Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Зачем нужны хищники в природе. Значение животных в природе. Значение млекопитающих в жизни человека

Античный мир сформулировал простую и великую истину о месте человека в мире, принципах изучения человеком этого мира и законах жизни в нём следующими афоризмами: “Живи сообразно с природой”, “Нет ничего более упорядоченного, чем природа” и “Природа не терпит пустоты”.

Что может быть важнее для учителя, чем приучать видеть “всё мироздание в целом” (Цицерон), а не изучать мир, разложенный на части в рамках урока. Предметная интеграция (лат. “восстановление, восполнение”): биология и литература - на уроках по биоэтике даёт возможность углублять и расширять знания, объединять разнообразные виды мыслительной деятельности ученика. Но главная ценность этих занятий - воспитание не только культуры ума, но культуры духа. Сотворение души через пробуждении эмпатии, восприятие нехрестоматийных литературных текстов, рефлексии - оценки музыкальных и живописных произведений, систему творческих заданий предоставляет растущему человеку возможность научиться.

В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность
И небо в чашечке цветка.

И каждому животному на земле, и каждой птице в воздухе, и всему, что ползает на земле, Я дал живую душу. (Священное Писание)

Трагедию порождает столкновение двух равнозаконных, имеющих равное право на жизнь сил. (А. Камю)

Цели: расширить знания учащихся о хищничестве как виде взаимоотношений междуорганизмами; способствовать формированию осмысленного гуманного отношения к любому проявлению жизни на планете.

Зрительный ряд: В.Верещагин. Людоед., Э.Делакруа. Охота на львов., Ж. Де Труа. Турки, охотящиеся на львов.

Литературный ряд: В.Фёдоров. Дрофы. Коршун; Б.Слуцкий. Чайка, Лошади в океане; Э.Асадов. Стихи о рыжей дворняге; Э.Хемингуэй. Старик и море (отрывок); Ч.Айтматов. Плаха (отрывок).

Музыкальный ряд: П.И.Чайковский. Времена года. (Охота. Сентябрь.)

Вступительная часть

Рассматривая на доске иллюстрации, изображающие хищничество как разновидность экологических связей, учащиеся должны ответить на вопрос учителя биологии “Кто изображён?” и после ответа “Хищники” дать определение этого слова.

Учитель литературы, выслушав определение биологов (хищник - это организм, использующий в качестве пищи животных, которых он убивает), читает определение из толкового словаря С.И. Ожегова (хищник - это хищное животное) и, обращая внимание на “неопределённость” толкования, стимулирует ход дальнейшей беседы таким размышлением: "Природа ничего не творит зря и не терпит пустоты. Мудрость её поразительна, т.к. при бесконечном разнообразии она сумела всех уравнять в своём праве на жизнь: дождевого червя и крота, мышь и льва, лягушку и кита, мотылька и орла". Эта мудрость отражена и в Священном Писании (читается первый эпиграф). “Мы так привыкли полагаться на незыблемость законов природы, что малейшее от них отклонение воспринимаем как угрозу нашей безопасности, как предупреждение о неведомом бедствии” - это мысль американского писателя начала ХХ века Бирса. Перефразируя автора, пожалуй, многие люди могли бы угрозой безопасности назвать хищников. Веря в разум природы, многие задаются вопросами: зачем нужны хищники? Не стало бы больше покоя в природе, если бы исчезли хищники? Если не все, то хотя бы самые свирепые из них?

I. Размышления учащихся

  • В чём значение хищничества?
  • Что случится в природе, если хищничества не будет?
  • Кто из хищников самый свирепый?

II. Значение хищников в природе. (Учитель биологии.)

Природа обладает мудростью. Само существование хищников в природе свидетельствует о том, что им предназначена какая-то роль. Многочисленные наблюдения свидетельствуют, что уничтожение хищников на какой-либо территории сопровождается обычно повышением смертности травоядных животных. Хищники в данном случае выступают в роли регуляторов численности животных: они уничтожают обычно слабых и больных животных, снижая этим риск распространения инфекций в популяциях. А вот на вопрос: “Кто из хищников самый свирепый?” - сложно найти ответ. Если открыть знаменитый словарь В.Даля на слове “тигр”, рядом увидим краткое и чёткое пояснение -“лютый зверь”. Вообще-то тигр - лизоблюд. Наипервейшее его лакомство то же, что и у любой кошки - рыба. Но, в отличие от домашних мурлык, он не боится воды, хорошо плавает. Знающие люди не устают доказывать фактами неверность расхожей молвы о чрезвычайной опасности тигра для человека. Да, зверь этот любопытный и не прочь обнюхать трактор или автомобиль. Но здоровый, в полном расцвете сил, он, по отношению к людям, добродушен или равнодушен - выбирайте, что вам больше нравится. Тысячи и тысячи раз безоружные люди сталкивались с “лютым зверем” нос к носу и не получали ни царапины. Вот некоторые подтверждения. Не так давно на Дальнем Востоке человек, идущий по лесной тропе, вдруг заметил, что за ним следует тигр. Они шли друг за другом целые семь километров. Потом у двуногого властелина планеты не выдержали нервы и он швырнул в зверя камень. Тигр зарычал, но не ушёл и не напал. А что, если он просто выпроваживал непрошеного гостя за пределы своего охотничьего участка?

На мой взгляд, нет зверя кровожаднее волка. Да и людей волки погубили много. Эти будничные существа вроде бы не очень страшны с виду. Во всяком случае, люди относятся к ним с меньшим страхом, нежели к тигру. И зря - волков неизмеримо больше, чем тигров. К тому же серые бандиты во сто крат кровожаднее. Дорвавшись до стада, очумев от крови, режут скот направо и налево: столько, сколько ни за что не съедят.

III. Загадка “Эффект зеркала”

Специальная иллюстративная выставка оформлена изображениями хищников, расположенными по контуру настенного зеркала. Учащиеся должны подойти к зеркалу и назвать хищников, которых они видят. Некоторые учащиеся, видя своё отражение в зеркале, называют среди хищников человека. В разговоре возникает тема: человек - хищник. Размышляя, ребята приводят примеры хищничества человека.

Учитель литературы, делая переход к следующему этапу урока, обобщает и дополняет сказанное: “Прав был английский писатель Уильям Теккерей, когда говорил, что мир - это зеркало, и оно возвращает каждому его собственное изображение. Человек позавидовал льву, что он царь зверей, и возомнил себя царём природы. Возомнил, но не заметил, что стал рабом собственной подлости, когда ради забавы или корысти начал опасно сокращать популяции животных. Например, в начале ХХ века за убийство амурского тигра платили солидные премии; браконьеры не жалеют огромных слонов ради добычи слоновой кости; ради изготовления различных эликсиров и снадобий губят носорогов; очень мало осталось в Южной Америке гигантских броненосцев, но это не смущает тех, кто, веря в их магическую силу, убивает животных, чтобы сделать из когтей амулеты. Не случайно в словаре у В.И.Даля появилось определение слова “хищник” - “грабитель, неправедный стяжатель, склонный к присвоению чужого”.

IY. Литературная страница. (Учитель литературы.)

Французский писатель Альбер Камю говорил: “Трагедию порождает столкновение равно законных, имеющих равное право на жизнь сил”.

  • О каком праве на жизнь размышляет поэт Василий Фёдоров?
  • О какой беде, тихо входящей в дом, предупреждает автор?

Когда-то здесь
Гуляли дрофы,
Бизоньи тучились стада.
Страшны бывают катастрофы,
Опасней тихая беда.
Опасней зло,
Что не всесветно,
Не поражающее глаз,
То зло,
Что входит незаметно,
То, что людей
Не губит враз.
Мы при любом,
Хоть малом, лихо
В стозвонные набаты бьём,
А при беде, вошедшей тихо,
Всё терпим
И чего-то ждём.
То зло
Меж тем
Войдёт в доверье.
Когда ж созреет приговор.
То зло нас губит,
Как Сальери,
Ведущий умный разговор.

В.Фёдоров

Природа - не вечная скатерть самобранка. Вовремя поняв это, мы могли бы поставить заслон многим бедам.

О каких законах природного общежития говорится в следующем стихотворении?

Грязная чайка

Гонимая
передвиженья зудом,
Летящая
здесь же, недалеко,
Чайка,
испачканная мазутом,
Продемонстрировала брюшко.
Всё смешалось: отходы транспорта,
Что сияют, блестят на волне,
И белая птица, та, что распята
На летящей голубизне.
Эта белая птица господняя,
Пролетевшая лёгким сном,
Человеком и преисподнею
Мечена:
Чёрным мазутным пятном.
Ничего от нас не чающая,
Но за наши грехи отвечающая,
Вот она,
Вот она,
Вот она,
Нашим пятнышком зачернена.

Б. Слуцкий

. По страницам Красной книги. (Сообщения учащихся)

Учитель биологии:

К сожалению, человек далеко не всегда следует законам природного общежития. Его бездумное отношение к природе привело к тому, что многие животные сегодня находятся на грани вымирания. Попыткой решить возникшую проблему было создание Красной книги. Первое издание Красной книги состоялось в 1963 году. Красный свет - сигнал запрета, понятный людям всего мира. Поэтому так была названа книга фактов о состоянии тех видов животных и растений, которые находятся под угрозой исчезновения или стали редкими. В Красной книге листы разного цвета. На красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения. Следующая градация - “уязвимые виды”, информация о них даётся на жёлтых листах. Сведения о “редких” видах, т.е. о тех, состояние которых внушает опасение, печатаются на белых листах. Есть и радостные - зелёные листы: на них помещаются сведения об уже восстановленных и находящихся вне опасности видах. К сожалению, таких листов пока немного. Серые листы Красной книги предназначены для “неопределённых видов” - мало изученных и тоже обычно редких. А вот страницы “Чёрной книги” говорят о том, что с нашей помощью для кого-то мы опоздали навсегда. Жертвами человека-хищника стали: странствующий голубь, зебра-квагга, тур, бескрылая гагарка, каролинский попугай и многие другие. Вид некоторых из них мы сегодня не сможем даже представить: нет чучел, рисунков, описаний.

Сообщения учащихся:

Учащиеся делают сообщения о стеллеровой корове, тарпане, дронте.

Проблемная ситуация. (Учитель биологии.)

Исчезнувшие животные - это кричащие факты. Человек ответственен за их исчезновение перед своими потомками. Но что человеку делать с животными - людоедами?

Рассмотрите репродукцию картины В.Верещагина “Людоед” и дайте оценку авторским приёмам, с помощью которых раскрывается тема кровожадности.

Говоря о причинах людоедства, можно процитировать Гёте: “Природа не признаёт шуток; она всегда правдива, всегда серьёзна, всегда строга; она всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей”.

В чём, по-вашему, причина того, что некоторые животные становятся людоедами?

Музыкальная страница. (Учитель литературы.)

Подготовка к разговору-размышлению обеспечивается прослушиванием музыкального отрывка из “Времён года” П.И.Чайковского и ответом на вопрос “Какая связь между музыкальным фрагментом и темой урока?” Ребята говорят об охоте как реализации потребности человека в общении с природой, источнике вдохновения, средстве познания природы.

Особенности спортивной и промысловой охоты. (Учитель биологии.)

Были времена, когда истребление диких животных человеком было продиктовано необходимостью. И в настоящее время существует промысловая охота, назначение которой - обеспечить человека пищей. Однако, сегодня более популярна спортивная охота. Любителям охоты можно по-хорошему позавидовать: этот вид отдыха дарит человеку радость общения с природой, эмоциональный заряд, вселяет бодрость и свежесть. Нам, людям ХХ1 века, всё чаще

приходится задумываться о сохранении ослабевших духовных уз с природой, и охота - одна из ярких и доступных форм их поддержания. Скольких мастеров слова и кисти вдохновили впечатления, полученные от охоты. Сколько волнующих страниц посвящено противоборству человека с дикой природой, состоянию человеческого разума и мужества с первозданной мощью стихии. Охотничье увлечение становится для многих художников инструментом постижения природы и познания мира. Вспомним замечательные тургеневские “Записки охотника” или поэтический гимн мужеству и воле в повести Хемингуэя “Старик и море”.

Беседа с учащимися. (Учитель литературы.)

Рассмотрите репродукции картин Э.Делакруа и Ж.Тура. Выразите своё отношение к изображённому.

Литературная страница. (Учитель литературы.)

Вам будут предложены три текста. Внимательно прослушайте их и ответьте на вопросы.

  • В чём своеобразие раскрытия темы “человек на охоте”?
  • Найдите строки, отражающие идею стихотворения.
  • О каком виде охоты идет речь в стихотворении?

Э.Хемингуэй. Старик и море (отрывок). (Приложение II).

  • Как автору удалось создать образ идеального охотника?
  • Какой вид охоты показан в рассказе? Ваше отношение к такой охоте?

Ч.Айтматов. Плаха (отрывок). (Приложение III).

Жертвами человека-охотника стали не только сайгаки, но и семейство волчицы Акбары. В чём символический смысл данного эпизода?

Изначально в роли охотников выступают и волк. И человек. В чём особенности изображения каждого из них? Чем человек отличается от хищников во время охоты?

К какому виду охоты вы отнесёте данный эпизод?

Человек хуже зверя, когда он зверь. Писатель Виктор Астафьев, возможно предупреждая многих о таком превращении, писал: “Оттого и страшусь, когда люди распоясываются в стрельбе, пусть даже по зверю, по птице, и мимоходом, играючи проливают кровь. Не ведают они, что, перестав бояться крови, не почитая её, горячую, живую, сами для себя незаметно переступают ту роковую черту, за которой кончается человек, и из далёких, наполненных пещерной жутью времён выставляется и глядит, не моргая, низколобое, клыкастое мурло первобытного дикаря”. Жестокость к животным - одно из средств уничтожения моральной чувствительности. В стихотворении Бориса Слуцкого речь идёт не об охоте, но сюжет не менее печальный.

Б. Слуцкий Лошади в океане.

Лошади умеют плавать,
Но - не хорошо. Недалеко.
“Глория” по-русски значит “Слава”, -
Это вам запомнится легко.
Шёл корабль, своим названьем гордый,
Океан старался превозмочь.
В трюме, добрыми мотая мордами,
Тыща лошадей металась день и ночь.
Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!
Счастья всё ж они не принесли.
Мина кораблю пробила днище
Далеко-далёко от земли.
Люди сели в лодки, в шлюпки влезли.
Лошади поплыли просто так.
Что ж им было делать, бедным, если
Нету мест на лодках и плотах?
Плыл по океану рыжий остров,
В море синем остров плыл гнедой.
Им сперва казалось - плавать просто,
Океан казался им рекой.
Но не видно у реки той края.
На исходе лошадиных сил
Вдруг заржали кони, возражая
Тем, кто в океане их топил.
Кони шли на дно и ржали, ржали,
Все на дно покуда не пошли.
Вот и всё. А всё-таки мне жаль их -
Рыжих, не увидевших земли.

Пагубность дурного поступка состоит в том, что он таит в себе зародыш новых мерзостей или трагедий. Иногда равнодушие - убийство особого рода, изощрённое хищничество, внешне не имеющее вида преступления.

Э Асадов. Стихи о рыжей дворняге.

Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
-Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но всё же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пёстрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу,
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал: -Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы,
А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
В вагоне, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали…
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин. Что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит, задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой.
Не ведал хозяин. Что силы
Вдруг разом оставили тело
И, стукнувшись лбом об перила,
Собака под мост полетела…
Труп волны снесли под коряги…
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце - чистейшей породы!

Замечено, что в действиях многих хищников присутствует то, что можно назвать расчетливостью. Хищнику, например, невыгодно полное уничтожение всех особей жертвы, и, как правило, этого в природе не случается.

Хищничество - трудоёмкий процесс, требующий больших затрат энергии. Например, группа из двух львиц и восьми детёнышей проходит за ночь расстояние в несколько километров, даже если самым молодым щенятам всего месяц от роду. Львята при этом испытывают те же лишения, которым подвергаются взрослые животные. Многие из них погибают, в том числе и от голода.

Во время охоты хищники нередко подвергаются опасностям не меньше, чем их жертвы. Иногда хищники гибнут от столкновения с другими хищниками в ходе борьбы за добычу.

Но главный враг хищника - время. Только самые быстрые и сильные хищники способны преследовать жертву на большом расстоянии, успешно ловить её затрачивая на это минимальное время. Менее проворные не выдерживают конкуренции и обречены на голодную смерть.

Значение хищничества в природе.

Является ли воздействие хищника только отрицательным? На этот вопрос можно было бы ответить безусловно «да», если принимать во внимание лишь судьбу конкретного животного, оказавшегося в зубах хищника. Экологов, однако, гораздо больше интересует судьба популяций, а не отдельных организмов.

Хищники уничтожают ту часть популяции, которая по тем или иным причинам оказывается более слабой в соревновании за подходящие территории.

Хищник, убивая более слабых, действует подобно селекционеру, ведущему отбор семян, дающих наилучшие всходы. Влияние хищника приводит к тому, что обновление популяции жертвы происходит быстрее, ведь быстрый рост ведёт к более раннему участию особей в размножении. Одновременно увеличивается потребление жертвами их пищи. Таким образом, воздействие хищников увеличивает поток энергии в экосистеме.

Хищники избирательно уничтожают животных с низкой способностью добывать себе корм, то есть медлительных, хилых, больных особей. Выживают сильные и выносливые. Это относится ко всему живому миру: хищники улучшают (в качественном отношении) популяции жертв. Такую же услугу ондатре оказывает норка, грызунам - хищные птицы, оленям - волки.

Хищничество является одним из ведущих факторов, определяющих регуляцию численности организмов.

Разумеется, в сельскохозяйственных районах необходимо регулировать численность хищников, так как последние могут причинять вред домашнему скоту. Однако в районах, недоступных для охоты, хищники должны быть сохранены для пользы как популяций жертв, так и взаимодействующих с ними растительных сообществ.

Список литературы

А. Степановских «Общая Экология»

Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Экология

По современным оценкам ученых-биологов, в природе представлено около 5,5 тысячи видов млекопитающих, а завершает эту воображаемую пирамиду сам человек (вкупе с высшими приматами и дельфинами). Общее, включая вымершие, количество их видов - более 20 тысяч (на территории современной России проживает 380 видов). Главной отличительной чертой, помимо четвероногости и наличия позвоночника, кожи и волосяного покрова, является способность вскармливания своих малышей молоком (отсюда и обобщающее название). В настоящее время значение и охрана млекопитающих в дикой природе (да и в домашнем хозяйстве) имеют одно из первостепенных значений для многих людей, потому что отдельные дикие виды находятся на грани исчезновения, а некоторые занесены в Красную книгу.

Класс млекопитающие

Велико значение млекопитающих в природе и жизни человека. Дикие виды распространены на земле, воздухе и в воде практически повсеместно, выполняя определенные возложенные на них природой функции. А издревле решают проблему питания и одежды для всего человечества. Их внешность довольно разнообразна, но в целом они соответствуют типу строения четвероногих обитателей планеты Земля. Характерно, что данный класс учеными признается как наиболее высокоорганизованный. А наиболее развитые его представители, к примеру, дельфины, признаются в современной науке исследований носителями зачатков интеллекта, сопоставимого с человеческим. Та же история и с высшими приматами, которых при помощи соответствующих упражнений обучают различать цвета, мелодии и даже буквы, исполнять простейшие команды человека.

Значение млекопитающих в природе

В дикой природе этот класс выполняет множество функций и задач в зависимости от хищности или плотоядности представителей. Они подвижны и потребляют большое количество пищи, животной и растительной, тем самым уже оказывая влияние на окружающую среду. Значение млекопитающих в природе состоит и в том, что они являются важными звеньями пищевых цепочек. Хищники-млекопитающие сдерживают и стабилизируют размножение и распространение плотоядных животных. К примеру, волки, общепризнанные санитары в лесу убирают слабые или болезненные особи, что приводит к более качественной популяции определенных животных. Убери из лесу волков, начинают плодиться зайцы, что приводит к уничтожению определенных пород деревьев, а также культурных посевов. А если исчезают лисы, то мыши могут расплодиться так, что на полях не будет успевать вызревать зерно. В природе все взаимосвязано, и отсутствие хищника означает нарушение определенного баланса, задуманного изначально.

Средообразующая роль

В данном плане значение млекопитающих в природе и жизни человека также велико. Многие плотоядные млекопитающие, обитающие в дикой природе, принимают прямое участие в размножении и развитии растений, перенося семена и плоды. А некоторые играют неоценимую роль в образовании среды обитания. К примеру, роющие животные - кроты или другие - взрыхляют почву, насыщая ее воздухом, способствуя повышению плодородности и размножению растений и других, менее развитых, животных: насекомых, паукообразных. В свою очередь, это способствует наполнению пищевой цепочки для птиц различных видов. А деятельность бобров-строителей может изменить водные режимы и сам ландшафт места обитания.

Грызуны

Не всегда значение млекопитающих в природе и жизни человека так велико, а некоторые из представителей класса причиняют человечеству огромный вред. Так, к примеру, грызуны являются настоящей напастью полей, засеянных зерновыми, издавна культивируемыми людьми. Мышевидные повреждают многие посевы сельхозрастений, поедают стебли и листву, зерна и плодов. А еще, многие грызуны - переносчики болезней, смертельно опасных как для человека, так и для домашних животных. Ученые считают, что европейские эпидемии чумы в Средние века, например, были спровоцированы огромнейшей популяцией крыс и мышей, населявших города и села. В современном мире крысы и мыши наносят также существенный вред, повреждая коммуникации, проложенные в тоннелях и под землей: электропроводку, теле- и интернет-связь.

Значение млекопитающих в жизни человека

Но все же некоторые млекопитающие приносят огромную пользу для человека. Речь идет о домашних животных, прирученных людьми в незапамятные времена. Само животноводство, как отрасль хозяйственной деятельности, зарождается, когда люди начинают вести более оседлый способ существования. отлавливает некоторых диких животных, постепенно приручая их к домашним условиям жизни. Производится своеобразный вначале неосознанно. Человек отбирает и оставляет для продолжения рода и выведения потомства наиболее здоровых и сильных животных, обладающих ценными качествами, которые закрепляются и в последующих поколениях. Затем люди стали применять уже осознанный отбор и скрещивание млекопитающих для выведения устойчивых пород. Так были выведены разновидности, обладающие качествами, многократно превышающими диких своих собратьев. Например, предки коров - самки европейского тура - выкармливали потомство примерно три месяца после его рождения. А современные молочные породы могут пролонгировать данный процесс до 10 месяцев (максимально зафиксировано - до года). При этом они дают намного больше молока в разовой порции кормления. Таким образом, значение млекопитающих в жизни человека возрастает при помощи применения современных технологий.

Белковая пища

Как это ни печально для некоторых видов животных, но людям для полноценного функционирования необходимо употребление белка. А наиболее доступный и сытный он содержится в мясе животных. Выбор древнего человека пал на некоторые виды млекопитающих в результате метода проб и ошибок. Мясо хищников было слишком жестким и обладало весьма характерным неприятным запахом. Мясо птиц употреблялось, но поимка некоторых, в зависимости от их размеров, была не слишком продуктивна. Мясо млекопитающих, ведущих плотоядный образ жизни, оказалось одним из самых оптимальных вариантов и по габаритам животных, и по вкусу. Все начиналось с охоты. Затем некоторые виды животных отлавливались (к примеру, копытные: свиньи, туры) и начинали разводиться искусственно. Так появились одомашненные, прирученные некогда млекопитающие, употребляемые в пищу.

Молочная продукция

Одно из самых древних - значение млекопитающих для человека в качестве производителей такого питательного продукта, как молоко. На востоке - кумыс и верблюжье, на западе - овечье, козье и коровье молоко. А кисломолочная продукция: кефир, творог, ряженка, сыр - еще одно глобальное значение млекопитающих для человека. И по сей день во всем мире котируются сыры, произведенные в Европе, восточные айран и сулугуни, славянская ряженка из топленого молока, сметана и творог. Придуманные для того, чтобы молоко можно было дольше сохранять, они стали полноценными и полноправными продуктами потребления для всего человечества.

Практичная одежда и обувь

Во времена, когда не было супермаркетов и бутиков, людям также приходилось защищать свое тело от холодов. Отличным способом стали шкуры сначала диких, а затем - и одомашненных животных. Именно они стали надежным и повседневным укрытием от зимних стуж. После люди поняли, что для достижения соответствующих целей убивать животное вовсе не обязательно, стали состригать шерсть, используя ее в качестве одежного материала.

В хозяйстве

Велико значение млекопитающих в хозяйстве как тягловой силы. Когда не существовало машин и механизмов, помогающих передвигаться по суше, лошади, верблюды, мулы и ослы заменяли человеку данные устройства, перемещая его на довольно длинные расстояния (а также и доставляя всяческие грузы). Караваны соединяли торгующие страны, а конные войска выигрывали решающие битвы. Сегодня, в век высоких технологий, значение млекопитающих в природе и жизни человека, кажется, отходит на второй план, однако по-прежнему остается одним из основополагающих факторов развития цивилизации.

По типу питания все живые организмы делятся на автотрофов и гетеротрофов. К первым относятся растения и некоторые бактерии, которые получают органические вещества путем фотосинтеза либо хемосинтеза. Гетеротрофы — те организмы, которые употребляют в пищу уже готовые органические соединения. К ним относятся грибы и животные. Последние бывают травоядными или плотоядными.

Кто такие хищники?

Это живые организмы, которые охотятся и поедают других существ. Такими бывают животные, бактерии и даже некоторые растения.

Животные-хищники

Все животные делятся на одноклеточных и многоклеточных. Последние представлены такими основными типами, как Кишечнополостные, Черви, Моллюски, Членистоногие, Иглокожие, Хордовые. К хордовым относятся рыбы, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, млекопитающие. Примеры хищничества в природе существуют в каждом из классов животных.

Хищные членистоногие

К этому типу относятся такие кассы: Ракообразные, Паукообразные, Многоножки и Насекомые. Яркий пример хищничества у членистоногих — богомол. Он может охотиться на небольших ящериц, лягушек и даже птичек и грызунов. Жужелица — также пример хищничества у членистоногих. Она питается другими насекомыми, дождевыми червями, моллюсками, личинками разнообразных жуков. Муха-ктырь тоже ведет хищный образ жизни: она поедает стрекоз, ос, жуков-скакунов. Почти все пауки также питаются насекомыми, преимущественно мухами. У пауков самыми крупными являются птицееды и тарантулы. У них есть яд, с помощью которого они парализуют своих жертв. Первый, кроме птиц, может питаться крысами и другими крупными грызунами. Второй в основном употребляет в пищу больших насекомых, таких как жужелицы, разные жуки, сверчки, а также гусениц и личинок. Яркий пример хищничества у многоножек — сколопендра.

Рыбы-хищники

Рыбы, питающиеся другими крупными представителями фауны, бывают как пресноводными, так и морскими. К первым относятся щуки, судаки, окуни, ерши. Щука — самая крупная пресноводная хищница, ее вес может достигать более тридцати килограммов. Она питается более мелкими рыбами.

Судак — также пример хищничества у пресноводных рыб. Он тоже крупный, вес его составляет двадцать килограммов, а средняя длина — 130 см. Его рацион состоит из более мелких хищников: ершей, плотвы, а также бычков, пескарей и других маленьких рыб. Среди морских выделяют большую белую акулу (кархарадона) и барракуду. Первая — самая большая хищная рыба в мире, она употребляет в пищу морских котиков, тюленей, каланов, морских черепах, тунцов, скумбрий, морских окуней. В некоторых случаях может нападать на людей. Белые акулы обладают несколькими рядами зубов, суммарное количество которых может достигать 1500 штук. Барракуды тоже достигают внушительных размеров — их длина в среднем составляет два метра. Основная часть их рациона состоит из креветок, кальмаров, менее Эту рыбу еще называют морской щукой.

Мир птиц

Образ жизни и способ питания большинства крупных птиц — хищничество. Примеры животных этого класса, которые охотятся на других живых существ: ястребы, беркуты, соколы, совы, змеееды, коршуны, кондоры, орлы, пустельги.

Хищники среди млекопитающих

Данный класс разделяется на двадцать один отряд. этой группы выделяются в одноименный отряд. К нему принадлежат в основном всем известные семейства, всего их тринадцать — это Псовые, Кошачьи, Медвежьи, Гиеновые, Куньи, Пандовые, Скунсовые, Настоящие тюлени, Ушастые тюлени, Моржовые, Виверровые, Мадагаскарские виверры, Нандиниевые. К псовым относятся собаки, волки, лисы, песцы, шакалы.

Рацион всех этих животных состоит в основном из мелких млекопитающих, к примеру, зайцев, грызунов, а также из птиц. Некоторые из них питаются падалью - это шакалы, волки. К кошачьим относятся тигры, львы, манулы, леопарды, каракалы, оцелоты, рыси и т. д. Они поедают мелких млекопитающих, в основном грызунов, иногда питаются рыбой, насекомыми. В меню медвежьих может входить как мясная пища, так и растительная: ягоды, другие плоды, корни разных растений. Тюлени и моржи охотятся на рыбу и некоторых беспозвоночных. К виверровым относятся и такие животные, как генеты, африканские циветы. Они питаются птицами, мелкими зверьками, птичками, беспозвоночными, птичьими яйцами.

Семейство Мадагаскарских виверр включает различные виды мунго. В их меню входят насекомые и скорпионы. К нандиниевым относится один-единственный вид — пальмовая цивета. Она охотится на мышей и крыс, крупных насекомых. В входят куницы, барсуки, норки, хорьки, они поедают птенцов и птичьи яйца.

Примеры хищничества в растительном мире

Большая часть растений являются автотрофами. Они добывают себе питательные вещества исключительно путем фотосинтеза, при котором, поглощая солнечную энергию, углекислый газ и воду, получают из них органические вещества (в основном глюкозу) и выделяют кислород как побочный продукт.

Но среди них есть и хищники, которые питаются насекомыми, так как там, где они обитают, недостаточно света, чтобы жить только за счет фотосинтеза. К таким относятся венерины мухоловки, росянки, непентесы, саррацении.

Вопрос 1. Что такое среда обитания? Охарактеризуйте различные среды жизни.

Среда обитания - это часть природы, окружающая живые организмы, из которой организмы получают всё необходимое для жизни и в неё же выделяют продукты обмена веществ.

Водная среда жизни.

Колебания температуры воды в Мировом океане сравнительно невелики: от -2°С до +36°С. В пресных внутренних водоемах умеренных широт температура поверхностных слоев воды колеблется от -0,9°С до +25°С. Благоприятный температурный режим исключает как слишком высокие температуры, так и слишком низкие. Исключением являются термальные источники, теплые, горячие и кипящие, температура воды в которых может достигать +100°С.

На разных глубинах животные испытывают различное давление. В среднем в водной толще на каждые 10 м глубины давле­ние возрастает на 1 атм. Глубоководные приспособились к высо­кому давлению (до 1000 атм).

К прозрачности и световому режиму наиболее чувствительны фотосинтезирующие растения. В мутных водоемах они обитают только в поверхностном слое, а там, где прозрачность воды более высока, они проникают на значительные глубины. Мутность воды созда­ется огромным количеством взвешенных в ней частиц мине­ральных веществ (глина, ил) и мелких организмов, что ограни­чивает проникновение солнечных лучей. Световой режим обу­словлен также закономерным убыванием света с глубиной. Кислород попадает в водную среду двумя путями: во-первых, поступает из атмосферы, во-вторых, образуется в результате фо­тосинтеза зеленых растений. Плотва, ерш, карась неприхотливы в этом отношении, а личинки комаров хирономид и малощетинковые черви трубочники обита­ют на больших глубинах, где кислород практически отсутствует.

Наземно-воздушная среда жизни.

Организмы, обитающие на поверхности Земли, окружены га­зообразной средой, которая отличается набором особенностей: свет здесь действует интенсивнее, температура претерпевает более сильные колебания, влажность значительно изменяется в зависимости от географического положения, сезона и времени суток; воздействие почти всех этих факторов связано с движением воздушных масс – ветрами.

По химическому составу воздуха в ней много кислорода. Сухой воздух на высоте уровня моря состоит (по объему) из 78% азота, 21% кислорода, 0,03% углекислого газа; не менее 1% приходится на инертные газы. Кислород необходим для дыхания абсолютного большинства ор­ганизмов, углекислый газ используется растениями при фотосинтезе.

Незначительная плотность и слабые перепады давления. Низкая плотность воздуха облегчает передвижение в нем. Активный и пассивный полет освоили около двух тре­тей обитателей суши. Большинство из них - на­секомые и птицы. Хотя многие виды могут ле­тать, а мелкие насекомые, пауки, микроорганизмы, семена и споры рас­тений переносятся воздушными течениями, питание и размножение организмов происходит на поверхности земли или растений. Воздух - плохой проводник тепла. Этим об­легчается возможность сохранения тепла, выра­батываемого внутри организмов, и поддержание постоянной температуры у теплокровных живот­ных.

Почвенная среда жизни.

Почва представляет собой тонкий слой поверхности суши, переработанный деятельностью живых существ. Это сложная система, включающая твердую – минеральные частицы, жидкую – почвенная влага, газообразную фазы. Соотношение этих трех составляющих определяет основные физические свойства почвы как среды обитания организмов. Химические свойства помимо минеральных почвенных элементов сильно зависят от органического вещества, также являющегося неотъемлемой составной частью почвы. Глубина почвы определяется глубиной проникновения корней и деятельностью роющих животных (не более 1,5 – 2 м.)

Соотношение различных частиц формирует механический состав почвы. По этому признаку различают почвы песчаные (содержат более 90 % песка), супесчаные (90-80), легкие, средние и тяжелые суглинки (соответственно 80-70, 70-55 и 55-40) и глины - легкие (40-30), средние (30-20) и тяжелые (менее 20 % песка).

Минеральные частицы занимают 40-70 % общего объема почвы. Оставшееся пространство, представляющее собой систему пор, поло­стей и канальцев, занято воздухом и водой. Механический состав и структура почв - ведущий фактор форми­рования их свойств как среды обитания живых организмов: аэрации почв, их влажности и влагоемкости, теплоемкости и термического режима, а также условий передвижения в почве животных, распреде­ления корней древесных и травянистых растений и т. п.

Почвенная вода занимает поры и полости и является одним из основных источников влаги для растений.

Воздух в почвенных полостях всегда насыщен водяными парами, его состав обогащен углекислым газом и обеднен кислородом. Этим условия жизни в почве напоминают водную среду. С другой стороны соотношение воды и воздуха в почвах постоянно меняется в зависимости от погодных условий.

Хорошо увлажненная почва легко прогревается и медленно ос­тывает. На ее поверхности происходят более резкие колебания температуры, чем в глубине. При этом суточные колебания затра­гивают слои до глубины в 1 м, Температурные колебания очень резки у поверхности, но быстро сглаживаются с глубиной.

Вопрос 2. Какие экологические факторы вы знаете? Назовите основные физические факторы среды.

кологические факторы - отдельные элементы среды, взаимодействующие с организмами.

Различают абиотические, биотические фыкторы и анторопогенный фактор. Абиотичесекие факторы: свет, температура, влажность и другие компоненты климата, состав воздуха, почвы и пр. , т. е. элементы неживой природы.

Биотические факторы: живые тела, или организмы, всевозможные взаимодейтсвия между ними.

Антропогенные факторы: вырубка леса, осушение болот, возведение плотины, выброс в атмосферу различных химических в-в и пр. (т. е. деятельность человека) .

К основным физическим факторам в экологии относятся температура, излучение, свет, влажность, состав биосферы, биогенные элементы, почва и ее состав, а также микросфера.

Вопрос 3. Охарактеризуйте взаимоотношения, складывающиеся между растениями и животными, живущими на одной территории.

Для жизни растений большое экологическое значение имеют позвоночные и беспозвоночные животные, многие из которых питаются растениями, способствуют опылению цветков, распространению семян и плодов; прямо или косвенно, положительно или отрицательно влияют на растения, которые, в свою очередь, являются важным компонентом в жизни животных.

Фитомассу потребляют и многие птицы. На территории нашей страны они поедают семена более 270 видов древесных и кустарниковых пород. К основным потребителям относятся кедровка, клесты, дятлы и другие. Во многих лесах на начало весны па деревьях остается не более 1/3 урожая семян. Некоторые птицы питаются молодыми побегами и почками.

Растения, часто повреждающиеся животными, обладают определенными приспособлениями: на них образуются выросты, колючки, жесткое опушение, формируются прочные механические и покровные ткани. Распространенным приспособлением для сохранения вида у многих растений является образование избыточной фитомассы (отрастание растений после скармливания или кошения). Защитой от насекомых служат выделения смол и камедей, эфирных масел, ряда алкалоидов и гликозидов, придающих неприятный вкус и запах растениям.

Вопрос 4. В чем сущность хищничества и его роль в природе?

Хищничество - это отношения, когда животные одного вида поедают животных другого вида. Например, волки едят зайцев, птицы насекомых и т. д. Хищники и жертвы имеют различные приспособления к таким отношениям. У хищников это различные приспособления к ловле и поглощению добычи, а у жертвы - к убеганию и защите от хищников.

Часто хищничеством называют всякое выедание одних организмов другими. Следовательно, к одной из форм хищничества может быть отнесена и растительноядность. В природе хищнические взаимоотношения широко распространены. От их исхода зависит не только судьба отдельного хищника или его жертвы, но и некоторые важные свойства таких крупных экологических объектов, как биотические сообщества и экосистемы.

Для типичного хищника (волка, рыси, норки) характерно охотничье поведение. Но кроме хищников – охотников существует большая группа хищников – собирателей, способ питания которых заключается в простом поиске и сборе добычи. Таковы, например, многие насекомоядные птицы, собирающие пищу на земле, в траве или на деревьях. Хищничество - широко распространённая форма биотических отношений.

Значение хищничества можно понять лишь рассматривая это явление на уровне популяций. Длительная связь между популяциями хищника и жертвы порождает их взаимозависимость, которая действует подобно регулятору, предотвращая слишком резкие колебания численности или препятствуя накоплению в популяциях ослабленных или больных особей. В ряде случаев хищничество может существенно ослаблять отрицательные последствия межвидовой конкуренции, повышать устойчивость и разнообразие видов в сообществах.