Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Зачем люди шутят. Психология. Смех как смещенная активность

Ежели ваше внимание привлекла данная статья, можно предполагать, что вы чем-то неудовлетворенны и намерены избавиться от кусающего вас чувства. Как же стать счастливым? Давайте перестанем обманываться, хоть раз скажем честно, снимая модные розовые очки – счастливым стать невозможно.

Рекомендуем отложить свой рюкзак путешественника, отправившегося на поиски счастья. Как же так? Зачем нас обнадёживать? Поистине, уважаемый читатель, это не пессимизм автора статьи, а логически обоснованное...

Человек представляет собой ярко окрашенную энергетическую систему, полную динамических стремлений. Как и любая энергетическая система, он постоянно делает попытки обрести состояние покоя. Он вынужден это делать. Для этого энергия и служит, ее таинственная функция - восстанавливать свое собственное равновесие.

Человек устроен так, что при всяком внутреннем или внешнем раздражении рано или поздно должно произойти такое происшествие, которое восстановит равновесие.

Вышедшая из равновесия...

Человек - странное существо… Разум был дан ему для того только, чтобы легче было человеку выполнить его предназначение. А для чего еще? Разве может быть другая задача у Промысла, кроме как только эта - помочь человеку на его Пути?

Но каким образом человек употребляет свой разум?..

Он спрашивает: а что такое Путь? а что такое Промысел? а почему я должен по нему идти? а как долго по нему идти? а что мне за это будет? а какова цель? а как понять, что это правильный путь? а как бы я мог...

Новый век, новое время, новые возможности. Но как определить новый путь? Конечно же, следует честно посмотреть вокруг, трезво оценить реальность, а еще лучше взглянуть по-настоящему в глаза самому себе. Обнаружить себя во всей красе и как-то к этому отнестись.

Вот я, человек XXI века. Я такой-то и такой. Я – активный и пассивный, лживый и правдивый, смелый и трусливый, моральный и развращенный, раздражительный и сдержанный…

Вы непременно найдете здесь свой портрет. И скажете...

«Их называют «душой компании». Они всегда в центре внимания, у них приподнятое настроение вне зависимости от времени суток и даты календаря. И, похоже, ничто не сможет усмирить этот поток анекдотов и острот. Иногда кажется, будто они действительно рождены для клоунады и эксцентрики.

«Но на самом деле нескончаемые шутки нередко скрывают глубокие переживания и внутренний дискомфорт, казалось бы, всегда неунывающего человека», - поясняет психотерапевт и психиатр Елена Вроно.

Светлана, 35 лет...

Раньше все было нормально - рос я в благополучной семье, эмоциональные потрясения были редко, психологического давления со стороны не испытывал.

Но потом с психикой стало твориться что то невероятное. Начали внезапно появляться мысли от которых становится мягко говоря страшно! Потом стали всплывать неприятные воспоминания и затем ко всему этому я стал выдумывать какие то ужасные ситуации и принимать их за реальное.

А недавно я еще стал думать что я способен совершить какие то ужасные вещи...

Здравствуйте! Помогите мне пожалуйста, я с детства всего боюсь, боюсь дома одна оставаться, ночью не сплю, в самолетах летать, сны в основном снятся с тем что меня хотят убить, но я убегаю. 5 лет назад у меня умерла мама. В 9 лет меня сбивала машина, было смещение позвонков. Но страхи начались где-то лет с 5. Постоянно внутри чувство какого то переживания, из-за мамы. Из-за папы (он любит уйти в запой) у меня такое ощущение что из-за этих переживаний у меня нет сил больше ни на что.

Нихочу ни...

Здравствуйте! Меня зовут Александр, мне 22 года. Меня мучает постоянный страх за свое здоровье, в частности, за сердце! Прошел обследование, врачи ничего не нашли... Поставили диагноз ВСД и отправили домой.

Назначили пропить гидазепам, натрий-бром внутривенно и магне в6... На время попустило, но недавно все симптомы опять вернулись.... Самое жуткое это страх за сердце! Как избавится от этой фобии???

Некоторые люди легко и смешно шутят, а значит, сразу становятся своими в любой компании. Другие - с трудом проявляют себя и редко когда выдают остроумные реплики. Считается, что остроумие - качество врождённое, однако периодически в Москве открываются школы, которые берутся научить даже самых несмешных людей шутить. The Village с помощью экспертов решил разобраться, от чего зависит наше чувство юмора и зачем оно нам нужно.

Сергей Коровкин

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Ярославского государственного университета

На самом деле всё начинается с простого вопроса: «Зачем нам юмор?» У него есть разные функции - например, гендерная. Скажем, когда мужчина шутит в обществе женщины, он хочет понравиться.

Мы с коллегами исследовали чувство юмора с точки зрения интеллекта. Сразу оговорюсь, что связь между образованностью и юмором не такая жёсткая. Очень умные люди могут не уметь шутить. Но мы провели сравнение: как люди после просмотра смешных видеороликов решают математические задачи - с очевидным алгоритмом и так называемые творческие, где нет определённой схемы решения. В итоге всем испытуемым удавалось решить быстрее именно творческие задачи с нестандартным подходом. Принцип создания шутки и принцип поиска решения похожи. В любой сложной математической задаче выход кроется в виде неожиданного сочетания ходов, а в шутке - в виде неожиданной комбинации слов. Выходит, в каком-то смысле люди с развитым творческим мышлением - более удачливые шутники.

Есть ещё одна версия. По сути человеческая улыбка, которая сопровождает шутку, - это смещённая нереализованная агрессия, даже внешне напоминающая оскал. Если мы улыбнёмся бездомной собаке на улице, едва ли она расценит это как проявление дружелюбия. Слово «юмор» возникло только в конце XVIII века, а до этого времени даже в английском языке использовали слово «ridicule». Во французском оно означает «смешной, нелепый», а в английском - «насмешка». Соответственно, юмор считался внезапным проявлением чувства собственного превосходства, агрессивного доминирования. Отсюда и шутки о банановой кожуре: он, глупец, поскользнулся и упал, а я - молодец, стою над этим всем и наблюдаю.

Юмор - это общечеловеческое приобретение, но у каждой нации он устроен по-своему. Существует такое обособленное явление, как британский юмор: он построен на тонком сочетании слов, на лингвистической игре. Так устроена почти любая шутка с вербальной точки зрения - человек произносит вслух предложение с неожиданным смыслом, формирующимся часто за счёт двусмысленности. Вот пример: «На чемпионате мира по биатлону сборная Германии завоевала Польшу». Здесь два смысла: согласно первому, сборная Германии завоевала медали, а согласно второму - немцы с винтовками на лыжах завоевали Польшу. Подобный переход из одного смысла в другой часто вызывает улыбку.

Недавние исследования в области МРТ показали, что за восприятие юмора отвечают те же самые зоны, которые отвечают за проявление боли. Это зоны лобных долей, реагирующие, когда что-то идёт не так. Любая шутка - продукт реакции нашей нервной системы на парадоксы. Если в схему мировосприятия что-то не вписывается, ты смеёшься, неосознанно защищаясь от сложности и непонятности.

Не думаю, что это доказано, но считается, что склонные к переживаниям и депрессиям люди - лучшие юмористы. Нередко люди, известные своим хорошим чувством юмора, могут взять и неожиданно покончить с собой - например, как актёр Робин Уильямс. Под маской юмора и клоунады легко скрыться человеку с тяжёлой депрессией. Но в случае, скажем, интроверта трудно сказать, что причина его замкнутости, а что - следствие. Может, он закрывается от общества как раз потому, что ему сложно коммуницировать и шутить, равно как и проявлять эмоции. Но это не порок и не болезнь - человек и без чувства юмора вполне может прожить.

Владимир Дашевский

врач-психотерапевт, бизнес-тренер

Лично мне нравится теория о том, что юмор - это человеческий способ адаптироваться к реальности. К примеру, чтобы быстро привыкнуть к новой компании, человек стремится разрядить обстановку удачной шуткой.

Юмор - свойство прежде всего интеллектуально развитых людей. Люди не очень умные чаще всего шутить не умеют и не понимают шуток. Чтобы удачно пошутить, человек должен уметь дистанцироваться и от ситуации, и от самого себя: это некая противоположность эгоизму. Здесь важно обладать самоиронией и способностью посмеяться над собой. Всё это связано с полученным опытом и воспитанием. Мне бывшая жена постоянно твердит, что не может понять: то ли наш сын говорит с ней серьёзно, то ли иронизирует, как папа. Но эта на первый взгляд замечательная способность может обернуться всем во вред, когда шутка и ирония превращаются в злорадство. Тогда человек становится похож, по словам Ницше, на злую собаку, которая, кусаясь, научилась смеяться.

Если взять примитивные формы юмора (торт в лицо, издёвки над именем и фамилией или цветом кожи), то именно такая шутка превращается в способ подавления. Поэтому так убого шутят в армии, тюрьмах и прочих закрытых сообществах с примитивной иерархией. Мой сын сейчас в армии, и он рассказывал, что его несчастный сослуживец, которому не повезло разбить крышку унитаза - уж не знаю как, - мгновенно стал объектом всех армейских шуток.

Важно вспомнить о фрейдовском исследовании остроумия как некой сублимации. Иными словами, юмор - способ перенаправить неприемлемые для субъекта импульсы. Когда человек сталкивается с табуированной темой, он шутит, чтобы начать с ней взаимодействовать. К таким темам может относиться что угодно, но чаще всего это вещи, о которых не принято говорить в так называемом приличном обществе или упоминать в разговоре мужчины и женщины. В подобной ситуации удачная шутка как бы снимает негласный запрет.

Кроме того, шутка - это быстрый способ обратить на себя внимание и выбрать партнёра. Чувство юмора бывает разных уровней, и высокоинтеллектуальная шутка - прекрасный способ выделиться из массы и без длительных ухаживаний заслужить внимание понравившегося субъекта. Женщины, как правило, выбирают мужчин, которые умеют шутить. Такие часто выделяются своей способностью быстро адаптироваться и, что важно, быстро снять общее напряжение, вернуть окружающим ощущение безопасности и комфорта.

Важно разделять понятия «остроумие» и «чувство юмора». Остроумие - это способность проявлять чувство юмора, «производить» шутки. Чаще всего даже самые меланхоличные и замкнутые люди прекрасно понимают шутки - просто они не привыкли обнаруживать своё чувство юмора.


Это умные и образованные люди. Их развитый интеллект и чувство юмора не подлежат сомнению.
А почему шутят именно они? Чтобы повеселить других? Порадовать себя? Какая им с того выгода?

Если задаться целью и вспомнить, то среди наших знакомых найдётся немало людей, которые часто шутят. Возможно, шутник – это ваш ребёнок подросткового возраста или даже вы сами. Весельчак с живым умом, интеллектуал и просто умница. Его юмор как будто безобиден и даже интеллектуален.

Примечательно, что его «пробивает» на шутки в момент, когда беседа становится напряжённой, в общении явно назревает конфликт, противостояние точек зрения. Снимая возникшее напряжение, он переходит на лёгкий тон, рассказывает анекдот, «юморит». При этом примирительно и широко улыбается.

Некоторых собеседников такое поведение может раздражать: конфликт не исчерпан, вопрос не закрыт, проблема не решена – какие уж тут шутки? Хотя некоторую часть эмоционального напряжения при отстаивании своих интересов или требований указанная тактика ведения беседы снимает. Отсмеялись, полегчало – и можно продолжить разговор или безопасно перевести его на другую тему.

На первый взгляд – что тут плохого? Человек нашёл способ справляться с проблемами. Смотришь на такого позитивного человека и думаешь, что у него-то в жизни всё хорошо. Вон какой оптимист! О, если бы вы только знали...

Адаптация юмором

Как вы думаете, что за люди рассказывают анекдоты? Нет, не те, что ниже пояса. А те, что с претензией на интеллект: анекдоты о музыкантах, политиках, тонкий «английский» юмор.

Это умные и образованные люди. Их развитый интеллект и чувство юмора не подлежат сомнению. «Умно» шутить способны не все, а только люди со зрительным вектором, подчёркивает Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

А почему шутят именно они? Чтобы повеселить других? Порадовать себя? Какая им с того выгода?

Ступени пищевой цепи

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Хорошо смеется тот, кто смеется безгрешно. Открывая суть понятий "сатира" и "юмор", "шутки" и "юродство" - беседуем с психологом Денисом Новиковым. Предмет - смех, грех и другие причуды.

Из цикла бесед с Денисом Новиковым

Часть 1

- Денис, что такое смех по своей природе?

Если не говорить о каких-то специальных психологических подходах, а исходить из позиции утилитарной, то в смехе есть два взаимосвязанных момента. Во-первых, смех - это такое эмоциональное состояние, которое позволяет сбросить напряжение. Это что касается эмоциональной составляющей. А что касается интеллектуальной составляющей, то в шутке присутствует, по крайней мере, два плана: сам текст проговариваемой шутки и содержание, которое за этим стоит. И основная особенность шутки заключается в том, что текст совершенно неожиданным образом выражает абсолютно неожиданное содержание, и от этого возникает сильное эмоциональное переживание.

- Я правильно понимаю, что речь идет об ассоциативных связях? На чем построена эта игра?

К этому можно подходить по-разному. Я думаю, что психологи разных направлений и ответят по-разному. Да, можно сказать, что речь идет и об ассоциативных связях. Можно говорить и немножко о другом - о том, что темы, которые поднимаются, оказываются за счет текста, за счет подхода подняты совершенно неожиданным образом, как они раньше не рассматривались. В хорошей шутке всегда есть элемент удивления. Наверное, можно сказать вот так.

А за счет чего происходит индуцирование самого элемента комичности? Ведь неожиданность - это может быть понятно, но при этом несмешно. В каких же случаях появляется смех? Насколько я понимаю, смех присущ только людям. В связи с этим: в чем особенность нашей психики, что в ней присутствует элемент смеха?

Я думаю, что дело в том, что какие-то очень серьезные вещи в шутке можно передать в несерьезной, мало к чему обязывающей форме. И вот это эмоциональное переживание, мне кажется, связано с тем, что удается о серьезном, важном, значимом, может быть, избегаемом переживании найти в шутке неожиданно простые слова, с помощью которых можно это переживание выразить.

Шутки бывают разные. Есть шутки философские, есть просто анекдоты, ни к чему не привязанные, пошлые, плоские, есть шутки с банановой коркой, с тортами, со всем остальным. Встречаются шутки, так скажем, православные, когда в контексте общения иногда вкрапляется какая-либо цитата, которая дает взгляд на обыденную ситуацию с достаточно философским смыслом. Смешна не сама цитата, которая приводится в таком случае, а тот взгляд на нашу обыденность, комичность мирской суеты, которую она высвечивает, давая таким образом понять, что главное, а что второстепенное. В этом смысле интересно разобраться и в этой дидактической роли шутки и понять природу православного смеха.

Я думаю, что будет неудивительно признать, что всегда есть некоторое напряжение между христианином и миром. Это происходит в силу объективных причин, в силу строя внутреннего духа христианства и мира. Поскольку мир - это не только определенное количество людей, которое живет на планете, а еще и, как определяли святые отцы, «совокупность страстей», совокупность страстных, грешных проявлений.

Между христианским образом жизни и миром всегда есть некоторое напряжение, и с ним можно обходиться по-разному. Можно пытаться, будучи христианином, открыто говорить о своей неприязни, можно пытаться что-то переделать. Проблема людей новообращенных - переживание злости по отношению к этому миру или, наоборот, влечения оттого, что христианский образ жизни еще не вошел в строй жизни, и потому есть «зов мира», на который человек откликается.

И очень часто экологичным способом снятия вот этого внутреннего напряжения будет смех, потому что это будет, с одной стороны, ну, скажем так, обесценивание с помощью шутки этой совокупности страстей, а с другой стороны, способом удержаться от явного выражения агрессии и недовольства. Это один из способов - далеко не единственный и не обязательный - как-то выполнить святоотеческий наказ по поводу того, чтобы отрицать и ненавидеть грех, но при этом не ненавидеть грешника. Вот этот зазор, мне кажется, очень часто снимается с помощью шутки.

- Какие еще функции выполняет смех? Есть ли среди них основная?

Я думаю все-таки, что основная - это способ обращения с внутренним напряжением. Это внутреннее напряжение может быть обусловлено совершенно разными вещами. Возможно, оно возникает по причине раздражения и недовольства другим человеком. При этом можно как-то по-серьезному и очень строго отстаивать свои границы, что может быть, особенно если отношения достаточно доверительные и достаточно близкие, достаточно хорошие сами по себе, окажется неуместным. Шутка оказывается очень хорошим способом, с одной стороны, сказать о своем раздражении, с другой стороны, не делать при этом из мухи слона.

Кроме того, я думаю, шутки и притчи в чем-то похожи. И ответственность говорящего меньше, и степень свободы слушающего гораздо больше. И можно из шутки понять, присвоить, услышать то, что хочешь, а не то, что навязывает говорящий. Условно говоря, получается так. Если я свое недовольство выражаю в шутке, то на мне не очень много ответственности, я не говорю: «Ты знаешь, вот извинись передо мной, иначе наши отношения расстроятся». С другой стороны, человек может либо принять мое недовольство и услышать о моем раздражении, либо не принять. И в этом смысле складывается, правда, довольно свободное общение, где выбор делается по личному отношению, а не по обязанности, потому что если я скажу серьезно и жестко, я поставлю человека перед жестким выбором. Если мне этого не хочется, если я хочу дать человеку свободу, то, скорее всего, буду говорить в форме шутки.

- Если человек постоянно шутит, о чем это говорит?

Да, есть еще один момент, связанный с шуткой, в частности с шутками постоянными. Все-таки в шутке есть некоторый момент обесценивания того, о чем ты говоришь. И бывает, что человек много шутит для того, чтобы обесценить, уменьшить значимость ситуации, отношений, своих собственных переживаний. Если он постоянно стремится к такому обесцениванию, то это уже маркер каких-то психологических проблем, которые есть в этом человеке. Проблемы могут быть разные. Например, он очень тревожный, поэтому он боится брать на себя много ответственности и говорить серьезно. Или у него неустойчивая самооценка, и оказывается важным чуть-чуть обесценить то, что вокруг, для хотя бы частичного решения проблем с фантазиями о собственной неуместности, чтобы проблемы эти не были так болезненны. Нужно немножко понизить градус ситуации, потому он все время шутит.

В отдельной ситуации смех - способ обращения со своими переживаниями. Но если шутки постоянны, то спрашивается: что же там происходит у человека, что ему все время надо ощущать некоторую несерьезность происходящего?

А если рассматривать придворного шута или наших современников, избравших шутку как предмет своей профессиональной деятельности? Шут ведь не только предрасположен к смехотворной роли, он несет и некую социальную функцию. То есть, даже учитывая, что придворного шута назначали, все равно он должен был отвечать на запрос властителя и придворных, и в этом плане это практически профессия. Поэтому хотелось бы понять, какие отличительные психологические механизмы свойственны профессионально вызванной шутке. Профессиональное шутовство, работа с шуткой и с аудиторией - какова особенность такого рода деятельности, в чем его психологическая роль? Поскольку для социума она, по-видимому, имеет большое значение - это и иносказание, и попытка канализации того же социального напряжения. С другой стороны, понятно, что сами шуты к шутке относятся уже немножко по-другому. Это и профессионалы слова, и хорошие психологи. Насколько вообще православны «смехотворческие» специальности?

Шутка - это инструмент, которым, подобно другим инструментам, можно делать разные вещи. С помощью строительных инструментов и материалов можно строить дом для совершенно разных функций. Я думаю, что нечто похожее и в социальной роли шутки. В силу того, что в шутке ответственности не очень много и есть возможность непритязательно сказать о чем-то важном и нужном, оказывается, что социальная функция смеха достаточно велика. Можно представить себе две противоположные ситуации. Одна ситуация заключается в том, что смех, ирония, юмор - это культурный проект, это способ донести до людей эзоповым языком то, что другим способом донести не очень просто. Есть люди, которые таким образом шутят. Особенно это было уместно при советской власти, и, скажем, Райкин, мне кажется, выполнял эту функцию, поэтому его до сих пор помнят не только как артиста, но и как человека, который сыграл достаточно важную роль в жизни общества.

Что касается того, насколько это православно, опять же есть классическая, причем достаточно специфическая, русская традиция юродства. На Востоке юродивых почитают гораздо меньше. Так уж сложилось, не знаю, возможно, в силу менталитета нашего народа или в силу того, что у нас всегда было достаточно авторитарное государство, но, во всяком случае, в русской традиции юродство достаточно важное явление. Это, конечно, классика, некоторый образец, идеал христианский, на который можно взирать, но который ты вряд ли сможешь повторить, ты можешь технически выполнять те же функции, но в совокупности ты этого никогда не сможешь. Юродство в этом смысле для православного смеха является некоторым идеалом.

- Насколько я понимаю, Христа ради юродивые - это очень высокий уровень просветления, мудрости и святости...

Да, я поэтому и говорю не о подражании им. Ты можешь работать в школьной стенгазете, но при этом ходить в Третьяковку или Пушкинский музей, чтобы посмотреть картины классиков, от этого твое мастерство только улучшится. И это хорошо. Если же тебе будет казаться, что ты уже можешь рисовать нечто подобное, и ты начнешь это делать, вот тогда легко впасть в самообман.

Существуют ли юродивые в наше время? Почему о таких людях мало что сейчас говорят? С чем это связано? Не исчез ли этот институт, не пропала социальная значимость роли юродивого?

Я не думаю, что этот институт исчез. Мне доподлинно рассказывали о таких вот юродивых, которые жили в глубинке. Я сам был знаком с человеком достаточно высокой духовной жизни. Нельзя сказать, что он классический юродивый, но, по крайней мере, там было много юродства. Юродства очень уместного, вдохновляющего, окрыляющего, духовно наполняющего. Не думаю, что этот институт исчез. Просто люди психически неустойчивые, с серьезными психологическими проблемами очень серьезны. Это способ скрыть свою какую-то беспомощность и то, что они много чего в своих психических состояниях не могут контролировать. Они пытаются гиперконтролировать себя, и этот гиперконтроль проявляется в такой вот повышенной серьезности.

Думаю, что нечто похожее происходит сейчас и с обществом. Из-за того, что есть много каких-то и социальных, и духовных, и социально-психологических тенденций, которые сейчас практически невозможно контролировать, есть некоторый неосознаваемый кризис в обществе. Эрзац оказывается крайне серьезным. И для меня это признак неблагополучия в обществе. Я говорю не только про политику и не столько про политику. Правда, сейчас очень много слишком серьезных людей и в науке, и в церковной жизни. Для меня это маркер того, что есть какой-то кризис, какой-то социально-психологический недуг в обществе.

Кстати, вот в связи с этим хочется разобраться в феномене популярности пересылки различных шуток по электронной почте, ссылок на какие-то развлекательные ресурсы, увеличения количества этих ресурсов, порталов, которые целиком, собственно, посвящены ежедневным подборка фотожаб, коллажей, анекдотов, историй реальных и нереальных, видеосюжетов. С чем это связано? Почему это тоже приобретает вот такую популярность и создает соответственно элемент праздности?

Ну, я думаю, что это не только Интернет, достаточно посмотреть телевидение и увидеть достаточное количество абсолютно кретинских юмористических программ. Один из способов не решать проблему, когда человеку плохо, - это наркотизация. Использование алкоголя, наркотиков, Интернета, а смех явно совершенно входит в этот ряд, при смехе эндорфины выделяются. А кроме того, тебе со сцены успешные люди говорят, что ко всему можно относиться несерьезно, фактически дают тебе разрешение не задумываться о том, что происходит в твоей жизни. А то, что вот эти люди, которые дают разрешение, за счет того, что тебя накачивают вот этими эндорфинами, получают большие деньги и это способ их существования, - это как-то удивительным образом остается в такой ситуации за кадром. Это наркотик.

Смех во многом сейчас используется как наркотик. Да, правда, если тебе больно, ты после операции, то тебе дают какие-то наркотические средства, чтобы это перенести, но если ты все время употребляешь этот наркотик, то это уже про наркоманию, а не про переживание каких-то периодов жизни.

В таком случае уместно будет спросить тебя, как психолога, имеющего большой опыт работы с зависимыми людьми, о прогнозе. Если интерпретировать потребность людей в смехе как в наркотике, то с какими закономерными последствиями мы можем столкнуться в ближайшее время?

У меня грустный прогноз. Интересный феномен наблюдается у эпилептиков. Эпилепсия - достаточно хорошо изученное сейчас неврологическое заболевание, обусловленное специфической электрической активностью мозга. Психологическим выражением этого является громадное внутреннее напряжение, которое нарастает, нарастает, нарастает... а потом разряжается вот в этом эпилептическом припадке.

Чем ближе человек к припадку, тем активнее в нем две совершенно противоречивые тенденции. Повышенная серьезность неожиданно сочетается с нелепой, очень примитивной дурашливостью, такой вот глупой, кретинской клоунадой. И если говорить вот про такого человека, то, чем ближе эпилептический припадок, тем больше такие крайности видны в жизни. А сам припадок является формой снятия невыносимого внутреннего напряжения.

У меня, честно говоря, относительно общества приблизительно такое же ощущение, что, чем более серьезными, значимыми, сдержанными становятся серьезные послания, чем более кретинскими становятся юмористические передачи, шутки и юмор в Интернете, тем более это показывает на некоторый кризис, который должен разрешиться сильными переживаниями, напряжением, серьезными изменениями, связанными с жизнью общества.

Продолжение следует...