Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

За что каин убил авина. Каин и Авель — библейская история братьев. Земля, где нашел приют Каин

На лекции «Ведьмы и их силы» предложил сделать психологический обзор по теме «массовые психозы». Начав работу над обзором, я быстро обнаружил, что реальной серьёзной литературы по этому вопросу крайне мало. Зато очень много «попсовых» статей, смело кидающих в одну кучу ежа, ужа и трепетную лань. Ниже - моя попытка исследовать структуру вопроса с точки зрения современной психологии .

версия 3 от 24/05/2012

Возможно, у кого-то из читателей, идеи, изложенные в этой статье, вызовут разочарование. Особенно у тех, кто ищет какого-то универсального ответа, этакую Единую Теорию Массовых Психозов. Прежде всего необходимо обозначить: нет одного единственного заболевания под названием «массовый психоз», а есть совокупность разных явлений с разной этиологией.

Условно можно выделить четыре группы явлений:

  • Девиантное поведение толпы (вызванное влиянием момента).
  • Пролонгированное поведение больших групп, действующей в рамках сложившейся на тот момент системы убеждений и морали.
  • Копирование чужого девиантного поведения.
  • Пролонгированное поведение больших групп, выпадающее из действующей системы убеждений и морали.

Помня о том, что в чистом, выделенном виде они, встречаются крайне редко, нужно быть готовым к их проявлениям в более сложных комбинациях. Также следует учитывать, что существуют дополнительные факторы, облегчающие распространение и популяризацию тех или иных идей в массах. Часть из них будет упомянута ниже.

Первая группа явлений - поведение толпы - многократно описано и относительно понятно. Речь идёт о нестихийной толпе, имеющей общую цель и лидера(ов). В этих условиях (физическая теснота, общее направление движения, фокус внимания на лидера) в полной мере реализуются стадные инстинкты. Сознание отступает на второй план, присутствует высокий уровень стресса, легко индуцируется агрессия. У стадного поведения есть очень серьёзная биологическая основа: у обезьянки, которая не побежала за толпой соплеменниц, которые вдруг резко и без видимых причин сорвались с места, не было шанса оставить след в нашей родословной. Её история не имела продолжения, оборвавшись встречей с тигром.

Фактически, можно выделить два типа стадного поведения: собственно, стадное - слепое копирование поведения массы; и социальное - подчинение потоку толпы, ведомой лидером. Яркий пример социально обусловленного поведения - макаки. В их довольно крупных группах (насчитывающих сотни особей) лидеры сохраняют контроль как раз за счёт этих инстинктов: на кого укажет лидер, того и начинают «мочить» соплеменники. Подобное поведение называется этологами «моббинг» и встречается и у других млекопитающих кроме людей, например у псовых. Моббинг несомненно служит цементирующим фактором для больших сообществ, где лидер не может собственноручно применить физическую силу ко всем недовольным.

Как любое другое явление, «эффект толпы» имеет и позитивные и негативные проявления. Мы, люди, склонны называть нехорошими терминами то, что нам не нравится, и хорошими - то, с чем согласны. Так, в зависимости от наших политических пристрастий, мы называем ковровые бомбардировки или геноцидом и преступлением, или неизбежными жертвами при создании правильного справедливого общества. Между тем у любого индуцированного лидером поведения - схожий базис инстинктов. Единый порыв воодушевления под лозунгом «мы победили в этой войне, поднимем страну из руин» и погром на восточном рынке под крики «круши чёрных», по сути, имеют одну инстинктивную основу. Что, разумеется, ни в коей мере не делает эти вещи равноценными с морально-этической точки зрения.

Вторая группа явлений - пролонгированное поведение больших групп. Общество называет нечто массовым психозом, если это поведение основано на некорректных с его точки зрения установках и системах приоритетов. Здесь ключевая фраза «с точки зрения этого общества». Потому что, с точки зрения носителей этого поведения, оно скорее всего вполне адекватно и оправданно. Это соображение сразу же выводит рассматриваемое явление за рамки медицинских определений психоза. Если обобщить определения из разных источников (начиная с MedlinePlus 001553), можно сказать, что психоз - явно выраженное нарушение психической деятельности, при котором психические реакции грубо противоречат реальной ситуации, что отражается в расстройстве восприятия реального мира и дезорганизации.

Возьмем в качестве примера один из самых мрачных случаев «массового психоза» в истории человечества - хунвейбинов. Нашим обществом и современными китайцами эти события воспринимаются как ужасные. В рамках же системы морали и убеждений того времени и в рамках самой социальной группы хунвейбинов их действия имели четкие обоснования, считались адекватными и оправданными. В первый год своей «работы» хунвейбины получили четкие цели от Мао, полномочия от партии и поддержку от общества. В какой же момент «всё пошло не так» в этой истории и начало называться массовым психозом? Скорее всего, это случилось в том момент, когда общество столкнулось с тем, что порожденная система стала сильной, самоподдерживающейся и защищенной от внешнего воздействия. Партия поняла, что потеряла рычаги влияния на эту группу, вплоть до невозможности её уничтожить. Еще почти десятилетие система разрасталась, пока не самоуничтожилась, спустя полвека мы называем это «массовый психоз».

Чтобы более полно проанализировать похожий тип явлений важно понимать механизм формирования убеждений и индуцирования отдельных идей в общественное сознание. Процесс формирования убеждений в реальности имеет мало связи с «научным подходом» и логикой. Убеждения формируются как генерализация сходного опыта в разных контекстах. Подробней можно посмотреть в работах нейробиологов и нейролингвистов. В достаточно хорошей научно-популярной манере одна из моделей этого процесса описана в работах Роберта Дилтса, например в «Фокусах языка». Научный подход заключается здесь в том, чтобы отложить в сторону идею о существовании некоей «единой истины», абсолютной и вневременной. Пользуясь таким подходом, можно объяснить, каким образом, в определенное время, в определенном историческом, культуральном и социальном контексте зародилась и была распространена та или иная система убеждений.

Третья группа явлений, которые могут объяснять зарождение «массовых психозов» - копирование чужого поведения. Разумеется, речь идет о персональном девиантном (плохом с точки зрения окружающих) поведении вроде одержимости . Копирования адаптивного (вписанного в текущую систему социальных установок) поведения не вызывает такого пристального внимания. Я думаю, психологические корни у явления те же, что и у ипохондрии: страх заболеть вызывает повышенное внимание к возможным симптомам и, как следствие, их индуцирование. Отчасти от того, что бессознательное не воспринимает отрицаний, и чтобы проверить отсутствие симптомов, их сперва надо представить, почувствовать. Хороший весёлый пример есть у Джерома, в «Трое в лодке, не считая собаки». Вы можете проверить эту штуку на себе, попробовав заставить себя в течение часа ни разу не подумать, например, об этой статье. И учтите, что у средневекового гражданина страх обнаружить, что в него вселились бесы, был куда больше, чем у вас в этом маленьком эксперименте.

Другая возможная причина - демонстративность, стремление привлечь к себе внимание хоть таким способом.

Четвёртая группа явлений - пролонгированное девиантное поведение, которое воспринимается как алогичное даже его носителями. Это наименее очевидный вариант, на первый взгляд редко встречающийся на практике. И, тем не менее, у него есть основы - механизм импринтирования. Полученные от родителей и воспитателей идеи и внушения, дети воспринимают как данность, как законы мира, не осмысливая их критически.

И вот мы получаем ситуацию, когда «в нашей деревне, заведено плевать через плечо и искать ведьм каждый второе полнолуние. И через костер в ежегодный праздник мы прыгаем. Голыми. Парни вперемешку с молодыми девицами». А в остальное время, вполне себе такая патриархальная деревня, со строгими нравами. «Отцы так делали, деды делали, и мы будем».

Фактически, это пример самоиндуцирования симптома, когда девиантное поведение диктуется некритично впитанными убеждениями и идентичностью. В чем то это вариант шизофрении. Как доктор Джекилл и Хайд, с той разницей, что Джекилл просыпается и ужасается сделанному своим злым альтер-эго, а большинство людей воспринимает такие свои «превращения» как норму.

Корни у подобных явлений глубокие, зачастую в момент своего зарождения такое поведение было оправдано конкретными обстоятельствами и целями, но знанием об этом уже стерлись, а поведение закрепилось. Подобные явления встречаются и у приматов.

Широко известен эксперимент, в котором обезьянам в клетку повесили связку бананов, но при малейшей попытке зверушек до этих бананов добраться, их всех (включая непричастных) жестоко окатывали ледяной водой из брандспойта. Через какое-то время обезьяны прекратили попытки, и грустно смотрели на вкусные фрукты издалека. Тогда исследователи заменили одну из обезьян новенькой. Та сразу же двинулась в сторону пищи, но окружающие, предчувствуя водные процедуры, её с криками не пустили. Та, хоть и не понимая причины, сильно настаивать не стала: окружающие были очень агрессивны. Исследователи заменили ещё одного «старожила» на новичка, и история повторилась. Снова попытка получить банан наталкивалась на сопротивление группы. Прошло какое-то время, и в клетке не осталось ни одной обезьяны, реально испытавшей на себе обливание. Но любую подсаженную к ним новенькую за устремление к бананам колотили. «Так здесь принято, сынок!»

Резюмируя, у нас есть 4 группы явлений, связанных с «массовыми психозами» - «безумие толпы»; растянутое во времени поведение больших групп; самоиндуцирование симптома из страха его получить, и некритически воспринятая система убеждений. Для всех этих групп существуют схожие факторы, которые позволяют индуцировать те или иные убеждения, и превращать индивидуальное девиантное поведение в общественное поведение.

Итак, почему же девиантное поведение зачастую так легко подхватывается все новыми и новыми носителями вплоть до того, что явление приобретает признаки массового психоза?

Общественные группы представляют собой сложную систему, а значит, что лучше всего говорить не о первопричинах того или иного явления, а об «аттракторах» - факторах, склоняющих чашу весов в ту или иную сторону. Итоговое поведение системы - равнодействующая всех её аттракторов. Для всех вышеописанных групп явлений можно выделить следующие (взаимопересекающиеся) поддерживающие факторы:

  • Снижение критичности и качества логического, независимого мышления
  • Снижение качества жизни
  • Неспецифическая агрессивность
  • Угроза потерь на высоком ценностном уровне
  • Позитивное подкрепление
  • Персонификация проблемы
  • Общий враг
  • Коллективная безответственность
  • Простота предлагаемых рецептов
  • Минимизация усилий для получения результата
  • Усилия лидеров мнений по формированию нужных поведенческих паттернов и ценностно-убежденческого профиля
  • Самозащита убеждений
  • Боязнь выхода из отношений

Снижение критичности - когда мышление перестаёт быть регулятором действий человека. Например, критичность снижается под воздействием физиологических ограничений - в сне, в еде, под воздействием химических веществ. Широко известно, что это достаточно активно используется в религиозных группах (бдения и молебны, введение жестких пищевых ограничений). Лишение сна использовалось и в силовых структурах - не только как пытка, но и как способ получить необходимые сведения на допросе, запутав и запугав пленника.

Снижение качества логического, независимого мышления может быть вызвано и социальными факторами. Для этого не обязательно недоедать или недосыпать: как сложная психическая функция, мышление очень уязвимо. Достаточно тем или иным образом ограничить образование, сделать инициативу и самостоятельность наказуемыми, и через небольшой промежуток времени получить «нужные» результаты. Страх стать «отверженным» - мощный механизм, формирующий необходимое поведение. Он базируется на инстинктах - в древние времена отвергнутый племенем был обречен на смерть.

Проблемы, кризис, снижение качество жизни - косвенно ведут к повышению уровня агрессивности в обществе - борьба за выживание формирует более агрессивные и соревновательные формы поведения. Кроме того, согласно недавним исследованиям, чем тяжелее ситуация, тем больше люди склонны отказываться от самостоятельного анализа ситуации и поиска выхода, и тем больше возрастает авторитет лидера и некритичное доверие к его решениям.

Неспецифическая агрессивность. Существуют экзотические гипотезы, связывающие рост неспецифической агрессивности с солнечной активностью, климатическими изменениями, структурой питания. Они выглядят несколько спекулятивно и их сложно проверить, но нельзя отрицать, что человек подвержен тому или иному влиянию больших систем, следовательно какое-то влияние наверное возможно.

Угроза потерь на высоком ценностном уровне - когда неподчинение грозит потерей души, попаданием в ад, риском плохого перерождения и т.п.

Позитивное подкрепление девиантного поведения. Сколько-нибудь лительные действия нуждаются в подкреплении. Но не обязательно подкреплять каждый поведенческий акт. Как показывают эксперименты, «непостоянное подкрепление» действует сильнее, хотя требуется больше времени на закрепление. Если долго жечь ведьм, борясь с засухой, то дождь рано или поздно пойдёт. Он пошёл бы и без ведьм, но история не имеет сослагательного наклонения, и участники процесса вполне могут ссылаться на дождь, как на «установленный факт». Если сжечь ведьму, наславшую болезнь на соседа она вполне может и пройти. Термина «психосоматика» еще никто не знает, а явление есть. Психосоматическая болезнь вполне может исчезнуть вместе с ведьмой. А может и не исчезнуть. Тогда отсутствие результата будет объяснятся недостаточностью усилий - мало сожгли ведьм, плохо молились, недостаточно верили.

Персонификация проблемы. Как говорил Сталин, каждая катастрофа имеет имя и фамилию. Но как быть с засухой, чумой, похолоданием? Ответ простой: назначить виновного. Человек изначально склонен к «стихийной телеологии» и антропизации любых явлений. Поэтому так легко воспринимаются «очеловеченные» объяснения. Наверняка легче, чем непонятный рассказ о движениях воздушных масс и малом ледниковом периоде. Отголоски этого мы видим и сейчас: дискуссии о глобальном потеплении в бытовом сознании превращаются в «ОНИ выбрасывают в атмосферу что-то плохое, поэтому у НАС нет нормальных зимы и осени, ату ИХ!» Не отвергая антропный вклад в потепление, нельзя не отметить, что дискуссии на тему естественноприродных причин и циклов ведутся на много порядков реже, и с куда меньшим накалом.

Общий враг, как частный случай персонификации, является хорошим объединяющим фактором. Вдобавок, позволяющий лидерам (см. ниже) отвлечь внимание от внутренних проблем. Нужно только осторожно выбирать кандидата на роль такого врага, он должен быть достаточно сильным и неуязвимым. Если его слишком легко устранить, то после победы над ним, люди столкнутся с неприятной ситуацией: врага уже нет, а проблемы остались.

Коллективная безответственность . Чем больше в действие или бездействие вовлечено народу, тем меньше шансов, что кто-то пойдёт против течения, даже при том, что каждый по отдельности может осознавать, что поступает неправильно. Этот паттерн исследован в основном в рамках социальной психологии: описательно, без анализа причин. Мне кажется, дело может быть в сочетании двух мотивов. С одной стороны, действие требует усилий и может привести к неприятностям. С другой, кажется, что чем больше народу, тем больше шансов, что кто-то кроме тебя возьмёт на себя ответственность. На практике однако нередки случаи, когда даже в большой группе людей такого смельчака не находится.

Простота рецептов . Чем проще связки «причина-следствие», тем большее распространение они получат. «Засуха - голод - ведьмы» лучше, чем «засуха - необходимость в системном изменении земледелия, совершенствовании системы ирригации, распределения ресурсов». В первом случае меньше неопределённости и независимых переменных, требующих отдельного анализа и вероятного изменения образа жизни. Разумеется подразумевается, что людям на этот момент неизвестен какой-либо другой очевидный и менее жесткий вариант действий.

Минимизация усилий для получения результата. Aka халява. При прочих равных, предпочтение будет отдано такому решению, при котором требуется минимум собственных усилий. В этом плане всевозможные пояса Богородицы, амулеты и заговоры имеют неоспоримое преимущество например перед здоровым образом жизни, требующим ежедневных усилий.

Соответствие поведения лидеров чьим-то менее очевидным интересам. Примером могут служить информационные кампании, для военных действий, целью которых является, скажем, нефть, а идеологическим оправданием - борьба за свободу. В этом случае заинтересованная сторона, имеющая возможности влиять на формирование общественного мнения, активно их использует и поддерживает нужных лидеров. В отсутствие явных лидеров, но при наличии других причин, поведение всё равно может формироваться, но дольше и более стихийно. Лидер же выступает в качестве катализатора и того, кто задает вектор движения.

Самозащита убеждений . Как правило в форме «ты выступаешь против, значит тебя прижучило, значит мы всё правильно делаем, значит ты сам враг, значит тебя надо наказать». Есть огромное число примеров, как из древних времён («ведьму может защищать только или еретик, или другой ведьмак»), так и из современности («ты хочешь остановить хунвейбинов, значит ты против Революции и китайского народа», «ты выступаешь против мультикультурности, значит ты расист», «ты выступаешь против РПЦ, значит ты против возрождения России»). После таких заявлений обсуждение быстро перетекает в плоскость эмоций, и любые попытки аргументации со стороны критика наталкиваются на игнорирование или воспринимаются в качестве подтверждения того, что он - враг.

Боязнь выхода из отношений. Также следует принять во внимание эффект, описанный Вацлавиком в «Межличностной теории коммуникации»: люди могут находиться в откровенно неприятных отношениях, осознавать это, но всё равно не делать попытки из них выйти. Потому что в отношениях есть не только плохое, но и хорошее. А страх рисков от попытки ухода перевешивает постоянное недовольство от привычной ситуации.

Подводя итог, хочу ещё раз подчеркнуть основную мысль: «массовый психоз» в большинстве случае таковым, по сути, не является. Это лишь оборотная сторона вполне успешно действующих механизмов социальной организации и адаптации, необходимых человеку и человеческим сообществам. Фактически, массовый психоз - это непроизвольный или вызванный в чьих-либо интересах сбой в системе социальной адаптации.

Большое спасибо

Психоз – это сложное заболевание душевного состояния человека, для которого свойственно сильное расстройство психики, которая не соответствует реальным ситуациям и обстоятельствам. Психоз как нарушение психических процессов характеризуется несоответствием деятельности человека и происходящего вокруг него.

Данное заболевание относят к выраженным формам психического расстройства, и оно представляет собой собирательный комплекс различных нарушений. Как правило, они сопровождаются симптоматикой психопатологических процессов, к которым относятся: деперсонализация, галлюцинации и псевдогаллюцинации, дереализация и различные варианты бреда.

Восприятие реальности при данном расстройстве полностью искажается, что может также проявляться в виде паталогических нарушений восприятия и мышления в целом.

Причины развития психоза

Заболевание может провоцироваться различными факторами, поэтому причины развития психоза разделяют на внутренние и внешние. Когда основная причина заключается в индивидуальных, внутренних нарушениях, такой вариант психоза называется эндогенным.

К нему может привести выражение нервной системы или эндокринного баланса. Часто подобные факторы обусловлены возрастными изменениями в организме и возникающими гипертониями, атеросклеротическими процессами в сосудах головного мозга.

Эндогенный психоз характерен достаточно выраженной длительностью и наличием рецидивов. Внешними причинами психоза чаще всего бывают психические травмы, постоянные стрессы, отравления ядами промышленного производства, алкоголизм, употребление наркотиков и психоделиков, инфекционные заболевания с поражением центральной нервной системы и головного мозга.

Психоз проявляет себя как достаточно сложное сочетание, из-за чего определение основной причины заболевания может быть затруднено. Причиной может быть какой-либо внутренний фактор, в то время как внешний, например, стрессовая ситуация, играет роль «пускового механизма».

При этом первой по частоте внешней причиной является алкогольная зависимость, постепенно перетекающая в алкогольный психоз. Не менее часто встречаются психозы, вызванные старческим возрастом, эндоморфными нарушения или помрачнения сознания.

Признаки и симптомы психоза

Специфика этого расстройства заключается в глубоком нарушении восприятия реальности и дезорганизации поведения больного. Зачастую первыми признаками наступающего расстройства является снижение физической активности и переносимость труда, нарушение стрессоустойчивости и внимания.

Для такого человека внезапно становится характерной склонность к депрессиям, частым беспокойствам, неуверенности. Больной уходит в себя, замыкается, стремится к изоляции от окружающих, относится к ним с выраженным подозрением. Характерным также является частый интерес к необычным вещам, например, магии и религии. При этом возможно постепенно развитие мании преследования.

Чаще всего признаки и симптомы психоза проявляются приступообразно. Говоря иначе, заболевание протекает в виде череды внезапных вспышек обострения, которые сменяются периодами ремиссии и ложного выздоровления. Для вспышек приступов характерна сезонность, также они могут быть спровоцированы различными психостимулирующими факторами, эмоциональными потрясениями, стрессами.

Страдающий от нарушений не способен к самостоятельной критичной оценки своего состояния, хотя испытывает глубоко выраженные метаморфозы. В первую очередь играет роль утрата адекватного восприятия окружающего мира. При этом наступает сильное угнетение, подавленность, человека преследует постоянные и .

Это проявляется в бессвязных разговорах с самим собой, внезапном беспричинном смехе, резкая смена поведения на настороженное, сконцентрированное. Больной может начать к чему-то пристально прислушиваться, при этом выражая озабоченный вид. Поведение может меняться на скрытное, враждебное, характеризующееся идеями величия своего «Я».

Массовые психозы

Возможны также массовые варианты психоза как нарушения психических процессов. Такое специфическое состояние характерно для коллективов и компаний, где основами выступают идеи подражания и повышенная внушаемость. Для данных случаев характерно внеколлективное поведение, которое часто называют «толпой».

Толпой является определенная группа людей, участники которой могут быть выраженно аморфными, являться малознакомыми между собой, но, несмотря на это объединятся какими-то общими идеями, переживаниями, эмоциями. Примеры массовых психозов, это коллективное самосожжение, увлечение компьютерными играми или социальными сетями, массовый патриотический или ложнопатриотический угар.

Практически все массовые психозы, основывающиеся на внушении, начинаются с иллюзорной идеи, которая зарождается у одного из участников коллектива. Как правило, такой человек выступает в роли «негласного лидера» и обладает некоторой долей харизмы и ораторского искусства, чего вполне достаточно для внушаемой «публики».

Большую роль играют также неосознанные процессы, которые могут быть связаны с каким-то широкомасштабным действом, обладающим выраженным впечатлением или затрагивающие определенные интересы. Ярким примером выступают различные формы протестов и борьбы за идею или право.

Старческий психоз

Данное состояние наступает, как правило, после 60 лет. При этом оно характеризуется выраженным помутнением сознания и во многом может напоминать развивающийся . От старческого слабоумия это заболевание отличается тем, что при нем не наблюдается тотальной утраты разума.

Частой причиной развития являются соматические заболевания данной возрастной группы. Так, например, старческий психоз может быть вызван острыми или хроническими респираторными заболеваниями.

Частыми причинами также выступают авитаминозы, сердечная недостаточность, постоперационные периоды, патологии мочеполовой системы. Гораздо реже провоцирующим фактором может стать низкая подвижность и неактивный образ жизни, несбалансированное питание и нарушение распорядка дня. Возможен вариант хронической формы заболевания, который характеризуется выраженной степенью депрессии.

Лечение психоза

Насколько излечим психоз, и каков дальнейший прогноз жизни больного – зависит от остроты и вида заболевания. Важно понимать, что страдающие психозом нуждаются в госпитализации, так как они сами зачастую не отдают отчет в своих действиях и могут причинить вред как себе, так и окружающим.

Медикаментозная терапия состоит из применения нейролептиков, транквилизаторов, а также антидепрессантов и общеукрепляющих препаратов. Немаловажной является последующая психологическая реабилитация, которая включает в себя налаживание доверительных отношений с больным и обучающие занятия. Широко распространено применение физиотерапии, различных видов лечебной физкультуры, трудотерапии.

Это позволит не только снять напряжение у больного, но также улучшает процессы метаболизма и работоспособность пациента. Важно понимать, что психика человека, особенно перенесшего серьезное расстройство, является достаточно гибкой и шаткой структурой. По этой причине полное выздоровление и восстановление у одних может протекать быстро, а у других больных – затянуться на месяцы.

О БРЕДОВЫХ РАССТРОЙСТВАХ – ИНДУЦИРОВАННЫХ И МАССОВЫХ

Бредовое расстройство (или психоз) – это четко определяемое нарушение психической деятельности человека, при котором его поведенческие реакции противоречат реальной ситуации. Существует весьма обширная их классификация по различным критериям. В этой статье мы обсудим один из типов – а именно – индуцированный психоз (индуцированное бредовое расстройство).
Визитной карточкой индуцированного психоза является наличие симптомов душевного расстройства у вполне психически здорового человека. Откуда берутся эти симптомы? Давайте разбираться.

Представьте себе семью, состоящую из пожилой матери и немолодой уже дочери, которые в силу обстоятельств вынуждены жить под одной крышей. У матери ввиду преклонного возраста прослеживаются явные признаки начинающейся паранойи – ей мерещатся коварные заговоры социальных работников, продавцов она постоянно обвиняет в попытках ее обвесить или обсчитать, женщина убеждена, что сосед - подросток однажды ночью обязательно взломает дверь и украдет все ее сбережения. Подобных бредовых идей день ото дня становится все больше и, конечно же, она регулярно делится своими переживаниями с дочерью.

Спустя какое - то время в психиатрическое отделение больницы доставляют женщину средних лет, которая неадекватно вела себя в общественном месте – продуктовом магазине – набросилась с кулаками на кассира, обвиняла всех работников торговли в тайном сговоре против покупателей.
Перед специалистами клиники стоит непростая задача – они должны распознать истинный ли это психоз либо индуцированный. Ведь на самом деле больна в нашей истории мать – она и является индуктором симптомов, а дочь просто - напросто реципиент материнских бредовых идей. Для исцеления индуцированного пациента достаточно всего лишь полностью прервать его связь с индуктором. Последнему же необходим соответствующий курс лечения.

Стать жертвой индуцированного бреда деле гораздо проще, чем кажется на первый взгляд. Если донор психоза и реципиент находятся в достаточно близких отношениях и первый пользуется авторитетом у второго, то рано или поздно бредовые идеи получат шанс затмить голос разума психически здорового человека, вызывая тем самым состояние психоза.

Кроме того жертвами индуктора могут стать одновременно несколько человек и даже целые толпы. В истории множество примеров, когда психически неуравновешенный правитель заражал своим бредом преимущественное большинство жителей своей страны. Ярчайшие из них – диктатура Иосифа Сталина и теория о превосходстве арийской расы Адольфа Гитлера.

Индуцированный бред, распространенный на большое количество людей именуется массовым психозом. Под этим понятием подразумевается состояние толпы людей, находящихся под влиянием любой общей идеи, веры.

Все человечество веками живет в состоянии то одного, то другого массового психоза.

Человек, по сути, продукт своей среды обитания, ему проще мыслить так, как большинство.

Вот почему мы верим в силу заряженной экстрасенсом по телевизору воды, в похудение с помощью гипноза и волшебного блина из белой глины и в то, что кто - то где - то когда - то видел НЛО. Распространению массового бредового состояния немало способствуют Интернет и телевидение. Кто из нас не получал по электронной почте писем от неизвестного автора, повествующих о найденных в детском питании осколках стекла или о яде, который специально добавляют в некоторые продукты питания?

Однако, наряду с идеями бредовыми, существуют и нормальные, адекватные теории. Как же их распознать? Во - первых, стоит отказаться от влияния всех средств массового индуцирования (радио, ТВ). Во - вторых, сопоставить данные из разных источников информации, оценить их достоверность и логичность. Стоит пользоваться обширными данными, а не брать на веру какой - нибудь единичный случай. Истинная теория всегда будет логичной, не имеющей внутренних противоречий.
Еще один признак, по которому можно распознать массовый психоз – это характеристика его участников.

Существуют определенные категории людей, подверженных индукции более других. Качества, присущие жертвам массовых бредовых состояний – агрессия, внушаемость и фанатичность, низкий уровень интеллекта. Рассмотрим каждое из них отдельно.

Агрессия
К ней прибегают в тех случаях, когда угроза физического насилия становится единственным способом доказать свою правоту. Если толпа требует расправы с оппонентами (войны, пыток, лишения свободы), оправдываясь некой высшей целью – это однозначно массовый психоз.

Внушаемость и фанатичность
А также суеверие и религиозность. Понятия эти по - своему схожи, но разница есть. Если в толпе «идейных» встречаются персонажи, которые верят в гадания, гороскопы, силу рассыпанной соли и опасность черных кошек, то вы имеете дело с жертвами массового бреда. То же самое можно сказать о сообществе религиозных фанатиков, требующих расправы с «неверными» - ни одна религия не поощряет насилие, преследования и неуважение к ближнему – то есть люди сами противоречат исповедуемой вере.

Низкий уровень интеллекта
Примером могут послужить демонстрации безработных, бездомных, которые противопоставляют себя кругу людей с более высоким уровнем интеллекта. Примечательно, что работники культурной сферы, успешные предприниматели, ученые и даже студенты ВУЗов менее подвержены массовым состояниям, чем представители рабочего класса, не говоря уж о люмпенизированных слоях населения.

Итак, если участникам каких - либо масштабных действий присущи все или некоторые из перечисленных качеств, то вы стали свидетелем явления массового психоза. И только критическое осмысление происходящего поможет вам избежать его пагубного воздействия.

Статья для обсуждения. Ваше мнение?

Истории о массовых психозах стары как сам мир. Сколько ходит различных рассказов, леденящих душу историй, в которые трудно поверить, еще труднее отделить искренность от сознательной лжи, где подчас нелегко обнаружить материальную, естественную основу увиденного.

В 1885 году в Италии разразилась холерная эпидемия. В эти тяжёлые дни жители небольшого посёлка Корано близ Неаполя начали видеть мадонну в чёрном одеянии, молящуюся за спасение людей на ближайшем холме, где стояла часовня. Слух об этом происшествии быстро распространился по окрестностям, и в Карано начал стекаться народ.

Все или почти все явственно видели молящуюся богоматерь. Массовая галлюцинация, подобно эпидемии, грозила сумасшествием многим. Тогда правительство приняло решительные меры. Часовня была перенесена на другое место, холм заняли карабинеры - и видения прекратились.

В том же XIX веке во время франко-прусской войны сотни крестьян Прирейнской провинции в местах сражений видели на облаках изображения мадонны и распятие Христа. Похожие массовые галлюцинации наблюдались и в годы первой мировой войны. В средние века вспышки болезненных галлюцинаций бывали неоднократно в женских монастырях.

В 1631 году этим отличалась обитель луженских урсулилок. Монахини утверждали, что их стали посещать по ночам демоны. Они видели их «звероподобные морды», чувствовали, как к ним прикасаются «мерзкие, когтистые лапы». Женщины бились в судорогах, впадали в летаргический сон, катались по полу с дикими воплями. Изрыгали брань и проклятия богу.

Расследованием этого «дела» занимались святые отцы-инквизиторы. Виновный был найден: священник Урбан Грандье, который давно подозревался в связи с дьяволом. После нечеловеческих пыток несчастный Грандье был сожжён.

Хочется привести отрывок из статьи известного русского психиатра В.М. Бехтерева , исследовавшего явление массовых психозов:

«Несомненно,- пишет он, - что в некоторых случаях передача психической «инфекции» от одних к другим представляется крайне облегчённую и среди совершенно здоровых лиц. Особенно благоприятными условиями для такой передачи являются господствующие в среде многих лиц мысли одного и того же рода и одинаковые по характеру настроения. Благодаря этим условиям различаются, между прочим, иллюзии и галлюцинации тождественного характера у многих лиц одновременно. Эти коллективные или массовые галлюцинации, случающиеся при известных условиях, представляют собой одно из интереснейших явлений. Почти в каждой семейной хронике можно слышать рассказы о видении умерших родственников целой группой лиц».

Сам он приводит очень интересный пример массовой иллюзии и галлюцинации, который произошёл с военными моряками. Дело было в 1846 году. Два французских корабля - фрегат «Бель-Пуль» и корвет «Берсо» были застигнуты в Индийском океане страшным ураганом. Первый корабль благополучно перенёс бурю. Потеряв при урагане второе судно, фрегат направился в заранее условленному месту встречи - у восточного берега Мадагаскара. Но корвета там не оказалось.

Шли дни, корабль, на борту которого было 300 человек, не появлялось. В мучительном ожидании за судьбу товарищей прошёл целый месяц. И вдруг наблюдатель, сидевший на мачте, заметил на западе близ берега корабль, лишённый мачт. Весь экипаж бросился наверх. Да, наблюдатель не ошибся! Все увидели несчастный корабль.

Событие взволновало всех, причём волнение стало ещё больше, когда моряки увидели, что перед ними виднеется не разбитый корабль, а плот с людьми, буксируемый морскими шлюпками, с которых передавали сигналы о гибели. Это видение продолжалось несколько часов, причём с каждой минутой выяснялись всё новые и новые подробности видимой картины.

На помощь отправился стоящий на рейде крейсер «Архимед». День уже подходил к концу, когда он подошёл к «потерпевшим кораблекрушение». Вместо «плота с людьми» он нашёл множество огромных деревьев, принесённых сюда течением. В происхождении этой массовой галлюцинации явно заметно влияние внушения. Несомненно, что всё пережитое сильно возбуждало нервы моряков.

Беспокоясь об участии своих товарищей, они вели разговоры только о них. В это время сигналист заметил на горизонте странный предмет с неясными очертаниями. Мысль о крушении корвета тут же рождает в его воображении картину гибнущего корабля. Одних его слов о корабле было достаточно, чтобы внушить всем тут же иллюзию.

А вот ещё один рассказ - о хромом коке. Его неожиданная смерть взволновала многих, кто был на корабле. В тот же день повара похоронили по морскому обычаю - спустили в море. А вечером многие увидели мертвеца, идущего по воде за судном и прихрамывающего на одну ногу! Всю ночь напуганные люди не смогли заснуть. А утром всё разъяснилось: вместо призрака все увидели обрубок доски, привязанный к корме.

«К числу коллективных галлюцинаций, -пишет В.М.Бехтерев, - относятся, между прочим, видение небесной рати одним отрядом русских войск перед Куликовской битвой, видение крестоносцами закованной в латы и нисходящей с неба рати под предводительством св. Георгия, Димитрия и Теодола и многое другое».

А в наши дни массовые галлюцинации не редкость на сектантских молениях. Галлюцинация, появляющаяся у одного из молящихся, передаётся затем другим. Одинаковое у всех настроение, взаимовнушение, связанное с постоянными разговорами об одном и том же предмете, приводит к тому, что галлюцинация становится общей для массы.

Более простым примером взаимного внушения может служить такой факт. Каждый знает, как меняется настроение, когда среди скучающих появляется весёлый человек. Очень быстро, даже особенно не стремясь к этому, его весельем заражаются остальные. Бывает и так, что у скучающего человека становится хорошее настроение, когда он попадает в весёлое и оживлённое общество.

Николай ОЗЕРОВ