Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Выводы по первой главе. Публицистический стиль. Публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы Характерные черты публицистического стиля речи

Стилевые черты публицистического стиля определяются в соответствии с основным конструктивным принципом организации языковых средств, который В.Г. Костомаров определяет как чередование экспрессии и стандарта. Суть этого принципа заключается в том, что в публицистических текстах происходит "обязательное и прямолинейно-постоянное соотнесение стандартизованных и экспрессивных сегментов речевой цепи, их чередование и контрастирование" .

Экспрессивная функция, обусловленная воздействующей направленностью на адресата, проявляется в следующих стилевых чертах:

Оценочность (открытая и скрытая). Открытая оценочность проявляется через определенное авторское или коллективное отношение к излагаемым фактам. Здесь особо важна социальная значимость оценки. Г.Я.Солганик считает принцип социальной оценочности важнейшим принципом публицистики .

Скрытая (имплицитная) оценочность проявляется через группы стилистических средств в языке средств массовой информации, которые проф. Ю.В. Рождественский называет признаваемое и отвергаемое. "В семантическую сферу признаваемого входят все предметы мысли (т.е. лица, документы, организации, события и т.п.), которые считаются позитивными с точки зрения органа информации и риторической позиции текста массовой информации. В семантическую сферу отвергаемого входят все предметы мысли, которые считаются негативными".

В СМИ начала ХХІ века в сферу принимаемого входят следующие слова и устойчивые сочетания слов: подъём экономики, возрождение России, государственные интересы, мировая роль России, президент, демократия и т.д.; в сферу отвергаемого входят: расширение НАТО, коррупция, мигранты, террористы и т.д.

Стилевой "эффект новизны": использование необычных словосочетаний, языковая игра, использование экспрессивных разговорных речевых средств, неожиданных сравнений, метафор и т.д.

Персонификация и интимизация изложения: подача информации "глазами очевидца" (использование местоимений 1-го лица, определенно-личных предложений); идентификация с читателем, слушателем, зрителем: употребление местоимений 1-го лица мн. числа мы, наш; употребление обобщенно-личных конструкций (главный член - глагол в форме 2-го лица ед. числа: понимаешь, что…). Данная стилевая черта призвана обеспечить более высокий уровень доверия адресата.

Информационная функция осуществляется через логико-понятийную сторону и воплощается в следующих стилевых чертах:

Документально-фактографическая точность: точное указание на время и место события, обозначение участников событий, официальные названия учреждений, географические на- звания и т.п.

Официальность и нейтральность изложения: использование нейтральной, официально-деловой и научной лексики, наличие устойчивых клише книжного происхождения: внести большой вклад, общечеловеческие ценности и т.д., наличие пассивных конструкций и строгая структурированность сложных предложений: выращен высокий урожай, открыта выставка и т.п.

Аргументированность. Убедительность речи обеспечивается приемами диалогизации (вопросно-ответные комплексы), так называемыми акцентуаторами - специальными средствами языка, подчеркивающими уверенность автора (модальные слова, вводные конструкции с модальностью уверенности и др.), четким оформлением логических отношений между частями предложения (союзная связь) и частями текста.

Потребность в выразительных и изобразительных средствах в публицистике особенно высока, но она вступает в противоречие с требованием оперативно откликаться на все события текущей жизни, уметь писать быстро. При всем своем многообразии общественно-политические ситуации часто повторяются, что и вызывает необходимость использования для стереотипных событий стереотипных описаний. Поэтому характерной особенностью публицистического стиля, особенно газетно-публицистического, является наличие в нем речевых стандартов, клише и речевых штампов.

Устойчивые элементы языка выступают в двух функциях. Там, где необходимо обращение к точным формулировкам, которые обеспечивают однозначность и быстроту понимания, устойчивые элементы языка выступают как собственно стандарты. Прежде всего, это область официального общения: канцелярская, деловая речь, юридическая сфера (язык законов, декретов, распоряжений), дипломатическая деятельность (язык соглашений, договоров, коммюнике), общественно-политическая область (язык резолюций, решений, обращений и т. д.). Однако те же самые официальные обороты, выходя за пределы специального употребления и органичного для них жанра, воспринимаются как стилистический дефект речи .

В газетах последних лет можно без труда обнаружить примеры штампованно-канцелярской речи: решительно взяли курс на оздоровление национальных отношений, создание реальных условий, способствующих усилению внимания к насущным вопросам жизни людей, безотлагательно сосредоточить внимание на решении самых неотложных проблем. Многие шаблонные обороты речи возникли под влиянием официально-делового стиля: на данном этапе, в данный отрезок времени, подчеркнул со всей остротой и т. д. Как правило, они не вносят ничего нового в содержание высказывания, а лишь засоряют предложение.

Стандарты, являясь готовыми речевыми формами, соотнесенными с определенной ситуацией, значительно облегчают общение. Они помогают читателю получить нужную ему информацию, поскольку текст, воспринимаемый в привычном виде, усваивается быстро, целыми смысловыми блоками. Поэтому речевые стандарты особенно удобны для использования в средствах массовой информации: ветви российской власти, работники бюджетной сферы, служба занятости, коммерческие структуры, силовые ведомства, по данным из информированных источников, служба быта и т. д. В частности, стандартизации подвергаются многочисленные в публицистическом стиле метафоры. Рождаясь однажды как новая языковая единица, удачная метафора может затем в результате многократного употребления стать стертой метафорой, то есть клише: президентская гонка, политическая арена, взрыв недовольства, корни национализма, экономическая блокада и т. д. Клише чаще всего используются в тех жанрах, которые требуют экономичной и сжатой формы изложения и которые оперативно связаны с самим событием, например: официальное сообщение, обзор печати, отчет о заседаниях, конференциях, съездах и т. д.

Стремление к эмоциональной насыщенности языка газеты побуждает журналистов использовать различные приемы художественной выразительности (тропы, стилистические фигуры), которые активизируют внимание читателей, привлекают их к определенной информационной теме. Но если эти приемы повторяются, тиражируются в различных газетных текстах, они также превращаются в речевые штампы. Штампы появляются и для выражения застарелых представлений об общественной и хозяйственной жизни как постоянной борьбе и непрекращающемся сражении, например: битва за урожай, фронт работ, борьба за передовые идеалы, прорывы на новые рубежи и т. д.

Речевые штампы - категория оценочная, зависящая от обстоятельств речи и потому исторически изменчива. Ушли из употребления речевые штампы: агенты (акулы) империализма, найти горячий отклик в сердцах, от имени и по поручению, в ответ на пожелания трудящихся. Новое время рождает новые штампы: разгосударствление, бартерные сделки, гуманитарная помощь, борьба суверенитетов, освобождение цен, потребительская корзина, непопулярные меры, социально незащищенные группы, экономическое пространство и т. д.

Функция воздействия обусловливает острую потребность публицистики в оценочных средствах выражения. Публицистика берет из литературного языка практически все средства, обладающие свойством оценочности (чаще отрицательной), который особенно отчетливо проявляется в лексике и фразеологии: болячка, бесчеловечный, беспредел, вандализм, вредоносный, критиканство, мафия, шумиха, вакханалия, сговор, затея, диктат, махинации, политическая кухня и т. д.

Публицистика не только использует готовый материал, она преобразует, трансформирует слова из разных сфер языка, придавая им оценочное звучание. Для этой цели используется специальная лексика в переносном значении (инкубатор преступности, маршруты технического прогресса), лексика спорта (предвыборный марафон, раунд (тур) переговоров, объявить шах правительству); наименования литературных жанров (драма народов, кровавая трагедия, политический фарс, пародия на демократию) и т. д.

Публицистический стиль характеризуется некоторыми особенностями в области словообразования. Например, оценка того или иного события может быть выражена и при помощи словообразовательных элементов (образованщина, штурмовщина, обывательщина, хозяйничать, важничать, ультрасовременный), а также при помощи окказионализмов или речевых неологизмов - слов, созданных теми или иными авторами, но не получивших широкого употребления, тем более что они не зафиксированы в современных словарях: прихватизация, хрущобы.

В публицистическом стиле отмечается большая, чем в других стилях, активность интернациональных образовательных суффиксов (-ация, -ур, -ист, -изм, -ант) и иноязычных приставок (анти-, архи-, гипер-, де-, дез-, контр-, про-, пост-, транс-): глобализация, агентура, террорист, центризм, конкурсант, антиглобализм, депортация, архиреакционный, гиперинфляция, дезинформация, контрмеры, проамериканский, постсоветский, трансъевропейский). Частотно употребление существительных с суффиксами -ость, -ство, -ние, -ие (личность, алчность, аннулирование, сотрудничество, доверие); наречия с префиксом по-: по-деловому, по государственному. Для прилагательных также характерны русские и старославянские приставки: совладелец, вневедомственный, межконтинентальный, прозападный, противозаконный. Некоторые старославянские приставки придают словам "высокое" звучание: воссоздать, всевластный, воссоединить, преисполнить.

В публицистических текстах, особенно в языке газет, очень часто встречаются слова, образованные путем сложения: взаимовыгодный, добрососедский, многосторонний, повсеместный, волеизъявление, многоплановый, торгово-промышленный, общественно-политический, социально-экономический, либерально-демократический, административно-командный. В целях экономии речевых средств применяются аббревиатуры (АОО, МИД, ЧП, СНГ, МКС, НЛО, СОБР) и сокращения слов (Совбез, генсек, федералы, эксклюзив, нал, беспредел).

На морфологическом уровне публицистически окрашенных средств сравнительно немного. Здесь, прежде всего, можно отметить стилистически значимые морфологические формы различных частей речи. Например, употребление единственного числа существительного в значении множественного: русский человек всегда отличался своей понятливостью и выносливостью; это оказалось разорительным для британского налогоплательщика и т. д.

Исследование частотности употребления глагольных временных форм показывает, что для жанра репортажа и близких к нему жанров характерно употребление настоящего времени глагола, так называемого "настоящего репортажа". Очевидно, это объясняется тем, что в публицистике подчеркивается "сиюминутный" характер описываемых событий и что автор является очевидцем или даже участником описываемых событий: 3 апреля начинается визит в Минск Премьер-министра Республики Польша. Ученые разбирают подземные помещения южного флигеля. Среди морфологических форм выделяются формы возвратного и страдательного залогов глагола, они связаны с информационной функцией и способствуют объективности изложения: военная напряженность спадает, политические страсти накаляются. Очень активны формы страдательного причастия: меры приняты, российско-американские переговоры завершены. Журналисты отдают предпочтение книжным, нормативным вариантам словоизменения, однако нередко все же используют и разговорные окончания, чтобы добиться доверительного, непринужденного характера общения с читателем или слушателем: в цеху, в отпуску, трактора.

Для современной газетной речи в целом менее свойственна открытая призывность, лозунговость, неаргументированная директивность передовиц, более свойственны аналитичность, доказательность изложения, сдержанность в материалах международных и острая критичность в материалах о внутренней жизни страны, увеличение диалоговых форм изложения (столкновение различных точек зрения). Выходят на первый план диалогические жанры (интервью, беседа), информационно-аналитические (статья, комментарий), появляются новые жанры ("прямая линия", "круглый стол", "журналистское расследование").

Воздействующие функции ярко проявляются в синтаксисе публицистического стиля, который также имеет свои особенности. Из разнообразных синтаксических конструкций журналисты отбирают те, которые обладают значительным потенциалом воздействия, выразительности. Именно этим привлекают публицистику конструкции разговорной речи: они, как правило, сжаты, емки, лаконичны. Другое важное их качество - массовость, демократичность, доступность. Характерна для многих публицистических жанров также идущая от разговорной речи рубленая проза: короткие отрывистые предложения, напоминающие живописные мазки, из которых складывается общая картина, например: Большой зал. В углу огромный глобус. На стенах карты материков, схемы. На них красными линиями вычерчены будущие витки полета космического корабля. Горят голубые экраны электронных приборов. По ним непрерывно бегут белые линии. У телеэкранов радиоприемников склонились в деловом напряжении операторы. Использование эллиптических конструкций также придает высказыванию динамичность, интонацию живой речи: приватизационный чек - каждому, банки - не только для банкиров.

В публицистике встречаются практически все фигуры речи, однако значительно преобладают четыре группы: вопросы различных типов, повторы, создаваемые средствами разных языковых уровней, аппликации и структурно-графические выделения .

С первых строк статьи читатель часто встречается с различного рода вопросами к воображаемому собеседнику, служащими для постановки проблемы. По сформулированным вопросам читатель судит о проницательности журналиста, о сходствах и различиях между собственной и авторской точкой зрения, об актуальности темы и о том, представляет ли она интерес. Это и способ установить контакт с читателем и получить от него ответную реакцию, например: Все чаще в средствах массовой информации публикуются социологические данные о популярности претендентов на высокую должность и прогнозы о вероятном победителе. Но насколько надежны эти данные? Можно ли им доверять? Или это только средство формирования общественного мнения, своеобразный способ пропаганды желанного кандидата? Эти вопросы носят как политический, так и научный характер.

Автор не только задает вопросы, но и отвечает на них: Какие претензии предъявляются к переселенцам? Утверждают, что они опустошают пенсионную кассу и поглощают основные средства, выделяемые на пособия по безработице. Смена вопросительной интонации на утвердительную позволяет оживить внимание читателя, внести разнообразие в авторский монолог, создав иллюзию диалога. Данный стилистический прием называется вопросно-ответный ход, который облегчает и активизирует восприятие речи читателем или слушателем, придает тексту (речи) оттенок непринужденности, доверительности, разговорности.

Риторический вопрос представляет собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший, например: Станет ли связываться с банком человек, чьи сбережения в нем погорели? - Не станет связываться.

Умолчание - это стилистический прием, который в письменном тексте выделяется графическими средствами (многоточием) и указывает на невысказанность части мысли: Хотели как лучше, а получилось… как всегда. Многоточие - это намек на известные и автору, и читателю факты или обоюдно разделяемые точки зрения.

Вторая группа фигур, занимающих важное место в публицистических текстах - это повторы разных типов: лексический, морфологический, синтаксический, которые способны не только оказывать эмоциональное воздействие, но и производить изменения в системе "мнения - ценности - нормы", например: Еще юридический ликбез: закон категорически запрещает принимать в качестве правоустанавливающих документов абы какие, строго оговаривая их номенклатуру. Закон категорически запрещает принимать к рассмотрению и тем более опираться на документы, представленные иначе, как в подлинниках или копиях, но при наличии подлинника - спросите любого юриста!

Третье место по частоте употребления в тексте занимает аппликация - вкрапление общеизвестных выражений (пословиц, поговорок, газетных штампов, сложных терминов, фразеологических оборотов и т. д.), как правило, в несколько измененном виде. Использованием аппликации достигается сразу несколько целей: создается иллюзия живого общения, автор демонстрирует свое остроумие, оживляется "стершийся" от многократного употребления устойчивого выражения образ, например: Тут уж, как говорится, из "Интернационала" слова не выкинешь.

Популярным средством выразительности в публицистическом стиле является аллюзия - стилистический прием, используемый для создания подтекста и состоящий в намеке на какой-либо широко известный исторический, политический, культурный или бытовой факт. Намек осуществляется, как правило, с помощью слов или сочетаний слов, значение которых ассоциируется с определенным событием или лицом.

В публицистических текстах также широко употребляются структурно-графические выделения. К ним относится сегментация и парцелляция. В публицистической речи часто можно встретить различного рода расчленения текста, то есть такие конструкции, когда какая-нибудь структурная часть, будучи связана по смыслу с основным текстом, вычленяется позиционно и интонационно и располагается либо в препозиции (сегментация), либо в постпозиции (парцелляция): "Обмен купюр: неужели все напрасно?"; "Процесс пошел. Вспять?"; "Земельная реформа - какова ее цель?"; "Новые партии, фракции парламента и Советы - кто из них сегодня сможет осуществлять власть таким образом, чтобы она была не декорацией и не декларацией, а реально влияла на улучшение нашей жизни?"

Журналисты мастерски применяют различные синтаксические приемы экспрессии: инверсию (необычный порядок слов), обращения, побудительные и восклицательные предложения, присоединительные конструкции. В публицистическом стиле представлены все виды односоставных предложений: номинативные, неопределенно-личные, обобщенно-личные и безличные: Нам передают с места событий. В заметке сообщается.

Стремление к выразительности, образности и в то же время к краткости реализуется в публицистическом стиле также с помощью прецедентных текстов. Прецедентный текст - это некий культурный феномен, который известен говорящему, и говорящий ссылается на этот культурный феномен в своем тексте. При этом прецедентные тексты служат своего рода символами определенных стандартных ситуаций. Источниками прецедентных текстов являются художественные произведения, Библия, устное народное творчество, публицистические тексты, общественно-политические тексты, общеизвестные научные тексты, кинофильмы, мультфильмы, телепередачи, тексты песен и т. д. Уровень знания прецедентной базы языка свидетельствует о том, насколько хорошо человек владеет этим языком. Если газетная статья имеет название "А воз и ныне там…", восходящее к строке из басни И. А. Крылова "Лебедь, Щука и Рак", любой русскоговорящий, даже не читая эту статью, может понять, что речь пойдет о каком-то деле, которое следовало сделать давным-давно, однако оно до сих пор не сдвинулось с мертвой точки. Такие прецедентные тексты живут в сознании людей веками, вызывая одни и те же ассоциации.

Использование говорящим прецедентного текста обусловлено стремлением сделать свою речь более красивой или более убедительной, более доверительной или ироничной. Оперирование прецедентными текстами сопровождается апелляцией к знаниям, содержащимся в индивидуальной когнитивной базе адресата. Сказанное имеет отношение к характеристике языковой личности читателя, к его способности к умозаключениям и восприятию смысла. Без знания прецедентных текстов невозможно полноценное общение.

Ритм современной жизни, к сожалению, не всегда позволяет прочитать все статьи в газетах и журналах, поэтому читатель обращает внимание в первую очередь на заголовок публицистического текста. Это объясняется тем, что структура заголовка отличается лаконичностью, в нем обобщается самое главное из того, о чем говорится в тексте. Иными словами заголовок - это квинтэссенция текста, отражающая его суть. Современные СМИ требуют все больше оригинальных, ярких, экспрессивных, привлекающих внимание заглавий. Газетный или журнальный заголовок призван заинтересовать читателя, вызвать у него желание продолжать чтение .

В отличие от невыразительных заглавий советского времени, современные названия характеризуются выразительными языковыми и стилистическими средствами. Экспрессия, ради которой используются прецедентные тексты в заголовках современных журнальных, газетных публикаций, базируется на их общеизвестности. Это может быть точная цитата: Чем бы дитя ни тешилось (Искусным вором оказалась одиннадцатилетняя девочка), Прощай, оружие! (Евросоюз отказал Китаю в военных технологиях), Ледовое побоище (С наступлением весны традиционно растет число травм среди пермяков). Казалось бы, прецедентный смысл заголовка вполне прозрачен и ясен читателю, однако этот смысл переиначивается в соответствии с содержанием журнальной или газетной статьи.

лексический стилистический публицистический текст

13 неделя. Тема: «Публицистический стиль и его признаки. Функции публицистического стиля. Стилеобразующие черты. Языковые средства, формирующие публицистический стиль».

Цель: Формирование у студентов понятия о публицистическом стиле речи.

По завершению урока студент должен уметь:

1. разграничивать литературные и нелитературные стили речи;

2. выделять тексы публицистического стиля по характерным признакам;

3. выделять языковые средства, характерные для публицистического стиля;

4. использовать публицистические тексты в соответствии с коммуникативной ситуацией;

5. использовать слова глоссария в процессе профессиональной коммуникации.

Слово публицистика произошло от лат. publicus – общественный.

Основная цель публицистического стиля – информирование, передача общественно значимой информации, воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то, внушение ему определенных идей, побуждение его к определенным действиям. Обслуживает широкую сферу общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных, повседневного быта, используется в общественно-политической литературе, периодической печати (газеты, журналы), радио - и телепередачах, документальном кино, некоторых видах ораторской речи (например, в политическом красноречии).

Задание 1 . Составьте как можно больше словосочетаний со словами «публичный» и «публика».

Пример : публичная речь, публичная библиотека, благодарная публика.

Функции публицистического стиля

- Информационная . Основная задача публицистического текста – сообщить новую, актуальную информацию.


- Экспрессивная . Большинство жанров публицистического стиля имеют цель воздействовать на слушателя или читателя.

Задание 2. Прочитайте текст. Определите, какая функция публицистического стиля нашла в нем отражение. Проиллюстрируйте свой ответ конкретными примерами из текста.

Собачка - друг Интернета

Сегодня почта ассоциируется не с конвертами и марками, а с собачкой и точкой. Символ используется в адресе электронной почты как разделитель между именем пользователей и именем хоста (компьютерами, на которых находятся их почтовые ящики).

Современное название символа – «коммерческое at». Оно произошло от записи расчетов. Например, «7 widgets @ $2 each = $14», что переводится как «7 штук по $2 = $14». Этот символ использовался в деловых бумагах, он был на пишущих машинках, а затем был перенесен на клавиатуру компьютера.

Когда создателя электронной почты Томлинсона спросили, почему он выбрал символ @ , тот объяснил это просто: «Я искал на клавиатуре знак, который не мог встретиться ни в одном имени и вызвать путаницу». Первым сетевым адресом стал tomlinson@bbn-tenexa.

Почему русскоязычные пользователи чаще всего называют символ @ именно «собака»? Во-первых, значок действительно похож на свернувшуюся калачиком собачку. Во-вторых, отрывистое звучание английского «at» немного напоминает собачий лай. Ещё это символ называют также лягушкой, плюшкой, ухом, бараном...

В Германии и Польше знак @ – это «обезьяний хвост», «обезьянье ухо», «скрепка», «обезьяна», в Америке и Финляндии – «кошка», в Китае и на Тайване - «мышонок», в Турции – «розочка», в Сербии – «чокнутая А», во Вьетнаме – «скрюченная А». А вот дисциплинированные японцы используют английское «attomark». (По И. Риневу)

Задание 3 . Обратите внимание на слова «ассоциироваться», «коммерческий», «электронный», «русскоязычный», «дисциплинированный». Объясните, почему в них пишется удвоенная согласная.

Задание 4 . Поисковая работа. Найдите информацию о других используемых в интернете знаках и символах (амперсанд, октоторп и т. д.). Подготовьте небольшое выступление в публицистическом стиле об этих знаках.

Для публицистического стиля характерны следующие черты :

O Точность и достоверность

O Конкретность

O Страстность, призывность

O Общедоступность

O Образность

O Эмоциональность

Задание 5. Объясните, как проявляется каждая черта в публицистическом тексте. Для примера возьмите журнальную статью на интересующую вас тему.

Языковые особенности публицистического стиля речи

Лексические средства

O Общественно-политическая лексика: демократия, избирательная кампания, митинг, прогрессивный, политическая партия

O Термины (науки, искусства, спорта, военного дела): арена политической борьбы, информационные технологии , диалог между странами , инновационные открытия

O Речевые стереотипы (клише): по данным из информированных источников, век развития коммуникаций, эра Интернета.

O Неологизмы: модифицированный, планшет, гаджет, ньюсмейкер .

Морфологические и словообразовательные средства

Активное использование интернациональных приставок: анти-, контр-, нео-, псевд-, ультра - и т. п.: ультрасовременный, антиглобалист, псевдоискусство.

Слова с суффиксами -ость , -ств, - ени, интернациональными суффиксами - ци(я), изацш(я), - ист, - изм, - ант: гуманизм, информатизация, модернизация.


Существительные, имеющие собирательное значение: человечество, студенчество.

Императивные формы глаголов, выражающие призыв к совместному действию: должны начать, обновляйте, будем продолжать.

Синтаксические средства

O Риторические вопросы: Кто такой герой нашего времени? С этим вопросом мы обратились к нашим зрителям.

O Повторы: Мы часто даже не знаем всех возможностей наших гаджетов, не знаем и не хотим узнавать.

O Восклицательные предложения: Какой удивительный мир открывается перед человеком, впервые «познавшим» Интернет!

O Обращения: Уважаемые слушатели! Сегодня мы поговорим о новинках в сфере IT-технологий.

Задание 6 . Прочитайте текст. Отметьте черты, характерные для публицистического стиля. Найдите все языковые средства, характерные для публицистического стиля.

Составьте вопросы к тексту. При составлении вопросов особое внимание обратите на неологизмы , связанные с технологиями.

Перепишите текст так, чтобы он имел форму интервью (или нескольких интервью с разными людьми). Вы можете добавлять дополнительную информацию или использовать только то, что дано в тексте.

ИнтерДа или ИнтерНЕТ?

Первая в истории человечества премия под названием «Технология тысячелетия» была присуждена Тиму Бернерсу Ли – изобретателю Интернета.

Работая в 80-е годы XX века в Европейском центре ядерных исследований, Бернерс Ли придумал и внедрил метод, названный гипертекстом. Этот метод и лёг в основу передачи информации по компьютерной сети.

Осенью 1990 года появился первый в мире интернет-сервер и интернет-браузер – так родилась «документированная вселенная», о которой мечтали многие ученые XX века.

К сожалению, всемирная паутина давно превратилась в глобальную помойку. Здесь можно найти всё – порносайты, информацию о наркотиках и взрывных устройствах и т. д. Можно на странице интернет-форума оскорбить как угодно кого угодно и не понести за это никакой ответственности. Здесь уже нельзя отличить правду от лжи. «Сейчас анонимность Интернета граничит с хаосом, – говорит разработчик антивирусных программ Евгений Касперский. – Отсутствие правил поведения, наблюдательных органов напоминает ситуацию на дорогах, где нет правил, знаков, водительских прав , номеров. Причем даже если 99% пользователей будут вести себя корректно, 1% хулиганов сможет нарушить работу всей Сети».

Выход можно найти или в модернизации Интернета, или в создании Интернета-2, параллельного и надежно защищенного. Ведь это большое заблуждение, что Всемирная паутина анонимна. Человек выходит в Сеть – и все его передвижения фиксируются у провайдера. Значит, эту информацию можно использовать для организации новой Всемирной паутины, для определения каждого пользователя (что-то наподобие водительских прав).

Впрочем, по мнению Касперского, Интернет – в том виде, в каком существует сейчас, – доживает свои последние годы. Уже сейчас есть вирусы , способные за считанные часы «убить» его. Просто их до поры до времени не выпускали за пределы узкого круга специалистов.

Если же хакеры совершат глобальную атаку на Сеть и выведут
из строя несколько суперсерверов (это основа Интернета – их всего чуть больше десяти), то Всемирная паутина окажется разорванной на части. И пользователи из разных регионов просто не смогут связаться друг с другом. И тогда мы вернёмся к старым средствам
связи – почте, телефону и телеграфу. Наверное, и о книгах на полках вспомним... Неужели такое возможно? (По Д. Писаренко)

Глоссарий

Гипертекст

Провайдер

Задание 7. Выберите из газеты 20 слов, характерных для публицистического стиля. Десять слов должны иметь положительно-оценочную окрашенность, остальные – отрицательно-оценочную. Слова должны быть даны в составе предложений.

Например : Благодаря компактным размерам и питанию от аккумулятора цифровое перо – превосходный спутник для художника-графика или дизайнера, для всех, кто любит чертить и рисовать в свободное время .

Задание 8. Выберите из газетно-журнальных текстов не менее 10 публицистических устойчивых словосочетаний. Покажите на их примере положительно-оценочную и отрицательно-оценочную окрашенность в публицистических контекстах.

Например:

Словосочетания, имеющие положительно-оценочную окрашенность: Мир цифровых технологий энергично развивается в различных направлениях: компьютерном, цифровом, бытовом. Словосочетания, имеющие отрицательно-оценочную окрашенность: Сегодня интернет-провайдеры не пытаются вставлять друг другу палки в колеса , так как этот рынок практически свободен.

Задание 9 . Перепишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Особое внимание обращайте на предложения с прямой речью. Подчеркните в тексте слова, называющие общественные процессы и явления; объясните значение этих слов. Выпишите из текста аббревиатуры и расшифруйте их значение.

На состоявшемся в Алматы VII Евразийском медиафоруме на сессии «Роль СМИ в условиях билингвизма и мультикультурного общества» один из спикеров – бывший министр культуры и информации Казахстана – Ермухамет Ертысбаев отметил В том что Казахстан в итоге стал одним из лидеров СНГ в социально-экономической рыночной политической модернизации – серьезную роль сыграл именно билингвизм. Сейчас в Казахстане выходит 463 газеты на казахском языке, 874 на русском – значительно больше. Русский язык доминирует потому что он один из шести мировых языков и никто не ставит в Казахстане задачу ущемить и сократить его влияние... Казахстан кстати является единственной, по-моему, страной в мире где из госбюджета мы финансируем газеты выходящие на немецком, корейском, украинском и уйгурском языках.

Радик Ватыршин, председатель ТРК «Мир» сказал В странах бывшего Советского Союза есть общий рынок СМИ... Единый русский язык в нашем общем информационном пространстве – это не недостаток а конкурентное преимущество.

Еще одна объединяющая бывшие советские республики проблема – борьба с экстремизмом терроризмом трансграничной преступностью наркотрафиком. добавил Это противостояние мировому злу – один из реально действующих механизмов. И если бы не было инструмента СНГ и целой серии подписанных соглашений о борьбе с терроризмом многие вопросы решались бы гораздо сложнее уверен министр иностранных дел.

Валерий Рузин вице-президент Евразийской Академии телевидения и радио сказал Медиа-форум – явление знаковое. Он превратился для многих журналистов не только российских но и из стран дальнего зарубежья в визитную карточку Казахстана. Потому что здесь обсуждаются как правило актуальные интересные спорные вопросы и в борьбе мнений, очень интересно сталкиваются точки зрения.

(По материалам ТРК «Хабар»)

Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит “общественный, государственный”. Однокоренными со словом публицистический являются слова публицистика (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на общественно-политические темы). Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения: 1)посетители, зрители, слушатели; 2) люди, народ.

Цель публицистического стиля речи - информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Сфера употребления публицистического стиля речи - общественно-экономические, политические, культурные отношения.

Жанры публицистики - статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.

Для публицистического стиля речи характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность и соответствующие им языковые средства. В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.

Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решении, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логичной последовательности, используется общенаучная терминология. Это сближает его с научным стилем.

Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Это также сближает его с научным стилем речи. С другой стороны, для публицистической речи характерна страстность, призывность. Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, - общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

У публицистического стиля много общего и с художественным стилем речи. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.

Широко известны публицистические статьи литературных критиков В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, Н.В. Шелгунова, историков С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, философов В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, выступления выдающихся русских юристов А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако. К публицистическим жанрам обращались М. Горький (циклы «О современности», « В Америке», «Заметки о мещанстве», «Несвоевременные мысли»), В.Г. Короленко (письма А.В. Луначарскому), М.А. Шолохов, А.Н. Толстой, Л.М. Леонов. Известны своими публицистическими статьями писатели С.П. Залыгин, В.Г. Распутин, Д.А. Гранин, В.Я. Лакшин, академик Д.С. Лихачев.

К публицистическому стилю (как говорилось ранее) относится речь защитника или обвинителя на суде. И от их ораторского искусства, умения владеть словом, нередко зависит судьба человека.

Для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека, и др.

В публицистическом стиле часто используются слова: с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз- (с-); с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх-.

Для лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с ярко эмоциональной окраской.

Средства эмоционального воздействия, употребляемые в этом стиле речи, многообразны. В большинстве своем они напоминают изобразительно- выразительные средства художественного стиля речи с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений.

К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены эпитеты (в том числе являющиеся приложением), сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация. Градация иногда сочетается с повтором (нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной минуты), она может усиливаться грамматическими средствами: употреблением градационных союзов и союзных сочетаний (не только…, но и; не только…, а и; не только…, сколько). Сюда относятся фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи (в том числе просторечия); использование литературных образов, цитат, языковых средств юмора, иронии, сатиры (остроумных сравнений, иронических вставок, сатирического пересказа, парадирования, каламбуров).

Эмоциональные средства языка сочетаются в публицистическом стиле со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания.

Общественно-политическая лексика пополняется в результате заимствований, новообразований и возрождения известных ранее слов, но получивших новое значение (например: предприниматель, бизнес, рынок и др.).

В публицистическом стиле речи, как и в научном, часто используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения типа голос мира, страны ближнего зарубежья. В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения, возвратные глаголы.

Д ля синтаксиса этого стиля речи характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.

Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный».

Однокоренными со словом публицистический являются слова публицистика (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на общественно-политические темы).

Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения:

1) посетители, зрители, слушатели;

2) люди, народ.

Цель публицистического стиля речи - информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Сфера употребления публицистического стиля речи - обще­ственно-экономические, политические, культурные отношения.

Жанры публицистики - статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.

Для публицистического стиля речи характерны:

Логичность,

Образность,

Эмоциональность,

Оценочность,

Призывность

и соответствующие им языковые средства.

В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.

Публицистический текст часто строится как научное рассуждение : выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология. Это сближает его с научным стилем.

Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью . Это также сближает его с научным стилем речи.

С другой стороны, для публицистической речи характерна страстность, призывность . Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, - общедоступность : она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

У публицистического стиля много общего и с художественным стилем речи. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства , прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи .

Широко известны публицистические статьи В. Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, Н.В. Шелгунова, историков В.С. Соловьева, В.О. Ключевского, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, выступления выдающихся русских юристов А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако.

К публицистическим жанрам обращались М. Горький (циклы «О современности», «В Америке», «Заметки о мещанстве», «Несвоевременные мысли»), В.Г. Короленко (письма А.В. Луначарскому), М.А. Шолохов, А.Н. Толстой, Л. М. Леонов, И.Г. Эренбург.

Известны своими публицистическими статьями писатели С. Залыгин, В.Г. Распутин, Д.А. Гранин, В. Лакшин, академик Д.С. Лихачев.

К публицистическому стилю (как говорилось ранее) относится речь защитника или обвинителя на суде. И от их ораторского искусства, умения владеть словом, нередко зависит судьба человека.

Лексические особенности публицистического стиля

Для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека, и др.

В публицистическом стиле часто используются слова: с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз(с), с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх-. Сложные и сложносокращенные слова, устойчивые обороты речи широко используются в жанрах публицистики.

Эмоциональные средства выразительности в публицистическом стиле речи

Для лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской.

Средства эмоционального воздействия, употребляемые в этом стиле речи, многообразны. В большинстве своем они напоминают изобразительно-выразительные средства художественного стиля речи с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений.

К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены эпитеты (в том числе являющиеся приложением), сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация.

Градация иногда сочетается с повтором (нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной минуты), она может усиливаться грамматическими средствами: употреблением градационных союзов и союзных сочетаний (не только..., но и; не только..., а и; не столько..., сколько).

Сюда относятся фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи (в том числе просторечия); использование литературных образов, цитат, языковых средств юмора, иронии, сатиры (остроумных сравнений, иронических вставок, сатирического пересказа, пародирования, каламбуров).

Эмоциональные средства языка сочетаются в публицистическом стиле со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания.

Общественно-политическая лексика пополняется в результате возрождения известных ранее слов, но получивших новое значение. Таковы, например, слова: предприниматель, бизнес, рынок и др.

Синтаксические особенности публицистического стиля речи

В публицистическом стиле речи, как и в научном, часто используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения типа голос мира, страны ближнего зарубежья. В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения, возвратные глаголы.

Для синтаксиса этого стиля речи характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.

Образец текста публицистического стиля

Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.

К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесен некоторый ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами. (Информационная заметка в газете)

Публицисти́ческий стиль - функциональный стиль речи, который используется в жанрах: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, памфлет, ораторская речь.

Публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. В нём широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы и др. На языковых особенностях данного стиля сказывается широта тематики: возникает необходимость включения специальной лексики, требующей пояснений. С другой стороны, ряд тем находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. Среди таких тем следует выделить политику, экономику, образование, здравоохранение, криминалистику, военные темы.

Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской (энергичный старт, твёрдая позиция, тяжелейший кризис).

Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.

Функции публицистического стиля:

Информационная - стремление в кратчайший срок сообщить людям о свежих новостях

Воздействующая - стремление повлиять на мнение людей

Задача речи:

воздействовать на массовое сознание

призывать к действию

сообщать информацию

Лексика имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и жаргонные элементы. Лексика, характерная для публицистического стиля, может употребляться и в других стилях: в официально-деловом, научном. Но в публицистическом стиле она приобретает особую функцию - создать картину событий и передать адресату впечатления журналиста от этих событий.

Эмоциональные средства выразительности в публицистическом стиле речи (эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы, обращения, лексические повторы, градация; фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи, цитаты, юмор, ирония, сатира), их сочетание со строгой логической доказательностью.

Для лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской.

Средства эмоционального воздействия, употребляемые в этом стиле речи, многообразны. В большинстве своем они напоминают изобразительно-выразительные средства художественного стиля речи с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений.

К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены эпитеты (в том числе являющиеся приложением), сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация. Градация иногда сочетается с повтором (нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной минуты), она может усиливаться грамматическими средствами: употреблением градационных союзов и союзных сочетаний (не только..., но и; не только..., а и; не столько..., сколько). Сюда относятся фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи (в том числе просторечия); использование литературных образов, цитат, языковых средств юмора, иронии, сатиры (остроумных сравнений, иронических вставок, сатирического пересказа, пародирования, каламбуров).

Эмоциональные средства языка сочетаются в публицистическом стиле со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания.

Общественно-политическая лексика пополняется в результате возрождения известных ранее слов, но получивших новое значение. Таковы, например, слова:предприниматель, бизнес, рынок и др.

26 . Особенности устной публичной речи, стилевые черты. Жанровое своеобразие.

Публичная речь – это основа ораторского искусства. Для того чтобы выступление было ярким и запоминающимся, нужно следовать некоторым правилам воздействия устной речи на слушателя:

Политические речи произносят, например, с трибуны парламентов лидеры пришедшей к власти партии, а также главы правительств и государств, излагающие свою политическую программу действий.

Дипломатические речи произносятся обычно тогда, когда вручаются верительные грамоты представите лями дипломатического корпуса зарубежной страны, когда ведутся переговоры на уровне глав государств, министров иностранных дел, послов и т. п.

Политическое обозрение содержит в себе крат кую характеристику международных и внутригосударствен ных политических событий; в монологической речи полити ческого обозревателя дается не только информация о событиях и фактах, но и идейная, партийная оценка их. Политическое обозрение мозаично по композиции, но объединено одной общей идеей.

Военно-патриотические речи посвящаются вопросам воспитания любви к России, готовности встать на ее защиту, прославлению подвигов тех, кто сражался за свободу отечества в годы граж данской, Великой Отечественной войн;

Митинговая речь по содержанию может быть по литической, патриотической; звучит она на митинге, т. е. при стечении большого числа людей, и характеризуется призывностью, страстностью, эмоциональной напряженностью.

Агитаторская речь близка к митинговой, по от личается от нее гораздо меньшим охватом слушателей и меньшим эмоциональным накалом, да и по времени она значительно короче. Агитация и пропаганда пронизывают всю нашу общественную жизнь. В деле патриотического воспитания народных масс наша страна опирается на многомиллионную армию агитаторов и пропагандистов, внимательно следит за их деятельностью, всячески по ощряет их работу.