохранились имена его создателей – Иктин и Калликрат. В храме стояла колоссальная статуя Афины, созданная Фидием.

Хоромы богини Афины

В 447 году до н. э. началась работа над Парфеноном, чтобы заменить старый храм, разрушенный персами в 480 до р.Х.. Парфенон, который мы видим сегодня, начался именно по приказу Перикла.

Дело поручили архитекторам Иктинуи Калликарту. Отделкой занимался Фидий. Их задачей было своим талантом воскресить силу, величие и могущество общеэллинской державы.

Весь храмовый комплекс был построен из белого мрамора. Парфенон, храм богини Афины, является главным и наиболее величественным.

Он признан величайшим достижением зодчих всех времён. Имеет более стройные и изящные пропорции, чем храм Зевса в Олимпии, но высотой не уступает ему.

Парфенон в Афинах: вид сегодня и реконструкция

  • Строгие спокойные формы,
  • золотая пропорция,
  • сверкающий на солнце белый мрамор колонн,
  • яркие краски -

всё вместе вызывало гордость, восторг и восхищение.

На входе в акрополь располагались Пропилеи, где находились картинная галерея (пинотека) и богатая библиотека. Пропилеи - это торжественный вход на территорию комплекса, служащий воротами.

Шик храма богини победы Ники

Обратите внимание на маленький Храм Ники (справа), расположенный на возвышенности к юго-западу от входа. Он был построен в ок. 420 до н.э. по проекту архитектора Калликрата в ионном порядке.

Ионический ордер проник на территорию Греции из области Ионийской Малой Азии. Колонны более нарядные и утонченные. Средняя часть капители напоминает закрученную латинскую букву I , разрезанную пополам – волютами.

Реконструкция Акрополя. Храм Ники справа.

Ряды колонн перед каждой из его узких сторон украшают рельефные фризы на верхней части стен. На них изображены боги (с восточной стороны) и сцены из битв.

С точки зрения его скульптурной композиции храм Ники был шикарный. Маленькое здание было украшено больше, чем любой ионический храм в истории греческой архитектуры.

Его декор состоял из пяти взаимосвязанных зон. Каждая драматически отражала тему афинской победы в битве. Крыши украшали сложные скульптурные группы из позолоченной бронзы. Фронтоны — сцены битвы.

На момент строительства это было необычно: фронтоны классических ионических зданий обычно не украшались.

Реконструкция фриза храма Ники (фото увеличивается).

Кариатиды Эрехтейона

Другой пример, где встречается ионический ордер — это своеобразный и сложный по плану храм Эрехтейон (примерно 406 — 421 до р.Х.). Храм известен, потому что он был асимметричен. Греческий стиль — это прежде всего симметрия. Частично такой проект объясняется тем, что строение находится на разных уровнях.

Говорят, что в этой части Акрополя были некоторые очень древние святилища. Одним из предназначений нового здания было объять их. Здесь хранились дары, приносимые в жертву богам.

На южном крыльце (самом известном) вместо типичных колонн крыша поддержана шестью статуями девиц — Кариатидами. На внешней стороне храма можно увидеть шесть ионических колонн на стороне восточного фасада.

Храм Эрехтейон в афинском Акрополе (юго-западная сторона)

Греческие архитекторы в период классицизма умело использовали пейзажный рельеф, в том числе для строительства

  • светских зданий,
  • торговых комплексов и
  • зрелищных арен.

Стадионы находились в естественных долинах. Зрительские места в театрах спускались со склонов гор к сцене (орхестре).

Легенда о возникновении Коринфского ордера

В классический период скульптор Каллимах из Коринфа изобрёл Коринфский ордер. Его отличие — более насыщенный декор (разновидность ионического ордера). По легенде, его прообразом стала корзина, обвитая листьями буйно растущего кустарника. Архитектор увидел её на могиле девушки.

Коринфский ордер называют «девичьим» или «юношеским»,
дорический — «мужественным» или «мужским»,
а ионический — «женственным» или «женским».

Коринфский ордер храма Зевса в Олимпии

В конце классического периода к дорическому и ионическому ордеру добавился коринфский.

Эллинизм: чудеса и открытия

Эллинистический период (IV – I века до н.э.) в архитектуре был отмечен псевдодиптерой - двойной колоннадой, внутренний ряд которой скрыт наполовину в стене. Автором этого открытия был Гермоген. Римляне переняли эту формулу и широко использовали в своей архитектуре.

Как греки обогатили Египет

Эллинизм знаменит ещё возведением круглых зданий. Сохранилось несколько построек такого типа в Эретрии, Олимпии, на острове Самофракия.

Но самым грандиозным считается стометровый Александрийский морской маяк (о. Форос).

Александр Македонский во время своих походов основал 17 одноименных городов. Но лишь один дожил до наших дней - Александрия в Египте. После смерти Александра город перешёл под власть фараона Птолемея.

Он и распорядился построить маяк, вошедший в список «7 чудес «. Целью его сооружения было облегчить путь мореплавателям в плохую погоду и ночное время.

Как Колосс Родосский пал дважды

Ещё одно «чудо» из списка было построено Харесом в виде гигантской скульптуры бога Гелиоса - Колосса Родосского . Простоял он около 50 лет на Родосе и был разрушен землетрясением.

Римский император Нерон стремился увековечить себя копией Колосса. Но и тот пал, а его имя с итальянским произношением « » перешло амфитеатру.

Древнегреческий стиль: угасание

Архитектура эллинизма стремиться к большей пышности:

  • колонны становятся еще более стройные,
  • канавки более углублённые,
  • коринфские капители более украшенными растительными мотивами с преобладанием листьев аканта.

Храмам стали уделять мало внимания. Богов забывали: строили в основном

  • общественные сооружения,
  • дворцы,
  • библиотеки,
  • амфитеатры,
  • обносили площади колоннадами.

Усилилось влияние других стилей, появилась эклектика.

Архитектура Древней Греции: кратко

  • Принцип градостроительства: боги — наверху, смертные — внизу.
  • 3 периода развития архитектуры:
    • архаический (VIII – VI вв до н.э.),
    • классический (V век до н.э.),
    • эллинический (IV – I века до н.э.).
  • 3 ордера:
    • дорический,
    • ионический,
    • коринфский.

В архаике — дорический и ионический.
В классике добавился коринфский.
Эллинизм — все три.

Без сомнения, самое большое влияние на последующие поколения оказало искусство Древней Греции. Его спокойная и величественная красота, гармония и ясность служили образцом и источником вдохновения для позднейших эпох истории культуры.
Греческую древность называют АНТИЧНОСТЬЮ , к античности также относят и Древний Рим.
Потребовалось несколько столетий, прежде чем дорийские племена, явившиеся с севера в XII в. до н.э., к VI в.до н.э. создали высокоразвитое искусство. Далее последовали три периода в истории греческого искусства:
1) АРХАИКА , или древний период,- примерно с 600 до 480г. до н.э., когда греки отразили нашествие персов и, освободив свою землю от угрозы завоевания, получили снова возможность творить свободно и спокойно;
2) КЛАССИКА , или период расцвета,- с 480 по 323г. до н.э. - год смерти Александра Македонского, который покорил огромные области, очень непохожие по своим культурам; эта пестрота культур была одной из причин упадка классического греческого искусства;
3) ЭЛЛИНИЗМ (от слова "эллин"- так греки называли себя), или поздний период, он закончился в 30г. до н.э., когда римляне завоевали находившийся под греческим влиянием Египет (собственно Грецию они покорили раньше, ещё во II в. до н.э.).

Величайшим достижением греческого строительного искусства были ХРАМЫ .
Древнейшие развалины храмов относятся к эпохе архаики (VI в. до н.э.), когда вместо дерева в качестве строительного материала стали использовать желтоватый известняк и белый мрамор.
Полагают, что прообразом для храма послужило древнее жилище греков- прямоугольное в плане строение с двумя колоннами у входа.
Обычно храм стоял на ступенчатом основании. Он состоял из помещеня без окон, где находилась статуя божества, здание окружали один или два ряда колонн. Они поддерживали балки перекрытия и двускатную крышу. В полутемном внутреннем помещении у статуи бога могли бывать только жрецы, народ же видел храм только снаружи. Очевидно поэтому главное внимание древниегреки уделяли красоте и гармонии внешнего облика храма.

Строительство храма было подчинено определенным правилам. Размеры, отношение частей и количество колонн были точно установлены. Таким образом, сложилась система ОРДЕРА - соотношение между частями античного здания.

Древнейшим из них был ДОРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ , который сложился уже в эпоху архаики.
Он был мужественным, простым и мощным.
Название получил от дорических племён, которые его создали.
Дорическая колонна тяжеловесна, чуть ниже середины немного утолщена - она словно бы слегка раздалась под тяжестью перекытия. Верхрюю часть колонны - капитель образуют две каменные плиты; нижняя плита круглая (эхин ), а верхняя квадратная (абака ).
Устремленность колонны вверх подчеркивают вертикальные желобки (каннелюры ). Перекрытие, опирающееся на колонны, в своей верхней части окружено по всему периметру храма полосой украшения- фризом . Он состоит из чередующихся пластин: на одни нанесены два вертикальных углубления (триглиф ), на других обычно помещены рельефы (метопа ).
По краю крыши проходят выступающие карнизы ; на обоих узких сторонах храма под крышей образуются треугольники - фронтоны , которые украшали скульптурами.
Римский архитектор Витрувий считал, что дорический ордер выражает идею мужественности, ионический - женственности . Там, где античные зодчие заменяли колонны статуями, передавая им функцию опоры, они ставили мужские фигуры атлантов в постройках дорического стиля, а в ионических - женские фигуры кариатид .
Сегодня сохранившиеся части храмов белого цвета: покрывавшие их краски с течением времени осыпались. Когда -то их фризы и карнизы были раскрашены в красный и синий цвета.

Случилось так, что время пощадило старейшие дорические храмы главным образом за пределами Греции. Несколько таких храмов сохранилось на острове Сицилия и в Южной Италии.
Самый известный из них - храм бога моря Посейдона в Пестуме (слева), неподалеку от Неаполя,
который выглядит несколько тяжеловесным и приземистым.
Храм Афины на острове Эгина, ок. 500-480 гг. до н.э.(вверху в центре)
И фронтон Парфенона V в. до н.э. (вверху справа), построенные в дорическом стиле

Архитектурное строительство древних греков связано с религией и культом. Главным объектом для зодчих стал храм. Особенности возведения, художественной формы храмов перешли на создание других построек. За многие годы истории тип древнегреческого храма не изменился. Традиции возведения храмовых сооружений был унаследован Древним Римом.

Древнегреческие храмы заметно отличались от древнеегипетских культовых построек. Они были более земными. Здесь обитали боги с человеческим обликом. Само место было богатым и изысканно украшенным.

Сначала здания богов строились из дерева. Когда же стали использовать камень, деревянные конструкции и приёмы их создания сохранились.

Греки не строили грандиозных сооружений. Храм умеренных размеров стоял на фундаменте с несколькими ступенями внутри освящённой ограды. Он был прост и напоминал прямоугольный дом, сложенный из двух квадратов. Покрывался храм двускатной крышей с отлогим уклоном.

Одна из сторон выходила наружу, но не стеной, а специально созданным крыльцом или сенями. Их представляли 2 пилястры по краям и стоящие между ними колонны. Количество колонн всегда было чётным. Образовавшееся пространство (1/3 квадрата) перегораживалость стеной, где была встроена дверь, ведущая в святилище.

Святилище – пространство без окон и дверей с единственным входом, посередине которого возвышалась статуя божества. Оно было недоступно для посещения простых смертных, только жрецы могли сюда входить.

Типы древнегреческих храмов

Строящиеся по единой технологии древнегреческие храмы отличались типовой принадлежностью.

1) Храм «простильный» с портиком: перед входной дверью строили портик с колоннами.

2) Храм «амфипростильный» с 2-мя портиками: к храму с двумя крыльцами пристраивалось по портику.

3) Храм «кругокрылый» («периптерический») состоял из храма, возведённого на платформе и окружённого с 4-х сторон колоннадой.

4) Храм «двоякокруглый» («диптерический»): колонны, окружающие главное сооружение, установлены в 2 круга.

5) Храм «ложнокруглый»: вместо колонн ставятся полуколонны, выступающие из стен.

6) Храм «сложнодвоякокруглый»: колонны в одном круге сочетались с полуколоннами в следующем.

Таким образом, колонны играли основную роль в архитектуре древних греческих храмов. Колонна своими формой, пропорциями, декоративной отделкой определяла стиль всей постройки. Именно различие в представлениях о создании колонн стало причиной возникновения 2-х направлений в древнегреческой архитектуре: зодчество дорического ордера и ионического ордера.

Обозначается тремя основными периодами: архаическим, классическим и эллинистическим.

Архаический период (VIII – VI века)

В те времена города строились по единому принципу: в центре – укрепленный холм (акрополь), вершину которого украшали святилище и храм, воздвигнутый для бога-покровителя полиса; вокруг холма размещались жилые дома, объединенные в кварталы для разных слоев населения, где, например, ремесленники одной профессии проживали компактно, отдельными слободами. Эти поселения назывались нижним городом, центром которого была агора – площадь для собраний, где горожане сообща решали свои хозяйственные и политические вопросы. Вокруг агоры размещались здания общественного назначения: булевтерии (совет общины), пританеи (для торжественных приемов), лесхи (развлекательные клубы), театры, стадионы, фонтаны, места для прогулок. А палестрам (гимнастическим школам) и гимназиям отводилиь целые архитектурные комплексы. Но все же храм на вершине городского холма был главным и самым красивым сооружением полиса. Об этом свидетельствуют раскопки храма Аполлона Терепиоса (Гермон), храма Геры (Олимпия), храма Афины (о. Эгида), «базилики» и храма Деметры (Пестум) и др. Внутри храмов – множество скульптур и фресок, раскрашенных преимущественно в синие и красные цвета. Главные, несущие части храмов (архитравы, колонны) вообще не окрашивались. Большое значение придавалось пейзажному окружению храма и святилища. Зигзагообразная освещенная дорога, ведущая к ним снизу, обрамлялась статуями и сокровищницами, а сам храм возникал перед взором идущих людей неожиданно, на последнем повороте. Это создавало впечатление величия и силы.

Классический период (V век до н.э.)

Наиболее известным памятником классического периода архитектуры является храмовый комплекс – Акрополь а , построенный в V – IV веках, но разрушенный в результате персидской войны. В восстановлении Акрополя во второй половине V века были задействованы великие архитекторы Иктин, Калликарт, Мнесиклет. Весь храмовый ансамбль был отстроен из сверкающего белого мрамора. Храм богини Афины – Парфенон – главный в комплексе и наиболее величественный. Он считается высочайшим достижением зодчества всех времен. Высота его колонн равна высоте колонн храма верховного бога Зевса, что в Олимпии. Но тяжеловесность храма Зевса сменилась изяществом, стройностью пропорций. В Парфеноне хранилась и афинская казна. На входе в Акрополь располагалось здание Пропилей, где находились картинная галерея и богатая библиотека. Это здание служило воротами в Акрополь. Восстановленный комплекс Акрополя должен был поражать строгими, спокойными формами, гармоническими пропорциями, сверкающим белым мрамором колонн, яркими красками, которыми окрашивались отдельные части зданий, и внушать мысль о силе, величии, могуществе державы и общеэллинском единстве. Кроме храмов, в соответствии с ландшафтом, строились и здания светского назначения: торговые и зрелищные комплексы. Стадионы располагали в естественных низинах, театры – на склонах холмов, чтобы зрительские места ступенчато опускались к сценической площадке – орхестре.

Эллинистический период (IV – I века)

Открытием эллинистического периода зодчества были храмы, окруженные двойной колоннадой. Таков был храм Дидимайон (Милет). Милет, кстати, до сих пор считается лучшим образцом градостроительства. Упомянутый храм окружает двойная колоннада (210 колонн). Прославленным практиком и теоретиком зодчества этого периода был Гермоген, создатель новой архитектурной формулы – псевдодиптера, а проще говоря, двойной колоннады с наполовину скрытым в стенах внутренним рядом колонн. Эта идея воплотилась в строительстве храма Артемиды Левкофриены (Магнесия). После греков псевдодиптер широко использовался в архитектуре римлян. Еще одним достоянием эллинистического периода было возведение круглых зданий. Судить об этом типе зодчества мы можем по немногим сохранившимся памятникам: Арсиноэйон (о. Самофракия), несколько построек в Эретрии, Олимпии. Но самым грандиозным история признала стометровый морской маяк (о. Форос) неподалеку от Александрии. Его называли одним из семи «чудес света», но до наших времен он не сохранился, как и остальные «чудеса», кроме египетских пирамид.

Архитектура древнегреческая оказала огромное влияние на зодчество последующих эпох. Основные её концепции и философия надолго закрепились в традициях Европы. Чем интересна древнегреческая архитектура? Ордерная система, принципы планировки городов и создания театров описаны далее в статье.

Периоды развития

Античная цивилизация, которая состояла из множества разрозненных городов-государств. Она охватывала западное побережье Малой Азии, юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря, а также Южную Италию, Причерноморье и Сицилию.

Архитектура древнегреческая дала начало многим стилям и стала основой в зодчестве эпохи Ренессанса. В истории её развития обычно выделяют несколько этапов.

  • (середина XII - середина VIII в. до н. э.) - новые формы и черты на основе прежних микенских традиций. Главными постройками были жилые дома и первые храмы, выполненные из глины, необожженного кирпича и дерева. Появились первые керамические детали в декоре.
  • Архаика (VIII — начало V в., 480-е гг. до н. э.). С формированием полисов появляются новые общественные здания. Храм и площадь перед ним становятся центром городской жизни. В строительстве чаще применяется камень: известняк и мрамор, терракотовая облицовка. Появляются различные типы храмов. Преобладает дорический ордер.
  • Классика (480 - 330 гг. до н. э.) - период расцвета. Все типы ордеров в древнегреческой архитектуре активно развиваются и даже композиционно соединяются друг с другом. Возникают первые театры и музыкальные залы (одейоны), жилые дома с портиками. Формируется теория планировки улиц и кварталов.
  • Эллинизм (330 - 180 гг. до н. э.). Строятся театры и общественные здания. Древнегреческий стиль в архитектуре дополняется восточными элементами. Преобладают декоративность, роскошь и пышность. Чаще используется коринфский ордер.

В 180 году Греция оказалась под влиянием Рима. Империя переманила в свою столицу лучших ученых и мастеров искусства, позаимствовав у греков некоторые традиции культуры. Поэтому древнегреческая и древнеримская архитектура имеют много схожих черт, например, в строительстве театров или в ордерной системе.

Философия архитектуры

В любом аспекте жизни древние греки стремились к достижению гармонии. Представления о ней не были размытыми и чисто теоретическими. В Древней Греции гармония определялась как сочетание выверенных пропорций.

Применялись они и для тела человека. Красота измерялась не только "на глаз", но и конкретными цифрами. Так, скульптор Поликлет в трактате «Канон» представил четкие параметры идеальных мужчины и женщины. Красота напрямую связывалась с физическим и даже духовным здоровьем и целостностью личности.

Тело человека рассматривалось как конструкция, детали которой безупречно подогнаны друг под друга. Древнегреческая архитектура и скульптура, в свою очередь, стремились максимально соответствовать представлениям о гармонии.

Размеры и формы статуй соответствовали представлению о «правильном» теле и его параметрах. обычно пропагандировал идеального человека: одухотворенного, здорового и спортивного. В архитектуре антропоморфизм проявлялся в названиях мер (локоть, ладонь) и в пропорциях, которые выводились из пропорций фигуры.

Отображением человека являлись колонны. Их фундамент или база отождествлялась со стопами, ствол - с туловищем, капитель - с головой. Вертикальные желобки или каннелюры на стволе колонны представлялись складками одежды.

Основные ордеры древнегреческой архитектуры

О великих достижениях инженерной мысли в Древней Греции говорить не приходится. Сложных конструкций и растворов тогда не применяли. Храм того времени можно сравнить с мегалитом, где на каменную опору ложится каменная балка. Величие и особенности древнегреческой архитектуры заключаются, прежде всего, в её эстетике и декоративности.

Художественность и философию здания помогал воплощать его ордер или же стоечно-балочная композиция из элементов в определенном стиле и порядке. Существовало три основных типа ордера в древнегреческой архитектуре:

  • дорический;
  • ионический;
  • коринфский.

Все они имели общий набор элементов, но отличались их расположением, формой и орнаментом. Так, в греческий ордер входил стереобат, стилобат, антаблемент и карниз. Стереобат представлял ступенчатое основание над фундаментом. Далее следовал стилобат или колонны.

Антаблемент был несомой частью, располагавшейся на колоннах. Нижняя балка, на которую опирался весь антаблемент, называется архитрав. На нем располагался фриз - средняя декоративная часть. Верхняя часть антаблемента - карниз, он нависал над остальными частями.

Поначалу элементы древнегреческой архитектуры не смешивали. Ионический антаблемент ложился только на ионическую колонну, коринфский - на коринфскую. Один стиль - на одно здание. После возведения Иктином и Калликратом Парфенона в V веке до н. э. ордеры стали сочетать и ставить друг на друга. Делалось это в определенном порядке: сначала дорический, потом ионический, затем коринфский.

Дорический ордер

Дорический и ионический древнегреческие ордера в архитектуре были основными. Дорическая система была распространена в основном на материковой части и наследовала микенскую культуру. Она характеризуется монументальностью и в чем-то тяжеловесностью. Внешний вид ордера выражает спокойное величие и лаконичность.

Дорические колонны невысокие. У них отсутствует база, а ствол мощный и сужается кверху. Абака, верхняя часть капители, имеет квадратную форму и лежит на округлой подпоре (эхине). Каннелюр, как правило, было двадцать. Архитектор Витрувий сравнивал колонны этого ордера с мужчиной - крепким и сдержанным.

В антаблементе ордера всегда присутствовали архитрав, фриз и карниз. Фриз отделялся от архитрава полочкой и состоял из триглифов - вытянутых вверх прямоугольников с каннелюрами, которые чередовались с метопами - слегка заглубленными квадратными пластинами со скульптурными изображениями или без них. Фризы других ордеров не имели триглифов с метопами.

На триглиф возлагались прежде всего практические функции. Исследователи предполагают, что он представлял торцы балок, которые ложились на стены святилища. Он имел строго вычисленные параметры и служил опорой для карниза и стропил. В некоторых древнейших постройках пространство между торцами триглифа не заполнялось метопами, а оставалось пустым.

Ионический ордер

Ионическая ордерная система была распространена на побережье Малой Азии, в Аттике и на островах. Влияние на неё оказали Финикия и Персия ахемединская. Ярким примером этого стиля был храм Артемиды в Эфесе и храм Геры в Самосее.

Ионика ассоциировалась с образом женщины. Для ордера была характерна декоративность, легкость и утонченность. Его главной особенностью была капитель, оформленная в виде волютов - симметрично расположенных завитков. Абака и эхин украшались резьбой.

Ионическая колонна тоньше и стройнее, чем дорическая. Её база опиралась на квадратную плиту и была украшена выпуклыми и вогнутыми элементами с орнаментальной порезкой. Иногда база располагалась на барабане, украшенном скульптурной композицией. В ионике расстояние между колоннами больше, что увеличивает воздушность и изысканность здания.

Антаблемент мог состоять из архитрава и карниза (малоазийский стиль) или из трех частей, как в дорике (аттический стиль). Архитрав разделялся на фасции - горизонтальные уступы. Между ним и карнизом располагались небольшие зубчики. Водосточный желоб на карнизе обильно украшался орнаментом.

Коринфский ордер

Коринфский ордер редко считается самостоятельным, часто его определяют как вариацию ионического. Существует две версии, сообщающих об истоках этого ордера. Более приземленная говорит о заимствовании стиля у египетских колонн, которые украшались листьями лотоса. Согласно другой теории, ордер создал скульптор из Коринфа. На это его вдохновила увиденная им корзина, в которой находились листья аканта.

От ионического он отличается в основном высотой и декором капители, которая оформлена стилизованными листьями аканта. Два ряда вылепленных листьев обрамляют верхнюю часть колонны по кругу. Стороны абаки вогнуты и украшены большими и малыми спиральными завитками.

Коринфский ордер насыщен декором больше, чем другие древнегреческие ордера в архитектуре. Из всех трех стилей он считался самым роскошным, изящным и богатым. Его нежность и утонченность ассоциировалась с образом молодой девушки, а листья аканта напоминали кудри. Благодаря этому ордер часто называют «девичьим».

Античные храмы

Храм был главной и самой важной постройкой Древней Греции. Его форма была проста, прообразом для неё были жилые прямоугольные дома. Архитектура древнегреческого храма постепенно усложнялась и дополнялась новыми элементами до тех пор, пока он не приобрел круглую форму. Обычно выделяют такие стили:

  • дистиль;
  • простиль;
  • амфипростиль;
  • периптер;
  • диптер;
  • псевдодиптер;
  • толос.

Храм в Древней Греции не имел окон. Снаружи его окружали колонны, на которых размещалась двускатная крыша и балки. Внутри размещалось святилище со статуей божества, которому был посвящен храм.

В некоторых постройках мог размещаться небольшой предбанник - пронаос. В задней части крупных храмов располагалось ещё одно помещение. В нем хранились пожертвования жителей, священный инвентарь и городская казна.

Первый тип храма - дистиль - состоял из святилища, передней лоджии, которую окружали стены или анты. В лоджии размещались две колонны. С усложнением стилей количество колонн увеличивалось. В простиле их четыре, в амфипростиле - по четыре на заднем и переднем фасаде.

В храмах-перипетрах они окружают здание со всех сторон. Если колонны выстроены по периметру в два ряда, то это стиль диптер. Последний стиль, толос, тоже предполагал окружение колоннами, но периметр имел цилиндрическую форму. Во времена Римской империи толос развился в тип постройки «ротонда».

Устройство полисов

Древнегреческие полисы строились в основном у морских берегов. Они развивались как торговые демократические государства. В общественной и политической жизни городов участвовали все их полноправные жители. Это приводит к тому, что архитектура древнегреческая развивается не только в сторону но и в плане общественных зданий.

Верхней частью города был акрополь. Как правило, он находился на холме и был хорошо укреплен, чтобы сдержать противника во время внезапной атаки. В его пределах располагались храмы богов, которые покровительствовали городу.

Центром Нижнего города была агора - открытая рыночная площадь, где проводилась торговля, решались важные общественные и политические вопросы. На ней располагались школы, здание совета старейшин, базилика, здание для пиров и собраний, а также храмы. По периметру агоры иногда ставились статуи.

С самого начала архитектура древнегреческая предполагала, что здания внутри полисов размещаются свободно. Их размещение зависело от местного рельефа. В V веке до нашей эры Гипподам осуществил настоящую революцию в планировании городов. Он предложил четкую сетчатую структуру улиц, которая разделяет кварталы на прямоугольники или квадраты.

Все здания и объекты, в том числе и агоры, располагаются внутри квартальных ячеек, не выбиваясь из общего ритма. Такая планировка позволяла легко достраивать новые участки полиса, не нарушая при этом цельности и гармонии. По проекту Гипподама были построены Милет, Книда, Ассоса и т. д. А вот Афины, например, остались при старой «хаотичной» форме.

Жилые помещения

Дома в Древней Греции отличались в зависимости от эпохи, а также достатка хозяев. Выделяют несколько основных видов домов:

  • мегаронный;
  • апсидальный;
  • пастадный;
  • перистильный.

Один из ранних типов жилища - мегарон. Его план стал прототипом для первых храмов гомеровской эпохи. Дом имел прямоугольную форму, в торцовой части которого находилось открытое помещение с портиком. Проход окантовывали две колонны и выступающие стены. Внутри было только одно помещение с очагом посередине и отверстием в крыше для выхода дыма.

Апсидальный дом также строился в ранний период. Он представлял собой прямоугольник с закругленной торцовой частью, которая называлась апсидой. Позже появились пастадные и перистильные типы построек. Внешние стены в них были глухими, а планировка зданий - замкнутой.

Пастада представляла собой проход во внутренней части двора. Сверху он был накрыт и поддерживался опорами из дерева. В IV веке до нашей эры становится популярен перистиль. Он сохраняет прежнюю планировку, но пастадный проход заменяется крытыми колоннами по периметру дворика.

Со стороны улицы были только гладкие стены домов. Внутри находился дворик, вокруг которого и располагались все помещения дома. Окон, как правило, не было, источником света был двор. Если окна и были, то размещались на втором этаже. Убранство интерьеров было преимущественно простым, излишества стали появляться только в эпоху эллинизма.

Дом четко разделялся на женскую (гинекея) и мужскую (андрон) половину. В мужской части принимали гостей и устраивали трапезу. Попасть на женскую половину можно было только через неё. Со стороны гинекеи был вход в сад. В жилье богачей размещалась также кухня, баня и пекарня. Второй этаж обычно сдавали.

Архитектура древнегреческого театра

Театр в Древней Греции объединял в себе не только развлекательный аспект, но и религиозный. Его зарождение связано с культом Диониса. Первые театральные постановки устраивались для почитания этого божества. О религиозном происхождении представлений архитектура древнегреческого театра напоминала как минимум присутствием алтаря, который находился в орхестре.

На сцене происходили празднества, игры и пьесы. В IV веке до нашей эры они перестали иметь отношение к религии. Распределением ролей и контролем постановок занимался архонт. Главные роли исполняли максимум три человека, женщин играли мужчины. Драма исполнялась в виде состязания, где поэты по очереди представляли свои работы.

Планировка первых театров была проста. В центре находилась орхестра - круглая площадка, где размещался хор. Позади неё находилась палата, в которой переодевались актеры (скена). Зрительский зал (театрон) был значительных размеров и располагался на возвышенности, полукругом огибая сцену.

Все театры размещались прямо под открытым небом. Первоначально они были временными. На каждый праздник деревянные помосты сооружались заново. В V веке до нашей эры места для зрителей стали высекать из камня прямо в склоне холма. Так создавалась правильная и естественная воронка, способствующая хорошей акустике. Для усиления резонанса звука возле зрителей размещались специальные сосуды.

С усовершенствованием театра усложняется и конструкция сцены. Её передняя часть состояла из колонн и подражала переднему фасаду храмов. По бокам находились помещения - параскении. В них хранили декорации и театральный инвентарь. В Афинах крупнейшим театром был театр Диониса.

Афинский акрополь

Некоторые памятники древнегреческой архитектуры можно увидеть и сейчас. Одним из наиболее целостных сооружений, дошедших до наших дней, является Афинский акрополь. Он находится на горе Пиргос на высоте 156 метров. Здесь расположены храм богини Афины Парфенон, святилище Зевса, Артемиды, Ники и другие известные постройки.

Для акрополя характерно соединение всех трех ордерных систем. Сочетанием стилей отмечается Парфенон. Он построен в виде дорического перипетра, внутренний фриз которого выполнен в ионическом стиле.

В центре в окружении колонн располагалась статуя Афины. На акрополь возлагалась важная политическая роль. Его вид должен был подчеркивать гегемонию города, а композиция Парфенона должна была воспевать победу демократии над аристократическим строем.

Рядом с величественной и пафосной постройкой Парфенона располагается Эрехтейон. Он целиком выполнен в ионическом ордере. В отличие от своего «соседа», он воспевает изящество и красоту. Храм посвящен сразу двум богам - Посейдону и Афине, и расположен на месте где, по легенде у них произошел спор.

Из-за особенностей рельефа планировка Эрехтейона асимметрична. Он обладает двумя святилищами - целлами и двумя входами. В южной части храма расположен портик, который поддерживают не колонны, а мраморные кариатиды (статуи женщин).

Кроме того, в акрополе сохранились Пропилеи - главный вход, окруженный колоннами и портиками, по сторонам которого располагался дворцово-парковый комплекс. На холме также располагался Аррефорион - дом для девушек, ткущих одежду для афинских игр.